*
"Я поведу тебя в музей", - сказала мне сестра..."

Сегодня в музей приглашаю вас я. Но, музей слишком большой, поэтому только кусочек его.
Эрмитаж. Давно ли вы были в нём? Питерцы бывают нечасто, по случаю. Раз в несколько лет. Иногда – раз… в жизни.
В этот раз я был поражён отремонтированной Галереей. Она стала вновь светлой ! О ней и поговорим...


Снимок с официального сайта Эрмитажа.

Историческая справка:

Военная галерея 1812 года была создана в 1826 г. по проекту К. Росси в парадной части Зимнего дворца. Она предваряет Большой тронный (Георгиевский) зал. Стены галереи украшены 12 лепными лавровыми венками с названиями наиболее важных сражений 1812-814 гг. Более 300 портретов представляют героев войны с Наполеоном, прославивших Россию своими подвигами.

Торжественное открытие галереи состоялось в царствование Николая I, в годовщину изгнания французов из России - 25 декабря 1826 г. Солдаты кавалерийских и пехотных полков прошли по галерее торжественным маршем мимо портретов военачальников, под командованием которых они доблестно сражались в 1812-1814 гг.

Поэтому мы ходим по тому же залу, мимо тех же картин, что и Александр Сергеевич!
Меня это лично потрясает! Особенно по этому залу, хожу с пиететом особым… И читаю:




А вот такой в год её открытия зарисовал Григорий Григорьевич Чернецов:


А потом её чуть-чуть реконструировали и потолок, например, стал иным. Вот картина Э.П.Гау, 1862 год.


Последняя реконструкция лишила нас на некоторое время видеть галерею.
В связи со значительным износом кровли Галереи 1812 года (последний ремонт был проведен в 1960-е годы) дирекция Государственного Эрмитажа приняла решение о реконструкции кровли и световых фонарей. После ремонта световых фонарей в январе 2001 года приступили к монтажу новой кровли. И потолок вновь засиял!



До самого потолка - портреты Героев.



Вот, например, Голенищев-Кутузов. Но, не тот, не фельдмаршал Михаил Илларионович, он на следующем снимке. А Павел Васильевич, потом стал военным Санкт-петербургским генерал-губернатором, тоже круто!




А вот, например, представитель славной фамилии Пален Павел Петрович фон дер (1775-1834) ,граф, генерал от кавалерии (пока ещё генерал-лейтенант). Интересно, но он сын тоже военного петербургского генерал-губернатора П.А. фон дер Палена, возведенного 22.2.1799 в графское достоинство.




А это - просто кот . Представитель знаменитого семейства эрмитажных котов. Которых кормят за счёт Эрмитажа. А они, изредка, преодолевая сытость, изволят работать...:))




Мы увидели только сотую часть Эрмитажа. Приходите почаще!

А я с удовольствием увидел, что любимые импрессионисты на месте, на месте и рыцари в лилипутских доспехах.

На третьем этаже подошёл к девочке Ренуара. «Здравствуй, девочка, - сказал я, - как давно я не видел тебя…»
«Ой, здравствуй, - ответила она и весело засмеялась, - почему ты так долго не приходил? Мы скучали…»
Глаза мои увлажнились. И на сердце стало тепло и покойно...:)
Я приду снова… Ведь нас тут ждут… Очень.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,

Ни плясок, ни охот, - а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

А.С.Пушкин

332 портрета генералов, проявивших отвагу в ходе Отечественной войны 1812 года, украшают протянувшуюся от Гербового до Большого тронного зала Зимнего дворца Военную галерею. По проекту Карла Росси, к 1826 году для создания портретного зала объединили несколько небольших помещений различного назначения. Поскольку открытие галереи должно было непременно состояться 25 декабря – в день изгнания армии Наполеона с русской земли, то работы по созданию интерьера зала и написанию портретов велись в довольно спешном порядке. И все же в день открытия многие места на стенах галереи пустовали, задрапированные тканью. Именные таблички на них обозначали героев, портреты которых должны были вскоре занять свои места.

После праздничной службы в Дворцовой церкви с последующим освящением галереи, по ней торжественным парадом прошли солдаты пехоты и кавалерии, отдавая честь портретам своих героических военачальников.

Стоит отметить, что все эти портреты были созданы одним художником – англичанином Джорджем Доу, которому ассистировали Александр Поляков и Вильгельм Голике. Список генералов составлялся Инспекторским департаментом Главного штаба, однако некоторые фамилии были оттуда вычеркнуты лично Александром I без объяснения причин. Историки предполагают, что император убрал из почетной галереи военнослужащих, проявивших сочувствие к восстанию декабристов.

Пожар 1837 года полностью уничтожил интерьер Военной галереи. Однако, удивительным образом, все до единого портреты героев удалось спасти от огня. При реставрации архитектор Владимир Стасов увеличил галерею почти на 6 метров, сделав ее еще более значительной и торжественной.

Список генералов, удостоенных чести украсить своими портретам галерею Зимнего дворца, был сформирован в 1820 году. Учитывая огромный фронт работ, Джордж Доу немедленно приступил к их написанию. Увы, оказалось, что к тому времени многие генералы из списка уже скончались, либо были настолько немолоды, что совсем не желали проделывать трудный путь по российским дорогам из своих губерний в столицу, с той лишь целью, чтобы каких-то пару раз позировать художнику. Поэтому многие из них были писаны с уже существующих портретов, присланных в Петербург со всех концов страны самими генералами, или их родственниками. Известно несколько курьезных случаев, когда жена отправляла портрет своего мужа времен его юности, с сопроводительным письмом: «Несмотря на то, что мой муж скончался в почтенных летах, могу свидетельствовать, что за эти годы он ничуть не изменился».

Галерея Отечественной войны 1812 в Санкт-Петербургском музее Эрмитаж — место удивительное. Эта галерея в наиболее полной манере представляет искусство и его помощников А. В. Полякова и Голике, которые и написали все 332 портрета русских генералов , что представлены в этом зале. Вся коллекция, как вы уже, наверное, могли понять из названия, относится к Отечественной войне 1812 года и её участникам. Это не только галерея красивых произведений искусства великих художников, но и дань памяти героям той войны.

Кроме большого количества портретов вышеуказанных художников здесь представлены два больших конных портрета Александра I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III художника Ф. Крюгера, а также большой конный портрет австрийского императора Франца I художника П. Крафта. Ещё две работы были написаны Петером фон Гессом, это: «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину».

Стоит сказать, что сама галерея очень красива и необычна. Спроектировал её знаменитый архитектор Карло Росси. Пожар в Зимнем дворце, который произошёл 17 декабря 1837 года, уничтожил многие залы, включая и этот, но, к счастью, все до одной картины были спасены и не пострадали. С уверенностью можно утверждать, что это один из самых необычных залов во всём музее Эрмитаж. Огромное собрание портретов находится в одном месте. Разбегаются глаза от их обилия. Если рассматривать каждый из них, то наверняка понадобится несколько часов.

Сразу же после окончания Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русских войск 1813-1814 годов были предприняты шаги для того, чтобы увековечить подвиг русской армии.

По всей стране, в городах и при монастырях, в память подвига 1812 года строились колокольни. Появились конные скульптуры Барклая де Толли и Кутузова перед Казанским собором, триумфальные арки в Москве и Петербурге, а также Александровская колонна на Дворцовой площади.

Галерея войны 1812 года в Эрмитаже относится к числу подобных памятников. Но по своему замыслу и исполнению она не имеет аналогов в европейской культуре. В Англии, в Виндзорском дворце, был создан Зал памяти Ватерлоо, где были выставлены всего 28 портретов монархов, полководцев и дипломатов, имеющих отношение к данной битве. Задача Галереи была намного значительнее: оставить в памяти потомков всех русских генералов-участников войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов.

История создания

История создания Галереи началась в 1818 году, в Ахене, где проходил один из конгрессов Священного союза, призванного установить новый европейский порядок по окончании наполеоновских войн. На конгрессе присутствовали не только монархи, но и их многочисленные свиты. Со свитой герцога Эдуарда Кентского прибыл английский художник Джордж Доу, который к тому времени не только закончил с золотой медалью Академию художеств в Лондоне, но и успел приобрести популярность как портретист, удачно передававший сходство с оригиналом. Здесь, в Ахене, Доу получил свой первый русский заказ от начальника Главного штаба русской армии князя П.М. Волконского, который входил в ближайшее окружение императора Александра I. Император случайно зашел к своему приближенному в тот момент, когда он позировал художнику, и поразился быстроте работы Доу и точности передачи черт оригинала. В результате Джордж Доу был приглашен для работы в Петербург, куда и приехал в 1819 году. Ему было поручено запечатлеть облик русских генералов. Художнику предстояла грандиозная работа более 300 портретов. Его работа продолжалась в течение 10 лет с 1819 по 1828 годы. Практически ему приходилось ежемесячно писать для Галереи по 2-3 портрета. Несмотря на напряженную работу, к открытию Галереи все портреты не были готовы. Место недостающего портрета занимала соответствующая картинная рама с табличкой, на которой указывалось имя того генерала, чей портрет должен был здесь находиться. В работе художнику помогали А.В. Поляков и В.А. Голике. Они делали копии с портретов тех генералов, которые по тем или иным причинам не могли прибыть в Петербург для личного позирования и присылали Доу уже имевшиеся у них изображения. Позже, в связи со спросом, возникшем в русском обществе, Джордж Доу пригласил из Англии граверов, которые воспроизводили и тиражировали гравюрные копии портретов героев Отечественной войны. Эти гравюры были весьма популярны в России.

Император решил, что необходимо написать портреты всех тех, кто были генералами в 1812 году или получили это звание за отличия, проявленные в боях 1812-1814 годов. Несмотря на тщательную работу по подготовке списков генералов, портреты некоторых из них так и не были размещены в Галерее. По ряду причин в Галерее не оказалось портретов М.А. Дмитриева-Мамонова, М.Ф. Орлова, П.П. Пассека и других. Портрет декабриста генерала С.Г. Волконского был готов еще до декабрьского восстания 1825 года, но он тоже не выставлялся в Галерее по политическим причинам вплоть до 1903 года, когда отношение к декабристам изменилось.

Открытие Галереи

Зал Галереи было решено было разместить между Белым Тронным и Большим Тронным залами, где ранее находился ряд небольших комнат. Зал был спроектирован архитектором Карлом Росси и строился с июня по ноябрь 1826-го. Открытие Галереи состоялось 25 декабря 1826 года. В этот день отмечалось избавление России от наполеоновских войск. На церемонии открытия в Галерее присутствовал император, его двор, а также ветераны Отечественной войны и части гвардейских полков. Во время торжественного богослужения гвардейцы были построены в Тронных залах, а затем маршем прошли по Галерее мимо портретов генералов Отечественной войны.

В 1830-е годы Галерея была пополнилась большими портретами императора Александра I, австрийского императора Франца I и прусского короля Фридриха Вильгельма III, которые были союзниками России в заграничных походах. В 1837 году в Зимнем дворце произошел большой пожар, в результате которого убранство Галереи полностью погибло. Но гвардейцы вынесли портреты героев Отечественной войны, и они не пострадали от огня. Впоследствии Галерея была восстановлена по чертежам В.П. Стасова. Уже в советское время экспозицию дополнили портретами дворцовых гренадеров, которым было поручено охранять Дом ветеранов Отечественной войны, и двумя картинами художника Петера фон Гесса: ««Бородинское сражение» и «Отступление французов через Березину»».

Публикации раздела Музеи

Генералы 1812 года и их милые жены

К годовщине Бородинской битвы вспоминаем героев Отечественной войны 1812 года, разглядываем их портреты из Военной галереи Эрмитажа, а также изучаем, какие прекрасные дамы были их спутницами жизни. Рассказывает Софья Багдасарова.

Кутузовы

Неизвестный художник. Михаил Илларионович Кутузов в молодости. 1777

Джордж Доу. Михаил Илларионович Кутузов.1829. Государственный Эрмитаж

Неизвестный художник. Екатерина Ильинична Голенищева-Кутузова. 1777. ГИМ

Великий полководец Михаил Илларионович Кутузов на портрете кисти Доу из Военной галереи написан во весь рост. Таких больших полотен в зале немного - подобной чести удостоены император Александр I , его брат Константин, австрийский император и прусский король, а из полководцев еще лишь Барклай де Толли и британец лорд Веллингтон.

Жену Кутузова звали Екатерина Ильинична, в девичестве Бибикова. На парных портретах, заказанных в 1777 году в честь свадьбы, Кутузов узнается с трудом - он молод, у него оба глаза. Невеста напудрена и нарумянена по моде XVIII века. В семейной жизни супруги придерживались нравов того же фривольного столетия: Кутузов возил в обозе женщин сомнительного поведения, жена его веселилась в столице. Это не мешало им нежно любить друг друга и своих пятерых дочерей.

Багратионы

Джордж Доу (мастерская). Петр Иванович Багратион. 1-я половина XIX века. Государственный Эрмитаж

Жан Герен. Ранение Петра Ивановича Багратиона в Бородинском бою. 1816

Жан-Батист Изабе. Екатерина Павловна Багратион. 1810-е. Музей Армии, Париж

Знаменитый военачальник Петр Иванович Багратион на Бородинском поле был тяжело ранен: ядро раздробило ему ногу. Его на руках вынесли из битвы, но врачи не помогли - через 17 дней он скончался. Когда в 1819 году английский живописец Джордж Доу принялся за огромный заказ - создание Военной галереи, облик погибших героев, в том числе Багратиона, ему пришлось воссоздавать по работам других мастеров. В данном случае ему пригодились гравюры и карандашные портреты.

В семейной жизни Багратион был несчастлив. Император Павел, желая ему лишь добра, в 1800 году выдал за него замуж красавицу, наследницу потемкинских миллионов Екатерину Павловну Скавронскую. Легкомысленная блондинка мужа бросила и уехала в Европу, где ходила в полупрозрачном муслине, неприлично облегающем фигуру, тратила огромные суммы и блистала в свете. В числе ее любовников был австрийский канцлер Меттерних, которому она родила дочь. Смерть супруга не повлияла на ее образ жизни.

Раевские

Джордж Доу. Николай Николаевич Раевский. 1-я половина XIX века. Государственный Эрмитаж

Николай Самокиш-Судковский. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой. 1912

Владимир Боровиковский. Софья Алексеевна Раевская. 1813. Государственный музей А.С. Пушкина

Николай Николаевич Раевский, поднявший под деревней Салтановкой в наступление полк (по легенде, рядом с ним в бой пошли два его сына, 17 и 11 лет), в сражении выжил. Доу, скорее всего, писал его с натуры. Вообще, в Военной галерее - более 300 портретов, и хотя английский художник «подписал» их все, но основной массив с изображением простых генералов создавали его русские помощники - Александр Поляков и Вильгельм Голике. Однако самых важных генералов Доу все-таки портретировал сам.

У Раевского была большая любящая семья (Пушкин долго вспоминал путешествие с ними по Крыму). Женат он был на Софье Алексеевне Константиновой - внучке Ломоносова , вместе с обожаемой женой они пережили много несчастий, в том числе опалу и расследование декабристского восстания. Тогда сам Раевский и оба его сына оказались под подозрением, однако позже их имя было очищено. Его дочь Мария Волконская последовала за мужем в ссылку. Удивительно: все дети Раевских унаследовали огромный прадедушкин ломоносовский лоб - правда, девочки предпочитали прятать его за локонами.

Тучковы

Джордж Доу (мастерская). Александр Алексеевич Тучков. 1-я половина XIX века. Государственный Эрмитаж

Николай Матвеев. Вдова генерала Тучкова на Бородинском поле. Государственная Третьяковская галерея

Неизвестный художник. Маргарита Тучкова. 1-я половина XIX века. ГМЗ «Бородинское поле»

Александр Алексеевич Тучков - один из тех, кто вдохновил Цветаеву на стихи, которые потом превратились в прекрасный романс Настеньки в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» . Он погиб в Бородинском сражении, причем его тело так и не нашли. Доу, создавая его посмертный портрет, скопировал очень удачное изображение кисти Александра Варнека.

По картине видно, каким красавцем был Тучков. Его жена Маргарита Михайловна, урожденная Нарышкина, мужа обожала. Когда ей доставили известие о гибели мужа, она отправилась на поле битвы - примерное место смерти было известно. Маргарита долго искала Тучкова среди гор мертвых тел, но поиски оказались безрезультатными. Долгое время после этих ужасных поисков она была не в себе, родные опасались за ее разум. Позже она воздвигла на указанном месте церковь, затем - женский монастырь, первой игуменьей которого и стала, приняв постриг после новой трагедии - внезапной смерти подростка сына.