Все население проживает в населенных пунктах двух типов – городах и селах. У нас преобладает городское население, т.к. каждые 90 человек из 100 проживают в городах и поселках городского типа, и только 10 человек из 100 - в сельской местности: деревнях и селах.

Городами областного подчинения являются: Донецк, Авдеевка, Артемовск, Горловка, Дебальцево, Димитрово, Дзержинск, Доброполье, Дружковка, Енакиево, Ждановка, Мариуполь, Кировское, Константиновна, Краматорск, Красноармейск, Красный Лиман, Макеевка, Новогродовка, Селидово, Славянок, Снежное, Торез, Угледар, Харцызск, Шахтерск, Ясиноватая. Районными центрами - города Александровна, Амвросиевна, Артемовен, Великая Новоселка, Волноваха, Володарское, Доброполье, Константиновна, Красноармейск, Красный Лиман, Марьинка, Новоазовск, Першотравневое, Славянск, Старобешево, Тельманово, Шахтерск, Ясиноватая.

Донецкая область самая многочисленная, самая городская и самая плотнонаселенная в Украине. На одном квадратном километре ее площади проживает около 200 человек. История освоения природных богатств нашего края обусловила многонациональный состав и характер населения. На территории области проживают представители многих национальностей , из которых:

50,7% -украинцы,

43,6% -русские,

1,58% -греки,

1,45% -белорусы,

0,53% -евреи,

0,48% -татары,

0,25% -молдаване,

0,14% -болгары,

0,13% -поляки,

0,12% -немцы,

0,09% -цыгане,

0,93% -др. национальности.

Традиционные занятия населения

Донецкая область сегодня - это крупнейший промышленный район Украины. Здесь живут и работают шахтеры и металлурги, машиностроители и химики, энергетики и строители, хлеборобы и животноводы. Главное богатство нашего края - каменный уголь, поэтому традиционными профессиями нашего края стали шахтерские - проходчики, горнорабочие очистного забоя, комбайнеры, крепильщики, взрывники и др.

Шахта - это настоящий подземный завод с огромным количеством машин и автоматических установок, которыми управляет человек. Сегодня шахтер - это высококвалифицированный рабочий. Благодаря самоотверженному шахтерскому труду в восстановлении шахт Донбасса, 10 сентября 1947 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была установлена первый профессиональный праздник – «День шахтера» .Он празднуется ежегодно в последнее воскресенье августа. Это самый любимый праздник, который широко отмечается в нашем крае. Позже появились и другие профессиональные праздники: День металлурга, День химика, День машиностроителей, День сельскохозяйственных работников и т.д.

«Огненной» профессией называют профессию металлурга. При выплавке металла температура в доменной печи достигает 2000 °С, поэтому нужно быть очень осторожным. Самое главное в профессии металлурга - дисциплинированность. Тот, кто не может выполнять это условие, не может быть настоящим сталеваром.

Мы живем в век машин. Трудно представить нашу жизнь без них, поэтому широко распространены у нас машиностроительные профессии: токарь, слесарь, сверловщик, фрезеровщик, шлифовщик и другие.

Народные промыслы

В прошлом, когда такого многообразия машин, как сейчас, не было, главным инструментом мастера были его руки, а в помощь им - топор, кирка, лопата, соха.

В быту, например, с древних времен использовалась глиняная посуда. Повсеместно глину добывали с помощью железной кирки и заступа. Ее переносили и хранили во дворе, при необходимости заливали водой. Замешанную, как тесто, глину били веслами, колотили деревянными молотками, строгали специальными "стругами", сделанными из обломков кос. После этого глину раскатывали. Гончар отщипывал куски и обрабатывал их сначала на ручном, а позже на тяжелом ножном гончарном круге. Главным инструментом при оформлении посуды были пальцы гончара и ножичек - тонкая деревянная пластинка. Готовое изделие мастер срезал с круга проволокой, ставил на просушку и обжигал, затем расписывал его и покрывал эмалью.

Основные центры гончарного дела были в Краснолиманском районе (с. Ямполь, с. Малая Диброва), в Славянском районе (с. Пискуновка), в Амвросиевском районе (с. Благодатное).

Широко распространён среди населения Донецка был корзинный промысел. Кустари корзинники плели корзины различных размеров и форм, короба, мебель, ширмы и кузова для экипажей. Сырьем служили ивовые, черемуховые, вязовые прутья, а также камыш.

Не менее важным был и бондарский промысел. Он был более развит у русской части населения. По заказам промышленных предприятий, нуждавшихся в водоотливных машинах или резервуарах для воды, изготавливались чаны емкостью до 40 тысяч ведер. Оборудование бондаря было несложным: колода и топор, клепки, деревянный циркуль, верстак.

С давних времен в нашем крае были свои сельскохозяйственные орудия и приемы обработки земли. Одним из древнейших орудий пахоты были плуг и соха. Для сева использовали мешок, подвешенный у пояса сеятеля с левой стороны. В некоторых русских селах Краснолиманского района использовался короб и ручная сеялка.

Основным орудием сбора зерновых были серп и коса. Серпом жали только рожь, стараясь срезать пониже, чтобы сохранить ровные снопики, т.к. ржаная солома использовалась как кровельный материал. С распространением у греков черепичного покрытия, серпы вскоре вышли из употребления, их заменила коса. Для того чтобы колосья ложились в ровные валки, приспосабливали «лучок» - тонкую лозу, согнутую дугой, которую привязывали от косовища к полотну. В начале XX века косы постепенно сменились сеножатками. В большинстве сел зерно молотили с помощью каменного катка, изредка - цепом. Для переработки зерна в муку в каждом селе строили ветряные или водяные мельницы. В богатых селах их было несколько.

Лен - один из распространенных видов растений на севере Украины. Его издавна использовали в ткачестве. А вот коноплю наши предки позаимствовали у иранцев. Обработка растений была очень трудоемким процессом: сырье вымачивали, сушили, мяли, трепали, чесали гребнями, пряли. Пряжу парили, золили, стирали, отбеливали, красили. На ткацких станках ткали полотно, из которого шили различную одежду, предметы быта.

В состав нашей области входят 28 городов областного подчинения, 23 города районного подчинения, 21 городской район, 18 сельских районов, 133 поселка городского типа, 253 сельских Советов.

Гончары с.Пискуновка Славянского района славились изготовлением не только посуды, но и игрушек для детей - свистулек в виде птиц и животных.

Для окраски тканей использовались растительные красители: зеленый - из отвара листьев подсолнечника, ромашки; телесный - из отвара корней терна или боярышника с квасцами. Темно синий готовился из отвара цветов сон-травы, а черный - из отвара ольховых веток.

Прутья для лозоплетения заготавливают в определенное время года: ивовые - в начале лета, черемуховые и вязовые - осенью.

В с. Прелестное Славянского района учителем истории А. Шевченко создан музей под открытым небом. В нем есть кузница, ветряная мельница.

Объективные условия жизни 20-х - 30-х годов обусловили развитие культурного процесса в стране преимущественно вширь. Это нашло выражение в приобщении широких масс трудящихся к культурным ценностям, повышении их общекультурного уровня, создании условий для проведения культурно-массовой работы. Наиболее ярко эти тенденции проявились в Донбассе, крупном промышленном центре страны, где еще не сложились определенные культурные традиции, не было своего культурного центра, кадров творческой интеллигенции. Потому для Донецкого края характерны были прежде всего количественные накопления в области культуры.

Отличительной особенностью культурного развития в Донбассе были высокие темпы создания материальной базы культуры. Если первыми очагами культуры становились клубы, сельские дома, библиотеки, красные уголки, и для них строились специальные здания, то в 1928 г. в г.Сталино был построен один из первых на Украине Дворец культуры металлистов (ныне Центр славянской культуры). В 1936 г. в Донбассе уже действовало 14 таких дворцов, 1916 клубов, 1904 библиотеки. Быстрыми темпами развивалась киносеть региона. Количество киноустановок в крае выросло со 159 в 1925 г. до 821 в 1933 г.

К началу 40-х годов было построено 66 кинотеатров, среди которых один из лучших на Украине, кинотеатр им. Т.Г.Шевченко. В эти же годы было возведено здание театра оперы и балета, другие сооружения культурно-просветительного назначения.

В Донбассе острее, чем в других областях Украины, ощущался недостаток кадров профессиональных работников культуры. В эти годы происходило формирование художественной интеллигенции края, почти вся она была рабоче-крестьянского происхождения. Одним из первых объединений творческой интеллигенции стала писательская организация «Забой», членами которой являлись М.Л.Слонимский. Ю.Л.Черный-Диденко, М.Голодный (М.С.Эпштейн), Г.М.Баглюк, II.Г.Беспощадный и другие.

В 1920 г. в Константиновке был создан первый в Донбассе профессиональный театр. Появились также театры в Луганске - "Шахтерка Донбасса", в Артемовске - "Синяя блуза". Однако профессиональный уровень многих артистов был невысок.



Остро ощущалась потребность в массовых профессиях культпросветработников, руководителей кружков художественной самодеятельности. Так, в Луганском районе в 1928 г. из 87 анкетированных культпросветработников половина не имела специального образования.

Чтобы ускорить подготовку руководителей кружков художественной самодеятельности, актеров для рабочих театров в Сталино в 1928 г. была создана театральная мастерская.

В 1930 г. в Сталино, Луганске, а затем в Горловке были открыты художественные рабфаки, которые помогали рабочей молодежи подготовиться к учебе в вузах республики. Занятия и консультации для рабфаковцев проводили преподаватели и студенты-старшекурсники Киевского музыкально-драматического института. Появляются первые учебные заведения искусства: Артёмовское музыкальное училище и художественный техникум в Луганске.

Недостаток профессиональных работников культуры был одной из причин того, что в Донбассе широкую поддержку и распространение получил призыв рабочих-ударников в литературу и искусство. Призыв был проявлением упрощенного, вульгаризированного подхода к решению сложной проблемы воспитания молодых кадров художественной интеллигенции. Много в этом деле было администрирования, неорганизованности. Тем не менее, призыв привлек внимание общественности к проблемам литературы и искусства, вызвал широкое движение литкружковцев. Школу литературных кружков прошли П.А.Байдебура, Ю.А.Черкасский, И.Н.Шутов и другие донецкие писатели.

В условиях нехватки квалифицированных кадров большую роль в культурном возрождении Донбасса играла помощь творческой интеллигенции республики. В эти годы перед донецкими рабочими выступали Н.Сосюра, 0.Вишня, П.Тычина, И.Микитенко, С.Пилипенко, Г.Эпик и многие другие. Только в 1929 г. было организовано 30 таких встреч. Большую работу проводила Ассоциация художников Червоной Украины (АХЧУ), которая в 1930 г. организовала в 12 населенных пунктах региона выставку художественных произведений под девизом "Культпоход на Донбасс".Художники АХЧУ руководили здесь 14 кружками изобразительного искусства. На гастроли в Донбасс приезжали ведущие театры Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова. С конца 20-х годов здесь начал работать филиал Киевского театра им.И.Франко под руководством Г.Юры. В 1933 г. на постоянную работу в г.Сталино приехала труппа Харьковского Краснозаводского театра во главе с главным режиссером театра В.С.Василько, основав Донецкий Государственный драматический театр им. Артема. К началу 40-х годов в Донецком крае работало 16 профессиональных театров.

Развитие самодеятельного творчества в Донецком крае в 20-30-е годы

Донбасс богат промышленной историей, но культурные традиции здесь даже в начале XX века не сложились: рабочие приезжали на заработки со всех концов страны - возникла пестрая этническая картина. Этно-культурные компоненты были привнесены из разных частей страны: это и сельская культура восточно-украинская и западно-украинская; это и городская культура центральной России и украинских городов. На территории Донбасса издавна возникли греческие поселения, татарские и болгарские, десятки других народностей расселились среди преобладающего украинского и русского населения в городах, поселках и селах. Вследствие этого к 20-м годам нашего столетия не могла сложиться объединяющая все население края какая-либо единая национальная культура с вековыми самобытными основами. Люди каждой нации и народности, поселявшиеся в Донбассе, были связаны определенной общностью национально-культурных традиций, в частности, бытовых обрядов, но общие культурные традиции сформироваться не смогли.

Другая особенность заключалась в том, что до 20-х годов в Донецком регионе не было центров духовной культуры: не существовало высших учебных заведений, не было театров, концертных залов, художественных музеев. Поэтому не сформировались какие-либо единые традиции духовности края. Очаги культурной жизни стали возникать в результате тех преобразований, что в художественной культуре края протекали в 20-30-е годы. Они несут на себе отпечаток своей эпохи.

Художественная самодеятельность в Донбассе носила действительно массовый характер. В деятельности кружков нашел отражение многонациональный состав рабочего класса Донбасса. В конце 20-х годов увеличилось количество украинских драматических и музыкальных кружков, наряду с ними работали греческие, татарские, армянские самодеятельные коллективы. Им оказывали помощь творческие коллективы. Так, Киевская капелла «Рух» взяла шефство над рабочей капеллой Макеевского металлургического завода. Известный и популярный композитор И.Дунаевский организовал шахтерский ансамбль песни и пляски при Рутченковском дворце культуры. В нем занималось 130 шахтеров и членов их семей. Однако не все кружки работали достаточно эффективно, деятельность их носила агитационно-пропагандистский характер, им не хватало мастерства и культуры. Но некоторые коллективы добились значительных успехов. Например, среди победителей Всеукраинской олимпиады самодеятельного искусства был греческий ансамбль Сартанской МТС. Любительское объединение «Изо – забой» дало путевку в жизнь известному художнику П.Кодьеву.

Важное место в системе культурно просветительской работы в Донбассе занимали клубы, дома культуры, клубы-театры, создаваемые при крупных предприятиях и позже именуемые дворцами культуры. Для вовлечения селян создавались красные сотенные уголки: на 100 хат одна выделялась для занятий художественной самодеятельностью. Сеть культурно просветительских учреждений росла быстро: к 1935 году в Донбассе насчитывались 441 клуб, 26 Дворцов культуры, на селе - 804 «сотенные хаты». Культурно-просветительные учреждения были центрами художественной самодеятельности: в них создавались театральные, музыкальные, хоровые кружки и студии. Кружки и студии 20-х - 30-х годов сделали свое доброе дело: через них тысячи тружеников приобщались к искусству, знакомились с достижениями театрально-музыкальной культуры, пробовали свои силы в непосредственно художественном творчестве. В 30-е годы самодеятельные театральные коллективы все чаще переходят к воплощению на клубной сцене крупных произведений советской, а также русской, украинской и зарубежной классической драматургии. Возникает ряд музыкально-драматических коллективов, оперных студий. Многие самодеятельные коллективы работали на высоком художественном уровне.

Культурно-бытовые условия рабочих Донбасса в 30-е годы Рабочий класс Донбасса, несмотря на противоречивость развития общества в 30-е годы, внес значительный вклад в создание материальных ценностей страны, что в конечном итоге способствовало улучшению его благосостояния.

Особенно острой проблемой на Украине, в том числе и в Донбассе, была обеспеченность жильем рабочих и их семей. В середине 30-х годов государственные расходы на жилищное строительство в Донбассе увеличились. Так, половина всех капиталовложений в жилищное строительство республики, направлялась в Донбасс. Развивалось кооперативное и индивидуальное строительство, на которое промышленные предприятия отпускали значительные средства из фонда улучшения быта рабочих. В первую очередь поощрялись передовики производства. Вместе с тем обеспеченность жильем была ещё недостаточной.

Наряду с жилищным строительством осуществлялось благоустройство городов и рабочих поселков, велось коммунальное строительство. Важно отметить, что рабочие проявляли большую активность в осуществлении благоустройства городов и поселков. Так, рабочие Горловки отработали 600 тыс. человеко-дней на коммунальном строительстве и благоустройстве города. Опыт горловчан был широко использован во всех рабочих центрах Украины.

Организационную работу по бытовому строительству и благоустройству проводили депутатские группы местных Советов. Профсоюзы выделяли специальные фонды премирования передовиков соревнования по благоустройству. В частности, поощрялось движение женщин-работниц, которые брали шефство над рабочими общежитиями.

Наряду с жилищно-бытовым строительством развивалась сеть культурно-просветительных учреждений: библиотек, дворцов культуры и т.д. Рабочие многих промышленных предприятий принимали активное участие в строительстве театров и кинотеатров. Так рабочий коллектив завода "Азовсталь" в 1934 г. построил летний театр в Мариуполе за 46 дней, к началу гастролей Ленинградского государственного Большого драматического театра. Прочно входило в быт рабочих радио. В 1936 г. только в Горловке было радиофицировано более 4 тыс. квартир рабочих.

Широкое распространение получили новые формы организации отдыха и профилактического лечения рабочих. Особое внимание уделялось организации здравпунктов непосредственно на промышленных предприятиях Донбасса, а также поликлиник для преимущественного обслуживания рабочих и их семей. Так, обслуживание шахтеров и их семей составляло в 1937 г. по Макеевскому региону - более 60%, по Горловскому - более 50%.

В 1937 г. на Украине функционировало 366 стационарных санаториев на 35 тыс. мест и 175 домов отдыха на 24 тыс. мест. Преимущественным правом на получение путевок пользовались передовики производства Донбасса. Преобладающее большинство рабочих и инженерно-технических работников получали путевки, частично или полностью оплаченные соцстрахом. Значительная роль в укреплении здоровья и быта рабочих отводилась развитию физкультуры и спорта.

На эти цели из бюджета Украины в 1937 г. было выделено в 4,2 раза больше средств, чем в 1933 году,

Отмена нормированного снабжения, снижение цен в 1935-1936гг способствовало развитию общественного питания. За этот период сеть столовых и буфетов в Донбассе, как и в целом по Украине, увеличилась почти в 3 раза.

Одной из важнейших мер, направленных на улучшение материального и бытового положения рабочих, явилось создание на промышленных предприятиях собственных продовольственных баз и развёртывание индивидуального огородничества. Профсоюзные организации заводов и шахт обеспечивали своевременное получение через сеть отделов рабочего снабжения семян, рассады. Эффективными были такие формы работы по созданию продовольственной базы, как проведение городских, районных, областных конференций по обмену опытом, слетов огородников. Так, на Мариупольской районной конференции в 1934 г. была поддержана инициатива создания собственной фруктовой базы, а рабочие металлургических заводов Донбасса обратились с призывом создать в пригородных хозяйствах животноводческие базы. В 1934 г. в Донбассе огороды имели 600 тысяч трудящихся, на каждую семью было получено в среднем по одной тонне овощей и картофеля. Эта проблема остается актуальной и сегодня.

Таким образом, негативные процессы, связанные с командно- административной системой и отсутствием демократии, сдерживали развитие общества. Вместе с тем во второй половине 30-х годов благодаря активности рабочего класса была создана материальная база, позволившая улучшить культурно-бытовые условия трудящихся Донбасса.

Образование и просвещение в Донбассе в 20-е годы

Состояние образования и просвещения в Донбассе во многом определялось состоянием экономики края. За годы войны разрушенной оказалась не только промышленность, но и вся система образования и просвещения. К этому следует добавить, что население Донбасса в своей основной массе оставалось неграмотным или малограмотным.

И, тем не менее, уже в апреле 1920 года во всех уездах и районах Донецкой губернии создаются комиссии по ликвидации неграмотности. Через три года, когда ситуация с продовольствием несколько стабилизировалась, в школах ликбеза только в Юзовском районе обучалось 800 человек, а к концу 1924 года в Донбассе насчитывалось около 400 пунктов по ликвидации неграмотности. В следующем 1925/26 учебном году читать и писать научилось более 40 тысяч человек.

К концу 20-х годов проблема ликвидации неграмотности была еще далека от своего разрешения, и все же основа решения этой задачи была заложена прочная. Ликвидация неграмотности была лишь необходимым условием для получения образования и в этом большую роль играли школы повышенного типа для взрослых, которые открывались на больших предприятиях, при клубах.

В начале 20-х годов Наркомпрос Украины разработал свою концепцию образования и просвещения, основанную на гипертрофированном технократизме. Все старые структуры начальной, средней и высшей школы распускались. Вместо них создавались новые многоступенчатые структуры подготовки рабочих кадров и узких специалистов. Были закрыты все университеты, объявлена война гуманитарному образованию и теоретической подготовке, лекционному методу обучения. Технические дисциплины были обязательны для изучения даже в педагогических вузах.

Подготовка к будущей специальности осуществлялась уже в детском саду. С восьмилетнего возраста обучение продолжалось в общеобразовательной школе - 5-7 классов. Затем в школах фабзауча и профшколах. С 18 лет выпускники фабзаучей и профшкол завершали подготовку в техникумах и институтах, срок обучения в которых составлял 3-4 года.

Вновь созданные образовательные структуры в Донбассе постепенно, но неуклонно расширялись, привлекая к своей деятельности значительное число детей и подростков. В 1924 году общеобразовательные школы в Донбассе посещали 72 тысячи детей, через год - 89 тысяч, а в конце 20-х годов более 90% детей в городах и рабочих поселках Донбасса получали систематическое образование.

После окончания общеобразовательной школы обучение можно било продолжить в школах ФЗУ или профшколах. Осенью 1922 года были открыты ФЗУ на Донецком содовом и Макеевском металлургическом заводах.

В начале 20-х годов по всему Донбассу создается сеть горнопромышленного ученичества. К концу восстановительного периода в Донецкой губернии насчитывалось 57 школ ФЗУ, в которых обучалось 4,5 тысячи человек.

Вместе с тем количественный рост общеобразовательных школ и школ ФЗУ не гарантировал качество знаний. Подготовка учащихся здесь велась на примитивном уровне. Поэтому низкая базовая подготовка учащихся значительно затрудняла работу высшей школы. Не спасли ситуацию и так называемые рабочие факультеты, создаваемые повсеместно при техникумах и институтах.

Первым прообразом высших учебных заведений на Донецкой земле явились вечерние рабочие техникумы (в 20-е годы техникумы на Украине, как и институты считались высшими учебными заведениями). В 1921 году их насчитывалось 12 с общим числом учащихся 1030 человек.

В феврале этого года в Юзовке начал действовать горный техникум имени Артема. В январе 1922 года в Луганске состоялось торжественное открытие первого в Донбассе института народного образования.

В 20-е годы в Донбассе начался плановый переход к преподаванию в школах на родном языке, а в 1924-25 годах украинская словесность была введена во всех школах украинской части Донбасса. В середине 20-х в Донбассе функционировали сотни школ с преподаванием на греческом, татарском, немецком, еврейском, ассирийском и болгарском языках обучения. В Мариуполе был открыт греческий педагогический техникум.

Таким образом, в 1920-е годы в Донбассе идет процесс привлечения значительного числа лиц разных возрастов к различным формам образования и просвещения. Однако уровень подготовки во всех звеньях новой структуры был невысок. Планка знаний была опущена до минимума, произошло значительное проседание интеллектуального уровня общества.

ТЕМА 7. ДОНБАСС В 1941-1950-е ГОДЫ

1. Начальный период войны. Мобилизация в крае.

2. Оккупационный режим в Донбассе.

3. Партизанское и подпольное движение.

4. Освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.

5. Восстановление народного хозяйства региона.

Реферат
О донецке
Написал_____________________________

История города

В отличие от многих больших городов, рождение которых определялось выгодами транспортно-географического положения, Донецк возник и развивался на базе горнозаводской промышленности благодаря богатым запасам полезных ископаемых. Верховья реки Кальмиус, где ныне расположен город, хранили большие залежи каменного угля. Вокруг основанной в 1779 году слободы Александровка появляются первые угольные копи. Копанием земляного "уголья" занимались и жители других выросших здесь слобод Семеновка, Авдотьино, Любимовка (Закоп), Николаевка, Екатериновка, Григорьевка (Георгиевка), Ларинка.

Русский инженер А.Мевиус в 1866 году обосновал целесообразность постройки железоделательного завода на правом берегу Кальмиуса недалеко от сло6оды Александровка. Для этого здесь было все необходимое: в землях верховья Кальмиуса - уголь, невдалеке, в районе Каракуба (ныне город Комсомольск Старобешевского района), - железная руда, близ села Еленовки (Волновахский район) - камень известняк и совсем рядом - речная вода.

Царское правительство не могло по-хозяйски распорядиться богатством земли. Оценив все возможности получения огромных прибылей на даровом угле с помощью дешевых рабочих рук, в Донбасс хлынули иностранные концессионеры.

Одним из них был англичанин, техник-металлург Джон Джеймс Юз, управляющий небольшим заводом вблизи Лондона. Выгодно купив и арендовав землю, он заключил с комитетом министров России договор об образовании Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии. В апреле 1869 года царское правительство утвердило договор о начале работ по добыче угля и постройке металлургического завода. Управляющим делами учредители Новороссийского общества назначили Джона Юза. Летом 1869 года он поселился на берегу Кальмиуса и построил кузницу, которая явилась как бы первым подсобным цехом будущего металлургического завода.

Из далекой Англии в Таганрог и Мариуполь на кораблях прибывали материалы и оборудование. К месту строительства завода их доставляли гужевым транспортом.

Рядом с площадкой, отведенной под сооружение завода, нанятые местные мужики строили для рабочих землянки, деревянные бараки, балаганы из камня-песчаника. Английская колония, где поселялись инженеры и мастера, возводилась отдельно. Возникший поселок был назван по имени управляющего делами Юзовкой. Впоследствии Юзовка слилась с шахтерским селением Александровского рудника.

Настольная и дорожная книга "Россия. Полное географическое описание Отечества" (14-й том "Новороссия и Крым", изданный в 1910 году, стр. 376) свидетелъcтвует: "В 1870 г., в год открытия Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и появления на рынке каменного угля, в Екатеринославской губернии открылся первый частный завод для выплавки чугуна, основанный английским техником Д. Д. Юзом.

Юзовский завод (ныне Донецкий металлургический завод имени В.И.Ленина) положил начало большой металлургии Южного промышленного района.

Ввод в действие железнодорожных линий Константиновка-Ясиноватая-Юзовка- Еленовка и Еленовка-Мариуполь способствовал расширению металлургического производства, увеличению добычи угля. В 1899 году Юзовским заводом было выплавлено 17,7 миллионов пудов чугуна. На территории поселка работали уже 9 рудников, за год они добыли 99,2 миллионов пудов угля. Начал действовать машиностроительный и чугунолитейный завод (ныне Донецкий машиностроительный завод имени Ленинского комсомола Украины), который выпускал оборудование для шахт.

Росло и население Юзовки. В 1884 году здесь проживало 5494, а в 1897 году уже 29 тысяч человек. Поселок делился на две части: южную - заводскую, где находились промышленные здания, депо, телеграф, небольшая больница, школа, уютные жилые дома английских мастеров, дворец дирекции, и северную - с рабочими балаганами, базаром, трактирами, пивными. В мае 1917 года, когда в поселке насчитывалось около 70 тысяч жителей, его перевели в разряд городов.

В 1924 году Юзовка была переименована в Сталино. Число жителей достигло почти довоенной цифры - 63708 человек. Началось строительство жилого массива Стандарт для металлургов, двух- и трех- этажных домов для горняков. Открывались школы, магазины, лечебные и культурно-просветительские учреждения, создавались предприятия коммунального обслуживания населения.

В 1932 году город стал центром Донецкой области, в 1938 году - центром Сталинской области.

За годы первых пятилеток его промышленность получила большое развитие. К 1941 году в Сталино было 223 предприятия союзного и републиканского подчинения, 54 - местной и кооперативной промышленности, шахты давали 7 процентов общесоюзной добычи угля, заводы - 5 процентов стали и 11 процентов кокса. Население города составило 507 тысяч человек.

В период оккупации Сталино немецко-фашистскими захватчиками (с 21 октября 1941 года по 8 сентября 1943 года) гоpод понес огромные людские потери. В нем осталось 175 тысяч жителей.

В 1949 году был достигнут довоенный уровень добычи угля, а в 1950 году - всего промышленного производства.

В ноябре 1961 года город был переименован в Донецк.

В апреле 1978 года численность населения превысила миллионный рубеж и Донецк присоединился к городам миллионерам.

Сегодня Донецк город областного подчинения, административный центр Донецкой области Украины. Крупный промышленный, научный и культурный центр. Большой узел железнодорожных, автомобильных и воздушных линий.

КУЛЬТУРА

В городе Донецке создана широкая сеть учреждений культуры - всего их насчитывается 8330.

На территории города расположены три постоянно действующих театра, областная филармония, цирк, 20 кинотеатров, 53 Дворца культуры и клуба, 140 музеев и музейных комнат, в том числе областной художественный музей, около 450 библиотек (включая школьные библиотеки), планетарий.

Круглодично функционирует Центральный парк культуры и отдыха им. Щербакова и его филиалы - парк им. Ленинского комсомола и парк им. Горького.

В Донецке действуют 6 творческих союзов: областные организации союза архитекторов, журналистов, композиторов, писателей и художников Украины, а также Всеукраинского музыкального союза.

6 учебных заведений города готовят работников культуры и искусства для города, области, Украины.

Донецкий Государственный академический

Русский театр оперы и балета

Одно из крупнейших культурных учреждений города и области

Имеет интересную историю своего создания.

В 1932 году в Донецк (тогда город Сталино) на постоянное размещение полным составом прибыла II Передвижная опера Правобережной Украины, переданная в ведение Донецкого театрального треста - это и был коллектив будущего театра.

1 сентября 1932 года первый оперный сезон в городе открылся оперой А.Бородина "Князь Игорь". А в апреле 1941 года премьера оперы М.Глинки "Иван Сусанин" прошла уже на собственной сцене, в здании, построенном архитектором Котовским. Во время войны коллектив театра был эвакуирован в Киргизию, но уже в 1944 году он снова открыл свои двери зрителям.

В труппе нашего театра выросли такие всемирно известные певцы как Анатолий Соловьяненко и Юрий Гуляев, артисты балета Вадим Писарев и Инна Дорофеева Школа хореографического мастерства Вадима Писарева

Донецкий областной музыкально-драматический театр им. Артема.

Театр создавался в городе артистами труппы Первого Украинского Краснозаводского рабочего театра, которая прибыла к нам полным составом из Харькова в 1933 году. Тогда свой сезон театр открыл премьерой революционной драмы И.Микитенко "Бастилия божьей матери".

Сначала театр ставил спектакли только на украинском языке и работал в помещении Дворца-клуба "Металлист" (Дворец культуры Донецкого металлургического завода), а позже в помещении, где в настоящее время находится кинотеатр "Кристалл". И только в начале 60-х годов Донецкий музыкально-драматический театр переехал в специально выстроенное помещение в центральной части города.

Донецкая областная филармония.

Была создана в 1931 году. В 1957 году в ее концертном зале, которому было присвоено имя нашего земляка, выдающегося советского композитора С.Прокофьева, был установлен орган. В творческом составе филармонии работают симфонический оркестр, струнный квартет, квинтет духовых инструментов и фортепианное трио, концертный ансамбль "Экспромт", 6 групп артистов музыкального лектория, солисты-вокалисты, чтецы, инструменталисты и эстрадные коллективы.

В концертном зале ежегодно проходит более четырех тысяч концертов, которые посещают более 1,5 млн. слушателей. Здесь проходят гастроли украинских и зарубежных артистов.

Донецкий областной краеведческий музей.

Был создан в 1924 году энтузиастами-студентами и преподавателями горного института и насчитывал тогда 2000 экспонатов, посвященных в основном горной промышленности и металлургии. В настоящее время в новом помещении музея на площади более 3 тысяч кв. м находится более 100 тысяч экспонатов, некоторые из них уникальны.

Донецкий областной художественный музей.

Открылся в 1955 году. Сейчас его коллекция насчитывает более 10.000 экспонатов, представляющих собой наследие отечественного и зарубежного искусства. В его выставочных залах регулярно проходят вернисажи мастеров кисти и резца и другие творческие выставки.

Планетарий.

Был открыт в 1961 году. В выставочном зале планетария представлены макеты первого искусственного спутника Земли, космического аппарата "Луна - 3", глобусы Луны и Марса. В Звездном зале установлен аппарат "Планетарий", с помощью которого можно наблюдать звездное небо.

Цирк "Космос".

Открыт 26 августа 1969 года в канун юбилейных торжеств, посвященных 100-летнему юбилею города. Рассчитан на 2.200 зрительных мест. Здесь демонстрируют свое искусство лучшие коллективы украинского и зарубежных цирков. Кроме того, цирк является методическим центром цирковой художественной самодеятельности области - каждые 2 года летом здесь проводятся смотры-спектакли самодеятельных цирковых артистов, некоторые из них стали сегодня профессиональными мастерами арены. Ежегодно цирк посещают до 1 миллиона человек.

Областная универсальная научная библиотека имени Н.К.Крупской .

Создана в 1926 года. Сейчас она располагает фондом около 3 миллионов экземпляров книг, в числе которых издания, являющиеся библиографической редкостью. Здесь также хранятся газеты (с 1945 года), журналы (с 1937 года), интересная нотная литература, грампластинки. В распоряжении читателей широкий выбор справочных и библиографических изданий. Читателей обслуживает абонемент, отделы читальных залов и специализированные отделы. В 1993 году разработана спецификация автоматизации библиотеки.

В настоящее время функционирует локальная сеть, состоящая из 15 компьютеров и введены подсистемы "Комплектование фондов", "Электронный каталог", "Регистрация читателей" и др. В библиотеке работает электронная тематическая картотека "Законы Украины", информационно-поисковая система "Законодательные акты Украины".

Разработан проект создания информационного центра "Открытая библиотека между Востоком и Западом", реализация которого позволила установить контакты с крупными информационными центрами и библиотеками мира в режиме off-line. Библиотека начинает реализацию проекта по подключению к сети Интернет.

Общие сведения

НАСЕЛЕНИЕ

1.132.700 человек

Общая площадь - 381 квадратный километр, протяженность с севера на юг - 28 км, с востока на запад - 55 км, площадь скверов - 216,2 гектаров.

Средних школ средней ступени - 2; средних школ 1-2 ступеней - 38; средних школ 1-3 ступеней - 116; детско-юношеских спортивных - 7; станций юных техников - 2; центров творчества детей и юношества - 8; детско-юношеских клуба - 54.

Государственных - 7; филиал - 1; частных - 9 (из них лицензировано 6).

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ПАРЛАМЕНТЕ

В Верховном Совете Украины - 10 народных депутатов, в областном Совете - 15, в городском - 75, в районных, Моспинском городском и Ларенском поселковым Совете - 281 депутат.

СТРУКТУРА ГОРСОВЕТА

Донецк является административным центром Донецкой области. В состав Донецкого горсовета входят города: Донецк (9 внутренних районов), Моспино, поселки городского типа Ларино, Горбочево-Михайловка, 8 сельских населенных пунктов.

КОММУНИКАЦИИ

Общая протяженность водопроводных линий - 2.398 километров, канализационных - 1.176 километров.

УЛИЦЫ И ПЛОЩАДИ

Площадей - 21, улиц, бульваров, проспектов -2.220, общая протяженность улиц -2.500 километров.

РЕКИ И ВОДОХРАНИЛИЩА

Рек - 5, самые длинные из них Черепашкина - 23 километра и Асмоловка - 13 километров. Все реки на территории города впадают в реку Кальмиус. Водохранилищ - 2: Донецкое море (206 гектаров) и

Кальмиусское водохранилище (60 гектаров).

О проекте, о литературе Новороссии и о том, возможна ли культурная жизнь во время войны, рассказала главный редактор журнала, поэт из города Краснодон , ЛНР, Людмила Гонтарева.

Людмила – член Союза писателей РФ , СП ДНР и множества других литературных объединений. Еще до войны Людмила Гонтарева вместе со своим не менее известным коллегой по цеху Александром Сигидой пытались создать литературный альманах, который объединил бы интересных русскоязычных авторов региона. В 2015 году, когда боевые действия пошли на убыль, вернулась возможность заниматься издательской деятельностью, к этому времени у авторов Новороссии скопилась масса интересного материала, востребованного не только в ЛДНР , но и в России. Результатом совместных усилий стало создание альманаха «Территория слова», в котором публиковались произведения десятков литераторов Донбасса , России, Беларуси , Сербии и т. д.

В сентябре вышел в свет четвертый по счету выпуск «Территории слова». Очередной номер журнала коренным образом отличается от предыдущих: авторы назвали его экспериментальным приложением к альманаху. Название неожиданное: ЖЗО (Жизнь замечательных опоссумов). Почему так и что это значит, рассказала главный редактор проекта «Территория слова» Людмила Гонтарева.

Понятно, почему «Территория слова». А вот про замечательных опоссумов (забавные сумчаты животные – Ред.) хотелось бы узнать подробнее…

Название «Территория слова» - это проект, который, помимо журнала, включает в себя издание книг, организацию литературных фестивалей. Изначально планировалось, что участвовать в проекте будут авторы только из ЛНР, но на сегодняшний день география неуклонно растет. В рамках проекта мы провели более 30 презентаций изданий участников проекта, которые состоялись в Москве , Санкт-Петербурге , Владимире, Крыму и т. д. С 2014 года принимаем участие в организации международного фестиваля «Муза Новороссии» (г. Молодогвардейск ). Объединили десятки известных и неизвестных авторов Донбасса, наладили тесные связи с коллегами в России. Три выпуска альманаха были объединены патриотической и военной тематикой. На этот раз нашей команде захотелось создать что-то особое. Все мы люди: люди устали от войны; хочется порой похулиганить, отвлечься.

- И все-таки, почему именно опоссумы?

Это продукт нашего коллективного творчества. Во время одной из встреч редколлегии мы в шутку обыгрывали аббревиатуру ЖЗЛ. Кто-то обронил новую формулу – ЖЗО или «Жизнь замечательных опоссумов». Шутка понравилась: до такой степени утомил пафос и патетика, что захотелось здорового «стеба».

Постепенно экспромт реализовался в отдельный выпуск журнала, в котором мы все решили отдохнуть от войны и политики. Изначально мы думали, что номер будет просто озорной и юмористический. Но наши «замечательные опоссумы» оказались также философами и публицистами, поэтому в журнале поднято немало серьезных тем.

- Что происходило с литературой ЛДНР в последние четыре года?

Печально, что многие уехали: кто-то уехал на Украину , кто-то в Россию или дальше. С теми, кто на Украине, мы практически потеряли связь. Люди боятся присылать нам свои тексты.

Из положительного могу сказать, что крепнут связи с писателями РФ. Нами интересуются, нас публикуют. Приглашают на творческие мероприятия. И география этого общения велика . Многие авторы Новороссии были приняты в Союз писателей России.

В целом, я конечно скучаю по времени, когда война в наших текстах была абстрактным понятием. Сейчас она везде – в сознании, творчестве, общении. В итоге у литературы совсем другая окраска. Для многих эти события стали стимулом. Очевидно, что многие авторы стали писать пронзительнее, сильнее. Литература Донбасса, наконец, вышла на качественно другой уровень и интерес к ней возрос на порядок. Тем более, что пока мы занимаемся творческими поисками, и пусть сложно, но публикуем свои произведения, украинская культура на нашем фоне выглядит все хуже. Она уверенно опускается на дно.

- Как вы думаете, на Украине читают «Территорию слова»?

Многие хотели бы, но с учетом политики Киева это может быть опасно для жизни. Вы же понимаете, что на Украине людей уже садят в тюрьмы даже не за волеизъявления, а за интересы! Опять же: есть шорт-лист запрещенной на Украине литературы. Уверена, что наш альманах тоже обязательно там появится в скором будущем.

- Неужели писатели Донбасса могут негативно повлиять на украинцев?

Среди наших авторов есть те, кто воевал или даже сейчас воюет против Украины. Немало людей, деятельно выступающих за Русский мир. А на Украине сейчас царит настоящее мракобесие. Киев борется с русским языком, с Православием, с собственным населением, с любыми смыслами, которые могут провоцировать критическое мышление у людей. Потому что, если люди начнут думать и задавать вопросы, они автоматически станут врагами нынешней украинской власти.

Киев, по сути, объявил культуру вне закона. А вместо культуры предложить нечего, поэтому в Киеве пытаются создать ее заменитель, эрзац. Понятно, что получается убогость и примитивизм. Ярким примером является Нецой , жалующаяся на то, как ее «изнасиловали» Достоевским и Тургеневым . Судя по всему, прекрасные произведения русских классиков не смогли облагородить тот мрак, который царит у нее в голове .

Поэтому важно, чтобы литература Донбасса развивалась, причем, в союзе с Россией. Может когда-то нам придется нести свет культуры жителям нынешней Украины. Вместе с российскими авторами врачевать их словом и возвращать в контекст Русского мира.

- Российские писатели вам помогают?

Конечно. Поддержка велика. Во многом благодаря помощи Союза писателей РФ и поддержке лично Николая Иванова мы можем выпускать наш альманах. К сожалению, сегодня авторы Новороссии вынуждены публиковаться исключительно за свой счет (если не считать сборников «Время Донбасса» и «Выбор Донбасса»). «Территорию слова» мы издаем за свои средства, плюс помощь наших друзей-писателей из России. Никаких республиканских грантов или стипендий не существует.

- Как вы видите развитие литературы Донбасса?

У нас есть интересные авторы, и они продолжат писать. Но если не появится перспективная молодежь, это будет некое болото. Без новых авторов наше литературное сообщество превращается в междусобойчик и вполне может зачахнуть. Уверена, последствия будут невосполнимыми. Поэтому наша задача сегодня не только создать обновленную литературу в республиках, но и привлечь новые поколения. Сделать образ литератора привлекательным. Чтобы юношество видело, что это не скучный человек в старом костюме, а яркая личность, жизнь которой вызывает интерес.

Культурные ценности Донбасса в современном периоде.

Вступление

Донецкий край или Донбасс славится не малым количеством культурных мест и мест отдыха. Не зря наш город называют «Город миллиона роз». Как известно на период когда Украина, была провозглашена независимой, Донбасский край был не только промышленным центром но и местом где можно было отдохнуть как физически так и духовно. Донецк – город с высокой культурой, в котором проживают культурные, образованные и грамотные люди.

Чего стоят только театры Донецка, среди которых всемирно известные Драмтеатр Донецка и Донецкий театр оперы и балета.

Парки Донецка также умиляют своей красотой, они известны по всему миру. Так, фотографии парка, окружающего Донбасс арену, уже облетели весь мир, да и парк Щербакова после реставрации выглядит очень эффектно.

Памятники Донецка – это, как и театры Донецка, дань истории и гордость нашего города. По всему Донецку красуются тысячи памятников, установленные видным деятелям всех сфер науки и искусства, которые так или иначе связаны с нашим славным городом.

Музеи и театры, кроме всего прочего, являются местом, где собирается интеллектуальная элита области. Довольно часто театры нашего славного города посещают мировые знаменитости, известные певцы, танцоры, художники.

Не так давно был открыт новый Планетарий в Донецке, который соответствует самым высоким международным требованиям и оснащен по последнему слову техники.

Драмтеатр Донецка

Донецкий академический музыкально-драматический театр был основан в 1961 году. Театр выполнен в виде древнегреческого храма, за исключением его сценической части. В архитектурном проекте драмтеатра Донецка 1958 года планировалось установление фронтонной фигуры, но от неё отказались из-за постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

Во время реконструкции драмтеатра Донецка в 2005 году было решено установить скульптуру на фронтоне. Так как в проектных документах не сохранились сведения о том, какая фигура планировалась к установке, был выбран образ музы трагедии из древнегреческой мифологии Мельпомены.

Драмтеатр Донецка находится в самой высокой точке поперечной оси площади Ленина. На этом месте планировалась постройка нового здания Дома Советов, но, к счастью, в план формирования общественного центра города были внесены изменения и театр остался на своем месте.

Творческая деятельность актеров театра известна не только в нашем регионе, но и за его пределами, о чем свидетельствуют блистательные победы на всеукраинских театральных фестивалях.

В августе 2001 года за значительные достижения в развитии украинского театрального искусства Донецкому областному украинскому музыкально-драматическому театру впервые в истории украинского независимого государства был присвоен статус Академического.

Драмтеатром Донецка на сегодняшний день руководит заслуженный работник культуры Украины Марк Матвеевич Бровун. Он автор идеи и ведущий ежемесячной телевизионной передачи о театральном искусстве “У камина”.

Драмтеатр Донецка ведет активную гастрольную деятельность далеко за пределами Донбасса. Сегодня в действующем репертуаре театра представлена как украинская классическая драматургия, так и мировая, современная драматургия.

Театр расположен в самом центре города, в непосредственной близости от центральной площади Донецка - площади Ленина, а также от таких достопримечательностей города как Донбасс Палас и филармония Донецка. В здании драмтеатра имеется ресторан.

Донецкий театр оперы и балета

Донецкий академический театр оперы и балета имени Соловьяненко был основан в 1941 году. В день открытия состоялась премьера оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

2 октября 1977 года театру присвоено звание «академический» за большой вклад в развитие советского искусства. Во время Великой Отечественной войны труппа артистов театра была эвакуирована в село Сазановка, позднее в город Пржевальск. Там проводились концерты в госпиталях, военных частях, перед тружениками тыла. Даже во времена войны актеры театра продолжали работу над новыми спектаклями, дабы поддержать дух армии в столь сложный период.

В конце января 1944 года труппа театра вернулся в тогда еще Сталино (сейчас Донецк), где уже в сентябре состоялась премьера оперы

А. П. Бородина «Князь Игорь» в честь первой годовщины освобождения города от немецких оккупантов.

В 1992 году на базе театра была основана школа хореографического мастерства под руководством Народного артиста Украины Вадима Писарева. С 1994 года театр является организатором международного фестиваля «Звёзды мирового балета». Художественный руководитель театра - народный артист Украины Вадим Писарев.

Само здание донецкого театра оперы и балета задумано в классическом стиле, имеет подходы с трех сторон. Зрительный зал и фойе декорированы лепными деталями. Изначально рассчитанный на 1300, сейчас театр имеет 976 посадочных места. Над бельэтажем и балконами зрительного зала, а также в отдельных нишах фойе установлены скульптурные бюсты композиторов, поэтов, драматургов и декоративные вазы.

В репертуар театра входит более 30 произведения украинской, российской и западноевропейской классики: оперы, балеты, оперетты.

За зданием донецкого театра оперы и балета в 2002 году был установлен памятник Анатолию Соловьяненко, в честь которого сейчас и называется театр.

Театр расположен в самом центре города, напротив кинотеатра Шевченко, неподалеку от гостиницы Донбасc Палас.

Парки Донецка

Парк Щербакова

История нынешнего Центрального парка культуры и отдыха имени Александра Сергеевича Щербакова началась в далеком 1931 году, когда было принято решение о создании городского парка на участке открытой степи за речкой Бахмутка (сейчас Первый городской пруд). Александра Сергеевича Щербакова Парк Щербакова занимал 120 гектаров земли, однако в последующем его площадь увеличилась. Изначально парк был назван в честь российского партийного деятеля Павла Петровича Постышева, однако вскоре после того как его репрессировали, парк был переименован. С тех пор парк именуется в честь Александра Сергеевича Щербакова - советского государственного и партийного деятеля, генерал-полковника красной армии, действительного члена коммунистической партии, состоявшего в Центральном Комитете партии и пребывавшего на должности депутата Верховного Совета СССР в течение всего первого созыва. Становление парка Щербакова как основного места отдыха и развлечений для жителей города и его гостей приходится на 60-е - 70-е годы прошлого столетия. Именно в эти годы была возведена основная масса сооружений, а также мест отдыха и развлечений. Был основан парк аттракционов, который и сегодня является единственным стационарным в городе. Разнообразие развлекательной сферы привлекало сюда людей со всей области. С самого начала своего существования парк Щербакова не стоит на месте, а продолжает совершенствоваться. Расширяются его границы, появляются новые сооружения и насаждения, производится очистка водоёма, замена изжившего себя оборудования на новое и современное. Кроме того, преобразовывается и развлекательная зона парка Щербакова: производится обустройство новыми аттракционами, плавательными средствами лодочной станции, строятся спортивные и другие площадки, что, безусловно, делает парк отличным отсвоих аналогов в Украине.
В 2005 году был разработан план по реконструкции парка Щербакова, при осуществлении которого была произведена полная перестройка ландшафта, укреплена набережная парка, обустроены рекреационные площадки, а также высажено огромное количество декоративных цветов, кустарников и деревьев. Если ранее вход в парк Щербакова со стороны Стадионной улицы был изображен в виде колонн с карнизами, то теперь представлен большим декоративным забором и кованными воротами. Сейчас этот вход является основным. После проведенных работ парк Щербакова принял вид современного парка, выполненного в европейском стиле. Был возведен оригинальный фонтан, а ко Дню Города в 2008 году была возведена статуя "Добрый Ангел Мира", олицетворяющая знаменитых меценатов прошлых лет и настоящего времени. Кроме того, на территории парка Щербакова расположен недавно открывшийся в Донецке дельфинарий Немо. В настоящее время в парке Щербаковафункционирует 14 современных аттракционов, работает обновленная лодочная станция, имеются детские зоны с игровыми площадками и качелями и многое другое. В перспективе планируется постройка круглогодичного аквапарка. Зимой традиционно проводятся новогодние праздники с участием Деда Мороза и Снегурочки, которые привлекают большое количество детей и их родителей. В центре парка устанавливается большая новогодняя ёлка.

Парк кованых фигур в Донецке


Парк кованых фигурв Донецке был открыт в 2001 году. Располагается в Ворошиловском районе за зданием Донецкого городского исполнительного комитета. Изначально в парке находилось всего 10 скульптур из металла, однако с каждым годом их количество растет. Сейчас Донецкий паркявляется полноправным членом "Кольца европейских городов кузнецов" - организации, которая объединяет скульпторов разных стран. Кроме того, он вошел в эту организацию первым из всех городов постсоветского пространства, официально став одним из лучших кузнечных городов континента.

Кузнечество в Донецке зародилось уже давно, когда в 1900 году в Париже на Международной промышленной выставке была присуждена премия пальме, которую выковал Алексей Мерцалов - кузнец юзовского завода. Интересным является то, что пальма была сделана всего из одного рельса, причем при ее изготовления Мерцалов использовал только зубило и молот. Оригинал пальмы находится в Санкт-Петербурбургском музее горного института. В Донецке имеется две ее копии. Одна из них расположена напротив выстовочного цетра ЭкспоДонбасс, другая возле облгосадминистрации. Развитие парка происходило стремительно и уже в следующем году своего существования в его коллекцию добавилось еще 19 кованых фигур, а также 2 беседки: "Четыре дракона" и "Украинская". Позже, в 2004 году, в парке появилась "Беседка для влюбленных", ставшая излюбленным местом молодоженов. В 2005 году появилась еще одна интересная композиция - аллея "Знаки зодиака", представленная 12-ю коваными фигурами. В 2005 году парк кованых фигурпополнил свою коллекцию аллеей Сказок, в которую вошли различные сказочные персонажи: Щука, Муха Цокотуха, Пиноккио, Колобок, Дюймовочка и другие.
Каждый год в парке проходят фестивали кузнечного искусства. Лучшие работы отбираются и затем остаются в парке. На сегодняшний день в парке более 60 экспонатов, и их число продолжает расти.

Форест парк


Форест Парк - это современный гостинично-оздоровительный комплекс, расположеный в одном из самых живописных мест Донецкой области, а именно в Великоанадольском лесу, что в 65 километрах от Донецка. Парк занимает площадь более 41 га. Отдохнуть и оздоровиться здесь можно в любое время года. Форест Паркбыл основан совсем недавно, в 2004 году, однако даже за этот небольшой промежуток времени парк успел стать популярным среди жителей Донецкой области и соседних регионов. Ежегодно в парке отдыхают тысячи людей, особый ажиотаж наблюдается во время праздников, поэтому следует планировать свой отдых заранее и по-возможности сделать предварительный заказ. Сам комплекс уже неоднократно награждался различными премиями, в число которых входит Туристическая премия Донбасса. Кроме того, в 2006 году Форест Парк стал беспрекословным победителем конкурса "100 лучших товаров". Гостиничная база комплекса представлена семью благоустроенными корпусами, в которых расположено 26 номеров со всеми необходимыми удобствами (подробнее здесь), и соответствует европейским нормам 4 звезд. В стоимость проживания включается также двухразовое питание, пользование всеми территориальными достопримечательностями курорта, а также ванными и другими аксессуарами в номере. Кроме того, в Форест Парке имеется множество заведений развлекательной сферы. Гостинично-оздоровительный комплекс представляет Вашему вниманию прекрасный ресторан, внимательный персонал которого сделает все для того, чтобы создать уютную и комфортную атмосферу отдыха для Вас и Ваших близких. Также на территории парка расположено комфортное кафе Терраса - отличное место для проведения всевозможных вечеринок или корпоративов. Бар порадует широтой выбора спиртных и безалкогольных напитков. Привлекательным для многих людей в Форест парке является наличие здесь кемпинга с беседками и мангалами. Здесь можно отдыхать в палатках, кушать на свежем воздухе, готовить шашлыки и прочие вкусности, да и просто побыть ближе к природе, чего так не хватает многим городским жителям. Любители рыбалки также останутся очень довольными отдыхом в Форест парке, ведь здесь можно порыбачить и получить хороший улов. Найдут себе занятие и ценители более активного времяпрепровождения. Для них в Форест парке предусмотрены бильярдные залы, теннисные корты, бессейн, а также paintball площадки. Paintball - это игра с использованием пневматических ружей и желатиновых шариков с безвредной краской внутри. Кроме того, на территории Форест парка всегда к Вашим услугам детские игровые площадки, русская баня, сауна, мини-гольф и многое другое. Особого внимания заслуживает оздоровительная сфера Форест Парка, деятельность которой направлена на профилактику различных заболеваний и функциональных нарушений, а также на оздоровление больных людей. Оздоровительный центр снабжен современным бальнеологическим, а также другим современным физиотерапевтическим оборудованием.
Памятник Соловьяненко 2002 Памятники
Анатолий Борисович Соловьяненко родился в Донецке, где и началась его творческая карьера. Выдающийся украинский оперный певец, тенор, актёр. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий им. Т. Г. Шевченко, Кавалер Ордена Итальянской республики. Скульптор: А.М. Скорых, архитектор - В.Е. Вязовский
Памятник Ленину 1967
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) - российский и советский политический и государственный деятель, революционер, глава партии большевиков, организатор Октябрьской революции, председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР и СССР. Философ, основоположник марксизма-ленинизма, идеолог и создатель Коммунистического интернационала, основатель Советского государства. Скульптор Э.М. Кунцевич, архитекторы Н.К. Иванченко и В.Н. Иванченко
Копия Бохумского колокола 1997 Бохумский колокол - колокол в городе Бохуме, размещенный у городской ратуши. Автор колокола, Якоб Майер, изготовил его методом фасонного стального литья в 1851 году. Колокол участвовал на Всемирной выставке 1867 года в Париже и стал ее сенсацией.
Скульптура «Архистратиг Михаил» 2002 Статуя представляет собой фигуру архангела - в христианских представлениях главный ангел. В книгах Библии архангелом назван только один Михаил, но согласно представлениям церкви, архангелов несколько.