Над кем, над чем и как смеется М. Е. Салтыков-Щедрин в «Сказках для детей изрядного возраста»?

Сказки Салтыкова-Щедрина — произведение хрестоматийное. Часто эти сказки не просто проходят в школе, но и читают маленьким детям. Однако вряд ли ребенок сможет постигнуть тот смысл, который автор вкладывал в свои произведения. Поэтому сам Салтыков-Щедрин называл это направление своего творчества «сказками для детей изрядного возраста». Для того чтобы понять это определение, важно знать ответ на три вопроса: над кем, над чем и как смеется писатель в своих книгах.

Над кем же смеется сатирик? В буквальном смысле надо всеми: он затронул всех представителей общества: дворянство, буржуазию, бюрократию, интеллигенцию, простой народ. Причем автор пишет не только о них, но и для них, стараясь получить читательский отклик.

Салтыков-Щедрин высмеивает также человеческие недостатки: лень, ханжество, лицемерие, высокомерие, спесивость, грубость, трусость, тупоумие. Высмеивая отдельные изъяны человеческого характера, писатель затрагивает гораздо более широкий круг проблем: социальных, политических, идеологических, нравственных. Словом, как истинный сатирик, Щедрин, говоря об отдельных недостатках, показывает и всю панораму общественной жизни в целом.

Но самый интересный вопрос заключается в том, каким именно образом Салтыков-Щедрин смеется над общественными изъянами. Начать следует с того, что необычен сам выбранный им жанр — сказки. Однако выбор этот вполне оправдан, поскольку под маской сказочного героя можно скрыть какое угодно лицо, не боясь при этом строгой цензуры. Поэтому автор так широко использовал образы животных («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Здравомыслящий заяц», «Карась-идеалист», «Премудрый пискарь», «Коняга»). Очень мало сказок, где непосредственными действующими лицами являются люди. Преимущество образа животного в том, что автор по своему желанию заставляет одно животное играть какой-либо социальный тип. Так, Орел играет царствующую особу, олицетворяя собой всю монархию, Медведь посводу, представляя военных, а Коняга — простого русского мужика, нею жизнь не разгибающего спины. Благодаря этому каждая сказка становится обвинением, укором какому-то социальному злу. Например, в сказке «Медведь на воеводстве» обличаются административные принципы самодержавия. В «Карасе-идеалисте» писатель смеется над наивными недалекими правдоискателями с их утопическими надеждами умиротворить хищников, то есть власть предержащих.

Как видим, жанр сказки помогает писателю в осуществлении его задачи. Как же Салтыкову-Щедрину удалось облечь достаточно серьезные идеи и лозунги в интересную увлекательную оболочку? Не в последнюю очередь это можно объяснить манерой письма. Сатирик использует традиционно сказочные обороты: «жили-были», «в некотором царстве», «мед-пиво пил» и многие другие. Это изначально погружает читателя в сказочную атмосферу. Также следует отметить эзопов язык, столь любимый Салтыковым. Это не только стиль языка, но и целая система образов и понятий.

Итак, система, используемая Салтыковым, довольно проста: традиционное сказочное звучание, сказочный же герой, эзопов язык, прием гротеска. И вот уже перед нами целая картина: мы смеемся, прекрасно понимая, что предмет смеха достоин скорее слез и жалости. Очень показательна в этом отношении сказка «Дикий помещик». Начинается она в традиционном духе: «В некотором царстве, в некотором государстве...» Далее идет речь о помещике, мечтавшем избавиться от крестьян. Его желание исполняется, но оказывается, что он практически остается без рук, и дичает. Вроде бы смешно смотреть на одичавшего звероподобного помещика, но одновременно и очень грустно сознавать, что человек, царь природы, может дойти до такого падения. Вспоминается сразу и «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». Генералы в этой сказке также не замечают, что существуют исключительно за счет чужого труда. Их представления о жизни остаются на уровне того, что булки растут на деревьях. Преувеличение? Безусловно! Но это не значит, что людей с таким типом сознания не существует на свете. Они как раз существуют. Именно по этой причине Салтыков-Щедрин писал свои сказки. Его удары всегда попадали в цель, поскольку пороки, которые он обличал, всегда были бичом нашего общества.

«Сказки для детей изрядного возраста» — итог многолетней работы автора, они синтезируют его идейно-художественные принципы. Они раскрывают богатство духовного мира писателя. Они обличают порок и невежество. Даже в наше время, будучи творениями далекого прошлого, эти произведения не утеряли своей жизненности и злободневности, по-прежнему оставаясь увлекательной и интересной книгой для «детей изрядного возраста».

после реформы 1861 года - пережитки крепостного права, укоренившиеся в психологии людей.

Творчество Щедрина связано с традициями его гениаль­ных предшественников: Пушкина ("История села Горюхи-на") и Гоголя ("Мертвые души"). Но сатира Щедрина острее и беспощаднее. Во всем блеске раскрылся талант Щедрина-обличителя в его сказках. Сказки явились своеобразным ито­ гом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика. С фоль­клором они связаны не только наличием определенных уст­ но-поэтических деталей и образов, в них выражено народное миропонимание. В сказках Щедрин раскрывает тему эксплу­атации, дает уничтожающую критику дворян, чиновников - всех тех, кто живет народным трудом.

Генералы ни на что не способны, ничего не умеют делать, считают, что "булки в том самом виде родятся, как... их утром к кофею подают". Они чуть не съедают друг друга, хотя кругом масса плодов, рыбы, дичи. Они умерли бы с голоду, если бы рядом не оказалось мужика. Нисколько не сомнева­ясь в своем праве эксплуатировать чужой труд, генералы зас­ тавляют мужика на них работать. И вот опять генералы сыты, к ним возвращается прежняя самоуверенность и само­довольство. "Вот как оно хорошо быть генералами - нигде не пропадешь!" - думают они. В Петербурге генералы "денег загребли", а мужику выслали "рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!"

Сочувствуя угнетенному народу, Щедрин выступает против самодержавия и его слуг. Царя, министров и губернаторов вы­ смеивает сказка "Медведь на воеводстве". В ней показаны трое Топтыгиных, последовательно сменявших друг друга на вое­водстве, куда они были посланы львом, чтобы "усмирить внут­ ренних супостатов". Первые два Топтыгина занимались раз­ного рода "злодействами": один - мелкими, "срамными" ("чи­ жика съел"), другой - крупными, "блестящими" (задрал у кре-


стьянина лошадь, корову, свинью и пару овец, но сбежались мужики и убили его). Третий Топтыгин не жаждал "кровопро-литиев". Наученный опытом истории, он действовал осторож­но и повел либеральную политику. Многие годы получал от тружеников поросят, кур, мед, но в конце концов лопнуло тер­пение мужиков, и они расправились с "воеводой". Это уже сти­хийный взрыв недовольства крестьян против угнетателей. Щедрин показывает, что причина бедствий народных - в зло­употреблении властью, в самом характере самодержавной сис­темы. Аэто значит, что спасение народа- в свержении цариз­ма. Такова основная идея сказки.

В сказке "Орел-меценат" Щедрин разоблачает деятель­ность самодержавия в области просвещения. Орел - царь птиц - решил "завести" при дворе науки и искусства. Однако орлу вскоре надоело разыгрывать роль мецената: он уничтожил соловья-поэта, надел кандалы на ученого дятла и заточил его в дупло, разорил ворон. Начались "розыски, следствия, судбища", наступил "мрак невежества". Писатель показал в этой сказке несовместимость царизма с наукой, просвещением и искусством, сделал вывод, что "орлы для просвещения вредны".

Щедрин высмеивает и обывателей. Этой теме посвящена сказка о премудром пескаре. Пескарь всю жизнь думал о том, как бы его не съела щука, поэтому сто лет просидел он в своей норе, подальше от опасности. Пескарь "жил - дрожал и уми­рал - дрожал". А умирая, подумал: чего же ради всю жизнь он дрожал и прятался? Какие были у него радости? Кого он уте­шил? Кто о его существовании вспомнит? "Неправильно пола­гают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться дос­тойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно... живут, даром место занимают", - обращается автор к читателю.

В своих сказках Салтыков-Щедрин показывает, что на­род талантлив. Мужик из сказки о двух генералах сообра­зителен, у него золотые руки: он и силок смастерил "из собственных волос", и "чудо-корабль" построил. Народ под­вергался гнету, его жизнь - бесконечный тяжелый труд, и писателю горько, что он своими руками вьет веревку, кото-


рую накинули ему на шею. Щедрин призывает народ заду­маться над своей судьбой, объединиться в борьбе за пере­устройство несправедливого мира.

Свою творческую манеру Салтыков-Щедрин называл эзо­повой, каждая сказка имеет подтекст, в ней действуют коми­ческие персонажи и образы-символы.

Своеобразие сказок Щедрина еще и в том, что в них реальное переплетается с фантастическим, тем самым созда­вая комический эффект. На сказочном острове генералы находят известную реакционную газету "Московские ведо­мости". От необыкновенного острова недалеко до Петербур­га, до Большой Подьяческой. В жизнь сказочных рыб и зверей писатель вводит детали из жизни людей: пескарь "жалованье не получает и прислуги не держит", мечтает выиграть двести тысяч.

Излюбленные приемы автора - гипербола и гротеск. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно пре­увеличены. Умелый мужик варит суп в пригоршне. Глупые генералы не знают, что булки из муки пекут. Голодный гене­рал проглатывает орден своего приятеля.

В сказках Щедрина нет случайных подробностей и лиш­них слов, а герои раскрываются в действиях и словах. Писа­тель обращает внимание на смешные стороны изображаемо­го. Достаточно вспомнить, что генералы были в ночных ру­башках, а на шеях у них висело по ордену. В сказках Щедри­на видна связь с народным творчеством ("жил-был пескарь"% "мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало", "ни в сказке сказать, ни пером описать"). Однако наряду со сказочными выражениями мы встречаем книжные слова, совсем нехарак­терные для народных сказок: "жизнью жертвовать", "пескарь жизненный процесс завершает". Чувствуется иносказатель­ный смысл произведений.

В сказках Щедрина отразились и его ненависть к тем, кто живет за счет трудящихся, и его вера в торжество разума и справедливости.

Сказки эти - великолепный художественный памятник минувшей эпохи. Многие образы стали нарицательными, обозначая социальные явления русской и мировой действи­тельности.

Литературное чтение
Урок 74.
Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема: Что высмеивают сказки? Сатирическая японская сказка «Ивовый росток».
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
4 1
Проверка домашнего задания.
1. Беседа.
– Понравилась ли вам первая японская сказка?
– Что особенно запомнилось?
– Как вы озаглавили сказку?
2. Пересказ сказки.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в

© ООО «Баласс», 2012
1

II. Развитие
умений.
2 1 4 2 1 3 4
Работа над сказкой.
1. Работа с текстом до чтения.
– Как вы думаете, кто герои второй сказки? Как вы догадались?
(По иллюстрации.)
– Как вы думаете, какую сказку будем читать: грустную или весёлую?
(Трудно предположить.)
Чтение ключевых слов в тетради.
– Какие события могут произойти во второй сказке?

2. Работа с текстом во время чтения.
1. Чтение сказки про себя.
– Проверим свои предположения.
Вопросы после чтения:
– Какая же это сказка: грустная или весёлая?
– Почему вы смеялись, читая сказку? А есть ли в ней грустные ноты?
2. Повторное чтение вслух и беседа по содержанию.
1­й абзац.
– Почему хозяин так беспокоился?
2­й абзац.
– Правильно ли поступил слуга? Он следил за ростком? Берёг его?
– Чем недоволен хозяин?
– Почему же слуга так странно себя вёл? Какой он?
– Чем закончилась сказка? (Открытый конец.)
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова­
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по пред­
ложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,

© ООО «Баласс», 2012
2

выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
3. Вопрос после чтения:
– О чём же эта сказка?
3. Работа с текстом после чтения.
Инсценирование сказки.
а) Подготовительная работа:
– Что такое диалог? Как он оформляется на письме?
– Прочитайте самостоятельно диалоги.
– Представьте героев. Выберите интонацию, с которой нужно произносить
их реплики. Артисты двигаются по сцене. Содержание сказки подсказывает
вам, что надо делать. Чем занимается слуга? А хозяин?
– Порепетируйте шёпотом.
Класс делится на несколько групп. Распределяются роли: хозяин, слуга,
автор.
б) Инсценирование.
в) Выступление зрителей­критиков и обсуждение инсценировки.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Какой мудрости учит эта сказка?
– Могли ли похожие события произойти в реальной жизни?
– Эту сказку относят не просто к бытовым сказкам, а к бытовым
сатирическим. Сатирическая сказка обязательно кого­то или что­то
высмеивает. Какую сатирическую сказку мы с вами уже прочитали в этом
Духовно­нравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать позитив­

© ООО «Баласс», 2012
3

разделе учебника? (Долганская сказка.)
– В этих сказках герои не делятся на положительных и отрицательных.
Сделайте вывод, какие человеческие качества высмеивают японские
сатирические сказки.
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
ные поступки, в том числе
речевые.
2. Гражданско­патриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Ι
V. Домашнее
задание.
Разделить сказку на две части, нарисовать к одной из частей иллюстрацию.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и
тон речи.

© ООО «Баласс», 2012
4

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков в мировой литературе. Свою жизнь и свой талант он посвятил борьбе за освобождение русского народа от крепостнического гнета;, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года - пережитки крепостного права. Сатирик высмеивал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их терпение, страх.

Очень ярко сатира Салтыкова-Щедрина проявляется в сказках. Этот жанр позволяет скрыть обличительный смысл произведения от цензоров. В каждой сказке Щедрина обязательно есть политический или социальный подтекст, который был понятен читателям.

В своих сказках Щедрин показывает, как богатые угнетают бедных, критикует дворян и чиновников - тех, кто живет народным трудом. У Щедрина много образов господ: помещиков, чиновников, купцов и иных. Они беспомощные, глупые, заносчивые, хвастливые. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин изображает жизнь тогдашней России: помещики нещадно наживаются на крестьянах, а те даже не думают сопротивляться.

Щедрин не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих сказках. Так, в сказке «Премудрый пескарь» Щедрин высмеивает мещанство («жил - дрожал и помирал - дрожал»). Во всех своих сказках писатель утверждает, что не словами, а решительными действиями можно достичь счастливого будущего, и сделать это должен сам народ.

Народ в сказках Салтыкова-Щедрина талантлив, самобытен, силен житейской смекалкой. В сказке о генералах мужик делает из собственных волос невод и лодку. Писатель полон горькой обиды и в какой-то мере стыда за свой многострадальный народ, говоря, что он своими руками «вьет веревку, которую ему потом накинут на шею угнетатели». Символом русского народа является у Щедрина образ коняги, который терпеливо тянет свою лямку.

Сказки Салтыкова-Щедрина актуальны в любое время. Внимательный читатель найдет в его произведениях сходство с современностью, поэтому Щедрина надо знать, надо читать. Его произведения помогают понять социальные отношения и закономерности жизни, нравственно очищают человека. Я хочу сказать, что творчество Щедрина, как и всякого гениального писателя, принадлежит не только прошлому, но и настоящему, и будущему.

“Сказки” Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях России высказывались многие точки зрения. Известно, что Салтыков-Щедрин был сторонником борьбы с самодержавием. Как и многие мыслящие люди того времени, он был увлечен “народной” идеей и сетовал на пассивность мужика. Салтыков-Щедрин писал, что несмотря на отмену крепостного права, оно живет во всем: “в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни обратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается”. Этим политическим взглядам и подчинены журнально-публицистическая деятельность писателя и его литературное творчество.
Писатель постоянно стремился сделать своих противников смешными, ибо смех - великая сила. Вот и в “Сказках” Салтыков-Щедрин высмеивает правительственных чиновников, помещиков, либеральную интеллигенцию. Показывая беспомощность и никчемность чиновников, тунеядство помещиков и одновременно подчеркивая трудолюбие, ловкость русского мужика, Салтыков-Щедрин высказывает в сказках свою основную идею: мужик бесправен, забит правящими сословиями.
Так, в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” Салтыков-Щедрин показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то, что кругом было в изобилии и дичи, и рыбы, и плодов, они чуть не умерли с голоду.
Чиновники, которые “родились, воспитались и состарились” в какой-то регистратуре, ничего не понимали, и не знали “даже слов никаких”, кроме разве что фразы: “Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности”, генералы делать-то ничего не умели и совершенно искренне верили, что булки растут на деревьях. И вдруг их осеняет мысль: надо найти мужика! Ведь он обязательно должен быть, просто “где-нибудь спрятался, от работы отлынивает”. И мужик действительно нашелся. Он накормил генералов и тут же по их приказу послушно вьет веревку, которой те привязывают его к дереву, чтобы не убежал.
В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам. Эта же мысль развивается автором в сказке “Дикий помещик”. Но если генералы из предыдущей истории оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой сказки все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время “весь он… оброс волосами… а когти у него сделались железными”. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.
Глубокая вера Салтыков-Щедрина в скрытые силы народа видна в сказке “Коняга”. Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизнестойкостью. Все ее существование заключается в бесконечной тяжелой работе, а тем временем сытые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Скорее всего, в этой сказке Салтыков-Щедрин подразумевал под пустоплясами интеллигенцию, переливавшую из пустого в порожнее, рассуждая о судьбах русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен крестьянин-труженик.
Героями “Сказок” зачастую становятся звери, птицы, рыбы. Это говорит о том, что в их основе лежит русский народный фольклор. Обращение к нему позволяет Салтыкову-Щедрину в лаконичной форме и вместе с тем сатирически остро передать глубокое содержание. Возьмем, к примеру, сказку “Медведь на воеводстве”. Три Топтыгина - это три разных правителя. По характеру они не похожи друг на друга. Один жестокий и кровожадный, другой не злой, “а так, скотина”, а третий ленивый и добродушный. И каждый из них не в состоянии обеспечить нормальную жизнь в лесу. И стиль их правления здесь ни при чем. Мы видим, что ничто не изменило общий неблагополучный порядок в лесной трущобе: коршуны ворон ощипывают, а волки с зайцев шкуру дерут. “Таким образом, перед умственным взором третьего Топтыгина вдруг выросла целая теория неблагополучного благополучия”, - иронизирует автор. Скрытый смысл этой сказки, в которой пародируются реальные правители России, в том, что без отмены самодержавия ничего не изменится.
Говоря об идейном содержании “Сказок” Салтыкова-Щедрина, нужно отметить, что многие талантливые писатели XX века (Булгаков, Платонов, Гроссман и др.) как раз и показали в своих произведениях, что происходит, когда человек нарушает вечные законы развития природы, общества. Мы можем сказать, что литература XX века, испытавшего потрясения социальных революций, полемизирует с литературой второй половины XIX века, в том числе с творчеством Салтыкова-Щедрина. События начала XX века привели мыслящую интеллигенцию к разочарованию в народе, в то время как “мысль народная” в XIX веке была определяющей у многих русских писателей. Но тем богаче наше литературное наследие, что в нем есть разные точки зрения на пути развития общества.