В основе сюжета произведения лежит мотив обиды и защиты чести, семейных отношений, ограничения свободы человеческой воли, государственного деспотизма.

Степан Парамонович - простой русский человек, ценящий семейные отношения
и домашний уют. Он живет с молодой женой и детьми в высоком доме, где стол
«покрыт белой скатертью» , перед образом теплится свечка, а ведает всем старая Еремеевна.
Это «статный молодец» , с «соколиными очами» , «могутными плечами» , «кудрявой бородой» , напоминающий нам былинного богатыря. Калашников держится
уверенно, по-купечески степенно, с достоинством.
Он неторопливо хозяйничает в лавке: раскладывает товары, зазывает
покупателей, пересчитывает «злато-серебро» .
Таким же хозяином ощущает он себя и в собственном доме, своей семье
Его любит и уважает Алена Дмитриевна, почитают родные братья.

И вдруг мир и покой, царящий в его семье, грубо нарушают.
Алену Дмитриевну публично преследует влюбленный в нее царский опричник, Кирибеевич. Узнав об этом, Калашников решает заступиться за честь своей жены,
чтобы восстановить ее доброе имя, свою мужскую честь, репутацию своей семьи.
Душа героя не может вынести бесчестья: «А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому» . Степан Парамонович решает биться с опричником
не на жизнь, а на смерть в кулачном бою на Москве-реке.

Открытое преследование Алены Дмитриевны царским опричником - позор,
бесчестье для Калашникова. Кирибеевич в глазах купца - «бусурман» ,
посягнувший на самое святое, - незыблемость семейных уз.
Опричника не останавливает даже то, что Алена Дмитриевна «в церкви божией перевенчана.. . По закону нашему христианскому» .

В кулачном бою Калашников убивает Кирибеевича.
Судьей в этом бою выступает сам государь. Иван Грозный не скрывает своего недовольства результатом поединка и требует от купца ответа о том,
«вольной волею или нехотя» убил он царского опричника.

И здесь Степану Парамоновичу предстоит выдержать еще одно испытание.
Он прекрасно понимает, насколько страшным может быть царский гнев,
но говорит царю правду, скрыв, однако, причину своей битвы с Кирибеевичем:
Я убил его вольной волею,
А за что про что - не скажу тебе,
Скажу только богу единому.
«Купец мог бы спасти себя ложью, но для этой благородной души,
дважды так страшно потрясенной - и позором жены, разрушившим его семейное блаженство, и кровавою местью врагу, не возвратившею ему прежнего блаженства, - для этой благородной души жизнь ужене представляла ничего обольстительного, а смерть казалась необходимою для уврачевания ее неисцелимых ран.. .
Есть души, которые довольствуются кое-чем - даже остатками бывшего счастья;
но есть души, лозунг которых - все или ничего.. . такова была и душа.. . Степана Парамоновича Калашникова» .

Царь решает казнить купца Калашникова. И Степан Парамонович прощается со своими братьями, давая им последние наказы:
Поклонитесь от меня Алене Дмитриевне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашем товарищам,
Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу грешную!

Любовь к своей семье и жажда справедливости, ненависть к своему обидчику,
чувство собственного достоинства и безграничная вера в право своего государя
вершить судьбы людей - вот основные чувства, испытываемые героем.
Именно поэтому он и согласен принять смерть.

Калашников Степан Парамонович

ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА
Поэма (1838)

Калашников Степан Парамонович — купец, хранитель родовых устоев и чести семьи. Имя «Калашников» заимствовано из песни о Мастрюке Темрюковиче (в вариантах, записанных П. В. Киреевским, упоминаются дети Кулашниковы, братья Калашнички, Калашниковы). Фабула, возможно, навеяна рассказом о чиновнике Мясоеде-Вислом, жена которого была обесчещена опричниками («История государства Российского» Н. М. Карамзина).

Частная жизнь К. отчетлива и размеренна; в ней все заранее определено. Постоянство жизненного уклада отражает устойчивость психологии. Всякое изменение внешнего быта означает катастрофу, воспринимается как несчастье и горе, предвещает беду. Недаром, придя «в свой высокий дом», К. «дивится»: «Не встречает его молода жена, / Не накрыт дубовый стол белой скатертью, / А свеча перед образом еле теплится».

И хотя социальные различия уже проникли в сознание (К. бросает упрек жене: «Уж гуляла ты, пировала ты, / Чай, с сынками всё боярскими!..», а Иван Грозный спрашивает К.: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою/ На Москве-реке сын купеческий?»); общий порядок и родовые отношения еще господствуют. К., как глава семьи, в ответе и за же жену, и за малых детушек, и за братьев. Он обязан вступиться за честь жены, за личную честь и честь семьи. Ему послушны и братья. Соблазняя жену К;, Кирибеевич наносит оскорбление не просто частному яйцу, купцу К., а всему христианскому люду, потому что К. — носитель-семейных, родовых устоев, существующего общественного устройства. Именно защита народных, патриархально-родовых принципов жизни делает К.эпическим героем, придает его обиде общенациональный масштаб, а решимость К. отомстить обидчику предстает как общенародный протест, освященный санкцией народного мнения.

Поэтому и бой К. происходит на виду всей Москвы, всего честного народа. Эмоциональным выражением смертельного поединка, его бескомпромиссности, заранее предопределенного исхода и вместе с тем высоты нравственной идеи, защищаемой К., служит торжественное описание столицы перед боем («Над Москвой великой, златоглавою...»). Самому поединку также придано символическое значение. Ритуал традиционного кулачного боя — от приготовления к нему до окончания — чрезвычайно важен в контексте художественного смысла «Песни...». Потешный кулачный бой, где мерились силой удалые храбрецы, превращен в идейное противостояние старого уклада с разрушающим его своеволием. Форма поединка, узаконенная народным обычаем, где сила честно сражается с силой, основана на справедливом законе: «Кто побьет кого, того царь наградит, / А кто будет побит, тому Бог простит!» Перед боем К. обращается ко всему православному миру: «Поклонился прежде царю грозному, / После белому Кремлю да святым церквам, / А потом всему народу русскому».

Однако общенародное дело, за которое К, готов биться, принимает форму личного протеста. К. не идет к царю, блюстителю порядка и традиций, чтобы добиться справедливости, а берет на себя личную ответственность. Человек уже не доверяет царской власти, а в известной мере противопоставляет себя ей, не видя в царе гаранта народных обычаев и христианского закона. Больше того: защищая прежние устои, К. одновременно совершает преступление, ибо превращает потешный бой в мщение. Мотивы, движущие К., - высоки, но поступок его ставит К. вне чтимого..им родового закона. Чтобы защитить вековые обычаи, личность должна нарушить их.

В К. воплощен образ героя-мстителя, борющегося за справедливость, причем — и это характерно для Лермонтова — именно личность берет на себя право отстаивать народную правду. Углубление народного, демократического начала связано с преодолением канона байронической поэмы: героем-мстителем избран «простой» человек. Современная проблематика погружена в историю, а история воссоздается с позиций настоящего. Чувствуя актуальность «Песни...», ее сюжет сопоставляли с реальными событиями тех лет: с семейной трагедией Пушкина и историей увоза гусаром жены московского купца.

Все характеристики по алфавиту:

В полном заглавии поэмы в определенной последовательности названы её главные герои и косвенно обозначено время действия. Песню о них сложили и спели гусляры — народные певцы. Это их глазами мы увидели события давно минувших столетий.

Историческую основу для «Песни про купца Калашникова» Лермонтов, скорее всего, взял из « Истории государства Российского» Н. Карамзина. Возможно, он знал и фольклорные песни об Иване Грозном.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», анализ которой мы проведем, переносит читателя к XVI в., времена царствования Ивана Грозного, который часто был жестоким и безжалостным к своему народу. Для подавления возможного неповиновения Иван Грозный создал особое войско — опричнину.

«Песня...» привязана к конкретному времени. Царский и купеческий быт, картины жизни Москвы - всё это приметы эпохи. Но показаны они без подробностей, иногда косвенно. Например, Кирибеевич, желая привлечь внимание Алёны Дмитревны, с гордостью сообщает ей, что он не «душегуб лесной», а из «славной семьи Малютиной». А она «испугалась... пуще прежнего», потому что кто же не знал имени главного опричника Ивана Грозного Малюты Скуратова, известного своей жестокостью?

Но не эпоха и не деяния Ивана Грозного как государственного мужа в центре внимания поэта. Его интересуют характеры эпохи. Царь Иван Васильевич, опричник Кирибеевич, купец Калашников - все они разные, и все они ветви одного дерева, выросшего на почве российской истории XVI в.

Образ Кирибеевича в "Песне про купца Калашникова"

В центре поэмы конфликт между купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем. Конфликт трагический. Никто из героев не способен его преодолеть. Почему случился конфликт? Ответ - в характерах эпохи. Сначала автор представляет Кирибеевича. Его имя, скорее всего, татарского происхождения (Кирибей) и указывает на то, что он чужой в стране, где служит. Калашников назовет Кирибеевича «басурманским сыном», чуждым православной вере.

Царь Иван Васильевич называет Кирибеевича — «верный наш слуга». Да и сам он себя таковым считает: «Не кори ты раба недостойного», — просит он царя. Кирибеевич «раб», но с завидным положением, о чём царь и не преминул ему напомнить: «Не истёрся ли твой парчёвый кафтан? / Не измялась ли шапка соболиная?» А завершает Иван Васильевич с открытой иронией: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою... сын купеческий?» В вопросах царя, не требующих ответа, хорошо просматривается существующее в обществе противостояние: опричники — купеческие сыны.

Гусляры показывают Кирибеевича в «Песне про купца Калашникова» настоящим молодцем, поэтому и рисуют его теми же красками, что и сказочных героев-богатырей. Он «удалой боец, буйный молодец». У него «очи чёрные», «руки сильные». А ещё у Кирибеевича «кони лёгкие», «седельце браное черкасское», «наряды парчёвые» — всё это традиционные признаки доброго молодца. Но нет среди них одной и очень важной детали — красавица «не глядит на него», «не любуется». Царь готов помочь своему верному слуге и предлагает «перстенек... яхонтовый», «ожерелье жемчужное», чтобы задарить «красавицу». Эти подарки тоже говорят об особом положении Кирибеевича при царе.

Но честен ли перед царём Кирибеевич? Ответ находим в песне гусляров. Они на всё смотрят со стороны и поэтому видят больше и дальше. Они знают, что он, хотя и «раб», но «лукавый», то есть хитрый и коварный. И дальше в песне прямо говорится, что он обманул царя:

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви Божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому.

«Перевенчана» значит, что брак Алёны Дмитревны и Калашникова освящён Богом. Уточнение «по закону нашему христианскому» свидетельствует, что вера у женщины та же, что у всего народа.

Почему же Кирибеевич не сообщил царю столь важного факта? Возможно потому, что не считал его для себя важным, а возможно понимал, что государю нарушение закона будет не по нраву. Но как бы там ни было, Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» показал презрение к христианским нормам. А Ивана Васильевича песня представляет как их блюстителя, хотя в действительности Иван IV Грозный таковым не был. Но народу было чуждо своеволие, он его осуждал и в царе хотел видеть защитника порядка.

Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» дерзок в своих любовных притязаниях. Он бесчестит «верную жену» и его наказание справедливо в глазах народа.

Но почему же в песне с такой жалостью описана его смерть? Мы слышим интонацию печали в скорбном перечислении его чувств и движений: «застонал», «закачался», «упал», «повалился на холодный снег, на холодный снег».

Инверсия, повтор, скрытая антитеза («холодный снег» — горячая кровь) и сравнение — «будто сосенка» — это чувство усиливают. Песня жалеет о Кирибеевиче, потому что в «богатырском» бою погиб «удалой» молодец. А ведь мог бы он от боя и уклониться, когда понял, что это будет за бой. Но не уклонился, потому что собственная честь оказалась дороже царской милости.

Образ Калашникова в «Песне про купца Калашникова»

Наказал Кирибеевича Калашников. Купец - человек простой, что подчёркнуто его фамилией, которая происходит от слова «калач» - распространенный вид русского хлеба. Занятие Калашникова тоже обычное, он купец уважаемый - зовут его по имени и отчеству Степаном Парамоновичем. Жизнь у Калашникова налажена и Богом освящена. Но в один миг всё у него рухнуло — нашёлся человек (чужой!), который поломал уклад, создаваемый веками, — «опозорил семью нашу честную».

Поскольку Калашников главный в семье, ему и защищать её честь: «Буду насмерть биться... за святую правду-матушку», — решает он. Заметим, правда у него «святая», значит она от Бога и никто, даже опричник самого грозного царя, не имеет права её нарушать.

Перед боем Калашников сказал, в чём его правда. Высказывается он в форме противопоставления: «Я» и «Ты». Причем «Я» заявлено прямо. «Ты» подразумевается.

«Родился я от честнова отца». — А ты?

«Жил я по закону Господнему ». — А ты?

«Не позорил я чужой жены ». — А ты?

Купец Калашников — муж, отец, защитник своего дома, но он ещё и христианин, «на груди его широкий висел медный крест».

Песня рисует Калашникова как достойного защитника-мстителя. Он «добрый молодец», «молодой купец, удалой боец», «очи его соколиные», «могутные плечи». Постоянные эпитеты прямо указывают на родство Калашникова со сказочными богатырями. Вспомним, что опричник Кирибеевич тоже своей силой и удалью походил на них. По не всегда и не всё решает сила физическая. У Калашникова в бою, как и в жизни, удар был ответный. Так песня снова, хотя и косвенно, называет виновника трагедии. Калашников выполнил свою миссию — он защитил и честь своего имени, и закон, который определяет жизнь всех истинных христиан.

Но он же и нарушил закон, когда кулачный бой, устраиваемый для потехи, превратил в арену мести. Он задумывал свой бой как «последний». За это и был наказан — тоже смертью. Это произошло потому, что «Господний закон» не предусматривает никаких исключений ни для своих хулителей, ни для приверженцев.

Образ Ивана Васильевича в «Песне про купца Калашникова»

На страже царь Иван Васильевич. По какому праву? По праву хранителя православных законов: «Как возговорил православный царь». То есть, подчёркивается, что он не только царь — государственный муж, но и тот, кто служит Богу. Он его наместник на земле. Поэтому-то он «Иван Васильевич», а не «Иван Грозный». И царь признаёт над собой верховность Бога. Он принимает слова Калашникова: «Скажу только Богу единому», почему убил Кирибеевича. Поступая с Калашниковым по справедливости, что не соответствовало обычаям реального Ивана Грозного, царь косвенно, через оказание милостей семье Калашникова, признает его правоту.

А как люди? Они запомнили Калашникова? Запомнили. Именно поэтому «Песня...» заканчивается не казнью героя, а поклонами его «могилке» «пройдет стар человек — перекрестится», «пройдёт молодец — приосанится».

Основные особенности «Песни про купца Калашникова»

Почему Михаил Юрьевич назвал поэму «Песней...»? В названии отмечена форма, в которой история царя Ивана Васильевича, опричника Кирибеевича и купца Калашникова дошла до слушателей. И ещё, если эти события стали песней и её поют и разносят по свету, это означает, что она уже вошла в память народа, стала его духовным достоянием.

Основные особенности «Песни про купца Калашникова» следующие:

​ ​

/ / / Образ Степана Калашникова в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...»

Степан Калашников – главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Мы знакомимся с ним уже в самом начале поэмы. Он занимался своим делом, держал лавку с товарами на базаре и предлагал их всякому покупателю. Заманивал Калашников покупателей мягким, приятным голосом, да в свободное время монеты золотые пересчитывал. А дома купца ждала молодая жена Алена Дмитриевна и ребеночек.

И вот однажды, недоброе случилось в жизни Степана Парамоновича. Царский опричник положил глаз на его супругу – Алену Дмитриевну, и, не стыдясь никого в округе, начал приставать к замужней женщине. Опозорил он жену Калашникова, предлагал ей всякие вольности, богатства и прочие роскоши, дабы она стала его женщиной. Вот о таком происшествие поведала Алена Дмитриевна мужу своему законному. И такой поступок Кирибеевича просто возмутил купца.

Не боясь последствий, вызвал он молодого опричника на кулачный бой, ведь была затронута честь и достоинство его семьи. Не побоялся он наказания, которое может настигнуть в конечном итоге.

Степана Калашникова можно сравнить с образом удалого богатыря, который совершает благие поступки ради себя и других, ради доблести и чести всего народа русского. Знал купец, что разгневает царя своею выходкой, однако, не усмирить было возмущенную мужскую душу.

Перед боем Калашников с уважением кланяется перед царем, затем оборачивается и отдает поклоны белому Кремлю и всему народу. В начале боя, Степан Парамонович терпит поражение, но, в конечном итоге, собирает все силы свои и побеждает наглого и лицемерного опричника.

Конечно, за такой поступок царь казнит Калашникова. Однако, проявив симпатию к Степану - богатырю, за его честь и доблесть, милует жену и ребенка купца, обещает позаботиться о них.

Принял Калашников смерть не по законам христианским. И похоронили его в просторном поле. А в память о таком доблестном поступке и о таком удалом купце была сложена песня. И каждый, кто проходил мимо могилы Степана Калашникова вспоминал о его смелом и отважном поступке.

Историческая поэма «Песня про купца Калашникова» Лермонтова написана в 1837 году, опубликована год спустя в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». Произведение представляет завуалированные размышления поэта о верности, чести и справедливости в государственных масштабах.

При подготовке к уроку по литературе предлагаем читать онлайн краткое содержание «Песня про купца Калашникова» по главам. Такая хрестоматия также пригодится и для читательского дневника.

Главные герои

Царь Иван Васильевич – человек жесткий, своевольный, в меру справедливый, щедрый. Плохо разбирается в людях.

Кирибеевич – царский слуга, опричник. Лживый, хитрый и самодовольный человек, который ради достижения своей цели способен на любую подлость.

Калашников Степан Парамонович – купец, рачительный хозяин, любящий муж и заботливый отец.

Алена Дмитревна – супруга Калашникова. Красивая, порядочная женщина, честная христианка.

Другие персонажи

Братья купца Калашникова – молодые люди, такие же честные и порядочные, как и их старший брат. Готовы умереть за честь своей семьи.

Соседи Калашниковых – трусливые люди, не защитившие Алену Дмитревну во время домогательства, но готовые обвинить ее во всех смертных грехах.

Глава 1

В царских палатах Кремля – пир горой. Царь Иван Васильевич трапезничает в окружении своих соратников. Среди общего веселья выделяется опричник Кирибеевич, который « в золотом ковше не мочил усов ».

Заметив, что один из его любимых слуг опечален, царь интересуется причинами его тоски. Он готов выполнить любую просьбу опричника, лишь бы тот повеселел. Кирибеевич объясняет, что страдает от неразделенной любви к красавице Алене Дмитревной, которая « ходит плавно – будто лебедушка; смотрит сладко – как голубушка ».

Узнав о сердечных переживаниях опричника, Иван Васильевич дарит ему « перстенек яхонтовый » и « ожерелье жемчужное », чтобы тот смог посвататься к своей зазнобушке. Однако Кирибеевич умалчивает, что Алена Дмитревна не может быть его суженой, поскольку « перевенчана с молодым купцом ».

Глава 2

У молодого купца Степана Калашникова дела идут в гору, однако этот день не задался с самого начала: торговля идет плохо, а дома, несмотря на ночь на дворе, до сих пор нет жены Алены Дмитревны. Работница отвечает, что молодая женщина как ушла на вечернюю службу в церковь, так до сих пор не вернулась. Без матери маленькие дети « плачем плачут, не унимаются» , а Степан не знает, что и думать.

В этот момент в дом входит Алена – « бледная, простоволосая, косы русые расплетенные снегом-инеем пересыпаны ». Калашников начинает обвинять супругу в измене, однако она, дрожа и сбиваясь, рассказывает о домогательствах опричника Кирибеева. Он готов был одарить женщину с ног до головы, лишь бы та полюбила его. Приставая к Алене Дмитривне с поцелуями на глазах у соседей, он позорит ее честное имя.

Несчастная женщина со слезами на глазах умоляет мужа защитить ее поруганную честь, поскольку это больше некому сделать: Алена – круглая сирота, у которой из родных остался только младший брат – « дитя малое, неразумное».

Рассказ Алены глубоко задевает Степана Парамоновича, который решает во что бы то ни стало наказать обидчика. Он созывает младших братьев, чтобы те, в случае его поражения в кулачном бою, смогли защитить честь семьи Калашниковых. Молодые купцы обещают до конца идти вслед за старшим братом, которого почитают, как второго отца.

Глава 3

На праздничных кулачных боях, что проходят у Москвы-реки, при всем честном народе Степан Калашников вызывает на бой опричника Кирибеевича. Тот бахвалится своей богатырской силой и скорой победой, но, узнав, кто его противник, « побледнел в лице, как осенний снег ».

Оба противника очень сильны, они равны промеж собой в богатырской мощи. Кирибеевич наносит купцу страшный удар в грудь, да такой, что « погнулся крест и вдавился в грудь ». Однако тот выдерживает напор противника и наносит ответный, страшной силы удар в левый висок, который тут же валит опричника наземь.

Увидев, что его любимый слуга убит, Иван Васильевич страшно гневается. Он вызывает к себе Калашникова и ведет допрос, но тот умалчивает об истинной причине своего поступка. Купец готов беспрекословно принять кару от руки своего царя, и лишь просит о милости для своих близких.

Царь дает обещание помочь семье Калашникова, а самого купца торжественно казнит на площади.

Заключение

В своем произведении Лермонтов призывает бороться против деспотии действующей власти, и не бояться отстаивать собственную честь и достоинство.

После прочтения краткого пересказа «Песня про купца Калашникова» рекомендуем ознакомиться с полным вариантом исторической поэмы.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 274.