", включив туда самых известных и любимых авторов нашего региона. Роберта Рождественского и Василия Шукшина среди них нет - они принадлежат истории литературы России.

Марк Юдалевич

"В России писатель должен жить долго", - говорил один литературовед.
"Интересная игра - кто кого перемемуарит", - вторил ему другой. Марк Иосифович в отношении мемуаристики вне конкуренции. Он родился в 1918 году, общался (по его словам) с Пастернаком и Заболоцким. Когда нужно было - писал стихи про Сталина, когда стало не нужно - про Барнаул и Алтайский край (наберется на целую хрестоматию). Автор романов, пьес и стихотворений. Внучка знаменитого писателя была не прочь, чтобы его именем назвали барнаульскую улицу. Но город решил иначе. Нам из наследия классика больше всего по душе его лирические стихотворения.

Осенние листья шуршат под ногами,

слегка отливая литым серебром,

я помню, когда-то мы в парке гуляли

таким же погожим былым сентябрем.

Там было пустынно, вокруг все молчало -

кто в парке бывает в полуденный час?

И мне показалось, что это начало

чего-то большого, что будет у нас.

Но, нет, не случилось того, о чем думал,

а дни проносились, ликуя, скорбя,

летели года, веселы и угрюмы,

но все без тебя, как всегда, без тебя.

О многом забыл я, с годами старея,

давненько покрылись виски сединой,

и меньше стремлений, а все же жалею,

что ты не со мной, никогда не со мной.

А все ж до сих пор не расстался с желаньем,

хоть ты и в далекой теперь стороне,

но коль доведется, чтоб листья шуршаньем

сумели напомнить тебе обо мне.

Сергей Боженко

Дарование автора - отчасти лирическое: он писал рассказы, построенные сугубо на интонациях, издал более десятка тонких книжек и несколько толстых.
Тема Боженко - абсурд и антиабсурд, поведение обычного человека в необычных обстоятельствах и поведение необычного человека в обычных декорациях.

"В детстве я верил в Бога. Все было просто. Из деревни приезжала фронтовичка тетя Маша и вселяла в меня веру. Она говорила:

Будешь конфеты брать без спросу – Боженька накажет.

Я настораживался:

Тетя Маша торжествовала. Она уточняла:

Который наверху. Все-е-е видит!

Я втягивал голову. Незаметно осматривал потолок. Боженька ловко прятался.

Существование неведомого Боженьки косвенно подтверждал ученый сосед дядя Илюха. Иногда он кричал:

В триединого Бога и кукурузу мать!

Недоразумения рассеял мой друг Пашка Пашков. Он сообщил:

Бог у моей бабки живет на божничке. За иконой. Я когда фулюганю, то свет выключаю. Чтоб он не видел…

Я последовал Пашкиному примеру. Грешил в темноте.

Сергей Боженко

Виктор Сидоров

Сидоров всю жизнь писал приключенческие книжки о детях.
Можно поспорить на что угодно - его сборники стояли в любой интеллигентной семье, в любой городской читальне. В повести "Сокровища древнего кургана" Сидоров рисует советского Холдена Колфилда из алтайского райцентра Ключи: троечника и духовно богатую личность. Влюблен он, конечно, в отличницу из его 7-го класса, главному герою противостоят некие хулиганы и мажоры, а учителя и наставники как всегда темнят и дозируют информацию. Заканчивается книга советским хэппи-эндом. Но герой - вполне себе живой человек, с которым и сейчас сможет идентифицироваться каждый школьник. "Федька Сыч теряет кличку" и "Тайна Белого камня" написаны уже о городских мальчиках, для которых просмотр черно-белого фильма "Суворов" по телевизору - это событие. Как-никак - действие книг происходит в далекие 60-ые... Этого писателя мы всячески рекомендуем. Классик, без скидок.

Леонид Мерзликин

Фото: архив библиотеки имени Шишкова

Поэт учился в Литературном институте, дружил с "московскими".

Сейчас имя Мерзликина носит улица в Барнауле.

1990-ые, как многие литераторы того поколения - пережить не смог. Не "вписался в поворот". Стал не созвучен эпохе и не нужен, не смог перестроиться на капиталистические рельсы. Но стихи его в русской поэзии останутся. Такова мистика жизни. Молодой влюбленный назначит свидание девушке на улице имени Мерзликина.

Бывало, в апреле, на день водополья,

Последний ручей проводив за избу,

Вбивали в межу тальниковые колья,

Бежали в распадки смотреть на вербу.

На влажных еланях, поросших травою,

Где жмурился грач на рогатом кусту,

Под звон балалаек сходились гурьбою,

Дарили платочки, играли в лапту.

А вечер зарницами по небу красил,

И песни-веснянки сгорали дотла,

И мать с хворостиной стояла у прясел,

На ужин сынов залучить не могла.

Теперь по-иному встречаются весны.

Но в сердце своем не нашел я обид.

Все так же гудят над еланями сосны,

Верба босоногая в воду глядит.

И снова никак не сидится на месте,

И снова бегу я в горластый простор,

И снова под вечер в зарницах и песнях

Я вербною почкой расстрелян в упор.

Паду я на землю, на влажные комья,

И плакать готов на весеннем лугу.

Земля, ты пойми, не тужу ни о ком я,

А просто иначе сейчас не могу...

Владимир Башунов

Фото: архив библиотеки имени Шишкова

Поэт прожил не очень долгую жизнь (1946-2005), был при жизни успешен и признан - первая книга автора вышла, когда он был всего лишь студентом пятого курса БГПУ.

Долгие годы работал в Алтайском книжном издательстве.

Но изматывающая необходимость зарабатывать своим горбом - после советской синекуры - привела к депрессии и ранней смерти. Многие помнят Владимира Мефодьевича как участливого собеседника, мудрого человека и покровителя талантов. А от его стихов по спине бежит холодок.

ВОКЗАЛЬНАЯ ГАДАЛКА

Ты несешь околесицу, ладно,

продолжай, я не стану мешать.

Жизнь летит наугад и нескладно,

так, что, кажется, нечем дышать.

Ворожи, записная гадалка,

намекай о судьбе и цене -

мне лукавых бумажек не жалко,

только что мне в твоей болтовне?

Что ты можешь понять по сплетенью

тонких линий, покрывших ладонь?

И открыт ли стороннему зренью

затаенный под ними огонь?

Он струится по всем капиллярам...

Об исходе любви и тоски

что ты можешь узнать по ударам,

отдающимся в кисти руки?

Ты озябшие души дурачишь,

обходя многолюдный вокзал;

ты о них не вздохнешь, не заплачешь...

И за что тебя Бог наказал?

Я смотрю, как ты юбки колышешь,

как ты бойко и ласково врешь.

Я б тебя остерег — не услышишь,

а услышишь — едва ли поймешь.

Алексей Никифоров

Князева Галина Ивановна
Должность: учитель естествознания
Учебное заведение: БПОУ РА "Горно-Алтайский педагогический колледж"
Населённый пункт: Республика Алтай г. Горно-алтайск
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое содержание фольклора и произведений поэтов и писателей Алтая
Дата публикации: 18.12.2016
Раздел: среднее профессиональное

Экологическое содержание фольклора и произведений алтайских поэтов

и писателей
Любовь алтайцев к родной природе получила высокую оценку и признание международной общественности. О древней народной мудрости людей, проживающих на благословенном Алтае, очень высоко отозвался Ядринцев.Н.М. «Мои глаза обращены постоянно к сияющим вершинам Алтая, где оставлено мое сердце...», «Алтайцы народ с причудливой мифологией, не уступающей греческой высокохудожественной культуре». О песенном искусстве алтайцев с огромной любовью высказался знаменитый ученый-путешественник П.Т.Семенов – Тян - Шанский: «Народное творчество алтайцев поражает разнообразием мотивов. Есть много песен, прославляющих красоту Алтая, и среди них особое впечатление производит песня (скорее плач) о разорении Алтая. «Лучше бы нам умереть, чем видеть своими глазами твое разорение, наш прекрасный Алтай»,- поют алтайцы. Красота, прекрасное, героическое в устном поэтическом творчестве представлены в органическом единстве с обновляющейся природой. В гармонии с природой в героическом сказании представлен эпический герой. Он защитник рода, земли и служит основой гармонии и порядка в мире. Отрицательные персонажи представляют низменное, безобразное, хаос. Герои, борющиеся за свой народ, воплощают возвышенное начало, противостоят низменным, злым силам. Вот, например, содержание распространенного эпического сказания «Маадай-Кара», многие строки которого перекликаются с самыми актуальными проблемами нашего времени. Живет на солнцелунном Алтае счастливый народ мудрого алыпа (богатыря) Маадай-Кара: Народ в стране его велик, Миролюбив и светлолик, Красноречив, остроязык,- Заполнил солнечный Алтай И перелился через край, Живет, не ведая нужды, Глаза любого - две звезды. Но стар становится алып, спит подолгу. И вот начинаются беспорядки: Упадок всюду и разброд- Разбрелся разномастный скот, Идут передние стада, Траву съедают до корней, Плетутся задние стада И лижут землю меж камней. Говоря современным языком, сказание повествует о том, как дезорганизация системы рационального природопользования вызвала хозяйственный развал и потерю справедливости в отношениях людей. И в
этой-то обстановке спохватившийся алып обнаружил картину, не чуждую и нашим временам: .. Пируют все мои края, Гуляет каждая семья. В былые годы мой народ Венчал весельем честный труд. Зачем теперь он в будни пьет, И в честь чего пируют тут? Неужто близок страшный час... И действительно, беда не заставила себя ждать. Жестокий и бесчестный хан Кара-Кула вторгся со своей ордой на Алтай и поработил народ Маадай- Кара. Самым большим злодеянием хана Кара-Кула стала попытка того, что мы называем экоцидом, полного разрушения природной среды в завоеванной стране. Но силы алтайской природы превзошли его возможности: Реки священной голубой Хотел теченье повернуть. Он от натуги рухнул с ног, Но повернуть его не смог. Именно силам родной природы доверил Маадай-Кара своего новорожденного сына, оставив его в подвешенной на березе люльке. И не ошибся: приемная бабушка-олицетворение духа Алтая - нашла и вырастила ребенка. Воспитывая освободителя, она учила мальчика: Не норови ты хана скот Набегом, силой захватить, А думай, как родной народ В края Алтая возвратить. Предназначение сбылось. Мальчик стал непобедимым богатырем Когюдей-Мергеном. Он уничтожил хана Кара-Кула и принес освобождение своему народу. Но остался еще народ, ранее подвластный убитому хану и с беспокойством спрашивающий о своей участи. Ответ Когюдей - Мергена гласил: Плохой земли не может быть, Плохим бывает человек. Вы можете спокойно жить У этих гор, у этих рек. Коль зло пропало навсегда, В реках очистится вода. И в благодарность за труды Земля дарует вам плоды. Нужно ли говорить, что если бы все люди учились мудрости жизни по алтайским сказаниям, то доброй половины тех проблем, от которых сегодня страдает человечество, просто не возникло бы. Скотоводческий, земледельческий тип хозяйства алтайцев определил характер, содержание и форму всех видов народного творчества, в том числе и драматического (элементы обрядов, игр, словесного и музыкального
фольклора). Это различные действия и устно- поэтические произведения, сопровождающие бытовые и хозяйственные обряды, свадебные и похоронные ритуалы, праздники «Чага байрам», «Jылгайак», «Сары бур», «Jажыл бур», игровые песни, искусство исполнителей: певцов, импровизаторов, сказителей – кайчи эпоса, шаманов, рассказчиков. Песня - это душа народа. И в сказительском искусстве, и в народной песне, и в народных праздниках есть непреходящая особенность-поклонение своей земле, Алтаю. Неразрывная связь народа и его земли воспета во всех молитвенных благопожеланиях, песнях и сказаниях. При благопожелании выражаются Алтаю, природе Алтая, кормилице, самые добрые, сокровенные чувства. Восхваление Алтая, выражение благопожелания ему непосредственно связано с уважением и бережным отношением к богатству природы: С восходящей ранним утром Полярною звездою, С восходящей ранним вечером Венерою звездою, Небо мое с Солнцем и Луною, Дай детям доброй жизни. Алтаю, раскинувшемуся как чепрак, Его перевалу - поклон, Морю с катящимися волнами, Его броду - поклон! В алтайских загадках, как и в других жанрах устного творчества народа, ярко отражены определенные периоды и ступени развития общества, его обряды и обычаи, быт и хозяйство, фауна и флора горного края. Язык народных загадок богат красочностью выражений, многообразием и точностью поэтических образов:  Сверкнул золотой посох- встрепенулся весь Алтай (молния и гром);  Через гору натянута подпруга (радуга);  Нога в земле, голова в небе (гора);  От царя-властителя посланник прибыл, весь народ ему кланяется (ветер и деревья).  Со стройной походкой, в обуви из желтого сукна (косуля),  На горе красноглазые парни играют (тетерева). Исследователи 20 века отмечали слитность алтайца с природой (по определению Радлова В., алтаец- «дитя природы»). Эти слова подтверждает содержание известной сказки «Ырысту». Мальчик по имени Ырысту называет своей матерью озеро Алтая, отцом - гору. «Гора меня кормит клумбами цветов, озеро поит меня», - говорит он. Дитя природы не ведало горести и зла. В тяжелые минуты жизни к нему на помощь приходит хозяин Алтая в образе мудрого старика на белом коне, по совету которого мальчик Ырысту побеждает зло. В начале 20 века этот сказочный мир описан Гуркиным. Г.И. в произведении «Плач алтайца на чужбине». Алтай и его горы, долины и его реки стали главными темами картин выдающегося художника Ч.Гуркина, а также его продолжателей.
Аналогичные сюжеты и мотивы мы наблюдаем в творчестве всех алтайских поэтов и прозаиков. Во всех фольклорных и письменных источниках Алтай воспринимается как Духовный Центр, предполагающий единство природного и культурного разнообразия. Для нас культурное и природное богатство было, есть и должно быть в вечном синтезе. По мировидению алтайца, все окружающее имело своего хозяина. Дух Алтая вечен, всемогущ, свят и требует особого почтительного отношения к себе. Алтайцу трудно было отречься от обычаев и традиций предков, тем не менее, в годы атеистиче ского во спитания он вынужден был «замаскироваться», в душе оставаясь пантеистом. В 20-30 годы поэты, воспевая красоту голубого Алтая, выказывали свое недовольство, связанное с разрушением гармонии в природе. В этом смысле строки Г.А.Чагат-Строева из поэмы «Кара-Корум» снова звучат как плач алтайца по причине дисгармонии: Долины вольные, дотла Опустошенные лежат, Гора высокая была- Теперь истоптана, низка. Река глубокая была- Теперь она мутна, мелка. Алтайские поэты по своему мировоззрению остаются язычниками: почитают огонь, обожествляют природу, поклоняются хозяину Земли (духу огня, гор, рек). Отсюда мотивы благопожелания, благословения восхваления, гимна в лирике. (стихи С. Суразакова, Б.Укачина, П. Самыка, Б.Бедюрова, С.Сартаковой, Б.Бурмалова и др.). Не только огонь, вся природа Алтая остается для многих поэтов святым храмом. Они восхваляют в своих произведениях ритуалы, обычаи, совершаемые на перевалах: привязывание ленты, окропление Алтая молоком, угощение духов Алтая. Ведь не случайно, С.Суразаков в стихотворении «Хозяин гор» ссылался на такой обычай: «На вершинах гор не говори, не кричи. Будь молчалив, как камень, не серди хозяина горы». Отсюда и стихи современных поэтов, глубоко связанные с обрядовым действом (стихи Б.Укачина «Благопожелания», «Заклинание медвежьей головы», «Молитва у кедра» и т.д., Б.Бедюрова «Благословление кедру», «Оплакивание убитого медведя», «О языке и обычаях охоты» и т.д., П.Самыка «Молитва духу Алтая», «Солнцепоклонник и др.). Главное, что объединяет алтайских поэтов,- это искреннее желание рассказать о своей Родине, о своём народе, о вдохновенной сыновней любви к Горному Алтаю. Л.В.Кокышев - певец алтайской природы. Родная природа учила юного поэта чистоте и возвышенности чувств. Человек в его поэзии является лишь частью природы, космоса: Я рано проснулся в росистой тайге. Хвоя в холодных лучах бронзовела. А рядом - в высокой, цветущей траве –
Песня любви глухариной кипела. И древняя радость проснулась во мне, И полумглу оглядел я лесную Так жадно, как будто вернулся во сне С дальней планеты на Землю родную. В стихах Л.Кокышева вырисовывается целостная картина мироздания. Любовь к Родине, к Алтаю понимается им как спасение от всех невзгод. Детьми единой матери- природы являются и люди, и животные, и растения, и стихийные силы природы. Имя Э.Палкина как талантливого поэта и прозаика и общественного деятеля широко известно в Горном Алтае и за его пределами. Своими произведениями он приглашает читателей в удивительный мир красоты и добра, в мир настоящей поэзии. Основная тематика лирики Палкина родная земля и ее люди, о чем свидетельствует его сборники стихов: «Новый человек», « Новое время», « Утро Родины» и др. Поэт чуток к явлениям природы, внимателен к фауне и флоре Алтая, опережая свое время, задается вопросом: «Пройдут несколько веков, останется ли Алтай таким же первозданным?» (стихотворение «Алтай»). Его лирический герой обеспокоен будущим, чувствует свою ответственность перед временем: Словно синий волк скулит, Душа моя поет горько, Без вины, чувствуя себя виноватыми, Живем мы на этой земле. В сюжетных стихах поэта раскрываются драматические события («Два лебедя», «Журавли», «Лани с черными глазами» и др.). Так поэт сопереживает потерю напарницы лебедя, расстрелянной браконьерами. Образ лебедя воплощает в себе идеал красоты и нежности. Серая пташка, тополек, засыпанная снегом белая дорога грустят вместе с лирическим героем. В сборнике «Такой обычай» он поведал читателю о голубом Алтае, неповторимых красотах его природы, о мужественных и добрых, гостеприимных и скромных людях - чабанах, о своих земляках. Читатель узнаёт из книги поэта о древних обычаях и традициях алтайского народа, душевной щедрости, верности в дружбе. О чём бы ни писал поэт в своих стихах, он всегда верен своему призванию - говорить правду. Вот беркут сидит на древнем кургане. Но тут же рядом мощный трактор переворачивает пласты этой древней земли: ...Зачарованный Я вглядываюсь в дали, Где курганы спят - никто их не разбудит,- Где с рисунками резными гордо встали Камни, строгие, высокие, как люди. Связь со временем, с болевыми точками планеты, думы о родном народе, его судьбе, как сделать жизнь красивее и богаче - эти мысли пронизывают все последующие поэтические произведения Палкина: И, я своей дорогою шагая, О том пекусь, чтоб жизнь в любом краю Была светла, как мне в родном Алтае. Того желаю всем. О том пою.
Вклад А.Адарова в алтайскую поэзию заключается в глубоком осмыслении истории своего народа, его культуры и традиций. Его поэзия- это то, что родилось под звездами Горного Алтая, струящими свой свет над перевалами. Есть у Адарова стихотворение «Мой Алтай». Оно об истоках всего для него дорогого, о родине, о голубых просторах... Мой Алтай любимый! Вереницы гор И необозримый голубой простор. Сохраним навеки светлые леса, Ласковые реки, птичьи голоса.... И пока струиться будет в жилах кровь, Пусть не прекратится к Родине любовь!.. Чувство привязанности к родному краю выражал в поэзии Адаров с необыкновенной остротой. Образ Горного Алтая нарисован в неразрывной связи с Родиной и мировой культурой: Когда я говорю: «О мой Алтай!»- Мне эхо возвращает: « Мой алтарь». Когда в глазах слеза блеснет, светла, Тебя вдали я вижу, Улала.... От истории - к себе, от себя к истории своего народа, таков идеал творческого произведения поэта: Я - долина, все ветры хлестали меня, Я - тайга, все снега засыпали меня. Я - алтаец, народ, Я хозяин долин и хребтов, В моем сердце рубцы От несчитанных стрел и клинков. Кедр самое почитаемое дерево алтайского народа. Образ кедра не новый. Он в произведениях многих поэтов и писателей, но в стихах Адарова как свежо воспринимается: Гибнут столетние наши кедры, Гибнут алтайские богатыри. Падают воины с сердцем пронзенным. Вон еще один рухнул, смотри! Разве смола это? Нет, это слезы Наземь сочатся струйкой живой.... В предисловии к сборнику «Судьба родной земли» Адаров пишет: «Главное в моих стихах - раздумье о судьбе моей земли, народа». Родной край всегда остается для алтайских поэтов опорой - с него начинают они постижение своего высокого времени, к нему приросли они сердцами. Родная природа, чувство родного края - это основа, она всегда присутствует в их стихах. Природа Горного Алтая вошла в поэзию Б.Укачина и как философское понятие, и как эстетическая данность. В творчестве Укачина тема природы стала социальной.
Я, охотник Аднай, сын Туймеша, В заповедных горах вырастая, Никогда, клянусь, не стремился Истребить всех зверей Алтая. И медведя с целью убийства Не преследовал никогда я! («Заклинание медвежьей головы») Во многих произведениях прослеживается концепция единства прошлого, настоящего и будущего в духовной жизни народа: Мир природы бескорыстен, Безвозмездно дарит он Тень и шелест сочных листьев, Капель плодородных звон. Мир природы не изменен. В широте и доброте, Чист, невинен, откровенен, Как родник в земном пласте. Он взаимною любовью Связан с разумом людей: Хлеб и соль, вино к застолью- Всё бери, и ешь, и пей. Но, природы гость, хмелея, Дом хозяйки не сжигай! Даже в щедрости есть мера И терпению есть край. Нерасчётлив и нескрытен, Виден вглубь, безбрежен вверх, Мир природы беззащитен- Помни это, человек! Художественное мировидение алтайских поэтов, складывается из разных категорий: этики и эстетики, науки и религии, истории, философии и т.д. В целом же - это отношение человека к природе, обществу, Вселенной и, наконец, самому себе.

О красоте родной природы.

Цель: Познакомить учащихся с проблемой «Человек и природа в произведениях Алтайских поэтов и писателей», региональными проблемами Алтайского края, заставить задумываться над тем, что природа не безгранична, потому что в отношениях с ней человек переступил нравственный рубеж.

Оформление урока.

Выставка книг алтайских поэтов и прозаиков на экологические темы. Карта заповедных мест Алтайского края.

Плакаты о природе; рисунки, изображающие флору и фауну Алтайского края, Красная книга Алтайского края, видеофильм

Ход урока.

1.Организационный момент

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко.

2.Изучение нового материала.

А) Вступительное слово учителя.

"Весьма неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка сложилась на берегах, объявленного памятником природы Манжерокского озера. Озеро пользуется большой популярностью у местного населения и среди гостей республики. При этом водоем не имеет статуса рекреационного объекта. В окрестностях озера отсутствуют такие простые элементы инфраструктуры, как подъездные пути, автостоянки , туалеты, мусорные контейнеры", вследствие этого берега озера покрыты мусором и нечистотами, которые с ливневыми водами попадают в озеро.

Что или кто угрожает исчезновением этого удивительного водоема?

На территории края существует 33 заказника. В Алтайском крае утверждено 100 памятников природы, из них 54 геологических, 31 водный, 14 ботанических и 1 комплексный. Один из них «Тигирекский» заповедник»

Сообщение уеника.

Государственный природный заповедник "Тигирекский" был образован 4 декабря 1999 года. Расположен в юго-западной части Алтайского края, включая приграничные с Казахстаном участки Змеиногорского, Третьяковского и Краснощековского районов.

Цель создания - сохранение биологического и ландшафтного разнообразия территории Северо-Западного Алтая – своеобразного региона Алтае-Саянской горной области. Это один из самых молодых заповедников России. Особую ценность заповедника представляют такие растительные сообщества как черневая тайга и лесостепь. Площадь заповедникага, с охранной зоной площадьюга. Заповедник состоит из трех участков:

Тигирекский - прилегающий с юга к посёлку Тигирек;

Ханхаринский - верховья реки Большая Ханхара.

Рельеф заповедника среднегорный с куполообразными вершинами. Абсолютные высоты достигают 2200 метров над уровнем моря. Речная сеть территории густая и разветвленная. Наиболее крупная река заповедника – Белая. Справа в нее впадают Большой Тигирек, Иркутка, Большая Берложья, Крохалиха, а слева – река Стрижанка. На юго-западе территории берут начало реки Глубокая, Чесноков и Восточный Алей, Большая Черепаниха, относящиеся к системе Алея. Климат заповедника резко континентальный с жарким летом и холодной зимой. Основную площадь занимает черневая тайга, которая является древней (реликтовой) формацией. Заповедник служит убежищем следующих третичных реликтов: осморизы остистой, копытня европейского, волчеягодника обыкновенного, колокольчика широколистного. Флора включает большое число лекарственных, кормовых, медоносных, декоративных растений. К лекарственным растениям относятся родиола розовая (золотой корень), маралий корень, бадан толстолистный и т. д. Среди пищевых растений наиболее известны щавель шпинатный, черника, калина обыкновенная, шиповник колючий, спаржа обыкновенная. В Красные книги Российской Федерации (2008) и Алтайского края (2006) включены: пальчатокоренник балтийский, ковыль перистый, стеллеропсис алтайский, пион степной, кандык сибирский и другие. Всего на территории заповедника произрастает 34 вида растений, 12 видов лишайников и 2 вида грибов, занесенных в Красные книги регионального и федерального уровня. Фауна заповедника представлена, в первую очередь, такими крупными животными, как бурый медведь, марал, косуля, лось. Повсеместно распространены соболь, колонок, горностай, белка, бурундук, заяц-беляк. Реже встречаются рысь, ласка, росомаха, солонгой, немногочисленна кабарга. На территории заповедника встречается множество видов птиц. Самыми характерными лесными птицами являются рябчик, тетерев, длиннохвостая неясыть, мохноногий сыч, кедровка, изредка встречается глухарь. На территории заповедника встречается 38 редких и исчезающих видов животных, в том числе 14 видов зверей, 16 видов птиц, 1 вид рыб, 7 видов насекомых, 1 вид из класса паукообразных, включенных в национальную и региональную Красные книги. Для чего создаются памятники природы, заповедники, заказники?

Просмотр видеофильма «Тигирекский заповедник» (интернет ресурсы)

4. чтение стихотворения « Берегите Землю!» Р. Рождественский

Кромсаем лес,
Меняем рек теченье,


У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,


1. Как ведет себя человек в отношениях с природой?

2. Скажите, к чему призывает поэт?

3.Какая главная мысль звучит в стихах наших земляков?

(Главная мысль, которая звучит в произведениях наших земляков, безнравственное отношение к природе ведёт к разрушению самого человека. Внутренняя красота человека должна включать в себя и чувство любви к родной природе)

Выставка книг алтайских писателей.

Итог урока

Что понравилось на уроке?

Вам было интересно?

Домашнее задание

По выбору: выразительное чтение одного стихотворения, которое понравилось;

выучить наизусть.

Сергей Легкодымов

Как много сказано красивых добрых слов

И не хотелось бы за кем то повторяться

Но каждый раз до глубины основ

Не устаю Алтаем восхищаться

Да в мире много в понимании моём

Мест, где природа может чем то краше

Но это ведь Алтай, мы здесь живём

И всё вокруг родное – значит наше.

Родные воздух, реки и поля

Озёра синие – глаза земли.

И любоваться не устану я

На кружева хребтов синеющих вдали.

Взгляд тонет в синеве прозрачной неба,

Вокруг лесов зелёный хоровод.

Как много потерял, тот, кто здесь не был

Как много, побывавший здесь, найдёт

И, в общем то, неважно где родился.

Но будет вновь и вновь манить Алтай

Ведь побывав здесь невозможно не влюбиться

В этот волшебный чистый горный край.

Владимира Семизарова Барнаульского поэта-современника

А Манжерок всё так же юн,
Как и тогда, когда от хана
Неслась, в объятья Бабыргана,
Его красавица – Катунь.

А Манжерок всё так же смел,
Как ирбис, гибель презирая
Бегущий на людскую стаю,
Под визги первобытных стрел.

А Манжерок всё так же нов.
Он помнит полчища джунгаров,
Идущих, с дальних перевалов,
На русских, удалых стрельцов.

А Манжерок всё так же тих
И в цвете водного ореха,
Звучит тот хит, что пела Пьеха
На Олева задорный стих.

Берегите Землю!

Р. Рождественский

Кромсаем лес,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот.
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше – окружающей природы,
Всё больше – окружающей среды.

Общественной Алтайской краевой писательской организации в юбилейный год образования СП России исполнилось – 57 лет. Все эти годы писатели Алтая – члены Союза писателей СССР и Российской федерации вместе с благодатным Алтайским краем – богатейшей природной кладовой, давшей России, медь, серебро, золото, полиметаллические руды – поднимали целину, облагораживали сёла и посёлки, строили заводы и фабрики, жилые дома, административные здания, школы, детские сады и дороги… Возводили Коксохим и город Заринск, радовались успехам наших строителей, хлебопашцев, животноводов… Вмести мы пережили тяжёлые девяностые годы перестройки и застоя. Всё это отражено в наших книгах.

Уходит в небытие старшее поколение писателей, нет с нами фронтовиков – Николая Дворцова, Льва Квина, Георгия Егорова, Василия Гришаева, и более молодых – Леонида Мерзликина, Геннадия Панова, Евгения Гущина, Владимира Башунова…. Но память об ушедших товарищах жива в наших сердцах!

У нас в крае, как нигде в России, наряду со Всероссийскими Шукшинскими днями на Алтае, – проводится ещё 11 традиционных краевых литературных чтений, посвящённых землякам-писателям (добры и памятливы наши жители), и три поэтические встречи: в городах Белокурихе, Славгороде и селе Романово. В 2007 году мы одержали убедительную победу в конкурсе администрации края по грантам, предоставив наш проект «Литературные чтения – как явление культуры».

На деньги, выигранные в первом конкурсе грантов Администрации Алтайского края, приобретены: видеопроектор, видеокамера, ноутбук и большой экран. А также на эти средства изданы красочный альбом: «Память людская – тоже жизнь» (История литературных чтений на Алтае) и добротные (твёрдый переплёт, объём – 150 стр.) поэтические книги лауреата краевой литературной премии им. Н.М. Черкасова – Владимира Коржова «Ледостав», и лауреата краевой литературной премии им. Л.С. Мерзликина – Сергея Клюшникова «Осенний шквал противоречий».

С изданием книг у нас дела, конечно не радужные, но сие от нас не зависит, хотя мы прилагаем все возможные усилия для достижения поставленных задач. В 2007 – 2008 г.г. мы совместно с Государственным учреждением культуры «Алтайской краевой универсальной научной библиотекой имени В.Я. Шишкова» издали солидный Библиографический словарь «Писатели Алтайского края», двухтомник «Литературный Алтай», 17 том книжной серии Библиотека «Писатели Алтая» – впервые заявленной в 1998 г., поэтический сборник Сергея Клюшникова, «Где стык веков, там слом противоречий». В 2001 г. писательская организация выпустила в свет очерк «Литературное Беловодье» к 5О-нему юбилею Алтайской краевой писательской организации, а в 2007 – «Беловодье – 2» (история писательской организации к 55-летию ОАКПО). При активной работе наших писателей издаётся книжная серия: «Городская библиотека», она выходит, под патронажем мэра г. Барнаула Владимира Колганова, благодаря проекту писателя Владимира Свинцова, являющегося также главным редактором журнала «Барнаул». В 2007-2008-ом издано – 20, а к концу года выйдет 10-12 книг писателей Алтая. Продуктивно работает на издательском поприще поэт Валерий Тихонов, главный редактор Литературно-просветительского фонда «Август» (основан в1992 г.). За 16 лет в «Августе» вышло в свет около сорока книг алтайских поэтов. При спонсорской поддержке в минувшем и текущем году прозаики: Владимир Свинцов, Сергей Бузмаков, Георгий Рябченко, Валерий Котеленец, Зоя Десятова, Дмитрий Шарабарин издали свои книги, а краевая писательская организация стихотворным сборником – «Тайное сходство» талантливой поэтессы Натальи Николенко открыла книжную серию: «Поэтическая библиотека – ПЕРВАЯ КНИГА». К своему 70-летию прозаик Владимир Свинцов при финансовой поддержке краевой, городской администрации и спонсоров издаёт семь томов избранных произведений, а к 90-летию старейшего в крае писателя М.И. Юдалевича готовится трёхтомник – «Избранное».

В юбилейном году наиболее достойные из наших писателей за книги, выпущенные в последний период, получат 10 краевых литературных премий.

В Общественной Алтайской краевой писательской организации состоят на учёте – 34 человека, средний возраст которых – 55 лет. Алтайская писательская организация всегда славилась стабильностью и сплочённостью своих рядов, в разные годы нашу организацию возглавляли по два срока М.П. Кудинов, Л.И. Квин, Ю.Я. Козлов, и три срока В.Б. Свинцов. Наиболее продуктивно работают писатели: Иван Кудинов, Владимир Свинцов, Василий Нечунаев, Владимир Казаков, Владимир Коржов, Валерий Котеленец, Сергей Филатов, Валерий Тихонов, Сергей Клюшников, Иван Мордовин и другие. На смену им приходят молодые писатели, об этом свидетельствуют краевые литературные семинары, регулярно проводимые через каждые два года.

По итогам семинара, состоявшегося в апреле 2007 г., на который в качестве руководителей были приглашены писатели из Омска – Сергей Прокопьев и Валентина Ерофеева-Тверская (Председатель Омского отделения СП РФ) и зам. главного редактора журнала «День и ночь» Иван Клиновой, авторы лучших рукописей Н. Волковинская и О. Иванова, ведомые членом СП РФ В.М. Коржовым, приняли участие во Всероссийском совещании молодых писателей в городе Каменск-Уральске под Екатеринбургом. В ноябре этого же года Алтайскую краевую писательскую организацию на конференции Ассоциации писателей Урала в Ямало-Ненецком АО в северном городе Муравленко представляла член СП РФ Юлия Нифонтова. По итогам конференции мы были приняты в Ассоциацию писателей Урала. В марте 2008 г., в столице Алтайского края на базе Барнаульского Государственного педагогического университета и Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, состоялся Межрегиональный поэтический фестиваль – «Весне навстречу», в нём приняли участие писатели: из Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Томска, Кемерово и республики Алтай.

При Алтайской краевой писательской организации в городе Барнауле, непосредственно в Доме писателя им. Василия Шукшина, на протяжении 20 лет, работает литературное объединение: «Спектр» – руководитель Елена Рябова, и краевая литературная студия: «Обские волны» – отделение «Поэзия» ведёт член СП России поэт Иван Мордовин, отделение «Проза» – член СП России прозаик Сергей Бузмаков, литературный клуб «Беловодье» – руководимое членом СП России Юлией Нифонтовой, также работают литературные объединения и в крупных городах: Бийске, Рубцовске, Славгороде, Новоалтайске… Молодые поэты и прозаики, занимающиеся в литературных объединениях, регулярно печатаются в краевой периодике и издают на спонсорские средства книги, рецензируемые известными в крае писателями.

В 2007 году мы провели первый городской конкурс сочинений по произведениям Е.Г. Гущина, и впервые нам удалось провести краевой литературный конкурс среди учащихся по творчеству В.М. Шукшина: «Тихая моя Родина», посвящённых 70-летию Алтайского края, (совместно с комитетом по образованию г. Барнаула, Государственным музеем истории литературы, искусства и культуры Алтая, Региональным отделением партии «Справедливая Россия»). По итогам конкурса Анастасия Нешпор (г. Бийск) и Игорь Мухортов (г. Новоалтайск) под руководством члена СП России С.В. Филатова представляли Алтайский край на Всесибирском литературном фестивале «Устами детей говорит мир», где Анастасия Нешпор заняла второе место в номинации проза. В сентябре-декабре 2008 года намечено проведение городского конкурса календарей – «Рисую кисточкой любви» по произведениям поэтов края среди учащихся средних школ и художественных учебных заведений города, посвящённых году семьи.

Ежегодно в крае писатели проводят более 200 встреч с читателями в традиционные праздники: «День знаний», «День славянской письменности и культуры», «Месячник пожилого человека», «Музейную ночь», «Неделю детской книги»… Помимо этого многие из нас работали с читательскими аудиториями персонально.

Писательская организация работает в тесной связке с краевыми и городскими комитетами по культуре и народному образованию, ВУЗами, колледжами, музеями, библиотеками. Так в 2008 году, совместно с Федеральным агентством по образованию, Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Барнаульским государственным педагогическим университетом», Центром «Детское чтение», было издано учебное пособие для школьников «Литература родного края».

На протяжении 2007-2008 года, писатели нашей организации успешно претворяют в жизнь «губернаторскую» программу, которая предусматривает выступления членов СП России во всех районах Алтайского края – в год не менее 15 встреч, отзывы о которых самые тёплые.

Мы не только много выступаем на встречах с читателями, но и принимаем гостей. Понятно, что приезжая на Шукшинский праздник, известные в России писатели нас не минуют. В 2007 году на Всероссийских Шукшинских Днях на Алтае у нас побывали Сопредседатель Правления СП РФ Геннадия Попов (г. Орел) и руководителя Омской писательской организации Валентина Ерофеева-Тверская. В этом году к нам приехали (по нашему приглашению) почтить Шукшина: руководитель Ассоциации писателей Урала и Западной Сибири Александр Кердан и поэт из г. Омска Юрий Перминов.

Более того, впервые за последние годы мы имели возможность пообщаться с одним из руководителей писательской организации объединённой Германии – прозаиком Феликсом Кубэ. Эти встречи в Доме писателя и Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая развеяли миф о том, что иностранным писателям живётся хуже, чем нашим.

6 июня 2008 года, в день Пушкинских чтений, мы провели презентацию официального сайта нашей организации, что дает нам возможность познакомить с работой нашей организации и с нашими писателями тех читателей, которые предпочитают электронные книги. Адрес нашего сайта: http://pisatel.air-door.ru , и адрес электронной почты: [email protected]

Галина Колесникова, ответственный секретарь Общественной Алтайской краевой организации Союза писателей России, секретарь Правления СП России

Загадочный и таинственный Алтай подарил миру десятки замечательных людей. Талантливые и яркие, и в то же время добродушные и человечные люди вырастают в этом чудесном краю. Знаменитые люди Алтайского края отличаются своей безграничной любовью к жизни и ко всему окружающему.

Родом из Алтайского края

Рожденные и выросшие под защитой гор Алтая нынешние космонавты, исследователи, актеры, спортсмены, политики всегда с любовью отзываются о своей родине. Знаменитые люди Алтайского края (список):

  1. В.В. Бианки - писатель детских рассказов о жизни животных.
  2. А.И. Булдаков - народный артист России.
  3. М.С. Евдокимов - российский политик и артист.
  4. В.С. Золотухин - актер и писатель, удостоен звания Народный артист России.
  5. М.Т. Калашников - разработчик автомата Калашникова, успешный конструктор оружия.
  6. И.П. Мирошниченко - народная артистка России
  7. И.И. Ползунов - ученый-самоучка, изобретший паровую машину и первый в мире двухцилиндровый паровой двигатель.
  8. А.В. Панкратов-Черный - актер советского и российского кино, режиссер.
  9. Н.К. Рерих - художник, философ и общественный деятель.
  10. Р.И. Рождественский - известный поэт времен СССР, автор стихов и текстов для многих песен.
  11. Е.Ф. Савинова - советская актриса.
  12. Г.С. Титов - летчик-космонавт, совершивший первый длительный полет в космос.
  13. В.М. Шукшин - писатель, сценарист и кинорежиссер.

Жить для родины, для земляков

Известные люди считают, что нет в мире места краше и лучше, чем их родина. Не исключением был и Михаил Сергеевич Евдокимов. Родившийся в простой семье мальчик всегда хотел творить добрые дела и дарить радость людям. Профессию Евдокимов выбрал соответствующую - в культпросвет училище получил образование по специализации балалаечник. До армии он работал шлифовальщиком и администратором столовой.

Талантливый парень решил изменить свою жизнь и переехал в Москву в 1981 году. Известность пришла к нему в 1984 году. Его пародии и монологи разлетались на цитаты. Он начал активно сниматься в кино, в таких картинах как «Не хочу жениться», «Не валяй дурака» и другие. У него было 4 авторские программы, в числе которых «С легким паром!» на «Первом канале». Признанием его популярности стали сольные концерты и музыкальный диск, который был выпущен в США.

Но не только актерская карьера привлекала Евдокимова. В 1995 году он заговорил о желании пойти в политику и в 2004 стал главой Алтайского края. Он с жил и работал для своего края, для своих земляков. Евдокимов делал все для того, чтобы поднять свой край на новый уровень, и у него это получалось. Остановить его могла только смерть, которая настигла его 7 августа 2005 года в автомобильной аварии.

Пуля боли двусторонняя

Знаменитости Алтайского края часто были родом из простых семей. Михаил Тимофеевич Калашников был одним из таких. Родился он в селе Курья в семье крестьян. Еще в детстве его тянуло к технике, а в голове витали мысли о создании вечного двигателя. В армию его призвали в 1938 году в специальности механик-водитель танка. Уже в это время он отличился изобретательностью и усовершенствовал танк. В одном из сражений Великой Отечественной войны он с трудом выбрался из-под автоматного обстрела противника. И именно это породило в нем идею создать автомат.

Чертежами своего творения, он занимался и в госпитале, и в отпуске по ранению. Создав АК-47, Калашников не смог удивить военных лидеров, но сумел проявить себя как хороший разработчик. Лучшим создателем оружия Калашникова признали в 1947 году по результатам испытаний автомата под патрон. После успешного выпуска опытной партии автомат Калашникова запустили в массовое производство.

Музыка души

В селе Косиха Алтайского края. Проявлять свои творческие способности он стал еще в юношеские годы, как и многие знаменитые люди Алтайского края. Биография советского поэта наполнена радостными и печальными моментами. Родители рано развелись, отец погиб в одном из сражений в Латвии в 1945 году.

В 1950 году он не смог поступить с первой попытки в Литературный институт. Вторая попытка спустя год оказалась удачной. Первую книгу поэт выпустил в 1955 году под названием «Флаги весны». Впоследствии у Рождественского вышли сборники «Испытание», «Моя любовь», «Твое окно». На его стихи были положены десятки популярных песен, в числе которых «Эхо любви», «Только тебе», «Пора домой», «Если в мире есть любовь» и многие другие.

Больше суток в космосе

Знаменитости Алтайского края в литературе, кинематографе, политической деятельности и даже в космосе проявляли себя, как легендарные личности. Покорение последнего было возложено на плечи Германа Степановича Титова.

С космосом он связал свою жизнь в 1960 году, попав в отряд космонавтов. В апреле 1961 г. ему удалось побывать дублером Юрия Гагарина, и уже в августе этого года он совершил первый в мировой практике длительный орбитальный полет.

Одни сутки и один час длился полет в космосе. За это время он успел сделать семнадцать оборотов вокруг Земного шара. Помимо этого, Титов стал самым молодым космонавтом в истории, ведь на тот момент ему было всего двадцать пять лет. Титов, несомненно, человек-легенда, в его честь названа подводная гора в Тихом океане, остров в Тонкинском заливе, а также улицы, школы, научные центры разных городов.

Виталий Бианки - наедине с природой

Виталий Валентинович родился в Санкт-Петербурге в 1894 году. Но, несмотря на это, самым родным и любимым он считал город Бийск, где начал развиваться как писатель. Попал в Алтайский край Бианки во время Октябрьской революции, но по ее завершению он не вернулся в Петербург, а остался работать преподавателем в Бийске.

Его карьера как писателя начиналась с небольших публикаций в местной газете. Впоследствии он женился на учительнице французского и вернулся в город детства. В Бийске он много времени проводил наедине с природой, что стало основой для его известных произведений: «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Кто чем поет».

«Где находится нофелет?»

Практически все знаменитые люди Алтайского края родом из небольших населенных пунктов. Так и Александр Панкратов-Черный является уроженцем села Конево. В возрасте трех лет он потерял отца, мать его осталась одна с четырьмя детьми на руках.

В детстве все мысли Панкратова-Черного занимала клоунада, с которой он хотел связать свою жизнь. Но с возрастом решил посветить себя актерскому искусству. Он окончил сначала Горьковское театральное училище, а затем ВГИК по классу режиссуры. Свою фамилию он тоже приобрел в студенчестве. Приставка Черный отличала его от тезки Александра Панкратова, учившегося с ним на одном факультете.

В его арсенале десятки известнейших фильмов, но «Где находится нофелет?» любим абсолютно каждым жителем страны.

Та, которая шагает по Москве

Знаменитые люди Алтайского края в основном мужского пола. Женщин, прославивших его, немного. Одна из этого немногочисленного количества - выпускница МХАТа, великолепная актриса Ирина Петровна Мирошниченко. Дебютировала в кино в фильме «Я шагаю по Москве», также в ее арсенале съемки в картинах «Их знали только в лицо», «Андрей Рублев», «Пришел солдат с фронта», «Зимняя вишня» (вторая и третья часть) и многие другие.

Замужем актриса была трижды, но все браки заканчивались разводом. Чудесный воздух и атмосфера Алтая наделили актрису чудесной улыбкой, что поспособствовало ее работе в съемках роликов для рекламы "Кальция D3 Nikomed".

Актриса ведет персональный блог, где делится своими мыслями и чувствами с читателями. Также она отвечает на вопросы поклонников и благодарит их за столь теплое отношение.