В собрании Уоллеса (Wallace Collection) есть картина Питера де Хоха «Женщина чистит яблоки». «Типичная для его тщательно скомпонованных , светлых интерьеров , картина является прекрасным примером инновационного вклада де Хоха в голландское искусство семнадцатого века . Вот мать , показывающая дочери, как чистить яблоки , - образец для подражания, в то время как сопровождающая тема супружеской любви представлена ​​амуром на пилястре камина . » (Из текста, сопровождающего картину на сайте музея)

Питер де Хох, Женщина чистит яблоки, 71х54 см, 1663, Wallace Collection , Лондон, Англия


День клонится к вечеру. Под двусветным окном, через которое в комнату вливается яркое солнце, сидит миловидная женщина лет двадцати пяти. Из-под чепчика на плечи спадают слегка вьющиеся темные волосы. На ее шее – ожерелье из крупных предметов.

Питер де Хох, Женщина чистит яблоки, фрагмент «Прическа»


Женщина чистит яблоки. У нее на коленях – полное плетеное блюдо. На низенькой подставочке перед ней – блюдо поменьше, она складывает туда очищенные яблоки. Почистить она успела немного – видно только два. Третье у нее в руках, она только что сняла шкурку. Стоящая рядом девочка забирает у мамы ленточку кожуры.

Девочка в чем-то сомневается, в ее взгляде, устремленном на мать, читается вопрос. Может быть, ей хочется сделать, как мама, и она просит об этом? Может ли мама дать ей нож, чтобы она сама почистила яблоко? Вероятно, мама отвечает ей, что она еще слишком мала, чтобы ей можно было работать ножом, что надо еще подрасти (на девочке платье с поводками, на вид ей не больше 4-5 лет). А может быть, дитя просто хочет съесть кожуру?

Питер де Хох, Женщина чистит яблоки, фрагмент «Одежда девочки»


Слева от них – камин. По торфяным брикетам бежит огонь, над которым висит немаленький котел, закрытый крышкой. Наверное, чистка яблок как-то связана с этим котлом. Что они будут варить – компот или варенье? Скорее, варенье – яблок достаточно.

Питер де Хох, Женщина чистит яблоки, фрагмент «Камин»


Камин богато отделан: стенки выложены дельфтской плиткой, пилястры камина – изразцами с рельефами, золотого цвета. Сюжеты не очень просматриваются ни на плитках, ни на изразцах, но можно четко различить путти с каким-то подобием виноградной кисти на изразцах и что-то похожее на детские игры на плитках. Над камином – ламбрекен по периметру.

Питер де Хох, Женщина чистит яблоки, фрагмент «Пилястра камина»


В простенке между камином и окном висит маленькое зеркало в черной раме. Даже такое маленькое зеркало стоило больших денег в те времена. Видимо, поэтому оно висит настолько высоко, чтобы его нельзя было случайно задеть и уронить.

Есть еще свидетель состоятельности хозяйки – мозаичный пол, в мозаике чередуются охряные и белые плитки. *

На картине де Хоха миловидная женщина вместе с дочкой чистят яблоки...

* Как пишут историки искусства, Питер де Хох (как, впрочем, и его собратья по цеху) с какого-то момента своей жизни начал приукрашивать полотна, рисовать то, что хотелось бы потенциальному покупателю, а не то, что было на самом деле. В этой картине есть какой-то диссонанс: занятие обыденное, а одежда – чуть ли не парадная. Отсюда вопрос (на который нет ответа): это чей-то портрет, заказ, или придумано абсолютно все?

Питер де Хох (20.12. 1629г. – 24.03.1684г.)

Роттердам, второй по величине город Голландии, раскинулся на берегу Рейна. По улочкам, вымощенным камнем снуют прохожие – побогаче и победнее. Среди толпы бегают мальчишки, одетые очень бедно и холодно. Один из них, Питер, с темными глазами и всклокоченной головой, оставив друзей, несется в школу, где Николас Берхем (1620-1683гг.), известный художник, обучал его наравне с другими ребятами живописи. Этот непоседа был сыном каменщика Хендриха де Хоха и повитухи Аннетж Питерс, пятым по счету среди братьев и сестер. Его семья по статусу относилась к низшим слоям, поэтому на младшего сына возлагались большие надежды.


Нужда, царившая в семье Хоха, заставила Питера рано познать трудовые будни и вкусить хлеб, заработанный собственными руками. Закончив школу в 1647г., новоиспеченный художник искал себе применение. Лишь спустя три года отрок смог примкнуть к торговцу одеждой, Юстусу де ла Гранжу. Питер стал для Юстуса и личным художником, и слугой в том числе. Несмотря на то, что юноше приходилось батрачить, он не остался не у дел. Постоянные переезды за товаром давали возможность де Хоху расширять свою географию. Гаага, Лейден, Дельфт – вот те немногие города, что удалось посетить Питеру за два года службы. Наравне с достопримечательностями, он изучал искусство мастеров Голландии и совершенствовал собственный стиль, который современники сравнивают с творчеством Яна Вермеера.


Работы Питера, те, что были написаны еще до службы у ла Гранжа, имели юношеский характер, озорной и воинственный. Его темой были конюшни, солдаты и таверны с балагурами («Весёлые бражники» - ок. 1650г.).

Весёлые бражники. 1650

Позже, где-то в середине 1650-го, художник стал более спокоен в выборе сюжетов и приобщился к бытовому жанру, изображая не только героев, но и героинь в своих полотнах («Женщина с корзиной бобов в огороде» - 1651г., «Утро молодого человека» -1655-1657гг. и др.).

Женщина с корзиной бобов в огороде. 1651

Утро молодого человека. 1655-57

Такая перемена в настроении питеровских полотен, вероятно, связана была с женитьбой на Джаннет ван дер Бурх, дочери гончара, в 1654г., и более оседлой жизнью в Делфте, где он поселился. Но все же, в любви к служивым он был неисправим, и солдаты иногда «посещали» холсты Питера, умело сочетаясь с дамским присутствием, например в картинах «Солдаты, играющие в карты» и «Служанка и солдат».

Солдаты, играющие в карты. 1657-58

Служанка и солдат. 1653

Более поздняя живопись де Хоха резко отличалась от той, что зарождалась в неокрепших руках мастера. Если ранее контуры и мелкие детали не имели четкости мазка и резкой игры света и тени, то работы с середины 50-ых стали контрастнее, более читаемыми и сочными («Дворик в Дельфте вечером» - 1656-1657гг., «Спальня» -1658-1660гг.).

Дворик в Дельфте вечером. 1656-57

Спальня. 1658-60

Питер деликатно подходил к солнечному освещению и глубине теней, используя и кипельно-белые блики и чисто-черное масло одежды вельмож и крестьян, полумрака сараев и навесов. В написании интерьеров и двориков он прибегал к «чудо-технике» XVII века - камере-обскуре, линзам и зеркалам. Вероятно, поэтому его кирпичная кладка и вымощенные дворы так реалистичны.


В 1655 году де Хох стал членом Делфтской гильдии художников. Такой успех был подкреплен семейным счастьем – рождением первенца в семье Питера. Супруги де Хох были весьма плодовиты и имели семерых детей, однако жена, после многочисленных родов скончалась спустя 10 лет со дня венчания. Питер остался один. Потеря любимой женщины сильно подкосила художника (1667г.). Он стал часто болеть, а рассудок постепенно уходил. Душевные стенания, как водится, сказались на характере работ мастера («Музыкальный вечер» - 1677г., «Женщина с ребенком и горничной в интерьере» - 1684г.).

Питер де Хох был ярким представителем дельфтской художественной школы. Чаще всего он обращался к бытовым сюжетам, сценам повседневной жизни современников.

Происходя из самых низов голландского общества (он родился в семье каменщика и повитухи в Роттердаме), в своих ранних произведениях худлжник обращался к грубоватым жанровым сценкам, зачастую это были изображения солдат в конюшнях или тавернах. Он учился у пейзажиста Николаса Берхема в Харлеме. В 1653 поступает на службу камердинером к купцу Юстуск Делагранжу. Сопровождая своего хозяина, он много путешествует, а в 1655 г. переезжает в Дельфт, где его работодатель прочно обосновался. На 1655-63 годы приходится расцвет его творчества, когда он женился, осел в Дельфте, был принят в местную гильдию художников Святого Луки (числился в ней с 1654 по 1657). В этот период он пишет семейные портреты, домашние интерьеры зажиточных семейств. Традиционно много внимания в дельфтской школе уделяли точной передаче пространства, освещению, колориту.

Картина "Хозяйка и служанка во внутреннем дворике" , созданная в период расцвета творчества Питера де Хоха, по праву считается одной их лучших его работ.

Жанровая бытовая сценка показывает немудреный сюжет: молодая служанка показывает своей хозяйке рыбу, купленную на рынке. Хозяйка, расположившаяся в мощеном плитками дворике, оторвалась от своего рукоделия, чтобы взглянуть на рыбу, голова которой выглядывает из медного ведерка, начищенного до блеска. Все окружающее пространство сияет строгой чистотой и порядком. Калитка с внутреннего дворика открывается в небольшой аккуратный сад, открытый арочный проем, в свою очередь, выходит на набережную, по противополжной стороне канала неспеша прогуливается пара. Простая, но тщательно выписанная до мельчайших деталей сценка, пронизана атмосферой благодушия, спокойствия, блаженного комфорта, гармоничного единения человека и окружающей среды. Показывая обыденные хлопоты по дому двух женщин, художник в то же время наполняет ее словно особым смыслом. Де Хох словно ограничил жизненное пространство двух женщин домом, небольшим двориком и садом.

Хотя фигуры размещены под открытым небом, что редко встречается в работах Питера де Хоха, однако огрниченное стеной дома, забором и калиткой, внутренне пространство мощеного дворика, все же создает ощущение уюта. Замкнутость пространства не мешает восприятию главной идеи этого небольшого произведения, как и многих других, созданным мастером в этот период - счастья от пребывания в спокойном, уютном мире голландских бюргеров. Такой размереный и неспешный образ жизни был характерен для города Делфта, где и была написана эта картина.

Предполагают, что моделью для девушки-служанки послужила жена художника, Жанетта ван дер Бург, дочь торговца фаянсом. После смерти любимой жены де Хох впал в депрессию, его здоровье сильно пошатнулось. Произведения позднего периода становятся все более мрачными и сухими. Умер художник в нищете, в приюте для душевнобольных в Амстердаме.

голландский живописец дельфтской школы, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении повседневных интерьеров и экспериментировал со светом

Биография

Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества. С 1645 по 1647 г. он проходил обучение у Николаса Берхема в Харлеме . В своём профессиональном развитии он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Рембрандта .

В разные годы он жил и работал в Лейдене , Гааге и Амстердаме. Ему покровительствовал купец Юстус Делагранж, в инвентаре имущества которого зафиксировано 11 полотен де Хоха. В 1655 г. де Хох поселился в Дельфте и был принят в местную гильдию художников. С 1669 г. он жил на окраине Амстердама, умер в сумасшедшем доме.

Периоды

В творчестве де Хоха различают три периода:

  • В молодости он, подобно другим художникам середины века, работал над грубоватыми жанровыми сценками, зачастую изображающими солдат в тавернах и на конюшнях.
  • Наиболее значительные работы - домашние интерьеры, семейные портреты - были созданы им в средний период (1655-1663), когда он, видимо, обзавёлся семьёй и обосновался с нею в Дельфте.
  • Поздние работы амстердамского периода темнее дельфтских по колориту и менее тщательно выписаны. В это время художник пытается угнаться за модой на изображение роскошных аристократических интерьеров, хотя сам живёт в районе трущоб.

Стиль

Питер де Хох специализировался на изображении внутреннего убранства голландских купеческих домов и достиг величайшего мастерства в передаче игры солнечного света на своих полотнах, в воспроизведении и противопоставлении материалов - дерева, стекла, камня, ткани. С особой тщательностью Хоох изображал немногочисленных действующих лиц, поглощённых каким-либо незамысловатым занятием.

По тонкости письма и геометрической точности композиционного расчета его произведения имеют много общего с работами Вермеера, однако искусствоведы до сих пор не могут прийти к согласию, какой из художников подражал другому. Подобно работам Вермеера, жанровые сцены де Хоха лишены сентиментальности, хотя современники могли при желании видеть в них аллегории на темы кальвинистской морали.

Питер де Хох или де Хоох (20 декабря 1629, Роттердам - 24 марта 1684, Амстердам) - голландский живописец

Биография Питера де Хоха

Питер Де Хох родился 20 декабря 1629 года в Роттердаме, в семье каменщика. В 1645 году он начинает учиться живописи у Николаса Берхема в Харлеме. Изучая работы великих мастеров, Хох особенно восхищается Рембрандтом и Фабрициусом.

После учебы ездит по разным городам, живет в Гааге и Амстердаме, где делает свои первые шаги в самостоятельной живописи.

Самым рьяным поклонником Хоха становится купец Делагранж. В его списках товаров фигурирует более десятка картин художника.

Творчество Питера де Хоха

Около 1658 года стиль де Хоха изменился, и открылся наиболее значительный период его творчества. По тонкости письма и геометрической точности композиционного расчета его произведения имеют много общего с работами Вермеера, однако искусствоведы до сих пор не могут прийти к согласию, какой из художников подражал другому.

Де Хох «изображал сцены бюргерского быта (преимущественно хлопоты хозяйки дома), добиваясь особой поэтической одухотворённости в изображении домашней среды, наполненных солнечным светом интерьеров и двориков («Дворик»; «Пряха», около 1658, Букингемский дворец, Лондон; «Хозяйка и служанка», Эрмитаж; «Мать у колыбели», Картинная галерея, Берлин-Далем, оба около 1660, и др.). В колорите зрелых произведений де Хох преобладают тёплые золотистые тона, обогащенные пятнами чистого цвета.»

В 1660 году художник переезжает в Амстердам. В 1667 году умирает жена де Хоха, что серьёзно повлияло на душевное состояние и творчество художника, он переезжает на окраину Амстердама.

Поздние работы амстердамского периода темнее дельфтских по колориту и менее тщательно выписаны. «В позднем творчестве де Хоха нарастает стремление к внешней эффектности образов.»

Работы художника

  • Весёлые бражники (около 1650). Картинная галерея, Берлин
  • Женщина с корзиной бобов в огороде (1651). Художественный музей (Базель)
  • Служанка и солдат (1653). Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Утро молодого человека (1655-1657). Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
  • Дворик в Дельфте вечером (1656-1657) Королевская коллекция
  • Солдаты, играющие в карты (1657-1658). Частная коллекция


  • Материнская обязанность (1658-1660). Государственный музей, Амстердам
  • Спальня (1658-1660). Национальная галерея искусства, Вашингтон
  • Хозяйка и служанка (около 1660). Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Женщина с ребёнком и служанка (1663-1665). Музей истории искусств, Вена
  • Женщина, передающая деньги служанке (1670). Музей искусств. Лос-Анджелес
  • Музыкальный вечер (1677). Национальная галерея, Лондон