ирина денисова
Конспект занятия в подготовительной группе «Музыка осени»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад «Теремок» .

с. Александровское

«Музыка осени » .

Музыкального руководителя

Денисовой Ирины Александровны

2015 - 2016 уч. г.

Музыкальное занятие в подготовительной группе «Музыка осени » .

К Методическому объединению по теме : «Проектирование и реализация ООП ДО в условиях введения ФГОС ДО» .

Цель : с помощью музыки развивать у дошкольников эмоциональную отзывчивость, чувство ритма; расширять представление о выразительных и изобразительных возможностях музыки .

Задачи :

Закреплять умение совмещать игру на муз. инструментах с пением знакомой попевки.

Развивать общую моторику, дыхание, певческие навыки, воображение и ассоциативно-образное мышление.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, любовь к родной природе.

Методы и технологии, применяемые на занятии :

1. Игра «Имя на ладошке» (ритмическая работа) «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой

2. В. В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса» Упражнения на развитие голоса «Большие и маленькие буквы»

3. Здоровье – сберегающая технология (упражнение на развитие певческого дыхания)

4. Пение звукоряда с элементами сальмонизации

5. Пластическое интонирование прослушиваемого произведения

6. Элементы методики обучения дошкольников, на основе интеллектуального тренинга Е. Д. Сафроновой (мнемотаблица)

Форма проведения : групповая .

Место проведения : музыкальный зал .

Оборудование : фортепьяно, компьютер, проектор.

Музыкальный материал :

1. А. Вивальди «Осень »

2. «Осенняя песня П . И. Чайковского

3. «Осень в лесу » Н. М. Куликовой

4. Коммуникативная песенка «Солнышко»

5. Игра «Солнышко и дождик»

6. «Песенка юного художника» А. Кукушкин

7. «Живёт на свете красота» Ю. Антонов

Ход занятия

Дети заходят в зал под музыку А . Вивальди «Осень » и встают в шахматном порядке.

Вводная часть :

Музыкальное приветствие .

Рано утром мы приходим в детский сад (щелчки)

Очень рады видеть здесь своих ребят (хлопки)

И с улыбкой это утро мы начнём (по коленкам)

Всем здоровья пожелаем и споём.

Здравствуйте! (3 раза) .

Мы приветствуем гостей и представимся скорей.

Игра «Имя на ладошке» (ритмическая работа) .

Основная часть :

Музыкальный руководитель : Колокольчик звенит, заливается. Наша музыкальная гостиная открывается. Приглашаю гостей, приглашаю ребят.

Каждый встрече с музыкой несомненно рад . (слайд№1 «Осенний пейзаж » )

Дети проходят на места.

Музыкальный руководитель : Сегодня у нас в гостях музыка Осени . Какой знаменитый русский композитор посвятил музыку этому времени года ?

Совершенно верно, Пётр Ильич Чайковский. (слайд№2 «портрет композитора» )

Ребята, что вы знаете об этом композиторе?

Примерные рассказы детей о композиторе.

1 ребёнок : Петя рос в большой и дружной семье. Маленького Пети все очень любили за его доброту и отзывчивость. С ним всегда было радостно и занимательно. Он любил придумывать разные истории и весёлые игры. (слайд №3 «Семья композитора» )

2 ребёнок : Иногда Петя вдруг бросал игру, уходил куда - ни будь в дом или глубоко в сад и сосредоточенно к чему – то прислушивался. Петя был впечатлителен, и музыка заставляла его то радоваться, то плакать. В звуки Петя вкладывал всю свою душу, все переживания, всё то, что он увидел в жизни, и о чём мечтал.

Музыкальный руководитель : Таким был маленький Петя, неизвестный до поры мальчик, которого узнали потом все люди на земле. Он долго не знал, что будет музыкантом , но музыка преследовала его как тень. Став взрослым он почувствовал, что только через музыку сможет рассказать людям о своей любви к ним, к Родине, к родной природе.

Какую музыку написал П . И. Чайковский о природе? Правильно, это произведение «Осенняя песня » . (слайд №4 «Дом в Клину» )

Композитор много времени проводил в прогулках, наблюдая, как меняются краски природы. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыке , которая так и называется «Осенняя песня » . Давайте послушаем эту музыку .

Видеопрезентация «Осень » .

Музыкальный руководитель : Как звучала музыка ?

Почему композитор дал ей такое название?

Ответы детей.

Хотите ли вы показать в движении, о чём рассказала нам музыка ?

А помогут нам в этом осенние листочки (раздаточный материал) .

Пластический этюд (показ музыки в движении ) .

Музыкальный руководитель : Ребята, кто помог композитору написать такую красивую музыку ? Конечно волшебница природа.

Давайте придумаем, какие звуки можно услышать осенью .

1. Упражнение на развитие певческого дыхания.

Ветер шумит, листик шуршит.

Руки замерзают, мы их согреваем.

Греем руки тихо, громко.

Вот подул ветерок, подхватил листок.

2. Упражнение В. В. Емельянова «Большие и маленькие буквы» .

Музыкальный руководитель : Как же записываются музыкальные звуки ?

(слайд№5 звукоряд)

3. Исполнение звукоряда с показом нот (сальмонизация) .

Музыкальный руководитель : Что поможет раскрасить осень ? Конечно солнышко.

4. Коммуникативная попевка «Солнышко» .

Презентация (мнемотаблица)

Предлагаю озвучить нашу песенку музыкальными инструментами .

5. Оркестр музыкальных инструментов .

Музыкальный руководитель : А что же будем делать, если пойдёт дождь?

6. Игра «Солнышко и дождик» .

Музыкальный руководитель : Какая песня поможет нам рассказать, что можно увидеть в осеннем лесу .

7. Исполнение песни «В осеннем лесу » .

Музыкальный руководитель :

Вот художник, так художник, всю листву позолотил.

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим. Кто художник этот- Осень .

И ребята из вокального кружка «Золотые дети» тоже очень любят рисовать. И сейчас они об этом споют.

8. Исполняется «Песенка юного художника» .

Музыкальный руководитель :

Ребята, что вам сегодня запомнилось на занятии , чем понравилось заниматься? О чём нам сегодня рассказала музыка ? Какое музыкальное произведение об осени мы слушали ? Назовите композитора. Как вы думаете, почему композитор сочинил музыку о природе ?

Природа – это красота, доброта, которая нас окружает. Что никогда не сделает человек, любящий природу?

Правильно, он не сможет сломать дерево, разорить гнездо птицы, оставить разведённый костёр в лесу.

Музыка открывает нам красоту и помогает нам беречь природу.

Сегодня в музыкальной гостиной наши ребята подготовили выставка рисунков на тему : «Осень в природе » . И сейчас мы их подарим нашим гостям, в память о нашей встрече. А я вам вручаю эти волшебные нотки. Желаю вам, чтобы музыка всегда в душе звучала.

Дарила красоту, поддерживала, помогала.

Наша встреча в музыкальной гостиной подошла к концу.

До новой встречи, до – свидания!

Дети выходят под музыку «Живёт на свете красота» Ю. Антонов.

Доминантное развивающее занятие «Звуки музыки волшебной»

Автор. Шаповал Людмила Викторовна, музыкальный руководитель, МБУ средняя школа № 18 (структурное подразделение детский сад).
Описание работы. Конспект предназначен для детей дошкольного возраста подготовительной группы. В ходе этого занятия обогащается внутренний мир, чувства детей яркими музыкальными впечатлениями.
Цели и задачи:
Работа над формированием музыкального мышления детей, над развитием звуковысотного, динамического, метроритмического восприятия.
Учить детей узнавать знакомые музыкальные произведения, различать: колыбельную, марш, плясовую мелодию.
В подвижной игре учить детей чувствовать умеренный и быстрый темп, динамику звучания музыки, закреплять умения детей выполнять движения с предметами.
Петь знакомую песню свободно и выразительно, ярко и эмоционально.
Дети входят в зал здороваются и садятся.
Музыкальный руководитель.
Сегодня мы поговорим о звуках. Мы живем в океане звуков: стук захлопнувшейся двери, непрерывный гул машин, разговор людей, шум пылесоса. Это город. Это его голос. Мы же поговорим сегодня о чистых, звонких, выразительных звуках - музыкальных. Издают их музыкальные инструменты. Ребята, я прошу вас ответить на мои вопросы:
1. Какие музыкальные инструменты вы видите в зале, и как они называются?
2. Какие еще вы знаете музыкальные инструменты?
3. Чем отличаются музыкальные звуки друг от друга? (по высоте, длительности и силе звучания)
4. Сколько нот в музыке?
5. Чем отличается «до» 1 октавы от «до» 2 октавы?

Музыкальный руководитель.
Для того чтобы все услышали и увидели, как движутся ноты, нужно вспомнить «Песенку о лесенке» музыка Тиличеевой.

Дети поют, показывают движение мелодии рукой и выкладывают движение нот на фланелеграфе.

Музыкальный руководитель.
Ноты и звуки отличаются друг от друга по высоте.
Еще звуки бывают долгие и короткие. Используя это свойство звука, можно
спеть песню на одной ноте.

Музыкальный руководитель исполняет мелодию песни «Василек» р.н.м. на металлофоне. Сначала задание выполняет руководитель, затем предлагает повторить детям.

Музыкальный руководитель.
Еще звуки бывают громкие и тихие. Это свойство звука поможет нам в
игре «Найди предмет», а какой предмет вы будете искать - узнаете, если отгадаете загадку.

В сундуке моем подружки
Все похожи друг на дружку.
Да в платочках расписных,
Сарафанчиках цветных.
Только разные по росту,
А зовут их очень просто.
Как подружек этих звать?
Помогите отгадать

Конечно матрешки. Давайте рассмотрим их всех: от большой до маленькой. Их семь сестричек и нот в музыке тоже семь. Сейчас я спрячу матрёшку, а найти её вам поможет музыка. Слушайте её внимательно – она будет звучать то тише, то громче.

Проводится игра «Найди матрешку». 2-3 раза.
Дети закрывают глаза, воспитатель прячет матрёшку. Дети под музыку ищут игрушку. Музыка звучит то громче, если дети приближаются к матрёшке, то тише, если дети удаляются от неё и громко музыка звучит там, где игрушка спрятана.

Музыкальный руководитель.
А теперь старшая матрешка научит младшую плясать. Поможет нам в этом другое свойство - долгий, короткий звук.

Проводится музыкально - дидактическая игра «Научи Матрёшку плясать».

Воспитатель большой матрёшкой простукивает простейший ритмический рисунок, а любому желающему из детей предлагает повторить его маленькой матрёшкой. Игра повторяется 3-4 раза. На следующих занятиях можно предложить детям самим придумывать ритмический рисунок самим.

Музыкальный руководитель.
Ну вот, ребята, люди, которые пишут музыку, зная эти свойства звука, придумывают много разной по характеру музыки. Мы ее с вами на музыкальных занятиях слушаем и запоминаем, поем и говорим о ее характере. А как вы это усвоили, мы сейчас проверим.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Что делают в домике».

Детям раздают карточки с изображением детей (дети маршируют, спят, пляшут). Звучат знакомые музыкальные произведения. Кто из детей узнал произведение, поднимают соответствующие карточки.

Музыкальный руководитель.
Сегодня мы музыку слушали, пели и исполняли на музыкальных инструментах, а теперь настало время под музыку двигаться. Мы будем играть в подвижную «Игру с бубном» из сборника «Музыка и движение» для детей 5-6 лет.

Игра проводится со всеми детьми, меняя количество водящих.

В заключение занятий дети встают врассыпную по всему залу и поют песню на музыку Габели «Песенка о дружбе».

Гаянэ Арушанян
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Весеннее настроение»

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе

«Весеннее настроение »

Цель. раскрыть перед детьми выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в передаче чувств, мыслей, настроения человека от утренней природы.

Задачи :

Познакомить детей с выразительными средствами музыки , изобразительного искусства и поэзии (тембры инструментов, динамика, мелодические линии, краски в живописи, слова-настроения в поэзии );

Раскрыть изобразительные возможности музыки , поэзии;

Уметь сравнивать произведения разных видов искусств по выразительным средствам;

Воспитывать слушательскую культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку ;

Развитие вокально-хоровых навыков;

Развитие музыкальных способностей (чувство ритма, метра, вокального слуха) через ритмо-пластические движения.

Материалы к занятию :, Э. Григ «Утро» , песня «Весенняя »

Полька Муз Чичкова,. оркестр «Кап Кап» .

Музыкальная игра «Дружные пары» .

Ход занятия.

Дети зашли в зал по танец - перестроение «Тропинка» .

М. Р. Здравствуйте ребята. Я рада, что ваша тропинка привела в музыкальный зал !

Посмотрите, сколько и у нас сегодня много гостей, давайте с ними поздороваемся.

(Дети сели на стулья)

М. Р. Перед вами портрет человека. Который сочинял музыку (Показ портрета)

Как называют человека, который сочиняет музыку ? (композитор)

Перед вами потрет Норвежского композитора зовут его Эдвард Григ

Эдвард - это имя, Григ- это фомилие.

Композитор Э. Григ очень любил природу и в своих музыкальный произведениях он раскрывал образы природы, то, что происходит в природе вокруг нас.

Сейчас у нас какое время года? (весна)

Что весной происходит в природе?

(тает снег, птички поют, природа просыпается)

Ребята, а ещё в природе есть такое явление, которое происходит всегда и летом и весной и зимой. Кто может вспомнить и назвать такие природные явления?

(восход и закат солнца)

Правильно эти явления в природе происходят в любое время года.

Когда мы можем увидеть восход солнца?

Дети. (утром)

Вот сейчас вы услышите музыкальное произведение , в котором композитор изобразил явление, которое происходит каждый день - это восход солнца, и назвал он своё произведение «Утро»

Композитор хотел показать красоту восхода солнца, как это красиво, когда природа просыпается!

Первые лучи освещают всю землю и всё вокруг просыпается.

Слушание «Утро»

Какое настроение в музыке ? (музыка светлая , солнечная)

Всегда ли музыка звучала одинаково ?

(вначале тихо, потом громче)

Как вы думаете почему?

Дети. (потому, что восход появляется постепенно)

Давайте встанем в рассыпную, я включу фрагмент музыкального произведения ,а вы попробуйте руками изобразить, как поднимается солнышко и просыпается природа.

Ребята звучание каких инструментов вы услышали?

Какие инструменты изображали восход солнца?

(флейта, гобой, скрипка и т. д.)

Если звучат много инструментов как это называется?

Дети (оркестр)

Инструменты симфонического оркестра изобразили нам восход солнца.

Ребята, вот сочинил композитор музыку , что ему надо сделать, чтобы музыканты смогли её исполнить ?

Дети. (Записать нотами)

Все вы знаете, что музыка записывается нотами .

Сколько всего нот? (семь)

Давайте вспомним все ноты, но вначале вспомним,как мы сидим когда поём.

Дети. Если хочешь сидя петь - не сутулься как медведь

Спину выпрями скорей, ноги в пол упри смелей!

Распевание. До- воробушка гнездо

Ре- деревья во дворе

Ми- котёнка покорми

Фа - в лесу поёт сова

Соль- играет детвора

Ля- запела вся земля

Си- поём мы для того, что бы в новь вернуться в до!

Из нот сочиняют много музыки , которую можно слушать, танцевать, а так же и петь.

И так как на нашем занятии мы говорим о весне и споём мы с вами песню «Весеннюю »

Давайте вспомним какой характер у нашей песни

Дети. (весёлый, звонкий)

Значит и петь мы её будем как? (весело , звонко, легко)

Пение «Весенняя песня »

О весне, о таком прекрасном времени года, написано не только много песен, но и стихов и сейчас нам София прочитает стихотворение которое называется

«Весёлая сосулька»

Нисколько не смущаясь, что снег лежит кругом,

Взяла и поселилась сосулька за окном.

И начала несмело петь песенку свою :

Послушайте, послушайте, я про весну пою

А через день мы видим - сосулек стало пять!

И начала уверенней мелодия звучать.

И вот под нашей крышей, построясь в длинный ряд,

Сосульки репетируют который час подряд

Как звуки их оркестра прекрасны и нежны!

Дети : Послушайте, послушайте симфонию весны!

М. Р. Берите музыкальные инструменты и давайте

исполним симфонию весны!

(играют на инструментах и поют)

Оркестр «Кап, кап, кап.»

Молодцы, вы все дружно играли в оркестре, слушали

друг друга, положите инструменты и становитесь поиграем в музыкальную игру «Дружные пары»

Музыкальная игра «Дружные пары»

Дети. Побежали, побежали парами скорей

И друг, другу погрозили, ссориться не смей

Хлопнули в ладоши и крепко обънялись

пару поменяли и за руки взялись.

(Игра проводиться с ускорением и повышается с каждым разом на пол тона)

А Сейчас музыкальная загадка , я вам сыграю вступление

Знакомого произведения, вы внимательно послушайте и скажите, как оно называется?

Дети. Полька.

Муз. рук. Становитесь на весёлую польку!

Танец «Полька.» муз. Чичкова.

Наше занятие подошло к концу , давайте вспомним с каким музыкальным произведением мы сегодня с вами познакомились?

Назовите фамилию композитора, который написал это произведение?

Мы ещё с вами продолжим на следующим занятии знакомство с композитором Э. Грига.

Публикации по теме:

2 марта в нашей группе прошёл праздник для мам и бабушек,посвящённый Международному женскому дню 8 Марта. Наши дошколята с нетерпением ждали.

Дети старшей логопедической группы №31 "Дружная семейка" приняли участие во всероссийском конкурсе "Весеннее настроение". Цели и задачи.

Конспект НОД «Весеннее настроение» в средней группе Конспект НОД по образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе Тема: «Весеннее.

Конспект занятия по физической культуре в средней группе «Весеннее настроение» Разработала инструктор по физической культуре: Любутина Е. А. 2015 год Цель: приобщать детей к здоровому образу жизни. Задачи. Образовательные:.

Татьяна Акимова
Конспект тематического музыкального занятия для подготовительной группы «Рождение музыки»

Конспект

тематического музыкального занятия для подготовительной группы

«РОЖДЕНИЕ МУЗЫКИ »

(с использованием слайдовой презентации) .

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 11 «ЛУЧИК»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ :

АКИМОВА Т. М.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ : Стимулировать у детей интерес к музыке и обогащать восприятие детей красотой музыки .

ЗАДАЧИ :

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре , воспитывать художественно - эстетический вкус.

Обогащать музыкальные впечатления детей , вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера .

Закреплять знания об элементарных музыкальных понятиях : звук, марш, ноты, о профессии композитор.

Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

Знакомить с творчеством композиторов.

Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен.

Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки .

Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (танцевальные движения) .

Формировать музыкальные способности ; содействовать проявлению активности и самостоятельности.

Ход ЗАНЯТИЯ.

ПОД МУЗЫКУ Э . ГРИГА «УТРО» ДЕТИ ВХОДЯТ В ЗАЛ, САДЯТСЯ НА СТУЛЬЯ.

(Слайд № 1 с музыкальным сопровождением «Утро» Грига)

МУЗ. РУК.:

Здравствуйте, ребята! Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками.

Какие звуки вы обычно слышите дома?

(Слайд № 2 со звуковым сопровождением «Атмосфера квартиры, кухни» ).

Какие звуки можно услышать на улицах города?

(Слайд № 3 со звуковым сопровождением «Шум города» ).

Конечно же, на городских улицах слышится шум транспорта, голоса людей.

(Слайд № 4 со звуковым сопровождением «Голоса леса» ).

Звуки, которые мы слышим в природе, совсем другие. Это шум дождя, раскаты грома, шелест листьев, птичье пение, плеск морских волн, журчание ручьёв, звон капелей, сердитое завывание ветра.

Видите, как много звуков мы с вами вспомнили!

Для композитора эти обыкновенные звуки сплетаются в красивую мелодию.

РЕБЁНОК : (Читает стихотворение)

(Слайд № 5 Сопровождает чтение стихотворения музыкой композитора А . Петряшевой «Отдых у реки» ).

КОМПОЗИТОР.

Композитор музыку слышит

В шуме дождя и грома раскатах,

Ноты в тетрадь композитор запишет,

А музыканты исполнят сонату .

Композитор музыку слышит

В шелесте листьев, в плеске прибоя.

Ноты в тетрадь композитор запишет –

Песню споём мы вместе с тобою!

МУЗ. РУК.:

Ребята, а кого называют композитором?

Да, композитором называют человека, который сочиняет музыку . В переводе с латинского слово композитор означает «сочинитель» . Многие композиторы писали и пишут музыку для детей .

Каких композиторов вы знаете? Назовите их.

Замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский создал целый цикл произведений для малышей и назвал его «Детским альбомом» .

(Слайд № 6, 7, 8, 9 – Портрет П. И. Чайковского. И музыкальные пьесы композитора : «Игра в лошадки» , «Мама» , «Новая кукла» , «Марш деревянных солдатиков» .

Какие произведения из «Детского альбома» П. И. Чайковского мы с вами слушали?

Послушайте фрагменты из них и постарайтесь узнать и назвать их.

ЗВУЧАТ ФРАГМЕНТЫ ПЬЕС ИЗ «ДЕТСКОГО АЛЬБОМА» ЧАЙКОВСКОГО

(«Игра в лошадки» , «Мама» , «Новая кукла» , «Марш деревянных солдатиков» ).

Ребята, а что означает слово марш?

Да, слово «марш» в переводе с французского означает «ходьба» .

А сейчас, давайте с вами встанем и будем маршировать, как настоящие солдаты под эту прекрасную музыку П . И. Чайковского.

УПРАЖНЕНИЕ ДЕТЕЙ В ХОДЬБЕ ПАРАМИ ПОД МАРШ.

(Садятся на места) .

МУЗ. РУК.:

Очень многие композиторы сочиняли музыку для детей . Одним из них был величайший немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах.

(Слайд № 10. Портрет Иоганна Себастьяна Баха)

Он сочинял музыку для своих детей не подозревая, что его «музыкальными детьми » на все будущие времена станут дети всего мира.

Писал музыку для детей и замечательный французский композитор Камиль Сен-Санс.

(Слайд № 11. Портрет композитора Камиля Сен-Санса) .

В его знаменитой сюите, написанной для оркестра, звучат голоса птиц и зверей. Сюита так и называется – «Карнавал зверей» .

Предлагаю вам послушать и посмотреть наш музыкальный мультфильм с музыкой Сен-Санса «Карнавал зверей» .

Слайд № 12. МУЛЬТФИЛЬМ «КАРНАВАЛ ЗВЕРЕЙ» .

МУЗ. РУК.:

Песни, марши, оперы и балеты для детей писали и пишут многие современные композиторы.

С. С. Прокофьев создал замечательную симфоническую сказку для детей «Петя и волк» .

(Слайд № 13. Портрет композитора С. С. Прокофьева)

Композитор Геннадий Гладков написал музыку к популярному мультфильму «Бременские музыканты » , а его однофамилец Григорий Гладков – к мультфильму «Пластилиновая ворона» .

(Слайд № 14. Портреты композиторов : Геннадия Гладкова и Григория Гладкова).

Я думаю, многие из вас знают и любят песни Владимира Шаинского.

(Слайд № 15, 16, 17, 18. Портрет композитора В. Шаинского. И мелодии песен : «Голубой вагон» , «Песенка крокодила Гены» , «Чунга – Чанга» , «Улыбка» ).

Сейчас мы с вами проведём небольшой конкурс. Будут звучать мелодии песен, а вы должны будете отгадать название песни.

Итак, начинаем.

Звучат мелодии песен Владимира Шаинского «Голубой вагон» , «Песня про улыбку» , «Песенка крокодила Гены» , «Чунга-Чанга» , дети отгадывают.

Предлагаю вам, ребята спеть песню В. Шаинского «Улыбка» .

ПЕСНЯ «УЛЫБКА» ШАИНСКОГО

МУЗ. РУК.:

Ребята, а как же композитор записывает созданную им мелодию?

Да, он делает это с помощью особых значков, которые называются нотами. Слово нота переводится с латинского как «знак» .

Как вы думаете, сколько существует нот?

Правильно! Ровно семь.

А как они называются?

Да, называются они так : до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ноты располагаются на пяти линейках, которые называются нотным станом.

Ребята, давайте вспомним наше упражнение «Цирковые собачки» и споём все нотки вверх, а потом вниз.

(Слайд № 19. Цирковые собачки с сопровождением музыки ) .

УПРАЖНЕНИЕ «ЦИРКОВЫЕ СОБАЧКИ»

(Дети поют гамму С-dur вверх и вниз) .

МУЗ. РУК.:

А теперь посмотрите, к нам пришли гости. Это наши любимые «Фиксики» . Обратите ваше внимание на экран и посмотрите, как фиксики рассказывают о нотах, музыке и музыкальных инструментах .

(Слайд № 20. Мультфильм «Фиксики. Ноты» ).

МУЛЬТФИЛЬМ «ФИКСИКИ. НОТЫ»

МУЗ. РУК.:

А сейчас, ребята я приглашаю вас станцевать танец «Польку» , музыку к которому написал композитор П. И. Чайковский. Но, это будет не просто танец, а танец, сочинённый вами. Итак, мальчики приглашают девочек. Приготовьтесь к танцу. Слушаем музыку…

(Слайд № 21. Картинка с музыкальным сопровождением «Полька» Чайковского).

ТВОЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ – ТАНЕЦ-ИМПРОВИЗАЦИЯ «ПОЛЬКА» .

МУЗ. РУК.:

Ну, вот, ребята, мы сегодня с вами и узнали, как рождалась музыка . А теперь ответьте мне на вопросы :

Как называют человека, который сочиняет музыку ?

С помощью чего композитор записывает музыку на листе нотной бумаги?

Сколько всего нот?

Назовите их?

Какие вы знаете музыкальные инструменты ?

Как вы думаете, зачем людям нужна музыка ?

А теперь наше занятие окончено . Вы были внимательными, активными и старательными. А теперь до свидания.

ДЕТИ ПОД МУЗЫКУ ВЛАДИМИРА ШАИНСКОГО «УЛЫБКА» УХОДЯТ ИЗ ЗАЛА.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :

Шорыгина Т. А.

Красивые сказки : Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2006

Цель занятия: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить у детей знание основных эмоций (радость, грусть, страх, злость, удивление).
  • учить передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств (мимики, жестов)

Развивающие:

  • развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
  • развивать воображения, творческое мышление
  • развивать певческие навыки, ритмический слух, тембровый слух, интонацию.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к музыке, уметь выражать свои чувства и высказываться о прослушанной музыке
  • воспитывать коллективизм и любовь к коллективному исполнению

Тип занятия: тематическое

Методы: Наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, словесный, художественно практический метод, метод проблемного воспитания и обучения.

Оформление сцены: Сцена оформлена в виде города (дома, деревья, улицы). На стене прикреплены черные тучи.

Атрибуты: Пиктограммы с выражением различных эмоций и настроений тряпичные бабочки, маски для жуков (шляпы), цветы.

Программное содержание:

Слушание

«Шуточка» В.Селиванова
«Грустная песенка» В. Калинникова

Учить детей различать настроения контрастных между собой произведений, эмоционально откликаться, высказывать свои впечатления о прослушанной музыке, различать средства музыкальной выразительности, развивать фантазию, воображения.

Речевая игра

«Кошкин дом», «Ключи от буфета»

Воспитывать любовь к литературе, учить передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств (мимики, жестов), воспитывать коллективизм и любовь к коллективному исполнению

Пение

Попевка: «Потешка» Развивать певческий аппарат, певческое дыхание.

Песня: «Кто придумал песенку» слова Л.Дымовой, музыка Д.Львова – Компанейца.

Учить детей воспринимать и передавать веселый, радостный характер песни. Исполнять легким звуком в оживленном темпе. Вовремя вступать после музыкального вступления. Чисто интонировать мелодию, точно выполнять ритмический рисунок. Петь умеренно громко не форсируя звук. Правильно произносить гласные в словах «распевает», «стоголосый», «дирижер».

Музыкально ритмическая игра:

«Жуки и Бабочки»

Слушать музыку, обратить внимание на контрастный характер, эмоционально откликаться. Уметь выразительно исполнять движения в соответствие с характером музыки, проявлять творчество, воображение в исполнение игры.

Ход занятия.

Дети входят в зал. Музыкальный руководитель предлагает исполнить музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй».

Музыкальный руководитель.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришло письмо от жителей города Настроения. С ними случилась беда. Сядьте удобнее я вам все расскажу. Живут в этом городе жители похожие на нас. Они, так же как и мы умеют веселиться и грустить, смеяться и плакать, сердиться и удивляться. Но вдруг поселился в их городе злой волшебник, нагнал он черные тучи, пролился такой сильный дождь, что смыл с лиц жителей веселье и грусть, страх и удивление, и стали лица жителей города Настроения безликими, бесцветными, белыми. Вот как сейчас (обращает внимание на сцену). Просят жители города у нас помощи, прогнать этого злого волшебника и вернуть им настроения, чувства, переживания. Поможем им, ребята? (Да).

Нашей помощницей станет для нас - музыка, ведь она лучше всех умеет передавать чувства, настроения, переживания.

Послушайте музыку и скажите: Что она выражает?

Звучит «Шуточка» В.Селиванова

Ответы детей: музыка выражает веселье, радость, задор.

Музыкальный руководитель.

Ответы детей.

Настоящее название пьесы «Шуточка» композитор В.Селиванов

Попробуйте выбрать из пиктограмм то выражение, которое больше всего подходит к настроению музыки

Давайте придумаем имя нашему жителю.

Ответы детей: «Веселушка», «Шутница»

Прослушайте другую музыкальную пьесу и скажите: Что она выражает?

Звучит «Грустная песенка» В. Калинникова

Ответы детей: музыка выражает грусть, печаль, тоску.

Музыкальный руководитель.

Попробуйте придумать название этой пьесе

Ответы детей.

Настоящее название пьесы «Грустная песенка» композитор В. Калинников (портрет)

Выберите из пиктограмм выражение настроения этой музыкальной пьесы

Давайте придумаем имя и этому жителю.

Ответы детей: «Грустинка», «Слезинка»

Настроение двум другим жителям мы попробуем вернуть при помощи речевой игры: «Дин - дон» для этого встанем в круг

Дин-дон, дили-дон,
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила
Бежит курица с ведром
Заливает Кошкин дом.
Тух-тух-тух и огонь потух

Музыкальный руководитель.

Ребята, а какие эмоции вы испытывали в этой игре?

Ответы детей: игра выражает страх, тревогу, испуг.

А теперь вспомним игру «Ключи от буфета»

Музыкальный руководитель.

Кто взял ключи от буфета, где лежат мои конфеты?

Их взял, их взял, их взял (имя ребенка)

Ребенок

Кто я!? Я не брал!
Знаю, знаю, кто их взял.
Их взял, их взял, их взял………(имя другого ребенка) и т.д.

В заключение дети говорят все вместе

Зря на нас не говорите
У себя ключи ищите.

Музыкальный руководитель.

Что выражает эта игра?

Ответы детей: игра выражает удивление, возмущение.

Музыкальный руководитель.

Вот еще двум жителям мы вернули настроения, выберите подходящие пиктограммы и придумайте им имя.

Ответы детей: «Трусиха», «Удивлялка»

Дети усаживаются на стульчики

Еще одному жителю мы должны помочь вернуть настроение, а поможет нам попевка, которая называется

«Потешка»

Что выражает эта попевка, какое настроение

Ответы детей: попевка выражаете веселье, смех, задор

Выберите подходящую пиктограмму и придумайте имя.

Ответы детей: «Смешинка», «Забияка»

Музыкальный руководитель.

Ребята, посмотрите у нас осталось еще две пиктограммы, какое настроение выражают они?

Ответы детей: выражают зло и гнев, доброту и нежность

Вспомните, какая музыкальная игра могла бы выразить именно настроение

Музыкально ритмическая игра «Жуки и бабочки»

Расскажите мне жуки, они какие?

Ответы детей: злые, коварные, угрюмые музыка исполняется тяжело, звуки низкие.

А, бабочки, они какие?

Ответы детей: добрые, нежные, легкие музыка напевная, ласковая звуки высокие.

Давайте и мы с вами превратимся в жуков и бабочек, и при помощи движения, выражения лица их изобразим. (атрибуты для игры)

Вот и последним жителям мы помогли вернуть настроение, а как их мы назовем?

Ответы детей: «Злюка», «Милашка»

Музыкальный руководитель.

Ребята, посмотрите всем жителям города мы вернули настроения, вернули их лица. Скажите все вам нравится в этом городе? Может быть, что-то вы хотели бы убрать или наоборот добавить.

Ответы детей: убрать черные тучи, озеленить деревья, посадить цветы.

Посмотрите, какой красивый город у нас получился. Ребята, а какой из жителей города вам больше всего нравится, может на кого-то из них вы похожи. Ответы детей:

Музыкальный руководитель.

Ребята скажите, а кто был нашим помощником на протяжении всего занятия и помогал возвращать жителям города их настроения? Без чего бы мы не смогли обойтись?

Ответы детей: нам помогала музыка, игры.

Какую мы музыку с вами слушали? И что она выражает?

Ответы детей: «Шуточку», «Грустную песню» выражают веселье и грусть

Играли в игру «Дин - дон», «Ключи от буфета» выражают испуг и удивление, «Жуки и бабочки» выражают добро и зло.

Музыкальный руководитель.

Ребята, а перед тем как отправиться в группу, что бы вы хотели пожелать жителям города Настроения.

Ответы детей:

А что бы настроение у них всегда было хорошее давайте, исполним весеннюю песенку

«Кто придумал песенку» слова Л.Дымовой, музыка Д.Львова – Компанейца.

Вы сегодня занимались очень хорошо, молодцы. Я бы хотела попросить вас к следующему занятию нарисовать картины, выражающие разное настроение, может это будет картина, выражающая веселое или грустное настроение, а может она будет смешная или страшная. Мы с вами устроим выставку картин, вы постарайтесь и у вас все получится.