Сооружение, прозванное “Пишущая машинка”, располагается в центре Рима на площади Венеции. Не заметить этот огромный монумент из белого известняка невозможно. Витториано является символом вековой мечты - объединения Италии.

Витториано - монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Возведение этого колоссального монумента началось в 1885 году и продолжалось полвека.

Витториано воплощен одновременно как аллегорический памятник верности Родине. Широкая лестница ведет к алтарю Родины с часовенкой в центре, в которой находится статуя Рима, обрамленная горельефами с изображениями триумфальных шествий Труда и Любви к Родине; под статуей находится могила Неизвестного солдата 1921 года.


На вершине монумента высится конная бронзовая статуя самого Виктора-Эммануила II, когда-то позолоченная. По бокам огромного портика размещены две бронзовые колесницы со статуями крылатой Победы работы Карло Фонтана и Паоло Бартолини 1908 года.


Проект Витториано был разработан Джузеппе Саккони в ампирном духе древнеримской архитектуры. Строительство продолжалось с 1885 по 1911 годы. Два фонтана по сторонам символизируют Тирренское (справа) и Адриатическое (слева) моря. Частью монумента является двенадцатиметровая конная статуя короля из позолоченной бронзы; на цоколе - символические изображения самых известных городов страны. Выше - колоннада портика, с пропилеями по сторонам, увенчанными квадригой Свободы и квадригой Единства. Под статуей короля находится могила Неизвестного солдата, так называемый “Алтарь Отечества”.

В Витториано располагаются два музея: Центральный музей Рисорджименто и Музей знамён военного флота. Монумент характеризуется чрезмерной эклектикой и нагромождением различных деталей, характерных для древнеримских сооружений (колонны, барельефы, статуи и др.).


Несмотря на трепетное отношение римлян к идее монумента, горожане находят, что его неоклассическая массивность не вписывается в барочную Площадь Венеции, к которой примыкает и древний Римский Форум, и между собой называют Витториано “Свадебным пирогом”, “Вставной челюстью” и “Пишущей машинкой”. Ну а среди туристов это место пользуется не меньшей популярностью, чем, к примеру, тот же Колизей.


С наступлением вечера римская молодёжь любит посидеть на газончике перед Витториано . Благодаря мягкой подсветке монумента вокруг этого места так и витает романтика) Не зря же, если перевернуть слово Roma - получим Amor, то есть любовь).

Витториано (итал. Il Vittoriano) - монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Располагается на Венецианской площади в Риме , на склоне Капитолийского холма.

роект был разработан Джузеппе Саккони в ампирном духе древнеримской архитектуры. Строительство продолжалось с 1885 по 1911 годы. Частью монумента является двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля. Под ней находится могила Неизвестного солдата, так называемый «Алтарь Отечества». В Витториано располагаются два музея: Рисорджименто и знамён военного флота. Монумент характеризуется чрезмерной эклектикой и нагромождением различных деталей, характерных для древнеримских сооружений (колонны, барельефы, статуи и др.). По мнению многих, памятник выделяется среди прочих римских зданий, поэтому среди римлян распространены различные снисходительно-презрительные наименования данного монумента: «Пишущая машинка» («Macchina da Scrivere»), «Свадебный торт», «Вставная челюсть» и другие.

Белый силуэт этого величественного сооружения, прозванного "Викториан", возвышается на фоне площади Венеции . Спроектированный Д. Саккони и воздвигнутый в честь Объединенной Италии, он призван прославлять Отечество, Рисорджименто и Воинскую доблесть.

Строительство комплекса началось в Г885 году, но для его завершения понадобилось целых сорок лет. Широкая центральная лестница ведет к Алтарю Отечества и могиле Неизвестного солдата, где захоронен прах безымянного воина, отдавшего жизнь за Родину в войне 1915-18 гг. Там постоянно стоит почетный караул. Над часовенкой в нише - статуя Рима , а слева и справа от нее - барельеф работы скульптора Анджело Дзанелли, прославляющий труд и любовь в отечеству. По обеим сторонам главной лестницы расположены фонтаны. Правый фонтан изображает Тирренское море, левый - Адриатическое. Прямо напротив этого фонтана - могила Публиция Бибуло I века до н.э. В центре ансамбля возвышается конная статуя короля Виктора Эммануила II скульптора Э. Кьярадиа. Массивный барельеф основания статуи, созданный Макканьини, олицетворяет главные города Италии. Обширная колоннада, украшенная аллегорическими группами, представляющими области Италии, завершается двумя пропилеями с бронзовыми квадригами, несущими крылатую Викторию. В здании располагается Институт истории итальянского Рисорджименто, библиотека и Центральный музей и архив Рисорджименто.

Спроектированный Д. Саккони и воздвигнутый в честь Объединенной Италии, он призван прославлять Монархию, Отечество, Рисорджименто и Воинскую доблесть. Строительство комплекса началось в 1885 году, но для его завершения понадобилось сорок лет! Широкая центральная лестница ведет к Алтарю Отечества и могиле Неизвестного солдата, где захоронен прах безымянного воина, отдавшего жизнь за Родину в Великой войне 1915-1918 гг. Здесь постоянно стоит почетный караул. Над часовенкой в нише - статуя Рима , а слева и справа от нее - барельеф работы скульптора Анджело Дзанелли, прославляющий труд и любовь в Отечеству. По обеим сторонам главной лестницы расположены фонтаны. Правый фонтан изображает Тирренское море, левый - Адриатическое.

Прямо напротив этого фонтана - могила Публиция Бибуло I века до н.э. В центре ансамбля возвышается конная статуя короля Виктора Эммануила II скульптора Э. Кьярадиа. Массивный барельеф основания статуи, созданный Макканьини, олицетворяет главные города Италии.

Обширная колоннада, украшенная аллегорическими группами, представляющими области Италии, завершается двумя пропилеями с бронзовыми квадригами, несущими крылатую Викторию. В здании располагается Институт истории итальянского Рисорджименто, библиотека и Центральный музей и архив Рисорджименто.

и начните отслеживать дешевые билеты в Рим заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

Рим. Памятник Виктору Эммануилу-II – национальная достопримечательность Италии, воплотившая историю страны, прошедшую трудный путь от раздробленного, разобщённого государства до целостного и великого королевства.

Находится памятник Виктору Эммануилу-II на одной из центральный площадей Рима – Пьяцца Венеция, на склоне Капитолия. Сам памятник – конная статуя Первого Короля Италии, является частью грандиозного архитектурно-скульптурного комплекса, называемого «Витториано».

Витториано включает в себя «Алтарь Отечества» - это подиум, на котором установлен постамент с конной статуей Виктора Эммануила-II. В «Алтаре Отечества» захоронены останки героев Первой Мировой Войны.

У «Могилы неизвестного солдата» (1921 г) день и ночь несут почетный караул воины итальянской армии. За памятником, окруженным статуями, в неоклассическом строении с большим портиком на возвышении расположился музей Рисорджименто, в котором собраны исторические факты и свидетельства периода восстановления целостности и единства Италии, так называемого Рисорджименто.

За что итальянцы почитают Виктора Эммануила-II?

Этот период истории Италии (Рисорджименто) охватывает большую часть 19 столетия, начиная с восстания в Неаполе в 1820 году и заканчивая 1871 годом, когда после трех (!) освободительных войн итальянских патриотов против иностранных захватчиков (французов, австрийцев, прусаков, ватиканской армии) столица Италии была возвращена в Рим. Именно этим объясняется грандиозность монумента Витториано.

Сам Виктор Эммануил-II, изначально носивший титул Короля Сардинии, в ходе второй освободительной войны за независимость (1859-1860) сумел одержать победу на австрийской армией в Ломбардии и объединить Сардинию, Тоскану, Парму, Модену, Романью и Ломбардию. В 1860 году волей народа Виктор Эмануил становится королем этих итальянский провинций, сплачивает вокруг себя национально-освободительные силы во главе с Гарибальди, и общими усилиями отвоевывает у папских войск Рим (1871). Виктор Эммануил-II по праву является символом Рисорджименто и единства Италии.

История создания мемориального комплекса Витториано в Риме

В 1878 году, в год смерти первого короля единой Италии, власти принимают решение о строительстве мемориального комплекса периода Рисоджименто, центром которого должна быть конная скульптура национального героя Италии – Виктора Эммануила-II.

Это грандиозное строительство в центре Рим продолжалось вплоть до 1935 года. В ходе реконструкции, на склоне Капитолия и площади Венеция было уничтожено множество средневековых построек, например, бытовых строений монастыря церкви Санта Мария ин Арачели (находится за зданием музея Рисорджименто), но зато была обнаружена Инсула Арачели (жилой дом 2-го века).

На аттике (аттик - пониженный верхний этаж ордерной постройки ) левой пристройки к портику здания музея Рисорджименто установлена квадрига Победы (двухколесная колесница с 4-мя лошадьми ), символизирующая Единство Италии, а справа победная квадрига символизирует Свободу. Сам памятник Виктору Эммануилу-II окружен скульптурной группой (6 скульптур, две из которых выполнены в бронзе), олицетворяющих так называемые «Символы Итальянцев»: «Жертвенность», «Справедливость», «Сила\энергия», «Согласие\единодушие», «Мысль» и «Действие». Последние две из шести скульптур «Символов Итальянцев» выполнены в бронзе и находятся на отдельных постаментах при входе в мемориальный комплекс.

Рим. Справа один из " Символов итальянцев" в скульптурном ансамбле памятника Виктору Эммануилу-II

Посещение мемориального комплекса Виктора Эммануила-II бесплатно, но при этом жестко контролируются некоторые правила поведения:

  • на ступеньках нельзя сидеть,
  • нельзя класть сумки и вещи,
  • нельзя есть, курить.

За этим строго следят служащие.

Получите от нас в подарок бонус до 2500 рублей для размещения в апартаментах от частных лиц на сервисе Airbnb . Такое размещение может оказаться значительно экономнее. Зарегистрируйтесь и отправляйтесь в приключения!

получить бонус

Мемориал Виктору Эммануэлю в Риме - Витториано (Vittoriano ) посвящен первому королю объединенной Италии. Он расположен на куда сходятся главные магистрали Рима. Потому к гoдовщинe oбъeдинeния Италии имeнно здecь рeшeно былo возвeсти мeмориал Виктора Эммануила II (Monumento Vittorio Emanuele II , или Vittoriano , Джузeппe Саккони, 1885-1911).

История строительства Витториано

В 1878 году итальянский парламент решил посвятить начиональный памятник умершему первому королю объединенной Италии Виктору Эммануилу II. В 1880 и 1882 гг было проведено два международных конкурса на лучший проект. Победителями стал вариант от Джузеппе Саккони.

Архитектура памятника был разработана в качестве идеального восходящего пути по лестницам и террасам, украшенным различными группами скульптур и барельефов, к центральному Алтарю Отечества, от него к боковым храмам, затем к великому крыльцу с колоннами, увенчанному бронзовой колесницей, аллегоричей Отечества и Свободы.

Несмотря на то, что строительство началось уже в 1885 году, работа продолжалась медленнее, чем планировалось, проект постоянно изменяли. Например, запланированный в начале материал, из которого собирались строить - травертин - заменили на чистый белый камень из .

4 июня 1911 года на Международной выставке по случаю пятидесятой годовщины объединения Италии, Витторио Эмануэле III открыл большую конную статую в позолоченной бронзы. В 1921 году в склепе, разработанном Армандо Бразини, было похоронен тело неизвестного солдата .

Строительство всего комплекса завершилось только в 1935 году.

Витториано и Алтарь Отечества

Apxитeкторам нe удалось гармонично вписать oгpoмноe сooружeниe в ансамбль бoлee рaнниx, нeвыcoкиx пoстpoeк. Монумeнт из бeлого извecтняка, высотой 70 м и шириной 135 м, подчинил сeбe всe пространство piazza Venezia . Житeли Рима называют eгo «свадeбным тортом», «чeрнильницeй» и «пишущeй машинкой».

В цeнтpe мeмориала ycтановлeна конная статуя Виктора Эммануила II. Памятник отлили из брон зы старыx пушeк папского , в знaк пeрexода власти нaд Римом к королю.

У пoднoжия монумeнта в Алтаре Отечества (Altare della Patria , Анджeло Занeлли, 1924) заxоронeн гроб c праxом Нeизвecтного Coлдата. Здecь гopит Вeчный огонь и cтoит почeтный караул бeрсальeров, coлдат элитныx стрeлковыx частeй итальянской армии.

Посетить Витториано:

Можно подняться на крышу Витториано, полюбовавшись отличной панорамой Рима. Наверху расположена смотровая площадка, куда можно подняться на лифте.

Время работы:

  • Зима: пн-вс с 9:30 до 16:30 (последний вход в16:00 часов)
  • Лето: пн-вс с 9:30 до 17:30 (последний вход в 17:00 часов)
  • Закрыто 1 января, 1 мая и 25 декабря

Панорамная площадка на крыше Витториано:

Время работы:

  • ежедневно 9:30 - 19:30 (последний подъем в 18:45)
  • Закрыто 25 декабря и 1 января.
  • полный тариф - € 7,00
  • 10 - 18 лет - € 3,50
  • до 10 лет - бесплатно

Адрес: Италия, Рим, площадь Венеции
Начало строительства: 1885 год
Окончание строительства: 1911 год
Архитектор: Джузеппе Саккони
Координаты: 41°53"41.3"N 12°28"58.6"E

Все римские гиды, работающие в туристических агентствах или попросту подрабатывающие в экскурсионных автобусах, которых по Риму ездит огромное количество, сходятся лишь в одном мнении - памятников в «вечном городе» много, даже очень много.

Алтарь Отечества с высоты птичьего полёта

…Про сами памятники, несмотря на их историю и общепринятые факты, они рассказывают по-разному: каждый гид имеет свой взгляд на тот или иной памятник истории и архитектуры. Выделяется среди них лишь Алтарь Отечества, при виде которого все экскурсоводы, если они родились и живут в Риме, вдруг резко меняют свое, до этого по-итальянски «боевое» и веселое настроение, произносят несколько невнятных фраз, и позволяют туристам самим сделать определенный вывод об этой римской достопримечательности.

С чем же связано такое отношение итальянцев к огромному зданию, расположенному на Венецианской площади? Точнее к зданию, которое заняло собой практически все пространство Piazza Venezia, расположенной на склоне легендарного Капитолийского холма? Может, на месте Алтаря Отечества произошло нечто страшное, или неприятное и унизительное для римлян? Забегая немного вперед, следует сказать, никаких ужасных событий у Алтаря Отечества и на месте его строительства не произошло. Просто итальянцы очень требовательный народ, особенно, если дело касается памятников и скульптур, построенных сравнительно недавно. А как же может быть иначе, если коренные жители Рима каждый день могут лицезреть величественный Римский форум , Термы Каракалла и другие не менее известные на весь мир достопримечательности, возведенные еще в античные времена? Естественно, архитекторы и скульпторы, разрабатывая проект в 19-м веке, хотели построить в «вечном городе» нечто запоминающееся и прекрасное, а как это у них получилось - немного ниже…

Вид с площади Венеции

Алтарь Отечества: проектирование и строительство

Как уже было сказано немного выше, Алтарь Отечества начали строить в конце 19-го века, точнее в 1885 году. Автором проекта выступил Джузеппе Саккони , которому, видимо, не давали покоя древние руины Рима, возведенные в ампирном стиле. Именно по этой причине будущий памятник, по мнению Саккони, должен был «не сильно выделяться» и привлекать к себе внимание роскошными колоннами, скульптурами и различными ансамблями, характерными для зданий, которые были построены еще до нашей эры.

Название «Алтарь Отечества» памятник получил уже после его возведения. Дело все в том, что строительство различных колонн, скульптур, двух фонтанов у величественного здания, в котором сейчас располагаются два музея, знамен военного флота и Рисорджименто, длилось до 1911 года. По первоначальной идее, это должен был быть памятник, символизирующий собой объединение Италии . Также Витториано своими огромными размерами и «классическими» для Древнего Рима формами, по мнению архитекторов и историков того периода времени, навсегда просто-таки обязан был отложить в памяти потомков имя короля Италии Виктора Эммануила II.

Вид Алтаря Отечества с проспекта Виа деи Фори Империали

Для строительства этого сооружения архитектор и строители, так горячо говорившие в своих речах о памятниках истории и архитектуры Рима, без малейших колебаний и сомнений… снесли целый квартал. Квартал, выстроенный еще в Средние века и состоявший из различных дворцов и роскошных домов, построенных в стиле ренессанса. Витториано не могли построить быстро, слишком много всего нужно было добавить к памятнику, чтобы он не остался без внимания самих римлян и гостей города. Работы активно велись до 1901 года. Потом, как известно, почти все страны втянулись в Первую Мировую войну, и строительство решено было на время прекратить.

Первый раз огромное сооружение, в котором переплелись история и «современный» взгляд архитектора, было открыто в 1911 году. Его размеры были поистине огромны: 135 Х 130 метров.

День Объединения Италии - величайший праздник, поэтому к этой годовщине над новой достопримечательностью столицы был водружен памятник Виктору Эммануилу II. С ним тоже связана отдельная, пусть и небольшая, история. Его решили не отливать из бронзы и не высекать из мрамора. Для его создания скульпторы заглянули в Замок Святого Ангела . Да-да, в то самое здание, на крышу которого в 590 году спустился архангел Михаил. В здание, которое не раз спасало Рим от нашествия варваров и вандалов. Из замка без особых церемоний изъяли пушки и переплавили их в статую великого Виктора Эммануила II.

Вид на могилу неизвестного солдата

Алтарь отечества: ХХ век начинается…

После того, как на полях кровопролитных сражений Первой Мировой войны отгремели последние залпы орудий, к Витториано было решено присоединить Алтарь Отечества. Алтарь Отечества, которым впоследствии стали называть целый комплекс - это могила неизвестного солдата, погибшего в одном из боев Первой Мировой . Это было еще одно торжественное открытие памятника, состоявшееся уже в то время, когда у власти стоял первый фашист в мире Бенито Муссолини.

Этот диктатор посчитал памятник недостаточно большим и не совсем законченным. При нем различные скульпторы добавили в архитектурный ансамбль несколько бронзовых деталей, что полностью соответствовало вкусу и предпочтениям одного из деспотов ХХ века. В 1935 году памятник вновь… торжественно открыли. Теперь его стали называть Алтарем Отечества, наверное, уже все позабыли, для чего, и в честь кого возводился этот гигантский памятник.

Статуя Виктора Эммануила II

Алтарь Отечества в наши дни

Коренные жители, мягко сказать, недолюбливают этот памятник, впрочем, как и многие авторитетные архитекторы, называя его бессмысленным нагромождением деталей. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что Алтарь Отечества, занявший собой большую часть Венецианской площади в Риме, привлекает к себе внимание многочисленных туристов . Особенно они восторгаются двумя фонтанами. К слову, каждый из этих фонтанов символизирует собой одно из морей: Тирренское и Адриатическое. Фонтаны выполнены скульпторами на совесть, в них нет ничего лишнего, и они действительно не выходят за «рамки» античного стиля.

Правда, огромная достопримечательность Рима довольно часто закрывается на реставрацию и чистку: уж слишком много в ней различных мелких деталей, которые время от времени разрушаются или попросту засоряются. Но и это обстоятельство не мешает гостям «вечного города» посещать Алтарь Отечества. Может быть потому, что совсем рядом с ним расположена стоянка для туристических автобусов, возле которой можно полюбоваться знаменитым форумом Траяна?