Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатиру на общество московских дворян начала 19 века. В ней представляется наметившийся к тому времени раскол в дворянской среде, суть которого заключается в исторически закономерном противоречии между старыми и новыми взглядами на многие общественные вопросы. В пьесе сталкиваются Чацкий и фамусовское общество – «век нынешний» и «век минувший».

Московское аристократическое общество представляют Фамусов, управляющий в казенном доме, его секретарь Молчалин, полковник Скалозуб, второстепенные и внесценические герои. Этому довольно многочисленному лагерю консервативных дворян противостоит один главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий.

Конфликт Чацкого и фамусовского общества возникает, когда главный герой пьесы возвращается в Москву, где отсутствовал в течение трех лет. Когда-то Чацкий воспитывался вместе с Софьей, семнадцатилетней дочерью Фамусова. Между ними была юношеская влюбленность, которая до сих пор пылает в сердце Чацкого. Затем он отправился за границу «ума искать».

Его возлюбленная теперь питает нежные чувства к Молчалину, живущему в их доме. Но Чацкий об этом не догадывается. Любовный конфликт перерастает в социальный, заставляя выступить Чацкого против фамусовского общества по самым острым вопросам. Их споры касаются воспитания, семейных отношений, крепостного права, государственного служения, взяточничества, чинопоклонничества.

Вернувшись в Москву, Чацкий обнаруживает, что здесь ничего не переменилось, никакие общественные проблемы не разрешились, а дворяне продолжают проводить свое время в веселье и праздности: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два». Нападки Чацкого на Москву, на уклад жизни помещиков заставляет Фамусова его опасаться. Консервативное дворянство не готово поменять свои взгляды на жизнь, свои привычки, не готово расстаться со своим комфортом. Поэтому Чацкий для фамусовского общества – «опасный человек», потому что «он вольность хочет проповедать». Фамусов даже называет его «карбонари» – революционером – и полагает, что таких людей, как Чацкий, опасно даже близко подпускать к столице.

Какие идеи защищает Фамусов и его сторонники? Больше всего в обществе старомосковских дворян ценится мнение света. Ради завоевания хорошей репутации они готовы на любые жертвы. При этом не важно, соответствует ли человек тому впечатлению, которое производит. Фамусов считает, что лучший пример для его дочери – пример отца. В обществе он «монашеским известен поведеньем».

Но, когда за ним никто не наблюдает, от нравственности Фамусова не остается и следа. Перед тем, как отругать дочь за то, что та была в комнате наедине с Молчалиным, он заигрывает со своей служанкой Лизой, делает ей недвусмысленные намеки. Читателю становится понятно, что Фамусов, читающий мораль дочери, сам живет по аморальным принципам, главный из которых – «грех не беда, молва не хороша».

Таково и отношение фамусовского общества к службе. Здесь также преобладает внешняя атрибутика над внутренним содержанием. Чацкий называет московское дворянство страстным к чинам и считает, что мундир прикрывает «их слабодушие, рассудка нищету».

Когда Чацкий обращается к Фамусову с вопросом о том, что бы отец Софьи ответил на его возможное сватовство к его дочери, Фамусов гневно отвечает: «Поди-тка послужи». Чацкий «служить бы рад», но вот «прислуживаться» он отказывается. Для главного героя комедии это неприемлемо. Чацкий считает это унижением. Он стремится служить «делу, а не лицам».

А вот Фамусов искренне восхищается умением «подслужиться». Здесь читатель со слов Фамусова узнает о Максиме Петровиче, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и «на золоте едал». На одном из приемов у императрицы Максим Петрович оступился и упал. Но, разглядев улыбку на лице Екатерины, он решил обратить этот казус себе во благо, поэтому упал еще несколько раз специально, чтобы повеселить двор. Фамусов вопрошает Чацкого: «…Как по-вашему? По-нашему – смышлен». Но честь и достоинство Чацкого не могут позволить ему «вписаться в полк шутов». Зарабатывать себе положение в обществе за счет чинопоклонничества и подхалимства он не собирается.

Если Фамусова возмущает нежелание Чацкого служить, то карьеризм полковника Скалозуба, у которого «не по летам и чин завидный», вызывает подобострастный трепет у этого героя. Скалозуб, по словам Софьи, так глуп, что «слова умного не выговорит сроду». Но именно его Фамусов хочет видеть своим зятем. Ведь все московские дворяне хотят обзавестись родней «с звездами и чинами». Чацкому остается только сокрушаться о том, что это общество гонит «людей с душой», что личные качества человека не имеют здесь никакого значения, а ценятся только деньги и чины.

Даже Молчалин, на протяжении всей пьесы немногословный, в диалоге с Чацким хвалится своими успехами по службе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Он, несмотря на свой молодой возраст, привык, как и старые московские дворяне, заводить знакомства исходя из личной выгоды, ведь «надобно зависеть от других», пока сам не имеешь высокого чина. Поэтому жизненное кредо этого персонажа: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Выходит, что молчаливость этого героя – всего лишь маска, прикрывающая его подлость и двуличие.
Отношение Чацкого к фамусовскому обществу и к тем принципам, по которым это общество существует, резко отрицательное. В нем высот достигают лишь те, «чья чаще гнулась шея». Чацкий же дорожит своей свободой.

Дворянское общество, изображенное в комедии «Горе от ума», боится перемен, всего нового, что под влиянием исторических событий проникает в сознание русского дворянина. Ему удается одержать победу над Чацким только благодаря тому, что в этой комедии он совершенно одинок. В этом и заключается своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом. Однако аристократы испытывают неподдельный ужас от слов Чацкого, ведь он бесстрашно обличает их пороки, указывает на необходимость перемен, а значит, угрожает их комфорту и благополучию.

Свет нашел выход из сложившейся ситуации. На балу Софья в разговоре с одним из гостей бросает фразу о том, что Чацкий «не в своем уме». Софью нельзя отнести к представителям «века минувшего», но бывший возлюбленный Чацкий угрожает ее личному счастью. Эта сплетня мгновенно разносится среди гостей Фамусова, ведь только сумасшедший Чацкий не представляет для них опасности.
К концу дня, в который разворачивается действие комедии «Горе от ума», развеиваются все надежды Чацкого. Он «отрезвился… сполна». Только ощутив на себе всю жестокость фамусовского общества, он понимает, что его пути с ним разошлись окончательно. Ему не место среди людей, которые проживают свой век «в пирах и в мотовстве».

Таким образом, Чацкий в комедии «Горе от ума» вынужден отступить перед лицом фамусовского общества только потому, что в одиночестве у него нет шансов одержать победу. Но время все расставит на свои места, и сторонники Чацкого внесут в среду дворян дух свободы и ценности личных качеств человека.

Описанное своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом поможет ученикам 9 классов воссоздать противостояние двух миров в своём сочинении на тему «Чацкий и фамусовское общество»

Тест по произведению

В комедии «Горе от ума» две сюжетные линии. Первая связана с развитием отношений в любовном треугольнике Чацкий-Софья-Молчалин. Вторая, более глубокая – общественно-политическая – заключается в столкновении нравов и порядков «века нынешнего» и «века минувшего».

Так, олицетворением «века нынешнего» в комедии практически единолично выступает вернувшийся в Москву Александр Андреевич Чацкий. Но одиночество Чацкого в фамусовском обществе лишь кажущееся. Кроме него, есть еще ряд внесценических героев: племянник княгини Тугоуховской Федор, изучающий химию и биологию, двоюродный брат Скалозуба, оставивший службу и уехавший в деревню читать книги, а также друзья Чацкого, о которых тот вскользь упоминает. Зато представителями «века минувшего» пьеса действительно изобилует. Литературоведы, как правило, объединяют их под общим названием «фамусовское общество». Это персонажи с «говорящими» именами и фамилиями – в первую очередь, сам Фамусов, а также Софья, Молчалин, Скалозуб, Хлестова, Загорецкий, Репетилов, семья Тугоуховских, Горичи, Хрюмины. Они зависимы от мнения окружающих и страдают галломанией – преклонением перед всем французским и вообще иностранным. Выразители взглядов «века минувшего» не видят никакого прока в просвещении, зато гонятся за чинами и знают, как их достичь.

Словно смерч, врывается Чацкий в монотонную жизнь дома Фамусова. Герой сразу замечает, что пока он получал новые знания и впечатления во время своего путешествия, в сонной Москве жизнь текла по-старому:

Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался – успел, а тот дал промах,
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Монологи Чацкого в комедии «Горе от ума» характеризуются большой долей публицистичности: в них выражается мнение определенной группы прогрессивно мыслящих людей, а также содержится много риторических вопросов и восклицаний, нередко встречаются архаизмы. «Говорит, как пишет», – отмечает Фамусов. Чацкий решительно выступает против всего, что уже должно отжить, забыться, кануть в Лету – против тех пороков фамусовского общества, которые мешают новому поколению начать свою жизнь, жизнь без крепостничества, безграмотности, лицемерия, низкопоклонства.

Фамусов, как главный антипод главного героя в комедии, не хочет понимать и принимать прогрессивные взгляды на жизнь. Поэтому и принцип «служить бы рад, прислуживаться тошно» звучит для фамусовского общества дико. Правда «дома новы, но предрассудки стары» воспринимается как гнусная ложь, «гоненье на Москву». В финале произведения мы видим, что ни Фамусов, ни его окружение так и не поняли нравственных уроков Чацкого.

К сожалению, для него, Чацкий слишком поздно понимает, что эту «толпу мучителей» не переубедить. По мнению Александра Сергеевича Пушкина, главный герой вовсе не так умен, раз не распознает в своих собеседниках людей недостойных, а продолжает метать бисер «перед Репетиловым и тому подобными». Однако за четыре действия комедии он все же успевает своими смелыми фразами вселить в читателя полное отвращение к порокам «века минувшего». Конфликт Чацкого с фамусовским обществом все же принес свои просветительские плоды.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

1. История создания комедии «Горе от ума».
2. Причина разногласий между представителями «века нынешнего» и «века минувшего».
3. Бессмертие комедии А. С. Грибоедова.

А. С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума» в начале XIX века. В те годы на смену порядкам екатерининской эпохи стали приходить новые веяния, появились в русском обществе иные люди, с передовыми взглядами, желающие служить своей стране, не требуя за это ни званий, ни наград. Это было связано, безусловно, с тем патриотическим подъемом, который испытало русское общество после Отечественной войны 1812 года. Это привело передовую часть дворян в 1825 году на Сенатскую площадь с требованиями предоставления гражданских свобод и подписания конституции.

В центре комедии Грибоедова стоит такой человек. В его облике, поведении, даже в фамилии современники угадывали реальное лицо — П. Я. Чаадаева. Он был философом-западником, за прогрессивные взгляды и критику современных ему порядков Чаадаева объявили сумасшедшим. Итак, противостояние Александра Чацкого и фамусовского общества составляют основной общественно-политический конфликт пьесы.

Чацкий — это молодой человек, он образован и имеет свое собственное мнение на многие очень серьезные проблемы своего времени. Два года Александр Андреевич провел за границей, там он познакомился с передовыми идеями современности, видел, как живут люди в других странах. И вот он в Москве, в среде людей высшего света, в доме своего дяди, московского «туза» Фамусова. Чацкий влюблен в дочь Фамусова, Софью, с которой они вместе выросли. Детская привязанность перерастает со временем в серьезное чувство. Чацкий искренне рад встрече с Софьей и сразу начинает объясняться ей в своих чувствах. Он еще не знает, что пока его не было, Софья увлеклась Молчалиным, секретарем отца. Поэтому она холодна с Чацким и даже недовольна его пылкостью и страстностью. Чацкий растерян, он не может понять причину такого отношения к себе. Дальнейшее развитие событий определяется попытками Чацкого узнать, кто же является счастливым соперником: Молчалин или Скалозуб. Но любовный конфликт Чацкого и Софьи только внешний, который впоследствии вскрывает конфликт более глубинный, общественно-политический.

Видя этих людей, общаясь с ними, Чацкий не может понять, почему Софья не замечает в них того, что так явно видно ему. Ситуация накаляется, и Чацкий произносит свои знаменитые монологи. В первую очередь, это монолог о стариках, о так называемых «судьях», законодателях мод, которые «сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма». Другой — о засилии всего иностранного, о «рабском, слепом подражании», о «чужевластьи мод». Чацкий гневно вопрошает:

Где? Укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли,
в родстве,
Великолепные соорудя палаты...

Но пламенные речи Чацкого остаются без поддержки, более того, его выпады встречают протест, враждебность, глухое непонимание. В конце концов он остается совершенно один против враждебно настроенного фамусовского общества. Да еще и Софья пустила слушок, что Чацкий не в себе.

А. С. Грибоедов показывает читателям не только тех, кто не принимает позицию Чацкого и вступает с ним в открытую борьбу, но и тех, кто не в состоянии бороться с несправедливостью, чья воля парализована. К таким героям относится Горич, бывший сослуживец и друг Чацкого. Но Горич женился, попал «под каблук жены» и покорно несет свое бремя, хотя понимает, что опустился: «Теперь я, брат, не тот». Когда Чацкого объявили сумасшедшим, Горич не желает этому верить, но открыто противоречить общему мнению он не решается. Чацкий оказался в одиночестве. Его обличительные монологи повисли в воздухе, никто ему не сочувствует, и весь его «мильон терзаний», как сказал И. А. Гончаров, на первый взгляд, нам кажется тщетным. Но это не так. А. С. Грибоедов в образе своего главного героя показал наметившиеся в русском обществе перемены, зарождение у передовых людей эпохи желания стать полезными обществу, заботиться о всеобщем благе, а не только о личном благополучии.

Комедия А. С. Грибоедова показывает нам жизнь русского общества первой трети XIX века во всей ее сложности, противоречивости и неоднородности. Автор реалистически изображает типы той эпохи несмотря на некоторые романтические черты главного героя. Писатель поднимает извечные проблемы в пьесе — взаимоотношения между поколениями, противоречие между личным и общественным благосостоянием, эгоистическим началом в человеке и его бескорыстной готовностью помогать людям. Поэтому это произведение актуально и сейчас, в начале XXI века, потому что помогает разобраться в современных проблемах, которые практически не отличаются от жизненных коллизий эпохи А. С. Грибоедова.

И.А. Гончаров писал о главном герое комедии «Горе от ума»: «Чацкий сломлен количеством старой силы. Нанес ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Чацкий – победитель, передовой воин, застрельщик и – всегда жертва». В словах Гончарова скрывается некое противоречие, требующее разрешения. Так кто Чацкий: победитель или побежденный?

В комедии «Горе от ума» представлен сложный исторический процесс смены старых взглядов помещиков-крепостников новыми прогрессивными идеями устройства общества. Этот процесс не может произойти в одночасье. Требуется время и немало усилий и жертв со стороны представителей нового типа мышления.

В пьесе представлена борьба консервативного дворянства, «века минувшего», с «веком нынешним» – Чацким, обладающим незаурядным умом и желанием действовать во благо своего Отечества. Старомосковские дворяне защищают в этой борьбе свое личное благополучие, личный комфорт. Чацкий же стремится развивать страну за счет повышения ценности личности в обществе, развития наук и просвещения, глубоко презирая и оставляя на заднем плане чинопоклонничество и карьеризм.

Уже в заглавии комедии Грибоедов указывает на то, что ум, в широком его понимании, не принесет счастья главному герою комедии. Его обличительные речи не нравятся как свету, ведь они угрожают его привычному укладу жизни, так и его возлюбленной Софье, поскольку они ставят под угрозу ее личное счастье.

В любви Чацкий однозначно терпит поражение. Софья предпочла Чацкому, который «чувствителен, и весел, и остер», Молчалина, который отличается лишь своей скромностью и услужливостью. А умение «подслужиться» очень важно в свете. И Фамусов восхищается этим качеством, приводя в пример своего дядю Максима Петровича, который не побоялся выставить себя на посмешище, чтобы угодить императрице. Для Чацкого же это унижение. Он говорит, что «служить бы рад, – прислуживаться тошно». И это нежелание угождать дворянскому обществу приводит к тому, что герой оказывается из него изгнанным.

Любовный конфликт порождает конфликт Чацкого с Фамусовским обществом, с которым, как оказалось, он расходится по всем основополагающим вопросам. Вся комедия – словесная борьба Чацкого с московским дворянством. Герой противопоставлен многочисленному лагерю «века минувшего». Чацкий в одиночестве бесстрашно выступает против него. Главному герою комедии противно, что Фамусов считает ученье «чумой», что Скалозуб получил чин полковника не с помощью личных заслуг, а с помощью связей, что Молчалин всячески старается угодить Фамусову и его гостям, унижаясь перед ними только потому, что он не имеет большого веса в этом обществе, что никто не готов жертвовать личной выгодой во благо Отечества.

Представителям фамусовского общества не хочется допустить развенчания своих идеалов. Они по-другому жить не умеют и не готовы. Поэтому, защищаясь, свет быстро распространяет сплетню о том, что Чацкий «не в своем уме». Объявив Чацкого сумасшедшим, общество делает его слова безопасными. Герой покидает Москву, которая развеяла «весь чад и дым» его надежд. Кажется, что уезжает Чацкий побежденным.

Однако невозможно ответить однозначно на вопрос, кем является Чацкий – победителем или побежденным – в комедии «Горе от ума». Он не одержал победу только потому, что пребывал в меньшинстве. Но он остался верен своим взглядам, и слова его, как семена, вскоре дадут всходы. Вокруг него соберутся единомышленники. Кстати, они упоминаются и в пьесе. Например, двоюродный брат Скалозуба, который, оставив успешную карьеру, уехал в деревню, где стал вести спокойную жизнь и много читать. Люди, равнодушные к чинам и деньгам, ставящие превыше всего ум и сердце, в конечном итоге одержат победу над фамусовским обществом.

Чацкий уезжает, не зная о том, что он победитель. Позднее это покажет история. Этот герой вынужден страдать, горевать, но его слова не останутся не услышанными. Борьба старого с новым не может длиться вечно. Она рано или поздно закончится крушением устаревших взглядов. Потому-то, как пишет Гончаров, в этой комедии Чацкий опровергает известную пословицу «один в поле не воин». Если он Чацкий, то воин, «и притом – победитель».

Приведенное рассуждение об образе Чацкого победителя и побежденного пригодится 9 классам во время поиска материалов по теме сочинения «Кто же Чацкий: победитель или побежденный?»

Тест по произведению

В сатирической комедии Александра Сергеевича Грибоедова описывается дворянское общество 10-20 годов XIX века. Главный герой произведения Александр Андреевич Чацкий - молодой, благородный, честный и свободомыслящий человек. В комедии он противопоставлен не только отдельным персонажам, но и всему фамусовскому обществу, которое жило по традициям "века минувшего".

Фамусов , в доме которого развивались события, типичный московский барин, чиновник - бюрократ, крепостник, лишённый нравственности. Он не любил службу, служил только ради денег, чинов и наград. Даже не знал суть своей работы: "Подписано, так с плеч долой", а что подписывает его не интересовало. Чацкий же наоборот: служил Родине, хотел приносить пользу народу, боролся за отмену крепостного права и свободу личности. Он был очень умным и образованным.

В доме Фамусова жил и работал Алексей Степанович Молчалин . Он ухаживал за Софьей , но не любил её, а просто надеялся с её помощью лучше устроиться в жизни, сделать карьеру. Для этого он ни перед чем не останавливался: обманывал Фамусова и перед всеми заискивал. Вся его любезность наигранна, просто он хотел казаться тем, кем его хотели видеть окружающие.­ Его девиз: угождать всем от кого он зависит. В обществе Молчалина принимали, хотя он всего лишь мелкий дворянин. Чацкий колко о нём отзывался, считал его глупым и нелепым. Он с презрительной усмешкой говорил о Молчалине: "Он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных".

Ещё одним представителем фамусовского общества был Сергей Сергеевич Скалозуб . Полковник, всю жизнь провёл в казармах, самодовольный карьерист. Он продвигался по службе за счёт умерших или уволенных сослуживцев. Скалозуб тоже рассматривал службу, как источник личных выгод. Его мечта - дослужиться до генеральского звания, при этом не затратить никаких сил. Фамусов мечтал о таком зяте, ведь их мировоззрения одинаковы. Чацкий не понимал, как можно жить рядом с такими мелкими людьми, которых ничего не интересовало кроме денег и власти, которые так пренебрежительно относились ко всему народному и ценили человека только по происхождению и количеству крепостных.

В фамусовское общество ещё входили: князь и княгиня Тугоуховские, супруги Горичи, Загорецкий , властная барыня Хлестова . Всех их объединяли одинаковые взгляды на жизнь. Все они поддерживали чинопочитание, невежество, крепостное право и безделье. Их основные занятия сводились к развлечениям и распространением сплетен. Чацкий критиковал это общество, он не мог найти в нём единомышленников. Он не понимал, почему они не хотят менять свою жизнь к лучшему, и даже не прислушиваются к его суждениям. У Чацкого совершенно другие взгляды на образование и воспитание, на службу, гражданский долг, общественные порядки, отношение к людям. Он не вписывался в фамусовское общество, и поэтому уехал из Москвы. Ему стало ясно, что у них ещё крепко удерживается верность идеалам "века минувшего".