Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

интеллигенция

интеллигенции, мн. нет, ж. (от латин. intelligentia - понимание).

    Общественный слой работников умственного труда, образованных людей (книжн.). Советская интеллигенция. - Ни один господствующий класс не обходился без своей собственной интеллигенции... Рабочий класс СССР также не может обойтись без своей собственной производственно-технической интеллигенции. Сталин.

    собир. Люди этого слоя. На собрании присутотвовала только интеллигенция.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

интеллигенция

И, ж., собир. Люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры; общественный слой людей, занимающихся таким трудом. Российская и. Сельская и.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

интеллигенция

    Социальная группа лиц, профессионально занимающихся умственным - преимущественно сложным и творческим - трудом, развитием и распространением образования и культуры и отличающихся высотой духовно-нравственных устремлений, обостренным чувством долга и чести.

    разг. Лица умственного труда.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

интеллигенция

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от лат. intelligens - понимающий, мыслящий, разумный) общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма. Термин "интеллигенция" введен писателем П. Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин "интеллектуалы", употребляемый и как синоним интеллигенции. Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в античных и средневековых обществах, получила значительное развитие в индустриальном и постиндустриальном обществах.

Интеллигенция

(лат. intelligentia, intellegentia ≈понимание, познавательная сила, знание, от intelligens, intellegens ≈ умный, понимающий, знающий, мыслящий), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Термин «И.» был введён в обиход писателем П. Д. Боборыкиным (в 60-х гг. 19 в.) и из русского перешёл в другие языки. Вначале под И. понимались вообще образованные люди. Это слово нередко и сейчас употребляется в таком значении. В. И. Ленин включал в И. «...всех образованных людей, представителей свободных профессий вообще, представителей умственного труда (brain worker, как говорят англичане) в отличие от представителей физического труда» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 8, с.309, прим.). Разные группы И. принадлежат к различным общественным классам, интересы которых И. осмысливает, обслуживает и выражает в идейно-политической и теоретической форме. Социально-политическая неоднородность И. увеличивается по мере её развития. Предпосылкой появления И. в её первичных формах было отделение умственного труда от физического, когда рядом с огромным большинством, занятым исключительно физической работой, образовались социальные группы, освобожденные от прямого производительного труда и руководящие общественными делами, в том числе государственным управлением, правосудием, хозяйственными работами, занимающиеся науками, искусством и т. д. Эксплуататорские классы закрепили за собой монополию на умственный труд, однако она не носила абсолютного характера. Первичной группой И. явилась каста жрецов. В средние века место жречества заняло духовенство, верхушка которого входила в класс феодалов. Часть врачей, учителей, артистов и др. выходила из числа рабов, крепостных, из низших слоев свободных. В средние века роль И. угнетённых классов играли странствующие школяры, сказители, учителя, актёры, а также простонародные знатоки священных книг, временами занимавшие радикальные, антигосударственные позиции. В древности и в средние века умственная деятельность рассматривалась как привилегия имущих. Однако тогда же появляется служилая И., живущая за счёт продажи своих услуг представителям знати, ≈ философы, врачи, алхимики, поэты, художники и т. д. В Китае эта часть И. ≈ образованные чиновники ≈ пользовалась наибольшим социальным престижем. В Европе по мере развития централизованных государств приближённые к монархам деятели И. пробивались на высокие государственные должности. С эпохой Возрождения связано значительное развитие научной, литературно-художественной и в меньшей степени инженерно-технической И. Культура и И. Возрождения приняли сугубо светский характер. Ряды И. пополняются в возрастающей степени из низших сословий: Леонардо да Винчи был сыном нотариуса; У. Шекспир, Б. Спиноза, Рембрандт, Б. Челлини и др. вышли из семей ремесленников или купцов. Деятельность И. Возрождения имела большей частью антифеодальный, гуманистический характер. Появляются люди, стремящиеся выйти за рамки умозрительной схоластической культуры (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, Ф. Рабле и др.). Некоторые из них становятся идеологами низших, эксплуатируемых слоев (Т. Кампанелла, Я. Гус, Т. Мюнцер и др.). М. Лютер, Эразм Роттердамский, Ж. Кальвин, затем Вольтер, Ж. Ж. Руссо и др. мыслители-литераторы и философы создали идейную почву для Реформации и буржуазных революций. С утверждением капитализма начинается подлинная история И. В связи с ускорившимся развитием производительных сил растет потребность в работниках умственного труда и их численность, хотя даже в наиболее развитых странах доля И. в самодеятельном населении к началу 20 в. не превышает нескольких процентов (в США в 1900 ≈ 4%). Юристы, учителя и врачи составляют наиболее многочисленные отряды И. этого периода. Машинная индустрия порождает потребность в инженерах, механиках, техниках, что кладет конец преимущественно гуманитарному характеру И. Представители инженерно-технической И., прямо или косвенно участвуя в производстве товаров, оказываются, по характеристике Маркса, частью «совокупного рабочего» (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.23, с. 431, 516≈17; т. 26, ч. 1, с. 138, 421≈22). Однако К. Маркс отмечал также особенность положения инженеров и техников, заключающуюся в том, что они осуществляют функции надзора за рабочими. Часть И., занятая в государственно-административном аппарате, прямо или косвенно осуществляет функцию подавления и угнетения трудящихся. Двойственность социального положения И. отмечал и В. И. Ленин, указывая, что И. примыкает «...отчасти к буржуазии по своим связям, воззрениям и проч., отчасти к наемным рабочим, по мере того, как капитализм все более и более отнимает самостоятельное положение у интеллигента, превращает его в зависимого наемника, грозит понизить его жизненный уровень» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 209). В период домонополистического капитализма немалая часть И. продвигалась в ряды буржуазии, в том числе и крупной. Это было связано с тем, что спрос на услуги специалистов превышал крайне ограниченное предложение и И. имела возможность добиваться от капиталистов высокой оплаты и других социально-экономических выгод. В то же время ряды И. пополняли выходцы из привилегированных слоев (дворянская И. в Западной Европе, России, Польше). В целом тенденция к пролетаризации И. на начальных стадиях капитализма перекрывалась тенденцией к её обуржуазиванию. Хотя по найму в тот период уже работала большая часть И., немалая доля её относилась к самостоятельным предпринимателям (например, в США ≈ 37,9% в 1870). Их было большинство среди юристов и врачей; отсюда пошло выражение «свободные профессии», которое и поныне нередко применяется в буржуазной социологии и статистике ко всей И. На практике в своём большинстве И. в тот период принадлежала к средним промежуточным слоям (сравни термин «прослойка», утвердившийся в марксистской литературе). Слабый контакт с рабочими, близость инженерно-технической И. к предпринимателям, распылённость, значительно более высокий, чем у массы рабочих, уровень доходов, буржуазный образ жизни большинства И. приводили к тому, что её мировоззрение было по преимуществу буржуазным и мелкобуржуазным. У И. того периода заметно развито ощущение «избранности», закрепляемое фактической монополией на умственный труд и сложностью доступа в её ряды. В то же время из среды И. выдвигаются революционно-демократические элементы, преодолевающие буржуазную идеологию и отстаивающие интересы трудящихся. Наиболее передовые представители И., овладевая объективными законами общественного развития, вырабатывают социалистическое сознание и вносят его в рабочий класс. Таким был путь К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и многих других деятелей рабочего и социалистического движения. Учёные и изобретатели, писатели и художники эпохи капитализма внесли огромный вклад в сокровищницу человеческой культуры. На стадии империализма, с повсеместным развитием крупной машинной индустрии и особенно с началом научно-технической революции, рост И. резко ускоряется, что связано с повышением значимости нефизического труда для производства и экономики в целом, а также с ростом образовательного уровня населения. В США в 1970 И. составляла около 20% самодеятельного населения, причём эта доля постоянно возрастает. В странах, экономически менее развитых, она заметно ниже, хотя также повышается. Профессии умственного труда уже не отличаются привилегированностью положения, как прежде. И. ныне всё шире пополняется не только из имущих, но и из трудящихся слоев. Механизация и автоматизация производства, бурное развитие науки обусловливают особенно быстрый рост численности инженерно-технической И. и прежде всего научных работников (число последних удваивается примерно каждые 10 лет). В наиболее развитых странах эти группы уже составляют от 1/3 до 1/2 всей И. Удельный вес ИТР (30≈50% и более занятых) особенно велик на крупных монополистических предприятиях, в новейших отраслях с высоким органическим составом капитала ≈ в электронной, ракетной, ядерной, химической промышленности, в приборостроении, на производстве и при использовании ЭВМ и т. д. С отделением капитала-собственности от капитала-функции и с усложнением управления предприятиями, а также в связи с обострением капиталистической конкуренции в составе И. растет доля управляющих (менеджеров), др. высших служащих и их аппарата ≈ инженеров, экономистов, кибернетиков, математиков. В условиях развития государственно-монополистических тенденций и разбухания государственного аппарата происходит бюрократизация И.: всё большая доля её оказывается на положении чиновников ≈ в правительственной администрации, в управлении государственными предприятиями и службами. Многие видные представители И. (теперь уже не только юристы, но и научные работники и др.) привлекаются к участию в буржуазных правительствах. В результате классовой борьбы пролетариата и в связи с потребностями производства расходы на медицинское обслуживание, образование и др. социальные нужды закрепляются в ряде капиталистических стран как элемент стоимости рабочей силы. Это приводит к росту таких групп И., как врачи, преподаватели и т. д., которые обслуживают уже широкие массы населения, хотя и не в равной степени с верхними слоями общества. Особенно быстро растет резерв И. ≈ студенчество (в 1950 ≈ 6,3 млн. студентов в мире в целом, в 1968 ≈ 23,1 млн.). Развитие средств массовой коммуникации (телевидение, кино, радио, печать), переориентация политических организаций на массовую клиентуру, распространение «массовой культуры» , а также активизация правящими кругами идеологической борьбы породили целую «индустрию сознания», а с ней ≈ широкие отряды И., которые занимаются созданием и особенно утилизацией и распространением продуктов этой индустрии (журналисты, пропагандистский аппарат политических партий, социологи и психологи). В этом проявляется стандартизация и омассовление труда растущих групп И., что означает утрату ею положения и чувства избранности. В условиях современного капитализма теряют былую исключительность некоторые привилегированные профессии И. (например, юристы); относительно, а в ряде случаев и абсолютно, сокращается число актёров, художников, музыкантов. В связи с упадком влияния религии уменьшается общественный престиж и привлекательность профессии священнослужителей и сокращается их численность. Зато возникает другие профессии, например, социальные инженеры, специалисты по «человеческим отношениям», которые используют более изощрённые методы идеологической обработки трудящихся. Классовое положение И. в условиях современного капитализма неодинаково. Главная всё усиливающаяся тенденция заключается в её пролетаризации. Она проявляется прежде всего в переходе подавляющего большинства И. (80≈90%) к работе по найму. Именно поэтому И. нередко, хотя это и неточно, отождествляется с понятием «служащие». Большинство наёмной И., продавая предпринимателям свою рабочую силу и подвергаясь капиталистической эксплуатации, сближается с рабочим классом. По найму работает уже не только почти вся производственно-техническая И., но и большая часть И. сферы услуг (юристы, врачи и т. д.). Да и те представители И., которые остаются формально независимыми, сохраняя собственность на свои конторы, врачебные кабинеты и т. д., оказываются во всё большем подчинении крупному капиталу (через банковский кредит, клиентуру, систему заказов и т. д.). Синоним этих групп И. ≈ «свободные профессии» ≈ становится анахронизмом. Часть И. нередко сочетает работу по найму с частной практикой. Это усиливает двойственность и противоречивость в её положении. Из рядов И. выдвигаются специалисты бизнесмены, создающие свои профессиональные предприятия (крупные юридические фирмы, частные клиники, научно-исследовательские корпорации), где работают по найму десятки и сотни специалистов. С ростом социально-экономического значения образования и общей культуры возрастает общественный престиж некоторых новых профессии И. и увеличиваются возможности продвижения для специалистов. В переходе от индивидуального труда к работе большими коллективами также проявляется сближение основной части И. с рабочим классом. Всё чаще инженеры и техники работают непосредственно у автоматической линии и других машин, выполняя функции рабочих высшей квалификации. Пролетаризация И. выражается и в сближении её с рабочим классом по материальному положению. Низшие слои И. нередко оплачиваются хуже, чем квалифицированные или даже полуквалифицированные рабочие, а ряд профессий нефизического труда страдает от безработицы. Растет разрыв по уровню жизни между высшими и низшими слоями И., однако пролетаризация И. ≈ это не законченное состояние, а процесс, который зависит от уровня экономического развития той или иной страны. Удельный вес предпринимателей-капиталистов среди И. развитых капиталистических стран невелик (около 5%). К буржуазии следует отнести также специалистов-управляющих, чьи высокие оклады, дивиденды и т. п. превышают цену их рабочей силы. Самостоятельные работники, не использующие наёмного труда и принадлежащие к мелкой буржуазии, составляют в этих странах 5≈10% И. В менее развитых капиталистических странах И. малочисленна, некоторые её группы (особенно ИТР), используя свою монополию на знания, приобретая собственность на средства производства, пополняют ряды буржуазии. В последние десятилетия И. оказывается главным источником формирования бюрократической буржуазии, которая заняла высшие должности в административном аппарате ряда молодых национальных государств, используя эти посты для личного обогащения. В развивающихся странах с более устоявшейся социальной структурой власти (Индия, Иран, Турция и др.) многие представители И., занимающие низшие должности на государственной службе (учителя и др.), ведут образ жизни, приближающийся к пролетарскому. Группы революционно-демократической И., например прогрессивное офицерство, нередко становятся во главе национальных революций, отстраняя от власти старую феодально-буржуазную верхушку. Роль И. в общественной организации труда определяется подчинением её буржуазии. Подлинно творческим трудом занята меньшая часть И.; в труде большинства И. преобладают элементы исполнительства. Эта тенденция отражается в росте удельного веса специалистов среднего и низшего звена ≈ техников, лаборантов, медсестёр, фельдшеров, а также низших государственных служащих и т. п. Например, если в 1900 в США на 11 врачей приходилась 1 медсестра, то в 1967 на 1 врача приходилось 3 работника из среднего и младшего медперсонала. Уже в 1950 число лаборантов в США превысило число творческих научных работников. Эти изменения в профессиональной структуре И. свидетельствуют и о её социальной дифференциации. В связи с этим многие социологи всё чаще относят понятие И. лишь к верхнему её слою. В таком случае к И. причисляют тех работников умственного труда, которые занимаются высшими, наиболее сложными видами интеллектуальной деятельности. Слои И., в работе которых преобладают элементы исполнительства, всё более отождествляются с социальной группой «работники нефизического труда». Утрачивая в этом смысле основу как единое понятие, И. всё чаще истолковывается как историческая преходящая категория. Наряду с пролетаризацией И., при капитализме происходит и процесс создания рабочим классом собственной «рабочей интеллигенции» (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 269). К ней могут быть отнесены в капиталистических странах активисты коммунистических и рабочих партий, прогрессивных профсоюзов и др. организаций трудящихся. На современном этапе рабочая И. растет особенно интенсивно вследствие повышения культурного и образовательного уровня пролетариата, роста его политической сознательности. Непосредственные экономические интересы толкают И. ко всё более широкому участию в классовой борьбе трудящихся на стороне пролетариата, против буржуазии. Всё чаще разные отряды И. прибегают к специфически пролетарскому орудию классовой борьбы ≈ забастовке. Пройдя этап создания организаций корпоративного характера (начало 20 в.), автономных профсоюзов (середина 20 в.), производственная И. всё шире вливается в общенациональные профсоюзные организации фабрично-заводского пролетариата. Мировоззрение И. крайне неоднородно. Оно определяется противоположными идейно-политическими функциями разных групп И. ≈ от социальной критики до защиты и оправдания существующего строя. Отсюда ≈ острота социальных и идейных конфликтов в среде И. Характерный для многих представителей И. индивидуализм связан с сё происхождением (в большинстве мелкобуржуазным или буржуазным) и традициями, специфичностью производственных функций и характера труда. Поскольку ряд профессий И. (прокуроры, судьи, священнослужители и т. д.) может бесперебойно функционировать лишь тогда, когда их представители придерживаются апологетических взглядов, эта часть И., как правило, стоит на защите капиталистического строя. Довольно широкие круги инженерно-технической и научной И. выступают за независимость и нейтралитет И. в социальных конфликтах, что объективно нередко способствует консерватизму. В этих кругах популярны выдвинутые ещё в 20-е гг. (Г. Уэллс, Т. Веблен и др.) концепции провиденциальной роли И. или отдельных её групп в настоящем и особенно в будущем (см. Технократия, Элиты теории). Некоторые социальные критики буржуазного строя (Ж. Бенда, Г. Маркузе, Ж. П. Сартр, Л. Мэмфорд, Т. Россак и др.), выступая против «общества потребления», обвиняют технократическую И., сотрудничающую с монополистической буржуазией, в предательстве дела прогресса и функции И. как создателя высших духовных ценностей. Пролетаризация и демократизация И. оказывают воздействие на её мировоззрение. Демократическое большинство И. в силу самого характера своего труда и общественной роли вступает в конфликт с капитализмом и его антигуманными целями и ценностями. В среде И. усиливается социальная критика, противопоставляемая всем видам апологетики. Обостряется конфликт между демократической и буржуазно-технократической И. Многие представители И. отказываются содействовать милитаризации общества и массовому отчуждению человеческой личности, выступают за мир и реальную демократию, эволюционируя в сторону социализма. Передовые представители И. связывают свою судьбу с борющимся пролетариатом и коммунистическими партиями (А. Франс, М. Андерсен-Нексё, Т. Драйзер, Г. Манн, П. Элюар, Ф. и И. Жолио-Кюри, П. Пикассо, Р. Гуттузо). Коммунистические партии капиталистических стран, ведя борьбу за создание широкого антимонополистического фронта во главе с рабочим классом, выступают за тесный союз с И., исходя из тезиса К. Маркса, что коммунизм ≈ это союз науки и труда. Остро критикуя воззрения буржуазной И., помогая широким слоям демократической И. изживать индивидуалистические настроения, коммунисты подчёркивают, что коренным интересам И. соответствуют революционная борьба пролетариата и установление социалистического строя. Коммунисты критикуют антимарксистские взгляды и теории, как преувеличивающие, так и преуменьшающие роль И. в современном общественном развитии. Исходя из реальных фактов, коммунисты показывают утопический характер расчётов некоторых кругов И. на самостоятельную социальную роль, на сосредоточение в своих руках власти над обществом. Коммунисты борются также с сохраняющимися в некоторых отсталых слоях предубеждениями против И., разъясняя действительное социальное положение её основной массы. «Союзниками рабочего класса становятся широкие слои служащих, а также значительная часть интеллигенции, низводимые капитализмом до положения пролетариев и осознающие необходимость перемен в общественной жизни» (Программа КПСС, 1971, с. 38). Интеллигенция в социалистическом обществе. После свержения буржуазного строя широкие слои демократически настроенной И. активно втягиваются в социалистическое строительство. Под руководством партии рабочего класса развивается целенаправленный процесс приобщения старой И. к идеалам социализма, который придаёт И. сознание своей общественной полезности, открывает простор для беспрепятственного приложения её сил ко всем областям общественного развития. Одновременно в результате культурной революции, открывающей доступ всем слоям трудящихся и ранее отсталым народностям к образованию и культуре, формируется новая И., которая постепенно сливается со старой в единую социалистическую И. Эти процессы не проходят без сложностей и конфликтов. Партиям рабочего класса приходится вести борьбу как против люмпен-пролетарского недоверия к И. (см., например, Махаевщина), так и против высокомерного пренебрежения и враждебного отношения некоторых старых специалистов к власти рабочих и крестьян. Пришедшие к государственному руководству коммунистические партии вырабатывают вдумчивое, тактичное отношение к нуждам И., стремятся предоставить ей максимум возможностей для творческой работы, наладить с ней всестороннее сотрудничество, ибо «без руководства специалистов различных отраслей знания, техники, опыта, переход к социализму невозможен...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 178). Международное коммунистическое движение отвергает принижение роли культуры и И. в социалистическом строительстве и избиение И. под видом «культурной революции», имевшей место в Китае. Численный рост И. при социализме ускоряется по мере повышения экономического и культурного уровня общества, зачастую обгоняя рост других социальных групп. Особенно быстро растет число инженерно-технических и научных работников. Социалистическая И. пополняется за счёт рабочего класса и крестьянства и в меньшей степени путём самовоспроизводства. Предпосылкой её дальнейшего роста является непрерывное развитие культуры и образованности всего народа, в частности введение всеобщего среднего образования. Социологические исследования показывают, что в условиях социализма главным мотивом труда И. является ориентация на творчество, на его общественную полезность, тогда как непосредственные материальные выгоды здесь, в отличие от капитализма, отступают на второй план. По мере развития научно-технической революции и продвижения к коммунизму профессионально-квалификационная структура социалистической И. усложняется. В её состав входят инженерно-техническая и научная И., деятели литературы и искусства, работники просвещения, здравоохранения, аппарата управления. Можно различать также группы И. по степени творческого характера труда, уровню квалификации и ответственности. Характерное для периода перехода к коммунизму сближение всех классов и социальных групп, преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом проявляются в повышении культурно-образовательного уровня массы рабочих и крестьян; росте удельного веса профессий, для которых необходимо как минимум среднее образование; увеличении числа рабочих мест, требующих сочетания физического труда с умственным; в растущем участии трудящихся масс в государственном и общественном управлении. Для социалистической И. характерны отсутствие социальной замкнутости, повседневная тесная связь с рабочими и крестьянами. Она активно участвует в общем созидательном труде, стоит на позициях социалистической идеологии. Между И. и остальной частью народа в социалистических странах нет антагонистических противоречий. В процессе перехода к коммунизму значение И. будет постоянно возрастать. И. как особая социальная группа сохранится «...впредь до достижения самой высокой ступени развития коммунистического общества...» (Ленин В. И., там же, т. 44, с. 35

    Когда труд каждого человека приобретёт творческий характер, когда небывало поднимется научно-технический и культурный уровень общества, И. «...перестанет быть особым социальным слоем...» (Программа КПСС, 1971, с. 63).

    Е. А. Амбарцумов.

    Интеллигенция в дореволюционной России и в СССР. В период феодализма И. была численно небольшой и отражала в основном интересы класса феодалов. И. начала складываться уже в Киевской Руси, где появились первые учителя математики, врачи, летописцы (Нестор), авторы произведений светской литературы и среди них создатель «Слова о полку Игореве». На рубеже 14≈15 вв. творили художники Андрей Рублёв, Феофан Грек, Даниил Чёрный, в 16≈17 вв. архитекторы Барма, Постник, Федор Конь, военный техник Андрей Чохов, механики Ш. и А. Вирачёвы; появляются профессиональные актёры, значительная часть которых вышла из крепостных. В 17≈18 вв. с целью подготовки И. создаются учебные заведения. Развитие капиталистических отношений вызывает значительный рост И. Главными центрами её подготовки в 19 в. становятся университеты (Московский, Петербургский, Киевский, Харьковский, Казанский и др.), технические и с.-х. институты и академии. Существенные изменения происходят в структуре И.: уменьшается удельный вес дворянской интеллигенции, растет доля И., вышедшей из буржуазной и мелкобуржуазной среды; к середине 19 в. складывается слой разночинной И.

    Большой вклад в 18≈19 вв. внесла И. в развитие русской и мировой культуры: учёные М. В. Ломоносов, Н. И. Лобачевский, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, А. М. Бутлеров, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский и др.; поэты и писатели А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, Т. Г. Шевченко и др.; композиторы М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский и др.; художники К. П. Брюллов, А.А. Иванов, И. Е. Репин, В. И. Суриков и др.; актёр М. С. Щепкин. Передовая дворянская, а затем разночинная И. играла активную роль в борьбе с царизмом (А. Н. Радищев, декабристы, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский и др.). В конце 19 в. в самодеятельном населении России И. составляла 2,7%, а И., работавшая в сферах материальной и духовной культуры, ≈ 1,3%. По переписи 1897, И. насчитывала 870 тыс. чел. В сфере материального производства работало около 95 тыс. чел., в том числе 4 тыс. инженеров, около 3 тыс. ветеринаров, 23 тыс. служащих ≈ в правлениях дорог и пароходных обществ, 13 тыс. ≈ почтово-телеграфных чиновников; в сфере духовной культуры ≈ 263 тыс. чел., в том числе свыше 3 тыс. учёных и литераторов, 79,5 тыс. учителей в учебных заведениях, 7,9 тыс. учителей ремёсел и искусств, 68 тыс. частных преподавателей, 11 тыс. гувернёров и гувернанток, 18,8 тыс. врачей, 49 тыс. фельдшеров, фармацевтов и акушерок, 18 тыс. художников, музыкантов и актёров. Самой многочисленной была И., служившая в государственном аппарате и в аппарате управления капиталистической промышленностью и помещичьими хозяйствами, ≈ 421 тыс. чел., в том числе 151 тыс. служащих органов гражданской администрации, 43,7 тыс. генералов и офицеров.

    Развитие И. России в период империализма проходило нарастающими темпами. За 20 лет (1897≈1917) численность И. удвоилась (свыше 1,5 млн. чел. в 1917). С 1896 по 1911 число врачей увеличилось на 61%, учителей начальной школы ≈ на 70%. К 1913 почти вдвое выросло число инженеров (7,8 тыс. чел.). И. была крайне неравномерно распределена по разным районам страны. Например, в Средней Азии в 1913 на 10000 жит. приходилось врачей в 4 раза меньше, чем в Европейской России. Возрастала тенденция в сторону увеличения в составе И. выходцев из зажиточных слоев городской и сельской мелкой буржуазии. Так, среди сельских учителей число выходцев из крестьян и мещан в 1911 по сравнению с 1880 увеличилось в 6 раз и достигло 57,9% всех учителей. В составе И. уменьшилась доля «свободных профессий» и возрос удельный вес И., служившей в государственных и частных учреждениях и предприятиях.

    В социальном отношении И. не была однородна. В дворянско-помещичью И. входили чиновничьи верхи государственного аппарата и офицерского корпуса. Она занимала черносотенно-монархические позиции. Буржуазная И. включала верхушку научно-технической, медицинской, художественной И., журналистов, адвокатов и т. п. Эта И., как правило, стояла на позициях буржуазного либерализма, проводила политику сотрудничества с царизмом, в значительной мере составила кадры партии кадетов. Мелкобуржуазная И. (в основном народные учителя, средняя техническая и медицинская И., мелкие служащие учреждений и предприятий) составляла большую часть И. По своему происхождению, экономическому положению она была близка к массе городской мелкой буржуазии и крестьянства. Масса демократической И. участвовала в Революции 1905≈07, шла, хотя и не без колебаний, за пролетариатом. После поражения революции значительная часть И. оказалась под влиянием либеральной буржуазии. В 1917 мелкобуржуазная И. поддержала борьбу народа в Февральской революции.

    Численно небольшим был слой пролетарской И. Он формировался из рабочих, которые смогли в условиях капитализма стать образованными людьми. Огромную роль в формировании и воспитании рабочей И. играла большевистская партия, вносившая в ряды пролетариата марксистско-ленинскую идеологию. В составе пролетарской И. были и те выходцы из буржуазной и мелкобуржуазной И., которые стали на позиции революционного марксизма. Пролетарская И. была последовательно революционной частью И.

    Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 положила начало новому периоду в истории русской И. Большевистская партия стремилась к тому, чтобы масса И. стала союзником пролетариата в социалистической революции и социалистическом строительстве. Однако добиться этого удалось не сразу. Только некоторая, небольшая часть И., прежде всего члены большевистской партии, боролась за установление и упрочение Советской власти. Она составляла 1≈1,5% всей И. России (5≈7% состава партии к началу Октябрьской революции). После победы Октябрьской социалистической революции в аппарат управления стали выдвигаться многочисленные представители наиболее грамотных и преданных социализму рабочих и трудящихся крестьян. В первые же месяцы существования диктатуры пролетариата она получила поддержку ряда видных деятелей культуры и искусства (К. А. Тимирязев, К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский, И. П. Павлов, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. С. Серафимович и др.). Им противостояла И., входившая в контрреволюционные партии октябристов, кадетов, эсеров, меньшевиков, буржуазных националистов, активно боровшаяся против Советской власти.

    Большая часть И. во время Октябрьской социалистической революции и первое время после неё проявила значительные колебания. Опыт первого года Советской власти, уроки интервенции и белогвардейщины обусловили начавшийся в конце 1918 поворот И. в сторону Советской власти. Это был длительный и сложный процесс. Большевистская партия стремилась помочь этой И. скорее преодолеть свои сомнения. Большое значение имела борьба В. И. Ленина против «левых коммунистов», рабочей оппозиции, пытавшихся насадить враждебное отношение к И. Коммунистическая партия воспитывала И. в духе марксизма-ленинизма. Результатом этой работы явилось активное участие И. в строительстве социалистической экономики и культуры, укреплении оборонной мощи Советского государства.

    Одним из главных результатов культурной революции в СССР является подготовка и воспитание многомиллионной армии народной, социалистической И. Эту задачу Коммунистическая партия решала на путях развития прежде всего высшей школы. Если в 1914/15 учебном году в стране было 127 тыс. студентов, то в 1940/41 ≈ 812 тыс., а в 1971/72 ≈ 4597 тыс. Большую роль в подготовке кадров И. сыграли средние специальные учебные заведения, число учащихся в которых возросло с 54 тыс. в 1914/15 до 4421 тыс. в 1971/72 учебном году.

    Советская И. как социальная группа отличается сложной внутренней структурой. В послевоенные десятилетия она не только быстро растет количественно, но и существенно изменяется качественно. В 1926 в СССР насчитывалось менее 3 млн. работников, занятых преимущественно умственным трудом, в 1971 ≈ более 30 млн. чел. По данным переписей населения, инженерно-технических работников в 1939 было 1620 тыс., в 1959 ≈ 4045 тыс., в 1970 ≈ 8450 тыс.; число учителей начальных и средних школ в 1939 составляло 1206 тыс., в 1959 ≈ 2023 тыс., в 1970 ≈ 3033 тыс.; врачей в 1939 было 122 тыс., в 1959 ≈ 338 тыс., в 1970 ≈ 556 тыс. В дореволюционной России насчитывалось 11600 научных работников, в 1971 в СССР ≈ 1002900 (в том числе 26,1 тыс. докторов, 249,2 тыс. кандидатов наук), или 1/4 часть всех научных работников мира. Среди специалистов, имеющих высшее и среднее образование, занятых в народном хозяйстве СССР, женщины составляли в 1928 29%, в 1940 ≈ 36%, в 1971 ≈ 59%. В 1928 в стране было агрономов, зоотехников. ветеринарных работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, 58 тыс., в 1970 ≈ более 1 млн. чел. Быстрыми темпами росла И. в национальных республиках. В Казахстане например, число врачей составляло в 1913 0,2 тыс., в 1940 ≈ 2,7 тыс., в1950 ≈ 6,4 тыс., в 1971 ≈ 31,1 тыс.

    В СССР народная, социалистическая И. состоит из людей, в подавляющем большинстве вышедших из среды рабочих и крестьян. В составе И. представители всех национальностей СССР. Во всей деятельности И. руководствуется марксистско-ленинской идеологией. И. СССР внесла большой вклад в дело строительства социализма, в осуществление социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, в решение задач культурной революции, в укрепление Вооружённых Сил Советского государства, в защиту Родины в годы Великой Отечественной войны 1941≈45.

    И. вместе с рабочим классом и колхозным крестьянством участвует в коммунистическом строительстве. Велика её роль в создании материально-технической базы коммунизма, в дальнейшем расцвете социалистической духовной культуры, в развитии науки и техники (особенно в век быстро происходящей научно-технической революции), дальнейшем росте военного могущества страны, в решительной, непримиримой борьбе против буржуазной идеологии, в воспитании советских людей в духе марксизма-ленинизма.

    Самую передовую часть И. партия принимает в свои ряды. Партия на добровольных началах объединяет «...передовую, наиболее сознательную часть рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции СССР» (Устав КПСС, 1971, с. 3). В начале 1970 из 14 млн. членов КПСС было около 6 млн. инженеров, техников, агрономов, учителей, врачей и др. специалистов. В ходе строительства коммунизма классовая структура советского общества развивается в направлении к социальной однородности. Осуществляется постепенное стирание существенных различий между работниками умственного и физического труда. Культурно-технический уровень рабочих и крестьян всё больше поднимается до уровня И. В условиях научно-технического прогресса всё более возрастают удельный вес И., её социальная роль. Коммунистическая партия и Советское правительство, проявляя огромное внимание к И., укрепляют творческие союзы и организации И., повседневно заботятся о повышении её идейной закалки, деловой и политической активности, её роли в решении задач коммунистического строительства.

    Л. К. Ерман.

    Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; его же, Теории прибавочной стоимости, там же, т. 26; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Проект программы нашей партии, там же, т. 4; его же, Что делать?, там же, т. 6; его же, Шаг вперёд, два шага назад, там же, т. 8; его же, Партийная организация и партийная литература, там же, т. 12; его же, Ответ на открытое письмо специалиста, там же, т. 38; его же, О литературе и искусстве, [сб.], 4 изд., М., 1969; Калинин М. И., О задачах советской интеллигенции, [М.], 1939; Луначарский А. В., Об интеллигенции, М., 1923; его же, Интеллигенция в её прошлом, в настоящем и будущем, [М.], 1924; Лафарг П., Пролетариат физического и пролетариат умственного труда, Соч., т. 2, М.≈Л., 1928; Грамши А., Интеллигенция и организация культурной деятельности, Избр. произв., т. 3, М., 1959; Программа КПСС, М., 1971; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Лейкина-Свирская В. Р., Формирование разночинской интеллигенции в России в 40-х годах XIX в., «История СССР», 1958, ╧ 1; её же, Интеллигенция в России во 2-й пол. 19 в., М., 1971; Константинов Ф. В., Советская интеллигенция, «Коммунист», 1959, ╧ 15; Городские средние слои современного капиталистического общества, М., 1963; Структура рабочего класса капиталистических стран, Прага, 1962; Классы и классовая борьба в развивающихся странах, т, 1≈3, М., 1967≈68; Федюкин С. А., Советская власть и буржуазные специалисты, М., 1965; Советская интеллигенция (история формирования и роста 1917≈1965 гг.), М., 1968; Классы, социальные слои и группы в СССР, М., 1968; Гаузнер Н. Д., Научно-технический прогресс и рабочий класс США, М., 1968; Кон И. С., Размышления об американской интеллигенции, «Новый мир», 1968, ╧ 1; Мамардашвили М. К., Интеллигенция в современном обществе, в кн.: Проблемы рабочего движения, М., 1968; Румянцев А. М., Проблемы современной науки об обществе, М., 1969; Семенов В. С., Капитализм и классы, М., 1969; Ерман Л. К., В. И. Ленин о роли интеллигенции в демократической и социалистической революциях, в строительстве социализма и коммунизма, М., 1970; Надель С. Н., Научно-техническая интеллигенция в современном буржуазном обществе, М., 1971; Гэлбрейт Дж., Новое индустриальное общество, М., 1969; Mills Ch. W., White collar. The American middle classes, N. Y., 1951; Sozialismus und intelligenz, B., 1960; Le Parti communiste française, la culture et les intellectuels, P., 1962; Bon F., Burnier M.-A., Les nouveaux intellectuels, P., 1966; Coser L., Men of ideas, N. Y., 1965.

    Е. А. Амбарцумов, Л. К. Ерман.

Википедия

Интеллигенция

Термин интеллиге́нция используется в функциональном и социальном значениях.

  • В функциональном смысле слово использовалось в латинском языке, указывая на широкий спектр мыслительной деятельности.
  • В социальном значении слово стало использоваться с середины или второй половины XIX века в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта.

Примеры употребления слова интеллигенция в литературе.

Интеллигенция в своей массе пошла на моральное сотрудничество с антирусской властью и сама выступила с инициативой многих антинародных мероприятий большевизма.

У консерватора Аристофана, который с жаром отставного подполковника клеймит учеников Сократа, как стиляг, за цинизм и длинные волосы, педерастична интеллигенция - юристы, литераторы, ораторы.

По четвергам проходили артельские рисовальные вечера, которые привлекали петербургскую интеллигенцию и творческую молодежь.

Все трое им, конечно, сочувствуют, даже гордятся - не перевелась еще, значит, русская интеллигенция , - но Ашот все же обвиняет Синявского в двуличии.

После массового расстрела в июле 1941 года во Львове евреев и многих представителей польской интеллигенции бандеровцы провозгласили создание правительства независимой Украины во главе с Стецко.

Среди новой творческой интеллигенции мне хочется особо выделить беллетриста Р.

Стараниями творческой интеллигенции Россия представляется миру страной бескультурья, а народ ее пьянью, ворьем, проститутками и дураками.

С этой буржуйской интеллигенцией , с бобочками или с гогочками, как ты говоришь, каши не сваришь.

К ней пришли с визитом несколько молодых людей с подстриженными бородками--сливки богуславской интеллигенции .

В силу контраста, нередко встречающегося у представителей интеллигенции , Вейль, не расстававшийся со своими книгами и живший исключительно в мире мысли, увлекался вопросами военной стратегии.

А пока шли приготовления к отъезду, Войноральский устраивал собрания местной молодежи и интеллигенции .

В год убийства Пушкина, через десять лет после запрещения масонства, на политическую арену выходит Орден Русской Интеллигенции , являющийся, как мы это в дальнейшем докажем, прямым духовным потомком русского вольтерьянства и русского масонства.

То, что Орден Русской Интеллигенции является потомком русского вольтерьянства и масонства признают и многие выдающиеся представители Ордена.

Зеньковский и другие выдающиеся члены Ордена неоднократно утверждали, что русская интеллигенция духовно оформлена русским вольтерьянством и масонством.

Когда строительство гидросооружения века было закончено, то местная интеллигенция принялась на халяву усиленно эксплуатировать образовавшуюся приличную купальню.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Производится от латинского глагола intellego :

    1) ощущать, воспринимать, подмечать, замечать
    2) познавать, узнавать
    3) мыслить
    4) знать толк, разбираться

    Непосредственно латинское слово intellegentia включает в себя ряд психологических понятий :

    1) понимание, рассудок, познавательная сила, способность восприятия
    2) понятие, представление, идея
    3) восприятие, чувственное познание
    4) умение, искусство

    Как видно из выше изложенного, изначальный смысл понятия - функциональный. Речь идёт о деятельности сознания .

    Употребляемое в таком значении, встречается даже в XIX столетии, в письме Н. П. Огарева к Грановскому в 1850 году:

    «Какой-то субъект с гигантской интеллигенцией…»

    В этом же значении можно прочесть об использовании слова в масонских кругах. В книге «Проблема авторства и теория стилей» В. В. Виноградов отмечает, что слово интеллигенция относится к числу слов, употреблявшихся в языке масонской литературы второй половины XVIII века :

    …часто встречается в рукописном наследии масона Шварца слово интеллигенция. Им обозначается здесь высшее состояние человека как умного существа, свободного от всякой грубой, телесной материи, бессмертного и неощутительно могущего влиять и действовать на все вещи. Позднее этим словом в общем значении - "разумность, высшее сознание" - воспользовался А. Галич в своей идеалистической философской концепции. Слово интеллигенция в этом значении употреблялось В. Ф. Одоевским .

    Кандидат исторических наук Т. В. Кисельникова отмечает, что разделяет следующий взгляд Е. Элбакян об интеллигенции, изложенный ей в статье «Между молотом и наковальней (Российская интеллигенция в ушедшем столетии)» :

    «Является ли интеллигенция отдельной, самостоятельной социальной группой, или у каждой социальной группы есть своя особая категория интеллигенции? На этот вопрос ответить непросто, ибо современный историче­ский процесс порождает многообразие форм различных категорий интеллигенции».

    Обсуждение данной проблемы продолжается и неразрывно связано с понятиями: общество , социальная группа, культура .

    В России

    В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошёл на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства : озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). При этом интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти - понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены - не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство. Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания.

    Особой темой дискуссий начала XX века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе : интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу ; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы. Другие рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода , но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам её относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, по виду интеллектуальной деятельности и сфере занятий: творческой, инженерно-технической, университетской , академической (научной), педагогической и т. д.; а также буржуазной , пролетарской , крестьянской и даже люмпен -интеллигенции ). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.

    Известные оценки, формулировки и пояснения

    Слово интеллигентский и Ушаков , и академический словарь определяют: «свойственный интеллигенту» с отрицательным оттенком: «о свойствах старой, буржуазной интеллигенции» с её «безволием, колебаниями, сомнениями». Слово интеллигентный и Ушаков, и академический словарь определяют: «присущий интеллигенту, интеллигенции» с положительным оттенком: «образованный, культурный». «Культурный», в свою очередь, здесь явно означает не только носителя «просвещенности, образованности, начитанности» (определение слова культура в академическом словаре), но и «обладающий определенными навыками поведения в обществе, воспитанный» (одно из определений слова культурный в том же словаре). Антитезой к слову интеллигентный в современном языковом сознании будет не столько невежда, сколько невежа (а к слову интеллигент - не мещанин, а хам). Каждый из нас ощущает разницу, например, между «интеллигентная внешность», «интеллигентное поведение» и «интеллигентская внешность», «интеллигентское поведение». При втором прилагательном как бы присутствует подозрение, что на самом-то деле эта внешность и это поведение напускные, а при первом прилагательном - подлинные. Мне запомнился характерный случай. Лет десять назад критик Андрей Левкин напечатал в журнале «Родник» статью под заглавием, которое должно было быть вызывающим: «Почему я не интеллигент». В. П. Григорьев , лингвист, сказал по этому поводу: «А вот написать: „Почему я не интеллигентен“ у него не хватило смелости»…

    Известно уничижительное высказывание В. И. Ленина об интеллигенции, помогающей буржуазии:

    Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно . «Интеллектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалование выше среднего. Это факт. Мы их бережём. Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников. Это факт. В. И. Ленин (Из письма к Горькому 15 сентября 1919 года)

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Милюков П. Н. Интеллигенция и историческая традиция // Интеллигенция в России. - СПб., 1910.
    • Давыдов Ю. Н. Уточнение понятия «интеллигенция» // Куда идёт Россия? Альтернативы общественного развития . 1: Международный симпозиум 17-19 декабря 1993 г. / Под общ. ред.  Т. И. Заславской , Л. А. Арутюнян . - М.: Интерпракс, 1994. - C. 244-245. -

    Все мы хотели бы общаться с культурными, просвещенными, воспитанными людьми, которые соблюдают границы пространства личности. Интеллигентные люди как раз такие идеальные собеседники.

    В переводе с латыни интеллигентность обозначает познавательную силу, умение, способность к пониманию. Те, кто обладает интеллигентностью – интеллигенты, обычно задействованы в умственном труде и отличаются высокой культурой. Признаками интеллигентного человека являются:

    • Высокий уровень образования.
    • Деятельность, сопряженная с творчеством.
    • Включенность в процесс распространения, сохранения и переосмысления культуры и ценностей.

    Не все соглашаются с тем, что к интеллигенции относится сугубо образованная прослойка населения, занятая умственным трудом. Оппозиционная точка зрения понимает интеллигентность прежде всего как наличие высокой нравственной культуры.

    Терминология

    На основании определения из Оксфордского словаря, интеллигенция – группа, которая стремится мыслить самостоятельно. Новый герой культуры – индивидуалист, тот, кто может отрицать социальные нормы и правила, в отличие от старого героя, служащего как раз воплощением этих норм и правил. Интеллигент, таким образом, нонконформист, бунтовщик.

    Раскол в понимании, что такое интеллигентность, существует практически с самого начала употребления термина. Лосев к интеллигенции относил тех, кто видит несовершенства настоящего и реагирует на них активно. Его определение интеллигентности часто обращается к общечеловеческому благоденствию. Именно ради него, ради воплощения этого благоденствия, работает интеллигент. По Лосеву, интеллигентность человека проявляется и в простоте, откровенности, общительности, а главное, в целесообразном труде.

    Гаспаров прослеживает историю термина «интеллигенция»: сначала под ним подразумевались «люди с умом», затем – «люди с совестью», позже – «хорошие люди». Также исследователь приводит оригинальное объяснение Ярхо по поводу того, что же значит «интеллигентный»: это человек не много знающий, но имеющий потребность, жажду знать.

    Постепенно образованность перестала быть основной чертой, по которой человека относят к интеллигенции, на первое место выдвинулась нравственность. К интеллигенции в современном мире относятся люди, включенные в распространение знаний, и высоконравственные люди.

    Кто такой интеллигентный человек и чем он отличается от интеллектуала? Если интеллигент – человек, имеющий некий особый духовно-нравственный портрет, то интеллектуалы – это профессионалы своего дела, «люди с умом».

    Высокий уровень культуры, такт, воспитанность – потомки светскости, куртуазности, человеколюбия и изящества. Воспитанность – это не про «не лезть пальцами в нос», а умение держаться в обществе и быть разумным – осознанная забота о себе и других.

    Гаспаров подчеркивает, что в настоящее время актуально такое понимание интеллигентности, которое связано с отношениями между людьми. Речь идет не просто о межличностном взаимодействии, а о таком, что имеет особое свойство – видеть в другом не социальную роль, а человеческое, обращаться с другим как с человеком, равным и достойным уважения.

    По Гаспарову, интеллигенция в прошлом выполняла функцию , которая вклинивается в отношения высших и низших. Это что-то больше, чем просто ум, образованность, профессионализм. К интеллигенции предъявлялось требование пересмотра принципиальных установок общества. Выполняя функцию самосознания общества, интеллигенты творят идеал, что является попыткой переживания реальности изнутри системы.

    В этом отличие от интеллектуалов, которые на вопрос самосознания общества творят социологию – объективное знание, вид «извне». Интеллектуалы занимаются схемами, четкими и непреложными, а интеллигенция – чувством, образом, эталоном.

    Воспитание себя

    Как стать интеллигентным человеком? Если интеллигентность понимать как уважительное отношение к личности, то ответ прост: соблюдать границы чужого психологического пространства, «не обременять собою».

    Лотман особо подчеркивал доброту и терпимость, обязательные для интеллигента, только они ведут к возможности понимания. При этом доброта – это и способность защитить с мечом правду, и основы гуманизма, это особая сила духа интеллигента, которая, если она реальна, выстоит против всего. Лотман протестует против образа интеллигента как мягкотелого, нерешительного, неустойчивого субъекта.

    Сила духа у интеллигента, по Лотману, позволяет не пасовать перед трудностями. Интеллигенты станут делать все то, что нужно, что нельзя не сделать в критический момент. Интеллигентность – это высокий душевный полет, и люди, способные на этот полет, совершают настоящие подвиги, потому что способны выстоять там, где другие пасуют, ибо им опереться не на что.

    Интеллигент – борец, он не может терпеть зло, старается искоренить его. Следующие качества, по мнению Лотмана и исследователя интеллигентности Тепикина, присущи интеллигентам (наиболее характерные, совпадающие у двух исследователей):

    • Доброта и терпимость.
    • Неподкупность и готовность платить за это.
    • Стойкость и сила духа.
    • Способность пойти за свои идеалы на бой (интеллигентная девушка наравне с мужчиной будет отстаивать то, что считает достойным и честным).
    • Независимость мышления.
    • Борьба с несправедливостью.

    Лотман утверждал, что интеллигентность часто формируется у оторванных от общества, не нашедших своего места в нем. При этом нельзя говорить, что интеллигенты – это отбросы, нет: те же самые философы эпохи Просвещения – интеллигенты. Именно они стали использовать слово «терпимость» и осознали, что её нужно защищать нетерпимо.

    Русский филолог Лихачев отмечал легкость общения интеллигента, полное отсутствие у интеллигента . Он выделил следующие качества, тесно связанные с интеллигентностью:

    • Чувство собственного достоинства.
    • Умение размышлять.
    • Должная степень скромности, понимание ограниченности своих знаний.
    • Открытость, способность услышать другого.
    • Осторожность, нельзя быть скорым на суд.
    • Деликатность.
    • Осмотрительность относительно дел других.
    • Стойкость в отстаивании правого дела (интеллигентный мужчина не стучит по столу).

    Стоит опасаться стать полуинтеллигентом, каким является всякий, воображающий, что знает все. Эти люди совершают непростительные ошибки – не спрашивают, не советуются, не слушают. Они глухи, для них нет вопросов, все ясно и просто. Такие воображалы несносны и вызывают отторжение.

    Как мужчина, так и женщина могут пострадать от недостатка интеллигентности, которая есть сочетание развитых социального и эмоционального интеллекта. Для развития интеллигентности полезно:

    1. Ставить себя на место другого человека.

    2. Чувствовать связанность всех людей, их общность, коренную сходность.

    3. Четко разграничивать свою и чужую территорию. Это значит не грузить окружающих интересной только себе информацией, не повышать голоса выше среднего уровня звука в помещении, не подходить слишком близко.

    4. Пытаться понимать собеседника, уважать его, возможно, потренироваться доказывать чужие точки зрения, но не снисходительно, а по-настоящему.

    5. Уметь отказывать себе, развивать , специально создавая маленький дискомфорт и преодолевая его постепенно (носить в кармане конфету, но не есть ее; заниматься физической активностью в одно и то же время каждый день).

    В некоторых случаях женщина намного проще справляется с необходимостью быть терпимой, мягкой. Мужчинам же сложнее не проявлять агрессивное, импульсивное поведение. Но настоящая сила личности заключается отнюдь не в быстрой и жесткой реакции, а в разумной твердости. И женщина, и мужчина интеллигенты настолько, насколько способны учитывать другого человека и отстаивать самих себя.

    Интеллигенция как совесть нации постепенно исчезает за счет появления прослойки профессионалов во власти. Интеллектуалы заменят интеллигентов на этом поприще. Но ничто не заменит интеллигентности на работе, в кругу знакомых и друзей, на улице и в общественных учреждениях. Человек должен быть интеллигентен в смысле умения чувствовать в собеседниках равных ему, проявлять уважительное отношение, потому что это единственная достойная форма в общении между людьми. Автор: Екатерина Волкова

    ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

    Социальная группа, состоящая из образованных людей, обладающих большой внутренней культурой и профессионально занимающихся умственным трудом (от латинского intelligens - ‘понимающий, мыслящий, разумный’).


    В России активное употребление слова интеллигенция началось в 1860-е гг. и связано с именем писателя и журналиста П.Д. Боборыкина. Он считал, что это чисто русский морально-этический феномен и определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», сочетающих в себе образованность и высокие моральные качества.
    Русская интеллигенция была преимущественно дворянского (см. ) происхождения. Выходцы из других, низших, слоев общества составляли исключение, так как, прежде всего, были лишены возможности получения образования и не имели доступа к культурным ценностям. Только во второй половине ХIХ в., после отмены крепостного права и демократизации системы образования, в России появилась так называемая разночинная интеллигенция - выходцы из недворянских слоев общества (см. чин*), получившие высшее образование и зарабатывающие себе на жизнь профессиональным умственным трудом.
    Оторванность дворянской и разночинной интеллигенции от народа, особенно от крестьян (см. ), родила в среде русских интеллигентов идею вины и долга перед народом. В 1860-х гг. ХIХ в. это стало идеологической основой движения и философии народничества (см. ). В конце ХIХ - начале XX вв. часть интеллигенции обратилась к либеральным и социалистическим идеям. Представители интеллигенции составили ядро революционных организаций, а затем партий. Одной из острых и самых обсуждаемых в обществе стала проблема «интеллигенция и революция». Благодаря группе русских философов «серебряного века» , авторов нашумевшего сборника «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции» (1909 г.), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти.
    После Октябрьской революции 1917 г. поставила для себя задачу формирования новой интеллигенции , стоящей на идеологических позициях марксизма, выражающей интересы рабочего класса и крестьянства. Новую советскую интеллигенцию предполагалась формировать из молодых рабочих (см. ) и крестьян, получивших доступ к бесплатному высшему образованию и культурному наследию страны. С другой стороны, в эти годы часть представителей так называемой старой интеллигенции подверглась политическим репрессиям, связанным часто лишь с ее дворянским происхождением, и была вынуждена покинуть Россию. Эти люди составили так называемую первую волну эмиграции (см. , ). Ненависть ко всем представителям дворянства как класса-угнетателя, в том числе и к дворянской интеллигенции, выражалась и в языке. Появились выражения гнилая интеллигенция и вшивая интеллигенция - так некоторые политики, стремясь завоевать симпатии «простого» народа, называли интеллигентов, не признававших советскую власть.
    В последующие десятилетия советской истории России под интеллигенцией было принято понимать социальную прослойку , всех работников умственного труда . Выделялись техническая и творческая интеллигенция . Этот вариант значения близок к западному понятию «интеллектуалы» (intellectuals ), то есть люди, профессионально занимающиеся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов».
    Деятельность интеллигенции, особенно гуманитарной и творческой, находилась под строгим контролем и государства. Советских интеллигентов обязывали пропагандировать коммунистическую идеологию, в творчестве придерживаться принципов социалистического реализма . Отсюда новое значение получили такие выражения, как придворный поэт или придворный художник . Так стали называть деятелей культуры, своим творчеством обеспечивающих идеологическую поддержку власти и ее лидеров. Наряду с этим в стране по-прежнему существовала и оппозиционная часть интеллигенции, в среде которой в 1960-е гг. возникло диссидентское движение (см. ). В конце 1980-х - начале 1990-х гг. интеллигенция поддержала, а в области науки, культуры и образования возглавила движение за перестройку , а затем и начавшиеся либеральные реформы. Однако резкое понижение уровня жизни многих представителей интеллектуального и творческого труда привело вновь к усилению критических настроений и стало причиной явления, получившего в разговорной речи название - утечка мозгов . Так стали называть массовый отъезд на Запад ученых и деятелей культуры, лишенных возможности на Родине заниматься наукой и творчеством, в основном по материальным причинам.
    В конце ХIХ в. в русском языке появляются определение интеллигентный и производное от него устойчивое сочетание интеллигентный человек (впервые использовано в публицистике В.Г. Короленко ). Возникает обозначение интеллигент , которое народное сознание постепенно наполнило своим особым, чисто русским содержанием: «это - по словам В.М. Шукшина , - неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется - для созвучия - «подпеть» могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «что есть правда?», гордость... И - сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если все это в одном человеке - он интеллигент».
    Со времени появления слова интеллигенция до сегодняшнего дня существует и другая точка зрения на то, какого человека можно отнести к интеллигенции, назвать интеллигентом или интеллигентным ; это связано не с уровнем образования и сферой деятельности человека, а преимущественно с его этической культурой, открытой и активной гражданской и нравственной позицией, неравнодушием к судьбе Отечества, способностью нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным». Поэтому в современной русской речи слова интеллигент и интеллигенция не могут быть средством самоидентификации - нельзя самого себя объявить интеллигентом.
    В обыденном представлении русских интеллигент - это человек «культурный», образованный, много читающий, умеющий поддержать разговор на любую тему и хорошо себя вести в обществе; опрятно, но скромно одетый, часто в очках, неспортивного телосложения. Интеллигентная женщина, кроме того, всегда в меру модно одета, ее макияж - изысканный, скромный или отсутствует вообще. Интеллигенты - основная аудитория концертов классической музыки, посетители музеев и художественных выставок, театров и библиотек.
    Вечными вопросами русской интеллигенции считаются «Что делать?» и «Кто виноват?» .
    В современном русском языке существует выражение чеховский интеллигент . Так могут назвать интеллигентного человека, напоминающего своей скромностью и бескорыстностью героев чеховских пьес и рассказов.
    Слова интеллигент и интеллигенция вошли в ряд европейских языков как русские слова и русские понятия.

    Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ" в других словарях:

      ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ - (лат. intelligentia, intellegentia понимание, познавательная сила, знание; от intelligens, intellegens умный, знающий, мыслящий, понимающий) в современном общепринятом (обыденном) представлении общественный слой образованных людей … Энциклопедия культурологии

      ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ - Слово интеллигенция в значении, близком к современному, появляется в русском литературном языке 60 х годов XIX столетия. В. И. Даль помещает это слово во втором издании «Толкового словаря», объясняя его таким образом: «разумная, образованная,… … История слов

      ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ - (лат. intelligentia, intellegentia понимание, познавательная сила, знание, от intelli geiis, intellegens умный, понимающий, знающий, мыслящий), обществ. слой людей, профессионально занимающихся умств. (преим. сложным) трудом и обычно… … Философская энциклопедия

      ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ - (лат. intelligentia, от inter между, и legere выбирать). Образованная, умственно развитая часть общества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ [лат. intelligens (intelligentis) знающий,… … Словарь иностранных слов русского языка

      ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ Современная энциклопедия

      ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ - (от лат. intelligens понимающий мыслящий, разумный), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и… … Большой Энциклопедический словарь

      Интеллигенция - (от лат. intelligens понимающий, мыслящий, разумный) 1) общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и… … Политология. Словарь.

      Интеллигенция - (от латинского intelligens понимающий, мыслящий, разумный), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим, трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ - ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, интеллигенции, мн. нет, жен. (от лат. intelligentia понимание). 1. Общественный слой работников умственного труда, образованных людей (книжн.). Советская интеллигенция. « Ни один господствующий класс не обходился без своей… … Толковый словарь Ушакова

    Многие ли люди нынешнего поколения задумываются о том, что такое интеллигентность? В чем она выражается и вообще нужна ли обществу? Были времена, когда это слово звучало как оскорбление, а бывало и наоборот - так величали группы людей, пытающихся вытянуть Россию из мрака невежества и тупости.

    Этимология слова

    «Интеллигентность» - слово, пришедшее из латыни. I ntelligentia - познавательная сила, способность восприятия, которое, в свою очередь, произошло от латинского intellectus - понимание, мышление. Несмотря на латинское происхождение слова, понятие «интеллигент» считается исконно русским и в подавляющем большинстве случаев используется только на территории бывшего СССР и среди русскоязычных слоев населения.

    Отцом термина «интеллигенция» считают русского писателя - либералиста Петра Бобрыкина (1836-1921), который многократно употреблял его в своих критических статьях, эссе и романах. Изначально так звались люди умственного труда: писатели, художники и учителя, инженеры и врачи. В те времена таких профессий было очень мало и люди группировались по общим интересам.

    Кто же такой интеллигентный человек?

    "Культурный и не ругающийся матом", - скажут многие. Некоторые добавят: "Умный". А потом еще прибавят что-нибудь об образованности, начитанности. Но разве все доктора наук и великие умы мира сего - интеллигенты?

    В мире достаточно людей с огромным багажом знаний, прочитавших тысячи книг, полиглотов и истинных мастеров своего дела. Неужели это их автоматически делает причастными к интеллигенции, социальному пласту?

    Самое простое определение интеллигентности

    Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».

    Такая интеллигентность - что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.

    Общечеловеческие ценности, присущие интеллигенту

    По результатам социального опроса, большинство людей указало на важность образования и хороших манер. Но великая Фаина Раневская говорила: «Лучше слыть хорошим, но ругающимся матом, чем воспитанной сволочью». Поэтому высшее образование и знание этикета еще не значит, что перед вами интеллигент старой закалки. Важнее наличие таких факторов:

    • Сострадательность к чужой боли, неважно, человек это или животное.
    • Патриотизм, выражающийся в поступках, а не криках на митингах с трибуны.
    • Уважение к чужой собственности: поэтому истинный интеллигент всегда платит долги, но берет их крайне редко, в самых критических случаях.
    • Вежливость, уступчивость и мягкость характера обязательны - они являются первой визитной карточкой интеллигенции. Тактичность стоит на верхней ступени их отношения к людям: он никогда не поставит в неудобное положение другого человека.
    • Умение прощать.
    • Отсутствие грубости по отношению к кому-либо: даже если нахал толкнет интеллигента - тот извинится первым за причиненное неудобство. Только не нужно путать это с трусостью: трус боится, а интеллигент уважает всех людей, какими они бы ни были.
    • Отсутствие навязчивости: из уважения к посторонним они чаще молчат, чем откровенничают с кем попало.
    • Чистосердечность и нежелание лгать: опять-таки из-за порядочности и любви к окружающим людям, но больше из уважения к себе.
    • Интеллигент настолько уважает себя, что не позволит себе быть необразованным, непросвещенным.
    • Тяга к прекрасному: дыра в полу или книга, брошенная в грязь, будоражат их душу сильнее, чем отсутствие ужина.

    Из всего этого становится очевидно, что образованность и интеллигентность - это не родственные понятия, хотя и взаимодействующие. Интеллигент - это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию.

    Современный интеллигент

    Что такое интеллигентность в нынешнее время? Возможно ли вообще быть таким на арене тотальной деградации и отупения от средств массмедиа, социальных сетей и телевизионных шоу?

    Все это так, но общечеловеческие ценности не меняются от эпохи к эпохе: в любые времена важны толерантность и уважение к другим, сострадание и умение поставить себя на место другого. Честь, внутренняя свобода и глубина души в совокупности с острым разумом и тягой к прекрасному всегда имели и будут иметь первостепенную значимость для эволюции. И нынешние интеллигенты мало чем отличаются от своих братьев по духу позапрошлого века, когда человек - это действительно звучало гордо. Они скромны, честны с собой и окружающими и обязательно добры от души, а не ради пиара. Наоборот, духовно развитый человек никогда не будет кичиться своими поступками, достижениями и действиями, но при этом будет стараться делать все возможное, чтобы стать хоть чуточку лучше, зная, что, изменяя себя, он меняет к лучшему весь окружающий мир.

    Нужны ли интеллигенты современному обществу?

    Образованность и интеллигентность сейчас - это такой же важный аспект, как глобальное потепление или жестокое обращение с животными. Жажда денег и всеобщего обожания настолько захватила общество, что скромные попытки отдельных индивидов поднять уровень человеческой осознанности напоминают мучительные потуги рожающей женщины, которая, несмотря на всю боль, свято верит в благополучный исход.

    Необходимо верить, что интеллигентность - такая культура души. Это не количество знаний, а действия соответственно моральным принципам. Возможно, тогда наш погрязший в грязи искаженного ума мир будет спасен. Человечеству необходимы светлые душой личности, интеллигенты духа, которые будут пропагандировать чистоту отношений без меркантильной подоплеки, важность духовного роста и необходимость знаний как начальной базы для последующего развития.

    Когда происходит формирование нравственных качеств?

    Чтобы быть, а точнее, чувствовать себя интеллигентом и не тяготиться этим бременем, необходимо впитать в себя задатки еще с молоком матери, воспитываться в соответствующей среде и окружении, тогда высокоморальное поведение будет, как часть существа, как рука или глаз.

    Именно по этой причине важно не просто воспитывать ребенка в нужном направлении, а и самому подавать наглядный пример рациональными поступками, правильными действиями, а не только словами.