Проблема чистого искусства в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Оскар Уайльд является писателем, давшим начало художественному направлению, которое носит название - эстетизм.

Эстетизм - это литературное направление, наиболее яркое проявившее себя в английской литературе. Эстетизм основывается на философской идее «чистого искусства» и «искусства ради искусства». Главная задача художника - поиск красоты. Красота возведена в абсолют, и лишена нравственного начала. Художник ради красоты и искусства готов пожертвовать многим, в том числе и жизнью. Эстет в искусстве создает произведение для избранных, способных наслаждаться искусством и ставить его выше жизни. Реальность в иерархии ценностей занимает последнее место, а искусство создается ради его самого. Эстетическая ценность произведения искусства неизмеримо выше ценности жизни и окружающего мира.

На протяжении своей жизни и деятельности в сфере литературы, Уайльд восхваляет силу красоты, хотя все его произведения - являются исключительно хвальбой добродетели и нравственности.

Этот парадокс особенно четко наблюдается в его романе, хотя центральное место все же здесь занимает иная тема.

Это произведение, прежде всего о силе искусства, о великой жертве ради искусства, о понятиях нравственности и ее связи с искусством.

Не только во времена Оскара Уайльда, когда эстетизм был известен, но и сейчас «Портрет Дориана Грея» занимает далеко не последнее место как лучший роман обо всех аспектах искусства и учении о прекрасном.

В связи с этим необходимо решить так называемый вопрос «чистого искусства». Что же, по мнению писателя, являлось тем самым истинным, чистым искусством? И как это выражается в романе, с помощью каких сюжетных ходов и образов.

В самом начале романа мы знакомимся с предисловием, в котором Оскар Уайльд высказывает взгляды на искусство, красоту и самого художника. уайльд чистое искусство дориан грей

Художник - творец прекрасного. <…> Те, кто в прекрасном видит уродливое, - люди безнравственные, но безнравственность не делает их привлекательными. Это порок.

Те, кто в прекрасном видит признаки красоты, - люди нравственные. Они не полностью безнадежны. Но только избранные видят в прекрасном одну лишь Красоту. Нет книг нравственных или безнравственных. Книги написаны или хорошо, или плохо. И в этом вся разница.<…> Нравственная жизнь человека - лишь одна из сторон творчества художника, а нравственность Искусства - в совершенном применении несовершенных средств.<…> У художника нет этических пристрастий. Этические пристрастия художника порождают непростительную манерность стиля. У художника не бывает болезненного воображения. Художник вправе изображать все.

Мысль и Слово - инструмент, которым художник творит Искусство. Порок и Добродетель - материал, из которого художник творит Искусство.<…> Всякое искусство в одно и то же время поверхностно и символично. Те, кто пытается проникнуть глубже поверхности, идут на риск. Те, кто пытается разгадать символы, тоже рискуют.

Искусство - зеркало, но отражает оно смотрящего, а не жизнь.<…> Если критики расходятся во мнениях, - значит, художник верен самому себе.

Можно простить человеку создание полезной вещи, если только он ею не восторгается. Но того, кто создает нечто бесполезное, может оправдать лишь безмерное восхищение своим творением.

Всякое Искусство бесполезно.

Перед нами - манифест декаданса и модернизма. Но весь роман - четкое и явное опровержение этого манифеста. Это роман о человеке, искренне поверившем в этот манифест. Это роман о лицемерии художника, предоставляющего другим проживать то, о чем он пишет.

Однажды в мастерской своего приятеля Оскар Уайльд увидел натурщика, который поразил его совершенством своей внешности. Писатель воскликнул: «Как жаль, что и ему не пройти старости со всей ее уродливостью!» В ответ художник ему сказал, что хорошо было бы каждый год рисовать такие странные портреты, чтобы природа только на них отбивала свои зарубки, тогда внешность ангела, которого только что увидел Уайльд, вечно оставалась бы молодой.

В самом романе проявляется четкая параллель между этим событием и развитием сюжета.

Действие начинается в мастерской художника Бэзила Холлуорда. Там мы знакомимся и с самим художником и с его друзьями - молодым лордом Генри Уоттоном и юным Дорианом Греем, который уже долгое время позирует для Бэзила. И как восторженно признается в разговоре с Гарри сам художник - является тем идеалом, который каждый творец ищет едва ли не всю свою жизнь, который встречается всего лишь единожды и, потеряв таковой - уже невозможно найти похожий на него.

И в самом деле, как замечает лорд Уоттон, знакомясь с Дорианом - он просто ангельски красив. И было бы жаль, если бы такая красота, через какие-то несколько лет увяла, вот так безвозвратно, в никуда.

Однако Холлуорд не очень рад тому, что ему пришлось познакомить их. Он боится того, что Генри испортит юношу, а потом и вовсе отберет его, забрав под свое влияние.

А тот в свою очередь в открытую и напрямую говорит Дориану Грею о его красоте и утверждает, как было бы плохо, если такой красивый юноша потратит лучшие года своей жизни, не познав ее.

И вот портрет закончен. Своим великолепием он восхищает не только художника, но и самого Дориана и лорда Генри.

Таким образом, портрет молодого мужчины Дориана является своеобразным идеалом красоты. «При первом взгляде на портрет он невольно сделал шаг назад и вспыхнул от удовлетворения. Глаза его заблестели так радостно, якобы он впервые увидел себя». Дориан был поражен своим портретом, а мысль, которая через несколько лет его красота начнет вянуть, вызвала ужас. Ему стало трусливо, что года унесут за собой красные уста и золотистые роскошные волосы, а сам он станет отвратительным, жалким и страшным. Эта мысль беспокоила его, «словно ледяная рука легла ему на сердце». И тогда Дориан подумал, что было бы чудесно, если бы старел только портрет, а сам он навсегда оставался молодым. За осуществление этого желания, как ему сдалось, он все отдал бы, даже свою душу.

Проходит некоторое время, и Дориан влюбляется в Сибиллу Вэйн, юную актрису, в которой его привлекает, прежде всего, ее невероятный талант. Но в спектакле, на который Дориан приглашает своих друзей, она играет совершенно отвратительно. Дориан приходит к ней за кулисы и говорит ей, что между ними все кончено. И когда он возвращается домой и смотрит на портрет, то с удивлением замечает, что портрет изменился - на его лице явно появилось выражение жестокости. Перепуганный Дориан решает на следующий же день вернуться к Сибилле, но уже поздно - из газет он узнает, что Сибилла умерла, по ошибке выпив какой-то яд в гримерке, но совершенно ясно, что она совершила самоубийство.

Так, он когда-то хотел, чтобы следы страданий и тяжелых дум отбивались бы только на полотне, но неужели, же его желания исполнилось? Страшно было поверить в невозможное, но вот перед ним его портрет со складкой жестокости возле губ: Дориану стало жутко от подмеченного нарушения гармонии искусства, которое было вызвано нарушениям гармонии чувств. Портрет становится зеркалом души героя, его совестью. Именно так сперва решает сам герой.

Но затем, он быстро утешается, последовав совету лорда Генри не зацикливаться на прошлом, а смотреть в настоящее. Бэзил в недоумении. Художник сомневается в нем, и винит во всем влияние Гарри. Однако Дориан убеждает его в том, что случись что-нибудь плохое - он обязательно доверится ему, и эти слова трогают душу Холлуорда.

Далее следует целый путь падения и гниения души Дориана Грея. С каждым его проступком, который он совершал на поводу у собственной прихоти - портрет все больше искажается, и Дориан уже не в состоянии ни видеть его, ни держать в открытом для посторонних глаз месте.

Он становится сущим параноиком, который каждый час, каждый свой шаг думает о том, как бы никто не увидел его портрет. Как бы никто не узнал о том, что творится в душе все еще юного аристократа. Он уже не доверяет никому, а когда Бэзил сообщает ему, что собирается выставить портрет на своей выставке картин - доходит едва ли не до бешенства.

Вместо того, чтобы рассказать художнику причину своего нежелания, он выуживает из него самое что ни на есть откровение. Холлуорд вынужден был признаться Дориану в своей любви к нему - чем действительно удивил самого юношу. Сам Грей считал, что в дружбе окрашенной романтической влюбленностью есть что-то трагическое.

Тем временем, слухи нарастали вокруг Дориана как снежный ком. Уже немногие из высшего общества отказывались с ним даже находиться в одной комнате, а просто демонстративно вставали и удалялись. Он стал оказывать дурное влияние на тех, кого окружал, и тем самым отталкивал от себя остальных.

Эти сплетни взволновали Бэзила. Художник потребовал от своего друга ответа, а тот вместо долгих откровений - показал ему свой портрет, когда-то написанный Холлуордом. Потрясенный, он долго не может узнать в том что увидел свое творение.

Дальнейшие мольбы его и взывания к Дориану, чтобы помочь ему искупить свою вину и раскаяться, вводят юношу в состояние неконтролируемого гнева. В бешенстве, он убивает Бэзила, ударив его несколько раз ножом.

Кошмары еще долго преследуют Грея. Он шантажирует своего давнего друга Алана, и тот помогает ему избавиться от главной улики - трупа художника. Дальнейшая же его жизнь складывается не лучшим образом. Он смог избавится от напоминаний, но отнюдь не от памяти. Избежавший возмездия за Сибиллу от ее брата Джеймса Вейна, он решает начать новую жизнь. Но все это оказывается только волей его тщеславия. Долгие раздумья тяготят Дориана, он снимает с себя вину и за смерть Бэзила и за самоубийство Алана и даже за то, что бросил Хетти - девушку из деревни, очень похожую на Сибиллу. А затем решает избавиться от портрета, как от причины его страхов и напоминании о пороках, чтобы начать всё заново, будучи свободным от прошлого. Он протыкает картину ножом, и в результате этого умирает, став тем, кем и был на самом деле: безобразным стариком, которого даже собственные слуги узнали только по перстням на пальцах. А портрет так и остался нетронутым, и с него смотрел все тот же юноша с внешностью ангела - ровно как в тот день, когда Холлуорд нарисовал его.

Подробнее я бы хотела остановиться на нескольких моментах в этом романе, которые, по моему мнению, являются особенно ярким выражением роли искусства и помогут ответить на вопрос о «чистом искусстве».

Прежде всего - это история любви юной актрисы Сибиллы Вейн и Дориана Грея.

За что же он полюбил ее? В разговоре с Генри, Дориан сам признается, что ему нравится ее игра. Что он восхищен тем, как умело она исполняет роли Шекспировских героинь. И именно поэтому он влюбляется в нее. Даже не в саму Сибиллу, а в те образы, которые она воссоздает на сцене, своим актерским мастерством и душой. Между тем, девушка влюблена в Дориана, даже не зная ничего кроме его имени, называя его Прекрасным Принцем. Так ли прекрасен, оказался этот самый Принц? Едва мисс Вейн познает любовь, она понимает, что театр больше не нужен ей. Что теперь у нее будет реальная жизнь, а не эти скучные сцены со старыми безобразными актерами, в которых она прежде видела идеал, потому что не знала иного. Девушка, гуляя со своим братом, восхищенно говорит о Дориане, и о том, как горячо она его любит, как замирает ее трепетное сердце, и что, наконец, они с матерью покинут этот театр, в котором они оказались из-за долгов. Ведь ее Прекрасный Принц вызволит их оттуда, обязательно вызволит!

Увидев свою возлюбленную, из рук вон играющую на сцене, Дориан гневается и разочаровывается. Он не понимает - куда делась его Сибилла, что каждый день была то Джульеттой, то Офелией, то Дездемоной? Что за бездарная актриса, но необыкновенно красивая сейчас на сцене?

И вот пламенной любви как и ни бывало. После представления, он требует ответа от девушки, почему же она так посмела опозорить его перед друзьями? В ответ на это юноша услышал признание в том, что теперь, когда у нее есть Прекрасный Принц - ей не нужен театр, ибо она знает вкус настоящей любви. Что произошло с Дорианом? Он разозлился на Сибиллу и бросил ее, расторгнув помолвку, а затем ушел, даже не внимая ее мольбам о прощении.

Что теперь говорить о его любви? Он любил искусство, которое через себя пропускала актриса, но не ее саму. И это послужило причиной конфликта, а затем и самоубийства Сибиллы Вейн. Дориан не винит себя в этом, но потрет взирающий на него со стены говорит об обратном.

Не только эта девушка пострадала из-за любви к Дориану Грею. Еще одной жертвой стал Бэзил Холлуорд - художник, написавший его портрет, истинно считающий юношу своим идеалом, который каждый творец ищет едва ли не на протяжении своей жизни. Он не просто восхищался им, а любил его и верил во все его слова вплоть до самой своей смерти. Собственное чувство ослепило художника, построив в его воображении мнимый образ все того же Дориана, с каким он когда-то познакомился.

Чем больше юноша отдаляется от него, выбирая общество циничного Генри Уоттона, чьим советам он следует, Бэзил теряет вдохновение, и отсутствие былой дружбы его тяготит: «Он понимал, что Дориан Грей никогда больше не будет в его жизни тем, чем был раньше. Между ними прошла сама Жизнь…» - так писал Оскар Уайльд о переживаниях влюбленного Холлуорда, который, несомненно, ревновал Дориана к Гарри.

История взаимоотношений художника и модели кончается трагически. Бэзил умирает от рук Дориана, который посчитал, что он слишком много о себе возомнил, раз может указывать ему, что делать и как делать. Этот эпизод можно расценить как бунт идеала против собственного создателя. Ведь именно Бэзила обвиняет во всем Дориан Грей, потому что он, а не кто-то другой создал этот портрет и обрек его душу на гниение.

Позднее еще одним виновником своей безнравственности Дориан считает Генри Уоттона, который подобно художнику восхвалял его красоту и побудил пожелать, чтобы вместо него все грехи и старость принимал портрет.

Да, лорд Генри безнравственен. У него философия циника, по отношению к искусству, и все что писатель говорил в предисловии - все это взгляды Гарри.

Но, тем не менее, в сравнении с Дорианом Греем, Генри Уоттон не причиняет никому страданий философией гедонизма (стремление к наслаждениям). Разве что своей жене Виктории, когда изменяет ей, но и та от этого нисколько не терпит вреда, а наоборот поступает точно так же.

Получается, что Дориан сам виновен в своих пороках? Именно так и есть. Красота, именно красота сподвигла его к этому, хотя как говорил Бэзил - человек с таким лицом не может быть безнравственным.

Финальным аккордом романа и одновременно главной его идеей становится сцена уничтожения картины. Желая начать новую жизнь, Дориан Грей уничтожает тяготивший его «дневник жизненных пороков», но умирает, а портрет становится прежним, изображая юношу ангельской красоты.

Удивительно, как произведение искусства пережило и своего создателя и идеал, с которого оно было создано.

Vita brevis ars longa - латинский афоризм выражающий всю основную сущность этого мистического момента. Жизнь коротка, а искусство вечно. И пройдут многие года, а творения величайших деятелей искусства будут жить, и передаваться из поколения в поколение.

Образ портрета в романе занимает центральное место. По словам самого героя - он его совесть, его «дневник» и его душа. Кроме этого, картина является олицетворением бессмертного, вечного искусства, которое никогда не канет в неизвестность - в то время как человеческая жизнь коротка и со временем стирается из людской памяти.

Итак, в чем же заключается проблема «чистого искусства»?

Прежде всего, следует исходить из определения направления эстетизма. Ключевые слова, которые режут слух - «искусство ради искусства», «искусство выше жизни». Последнее в романе выражено особенно ярко. Потрет - как искусство. Ради него художник должен отдать самое дорогое - жизнь. Поэтому Бэзил погибает, погибает от рук собственного идеала. Таков парадокс истинного, «чистого искусства». Великое творение всегда переживало своего творца и свой оригинал.

Искусство не только забирает жизнь, оно делает творца отчужденным изгоем, калечит его и морально и физически, оставляя неизгладимый след. Жертвенное искусство - вот оно, так называемое «чистое искусство».

А проблема «чистого искусства» заключается в том, что заплатить такую великую цену нужно огромное мужество, готовность отрешиться от всего ради искусства и забыть про жизнь, забыть про самого себя и мыслить лишь только о своем идеале.

На такое способен только по-настоящему великий творец.

А все остальное - уже не считается истинным искусством.

Сочинение

В своем романе «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд освещает важные проблемы, связанные с культурными, социальными и межличностными аспектами человеческих взаимоотношений. В частности, Оскар Уайльд через созданные им художественные образы раскрывает взаимосвязь между искусством и внутренним миром человека. Например, по мнению художника Бэзила, искусство - это определенное зеркало человеческой души, оно отображает чувство, направление, а также моральные качества человека. Художник будто вкладывает частичку собственной души в свое произведение, и его творение свидетельствует о духовном мире изображаемых людей.

Но будущее любого творения определяет не творец, а владелец этого творения. Дориан положил бремя всей грязи своей души на свой портрет. Картина несла это бремя вплоть до смерти владельца, после которой возвратилась к первоначальному виду. В тесной связи с этой идеей возникает и образ лорда Генри. Он тоже был своеобразным творцом - творцом души Дориана. Его инструментом была ошибочная философия, которая пленила ум юноши необыкновенной новизной и таинственностью, но в то же время подтачивала изнутри неопытное и не соблазненное злом сердце.

Лорд Генри успокаивал совесть главного героя, заставлял не особо проявлять заботу о морали, и таким образом Дориан Грей начал свое падение в бездну. Вероятно, что у него оставалась еще возможность остановить свое падение, когда после самоубийства Сибиллы Вейн он с большим бременем на сердце размышляет о своем отношении к девушке, которое привело к трагическому концу. Тем не менее, лорд Генри, ужасно упрощая трагедию женских чувств, утверждает, что своей смертью она лишь исполнила свою последнюю роль актрисы.

Шаг за шагом Дориан Грей превращается из человека, который имеет хорошее и чистое сердце, в эгоиста и преступника, чем уничтожает собственную душу. Оскар Уайльд подчеркивает мысль, что только совесть способна контролировать жизнь человека, его поступки и хоть даже не исправлять их, но ставить в укор. Человек живет до тех пор, пока жива его совесть, которую способен уничтожить только он сам.Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» необыкновенен уже тем, что похож на реалистический, но не является таким. Это произведение - воплощение эстетизма Уайльда, его парадоксального мышления.

О чем же роман? Прежде всего, о том, какая связь между жизнью и искусством и что такое красота. Писатель старается создать атмосферу прекрасного, ощущение красоты через саму манеру высказываться. Он постоянно поражает читателя, выворачивая постоянные представления и понятия. Каждый из героев - воплощение какой-то стороны искусства, прекрасного. Бэзил - воплощение служения искусству, лорд Генри - воплощение философии наслаждения, а Дориан - человек, который решил сделать свою жизнь прекрасной, как само искусство. Но парадокс в том, что, декларируя прекрасное как суть жизни, герои совершают поступки, которые нельзя считать прекрасными. Ярчайший пример лорд Генри, который с холодным цинизмом выворачивает даже моральные истины просто ради игры ума.

Так раскрывает Уайльд идею о том, что искусство не имеет ничего общего с истиной и моралью. Писатель показывает, куда может привести увлечение интеллектуальной игрой, которая не имеет целью ничего иного, кроме как самой игры. Ведь цель лорда Генри - не истина и красота, а утверждение собственной личности. Уайльд показал могущество прекрасного слова и красоту утонченной мысли. Но вместе с тем писатель продемонстрировал, что есть область, для которой парадокс - это гибель. Это область морали. Есть моральные основы, на которых держится человечество, и парадокс здесь неуместен, поскольку разрушает их, делает относительным добро и зло. А это недопустимо. Именно об этом рассказывает произведение искусства - портрет Дориана Грея. Портрет дает моральную оценку героя, т.е. не остается равнодушным к морали. Когда Дориан бросается с ножом на портрет, то убивает себя, а портрет снова остается прекрасным, возвратив недостатки Дориану.

О чем же свидетельствуют парадоксы Уайльда? Может, о том, что человек безобразный, а искусство всегда прекрасное? А может, о том, что для красоты искусства необходимо искупление человеческих грехов, так как мораль и красота составляют гармонию?

Другие сочинения по этому произведению

Книга, которая произвела на меня неизгладимое впечатление Характеристика образа Дориана Грея Философско эстетические проблемы романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Люди, которым хотя бы раз пришлось прочитать настоящее произведение искусства навсегда запомнят этот особый сюжет и умение автора подводить до логического и справедливого завершения даже самую абсурдную (как кажется на первый взгляд) мысль.

Роман «Портрет Дориана Грея» ярко описывает психологические особенности, характеры и моральные ценности героев. Ни для кого не секрет, что в самом начале книги отобраны афоризмы, которые не являются противоречивыми. На первый взгляд там все ясно и четко, с ними можно соглашаться или нет, но Оскар Уайльд умело подводит к тому, что каждый можно трактовать только так, а не иначе.

«Книги, которые мир называет аморальными, - это книги, которые демонстрируют миру его позор»
Оскар Уайльд

Дориан Грей -Молодой юноша, у которого несколько завышена самооценка. Он стремится к постоянным удовольствий в жизни, он не готов жертвовать своими интересами, он наслаждается даже своей красотой и сожалеет о том, что со временем она исчезает.

Лорд Генри — своеобразный наставник Дориана Грея, который подсказывает юноше как жить в свое удовольствие. Он не считает это грехом, ведь является сторонником того, что каждый должен думать за себя сам и его теоретические подсказки могут и не реализовываться на практике. Бэзил — художник, рисовал — преданный искусству создатель.

Философско-эстетические проблемы романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Портрет настолько поразил Дориана Грея, что он изо всех сил пожалел о том, что его красота не может остаться навечно, но каким магическим образом его пожелания начали сбываться: внешность юноши без изменений, а вот портрет постоянно становился страшнее. Казалось, что это связано с теми грехами, которые натворил главный герои и не желает покаяться за них. На самом деле так и было … И со временем Дориан Грей начинает понимать, что изображение на портрете — это он, такой, каким он должен быть, каким он есть на самом деле. Ему становится страшно, он боится жизни, боится открываться людям, он понимает, что он потерял себя через недолгую наслаждение. Так, со временем он уничтожает самого себя, и кажется, что все справедливо, но самосуд — это тоже грех и здесь можно поспорить.

Нравственные проблемы романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Оскар Уайльд поднимает очень высокие и нерешенные вопросы человечества: кто есть человек? что она должна сделать в течение жизни? чем руководствоваться?. Каждый герой этого романа отражает личности реальных людей. Это тонкое знание психологии и природы человеческой души. Поднимая подобные вопросы в романе можно найти ответы.

«Бессмысленно делить людей на хороших и дурных. Люди бывают либо очаровательны, либо глупы…»
Оскар Уайльд

Философско-эстетическими и нравственными проблемами в романе является то, что почти каждый из героев играет негативную роль, уровень эгоизма всегда приводит к потере собственной личности, без которой человек — ничто.

В этом контексте каждый должен помнить, что у каждого из нас есть некая определенная миссия. Возможно мы о ней еще не знаем, но мы рождены не просто так и «подбрасывать конфеты» собственному эгоизму не сыграет на пользу.

Также, вместо того, чтобы подстрекать других на определенные поступки, как это делал лорд Генри, лучше самостоятельно строить свою жизнь и не быть кукловодом и «хозяином» чужих судеб.

Реферат

Проблема чистого искусства в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Выполнила: студентка гр. 5 «А»

Вербец В.А.

Проверила: Шайкина И.П.

Волгоград 2010г


Оскар Уайльд является писателем, давшим начало художественному направлению, которое носит название - эстетизм .

Эстетизм – это литературное направление, наиболее яркое проявившее себя в английской литературе. Эстетизм основывается на философской идее «чистого искусства» и «искусства ради искусства». Главная задача художника – поиск красоты. Красота возведена в абсолют, и лишена нравственного начала. Художник ради красоты и искусства готов пожертвовать многим, в том числе и жизнью. Эстет в искусстве создает произведение для избранных, способных наслаждаться искусством и ставить его выше жизни. Реальность в иерархии ценностей занимает последнее место, а искусство создается ради его самого. Эстетическая ценность произведения искусства неизмеримо выше ценности жизни и окружающего мира.

На протяжении своей жизни и деятельности в сфере литературы, Уайльд восхваляет силу красоты, хотя все его произведения – являются исключительно хвальбой добродетели и нравственности.

Этот парадокс особенно четко наблюдается в его романе, хотя центральное место все же здесь занимает иная тема.

Это произведение, прежде всего о силе искусства, о великой жертве ради искусства, о понятиях нравственности и ее связи с искусством.

Не только во времена Оскара Уайльда, когда эстетизм был известен, но и сейчас «Портрет Дориана Грея» занимает далеко не последнее место как лучший роман обо всех аспектах искусства и учении о прекрасном.

В связи с этим необходимо решить так называемый вопрос «чистого искусства». Что же, по мнению писателя, являлось тем самым истинным, чистым искусством? И как это выражается в романе, с помощью каких сюжетных ходов и образов.

В самом начале романа мы знакомимся с предисловием, в котором Оскар Уайльд высказывает взгляды на искусство, красоту и самого художника. уайльд чистое искусство дориан грей

Художник – творец прекрасного. <…> Те, кто в прекрасном видит уродливое, - люди безнравственные, но безнравственность не делает их привлекательными. Это порок.

Те, кто в прекрасном видит признаки красоты, - люди нравственные. Они не полностью безнадежны. Но только избранные видят в прекрасном одну лишь Красоту. Нет книг нравственных или безнравственных. Книги написаны или хорошо, или плохо. И в этом вся разница.<…> Нравственная жизнь человека – лишь одна из сторон творчества художника, а нравственность Искусства – в совершенном применении несовершенных средств.<…> У художника нет этических пристрастий. Этические пристрастия художника порождают непростительную манерность стиля. У художника не бывает болезненного воображения. Художник вправе изображать все.

Мысль и Слово – инструмент, которым художник творит Искусство. Порок и Добродетель – материал, из которого художник творит Искусство.<…> Всякое искусство в одно и то же время поверхностно и символично. Те, кто пытается проникнуть глубже поверхности, идут на риск. Те, кто пытается разгадать символы, тоже рискуют.

Искусство – зеркало, но отражает оно смотрящего, а не жизнь.<…> Если критики расходятся во мнениях, - значит, художник верен самому себе.

Можно простить человеку создание полезной вещи, если только он ею не восторгается. Но того, кто создает нечто бесполезное, может оправдать лишь безмерное восхищение своим творением.

Всякое Искусство бесполезно.

Перед нами – манифест декаданса и модернизма. Но весь роман – четкое и явное опровержение этого манифеста. Это роман о человеке, искренне поверившем в этот манифест. Это роман о лицемерии художника, предоставляющего другим проживать то, о чем он пишет.

Однажды в мастерской своего приятеля Оскар Уайльд увидел натурщика, который поразил его совершенством своей внешности. Писатель воскликнул: «Как жаль, что и ему не пройти старости со всей ее уродливостью!» В ответ художник ему сказал, что хорошо было бы каждый год рисовать такие странные портреты, чтобы природа только на них отбивала свои зарубки, тогда внешность ангела, которого только что увидел Уайльд, вечно оставалась бы молодой.

В самом романе проявляется четкая параллель между этим событием и развитием сюжета.

Действие начинается в мастерской художника Бэзила Холлуорда. Там мы знакомимся и с самим художником и с его друзьями – молодым лордом Генри Уоттоном и юным Дорианом Греем, который уже долгое время позирует для Бэзила. И как восторженно признается в разговоре с Гарри сам художник – является тем идеалом, который каждый творец ищет едва ли не всю свою жизнь, который встречается всего лишь единожды и, потеряв таковой – уже невозможно найти похожий на него.

И в самом деле, как замечает лорд Уоттон, знакомясь с Дорианом – он просто ангельски красив. И было бы жаль, если бы такая красота, через какие-то несколько лет увяла, вот так безвозвратно, в никуда.

Однако Холлуорд не очень рад тому, что ему пришлось познакомить их. Он боится того, что Генри испортит юношу, а потом и вовсе отберет его, забрав под свое влияние.

А тот в свою очередь в открытую и напрямую говорит Дориану Грею о его красоте и утверждает, как было бы плохо, если такой красивый юноша потратит лучшие года своей жизни, не познав ее.

И вот портрет закончен. Своим великолепием он восхищает не только художника, но и самого Дориана и лорда Генри.

Таким образом, портрет молодого мужчиныДориана является своеобразным идеалом красоты. «При первом взгляде на портрет он невольно сделал шаг назад и вспыхнул от удовлетворения. Глаза его заблестели так радостно, якобы он впервые увидел себя». Дориан был поражен своим портретом, а мысль, которая через несколько лет его красота начнет вянуть, вызвала ужас. Ему стало трусливо, что года унесут за собой красные уста и золотистые роскошные волосы, а сам он станет отвратительным, жалким и страшным. Эта мысль беспокоила его, «словно ледяная рука легла ему на сердце». И тогда Дориан подумал, что было бы чудесно, если бы старел только портрет, а сам он навсегда оставался молодым. За осуществление этого желания, как ему сдалось, он все отдал бы, даже свою душу.

Проходит некоторое время, и Дориан влюбляется в Сибиллу Вэйн, юную актрису, в которой его привлекает, прежде всего, ее невероятный талант. Но в спектакле, на который Дориан приглашает своих друзей, она играет совершенно отвратительно. Дориан приходит к ней за кулисы и говорит ей, что между ними все кончено. И когда он возвращается домой и смотрит на портрет, то с удивлением замечает, что портрет изменился – на его лице явно появилось выражение жестокости. Перепуганный Дориан решает на следующий же день вернуться к Сибилле, но уже поздно – из газет он узнает, что Сибилла умерла, по ошибке выпив какой-то яд в гримерке, но совершенно ясно, что она совершила самоубийство.

Так, он когда-то хотел, чтобы следы страданий и тяжелых дум отбивались бы только на полотне, но неужели, же его желания исполнилось? Страшно было поверить в невозможное, но вот перед ним его портрет со складкой жестокости возле губ: Дориану стало жутко от подмеченного нарушения гармонии искусства, которое было вызвано нарушениям гармонии чувств. Портрет становится зеркалом души героя, его совестью. Именно так сперва решает сам герой.

Но затем, он быстро утешается, последовав совету лорда Генри не зацикливаться на прошлом, а смотреть в настоящее. Бэзил в недоумении. Художник сомневается в нем, и винит во всем влияние Гарри. Однако Дориан убеждает его в том, что случись что-нибудь плохое – он обязательно доверится ему, и эти слова трогают душу Холлуорда.

Далее следует целый путь падения и гниения души Дориана Грея. С каждым его проступком, который он совершал на поводу у собственной прихоти – портрет все больше искажается, и Дориан уже не в состоянии ни видеть его, ни держать в открытом для посторонних глаз месте.

Он становится сущим параноиком, который каждый час, каждый свой шаг думает о том, как бы никто не увидел его портрет. Как бы никто не узнал о том, что творится в душе все еще юного аристократа. Он уже не доверяет никому, а когда Бэзил сообщает ему, что собирается выставить портрет на своей выставке картин – доходит едва ли не до бешенства.

Вместо того, чтобы рассказать художнику причину своего нежелания, он выуживает из него самое что ни на есть откровение. Холлуорд вынужден был признаться Дориану в своей любви к нему – чем действительно удивил самого юношу. Сам Грей считал, что в дружбе окрашенной романтической влюбленностью есть что-то трагическое.

Тем временем, слухи нарастали вокруг Дориана как снежный ком. Уже немногие из высшего общества отказывались с ним даже находиться в одной комнате, а просто демонстративно вставали и удалялись. Он стал оказывать дурное влияние на тех, кого окружал, и тем самым отталкивал от себя остальных.

Эти сплетни взволновали Бэзила. Художник потребовал от своего друга ответа, а тот вместо долгих откровений – показал ему свой портрет, когда-то написанный Холлуордом. Потрясенный, он долго не может узнать в том что увидел свое творение.

Дальнейшие мольбы его и взывания к Дориану, чтобы помочь ему искупить свою вину и раскаяться, вводят юношу в состояние неконтролируемого гнева. В бешенстве, он убивает Бэзила, ударив его несколько раз ножом.

Кошмары еще долго преследуют Грея. Он шантажирует своего давнего друга Алана, и тот помогает ему избавиться от главной улики – трупа художника. Дальнейшая же его жизнь складывается не лучшим образом. Он смог избавится от напоминаний, но отнюдь не от памяти. Избежавший возмездия за Сибиллу от ее брата Джеймса Вейна, он решает начать новую жизнь. Но все это оказывается только волей его тщеславия. Долгие раздумья тяготят Дориана, он снимает с себя вину и за смерть Бэзила и за самоубийство Алана и даже за то, что бросил Хетти – девушку из деревни, очень похожую на Сибиллу. А затем решает избавиться от портрета, как от причины его страхов и напоминании о пороках, чтобы начать всё заново, будучи свободным от прошлого. Он протыкает картину ножом, и в результате этого умирает, став тем, кем и был на самом деле: безобразным стариком, которого даже собственные слуги узнали только по перстням на пальцах. А портрет так и остался нетронутым, и с него смотрел все тот же юноша с внешностью ангела – ровно как в тот день, когда Холлуорд нарисовал его.

Проблематика романа «Портрет Дориана Грея»

Общая оценка идейного содержания творчества Оскара Уайльда считается установленной и завершенной. Западноевропейская критика пришла почти что к единодушному заключению, что щедро одаренный и глубоко несчастный художник был чистым эстетом и проповедником крайнего аристократического индивидуализма. Его высшим, верховным божеством была телесная красота, его религиозным культом -- поклонение изящной форме, а его нравственным законом -- гедонизм, признание единственной целью жизни человеку чувственные наслаждения.

Крупнейшим произведением Уайльда был роман «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray, 1890), в котором получили воплощение основные идейные и эстетические принципы писателя в годы расцвета его художественного творчества. Роман построен на интересном вымысле: красивый юноша Дориан Грей мечтает о том, чтобы молодость и красота никогда не покидали его. Художник Холуорд создаёт портрет, который обладает чудесным свойством -- на нём отпечатываются все последствия порочной жизни Дориана, тогда как сам Дориан сохраняет чистый, юношеский облик. .

Воплощение принципов эстетизма в романе «Портрет Дориана Грея»

Понятия «прекрасное» и «красота» (Уайльд пишет это слово с прописной буквы) ставятся в произведение на самую верхнюю ступень иерархии ценностей. Поучения лорда Генри и их воплощение -- жизнь Дориана -- как будто вполне соответствуют такой расстановке. Дориан красив, и красота оправдывает все негативные стороны его натуры и ущербные моменты его существования («избранник -- тот, кто в прекрасном видит лишь одно -- Красоту») .

Буквально все уровни повествовательной структуры раскрывают позицию автора, его сложное отношение к красоте. Так, сюжет «Портрета Дориана Грея обнаруживает, что фабула -- не главное в романе. Фабульная завершенность возникает не в результате событийной завершенности, а в результате итоговой оценки автора. Если в реалистических произведениях сюжет -- способ раскрытия характеров, то роман Уайльда по типу сюжета ближе к произведениям романтическим, в которых «образ автора, как субъективная норма или идеал художника, густо окрашивает своими отсветами весь изображаемый мир» Оказывается, что сюжет романа Уайльда -- это некая иллюстрация точки зрения повествования. .

Английский поэт был настоящим романтиком и гедонистом, выдержавшим точку зрения эстетизма и гедонизма до конца, до ее логических неизбежных последствий. Дориан Грей, отражая, без сомнения, внутренний мир своего творца -- натура цельная, свободная, чуждая раздвоенности и расслабляющей рефлексии.

Одаренный всеми данными для того, чтобы взять из жизни максимум приятных чувственных ощущений, Дориан берет их, не отравляя радости удовлетворения ядом раскаяния.

Исход такого «злоупотребления» удовольствиями жизни был неминуем. Пресыщенный до последних пределов, Дориан Грей, исчерпав все формы наслаждения, сделав красоту и искусство своим религиозным мировоззрением, потерял под этим влиянием всякую эстетическую восприимчивость. И, потеряв ее, он ищет потерянную восприимчивость в диких, грубых, дисгармонических проявлениях. Он устраивает концерты, исполнителями которых являются «безумные» цыгане, негры, индусы игравшие на первобытных инструментах; «дикие интервалы, говорит О. Уайльд, и режущие ухо диссонансы варварской музыки возбуждали Дориана, в то время как изящество Шуберта, дивная скорбь Шопена и могучая гармония самого Бетховена не производили никакого впечатления на его слух».

Дориан пытается уничтожить свой портрет, портрет-символ, который с некоторых пор стал, словно живой двойник, отражать его пороки: лицо молодого человека оставалось прекрасным -- на портрет же ложились морщины. Юноша пытается таким способом убежать от реальности, которую, в свою очередь, так порицал Уайльд. Дориан ударил ножом портрет, однако убил себя: его тело, сделавшееся уродливым и жалким, нашел слуга, между тем на полотне вновь возник прекрасный и вдохновленный облик юноши.

Этой жестокой по отношению к Дориану Грею иронией Уайльд утверждал невозможность безоглядного наслаждения безотносительно к страданию других и вместе с тем торжество творчества над убожеством реальности .

В итоге Дориан карается только тогда, когда тот поднимает руку на прекрасное -- на произведение искусства. Искусство как воплощение прекрасного вечно, и потому погибает герой, а остается жить прекрасный, как и в момент окончания работы художника, портрет. Все как будто бы согласуется с теоретическими воззрениями писателя. Вместе с тем финал романа может иметь и несколько иное истолкование. Мертвый человек, лежащий на полу, опознан его слугами лишь по кольцам на руках: «лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее». Сам облик мертвого Дориана антиэстетичен, а это обстоятельство позволяет даже в системе ценностей эстетизма прочитать наказание, понесенное за преступления .

Весь строй эстетических убеждений Оскара Уайльда значительно не совпадает с системой отсчета истинности и состоятельности существования героя по законам, декларированным викторианской этикой и согласно с нашими современными воззрениями на этот счет. О том, что доктрина эстетизма представляет собой по авторскому замыслу свод непременных правил, по которым следует интерпретировать роман, напоминает читателю лаконичное предисловие.

Двадцать пять изящных, остроумных афоризмов, составляющих это предисловие, могут быть восприняты как тезисное выражение системы воззрений, которая в ином виде и более пространно была изложена в диалогах и статьях, объединенных в книгу «Замыслы». Некоторые из этих афоризмов, сформулированных с предельным лаконизмом, куда более подробно и обстоятельно развернуты в диалогах.

Вместе с тем предисловие и сам роман как бы ведут между собою своеобразный диалог, в ходе которого согласие и противоречия чередуются. Выраженные афористично в отточенных фразах положения эстетической программы Уайльда проходят испытание «на прочность» в собственно фабульной части произведения. .

«Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все»,-- вспомним еще раз один из самых вызывающих афоризмов в предисловии». С ним перекликается другая сентенция; «Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля» [там же с.5].

Впрочем, у художника Бэзила Холлуорда, как нетрудно заметить, есть «этические симпатии» и даже некоторая склонность к морализированию; однако искусство Холлуорда находится вне сферы проявления этих качеств, а его морализаторству никак не влияет на друзей художника, разве что несколько утомляет их. Здесь Уайльд -- романист нисколько не противоречит Уайльду -- законодателю эстетизма.

Мысль о первичности искусства, отражающего лишь того, кто смотрится в него, «а вовсе не жизни»,-- мысль, заявленная на этот раз фрагментарно, получила развернутое выражение в диалоге «Упадок искусства лжи» ») .

Концепция Уайльда базируется на том, что Дориан сам по себе отражал эстетические взгляды автора, ставшие в дальнейшем его жизненной философией. Юноша представляет собой зеркало под названием «искусство», которое отражает в себе всю порочность и прозаичность жизни. И как последствие переносит это на полотно.

«Искусство отражает не жизнь, а того, кто наблюдает за ней», -- пишет Уайльд в своих письмах.

В романе переплетаются две совершенно противоположные концепции, которые, однако, являются их основой.

Первая: автор показывает стремление Дориана превратить жизнь в искусство, внести в неё красоту. С этой точки зрения роман является, несомненно, эстетическим произведением, в котором наряду с глубоким изучением души героя, подвергшегося эстетическому влиянию, прослеживается история его жизни, целью которой становится попытка Дориана сделать её похожей на красивый портрет. Дориан Грей -- денди, эстет, любитель прекрасного, окруживший себя утончённой роскошью. Исходя из того, что красота единственная высшая ценность, Дориан делает эту сторону бытия центром своего духовного существования.

Вторая концепция, получившая отражение в романе, парадоксальным образом противоречит первой: автор выявляет ограниченность эстетических взглядов Дориана, попавшего под «разрушительное обаяние» лорда Генри. Изощрённый эстетизм лорда Генри становится для него ловушкой. В этом можно усмотреть научно-философскую направленность романа, отразившего современные научные представления об эволюции личности и о причинах её деградации. .