Собств. Рафаэлло Санти или Санцио (Raphael, Raffaello Santi, Sanzio) РАФАЭЛЬ. АВТОПОРТРЕТ (1483 1520), итальянский живописец и архитектор, один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Произведения Рафаэля отличаются мягкостью и округлостью форм … Энциклопедия Кольера

- (собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)) (1483 1520), итальянский живописец и архитектор. В гармоничном искусстве Рафаэля с наиболее ясностью воплотились гуманистические представления о прекрасном и совершенном… … Художественная энциклопедия

Санти Автопортрет Имя при рождении: Raffaello Sanzio Дата рождения: 6 апреля 1483 Место рождения … Википедия

Рембрандта, приблизительно 1655 Автопортрет портрет … Википедия

Портрет художника, выполненный им самим (большей частью при помощи одного или нескольких зеркал). В автопортрете художник выражает своё самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов, порой соотносит свою личность с… … Художественная энциклопедия

Автопортрет (1744) Антон Рафаэль Менгс (нем. Anton Raphael Mengs; 12 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти над Лабем, Чехия 29 июня 1779, Рим) самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма. Биография Вместе со своим отцом и учителем, д … Википедия

Запрос «Рафаэль» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Рафаэль Санти итал. Raffaello Santi … Википедия

- [собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)] , итальянский живописец и архитектор. Искусство Р., привлекающее своей гармоничностью, с наибольшей ясностью… …

Портрет художника, выполненный им самим (большей частью при помощи одного или нескольких зеркал). В А. художник непосредственно выражает своё самосознание, оценку собственной личности, свои творческие принципы; во многих А. с большой… … Большая советская энциклопедия

Рафаэль Санти Автопортрет Имя при рождении: Raffaello Sanzio Дата рождения: 6 апреля 1483 Место рождения … Википедия

Книги

  • , Н. В. Астахова. Чтобы узнать историю мировой живописи, нужно немало времени. А предлагаемые вам наборы репродукций позволят узнать часть истории создания шедевров мастеров мировой живописи. Надеемся, что…
  • Золотая коллекция мировой живописи для юных искусствоведов , . Чтобы узнать историю мировой живописи, нужно немало времени. А предлагаемые вам наборы репродукций позволят узнать часть истории создания шедевров мастеров мировой живописи. Надеемся, что…

Не все историки искусства соглашаются с тем, что "Портрет юноши" (или "Портрет молодого человека") принадлежит кисти Рафаэля, но некоторые, напротив, считают его к тому же и автопортретом.
На этот вопрос, впрочем, ответить сложно, не имея возможности изучить саму картину.

Судьба "Портрета юноши", написанного в 1513 году, богата на приключения. После того как в начале XIX века его приобрела богатая польская семья князей Чарторыйских, портрету посчастливилось избежать всех конфликтов, сотрясающих Европу, но во время Второй мировой войны он попал в руки нацистов - с печальными последствиями.

К 1513 году тридцатилетний Рафаэль Санти, творивший во Флоренции одновременно с Леонардо да Винчи и Микеланджело, успел стать опытным художником - и его, как признаного мастера, пригласили из Флоренции в Рим для работы в Ватикане. Когда семь лет спустя Рафаэль скоропостижно скончался, благодаря восхищению, которое вызывали его работы, он удостоился чести быть похороненным в римском Пантеоне.

Хотя "Портрет юноши" не подписан, князья Чарторыйские, безусловно, исходили из распространенного предположения, что речь идет об автопортрете Рафаэля, когда приобретали картину у частного продавца в Венеции около 1800 года.

Прибыв в Польшу, картина стала украшать главное имение Чарторыйских - Пулавы; с ней на стенах соседствовали такие полотна, как например "Дама с горностаем" Леонардо да Винчи.

В 1830 году, после восстания в Кракове, шляхетское семейство обосновалось в Париже, где превратило отель "Ламбер" в настоящий польский культурно-политический центр. картины, разумеется, отправились вместе с хозяевами: так "Портрет юноши" провел в Париже около 40 лет всего с одним небольшим перерывом во время революции 1848 года, когда был отправлен в Лондон.

В 1876 году картина вернулась в Польшу по случаю открытия в Кракове музея Чарторыйских.

Но мирные времена продлились недолго. Когда началась Первая мировая война, картина была перевезена в Дрезден. Это позволило ее защитить, и в 1920 году полотно вернулось в целости и сохранности.

А вот в 1939 году нацисты перехватили ящик с пометкой "VRR" (Винчи, Рафаэль, Рембрандт), когда он направлялся в Сенявский дворец, принадлежащий семье Чарторыйских.

Впоследствии картину можно было увидеть в Берлинском музее, а затем она вернулась в Польшу, но уже как часть коллекции, которой нацистский генерал-губернатор Ганс Франк пожаловал сам себя. В 1945 году Франк бежал перед наступающей Красной Армией, а свою коллекцию живописи отправил в Германию.
С тех пор, однако, о местонахождении "Портрета юноши" ничего точно не известно.

Правда, в августе 2012 года газета "The Art Newspaper" сообщила, что картина Рафаэля "Портрет юноши" была найдена. Газета утверждает, что полотно находится в банковском хранилище, однако, какой именно страны, не уточнила. МИД Польши отметило, что ведомство не знает точно о местонахождении картины, но владеет информацией, что она хранится в безопасном месте. Так же в министерстве выразили уверенность, что картина Рафаэля вернется в Польшу.
Но с 2012 года, насколько мне известно, никаких новых сообщений о судьбе "Портрета юноши" не появилось.

А вот насчет того является ли "Портрет юноши" автопортретом Рафаэля, я, не будучи специалистом в вопросах истории искусства, ничего определенного сказать не могу. Впрочем, судите сами, сравнивая самый известный "Автопортрет" Рафаэля 1506 года, на котором он изобразил себя в возрасте 23 лет, с портретом, написанным семью годами позже.

Рафаэль Санти.Автопортрет. 1504–1506.доска, темпера. 47,5 ; 33 см
Галерея Уффици, Флоренция, Италия

"Автопортрет" был написан Рафаэлем в 1504-1506 г. (Флоренция, Уффици), в возрасте 22-23 лет.В это время он уже закончил учиться у Перуджино, но вместо того чтобы вернуться к себе на родину в Урбино с ясной перспективой вслед за своим отцом Джованни Санти стать придворным живописцем урбинских герцогов, молодой человек на свой страх и риск отправляется во Флоренцию.

Эпоха расцвета флорентийского искусства близится к концу, но там всё еще работают (перед скорым отъездом) великие старшие современники Рафаэля – Леонардо да Винчи и Микеланджело, и Рафаэль знает, что ему есть чему у них учиться.

Глядя на его автопортрет, как не согласиться с итальянским писателем Дольче, его младшим современником, который говорит, что Рафаэль любил красоту и нежность форм, потому что сам был изящен и любезен, представляясь всем столь же привлекательным, как и изображенные им фигуры.

"Можно смело утверждать, что он был воистину баловнем судьбы и вполне счастливым человеком, безраздельно преданным любимому делу, – пишет в биографии Рафаэля её автор Александр Махов. – Всё давалось ему легко и без особого напряжения. Этой поразительной лёгкостью он обязан своему гению, который оберегал его от всяких потрясений. Именно таким он выглядит на известном автопортрете (Флоренция, Уффици) – уверенным в себе молодым человеком с каштановыми волосами до плеч, правильными чертами лица и завораживающим взглядом карих глаз, в которых проглядывает некая хитринка».

Молодой человек на портрете одет просто и строго и в то же время элегантно. Из-под черного одеяния выступает тонкая белая полоска ворота. Волосы убраны под черный берет.

Рафаэль своим "Автопортретом", прежде всего, обнаружил свое понимание людей: прекрасное лицо написано вполоборота, в огромных глазах – бесконечная печаль, даже и отрешенность, но не обманитесь: взгляд этих глаз зорок – от него не ускользнет ничто из того, что он только удостоит заметить. Рафаэлю было двадцать три года.

Голова его и плечи четко вырисовываются на гладком фоне. Контур необыкновенно тонок, чуть волнист (во Флоренции Рафаэль уже приобщился к живописным открытиям Леонардо). Взгляд задумчив и мечтателен. Рафаэль как бы смотрит на мир и проникается его гармонией.

Но художник еще робок, юн, ласковая кротость разлита по его лицу. Однако сквозь его неуверенность и томление уже чувствуется нарождающееся душевное равновесие. Резко выступающая нижняя губа, линия рта, красиво и энергично изогнутая, овальный подбородок выдают решимость и властность.

"Сама природа наделила его той скромностью и добротой, что случается иной раз наблюдать у людей, сочетающих в себе исключительно мягкий и отзывчивый нрав с таким бесценным украшением, как приветливость в обращении, всегда позволяющую быть милым и обходительным со всяким человеком и в любых обстоятельствах". Так писал Вазари в 1568 году, и действительно, "утонченность, прилежание, красота, скромность и безупречные манеры" проступают в лице этого молодого человека.

Огромный талант Рафаэля не омрачался, как это часто случалось с художниками на всём протяжении истории, каким-либо душевным изъяном. Напротив, как говорил Вазари, ему присуще были редкие обаяние, доброта и скромность – такие, что «при одном виде Рафаэля любое дурное настроение и любая подлая или злобная мысль вылетала из головы».

Недавние исследования полотна обнаружили рисунок внизу, который подтверждает, что это действительно подлинный автопортрет, написанный около 1506 года. «Автопортрет» находился в коллекции кардинала Леопольда Медичи, с 1682 года - в собрании галереи Уффици.

Автопортрет, похожий на этот, но развернутый зеркально, изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа» в ватиканской «Станца делла Сеньятура» как образ древнегреческого художника Апелеса.


Природа принесла Рафаэля в дар миру тогда, когда пожелала быть побежденной не только искусством, но и добронравием. Его выдающиеся достижения ни в чем не уступали его личному обаянию. Именно в нём воссияло столь сильное усердие, красота, скромность и не малой величены талант.

Сикстинская Мадонна. 1515


РАФАЭЛЬ Автопортрет с другом, учителем фехтования.

Родился же Рафаэль в именитейшем итальянском городе Урбино в три часа ночи в страстную пятницу 1483 года от некого Джованни деи Санти, живописца не слишком выдающегося, но человека одаренного и способного направлять детей по верному пути.


Когда мальчик подрос, отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем большую склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование. Не прошло и много лет, как Рафаэль, будучи еще совсем юнцом, оказался отличным помощником во многих работах, которые Джованни выполнял для Урбинского государства.

Святые у распятия. 1503

The Wedding of the Virgin , Raphael"s most sophisticated altarpiece of this period.
Наконец, когда этот примерный и любящий отец убедился в том, что сын его, оставаясь при нем, мало что мог от него еще получить, он решил поместить его к Пьетро Перуджино, который, как ему говорили, занимал в то время первое место среди живописцев. В1500 году поступает на учебу в мастерскую Перуджино.

Мадонна Грандука. 1504
В скоре Рафаэль, изучил манеру Перуджино так, что подражал ей настолько точно и решительно во всем, что его копии невозможно было отличить от оригиналов его учителя, и нельзя было установить никакой разницы между его вещами и вещами Пьетро.

Мадонна на троне с Младенцем и святыми. 1504-05

Об этом ясно свидетельствуют в той же церкви Сан Франческо в Перудже фигуры, написанные им маслом на дереве для госпожи Магдалины дельи Одди, а именно вознесенная Богоматерь и венчающий ее Иисус Христос, внизу же вокруг гробницы - двенадцать апостолов, созерцающих небесное видение, а в мелко фигурной пределле, находящейся под образом, в разбитой на три сцены - Богоматерь, принимающая благую весть от ангела, волхвы, поклоняющиеся Христу, и он же в храме на руках Симеона.

Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем. 1505
Вещь эта выполнена поистине с предельным умением, и всякий, непривычный к этой манере, был бы твердо уверен в том, что картина написана рукой Пьетро, в то время как она, без сомнения, написана рукой Рафаэля. Так же известны самые ранние юношеские три работы Санти: " Архангел Михаил, поражающий сатану", "Три грации", и "Сон рыцаря". Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Но даже и во сне приходится делать непростой выбор - между книгой и цветком, между тяжким и легким жизненным путем.

Святой Георгий побеждающий дракона. 1504-06

К этому же периоду относится и картина Проповедь Святого Иоанна Крестителя. Исследователи предполагают, что это единственное дошедшее до нас изображение из пределлы (нижней створки алтаря) Мадонны Ансидеи в Перудже. Декоративная манера письма и некоторая схематичность в построении композиции напоминают о том, что молодой Рафаэль в эту пору находился под влиянием своего учителя Пьетро Перуджино.

Святой Георгий побеждающий дракона. 1505

Святой Михаил и дракон. 1505

В 1504 году Рафаэль покинул стены мастерской и отправился во Флоренцию. Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении художника. Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы.

Малая Мадонна Каупера. 1505

В последних флорентийских работах Рафаэля ("Положение в гроб", 1507, галерея Боргезе, Рим; "Св. Екатерина Александрийская", около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.
Главная тема живописи флорентийского периода - Мадонна с младенцем, которой посвящено не менее 10 работ.

Дама с единорогом. 1505

В последствии Рафаэлю пришлось вернуться в Урбино, где, за смертью матери и отца его Джованни, все его имущество оставалось без присмотра. И вот, в бытность свою в Урбино, он написал для Гвидобальдо, военачальника у флорентийцев, две маленькие, но прекраснейшие картины во второй своей манере, которые находятся и поныне у светлейшего и превосходительнейшего Гвидобальдо, герцога Урбинского. Для него же он выполнил небольшую картину с изображением Христа, молящегося в саду, и трех апостолов, уснувших неподалеку от него. Картина эта настолько выписана, что нельзя представить себе миниатюры лучше и иначе написанной.

Мадонна Бельведерская. 1506

После этих работ Рафаэль, уладив свои дела, вернулся снова в Перуджу, где он написал в церкви братьев сервитов на доске, находящейся в капелле семейства Ансидеи, св. Иоанна Крестителя и св. Николая, а в Сан Северо, небольшом монастыре камальдульского ордена в том же городе, а именно в капелле Богоматери, он выполнил фреской Христа во славе и Бога-отца в окружении ангелов и шести сидящих святых по три с каждой стороны: св. Бенедикта, св. Ромуальда, св. Лаврентия, св. Иеронима, св. Мавра и св. Плацидия. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами.

Снятие с креста. 1507

Святая Катерина. 1507

К числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (около 1513-1514, Санта Мария делла. Паче, Рим) и полная языческой жизнерадостности фреска "Триумф Галатеи" (около 1514-1515, вилла Фарнезина, Рим).


Триумф Галатеи. 1512-14

Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, - черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз, избытком жестикуляции.

Донна Велата. 1514

В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Ф. Пенни. Легкостью, изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519).

фреска Рафаэль Санти

В 1519 г., по его рисункам Рафаэля, были богато украшены разнообразной росписью потолок и стены так называемых "Ватиканских лож" - длинной галереи с арками, открывающимися на двор св. Дамаза, построенной Браманте для перехода из залы Константина в другие покои Ватиканского дворца.

Портрет Балдасаре Кастильоне. 1514-15

На сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов, окруженный орнаментом; стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную живопись древних римлян. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. апостолов; эти картины послужили оригиналами, по которым были вытканы в Брюсселе драгоценные ковры для украшения нижней части стен в Сикстинской капелле Ватиканского дворца.

Мадонна. 1515

Из произведений последнего периода деятельности Рафаэля особенно заслуживают внимания фрески в римской вилле Фарнезине. На темы классической мифологии: здесь, в целой серии изображений, чарующих зрителя красотой форм, нежностью и гармонией красок, изумительной силой проникновения художника в дух жизнерадостного античного миросозерцания, воспроизведены эпизоды прелестной сказки об Амуре и Психее (по Апулею), добавленные большой фреской, представляющей триумф нимфы Галатеи.

Папа Лев 10 с кардиналами. 1518

:Pope Julius II.

Portrait de Jeanne d"Aragon, by Raffaello Sanzio
Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.; большое "Несение Креста", наконец, прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно знаменитая "Сикстинская Мадонна» - произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве.

Заметный след Рафаэль оставил и в итальянской архитектуре. Среди его построек - маленькая церковь Сан"Элиджо дельи Орефичи (заложена около 1509) с ее строгим интерьером, капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (заложена около 1512) интерьер которой являет пример редкого даже для эпохи Возрождения единства архитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем, - росписей, мозаики, скульптуры, и недостроенная вилла Мадама.

Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами

Между тем все больше и больше разрасталась слава Рафаэля, а равным образом и награды, им получаемые. И вот, чтобы оставить о себе память, он построил себе в Риме, в Борго Нуово, дворец, который был оштукатурен по указаниям архитектора Браманте. Когда же молва об этих и многих других творениях этого знатнейшего художника проникла вплоть до Франции, а также Фландрии. Альбрехт Дюрер, удивительнейший немецкий живописец и гравер на меди, выпускавший прекраснейшие оттиски, посылал Рафаэлю свои вещи и в том числе головной автопортрет, выполненный им гуашью на тончайшей ткани так, что его можно было рассматривать одинаково с обеих сторон, причем блики были без белил и прозрачными, а прочие светлые места изображения были нетронутыми с расчетом на просвечивающую ткань, будучи только едва подкрашены и тронуты цветной акварелью. Вещь эта показалась Рафаэлю поразительной, и потому он послал ему много листов с собственными рисунками, которыми Аль Брехт особенно дорожил.

Сон рыцаря

Действительно, творчество Санти может считаться высшим проявлением и слиянием воедино всех лучших приобретений человеческого гения в сфере искусства, добытых общими усилиями множества художников за всю эпоху итальянского Возрождения.
Самой последней, предсмертной работой Рафаэля было "Преображение Господне" (в ватиканском музее); великий художник успел исполнить в этой картине только верхнюю часть; остальное исполнено в ней его учениками, уже после его кончины.

Преображение. 1518-20

Он умер в Риме, 6 апреля1520 г. Жизнь Рафаэля Санти была непродолжительной, но и отпущенного судьбой времени оказалось достаточно для того, чтобы о нем вспоминали как об одном из великих мастеров Высокого Возрождения.

Raphael, The Miraculous Draught of Fishes (1515)Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Принимавших участие в создании и украшении Ватикана - Рафаэля и Микеланджело, который был тоже старше Рафаэля, но после его смерти прожил еще много лет. Прах его был похоронен с теми почестями, которые заслужил столь благородный дух, и не было художника, который не заливался бы горькими слезами и не проводил бы его в последний путь.



«Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем»

Resurrection of Christ (The Kinnaird Resurrection ), 1499-1502

The en:Coronation of the Virgin 1502-3

Il Spasimo 1517, brings a new degree of expressiveness to his art
В 25 лет художник попадает в Рим, и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509-1511), среди которых безусловный шедевр мастера — фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины,


Афинская школа. Платон и Аристотель (задний план), Гераклит и Диоген (передний план)Последняя роспись Рафаэлем (1514—1517 гг.).

Форнарина полулегендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля , чьё настоящее имя было, как считается, Маргерита Лути, а своим прозвищем Форнарина была обязана профессии своего отца-булочника.

Рафаэль портрет молодой женщины или Форнарины 1518—1519,

«Мадонна делла Седиа, или Мадонна в кресле» , 1514

Self-portrait? by Raphael, missing since World War II or Francesco Maria della Rovere


Поиски уравновешенной композиции были чуть ли не главной задачей в мастерской Перуджино. П. Перуджино. Поклонение пастухов,




Сама композиция строилась по простым геометрическим схемам. Они должны были помогать зрителю понимать картину. П. Перуджино. Пьета,


Треугольная композиция – устойчивость, уверенность. П. Перуджино. Христос передает Петру ключи от Царствия небесного, фреска Сикстинской капеллы,






П. Перуджино. Обручение Марии, ок Рафаэль Санти. Обручение Марии, 1504




Основу живописного изображения Рафаэля всегда составляет рисунок. У него подмалевок – это конструктивная основа будущего полотна. Рафаэль Санти. Фрагмент картона к «Святому семейству с жемчужиной»,


Первенство рисунка позволяло добиваться четкости и гармоничности в линиях картины. Рафаэль Санти. Портрет молодой женщины с единорогом,


Особенно ревностно следит художник за равновесием масс на картине. Рафаэль Санти. Сон рыцаря,


Вслед за своими учителями художник воспринимал тондо как самый уравновешенный и гармоничный формат. Рафаэль Санти. Святое семейство под пальмой, 1506 Рафаэль Санти. Мадонна Террануова,




Иногда художник динамизирует композицию с помощью света, предвосхищая находки барокко. Рафаэль Санти. Освобождение Петра, Станца Элиодоро,




Рафаэль Санти. Станца ДЭлидоро,


Рафаэль Санти. Станца дель Инчендио ди Борго,








Портреты Рафаэля интересны столкновением внутреннего мира персонажей с их внешним видом. Рафаэль Санти. Портрет кардинала,


Писатель и политический деятель Бальдассаде Кастильоне дал описание «универсального человека» Возрождения. Рафаэль Санти. Портрет Бальдассаре Кастильоне,


Над своим крупнейшим произведением, «Сикстинской мадонной», Рафаэль работал по заказу монастыря св. Сикста в Пьяченце в годах. Рафаэль Санти. Этюд к картине «Сикстинская мадонна»,





Как и на иконе необычайно точно полотно решено в цветовом отношении. Зеленый цвет занавеса словно отмечает границу миров – небесного и земного. Духовное богатство св. Сикста отражено в золотом одеянии. Белоснежные лица-облака – символ чистоты. Красный – цвет жертвенной крови Христа. Синий плащ Богоматери отражает ее связь с небом.