Введение

2. Источники финансирования учреждений культуры

3. Особенности планирования расходов учреждений культуры

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Финансы в широком смысле слова – это совокупность денежных (стоимостных) отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, движением капитала в процессе создания и перераспределения валового внутреннего продукта.

Государственные (общественные) финансы – это сравнительно более узкий круг регламентированных государством денежных отношений, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.

Бюджет страны – это сама суть и содержание государственной политики. Бюджет порожден самим фактом существования государства. Он образует центральное звено системы финансов и выражает все ее основные качественные признаки.

Бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.).

В последние годы в связи с известным снижением роли приватизации в формировании доходов бюджетной системы, проблема эффективного управления государственной собственностью становится особенно актуальной. Вместе с тем, реформа управления государственным имуществом не сводится лишь к обеспечению доходов государства за счет неналоговых источников. Применительно к сектору унитарных предприятий на первый план выступает задача более качественного выполнения возложенных на них государственных функций и обеспечения публичных интересов, рационализации и повышения эффективности бюджетной политики (в доходном и расходном аспектах).


1. Состав расходов бюджетов на культуру

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты /1, ст.3/.

Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы: законодательства Российской Федерации о культуре». Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами.

Организации культуры могут быть учреждены:

Федеральными органами государственной власти и управления;

Органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

Местными Советами народных депутатов и соответствующими органами управления;

Общественными и религиозными организациями, фондами и другими общественными объединениями;

Иными, в том числе иностранными юридическими, а также физическими лицами.

Организации культуры обязаны зарегистрироваться в соответствии с порядком регистрации, установленным законодательством РФ / 1, ст.41/.

Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура, так же как и образование, выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма. Например, музеи наряду с поиском реликвий, организацией их реставрации, хранения, изучения должны удовлетворять и индивидуальные запросы посетителей. Тем самым они не только участвуют в историческом или художественном процессе, выполняя социальный заказ, но и реализуют коммерческий подход к использованию музейных коллекций. Дома, дворцы культуры, другие культурно-досуговые организации наряду с обслуживанием посетителей создают условия для занятий художественной самодеятельностью, народным творчеством, обеспечивая сохранение преемственности традиций, воссоздание основ фольклорного творчества. Театральные коллективы своим творчеством удовлетворяют как эстетические потребности населения, так и активно влияют на психологию зрителей, формируя общественное мнение. При этом значительная часть затрат на содержание театров покрывается за счет доходов от реализации билетов на спектакли.

Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство намеревается:

Осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;

Стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

Устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;

Способствовать развитию благотворительности в области культуры;

Осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

Экономические методы регулирования отношений в сфере культуры во многом схожи с методами, применяемыми в системе образования. В зависимости от собственника учреждения культуры могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, со смешанной формой собственности. Государственные и муниципальные учреждения создаются учредителем (учредителями), регистрируют свои уставы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием порядка пользования материальных и финансовых ресурсов. При финансировании учреждений по установленным нормативам право на получение дополнительных источников финансирования не ограничивается. Необходимо заметить, что в отличие от образования по учреждениям культуры Правительством РФ не утверждались Типовые положения, регламентирующие порядок их деятельности и финансирование. В то же время бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации. В настоящее время известно несколько предложений по расчету суммы средств, необходимых для этих целей:

Исходя из нормы бюджетного финансирования на человека и численности населения;

На основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;

На основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.

В Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре принят именно этот подход. Указано, что на культуру ежегодно должно направляться не менее 2% от федерального бюджета и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного уточнения объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов.

В реальной практике ситуация схожа с финансированием образования, так как ни федеральные, ни региональные власти не выполняют требований законодательства из-за дефицитности бюджетов. Методы определения общественно необходимых затрат (бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируется не культурная деятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения) культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования. В соответствии с бюджетной классификацией затраты на культуру отражаются в двух главных разделах - «Культура и искусство» (включая кинематографию) и «Средства массовой информации» (включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства).

Как и в других отраслях социальной значимости, в отношении бюджетных учреждений культуры применяется жесткая регламентация и детализация текущих расходов.

В таблице 1 представлена группировка экономической структуры расходов, финансируемых за счет бюджетных средств по отрасли «культура».


Таблица 1

Группировка экономической структуры расходов, финансируемых за счет бюджетных средств по отрасли «культура»

Наименование Государственные Негосударственная сеть учреждений и организаций
учреждения организации
1. Текущая деятельность: 1.1. финансирование в разрезе экономических статей 1.2. финансирование в форме субсидий + - - + - +
2. Реализация региональных и федеральных целевых программ + + +
3. Финансовая поддержка особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (федеральный и региональный бюджет) + + -
4. Проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий за счет средств: 4.1.государственного, регионального и местного значения + + +
5. Государственные инвестиции на: 5.1. оборудование 5.2. капитальный ремонт и реставрацию объектов культуры 5.3. новое строительство + + + + + + - - -

Данные таблицы 1 позволяют определить содержание расходов с точки зрения видов деятельности и форм финансирования. Необходимо иметь в виду, что состав расходов отрасли можно представить через источники финансирования, уровни бюджетов, направления деятельности и т.д.

Культурный комплекс, или отрасль хозяйства культура , пред­ставляет собой совокупность предприятий, учреждений и органи­заций, решающих специфические задачи по развитию и самореа­лизации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовая база сохранения и развития оте­чественной культуры — Закон РФ «Основы законодательства Рос­сийской Федерации о культуре» № 3612-1 от 09.10.1992 г. В нем отмечена неразрывная связь создания культурных ценностей, при­общения к ним граждан для решения экономических проблем. Как и образование, культура — один из основных претенден­тов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при уме­лом его использовании может существенно раз­вивать экономику.

Действующее законодательство в сфере культуры предусмат­ривает, что государство берет на себя обязательства по обеспече­нию доступности для граждан культурной деятельности, культур­ных ценностей и благ. С этой целью государство:

Осуществляет бюджетное финансирование государственных и — в необходимых случаях — негосударственных организаций культуры;

Устанавливает порядок налогообложения некоммер­ческих организаций культуры;

Стимулирует развитие культуры посредством предоставле­ния налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вклады­вающим свои средства в культуру;

Способствует развитию благотворительности в области куль­туры;

Осуществляет свое покровительство в отношении малообес­печенных граждан.

В зависимости от собственника учреждения культуры могут быть государственными, негосударственными и со смешан­ными формами собственности. Они создаются учредителями, регистрируют свои уста­вы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием порядка использования материальных и финансовых ресурсов. Но в отличие от образования по учреж­дениям культуры Правительством РФ не утверждались Типовые положения, регламентирующие порядок деятельности и фи­нансирования. В то же время бюджетное финансирование — осно­ва государственных гарантий сохранения и развития культуры в РФ. В современный период известно несколько способов определения суммы средств, необходимых на эти цели:

· по норме бюджетного финансирования на человека и численности населения;

· на основе процента от суммы национального дохода, созда­ваемого в регионе;

· на основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.

В Основах законодательства России о культуре принят послед­ний подход и указано, что на культуру ежегодно должно направ­ляться не менее 2 % федерального бюджета и 6 % — территориальных бюджетов. В реальной практике ситуация схожа с финансированием обра­зования, так как ни федеральные, ни региональные власти тре­бования законодательства не выполняют из-за дефицита бюдже­тов. В соответствии с бюджетной классификацией затраты на культуру отражаются в двух главных разделах: «Культура и искусство» — раздел 1500, «Средства массовой информации» — раздел 1600. Распределение расходов осуществляется по целевым и экономическим статьям, поэтому действует не нор­мативное, а постатейное выделение бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется своя специфическая методика.

Наибольшую трудность при оценке предстоящих расходов и при определении необходимого объема бюджетного финансиро­вания представляют музеи из-за разнооб­разия условий их деятельности и непредсказуемости доходов.


По учреждениям культуры фонд оплаты труда не имеет стимулирующей составляющей — материального поощрения работни­ков, а поступающие

от входной платы в музеи доходы называются специальными средствами. Музеи со­ставляют отдельную смету доходов и расходов по специальным средствам, согласовывая их распределение по стать­ям с учредителем.

При расчете объемов бюджетного финансирования по теат­рам и концертным организациям прежде всего определяются объе­мы предполагаемого поступления доходов, зависящих от ко­личества обслуживаемых зрителей и средней цены билета. Количество зрителей рассчитывается как произведение вмести­тельности зрительного зала, количества планируемых спектаклей и их средней посещаемости. Все спектакли распределяются на ут­ренние, дневные и вечерние, а цена билетов зависит от времени проведения спектакля. Помимо доходов от спектаклей, театры могут иметь доходы от оказания других услуг населению.

Смета театра представ­ляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: дохо­ды и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учиты­ваются доходы от сборов по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии, а во втором — все расходы незави­симо от источников их покрытия. Концертная деятельность включает различные жанры — эстрадные, филармонические и пр. Государ­ственная финансовая поддержка оказывается филармоническим направлениям, так как из-за своей специфики они наиболее убы­точны. В современный период Министерство культуры РФ финансирует федеральные учреждения и организации по перечню Правительства РФ. В него включены библиотеки, музеи, теат­ры, учебные заведения, которые имеют особую культурную зна­чимость для России, а их деятельность — в сфере культуры и искусства.

Массовая сеть государственных учреждений культуры финанси­руется за счет муниципальных бюджетов. В зависимости от места расположения библиотеки, музеи, театры, дома и дворцы куль­туры учреждения отличаются по масштабам деятельно­сти, числу работников, охвату населения. Значительное количест­во малых учреждений культуры, расположенных в сельской местности, ориентировано преимущественно на бюджетное фи­нансирование и не имеет расчетных счетов. Крупные муниципаль­ные учреждения культуры имеют все признаки юридического ли­ца: самостоятельную смету и банковский счет. Финансирование муниципальных объектов культуры может быть как сводным, так и индивидуальным.

В условиях ограниченного финансирования при разработке программы необходимо иметь крупную со­циально значимую и общественно необходимую цель, которая мо­жет быть достигнута разными исполнителями. Для повышения эф­фективности выделяемых средств в условиях конкуренции применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциаль­ных исполнителей заказа, когда предпочтение может быть отдано не только государственным, но и негосударственным организациям культуры, частным лицам, предложившим более результативные мероприятия с наименьшими затратами. В последние годы в жизнь органов управления и организаций культуры внедряется принцип применения так называемого со­циально-творческого заказа. При таком способе финансирования для всех субъектов культурной деятельности также создаются рав­ные возможности на получение бюджетных средств.

Таким образом, все выбранные способы финансирования основаны на нормативно-сметном расчете с раз­личными модификациями. Главную роль в этих расчетах играет метод прямого счета с применением таблиц, называемых смета­ми расходов.

Согласно ФЗ “Основы законодательства РФ о культуре” основными задачами законодательства в области культуры являются:

  • 1. Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность.
  • 2. Определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности.
  • 3. Определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
  • 4. Создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации.

Законодательство РФ о культуре состоит из законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре .

Областью применения Основ законодательства РФ о культуре являются:

  • 1. Выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры.
  • 2. Художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы.
  • 3. Художественная литература, сценическое, кинематография, пластическое, музыкальное искусство, дизайн и архитектура, фотоискусство, другие виды и жанры искусства.
  • 4. Музейное дело и коллекционирование.
  • 5. Самодеятельное художественное творчество.
  • 6. Книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело.
  • 7. Эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.
  • 8. Телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей.
  • 9. Научные исследования культуры.
  • 10. Производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.
  • 11. Международные культурные обмены.
  • 12. Иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

В соответствии со ст.27 ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре», основы регулирует отношения государства и положение творческих работников, а именно:

  • 1. Стимулирует деятельность творческих работников, направленную на сохранение и развитие культуры, повышение качества жизни народа.
  • 2. Обеспечивает условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности.
  • 3. Способствует материальному обеспечению, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре.
  • 4. Способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать оплачиваемую работу.
  • 5. Содействует творческим работникам в расширении международных творческих контактов.
  • 6. Расширяет возможности участия женщин в различных областях культурной деятельности.
  • 7. Реализует положения принятой ООН Декларации прав ребенка, учитывающие специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью.

Организация культуры покрывает свои расходы за счет доходов от собственной деятельности, за счет средств учредителей и иных разрешенных законодательством РФ доходов и поступлений .

Учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного учреждения:

  • 1. Осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату.
  • 2. Обеспечивает в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование расходов на содержание, сохранение и пополнение государственной части Музейного фонда Российской Федерации, архивных фондов, библиотечных, а также сохранение и использование объектов культурного наследия, переданных бюджетному и автономному учреждению в соответствии с федеральным законом.

Право учреждения культуры на получение безвозмездных субсидий от российских и зарубежных физических и юридических лиц, международных организаций не ограничивается.

Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом организации культуры.

В соответствии с ФЗ №83-ФЗ финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением муниципального задания будет осуществляться в виде субсидий из соответствующего бюджета. Финансирование в виде субсидий предполагает, что все операции с денежными средствами осуществляются через лицевые счета, открываемые в органах казначейского исполнения бюджета.

По мнению Набиуллина Н.Р., развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В “Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, культура выступает основным образующим фактором в формировании человеческого капитала. Только в культурной среде, можно определить цели и нравственные ориентиры развития общества, возможно добиться современного уровня интеллектуального и культурного развития. В культурной среде в настоящее время отводится роль ключевого понятия современного общества, наиболее точно определяющего его нравственную и духовную составляющую. Культурная среда выступает как:

В связи с этим формирование и развитие культурной среды представляет собой важнейшее условие повышения качества жизни в Российской Федерации. При этом актуальным является оказание государством поддержки федеральным, региональным и муниципальным учреждениям культуры и искусства.

Начата реализация государственной программы «Культура России».

В рамках основных направлений Программы, требуется решение таких проблем и осуществление таких мероприятий, как:

  • 1. Сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности.
  • 2. Модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности.
  • 3. Информатизация отрасли.
  • 4. Создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры.
  • 5. Выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации.
  • 6. Поддержка современного искусства и народного творчества.
  • 7. Создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе.
  • 8. Развитие образования в сфере культуры и искусства.
  • 9. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизация отрасли.
  • 10. Расширение инвестиций в сферу культуры и развитие материально-технической базы.

В рамках Программы предусмотрено выделение следующих этапов выполнения работ:

I этап (2012 - 2014 годы) - предварительный этап, предусматривающий финансирование мероприятий в рамках отрасли культуры в связи с социально - экономической ситуацией в стране. Предполагается стимулирование создания новых современных произведений, поддержка профессионального искусства, наиболее эффективных направлений развития культуры и развитие отстающих направлений, проведение культурных мероприятий, выполнение необходимых реставрационных работ, развитие материальной базы учреждений культуры, что позволит обеспечить необходимое качество культурных благ и услуг, предоставляемых населению. В рамках направления по сохранению культурного наследия впервые будет выделена деятельность по сохранению и исследованию археологических объектов, также в отдельное направление выделяется поддержка участия России в международном культурном процессе.

II этап (2015 - 2018 годы) - этап развития, предусматривающий увеличение финансовых ассигнований на поддержку новых инициатив в сфере культуры и искусства. Предполагается проведение работ по реализации значимых проектов в различных сферах культуры, масштабные работы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры, активное влияние на развитие культурных процессов в регионах, проведение необходимых реставрационных работ на объектах культурного наследия и строительство новых объектов культуры и искусства в субъектах Российской Федерации.

Приоритеты в использовании ресурсов намечены практически в каждом из направлений Программы. Например, в сфере искусства акцент делается на поддержку современного искусства; при развитии библиотечной сети - на развитие национальной электронной библиотеки и на создание мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек, в деятельности архивной системы обращается внимание на формирование архивных электронных ресурсов и их представление в сети Интернет; в сфере сохранения культурного наследия выделяется программа реставрации памятников "Золотого кольца", что будет способствовать развитию туризма и региональной экономики.

В Программе предусматриваются мероприятия по поддержанию, развитию учреждений культуры и созданию необходимых условий для ведения образования в сфере культуры и искусства как базы развития культурного потенциала страны. Предполагается обеспечение учреждений культуры, искусства, образования и кинематографии специализированным оборудованием, транспортом, музыкальными инструментами, методическими материалами и литературой в порядке, разработанном в рамках Программы.

Комплекс мероприятий Программы формируется по направлениям расходов: капитальные вложения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие нужды в разрезе различных направлений. Поэтому государство поддерживает эти направления в виде различных форм финансирования.

С учетом поставленных задач необходимый объем ресурсного обеспечения, который необходим для реализации Программы, оценивается в 192,8 млрд. рублей, в том числе 186,5 млрд. рублей за счет федерального бюджета. Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год.

Ресурсное обеспечение Программы планируется с учетом положения в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокой экономической и социальной значимости проблемы, а также возможностей ее реализации с применением инструментов государственно-частного партнерства и эффективного взаимодействия всех участников Программы. Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников. Формы поддержки культуры и искусства из государственного бюджета могут быть следующими:

  • - прямое финансирование;
  • - общие и целевые трансферты субнациональным бюджетам;
  • -совместное участие органов власти разного уровня в финансировании;
  • - посредством независимых посреднических структур;
  • -на основе механизмов партнерства в форме смешанного государственно-частного финансирования.

В общем виде доходы организаций культуры формируются из следующих элементов: прямого бюджетного финансирования; косвенного бюджетного финансирования и внебюджетных фондов.

Прямое финансирование осуществляется на основе полного финансирования текущих издержек и капиталовложений, специальных целевых трансфертов, а также в форме грантов. Финансирование организаций культуры, имеющих статус бюджетных учреждений, согласно вступившему в силу с 1 января 2011г. Федеральному Закону от 8 мая 2010г. №83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения (муниципальных) учреждений», будет осуществляться в форме субсидий из бюджета на выполнение государственного задания.

Таким образом, современным бюджетным законодательством РФ в качестве основного механизма выделения средств из бюджета государственным и муниципальным учреждениям культуры определяется финансирование муниципального задания.

Кроме того, одной из наиболее распространенной формой прямой государственной поддержки культуры являются гранты, которые выплачиваются как организациям, так и отдельным работникам культуры. Грантовая поддержка позволит, прежде всего, сделать так, чтобы талантливые люди не уходили из сферы культуры и искусства. Главное при этом - наладить систему контроля и эффективности использования грантов.

Косвенное финансирование включает в себя такие элементы, как льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате налогов на федеральном уровне, а также права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению учреждениям культуры дополнительных налоговых льгот в пределах сумм налогов, подлежащих зачислению в их бюджеты. А также такие финансово-экономические льготы, как закрепление имущества на праве оперативного управления, в некоторых случаях передача в безвозмездное пользование или ограничения на ставки арендной платы; льготные тарифы на коммунальные услуги.

Бюджетных средств, выделенных из государственного бюджета недостаточно, поэтому при переходе к рыночной экономике организации культуры получили возможность обращения к дополнительным источникам финансирования.

Помимо бюджетного финансирования, учреждения культуры имеют внебюджетные источники финансирования, формируемые из собственных доходов организации, полученных от предоставления платных услуг и использования имущества, спонсорских вкладов, благотворительных пожертвований, грантов благотворительных фондов и другие. Для решения проблемы недостаточности финансирования привлекательным является направление, связанное с механизмом партнерства в форме смешанного государственно-частного финансирования .

Однако в России пока не сложились условия, при которых взаимосвязь «государство-бизнес-культура» представляла бы собой равносторонний треугольник взаимодействий. Решением данной проблемы может послужить введение системы стимулирующего налогообложения.

Таким образом, расширенное финансирование учреждений культуры и искусства является ключевым элементом в рамках реализации задач и решения рассмотренных проблем.

Достижение экономического эффекта в сфере культуры и искусства планируется обеспечить за счет привлечения дополнительных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства, формирования экономически благоприятных условий для бизнеса, а также повышения роли культуры.

Привлечение дополнительных источников финансирования в сфере культуры может привести к следующему:

  • - появление тенденции к росту объемов негосударственных ресурсов;
  • - создание благоприятных условий для разнообразной творческой деятельности, увеличение доступности предлагаемых населению культурных благ и информации в области культуры и искусства;
  • - освоение новых форм и направлений культурного обмена.

Основной социально-экономический результат от привлечения дополнительных средств в сфере культуры и искусства выражается в повышении ее роли в жизни граждан и, следовательно, в повышении качества жизни в целом.

По мнению Поляка Г.Б., для поддержания и развития культурного уровня общества государство выделяет из бюджета финансовые ресурсы. Их доля в консолидированном бюджете России превышает 70 %, доля местных бюджетов составляет 30%, а региональных бюджетов 40%.

Такое распределение средств обусловлено тем, что за счет средств местных бюджетов финансируются самые массовые учреждения культуры. За счет региональных бюджетов финансируются объекты республиканского, краевого, областного значения.

Особенностью финансирования объектов культуры является то, что часть из них имеет возможность получения внебюджетных доходов, поступающих в результате их коммерческой деятельности.

В первую очередь это относится к концертным залам, дворцам культуры, театрам, циркам и так далее. Поэтому в этой области бюджетное финансирование сочетается с хозрасчетной деятельностью.

Тем не менее, в большинстве случаев бюджетные ассигнования преобладают, если бюджетное финансирование музеев, дворцов культуры, библиотек осуществляются по полному перечню статей расходов, то для театров, концертных организаций, организаций кинематографии, цирков бюджетные ассигнования выделяются главным образом в виде субсидий и средств на капитальный ремонт.

В виде бюджетных субсидий оказывают также поддержки средствам массовой информации .

При составлении бюджетов расходы по разделу «Культура, искусство и кинематография» рассчитывают исходя из нормативов бюджетной обеспеченности в системе культуры, искусства и кинематографии с учетом повышения федерального уровня фонда, оплаты труда и применением индексов - дефляторов расходов на оплату коммунальных услуг, материальных затрат.

По мнению Кузнецовой И.Д. в 2010г. бюджетные учреждения имели сметное финансирование, которое не стимулировало руководителей учреждений к эффективному хозяйствованию и к контролю за качеством оказанных услуг. Поэтому появилась необходимость реформирования бюджетных учреждений .

Целью реформы является снижения бюджетных расходов при повышении качества оказанных услуг.

С момента вступления в силу Федерального закона от 08 мая 2010г. № 83-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января изменяется система финансового обеспечения муниципальных учреждений.

С 1 января 2011 и до 1 июля 2012г. был установлен переходной период для проведения бюджетной реформы.

Новая реформа бюджетной системы предусматривает:

  • 1. Мониторинг потребности в муниципальных услугах. Введение мониторинга позволит производить систематический сбор информации, оценку и прогнозирование потребности юридических и физических лиц в муниципальных услугах.
  • 2. Изменение подхода к планированию бюджетных ассигнований. Новшеством в новой системе финансирования муниципальных учреждений является переход на планирование расходов предоставления муниципальных услуг вместо расходов на содержание муниципальных учреждений.
  • 3. Формирование муниципальных заданий. Муниципальные задания включают показатели объема и качества услуг, а также плановые объемы бюджетных ассигнований на их предоставление.
  • 4. Создание новых типов бюджетных учреждений. После проведения реформы появились новые типы учреждений: автономные, бюджетные и казенные .

Последствия бюджетной реформы:

  • 1. Снижение расходов бюджетов.
  • 2. Увеличение дополнительных источников финансирования за счет осуществления коммерческой деятельностью.
  • 3. Открытость отчетности муниципальных учреждений.
  • 4. Повышение качества и доступности муниципальных услуг для населения.

Отрицательные стороны реформы:

  • 1. Возникает риск недофинансирования муниципальных учреждений в малых и средних городах и в сельской местности.
  • 2. Платных услуг больше, чем бесплатных услуг.
  • 3. Сокращение бюджетной сферы и расширение сферы рыночной.

Существует два метода финансирования бюджетного учреждения: постатейный и комбинированный методы.

Согласно постатейному методу финансирования:

  • 1. Расходные потребности устанавливаются путем индексации величины расходов предыдущего года;
  • 2. Обоснование потребности в ресурсах выступает главным обстоятельством при планировании финансирования;
  • 3. Перераспределение средств между статьями и разделами не допускается или затруднено;
  • 4. Остатки средств на бюджетном счете ликвидируются в конце года;
  • 5. В данном методе преобладает внешний контроль, который осуществляется вышестоящими или специализированными ведомствами. Особое внимание уделяется контролю за исполнением расходных статей бюджета.
  • 6. Низкий уровень делегирования ответственности, т.е. сотрудники на различных уровнях имеют мало возможностей самостоятельно делать то, что, по их мнению, может повысить эффективность расходования бюджетных средств .

Комбинированный метод финансирования предполагает:

  • 1. Бюджетные расходы устанавливаются исходя из количества занимаемых людей. Соотносятся с показателями результатов.
  • 2. Главное при планировании - обоснование приоритетов и ожидаемых результатов.
  • 3. Разрешается перераспределение средств между статьями расходов.
  • 4. Денежные средства, которые остались в конце года переносятся на другой год.
  • 5. Ведется мониторинг деятельности и последующий внешний финансовый аудит. Контролируется расходование бюджетных средств и достижение поставленных целей.
  • 6. Высокий уровень делегирование полномочий. Сотрудники имеют право самостоятельно делать то, что, по их мнению, может повысить эффективность расходования бюджетных средств и могут самостоятельно определять методы достижения поставленной цели.

Комбинированный метод позволит, с одной стороны, удовлетворять потребности населения в какой-то сфере, а, с другой стороны, стимулировать учреждения на повышение качества их работы и уровень подготовки людей.

Уровень подготовки людей и человеческий капитал является ориентиром для развития современной экономики .

В то же время, очевидно, что на сегодняшний день культура в России не является приоритетной сферой для инвестирования, несмотря на то, что государственные расходы на культуру выросли по сравнению с предыдущими годами.

Казенное учреждение может функционировать в любых сферах, включая культуру. Его деятельность заключается в предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении работ, исполнении государственных и муниципальных функций, и осуществляется на основе бюджетной сметы

В соответствии с Федеральным законом №83-ФЗ в качестве казенного учреждения культуры выступает государственная или муниципальная организация, деятельность которой направлена на выполнение работ и предоставление услуг для обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или самоуправления.

Его основным источником финансирования являются средства соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Какое предназначение казенного учреждения культуры

Данный вид учреждения создается не только для того, что выполнять определенные виды работ и оказывать услуги. Его предназначение заключается и в исполнении государственных функций. Это говорит о возможности их функционирования как в сфере культуры и искусства, так и в любой другой некоммерческой сфере.

Главная цель деятельности казенного учреждения культуры заключается в удовлетворении культурных потребностей населения. Достичь поставленной цели можно при условии решения целого ряда задач:

  • регулярного изучения потребностей в культурно-досуговой сфере и сфере народного творчества;
  • обеспечения методического руководства организациями, деятельность которых направлена на оказание услуг в сфере досуга, культуры и искусства;
  • организации, развития и внедрения инновационных форм культурно-просветительской деятельности;
  • обучения кад­рового персонала по сох­ра­нению и раз­ви­тию
  • тра­диционных куль­тур всех эт­ни­чес­ких групп, которые про­жива­ют на тер­ри­тории му­ници­паль­но­го об­ра­зова­ния;
  • организации и проведения массовых и коллективных , включая выставки, конкурсы, фестивали и многое другое.

Деятельность казенных учреждений культуры осуществляется в различных направлениях: информационно-аналитическом, методическом, научно-исследовательском, просветительском и так далее. Это позволяет успешно реализовать задачи и достичь поставленной цели.

Сотрудники таких учреждений про­водят ме­роп­ри­ятия ис­сле­дова­тель­ского и ме­тоди­чес­кого характера, например, фоль­клор­но-эт­ногра­фичес­кие эк­спе­диции, прак­ти­чес­кие кон­фе­рен­ции или из­да­ние ме­тоди­чес­ких пособий.

Они занимаются изучением состояния и тенденций развития различных категорий клубных любительских объединений, распространяют практический опыт, оказывают методическую помощь в разработке сценариев, оказывают консультации по оформлению необходимой документации. Перечень мероприятий, которые проводятся на базе казенных учреждений культуры, отличается разнообразием форм и тематики.

Чем отличается казенное учреждение

Казенное учреждение культуры имеет некоторые особенности, которые отличают его от автономных и бюджетных организаций. Прежде всего это касается . Вся деятельность данного учреждения финансируется из бюджета на основе бюджетной сметы. И это является в некоторой степени преимуществом, которое получают казенные организации культуры взамен максимального ограничения в проявлении какой-либо инициативы.

Стоит заметить, что согласно закону казенное учреждение, как и организации других видов, вправе заниматься деятельностью, приносящей дополнительный доход. Одной из наиболее распространенных форм дохода в данном случае являются как поступления от платных услуг, так и добровольные пожертвования юридических и физических лиц, а также арендные платежи.

При этом все доходы, полученные в результате такой деятельности, должны поступать только в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. То есть распоряжение ими не является компетенцией учреждения .

Как известно казенные учреждения отвечают по своим обязательствам средствами, которые находятся в их распоряжении. Если же этих средств недостаточно, то субсидиарную ответственность по обязательствам данных организаций несет учредитель.

Все операции, касающиеся бюджетных средств, выполняются через лицевые счета, открытые для данной организации в органах казначейства. Денежные обязательства со стороны учреждения, означенные в исполнительном документе, должны выполняться в рамках лимитов бюджетных обязательств.

Субсидии для такого вида учреждений не предоставляются.

Если необходимо заключить контракт, то сделать это может только учредитель. Также существуют и другие ограничения, например:

​Помимо этого, оно имеет ограничения в условиях пользования собственностью, которая передана учредителем на правах оперативного управления. Это означает, что казенная организация не может распоряжаться имеющим ценность движимым и недвижимым имуществом, не получив на это согласие учредителя.