За Пришвиным я долго следил издали; боясь встретиться с ним, с этим, как мне казалось, знахарем и мудрецом. От него как бы пахло талой водой, едким соком дягиля, лесной прелью, вечерней зарей над болотами.

Он всегда где-то скрывался, в каких-то российских гущах, как мужичок-лесовик, неслыханно лукавый и до того проницательный, что ни одна птичья хитрость не могла от него ускользнуть.

Потом мы встретились, но близко не сошлись. Он обладал тем качеством, которое не всегда помогает сближению, – своим особым и порой невнятным для окружающих языком для выражения своих совсем особых мыслей.

Что-то в нем было от старого цыгана, не только в наружности, но и в том вольном знании страны, что свойственно прирожденным бродягам.

Однажды Пришвин сказал мне, что все напечатанное им – сущие пустяки по сравнению с его дневником, с его ежедневными записями. Он вел их всю жизнь. Эти записи он главным образом и хотел сохранить для потомства.

После смерти Пришвина часть этих записей была опубликована. Судя по ним, это был труд поразительный и огромный, полный поэтической мысли и неожиданных коротких наблюдений,. – таких, что другому писателю двух-трех строчек Пришвина из этого дневника хватило бы, если их расширить, на целую книгу.

Если в литературе есть подтекст – второе значение вещей, вторичное их видение, отражающее, как эхо. основной звук и укрепляющее его в нашем сознании, – то Пришвин открыл подтекст в русской природе.

Тайна этого подтекста состояла в том, что его личное, очень интимное ощущение от мелколесья, зверей, облаков, рек, глухих чапыг и вторичного цветения какой-нибудь облепихи сливалось с природой и давало ей особенный, пришвинский облик.

Пришвин сам существовал как явление русской природы.

Он был владетелем нашей земли по праву любви к ней, по праву знания, и, как все владетели, был немного собственником, но в особенном значении этого слова.

Он жалел и охранял землю как собственник, но не для себя, а для искусства и для поколений. Охранял потому, что знал облагораживающую силу девственной земли.

Поэтому он очень сердился на меня за то, что я написал книгу «Мещерская сторона» и тем самым привлек к Мещерским лесам пристальное и губительное (к сожалению) внимание людей с его неизбежными тяжкими последствиями – толпами туристов, истоптавшими вконец эти свежие некогда места, и бригадами людей практических, тотчас же начавших приспособлять этот край к извлечению из него наибольшей выгоды.

– Вы знаете, что вы наделали своими восторгами перед Мещерой! – сказал он мне с укором и осуждением, как неосторожному мальчику. – В вашей тихой Солотче уже строят сотни дач для жителей Рязани. Пойдите-ка теперь в луга и найдите хоть один цветущий шпорник. Поищите! Черта с два вы его найдете! Красоту только тронь небрежной рукой, – она исчезнет навеки. Современники, может быть, и будут вам благодарны, а дети ваших детей вряд ли за это поклонятся. А сколько в этой самой Мещере было сил для развития высокого народного духа, народной поэзии! Неосмотрительный вы человек, милый мой. Не сберегли свое Берендеево царство.

Да, шпорник теперь в Мещере, пожалуй, и днем с огнем не найдешь.

«Днем с огнем» – какие хорошие слова. Для детей. Потому что только ребенок может поверить, что по зарослям бродят днем какие-то чудаки и светят сильными фонарями в гущу трав, чтобы в их укромной тени найти синий – втрое более яркий и темный, чем небо, – цветок.

Сначала я был ошеломлен гневом Пришвина. И даже чуть возмущен. Все, мол, для себя, ничего для людей. Что хорошего и достойного в том, чтобы прятать от них красоту?

Но вскоре я убедился, что Михаил Михалыч говорил так, заботясь о благе людей, о том, чтобы их жизнь не была обездолена. Он думал далеко вперед, мы же привыкли думать о сегодняшнем дне, – в этом заключается наше себялюбие.

Расставьте знаки препинания. Солнце пригрело и в тёплом воздухе задрожали поплыли вершины сопок. В палисаднике цветёт жёлтая акация и начинает пахнуть сирень. Место куда мы приехали было поистине очаровательно. Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки. Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.

Картинка 7 из презентации «Сложное предложение 9 класс» к урокам русского языка на тему «Сложное предложение»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Сложное предложение 9 класс.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 91 КБ.

Скачать презентацию

Сложное предложение

«Осложнённое предложение» - Я не делал решительно ничего. 1. Выполните синтаксический разбор предложения, расставьте знаки препинания. Урок русского языка в 11 классе Учитель: Таранова В.А. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. (С.Есенин). Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Потом я повернул на длинную липовую аллею.

«СПП» - Соотносительные пары в приместоименно-определительных СПП. Речевая практика. Сферы функционирования СПП с придаточными изъяснительными. Повествование – Я вижу, что строительство набирает обороты. Союзы и союзные слова с изъяснительным значением. Характер модуса определяется характером слова, прикрепляющего придаточную часть.

«Бессоюзное предложение урок» - Потому что а именно что. Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении? Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. Роль БСП в тексте. Ошибки: 2. [время]- 4. : [дополнение]. Практическая работа. : Интонация. Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось.

«Типы сложных предложений» - Синтаксический разбор предложения. Так(же). Буд(то). Так что. Что(бы). Пока. Так как. И. 9 класс. Словно. В Японии родилось искусство составления букетов. «Союзный» дождь. Икебана. Составьте из двух простых предложений сложносочиненное и сложноподчиненное. Однако. Точно. Звучит “Вальс цветов” П.И. Чайковского.

«Подчинительная связь» - Шел дождь. Выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Несмотря на дождь. Грамматическая основа (подлежащее и сказуемое). Дождь и снег. Сочетание знаменательного и служебного слов. - Согласование - примыкание - примыкание - согласование - управление - примыкание - согласование. Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

«Виды сложноподчинённых предложений» - Важно ли говорить выразительно? Представление результатов: Охарактеризовать виды СПП. Выяснить, какие классификации СПП существуют. Какие виды сложных предложений вам известны? Таблица; Буклет; Презентация. По какому принципу разделяются сложноподчиненные предложения на виды? Определительные; Изъяснительные; Обстоятельственные.

Всего в теме 17 презентаций

1. Обозначьте грамматическую основу в каждой части бессоюз­ного сложного предложения. Пронумеруйте основы.

2. Установите границы между частями знаком //. Определите тип предложения по структуре.

3. Назовите главное средство связи частей в предложении.

4. Определите синтаксические отношения между частями. Объясните постановку знака препинания.

5. Начертите схему предложения.

6. Определите тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Образец разбора:

[Красоту только тронь небрежной рукой ]- [она исчезнет наве­ки ]. (Пауст.)

1. В первой части главный член тронь представлен глаголом в форме 2-го лица повелительного наклонения в значении изъяви­тельного и передает действие, которое может быть совершено любым человеком. Во второй части подлежащее выражено лич­ным местоимением она в форме именительного падежа, простое глагольное сказуемое исчезнет представлено глаголом в форме 3-го лица единственного числа будущего времени изъявительного наклонения.

2. Предложение сложное, так как состоит из двух частей: пер­вая часть Красоту только тронь небрежной рукой//, вторая часть она исчезнет навеки.

3. Главным средством связи частей является интонация. Следо­вательно, данное предложение бессоюзное сложное.

4. В первой части заключено условие, при котором может со­вершиться событие второй части. Значит, это бессоюзное слож­ное предложение со значением обусловленности. Поэтому между частями следует поставить тире.

5. Схема предложения: - .

6. Предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное.

790. Спишите, расставляя знаки препинания. Выполните синтаксический разбор трех предложений по вашему выбору.

1. Нам сказали в доме невесты нет. (Песк.) 2. Теплый сумрак наполнял комнату в нем колебались желтенькие живые цветы вос­ковых свечей. (М.Г.) 3. В гвардейской конной артиллерии не хотят присягать поезжай туда. (Тын.) 4. За все браться ничего не сделать. (Посл.) 5. Полетите из Одессы в Карелию вы поразитесь разли­чию темперамента. (Песк.) 6. Это было заранее известно посад сдадут без боя. (Шукш.) 7. Когда залпы прекратились Вася огля­делся ни стонов ни раненых ни мертвых. (Ос.) 8. Утро было про­хладное росистое вздыхал предрассветный ветер зеленовато-жем­чужное небо дышало запахом яблоков. (М.Г.)

791. Спишите предложения. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, указав грамматические средства связи частей.

1. Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет; колокольчи­ки ландышей в чаще зеленой цветут; на рассвете в долинах теп­лом и черемухой веет, соловьи до рассвета поют. (Б.) 2. Мы сорва­ли несколько гроздей схваченной морозом красной рябины - это была последняя память о лете, об осени. (Пауст.) 3. Широкий подъезд на улицу был закрыт наглухо; окна занавешены шторами. (А.Т.) 4. Тьма свету не любит - злой доброго не терпит. (Посл.) 5. Полет птиц разрезал этот искристый воздух: он звенел от взма­хов птичьих крыльев. (Пауст.)

Вопросы и задания для самопроверки

1. Докажите, что бессоюзные сложные предложения - это особый вид сложных предложений. Чем они отличаются от сложносочиненных и сложноподчиненных предложений?

2. С какими смысловыми отношениями в бессоюзном сложном предложении связано различие перечислительной, противительной и объяс­нительной интонации?

3. Как мы узнаем о причинных и других отношениях между частями в бессоюзном сложном предложении?

4. В каких случаях ставится запятая в бессоюзном сложном предложении? Приведите примеры из произведений художественной литературы.

5. Расскажите о постановке точки с запятой в бессоюзном сложном предложении. Приведите свои примеры.

6. Расскажите о постановке двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Приведите свои примеры.

7. Расскажите о постановке тире в бессоюзном сложном предложении. Приведите примеры из произведений художественной литературы.

Задания для самостоятельной работы

792. Какому из перечисленных условий соответствует двоеточие в данном бессоюзном сложном предложении, если: а) вторая часть дополняет содержание первой части; б) вторая часть поясняет содержание первой части; в) вторая часть называет причину того, о чем говорится в мерной части?

Теперь ясно: внешнее звуковое сходство между словами не яв­ляется доказательством их родства и одинакового происхождения. (Усп.)

793. Какому из перечисленных условий соответствует тире в бессоюз­ном сложном предложении, помещенном ниже, если: а) в первой части названо условие, при котором совершится событие второй части; б) во второй части заключены следствие, логический вывод; в) содержание одной части противопоставляется содержанию другой; г) содержание первой части сравнивается с содержанием второй?

По путям червонными слитками лежали опавшие листья берез - август растерял уходя. (Ш.)

794 . Выпишите из текста бессоюзные сложные предложения. Выделите части, отметьте их границы. Начертите схемы этих предложений.

А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепля­ются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голос малиновки звучит невинной, болтливой радостью он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес... Лес глох­нет... Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляп­ками. Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед.

За Пришвиным я долго следил издали; боясь встретиться с ним, с этим, как мне казалось, знахарем и мудрецом. От него как бы пахло талой водой, едким соком дягиля, лесной прелью, вечерней зарей над болотами.

Он всегда где-то скрывался, в каких-то российских гущах, как мужичок-лесовик, неслыханно лукавый и до того проницательный, что ни одна птичья хитрость не могла от него ускользнуть.

Потом мы встретились, но близко не сошлись. Он обладал тем качеством, которое не всегда помогает сближению, – своим особым и порой невнятным для окружающих языком для выражения своих совсем особых мыслей.

Что-то в нем было от старого цыгана, не только в наружности, но и в том вольном знании страны, что свойственно прирожденным бродягам.

Однажды Пришвин сказал мне, что все напечатанное им – сущие пустяки по сравнению с его дневником, с его ежедневными записями. Он вел их всю жизнь. Эти записи он главным образом и хотел сохранить для потомства.

После смерти Пришвина часть этих записей была опубликована. Судя по ним, это был труд поразительный и огромный, полный поэтической мысли и неожиданных коротких наблюдений,. – таких, что другому писателю двух-трех строчек Пришвина из этого дневника хватило бы, если их расширить, на целую книгу.

Если в литературе есть подтекст – второе значение вещей, вторичное их видение, отражающее, как эхо. основной звук и укрепляющее его в нашем сознании, – то Пришвин открыл подтекст в русской природе.

Тайна этого подтекста состояла в том, что его личное, очень интимное ощущение от мелколесья, зверей, облаков, рек, глухих чапыг и вторичного цветения какой-нибудь облепихи сливалось с природой и давало ей особенный, пришвинский облик.

Пришвин сам существовал как явление русской природы.

Он был владетелем нашей земли по праву любви к ней, по праву знания, и, как все владетели, был немного собственником, но в особенном значении этого слова.

Он жалел и охранял землю как собственник, но не для себя, а для искусства и для поколений. Охранял потому, что знал облагораживающую силу девственной земли.

Поэтому он очень сердился на меня за то, что я написал книгу "Мещерская сторона" и тем самым привлек к Мещерским лесам пристальное и губительное (к сожалению) внимание людей с его неизбежными тяжкими последствиями – толпами туристов, истоптавшими вконец эти свежие некогда места, и бригадами людей практических, тотчас же начавших приспособлять этот край к извлечению из него наибольшей выгоды.

– Вы знаете, что вы наделали своими восторгами перед Мещерой! – сказал он мне с укором и осуждением, как неосторожному мальчику. – В вашей тихой Солотче уже строят сотни дач для жителей Рязани. Пойдите-ка теперь в луга и найдите хоть один цветущий шпорник. Поищите! Черта с два вы его найдете! Красоту только тронь небрежной рукой, – она исчезнет навеки. Современники, может быть, и будут вам благодарны, а дети ваших детей вряд ли за это поклонятся. А сколько в этой самой Мещере было сил для развития высокого народного духа, народной поэзии! Неосмотрительный вы человек, милый мой. Не сберегли свое Берендеево царство.

Да, шпорник теперь в Мещере, пожалуй, и днем с огнем не найдешь.

"Днем с огнем" – какие хорошие слова. Для детей. Потому что только ребенок может поверить, что по зарослям бродят днем какие-то чудаки и светят сильными фонарями в гущу трав, чтобы в их укромной тени найти синий – втрое более яркий и темный, чем небо, – цветок.

Сначала я был ошеломлен гневом Пришвина. И даже чуть возмущен. Все, мол, для себя, ничего для людей. Что хорошего и достойного в том, чтобы прятать от них красоту?

Но вскоре я убедился, что Михаил Михалыч говорил так, заботясь о благе людей, о том, чтобы их жизнь не была обездолена. Он думал далеко вперед, мы же привыкли думать о сегодняшнем дне, – в этом заключается наше себялюбие.

Медные подковки

Маяковский лежал на низком помосте в зале Дома писателей. Дом этот стоял в глубине двора, в зарослях сирени. Говорили, что этот старый особняк Толстой описал в "Войне и мире" как дом Ростовых.

Окна в зале были открыты. Манерную статую Венеры Медицейской в вестибюле закрыли черным покрывалом. Из-под него виднелось ее мраморное холодное колено.

Маяковский лежал на помосте в гробу, будто в каменном саркофаге, – тяжелый, большой, не переставший думать. Лежал ногами к входу и к людям, толпившимся около гроба. Поэтому прежде всего были видны его прочные ботинки с медными подковками на каблуках. Подковки блестели в луче солнца и были сильно стерты.

Поэт ходил по земле широко и немного небрежно. Медь быстро стиралась от такой ходьбы.

Должно быть, у многих появилась тогда мысль, что эти грошовые подковки не истлеют никогда, тогда как прах поэта исчезнет. А ведь людям были нужны не только его стихи, но и он сам – живой и гремящий.

Небывало теплый апрель стоял в Москве в год его смерти. От сырой земли в палисаднике за окнами подымался пар. Он шевелил прошлогодние палые листья.

Листья были черные, пахли кисловатым вином. Из них нельзя было сплести венок поэту.

Кто-то положил вместо венка несколько таких листьев в гроб к его ногам. Они не потерялись среди оранжерейных хризантем и гвоздик, среди атласных траурных лент, веток туи и скипидарной елочной хвои.

Листья лежали там по праву. Один из них прилип к подошве Маяковского и вместе с ним сгорел потом в невыносимом пламени погребения.

Самое трудное в смерти для тех, кто остался жить дальше, заключается в том, что они не успели сказать умершему то главное, что чувствовали и думали о нем. Любящие, как всегда, опоздали. Непонятная застенчивость сжимала им губы. И теперь он, конечно, никогда не узнает, как бескорыстна была их любовь. Может быть, она могла спасти его?

А он молчал перед смертью и ни перед кем не выговорил свое последнее горе. Он лежал, чуть нахмурясь, никому не сказав о тех обидах и болях, какие жизнь нанесла ему – сильному духом и уверенному в себе поэту.

Да, он наступил на горло собственной песне. Он совершил подвиг поэтического самопожертвования ради блага своей страны и народа.

Он был чернорабочим, агитатором, бойцом. На его плечи легла задача привить революцию каждодневной человеческой жизни. Мягкость была не к месту.

Вокруг было слишком много слюнтяйства. Надо было бичевать бездарность, глупость, тугие мозги и затылки. Надо было кричать на людей, чтобы они опомнились и вылезли из своих тепловатых гнезд.

Надо было просто выгонять людей из этих гнезд на резкий и холодный ветер революции, особенно поэтов.

Недаром в 1921 году он написал:

Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина…

Он писал свои стихи, как молотобоец, – засучив рукава. Есенин сказал, что "в этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей".

Безнадежность этих слов казалась Маяковскому возмутительной. Но прошло всего пять лет со смерти Есенина – и он сам позвал к себе смерть и полностью рассчитался с жизнью.

Зачем? Кто знает?

Его несли по улице Воровского, по улице иностранных посольств. Флаги над посольствами были приспущены. Даже недруги отдавали должное его поэтической мощи, его прямолинейности трибуна, его политическому темпераменту.

Раз он умер, то они, очевидно, успокоились и перестали придавать значение разящей силе его слов. Они просто не знали, что сплошь и рядом слово чем дальше; тем становится грозней. Его не обезвредишь, даже утопив на дне океана, как пытаются обезвреживать отходы атомного производства. Оно все время будет прорывать благополучную пленку жизни и взрываться то тут, то там.

Я почти не знал Маяковского.

После возвращения из скитаний по югу в Москву я целый год прожил в Пушкине по Северной дороге. Об этом я уже писал. За моей дачей глухо стоял сосновый лес, а за ним тянулась болотистая низина и разливалась речка Серебрянка, всегда затянутая туманом.

Всю зиму я прожил на этой даче один, а летом в ней поселился Асеев с женой и ее веселыми сестрами-украинками. Потом добрейший Семен Гехт (сестры произносили его фамилию "Хехт") снял пустой чердак, где по ночам спали хозяйские козы, и началась шумная и вольная дачная жизнь.

Маяковский жил в то время на Акуловой горе и часто приходил к Асееву играть в шахматы.

Он шел через лес, широко шагая, вертя в руке палку, вырезанную из орешника.

Он показался мне угрюмым. Я старался не попадаться ему на глаза. Я был излишне застенчив. Мне казалось, что Маяковскому просто неинтересно разговаривать со мной.

Что я мог сказать ему нового и значительного? Все уже сказано, вся мировая культура изучена им и перемыта в острых и остроумных спорах. Я это знал потому, что из комнаты Асеева до меня долетали все разговоры.

Однажды, когда Асеев уехал в Москву, Маяковский постучал ко мне и предложил сыграть в шахматы. Я играл плохо. У меня не было способности предвидеть игру за несколько ходов вперед. Но я согласился, и мы пошли к Асееву.

Там сидела на тахте, подобрав ноги, жена Асеева Оксана с золотыми распущенными волосами. Мне очень нравились стихи Асеева, посвященные ей:

Оксана, жемчужина мира!
Я воздух на волны дробя,
Со дна Малороссии вырыл
И в песни оправил тебя…

Стихи эти по первой сокращенной строке назывались "Окжемир". Так же звали и Оксану.