В истории России трудно найти самодержца, о котором не только широкий читатель, но и специалисты-историки знали бы столь же мало, как о сыне Алексея Михайловича и старшем брате Петра I — царе Федоре. Дело не в том, что отсутствуют документы. Государственные архивы Российского государства за эти годы сохранились на удивление хорошо. «Не обидели» царствование Федора и современники — летописцы, авторы воспоминаний и придворные литераторы, иностранные путешественники и дипломаты, вездесущие (уже тогда!) газетчики.


В. Верещагин. Царь Федор Алексеевич

И чиновникам, документировавшим государственную деятельность Федора Алексеевича, и свидетелям его цар-ствования было о чем писать. Когда в результате ожесточен-ной придворной борьбы бояре возвели на престол законного наследника Алексея 15-летнего Федора, они убедились, что править из-за спины царя-марионетки не удастся. Образо-ванный, энергичный и богобоязненный царь за несколько лет настолько преуспел в реформаторской деятельности и так напугал оппозицию, что обрек себя на дворцовый пере-ворот и злое умолчание после кончины.

А. Васнецов. Москва конца XVII века

Царь Федор Алексеевич Романов

Федор Алексеевич Романов (1661-1682) - русский царь (с 1676), старший сын царя Алексея Михайловича «Тишайшего» и Марии Ильиничны, дочери боярина И.Д.Милославского, один из наиболее образованных правителей России. Родился 30 мая 1661 в Москве. С детства был слабым и болезненным (страдал параличем и цингой), но уже в 12 лет был официально объявлен наследником престола. Первым учителем его был подъячий Посольского приказа Памфил Белянинов, затем его сменил Симеон Полоцкий, ставший его духовным наставником.

Симеон Полоцкий

Благодаря ему, молодой царь знал древнегреческий, польский языки, латынь, сам слагал вирши (за Фёдором есть два весьма профессионально сделанных переложения псалмов царя Давида, которые были изданы в типографии Симеона Полоцкого); подобно отцу своему увлекался музыкой, певческим искусством, в особенности, и даже сам сочинил некоторые песнопения (на пластинке с записью древнерусской музыки хоровой капеллы Юрлова 60-гг. ХХ в. есть хоровое сочинение, композитором которого назван царь Фёдор Алексеевич). Также Симеон Полоцкий привил уважение и интерес царя к западному быту. Книгочей и охотник до наук, Фёдор Алексеевич поддерживал мысль Полоцкого об образовании высшего училища в Москве, и стал одним из инициаторов проекта создания Славяно-греко-латинской академии. Однако эта мечта была воплощена в жизнь его сестрой Софьей.

Александр Апсит. Симеон Полоцкий читает стихи детям


Александр Финский. Памятник Симеону Полоцкому, г. Полоцк

A. Солнцев. Боярская одежда ХVII века

После смерти отца, 15-летним, был венчан на царство в Успенском соборе Кремля 18 июня 1676 года. Поначалу страной пыталась руководить мачеха, Н.К.Нарышкина, которую удалось устранить от дел родственникам Федора, направив ее вместе с сыном Петром (будущим Петром I) в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское. Друзья и родственники молодого царя, боярин И.Ф.Милославский, кн. Ю.А.Долгоруков и Я.Н.Одоевской, которых в 1679 сменили постельничий И.М.Языков, стольничий М.Т.Лихачев и кн. В.В.Голицын, «люди образованные, способные и добросовестные», близкие царю и имевшие на него влияние, энергично принялись создавать дееспособное правительство. Их влиянием можно объяснить перенесение при Федоре центра тяжести в принятии государственных решений в Боярскую Думу, число членов которой при нем возросло с 66 до 99. Царь был также склонен лично принимать участие в управлении, но без деспотизма и жестокости, какие были свойственны его преемнику и брату Петру I.

Князь Василий Голицин

Правление царя Федора

В 1678-1679 гг. правительством Федора была проведена перепись населения и отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, которые записались в ратную службу, введено подворное обложение (это сразу же пополнило казну, но усилило крепостной гнет).

A. Солнцев. Напрестольный крест царя Федора Алексеевича


А. Васнецов. Старая Москва

В 1679-1680 гг. была сделана попытка смягчить уголовные наказания, в частности, за воровство было отменено отрубание рук. Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность наделять дворян поместьями и вотчинами. В 1681 г. было введено воеводское и местное приказное управление - одна из самых важных подготовительных мер для губернской реформы Петра I.

A. Солнцев. Золотое кадило, сделанное по заказу Федора Алексеевича

Важнейшим событием царствования Федора Алексеевича стало уничтожение во время заседания Земского Собора в 1682 г. местничества, что давало возможность продвижения по службе не очень знатным, но образованным и умным людям. Одновременно были сожжены все разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Взамен разрядных книг было приказано завести Родословную книгу, в которую вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе.


С. Иванов. В приказе московских времен

Также в 1682 г. на церковном соборе были учреждены новые епархии и приняты меры для борьбы с расколом. Кроме этого были созданы комиссии по выработке новой системы податей и "ратного дела". Царь Федор Алексеевич издал указ против роскоши, в котором определялся для каждого сословия не только покрой одежды, но и количество лошадей. В последние дни правления Федором был составлен проект об открытии в Москве Славяно-греко-латинской академии и духовного училища на тридцать человек.

Н. Неврев. Бытовая сцена XVII века

При Федоре Алексеевиче готовился проект о введении в России чинов - прообраз петровской Табели о рангах, который должен был разделить гражданскую и военную власти. Недовольство злоупотреблениями чиновников, притеснения стрельцов привело к восстанию городских низов, поддержанных стрельцами, в 1682 году.


А. Васнецов. Москва XVII века


Получивший основы светского образования, Федор Алексеевич был противником вмешательства церкви и патриарха Иоакима в светские дела. Он установил увеличенные нормы сборов с церковных имений, начав процесс, завершившийся при Петре I ликвидацией патриаршества. В годы правления Федора Алексеевича велось строительство не только церквей, но и светских зданий (приказов, палат), были разбиты новые сады, создана 1-ая общая канализационная система Кремля. Также для распространения знаний Федор приглашал иноземцев для преподавания в Москве.


A. Солнцев. Царский наперстный крест и "золотой", пожалованный князю В.В. Голицину за крымский поход


И. Ю. Пестряков. Кангаласский князец Мазары Бозеков на приеме у царя Фёдора Алексеевича. 1677 г.

Во внешней политике царь Федор пытался возвратить России выход к Балтийскому морю, который был утрачен в годы Ливонской войны. Однако решению этого вопроса мешали набеги крымских и татар и турок с юга. Поэтому крупной внешнеполитической акцией Федора Алексеевича стала успешная русско-турецкая война 1676-1681 гг., закончившаяся Бахчисарайским мирным договором, закрепившим объединение Левобережной Украины с Россией. Киев Россия получила еще ранее по договору с Польшей 1678 г.в обмен на Невель, Себеж и Велиж. Во время войны 1676-1681 гг.на юге страны была создана Изюмская засечная черта, позднее соединенная с Белгородской.


И. Горюшкин-Сорокопудов. Сцена из XVII столетия

A. Солнцев. Стоянец и четвертина царя Федора Алексеевича

По указу царя Федора было открыто Заиконоспасское училище. Продолжались репрессии против старообрядцев, в частности, был сожжён со своими ближайшими сподвижниками протопоп Аввакум, по легенде, якобы предсказавший близкую смерть царю.


А. Васнецов. Всехсвятский каменный мост

Частная жизнь царя Федора

Летом 1680 года царь Федор Алексеевич увидел на крестном ходе девицу, которая ему понравилась. Он поручил Языкову узнать: кто она, и Языков сообщил ему, что она дочь Семена Федоровича Грушецкого, по имени Агафья. Царь, не нарушая дедовских обычаев, приказал созвать толпу девиц и выбрал из них Агафью. Боярин Милославский пытался расстроить этот брак, чернил царскую невесту, но не достиг цели и сам потерял влияние при дворе. 18 июля 1680 года царь сочетался с нею браком. Новая царица была незнатного рода и, как говорят, по происхождению полька. По слухам, царица оказывала сильное влияние на мужа. При дворе московском стали входить польские обычаи. По «внушению» царицы в Москве мужчины начали стричь волосы по-польски, брить бороды, носить польские сабли и кунтуши, а также учиться польскому языку. Сам царь, воспитанный Симеоном Ситияновичем, знал по-польски и читал польские книги. Языков после царского брака получил сан окольничьего, а Лихачев заступил его место в звании постельничьего. Кроме того, приблизился к царю и молодой князь Василий Васильевич Голицын, впоследствии игравший важнейшую роль в Московском государстве.

Через год после свадьбы (14 июля 1681 года) царица Агафья умерла от родов, а за нею и новорожденный младенец, крещенный под именем Ильи.


А. Васнецов. Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века

Царь между тем день ото дня ослабевал, но ближние его поддерживали в нем надежду на выздоровление. 14 февраля 1682 г. Федора женили на Марфе Апраксиной, сестрой будущего сподвижника Петра I адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина.

Царица Марфа Матвеевна Апраксина, вторая супруга царя Федора Алексеевича Романова

Молодая царица в короткое время приобрела столько силы, что примирила царя с Натальей Кирилловной и царевичем Петром, с которыми, по выражению современника, у него были "неукротимые несогласия". Но недолго пришлось царю жить с молодою женою. Через два месяца с небольшим после своей свадьбы, 27 апреля 1682 года, он внезапно скончался на 21-м году жизни, не оставив наследника. Царями были провозглашены два его брата - Иван и Петр Алексеевичи. Федора похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Царица Марфа Матвеевна Апраксина

И. Безмин. Портрет царя Федора Алексеевича

Источник 1: Книга "Романовы. Триста лет служения России". Издательство "Белый город".

Царя Федора Алексеевича называют предшественником и в наследовании престола, и в подготовке реформ. Единокровный брат Петра Великого за 6 лет правления (с 1676 по 1682 год) начал многое из того, что успешно завершил император Всероссийский. Наследник русского престола Федор Алексеевич Романов родился в столице в 1661 году.

Брак царя , которого прозвали Тишайшим за добрый нрав, с Марией Милославской оказался богатым на наследников: у супругов родилось пятеро сыновей и семь дочерей. Но все отпрыски не отличались крепким здоровьем. Трое сыновей умерли в младенчестве. У Ивана Алексеевича – младшего из детей Тишайшего – врачи диагностировали умственную отсталость.

Все надежды монарх возлагал на Федора, умного и любившего науки. Но и он оказался нездоровым: царский наследник болел цингой, ходил, опираясь на палку, и редко выбирался из дворца. Образование Федора Алексеевича легло на плечи Симеона Полоцкого – философа, богослова, поэта и драматурга, славившегося универсальными знаниями.


Под его руководством наследник изучил польский, древнегреческий и латинский языки, переводил псалмы и слагал стихи. А еще увлекся музыкой и пением. Короновали Федора Алексеевича в 1676 году, когда ему исполнилось 16 лет. Обряд венчания на царство состоялся в Кремле, в Успенском соборе. Поспешить пришлось из-за скоропостижной кончины отца – Алексея Михайловича.

Начало правления

Первые месяцы правления молодого царя ознаменовались тяжелой болезнью Федора Алексеевича. Управляли государством патриарх Иоаким, ближний боярин Артамон Матвеев и воевода Иван Милославский. Но в середине 1676 года Романов поправился и отправил попытавшегося взять власть в свои руки Матвеева в ссылку.


Федор Алексеевич после первых двух лет правления отменил указ отца о невыдаче беглых, поступивших на ратную службу. В том же 1678-м провел перепись населения, а через год обложил его прямым налогом, который платили с дохода на имущество. Позже его младший единокровный брат Петр Великий ввел подушную подать. Налогообложение, начатое Федором Алексеевичем, наполнило казну деньгами, но подняло ропот крепостных, недовольных усилившимся гнетом.

Царь, подражая западноевропейским правителям, запретил членовредительство и смягчил уголовные наказания. Попытка удалась частично. На южных границах государства (Дикое поле) Федор Алексеевич приказал построить оборонительные укрепления. Это помогло дворянам увеличить поместья и расширить земельные владения. Царь подготовил введенную его последователем губернскую реформу, учредив для воевод и населения приказное управление.


Историки называют главной внутриполитической реформой Федора Алексеевича отмену «чрезвычайного сидения» Земского собора. По этим устаревшим законам человек получал чин, который соответствовал месту службы отца. Такое положение вещей не давало эффективно развиваться государству, тормозя его продвижение вперед.

Разрядные книги, в которых хранились перечни должностей, по приказу царя сожгли, введя вместо них книги родословные. В них вписали имена российской знати, не указывая места в Думе. Федор Алексеевич, получивший светское образование, отстранил церковь от вмешательства в государственные дела, увеличил сбор с церковных имений. Вскоре Петр завершил процесс, начатый братом, ликвидировав патриаршество.

Политика

Федор Алексеевич Романов переместил центр тяжести государственных решений в Думу, увеличив число членов с 66 до 99. Ряд реформ царь направил на централизацию власти, укрепив позиции дворянства. Годы правления предшественника Петра Великого ознаменовались возведением дворцовых храмов, палат и приказов, под сооружениями Кремля проложили первую систему канализации.


В столице навели порядок, выдворяя в украинные города и монастыри нищих и попрошаек. До 20 лет они работали при монастырях, обучались ремеслам, а в 20 молодых людей записывали на службу или в тягло (податная обязанность). Федор Алексеевич не успел, как планировал, построить дворы для обучения ремеслу беспризорных детей.

Просветительские намерения царя воплотились в приглашении иностранных ученых и преподавателей в столицу. В начале 1680-х монарх разработал проект первой академии, но воплотить в жизнь задуманное спустя 6 лет сумел Петр Алексеевич. Реформы Федора Алексеевича встретили неприятие разных сословий и обострили социальные противоречия. В 1682 году случилось Стрелецкое восстание в Москве.


Внешняя политика монарха – это попытка возвратить государству выход к Балтийскому морю, который Россия утратила во время Ливонской войны. Федор Алексеевич уделял обучению и обмундированию войск гораздо больше внимания, чем его отец. Развязать «балтийскую задачу» мешали турки и крымские татары, совершавшие набеги на южные границы России. Поэтому самодержец из рода Романовых в 1676 году начал русско-турецкую войну, которая успешно завершилась в 1681-м мирным договором в Бахчисарае.

По условиям договора Россия объединилась с левобережной Украиной. По распоряжению царя на юге России появилась Изюмская черта протяженностью 400 верст, прикрывшая от опустошающих турко-татарских набегов Слободскую Украину. Позже оборонительную линию продолжили, соединив с Белгородской засечной чертой.


Главные реформы Федор Алексеевич совершил в последние три года правления. Прекратив средневековые пытки осужденных за уголовные преступления, он поднял государство на новую ступень цивилизации. Налогообложение претерпело изменения, взимание подати упорядочилось.

Царь Федор Алексеевич, будучи человеком образованным, стоял у истоков создания при монастыре в Китай-городе типографской школы, которую называют предтечей Славяно-греко-латинской академии. Романов взялся за проект о введении в государстве чинов (Петр Первый завершил реформу, введя Табель о рангах) и разделил власть военную и гражданскую. Федор Алексеевич разрабатывал проект военной академии, но осуществить не успел.

Личная жизнь

Фаворитами Федора Алексеевича в первые годы правления были ловкие, но безродные постельничий Иван Языков и стольник Алексей Лихачев. Они сыграли в личной жизни царя немалую роль, познакомив Романова с девушкой, которую он заприметил, участвуя в крестном ходу. Языков и Лихачев выяснили, что красавицу зовут Агафья Грушецкая. Дьяку Заборовскому, опекуну Агафьи, приказали не выдавать девушку замуж и дождаться указа.


Агафья Грушецкая, первая жена Федора Алексеевича

Летом 1680 года Федор Алексеевич и Агафья Грушецкая венчались, но брак оборвался трагично: спустя год жена скончалась при родах, подарив супругу наследника Федора. Вскоре новорожденный умер. Царице приписывают благотворное влияние на мужа: по ее просьбе царь заставил дворян стричься и брить бороду, носить польские кунтуши и сабли. Появились школы, где детей учили на польском и латинском языках.


Марфа Апраксина, вторая жена Федора Алексеевича

Для хворавшего овдовевшего царя, лишившегося наследника, срочно подыскали невесту. Подсуетились те же Языков и Лихачев. Федор Алексеевич взял в жены Марфу Апраксину, но брак продлился два месяца.

Смерть

Царь скончался на 21 году жизни весной 1682 года, так и не оставив наследника престола.


Похоронили Федора Романова в Московском Кремле, в Архангельском соборе. Царями провозгласили братьев Федора Алексеевича – единоутробного Ивана и единокровного Петра.

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: Правители

  • Федор III Алексеевич Романов
    Годы жизни: 1661–1682
    Годы правления: 1676-1682

    Из династии Романовых. Русский царь в 1676-1682 гг. Один из наиболее образованных правителей России.

    Родился Федор Алексеевич 30 мая 1661 г. в Москве. С детства был слабым и болезненным (страдал параличем и цингой), но уже в двенадцать лет был официально объявлен наследником престола.

    В 1675 г. Алексей Михайлович объявил своего сына Федора наследником престола после кончины старшего брата Алексея. Год спустя, 30 января 1676 г. Федор Алексеевич стал государем Всея Руси. 18 июня 1676 г. он был коронован в Успенском соборе Московского Кремля.

    Федор Алексеевич был воспитанником знаменитого богослова, поэта и ученого Симеона Полоцкого. Федор хорошо знал несколько иностранных языков, увлекался стихосложением и, под руководством Симеона Полоцкого, переложил на стихи псалмы 132-й и 145-й Псалтыря. Царь Федор разбирался в живописи и церковной музыке. Поначалу страной пыталась руководить мачеха Федора, Н.К.Нарышкина, которую удалось устранить от дел родственникам Федора, отправив ее вместе с сыном Петром (будущим Петром I) в ссылку в подмосковное село Преображенское.

    За 6 лет своего царствования Федор Алексеевич не мог полностью править самостоятельно, на него постоянно оказывали влияние. Власть была сосредоточена в руках родственников Федора по матери, бояр Милославских.

    В 1680 г. царь Федор приблизил к себе постельничьего Б.М. Языкова и стольника А.Т. Лихачева, а также кн. В.В.Голицына, ставших его советниками во всех государственных делах. Под их влиянием было осуществлено перенесение при Федоре главного центра в принятии государственных решений в Боярскую Думу, число членов которой возросло с 66 до 99. Но несмотря на влияние разных придворных, царь Федор был также склонен лично принимать участие в управлении, но без деспотизма и жестокости.

    В 1678–1679 гг. правительством Федора была проведена перепись населения и отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, которые записались в ратную службу, введено подворное обложение (это сразу же пополнило казну, но усилило крепостной гнет).

    В 1679–1680 гг. была сделана попытка смягчить уголовные наказания, в частности, за воровство было отменено отрубание рук. Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность наделять дворян поместьями и вотчинами. В 1681 г. было введено воеводское и местное приказное управление – одна из самых важных подготовительных мер для губернской реформы Петра I.

    Важнейшим событием царствования Федора Алексеевича стало уничтожение во время заседания Земского Собора в 1682 г. местничества, что давало возможность продвижения по службе не очень знатным, но образованным и умным людям. Одновременно были сожжены все разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Взамен разрядных книг было приказано завести Родословную книгу, в которую вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе.

    Также в 1682 г. на церковном соборе были учреждены новые епархии и приняты меры для борьбы с расколом. Кроме этого были созданы комиссии по выработке новой системы податей и "ратного дела". Царь Федор Алексеевич издал указ против роскоши, в котором определялся для каждого сословия не только покрой одежды, но и количество лошадей. В последние дни правления Федором был составлен проект об открытии в Москве Славяно-греко-латинской академии и духовного училища на тридцать человек.

    При Федоре Алексеевиче готовился проект о введении в России чинов – прообраз петровской Табели о рангах, который должен был разделить гражданскую и военную власти. Недовольство злоупотреблениями чиновников, притеснения стрельцов привело к восстанию городских низов, поддержанных стрельцами, в 1682 году.

    Получивший основы светского образования, Федор Алексеевич был противником вмешательства церкви и патриарха Иоакима в светские дела. Он установил увеличенные нормы сборов с церковных имений, начав процесс, завершившийся при Петре I ликвидацией патриаршества. В годы правления Федора Алексеевича велось строительство не только церквей, но и светских зданий (приказов, палат), были разбиты новые сады, создана 1-ая общая канализационная система Кремля. Также для распространения знаний Федор приглашал иноземцев для преподавания в Москве.

    Во внешней политике царь Федор пытался возвратить России выход к Балтийскому морю, который был утрачен в годы Ливонской войны. Однако решению этого вопроса мешали набеги крымских и татар и турок с юга. Поэтому крупной внешнеполитической акцией Федора Алексеевича стала успешная русско-турецкая война 1676-1681 гг., закончившаяся Бахчисарайским мирным договором, закрепившим объединение Левобережной Украины с Россией. Киев Россия получила еще ранее по договору с Польшей 1678 г.в обмен на Невель, Себеж и Велиж. Во время войны 1676–1681 гг.на юге страны была создана Изюмская засечная черта, позднее соединенная с Белгородской.

    По указу царя Федора было открыто Заиконоспасское училище. Продолжались репрессии против старообрядцев, в частности, был сожжён со своими ближайшими сподвижниками протопоп Аввакум, по легенде, якобы предсказавший близкую смерть царю.

    Частная жизнь царя была несчастливой. 1-ый брак с Агафьей Грушецкой (1680 г.) закончился через 1 год, царица Агафья умерла в родах вместе с новорожденным сыном Федора - Ильей. По слухам, царица оказывала сильное влияние на мужа, именно по ее «внушению» в Москве мужчины начали стричь волосы и брить бороды, носить польские кунтуши и сабли.

    14 февраля 1682 г. Федора женили на Марфе Апраксиной, сестрой будущего сподвижника Петра I адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина, но через 2 месяца после свадьбы, 27 апреля 1682 г. царь внезапно скончался в Москве на 21-м году жизни, не оставив наследника. Царями были провозглашены 2 его брата – Иван и Петр Алексеевичи. Федора Алексеевича похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

    Важнейшим источником по истории правления царя Федора Алексеевича является Созерцание лет 7190, 7191 и 7192 гг., которое составлено известным современником царя писателем Сильвестром Медведевым.

    Божиею милостию Царь и Великий Князь, всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Государь Псковский и Великий князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных, Государь и Великий князь Новагорода Низовские земли, Черниговский, Резанский, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всея Северныя страны Повелитель, и Государь Иверские земли, Карталинских и Грузинских царей, и Кабардинские земли, Черкасских и Горских князей, и иных многих государств и земель, восточных, и западных, и северных отчич, и дедич, и наследник, и Государь и Обладатель.

    Биография

    Фёдор Алексеевич, объявленный престолонаследником после кончины старшего брата Алексея , был очень слаб и болезнен, как и все сыновья Алексея Михайловича от Марии Милославской, с детства страдал «скорбутом» (цингой). Вступил на царский престол в четырнадцать лет.

    Одним из его учителей был белорусский монах Симеон Полоцкий , прививший ему склонность ко всему польскому. Царь свободно говорил на польском. Некоторые исследователи предполагают, что он знал латынь. Федор Алексеевич интересовался европейской политикой. На заседаниях Боярской Думы ему и боярам зачитывали составленные в Посольском приказе обзоры западной прессы (куранты). Увлекался музыкой и пением. К свадьбе царя Фёдора Алексеевича на Грушецкой Агафье Семёновне Симеон Полоцкий и новый придворный пиит и ученик Симеона, монах Сильвестр Медведев , сложили широковещательные оды на это «великое и радостное для всей земли Русской торжество».

    В первые месяцы царствования Федор Алексеевич тяжело болел и фактическими правителями государства были А.С. Матвеев , патриарх Иоаким и И.М. Милославский. Однако уже к середине 1676 г. царь взял власть в свои руки, после чего Матвеев был отправлен в ссылку.

    Короткое царствование Фёдора Алексеевича ознаменовано некоторыми важными акциями и реформами. В 1678 проведена общая перепись населения; в 1679 введено подворное обложение прямыми налогами, увеличившее податный гнёт. В военном деле в 1682 отменено парализующее начальствование в армии местничество, в связи с этим сожжены разрядные книги. Тем самым был положен конец опасному обычаю бояр и дворян считаться с заслугами предков при занятии должности. Для сохранения памяти предков были введены родословные книги. В целях централизации государственного управления некоторые смежные приказы были объединены под руководством одного лица. Получили новое развитие полки иноземного строя.

    В 1676-1681 гг. при Фёдоре Алексеевиче была русско-турецкая война (Османского государства и союзного с ним Крымского ханства с Российским государством за украинские земли).

    Под влиянием первой жены царя, польской дворянки Агафьи Грушецкой , придворный быт значительно изменился: молодые бояре начали брить бороды, при дворе было запрещено появляться в традиционных охабнях и однорядках.

    Будучи широко образованным человеком, царь Федор Алексеевич стал одним из создателей в марте 1681 года Типографской школы при Заиконоспасском монастыре - предтечи Славяно-греко-латинской академии.

    Продолжались репрессии против старообрядцев, в частности, был сожжён с ближайшими сподвижниками протопоп Аввакум, по преданию, предсказавший близкую смерть царю. Царица Агафья умерла летом 1681 года в родах единственного ребёнка Фёдора - царевича Ильи; младенец тоже вскоре скончался. Незадолго до смерти царь вступил во второй брак с Марфой Матвеевной Апраксиной, сестрой будущего сподвижника Петра I адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина .

    Фёдор Алексеевич скончался 27 апреля 1682 года в возрасте 20 лет, не сделав распоряжения относительно престолонаследия. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Вопрос о престолонаследии вызвал волнения, разрешившиеся решением о венчании на царство одновременно двух царей - малолетних Ивана V и Петра I при регентстве их старшей сестры Софьи Алексеевны.

    Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы Российского государства. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимавшиеся вопросами архитектурного облика столи-цы, — Городовой приказ, Приказ каменных дел. Москва становится центром русского зодчества. Здесь появляются новые архитектурные стили и направления. На вкусы Москвы ориентируются даже самые отдаленные города.

    Изменился внешний облик Московского Кремля. С его территории были выведены почти все боярские усадьбы, выселены ремесленники и торговцы. Кремль стал административным и духовным центром Российского государства. Здесь появились торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения — Печатный и Посольский дворы, здания приказов.

    Особенно ярко художественные достоинства архитектуры России в XVI в. проявились в церковных постройках . Выдающимся памятником шатровой архитектуры стала церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, воздвигнутая в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного.

    Рис. 1. Церковь Вознесения в Коломенском ()

    Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный в 1555-1560 гг. на Красной (тогда Торговой) площади, в непосредственной близости от Кремля Покровский собор (его называют также храмом Василия Блаженного, по имени знаменитого московского юродивого, погребенного в одном из приделов). Удивительный по своей красоте собор был посвящен взятию русскими войсками Казани, строили его русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных главок.

    Рис. 2. Покровский собор (храм Василия Блаженного) ()

    Широко развернулось городское строительство, сооружались крепости и монастыри. Особенно впечатляющими были укрепления Смоленска, возведенные под руководством Федора Коня. Длина крепостных стен по периметру составляла 6,5 км. На всем их протяжении равномерно размещалось 38 башен. На строительство крепости были собраны каменщики и мастера со всей России.

    После завоевания Казанского ханства по царскому указу в Казань были отправлены 200 псковских мастеров во главе со знаменитыми зодчими Бармой и Ширяем. Они создали в городе ряд выдающихся архитектурных сооружений.

    Русская живопись, как и в предшествующие века, развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой росписи . Главным местом, где рождались новые идеи и приемы живописи, стал Московский Кремль.

    Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV в. — начала XVI в. был бывший князь, ставший монахом, — Дионисий. Он написал часть икон и фресок для Успенского собора Московского Кремля. На иконах Дионисия святые изображались в обрамлении жанровых сцен, иллюстрирующих отдельные эпизоды их жизни. В период правления Ивана IV в религиозную живопись все чаще включались сюжеты, отражающие реальные исторические события. В середине XVI в. в Москве была написана огромная, размером в 4 м, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани.

    С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение открыть в Москве и других городах при церквях и монастырях училища, «чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в каждом граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в течение двух лет.

    Крупнейшим событием русской культуры середины XVI в. стало возникновение книгопечатания . Оно началось по инициативе царя Ивана Грозного и при поддержке церкви. В 1564 г. в Москве на Печатном дворе Иван Фёдоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую датированную книгу. Она называлась «Апостол». В 1565 г. был издан «Часословец» — первая русская книга для обучения грамоте.

    В первой половине XVI в. круг людей, близких к митрополиту Макарию, создал знаменитые «Четьи Минеи». «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, употреблявшихся при богослужении. «Минеи» — сборники, где все произведе-ния распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. В XVI в. Сильвестром был написан знаменитый «Домострой», содержавший наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. Одной из главных идей «Домостроя» была идея подчинения всей жизни государства царской власти, а в семье — ее главе.

    Проблема укрепления государственной власти, ее авторитета как внутри страны, так и за ее пределами занимает в XVI в. русское общество. Это привело к появлению нового литературного жанрапублицистики . Одним из самых интересных публицистов XVI в. был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, которые должны были укрепить самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство. Вопросы о характере царской власти и ее взаимо-отношениях с подданными были основными в переписке между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Свои взгляды Курбский изложил в «Истории о великом князе Московском» и посланиях Ивану Грозному.

    В середине 60-х гг. XVI в. неизвестным ав-тором было написано «Сказание о царстве Казанском» («Казанская история»).

    Народный быт в XVI в. в основном сохранял прежние черты. Русские люди искренне исповедовали христианство и обязательно отмечали православные религиозные праздники. Самым почитаемым праздником была Пасха. Этот праздник посвящался вос-кресению Иисуса Христа и праздновался весной. Начинался он крестным ходом. Символами праздника Пасхи были крашеные яйца, куличи, творожная пасха. Однако помимо церковных праздников в народной среде сохранялись языческие традиции. Таковыми были святочные увеселения. Святками назывались 12 дней между Рождеством и Крещением. И если церковь призывала проводить эти «святые дни» в молитвах и песнопениях, то по языческим традициям они сопровождались своеобразными обрядами и игрищами (у древних римлян — январские «календы», отсюда русская «коляда»). Православная церковь боролась с этими языческими обычаями. Так, Стоглавый собор в 1551 г. строго запретил «эллинское беснование, игры и плескания, празднование кален-ды и переодевание».

    В крестьянском земледельческом календаре был запримечен почти каждый день в году и почти каждый час в течение дня, объяснено появление каждого облака, дождя, снега, их свойства. Использование земледельческого календаря позволяло проводить сельскохозяйственные работы исходя из природных условий каждой конкретной местности.

    Список литературы по теме "Россия в XVI веке":

    1. История государства и народов России. XVI-XVIII вв. — М., Дрофа.2003

    2. Гумилёв Л. Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. — М., 1991

    3. Проезжая по Московии: Россия XVI-XVII вв. глазами дипломатов. — М., 1991

    4. Тихомиров М. Н. Россия в XVI ст. — М., 1962

    Домашнее задание

    1. Какой стиль господствовал в архитектуре XVI в.?

    2. Какие сюжеты стали включаться в религиозную живопись?

    3. Что повлияло на распространение грамотности в России?

    4. Какие жанры развивались в литературе XVI в.?

    5. Какие народные праздники и традиции отмечались и соблюдались в XVI в.?

    Вопросы

    1. Как вы понимаете высказывание русского художника И. Э. Грабаря о том, что храм Василия Блаженного «скорее одинок в русском искусстве, нежели типичен для него»?

    2. Какие города и села вы посоветовали бы посетить иноземному путешественнику, чтобы лучше ознакомиться с русской культурой XVI в., на какие памятники следует обратить его внимание и почему? Как в истории архитектуры XVI в. отразилась политическая история страны, история побед русского оружия?

    3. В чем заключается главная особенность иконы «Церковь воинствующая»? Как можно ее объяснить?

    5. Какое значение для развития культуры страны имело начало книгопечатания? Как в Российском государстве относились к книге и книжной мудрости? Какие книги стали печатать, почему?

    6. Какие праздники отмечались в России? Какие новшества в жизни, быту, одежде россиян происходят в XVI в.? С чем это связано?