Леохар

Леохар (Leocháres), древнегреческий скульптор эпохи поздней классики .

Диана Версальская "Похищение Ганимеда" Аполлон Бельведерский

Пракси́тель

Пракси́тель (др.-греч. Πραξιτέλης) - древнегреческий скульптор IV века до н. э. Предполагаемый автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом» и «Аполлон, убивающий ящерицу». Большинство работ Праксителя известно по римским копиям или по описаниям античных авторов. Скульптуры Праксителя раскрашивал афинский художник Никий. Пракситель - первый скульптор, максимально реалистично изобразивший обнаженную женщину: скульптура Афродита Книдская, где обнаженная богиня придерживает рукой упавшее одеяние. Впоследствии очень многие скульпторы изображали богиню в подобной позе. Афродита Праксителя стала так популярна, что дала начало особому типу в женской скульптуре: типу Афродиты Книдской (к этому типу принадлежит, например, Венера Милосская). В честь Праксителя назван кратер на Меркурии.

Афродита Книдская, Аполлон, убивающий ящерицу «Гермес с младенцем ионисом»

350-330 гг. до н. э. Мрамор. Лувр, Париж

Лувр, Париж

Скопас

Скопас (греч. Σκόπας, Skopas; ок. 395 до н. э., Парос - 350 до н. э.) - древнегреческий скульптор и архитектор эпохи поздней классики, представитель новоаттической школы. Один из первых мастеров греческой классики, отдавший предпочтение мрамору, практически отказавшись от применения бронзы, излюбленного материала предшествующих мастеров, в частности Мирона и Поликлета.

Сотрудничал с Праксителем. Участвовал в сооружении храма Афины в Тегее (350-340 до н. э.) и мавзолея в Галикарнасе (середина IV в. до н. э.), выступая и как архитектор, и как ваятель.

Среди дошедших до нас произведений Скопаса самым значительным считается фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением амазономахии (создан совместно с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем; фрагменты - в Британском музее).

Многие работы Скопаса известны по римским копиям («Потос», «Молодой Геракл», «Мелеагр», «Менада»). Отказавшись от традиционного для греческой классики стиля, основанного на идее гармонии и спокойствия, Скопас ввел в изобразительное искусство тему душевных переживаний, борьбы страстей. Для этого он использовал динамическую композицию и новаторские выразительные приемы лепки портретов (глубоко посаженные глаза, морщины и т. п.).

Произведений резца Скопаса, великого скульптора, жившего в IV веке до н.э., осталось мало, остались только древнеримские копии, да и те дошли до нас в обломках. Но и обломки говорят много. Скопас был художником бури, страстным, огненным, а его Менада – это буря дионисийской пляски.

Скопас и его безумная "Менада"

Все скульптуры Скопаса запечатлены в момент движения, движения фигур порывисты, они почти утрачивают равновесие. Его Менада напрягает всё тело, конвульсивно выгибает торс, запрокидывает голову. Невольно думается: должно быть нешуточными были оргии греков – не просто увеселения, а действительно "безумящие игры". Судя по всему, энергичным танцем дело не ограничивается, александрийский грамматик Каллистрат описывает это произведение Скопаса под названием "Менада, разрывающая козла".

Но почему это привлекло Скопаса? Неистовые пляски менад были обычаем очень древним, однако раньше дионисийская стихия не прорывалась с такой силой в искусстве – в искусстве побеждала ясность и гармония.

Но Скопас отверг гармоническое спокойствие, с которым, как правило связаны наши представления об античности. И предпочёл – страсть: безумные глаза, открытый рот, искажённые черты лица. Это оказало влияние на следующие поколения скульпторов и на искусство в целом.

Статую Менады можно смотреть с разных сторон – каждая точка зрения открывает что-то новое: то тело уподобляется своим выгибом натянутому луку, то кажется изогнутым по спирали, подобно языку пламени. И это стало ещё одним шагов вперёд. Ведь в прежние времена у скульптура была рассчитана на восприятие лишь с одной точки зрения.

Пракситель - скульптор, живший во времена Древней Греции. Знаменитый ваятель привнес в искусство элементы лирики, преуспел в создании божественных образов. Считается, что именно он был человеком, который первым начал восхвалять в своих мраморных произведениях красоту обнаженного тела. Исследователи называют мастера «певцом женской красоты». Что же еще можно рассказать о нем и его произведениях?

Древнегреческий скульптор Пракситель: биографическая справка

К сожалению, информации об этом талантливом человеке сохранилось мало. Пракситель - скульптор, появившийся на свет в Афинах. Историкам так и не удалось установить точную дату его рождения, считается, что он появился на свет примерно в 390 году до нашей эры. Самое свежее упоминание о мастере датируется 334 годом до нашей эры, оно относится к его работам в Эфесе.

Пракситель - скульптор, за свою жизнь успевший создать около 70 произведений, если полагаться на сведения античных и средневековых источников. Тем не менее, исследователи смогли с уверенностью назвать его автором лишь малой части из них.

Семья

Что известно о семье этого выдающегося человека? статуй, работе с мрамором он научился в мастерской отца - афинского ваятеля Кефисодота. Стоит упомянуть, что отец не удостоился той славы, какую заслужил его сын и ученик. Самое выдающееся его творение - медная скульптура, изображающая богиню Эйрену с младенцем на руках.

Также у Праксителя было два сына - Кефисодот и Тимарх. Известно, что они пошли по стопам отца, однако не пытались в точности копировать его уникальный стиль. К примеру, Кефисодот наиболее преуспел в жанре портретной скульптуры, создал потрет знаменитого оратора Ликурга.

Любовная история

Пракситель - скульптор, который был на протяжении многих лет влюблен в прекрасную Некоторые историки утверждают, что именно черты этой женщины он передал, создавая статую прекрасных богинь. К примеру, не исключено, что именно эта дама позировала ему, когда он трудился над своей знаменитой Афродитой Книдской.

Известны и две портретные статую гетеры, не дошедшие до наших дней, автором которых он является.

Особенности творчества

Какие темы предпочитал затрагивать в своих произведениях гениальный Пракситель? Скульптор, биография которого рассматривается в этой статье, любил создавать изображения богинь и богов. Также сохранилась информация о произведениях, изображающих менад, нимф, кариатид и так далее. Простые смертные представляли для него гораздо меньший интерес.

Мастерством Праксителя восхищались его современники и потомки, античные писатели сравнивали скульптора с другими выдающимися мастерами той эпохи, к примеру, с Поликлетом, Фидием. Особенно благосклонные критики отмечали его способность передавать красоту человеческого тела.

Эстетический идеал

У Праксителя был и собственный эстетический идеал, ему нравилось превозносить красоту юности, которая еще лишена порывистой страсти. Ваятель редко работал с большими композициями, предпочитая сосредотачиваться на лепке отдельных образов. Скульптор никогда не подчеркивал мышцы тела, предпочитая делать упор на нежность.

Интересно, что именно Пракситель - скульптор Древней Греции, который первым рискнул создать статую обнаженной Афродиты. Конечно же, на мастера посыпались упреки в нескромности, однако он не обращал на них внимания. Его Эрот и сатиры, лишившись мышц, превратились в мечтательных, склонных к меланхолии юношей. Лица его статуй святятся нежностью и умиротворенностью.

Самая известная скульптура

Какая работа является самой известной из тех, что создал талантливый Пракситель? Скульптор, краткая биография которого описывается в этой статье, - автор произведения, изображающего бога Считается, что это единственный труд ваятеля, который дошел до нас в оригинале. Скульптура была обнаружена во время раскопок, которые были проведены в Олимпии в 1877 году. Однако некоторые исследователи все же убеждены, что статуя представляет собой всего лишь первоклассную реплику работы творца, тогда как оригинал утрачен безвозвратно.

Скульптура создана из мрамора, на ней изображен бог Гермес, опершийся о древесный ствол. В его правой руке располагается виноградная гроздь, к которой тянет ручки младенец Дионис. К сожалению, кисть руки Гермеса не сохранилась». Исследователи полагают, что работа над этим произведением была завершена приблизительно в 40-х годах четвертого века до нашей эры.

Чем именно так хороша данная статуя? Произведение наполнено внутренней энергией, которую подчеркивает расслабленная поза героя. Безукоризненно прекрасное лицо бога ваятель наделил одухотворенностью, нежностью. Пракситель умело экспериментирует с мерцающей игрой светотени, привлекает внимание к тончайшим нюансам фактуры. Ему удалось подчеркнуть благородство и силу Гермеса, гибкость его мышц. Также можно отметить сияющие глаза статуи.

Юный сатир

Как уже было сказано, ненавязчивая красота юности - тема, которую особенно любил великий творец Пракситель. Скульптор, фото работ которого можно увидеть в данной статье, создал много произведений, превозносящих прелесть молодости. Скульптура «Отдыхающий сатир» принадлежит к их числу. Это произведение, к сожалению, не сохранилось в подлиннике, но остались достаточно неплохие реплики, созданные много веков назад.

Пракситель подчеркивает изящество юного сатира, наделив его непринужденной позой. Герой стоит, облокотившись о древесный ствол, по поверхности тела скользят тени, благодаря которым статуя кажется живой, движущейся. Теплота кожи подчеркивается благодаря тяжелой шкуре рыси, наброшенной на плечо. У Сатира мечтательный взгляд, мягкая улыбка играет на губах. В своей правой руке он держит флейту, поэтому кажется, что он только что оторвался от игры.

Скульптура «Сатир, наливающий вино» также заслуживает упоминания. Предполагается, что она относится к раннему творчеству Праксителя. Статуя выполнена из бронзы, сохранилась лишь в виде копии.

Афродита Книдская

Конечно же, выше описываются еще далеко не все удивительные творения, автором которых является Пракситель (скульптор). входит в число самых выдающихся его работ, о существовании которых известно нашим современникам. К сожалению, оригинал творения мастера не сохранился, однако обитатели современного мира имеют возможность полюбоваться на многочисленные копии этого яркого произведения.

Статую можно назвать уникальной, так как до Праксителя ни один скульптор не позволял себе изображать богинь обнаженными. Его же скульптура является своеобразной отсылкой к истории происхождения Афродиты - прекрасной богини, вышедшей из пены морской, как утверждает знаменитая легенда. Его героиня - женщина, которая уже избавилась от одежды и собирается искупаться.

Ваятелю великолепно удалось подчеркнуть грацию тела прекрасной богини, наделить ее богатым внутренним миром. Не удивительно, что его входит в список самых выдающихся статуй всех времен.

Другие Афродиты Праксителя

Известно, что древнегреческий скульптор Пракситель успел создать несколько статуй богини Афродиты. Исследователи полагают, что в первый раз это произошло, когда ваятель выполнял заказ для Феспий. Историки полагают, что именно к этой статуе восходит Афродита из Арля, которую можно увидеть в Лувре.

Не удалось установить в точности, какими Пракситель сделал двух следующих Афродит. Исследователи обнаружили лишь сведения о том, что одна из этих работ выполнена из бронзы. Гораздо более знаменитой стала Афродита Косская, изображение которой сохранилось на древних монетах. Эта богиня была изображена одетой, ее длинные волосы эффектно ниспадали на плечи. Голову женщины венчал венок, на шее располагалось ожерелье.

Богиня Артемида

Отважную богиню охоты и плодородия также не обошел своим вниманием гениальный Пракситель (скульптор). Его работы, прославляющие Артемиду, дошли до нас лишь в виде копий. К примеру, статуя охотницы, являющаяся творением ваятеля, в течение длительного времени находилась в ее святилище, расположенной у города Антикиры. Пракситель облачил свою героиню в короткий хитон, в руке ее расположил факел.

Вошла в историю и другая статуя Артемиды, которая хранилась в святилище богини, находящемся в Афинах. Было установлено, что эта скульптура была создана в 345 году до нашей эры. Многие исследователи убеждены, что Артемида из Габий, которая хранится в Лувре, является репликой этого произведения.

Третья Артемида Праксителя на протяжении длительного времени украшала святилище Лето. Соседство ей составляли статуи, на которых были изображены Лето и Аполлон. К несчастью, реплики этой известной работы не были обнаружены.

Бог Аполлон

Создателем какой еще известной скульптуры считается знаменитый Пракситель (скульптор)? Его произведения, как уже было сказано, в большинстве своем дошли до нас лишь в виде превосходных копий. Не удивительно, что во многих случаях авторство ваятеля ставится исследователями под знак вопроса. Допустим, это относится и к скульптуре, на которой изображен убивающий ящерицу.

Предполагаемая копия этой работы в настоящий момент находится среди экспонатов Лувра, ранее она располагалась на вилле Боргезе, находящейся в Риме. Юный бог изображен обнаженным, его фигура располагается рядом с деревом, по которому взбирается ящерица. Исследователи полагают, что ящерица в данном случае символизирует огнедышащего Пифона. Это дракон из древнегреческой мифологии, которого убил этот бог, если верить легенде. Данная реплика была создана в первые столетия нашей эры, произошло это еще во времена существования Римской Империи. Существуют еще две неплохие копии, которые можно увидеть в Художественном музее Кливленда и в музее Пия-Климента.

Известно, что оригинальная скульптура Праксителя, на которой изображен бог Аполлон, была изготовлена из бронзы. Копия же, воспроизводящая черты оригинала, создана из мрамора.

Дата и причина смерти Праксителя остаются загадками, которые пока не удается решить исследованиям.

Пракси́тель (др.-греч. Πραξιτέλης) - древнегреческий скульптор IV века до н. э. Предполагаемый автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом» и «Аполлон, убивающий ящерицу». Большинство работ Праксителя известно по римским копиям или по описаниям античных авторов. Скульптуры Праксителя раскрашивал афинский художник Никий.

Скорее всего, Пракситель родился в 390 год до нашей эры. Его дедушка и отец были скульпторами. Семья жила в Афинах. В мастерской его отца всегда собирались художники, поэты, философы. Такая атмосфера влияла на Праксителя с юных лет.

Много скульптур Праксителя не дошли до наших времен. О его творчестве можно судить лишь по копиям, созданным во времена Римской империи. Одна из работ скульптора Праксителя, «Сатир, наливающий вино», была настолько прославлена, что упоминание о ней дошло до нас во многих римских фразах. В ранних работах мастера звучит тема покоя, отдыха, мечтательной задумчивости. В своем раннем творчестве Пракситель к воплощению женской красоты в своем искусстве. В 1651 году во французском городке Арле нашли копию статуи, которая была сделана Праксителем. Это статуя боги Афродиты. Плавный ритм, непосредственность, живость, свежесть чаруют в этом изображении полуобнаженной богини.

Между 364 и 350 гг. до н.э. Пракситель успел побывать в Малой Азии. В то время он был уже состоявшимся мастером. Именно в этот период была создана скульптура Афродиты, которую приобрел город Книд. Моделью скульптору продолжала служить его возлюбленная Фрина. Статуя Афродиты Книдской невероятно человечна и одухотворена. На эту невероятную статую сохранилось несколько эпиграмм. Одну из них написал такой великий философ как Платон. Оригинал не сохранился, поэтому сегодня статую воссоздают по копиям римского времени и используя описание скульптуры.

Пракситель покинул Книд и отправился в Эфес. Там он несколько лет работал над созданием украшения для алтаря Артемиды Прототропии. Ведь храм Артемиды Эфесской был сожжен печально известным Геростратом. Примерно в 350 году Пракситель вернулся в родные Афины. Дома он работал над статуей Артемиды для храма Артемиды Брауронии. В этом же время он расстался с Фриной. Молодость прошла, наступила зрелость, пора раздумий. Его работы становятся многограннее, глубже. В 343 году до наших дней скульптор создал известную статую Гермеса с Дионисом.

В поздний период своего творчества Пракситель создал статую «Отдыхающего сатира». Это было дальнейшее развитие композиции «Гермеса и Диониса». В 330 году до н.э. скульптор скончался. Он создал довольно большую школу. Последователей у него было много. Его манеру и стиль почитали. Однако ни один из его учеников не достиг такой же красоты и жизненности образов. Сыновья Праксителя тоже стали скульпторами, но они уже относились к художникам эпохи эллинизма. Праксителя же и по сей день считают непревзойденным мастером гармонии, отдохновения, а его памятники вызывают светлые чувства и мысли, слегка тронутые дымкой печали.

ок. 390 до н.э. - ок. 330 до н.э.

Гермес с младенцем Дионисом

IV в. до н. э. Мрамор. Музей в Олимпии, Греция.

Пракситель - древнегреческий скульптор, работавший в эпоху поздней классики. Это был период формирования идей Сократа и Платона в философии, время сложения новых форм и нового языка греческого изобразительного искусства. В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика. Так, в единственной дошедшей до нас в подлиннике мраморной статуе Праксителя прекрасный юноша Гермес изображен в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво и нежно глядит он на младенца Диониса. На смену мужественной красоте атлета V в. до н.э. приходит красота более изящная, утонченная и более одухотворенная. На статуе Гермеса сохранились следы древней раскраски: красно-коричневые волосы, серебряного цвета повязка. Особой славой пользовалось другое произведение Праксителя - статуя Афродиты Книдской (оригинал не сохранился). Это было первое в греческом искусстве изображение женской фигуры. Статуя стояла на берегу полуострова Книд, и современники писали о настоящих паломничествах к этому месту тех, кто стремился ее увидеть. Героям Праксителя не чуждо и лирическое чувство, отчетливо выраженное, например, в "Отдыхающем Сатире". В образах поздней классики это лирическое начало соседствует с чертами душевной взволнованности, грусти, задумчивости и созерцательности.

Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный около 340 года до н.э. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам, например Никию из Афин и др. Мастерское и новаторское исполнение Гермеса сделало его наиболее известным в наше время произведением Праксителя; однако в древности его шедеврами считались не дошедшие до нас статуи Афродиты, Эрота и сатиров. Судя по сохранившимся копиям, они существовали в нескольких вариантах.
Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты - в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.
Хуже представлены другие приписываемые Праксителю статуи Афродиты. Копии статуи, выбранной жителями Коса, не сохранилось. Афродита из Арля, названная по месту находки и хранящаяся в Лувре, возможно, изображает не Афродиту, а Фрину. Ноги статуи скрыты драпировкой, а торс полностью обнажен; судя по позе, в левой ее руке было зеркало. Сохранилось также несколько изящных статуэток женщины, надевающей ожерелье, но в них опять-таки можно видеть как Афродиту, так и смертную женщину.
Статуи Эрота работы Праксителя находились в Феспиях в Беотии и в Парии в Троаде. Представление о них могут дать изящные и элегантные фигурки Эрота на монетах, медальонах и геммах, где он представлен облокачивающимся на колонну и поддерживающим голову рукой, или рядом с гермой, как на монетах из Пария. Сохранились торсы подобных статуй из Бай (хранятся в Неаполе и музее Метрополитен в Нью-Йорке) и с Палатинского холма (в Лувре и в музее в Парме).
По копиям известны два варианта статуи молодого сатира, один из которых, возможно, принадлежит к раннему периоду творчества Праксителя, а другой - к зрелому. Статуи первого типа изображают сатира, который правой рукой льет вино из высоко поднятого кувшина в чашу в другой руке; на голове у него повязка и венок из плюща, черты лица благородны, профиль тонок. Лучшие копии этого типа находятся в Кастель Гандольфо, в Анцио и в Торре дель Греко. Во втором варианте (его копировали чаще, лучшие статуи находятся в музее Торлониа и в Капитолийском музее в Риме; к ним следует добавить торс с Палатинского холма, хранящийся в Лувре) был изображен сатир, который облокотился на ствол дерева, держа в правой руке флейту, а левой отбрасывая назад перекинутую через плечо шкуру пантеры.
Мотив фигуры, облокачивающейся на опору, использован и в статуе Диониса, лучшая копия которой находится в Мадриде. Дионис опирается на герму, напоминающую герму скульптора Алкамена, - такую же, как и в Гермесе работы Кефисодота. Статуя Аполлона Ликейского, называвшаяся так потому, что она находилась в афинском гимнасии Ликее, воспроизводится на аттических монетах. Аполлон здесь опирается на колонну и поддерживает голову правой рукой, в левой его руке - лук. Сохранилось довольно много копий этой статуи, лучшие из которых находятся в Лувре и в Капитолийском музее в Риме. Существуют также копии статуи молодого Аполлона Савроктона (Аполлона, убивающего ящерицу) - в Лувре, в Ватикане, на вилле Альбани в Риме и др.
В двух созданных Праксителем вариантах статуи Артемиды мы видим примеры решения мотива драпированной человеческой фигуры. На одном из них изображена молодая, одетая в простой пеплос охотница, которая вынимает стрелу из колчана за спиной. Лучшей копией этого типа является Артемида, хранящаяся в Дрездене. Второй вариант - т.н. Артемида Браврония с афинского Акрополя, относящаяся к 345 году до н.э., - принадлежит к позднему периоду творчества мастера. Есть мнение, что копией с нее является статуя, найденная в Габиях и хранящаяся в Лувре. Артемида изображена здесь покровительницей женщин: она набрасывает на правое плечо покров, принесенный женщиной в качестве дара за успешное разрешение от бремени.
Одна из последних работ Праксителя - группа Лето с Аполлоном и Артемидой, фрагменты которой найдены в Мантинее. На постаменте скульптор изваял рельеф с изображением состязания Аполлона и Марсия в присутствии девяти муз, рельеф (целиком, кроме фигур трех муз) был найден и находится сейчас Афинах. Складки драпировок обнаруживают богатство изящных пластических мотивов.
Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 века до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников, Кефисодота Младшего и Тимарха, которые работали по заказам Птолемеев на острове Кос и перенесли стиль скульптора на Восток. В александрийских подражаниях Праксителю свойственная ему нежность оборачивается слабостью и вялой безжизненностью.