«Об этом не рассказывали в школе…»

Все мы учились в школе, читали или не читали - увлекались или не увлекались. Многие не жаловали уроки литературы, но полюбили читать, открыли для себя великих писателей, поняли, что даже «надоевшие» в школе произведения могут раскрыть неизведанный мир. А сколько ещё неизвестных фактов осталось за рамками строгой школьной программы, которую сейчас ещё пытаются каждый год сократить! Как в манифесте кубофутуристов: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности», но и тут, если разобраться, всё о другом.

В нашей новой рубрике мы расскажем об известных литераторах то, чего не было в школьных учебниках. Начнём с одного из самых известных русских писателей и мыслителей XIX века - Льва Николаевича Толстого.

Биография

Русский писатель, публицист, философ, моралист, вероучитель и педагог. Родился в семье графа и по традиции получил отличное домашнее образование, потом обучался в Казанском университете и был типичным представителем «золотой молодежи». Курс не окончил и уехал в Москву, где жил, как говорил сам, «очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели».

Молодость

Толстой, для нас мудрый и степенный, в молодости проиграл здание своего наследного имения - усадьбу Ясная Поляна, где писатель родился и провел детские годы. Сосед, который выиграл, это имение разобрал и увез к себе в качестве трофея, а Толстой этот дом по тем или иным причинам вернуть так и не смог. Долги стали одолевать молодого Льва, и он уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки были так сильны, что родились «Севастопольские рассказы» . По началу, когда рассказы были впервые опубликованы, все не могли поверить, что написал их именно Лев Толстой. Он ведь и говорил-то не очень, и письма не любил писать.

Переехав в Петербург, Лев Толстой стал заводить «литературные знакомства». Его литературным кругом были сотрудники«Современника» - Некрасов, Тургенев, Гончаров, Чернышевский и другие. О Тургеневе - отдельно: Толстой доводил его до слез, издеваясь над его, как он выражался, «демократическими ляжками». Их размолвка продолжалась целых семнадцать лет! Назначались и отменялись дуэли, пересылалось множество писем - то гневных, то смиренных. И только в 50 лет Толстой сделал первые шаги к примирению, которые завершили семнадцатилетнее противостояние двух гигантов русской и мировой литературы.


Толстой много путешествовал, отчасти из любопытства. Он изучал западноевропейскую методику образования. Увиденное привело его к решению, что российское образование неверно в корне, особенно касательно крестьянства. Эти убеждения были столь сильны, что Толстой оставил на некоторое время литературу и учредил школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. Там он издавал свой журнал по педагогике и внедрял свои образовательные теории.

Семья


В возрасте 34 лет он женится на семнадцатилетней Софье Андреевне Берс. Вместе они прожили 48 лет, родили 13 детей. После женитьбы Толстой писал в своем дневнике: «Неимоверное счастье… Не может быть, чтобы это все кончилось только жизнью». Об этих удивительных отношениях есть много историй, и мы советуем вам книгу Тихона Полнера «Лев Толстой и его жена». Лев Толстой был человеком очень противоречивым, с непростым характером, в его душе постоянно происходила борьба, о которой не знали порой даже самые близкие. Софья Андреевна не раз повторяла: «Сорок семь лет прожила я со Львом Николаевичем, а так и не узнала, что он за человек…». Помощь, которую оказывала Софья Андреевна своему мужу, сложно переоценить. Именно она переписывала его черновики. Так, к примеру, роман «Война и мир» она переписывала более 7 раз.

В свои поздние года Толстой изо всех сил пытался примирить свои духовные убеждения с напряженностью, которую он создал в своей семейной жизни. Его жена не только не соглашалась с его учением, но и не одобряла его учеников, которые регулярно посещали Толстого в родовом имении. Стремясь избежать растущего недовольства жены, в октябре 1910 года Толстой и его младшая дочь Александра подались в паломничество, в котором Лев Николаевич умер 20 ноября 1910 года.

Литература

Отношение к литературе у Толстого было строгое. До последних дней он сохранил страстную и самозабвенную увлеченность и не признавал «произведения» без убежденности в том, что они нужны людям. «…Предаюсь любимому делу, как пьяница, и работаю с таким увлечением, что весь поглощен работой». Толстой смотрел на писательский труд как на деятельность, при которой «готовишься жить и умереть на основании тех слов, которые высказываешь». Он говорил своим собратьям по перу: «Писать надо только тогда, когда каждый раз, что обмакиваешь перо, оставляешь в чернильнице кусок мяса…».

Духовность

Толстой - известный вегетарианец. В возрасте 57 лет его посетил Вильям Фрей - последователь учения Огюста Конта. Тогда Толстой впервые узнал проповедь вегетарианства - утверждение о том, что строение человека, его зубов и кишечника доказывает, что человек - не хищник. Лев Николаевич сразу же принял это учение и после осознания полученной теории немедленно отказался от мяса и рыбы. Не сразу, но его примеру последовала и семья.

Отношение с церковью у Толстого не самые простые. Смелость, честность и открытость Льва Николаевича в отстаивании своих взглядов были предметом споров. И последним толчком, побудившим синод отлучить писателя от церкви, явился его роман «Воскресение». В своих работах Толстой подвергал убедительной критике основные догматы православной церкви и сурово обличал её служителей.

В 1891 г. Толстой в возрасте 63 лет отказался от прав собственности на все свои произведения , передав в общее безвозмездное пользование все сочинения, написанные после 1881 года (роман «Воскресение», повести «Смерть Ивана Ильича», «Записки сумасшедшего», «Крейцерова соната», «Дьявол», «Мать», рассказы «После бала», «Бедные люди», «Божеское и человеческое» и многие другие произведения); право на издание художественных произведений, написанных им до 1881 года, он передал жене.

В последние годы своей жизни Л.Н.Толстой собрал самые важные для себя мысли великих и систематизировал в виде афоризмов на каждый день. Цитаты из книги «Мысли на каждый день» - настоящее сокровище вечных истин и гениальных мыслей.

«Когда я подумал о том, чтобы написать всю истинную правду, не скрывая ничего дурного моей жизни, я ужаснулся перед тем впечатлением, которое должна бы была произвести такая биография… [Но] если писать биографию, то надо писать всю настоящую правду. Только такая биография, как ни стыдно мне будет писать ее, может иметь настоящий и плодотворный интерес для читателей» .

А в дневнике 1895 года (27 марта), намечая свое первое завещание, он записывает: «Дневники моей прежней холостой жизни, выбрав из них то, что стоит того, я прошу уничтожить… не потому, что я хотел бы скрыть от людей свою дурную жизнь: жизнь моя была обычная дрянная жизнь беспринципных молодых людей, но потому, что эти дневники, в которых я записывал только то, что мучило меня сознанием греха, производят ложно-одностороннее впечатление и представляют… А впрочем, пускай остаются мои дневники, как они есть. Из них видно, по крайней мере, то, что, несмотря на всю пошлость и дрянность моей молодости, я все-таки не был оставлен Богом и хоть под старость стал немного понимать и любить Его».

Добрый вечер, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня на наших календарях 16 сентября 2017 года, суббота. А значит в эфире Первого канала идёт телеигра "Кто хочет стать миллионером?". В статье можно узнать ответы на самый сложные вопросы, прозвучавшие в игре "Кто хочет стать миллионером?" за сегодня, 16.09.2017.

В первой части передачи участвовали: Валдис Пельш и Татьяна Арно. Выбрана несгораемая сумма - 800 000 рублей

Вопрос 1 (500 руб.)
Как иногда называют реакцию на пробу Манту?
A: «пуговка»
B: «петелька»
C: «молния»
D: «замочек»
Правильный ответ - A

Вопрос 2 (1 000 руб.)
Какие трагедии написал Пушкин?
A: микроскопические
B: миниатюрные
C: маленькие
D: крошечные
Правильный ответ - C

Вопрос 3 (2 000 руб.)
Как называется растение семейства тыквенных?
A: бешеный огурец
B: сумасшедший помидор
C: чокнутый баклажан
D: неадекватный патиссон
Правильный ответ - A

Вопрос 4 (3 000 руб.)
У чего нет пролётов?
A: у лестницы здания
B: у железнодорожного пути
C: у крыла птицы
D: у Дворцового моста
Правильный ответ - C

Вопрос 5 (5 000 руб.)
Какая особенность отличает кошку породы сфинкс?
A: не мяукает
B: не имеет шерсти
C: не пьёт молока
D: загадывает загадки
Правильный ответ - B

Вопрос 6 (10 000 руб.)
В каком произведении главного героя зовут Григорий Мелихов?
A: «Поднятая целина»
B: «Нахалёнок»
C: «Тихий Дон»
D: «Судьба человека»
Правильный ответ - C

Вопрос 7 (15 000 руб.)
Какая страна считается родиной йогурта?
A: Чехия
B: Сербия
C: Албания
D: Болгария
Правильный ответ - D

Вопрос 8 (25 000 руб.)
Королём какого музыкального направления поклонники называли Би Би Кинга?
A: бита
B: блюза
C: рок-н-ролла
D: рэпа
Правильный ответ - B

Вопрос 9 (50 000 руб.)
Сколько крыльев у стрекозы?
A: 2
B: 4
C: 6
D: 8
Правильный ответ - B

Вопрос 10 (100 000 руб.)
Какой бой впервые состоялся 24 апреля 1918 года недалеко от Виллер-Бретоннё?
A: воздушный
B: подводный
C: танковый
D: противовоздушный
Ответ игроков - B
Правильный ответ - C

Выигрыш: 0 руб.

Во второй части программы участвовали такие игроки: Ровшан Аскеров и Юрий Николаев. Выбрана несгораемая сумма - 400 000 рублей

Вопрос 1 (500 руб.)
Что курица делает с яйцами?
A: копит
B: откладывает
C: даёт в долг
D: сдаёт в ломбард
Правильный ответ - B

Вопрос 2 (1 000 руб.)
Как говорят о несчастной любви?
A: несложенная
B: невычтенная
C: неразделённая
D: неумноженная
Правильный ответ - C

Вопрос 3 (2 000 руб.)
Какую рыбу ловил Костя-моряк в популярной песне?
A: треску
B: камбалу
C: барабульку
D: кефаль
Правильный ответ - D

Вопрос 4 (3 000 руб.)
Что избиратели дают депутату?
A: заказ
B: наказ
C: приказ
D: отказ
Правильный ответ - B

Вопрос 5 (5 000 руб.)
Куда, образно говоря, попадают полностью окружённые войска?
A: в жбан
B: в казан
C: в котёл
D: в бидон
Правильный ответ - C

Вопрос 6 (10 000 руб.)
Как называется автобиографическая повесть Аркадия Гайдара?
A: «Детский сад»
B: «Гимназия»
C: «Школа»
D: «Университет»
Правильный ответ - C

Вопрос 7 (15 000 руб.)
В каком виде спорта фиксируется только чистое игровое время?
A: хоккей с мячом
B: хоккей с шайбой
C: хоккей на траве
D: футбол
Правильный ответ - B

Вопрос 8 (25 000 руб.)
Город с каким названием существовал и в дореволюционной России?
A: Красноярск
B: Красногорск
C: Краснодар
D: Красноуральск
Правильный ответ - A

Вопрос 9 (50 000 руб.)
Какой документ в 1972 году власти Штутгарта выдали медведице Девочке из цирка Филатова?
A: диплом бакалавра
B: водительские права
C: абонемент в зоопарк
D: загранпаспорт
Правильный ответ - B

Вопрос 10 (100 000 руб.)
Кому на самом деле была написана «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная татарским мурзою»?
A: императрице
B: княгине
C: графине
D: крестьянке
Правильный ответ - A

Вопрос 11 (200 000 руб.)
Что, по признанию Льва Толстого, было ему необходимо для плодотворной работы?
A: кофе
B: чай
C: молоко
D: квас
Игрок берёт подсказку 50:50 - остаются варианты B и C
Следом игроки берут подсказку Право на ошибку: первый ответ - C, второй ответ - B
Правильный ответ - B

Лев Толстой Ел лишнее - стыдно

Великий писатель и философ Лев Николаевич Толстой, по рождению и воспитанию принадлежащий к родовой дворянской знати, проповедовал трудовой образ жизни. Его долгий и плодотворный земной путь можно назвать школой труда и самодисциплины. Для многих современников и потомков система его взглядов стала образцом для подражания. Наш собеседник - научный сотрудник Государственного музея Льва Толстого в Москве Татьяна Васильевна Романова.

В огромном литературном и эпистолярном наследии Льва Николаевича Толстого немало рассуждений о врачах, медицине, здоровье, режиме дня, физических нагрузках, нравственном воспитании. Во времена Толстого у всех образованных людей, а тем более у представителей аристократического круга, было принято уважительное, какое-то сверхпочтительное отношение к медицинской науке. Толстой же иронически воспринимал преклонение перед наукой вообще и медициной в частности.

Медицину Толстой рассматривал с нравственных позиций. Вылечить болезнь, с точки зрения Толстого, нельзя только при помощи лекарств, но ее можно побороть добрым отношением к человеку, состраданием, словом любви. Настоящие врачи, по Толстому, - это особая порода людей, которые обладают врожденным милосердием и даром любви.

Эти качества он видел в характерах лекарей, имена которых были скромны, а не в модных врачах с их самоуверенностью и самовлюбленностью. Именно лекарь, знающий больного с детства, способен исцелить не только тело, но и душу. Образ такого доброго лекаря на страницах толстовской прозы возникает лишь один раз. Это - "милый врач" Иван Васильевич, один из персонажей повести "Детство". Доктор, способный просиживать ночи напролет у постели больного, душеспаситель, находящий доброе слово для своего пациента.

Состояние же человека, по Толстому, нельзя разделить на физическое и нравственное. По мнению великого писателя, организм реагирует на внешние проявления состоянием духовным и физическим, а еще чаще духовная подавленность, грусть и печаль вызывают болезни.

Потому "настрой духа" - гораздо серьезнее и важнее. Медицина же лечит только следствие - физическую боль, а не устраняет нравственную, душевную причину. Главная миссия врачей - умение внушать больному веру в выздоровление. Выздоровление может обеспечить только успокоение, возможность жить в гармонии с окружающим миром.

Эта мысль непосредственно связана с мировоззрением Толстого: с его пониманием положения человека в мире природы, цивилизации, культуры. Он был сторонником естественного человека, живущего в тесном единстве с природным миром, не искалеченного городской сутолокой и верного своему изначальному естеству.

Надо быть ближе к природе. Вредно любое излишество, придуманное цивилизацией. Такова отправная посылка знаменитой толстовской теории "трудовой жизни". Согласно этой теории в жизни писателя возникло вегетарианство как культ простой пищи; пристрастие к естественным тканям: полотну, холстине, батисту; особый ритм жизни, ее по-крестьянски трудовой настрой.

Итак, главное лекарство - правильная жизнь по законам природы, согласованная с нравственным началом. Толстой был согласен с теми докторами, которые полагали, что новые лекарства отучают организм бороться с самими болезнями.

Для того, чтобы сберечь свою нравственную и физическую силу, необходима постоянная деятельность. И примером своей жизни Толстой утверждал культ трудовой и здоровой жизни В молодости граф Толстой отдал дань чревоугодию, перееданию, курению и даже спиртным возлияниям. Его отказ от вредных привычек носил принципиальный характер.

Вторую половину своего долгого земного пути Толстой жил по строгому режиму, привычку к которому вырабатывал в себе самовоспитанием. Свой день Толстой делил на четыре части, называя их "мои четыре упряжки". Первые три приходились на утреннее время, а день Толстого начинался рано, не позднее 5 часов утра.

Первую часть дня он посвящал физическим упражнениям и зарядке. Его зарядка больше напоминала тренировку спортсмена и продолжалась не менее часа. В хамовническом доме-музее до сих пор хранятся гантели, с которыми он совершал утренние упражнения. В дневнике, датированном октябрем 1910 года, когда до смерти оставалось всего две недели, Толстым сделана такая запись: "Делал несвойственную годам гимнастику и повалил на себя шкап. То-то дурень". Могучая сила не убывала в нем до последних дней.

Зарядку сменяла прогулка, неизменная в любое время года: пешая, когда расстояние в пять-шесть километров покрывалось быстрыми толстовскими шагами или верхом на лошади. Толстой считал, что верховая езда поддерживала его здоровье и снимала напряжение умственных занятий. Чуть позже можно было видеть Льва Николаевича, летящего на велосипеде. Велосипед был подарен Толстому, когда ему уже было 67 лет.

С учениками яснополянской школы он любил такую игру: дети наваливались на него, цеплялись за руки и ноги, и Толстой поднимал всю эту пирамиду. Зимой Лев Николаевич часто бегал с гурьбой раскрасневшихся мальчишек, увлеченно играя в снежки, устраивая массовые снежные баталии.

Утро продолжал полезный физический труд. Толстой был убежден, что труд - самая важная нравственная обязанность каждого человека. В течение двадцати зим, которые он жил в московских Хамовниках, Толстой сам убирал свои комнаты. В доме стояла спиртовка, на которой Лев Николаевич сам варил себе ячменный кофе, иногда - овсяную кашу - неизменный завтрак после прогулки. Затем - пилил и колол дрова, раскладывая их около десяти печей, привозил воду на день.

Полезный физический труд сменялся трудом творческим. Третья часть утра была посвящена умственной работе. Толстой писал. В это время в доме соблюдалась полная тишина. Любой звук "тормозил" работу, а Толстой любил все делать быстро. Во время работы тревожить писателя не позволялось никому. Исключительное право зайти в кабинет имела только Софья Андреевна.

Четвертая, не менее важная часть дня - общение с людьми. В Хамовники, в Ясную Поляну, в дома друзей, где гостил Лев Николаевич, к вечеру приходили люди. Последние двадцать пять лет своей жизни Толстой был убежденным вегетарианцем, но не строгим. Он исключил из своего рациона мясо и рыбу, но ел сливочное масло, пил молоко, очень любил яйца и кефир. Когда-то в молодые годы Толстой часто захаживал в роскошные съестные лавки, с удовольствием отведывал мясные блюда, обожал рыбу. Позже, поборов свою страсть к кулинарным изыскам, он называл гастроном Елисеева на Тверской улице "храмом обжорства" и осуждал тех, кто много думает о еде и делает ее смыслом жизни.

В вопросах питания Толстому приходилось преодолевать себя. Ему было невероятно сложно ограничивать себя в еде. Его здоровый организм и образ жизни, сопровождавшийся огромной затратой умственных и физических сил, поддерживали неизменно отличный аппетит. Переедание он мог побороть только при бдительном и беспощадном самоконтроле. В его дневниках немало таких записей: "Ел лишнее - стыдно", "Не удержался от второй порции щей - пеняю на себя".

Самым любимым блюдом Толстого была овсянка. Она ему никогда не приедалась. Чаще всего в овсянку он вбивал яйцо и взбивал кашу ложкой. Обожал щи из квашеной капусты с грибами и зеленью, заправленные постным маслом. Щи он ел с ломтем ржаного хлеба.

Толстой освоил все основные виды спорта. Причем в каждом из них преуспел. Он был замечательным спортсменом: отлично плавал, блестяще ездил верхом, с молодых лет владел виртуозной джигитовкой. В круг его интересов входили велоспорт, гимнастика и, конечно, шахматы. Эта игра, обожаемая Толстым, по его мнению, тренировала память, ум, смекалку и выдержку. Хотя как раз в шахматы Толстой нередко проигрывал, так как был нетерпелив и стремителен, придерживался наступательного стиля игры. Его партии до сих пор публикуются в шахматных журналах мира.

Когда Толстой заболевал, то полностью отказывался от еды. Запись из дневника: "Знобило. Полтора дня не ел. Стало легче". Лишь позже медицина доказала, что голодание действительно помогает больному поправиться. Кстати, спустя десятилетия ученые объяснили благотворное влияние овсянки, которая никогда не надоедала Толстому, на работу печени. А ведь у Толстого печень была нездорова. Он, конечно, не знал этих фактов, но его интуиция подсказывала верные средства.

К слову, о толстовской интуиции. Не только простым читателям, но и профессиональным медикам трудно поверить, что Толстой не имел медицинского образования. До мельчайших деталей точны описания болезней героев его произведений. И хотя диагнозы не названы, но ясно, что Иван Ильич умирал от рака, а старого князя Болконского разбил инсульт.

Но врачом Толстой не был, серьезного опыта собственных болезней тоже не имел, потому что был весьма здоровым человеком. Однако фрагменты его книг могут быть учебными иллюстрациями к истории болезни. Таковы художественная сила и интуиция Толстого-писателя.

Как-то уж так повелось, что в мире с чьей-то легкой руки закрепился стереотип: мы не можем жить без алкоголя, а русские - это горькие пьяницы, пьянство - их традиция, которая заложена в крови, в генах и передается по наследству.
Да чего греха таить, мы и сами порой не прочь похвалиться этим, якобы врожденным, «достоинством». А впрочем, все выглядит иначе. Совсем в недалеком прошлом -25-35 лет тому назад - мы были по сравнению с другими пьющими народами самыми непьющими и пьянство никогда не было у нас таким уж распространенным явлением.
Примечателен в этом плане ответ лауреата Ленинской премии академика Ф.Г. Углова корреспонденту журнала «Смена» (№ 10, 1985). На вопрос «Насколько серьезно такое ваше утверждение: «Алкоголизм несет гибель и деградацию, разрушение всех моральных устоев, физическое и психическое вырождение». Читаешь - мороз по коже! Не слишком ли, имея тысячелетний опыт «пития на Руси», вы сгущаете краски? Не сочтите за глупую шутку, но вроде бы все мы выпиваем, и ничего - развиваемся, не стоим на месте?» Федор Григорьевич ответил: «Во-первых, откуда вы взяли, что мы пьем столько лет? Это очевидная ложь. Да, мне приходится слышать: зачем вести борьбу с пьянством, если русские пили и будут пить и пьянство - чуть ли не русская болезнь. Весьма опасная ложь! Есть наша история, и есть статистика. И мы имеем статистические данные, начиная с 1750 года, хотя есть цифры и более ранние. Среднее потребление алкоголя на душу населения в России было самым низким среди крупных стран мира.
Во-вторых, если взять такой показатель, как средний мировой уровень потребления алкоголя, то в России и этот показатель всегда был в 2-5 раз меньше, нежели в других странах. Эти данные собраны за двести последних лет. Факт, что Россия никогда не была первой в потреблении алкоголя, неопровержим!
В-третьих, нелишне вспомнить историю нашего Отечества. Почти 500 лет, с XIII по XVIII век, Россия находилась в кольце агрессии со стороны Германии, Литвы, Турции, Швеции, Польши. В те годы мирное время было короткой передышкой. Где же тут русским людям пить? Да и кто мог себе позволить пить крепкие напитки? Князья, бояре, богатые люди, а народ, миллионы простых людей не знали алкоголя, а если и позволяли себе, то только в престольные праздники».
Пьянство никогда не поощрялось на Руси.
Еще в «Житии» Феодосия Печерского, основателя Киево-Печерской лавры, упоминается о том, что психически больных считали действительно больными, монастырь заботился об «убогих калеках» и о «бесноватых», в то время как пьяницами пренебрегали, они преследовались религией: «Бесный страждет неволею и добудет вечныя жизни, а пьяный... добудет себе вечныя муки».
Алкогольные напитки знали еще древние славяне. Так в летописях, былинах, песнях можно встретить описание пиров и воспевание напитков. «Руси есть веселие пити, не может без того быти», - читаем в одной из древнерусских летописей слова киевского князя Владимира. Но пьянство среди русичей в былые времена было мало распространено. Изготовление спиртных напитков было делом дорогостоящим, а это значит, что простым людям они были не по карману. Бедняки причащались от случая к случаю, по большим праздникам, да и напитки употребляли слабоградусные: пиво, брагу, мед. Вспомним былинное: «мед-пиво пили». Вот почему алкогольные напитки в народе назывались «княжескими».
Злоупотребление крепкими напитками в массовых масштабах в России наблюдается только с XVI века, когда начала распространяться хлебная водка и царь Иван Ш сделал попытку монополизировать производство и продажу алкогольных напитков (1552 год). Были учреждены «царевы кабаки» - сначала первый большой кабак для опричников в Москве, а при Иване Грозном - и по всей России. В них продавались вино, мед, пиво, водка. Пить цареву водку считалось большой честью. Затем эти кабаки были реорганизованы в «кружечные дворы» - не более одного в городе или в дворцовом селе. В 1652 году для ограничения пьянства, его последствий было установлено: «Продавать водку по одной чарке человеку, а больше той указанной чарки одному человеку не продавать, и на кружечные дворы и близко двора питухам сидеть и питье давать им не велено».
Во время постов, а также по воскресеньям, средам и пятницам вино не отпускалось вовсе.
При Петре I алкоголикам вешали на шею чугунную медаль с надписью «За пьянство». Вес ее был 23 фунта.
Пагубное влияние на распространение пьянства в России оказала введенная в 1795 году откупная система. Откупщик обязывался покупать у казны водку, а потом продавать ее населению. Так назначенный сверху продавец спиртного (целовальник) сменился частным лицом (откупщиком), который, получив монополию на продажу водки, занялся спекуляцией, спаивал население, выкачивая из него последние гроши. Тем более что указом Екатерины II откупщикам позволялось открывать кабаки - сколько угодно и где угодно. Царице принадлежат слова: «Пьяным народом легче управлять».
Спаивание народа вызвало большое недовольство масс. По стране прокатилась мощная волна антиалкогольных бунтов. Начали создаваться общества трезвости, принимавшие решения о воздержании от употребления вина.
В связи с широким распространением пьянства в России в середине XIX века возникает стихийное движение народных масс за трезвость, организуются неофициальные общества трезвости. Но не поддержанное государством это стихийное движение быстро заглохло...
Первое в России общество трезвости официально было учреждено в 1874 году в селе Дейкаловка Полтавской области.
Распространение пьянства в царской России стало общественным бедствием, ибо несло в себе опасность духовного и физического вырождения народа. Но оно было выгодно царскому правительству, помещикам и капиталистам. Недаром прогрессивные деятели XIX века называли бюджет царской России «пьяным бюджетом». В.М. Бехтерев писал по этому поводу: «Не может подлежать сомнению влияние алкоголя на вырождение населения, на развитие хилости потомства вообще и на увеличение детской смертности в семьях алкоголиков. Проистекающий отсюда вред должен сказаться на увеличении смертности населения и ослаблении его здоровья вообще». Именно В. М. Бехтерев призывал к настойчивой борьбе с алкоголизмом в интересах сохранения здоровья населения.
В конце прошлого столетия началось массовое антиалкогольное движение русской интеллигенции - учителей, врачей, писателей. Во главе их стоял великий русский писатель, обличитель всех язв русской жизни Лев Николаевич Толстой, который был убежден, что «большинство злых дел совершается в пьяном состоянии». Л.Н. Толстой говорил: «Мне кажется, когда я вижу пьющего человека, что он играет острым оружием, которым может каждую минуту обрезаться... Пьяный человек делает много того, что он никогда бы не сделал трезвый». Толстой был яростным противником пьянства, не пил сам и всячески боролся с этим злом. Его перу принадлежит 13 статей на антиалкогольные темы. «Вино губит телесное здоровье людей, - писал он, - губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство, и, несмотря на это, с каждым годом все больше и больше распространяется употребление спиртных напитков и происходящее от него пьянство. Заразная болезнь захватывает все больше и больше людей: пьют женщины, девушки, дети. И взрослые не только не мешают этому, но, сами пьяные, поощряют их. И богатым, и бедным представляется, что веселым нельзя иначе быть, как пьяным или полупьяным, представляется, что при всяком важном случае жизни: похоронах, свадьбе, крестинах, разлуке, свидании - самое лучшее средство показать свое горе или радость состоит в том, чтобы одурманиться и, лишившись человеческого облика, уподобиться животному.
И что удивительнее всего, это то, что люди гибнут от пьянства и губят других, сами не зная, зачем они это делают. В самом деле, если каждый спросит себя, для чего люди пьют, он никак не найдет ответа. ...И не вкусно вино, не питает, и не крепит, и не греет, и не помогает в делах, и вредно телу и душе - и все-таки столько людей его пьют, и что дальше, то больше. Зачем же пьют и губят себя и других людей? «Все пьют и угощают, нельзя же и мне не пить и не угощать», - отвечают на это многие, и, живя среди пьяных, эти люди точно воображают, что все кругом пьют и угощают. Но ведь это неправда. Если человек вор, то он будет водиться с ворами, и будет ему казаться, что все воры. Но стоит ему бросить воровство, и станет он водиться с честными людьми и увидит, что не все воры. Так же и с пьянством» (Собр. соч: В 22 т. - М, 1984 - Т. 17. - С. 136-137).

Желавшие поступить в созданное Львом Толстым в 1887 году первое в России влиятельное общество трезвости должны были подписать следующую декларацию, написанную рукой самого Льва Николаевича: "Ужасаясь перед тем страшным злом и грехом, которые происходят от пьянства, мы нижеподписавшиеся порешили: во-первых, для себя никогда не пить пьяного – ни водки, ни вина, ни пива, ни мёда и не покупать и не угощать ничем пьяным других людей; во-вторых, по мере сил внушать другим людям, и особенно детям, о вреде пьянства и о преимуществах трезвой жизни и привлекать людей в наше согласие. Просим всех согласных с нами заводить себе такой же лист и вписывать в него новых братьев и сестёр и сообщать нам. Братьев и сестер, изменивших своему согласию и начавших опять пить, просим сообщать нам об этом. Первые записавшиеся братья и сёстры:…".

Первым в "Согласие против пьянства" записался сам Л.Н.Толстой, за ним последовали выдающиеся русские живописцы И.Е.Репин, Н.Н.Ге-младший, известный путешественник Н.Н.Миклухо-Маклай и многие другие (всего под декларацией Л.Н.Толстого подписались более семисот сорока человек). Одним из единомышленников русского классика, разделявшим его трезвеннические взгляды, являлся известный казанский общественный деятель, автор неоднократно переиздававшейся брошюры "Вино для человека и его потомства – яд" А.Т.Соловьёв, о котором Л.Н.Толстой сказал в одном из разговоров, что "мы с А.Т. первые в России начали за последнее время борьбу с пьянством". Высоко ценивший трезвеннический энтузиазм А.Т.Соловьёва граф оказал ему активное содействие в антиалкогольной издательской деятельности, рекомендовав брошюру Александра Титовича известному издателю И.Д.Сытину. В дальнейшем – в 1892 году – А.Т.Соловьёв и его сподвижники основали ставшее впоследствии знаменитым "Казанское Общество Трезвости", а в 1905 году на его базе была создана первая местная право-монархическая организация – Казанский отдел "Русского Собрания", которую также возглавил А.Т.Соловьёв.

28 апреля 1913 года прошёл Первый всероссийский праздник трезвости, охвативший несколько сот городов и деревень Российской Империи. Причём, в Казани, благодаря "Казанскому Обществу Трезвости", первые трезвеннические праздники отличались особым размахом и торжественностью.
На смену откупной системе распространения алкогольных напитков пришла акцизная. Право изготавливать спиртные напитки предоставлялось помещикам и заводчикам. На рынке водочные изделия облагались акцизным сбором (налогом). Эта реформа совпала с временами развития промышленного производства водки. Цены на спиртное снизились, началось невиданное доселе употребление алкоголя. Это наложило свой отпечаток на отношение к спиртному, ускорило формирование алкогольных привычек.
В 1894 году правительство вновь установило государственную винную монополию. И хотя она была введена якобы для сокращения пьянства, на самом же деле преследовались исключительно финансовые цели.
Потребление алкоголя стало обретать все более общий характер. Тем более что винная монополия не исключала домашнего приготовления спиртного. В отдельных случаях (свадьбы, поминки) разрешалось варить пиво, брагу, медовые и другие напитки. При этом семья была обязана выпить все в течение 3-4 дней, что часто порождало многолюдные попойки. Потребление алкоголя по случаю таких событий (да и без поводов) постепенно превратилось в социальную норму, сформировало своеобразную «культуру» «питейного» дела.
В стране начали злоупотреблять суррогатами алкоголя: пили лак, политуру, денатурат. Широкий размах приняло самогоноварение, что наносило огромный ущерб экономике государства, так как изводилось огромное количество зерна.
Настойчивую борьбу против распространения пьянства и алкоголизма вели русские врачи.
Очень серьезным и опасным врагом оказался алкоголь для Октябрьской революции. Зато великую роль в ее защите сыграла трезвость. Алкоголь выступил сообщником контрреволюции. «Петроград, - писал управделами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевич, - был затоплен шквалом пьяных разгромов». У Ленина в связи с этим событием есть такие строки: «...буржуазия идет на злейшие преступления, подкупая отбросы общества и опустившиеся элементы, спаивая их для целей погромов...» (Пол. собр. соч. - Т. 35. - С. 156). Специальный комитет по борьбе с погромами вынужден был ввести в Петрограде осадное положение и применить против погромщиков красный террор. 100 «абсолютно надежных членов партии - для несения службы комиссаров» составили ядро комитета, главной силой которого были гельсингфорские моряки. Все они руководствовались клятвой: «Смерть тому, кто не выполнит товарищеского зарока не пить!» Погромы были быстро ликвидированы.
Первым декретом Советской власти был Декрет о мире, вторым - Декрет о земле, но мало кто знает, что третьим декретом от 8 ноября 1917 года был Декрет о «сухом законе» в нашей стране.
Еще в 1914 году Госдумой России был принят «сухой закон», который просуществовал 11 лет и был отменен в 1925 году. Затем к этому закону вернулись в 1985 году, в годы перестройки, повлекшей за собой еще более тяжелые последствия: токсикоманию, наркоманию и др.
Но мировая практика свидетельствует, что введение «сухих законов» неизбежно порождало массовое самогоноварение, контрабанду и нелегальную продажу спиртных напитков. То же самое случилось и в России после введения в 1914 году запрета на продажу спиртных напитков. В 1924 году, накануне отмены запрета на продажу спиртных напитков, в стране было зарегистрировано 233 446 очагов самогоноварения.
«Сухие законы», как запретные меры, бессильны до тех пор, пока не пробудится общественное мнение.
«Избавится человек от пьянства не тогда, когда он будет лишен возможности пить, а тогда, когда он не станет пить, хотя бы в его комнате стояло бы вино и он чувствовал его запах». В этих словах Льва Николаевича Толстого - вся сложность воспитания убежденного трезвенника.
Борьба с алкоголизмом является одной из важнейших проблем современности. В книге «У опасной черты» С.Н. Шевердин, как бы подытоживая историю развития питейных традиций человечества, пишет, что в истории всех народов, которым привелось в связи с началом земледелия и гончарного производства неожиданно познакомиться с хмельными напитками, проявляется следующая закономерность. Первоначально - в течение нескольких тысячелетий - опьянение и опьяняющие жидкости почитаются. Потом возникает специальное производство алкогольных напитков - большее, чем нужно для обрядов. Появляется возможность для наживы и торговли вином. Становится возможным и пьянство, нарушающее установленную регламентацию. Только тогда и начинается борьба - с заметным опозданием, потому что употребление алкогольных жидкостей крепко укоренилось и освятилось. Из законодательных актов против алкогольных эксцессов, по-видимому, наиболее древний закон китайского императора Ву Вонга (1220 год до н.э.). Итак, алкоголепотреблению - 7-8 тысяч лет. Борьба же с пьянством в два с лишним раза моложе. Притом это борьба только с эксцессами злоупотребления, а не с самим опьянением. Да и велась она разными, далеко не лучшими методами. У некоторых народов методы борьбы были очень жестокими, но результатов они давали мало. В Спарте, например, специально спаивали рабов, а потом в безобразном состоянии выставляли их на публичное обозрение, пытаясь таким образом вызвать отвращение к вину. В Древнем Риме был закон, по которому разрешалось умеренно употреблять вино только лицам, достигшим тридцатилетнего возраста. Женщинам пить вино запрещалось совсем.
В 1536 году французский король Франциск I издал закон, по которому пьяницы приговаривались в первый раз к тюремному заключению, во второй раз - к розгам, в третий - к публичному сечению. Если и это не помогало, виновному отрезали уши и изгоняли за пределы Франции.
В Древнем Египте перед пирующими ставили человеческий скелет, дабы напомнить о смерти...
Наряду с этим опьянение долгое время почиталось и отнюдь не какими-то отсталыми невеждами. Можно привести множество восторженных признаний вину, прозвучавших в устах выдающихся мыслителей, гуманистов, поэтов прошлого, которых недопустимо даже заподозрить в сознательном одурманивании народа. Например, шотландский народный поэт Роберт Берне (1759-1796) писал в песне, знаменательно озаглавленной «Всесилье бутыли»:
Так пусть не стоят наши кружки пустые,
Мы выпьем, наполним и снова подымем
За то, чтобы вечно забота с нуждою
Смывались бесследно живою водою!
Да, великий поэт, восхваляя прелести опьянения и веселья (особенно в своей знаменитой балладе «Джон Ячменное Зерно»), еще не знал обратной стороны медали этих «прелестей». Мы же познали ее. Эпидемия алкоголизма и наркомании с наибольшей силой вспыхнула в последние 20-25 лет. Вспыхнула и приобрела такой размах, что закрывать на эту проблему глаза больше нельзя.

Лев Толстой с крестьянскими детьми в Ясной Поляне. Фотография Томаса Тапселя. 1909 год

Как не убить ребенка соской

«Спора нет, дело ясно. И не может ни мать сунуть соску своему детищу, если она не хочет его смерти, ни отец допустить то, что его ребенок лежит в зыбке с тряпкой во рту, с той тряпкой, от которой половина детей должна умереть. Не то отец, всякий добрый человек, войдя в дом и увидя ребенка с соской, дол-жен вынуть ее изо рта младенца и сказать матери про то зло, которое делает эта соска.
Соска убила на Руси людей больше, чем чума и холера и все болезни. Надо воору-житься против нее и помогать друг другу уничтожить ее».

Из заметки Льва Толстого «О соске» в брошюре доктора Егора Покров-ского «Об ухо-де за малы-ми детьми»

Что делать, если перебрал

«Человек, выпивший накануне бутылку вина, стакан водки или две кружки пива, нахо-дится в обычном состоянии похмелья или угнетения, следующего за возбуждением, и потому в умственно подавленном состоянии, которое уси-ливается еще курением. Для того чтобы человек, курящий и пьющий постоян-но и умеренно, привел мозг в нормальное состояние, ему нужно пробыть по край--ней мере неделю или более без употребления вина и курения. Этого же почти никогда не бывает».

Из статьи Льва Толстого «Для чего люди одурманиваются?», предисловие к книге доктора Петра Алексеева «О пьянстве»

Какие шляпки носить в каких случаях

«Увы! Вы заблуждаетесь, что у вас есть вкус Письмо адресовано Валерии Арсеньевой (1836-1909) — соседке Толстых. Лев Николае-вич некоторое время ухаживал за ней, в 1856 году даже подумывал жениться, писал регулярно длинные письма, но отношения остались дружескими и не переросли во что-то более серьезное. . Т. е., может быть, есть, но такту нет. Например, известного рода наряды, как голубая шляпка с белыми цветами, пре-красна; но она годится для барыни, ездящей на рысаках в аглиц-кой упряжке и входящей на свою лестницу с зеркалами и камелиями; но при изве-стной скромной обстановке… извозчичьей кареты и т. д. эта же шляпка риди-кюль-на Смешна (от фр. ridicule). , а уж в деревне в тарантасе и говорить нечего».

Как есть печеный картофель

«Толстой обожал печеный картофель. Интересно было смотреть, как он его ел. Сначала насыпал на тарелку небольшую кучку соли, клал около нее кусок сли-вочного масла, затем брал из миски, накрытой белой салфеткой, большую кар-тофелину с румяной корочкой, разрезал пополам. Чтобы не обжечь пальцы, клал одну ее половинку на угол салфетки, облегавшей его грудь, и всё время держал ее перед собой в левой руке. В правой держал чайную ложку, которой отламывал на тарелке кусочек масла, и ею же прикасался к соли. После этого ложкой вынимал из кожуры кусочек картофеля, дул на него, чтобы остудить, и затем съедал. Так, с превеликим удовольствием, он съедал три картофелины».

Из книги Нины Никитиной «Повседневная жизнь Льва Толстого в Ясной Поляне»

Что делать, если хочется писать

«Когда вам хочется писать — удерживайте себя всеми силами, не садитесь сей-час же. Советую вам это по личному опыту. Только тогда, когда невмоготу уже терпеть, когда вы, что называется, готовы лопнуть, — садитесь и пишите. На-вер-ное, напишете что-нибудь хорошее».

Из дневника литератора, общественного деятеля Александра Жиркевича « Встречи с Толстым»

Что делать, если уж начал

«Пиши 1) начерно, не обдумывая места и правильности выражения мыслей; 2) раз переписывай, исключая все лишнее и давая настоящее место каждой мыс-ли, и 3) раз переписывай, исправляя неправильности выражений».

Из дневника Льва Толстого, 1853 год

Что делать, если уж начал — 2

«Конечно, бросить! Я это всем говорю из начинающих. Это мой обычный совет. Не такое теперь время, чтобы писать. Нужно дело делать, жить примерно и учить на своем примере жить других. Бросьте литературу, если хотите послу-шаться старика. Мне что ж! Я скоро умру… Но вам, начинающим, незачем тра-тить попусту время и развращаться».

Как одеваться, если ты из провинции

«…Есть известные женщины, почти вроде Щербачевой Щербачева — тетка Валерии Арсеньевой. , и даже гораздо хуже, которые в этом роде élégance Изящество (фр.). ярких цветов, взъеро-шенных куафюр и все-го необыкновенного — горностаевых мантилий, малиновых салопов и т. д. — все-гда перещеголяют вас, и выхо-дит только то, что вы похожи на них. И де-вуш-ки, и женщины, мало жившие в больших городах, всегда ошибаются в этом. Есть другого рода élégance — скромная, боящаяся всего необыкновен-ного, ярко-го, но очень взыскательная в мелочах, в подробностях, как башмаки, воротнич-ки, перчатки, чистота ногтей, аккуратность прически и т. д., за кото-рую я стою горой, ежели она не слиш-ком много отнимает заботы от серьез-но-го, и кото-рую не может не любить всякий человек, любящий изящное. Élégance ярких цве-тов еще простительна, хотя и смешна, для дурносопой То есть невзрачной. барышни, но вам, с ва-шим хорошеньким личиком, непростительно этак заблуждаться. Я бы на ва-шем месте взял себе правилом туалета — простота, но самое строгое изящество во всех мельчайших подробностях».

Когда следует жениться

«„Каких лет следует жениться и выходить замуж?“ Таких лет, чтобы не успеть влюбиться ни в кого прежде, чем в свою жену или мужа».

Запись Льва Толстого для семейного яснополянского «Почтового ящика» « Летом… у нас устраивался Почтовый ящик. <…> Висел он на площадке… и в него каждый опускал свои произведения: стихи, статьи и рассказы, написанные в течение недели на зло-бы дня. По воскресеньям все собира-лись в зале у круглого стола, ящик торже-ственно отпирался, и кто-нибудь из старших, часто даже сам папа, читал его вслух» (Илья Толстой. «Мои воспоминания»). , из воспоминаний Ильи Толстого, сына писателя

Как быть счастливым

«Я живу прекрасно и могу смело рекомен-довать всем следующий и единст-вен-ный рецепт для этого: готовиться умереть. Чем более готов умереть, тем лучше жить, тем легче и расстаться с жизнью, и оставаться в ней».

Из письма Льва Толстого двоюродной тетке Александре Толстой, 1888 год


Лев Толстой за работой в кабинете. Фотография Владимира Черткова. Ясная Поляна, 1909 год Государственный музей Л. Н. Толстого / russiainphoto.ru

Как понять непонятное

«Для того чтобы понять всякую книгу, необходимо выделить из нее всё вполне понятное от непонятного и запутанного и из этого выделенного понятного со-ста-вить себе понятие о смысле и духе всей книги, и тогда на основании впол-не понятного выяснить для себя места не вполне понятные и запутанные. Так мы читаем всякого рода книги».

Как стать хорошей женой

«Помогай вам Бог, мой голубчик, идите вперед, любите, любите не одного ме-ня, а весь мир Божий, людей, природу, музыку, поэзию и всё, что в нем есть прелестного, и развивайтесь умом, чтобы уметь понимать вещи, которые до-стойны любви на свете. Любовь — главное назначение и счастье на свете. Хотя, что я скажу, нейдет вовсе к нашему разговору, но вот еще великая причина, по которой женщина должна развиваться. Кроме того, что назначенье женщи-ны быть женой, главное ее назначенье быть матерью, а чтоб быть матерью, а не маткой (понимаете вы это различие?), нужно развитие».

Из письма Льва Толстого Валерии Арсеньевой, 1856 год

Как жить свободно

«Хочешь жить спокойно и свободно — не приучай себя к лишнему, а сколько можешь отучай себя от того, без чего можешь обойтись».-

Лев Толстой. «Путь жизни», 1910 год

Как правильно смешить людей

«Когда кто-нибудь из нас рассказывал что-нибудь такое, что должно было казаться смешным или остроумным, и сам при этом смеялся, отец [Лев Тол-стой] говорил: „Есть три сорта рассказчиков смешного: низший сорт — это те, которые во вре-мя своего рассказа сами смеются, а слушатели не смеются; средний сорт — это те, которые сами смеются, и слушатели тоже смеются, а высший сорт — это те, которые сами не смеются, а смеются только слуша-тели“. Вообще он советовал, когда рассказываешь что-нибудь такое, самому не смеяться, а то вдруг у слуша-телей сделаются скучные лица, и станет неловко».

Из книги Сергея Толстого «Очерки былого»

Как использовать ум на полную мощность

«1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силою. 5) Читай и думай всегда громко. 6) Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают; снача-ла дай почувствовать, а ежели он не понимает, то извинись и скажи ему это».

Из дневника Льва Толстого, 1847 год

Как выйти из затруднительной ситуации

«Л[ев] Н[иколаевич] как-то еще сказал: „Когда вам рассказывают про затрудни-тельное сложное дело, главным образом про чьи‑нибудь гадости, отвечайте на это: вы ва-рили варенье? Или: хотите чаю? — и всё. Много зла происходит от так называемых выяснений обстоя-тельств, или отношений“».

Как учить языки

«Учится языкам он [Толстой] очень ориги-нально: он берет Евангелие на незна-комом ему языке и, пока прочитывает, научается всё понимать».

Из книги Александра Гольденвейзера «Вблизи Толстого»

Как правильно спорить

«Чтобы спорить и из спора выходил плод, нужно, чтобы спорящие смотрели в од-ну и ту же сторону, чтоб цель у них б[ыла] одна (истина). Надо уяснить себе, что каждый хочет доказать. И если окажется, что или один ничего не хо-чет доказать (очень обыкновенно), или что цели, побуждающие спорить споря-щих, совершенно различны, то спор тотчас же следует прекратить. Это надо выяснить примером».

Из дневника Льва Толстого, 1889 год

Что делать, если не нравится обстановка

«Во всяком случае нужна решительность. Ежели, несмотря на все эти выгодные условия, вам нехорошо там, где вы живете, постарайтесь устроить лучше. Поез-жайте за границу, выдьте замуж, подите в мона-стырь, заройтесь в деревню, но не будьте ни секунды в нерешительности. Это самое тяжелое и даже вред-ное состояние».

Как лучше соображать

«Помню, как трудно мне было понять дроби. Нетерпеливый голос папа [Льва Толстого] только ухудшал дело.
— Две пятых и три пятых — сколько будет?
Я молчу.
Папа возвышает голос:
— Две булки и три булки — сколько будет?
— Пять булок, — едва слышным голосом говорю я.
— Прекрасно. Ну, а две пятых и три пятых — сколько будет?
Но все напрасно. Я опять молчу. Слезы навертываются на глаза, и я готова раз-реветься. Я боюсь ответить, что две и три пятых будет пять пятых и что это равно единице. Мне это кажется слишком простым.
Папа замечает мое состояние и смягчается.
— Ну, попрыгай!
Я давно знаю эту его систему и потому, ничего не расспрашивая, встаю со сту-ла и, с невысохшими еще слезами на глазах, мрачно прыгаю на одном месте. И правда, мысли мои проясняются, и, когда я опять сажусь за занятие, я знаю несомненно, что две пятых и три пятых составляют пять пятых, что равняется одной единице».

Из воспоминаний Татьяны Сухотиной-Толстой