Л.Д. Федосеева
кандидат исторических наук
доцент кафедры Отечественной истории, заместитель декана по учебно-воспитательной работе
Адыгейского государственного университета

На этапе переселения Черноморского казачества складывается его самобытная культура, которая вобрала в себя традиции материальной и духовной жизни народов, населяющих этот край. Это нашло отражение в формировании системы образования, просветительских учреждений, кубанской литературы, искусства. Этническая общность региона формировалась на основе синтеза культуры славянских племен, проживавших на территории Украины, соседних народов-белорусов, молдаван, болгар, греков. Каждый народ принес на кубанскую землю свой национальный фон. Культура казачества очень богата и неповторима.

Черноморцы отличались своей религиозностью и приверженностью к православной религии. Девизом черноморцев была борьба за веру. Они шли на Кубань охранять русские границы от людей иной веры.

Духовной основой жизни черноморцев было православие. Перебираясь на Кубань, казаки везли с собой и походную церковь, которую подарил им Г.А.Потемкин. Но у черноморцев на Кубани не было священников, поэтому было решено подготовить священнослужителей в своей среде. Для этого привлекались наиболее благопристойные люди, не связанные с воинской службой. Было организовано свое казачье духовенство. «Синод, по приказу императрицы Екатерины II, указом от 4 марта 1794 года, постановил причислить Черноморию к Феодосийской епархии и дал общие указания об устройстве церквей и организации духовенства».1 Епископ следил за количеством церквей, чтобы их не было в избытке. А.Головатый решил обзавестись и ближайшим духовным начальством. Им стал его родственник Роман Порохня. Шло строительство церквей. К 1799 г. на Кубани уже было построено 16 церквей и 9 были в стадии завершения.

Заложен был войсковой собор в Екатеринодаре. «Начало этому, можно сказать, положено было Екатериной II . Письмом от 2 марта 1794 г. на имя кошевого Чепеги граф Платон Зубов известил, что Государыня пожертвовала на построение храма в Екатеринодаре 3000 рублей и богатую церковную утварь».2 Церковь должна была быть пятиглавой с железной крышей. Лес был привезен с Волги, поэтому собор вышел дорогим. Строительство было завершено в 1802 г. Более скромный облик имела Екатериненская церковь, построенная в 1814 г.

Важным памятником XVIII в. был Екатерино-Лебяжий мужской монастырь – первый черноморский монастырь, учрежденный по многочисленным просьбам казаков Указом Екатерины II от 24 июля 1794 г. «Снисходя на прощение Нашего верного Войска Черноморского войскового правительства и старшины, Всемилостивейше позволяем: в селениях сего войска, в избранном ими месте, устроить монашескую пустынь, в которой бы престарелые и раненные на войне казаки, по богоугодному желанию своему, могли воспользоваться спокойною в монашестве жизнею…».3 Вследствие этого Указа предписывалось Синоду сделать конкретные шаги для основания монастыря. Это был целый комплекс, включавший звонницу, многочисленные хозяйственные и церковные постройки. Он был построен без единого железного крепления. В соборе был установлен богатый иконостас, над ним трудились – Никофор, Чеусов и Иван Селезнев. Этот собор красовался на кубанской земле более 70 лет и был разобран в 1879 г. по ветхости.

При большом стечении простого люда и войсковой старшины 21 сентября 1849 г. в день св. Димитрия Ростовского Чудотворца был открыт первый женский православный монастырь в Черномории – Марии-Магдалинская пустынь. Основан по ходатайству наказного атамана Г.А.Рашпиля. Монахини занимались благотворительностью, при монастыре была открыта школа для девочек. Монастырь просуществовал до 1917 г. Так удовлетворяло свои религиозные потребности казачество.

Традиционным в семейно–бытовых обрядах казаков было хоровое пение. Особое место занимали войсковые певческие и музыкальный хоры в 1811-1917 гг. Наряду с произведениями духовного содержания, певческий хор исполнял большое количество русских и украинских народных песен в обработке местных кубанских музыкальных деятелей.

В 1811 г. у черноморцев появляется Войсковой певческий хор. Его создание связано с именем К.В.Россинского. В его письменном ходатайстве перед войсковой канцелярией от 2 августа 1810 г., в частности, сказано: «Для благолепнейшего богослужения при здешней соборной церкви нужно иметь певческий хор, на содержание коего должно определить ежегодно по крайней мере тысячу рублей, к чему доходы церковные суть недостаточны. Не благоугодно ли будет войсковой канцелярии назначить сию сумму из войсковых доходов…».4 Понимая необходимость хора для исполнения религиозного песнопения, усиления эмоционального воздействия на верующих, художественного украшения культа, канцелярия удовлетворила просьбу К.В. Россинского. Главенствующее место в творческой деятельности войсковых хоров занимала пропаганда церковной музыки. Главным служебным местом коллектива стал собор, где хор своим пением сопровождал церковные обряды. С Войсковым певческим хором связаны и начинания в области сбора и изучения кубанского казачьего фольклора.

Первым дирижером хора стал дворянин Константин Гречинский. И пробыл он в этой должности до 1815 г. Далее этим хором руководил Г. Пантюхов, М. Лебедев, Ф. Дунин, Г. Концевич, Я. Тараненко. Значение певческого хора скоро стало выходить за пределы Черномории. О нем хорошо отзывался князь М.С. Воронцов. А в 1861г. хор удостоился хорошей оценки от императора Александра II.

По инициативе атамана Ф.Я. Бурсака был создан еще один хор – Войсковой музыкальный. «22 декабря 1811 г. император Александр I издал указ о заведении в Черноморском казачьем войске духовой музыки из 24 музыкантов».5 Этот хор способствовал развитию военно-прикладной музыки. Она сопровождала казаков в военных походах, воспитывала мужество и патриотизм. Долгое время оркестр возглавлял Павел Родионенко. П.П. Кривоносов занимал эту должность с 1844 по 1852 г. Он за один год готовил до 200 трубачей, барабанщиков и горнистов для казачьих частей. Развитию коллективного пения и инструментального исполнения способствовали различные факторы. Во-первых, – богатство народнопесенного творчества. Во-вторых, – певческий опыт коллективного исполнения, который сложился в быту и в период прохождения военной службы. В-третьих, – красота южной природы. И, наконец, – вольная жизнь черноморского казачества.

Все перечисленное и влияло на формирование самобытной духовной культуры казачества, вобравшей в себя традиции и культурный опыт народов, населявших Кубань.

Примечания:

1. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: в 2 т. Т.2. – Краснодар, 1992. – С. 587.
2. Ратушняк В.Н. История Кубани. – Краснодар, 2000. – С. 192.
3. См.: Раздольский С.А. Черноморская Екатерино-Лябяжская Николаевская пустынь // Сб. работ преподавателей гуманитарных наук. – Краснодар, 1994; Кияшко И.И. Екатерино-Лябяжская св. Николая пустынь // Кубанский сборник. Т. 15. – Екатеринодар, 1910.
4. Государственный архив Краснодарского края. Ф.250, Оп. 2, Д. 189.
5. Трехбратов Б.А. Новая история Кубани. – Краснодар, 2001. – С.83.

Доклад Митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, Председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством на
Третьем Всероссийском информационно-обучающем семинаре «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в образовательной среде: опыт Ростовской области».

Мы с вами собрались накануне особенной даты, 700-летия рождения святого преподобного Сергия Радонежского. И обращаемся к примеру жизни преподобного, его образу как идеалу служения Богу, Отечеству и народу, чтобы утвердиться в отношении нравственных идеалов воспитания казачьих детей и молодежи, духовного возрастания всего казачества.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл отметил: «Как духовное завещание святого звучат ныне слова преподобного Сергия Радонежского, донесенные до нас благочестивым преданием: «Любовью и единением спасемся». Это назидание особенно актуально сегодня. Мы — наследники Святой Руси, проживающие в разных государствах, но имеющие общую веру, историю, и культуру, — призваны Богом к высокой ответственности за сохранение бесценного сокровища православной традиции, принятой нами от предков. Мы призваны делом и самой жизнью являть «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), противостоя розни века сего».

Особо близки эти слова казакам, так как казачество в истории России всегда играло особую роль — оно населяло окраины страны, защищая его рубежи. Приходя на новые земли, казаки приносили с собой земледелие, а для общинной жизни — крест и Евангелие. Казаки строили и крепости и храмы, православные традиции свято хранились в казачьих станицах, передавались из поколения в поколение. Казачий историк XIX столетия Пудавов В.В. так характеризует образ жизни людей вольного периода казачьей истории: «Проникнутая высоким чувством Христианства, жизнь эта пролегала в непрерывной кипучей борьбе и, нося на себе кровавый венец мученический, всегда оставалась торжествующей победительницею во славу веры Христовой и царства Русского». Первыми словами боевого девиза, вышитого золотом на знаменах казаков, были - «За веру…». Служению Вере казак отдавал всю свою жизнь без остатка. Но если в начале своего жизненного пути это была активная, деятельностная форма - с оружием в руках, то затем, если ему удавалось дожить до преклонных лет и не погибнуть на поле брани, он посвящал себя истинно духовному служению. Как правило, путь состарившегося казака, «переход майдана», лежал в этом случае в монастырь, где он очищался от последствий «кровавого промысла» подвигами духовными».

В основе образа жизни казака лежат, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни. Самая главная идеология казачества — любовь к Отечеству, это охрана государственных устоев, единства и целостности страны, сохранение ее подлинного суверенитета.

Это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Если же казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова. Быть православным значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем, как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке.

Необходимо совместными усилиями реализовать в казачьей среде важный принцип формирования казачьего сообщества: «казак без Веры - не казак», в основе которого лежат традиционные отечественные ценности.

Воцерковление казаков сегодня — это жизненно важный вопрос. От этого зависит, станет ли казачество играть важную роль в жизни страны, народа, Церкви, или будет постепенно деградировать и исчезать. Принадлежность к Церкви — это не вопрос только религиозного выбора, это вопрос быть или не быть казачеству. Лишь при условии принадлежности к Церкви, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, — только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям — политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество.

По мнению доктора педагогических наук, казака, Сергея Николаевича Лукаша, «идеал беззаветного служения Отечеству, сформировавшийся в казачьей среде, проистекал, в первую очередь, из православного идеала служения Богу во Христе. Принципиально важно, поэтому, объединять усилия церкви и школы в становлении у учащихся смыслов и ценностей казачьей культуры. Единение это должно основываться не на механистическом, бессистемном подходе, выражающемся в разовых акциях школы и церкви. Оно должно произрастать из традиций казачьего общежития и русской соборности, совместной жизни детей и взрослых, объединенных благородной целью возрождения казачества и его культуры».

Разрабатывая «Программу традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах» мы определили, что «современный казачий воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный, ответственный и социально активный гражданин России, готовящийся для службы Отечеству на военном и гражданском поприщах, укорененный в Православной Вере, казачьей культуре, традициях казачьего воинского, трудового и общественного служения.

Казак - воин духа. Его воспитание и образ жизни, формируют особый уклад казачьей души. Казак способен легко преодолевать страх, уныние, жизненные и ратные трудности, жажду наживы и власти. Он честен, умен, смел, трудолюбив, целеустремлен, самоотвержен. Смысл его жизни - в служении. И нет для казака, по слову Христову, «больше той любви, чем положить душу свою за други своя» (Ин. 15, 13).

Доблесть основана на высоких духовно-нравственных качествах казака, на его силе духа, которую он берет в православной вере. Потому и говорят казаки о себе: «Мать казака - православная вера, а шашка - сестра».

Нет казака без доблести, силы духа, духовной чистоты и православной веры. На этом всегда стояло и ныне возрождается в былой славе и новой силе казачество».

Призываю всех, кто не знаком с программой, изучить документ, (размещен на сайте СКВК в разделе методические материалы) и продолжить работу по реализации концепции и программы традиционного духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах.

Отрадно, что сегодня на семинаре присутствует много казачьих духовников. На Вас, отцы, ложится большая пастырская работа. Так как зачастую приходится принимать непростые решения по преодолению расколов в казачьей среде, вразумлению той части казачества, которая оторвалась от своих православных корней. Священнослужители, поддерживая и укрепляя в казачьей среде основы православной веры, способствуют сохранению и воспроизводству лучших качеств казачества, таких как, преданность Отечеству, готовность и умение защищать его рубежи, верность долгу, трудолюбие, укрепление семейных устоев. Для того чтобы эффективно осуществлять свое служение в казачьей среде, священник должен знать и понимать традиции и обычаи казачества, ориентироваться в особой ментальности казаков, быть в курсе казачьих дел. А значит необходимо учиться.

Хочу обратиться к присутствующим в зале казачьим атаманам. Необходимо обратить особое внимание на религиозное образование командного состава казачьих формированиий. К сожалению, среди атаманов и казачьих командиров уровень знаний в области православного вероучения, а также степень их личного участия в литургической жизни Церкви далеки от идеала. А ведь атаман всегда был примером для войска.

Без религиозного просвещения на всех уровнях — возрождение подлинного казачества невозможно. Именно от выстроенной и наполненной православным содержанием системы образования зависит возрождение казачьей культуры и казачьих традиций, да и самого казачества, как такового.

Еще один злободневный вопрос - полноценной подготовки специалистов по преподаванию Основ православной культуры и вероучительных дисциплин в казачьих образовательных организациях нужно решать целенаправленно, при поддержке со стороны епархий и органов государственной и муниципальной власти. Важно с большим вниманием отнестись к проблемам профессиональной подготовки педагогов к работе с молодыми казаками и, в частности, проблемам православного образования педагогов.

Необходимо все эти проблемы решать сообща. Чтобы опираясь на историческое наследие, духовно-нравственные традиции, современное казачество сумело подготовить достойную смену, сохранить единство и доблесть, выраженные в патриотическом служении Отечеству и Церкви. Чтобы казаки всегда были способны защищать рубежи Отечества, а также внутреннюю жизнь нашего государства, сохраняя единство народа и целостность страны, служа подлинному суверенитету исторической Руси.

Храни вас всех Господь и укрепляй в вере Православной!

ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

1.1. Философско-мировоззренческая интерпретация духовно-нравственных традиций.

1.2. Генезис представлений о социально-этнической сущности казачества и его духовно-нравственных традициях.

1.3. Место и роль православия в формировании духовно-нравственных традиций казачества.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ КАЗАЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1. Специфика проявления и реализации духовно-нравственных традиций казачества в современных условиях.

2.2. Семья как сфера формирования духовно-нравственных традиций казачества.

2.3. Влияние духовно-нравственных традиций казачества на патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

  • Традиции кубанского казачества в военно-патриотическом воспитании защитников отечества: середина XIX - начало XX века 2006 год, кандидат педагогических наук Гомзякова, Наталья Николаевна

  • Военно-патриотические традиции казачества: История и современность, соц.-филос. анализ 1994 год, кандидат философских наук Рунаев, Юрий Васильевич

  • Культурные традиции казачества в поликультурном пространстве 2007 год, кандидат философских наук Николаенко, Ирина Николаевна

  • Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа: XVIII - начало XX века 2005 год, кандидат педагогических наук Коновалов, Алексей Викторович

  • Военно-патриотическое воспитание в Оренбургском казачьем войске 2000 год, кандидат исторических наук Кузнецов, Владимир Александрович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственные традиции казачества, их специфика и влияние на современное российское общество»

Актуальность темы исследования. Наряду с проблемами, вызванными политическим, экологическим, финансово-экономическим, духовно-нравственным и прочими глобальными кризисами в жизни современного общества, в последнее время все чаще говорят и пишут о возрождении нашей страны. Это объясняется тем, что сегодня, как никогда ранее, актуальной и насущно необходимой становится проблема формирования национального самосознания, научного мировоззрения подрастающего поколения, которому предстоит стать духовным стержнем возрождающейся России, эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств.

Важное место в этом процессе занимает казачество и его духовно-нравственные традиции, которые на протяжении многих веков были важным элементом общественного сознания, как основы российской социальной системы. Характерной особенностью этих традиций всегда был и остается в настоящее время приоритет духовно-нравственных начал, патриотизм, глубокая религиозность. Уникальность казачества состоит в том, что оно в тяжелейших условиях, среди враждебного окружения смогло создать сильную демократическую, свободолюбивую и религиозно-идейную общину с особенным говором, своими нравами и обычаями, с рыцарской идеей защиты Отечества и православной веры.

В современной России продолжается процесс возрождения казачества, облик которого за последние десятилетия изменился существенным образом, приобрел черты достаточно организованной части нашего общества, у казачества появилась возможность реализовать свой потенциал в интересах новой России. Хотя органы казачьего самоуправления и не входят в систему органов государственной власти, тем не менее государство делегирует им ряд своих функций: участие в охране государственных границ и обеспечение общественного порядка, охрана объектов государственной, муниципальной и личной собственности, обеспечение гарантий деятельности казачьих обществ и др. Уже сегодня казачество проводит значительную работу по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на основе ценностей православной веры, по сохранению и преумножению традиций и культуры нашего народа, по подготовке молодых людей к службе в армии.

Однако, несмотря на столь высокую общественную значимость казачества и его духовно-нравственных традиций, у нас пока мало сделано для того, чтобы объективно проанализировать современное состояние этой уникальной самобытной культурно-этнической общности, по достоинству оценить ее вклад в судьбоносные свершения нашего государства и общества. Становится очевидным, что возрождение казачества и его духовно-нравственных традиций во многом зависит от темпов реализации большого комплекса взаимосвязанных теоретических проблем. Среди них серьезного исследования требуют самобытные традиции уклада жизни казачества, его быт и культура. Ведь казаки веками были не только искусными воинами, но и создавали свои духовно-нравственные ценности, без которых нет и не может быть народа. Здесь существовали гласная выборность на все посты умных, смелых и ничем не опороченных людей, в обычае было подчинение старшим - что скажут «господа старики», тому и быть. Казаки всегда свято выполняли наказ отцов и матерей - « не посрами родной земли.»

Знание и следование этим и другим традициям, не потерявшим своей актуальности и в наши дни, в значительной мере помогло бы оздоровить духовно-нравственную ситуацию в обществе, более успешно решать задачи по дальнейшему обновлению и реформированию российского социума. Вместе с тем, как показывает практика, многое из того, что создавалось и накапливалось веками, сегодня придается забвению, становится достоянием истории. Нельзя упустить время, отложить на потом и решение многих дискуссионных проблем, связанных с казачеством и его духовно-нравственными традициями. Жизнь настоятельно требует дать новый толчок процессу возрождения казачества, помочь ему выйти из глубокой психологической «пропасти расказачивания» (В. Г. Смольков).

Актуальность избранной темы исследования обусловлена также необходимостью целенаправленной выработки достаточно определенного представления о целостности духовно-нравственных традиций казачества, о смысле и ценностной значимости этих традиций и их позитивном влиянии на трансформационные процессы в современной России.

Для Северного Кавказа данное исследование имеет особую актуальность, которая обусловлена не только сложностью развития социальных процессов в регионе, но и вовлеченностью казачества в межэтнические отношения в ряде республик и областей Юга России.

Вместе с тем наука, в том числе и на уровне философского знания, до сих пор не располагает сколько-нибудь целостным осмыслением проблем казачества, определением его места и роли в духовно-нравственном обновлении современного общества. Есть все основания полагать, что изучение и следование духовно-нравственным традициям казачества позволит более решительно бороться с бездуховностью и нравственной деградацией, более качественно решать сложные и противоречивые задачи на современном этапе общественного развития России.

Все это не только актуализирует тему диссертационного исследования, но и делает ее одной из востребованных, своевременных и необходимых для проведения конструктивной политики в духовно-нравственной и других областях социальных преобразований российского общества. Таким образом, актуальность социально-философского анализа духовно-нравственных традиций казачества имеет не только теоретическую, но и прикладную значимость.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологическую ценность для анализа историко-философских подходов изучения духовно-нравственной проблематики общества представляли труды классиков философии: Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, А. Блаженного, И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Ницше, Э. Гуссерля, У. Джеймса, С. Кьеркегора, А. Камю, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера, Э. Фромма и многих других.

Большое влияние на исследование духовно-нравственных традиций российского общества оказали труды отечественных мыслителей, которые в своих работах всесторонне исследовали духовно-нравственную составляющую общественной жизни, этические нормы. Среди них в первую очередь следует назвать таких философов как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, JI.H. Гумилев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, Н.О. Лосский, А.Ф. Лосев, B.C. Соловьев, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Л. Франк, П.А. Флоренский и писателей как Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

Существенный вклад в осмысление духовно-нравственных основ жизни и быта казачества внесла большая группа ученых, исследующих проблемы духовности и нравственности, трансформации ценностей на современном этапе развития общества. Прежде всего, к ним относятся такие культурологи и философы, как B.C. Библер, Ю.Г. Волков, М.С. Каган, Л.Н. Коган, А.А. Радугин и другие. Их работы позволяют расширить представления об истоках духа русского народа, его культуре, традициях, обычаях и особенностях духовного мира.

Теоретический смысл понятия «традиция» раскрыт в трудах классиков философии: Р. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Дидро, Г. Гельвеция, И. Гердера, Г. Гегеля, К. Маркса. Изучению различных аспектов традиций, определению их противоречивой природы и сущности посвящены работы С.С. Аверинцева, А.Н. Антонова, Э.А. Баллера, И.А. Барсегяна, Ю.В. Бромлея, Л.П. Буевой, В.Б. Власовой, В.Е. Давидовича, О.И. Джиоева, Б.С. Ерасова, Ю.А. Жданова, Э.С. Маркаряна, В.Д. Плахова, И.В. Суханова, А.К. Уледова и др.

В отечественной философской классике проблема национальных традиций на примере концепции русской национальной идеи нашла отражение в творчестве таких мыслителей религиозно-философского ренессанса конца XIX - начала XX века, как Н.А. Бердяев, А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, А.С. Хомяков. Их труды оказали существенное влияние на формирование научных представлений о традициях русского народа, о его духовно-нравственных истоках, о значении национальной идеи в осмыслении нашего прошлого, настоящего и будущего.

Основу исторических исследований казачества заложили в своих трудах дореволюционные исследователи К.К. Абаза, В.Б. Броневский, МА. Караулов, П.П. Короленко, И.Д. Попко, В.А. Потто, А.И. Ригельман, В.Н. Татищев, Ф.А. Щербина, а продолжили современные ученые: О.В. Агафонов, Н.И. Бондарь, Б.В. Виноградов, Н.Н. Великая, Л.Б. Заседателева, Т.А. Невская, А.Н. Фадеев, Б.Е. Фролов, С.А. Чекменев и др. В их работах анализируются отдельные проблемы и вопросы переселения казаков, освоения ими Северного Кавказа, некоторые особенности внутреннего устройства, социальной организации и духовной культуры, места и роли казачества в истории и судьбе духовно-нравственной жизни России в XVIII - XX веках.

Проблемам генезиса казачества посвящены труды И.Ф. Быкадырова, А.А. Гордеева, Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского, С.Ф. Номикосова, Е.П. Савельева, С.М. Соловьева, С.Ф. Платонова, Г.А. Ткачева, в которых рассматривается значение этнонима «казак», изучаются отдельные аспекты происхождения казачества, зарождения его духовных традиций.

Стремительный рост числа научных публицистических статей по казачеству начался с середины 80-х гг. Значительное количество публикаций этого периода посвящено политике российского государства по отношению к казачеству, перспективам и тенденциям его развития. Все они в основном имеют информационный характер.

В последние годы наблюдается повышенный интерес исследователей самых различных научных направлений к казачьим проблемам. Здесь следует назвать таких авторов, как Е.М. Белецкая, Э.В. Бурда, С.А. Голованова, М.Ю. Горожанина, В.В. Глущенко, А.И. Козлов, В.П. Крикунов, И.Я. Куценко, А.Г. Масалов, В.А. Матвеев, Н.Г. Недвига, Н.И. Никитин, И.Л. Омельченко, В.II. Ратушняк, А.В. Сопов, Б.А. Трехбратов, В.П. Трут, В.Н. Чернышов и др. Их работы основаны на обширных архивных материалах и источниках. Исследователи рассматривают историю возникновения казачества, его социальную сущность, взаимодействие с Российским государством и соседними народами, педагогические возможности казачества.

К числу работ, выходящих на уровень социально-философского анализа данной проблемы, можно отнести научные изыскания таких авторов, как А.В. Авксентьев, В.А. Авксентьев, А.Н. Дубинин, Е.И. Котикова, П.П. Лукичев, Е.В. Рунаев, Н.В. Рыжкова, А.П. Скорик, В.Г. Смольков, Р.Г. Тикиджьян, которые исследуют многочисленные социальные проблемы казачества: специфику его возрождения, традиции воинской и государственной службы казаков, вопросы культуры, быта и жизнедеятельности.

Важную роль в анализе современного состояния казачества играет вновь созданный Альманах «Казачество» и международное издание «Этносоциум и национальная культура». В журнале «Казачество» опубликованы весьма содержательные статьи Г.Н. Трошева, А.Н. Карпенко, А.В. Никонова, Л.А. Иванченко и других. В них освещаются вопросы организации учебно-воспитательного процесса в кадетских казачьих корпусах, правового регулирования деятельности казачьих обществ, отдельные аспекты идеологии казачьего возрождения и др.

Комплексный подход к анализу обозначенных выше источников и материалов позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день исследователи достигли существенных результатов в изучении проблем казачества и их духовно-нравственных традиций. Однако, обозначенная в социальнофилософском аспекте проблема до сих пор не имеет сколь-нибудь целостных и завершенных исследований. Данная работа позволит в какой-то мере восполнить существующий пробел, как в социальной философии, так и науке в целом.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют общефилософские принципы исследования: системности, историзма, всесторонности и конкретности. Социально-философский анализ предмета диссертационной работы предусматривает применение методов социальной философии: конкретно-исторического, историко-ретроспективного, сравнительно-исторического, историко-типологического.

Помимо этого, диссертант в своем исследовании опирается на принцип единства исторического и логического методов анализа, что позволяет, в свою очередь, охватить изучаемый феномен во всем многообразии и многофакторности его специфических проявлений.

Теоретической основой диссертации послужили фундаментальные понятия и концепции, идеи и положения трудов известных философов и выдающихся мыслителей, которые исследовали различные аспекты жизни и быта казачества, его духовно-нравственных традиций. В работе использовались материалы международных, всероссийских, региональных научных конференций и семинаров по актуальным проблемам казачества.

Объект исследования - социально-философские аспекты духовно-нравственных традиций казачества.

Предмет исследования - особенности проявления и реализации духовно-нравственных традиций казачества в условиях современного российского общества.

Цель исследования: проанализировать наиболее значимые теоретико-методологические и практические проблемы, связанные с духовно-нравственными традициями казачества, выявить их специфику и оценить влияние на современное российское общество.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих исследовательских задач:

Исследовать концептуальные и теоретико-методологические аспекты духовно-нравственных традиций казачества;

Проанализировать генезис представлений о социально-этнической сущности казачества и его духовно-нравственных традициях;

Рассмотреть роль православия в формировании духовно-нравственных традиций казачества, обосновать его место и роль в системе духовной культуры современного общества;

Выявить особенности проявления и реализации духовно-нравственных традиций казачества в условиях российской действительности;

Охарактеризовать влияние семьи на формирование духовно-нравственных традиций казачества;

Изучить специфику патриотического воспитания подрастающего поколения на основе духовно-нравственных традиций казачества.

Научная новизна диссертации заключается в обосновании современных подходов к решению теоретико-методологических и практических проблем, связанных с духовно-нравственными традициями казачества, в раскрытии аксиологического смысла последних в предметно-понятийном поле социальной философии.

На основе анализа понятий «традиционность», «традиция», «обычай», «обряд», «духовность», «нравственность» дана современная интерпретация сущности и содержания духовно-нравственных традиций казачества, которые находятся в прямой зависимости от традиционного опыта казачества и специфики трансформационных процессов в российском обществе в настоящее время; проанализирован генезис представлений о социально-этнической сущности казачества и его духовно-нравственных традициях, в результате чего предложено рассматривать казачество как уникальную культурно-этническую общность граждан, системное основание которой определяется как этническими, так и сословными характеристиками; православие представлено в качестве одного из главных компонентов русской религиозной традиции, осмыслено его доминирующее влияние на формирование духовно-нравственных традиций казачества; исследованы причины и условия возрождения духовно-нравственных традиций казачества, превращения их в один из важных элементов духовной жизни современного российского общества; изучены духовно-нравственные приоритеты казачьей семьи, показано ее влияние на формирование духовно-нравственных традиций казачества; определены смысло- и системообразующие факторы патриотического воспитания молодежи на основе духовно-нравственных традиций казачества.

С учетом указанных элементов научной новизны, на защиту выносятся следующие основные положения:

1. В социально-философской интерпретации духовно-нравственные традиции казачества - это те особенности, характерные черты духовной жизни казаков, сформированные на протяжении многовекового православного уклада жизни и выражающиеся в следующих ценностях: любовь к Богу и ближнему, почитание родителей и старших, труд по совести, гуманное отношение к людям, патриотизм и служение Отечеству, глубокая искренность, разумность всех жизненных установок, самопожертвование. Сущность духовно-нравственных традиций казачества - в казачьем духе беззаветного служения Родине, религиозности, в рыцарском понимании чести, в благородном стремление к славе, в психологии свободного человека, независимом характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви казака к родному краю, во врожденной любви к военному делу, в своеобразии казачьего быта, испытанном умении быстро и организованно действовать, в развитом чувстве взаимной выручки.

2. В научном сообществе до сих пор нет единства при ответе на вопрос: считать казачество этносом или сословием? Руководством страны был в свое время сделан шаг в сторону реестрового казачества в качестве сословия, однако это решение пришло в противоречие с идеей воссоздания его как этноса. По мнению автора, восстановить казачество в новых исторических и социально-экономических условиях в качестве сословия невозможно. Казачество - это сложная культурно-этническая общность людей, проживающих на определенной территории и имеющих традиционный хозяйственно-бытовой уклад, своеобразную форму одежды, самобытные культурные традиции и исторически сложившиеся взаимоотношения с обществом. Казачество -составная часть общества, которая, как и все население России, нуждается в ряде кардинальных законов, к числу которых можно отнести такие как: о землепользовании, о демократическом самоуправлении, о государственной службе и др. Эти законы прочно связаны с традиционными формами жизнедеятельности казачества и в значительной мере будут способствовать его духовно-нравственному возрождению. Казачество как системное образование имеет существенно выраженные этнические и социальные характеристики, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и способствуют формированию его особого этнического характера.

3. Православие выступает структурообразующим элементом духовной культуры казачества, является важным фактором его выживания в окружении народов, в основном исповедующих другие религии и интеграции в современное Российское общество. В жизни казачества православие всегда выступало как мощное средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев. Религиозно-православное и национально-русское начала, глубоко пронизывающие жизнь и быт, всегда крепко связывали казачество с великой Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, детищем которого оно и являлось. Важнейшей чертой православия у казаков всегда была соборность, которая проявлялась в первую очередь в их жизни и деятельности в качестве вселенскости, в обращенности к каждому человеку независимо от его вероисповедания, национальности, возраста, цвета кожи и других фенотипических признаков. Православная идея соборности способствовала еще большему закреплению общинных качеств у казаков, сыграла немаловажную роль в становлении российской государственности.

4. Возрождение духовно-нравственных традиций казачества в современных условиях может и должно способствовать тому, чтобы выявить все лучшие внутренние качества этой социально-культурной общности и, не разрушая при этом культурной преемственности и традиционных устоев казачьего быта, привносить в современную жизнь наиболее совершенные образцы духовности, веками культивировавшиеся в казачестве. Адекватно осуществляемый современным казачеством выбор духовно-нравственных ориентиров в своем развитии, со всей очевидностью, будет способствовать дальнейшему социальному и культурному прогрессу современного российского общества.

5. В казачьем социуме основой существования является семья. Она всегда помогала казачеству выжить в сложных природно-климатических, социально-экономических условиях, успешно решать государственные задачи, хранить и передавать от поколения к поколению накопленный опыт, источником которого и являются духовно-нравственные традиции казачества. Непререкаемым авторитетом у казаков пользуется женщина-мать. Она является не только хранительницей домашнего очага, но и несет ответственность за духовно-нравственное воспитание личности, развивая у нее принципы руководства своим поведением, исходя из духовно-нравственных и социально-культурных норм как общества в целом, так и своей микросреды.

6. Патриотизм является некоей разновидностью любви как чувства, потому что довольно часто неадекватен действительности с одной стороны, и иррационален, на том основании, что предполагает безвозмездное служение объекту поклонения без расчета на вознаграждение с другой стороны. В сознании человека представление патриотизма может быть выражено как рациональность, разумное осмысление, и, несомненно, как духовно-нравственная ценность. В казачестве наиболее значимой духовно-нравственной традицией является воспитание защитников Отечества. Воплощением истинного казака всегда считались чувство патриотизма, понятие долга и чести, высокий моральный дух. Патриотические традиции казачества были и остаются основополагающей нормой, в которой отражается совокупность признаков и свойств, благодаря которым рожденный казаком, становился полноправным сыном своего народа. С рождения впитав казачью идеологию, человек свято верил в свое предназначение на земле, которое в конечном итоге сводилось к социально-государственной функции казачества во всей истории российской государственности.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в приращении нового знания о казачестве, о роли и месте его духовно-нравственных традиций в структуре современной философской науки. Материал диссертации может быть использован в качестве теоретико-методологической базы при изучении проблем социальной и духовной сфер жизни общества. Основные рекомендации и выводы исследования могут также использоваться для повышения философской и общей культуры мышления, в процессе развития и формирования профессиональных знаний в сфере национальных и этнокультурных отношений.

Ряд положений и выводы диссертации могут быть применены в научно-исследовательской и педагогической деятельности, найти отражение в учебных программах по социальной философии, культурологии, этике, этнологии, послужат базовой основой для разработки специальных и факультативных курсов в средних и высших учебных заведениях, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Материалы диссертационной работы могут использоваться специалистами в области управления культурой и образованием при составлении программ социального планирования, моделирования и проектирования. Определенный интерес материалы диссертации представляю т для средств массовой информации, которые помогут сформировать адекватный образ современного казачества с целью использования его опыта в процессе патриотического воспитания подрастающего поколения.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в десяти публикациях, общим объемом 3,5 п.л. По содержанию исследования автором сделаны доклады и научные сообщения, представлены тезисы выступлений на конференциях различного уровня, в том числе: Второй региональной научной конференции «Религия и современность: актуальные проблемы» (Ставрополь, 2006), региональной научно-практической конференции «Социальная эволюция, идентичность и коммуникации в XXI веке» (Ставрополь, 2007), региональном научно-практическом семинаре «Философские и теоретико-методологические проблемы социально-гуманитарного знания, естествознания и технических наук» (Ставрополь, 2007), региональной научно-практической конференции «Проблемы развития регионов южного федерального округа» (Георгиевск, 2007), межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие общества и Церкви в решении социальных проблем» (Ставрополь, 2007), «XXXVII научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава Северо-Кавказского государственного технического университета за 2007 год» (Ставрополь, 2008), городской научно-практической конференции «Современные проблемы развития рыночной экономики» (Ростов н/Д., 2008).

Отдельные результаты и выводы работы апробированы в процессе учебно-воспитательной практики. Текст диссертации докладывался и обсуждался на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, и заключения. В конце работы помещена библиография, включающая в себя 209 наименований, в том числе десять на иностранном языке. Общий объем диссертации 165 страниц машинописного текста.

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Сараева, Галина Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-философский анализ духовно-нравственных традиций казачества позволяет сформулировать некоторые общие теоретические выводы, которые могут послужить очередным этапом в деле осмысления всей важности и сложности духовно-нравственной сферы современного общества в переломный период его развития, проработки соответствующих направлений и программ по выправлению общей ситуации в стране.

Духовно-нравственные традиции представляют собой многогранное онтологическое понятие, которое в полной мере должно занять одно из самых главных мест в ряду философских категорий. Значение нравственной культуры прошлого предполагает не безучастное ее созерцание, а активное наполнение национальными красками, ее субъективно-оценочное восприятие. Исходя из этого, наша повседневная деятельность оказывается под мощным воздействием традиций предшествующих исторических эпох. Вместе с тем сама активизация интереса к тем или иным элементам традиционной нравственной культуры определяется теми текущими задачами, возникающими и практически решающимися в современной действительности. Духовно-нравственные традиции играют значительную роль в нравственной культуре. Играя значительную роль в нравственной культуре, выступая гранью, компонентом любых традиций они, тем не менее, имеют своеобразные формы проявления, специфическое содержание, обладают определенной самостоятельностью.

Духовно-нравственные традиции казачества, среди других традиций, существующих в обществе, занимают особое положение. Это определяется тем, что данное общественно-историческое явление имеет этническое основание, связано с защитой общества, самим существованием как этнических образований в целом, так и субэтносов в частности. В сущности своей это исторически сложившееся этническое явление, представляющее собой определенные правила, обычаи и нормы поведения членов, этноса (субэтноса), включающее в себя: развитие определенных моральных, воинских (боевых), политических, нравственных, психологических и физических качеств, необходимых для этнического самосохранения; формирование чувства личной ответственности за обеспечение этнической безопасности страны, готовности к выполнению воинского долга.

Духовная жизнь казачества, являясь подсистемой всего российского общества, выступает как определенная целостность, в конкретно-исторической форме. Поэтому при изучении проблемы важно обратить внимание на те ее особенности, которые всегда были присущи казачеству. Такой подход позволяет выяснить возможности, связь и обусловленность материальной сферой, раскрыть основные виды и формы духовной жизни как деятельности по созданию духовных ценностей, общения между людьми, потребления духовных запросов и интересов людей.

Духовно-нравственные традиции казачества по своему содержанию определялись условиями формирования и характерными чертами духовного мира казачества. Но все они были всегда неразрывно связаны между собой. Этносоциальные традиции определяли отношение казаков к родной земле, казачеству, своей Родине. Это - любовь к Родине, патриотизм; высокое чувство русского национального достоинства. Нравственные традиции определяли отношение казаков к родной земле, своей Родине. Это - патриотизм, беззаветная любовь к Родине; возвышенное чувство национального достоинства. Воинские традиции - это отношение к воинскому долгу, военному делу, к братьям по оружию и союзникам. Это - верность воинскому долгу, присяге; мужество и воинская доблесть; боевое искусство; искусство рукопашного боя; боевое братство и содружество; высокая дисциплинированность и исполнительность.

Перечисленные группы традиций являются наиболее важными, так как они определяют характерные черты и основные типы поведения казаков, как в военное, так и в мирное время.

В исследовании отмечается, что весь жизненный уклад казаков был пронизан православием. Оно освещало все важнейшие вехи на жизненном пути казака. Православная вера была основой воспитания у казаков нравственности. Глубокая религиозность казачества, по мнению автора, объяснялась самим укладом их жизни. От зачатия до смерти казаков сопровождало множество обрядов и обычаев, корни которых лежали в религиозном мировоззрении. Все бесконечные войны с турками, татарами, поляками и т.д. велись под знаком защиты православной веры и своего родного народа. Два начала - религиозно-православное и национально-русское, глубоко заложенные в казачью душу, всегда крепко связывали казачество с Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, детищем которого оно являлось.

Социокультурное пространство, которое занимало казачество, представляло собой границу взаимодействия двух миров: российского и северокавказского, откуда направлялись потоки, которые в разной степени участвовали в формировании этнокультурного облика, донского, кубанского или терского казака. К важнейшим достоинствам казака-воина относятся: сметливость, расторопность, доблесть, выносливость, исключительная приспособленность казака к боевой обстановке. Все эти высокие качества, а также преданность России, безграничная любовь к своему родному краю, рыцарское понимание долга, чести, благородное стремление к славе, религиозность и бескорыстие всегда определяли силу духа казачества, на основе которой оно сформировалось в определенную сущность, крепко спаянную, дисциплинированную, способную к творчеству и подвигу бытовую группу. Быт казачества, как результат его происхождения, географического расположения и условий развития, оставаясь чисто русским, был более крепок своею патриархальностью, сохранившейся до начала XX века. Подчиненность старшим, как сознательная необходимость; высокое почитание старшего в семье, будь то мужчина или женщина, воспитание молодежи в духе преданности России и взгляд на службу как безусловную необходимость.

Сущность казачества - в казачьем духе, традициях и навыках, в казачьей психологии свободного человека, независимом характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви казака к родному краю, в его широкой терпимости, в предприимчивости, умении защищать свои права, во внутренних духовно-нравственных качествах казака.

Уникальность казачества состоит в том, что оно в тяжелейших условиях, среди враждебного окружения смогло создать сильную демократическую, свободолюбивую и религиозно-идейную общность со специфическим говором, своими нравами и обычаями, с рыцарской идеей защиты Отечества и православной веры.

Основу морали и идеологии казачества всегда составляло стремление к выполнению воинского долга перед Отечеством. И сегодня казаки являются пожалуй самым патриотичным слоем общества. Патриотизм в России, неразрывно связан с преданностью вере предков и царскому престолу, был основой фундамента психологии казачества. Триединая формула «За Веру, Царя и Отечество» определила основные направления воспитания казаков и служила «символом веры» на протяжении всей жизни. Изучая и восстанавливая духовно-нравственные традиции казачества, есть все основания полагать, что возвращение казачества к его корням и истокам позволит бороться с нравственной деградацией и бездуховностью в современном обществе.

Исторический путь казачества сложен и противоречив, он представляет собой несколько веков героической борьбы казаков за свободу и независимость родной земли, своего Отечества. Нелегкая и славная история казаков вызвала к жизни многочисленные примеры их беззаветного служения России, позволила сформировать своеобразную мощную военную организацию, накопить неоценимый опыт воспитания и обучения защитников Отечества, нашедший свое отражение в военно-патриотических традициях казачества. Применение богатейшего опыта российского казачества в деле военно-патриотического воспитания поможет повысить ее эффективность и будет способствовать решению задач военно-патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе.

Вместе с традиционно-религиозными ценностями не последнюю роль в культуре казачества играют веротерпимость, умение бок о бок жить и взаимодействовать с народами, представляющими другие религии и культуры, что может содействовать конструктивным фундаментом для консолидации поликультурного, полиэтничного, поликонфессионального российского общества.

Семейные традиции казаков воплотили в себе преемственность поколений, при этом они ритуально окрашивают события и моменты, а также содержат много элементов, которые направлены на воспитание в подрастающем поколении защитника Отечества.

Духовно-нравственные традиции казачества прошли множество этапов формирования, и на основе народного опыта аккумулировали в себе характерные им ритуалы и обряды, сохранили основу, порядок действий и свойственные им ограничения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сараева, Галина Николаевна, 2009 год

1. Абаза К.К. Казаки. Донцы, уральцы, кубанцы, терцы. - СПб., 1890. - С. 139- 295.

2. Аверин И.А. Казачество: история и современная этнополитическая ситуация// Среда и культура в условиях общественных трансформаций. М.: Моск. Центр Карнеги. Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1995. - С. 165.

3. Аверинцев С.С. Глубокие корни общности // Лики культуры. Альманах. Т 1. -М. 1995.

4. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. Ставрополь, 1993. - С. 32.

5. Авксентьев В.А. Проблемы формирования нового образа неконфликтных этнических отношений в Северо-Кавказском регионе // Этнические проблемы современности. Ставрополь, 1999. Вып. 5. - С. 16-20.

6. Агафонов А.И. Казачество Российской империи: некоторые теоретические и методологические проблемы изучения // Проблемы истории казачества: под ред. А.И. Козлова. Ростов н/Д., 1995. - С. 15-19.

7. Аленко В.В. Духовно-нравственные традиции российского общества как доминантный фактор формирования личности. Дис. . канд. филос. наук. Ставрополь, 2004. 185 с.

8. Антонов А.Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 171 с.

9. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1999. 347 с.

10. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1988. - С. 269.

11. Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969. - С. 89-91.

12. Барсегян И.А. Традиция и коммуникация // Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1990. - С. 175. .

13. Барулин B.C. Социальная философия здоровья. М.: изд-во МГУ, 1993. Ч. 1. 336 с.14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

(Лекционный курс дисциплины)

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ
(ЛЕКЦИОННОМУ) КУРСУ

Казачество – весьма интересный и сложный этносоциальный и этнопсихокультурный феномен, известный на протяжении длительного исторического периода. Это общность людей, отличающаяся самобытной традиционной культурой, философией и комплексом неповторимых художественно-эстетических особенностей. Несмотря на многочисленность определений понятия «казачество», имеющихся в новейшее время, единого и однозначно принятого всеми не существует ввиду множества противоречивых теорий о генезисе и эволюционных трансформациях в становлении казачьей народности. Тем не менее, сложившийся обобщенный образ казака в отечественной и мировой культуре узнаваем.
Целью данной работы является выявление и артикуляция наиболее существенных, инвариантных и жизненно важных компонентов социокультурного явления казачества в актуальных условиях его возрождения, характеризующих казаков как традиционно – ориентированную, социально здоровую, хозяйственно-организованную и творчески деятельную категорию граждан с высоким духовно-нравственным потенциалом развития в межкультурном пространстве народов современной России. В качестве важнейшей морально-этической составляющей жизнедеятельности казачества следует назвать его преимущественно православное вероисповедание , которое является базовой и консолидирующей духовной детерминантой , позволяющей сохранять уклад повседневной казачьей культуры, взаимоотношений в семье, православного воспитания детей, наряду с привнесением в систему христианских ценностей обрядовых черт конкретной казачьей этнокультуры. Символично, что многие представители казачьих родов стали выдающимися деятелями Русской Православной Церкви и прославлены в лике святых.
Казачество – это и общепризнанное высокоорганизованное военно-патриотическое сословие, благодаря которому исторически осуществлялась эффективная защита границ государства. Самобытную воинскую культуру российского казачества правомерно охарактеризовать как традиционную культуру воина – патриота, защитника веры, Отечества, национального и культурного достояния. Считаем необходимым сделать акцент: в категорию «казачество» должны быть объединены все казаки как единый, целостный социальный организм, имея в виду его исторически сложившиеся духовно-нравственные основания, особенности бытовой культуры, специфику диалектов, обычаев, национально-психологических и нравственно-эстетических свойств. Несмотря на имеющиеся объективные трудности идентификации и самореализации современного казачества,важно, чтобы его ценные качества - духовная направленность, патриотизм, свободолюбие, способность к самоорганизации, высокая хозяйственная культура и социальное служение в сочетании с высокой образовательной мотивацией и самобытностью эстетической культуры, нашли перспективное воплощение в созидательных преобразованиях российского общества.

Глава 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ КАЗАЧЕСТВА

Концепции происхождения

В настоящее время концепций о происхождении казачества имеется немало. В качестве одной из авторитетных называется теория известного отечественного ученого Л.Н. Гумилева , который считал казаков субэтносом великорусского этноса. Субэтнос Гумилев определял в качестве«таксономической единицы внутри этноса как зримого целого, не нарушающего его единства» . Иными словами –это общность, обладающая характеристиками народа, но при этом прочно связанная с основным этносом. В качестве значимого фактора в теории
Л.Н. Гумилева выступает тесная связь этноса и субэтноса с его родным ландшафтом, существенно влияющим на специфику, самобытность и способы хозяйственной культуры. Родовым ландшафтным лоном для казачества объективно считаются долины великих рек степной полосы Дона, Днепра, Волги, Яика, Терека, Кубани. В древности, как считает исследователь казачества В.Е. Шамбаров, прошлые степные народы являлись скотоводами, создававшими постоянные селения, пригодные для проживания людей, разведения скота и ухода за ним в тяжелый зимний период.Из соображения целесообразности их строили не посреди голой степи, а вблизи рек, долины которых были покрыты густыми лесами и кустарниками, что подтверждается археологическими раскопками. Города скифов обнаружены на Днепре, их столица располагалась возле Запорожья, а роксоланы зимовали в городках на Нижнем Дону (роксола́ны - от лат. Rhoxolani, древнегреческий Ροξολάνοι, от аланского roxs alan/ruxs alan «светлый алан») - ираноязычное сармато-аланское племя, кочевавшее со II в. до н. э. по 1 пол. I тысячелетия н. э. в землях Северного Причерноморья и Дунайского региона). Но евразийские степи были и «торной дорогой», по которой, находясь в состоянии постоянного военного противоборства, приходили новые народы. Покрытые зарослями долины рек, острова, плавни, болота являлись естественным укрытием, где часть побежденных могла спастись. Выжить в таких условиях могли самые сильные, выносливые и свободолюбивые. Благодаря такому «естественному» отбору в процессе историко-культурной эволюции образовались древнейшие корни казачества. Целесообразно рассмотреть и теорию, не основанную на положении о том, что казачество является частью субэтноса великорусского этноса.

Вольное казачество

Согласно высказанным доводам, казаки представляют собой самобытное славянское племя, автономный народный организм, имеющий такое же право, как великороссы и украинцы, считать себя особым славянским народом . Предки казаков, в соответствии с доводами
Ш. Н. Балинова, являются коренными обитателями Востока Европы, т. е. современных Казачьих Земель. Восток Европы географически разделяется на две полосы: лесную и степную (на севере еще имеется тундровая полоса, а на юге - горная ). Коренными жителями именно степной полосы на Востоке Европы с давних времён являлись казачьи предки, сведения о которых относятся к эпохе, намного опередившей возникновение Московского царства. Когда на Востоке Европы устанавливают своё владычество готы (IIст.), Черноморско-Азовское побережье осваивают славянские народы - анты . Историко-археологические исследования доказывают, что уже в первой половине VI столетия эти славяно-антскиеплемена владели бассейном Дона и продвинулись к берегам Азовского моря.
С начала VII ст. на территории современных Казачьих Земель создаётся государство Аваро-Гуннов, в состав которого входят славяно-анты. С этого периода в исторических документах уже не упоминается о славяно-антах, поскольку их племенное наименование «растворяется» в государственно-политическим названием - Аваро-Гуннов . С середины VII ст. (642),по имеющимся научным фактам, устанавливается существование славянской народности - русов, располагавшихся в степной полосе. В низовьях Волги и на Дону новыми степными завоевателями создается государство Хазар, в составе которого русы и славяно-анты проживают на Дону, Донце, Нижней Волге, на Тереке, на Кубани. В Хазарской Империи русы были настолько многочисленны, что арабские писатели называют государство Хазар Русо-Хазарским . а Чёрное море - Руским . Главными центрами русов были: в Подонье (Казакии) г. Руссия (Артана,Танаис, впоследствии переименованный в Азов, по имени половецкого хана Азуфа) и Матарха (Тмутаракань) в устье Кубани. Сами русы отличались воинственным духом, принимали широкое участие в торговой деятельности Хазарского государства, достигли значительного культурного развития, подвергаясь воздействию двух культур - арабской и византийской .
Арабский географ Масуди, посетивший в X веке Приазовский Край, пишет: «между большими и известными реками, впадающими в море Понтус (Чёрное), находится одна, называемая Танаис (Дон) , которая приходит с севера. Берега её обитаемы многочисленным народом славянским и другими народами. Таким образом, сильный и воинственный славянский народ Русь заселял с давних времён территорию современных Казачьих Земель и, с середины VII века, входил в состав Хазарской Империи. В дальнейшем - с IX столетия, под натиском новых азиатских завоевателей, венгров, торков и печенегов , начался распад Хазарской Империи и отделение её окраин: Поднепровья - впоследствии Киевское государство, и Среднего Поволжья - Камской Болгарии. Русы же Подонско - Приазовские ещё продолжали оставаться в составе Хазарской Империи. Камская Болгария (в среднем течении Волги и по Каме), находившаяся под влиянием арабской культуры , уже в первой половине IX ст. приняла ислам. Русь Подонско-Приазовская (Казакия) - аланы и казаки - примерно в то же время стала христианской ; следовательно, она стала христианской значительно раньше Руси Киевской Крещение Руси великим князем Владимиром, как известно, состоялось в 988 году).О том, что Русь Подонско - Приазовская стала христианской раньше Руси Киевской, свидетельствует патриарх Фотий и Устав Византийского императора Льва Философа (836 - 911)о чине митрополичьих
церквей,где на 61 месте указана построенная церковь Русская .
Таким образом, на территории Казакии укореняется народность славяно-русов, с самобытной этнической культурой и христианской религией. Относительно единое славянское племя русов в середине IX ст., под влиянием различных факторов разделилось: Камская Болгария, где преобладал тюркский элемент, отделившись от ядра Хазарской империи, оказалась под властью тюрков и, как уже было сказано, приняла ислам. Русь Поднепровская - предки Запорожцев - также отделившись отцентра Хазарии, подпала под власть дружинников Рюрика - Аскольда и Дира , а затем, в 882 году, сын Рюрика, Игорь, при своём воспитателе Олеге, закладывает основы Киевской великокняжеской династии . В данный период ІІриазовско - Подонская Русь продолжает оставаться в составе уцелевшего ядра Хазарской империи. Этим объясняется и то обстоятельство, что с этого времени в русских летописях не упоминается о славяно-руском населении Приазовья и Подонья. Славяно-русский народ продолжал жить в составе уцелевшего ядра Хазарской империи на своей древней земле, лишь утратив связь и постоянное общение с остальными отделившимися частями славяно - русов Поднепровья. Следствием похода Святослава, сына Игоря (после короткого правления его жены, Ольги) в 943 году, в Подонье и Приазовье Хазарская империя была разгромлена и состоялось введение части её территориального ядра - Казакии - в состав русского (Киевского) государства, под названием Тмутараканского княжества . Этим вхождением была восстановлена, прервавшаяся ранее связь Руси Приазовско-Подноской с Русью Поднепровской.
После убийства печенегами в 972 г. Святослава его сыновья - Олег, Ярополк и Владимир - начали борьбу за власть. После гибели Олега, эта борьба ещё больше ожесточилась между оставшимися двумя братьями - Ярополком и Владимиром. Первый опирался в своей борьбе на силы степной полосы, а второй прибег к помощи наемных варяжских сил. Превосходство сил и средств было на стороне кн. Ярополка, и лишь его гибель дали возможность Владимиру, оставшемуся единственным наследником державы Святослава, соединить в своих руках власть над всем Руским (Киевским) государством .Князь Владимир покорил Крым, который вошёл в состав Тмутараканского княжества, отданное им, в свою очередь, позднее в
в удел своему сыну Мстиславу. Принятие христианства в последней четверти X ст. Киевской Русью при Владимире Крестителеявилось основой религиозного, культурногои государственногоединства. Русь Приазовско-Подонскаядо этого события более столетия уже являлось христианской.
Таким образом, в результате успешных военных действий Киевских князей и принятия христианства Киевской Русью, восстановиласьсвязь славян Востока Европы под главенством Киевского великого князя.Предки же казаков, славяно-русы Подонья и Приазовья (Тмутараканское княжество),представляли особое княжество и сохранили древние формы народной культуры.В середине половине XI в. в степной полосе появляются новые завоеватели - половцы, которые снова«отрезают» Тмутараканское княжество от Киевского государства, и связь между ними снова прерывается. Поэтому, в русских летописях, с конца XI ст., повествование о Тмутараканском княжестве уже не ведется при том, чтоего население, города продолжали развиваться. Тмутараканское княжество утратило свой статус лишь как особое княжество Киевского государства. Оторванное от центра, предоставленное самому себе, оно ещё теснее сблизилось с тюркскими народами, но сохраняя при этом своё славянское лицо, свою христианскую религию и этническую культуру. В соответствии с вышеупомянутой концепцией, именно с момента отрыва в половине XI ст. Тмутараканского княжества от Киевской Руси, начинается формирование той особой славянской народности, прямыми потомками которой являются современные казаки . На территории Казакин, в составе Хазарской империи на протяжении сотен лет, а, затем, в составе Тмутараканского княжества в течение длительного исторического периода жили
общей жизнью две народности: славяно-русы и тюрки-казахи, имевшие идентичный народный быт, родственную этнопсихологию,
подвергавшиеся одинаково влиянию одной, византийской культуры, развивавшейся в одинаковой духовно-психологической атмосфере, а с середины IX ст. исповедовавшие общую христианскую веру.
Пройдя сложный путь многовекового совместного проживания на одной территории, в общих природных условиях, переживая одинаковые военно-политические события образовавшаяся народность Тмутараканского княжества явилась родоначальницей современного Донского Казачества , которое, в свою очередь, послужило источником становления других казачьих Войск, за исключением нынешних кубанских Черноморцев, потомков Запорожцев. Отсутствию упоминания в русских летописях о славянах Тмутараканского княжества казачьи историки дают свои объяснения: под влиянием тех военно-политических событий, которые совершались тогда на Востоке Европы, в силу наступившего (после смерти в 1054 г. в. кн. Ярослава), длительного периода междоусобной войны князей - началась дифференциация относительно единого славянского народа на Востоке Европы и наметились пути их расселения. Например, немного раньше «часть алан и черкас (касоги или касахи) Святослав после удачного похода на Хазарию, переселил на Днепр, где они, вместе с прибывавшими впоследствии другими тюрко-татарскими племенами, смешавшись с местным славяно-русским населением, усвоив его язык, образовали особую народность, дав ей своё этническое имя Черкасов (черные клобуки). Из этих Черкасов и создалось затем поднепровское казачество с Запорожьем».
В это время наметились, основные «ячейки», из которых впоследствии образовались те народно-государственные организмы, которые
впоследствии будут называться Русью Юго-Западной, Русью Северо-Восточнойи отдельно от них Русь Юго-Восточная (Казакия).
Население этих государственных организмов, в силу разрыва связи, попадает в различные географические, экономические и бытовые условия; жизнь и развитие их протекает в различной духовно-психологической атмосфере. В Восточной Руси широким потоком начинает вливаться финская этнокультура ; интеграция тюркского элемента усиливаетсяв Юго-Восточной Руси (Казакии); народ, который называется мигами, казахами, черкасами, кабарами (все они являются идентичными) полностью смешивается с населением Тмутаракани. Таким образом, наступает полный разрыв между отдельными частями славяно-русов Востока Европы и, что закономерно для Северо-Восточной Руси, а, следовательно, и для русских летописцев, Русь Юго-Восточная (Казакия) становится «землей незнаваемой». Но уже через сто с лишним лет, а именно с 1147 г.,русские летописцы снова упоминают о славянском населении Тмутараканского княжества, но называют его не славяно-русами, а «бродниками» . Эти «бродники», согласно русской летописи, - а это прежнее славяно-русское население Тмутараканского княжества - живут на той же территории славяно-русов, представляя из себя уже сложившуюся народность, стойкую, способную на противодействие чужому влиянию, что дало им возможность и под владычеством половцев сохранить свой славянский тип, язык, свою христианскую религию. У этих «бродников» были свои города, церкви, существовало даже земледелие, что совершенно противоречит предположению некоторых историков, которые производили это название от слова «бродить» (т. е., «бродники», по их версии, были бродячие люди, бездомные скитальцы, случайно забредшие на Дон). Такой подход опровергает известный русский историк П.В. Голубовский, который пишет: «Бродники есть община, выработавшаяся из остатков Подонского населения, вследствие исторических и этнографических условий, в которые это население было поставлено... Бродники жили в восточной части степи - в Подонье и по берегам Азовского моря; они исповедовали православие и
участвовали в предприятиях половцев». Ученый обоснованно утверждает, что бродники - это славяно-русское население Тмутараканского княжества.
Казачьи историки название «бродники», установившееся за населением Тмутараканского княжества, объясняют следующим образом: в те времена всякое славяно-русское население и его войско входило в состав того или иного русского княжества; славяно-русское же население Тмутараканского княжества не входило ни в какое княжество, а войско его помогало и воевало с кем хотело, и в этом смысле было «бродячим». Исследователь казачества И.Ф.Быкадоров пишет о том, что новая народность - бродники образовалась от смешения русов с тюркскими племенами.Данное название, которое является не этническим , а бытовым и профессиональным, могло быть дано потому, что, очевидно, «они из войны сделали себе род ремесла, как средневековые швейцарцы или ландскнехты, и участвовали в войнах на стороне различных суверенов из-за материальных выгод - «бродили» от одного к другому. Возможно и другое объяснение: бродникам поручалась охрана бродов на Дону и по другим рекам». Бродники, входя в состав половецкого государства , участвуя в войнах вместе с ними, часто действуя и самостоятельно, отличалисьсвоим особым общественным и военным устройством, управлением, имели своё войско и приобрели широкую известность в Европе.Они представляли из себя настолько серьёзную организованную силу, что появившиеся в первой четверти XIII ст. на Востоке Европы новые кочевые завоеватели - монголы - установили с ними добрые взаимоотношения. Во время первого монгольского нашествия, в битве на Калке в 1223 г., бродницкое войско под водительством своего воеводы Пласкини , дралось против половцев и русских князей на стороне монголов. Поэтому совершенно естественно, что «бродники» в течение всего
времени владычества монголов на Востоке Европы до конца XIV ст.,
будучи на хорошем счету у монголов, сохранили в полной неприкосновенности свое народно-общественное устройство, свою религию, свою военную организацию и широкую национальную автономию.
Если же принять во внимание существовавшую у монголов определённую политическую систему не вмешиваться во внутреннюю жизнь уже покорённого народа и полную веротерпимость, то логично предположить, что бродники при монголах сохранили в полной неприкосновенности своё национальное лицо, внутреннее устройство своей народной жизни. Бродники подпадали под защиту этой монгольской политической системы, так как с самого начала появления монголов явились их верными союзниками. Поэтому они пользовались в полной мере всей «льготой», предоставляемой этой монгольской системой и сохранили в полной неприкосновенности этнокультурную и этнопсихологическую автономность : прежнее внутреннее устройство народной жизни, управления, организации, народно-хозяйственной деятельности, быта и пользовались полной свободой вероисповедания. В 1261г.для бродников была учреждена подонская епархия .В период монгольского владычества на Востоке Европы (1240-1400) в государственной системе Золотой Орды население Северо-Восточной Руси (Московия) , будучи земледельческим, играло роль поставщика материальных средств завоевателям(монголам); бухарцы, хивинцы, камские болгары выполняли функции торгового класса, сословия; а народы степной полосы, в том числе и бродники , являлись
для монголов необходимой вооружённой силой , вместе с самими
монголами являясь источником военного могущества Золотой Орды.
Бродники были свободны от дани и податей, подчинены непосредственно Хану Золотой Орды, сохраняли в полной неприкосновенности своё национальное лицо, этнокультурную идентичность.В их обязанность входила постоянная боеготовность конного войска.Итак,занимая в государственной системе Золотой Орды положение и значение военно-служилого сословия , внутри себя население Подонья было свободным и вольным народом.О том, что славянское население Тмутараканского княжества (Подонья), не исчезая, проживало в составе Золотой Орды и за время пребывания под её властью приобрело своё народное название «каляк» , свидетельствует выписка из древней летописи в часовне на Лубянке, в честь иконы Божией Матери, Выписка гласит:
«Там, на верховьях Дона, народ христианский воинского чина
живущий, зовомый козаци , в радости сретающий его (Вел. кн. Дмитрия Донского ) со снятыми иконами и со кресты поздравяюща ему».