15 августа 1990 г. ушел из жизни один из самых популярных отечественных рок-музыкантов, человек-легенда Виктор Цой . С момента его смерти прошло 26 лет, но количество поклонников его творчества продолжает расти, так же, как и число попыток разгадать тайну его трагической гибели. Официальная версия – ДТП, которое произошло из-за того, что Цой заснул за рулем, – многих не убедила. Друзья, близкие и тысячи фанатов лидера группы «Кино» отказываются верить в случайность произошедшего и высказывают свои предположения.



Летом 1990 г. 28-летний Виктор Цой вместе со своим сыном отдыхал в латвийском поселке Плиеньциемс. Рано утром 15 августа музыкант отправился на рыбалку к лесному озеру, на обратном пути его «Москвич» столкнулся со встречным автобусом. ДТП случилось на шоссе Слока-Талсы. В «Икарусе», к счастью, не было пассажиров. Автобус упал в реку, водитель не пострадал. «Москвич» отбросило на 20 метров, сиденья были сбиты, машина не подлежала восстановлению. Виктор Цой в результате лобового столкновения умер на месте. Согласно официальной версии, он уснул за рулем, что и стало причиной ДТП. Анализ крови показал, что водитель находился в трезвом состоянии.



Вдова музыканта и его друзья долгое время отказывались верить в то, что Цой действительно мог заснуть за рулем. Менеджер группы «Кино» Юрий Белишкин говорил: «Я поражался собранности Виктора, его пунктуальности, умению концентрироваться. Если на гастролях нам предстояло лететь на утреннем самолёте, он, единственный из всех музыкантов, был готов минута в минуту! И дома в девять-десять утра я уже мог звонить Вите и обсуждать с ним серьёзные дела. К алкоголю и наркотикам он не испытывал тяги, вёл спортивный образ жизни, увлекался восточными единоборствами… Не мог такой собранный и педантичный человек, как Цой, заснуть за рулём, а стало быть, нельзя отрицать версию убийства».





Но если это так, то почему до сих пор не нашли людей, которые были в этой смерти заинтересованы? Марьяна Цой, вдова музыканта, говорила: «По всей видимости, нарушение все-таки было со стороны Вити, потому что, судя по следам протекторов на асфальте, он врезался на встречной полосе. То есть это элементарная автомобильная катастрофа. В убийство я не верю. Цой не был человеком, которого кому-то хочется убрать. Он не ссорился с московской шоу-мафией, он их устраивал больше, чем кто-то другой».





В 2007 г. в одном журнале опубликовали статью «Виктор Цой: недоказанное убийство», где сообщалось о том, что в редакцию пришло письмо из Риги, в котором некий Янис признавался в своей причастности к смерти Цоя. Он рассказал, как 17 лет назад получил «заказ» припугнуть приезжего с восточной внешностью. Цою сказали, что его сын в опасности, и тот помчался его спасать. Когда журналисты попытались разыскать Яниса в Латвии, к ним на встречу пришли мужчины крепкого телосложения и посоветовали не соваться в это дело. И эта версия, и сам факт существования Яниса вызывает сомнения, как и достоверность рассказанной им истории.





В 1990 г. следствие действительно было проведено наспех, другие версии, кроме несчастного случая, не рассматривались. Это заставляет многих до сих пор сомневаться в причинах случившегося. Выдвигалась даже версия самоубийства, хотя знакомые Цоя категорически отрицают саму возможность мысли о суициде. «Ни о каком самоубийстве или убийстве речи быть не может. Произошла банальная катастрофа. Многие музыканты потом специально ездили в Латвию, пробовали повторить трагический маршрут Цоя, но приходили к выводу, что нет резона сомневаться в официальной версии катастрофы. Сыграло роль и то обстоятельство, что водительский стаж у Вити был небольшой, и в то утро его вынесло на встречную полосу», – утверждает экс-участник группы «Кино» Алексей Рыбин.


Смерть Виктора Цоя была такой внезапной и преждевременной, что многие просто отказывались верить в реальность случившегося. «Цой жив!» – писали на стенах фанаты, и оказались правы в том смысле, что его музыка и пророческие тексты не теряют актуальности и сегодня:

Тот звонок, 15 августа, в дежурную часть Тукумского райотдела, как и любой подобный, ничего хорошего не предвещал. Житель хутора Дреймани А. Р. Нейманис взволнованно сообщил, что недалеко от его дома примерно в 11 часов 30;минут (по местному времени) легковой автомобиль темного цвета врезался во встречный "Икарус". Есть жертвы. На место дорожно-транспортного происшествия, то есть к 35-му километру дороги Слока-Талсы, выехали Э. К. Ашмане и старший инспектор ДГТС отделения ГАИ Тукумского РОВД старший лейтенант милиции Янис Элмарович Петерсон. Жаркое солнце буквально плавило летний день. Было очень душно, парило, будто перед грозой. Как вспоминает Эрика Казимировна, каблуки вдавливались в размягченный асфальт, и трудно было дышать. Через полчаса прибыли на место трагедии.
Зрелище ужасное: "Икарус-250" снесло с дороги в небольшую речушку Тёитупе, за мост. Хорошо, не было пассажиров. Водитель Я. К. Фибикс, работающий в Таллинском отделении Латсельхозтехники, отделался легкими ушибами и испугом. Перед этим он отвез туристическую группу в аэропорт и возвращался обратно.
Новый "Москвич-2141" Я6832 ММ мощным ударом отброшен метров на 18 к мосту. Неповрежденным остался разве что задний бампер. При осмотре заметно, что удар по автомобилю пришелся слева направо, спереди назад. Видимо, передний бампер "Икаруса" прошел по капоту "Москвича" прямо в салон. Руль согнут со стороны водителя, сбиты сиденья, разломан щиток передней панели. Капот отлетел, все остальное смято. Рядом с машиной лежал молодой черноволосый парень. Без сомнения, умер мгновенно. По документам, отыскавшимся в салоне, - Цой Виктор Робертович...
Чуть раньше подъехавшая "скорая" стояла на обочине. Медикам ничего не оставалось, как засвидетельствовать смерть и отправить труп на судебно-медицинское обследование. Оно показало, что алкоголя в крови погибшего не обнаружено. Смерть наступила в результате аварии от многочисленных травм тела.
Единственный очевидец - Нейманис пояснил, что видел лишь мчавшуюся по дороге с большой скоростью легковушку и слышал звук удара. Скорость движения "Москвича" точно определить, не удалось, но, несомненно, она была не меньше 100 километров в час. Об этом отчасти свидетельствовало положение автомобилей после столкновения и отлетевший далеко в сторону двигатель "Москвича". Чтобы
так далеко отбрасывала двигательь - Ашмане за свою практику не видела. На асфальте от удара остались выбоины, и следы юза, по которым место столкновения определить было несложно. Значит, легко было представить и процесс столкновения. Все параметры и данные тут же занесли в протокол, составили схему первичного осмотра места происшествия. В случае дальнейшего возбуждения уголовного дела, как известно, она берется за основу. В "Москвиче" нашли три удочки, другие рыболовные принадлежности, магнитофон, колонки, инструмент, запасное колесо, документы, деньги и две маленькие рыбешки…

Невдалеке шумел лес, перекликались птицы, журчала вода. Составив протокол, следователь уехала, а Петерсон остался дожидаться автокран. Здесь же остановились несколько проезжавших мимо водителей, покурили, обсудили случившееся. Дорога Слока-Талсы спокойная, лесная, машины проезжают изредка. На повороте деревянный дом, чуть дальше еще один, скорее всего довоенной постройки. Места красивые, до моря рукой подать. Последние годы Цой приезжал сюда отдыхать, снимал дачу в поселке Плиеньциемс.
- По моему субъективному мнению, - рассказывает Э. К. Ашмане,- Цой задремал за рулем. Погода тому способствовала. Он возвращался с лесного озера, где с шести часов утра был на рыбалке. Это километрах в 14 от места столкновения. Ехал на высокой скорости. А из-за поворота со скоростью 60-70 километров в час выехал автобус, которого он и не заметил.
Из Тукумса до места аварии дорога не такая уж и близкая. Петляет по лесу, огибает хутора. Мы не заметили, как за очередным поворотом - тем самым, с горки вниз, вынырнул этот мостик через Теитупе. Остановились. На мостике живые цветы, надписи, открытая пачка сигарет, спички, повязанные носовые платки женская перчатка, косынка, пустая бутылка, стакан, фотографии Виктора, еще цветы... На асфальте до сих пор видны царапины, выбоины, на обочине прорытый автобусом песок. Трагедия случилась здесь. Я. Э. Петерсон снова показывает, как столкнулись автомобили. Вспоминает, что у автобуса был поврежден левый траверс. Значит, не лоб в лоб.
Чтобы осталось поменьше вопросов, проработаем три версии: убийство, самоубийство и несчастный случай. Насколько это получится по логике имеющихся фактов. Ибо уголовное дело следователь не возбуждала - с согласия прокурора - "в связи с отсутствием состава преступления в действиях водителей". И, следовательно, судебно-медицинские, трассологические и прочие экспертизы не проводились. Версия первая - убийство. Не думаю, чтобы у Цоя были смертельные враги. А если бы, допустим, и нашлись, то способ и место подобраны не лучшие. Стоящий на повороте дом и распустившиеся позади его деревья заслоняют едущих друг другу навстречу водителей. Практически водитель "Икаруса" не мог видеть стремительно приближающийся к повороту "Москвич". Даже если его кто-то, условимся, предупредил заранее, то ринуться навстречу неизвестному?.. Нормальный человек так делать не будет. Наоборот, Фибикс стремился уйти от столкновения, рискуя протаранить мост, деревья, не без угрозы для своей жизни.
Далее. На озере Цой рыбачил один, по крайней мере, других фактов нет. Следовательно, воздействия на него в виде яда, наркотиков и т. п. никто оказать не мог, что подтверждает и судебно-медицинское исследование крови.
Возможно ли самоубийство? Я бы на этот вопрос ответил отрицательно. Творческий взлет Виктора Цоя, конкретные планы на будущее - подготовка нового альбома, главная роль в художественном фильме, гастрольные турне по Южной Корее, Японии - отвергают эту версию. Ему было 28 лет - только начал жить, выбравшись из угольной ямы. Не подтверждается версия о самоубийстве и по той причине, что он вряд ли видел приближающийся к повороту автобус. И, наконец, я не думаю, чтобы Цой сознательно подвергнул опасности пассажиров "Икаруса". Он был честен.
Обе вышеуказанные версии, конечно, оставляют какой-то мизерный процент вероятности. Но все же, на мой взгляд, наиболее приемлема третья версия - версия следователя Э. К. Ашмане: задремал за рулем, Конечно, не на скорости 130 километров в час (хотел бы я видеть водителя, который способен спать при такой скорости). К хутору Дреймани идет прямая ровная дорога. Можно и расслабиться, путь знакомый, от озера до дачи в Плиеньциемсе около двадцати минут езды. На этой дороге разрешенная скорость - 90 километров в час. Перед поворотом метров за 100 установлен дорожный знак "Опасный поворот". Ясно, что водитель обязан тут сбавить скорость, чего Цой не сделал и что опять же свидетельствует о потере ориентации. След протектора от правого колеса "Москвича" отмечен на правой обочине за 21 метр до мостика, от "кармана" автобусной остановки. Криволинейный. Через 11,5 метра после моста след круто выходит с обочины на асфальтированную часть дороги по направлению к точке столкновения., Следов торможения не обнаружено. К тому же вспомним, что в новом переднеприводном "Москвиче" очень чувствительная рулевая система. Достаточно одного неверного движения на скорости (перестановка магнитофонной кассеты, например) и... все. Спидометр "Москвича" Я6832 ММ остановился на 3400 километрах. Как водитель Цой имел категорию В, то есть право управлять легковым автомобилем. Водитель "Икаруса" Фибикс - опытный, со стажем профессионал, имеет все категории, работает на междугородных перевозках. Со своей стороны он сделал все возможное, чтобы избежать удара. Значит, несчастный случай.
Многих, наверное, интересует судьба автомобиля В. Цоя. Первую неделю он находился возле здания Тукумского РОВД и притягивал большое количество зрителей - поклонников певца, а то и просто зевак. Фанаты готовы были растащить "Москвич" по частям. Затем под свою крышу его взяло Тукумское автотранспортное предприятие № 29 - по просьбе родственников, до оформления страховки. Но и сюда продолжали наведываться молодые люди - посмотреть, взять что-нибудь на память. Директор предприятия С. А. Конопиев добровольно исполнял роль гида, предварительно связываясь по телефону с женой Цоя Марианной Игоревной. Можно представить себе, какие душевные муки приносило ей это. У нас также поначалу было желание сфотографировать машину. Созвонились с Марианной Игоревной Цой, и вот что она ответила:
- Знаете, как мне все надоело! Лучше обойдитесь без этого... Не хочу, чтобы вы фотографировали
например, его друг, он ответил бы так же.
Запомнился эпизод в подземном переходе возле Рижского вокзала. Сидел на земле молодой парень и с самодовольной улыбкой фальшивенько наигрывал на гитаре песни Цоя. Перед ним лежал открытый футляр для мелкой монеты. Давайте не будем так делать: открыто врать и убого побираться, спекулировать известным именем. Память Виктора Цоя заслуживает большего.

Д нем 15 августа 1990 года музыкальный мир облетела трагическая весть, что лидер группы «Кино» Виктор Цой погиб в аварии на трассе возле латвийского города Тукумса. Стало известно, что днем Цой возвращался с рыбалке на своем темно-синем «Москвиче-2141» на скорости 130 км/ч вылетел на встречную полосу и столкнулся с междугородним автобусом «Икарус». Следствие установило, что музыкант был абсолютно трезв, а управление машиной потерял, потому что уснул. Близкие и фанаты Цой впали в шок, и вскоре на волне общей истерии многие усомнились в официальных данных. Как можно было уснуть в «Москвиче», если на 130 км/ч он гудит и дрожит, как взлетающий кукурузник? А если Цой не спал, зачем же он поехал под автобус? В 25-ю годовщину гибели последнего рок-героя СССР мы вспоминаем альтернативные версии событий.

1. Черный продюсер

Цой не был жертвой несчастного случая. Его убили. Как только речь заходит о том, что автокатастрофа была подстроена, в качестве вероятного заказчика в первую очередь называют директора «Кино» Юрия Айзеншписа, в последствии ставшего одним из самых успешных продюсеров в русском шоу-бизнесе. Почему человека, превратившего полуподпольную группу в первых и единственных советских богов стадионного рока, назначили главным злодеем? Да потому что тру-фанаты Цоя его ненавидят! Это он превратил последнего рок-героя в подросткового кумира вроде Юры Шатунова. Это он ради бабла заставил «Кино» таскаться по стране и играть по три концерта в день - а как же творчество? Это он втянул группу в мутные дела - ведь перед встречей с Цоем он почти 18 лет маялся на зонах за финансовые махинации. И ведь это он подарил Цою тот самый стремный «Москвич». Зачем же Айзеншпису было убивать дойную корову? Как зачем - он же понимал, что популярность команды в итоге уйдет, а так он озолотился на продажах «посмертного» «Черного альбома». Что говорить, Юрия Шмильевича всегда было принято демонизировать - да и ему самому льстила репутация «опасного человека» - однако никаких серьезный фактов, доказывающих его причастность к смерти Цоя как не было, так и нет. Сам Айзеншпис уже ничего не расскажет - в 2005-м он умер после инфаркта.

2. Криминальная Россия

Одно из самых непонятных обстоятельств аварии: зачем Цой, войдя на скорости в крутой поворот и оказавшись на обочине, вдруг резко повернул руль влево и понесся прямо на встречку? У некоторых исследователей вопроса есть ответ: рокера подрезала другая машина, а затем, оттеснив «Москвич» к обочине, стала тормозить прямо перед ним. Пытаясь объехать препятствие, Цой вылетел под «Икарус». Кто мог преследовать музыканта на пустынной дороге в латвийской глуши? Конечно же, рэкетиры! Лихие времена, канун 90-х, а Цой привлекал к себе внимание - денег по тем временам у него было очень много. Поклонники фильма «Игла» твердили, что на музыканта за что-то обозлились драгдилеры, другие вспоминают, что в последний год Цой появлялся на публике с охранниками. В конце концов в середине 2000-х появился еще один вброс. Якобы с редакцией одного криминального журнала связался некий Янис, который рассказал, что в 1990-м к нему с приятелями обратился странный тип, попросивший «припугнуть одного рыбака». Парни нашли Цоя на рыбалке и сообщили ему о похищении сына. С криком «Кия!» музыкант, увлекавшийся восточными единоборствами, раскидал латышских малолеток, запрыгнул в «Москвич» и помчался выручать отпрыска. Ну а дальше случилось что случилось. Если этот Янис и существовал, то на назначенную журналистами встречу он не пришел. Зато вместо него явились крепкие ребята, убедительно посоветовавшие журналистам не совать нос не в свое дело.

3. Лубянский проезд

К 1990-му году почти все понимали, что Советскому Союзу осталось недолго. В таких любая фигура, имевшая влияние на массовое сознание, автоматически становилось политической. Цой, на максимальной громкости заявивший об ожидании перемен и выступавший во «Взгляде» с весьма резкими выпадами в адрес власти, безусловно, был такой фигурой. Разумеется, после его гибели демократические конспирологи сразу заговорили о том, что его убрал КГБ, которому был совершенно не нужен очередной неформальный вождь. Версию проверить невозможно: конечно, сотрудники органов были способны грамотно «подправить» машину, запугать водителя «Икаруса» (или он сам был при погонах?), развалить следствие и т. д. Только вот КГБ на рубеже десятилетий был «уже не тот», да и других дел ему в то время хватало. Тут даже кажется более правдоподобной еще одна (как обычно ничем не подтвержденная) теория, что «Москвич» Цоя случайно подрезала служебная «Волга» кого-то из латвийских чиновников, и дело решили замять, чтобы избежать народного гнева. Как бы то ни было, Цой не дожил до путча 1991-го, не выступал у Белого дома, не получал медалей от Ельцина, однако он до сих пор остается рок-героем, а большинство тех, кто дожил, выступал и получал, сейчас на это звание явно не тянут.

4. Сам ушел

Версия о самоубийстве Виктора Цоя, очевидно, была рождена убитыми горем фанатами, поскольку никто из близкого окружения рокера не отмечал, что в последние дни его что-то тяготило. Среди возможных причин для сведения счетов с жизнью: конечно же, несчастная любовь (якобы у Цоя не ладилось с новой девушкой Наташей), усталость от гастрольной гонки (опять этот Айзеншпис!) и, наконец, перманентная депрессия («У Вити всегда были такие грустные песни!»). Звучит все это весьма странно, учитывая, что многие отмечали, насколько органично Цой вошел в роль рок-героя. Знаменитый последний концерт «Кино» в «Лужниках» был похож на шоу звезд мирового уровня. Да и способ самоубийства довольно дикий: сомнительно, что «последний герой» специально стал бы таранить в автобус, в котором могли быть люди.

5. Спасибо, что живой

Хендрикс жив. Моррисон жив. Элвис жив. Леннон жив. Все здоровы, регулярно ездят друг другу в гости и по-тихому джемуют вместе. Изредка, когда разрешают инопланетяне, к ним заглядывает Гагарин. Цой, разумеется, тоже жив. Он даже сам позвонил в редакцию «Желтой газеты» (контактов других изданий у музыканта, видимо, не нашлось) и сказал: я жив, в 1990-м произошла ошибка, но я так от всего устал, что решил улететь в Японию (ну разумеется, куда же еще податься русскому корейцу?), занимаюсь автобизнесом, пишу музыку и стихи. Кстати, «Черный альбом» Цой дописывал лично - в Лондоне. Конечно, не очень удобно получилось с теми фанатами, которые после объявления о катастрофе отправились резать вены, но это жестокий мир. Желание воскресить кумира или хотя бы опровергнуть факт, что он погиб в банальной аварии, объяснимо, но стоит ли впадать в безумие, когда достаточно включить любой альбом «Кино», чтобы понять, что Виктор Цой, в сущности, никуда от нас не уходил?

Размышляя над феноменом Виктора Цоя, нам порой даже трудно объяснить, благодаря чему он сумел заслужить любовь народа. Что так цепляло в его песнях? Он сам сочинял музыку и исполнял песни, которые могли пробудить в людях дремлющую страсть и заставляли смотреть на мир совершенно под другим ракурсом. Он был своеобразным гласом народа, который не желал молчать, подчиняясь коммунистической идеологии. Его называли одним из символов русского рока, а также могиканином, последним героем нашей страны. Виктора Цоя по культурной значимости порой ставят на один и тот же уровень, что и Владимира Высоцкого. А ведь до этого никакой артист не был удостоен такой чести. Вот почему гибель Виктора Цоя была воспринята прогрессивной частью жителей нашей страны так трагично. В этой статье мы постараемся раскрыть обстоятельства смерти певца. Но прежде хочется просто поговорить о нем, о его жизни и творчестве.

Биография

Рок-музыкант Виктор Цой, который жил и творил в Советском Союзе, воспевая в своих песнях всю абсурдность советской пропаганды, родился 21 июня 1962 года в Северной столице, которая тогда называлась Ленинградом. Он умер совсем молодым. В год гибели Цоя страна делала свои последние вздохи, но все еще продолжала свое существование. Он умер, не узнав, что Советскому Союзу осталось доживать свои последние месяцы и что его родину в скором будущем ожидают такие грандиозные преобразования, о которых он даже не мог мечтать. Родился Виктор в смешанной семье. Его мама - Валентина Васильевна Гусева - русская по национальности. Она работала в школе учительницей физкультуры. Отец же - Роберт Цой - имеет корейское происхождение. Дедушка Виктора - Максим Максимович Цой - родился и вырос в Казахстане, где его принимали за своего, за казаха.

Детство

Мальчик был единственным ребенком в семье. Между родителями постоянно возникали разногласия, и когда Виктору было 11 лет, они разошлись, но через год любовь победила, и они вновь объединились. Однако этот год решил дальнейшую судьбу юного Вити. Мама, которая сильно переживала развод, видя, что сын сильно страдает от разлуки с отцом, отдала его в художественную школу. Творческие задатки у мальчика были заметны еще с самого раннего детства. Витя умел красиво рисовать и лепить из пластилина различные фигурки. Именно здесь, в худшколе, он познакомился с Максимом Пашковым, который и научил его играть на гитаре. В день гибели Виктора Цоя он будет, как никто, горевать по нему. Ведь ничто не может сравниться с детской дружбой.

Приобщение к рок-искусству

Художественная школа находилась на канале им. А. Грибоедова. Все учащиеся мечтали о том, что когда-нибудь станут художниками, и думали, что они обладают особым талантом. Однако большинству из них так и не удалось осуществить эту детскую мечту. Виктор же, безусловно, обладал особым даром, который в дальнейшем сделал его кумиром миллионов, даже гибель Цоя не смогла предать забвению его имя.

Из рассказа Пашкова можно узнать, что в первое время они с Витей не сдружились. Они были в разных компаниях, которые то и дело враждовали друг с другом. Однако, став чуть старше, они постепенно потянулись друг к другу. Стали вместе слушать “Битлз”, Элвиса Пресли, Джонни Холидея и др. Им нравились песни на английском. Затем, в тринадцатилетнем возрасте, они стали вместе играть разные мелодии. Вернее, Максим учил Виктора играть, ведь тот тогда даже не умел держать инструмент в руках. У Пашкова было сразу несколько гитар, и одну из них он подарил другу. К ним присоединился ударник, который пробовал играть на пионерском барабане. Вот так и образовалась группа, которую позже назвали “Палатой № 6”. После окончания художественной школы ребята стали проводить за занятием музыкой практически все свое время.

Юношество

После 8 класса среднеобразовательной школы Виктор Цой поступил в Серовское училище. Несмотря на увлечение музыкой, он не переставал думать о том, чтобы стать художником. В актовом зале училища была какая-то аппаратура, электрические инструменты, о которых музыканты-самоучки даже не мечтали, и, спросив разрешения у администрации, Виктор и Максим стали там репетировать, а затем выступать на студенческих вечерах и дискотеках. Здесь же они нашли для своей группы ударника - Толика Смирнова, слава о котором облетела весь Ленинград. Максим писал музыку и стихи, а Витя помогал с аранжировкой, и это у него получалось великолепно. Петь пока будущая рок-звезда стеснялся и скромно держался на втором месте. Естественно, он практически не посещал занятий в училище, и его скоро отчислили. После этого он попал в группу к панк-исполнителю по кличке Свин. Именно в составе этого коллектива он написал свою первую песню - «Посвящение Марку Болану». С каждым днем парень все больше увлекался музыкой, и она была с ним вплоть до последних минут. В день гибели Цоя, узнав о его трагической кончине, многие вспоминали о нем по его же песням.

Увлечения

Помимо музыки в стиле рок, Цой также обожал восточные единоборства. Ему особенно нравились занятия по каратэ. Его кумиром в этом виде спорта был Брюс Ли. Это увлечение получило настолько большие размеры, что он во всем желал походить на своего любимого актера, стал подражать его имиджу. Его соперником в этом виде спорта был Юрий Каспарян. С ним они подолгу боролись, оттачивая многие приемы. Другое его увлечение было более творческим: он великолепно вырезал фигурки нэцкэ из древесины. Да и вообще резьбой по дереву зарабатывал на хлеб. А было время, когда Виктор рисовал портреты Шварценеггера (в те годы он был на пике популярности) и продавал их у метро за 1 рубль.

Отличительные черты характера

Максим Пашков - человек, который знал Цоя лучше всех, - рассказывал, что он был невероятно скромным, застенчивым, необщительным, можно сказать, консервативным по сравнению с другими членами рокерской братии. Кроме этого, он вел себя слишком интеллигентно на сцене, и это его отличало от других ленинградских музыкантов, работающих в стиле рок. Он никогда не был разнузданным. Хотя, как и у всех рокеров, в его жизни были и наркотики, и допинги, и многое другое. Он очень тяготел к модным западным вещам, например, ему нравилось носить длинные кожаные плащи. А еще у него была странная особенность: он мог спотыкаться и падать на ровном месте, попадал в неловкие ситуации. Казалось, парень витает в облаках, однако он никогда не отличался особой мечтательностью. Максим Пашков считал, что в юношестве он совсем не отличался оригинальностью и был вполне заурядным человеком, хотя и тяготел к веселью и очень боялся обыденности.

Вперед, к цели!

Годы шли, и Виктор целеустремленно двигался к своей мечте. Интересно, куда бы его занесла судьба, если бы не гибель. Виктора Цоя привлекала одна только мысль о том, что можно выделиться из толпы и стать кумиром многих миллионов. Вместе с тем он был очень мирным и дружелюбным человеком. Он не умел "зубами" добиваться своего, а все время работал, сочинял и пел. Изначально он сочинял музыку втайне ото всех. Но однажды, осмелев, представил свои работы на суд зрителей, а тем они, конечно же, понравились. Группа Цоя была создана в результате слияния трех музыкантов: его самого, Рыбина и Олега по кличке Базис, который являлся ударником. Их коллектив сначала назывался «Гарин и гиперболоиды», а потом был переименован в “Кино”. Постепенно группа стала набирать популярность, и у нее появились поклонники. Они-то больше всего и горевали в день гибели Виктора Цоя. Продюсером первого альбома “45” был Гребенщиков. Эта запись в Ленинграде была нарасхват. Так и началось восхождение певца на музыкальный Олимп.

Мнения о нем

Некоторые приближенные к нему друзья считают, что он был очень ленивым. Возможно, это была не лень, а внутренняя сосредоточенность, которая не позволяла ему суетиться, быть энергичным и выглядеть оптимистично. Бывали периоды, когда ему нравилось просто лежать на диване и днями не выходить из дома. Он не был пробивным, скорее его можно назвать который может пустить свою жизнь на самотек. Однако все это с годами улетучилось, и он стал более уверенной личностью.

Личная жизнь

В 1984 году 23-летний Виктор Цой познакомился с сотрудницей ленинградского цирка, девушкой по имени Марианна. Она-то и подарила ему веру в себя, в свои силы. В том же году они поженились, а месяцами позже у них родился сын Саша. Именно благодаря Марианне Виктор сумел обрести уверенность в своих силах. Когда ему пришла он имитировал самоубийство и лег в психиатрическую больницу, а верная Марианна устроилась туда санитаркой, чтобы быть рядом. Тем не менее в день Гибели Цоя ее рядом с ним уже не было. К этому времени у него уже была другая возлюбленная - Наталья Разлогова - женщина, которая была старше его и сильно повлияла на его судьбу.

Конец

15 августа 1990 страну потрясла страшная весть. Кумира миллионов больше нет! Гибель Цоя для всех была неожиданностью. В тот день он находился на отдыхе в Прибалтике. На Рижское взморье с ним отправились Наталья и сын Саша. В то злополучное утро он куда-то ехал на своем “Москвиче”. Согласно одной из версий, на рыбалку. Заснув за рулем, не справился с управлением, и его вынесло на встречную полосу, где и столкнулся с большим автобусом "Икарус". На место гибели Виктора Цоя отправилась бригада скорой помощи, однако оказалось, что он погиб мгновенно. Эта весть стала не только потрясающей для поклонников его таланта, но и смертельной. Да-да, в прямом смысле этого слова. Согласно сводкам, гибель Цоя стала причиной самоубийства 45 молодых людей, считавших его своим “божеством”, идолом, кумиром. Вот такое большое влияние имела его музыка на умы миллионов.

Подробности

Люди этого поколения наверняка помнят, как на стенах зданий по всей стране стали появляться написанные мелом и краской надписи “Цой жив!”. Везде звучала его музыка, и никто не желал верить, что его уже нет в живых. Место гибели Цоя (фото смотрите в статье) стало наиболее посещаемым в Союзе. Сюда стекались толпы поклонников, желающих своими глазами увидеть тот участок дороги, где прервалась жизнь их кумира. Виктора похоронили на Ленинградском кладбище. Могила его стала местом для паломничества. Здесь и по сей день можно найти свежие цветы и свечи, а иногда и окурки. Гибель Цоя не стала концом его творчества. Многие молодые ребята, которые родились даже после смерти певца, однажды услышав его песни, увлекаются ими. Вот что значит настоящий талант! Он бессмертен! А еще есть люди, которые не верят в гибель Цоя. Фото разбитой машины и его, уже мертвого, не раз публиковались в прессе, однако и это их не убеждает. Ведь не верят же во всем мире в смерть Элвиса Пресли? Так и Виктор Цой: он жив, пока его песни звучат в сердцах и памяти миллионов поклонников!