Деление на команды

Дерево

Это, наверное, один из самых известных и универсальных способов деления большой группы на команды. Хорош он тем, что почти не требует участия ведущего и позволяет избавиться от недовольства участников по поводу состава команд. Секрет состоит в том, что участники сами выбирают состав команд. Ведущий только контролирует очерёдность выбора. Итак, из группы, по количеству команд, выбирается несколько ребят. Каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали, в свою очередь, выбирают следующих. Так, по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников.


Зоопарк

Все участники стоят или сидят в кругу. Ведущий, проходя по кругу, говорит каждому на ушко название какого-нибудь животного. Сколько команд вы хотите сделать, столько и видов животных нужно назвать. Например, если нужны три команды, то из животных пусть будут собака, кошка и мышка. Когда каждому будет известно то животное, которое он будет представлять, игрокам нужно объединиться в команды, состоящие из животных одного вида. Непременное условие – нельзя ничего говорить вслух. Можно подражать поведению «своего» животного, издавать характерные для него звуки и т. п. Как только игра закончится, у вас будут те команды, которые вам нужны.


Волшебные цвета

Это вид деления похож на предыдущий. Но, вместо названий животных, ведущий рисует карандашом (фломастером) на лбу у каждого игрока точку определённого цвета. Когда точки будут нарисованы всем, нужно, не говоря ни слова, собраться в команды по цветам.

Первому игроку на ухо говорится цвет, например красный. Второму игроку - другой цвет, например зеленый. Далее вы опять говорите красный, и так далее чередуете цвета. После того, как у каждого будет свой цвет, на счет раз-два-три каждый должен найти свою команду по цвету. В зависимости от того, на сколько команд вам надо разделить группу, столько и берется цветов. Например, вы называете три цвета, если необходимо создать три команды и т. д.


Молекулы (Атомы и молекулы)

каждый ребёнок атом. Ведущий диктует скорость атома(от 1 до 3(или до 4-10, чем больше тем сложней)). Все дети соответственно начинают перемещаться с заданной скоростью от медленного шага(1-ая скорость) до быстрого шага(3-ая или 10-ая скорость). Как известно атомы в газе заполняют всё свободное пространство и соответственно дети должны идти в пустые части помещения. Периодически ведущий командует молекулы по двое(трое, четверо...). Атомы объединяются в молекулы и замирают... Когда ведущий сочтёт нужным он назовёт молекулы по "столько человек, сколько нужно в команде" и получит свои команды. Да, атомы НЕ ДОЛЖНЫ сталкиваться. Эта одна из целей каждого атома.

Группа хаотично передвигается по помещению. Ведущий кричит, - "Объединяемся в группы по 3(4,5 и т. д.) человек. Остальные должны быстро объединиться, как было сказано, и крепко обняться в группах. Если после этого в играх нужно несколько микро групп, то можно назвать сразу нужное число.

Все играющие беспорядочно двигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Атомы могут превращаться в молекулы. В молекуле может быть и два. и три. и пять атомов (в зависимости от того, сколько нужно команд). Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т. е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит «реакция идет по три», то это значит, что три игрока - «атома» сливаются в одну «молекулу».


Числа

Каждый игрок подходит к ведущему(или к одному из ведущих) и называет число. Ведущий после раздумья отправляет в одну из команд. На самом деле никаких вычислений ведущий не производит, а распределяет куда хочет. Можно, например, перебирать в голове таблицу умножения, чтобы был вид, что вычисляешь. Удобство в том, что ведущий может сделать такие команды, какие хочет, а детям будет казаться, что распределение случайно. Имеет смысл сказать, что все должны называть разные числа.


Животные

Каждому игроку ведущий на ухо шепчет название одного из n животных. Далее 2 варианта:

Нужно изображать то животное, которое тебе шепнули и собраться в команду.(Тут часто среди животных дают кролика и кенгуру) Нужно с закрытыми глазами издавать звуки этого животного и опять же собраться в команды.


Ленточки

В шапку нарезаются ленточки нужного количества цветов, каждый вытягивал ленточку... потом судя по цветам они расходятся на команды.


Открытка-пазл

Несколько открыток(сколько нужно команд) разрезают на части(частей столько - сколько будет человек в команде). Каждый вытягивает кусок открытки. Первое задание собраться командой и собрать свою открытку.


Миксер

Из картона вырезается "фишки"(столько - сколько всего человек). "Фишка" имеет несколько параметров: цвет, форма, цифра на одной стороне, рисунок на другой стороне. Соответственно люди вытащившие эти "фишки" могут быть разбиты на команды по разному(по цвету, по форме...). Это даёт возможность в ходе одной игры, менять составы команд. Что особенно удобно в играх на сплочение.


1,2 .. n

Участники рассчитываются с первого по n-ый номер, соответственно образуется n команд.


Шишечка, ёлочка, палочка(Можно подобрать любые слова)

Ведущий идёт вдоль ребят и перечисляет "Шишечка, ёлочка, палочка...", указывая на ребят. Соответственно потом "Шишечки" образуют первую команду, "Ёлочки" - вторую, а "Палочки" - третью.


Лидер

У вас есть пять лидеров. Вы объявляете, что сейчас вы разделитесь на пять экипажей кораблей. Капитаны встают в ряд и по очереди набирают себе команду. Сначала боцманов , затем лоцманов, радистов, коков, матросов. Последние - юнги. (Вариации: дерево {корень, ствол, листья, цветок}).


Собери открытку

Перед игрой готовятся открытки по количеству будущих команд. Одну открытку организатор разрезает на столько частей, сколько человек должно быть в одной команде. Предварительно переме­шав разрезанные открытки, ведущий раздает их ребятам. По сигналу команды организуются, составляя картинки.


Одинаковая фигура

Необходимы разнообразные фигуры (кружочки, треугольники, квадраты и т. д.), разнообразие фигур зависит от нужного количества команд, количество одинаковых фигур - от числа игроков в команде. Ребята, выбравшие одну и ту же фигуру, образу­ют одну команду.


Краски

Необходимы разноцветные квадратики (это могут быть треугольники, звездочки и т. д.) Количество цветов зависит от количества команд. Количество квадратиков одног0

Приемы деления на группы.

Для любого учителя важно иметь различные приемы деления класса на пары и микрогруппы. Способы деления могут стать отдельными упражнениями, нести некую содержательность и даже возможность для обсуждения.

Предлагаю самые стандартные и оригинальные способы деления.

    Расчет. Деление на «первый-второй».

Группа стоит в шеренге или в кругу и делиться на первый, второй, третий, четвертый…

Этот способ можно украсить, если деление производить на каком-нибудь иностранном языке. Для этого можно обратиться к группе, кто-то наверняка умеет считать на иностранном языке.

По такому же принципу можно разделить группу на фрукты, например на апельсины, яблоки и груши.

    Деление по качествам.

Учитель поочередно вызывает из группы детей обладающих каким-либо качеством.

Например, группу нужно поделить на 4 микрогруппы. Сначала учитель взывает 4-х самых смелых участников. (Их в дальнейшем можно назначить капитанами). Они встают лицом к группе. За их спинами капитанов (в шеренгу) встают «самые красивые», их учитель также вызывает из общей группы. Далее за спинами «красивых» встают «самые умные» и т.д. Вариации характеристик могут быть самые разные: самые творческие, самые сильные, самые креативные. В конце разделения останеться несколько человек - самые осторожные. Им можно предложить самостоятельно выбрать группу. Подобное деление позволяет собрать в каждой группе не похожих друг на друга людей.

    Выбор лидера .

Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они становятся, капитанами и начинают поочередно из общей группы набирать себе членов команды.

    Деление по произвольным признакам.

Можно объединять людей в микрогруппу по одному произвольному признаку, например, по временам года, цвету волос, одежды. Если группа достаточно большая и нужно поделить ее на две подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол те, кто родился весной, в другой, те, кто родился летом и т.д. Далее, объедините подгруппы по своему усмотрению. Важно территориально обозначить место, куда будут собираться группы.

    Карты или карточки.

Здесь возможно несколько вариантов. Можно делить по доставшемуся участнику цвету, например по цветам радуги, по цветам одежды. За место цветов можно использовать любые карточки.

    Деление на двух и более персонажей .

Например, Дедов Морозов и Снегурочек, волков и зайцев, Тома и Джерри, Тимона и Пумбу, лису и колобка, небо и землю, пряники и печенье. на царя, царевича, короля и королевича; на Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна; на зиму, весну, лето и осень.

    Разноцветные стикеры .

Участники встают в круг и закрывают глаза. Тренер прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде тренера все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы.

    «Звуки Му».

Весь класс превращается в животных. Вначале тренер должен поделить всех на «первый-второй-третий – четвертый», потом назначает каждого каким-либо животным. Например, первые становиться кошками, вторые - собаками, третьи коровами, четвертые - ослами. Количество животных должно равняться числу нужных групп. Задача группы, после команды тренера найти своих сородичей. Говорить нельзя, а можно только воспроизводить звуки своего животного. Группа объединяется в стаю, и объявляет о своей готовности.

9.Сегментация круга

Группу можно разделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от себя (ведущего) к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, то круг просто разбивается на нужное число сегментов.

преимуществу женская); цвет волос; цвет глаз и т.д.

10.Построение по ранжиру

Участники встают в шеренгу. По команде учителя за минимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса (после проведения игры проверяется, например, исполнением ноты «ля», произнесением слова «мама» и другими способами) и другим признакам. При этом учитель каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой – «с самыми темными». Обычно такие игры проводятся весело и с энтузиазмом. После того как построение по какому-либо признаку выполнено, учитель делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

11.Стрельба глазами

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу учителя все поднимают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбиты по парам. А дальше – по замыслу учителя: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения. Можно провести эту игру несколько иначе: взаимное попадание в «стрельбе глазами» не приводит к выходу из круга, а попытки повторяются до тех пор, пока вся группа не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников. Драматичность игре придают ситуации, когда число участников является нечетным и кто-то их них заведомо должен остаться без пары. В этом случае учитель может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, устроить между ними соревнование за право включить этого игрока в свой состав или найти другое решение, оптимальное для этого конкретного случая.

12. Лидеры

Учитель быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо – в зависимости от того, сколько надо подгрупп), кто вскочил со своего места, объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды. Лидеры получают право по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется разделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя очень дискомфортно. Поэтому учитель должен обратить ситуацию в позитивную, скажем, предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

13. Кто на новенького?

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Учитель просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе работы он взаимодействовал меньше всего, «пообщаться» с этим человеком глазами, невербально «договориться» и подойти друг к другу. Потом (если требуется работа в четверках или шестерках) найти пару или двух партнеров, с которыми также оба члена пары общались пока недостаточно.

Десять вариантов деления группы на подгруппы

Задача деления класса на небольшие группы возникает у учителя достаточно часто. Применение одних и тех же приемов быстро наскучивает ученикам, поэтому я предлагаю набор (далеко не исчерпывающий!) вариантов деления класса на небольшие подгруппы.

Это самый элементарный способ. Произвести расчет на «первый-второй», «первый-второй-третий» и т.д. в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут важно не перепутать: расчет нужно делать исходя именно из нужного количества групп, а не из количества участников в каждой группе. Банальное предупреждение, однако опыт показывает, что начинающие учителя, видимо, от волнения, в таких ситуациях совершенно перестают ладить с арифметикой.

Сегментация круга

Группу можно разделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от себя (ведущего) к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, то круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Цветоделение

Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например, по цветам одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринписом» назвать). Могут появиться «красные» и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, образуют, скажем, «команду пестрых». Не советую создавать «содружество темных сил», даже если многие участники одеты в траурные цвета, дабы на детей не «повесить якорей», которые вам совсем не нужны. Критериями выделения групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки, такие, как наличие украшений или часов; свитера или футболки; брюки или юбки (если группа по преимуществу женская); цвет волос; цвет глаз и т.д.

Построение по ранжиру

Участники встают в шеренгу. По команде учителя за минимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса (после проведения игры проверяется, например, исполнением ноты «ля», произнесением слова «мама» и другими способами) и другим признакам. При этом учитель каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными». Обычно такие игры проводятся весело и с энтузиазмом. После того как построение по какому-либо признаку выполнено, учитель делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

Стрельба глазами

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу учителя все поднимают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбиты по парам. А дальше - по замыслу учителя: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения. Можно провести эту игру несколько иначе: взаимное попадание в «стрельбе глазами» не приводит к выходу из круга, а попытки повторяются до тех пор, пока вся группа не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников. Драматичность игре придают ситуации, когда число участников является нечетным и кто-то их них заведомо должен остаться без пары. В этом случае учитель может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, устроить между ними соревнование за право включить этого игрока в свой состав или найти другое решение, оптимальное для этого конкретного случая.

Атомы и молекулы

Ученики разбредаются по залу под негромкую «космическую» музыку.

Учитель. «Каждый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы совершаете «броуновское движение», встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то происходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».

Через некоторое время учитель хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды ведущего. В результате игры можно либо создать две группы - из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался в игре, либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число как раз будет равно количеству выбывших участников, которые тогда образуют свою группу).

Учитель быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо - в зависимости от того, сколько надо подгрупп), кто вскочил со своего места, объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды. Лидеры получают право по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется разделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя очень дискомфортно. Поэтому учитель должен обратить ситуацию в позитивную, скажем, предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

Любое число

Еще одна игра, которая может быть использована для деления на группы. Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от единицы до числа, равного количеству учеников. Ведущий командует: «Три-четыре!» Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Кто-нибудь из игроков может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: нужно назвать либо «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство возросшей групповой сплоченности. Тут учителю и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое, по его замыслу, означает необходимое количество игроков в одной подгруппе. Если встало игроков столько, сколько и было заказано, - хорошо. Ведущий просто просит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися, назвав то же самое число (в случае, если подгрупп должно быть более двух; если группу надо было поделить пополам, то достаточно назвать число, равное половине участников). Если же игроков встало больше или меньше, то ведущий добавляет или выводит их из игры по своему усмотрению.

Разбивка по критерию

Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на разные категории. Этот способ деления особенно удобен в тех случаях, когда равное количество игроков в подгруппах является необязательным. Тогда учитель говорит участникам: «Представьте, что вы - посетители ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые из блюд, предлагаемых в меню. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только заморил червячка. Давайте попробуем рассесться в нашем «ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Те, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, - прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы сменить ресторан на какое-то иное место, занимают места в противоположном углу. Может быть, для кого-то блюда из меню ресторана оказались не вполне в их вкусе? Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну а четвертый угол займут те, кто еще не понял, насколько здешняя кухня их удовлетворяет и потому пока в сомнении ковыряется вилкой в салате. Итак, располагайтесь!» В зависимости от складывающихся обстоятельств учитель принимает решение о направлении дальнейшей работы. Можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, может быть, высказать свои пожелания относительно качества приготовления, рецептов и преподнесения блюд. Скажем, кто-то считает пищу «пресной», кому-то хочется «погорячее», кого-то устроили бы более изысканные блюда, меньше «общепитовских» и больше «эксклюзивных» рецептов и т.п. Вместо «ресторанной метафоры» можно предложить огромное количество других. Допустим, повесив в противоположных углах зала рожицы с изображением разных эмоциональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга, попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место. Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Скажем, «восторженных» участников можно попросить придумать способы развеселить «тоскующую» подгруппу.

Кто на новенького?

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Учитель просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе работы он взаимодействовал меньше всего, «пообщаться» с этим человеком глазами, невербально «договориться» и подойти друг к другу. Потом (если требуется работа в четверках или шестерках) найти пару или двух партнеров, с которыми также оба члена пары общались пока недостаточно.

За смену приходится почти каждый день объединять детей на команды, группы, пары. Рассмотрим следующие варианты объединения детей в команды.

Это, наверное, один из самых известных и универсальных способов деления большой группы на команды. Хорош он тем, что почти не требует участия ведущего и позволяет избавиться от недовольства участников по поводу состава команд. Секрет состоит в том, что участники сами выбирают состав команд. Ведущий только контролирует очерёдность выбора. Итак, из группы, по количеству команд, выбирается несколько ребят. Каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали, в свою очередь, выбирают следующих. Так, по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников.

Зоопарк

Все участники стоят или сидят в кругу. Ведущий, проходя по кругу, говорит каждому на ушко название какого-нибудь животного. Сколько команд вы хотите сделать, столько и видов животных нужно назвать. Например, если нужны три команды, то из животных пусть будут собака, кошка и мышка. Когда каждому будет известно то животное, которое он будет представлять, игрокам нужно объединиться в команды, состоящие из животных одного вида. Непременное условие – нельзя ничего говорить вслух. Можно подражать поведению «своего» животного, издавать характерные для него звуки и т.п. Как только игра закончится, у вас будут те команды, которые вам нужны.

Волшебные цвета

Это вид деления похож на предыдущий. Но, вместо названий животных, ведущий рисует карандашом (фломастером) на лбу у каждого игрока точку определённого цвета. Когда точки будут нарисованы всем, нужно, не говоря ни слова, собраться в команды по цветам.

Первому игроку на ухо говорится цвет, например красный. Второму игроку - другой цвет, например зеленый. Далее вы опять говорите красный, и так далее чередуете цвета. После того, как у каждого будет свой цвет, на счет раз-два-три каждый должен найти свою команду по цвету. В зависимости от того, на сколько команд вам надо разделить группу, столько и берется цветов. Например, вы называете три цвета, если необходимо создать три команды и т.д.

Молекулы (Атомы и молекулы)

каждый ребёнок атом. Ведущий диктует скорость атома(от 1 до 3(или до 4-10, чем больше тем сложней)). Все дети соответственно начинают перемещаться с заданной скоростью от медленного шага(1-ая скорость) до быстрого шага(3-ая или 10-ая скорость). Как известно атомы в газе заполняют всё свободное пространство и соответственно дети должны идти в пустые части помещения. Периодически ведущий командует молекулы по двое(трое, четверо...). Атомы объединяются в молекулы и замирают... Когда ведущий сочтёт нужным он назовёт молекулы по "столько человек, сколько нужно в команде" и получит свои команды. Да, атомы НЕ ДОЛЖНЫ сталкиваться. Эта одна из целей каждого атома.

Группа хаотично передвигается по помещению. Ведущий кричит, - "Объединяемся в группы по 3(4,5 и т.д.) человек. Остальные должны быстро объединиться, как было сказано, и крепко обняться в группах. Если после этого в играх нужно несколько микро групп, то можно назвать сразу нужное число.

Все играющие беспорядочно двигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Атомы могут превращаться в молекулы. В молекуле может быть и два. и три. и пять атомов (в зависимости от того, сколько нужно команд). Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит «реакция идет по три», то это значит, что три игрока - «атома» сливаются в одну «молекулу».

Каждый игрок подходит к ведущему(или к одному из ведущих) и называет число. Ведущий после раздумья отправляет в одну из команд. На самом деле никаких вычислений ведущий не производит, а распределяет куда хочет. Можно, например, перебирать в голове таблицу умножения, чтобы был вид, что вычисляешь. Удобство в том, что ведущий может сделать такие команды, какие хочет, а детям будет казаться, что распределение случайно. Имеет смысл сказать, что все должны называть разные числа.

Животные

Каждому игроку ведущий на ухо шепчет название одного из n животных. Далее 2 варианта:

  1. Нужно изображать то животное, которое тебе шепнули и собраться в команду.(Тут часто среди животных дают кролика и кенгуру)
  2. Нужно с закрытыми глазами издавать звуки этого животного и опять же собраться в команды.

Ленточки

В шапку нарезаются ленточки нужного количества цветов, каждый вытягивал ленточку... потом судя по цветам они расходятся на команды.

Открытка-пазл

Несколько открыток(сколько нужно команд) разрезают на части(частей столько - сколько будет человек в команде). Каждый вытягивает кусок открытки. Первое задание собраться командой и собрать свою открытку.

Миксер

Из картона вырезается "фишки"(столько - сколько всего человек). "Фишка" имеет несколько параметров: цвет, форма, цифра на одной стороне, рисунок на другой стороне. Соответственно люди вытащившие эти "фишки" могут быть разбиты на команды по разному(по цвету, по форме...). Это даёт возможность в ходе одной игры, менять составы команд. Что особенно удобно в играх на сплочение.

Участники рассчитываются с первого по n-ый номер, соответственно образуется n команд.

Шишечка, ёлочка, палочка(Можно подобрать любые слова)

Ведущий идёт вдоль ребят и перечисляет "Шишечка, ёлочка, палочка...", указывая на ребят. Соответственно потом "Шишечки" образуют первую команду, "Ёлочки" - вторую, а "Палочки" - третью.

У вас есть пять лидеров. Вы объявляете, что сейчас вы разделитесь на пять экипажей кораблей. Капитаны встают в ряд и по очереди набирают себе команду. Сначала боцманов, затем лоцманов, радистов, коков, матросов. Последние - юнги. (Вариации: дерево {корень, ствол, листья, цветок}).

Собери открытку

Перед игрой готовятся открытки по количеству будущих команд. Одну открытку организатор разрезает на столько частей, сколько человек должно быть в одной команде. Предварительно переме­шав разрезанные открытки, ведущий раздает их ребятам. По сигналу команды организуются, составляя картинки.

Одинаковая фигура

Необходимы разнообразные фигуры (кружочки, треугольники, квадраты и т.д.), разнообразие фигур зависит от нужного количества команд, количество одинаковых фигур - от числа игроков в команде. Ребята, выбравшие одну и ту же фигуру, образу­ют одну команду.

Краски

Необходимы разноцветные квадратики (это могут быть треугольники, звездочки и т.д.) Количество цветов зависит от количества команд. Количество квадратиков одного цвета от числа игроков в команде. Ребята, выбравшие один и тот же цвет, образуют одну команду.

По цепочке

Выбирают несколько человек по числу нужных команд. Каждому из них по очереди пред¬лагается выбрать себе пару из числа оставшихся. Затем двое выбирают себе в команду третьего, трое - четверто¬го, четвертый выбирает пятого и т.д.

Что в имени тебе моем?

До мероприя¬тия ведущий анализирует имена и фамилии у ребят предлага-ет им составить команды по:

  • количеству букв в имени;
  • количеству гласных или согласных в имени и т.д.

С листом календаря

Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календа-ря. Листки надо подобать так, чтобы играющие могли выполнить перечислен-ные ниже задания.

  1. Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т. п. - безразлично, числа значения не имеют).
  2. Собрать команду, состоящую из всех семи дней не¬дели (число, месяц зна-чения не имеют).
  3. Собраться так, чтобы образовался год 1982-й (или другой, по указанию ру-ководителя).

Выбирают несколько человек по числу нужных команд. Каждому из них по очереди пред­лагается выбрать себе пару из числа оставшихся. Затем двое выбирают себе в команду третьего, трое - четверто­го, четвертый выбирает пятого и т.д.

Позывные

Вначале определяется число требуемых команд (к примеру, четыре). Заранее пе­ред игрой на бумажном квадрате записываются названия, слова, цифры: («13» «01»,. «666», «911»). Надо как можно быстрее объединиться а группы с одним названием. Для этого, получив бумажный квадратик и прочитав слово, записанное на нем, необхо­димо найти ребят, у которых такие же бумажки, и, вы­крикивая это слово, собрать свою команду.

Каждому играющему ведущий на ушко говорит что ему нужно сделать (ущипнут, пожать руку, щелкнуть по носу и т.д.). Количество разнообразных действий зависит от количества команд. Играющие ходят молча и по действиям ищут членов своей команды.

Атомы и молекулы

Все играющие беспорядочно передвигаются., в этот момент они все являются «атомами». Как известно атомы могут превращаться в молекулы. В молекуле может быть разное количество атомов. По команде ведущего «Молекула три» играющим необходимо объединиться в группы по три человека. Игру можно повторить несколько раз. В последний раз количество атомов в каждой молекуле будет зависеть от числа требующихся групп.

Круглый год

Ведущий просит ребят объединиться в группы в зависимости от времени года. когда они родились. Таким образом получится четыре группы: зима, весна, лето, осень

Цепочка

Если вы хотите создать группы из участников с устоявшимися отношениями, то действует принцип деления по «цепочке»: вы выбираете столько человек, сколько нужно команд, они (каждый следующий) набирают себе следующих и т.д.

Зеркало

Для произвольного деления можно использовать «зеркало»: один участник поворачивается спиной, вожатый указывает на кого-то и спрашивает «зеркало», в какую команду определить этого человека.

Заранее: Выберите тему, которая у детей будет иметь успех, ну например, популярное кино или телевизионные звезды, музыканты, песни, кинофильмы, или телешоу. Если у Вас есть старшая группа, то у Вас может быть более широкий диапазон тем и более сложные выборы. А так, давайте использовать, ну например мультипликационных персонажей. Напишите имена мультипликационных персонажей на небольшие карточки. Удостоверьтесь, что названия являются четкими. Играть: Сделайте так, чтобы все отвернулись. Прикрепите булавкой или наклейте скотчем или закиньте сзади (если карточка висит на нитке на шее) карточки с названием на их спину (но так, чтобы они не видели написанное). Все теперь должны задавать вопросы друг другу относительно их (карточек) характера. Ответы могут быть только “да” или “нет”. Как только они угадывают написанное, они могут поместить карточку спереди, чтобы указать на то, что они выполнили задачу. Это - также отличный способ разделить на подгруппы. С мультфильмами у Вас могли бы быть все персонажи для разных известных мультфильмов по группам.

Скотный двор

Придумайте таких животных, каких Вы хотите для групп. Шепните на ухо каждому ребенку название животного фермы. По сигналу они должны сделать шум того животного и найти их семью. Вы можете также попробовать делать это в темноте! Как только вся группа нашла свою семью, то следующая деятельность этой небольшой группы может сразу начаться.

Можно также раздать участникам «пазл» - картинки или фразы, разрезанные на кусочки. Те, кто соберут свою фразу или картинку, и будут составлять группу.

Деление на подгруппы по слову, движению, действию

  • назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;
  • называть по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
  • назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортные средства и т.п. и объединиться в соответствующие группы;
  • вспомнить по цепочке 3-4 разных движения (действия), повторяя их в том же порядке.

Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком)

Предлагаете каждому ребенку взять по одному предмету и найти у других предмет, подходящий ему. Дети собираются в малые группы и уточняют, почему они собрались вместе. Например, раздаете картинки животных, птиц и рыб (по 6 штук). Каждый ребенок берет одну картинку и находит, у кого еще есть рыбы (птицы, животные). Таким образом, получается 3 группы по 6 человек. Они могут рассказать другим, почему собрались вместе (или остальные должны это угадать). В качестве материала можно использовать:

  • отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому-либо признаку в одну группу;
  • геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию (например, 6 красных кругов, 6 красных квадратов, 6 красных треугольников и т.д.);
  • геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру (например, 6 больших красных треугольников, 6 малых красных треугольников, 6 малых зеленых квадратов);
  • мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т.п.;
  • муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;
  • предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.
  • по цвету. Из цветной бумаги вырезают одну фигуру (круг, квадрат) по 5-7 штук каждого цвета, раздают ребятам. По сигналу собирают группы ребят с одинаковыми по цвету кружочками.
  • по сказочным героям. На отдельных листочках пишут имена сказочных героев из нескольких сказок, раздают ребятам по одному листочку. Дети собираются по сказкам.
  • по открыткам. Несколько открыток (5-7, сколько надо групп) разрезают на части (сколько ребят будет в одной группе). У каждого ребенка по одному кусочку открытки. Надо составить целую открытку. Это и будет группа.

Коткина Наталья Александровна
Использование социо-игровой технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Приёмы деления группы на команды

С внедрением ФГОС ДО на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Сделать условия развития дошкольников наиболее уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социо-игровая технология.

Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Одно из самых основных правил социо-игровой технологии: деятельность детей организуется как игра - жизнь между малыми группами детей или как их еще называют «группами ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.

Я предлагаю подборку приемов деления группы на команды как предлагаемыми авторами технологии (Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, так и разработанных и применяемых мною в работе со своими воспитанниками.

Приёмы деления группы на команды

1. Деление на "первый-второй” . Здесь все просто. Способ можно «украсить» если деление происходит на каком-нибудь иностранном языке. В этом случае попросите помощь у группы. Наверняка, кто-то знает счет на неожиданном иностранном языке.

2. Деление по какому-либо признаку. Группе предлагается разделиться на заданное количество подгрупп по какому-либо признаку. Например:

по цвету глаз;

по цвету радуги;

по длине волос;

по первой букве имени (команда, чьи имена начинаются на гласную, и команда, чьи имена начинаются на согласную);

чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

кто на каком этаже живет;

благоустроенный и частный дом;

по составу семьи;

четный – нечетный;

однозначный-двузначный номер квартиры;

кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.

3. «Времена года». Если группа достаточно большая и вам нужно поделить ее на четыре подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол те, кто родился весной, в другой - те, кто родился летом и т. д.

4. Жеребьевка. Если вам предстоит игра с прописанными ролями, то можно эти роли распределить жеребьевкой.

5. «Цепочка». Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих и т. д.

6. «Нити». Для образования пар ведущий в кулаке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на половину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.

7. «Разрезанная открытка». Берутся четыре-пять открыток (одинаковых или разных; лучше - большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

8. «Колечки». Вся группа подходит к воспитателю. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», - дети образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам - кто быстрее! После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три хлопка (в достаточно быстром темпе) - ведущий хлопает так, чтобы число детей в колечках соответствовало числу участников команд.

9. Стулья. Перед началом занятия ведущий приклеивает рисунки, номера и т. п. под стульями, на которых будут сидеть участники.

10. Зоопарк. Все участники стоят или сидят в кругу. Ведущий, проходя по кругу, говорит каждому на ушко название какого-нибудь животного. Сколько команд вы хотите сделать, столько и видов животных нужно назвать. Например, если нужны три команды, то из животных пусть будут собака, кошка и мышка. Когда каждому будет известно то животное, которое он будет представлять, игрокам нужно объединиться в команды, состоящие из животных одного вида. Непременное условие – нельзя ничего говорить вслух. Можно подражать поведению «своего» животного, издавать характерные для него звуки и т. п. Как только игра закончится, у вас будут те команды, которые вам нужны.

11. Ленточки . В шапку нарезаются ленточки нужного количества цветов, каждый вытягивает ленточку, потом судя по цветамдети расходятся на команды.

12. Миксер . Из картона вырезаются "фишки"(столько, сколько всего человек). "Фишка" имеет несколько параметров: цвет, форма, цифра на одной стороне, рисунок на другой стороне. Соответственно дети, вытащившие эти "фишки" могут быть разбиты на команды по разному (по цвету, по форме.). Это даёт возможность в ходе одной игры, менять составы команд. Что особенно удобно в играх на сплочение.

13. Лидер. У вас есть пять лидеров. Вы объявляете, что сейчас вы разделитесь на пять экипажей кораблей. Капитаны встают в ряд и по очереди набирают себе команду. Сначала боцманов, затем лоцманов, радистов, коков, матросов. Последние - юнги. (Вариации: дерево (корень, ствол, листья, цветок).

14. Позывные. Вначале определяется число требуемых команд (к примеру, четыре). Заранее перед игрой на бумажном квадрате записываются названия, слова, цифры: («13» «01»,. «666», «911»). Надо как можно быстрее объединиться а группы с одним названием. Для этого, получив бумажный квадратик и прочитав слово, записанное на нем, необхо­димо найти ребят, у которых такие же бумажки, и, вы­крикивая это слово, собрать свою команду.

15. Суета. Каждому играющему ведущий на ушко говорит, что ему нужно сделать (ущипнут, пожать руку, щелкнуть по носу и т. д.). Количество разнообразных действий зависит от количества команд. Играющие ходят молча и по действиям ищут членов своей команды.

16. Сегментация круга. Группу можно разделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от себя (ведущего) к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, то круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Собраться в группу можно:

с тем, с кем живешь рядом;

с кем спишь рядом в детском саду;

с кем вместе сидишь за обеденным столом.

ПРИЁМЫ ДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ НА КОМАНДЫ С ПОМОЩЬЮ ИГР

Игра «Солнечные зайчики…»[ /i]

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, ориентировка в пространстве, деление детей на подгруппы в игровой форме.

Ход игры:

Дети выполняют движение согласно тексту.

Солнечные зайчики,

Скачут словно мячики. (прыжки на двух ногах на месте)

Побежали по стене, (бег на месте)

И исчезли в вышине. (руки поднимаем вверх)

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем зайчиков искать.

С последними словами педагог предлагает детям поискать по группе «солнечных зайчиков» в форме геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Затем педагог предлагает собраться вместе детей с теми «солнечными зайчиками», у которых в фигуре есть три угла, в фигуре- нет углов, в фигуре- четыре угла. Далее предлагает занять места за столами, у кого одинаковые фигуры. Так происходит деление на подгруппы.

Игра "На берегу"

Цель: развитие творческой фантазии, умению расслабляться, деление на подгруппы в игровой форме.

Ход игры:

Дети ложатся на ковёр на спину. Воспитатель включает аудиозапись морских волн.

Воспитатель: Представьте, что вокруг вас тёплый, ласковый песок. Протяните руки и пропустите песок сквозь пальцы, пересыпьте его из руки в руку, разгребите в песке ямку и закопайте её вновь.

Дети садятся, запрокидывают голову, подставляют лицо солнышку, щурятся от яркого света.

Воспитатель: Дети посмотрите, сколько на берегу красивых камешков и все они разного цвета (или формы). Я предлагаю вам выбрать самый понравившийся камешек и объяснить, почему вы его выбрали. А сейчас у кого красные камешки присядьте за стол с изображением красного камушка. Далее аналогично с другими камешками.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т. д., разделение детей на подгруппы в игровой форме.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям на ощупь выбрать понравившийся предмет. Это могут быть в мешочке овощи фрукты, животные. Дети выбирают, рассматривают, рассказывают, что они знают о том и ином предмете. Далее делятся на подгруппы, например, у кого овощи в одну подгруппу, у кого фрукты- в другую и т. д. (животные могут быть домашние, дикие, жарких стран).

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных, разделение на подгруппы в игровой форме.

Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный, порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).

Ход игры:

Детям предлагаются выбрать карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку. Таким образом, дети могут разбиться на подгруппы.

Игра «Почтальон принес посылку»

Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, видах транспорта т. д., учить описывать и узнавать предметы по описанию, разделение на подгруппы в игровой форме.

Материал: предметы (муляжи, картинки. Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик.

Ход игры:

Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается далее распределиться на подгруппы по определенным признакам. Например, у кого фрукты в одну команду, у кого овощи –в другую, у кого наземный транспорт -в одну команду, воздушный –в другую, водный -в третью.

Игра «Собери шарики»

Цель: повышать двигательную активность; способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий, разделение на подгруппы в игровой форме.

Для игры подбираются шары (деревянные, пластмассовые, резиновые, разные по цвету. Сложив их в корзину, воспитатель приглашает детей посмотреть, какие красивые шары, называет, какого они цвета. Затем высыпает их со словами: «Вот как покатились шарики… Догоняйте их быстрей». Дети бегут за шариками и приносят воспитателю, вместе рассматривают у кого, какой шарик. Далее воспитатель предлагает разделиться по подгруппам по определенным признакам: у кого резиновый - в одну подгруппу, пластмассовый - в другую, деревянные - в третью. Аналогично, если шарики разного цвета.