Мне отмщение, и Аз воздам


Часть первая

I

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме. Положение это продолжалось уже третий день и мучительно чувствовалось и самими супругами, и всеми членами семьи, и домочадцами. Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских. Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому, как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место; повар ушел вчера со двора, во время самого обеда; черная кухарка и кучер просили расчета. На третий день после ссоры князь Степан Аркадьич Облонский — Стива, как его звали в свете, — в обычный час, то есть в восемь часов утра, проснулся не в спальне жены, а в своем кабинете, на сафьянном диване. Он повернул свое полное, выхоленное тело на пружинах дивана, как бы желая опять заснуть надолго, с другой стороны крепко обнял подушку и прижался к ней щекой; но вдруг вскочил, сел на диван и открыл глаза. «Да, да, как это было? — думал он, вспоминая сон. — Да, как это было? Да! Алабин давал обед в Дармштадте; нет, не в Дармштадте, а что-то американское. Да, но там Дармштадт был в Америке. Да, Алабин давал обед на стеклянных столах, да, — и столы пели: Il mio tesoro и не Il mio tesoro, а что-то лучше, и какие-то маленькие графинчики, и они же женщины», — вспоминал он. Глаза Степана Аркадьича весело заблестели, и он задумался, улыбаясь. «Да, хорошо было, очень хорошо. Много еще что-то там было отличного, да не скажешь словами и мыслями даже наяву не выразишь». И, заметив полосу света, пробившуюся сбоку одной из суконных стор, он весело скинул ноги с дивана, отыскал ими шитые женой (подарок ко дню рождения в прошлом году), обделанные в золотистый сафьян туфли, и по старой, девятилетней привычке, не вставая, потянулся рукой к тому месту, где в спальне у него висел халат. И тут он вспомнил вдруг, как и почему он спит не в спальне жены, а в кабинете; улыбка исчезла с его лица, он сморщил лоб. «Ах, ах, ах! Ааа!..» — замычал он, вспоминая все, что было. И его воображению представились опять все подробности ссоры с женою, вся безвыходность его положения и мучительнее всего собственная вина его. «Да! она не простит и не может простить. И всего ужаснее то, что виной всему я, виной я, а не виноват. В этом-то вся драма, — думал он. — Ах, ах, ах!» — приговаривал он с отчаянием, вспоминая самые тяжелые для себя впечатления из этой ссоры. Неприятнее всего была та первая минута, когда он, вернувшись из театра, веселый и довольный, с огромною грушей для жены в руке, не нашел жены в гостиной; к удивлению, не нашел ее и в кабинете и, наконец, увидал ее в спальне с несчастною, открывшею все, запиской в руке. Она, эта вечно озабоченная, и хлопотливая, и недалекая, какою он считал ее, Долли, неподвижно сидела с запиской в руке и с выражением ужаса, отчаяния и гнева смотрела на него. — Что это? это? — спрашивала она, указывая на записку. И при этом воспоминании, как это часто бывает, мучало Степана Аркадьича не столько самое событие, сколько то, как он ответил на эти слова жены. С ним случилось в эту минуту то, что случается с людьми, когда они неожиданно уличены в чем-нибудь слишком постыдном. Он не сумел приготовить свое лицо к тому положению, в которое он становился перед женой после открытия его вины. Вместо того чтоб оскорбиться, отрекаться, оправдываться, просить прощения, оставаться даже равнодушным — все было бы лучше того, что он сделал! — его лицо совершенно невольно («рефлексы головного мозга», — подумал Степан Аркадьич, который любил физиологию), совершенно невольно вдруг улыбнулось привычною, доброю и потому глупою улыбкой. Эту глупую улыбку он не мог простить себе. Увидав эту улыбку, Долли вздрогнула, как от физической боли, разразилась, со свойственною ей горячностью, потоком жестоких слов и выбежала из комнаты. С тех пор она не хотела видеть мужа. «Всему виной эта глупая улыбка», — думал Степан Аркадьич. «Но что ж делать? что ж делать?» — с отчаянием говорил он себе и не находил ответа.

"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему" - пронзительное и необыкновенно мудрое предложение, которым начинается роман Льва Толстого "Анна Каренина". История жизни многих людей - история любви, предательства, верности, прощения, ненависти, коварства, непримиримости и невыносимого одиночества.
Многие великие актрисы испытали на себе глубину трагического образа Анны, сыграв её в одноимённом фильме.

1935 год - Грета Гарбо.

"Если сколько голов, столько умов, то и сколько сердец, столько родов любви."


"- Положим, ты женат, ты любишь жену, но ты увлёкся другою женщиной…
- Извини, но я решительно не понимаю этого, как бы…. всё равно как не понимаю, как бы я теперь, наевшись, тут же пошёл мимо калачной и украл бы калач."


"Двигатель всех наших действий есть все-таки личное счастье."


"Уважение выдумали для того, чтобы скрывать пустое место, где должна быть любовь."

1948 год - Вивьен Ли.


"Видите ли, на одну и ту же вещь можно смотреть трагично и сделать из неё мучение, и смотреть просто и даже весело."


"Для того чтобы предпринять что-нибудь в семейной жизни, необходимы или совершенный раздор между супругами, или любовное согласие. Когда же отношения супругов неопределенны и нет ни того, ни другого, никакое дело не может быть предпринято."


"Моя любовь всё делается страстнее и себялюбивее, а его всё гаснет и гаснет, и вот отчего мы расходимся, и помочь этому нельзя. У меня всё в нём одном, и я требую, чтоб он весь больше и больше отдавался мне. А он всё больше и больше хочет уйти от меня. Мы именно шли навстречу до связи, а потом неудержимо расходимся в разные стороны. И изменить этого нельзя. Он говорит мне, что я бессмысленно ревнива, и я говорила себе, что я бессмысленно ревнива; но это неправда. Я не ревнива, а я недовольна…"


"Как многое из того, что казалось мне тогда прекрасно и недоступно, стало ничтожно, а то, что было тогда, теперь навеки недоступно."

1967 год - Татьяна Самойлова

"Он знал очень хорошо, что в глазах этих лиц.........роль человека, приставшего к замужней женщине и во что бы то ни стало положившего свою жизнь на то, чтобы вовлечь её в прелюбодеянье, что роль эта имеет что-то красивое, величественное и никогда не может быть смешна…"


"Наше русское равнодушие - не чувствовать обязанностей, которые налагают на нас наши права, и потому отрицать эти обязанности."


"Если добро имеет причину, оно уже не добро; если оно имеет последствие - награду, оно тоже не добро. Стало быть, добро вне цепи причин и следствий."


"Весь наш мир - это малюсенькая плесень, которая наросла на крошечной планете."


"Если он, не любя меня, из долга будет добр, нежен ко мне, а того не будет, чего я хочу, - да это хуже в тысячу раз даже, чем злоба! Это - ад!"

2000 год - Софи Марсо

"Притворство в чём бы то ни было может обмануть самого умного, проницательного человека: но самый ограниченный ребенок, как бы оно ни было искусно скрываемо, узнает его и отвращается."


"Большинство молодых женщин, завидовавших Анне, которым уже давно наскучило то, что её называют справедливою, радовались тому, что они предполагали, и ждали только подтверждения оборота общественного мнения, чтоб обрушиться на неё всею тяжестью своего презрения. Они приготавливали уже те комки грязи, которыми они бросят в неё, когда придет время."


"Она была совсем не та, какою он видел её первое время. И нравственно и физически она изменилась к худшему....... Он смотрел на неё, как смотрит человек на сорванный им и завядший цветок, в котором он с трудом узнаёт красоту, за которую он сорвал и погубил его."


"Воспоминание о зле, причинённом мужу, возбуждало в ней чувство, похожее на отвращение и подобное тому, какое испытывал бы тонувший человек, оторвавший от себя вцепившегося в него человека. Человек этот утонул. Разумеется, это было дурно, но это было единственное спасенье, и лучше не вспоминать об этих страшных подробностях."

Напряжение, разочарование, радость - это то, что сопровождает ценителя художественной литературы на страницах романа Л. Н. Толстого "Анна Каренина". Если говорить о героях, то их количество весьма отстаёт от числа персонажей в войне и мире. Сказываются размеры произведения и основная мысль. Зато как точно, до мельчайших подробностей описаны характеры, быт и нравы. К примеру, Стива - человек - весельчак, грусти и скорби которого я не почувствовала ни в одном из диалогов, ни в одной ситуаци, даже когда он был на грани разрыва с женой, всё мнимо и недолговечно, та же ложная скорбь и велекодушие присутствует, когда Анна испускает дух. Персонаж беспрестанно предается увеселительным вечерам и знакомствам с новыми женщинами на его жизненном пути. С Долли он потому, что так удобно, привычно, комфортно. Абсолютно индифферентно на то, что любовь отжила своё, и даже об отцовской речи идти не может. А была ли она?
В эпизоде на охоте Облонский открылся для меня в полной мере, с самой непристойной стороны для женатого мужчины. Исходя из этого разговора, Левин выносит для себя не лучший урок, его посещает мысль, что он, действительно, "обабился". " Главное дело - блюди святыню дома" -, говорит Стива Левину, который так долго шёл к своему счастью и для которого это кажется неуместным, вычурным, преступным. Это две противоположности, которые в силу своих мировоззренческих взглядов никогда не притянутся. Облонский берёт от жизни максимум удовольствий, он гедонист, его девиз напоминает кредо Варвары из драмы Островского: "делай, что хочешь, лишь бы всё шито да крыто". Он не ограничивает себя в пристрастиях, зато сух и надменно сладострастен в кругу семьи, приспосабливается, прирастает и напоминает хамелеона, обладающего мимикрией. Встретив такого человека в реальности, хочется пройти мимо, но в то же время вокруг него всегда будет пучина страстей и многолюдие.
Что же Левин? А он человек семейный, довольствующийся малым - кровным родством и землей-матушкой. Это своего рода герой-деятель, но не общественный, так как в нём прочитываются нотки меланхолии, которая мешает освоиться. Он делает из себя Человека, думает, размышляет и чувствует, чувствует…Во время родов Левин беспокоится о Кити и будучи неверующим человеком обращается к богу. Кроме "гадливости", казалось, отец больше не в силах испытать что-либо к своему ребёнку, но он тщетно пытается. Это состояние глубоко переживающего персонажа, а главное - проживающего до мельчайшей подробности. Его спасение в мыслях и труде, он деятелен и подтверждает это своими поступками. Застенчивость, недостаток знаний в науке и свете мешают ему приспособиться, это ещё одно отличие от Стивы.
В романе присутствует и ещё один мужской и не менее интересный персонаж - Вронский. Это герой-кокетка, котрый является коллекционером женщин, прельстившими его. Он питает страсть к азарту, который получает при виде новой жертвы, появившейся на горизонте. Не трудно разглядеть халатность и несерьезность намерений к Кити, которая так влюблена в его чопорную военную фигуру. Увидев на балу Анну, он сразу увлекается ею, несмотря на то, что она замужем и имеет ребенка. Мало того, герой преследует женщину и едет за ней в Петербург. На всех вечерах они встречаются, и их знакомство всё более приобретает любовный характер. Будь на месте Карениной другая зрелая и состоявшаяся, очаровательная собой женщина, Алексей увлекся бы и ей. Это всего лишь дело случая, великая фатальность, неотвратимость. Но сейчас не об этом, а, скорее, об итогах этого изрядно помотавшего героев романа.
Что же Анна? Это женщина-загадка,но в то же время время- открытая книга, ведь многое можно прочитать на её лице (сцена скачек). Она всегда мысленно идёт по пути наименьшего сопротивления, пожиная плоды своей абивалентности. Героине, после раскрытия её падения, предоставлены все дороги и всё, что угодно её блуждающей душе. Но из-за привязанности к сыну, женщину терзают сомнения и муки совести. Ещё недавно, сияющая и очаровательная фигура лавировала в кругу светских приёмов, а теперь она испытала на себе горечь поражения в глазах мужа и его внезапное великодушие, агонию, бред, рождение и перерождение. Согласитесь, тяжелая ноша для хрупких женских плечей. И Анна бежала: от себя, мужа, сына, даже от Бетси и стоящего за ней света. За границей героиня увлекается искусством, и боль становится далекой, заоблачной. Стадия ремиссии, в которой находится Каренина, ослепляет и увлекает настолько, что она "редко вспоминает о сыне". Материнский инстинкт утерян? Нет, он сидит глубоко внутри и просится на волю. После встречи с Вронским любовь к сыну ушла на второй план. Ушла, но не пропала. Иначе дело обстоит с новорождённой Ани, которой даже не удосужились дать имя. Снобизмом повеяло, обывательщиной, предвзятостью и даже ненавистью. Если Левин пытается испытать что-то по-отечески тёплое к сыну, то Каренина ведёт себя так, будто это не живое существо, а бутафория, даже несмотря на то, что та "привязала её к себе". Это один из способов сублимации, не более. По приезде в Москву отношения с Вронским притерпевают отрицательную сторону. Анна всё время действует супротив, устраивая конгломерат из сцен ревности и страстной любви. Диалектика души Толстова приближает читателя к героине, заставляет чувствовать боль и неистоствовать. Каренина меняется снова, ей душно в одиночестве,а дочь так похожа на Вронского, что это становится невыносимым. Впервые, после счастливого времяпрепровождения, Алексей подумал, что отдаст ей всё, но не свою мужскую независимость (сцена отъезда на выборы). Когда Анна наперекор любовнику,отправилась в театр, туда, где царили сплетни, хаос и смешки за спиной, тогда она почти нивелировала хорошее отношение к себе. Это было нелепо, глупо и мерзко. Вронский поехал за ней, в её лице прочитывалась непоколебимость, но внутри героиня страдала. Тогда он в первый раз испытал к Карениной почти чувство злобы, она сама наказала себя за своё непослушание и тягу к острым ощущениям. А своей гибелью - бесполезной и до конца не понятой самой ею, растоптала душу перманентного кокетки, корившего себя. Хотя в чём его ошибка? В том, что не уделял должного внимания и оттягивал время отъезда в деревню?

Хочу предоставить вашему вниманию эссе, я выбрала именно эту тему, потому что данная проблема является актуальной по сей день. Писатель размышляет на тему сущности семьи, а именно функционирование института семьи в современном обществе. Актуальность проблемы состоит в том, что семья является одним из важнейших социальных институтов, базовой ячейкой общества. От ее благополучия напрямую зависит состояние социума в целом.

Толстой определяет семьи как счастливые и несчастные и характеризует их.

Счастье заключается в домашнем уюте, в любви и доброте, царящих в отношениях между членами семьи. Несчастье же разное. Любая трудность на жизненном пути может или сплотить семью, либо ее разрушить, поэтому нужна сила воли, чтобы преодолевать все трудности. Счастливая жизнь – жизнь трудяг, которые сами строят свое будущее.

В неблагополучных семьях чаще всего страдают дети, а именно они станут будущим поколением, которое будет задавать темп развития страны. Если дети не будут развиты нравственно и духовно, психологически, то страну ждет крах. Такая тенденция, к сожалению, есть на сегодняшний день в современной России. С каждым годом сокращается ведущая позиция семьи в социализации индивида, преобладание малодетных, нуклеарных семей, по причине неспособности создать благоприятные экономические условия. О каком счастье и благополучие можно говорит, когда нет финансов на элементарные нужды, один из родителей зависим от алкоголя, у родителей нет времени на воспитание ребенка из-за работы.В семьях, где нет любви и уважения друг к другу, дети чувствуют дискомфорт, они часто убегают из дома, попадают в различные сомнительные компании. Около 60 % детей, которые выросли в неблагополучных семьях, в дальнейшем не устроили свою жизнь и пошли по пути родителей, связали свою жизнь с пьянством или наркоманией.

Таким образом, счастливые семьи в полном объеме реализуют свои важнейшие функции, именно поэтому они похожи между собой, а в несчастных браках невыполнение функций происходит по разным причинам. Важно создавать уют и тепло в семье, для того, чтобы она полностью функционировала.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Ребенок может вырасти благополучным, уверенным в себе человеком, способным строить конструктивные отношения с окружающими, только в здоровой гармоничной семье. Помните высказывание бородатого классика о том, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а все несчастные семьи несчастливы по-разному?

Психологи тоже задумывались, насколько же по-разному несчастливы семьи, и пришли к такой классификации дисгармоничных (несчастливых) семей:

1. Нет партнерства между родителями, один из них всегда главный, другой - только подчиняется.

2. Нет эмоциональной привязанности между членами семьи, каждый живет сам по себе, члены семьи не солидарны в решении жизненных проблем.

3. Распадающаяся семья - очень конфликтная, с постоянными разговорами о разводе.

4. Семья тирана - один член семьи в очень жесткой форме указывает другим, что они должны и не должны делать; все усилия остальных членов семьи направлены на то, чтобы ему угодить, не прогневить, в семье нет двусторонней эмоциональной теплоты, каждый стремится защитить свой внутренний мир от вторжения тирана.

5. Семьи, где один из членов страдает от алкогольной или наркотической зависимости. Члены таких семей ощущают дискомфорт: им не хочется возвращаться домой, в семье неуютно, все время нужно скрывать свои мысли и чувства, в доме царит обоюдное раздражение и неудовольствие.

Как правило, в таких семьях взрослые решают свои эмоциональные проблемы за счет ребенка. Он недополучает прежде всего душевного тепла, которое так необходимо детям для нормального развития, чувствует себя отвергнутым, обузой для родителей, у которых и без того полно хлопот. Что бы ни случалось в семье, дети всегда чувствуют ответственность за происходящее (винят себя в том, что происходит), и для того чтобы как-то избавиться от чувства вины, ребенок пытается взять на себя эмоциональные проблемы родителей. Получается чудовищная ситуация: ребенок, не получающий необходимого ему внимания и тепла, еще и берет на себя заботу о своих родителях. Неудивительно, что такие дети очень быстро становятся невротиками, страдают от различных задержек развития, не умеют строить отношения со сверстниками: или проявляют чрезмерную агрессивность, или, наоборот, не умеют за себя постоять; в школе, как правило, учатся гораздо хуже своих возможностей.

Кроме того, ребенок, вырастая в этой тревожной, давящей семейной атмосфере (он ведь ничего другого в жизни не видел!), повзрослев, воспроизводит те же отношения в своей семье - или в роли агрессора, или в роли жертвы.

Хотелось бы напомнить, что одна из главных функций семьи - оказание необходимой эмоциональной поддержки всем ее членам. Значит, в дисгармоничной семье взрослые должны пересмотреть свои взаимоотношения, чтобы сделать их более здоровыми. Для этого есть много возможностей, но часто достаточным оказывается искреннее желание супругов качественно изменить свои отношения, обсудить все возможные варианты совместного будущего и остановиться на тех, которые устроили бы обоих.

Не спешите разводиться, ведь если вы не решите своих проблем с этим партнером, вам придется решать те же самые задачи с другим. Но если вы не разводитесь, то не медлите с разрешением вашей жизненной ситуации: чем раньше вы начнете с ней работать, тем больше у вас шансов на успех. Не забывайте, что в семье растет ребенок и он имеет право на счастливое детство.

Но сохранять неудачный брак в неизменном виде из-за детей, как это делают многие, не стоит.

Развод действует на ребенка так же, как ссоры родителей и атмосфера напряженности в семье, - очень отрицательно. Но чем дольше длится семейное неблагополучие, тем сильнее его отрицательное влияние на ребенка, причем мальчики страдают больше, чем девочки. Исследования показали, что агрессивность мальчиков, находящихся в семьях с частыми конфликтами, выше, чем у их сверстников из распавшихся семей, у которых к концу второго года после развода родителей поведение приходит в норму.

Если удается создать созидающую оптимистичную атмосферу в новом неполном варианте семьи, то можно считать, что развод удался и он обязательно откроет новые горизонты счастливой жизни как для родителя, так и для ребенка.