Мандала может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения. (Джоан Келлог)

Как часто в процессе жизни, на прогулке, в поездках, передвижениях на работу, на отдыхе, дома вы обращаете внимание на формы в виде круга, которые окружают вас? В метро, в парках, на фасадах полах, потолках зданий, в особенности соборов, церквей… Возможно, некоторые из них даже вызывали у вас какие-то ассоциации, резонансы, эмоции, мысли, действовали завораживающе.

Такие геометрические фигуры в виде окружности, иногда вписанной в квадрат, называют мандалами. Слово «мандала» имеет санскритское происхождение и означает «магический круг». В буддисткой и индуистской традициях мандалы являются священными и символизируют вселенную. Форма мандалы – окружность напоминает Землю или материнское лоно. К ней обращались различные культуры во все времена. Сами мандалы по сути являются энергетическими матрицами, сконцентрированными сгустками энергии. Создавая круг, очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Само по себе создание мандалы помогает активизировать основные внутренние источники энергии, запечатленные на уровне подсознания, включая механизмы саморегуляции. Мандалу можно назвать «психологическим преобразователем», помогающим человеку установить связь с самим собой.

В западной психологии понятие «мандала» появилось благодаря К. Юнгу. Многие годы он рисовал изображения мандал, осознавая, что они являются символом целостности, полноты, и использовал их в клиентской работе. «Мандала рассматривалась им как архетип, как образ огромного вместилища всех богов, как символ микрокосма (целостной - прошедшей индивидуации - личности), являющегося отражением макрокосма (Бога). В 1928 г. Юнг обозначил «бога внутри» термином «самость» (следуя теологической традиции, многие юнгианцы и по сей день пишут это слово с заглавной буквы, подчеркивая божественность самости). После нескольких лет создания своих собственных рисунков мандалы, Юнг сделал заключение, что она отображает карту смысла и целей жизни человека.»

У Юнга существует много последователей, которые использовали мандалы в психологической работе. Сегодня хочу рассказать об одной арт-терапевтической технике, которая работает практически с любыми психологическими запросами – это «Большой Круг Мандал» (БКМ) (автор – Джоан Келлог). БКМ описывает последовательность стадий различных процессов жизни (возрастных периодов, стадий становления Эго, стадий развития различных ситуаций в течение жизни). Методы БКМ были исследованы, протестированы ею совместно со Станиславом Грофом в исследовательском проекте Мэрилендского Психиатрического центра в течение 8 лет и применялись для лечения пациентов.

У каждого бывают такие моменты, когда сложно понять саму (самого) себя, осознать что происходит на самом деле, бывает, что одолевает чувство смятения, тоски и просто возникает желание чтобы ЭТО побыстрее закончилось.

В такие моменты ключом к началу выхода из сложных состояний может стать работа с БКМ. Уникальность этого инструмента в том, что он работает практически с любыми темами, при этом бережно и мягко обращаясь к подсознанию. Даже диагностическая сессия сама по себе уже является целительной, так как на уровне сознания происходят инстайты. Например, «где я нахожусь» и «куда я хочу двигаться». Также начинается работа на подсознательном уровне.

«Мандала может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения» (Джоан Келлог). Работа с БКМ помогает обращаться к глубинным областям сознания, раскрывая внутреннюю энергию, высвобождая подавленные, непрожитые переживания страхов, боли, разочарования, гнева и трансформируя их. Также работа с определенным набором проформ мандал может активизировать Вашу созидательную энергию и помочь направить ее на процесс творчества. Обращаясь внутрь себя, мы находим силу, не зависящую от внешних источников. Эта энергия даёт силы для реализации творчества в любом его проявлении, того что мы интуитивно чувствовали, но не решались реализовать.

Когда в течение прошлого года я проходила курс обучения по работе с БКМ, было такое ощущение, что я заново проживала целую жизнь, начиная с момента «до рождения», само рождение, контакт с мамой, папой, после – сепарация, взрослая жизнь, взращивание плодов своего труда, наслаждение этими плодами и раздача, фрагментация и заканчивая «трансцедентальным экстазом» – «смертью» или иными словами перерождением, выходом на новый уровень. Во время прохождения последней 12-ой стадии буквально «возникла» моя картина «Танец». При работе с этой стадией энергия начинает подниматься фонтаном и уже не творить невозможно.

Очень люблю этот инструмент и активно его использую в индивидуальной работе, на ART-медитациях.

Рисование мандал – один из способов установления контакта со своим подсознанием. В кругу можно рисовать своё состояние, а также описывать свои чувства, мысли, эмоции (две-три страницы в день). Попробуйте обращаться к нему хотя бы раз в день и посмотрите, что изменится. Ведь всё происходит там, где наше внимание. Всем изобилия и процветания, дорогие!

www.artdasha.com
Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей Шевченко Маргарита Александровна

Диагностика по цветам мандалы

Диагностика по цветам мандалы

Мандала в переводе с санскрита означает «магический круг». Круг – это первичный символ единства и бесконечности. Знак абсолюта и совершенства. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Только заглянув внутрь себя, человек может выздороветь и накопить новые силы и энергию.

Бывают нарисованные мандалы, используемые для сосредоточения и исцеления, мандалы, сделанные из цветного песка, мандалы обусловленного просветления ума (бодхичитта), мандалы абсолютного ума просветления и т. д.

В настоящее время существует множество методов диагностики своего психологического состояния и познания себя. Одним из таких методов является диагностика по рисунку и цветам мандалы. Если нарисовать ее и раскрасить в разные цвета, то можно пополнить свои знания о себе как о цветовой личности.

Каждая мандала – это композиция символов, геометрических элементов и цветов, вызывающих изменения как на физическом, так и на более тонком уровне. При проведении диагностики учитываются размеры круга, толщина соединительных линий, нарисованные формы, символы и применяемые цвета.

Символы в рисунке мандалы имеют следующее значение:

Круг означает целостность и защищенность;

Крест указывает на вашу нерешительность;

Пятиконечная звезда говорит об уверенности в себе;

Квадрат означает движение энергии, состояние открытости или закрытости;

Треугольник также означает движение. Если вершина треугольника направлена вверх, это означает стремление к созиданию, если вниз – к разрушению;

Спираль указывает на развитие и динамику внутреннего процесса;

Сердце символизирует любовь, счастье, признательность, просветление;

Глаз в центре мандалы или в центре какой-нибудь фигуры в рисунке мандалы символизирует солнце, иногда ясновидение;

Различные изображения животных в рисунке мандалы – это ваше отражение зрительного представления нашего бессознательного.

Выбор цветов в мандале дает много информации о личности и душевном состоянии автора рисунка, поэтому при ее рисовании не следует думать о значении цветов, а стараться быть предельно искренним в отражении своего душевного состояния. При рисовании мандалы часто прибегают к своим любимым цветам, дети же почти всегда используют все цвета радуги. Особое психологическое значение имеют основные цвета, то есть желтый, красный, синий, которые всегда будут присутствовать в рисунке мандалы у здорового человека. Поэтому при диагностике придается большое значение преобладанию или отсутствию того или иного цвета. Цвета в рисунке мандалы могут отражать все переживания как прошлого времени, так и настоящего момента. Именно поэтому рисунок мандалы не следует рассматривать как нечто неизменное. Спустя какое-то время он может быть уже другим, отражая произошедшие изменения. Наглядно это можно увидеть из рисунков мандал одной моей клиентки на следующем примере.

Пример. Перед вами два рисунка мандал, выполненные цветными фломастерами пятидесятилетней женщиной в разный промежуток времени (см. цветную вкладку, рис. 1, 2). Первый рисунок мандалы она нарисовала до увлечения танцами, а второй – три месяца спустя, в фазе активных занятий. Сравнивая два рисунка, можно заметить, как поменялись символы, формы и цвета во втором рисунке. Так, в первом случае мандала состоит из разных мелких геометрических фигур с острыми краями. Кроме того, есть изображения за ее пределами, что свидетельствует о неблагоприятном психологическом состоянии и тревожности женщины. Да и цвета первого рисунка выглядят более мрачными по сравнению со вторым.

На втором рисунке (см. цветную вкладку, рис. 2) можно увидеть уже совсем другую картину: появились новые символы больших размеров, например, глаз и символ скрипичного ключа, который отражает тесную связь женщины с миром музыки и танцев, яркие и насыщенные цвета. Так, желтый и синий цвета в рисунке мандалы говорят о ее хорошем самочувствии и настроении. Как рассказывает сама женщина, у нее повысилась интуиция после того, как она стала заниматься танцами. Она стала более активна и подвижна.

Д. Келлог, изучая воздействие мандалы на человека, выделила два основных вида мандал в диагностике: симметричные и композиционно сложные. Первый вид мандал отражает текущий момент времени и ситуацию, а второй – осознаваемые и неосознаваемые аспекты личности. Левая половина мандалы отражает бессознательные процессы. Правая – сознательные. При диагностике мандалы внимание в первую очередь следует обращать на расположение ее центра, а затем уже на символы, формы, знаки, линии и цвет.

Рисовать мандалу можно под расслабляющую музыку акварельными красками, цветными и восковыми карандашами, фломастерами, пастельными мелками. Выбор цветов абсолютно свободный.

Красный цвет в рисунке мандалы означает энергию преобразования, действия и очищения. Если красный цвет отсутствует в рисунке, то это указывает на пассивность, а также недостаток сил для самореализации.

Розовый цвет – его преобладание в рисунке мандалы предположительно указывает на повышенную чувствительность, застенчивость, уязвимость, потребность в заботе.

Оранжевый цвет отражает веру в свои силы, волю и амбиции, активизирует общительность, желание творить. Это цвет радости, благожелательности и оптимизма.

Желтый цвет – энергия, солнце и тепло. Появление в рисунке желтого цвета указывает на индивидуальность и независимость, отражает поиск внутреннего освобождения. Преобладание или отсутствие желтого цвета указывает на большую силу воли и высокий интеллект автора рисунка.

Зеленый цвет – обновление, чувствительность и внутренняя гармония. Появление его в рисунке мандалы указывает на стремление к внутреннему равновесию и гармонии в душе.

Голубой цвет в рисунке мандалы символизирует сострадание, чувство материнства и беззаветной любви.

Синий цвет – цвет покоя и мира в душе. В рисунке мандалы темно-синий цвет отражает переживания, связанные с угрозой для жизни, а также указывает на неблагоприятные психологические условия в детстве.

Сиреневый цвет в рисунках мандалы указывает на духовное обновление, но в то же время свидетельствует о бегстве от реальности.

Фиолетовый цвет отражает ностальгию, воспоминания, стремление к духовности.

Белый – духовность, чистота, свет.

Серый – нейтральный цвет, говорит об отсутствии или подавлении эмоций, равнодушии и инерции. Частое использование серого в рисунках мандал встречается у наркоманов, так как длительный прием героина приводит к эмоциональному выхолащиванию.

Коричневый цвет – отражение потребности в эмоциональной безопасности. Использование коричневого цвета, особенно в центре мандалы, может указывать на заниженную самооценку, но иногда отражает пересмотр привычных ценных представлений.

Черный – цвет тьмы, пустоты, интуиции и возрождения. Черный фон в мандале особенно способствует раскрытию духовных ресурсов, к тому же он, в отличие от белой бумаги, побуждает использовать более светлые цвета, которые на черном фоне кажутся светящимися и появляющимися как бы из темноты.

Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек Аарон

Диагностика Когда человек приходит на лечение с низкой уверенностью в себе и очевидно высокой потребностью в поддержке, должен рассматриваться диагноз ЗРЛ. Например, Карен, 45-летняя замужняя женщина, была направлена на лечение ее врачом в связи с приступами паники. В

Из книги Сновидение в бодрствовании автора Минделл Арнольд

Глава 16. Алмазный центр мандалы Сущность - это Пустота Все остальное несущественно…. В этом мире обмана пустота - это то Чего желает твоя душа «Пустота» Руми вторит тому, о чем говорили тантристские мистики - что «существует универсальная пустота, все сущее

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Диагностика Будучи верным своим убеждениям, согласно которым для того, чтобы считаться достойной внимания, теория должна быть полезной, Келли называл диагностику «стадией планирования психотерапевтического лечения» (1955, р. 14) и рассматривал ее как принципиально важный

Из книги Введение в психологическую теорию аутизма автора Аппе Франческа

Из книги Самоосвобождающаяся игра автора Демчог Вадим Викторович

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

18. Динамическая природа фрактальной мандалы Итак, «…эксперименты последних десятилетий раскрыли динамическую сущность мира частиц. Понятно, что в этом «…вечно бодром круге жизни»251 бессмысленны такие понятия классической физики, как «материальная субстанция» и

Из книги Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей автора Шевченко Маргарита Александровна

22. Беременность фрактальной мандалы Многим нравится метафорическое сравнение Фрактальной Мандалы с «женским лоном», «маткой» (matrix), или с «мисс яйцеклеткой»287, или, в языческом, древнерусском, бесстыдном стиле, - с похотливой и агрессивно ненасытной Богиней ПИЗИ288, или

Из книги Холотропное дыхание. Новый подход к самоисследованию и терапии автора Гроф Станислав

Диагностика Тест. Мотивация успеха и боязнь неудачи (А. А. Реан) Этот тест позволяет оценить, какое стремление в большей степени определяет ваше поведение: желание добиться успеха или избежать неудачи. Предпочтением одного из этих двух вариантов во многом и определяется

Из книги Сновидения в бодрствовании. Методы 24-часового осознаваемого сновидения автора Минделл Арнольд

Диагностика Опросник. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности (Дж. Холланд) Американский психолог Дж. Холланд выделил шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (стандартный),

Из книги автора

Диагностика Ориентационная анкета. Определение направленности личности (Б. Басс) Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по

Из книги автора

Диагностика Опросник для оценки импульсивности Вам предлагается 15 вопросов. При утвердительном ответе ставьте рядом с вопросом знак «+», при отрицательном – знак «–».1. Отмечаете ли вы за собой некоторую поспешность в принятии решений?2. Свойственно ли вам в

Из книги автора

Диагностика Тест: Способность к эмпатии Оцените каждое из утверждений следующим образом: ответ «не знаю» – 0, «нет, никогда» – 1, «иногда» – 2, «часто» – 3, «почти всегда» – 4, «да, всегда» – 5. Убедитесь, что вы дали ответ во всех пунктах.1. Мне больше нравятся книги о

Из книги автора

Отражение эмоционального состояния ребенка по предпочитаемым цветам в рисунке В цветном рисунке ребенка всегда отразятся его настроение и эмоции.Рисуя, ребенок уже в 3–4 года выбирает тот цвет, который наиболее точно отражает его психическое и эмоциональное состояние.

Из книги автора

Мандалы черного цвета Мандалы выполнены в технике граттаж. Мандалы способствуют раскрытию экстрасенсорного потенциала, стимулируют основные источники подсознания, включают механизмы саморегуляции. На рисунок мандалы можно смотреть в течение пяти минут в любое время

Из книги автора

5. Рисование мандалы: выразительная сила искусства Мандала – это санскритское слово. Буквально означающее «круг» или «завершение». В наиболее общем смысле этот термин можно использовать для любого узора, обладающего сложной геометрической симметрией, например,

Из книги автора

16 Алмазный центр мандалы Сущность – это Пустота, Все остальное несущественно… В этом мире обмана пустота – это то Чего желает твоя душа. «Пустота» Руми вторит тому, о чем говорили тантристские мистики – что «существует универсальная пустота, все сущее

СТАДИЯ ПЕРВАЯ: ПУСТОТА.

Пустота – это воспоминания нашего самого раннего детства, воспоминания, записанные на клеточном уровне до нашего рождения. Эта стадия восстанавливает память об опыте, предшествующем разделению реальности на противоположности.

С точки зрения мифологии, первая стадия представляет тот момент, когда тьма и свет, добро и зло, мужское и женское были разделены в мире. Она отмечает начало двойственности, окрашивающей человеческое существование.

Мистики возвращаются в это состояние сознания и затем продвигаются за пределы форм и категорий ума, достигая трансцендентного качества отсутствия двойственности, которая, с точки зрения психологии, напоминает состояние зародыша в матке. Состояние бесформенности и неразделенности, которое предшествует первой стадии, можно пережить в краткие моменты пикового опыта, когда мы движемся от окончание цикла Большого круга к первой стадии.

Келлог называет эту стадию «белая пустота». Она представляет связь между Богом и сознанием. Переживая белую пустоту, человек чувствует «спасение, освобождение, радость, свободу, примирение, любовь и экстаз» (Келлог и ДиЛео, 1982:40).

Белая пустота показывается мандалами, которые содержат блестящие белые области, часто в центре мандалы. Иногда начало этой стадии переживается как падение во тьму.

Говоря метафорически, это та точка, в которой сознание входит в материю. Эта стадия сравнима с темной первичной материей, с которой алхимики начинают свою работу.

Келлог и ДиЛео описывают эту стадию как «темная пустота». Это «трансперсональное состояние неведения, тьмы, замешательства, отчуждения, боли, агонии, подавленности и сжатия, в которое попадает сознание, создавая материю» (там же).

ПЕРВАЯ СТАДИЯ: ВХОД,

Первая стадия моторными функциями, умственными процессами и подавленными эмоциями некоторым образом напоминает сон.

Мы чувствуем угнетенность. Мы становимся невнимательными. Жизнь ощущается как сон наяву и мы чувствуем себя лунатиками.

В этой фазе можно ощущать себя до некоторой степени комфортно, обладая верой в первичный порядок, но все же часто переживать ее довольно трудно. Взгляд на мир на этой стадии может чем-то напоминать взгляд рыбы: снизу вверх из-под воды на имеющие мало смысла формы на поверхности.

Задачи этой стадии – ждать, поддерживать веру, доверять процессу, быть терпеливыми.

Мандалы, которые создаются во время прохождения этой стадии , могут быть темными или полностью черными. Иногда это просто круг, оставленный белым, или цвет очень бледный. В мандалах очень мало форм, или их нет вовсе. Частично это происходит потому, что когда мы переживаем Пустоту, рисовать трудно.

Первая стадия активирует воспоминания о внутриутробном периоде. Если наша ранняя жизнь в матке была ненадежной, или потому что нам трудно было расти, или среда в матке не была поддерживающей, то, когда мы вновь переживаем Пустоту, мы можем создавать определенные рисунки.

Наша мандала может походить на паутину, черно-белую или сине-желтую. Паутина напоминает связь плода со стенками матки.

Интересно заметить, что паучиха играет важную роль в мифах творения Индии и многих племен коренных американцев. Как уже говорилось, она дает миру воплощение при помощи своего искусного, ритмичного ткачества.

Роберт Джонсон указал на то, что паучиха и ее паутина представляют энергетический источник, из которого возникают мандалы.

Когда мы создаем мандалу-паутину, возможно, мы возвращаемся для исцеления какого-то прошлого опыта и заново воссоздаем наш взгляд на реальность по мере того, как начинаем путешествие по Большому Кругу.

Пустота – это первичное начало нашего цикла роста. Это наш шаг из духа в материю, начало процесса, посредством которого мы уравновешиваем противоположности нашей человеческой природы.

Странно, но иногда наши мандалы на этой стадии напоминают холодные, удаленные пространства арктических снегов. Столь многое происходит вдали от взглядов.

СТАДИЯ ВТОРАЯ: БЛАЖЕНСТВО.

Вторая стадия называется Блаженство. Эта стадия соотносится с внутриутробным опытом как состоянием блаженного единства и вмещения всего. Сознание здесь размытое, сонное; ясное ощущение границ эго отсутствует.

Как дитя в матке, мы не заботимся о том, что есть мы, а что другие. Имеют значение только приятные переживания.

На этой стадии существуют бесконечные возможности, но это время приостановления действий, пассивности и сновидческого состояния сознания. Эта перспектива в какой-то мере безлична, непривязана и отмечена пассивным наслаждением миром и его удовольствиями.

Мы идентифицируемся с питающими космическими ритмами вселенной в качестве participation mystique. Келлог находит, что подобный опыт на этой стадии усиливает веру в постоянное божество, «которое очень реально и комфортным образом населяет в равной мере все пространство» (1978:93).

Тем не менее, если внутриутробный опыт человека не был положительным, возвращение к этой стадии может быть неприятным. Блаженство характеризуется образами воды, «воды, которая оплодотворяет, очищает и растворяет» (там же).

Мифологически эта стадия может быть описана как пролитая божественная сперма, в форме золотых капель солнечного света, на пассивные голубые воды первобытной женственности.

Блаженство так же может символизироваться Уроборосом, легендарным змеем, который сам себя порождает и уничтожает.

Задача здесь начать различение между бесконечным количеством возможностей. Мы должны сфокусироваться на единственной, отбросив все остальные. Иногда это вызывает печаль, и мы скорбим, что так должно быть. Тем не менее, возможно, что то, что не было выбрано в одном из циклов Большого Круга, появится снова, и позже у нас будет возможность развить это.

Мандалы, создаваемые людьми, переживающими Блаженство, характеризуются малым количеством форм и ощущением текучести рисунка. Мы видим множество простых маленьких форм, рассыпанных как звезды внутри мандалы. Иногда мандала похожа на аквариум, наполненный икрой рыб, крошечными созданиями или странными растениями. Это намек на плодородие, но что развивается пока неясно.

Рисунок может распространяться на пространство вокруг мандалы. Цвета скорее всего голубые и желтые, бледная орхидея и пастельные розовые. Немного красного в таких мандалах может подчеркивать воспроизводство, как в желтке оплодотворенного птичьего яйца.

Темные оттенки синего могут отражать негативный опыт этой стадии, хотя Келлог находит, что «темный и светлый голубой с белыми пятнами и звездами будет появляться в мандалах при более внимательном, интеллектуальном опыте без проявления размытости» (1978:94).

Вторая стадия, Блаженство, – это место величественности, где нас затягивают воды мягкого мира. Время движется медленно.

Мы ощущаем себя любящими и вечно любимыми. В этом сонном предрассветном существовании мы с трудом замечаем, что потеряно что-то важное: наша индивидуальность.

СТАДИЯ ТРЕТЬЯ: ЛАБИРИНТ ИЛИ СПИРАЛЬ.

Третья стадия служит примером переживания того, на что похожа наша внутриутробная связь с маткой через пуповину. Она так же вызывает воспоминания усиления этой связи во время процесса родов.

Сонное, пассивное состояние второй стадии ускоряется на третьей, совсем как ребенок, освобожденный от блаженного заключения в матке, начинает дышать, потягиваться и двигать ручками и ножками. Мифическая метафора для подобного ускорения жизни в Лабиринте – это дыхание Бога на воды, принесшее в мир жизнь и движение.

Сознание в третьей стадии тревожно, интуитивно и сфокусировано. В течение этой стадии личное осознание идентичности начинает свое отделение от participation mystique – характерной черты второй стадии.

Как объясняют Келлог и ДиЛео: из бесчисленного количества звезд, из бесконечности возможных сознаний, одна звезда, одно индивидуальное сознание в конце концов возникнет в восьмой стадии «Функционирования Эго».

Эта точка отмечает завершение первой половины пути. Из Универсального мы приходим в одиночное индивидуализированное сознание (1982:41).

Лабиринт или Спираль отмечает начало процесса, который завершается в индивидуализированном сознании. На третьей стадии человек испытывает активацию или реактивацию жизненных сил души.

Эта стадия является началом путешествия, конечная цель которого все еще остается загадочной. Это поиск без ясного осознания предмета поиска.

Космос, частью которого мы являлись на предыдущей стадии, в Лабиринте разделяется на верх и низ.

Эта иерархия сознания представлена в мифологии как различные миры, связанные таинственными путями, как, например, дорога в Замок Грааля, внутренности чудища, звездная дорога на небеса или Древо Жизни.

Слова мифов отражают опыт шаманов, художников и мистиков на различных уровнях сознания. Обряды инициации награждают молодого шамана новой пуповиной, связывающей его в определенной постоянной точке – такой, как звезда, – прямо со вселенной.

Эта мистическая связь символизирует их движение из одного состояние в другое и служит образом, обеспечивающим безопасное возвращение из внутренних путешествий.

Когда мы живем в Лабиринте, мы осознаем уровни сознания. Мы можем найти, что мы вспоминаем наши сны и у нас появляется острое чувство присутствия отсутствующих любимых или возобновившаяся уверенность в божественном происхождении людей, взаимоотношений и событий нашей жизни. Хотя мы и способны осознать природу реальности, мы не в состоянии перевести наше знание в действие, потому что для этого у нас недостаточно определенной сфокусированности силы.

Границы эго размыты. У нас нет четко определенного ощущения себя.

В Лабиринте мы чувствуем ускорение. Мы ощущаем, что растем, и степень, до которой мы меняемся, может в конечном итоге вызвать состояние головокружения.

Наше настроение может быстро изменяться, отражая эфемерное чувство идентичности. Жизнь здесь приобретает значение через ощущение того, что началось что-то важное.

Наша задача на третьей стадии похожа на задачу шамана. Мы должны понять информацию, которую мы получаем в различных состояниях сознания, наших снах и озарениях, и придать им форму, которую могут понять, принять и использовать другие. Кроме того, с этим изнурительным трудом мы реализуем себя.

Мандалы Лабиринта демонстрируют спиральные рисунки и часто содержат глубину или перспективу.

Цвета обычно весенние пастельные, особенно светло-голубой, лавандовый и розовый, хотя яркие, этнические цвета тоже не являются необычными. Часто можно увидеть зеленые спирали, напоминающие растущие растения или виноградные лозы. Закручивающиеся линии типичны для мандал Лабиринта. В таких мандалах нет определенного центра.

Келлог находит, что когда мандалы-лабиринты состоят из черных линий на белом фоне, «это говорит о начале процесса в пространственно-временном континууме, вращение души или духа, спускающегося в материю или майю» (1978:99).

Лабиринт или Спираль – время повышения осознанности. Мы ощущаем возросшую энергию и желание двигаться, творить и быть. Это время начала чего-то важного. По словам Келлог, «это отказ для поиска воплощения».

Лабиринт – это место поиска, где мы просыпаемся, чтобы найти мир странным, чудесным и таинственным местом.

СТАДИЯ ЧЕТВЕРТАЯ: НАЧАЛО.

Четвертая стадия называется Начало. Она отмечает выбор всего лишь одной возможности из мириада присутствующих в третьей стадии и показывает, что развитие того, что выбрано, началось.

Она напоминает зависимость младенца от питания матерью. Ребенок отделен от нее, но существует внутри ее мира. Сознание здесь отражает восходящее осознание себя и уверенность в собственной уникальности. Когда мы проходим через эту стадию, закладывается или перерабатывается фундамент эго.

На этой стадии мы можем с удовольствием заботиться о чем-то новом, юном и нежном в нас самих.

В течение этой стадии совершенно нормально быть нарциссичным и поглощенным собой. Мы можем стать пассивными и зависимыми во взаимоотношениях – мы ищем временного восстановления отношений мать-ребенок.

Религиозные традиции используют наши положительные воспоминания раннего детства, чтобы рассказать нам о Боге как о любящем родителе, дающим нам необходимое питание.

Интересно отметить, что круг с точкой в центре, древний символ Бога, можно легко увидеть в груди.

Окна-розетки христианских церквей, в которых образ младенца Христа часто помещается в центр, является вариацией этого рисунка мандалы. Окружает его цветок, символизирующий Матерь Божью.

Задачи Начала – чтить рост нового и быть хорошим родителем самому себе.

Вы можете обратить особое внимание на то, что ваше питание, отдых и упражнения идут на пользу вашему телу.

Это – психологическое пространство раннего детства и вы можете возвращаться туда время от времени для обновления. Нужно лишь не цепляться за инфантильное поведение дольше, чем это необходимо.

В мандалах, которые создают люди в процессе Начала, есть центр – например, пятно, круг, зародыш или направленный вверх треугольник.

Маленькая лодочка, покачивающаяся на поверхности спокойного моря, еще один мотив, типичный для этих мандал. Иногда в них появляется восьмерка, говоря о тесной связи между матерью и ребенком.

Когда центр вашей мандалы содержит круг, возможно он символизирует внутреннего Бога, из которого вытекает опыт, приносящий вам новую жизнь.

Линии в мандалах этой стадии типично извилистые. Цвета скорее бледно-розовые, лавандовые и голубые, особенно когда вы тоскуете по вашему младенческому существованию.

Начало – это романтическое время, когда легко верить. Это приятная стадия возвращает сияние младенчества, когда, как маленький принц или принцесса, мы сидели на троне материнских объятий.

Некоторые из нас обольщены желанием прожить там всю жизнь. Это ошибка, т.к. мы призваны двигаться дальше. Если сознание дифференцировано, мы должны отделиться от своих родителей.

Только этим путем можем мы достичь того индивидуального сознания, до которого способны дорасти человеческие существа.

СТАДИЯ ПЯТЬ: ЦЕЛЬ.

Пятая стадия называется Цель. Она отражает резкую смену приятной сдержанности четвертой стадии.

Цель вызывает воспоминания противоборства матери и малыша, начинающего ходить. Она несет чувство еще более раннего столкновения с «другими», когда матка начинает сокращаться и выталкивать ребенка из его уютного существования.

Это неприятный опыт, но он необходим для начала выделения из рая, которое устанавливает нашу идентичность. Здесь мы осознаем себя как того, кто страдает и не знает, почему.

Навязчивые мысли – нередкое явление для людей, переживаю щих эту стадию.

Это ощущение борьбы за усиление контроля с тем, чтобы превозмочь это состояние.

Для этой стадии типичны проекции, когда мы приписываем наши собственные гнев и агрессию другим. Мы чувствуем себя уязвимыми, злыми, возмущенными, преследуемыми и беспокойными. Мы можем ощущать, что мы привлекаем нежелательное внимание.

Для укрепления чувства безопасности некоторые могут найти прибежище в магическом мышлении. Мы можем представлять, что у нас больше власти, чем это есть на самом деле. Ритуалы и рутина становятся важ ны ми для поддержания нашего ощущение порядка.

С перспективы цели, мы видим мир как опасное место.

Мы можем характеризовать эту стадию как переживание взаимодействия с плохой матерью в противоположность предыдущей стадии.

Задачей здесь является взять на себя смелость встретиться лицом к лицу с нашими страхами с тем, чтобы смягчить проекции и отказаться от претензий на сохранение блаженного состояния младенчества.

Чтобы оставить эту позицию, необходимо задействовать большое количество энергии, потому что здесь мы должны оставить мечту о слиянии с матерью, даже если нам нечего поместить на ее место.

Пятую стадию можно сравнить с алхимическим сосудом, в котором ингредиенты плотно закупорены и давление увеличивается до тех пор, пока не произойдет трансформация.

Мандалы, созданные теми, кто переживает пятую стадию, напоминают цель. Здесь мы видим концентрические круги, цвета и узоры которых расходятся от центра.

Иногда, чтобы определить этот рисунок цели, мы должны представить мандалу сферой.

Цвета обычно яркие. В комбинациях они часто не сочетаются.

Хотя о Цели сложно сказать что-нибудь положительное, давление этой стадии – часто именно то, что нам нужно для роста.

Как указывают Келлог и ДиЛео, именно в самом центре противоположностей, парадоксов, беспокойства и конфликтов человеческий ум может преодолеть свои ограничения.

Для того, чтобы вызвать этот гигантский спазм сознания, мастер дзен дает своему ученику коан: «Покажи мне лицо до рождения!».

Вступая в кажущуюся невозможной борьбу, человек в конце концов может выйти за ее пределы (1982:42).

СТАДИЯ ШЕСТАЯ: СРАЖЕНИЕ С ДРАКОНОМ.

Шестая стадия называется Сражение с Драконом. Дракон, с которым мы сражаемся – это Уроборос, который представляет архетипических родителей.

Влияние архетипических родителей остается в нас как интернализованные указания наших реальных родителей. Наша борьба – это отделение эго как носителя индивидуального сознания от структуры родительского мира идей. Убийство дракона является метафорой освобождения самого себя от коллективных ценностей и стремлений, внушенных нам родителями или через родителей.

Как говорит Нейманн, «они более не враждебные, ограничивающие силы, но спутники, дарующие свое благословение жизни и работе победоносного сына-героя [и дочери-героини]» (1974:22).

Завершение этой внутренней работы облегчает взаимоотношения и с реальными родителями. Мы развиваем индивидуальное чувство себя через Сражение с Драконом.

Обычно это происходит в подростковый период, хотя много раз мы возвращ аемся к этой теме и прорабатываем вновь этот опыт. Взгляд на мир здесь – это взгляд юного героя, бунтовщика, крадущего огонь у Богов, Давида, сражающегося с Голиафом.

Задачи – прекращение наших детских претензий к родителям, риск неповиновения и принятие ответственности за собственную жизнь.

Во время Сражения с Драконом нередки чувства отчуждения, страха, одиночества и депрессии, сменяемые воодушевлением, восхищением и счастьем. Здесь мы переживаем чувство потерянного рая и грустим о нем. Тем не менее, так же мы чувствуем, что идем вперед, навстречу высоким приключениям.

Наши ощущения двойственны: мы встречаемся лицом к лицу с противоречиями нашего существования и претерпеваем напряжение противоположностей внутри нас самих.

Мандалы, нарисованные теми, кто находится в шестой стадии, демонстрируют разделение на две части. Часто третий объект или мотив появляется, наложенный на место разделения половин.

Иногда мандалы Битвы с Драконом представляют из себя ландшафты. Земля символизирует мать, а небо – отца. Восходящее в центре солнце отражает (воз)рождение эго. Мандалы-ландшафты обычно выполнены теми цветами, которые мы наблюдаем в природе.

Другие мандалы Сражения с Драконом характеризуются яркими цветами. Бок о бок могут появляться дополняющие цвета, придавая ощущение энергетического противоборства.

Разделение посередине обычно единственная прямая линия, появляющаяся в этих мандалах. Большинство линий извилистые. Иногда даже центр разделяет извилистая линия, как в китайском символе инь-ян.

Шестая стадия – это время внутреннего конфликта. В наших взаимоотношениях так же иногда появляются ссоры. Со Сражением с Драконом мы определяем свои внутренние качества с тем, чтобы дать рождение новому пониманию себя. Это восхитительное время, полное энергии, страсти и изменений.

СТАДИЯ СЕДЬМАЯ: КВАДРАТ В КРУГЕ.

Седьмая стадия называется Квадрат в Круге. Эта стадия отмечена вполне законченным установлением эго. В это время у нас есть сильное ощущение своей автономии. У человека появляется способность учиться, планировать и любить.

Т.к. эго тесно связано с Самостью, на этой стадии нередко ощущение раздувания эго.

На стадии Квадрат в Круге разреш ается конфликт противоположностей. Больше нет перетягивания каната, присутствовавшего на шестой стадии. Говоря метафорически, человек возвращает родителям их самих.

Мы включили в себя качества каждого из них, необходимые нам для полноценного функционирования взрослой идентичности.

На седьмой стадии сексуальность, которая на более ранних стадиях была размыта, фокусируется на генитальном выражении. Человек готов к браку. Это место баланса между материнской и отцовской силой.

У нас есть доступ и к активному, и к принимающему. Мы больше не чувствуем себя объектом воздействия. Мы чувствуем себя способными действовать вместо того, чтобы быть объектом воздействия других людей. Мы готовы «действовать», а не просто «быть».

Наша перспектива – это вид с вершины мира. Сознание столь же ярко и интенсивно, как солнце в зените. Мышление выдвигается на передний план, а больше всего приветствуется рациональность.

Задачей здесь является приложить все усилия для поиска родственной души, найти дело всей жизни, взять на себя обязательства и приступить к работе.

Типичные формы мандалы Квадрата в Круге демонстрируют рисунки, которые характеризуются четверкой. Мы часто видим кресты, квадраты, звезды и цветы с четырьмя лепестками.

Эти формы представляют интеграцию мужского (прямые линий) с женским (извилистая линия круга). Иногда мы рисуем мандалу полностью золотую или желтую, как солнце. Кажется, их появление вызвано переживанием эйфории от тесной связи эго и Самости.

Отрицательная реакция на ощущение раздувания эго во время этой стадии часто может вызвать переход на противоположную позицию Большого Круга – в Пустоту.

Седьмая стадия – основная точка Большого Круга.

Предшествующие стадии характеризуются извилистыми линиями. Там была очень важна тесная связь с родителями, особенно с матерью.

Мы можем описать левую сторону Большого Круга как Матриархат.

Тогда правую сторону Большого Круга мы можем считать Патриархатом. Со сдвигом к Патриархату мы достигаем стадий, когда на передний план выходят навыки и слияние с реальным миром.

В наших мандалах стадий с седьмой по двенадцатую появляется больше прямых линий.

Квадрат в Круге – это место, где мы настаиваем на том, что по внутреннему ощущению считаем правильным. Это начало жизни, проживаемой согласно нашим собственным ценностям. За развитием нашей индивидуальности находится Самость, динамизм, который понуждает нас стать теми, кем мы должны стать.

На седьмой стадии на нашу сознательную позицию более всего влияет архетип Самости. Она придает нам сил, и мы имеем смелость стать по-настоящему героями, прилагая все наши усилия на службу высоким идеалам.

СТАДИЯ ВОСЬМАЯ: ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭГО.

Восьмая стадия называется Функционирование Эго. Это место представляет эффективное функционирование человека в среде. Это кульминация процесса, начавшегося на третьей стадии: достижение индивидуального сознания.

У нас есть ясное чувство того, что мы твердо стоим на земле, и точный образ тела. Мы больше не чувствуем себя одинокими, когда находимся одни. Мы активно вовлечены в реальность и находим удовольствие в работе.

Когда мы переживаем восьмую стадию, у нас не только есть навыки для работы и жизни, но мы имеем способность согласоваться с реальным миром, работать в группе и реализовывать наши идеалы в действии.

Несмотря на ясное понимание реальности, в этот период нередко чувство раздувания эго , потому что оно остается тесно связанным с архетипом Самости.

Реалистичная перспектива восьмой стадии означает, что человек способен к эффективной работе внутри большой группы. Мы поглощены тем, чтобы наше вдохновение приобрело форму, полезную для окружающих.

Задачей здесь является уравновешивание наших личных целей с задачами больших групп .

Иногда мы должны искусно маскировать наши личные проекты с тем, чтобы они приобретали вид, согласующийся с стандартами общества.

Эта стадия – важный показатель мобилизации воли, и вместе с ней ощущения ответственности за следование собственной судьбе. Человек играет активную роль в мире и принимает ношу выбора.

Число пять, связываемое с Функционированием Эго , символизирует человеческую фигуру, твердо стоящую на ногах раскинув руки в стороны для связи с миром.

Келлог и ДиЛео пишут, что восьмая стадия «символизирует силу человека» (1982:43).

Они, без сомнения, имеют в виду человеческую способность развивать сознание, хотеть, думать, творить и осознавать себя.

Люди, переживающие стадию Функционирования Эго, создают мандалы с такими рисунками, как пятиконечные звезды или цветы с пятью лепестками.

Мы так же видим здесь свастику.

Обычно можно видеть на восьмой стадии ее центральную точку и четыре луча, образующие в сумме пять элементов. Свастики включают в себя принцип движения, и подчеркивают ощущение человека как центра силы и эффективности.

Восьмая стадия – это время, когда наибольшее количество активности направлено на ясно определенные цели. Мы знаем себя, знаем, что и как мы ходим делать. Наши усилия хорошо принимаются, потому что мы предлагаем восторг подлинного творчества в приемлемой форме. Время, проведенное нами на восьмой стадии, – наиболее продуктивно с точки зрения патриархального мира.

СТАДИЯ ДЕВЯТАЯ: КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ.

Девятая стадия, Кристаллизация, отражает завершение важных творческих усилий.

Это может быть что-то вроде запуска нового дела, создания сада или семьи. Завершен может быть и какойто этап внутренней работы. Вдохновение, которое придавало сознанию энергию, начинает уходить, потому что наша творческая активность близка к своему завершению.

Это настоящее объединение, т.к. мы придаем форму нашему месту в мире той работой, которую выполняем.

Во время стадии Кристаллизации наши мысли могут быть столь ясными, что мы достигаем интеллектуального понимания мира и нашего места в нем.

Эта стадия часто приносит чувство удовлетворения, гармонии и завершенности. Наше самоуважение поддерживается чувством гордости за выполненное.

Кристаллизация напоминает средний возраст.

Выглядит ироничным, но это совершенная правда, что под весом наших достижений мы начинаем чувствовать неизбежность разрушения. Согласившись со стандартами патриархии завершить нашу работу, мы должны затем подчиниться законам природы, которые провозглашают: все, что создано, в конце концов должно быть разрушено.

Совсем как роза начинает ронять свои лепестки почти сразу после момента своего наивысшего расцвета, так и достижения человечества обречены увянуть и потерять ту жизненную силу, которая у них была когда-то.

Задачей Кристаллизации, таким образом, является насладиться нашим успехом как можно полнее, без того, чтобы привязаться к нему, чтобы мы могли с благодарностью отпустить наше положение, когда для этого придет время.

Кристаллизация сокращает патриархальный мир правил. То, что начиналось как акт творчества, становится стандартной процедурой по мере того, как повторяется вновь и вновь.

Группа, собравшаяся для служения личным идеалам, превращается в организацию со своей структурой. Мистические видения, перенесенные на бумагу, со временем становятся обрядами. Таким образом создаются некоторые наиболее прекрасные и изящные работы человечества.

Юнг (1974) предположил, что ритуальные мандалы Индии и Тибета именно таким образом происходят из личного опыта. Эти мандалы служили поколениям для руководства в медитации. Они состоят из сложных геометрических узоров, которые содержат в себе идею космического порядка, лежащего в основе хаотических событий воспринимаемой нами реальности.

Окна-розетки христианских соборов могли иметь похожее происхождения как мистическое видение Бога в изысканном рисунке лепестков цветка. Созерцание этих ритуальных мандал успокаивает.

Мандалы, созданные людьми, находящимися в девятой стадии , – обычно приятные, симметричные рисунки, содержащие любые числа больше четырех. Из центра они простираются до окружности. Шестиконечная звезда, или цветок с восемью лепестками – примеры рисунков, которые мы здесь видим.

Эти мандалы статичны, как будто они выхватили мгновенный сияющий неподвижный кадр. Они говорят об ощущении «бытия» более, чем о «делании», что отражает уменьшение творческой энергии во время этой стадии. Создание мандал Кристаллизации может создавать приятный баланс рационального мышления и окрашенного чувствами выбора цветов. Для своего успешного выполнения замысловатые узоры требуют планирования, измерения и аккуратного рисования. Здесь можно увидеть большое разнообразие цветов с преобладанием темных и ярких контрастных цветов осени. Возможно, больше, чем в других стадиях, использование цветов приобретает личную глубину значения для проекций, которые могут быть по-настоящему разоблачающими. Наши ассоциации с используемыми цветами могут рассказать о состоянии нашего ума, балансирующего на вершине успеха с перспективой скорого спада.

СТАДИЯ ДЕСЯТАЯ: ВРАТА СМЕРТИ.

Десятая стадия, которая называется Врата Смерти, отмечает начало распада в нашем цикле Большого Круга жизни, смерть и возрождение.

Например, она может указывать на окончание наших родительских обязанностей, завершение проекта или уход на пенсию.

Врата Смерти могут показывать окончание, возможно временное, царствования эго как центра души. Десятая стадия может обнаружить сдвиг по направлению к Самости – истинному центру психической жизни.

Во время Врат Смерти обычное существование становится мертвенным, пустым и бессмысленным. То, что однажды было совершено простым, более не кажется правильным.

Появляется чувство пустоты, так как связь между эго и Самостью становится более отдаленной.

Келлог пишет, что «Врата Смерти представляют смерть устаревших установок сознания и боль изменений» (1978:129).

Кризис середины жизни – типичный пример десятой стадии. Часто присутствуют чувства потери, подавленности и беспомощности.

Перспектива у Врат Смерти характеризуется ощущением ограниченности, беспомощности и ощущением себя жертвой.

Мы можем сознательно или бессознательно принять мазохистский тип поведения, когда переживаем эту стадию.

Задачами ее будет установить новые цели в жизни, отпустить устаревшие идеи относительно того, кем мы являемся, и перенести боль отказа.

Мандалы, которые созданы переживающими Врата Смерти, часто содержат крест распятия. Каждый сектор мандалы может быть разного цвета, что символизирует фрагментацию. Человек ищет пятый элемент как символ объединяющего ядра.

Келлог нашла, что когда мандала десятой стадии содержит пятый элемент, «страдания становятся экстатичными и приближается пиковое переживание» (там же, 130).

Появляется мотив колеса, говоря о мученичестве и неумолимом повороте колеса жизни.

Мотивы с X содержат ощущение того, что человек находится на перекрестке и его тянет в обоих направлениях. Так же можно наблюдать треугольник, направленный вниз; он показывает «нисхождение в бессознательное в поисках обновления» (там же, 129).

Типичные для этой стадии цвета – индиго и оттенки красного .

Во время Врат Смерти наши интересы смещаются от групповых к более личным. Мы все больше и больше осознаем наш внутренний мир. Мы осознаем неумолимые циклы природы, особенно распад и непреклонное приближение смерти.

Задачей здесь, по словам Мейстера Экхарта, является «Отпустить и положиться на Бога» .

СТАДИЯ ОДИННАДЦАТАЯ: ФРАГМЕНТАЦИЯ.

Одиннадцатая стадия, Фрагментация, это время страха, сомнений, потери смысла и дезориентации. Мир человека разваливается на части.

Психологическое беспокойство во время Фрагментации может вызвать физические симптомы, такие как тошнота, диарея или отвращение к свету.

Во время этой стадии мы можем найти себя в тревожном состоянии сознания, когда интуиция очень сильна и синхроничность становится обычным делом.

Фрагментация по-настоящему является темной ночью души. Когда мы находимся на этой стадии, мир больше не имеет никакого смысла. Мы ощущаем, что нами движут безжалостные силы, которые мы не можем контролировать. Появляются непрошенными странные, пугающие и дискредитирующие послания.

Келлог и ДиЛео нашли, что «трансперсональный опыт, мечты и фантазии об увечьях, смерти, обезглавливании, унижении, разрушении [и] кастрации появляются на этой стадии в большом количестве» (1982:45).

Задачей здесь является сдаться, посмотреть на тени, услышать голос трикстера – короче говоря, дать разрушиться существующему порядку.

Фрагментация может переживаться как время очищения.

Келлог и ДиЛео объясняют, что «различные результаты предыдущих стадий развития сознания переживаются вновь, с тем чтобы мы могли освободиться от них, и больше не быть обусловленными ими» (там же).

На одиннадцатой стадии мы должны вновь пройти опыт огромной потери и сильного разделения с первоначальным состоянием блаженного единства. Мы вновь повторяем внутри себя это жестокое и агрессивное действие с тем, чтобы стать свободными от воспоминания о нем.

Типичная форма мандалы выглядит как разрезанный пирог, где все кусочки разного цвета. Иногда мандала выглядит как сумасшедшее стеганное одеяло, без какого бы то ни было понятия о цвете или гармонии.

У этих мандал нет центра.

Ощущение дезинтеграции иногда показывается в мандалах при помощи цветов, которые накладываются друг на друга, результатом чего является неприятное впечатление грязи и беспорядка.

Цвета в мандалах одиннадцатой стадии могут быть как темными и грязными, так и чрезмерно яркими и психоделическими.

Через Фрагментацию мы вновь спускаемся к Матриархату.

Мифологически этот путь олицетворяется темными могущественными монстрами, которые уничтожают и разрывают на части все, имеющее форму, чтобы возвратить это бесформенности. Только так оно может быть принять Великой Матерью.

Воспоминание о том, что это необходимый, естественный процесс, который сделает возможным чудесное рождение чего-то нового, может быть успокаивающим. Наша вера в более глубокий порядок может расцвести и провести нас через это время перехода.

СТАДИЯ ДВЕНАДЦАТАЯ: ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ЭКСТАЗ.

Двенадцатая стадия, Трансцендентный экстаз, отмечает благословенное возвращение домой, соединение раздробленного эго в новую конфигурацию. На двенадцатой стадии эго становится сияющим местом расположения сознания.

Мы полностью осознаны, но чувствуем важность наших взаимоотношений с более высокой силой, Самостью. Наш а психическая жизнь организуется вокруг Самости, ее подлинного центра. Эго функционирует как выражение динамизма Самости.

Могущественные энергии, проходящие через эго в Трансцендентном Экстазе, обычно имеют своим результатом пиковые переживания. Во время Трансцендентного Экстаза мы счастливы и чувствуем радость, гармонию и благоговение.

Вместо ощущения вторжения света, как на стадии одиннадцатой, мы можем чувствовать себя залитыми светом. Противоположности, которые беспокоили нас, разрешены через внерациональное значение. Мир излучает безупречность, и мы являемся и общезначимым, и бесконечно малым его элементом.

Эта стадия напоминает алхимическую квинтэссенцию, очень чистый синтез множества сложных процедур. Энергию Трансцендентного Экстаза можно понять как пробуждение кундалини, свернувшейся в основании позвоночника. Ее высвобождение выглядит как поднимающаяся по позвоночнику и расцветающая прекрасным цветком над головой энергия.

По мере того, как энергия протекает через чакры по позвоночнику, препятствия, ограничивающие свободный поток прочищаются. Сознание живое, активное и рассеянное.

Мандалы, нарисованные на стадии Трансцендентного Экстаза , демонстрируют фонтаны света.

Часто можно увидеть мандалы с потиром или другим сосудом, принимающим поток света сверху.

Человеческие фигуры с распростертыми руками и птица в полете – так же часто встречаются. Хотя они могут быть центральным символом, но все же центральная точка находится на вершине мандалы.

Часто рисунок выходит за границы круга. Цвета – комбинации темного и светлого, как, например, темно-синий и бледно-желтый.

Так же часто можно увидеть сияющие жемчужные цвета, ассоциирующиеся с нуминозным опытом. Мандалы Трансцендентного Экстаза создают впечатление сияния, духовного подъема и благоговейного вдохновения.

Задачи Трансцендентного Экстаза – принять дар благоволения с благодарностью и смирением, как плод полноценно прожитой жизни.

ме. Там мы посадим его для проращивания нового цикла. Зерно Трансцендентного Экстаза несет нас вперед к новому началу Большого Круга.

Из книги Сюзанны Ф. Финчер “Создание и интерпретация мандалы”

Чаще всего в мандале, нарисованной человеком отображается 2-3-4 этапа Большого Круга Мандал, поэтому не стоит трактовать свои мандалы самостоятельно. Лучше довериться специалисту. Тогда есть возможность увидеть в какой сфере жизни ожидается завершение, в какой только все началось, а где можно и нужно собирать плоды.

Обычно только те, кто несколько раз прошел дефрагментацию и собрали свою жизнь в единое целое, создают мандалы отображающие всего один этап.

И помните, что мы все время движемся по кругу состояний и то что было верно вчера, может сегодня быть другим. У каждого свой ритм прохождения по этапам Круга Жизни.

Кто-то будет всю жизнь пытаться найти маму-папу в других, но так не встанет на свои ноги, чтобы творить жизнь. Будет жаловаться на партнера\шу и обвинять его\ее во всех своих проблемах.

Кто-то уйдет в социальные или магические ритуалы, чтобы защищить свои границы и всю жизнь в окружающем мире ощущать угрозу и видеть врага с которым вести вечную войну за свои границы.

Кто-то зависнет на этапе борьбы с драконом и будет в нем крутиться все воплощение, регулярно падая на второй этап и уходя в зависимости и зависимые, токсичные отношения.

Кто-то решит, что работа и социальный успех это главное в жизни. И будет искренне радоваться удовлетворяя запросы “рода-племени-социума” и считать, что это и есть верх достижений для человека.

Кто-то будет накапливать материальные и другие богатства и цепляться за кристаллизацию, пытаясь остановить ход развития своей Души.

Кто-то в дефрагментации проведет 10 лет, а кто-то используя практики и медитации всего лишь несколько лет. Кто-то не выдержит хаоса и “темной ночи души” и сложит руки, а кто-то воспользуется и занырнет в самые глубины своей Души, чтобы выйти обновленным и увидеть всю сложную простоту и красоту необьятной вселенной, где всему есть место и время.

Кто-то осознает выход на новый виток, а кто-то снова пойдет по тому же пути. Да будет уже легче, но дежавю не поможет изменить все кардинально и основательно. Чтобы снова сделать шаг на 1 этап Круга Жизни придется вновь пройти через Дефаргментацию и “темную ночь души”. Хотя поверьте, каждый последующий раз будет все удивительнее и прекраснее. Возможно вы даже войдете во вкус погружения в глубины своей Души. Да, и все будет происходить намного быстрее. И ваше движение по Кругу Жизни тоже ускорится.

И вы увидите, что весь мир пронизан Кругом Жизни древним как само человечество, и вновь проживаемым как нечто новорожденное и неведомое. Египет, Тибет, Индия, кельтская культура и другие пронизаны этой цикличностью бытия. И вы можете присоединиться к древней и вечно юной тенике рисования в круге.

Это поможет выразить и материализовать чувства, которые вы проживаете на каждом этапе Круга Жизни. А кто хочет узнать больше с помощью мандала-дигностики приходите на индивидуальную консультацию или принимайте участие в моих занятиях, где мы регулярно рисуем и обсуждаем эти темы.

Также можете посмотреть видео “Диалоги о Круге Жизни”, где я делюсь своим опытом работы с этой техникой и рассказываю, как все это отражается в нашей реальной жизни.

Copyright©Эжени МакКвин 2018

Мандалотерапия

В настоящее время в психотерапии всё большую популярность обретает один из самых древних методов индивидуальной терапии - рисование сакральных кругов - мандал. Данный метод получил название мандалотерапия, совмещая арт-терапию с магическими свойствами мандал.

В переводе с санскрита слово "мандала" означает круг и представляет рисунок в круге. В своём более глубоком значении слово "мандала" - извлечение сущности. Это глубинная работа с нашим бессознательным, которая помогает обретению целостности, восстанавливает гармонию нашей души. Наиболее известны мандалы в буддизме, индуизме, где медитация с ними имеет ритуальное значение и одновременно с этим происходит процесс самоинтеграции.

Рисование против стресса

Уровень 1. Простое раскрашивание.

Возьмите раскраску вашего ребенка, выбирайте понравившийся рисунок и раскрашивайте! Все очень просто! Но даже такое простое действие в течение получаса принесет свои плоды. Уйдут раздраженность, злость и уныние (если они были, конечно).

Уровень 2. Рисование.

Возьмите большой лист бумаги и оцените свою внутреннее состояние. Если вы раздражены или злитесь, можно взять маркеры и вылить на бумагу всю свою злость и гнев. Если, наоборот, вам хочется созидать, возьмите краски и рисуйте все, что захочет рука. Попробуйте не думать. Слушайте музыку и расслабляйтесь.

Уровень 3. Рисование пальцами.

Вам понадобится лист бумаги формата не менее А3. Потрясающего эффекта можно достичь, если надеть наушники, включить любимую музыку и отойти от шаблонных образов. Не нужно ничего рисовать, просто наносите краску на лист ватмана пальцами. Смачивайте иногда пальцы в баночке с водой и выплескивайте наружу все, что скопилось, все, с чем хочется расстаться, все, что рвется наружу.

Уровень 4. Раскрашивание мандалы

Мандала – это рисунок в круге. Мандала – это зеркало, отпечаток вашей жизни здесь и сейчас. Раскрашивать ее может каждый. Однажды, когда мое эмоциональное состояние было сложным, я начала раскрашивать мандалы. Эти шаблоны можно найти повсюду в интернете и распечатать на принтере. Например, в Альбоме мандал для раскрашивания..

Уровень 5. Рисование мандалы.

Нет ничего проще! Обведите круглую тарелку и рисуйте в круге все, что душе угодно. Не думайте о красках и концепции. Просто рисуйте. Не подбирайте цвета, не выдумывайте сюжет. Дайте волю своей фантазии, отпустите на волю свою интуицию и, в конечном итоге, получите ШЕДЕВР! А что такое шедевр? Это произведение, от которого у вас мурашки… У вас получится шедевр, если вы сможете полностью отпустить себя в полете своей души.

Уровень 6. Мандала своими руками.

Любые творческие техники, с которыми вы знакомы, могут быть использованы при создании мандалы. Флористика, декупаж, вышивка, лепка, бисероплетение, вязание, мозаика… пригодится все! Главное, чтобы это был заполненный вашим творчеством круг. Несколько рекомендаций:

После окончания работы найдите в вашей квартире место на стене, достойное вашего рисунка. Пусть он украшает ваш дом, пока вам приятно будет смотреть на него. Затем снимите со стены, поблагодарите свой рисунок или мандалу и сделайте с ними все, что хотите.

Попробуйте услышать ваше подсознание. Все цвета, которые вы использовали при раскрашивании или рисовании мандалы, обозначьте на обратной ее стороне. Попробуйте каждому цвету дать название, определить чувство или сферу чувств, не глядя на рисунок. Например, синий – ожидание, серый – отношения, красный – любовь… Затем вновь рассмотрите мандалу и вспомните, в каком месте вы испытывали напряжение, где было рисовать легко и свободно, может быть, где-то было страшно. Сопоставьте ваши названия цветов с вашими чувствами в процессе рисования – вы можете увидеть то, чего не замечали раньше. Возможно, вы боитесь свободы или раздражены отношениями, или ждете любви.

Если вы раскрашиваете или рисуете мандалу, обратите особое внимание на рисунок и цвет в центре круга – это то, что больше всего вас заботит в вашей жизни на данный момент.

Упражнение «Рисуем круги...»


Время проведения: 35-45 мин.

Для этой техники выбран именно круг как мифологический символ гармоний. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов – самая «доброжелательная» из всех геометрических фигур, означающая одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность. Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений. Даже маленькие дети, по наблюдению Ш. Раис, предпочитают окружности всем другим фигурам. Это, видимо, связано с простотой круглой формы. Художник, как заметил Э. Бюлов в статье «И вот вам знак...», погруженный в процесс изображения самых разнообразных символов, заполняет всю поверхность листа до самого края, словно открывая их для себя. Множество листов, испещренных кругами то большего, то меньшего размера, соприкасающимися или пересекающимися друг с другом, а иногда и включенными один в другой, ставят вопрос о значимости круга как символа. Обычно, нарисованные круги далеки от совершенства с позиций геометрии. Однако они представляют собой самодостаточные сущности, для обозначения которых трудно подобрать слова. В сознании лишь возникают представления о некой форме, эстетические достоинства которой и удерживают внимание.

Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Материалы: Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч.

Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, краски, кисточки, глянцевые журналы и клей. Каждый из участников рисует фигуру круга, а так же может дорисовывать чужие рисунки, писать пожелания друг другу. По окончании работы участники делятся впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

Инструкция: Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории. Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом. Затем нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Обведите контуры рисунков. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т.е. придайте им индивидуальность. Далее походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других! Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.
Вопросы для обсуждения:
«Как вы себя чувствуете?»
«Как ваше настроение сейчас?».
«Расскажите о своем рисунке?»
«Дополняли ли вы работы других участников?»
«Какие трудности возникали по ходу работы?» и др.