Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. К нам постепенно возвращается национальная память: жизнь, радость, страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины. Мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.

Малые фольклорные жанры – это кладезь богатства нашего языка. И как важно научить детей постигать культуру своего народа, посеять в детских душах вечное. Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души детей, началом их личности. Она помогает детям понять, что они – часть великого русского народа. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

В русском фольклоре сочетаются слова и напевность. В нём видна забота, нежность, надежда в благополучие будущего, метко оцениваются жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Малые фольклорные жанры являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв. В наше время возникает потребность в приобщении детей к истокам народного творчества через малые фольклорные жанры. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком. Для осуществления поставленной цели можно использовать программу «Приобщение детей к истокам народной культуры» Князевой О. Л., Маханёвой М. Д.

Советую использовать такие формы и методы, как: анализ литературы, комплексный метод диагностики, эксперимент, анкеты для родителей. Дидактические игры, подвижные игры, игры-драматизации, сказки, загадки, потешки, развивают устную речь ребёнка, влияют на его духовное развитие, фантазию, учат определённым нравственным нормам, способствуют умению логично рассуждать и делать выводы.

Приобщая детей к истокам народной культуры необходимо знакомить детей с народными праздниками и обычаями. Можно проводить посиделки, досуги, на которых дети будут петь песни, частушки, загадывать загадки, водить хороводы и т.д. Именно здесь вести наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Причём, эти наблюдения должны быть связаны с различными сторонами общественной жизни человека. Такая совместная деятельность создаст общее эмоциональное состояние у ребят, даже самые застенчивые станут инициативными.

Непременным условием результативности в воспитании и развитии дошкольников через малые фольклорные жанры является использование бесед о старине, чтение художественной народной литературы с обсуждением, экскурсий в музей.

Для создания атмосферы заинтересованности и включённости детей можно создать уголок в группе в виде « избы», где поместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках: коромысло, кувшины, самовар и т. д.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.

Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Нашим детям есть чем гордиться, они никогда не будут “Иванами – не помнящими родства”.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре – основе самосохранения народа. Поэтому в нашем ДОУ разработана и внедряется парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Известно, что музыка имеет огромное значение в формировании внутреннего мира ребенка, помогает стать духовно богаче, развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. А знание закономерностей приобщения детей к музыкальной культуре и умение организовывать процесс взаимодействия ребенка с музыкой есть важнейший показатель профессионального мастерства музыкального руководителя.

Ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни. Приобщение к истокам русской народной культуры начинается с колыбельной песни, в которой воплощены народная мудрость, традиции, обычаи. Но большинство из нас весьма поверхностно знакомо с культурой своего народа. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Какие праздники отмечали? Какие пели песни? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Как уже было сказано, неотъемлемой частью творческого вклада множества поколений в культуру является народная педагогика, которая определяется как «совокупность педагогических сведений о воспитании ребенка, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т.п.» (Г.Н. Волков). Насыщенные яркой образностью и выразительностью, произведения народного творчества занимают одно из важных мест в обучении и воспитании детей. Они вызваны к жизни «педагогическими надобностями народа» и по силе воздействия на чувства и воображение ребенка занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств. Неоценимы возможности народного творчества и в музыкальном воспитании детей.

Представляем вниманию читателей программу приобщения детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях .

Цель программы

Изучение русского музыкального фольклора с целью 1) развития музыкальных способностей; 2) формирования музыкальных знаний, умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности в различных возрастных группах дошкольного учреждения; 3) формирования музыкальной культуры.

Формы ознакомления с народной культурой могут быть разнообразными: занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, праздники. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу самостоятельной деятельности детей или их совместной со взрослыми деятельности, среду, в которой ребенок чувствовал бы себя действительным участником событий.

Приоритеты деятельности

  • Широкое использование фольклора (песни, частушки, попевки, заклички, поговорки, приговорки, дразнилки, прибаутки, игры). В русском песенном фольклоре сочетаются слово и музыкальный ритм. В нем отразились черты русского характера, его нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, уважении к человеку трудящемуся, семье, дружбе. Фольклор является источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и другими сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения за особенностями времен года, погоды, за поведением птиц и насекомых, растениями.
  • Знакомство с русскими народными играми. В них заключается огромный потенциал для физического и социального развития ребенка.
  • Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, пение, движение и игра на народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкальногофольклора: песня, хореография, игры, музыкальные инструменты.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

МЛАДШАЯ ГРУППА

Народная песня. Учить подпевать повторяющиеся интонации, выполнять несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки. Воспитывать интерес к народной песне, любовь к семье и родному дому.

Народная хореография. Учить простейшим элементам плясовой пластики, хороводным перестроениям по показу взрослых, реагировать на плясовую музыку, играть в хороводные игры с плясовыми элементами, часто с солистом, исполнять свободную пляску. Воспитывать дружелюбное отношение к партнеру.

Народные игры. Побуждать к импровизации. Развивать чувство ритма. Воспитывать умение сопереживать герою и друг другу.

Развивать интерес к музыкальным инструментам. Учить исполнять на них звукоподражания (журчание ручейка, пение птиц и т.д.). Обучать технике звукоизвлечения. Поддерживать стремление самостоятельно играть на инструменте. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения, исполненные на детских музыкальных инструментах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Интерес к народной музыке, умение эмоционально на нее откликаться.
  • Обогащенный музыкальный опыт детей.
  • Задатки культурного слушания народных песен.
  • Умение петь песни, попевки, заклички, играть в народные игры, выполнять плясовые движения.
  • Умение играть на детских музыкальных инструментах.
  • Знание музыкальных жанров (песня, танец, марш), умение при помощи воспитателя высказываться о содержании и характере народных песен, потешек и т.п. выступать перед родителями и сотрудниками детского сада, принимать участие в народных праздниках («Осенины», «Масленица», «Закликание весны»).

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Народная песня. Увеличить объем песенного репертуара, добавить хороводные песни, игровую песню. Активизировать переход от разговорной к певческой интонации. Учить интонировать в пределах терции, кварты. Предлагать ситуации, в которых необходимо действовать самостоятельно. Усложнять режиссуру песни (несколько солистов). Ввести понятие «обрядовая песня». Настраивать на сопереживание характеру и содержанию народной песни.

Народная хореография. Вводить новые элементы народного танца. Уделять внимание пластике рук. В хороводах учить менять направление в кругу, разрывать его по окончании мелодии или при смене музыки, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Поощрять проявление большей самостоятельности в свободной пляске, желание вводить танцевальные или хороводные элементы при инсценировке песен, выразительно передавать в движении характер музыки или песни.

Народные игры. Учить использовать считалки для выбора ведущего. Закреплять умение быстро реагировать на команды, распределяться на пары, подгруппы. Обращать внимание на то, чтобы во время свободных игр дети использовали народные песни и считалки. Воспитывать интерес к освоению новых игр, самостоятельность при передаче игрового образа.

Народные музыкальные инструменты. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами и с их звучанием в ансамбле. Продолжать обучать игре на отдельных инструментах; так, на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы, с которой в нее дуют. Учить играть в ансамбле со старшими детьми. Воспитывать стремление эмоционально исполнять несложные произведения на музыкальных инструментах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Углубление интереса к народной музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
  • Начало развитию звуковысотного, ритмического и тембрового слуха.
  • Развитие задатков культурного слушания музыкальных произведений.
  • Пение русские народных песен, частушек, попевоки закличеки дразнилок,прибауток, русские народные игры, умение выполнять движения, соответствующие характеру музыкального сопровождения.
  • Умениеопределять и называть музыкальные жанры (песня, танец, марш) и некоторые их виды, знакомые музыкальные произведения, различить музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки и т.п.); совершенствование в игре на детских музыкальных инструментах;умение при помощи воспитателя и самостоятельно высказываться о содержании песен и пьес, хороводов и игр и их характере, включать музыкальные игры в различные виды немузыкальной деятельности, выступать на праздниках перед родителями и сотрудниками детского сада, принимать участие в массовых праздниках («Осенины на Руси», «Масленица», «Закликание весны», «Завивание венков»), показывая свои номера самодеятельности, принимать участие в районных конкурсах, создавать выразительные образы.

СТАРШАЯ ГРУППА

Народная песня. Значительно расширить объем песенного репертуара, добавить песни шутливо-комического характера. Инсценировать и импровизировать песенный материал. Ввести в каждое занятие разминку – упражнения для дыхания, звукообразования и т.д. Ввести частушки, учить понимать их, показывать характер героя, петь, плясать, подыгрывать на музыкальных инструментах. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при исполнении и прослушивании песен разного характера.

Народная хореография. Обучать простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног, хороводу «по солнцу», «против солнца», «капустке» (улитка), «стенке на стенку», выворачиванию круга, движениям в двух кругах в разные стороны. Поощрять приплясывание во время исполнения веселых песен, предлагать солирование. Воспитывать желание выражать свое отношение к содержанию и характеру музыки выразительными движениями.

Народные игры. Вызывать желания участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Обращать внимание на манеру поведения героев. Учить отображать характер персонажей. Воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли (Водяной, Баба-Яга), сопереживание персонажам игры, эмоциональную отзывчивость, а также самостоятельность при выборе атрибутов для передачи игрового образа.

Народные музыкальные инструменты. Учить узнавать и правильно называть инструменты при прослушивании записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, играть в оркестре. Слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре, сочетать игру на инструментах с песней, игрой, пляской. Воспитывать культуру восприятия, побуждать слушать музыку, исполняемую на народных инструментах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Закрепление интереса к народной музыке, желания ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
  • Совершенствование звуковысотного, ритмического и тембрового слуха.
  • Закрепление желания и умения петь русские народные песни, частушки, попевки, заклички, приговорки, дразнилки,прибаутки, играть в русские народные игры, выполнять движения, соответствующие характеру музыкального сопровождения, различать сольное и хоровое пение.
  • Закрепление умения рассказывать о содержании музыкальных произведений, композиторах, определять и самостоятельно назвать музыкальные жанры (песня, танец, марш) и их виды, различать музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки, балалайки, баян, аккордеон, гармошка, барабан, и т.п.) в их сольном и оркестровом звучании, различать их по тембру, по внешнему виду, характеру звучания, играть на детских музыкальных инструментах в оркестре,называть знакомые музыкальные произведения, самостоятельно высказываться об их содержании и характере, обыгрывать хороводы, песни, частушки, колядки, и т.п., включать музыку и музыкальные игры в различные виды немузыкальной деятельности, выступать на праздниках перед родителями и сотрудниками детского сада, принимать участие в массовых праздниках («Оснняя ярмарка», «Осенины на Руси», «Колядки», «Масленица», «Закликание весны», «Завивание венков», «9 Мая»), показывая свои номера самодеятельности, принимать участие в районных конкурсах («Весенняя капель» «Веснушки – конопушки»), участвовать в празднике народной игры, подготовке и проведении концертной программы для ветеранов войны.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Народная песня. Дать понятие о таких жанрах русской народной песни, как

Лиричесие («Ходила младёшенька по борочку». «Уж, как я ль свою коровушку люблю». «А я по лугу, а я по лугу». «Со вьюном хожу»),

шутливо-комические («Во кузнице». «Пошел козел по лесу»), строевые («Солдатушки, браво ребятушки». Закреплять умение петь частушки.

Предоставлять возможность самостоятельно инсценировать песни. Воспитывать целостное музыкально-эстетическое восприятие народных песен и их содержания.

Народная хореография. Вводить элементы народного танца: пляска в три ноги, с подскоком, овладение простейшими дробями в сочетании с частушкой. Разучивать новые элементы хоровода: «плетень», «ниточка с иголочкой». Поощрять использование плясовых или хороводных элементов в при исполнении песен, игр, игре на музыкальных инструментах и т.д., желание использовать танцы и хороводы в самостоятельной деятельности.

Народные игры. Активизировать для участия в играх с развернутым театральным действом («Воробей», «Селезень утку догонял»). Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр. Помочь понять необходимость действий и их порядок в игре («Косим сено», «А мы просо сеяли»), объясняя их связь с древними обрядами. Помочь выражать характерные черты какого-либо персонажа. Воспитывать чуткость, понимание, сопереживание к персонажам игры и сверстникам.

Народные музыкальные инструменты. Дать представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (коса, пила, рубель и т.д.). Закреплять умение различать инструменты в оркестре.

Дать знания о составе оркестра народных инструментов. Предоставить возможность импровизировать на знакомых инструментах. В процессе создания оркестра учитывать отношение детей к определенным инструментам. Включать инструменты в игры, пляски, предоставлять возможность самостоятельно выбирать инструменты. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, исполняемую оркестром детских музыкальных инструментов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Устойчивый интерес к народной музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
  • Развитие дикции, дыхания, звукообразования, чистоты интонирования, ритмического и тембрового слуха.
  • Устойчивый навык культурного слушания музыкальных произведений.
  • Совершенствование ранее приобретенных умений сопровождения, различать вокальную и инструментальную музыку, сольное и хоровое пение.
  • Закрепление умениярассказывать о содержании музыкальных произведений, композиторах (не только русских, но и зарубежных), определять и самостоятельно называть музыкальные жанры (песня, танец, марш, опера, балет) и их виды;различать музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки, балалайка, баян, аккордеон, гармошка, тамбурин, барабан, трещотка, треугольник и т.п.) в их сольном и оркестровом звучании по тембру, внешнему виду, характеру звучания; играть на детских музыкальных инструментах сольно и в оркестре, запоминать и называть знакомые музыкальные произведения, самостоятельно высказываться об их содержании, творчески обыгрывать хороводы, русские народные песни, частушки, колядки и т.п., анализировать и сравнивать музыкальные произведения разного характера; включать музыку и музыкальные игры в различные виды немузыкальной деятельности; выступать на праздникахпоказывая, принимать участие в районных конкурсах, создавать выразительные образы, участвовать в постановке русских народных сказок (театрализованная деятельность), в празднике народной игры, подготовке и проведении концертной программы для ветеранов.

Итак, широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни, танцы и т.п. мы приучаем наших воспитанников к мысли о добре, дружбе, трудолюбии, любви к природе, к родной стране, которые всегда были важны для наших предков и почитаемы ими.

1. Бударина Т.А., Куприна Л.С., Корепанова О.Н., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.

2. Катышева И.Б., Комбарова Г.Н, Николаева С.Р. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. План-программа. Конспекты занятий, Сценарии праздников. Метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб, 2009.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004.

4. Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». М., 2008.

В последнее время наша страна столкнулась с новыми вызовами современного мира. Внешние факторы разрушения идеологии России, её духовности, морали и нравственности, формируют новую, чуждую россиянам идеологию. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности через разрушение истории и культуры народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ Воспитатель МБДОУ №31 «Заря» Иванова Светлана П етровна

«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.

Декоративно- п рикладное искусство Народные праздники Фольклор Знакомство с окружающими предметами Направления работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

«Надо поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело, чтобы всякая работа приносила более чем один результат. Здесь общее правило состоит в том, чтобы всегда и везде брать вместе то, что связано одно с другим». » Я. А. Каменский.

организация совместной работы с родителями создание п редметно- развивающей среды и нтеграция со всеми образовательными областями комплексное использование разных п едагогических методов Условия работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Воспитатель МБДОУ №31 «Заря» Иванова Светлана П етровна

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей к истокам русской
народной культуры»

Воспитатель МБДОУ детский сад №31 «Заря»

Иванова Светлана Петровна

Пятигорск 2016 г.

«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.

В последнее время наша страна столкнулась с новыми вызовами современного мира. Внешние факторы разрушения идеологии России, её духовности, морали и нравственности, формируют новую, чуждую россиянам идеологию.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности через разрушение истории и культуры народа. Сегодня, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажаются общечеловеческие ценности о добре и зле, о правде и лжи, о семье и красоте. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются анти супружеские, анти родительские, анти семейные установки.

У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни – его история и культура. Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям современного процесса обновления общества.

Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу - вот ведущая педагогическая идея.

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений: праздники, традиции, фольклор, художественные промыслы, декоративно – прикладное искусство.

Для работы с детьми в нашей группе по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» нами были выбраны следующие направления:

1. Знакомство с окружающими предметами . В группе организована и действует полочка Красоты; на неё воспитатель выставляет предметы народного декоративно – прикладного искусства в соответствие с запланированной тематикой, знакомит с традиционными предметами быта и ремесленными инструментами.

2. Ф ольклор . В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

В русском фольклоре сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, что позволяет использовать фольклорные формы в течение всего дня общения с детьми.

3. Народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. В своей практике нами используются традиционные праздничные обряды или их элементы. Детям объясняется историческое значение этих праздников в укладе жизни предков.

4. Народное декоративно-прикладное искусство. С разными видами рукоделия и ремесла. В этой деятельности дети приобретают трудовые навыки и навыки работы с художественным материалом. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию его детьми, уважения к труду и таланту мастеров.

Ещё Ян Амос Коменский писал, что надо «поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело, чтобы всякая работа приносила более чем один результат. Здесь общее правило состоит в том, чтобы всегда и везде брать вместе то, что связано одно с другим». Патриотическое воспитание дошкольников и, прежде всего, пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы.

Например, многократное использование и повторение произведений устного народного творчества воспитателем в режимных моментах позволяют заучивать непроизвольно некоторые произведения народного творчества, начиная с раннего и младшего возраста детей. (Загадки, потешки, народные песенки, скороговорки, заклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки).

Опыт использования малых фольклорных форм в младшем возрасте достаточно обширен. Это культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, укладывание детей спать. А как использовать и применять фольклор в старшем дошкольном возрасте? Нужно отметить, что уже достаточно развитое чувство юмора и самоконтроль в поведении, позволяют учить детей использовать в особых конфликтных или щекотливых ситуациях. Например, ребёнок бегает по участку на прогулке, мешает другим детям играть, не реагирует на замечания детей и педагога, падает. Начинает плакать больше от обиды. Воспитатель предлагает обыграть ситуацию.

Чигарики-чигарок,

Повалился комарок.

Со дуба на пенье,

На сыро коренье.

Прилетели мухи,

Мухи-горюхи,

Подхватили комарочка,

Доносили до дубочка.

Посадили на дубок

Под зелёненький листок:

Сиди…Отсиживайся!

Как правило все участники мини-инсценировки начинают смеяться. Забывая об обидах, а виновник ситуации, понимает без поучений, что так поступать не нужно.

Есть различные виды дразнилок – смешные и обидные стишки на каждое имя, на любой порок – жадность, трусость, нытьё, хвастовство. А эти дразнилки порицают негативные качества:

Жадина-говядина, дырявый барабан! Кто на нем играет? Вовка - таракан!

Интересно использовать дразнилки в старшем возрасте, в качестве метода коррекции поведения.

Федул, что губы надул?

Кафтан прожег.

Починить можно.

Иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Сбил, сколотил – вот колесо.

Сел да поехал – ах, хорошо!

Оглянулся назад –

Одни спицы лежат.

С помощью дразнилок ребёнок дает выход отрицательным эмоциям. Часто дразнилки сопровождаются гримасами и звукоподражанием. Дразнилка всегда произносится нараспев, всегда громко, во-первых, чтобы все слышали, а во-вторых, в словесный поединок лучше вступать с безопасного расстояния, а то ведь и сдачу получить можно. С помощью дразнилок дети учатся не только различать плохое и хорошее, выражать свое негативное отношение к какому-то явлению, но и развивают умение подбирать слова, рифму. Дразнилка – это тренировка в остроумии, в умении вести словесный поединок, развитие речи и чувства юмора.

Таким образом, фольклор учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.

Антон Семёнович Макаренко делится опытом: «работа по патриотическому воспитанию дошкольников связано с их физическим воспитанием. Будущие граждане страны должны расти сильными, ловкими и здоровыми».

Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Народная игра– уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о нравственных ценностях. Народная подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка-выполняет различные функции: развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую. Это знакомые программные классические русские народные игры: «Гуси-гуси», «Обыкновенные жмурки», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно» и др.

На занятиях, в самостоятельной деятельности, на прогулке мы используем разнообразные игры, в том числе и народов Северного Кавказа.

Например, армянская игра, «Перетягивание палки»

Цель игры: развитие силы, выдержки, укрепление мышц туловища.

Два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями. В руки они берут палку (можно веревку, ремешок, или просто держаться за руки). При этом одна рука находится в середине палки, другая с краю. По сигналу игроки начинают тянуть друг друга, стараясь поднять соперника па ноги.

Правила игры: выигрывает тот игрок, которому удается поднять противника на ноги. Выигравший имеет право продолжить игру со следующим игроком.

Или, кабардинская народная игра «Пастух»

Из числа играющих выбираются пастух и волк, остальные - овцы. Чертится круг - луг, внутри которого собираются пастух и овцы, по внешней стороне ходит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс. Волк обращается к пастуху: «Я – волк! Твоих овец унесу!» Пастух отвечает: «Я пастух смелый, овец не отдам!» Услышав, не отдам, волк старается дотянуться до овец. Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не позволяя ему дотронуться до них. Волк, в случае удачи уводит добычу с собой. Игра начинается сначала, но меняются роли.

Н.К.Крупская. «Такую задачу (патриотическое воспитание) можно решить, только умело сочетая наблюдение непосредственного окружения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Искусство шире откроет ребенку окно в мир, поможет сделать необходимые обобщения, будет способствовать пробуждению чувств».

Использование народной культуры в художественно-эстетической области развития детей дошкольного возраста достаточно широко используется и освещено в программах образования, соответствующих требованиям ФГОС. Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста, способствуя развитию фантазии, воображения, образного мышления.

Использование образов народного искусства в организованной деятельности и в повседневной жизни, способствуют воспитанию детей духовно богатых, умеющих любить и ценить то, что признано народом. Ознакомление с народной игрушкой, песенкой, музыкальной игрой или хороводом оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Такая обширная работа невозможна без участия родителей. Передача опыта и традиций народа, прежде всего, осуществляется через семью. В ходе реализации задач по ознакомлению детей с народным культурным наследием мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Использование творческий поиск, расширяет кругозор детей, развивает речь детей, развивает исследовательские навыки детей. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни.

Таким образом, опытная работа, проведённая нами, показала, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре возможна, необходима и доступна при выполнении следующих условий:

  1. комплексное использование разных педагогических методов: наглядного, практического, словесного, в их взаимодействии в условиях реализации деятельного подхода;
  2. тесное взаимодействие с эмоционально – нравственным, эстетическим, физическим развитием ребёнка;
  3. создание предметной среды, способствующей введению ребёнка в мир народной культуры, быта и традиций;
  4. организация совместной работы с родителями на позициях партнёрства и сотрудничества.

Литература

  1. Данилина Г. Н «Дошкольнику – об истории и культуре России» /пособие для реализации государственной программы « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 –2005 годы/
  2. Зацепина М. Б, Антонова Т.В. « Народные праздники в детском саду» /М., 2005/
  3. Карачунская Т. Н. « Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ»/ М., 2005/
  4. Князева О.Л.,. Маханёва М. Д Программа. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры./ Санкт - Петербург 1999/
  5. Коломейченко Л.В. Программа социального развития детей дошкольного возраста / Пермь, 2003/
  6. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. /М.,2014/
  7. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред, Комаровой Т. С., М., Педагогическое общество России 2012/

Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народной культуры, обычаев.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.

В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы оказывается знаем очень поверхностно.

Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Актуальность этой проблемы выражается также в необходимости нашего общества противостоять негативным явлениям социальной среды, в которой формируется подрастающее поколение.

В «Федеральной целевой программе развития образования»

говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности,

умеющей в дальнейшем найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности, о возникновении потребности в воспитании нравственной основы подрастающего поколения.

Народные истоки оказались той опорой формирования основ нравственности, которая складывалась веками, на протяжении столетий была близка и понятна каждому россиянину.

Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает не проходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью.

Вбирая в себя исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные фольклорные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному пению, воспитывает художественный вкус, развивает речь ребёнка, формирует его нравственные привычки, обогащает знания детей о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви. Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а значит и интересно.

Основной целью приобщения детей к истокам русской народной культуры мы поставили перед собой следующее:

Глубже изучать культуру родного края и использовать свои знания в приобщении детей к истокам русской народной культуры;

Воспитывать личность ребёнка, обладающего базовой культурой, формировать его культурные потребности, эмоциональную отзывчивость.

Определив цель, мы поставили перед собой конкретные задачи:

    воспитывать любовь к Родине, к родному краю и его истории

    приобщать к культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие

    воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми

    учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку)

    формировать ценностные ориентиры на жизнь

    формировать чувство собственного достоинства, как представителя своего народа

    развивать творческие и интеллектуальные способности детей, художественный вкус

    познакомить с богатым, образным родным языком

    обогатить речь детей, развивать речевую культуру

    выявить эффективность использования малых фольклорных форм в разных видах деятельности детей.

Мы старались применять материал по народному творчеству в повседневной жизни детей. Подобрали серию потешек, прибауток, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок, хороводов, народных игр и использовала их в работе с детьми средней группы на занятиях, в режимных моментах, драматизации сказок, кукольном и настольном театрах.

Были и трудности, например, не было соответствующих материалов и пособий, окружающая действительность не давала возможности реального приобщения детей к народной культуре.

Вот тут пришли на помощь и родители, и бабушки, и сотрудники.

Общими усилиями стали собирать материал в уголок старинного русского быта. Сделали переносную печь (из-за нехватки помещений) , разместили домашнюю утварь, полотенца, рушники, вышивку…и т. д..

Здесь же разместили предметы народно-прикладного искусства (Городец, Хохлома, Дымка, Гжель и др.) . Это было вызвано тем, что именно в такой обстановке хотелось познакомить детей с народными промыслами всей России.

Теперь в «избе» стали проводить мероприятия по ознакомлению детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством, петь народные песни, частушки, заклички.

В перспективе устраивать посиделки с чаепитием из самовара, угощением печеньем «жаворонки» и т. д.

Большую радость приносили детям народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывали яркие матрёшки. Малышам рассказываем о красоте, яркости, об особенностях игрушки. Постепенно подводим к осмыслению понятия «народная игрушка» . Старшие дети знакомились с её мастерами, историей возникновения. Детей младшего возраста знакомим с предметами быта, их названиями, предназначением, способами действий с ними, а старшим детям объясняем историческую преемственность с современными аналогами. Например, лучина-керосиновая - лампа-электрическая, валек-чугунный – электрический утюг.

Кроме того показываем зависимость использования предметов от образа жизни и от места проживания (бедные - лучиной, богатые – свечами; в лесистой местности больше деревянной посудой, а в местах богатых глиной-глиняной) .

Организация таких моментов предполагает активность самих детей, так как им надо догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. В помощь детям загадываем загадки, используем пословицы, поговорки.

Особое внимание уделяем расширению активного словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, кувшин, скамейка, табурет..)

Для большей доступности (особенно малышам) устных фольклорных произведений в «избе» поместили расписную кровать с младенцем-куклой. Именно так обыгрываются колыбельные песни, потешки, прибаутки.

Чтобы заинтересовать детей, используем прием присутствия игрового персонажа. Это могут быть и игрушечные животные, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях: котик, собачка, петушок…, и сказочные герои, и персонажи кукольного театра.

Конечно, обязательно включаем сюрпризные моменты (сундук со сказками, пришли гости, волшебный сундучок…) , игровые приёмы (отправляемся в гости, преодолевая различные препятствия, путешествия на разных видах транспорта, оказание помощи хорошо знакомому персонажу, приготовление подарков для кого-то, превращения и т. д.)

Для того, чтобы познакомить детей с достаточно сложными понятиями, например, о роли обрядов и традиций в жизни людей, о значении поговорок и народных примет, используем отличный приём - диалог между воспитателем и игровым персонажем. Воспитатель выполняет как бы связующую роль между детьми и игровым персонажем. Персонаж, в зависимости от ситуации, может выступать в роли знатока, который обучает детей, а может быть и наоборот - дети обучают глупого или ленивого, игрового или сказочного персонажа. На таких примерах, как правило, решаются и воспитательные задачи. Игровой персонаж не всегда ведёт себя наилучшим образом: может быть капризным, непослушным, невежливым. Поучая и урезонивая его вместе с воспитателем, дети утверждаются в положительном поведении, способах общения.

В «избе» более интересно и качественнее стала проходить совместная деятельность по знакомству с народно-прикладным искусством. Формы разнообразны: интегрированные, по замыслу, тематические, коллективные работы, организация выставок, народные праздники, развлечения. Для повышения эффективности усвоения техники рисования, лепки, аппликации используем игры, игровые приемы и упражнения (смотреть выше) . Обязательно необходимо полюбоваться выполненными работами, похвалить детей, поблагодарить за труд. Важно учить анализировать свои работы и работы товарищей. Для этого вместе с детьми готовые работы вывешиваем, выставляем, чтобы каждый ребёнок, найдя свою работу, смог сравнить её с другими работами, увидеть преимущества и недостатки. Формы анализа могут быть разными: выбор работ по вопросам воспитателя, сравнение узора на предмете и рисунке, и.т. д.

Практический опыт показал, что при отборе фольклорного материала нужно учитывать возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм» , всё большее место должно уделяться народной сказке, пословицам, поговоркам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседа.

После окончания определенного отрезка проделанной работы можно сказать, что у детей появился интерес, возросла работоспособность, всё более смелее стали применять пословицы, поговорки не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Результаты проведенной диагностики показали, что приложенные усилия совместной работы воспитателя, музыкального работника, родителей.

В своей работе мы, конечно, опираемся на помощь родителей, стараемся сотрудничать с ними. Поэтому, приступая к работе над темой, составили план работы с родителями:

1. Организовать консультации на темы:

    «Куда повести малыша в выходной день?»

    «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»

    «Устное народное творчество - кладезь народной мудрости»

2. Привлечь родителей к сбору предметов народного быта для оформления уголка «избы» в детском саду

3. Пошив родителями элементов русского народного костюма (юбка, кокошник, фартук)

4. Провести родительское собрание «Посиделки у самовара» с обсуждением совместной работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

5. Родителям вместе с детьми принять участие в выставках и конкурсах, проводимыми в ДОУ.

Опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, так как в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи (сера вутица, потопела малых детушек, вор-воришко залез в амбаришко, полез в окошко, упал в лукошко..) . Для этого необходимы наглядные средства.

Вот почему так нужна организация предметно-развивающей среды. Поэтому останавливаться на достигнутом нельзя, необходимо заниматься дальнейшим пополнением «избы» предметами народного быта, деталями народной одежды, образными игрушками-персонажами, куклами, привлекая и сотрудников, и родителей.

Продолжить работу по подбору книг с фольклорными произведениями, в том числе книг-раскладушек и раскрасок, кассет, дисков, а также костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам.

Аттестационный проект.

Тема:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

К ИСТОКАМ

НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Выполнила:

Воспитатель дошкольной группы

МДОУ детского сада

Д.Швариха

Рябова Светлана Николаевна

Проверила:

_______________________________

2008 год

1. Введение.

2.2. Задачи.

2.3. Описание работы

3. Выводы.

4. Список литературы.

5. Приложения.

5.1. Перспективный план работы по приобщению детей к истокам народной культуры.

5.2. Работы детей.

5.3. Фотоматериал.

«Русский народ не должен терять

достойно завоёванного русским

искусством, литературой.

Мы не должны забывать о своём

культурном прошлом, о наших

памятниках, литературе, языке, живописи...

Народные отличия сохранятся и в XXI

веке, если мы будем озабочены воспитанием

Души, а не только передачей знаний».

(Д. С. Лихачёв).

1. Введение.

1.1. Актуальность проблемы приобщения детей к русской народной культуре.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое - далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи - насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи - в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство - это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории своего края.

1.2. Обзор психолого-педагогических исследований по данной проблеме.

Основная установка при организации процесса приобщения ребёнка к истокам культуры заключается в том, что приобщение должно быть активным.

Анализ имеющейся литературы по данной проблеме - в частности, по проблеме ознакомления детей с историей родного края, с фольклором, бытом, обрядами, промыслами, - показывает, что в дошкольной педагогике ощущается явный недостаток не только исследований содержания народной культуры и её влияния на нравственное развитие ребёнка, но и работ, посвященных поиску наиболее эффективных путей, средств и форм духовного воспитания и развития.

В некоторых исследованиях предпринимаются попытки наметить пути духовного развития ребёнка, которые можно обобщить следующим образом.

Нравственно-эмоциональное развитие ребёнка является важнейшим условием нравственной отзывчивости человека, а, следовательно, его нравственной воспитанности. Такое развитие, по мнению А.А.Данилова¹ и А.Д.Кошелевой², побуждает к конкретному поступку, стимулирует практические действия. Чем глубже и ярче переживания, тем устойчивее и полнее нравственные понятия, чувства, возникшие на их основе. Педагогами экспериментально доказано: если постижение нравственных ценностей затрагивает не только разум, но и чувства ребёнка, то они становятся регуляторами его поведения.

Нравственное воспитание до сих пор осуществляется в основном в словесных формах. Полученные таким образом знания недостаточно влияют на поведение, формируя личность, беспомощную в ситуациях свободного выбора. Д.В.Колесов³ считает, что необходимо с самого раннего детства формировать индивидуально-личностную основу поведения через духовное общение. При этом прочно устанавливается приоритет общечеловеческих ценностей, формируется широкий взгляд на природу, общество, глобальные проблемы общечеловеческой культуры

Педагогический процесс дошкольного учреждения необходимо насытить активными формами приобщения ребёнка к культурному наследию народа. Воспитательная

________________

¹ Данилов А.А. Возрождение национальной культуры //Советская педагогика, 1989. № 3

² Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.

³ Колесов Д.В. Психологические основания нравственности // Советская педагогика. 1990 г. № 4

возможность народной культуры, как отмечает А.А. Данилов в своей работе «Возрождение национальной культуры», заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро - зло, щедрость - жадность и т.д. Первенство здесь отдаётся фольклорному материалу, его нравственной сущности. По мнению А.П.Усовой¹, маленьким детям ещё недоступно сознательное усвоение понятия Родины, патриотическое воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для него. Такой благоприятной почвой и явится народное творчество во всём его многообразии. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, В.Я.Езикеева, Н.С.Карпинская, Е.Г. Ковальская, В.М.Федяевская, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. В.М.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, Е.А.Флерина и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка и связь с окружающей жизнью. Известный педагог Е.А.Флерина² одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества. Изучив разную литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что народное искусство как ничто другое, приобщает детей к истории своего края, к промыслам своих земляков, дети начинают понимать и осознавать, что они являются частью этой культуры и должны поддерживать её возрождение.

__________________

¹ Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М., 1961.

² Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.- М.:Учпедгиз,1956

1.3. Обзор программно-методического обеспечения в детском саду по данному вопросу.

В работе по вопросу приобщения детей к истокам народной культуры я опираюсь на базисную программу развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (Т.И.Бабаева), также использую программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.П.Князева, М.Д.Маханева) и «Радость творчества» (О.А.Соломенникова).

Взяв за основу программу «Детство», изучив её содержание по приобщению дошкольников к народной культуре, я пришла к выводу, что в ней большое внимание уделяется таким задачам, как:

  1. Углубление представлений о семье и знаний о родственных отношениях;
  2. Развитие представлений о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства и искусства других народов.

Но задачи ознакомления детей с прошлым своего края, с его историей ставятся очень обще. Поэтому я решила использовать в качестве дополнения порциальную программу О.П.Князевой и М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», а также «Радость творчества» О.А.Соломенниковой.

В программе О.П.Князевой и М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» четко обозначены приоритеты работы по данной проблеме, чего нет ни в одной другой программе: обогащение предметно-пространственной среды предметами, носящими национальный характер; использование фольклора во всех его формах; народные праздники и развлечения, традиции; ознакомление с народной декоративной росписью.

Таким образом, образовательная цель Программы - приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основа его патриотических чувств и любви к Родине.

Проведя сравнительный анализ этих программ с типовой "Программой воспитания и обучения детей в детском саду", я пришла к выводу, что типовая "Программа воспитания и обучения детей в детском саду" как руководство и основной документ для воспитателей, таких задач не включала. Правда, уже в младших группах ею предусматривалось приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.), малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками.

Кроме того, в "Программе" были заложены задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством хохломы, городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклорных произведений, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства, выразительности передачи игровых действий в сочетании со словом.

Однако не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чем же дело? Возможно, это происходило потому, что в "Программе" задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например, "...воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу", "...познакомить с некоторыми изделиями народно-прикладного искусства..." и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя почти не было соответствующих материалов и пособий.

В программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» помимо организационных и методические приемов педагогической работы, перспективных планов и конспектов занятий, в виде приложения приводятся материалы из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.

А также я использую программу «Радость творчества», так как в ней обозначены конкретные задачи по ознакомлению детей с народной декоративной росписью, приведены примерные планы работы по данной проблеме и конспекты занятий.

Таким образом, чтобы решить проблему приобщения детей к истокам народной культуры, я за основу своей работы беру базисную программу «Детство» и как дополнение к ней порциальные программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.П.Князевой и М.Д.Маханевой и «Радость творчества» О.А.Соломенниковой.

Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором я решила проводить по следующим направлениям:

  1. Экологическое и трудовое воспитание (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения, совместная с родителями деятельность, субботники);
  2. Связная речь (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);
  3. Художественно-творческая деятельность (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование);
  4. Социально-нравственное развитие (познавательные беседы, экскурсии в музеи и к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов);
  5. Мир музыки (развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);
  6. Физическое развитие (подвижные игры, соревнования);
  7. Игра (подвижные, словесные и сюжетно-ролевые).

2. Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской культуры. Основные этапы работы

2.1. Анализ состояния работы по данной проблеме.

На первом этапе работы я провела:

  1. Анализ уровня знаний детей;
  2. Анализ знаний семьи;
  3. Создание предметно-развивающей среды.

Изучив литературу по проблеме приобщения детей к истокам народной культуры, я проанализировала работу в старшей подгруппе разновозрастной группы МДОУ д.Швариха и определила уровень знаний детей устного народного творчества, быта и промыслов людей в Древней Руси, а также знание своей семьи и её традиций. Для этого я предложила детям такие задания:

Задание № 1. «Наша Родина»

Цель - уточнить знание своей малой Родины.

Беседа по вопросам:

  1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
  2. Назовите столицу нашей Родины. (Москва)
  3. Какие вы знаете крупные города России?
  4. Где вы живёте - в городе или в деревне? (в деревне) Чем отличается деревня от города?
  5. Как называется деревня, в которой мы живём? (Швариха)
  6. Определение по фотографиям «Узнай и назови».

Задание № 2. «Народная мудрость»

Цель - уточнить знание детьми примет, пословиц, поговорок русского народа и их значения.

Дополнить фразу знакомых пословиц, примет и поговорок, объяснить их значение:

Ученье - свет, а неученье - ........ (тьма).

Апрель с водой, а май....... (с травой).
Вся семья вместе, так и душа....... (на месте).

Готовь сани летом, а телегу.......(зимой).

Кто не работает, .......(тот и не ест).
Мал золотник, .......(да дорог).

Поспешишь - .......(людей насмешишь).

Яблоко от яблони....... (недалеко падает).

Задание № 3. «Одень куклу»

Цель - уточнить представление детей о русском народном костюме.

Задание № 4. «Укрась салфетку»

Цель - уточнить знание декоративной росписи, определить умение самостоятельно использовать имеющиеся навыки.

Задание № 5. «Русская изба»

Цель - уточнить знание детьми названий и назначения предметов быта в старину.

По фотографиям дети определяют и называют предметы быта.

Задание № 6. «Русские народные промыслы»

Цель - уточнить знание особенностей различных промыслов (дымковская игрушка, Хохлома, городецкая роспись и т.д.)

Задание № 7. «Моя семья»

Цель - уточнить знания о членах семьи и родственных отношениях.

Результаты анализа я представила в виде таблицы.

Таблица:

Определение уровня знаний детей

По теме

«Культура русского народа».

Итог

Уровень знаний

Артём М.

средний

Артём Б.

низкий

Лена Г.

средний

Серёжа М.

средний

Олег Ф.

средний

Настя Б.

средний

Условные обозначения:

2 - справился с заданием самостоятельно;

1 - справился с заданием с помощью педагога;

0 - не справился с заданием.

Уровень знаний (в баллах):

12 - 14 - высокий - нет

7 - 11 - средний - 5 человек

0 - 6 - низкий - 1 человек

Полученные результаты говорят о том, что у большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и его исторического прошлого. Поэтому во все разделы программы «Детство» я ввела последовательную систему работы по данной теме.

Кроме того, я провела анкетирование родителей . Им были предложены следующие вопросы:

  1. Сохранились ли в Вашей семье предметы старины?
  2. Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, Дымковские игрушки и т.д.)?
  3. Насколько часто Вы вместе с ребёнком рассматриваете семейные альбомы?
  4. Знает ли Ваш ребёнок родословную своей семьи?
  5. Посещаете ли Вы с ребёнком музеи и памятные исторические места нашей Родины?
  6. Хотите ли Вы, чтобы Ваши дети знали историю своего родного края?
  7. Что Вы предпринимаете для этого?

Выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все родители стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнавать об истории своего родного края, о народных промыслах и т.д. Вместе с детьми родители составляли родословную своей семьи и группе была организована выставка «Древо рода моего», активное участие принимают родители в создании «Книги народной мудрости», детям очень нравится, когда родители вместе с ними рассматривают альбомы и открытки разных городов.

В группе должна быть создана такая предметно-пространственная среда , которая будет пробуждать в душе ребёнка лучшие чувства. Окружающие предметы, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. В начале учебного года в нашей группе не было определённого места, в котором дети могли бы знакомиться с предметами декоративно-прикладного искусства, бытом людей в старину. Работа по приобщению к культуре русского народа проходила преимущественно только на занятиях. Анализ предметно-развивающей среды позволил сделать выводы, что необходимо привлечь родителей к сбору иллюстративного материала, пошиву народных костюмов; установить взаимодействие детского сада и школьного краеведческого музея; оснастить группу предметами старины (печь, крынки, самовар и т.д.), предметами народных промыслов (дымковские игрушки, изделия с хохломской росписью, ручная вышивка и т.д.).

2.2. Задачи.

На втором этапе работы на основании полученных результатов анализа предметно - пространственной среды, знаний детей и семьи я определила для себя следующие задачи:

1. Обогатить предметно-развивающую среду:

  1. Оформить в группе уголок русского быта «Русская изба» (печка, предметы утвари, предметы народного декоративно-прикладного творчества);
  2. Оформить альбомы фотографий по темам: «Нижний Новгород», «Город Богородск», «Деревня Швариха», «Наша жизнь»;
  3. Оформить стенд в уголке социального развития «Наша семья»;
  4. Разнообразить материал для самостоятельной художественной деятельности детей в центре художественного творчества: бумага разной фактуры, кисти разных размеров, пластилин, цветные карандаши, ножницы, глина, восковые мелки и т.д.

2. Повысить уровень знаний и умений детей по данной проблеме:

  1. Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
  2. Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;
  3. Формировать представление о родословной, родственных отношениях, расширять представление о семье;
  4. Воспитывать уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине;
  5. Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству;
  6. Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов.

3. Повысить уровень педагогической культуры родителей:

  1. Провести анкетирование родителей с целью определения знаний о культуре русского народа;
  2. Провести родительское собрание на тему «Приобщение детей к истокам русской культуры»;
  3. Привлекать родителей к участию в педагогическом процессе (создать «Книгу народной мудрости», сшить русские народные костюмы для девочек и мальчиков и т.д.)

2.3. Описание работы.

Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный план работы (Приложение № 1 ).

1. Одной из главных задач нашей работы является воспитание любви к родному краю. Знакомство с природой родного края и с тем, что нас окружает проводится на занятиях по экологическому воспитанию. В течение года я проводила циклы занятий: «Заглянем в Красную книгу», «Всё, что есть на этой Земле - нужно!», «Природа родного края» и «Приметы времён года».

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Мы поощряем такую трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города, села. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь-то и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Совместно с родителями мы проводим субботники по уборке территории детского сада, по озеленению деревни. Дети принимают участие в субботниках, оказывают посильную помощь родителям. Участвуя в такой деятельности, дети понимают значимость их помощи, видят результаты своего труда.

2. В разделе «Связная речь» опора идёт на занятия («Люби и знай свой край родной!», «Земля - наш общий дом!», «Пословица не зря молвится!» и т.д.) Я стараюсь широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества. Чтобы дети осознали смысл пословиц, я использую наглядность, т.е. содержание выражаем в рисунке. Для этого мы ведём работу по созданию «Книги народной мудрости».

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. На рисовании в течение года я знакомлю детей с разными видами декоративной росписи (Циклы занятий «Золотая Хохлома», «Гжельский узор», «Волшебная Дымка», «Чудо-Городец», рисование матрёшек). Дети сначала затруднялись в различении видов росписи, а сейчас самостоятельно называют ту или иную роспись, её основные цвета и узоры. В свободное время дети рисуют свою семью, своих мам, расписывают бумажные силуэты и объемные игрушки. На занятиях лепки мы создаём дымковские игрушки, детям очень нравится украшать свои произведения узорами. К праздникам 23 февраля и 8 Марта дети делали открытки для пап и мам.

4.Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает.

Однако если мы сведём работу только к организации наблюдений, это очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели - познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребёнка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству.

Такую задачу можно решить, только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства. Для воспитания социально-нравственных качеств ребёнка я использую разные формы работы:

  1. Занятия («Город - село», «Промыслы нижегородцев», «Герб и флаг Российской Федерации»);
  2. Беседы («Моя деревня», «Города России», «Моя дружная семья»);
  3. Экскурсии по деревне, к Памятнику, в музеи;
  4. Рассматривание фотографий д.Швариха, г.Богородска и Н.Новгорода;
  5. Рассматривание семейных альбомов;
  6. Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны.

5. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и развлечения. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Очень интересно прошли в группе праздники «Осенняя Ярмарка», «Праздник мам и бабушек» и «Проводы русской зимы - Масленица». На одном из музыкальных занятий дети познакомились с русскими народными музыкальными инструментами, и теперь используют полученные знания в самостоятельной художественной деятельности. Кроме того на занятиях мы разучили хороводы «На горе-то калина» и др. Дети с удовольствием инсценируют русскую народную песню «Как у наших у ворот».

6. Патриотическое воспитание связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться метать в цель снежки, прыгать, подлезать под препятствия, бегать на лыжах на определённые дистанции, разбивать палатки, маскироваться. Свои умения дети смогли продемонстрировать на спортивном празднике, посвященном Дню защитников Отечества. Вместе с папами и дедушками дети весело прыгали в мешках, бегали в обруче, метали мешочки в цель. На такие совместные мероприятия дети откликаются очень эмоционально.

7.Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача взрослых - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление. Постоянно организуем игру «Семья», после экскурсии на медпункт дети самостоятельно играют в «Больницу», сами распределяют роли. Детям очень нравятся народные подвижные игры - «Жмурки», «Золотые ворота», «Горелки», а также словесные - «Испорченный телефон», «Краски», «Чепуха», «Колечко».

8. Главные помощники педагога - родители. Самопознание, самоуважение маленького человечка, доброе отношение к другим начинает формироваться в семье. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, и одним из важных педагогических условий приобщения детей к истокам народной культуры является активное включение родителей в эту деятельность. Семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная и эгоистическая направленность. В своей работе я стараюсь опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Для начала я провела групповое родительское собрание, на котором рассказала о направлениях в работе по приобщению детей к истокам народной культуры. Использование потенциала семьи осуществляется путём:

  1. привлечения родителей к проведению занятий (Михайловская И.С. помогла провести занятие по лепке дымковских игрушек, рассказала и показала как мастерят настоящие глиняные игрушки);
  2. участия родителей в выставках семейного творчества;
  3. предоставления родителями фотографий, альбомов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье;
  4. участия родителей в прогулках и экскурсиях (Должина Т.И. пригласила нас на экскурсию на медпункт);
  5. совместного с детьми участия в развлечениях, пошив русских народных костюмов (очень хорошие костюмы приготовили для развлечения «Ярмарка» Киселёва М.К., Захарова Ю.В., Глебова С.Ю., Митрофанова С.Е., Майданова О.В. и Михайловская И.С);
  6. создания семейного генеалогического древа (семьи Михайловских, Захаровых и Олейниковых);
  7. участия в создании «Книги народной мудрости» - содержание пословиц дети вместе с родителями выражают в рисунках (активное участие принимают Киселёвы, Михайловские, Глебовы, Захаровы);
  8. изготовления пособий, поделок, дидактических игр (Михайловская И.С. сделала и разрисовала дымковские игрушки; Логиновы, Глебовы и Михайловские создали из солёного теста барельеф «Моя семья», Михайловская И.С. и Захарова Ю.В. сшили народные костюмы для кукол).

Родители становятся полноправными участниками педагогического процесса и у них появляется интерес к данной проблеме.

Таким образом, я веду работу по проблеме приобщения детей к истокам народной культуры по всем направлениям программы «Детство», опираясь на помощь родителей.

3. Выводы.

После проведения системы работы по теме «Приобщение детей к истокам народной культуры» была проведена повторная диагностика, и показатели значительно улучшились, что я и отразила в таблице и в графике.

Таблица:

Исходящая диагностика

определения уровня знаний детей

Средний

Лена Г.

Высокий

Серёжа М.

Высокий

Олег Ф.

Высокий

Настя Б.

Средний

Высокий уровень - 3 человека

Средний уровень - 3 человека

Низкий уровень - нет

Сравнительный анализ результативности работы по формированию у дошкольников интереса к истокам русской народной культуры показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); правильно называют членов своей семьи и определяют родственные отношения; самостоятельно называют особенности и главные достопримечательности своего родного края; используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т.д.).

В группе создан уголок русского быта «Русская изба», дети с удовольствием собираются за столиком в избе, пьют чай из самовара; девочки и мальчики наряжаются в русские народные костюмы, водят хороводы. В уголке социального развития дети знакомятся с разными городами нашей страны, рассматривая открытки, но особенно им нравится рассматривать альбомы с фотографиями наших родных городов - Нижнего Новгорода, Богородска и, конечно же, нашей деревни Шварихи.

Рассказать о своей семье и даже показать её дети могут, используя стенд «Наша семья», который сделали мы совместно с родителями. А в центре художественной деятельности дети знакомятся с образцами народных промыслов, используют разные материалы для создания своих работ.

Родители стали принимать активное участие в работе по данной проблеме: шьют народные костюмы не только для детей, но и для кукол, составляют альбомы, помогают в сборе иллюстративного материала, в проведении занятий.

  1. Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России. //Дошкольное воспитание - №8 - 2007 - С.54 - 58.
  2. Берсенева Л. Секреты русского сувенира. // Дошкольное воспитание - №3 - 2003 - С.26 - 29.
  3. Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 - 2007 - С.46 - 52.
  4. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. - Москва: Просвещение, 1990.
  5. Власенко О.П., Дьяченко В.Ю. Маленькие шаги в большой мир: занятия со старшими дошкольниками по окружающему миру. - Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2004.
  7. Дорохина Н. Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание - №10 - 2007 - С.34 - 37.
  8. Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург, 1999.
  9. Лыкова И. Чудо-писанки - шедевры миниатюрной живописи. // Дошкольное воспитание - №3 - 2007 - С. 46 - 52.
  10. Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание - №3 - 2007 - С. 38 - 44.
  11. Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание - № 12 - 2007 - С. 28 - 36.
  12. Развитие речи. Старшая группа. Разработки занятий. 1 и 2 части. Сост. Жукова Р.А. - Волгоград: Корифей, 2008.
  13. Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы. - Москва: Знание, 1988.
  14. Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи. // Дошкольное воспитание - № 12 - 2007 - С. 37 - 51.
  15. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. - Москва: Мозаика - Синтез, 2006.