Блокада Ленинграда

Женщина на войне

Война без прикрас (документальная литература)

А. Адамович, Д.Гранин, «Блокадная книга» (эпизоды)

На большом фактическом материале - документах, письмах, воспоминаниях ленинградцев, переживших блокаду, - авторы рассказывают о мужестве защитников города, о героических и трагических днях обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В книге звучат живые голоса переживших ужасы войны. Это правда войны, без прикрас, без глянца, именно поэтому книга «продиралась» через жесткую советскую цензуру, её первое издание невозможно было найти в библиотеках.

Собранные вместе, эти свидетельства обретают особую силу и, по словам, А.Адамовича, «народную память, состоящую из множества правдивых рассказов, сводят в фокус…»

С.Алексиевич «У войны не женское лицо» (эпизоды)

Вслед за авторами упомянутой выше книги живые свидетельства людей, прошедших сквозь огонь войны, записала С.Алексиевич. Только обратилась она к тем, кому на войне, казалось бы, совсем не место, к женщинам – бывшим саперам и летчицам, медсестрам и прачкам, - к женщинам, что вместе с мужчинами держали фронт. Так возникла книга «У войны - не женское лицо», обладающая силой особого эмоционального воздействия, вызывающая чувство величайшей благодарности и одновременно неизбывной вины перед ними – сестрами, невестами, женами, которые прошли через войну.

Ф. Абрамов «Потомок Джима».

Ю.Яковлев «Девочка с Васильевского острова».

(Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы)

Общие тезисы по теме:

Русская классическая литература представляет благодатный материал для воспитания в человеке любовного отношения к природе. Трудно найти в мире другую национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме «Природа и человек». Описания природы в русской классической литературе – это не просто фон, на котором разворачивается действие, они имеют важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается и внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.

Английский писатель Ч.Сноу, говоря об отличии английской литературы от русской, заметил: «Почти во всех произведениях русской литературы и прежде всего Толстого английский читатель ощущает дыхание необъятных пространств, бескрайних русских равнин».



1.Тезис: «Человек и природа - единое целое. Все мы - порождение природы, ее часть».

И.С.Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»

И.С.Тургенев в историю русской литературы вошел как художник, который показывает первозданную общность природы с человеком. Хорошо известны его слова: «Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячами нерасторжимых нитей». Ощущение своего единства со всем живым на земле определяет нравственные свойства многих его героев.

Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней.

М.Пришвин «Кладовая солнца»

В произведении «Кладовая солнца» Пришвин высказал в нем свои сокровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».

«Слово о полку Игореве»

В.Астафьев «Царь-рыба»

В «Царь-рыбе» Виктор Астафьев пишет о животворящем начале соединения человека и природы. Отношения человека и природы, по мысли Астафьева, должны строиться на принципах гармонии. Попытки «покорения» природы способны привести к гибели всего.

Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.

Тезис: Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым.

В.Шукшин «Старик, солнце и девушка»

В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим пример отношения к родной природе. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Девушке-художнице, которая находится рядом с ним, он ежеминутно комментирует меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и для героини открытие, что дед, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!

Ф.Абрамов "Есть, есть такое лекарство"

«...Баба Маня встала. Встала, с трудом добралась до дома и слегла: у нее началось двустороннее воспаление легких. Больше месяца не поднималась с постели баба Маня, и врачи не сомневались: умрет старуха. Нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мертвых. Есть, есть такое лекарство! Его бабе Мане принесли скворцы...»

Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями».

Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что-то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.

В.Шукшин «Залетный»

Саня Неверов, герой рассказа В. М. Шукшина «Залетный», по его словам, «всю жизнь жил неправильно». А вот когда заболел и смерть постучала в его дверь, ему вдруг страстно захотелось жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. «Сорок раз видел весну, сорок раз! И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!»- говорит он.

Л.Н.Толстой «Война и мир». Эпизоды «Ночь в Отрадном», «Дуб».

Не может оторваться от созерцания прекрасной лунной ночи героиня романа «Война и мир» Л.Н.Толстого Наташа Ростова. Она так восхищена ночным пейзажем, что не может даже думать о сне. Андрей Болконский, тоже любовавшийся прекрасной ночной картиной и случайно подслушавший восклицания девушки, очарованной красотой ночи, неожиданно придет к выводу, что «жизнь не кончена в тридцать один год»…

Тезис: Необходимо бережно относиться к природе.

Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Очень важная мысль сказки-притчи бесхитростно выражается в словах главного героя – Маленького Принца: «Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету». Человек - не царь природы, и если он не следует её законам, то извечный миропорядок может нарушиться, - считает автор. Устами ещё одного героя сказки – Лиса – автор напоминает нам, людям: « Мы в ответе за тех, кого приручили».

Б.Ш. Окуджава «Мышка»

Тезис:«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Н.Д. Телешов «Белая цапля».

Тема потребительского отношения к природе. Проблема ответственности человека за свои поступки.

Чем люди живы?

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы). Формулировка «Чем люди живы?» подразумевает, что люди живы духовными ценностями: любовью к ближнему, верой в Бога, мечтой, верой в справедливость, в дружбу…

Тема любви.

nА.Н. Островский «Гроза»

Пьеса «Гроза» - социально-нравственная драма. Тема любви в пьесе А.Н.Островского не является главной. Писатель утверждает (идея), что любить по-настоящему – значит жертвовать ради любимого человека всем, что у тебя есть.

Любовь Катерины – Основа ее жизни – любовь к Богу, к матери, к любимому человеку. Катерина любит не так, как окружающие её женщины. Она готова на жертву ради любимого человека. Героиня нарушает даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для неё священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - скажет она Борису.

Любовь Тихона Кабанова – любовь раба. Тихон по-своему любит Катерину, но боится её чувства. Он не защищает её, а только молча жалеет.

Любовь Бориса – любовь рабская. Человек безвольный, не способный на решительные действия, не готов взять ответственность за любимую женщину. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Борис советует Катерине покориться судьбе и терпеть.

Любовь Варвары – любовь легкомысленной женщины. Она не способна на большую любовь, несмотря на то что сбегает с Ваней Кудряшом. Не верится, что Варвара и Кудряш смогут создать крепкую семью, ведь они одинаково смотрят на отношения мужчины и женщины.

nИ.С.Тургенев «Отцы и дети»

nВ.А. Жуковский «Светлана»

nА.С.Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Дубровский», «Евгений Онегин» и т.д.

nМ.Ю.Лермонтов «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Герой нашего времени»

nЛ.Н.Толстой «Война и мир»

nФ.М.Достоевский «Преступление и наказание»

nА.А.Блок, В.В.Маяковский, А.А.Ахматова, М.И.Цветаева

nМ.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» и др.

nБунин «Лапти», «Чистый понедельник»

nПлатонов «Юшка»

nПушкин «Капитанская дочка»

nСолженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича»

nТолстой «После бала»

nШолохов «Тихий Дон»

nШукшин «Калина красная»

Чем люди живы?

Что составляет основу, саму сущность жизни людей?

Думаю, коренные ценности человеческого бытия и быта в трагические моменты истории, в дни мира и трудов люди опираются на нравственные ценности, которые выработаны человечеством. Они живы идеей сохранения мира и жизни на земле. Они озабочены благоденствием и процветанием своего государства и своей малой родины, в рамках которых протекает их жизнь. Они оберегают пространство личной жизни – дом, семью, детей. Не чужды им простые человеческие радости: проявления любви, дружбы, любование красотой природы и человеческих отношений. Независимо от времени и среды проживания люди едины в своём стремлении к счастью, порою по-разному понимая суть этого важнейшего человеческого состояния. Важно отметить и то, что человек всегда стремился определить своё место в жизни, понять своё предназначение. Размышляя над тем, чем живы другие, он всегда стремился к осознанию того, чем жив он сам, удовлетворяет ли его собственная судьба, не сузил ли он рамки своей жизни до уровня быта, оставив другим право решать вечные вопросы бытия. Такие вопросы требуют от человека великого труда ума, души, честности перед собою. И тогда жизнь человека наполняется не только трудом ради ежедневного выживания, но и духовной работой, обеспечивающей развитие личности человека и, следовательно, жизни в целом. Пониманию сути человеческой жизни, проникновению в самые различные её проявления, безусловно, способствует литература – как мировая, так и наша родная – русская.

Размышляя над вопросами, чем наполнить свою жизнь, чему её посвятить, бьётся тревожная мысль Евгения Базарова – главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он анализирует различные варианты человеческой судьбы, уклады жизни. «Напичкать день всякими занятиями, ахами да охами»… так, «что и опомниться некогда»? (Базаров о жизни своей матери). Вести «глухую жизнь, какую ведут здесь отцы»? Жить легко, «провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь», как Анна Сергеевна Одинцова? Посвятить свою жизнь борьбе за то, чтобы «у последнего мужика» была «славная, белая изба»? «Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?» В сцене «Под стогом сена» поставлены конечные вопросы бытия, неразрешимые по своей сути: что такое человек и что такое жизнь человека? Зачем нужна жизнь, если она не вечна? Где грань между будничным, сиюминутным и вечным? В чем смысл человеческой жизни, если он лишь песчинка, некая «математическая точка» по сравнению с вечностью? Как должен распорядиться своей жизнью человек? Какой цели себя посвятить?

Л.Н. Толстой, великий знаток человеческой натуры, в романе «Война и мир» тоже показывает разные уклады жизни. Суть жизни одних людей (светское общество в салоне Шерер) составляют карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость. Внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. А внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны. Например, князь Василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. Скрывая корыстные намерения, он говорит, « как заведённыё часы», «как актёр говорит слова старой пьесы». Этих людей он относит к партии « войны». Им Толстой противопоставляет «жизнь сердца» Ростовых и «жизнь ума» Болконских. Всех Болконских связывает глубокая работа мысли, высокий интеллект, склонность к умственной деятельности, глубина душевного мира, гордость, аристократизм. Ростовы живут сердцем – любовью, дружбой. Эти две семьи, когда придёт необходимость, проявят себя подлинными патриотами и будут защищать свою страну, свой дом, свой образ жизни.

Эти традиции наследуют Турбины - герои романа М. Булгакова «Белая гвардия», воспитанные на книгах Пушкина и Толстого. Их дом сотрясает «дикий, чёрный ветер» гражданской войны. И они готовы защищать Город, Дом, дворянские понятия о чести и долге. Защищая Дом, они отстаивают тот уклад жизни, который был завещан им родителями, те идеи гуманизма, на которых они были воспитаны русской классической литературой. За окнами дома - холод, мрак, хаос, а в квартире старинные часы, играющие гавот, “лампа под зелёным абажуром”, уютные “кремовые шторы”, фамильный синий сервиз, кафельная печка, на которой члены семьи пишут друг другу шутливые послания. Всё это создаёт ощущение тепла и надёжности. «Бронзовая лампа под абажуром» символизирует частную жизнь и домашний уют. В борьбе мирного света домашней лампы с наступающей тьмой отражена борьба живой жизни с внезапной смертельной вьюгой, «бураном».

Здесь «лучшие на свете книги с Наташей Ростовой, «Капитанской дочкой». Многое пришлось вынести Турбиным в течение зимы 1918-1919 года. Но в финале романа в их доме за общей трапезой вновь собираются все. «И всё было по-прежнему…Содружество людей и вещей выстояло», и это главное. Булгаков и его герои уверены: “Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся…” Дом и звёзды как вечные нравственные ценности, как первооснова жизни - вот чем жив человек.

Так чем же живы люди? Интересами мира, дружбы, любви, поисками своего места в мире, стремлением наполнить жизнь смыслом и участвовать в общей жизни людей, борьбой за жизнь и то, что составляет её суть.

Надежда Геннадьевна Горох

Чем люди живы? (На материале произведений М.Горького)

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Рассказ «Челкаш»

Тезис: «Хотя со времени написания рассказа «Челкаш» прошло более ста лет, он не потерял своего значения и в наше время. Экономический кризис, обнищание большинства населения, падение престижа нравственных ценностей – все это привело к тому, что многие люди считают деньги самым главным в жизни, и для них неважно, каким способом они добыты. Преодолеть психологию стяжательства не просто, но тот, кто сможет это сделать, станет выше, чище и духовно богаче» (Е.Б.Тагер)

Что больше всего ценит в жизни Челкаш? О какой жизни мечтает?

Найдите описание портрета героя. С какой птицей сравнивает Челкаша автор? Почему?

Какие представления о свободе у Гаврилы? Совпадают ли они с представлением о свободе Челкаша?

Что движет поступками Гаврилы? Почему в голове религиозного парня зреет замысел убийства?

Кто из героев, на ваш взгляд, духовно выше?

_______________________

Тезис: «М.Горький вошел в русскую литературу как писатель, на собственном опыте познавший жизнь с мрачных и неприглядных сторон. Он в свои двадцать лет увидел мир в таком разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его душевное благородство, в его силу, возможности». (А.А.Волков)

Каков идеал человека, по М.Горькому? Докажите примерами из его произведений.

В каких горьковских образах утверждается идея беззаветной любви к людям?

____________________________

Тезис: «В своем творчестве Горький решал вопросы, каким быть человеку и как ему жить среди людей» (А.Н.Семенов)

Присутствуют ли эти вопросы в «Песне о Соколе», рассказах «Челкаш»? Как на них отвечает автор?

Творческая работа:

Поразмышляйте в эссе над вопросом об истинных ценностях человека.

Рассказ «Старуха Изергиль»

Тезис: «Жизнь - нетающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям». (Б. Шоу)

Каким предстаёт идеал человека в рассказе «Старуха Изергиль»? Над чем заставил вас задуматься рассказ?

В героях воплощены красота, сила, энергия, молодость, любовь к свободе. Может ли это быть главным при оценке человека? При каком условии всё это восхищает?

«В жизни всегда есть место подвигам». В чём сущность подвига? Подвиг Данко – ради людей. Но освобождённые люди забыли своего спасителя. Стоило ли жертвовать собой? Какую память оставил о себе Данко? (голубые искры).

Творческая работа:

Голубые искры попадают в сердца людей и заставляют их пылать такой же любовью к людям, какая жила в Данко. Одни люди с пылающими сердцами совершают подвиги, другие всю свою жизнь превращают в подвиг. Напишите эссе на тему «Люди с пылающими сердцами».

Никто не станет спорить с утверждением, что огромную роль в нашей жизни играют братья наши меньшие. Для многих питомцы становятся членами семьи. Именно домашние любимцы становятся для нас образцом верности и беззаветной преданности.

Тема взаимоотношений человека и животных затрагивалась многими писателями. Обратимся к рассказу Э. Сетон-Томпсона «Чинк». Щенок в течение нескольких дней охранял имущество пьянствовавшего где-то хозяина, при этом изнемогая от голода (он ничего не ел все это время, ведь хозяйскую еду он должен был охранять!) Кроме того, его терзал постоянный страх перед его заклятым врагом –шакалом, постоянно донимавшим его. Возвратившись, Обри, хозяин Чинка, был несказанно поражен его мужеством и преданностью. Не может остаться равнодушным и читатель.

Братья наши меньшие учат нас любви и заботе. Именно благодаря им мы узнаем, что такое сострадание живым существам, ответственность за них, учимся быть признательными. К. Паустовский в рассказе «Заячьи лапы» повествует о том, как заяц вывел из огня деда Лариона и тот в благодарность вылечил его и оставил у себя. Писатель хочет донести до нас мысль о важности чувства признательности за добро, необходимости заботы о живых существах.

Добрые чувства пробуждаются в раннем детстве. Именно тогда закладывается чувство любви ко всему живому, доброта и способность к состраданию. Писатель -Михайловский в рассказе «Тёма и Жучка» описывает, как маленький мальчик не может остаться равнодушным к судьбе собаки, провалившейся в колодец. Среди ночи он идет спасать Жучку, хотя ему и страшно. Способность преодолевать свой страх ради помощи живому существу, попавшему в беду, говорит о мужестве мальчика. Такой человек никогда не будет злым, жестоким или безразличным к чужой беде, будь то человек или животное.

К сожалению, нередки случаи жестокого отношения к животным. Некоторые люди бросают своих питомцев, случается, избивают их или даже убивают. Есть даже целые сообщества догхантеров, которые занимаются уничтожением бездомных собак. Страшно представить, на что способны люди без сердца. О бесчеловечном отношении человека к братьям нашим меньшим пишет Ю. Яковлев в рассказе «Он убил мою собаку». Жестокие хозяева бросили собаку, ее подобрал мальчик и привел домой. Однако родители были против. Сначала отец выгнал собаку на улицу. Однако главный герой, Таборка, все равно не расстался с ней: поселил ее в сарае, даже привел в школу. Тогда отец подозвал собаку и выстрелил ей в ухо. Невозможно без содрогания читать строки, в которых описывается это хладнокровное убийство. Показывая жестокость своего персонажа, автор призывает нас одуматься, пробуждает в наших сердцах чувство жалости к бездомным животным . Ведь не по своей воле они стали такими. В этом тоже наша вина.

Л. Андреев в рассказе «Кусака» говорит о предательстве «добрых» людей. Дачники приручили бездомную собаку, дали ей имя и надежду. Она поверила людям, полюбила их всем сердцем. И что же? Дачный сезон закончился, люди уехали, бросив Кусаку на произвол судьбы. Она больше не была им нужна. Андреев акцентирует внимание читателя на страданиях животного, жестоко преданного людьми.

Природа как источник красоты

(эстетическое воздействие на человека)

а/ Примерное вступление

Человек и природа… Это одна из «вечных» тем в истории отечественной и мировой литературы. Природа всегда служила источником красоты, способным оказать благотворное влияние на человека, наполняла его душу умиротворением и покоем, помогала статьчище. В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая ее к прекрасному мигу осознания себя частицей Вселенной. (56 слов)


б/ Примерное рассуждение

Многие п оэты и писатели понимали, что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. В произведениях талантливых авторов картины природы открываю нам восхитительный мир, волнуют своей неповторимостью, напоминают читателям: не губите красоту вокруг себя. (46 слов)

в/ Аргументация (примеры из литературы – развёрнутые, указываем точно авторов и названия произведений в кавычках!)

Обратимся к произведениям русской литературы . Одним из замечательных произведений, где показано эстетическое воздействие природы на человека, является стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Стихотворение открывается риторическим восклицанием, передающим радостное настроение лирического героя: «Мороз и солнце; день чудесный!» И, действительно, благодаря поэтическому таланту А.С.Пушкина, мы попадаем в мир зимней сказки, видим картину чудесного утра:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

Поэт создаёт очень зримую картину природы. В этом ему помогаютцветовые эпитеты: «голубыми небесами», «янтарным блеском», глаголы со значением цвета: «чернеет» (лес), «зеленеет» (ель). Нам понятно состояние поэта, который любуется красотой зимнего утра, предает свое восхищениекартиной родной природы. (103 слова)

Приведу другой пример . В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» есть эпизод «Ночь в Отрадном». По дороге в рязанское имение сына главный герой князь Андрей Болконский останавливается на ночлег в имении Ростовых. Ночью он слышит разговор Наташи Ростовой и Сони. Наташу восхищает красота лунной весенней ночи, она высовывается из окна, смеется, будит Соню: «Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало» . Светлый, счастливый, поэтический мир любимой героини Л.Толстого, её умение видеть красоту природы, восхищаться ею передает автор в этой сцене.

Восторженное состояние героини передается и князю Андрею, вызывая «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд», заставляет другими глазами посмотреть на окружающий мир, на самого себя.Лунная весенняя ночь в Отрадном пробуждает в душе героя желание жить, радоваться, любить. (116 слов)

Возможные аргументы:

  1. Николай Петрович Кирсанов в романе «Отцы и дети»
  2. Олеся в повести А.И.Куприна
  3. Стихотворение Е.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..» В стихотворении Е.Баратынский встречает весну ликующим, радостным гимном. Поэт восторженно приветствует раннюю весну, которая со всей мощью и присущим ей блеском приходит на смену зиме. Она и у поэта пробуждает порыв к идеалу, желание слиться в этом едином порыве с природой и раствориться в ней… (И другие лирические стихи русских поэтов о природе)

Примерное заключение

Даже на примере двух этих произведений можно судить о том, что

жизнь природы оказывает огромное влияние на человека, меняет его внутренне, делает лучше. (23 слова)

Итог - 344 слова

Http://mmoruli.rusedu.net/post/7146/98428

Кто из нас не ощутил божественного слияния с окружающей природой и то уми­ротворяющее состояние, в которое погружается душа, словно растворяясь в окру­жающем мире?

Конечно, наиболее тонкое постижение духа природы свойственно нашим поэтам и писателям, которых отличает особая восприимчивость окружающего мира.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Эти проникновенные стихотворные сточки созданы Фёдором Ивановичем Тютчевым в 1836 году («Не то, что мните вы, природа»...) . Подчёркивая, что не всякий человек способен проникнуться духом природы, поэт описывает то волшеб­ное действие, которое она производит на тонко чувствующих её людей: в их душу «входят» лучи, в груди «цветёт весна» , таинственный мир природы во всем вели­колепии и красоте раскрывается перед ними.

Природа была источником, питающим и творчество Сергея Александровича Есенина; пейзажные зарисовки его ранней лирики никого не могут оставить равно­душным. Красота Рязанщины, родины поэта, напитала его поэзию синью небес:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску...

(«Запели тёсаные дроги...»)

Поэт не мыслит себя без родной природы:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

(«Матушка в Купальницу по лесу ходила»)

Сергей Есенин находит удивительно точные поэтические слова для выражения того внутреннего перерождения, очищения, которое наступает в его душе при сопри­косновении с миром природы:

Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

(«Я пастух, мои палаты...»)

С трепетом и необыкновенной любовью поэт замечает каждое движение, проис­ходящее в мире природы:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

(«Закружилась листва золотая»)

И не устаёт объясняться ей в любви:

Я сегодня влюблён в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол/.../

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

(«Я сегодня влюблён в этот вечер...»)

Не только поэты, но и прозаики с помощью художественного слова передают уди­вительно благотворное воздействие природы на душу человека. Так, например, в произведении Сергея Тимофеевича Аксакова «Записки об ужении рыбы» , напи­санном в 1847 году, писатель пишет, что только в деревне, не подмосковной, а в дальней «можно чувствовать полную, не оскорблённую людьми жизнь природы. Деревня, мир, тишина, спокойствие! Безыскусственность жизни, простота отно­шений!» И призывает «туда же бежать от неугомонной, внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, бесполезных, хотя и добросовест­ных мыслей, забот и попечений!» И утверждает, что именно там, на берегу рек и озёр, «улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолю­бивые мечты, разлетятся несбыточные надежды»! То есть уйдёт всё наносное, ненужное человеку, исчезнут мнимые ценности, придёт понимание истинной кра­соты, стремление к вечным идеалам любви, правды, абсолютной истинности нрав­ственных ценностей. С.Т. Аксаков убеждён, что благодаря природе человек может избавиться и от агрессивности в общении, примириться не только с окружающими людьми, но и с самим собой: «Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхож­дение к другим и даже к самому себе».


Более того, природа, пишет писатель, способна и укрепить в нас веру в собствен­ных силах, избавить от сковывающей неуверенности, от депрессивной усталости, наполнить нас живительной новой энергией: «Неприметно, мало-помалу, рассеет­ся это недовольство собою, эта презрительная недоверчивость к собственным силам, твёрдости воли и чистоте помышлений - эта эпидемия нашего века, эта чёрная немочь души, чуждая здоровой натуре русского человека, но заглядывающая и к нам за грехи наши» .

Таким образом, человек, являясь частью нашей природы, не может, не соприка­саясь с ней, обрести счастья, здоровья, уверенности в себе и должен черпать свои силы как творческие, так и духовные, душевные и физические в соприкосновении с миром природы, не позволять себе надолго растворяться в шумном пространстве города и быть слишком долго изолированным от неё.