«То, что теперь доказано, раньше существовало лишь в воображении». - Блейк.

Что есть воображение? Игра разума, внутреннее видение или и то и другое? Есть ли сходство в мечтательности и фантазии?

Помогает воображение конкретному человеку в его жизни или создаёт значительные трудности?

Нужно ли развивать воображение или учиться его контролировать?

На все эти вопросы нет единого ответа, ибо воображение подобно водной стихии, которая может в одно мгновение превратить штиль в девяти бальный шторм.

И всего-то навсего для этого нужно дуновение шального ветерка мысли.

«Видел он немало, но воображение уносило его ещё дальше, ему казалось, что за гребнями гор скрыты волшебные страны, полные удивительнейших существ. И многие годы спустя он избегал тех мест, сознавая, что мечта не выдержит столкновения с действительностью». Так ли это на самом деле, как это описывает Артур Кларк в книге «Свидание с Рамой»?

СУТЬ ВООБРАЖЕНИЯ

Как бы мы не рассматривали воображение, оно является областью, в которой вряд ли можно поставить точку, лишь многоточие…

«Воображение - это могущественная помощь во всяком событии в нашей жизни, действующее на веру, и обе они являются чертёжниками, которые приготовляют наброски для воли, чтобы запечатлеть их, более или менее глубоко, на скалах трудностей и препятствий, которыми усыпан жизненный путь». - Е. П. Блаватская.

В этом смысле - это не что иное, как воодушевлённо-отражённый образ внутренней картины мира, естественно инспирируемый различными уровнями сознания человека.

Если же рассмотреть воображение, как качественный инструмент разворачивания определённого образа, то здесь представляется важным отметить его границы: от мечты, фантазии и грёз до сумасбродных начертаний на внутреннем мыслительном экране. И здесь воображение может принимать всевозможную искажённую и даже болезненную форму.

«Половина если не 2/3 наших болезней и недомоганий, являются плодом нашего воображения и страхов. Разрушьте последние и придайте иное направление первому — и природы доделает остальное». - Е. П. Блаватская.

И эти утверждения не плод воображения великого теософа, ибо находят подтверждения уже сегодня.

«Боязнь увечья, потери, болезни, неудачи и т.п. порой так овладевает воображением человека, что он подсознательно, несмотря на все усилия воли, тянется к объекту страха. Более того, чувство страха приводит в действие биохимический механизм стресса, ослабляющий щитовидную и другие железы, сводя до минимума сопротивление организма инфекциям, болезням и даже «несчастным случаям». Ослабляя волю, страх воздействует и на мышцы; он вызывает также нарушение равновесия между двумя полушариями головного мозга, что в свою очередь нарушает координацию и дееспособность». - Доктор Поль Вайнцвайг.

Градации воображения не имеют чётких и установленных пределов, и могут варьировать в зависимости от индивидуальных талантов человека, так и его восприятия, а также способности мышления завершать, продуцировать или изменять действительность.

Приукрашивая что-либо, наделяя тот или иной объект определенными несуществующими или не совсем соответствующими качествами, мы выводим воображение на предполагаемые уровни иллюзорности и эфемерности, которые не способны стать реально воплощаемыми или осуществимыми.

А это уже не просто фантазии, а нечто другое - создание параллельной действительности, которая при определённых условиях может не только продолжать существовать, но и изменять наличествующую реальность.

ВООБРАЖАРИУМ ИЛИ ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ

Такой инструмент, как контроль над производимыми мыслительными движениями очень важен и воистину значим в свете того факта, что строить заведомо ложное, никому ненужное и ветхое здание мыслеобраза дело не только бесполезное, но и вредное. Ибо, уводя нас с нужной тропинки исканий в заведомо глухой и непроходимый лес мечтательности, мы ослабляем не только , но и теряем эту силу незаметно и с подвохом.

Мечта уносит нас так далеко, как только возможно, постоянно видоизменяясь, преобразовываясь и не задерживаясь подолгу на одном объекте. Она рассеивает нашу устремлённость, распыляет осознанную концентрированность, выбивая с седла уверенности.

Такая мечтательность есть пассивным, суррогатным воображением, так никогда и не реализуясь в конкретной жизни.

Но это не относится к детской мечте, ненавязчивой и глубокой, яркой и насыщенной, ибо это уже ви дение возможного и действительного будущего. В детской мечте нет места воображению в его неукротимой и необузданной форме. Тут есть чистота мотива и ясное принятие, глубокое чувствование и непосредственное рассматривание.

Детская мечта это, поистине, воображение в его первозданном виде с неискажённым восприятием и отчётливым образом. Это простая истина в лёгкой дымчатой облачности детских представлений. Но сохранить это детское построение образа внутреннего мыслителя задача сложная, даже практически неосуществимая, но отнюдь не бесполезная.

Мы сохраняем зачатки детского, творческого и живого воображения в скрываемых образах подсознательного и закромах неосознанного. И при наличествующих событиях и благоприятных факторах жизни эти образы могут развернуться с новой силой, необычайной яркостью и обогащенной значимостью. И тогда, детская фантазия и мечтательность перестанут быть ничего не значащими, а наоборот, окажутся фундаментом будущей творческой наполненности и осуществимости.

Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе».

Данное подтверждение мы встречаем у русского философа Э. В. Ильенкова, в его труде «Диалектическая логика»: «Традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию».

Известный отечественный психолог Лев Семёнович Выготский считал, к примеру, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. С усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности.

Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

«Кто одарён сильной фантазией и достаточно созерцает через неё, может скорее обходиться без действительности, а также без общества». А. Шопенгауэр. Новые паралипомены…

Духовная / эзотерическая наука также делает различие между воображением и фантазией:

«В оккультизме не следует смешивать воображение с фантазией, так как оно является одной из послушных сил высшей Души и памятью о предшествующих воплощениях, которая, как бы не была искажена низшим манасом (авт. — умом), всё же всегда основывается на истине».- Е. П. Блаватская. Теософский словарь.

ВООБРАЖЕНИЕ КАК СНОВИДЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

«Как продолжительна ночь бесконечного времени в сравнении с коротким сновидением жизни!» - А. Шопенгауэр.

А теперь остановимся на той части воображения, которая затрагивает сон. И в данном случае идёт речь не только о физическом процессе, но и астрально-эмоциональном мире наваждения или иллюзии, в котором пребывает большая часть народонаселения планеты.

В рассмотрениисон - это состояние ночного отделения / отрешённое сознание / ночное сознание / ноуменальное состояние . В случае осознанных сновидений сон предстаёт перед нами, как свет ночного осознания .

Как может воображение живо и с мельчайшими деталями и подробностями воспроизводить то, чего ты никогда не делал?

Как утверждал Пифагор: «Воображение - это не что иное, как память о предшествующих рождениях».

Это высказывание имеет ныне множество подтверждений, благодаря трудам Майкла Ньютона («Предназначение души», «Путешествие души»), Яна Стивенсона и его последователя Джима Такера («Жизнь после жизни»), Джины Серминара («Обителей много») , 25 тысяч чтений Эдгара Кейси, а также 2500 свидетельств детей (от 5 до 8 лет), указавших точное место предыдущего рождения, имена близких и родных, а также другие подробности предыдущего воплощения.

Кроме того, многие дети практически до 5-7 лет дети не утрачивают непосредственной связи с высшим «Я» через канал духа посредством душевных впечатлений. Происходит же это посредством сличения и соизмерения изначальной информации — через сны, хорошее воображение и даже эфирное видение. Так дети сопоставляют увиденное и прочувствованное с преподносимой родительской информацией.

Как писал пресбитер Ориген: «У души нет ни начала, ни конца… Души приходят в этот мир, укреплённые победами или ослабленные поражениями предыдущих жизней…»

Воображение, усиленное внутренней потребностью в целостности, и снятию завесы, скрывающей действительный и неискаженный образ собственной индивидуальности — необходимое свойство, позволяющее и взрослым и детям обрести душевное равновесие и мощную поддержку.

Установив однажды контакт со своей незримой частью, мы совершаем процесс единения, называемый

«Причиной неспособности человека понять собственную природу, является его неумение уйти от самого себя, бесстрастно, так сказать, со стороны, оценить личные качества. В попытке проанализировать и изучить высшее, он должен использовать те самые способности, которыми его на протяжении веков учили пренебрегать, а именно, воображение и интуицию. Он похож на муху, ползающую по руке и убеждённую, что весь мир и есть эта рука». - Теогенезис. Древние Станцы Дзиан.

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ. ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию». - Альберт Энштейн.

Развитие воображения - как описывает его психология, есть «целенаправленный процесс, преследующий задачи развить яркость воображаемых образов, их оригинальность и глубину, а также плодотворность воображения».

Если же отстраниться от академической науки и пересмотреть все взгляды о мышлении, рассудке, ментальном программировании через закреплённые социальные образы и стереотипы, то представляется следующая картина.

Вначале ребёнка всячески втискивают в «рамки» и «нормы» взрослого мира потребления, а затем он уже сам, повзрослев, пытается возродить первичные способности через самовоспоминание, осознанные сновидения, интуицию и другие жизненные катализаторы.

«Идея вбивания ребёнка в шаблон, желанные родителям или учителю, есть варварское и невежественное суеверие. Это эгоистическая тирания над человеческой душой. Нужно помочь растущей душе раскрыть то, что в ней самой есть лучшее и сделать её совершеннее для ценного использования». - Шри Ауробиндо.

Другими словами, парадокс воображения всё ещё не преодолён нашим обществом, которому куда легче признать воображение, как фантазию, чем исследовать сверхсознательную область, не контролируемую умом.

Когда мы говорим о развитии творческого воображения, мы, прежде всего, подразумеваем работу над воображением или воображение, которое кроме мыслительных операций, принимает деятельные и реализуемые формы.

«Не подлежит, что в обеих областях - суждении и действии воображение играет роль посла, или посредника. Ведь чувство передаёт воображению все виды образов, о которых затем выносит суждение разум, а разум в свою очередь, отобрав и приняв те или иные образы, возвращает их воображению ещё до того, как принятое решение будет исполнено». - Френсис Бэкон. Здесь всё более-менее понятно.

Но есть ещё и воображение, которое, к примеру, связано с религиозным чувством и вообще верой в Вышнее. В нём как раз воображение выступает основной движущей силой веры в незримое и неосязаемое.

«В вопросах веры и религии воображение берёт верх над самим разумом и выходит на передний план, потому что милосердие божье использует движения фантазии как орудие просветления, точно также как оно использует движения воли в качестве орудия добродетели. Именно поэтому религия всегда искала себе путь к человеческому уму, прежде всего, через сравнения, образы притчи, видения, сны». - Ф. Бэкон. Сочинения.

Идём дальше. А как не похоронить те зачатки воображения, которые довольно сложно осуществить в действительности, но которые, тем не менее, создают картину представлений, свойственных миру горнему или предыдущим воплощениям?

На мой взгляд, ответ прост и сложен одновременно.

Простота его в том, что если в каждом таком детском воспоминании находить ростки любви, сострадания, красоты и показывать на личном примере как все эти качества реализовать в данной жизни, то воображение, как память прошлого или даже будущего (так как время не линейно) будет иметь продолжение в действии.

Кроме того, если любые негативные воспоминания рассмотреть через символ, ассоциацию, как указание на необходимость обращения пристального внимания на тему страхов, сомнений и других негативных реакций, то тогда они не станут импринтами и ограничивающими целостное развитие программами.

Сложность же заключается в том, что, как правило, у родителей нет чётких инструментов для распознавания у ребёнка воображения и фантазии, желаемого и действительного в его системе жизненных координат.

Для взрослых людей, динамика изменений несколько другая. Ибо для использования внутреннего потенциала души им требуется главное и непременное усилие - успокоение или отвлечение рассудочного и логичного мышления.

Могу, правда, предложить несколько полезных действий, которые помогут не только раскрыть потенциал воображения, а и активировать шестое чувство - интуицию.

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ И КОНТРОЛЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Мы все хоть раз в жизни сетовали на память и на то, что неплохо бы заняться её укреплением. Я не стану здесь вдаваться в подробности, скажу лишь, что дело совсем не в ней, а в отсутствии должного внимания, концентрации, сосредоточения и даже банального отсутствия интереса.

«Тренировка памяти неразрывно связана с тренировкой воображения, с чьей помощью воспроизводятся те ситуации, в которых и на которые наша память должна реагировать». - Ю. Орлов.

Чтобы тренировать данную способность нужно понять, в чём её сильные и слабые стороны.

Итак, предлагаю нехитрые, но действенные способы по развитию и контролю воображения:

  1. Не всегда, как вы уже поняли, уместно, когда следуют навязчивые образы или вы слишком мечтательны. И в том и другом случае существует неконтролируемый вами поток. Поэтому важно научиться выходить из него подобно воздушному судну, которое отделяется от заправщика или космического корабля от станции, или более простой аналогии - выхода из реки. Проделайте это в вашем уме, ибо он как раз служит источником наваждения. Можете мысленно создать представление - фантом вашего физического мозга - энергетический аналог и «выделить» область в нём, которая отвечает за автоматизм и беспрерывность потока и затем мысленно «удалить» её энергетическим лазером.
  2. Затем заполните это удалённое место энергией воображения, которое будет активироваться только тогда, когда вам это будет нужно и только тогда.
  3. Управление воображением способствует управлению нашими влечениями, а также потребностями. К ним можно отнести всё, что угодно - пищевое поведение (скажем во время поста или лечебного голодания, диеты). К примеру, вы можете представить себя солнцеедом и напитывать себя энергией солнца во время вынужденных, вышеописанных перерывов в еде. Для этого недостаточно впустить в своё сознание данную мысль, ибо ей должно поверить и ваше тело. Его голодные спазмы легко устраняются питьём и расслабляющим дыханием, а также концентрации на солнечном сплетении и ощущением разлития солнечных лучей по всему животу. Кроме того, любой человек, образ или ситуация, который занимает наше воображение и служит источником негативных эмоций или разбалансированных/хаотичных или дезорганизующих мыслей должен быть мысленно «выброшен» из нашего энергетического поля или отрезаны пути сообщения с ним - вербальные, визуальные и мысленные через голову и шею, на уровне чувств - из грудной клетки и солнечного сплетения; эмоциональной и сексуальной вовлечённости/зависимости - с низа живота.
  4. То есть, при всех этих способах мы не убиваем мысль и не пытаемся избавиться от назойливого и доминирующего влияния мышления. Но заменяем нежелательные образы, к примеру, которые связаны с одним объектом или стихией. Так, к примеру, в медитации, мы вместо убегания от назойливого мысленного потока концентрируемся и визуализируем стихию огня и всё, что с ней связано. Чем дольше мы удерживаем образ, тем качественнее визуализация/концентрация и тем однонаправленнее наша мысль (как в медитации, так и за обычными повседневными делами).
  5. Развивать воображение легко и непринуждённо можно также с помощью чтения. Но не обычного пробегания глазами, а представления образов высокохудожественных произведений. Так расширяется не только кругозор, а и раздвигаются границы образов и ассоциаций их сопровождающих.
  6. Ну и конечно же, любое воображение получит должный импульс развития тогда, когда оно как уже я писал ранее, подкреплено действием. То есть получает практическое развитие. В этом случае незримый мир не только тонко встраивается в мир видимый, но и выполняет свою главную «роль» — , восприятие и способность рассматривать природу Единства в конкретных жизненных реалиях.

СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ

«Часто говорят, что воображение правит людьми. Но вернее было бы сказать, что людьми правит недостаток воображения».- Уолтер Бейджхот.

И действительно представить современные ноу хау и прогресс человечества без развитого воображения - весьма проблематично. «Стремление к новому есть первая потребность человеческого воображения». - Стендаль.

Очень важно, на мой взгляд, именно сейчас вывести воображение из тени ума. Ибо оно по праву должно занять своё законное место архитектора соответствующей реальности.

И в этом смысле, со всей силой божественной мысли, пробивающейся через Завесу, воображение несёт нам энергию Дома, воодушевляя и вдохновляя нас.

«Воображенье! Ты сильнее всех
Ты землю облетаешь без помех
Нет для тебя покровов и завес,
Твой дом - Олимп, слуга тебе - Зевес…
Воображенье! Только повели, -
Как птица, оторвусь я от земли
Туда, где на зелёный небосклон
Спешит аврора, — и закон времён
Бессилен изменить старик Титон
Туда, откуда повелитель дня

С незримых круч приветствует меня» . - Филис Уитли.

Использование данного материала разрешается только с индексируемой гиперссылкой на автора и на сайт:

— Воображение. Влияние на жизнь
— Сила воображения меняет реальность
— Метод мысленных тренировок

Воображение есть способность формировать мысленные образы чего-то, что не может восприниматься органами чувств. Способность ума построить психологические сцены, объекты или события, которых не существует, нет, и не случилось, в прошлом. Память на самом деле является проявлением фантазии.

Каждый человек обладает некоторой способностью воображения. У некоторых это может быть высокоразвито, а в других может проявляться в очень слабой форме. Это проявляется в различной степени у разных людей. Воображение позволяет представить весь мир в уме.

Это дает возможность посмотреть на любую ситуацию с различной точки зрения, и позволяет мысленно исследовать прошедшее и будущее. Оно проявляется в различных формах, одна из которых, это мечты. Хотя простая мечтательность может сделать вас непрактичным.

Некоторые мечты, если не заниматься чем-то, что требует внимания, обеспечивают временное счастье, спокойствие и освобождение от стресса. Можете путешествовать со скоростью света в своем воображении в любом месте без каких-либо препятствий.

Это дает возможность чувствовать себя свободным, хотя и временно, и только в уме, от задач, трудностей и неприятных обстоятельств. Воображение не ограничивается только видением картинок в голове. Оно включает в себя все пять органов чувств и ощущений. Можете себе представить физические ощущения, запах, звук, вкус, чувства или эмоции.

Одним людям легче увидеть мысленные картины, другим легче представить себе чувства, а некоторые чувствуют себя более комфортно, когда представляют ощущения одного из пяти чувств. Обучение воображению дает возможность объединить все органы чувств.
Сильное и развитое воображение не делает вас мечтателем и непрактичным.

Наоборот, оно укрепляет свои творческие способности, а также это отличный инструмент для создания и реконструкции вашего мира и жизни. Это большая сила, которая может изменить всю вашу жизнь. Оно широко используется в магии, творческой визуализации и аффирмации. Они являются создателем и обстоятельством события.

Когда знаете, как работать с ним, можете сделать ваши желания сбывающимися.
Воображение играет большую роль и имеет в жизни каждого из нас большое значение. Это гораздо больше, чем простая мечтательность. Мы все используем ее, сознательно или бессознательно, в большинстве наших повседневных делах.

Мы используем наше воображение, когда планируем вечеринки, поездки, работу или встречу. Используем его, когда описываем события, объясняем, как найти определенную улицу, пишем, рассказываем или готовим торт.

Воображение является творческой силой, необходимой для изобретения инструмента, проектирование платья или здания, рисования картины или написания книги. Творческая сила воображения играет большую роль в любой области для достижения успеха. То, что мы представляем себе с верой и чувством, приходит к нам.

Это власть, творческая визуализация, позитивное мышление и аффирмации.
Визуализация объекта или ситуации, часто повторяемый мысленный образ, привлекает в нашу жизнь объект или ситуацию. Это говорит о том, что думать нужно только в позитивном ключе о наших желаниях.

Иначе можем создать жизнь, события, ситуацию и людей, то, что мы действительно не хотим. На самом деле это происходит у большинства из нас, потому что мы не используем силу воображения правильно. Если не признаем, насколько важна, сила воображения, пусть даже это бунт, ваша жизнь не может быть счастливой и успешной, как хотели бы ее видеть.

По некоторым причинам, большинство людей предпочитают думать в негативном ключе. Их не ждет успех. Они ожидают худшее, и когда терпят неудачу, считают, что судьба против них. Это отношение должно быть изменено, и, соответственно, тогда жизнь улучшится.

Понимание того, как использовать свое воображение правильно, и применяя эти знания на практике, для собственных выгод и для других, поставит вас на золотой путь к успеху, удовлетворению и счастью.

— Сила воображения меняет реальность

Ученые доказали: сила воображения действительно меняет реальность.

Психологи Кристофер Даволи и Ричард Абрамс из Университета имени Вашингтона в Сент-Луисе (США) доказали, что воображение влияет на существующую реальность.

Во время эксперимента от испытуемых требовалось как можно быстрее отыскать среди разбросанных по экрану монитора букв предварительно выбранные экспериментатором и отметить выполнение задания нажатием кнопки. На время прохождения теста участников просили представить себе одну из двух ситуаций: в первой из них испытуемый держит монитор обеими «воображаемыми» руками, а во второй его руки находятся за спиной. Результаты показали, что при мысленном изменении позы волонтеры тратили заметно больше времени на поиск букв.

Таким образом, эффективность выполнения определенного типа заданий может увеличиваться не только при физическом изменении положения тела, но и при мысленной перемене позы. По мнению ученых, это доказывает истинность концепции, которую выдвинули спортивные психологи: силой воображения действительно можно изменять реальность. Главное верить в то, что видишь. творит чудеса.

Многие люди уделяют массу времени совершенствованию своего тела — бассейн, турник, атлетический зал и многое другое служат для наращивания мышц, — но серое вещество такими средствами увеличить невозможно. А вот занятия медитацией способствуют увеличению объемов некоторых отделов головного мозга. К такому выводу пришли ученые из Калифорнийского университета (г. Лос-Анджелес).

С помощью высокоточного сканирования мозга было установлено, что у людей, регулярно практикующих медитацию, отделы, связанные с проявлением эмоций, заметно больше, чем у контрольной группы.Люди, систематически занимающиеся медитацией, часто проявляют положительные эмоции, обладают способностью сохранять душевное спокойствие и вовлекать посторонних людей в заботливое отношение к окружающим.

Все 22 исследуемых занимались медитацией довольно давно: от 5 до 46 лет, средняя продолжительность составила 24 года. Большинство из них посвящает этому занятию от 10 до 90 минут в день.

— Метод мысленных тренировок

Сила воображения – тот же навык. И его надо накачать, как и многое другое! Существует даже .

1) Выделите 20 минут, чтобы провести их в уединенной, спокойной обстановке. Это можно делать утром сразу после пробуждения или вечером, перед отходом ко сну. Можно позаниматься и в обеденный перерыв, если рядом есть парк.

2) Расслабьтесь. И представьте себе ту ситуацию, которую желаете видеть, представьте то, что так важно для вас. Картинка должна быть яркой и цветной. Посмотрите, как удачно складываются события и все происходит нужным вам образом.

3) Включите звук. Оживите картинку. Услышьте, что говорят вам люди, что вы говорите им в ответ. Какие еще звуки слышатся рядом – гудок автомобиля, шум дождя, тиканье часов или, может быть, приятная мелодия.

4) Ощутите себя в этой ситуации. Как вы одеты? К чему прикасается ваша рука? Какая у вас осанка, как вы держите голову, как вы стоите или сидите, насколько уверенно вы себя ощущаете.

5) Вдохните запахи – чем пахнет ваша картинка – свежемолотым кофе, осенними листьями… Какие эмоции у вас вызывают эти запахи?

6) Ощутите удовлетворение, воодушевление и радость от полученного результата.

7) Закончите свое упражнение.

ВАЖНО! Проводить такие занятия регулярно и постоянно. Тогда ваше сознание научится быстро обрабатывать получаемый запрос и реализовывать его.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Образы воображения не являются чем-то особенным, присущим только искусству или творческому процессу, это часть нашей повседневности.

Проще сказать — лишите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются необходимейшей способностью человека. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью.Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы , в отличие от галлюцинаций,- это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.

Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта - важное условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом состоит формирующая функция мечты.

Образы воображения имеют различные аспекты, которые важны для нас:

Первый аспект - все люди обладают силой воображения. Представленные человеком образы не приходят откуда-то, они - побуждение, движение человеческого тела, естественное проявление жизни.

Способность человека творить образы воображения таит в себе шанс создавать во время терапии картины о самом себе, образы своих проблем, своих размышлений, своих чувств, своего тела, социальных взаимоотношений, своих страхов и желаний, а также изменять уже существующие картины. Вы можете представить процессы, происходящие в Вашем организме, его мощь и ресурсы, способность к восстановлению (например, хорошее кровоснабжение больного места). , Вы можете представить свою боль, ее форму, цвет, активность. Изменяя этот образ, Вы можете изменить интенсивность болевых ощущений и на время (возможно и надолго) успокоить боль.

Второй аспект заключается в том, что воображение имеет дело как с прошлым, так и с настоящим и будущим. Люди вспоминают историю своей жизни, глядя внутренним взором на всплывающие из прошлого картины.

Это картины необъективны - люди творят, продуцируют их как из своих воспоминаний, из мыслей, знаний о том, что произошло в прошлом, так из своей эмоциональной памяти, из памяти тела и воспоминаний о социальных контактах. «Память — это сложная вещь, родственница правды, но не ее близнец.»

Тот факт, что образы воображения относятся к настоящему - само собой разумеющийся повседневный опыт. Мы видим вещи собственными глазами, но также видим вещи и нашим внутренним взором, мы можем представить себе, например, образ нашего сердца, даже если мы никогда его не видели собственными глазами.

Человек может представить себе также и картину своего будущего. Может создать в воображении образ своих стремлений и желаний, своего профессионального будущего, следующего отпуска… Мы можем представить себе картину будущего, и эта картина может помочь нам решить, могу ли я вообще держать курс на это будущее, подходит ли оно мне, станет оно для меня реальностью или нет. Сначала у человека возникает образ, а потом он воплощает его в жизнь. И это третий аспект воображения.

«Я не спешу приступать к практической работе. Когда у меня рождается идея, я сразу в воображении начинаю строить прибор. Я изменяю конструкцию, произвожу усовершенствования и у себя в мозгу привожу в действие этот прибор. И мне абсолютно безразлично, запускаю ли я свою турбину у себя в мыслях или испытываю в моей мастерской. Я даже могу заметить, что нарушилась ее балансировка. При этом не существует никакой разницы в результатах. Таким образом я быстро развиваю новую концепцию и могу усовершенствовать ее, ни до чего при этом не дотрагиваясь. И как только я дойду до такой стадии, когда произведу в изобретении все возможные улучшения, которые я мог придумать, и когда больше не увижу нигде никаких недостатков, только тогда я воплощаю в конкретной форме продукт своего воображения.» Никола Тесла

Стратегия Тесла имеет поразительное сходство со стратегией, описанной Моцартом, утверждавшим, что сначала он сочинял музыку в голове, а затем, когда она была готова, просто “переписывал” ее на бумагу (см. “Стратегии гениев”, том 1). Моцарт писал, что видел музыку мысленным взором таким образом, что она была “почти полностью завершенной и законченной в моем мозгу, так что я мог ее рассматривать, как прекрасную картину или статую… Поэтому перенесение на бумагу происходит достаточно быстро, поскольку, как я уже сказал, к этому моменту все уже закончено; и то, что написано на бумаге, очень редко отличается от того, что находилось в моем воображении”. (Е. Холмс. Жизнь Моцарта, включая его переписку).

Однако наше речевое общение - и это четвертый аспект воображения - всегда наполнено образами, бесчисленным множеством образов.

Хорошая литература отличается тем, что, когда мы читаем роман, талантливое стихотворение или слушаем какой-нибудь интересный рассказ, в нас возникают образы. И это не те образы, которые были придуманы авторами, а это наши собственные образы. Например, ели два человека ведут разговор о море, то у обоих возникнет образ того или иного конкретного моря, а не слово «море» из четырех букв.

Каждые человек создает свой собственный образ моря. Это делает общение возможным и одновременно его усложняет, запутывает. Когда во время терапии супруги беседуют о любви и делятся своими представлениями о совместной жизни, о доверии, о своих волнениях, сильных желаниях, о сексуальности, то оба часто используют одни и те же слова, однако образы, стоящие у каждого за этими словами, различны… каждый находится в каком-то другом «фильме».

Одна из задач терапии - попытаться передать другому человеку свои образы - представления, научиться переводить их на язык собеседника.

Плоды воображения повсюду, они неотъемлемая часть нашего мира. Они - часть нашего бытия.

Воображению, его продуктам необходимо предоставить место, их надо воспринимать всерьез и уважать. То, каким образом выражает человек свои образы в данный момент: в словах, в рисунке, в скульптуре из глины или в танце, - имеет второстепенное значение.

Главное, чтобы эти образы нашли свое выражение. Воображение и его творческое выражение - не только средство для достижения цели, но и сами по себе цель.

Если клиенты выражают образы своего воображения, плоды своих фантазий и относятся к ним серьезно, это значит, что они воспринимают всерьез самих себя.

Когда человек оформляет свои фантазии в рисунке, картине или другом объекте, он уделяет свое внимание тому, что раньше находилось лишь на краю его внимания, может наблюдать за этим, занимать по отношению к этому определенную позицию и изменять ее.

Альберт Эйнштейн сказал, что воображение является величайшей творческой силой. Взгляните на эти слова снова: «большая творческая сила». Воображение! Не образование! Ни деньги! Не удача!

Наполеон Хилл, автор книги «Думай и богатей», говорит, что фантазия является самой удивительной, чудотворной, непостижимо мощной силой в мире. Перед тем, как отбросить эту мысль как сумасшедшую, следует знать, что г-н Хилл был советником двух американских президентов, получил заказ от богача Эндрю Карнеги, о том, чтобы научить людей осуществлять свои мечты, и получил множество благодарностей от величайших людей во всём мире, которым он помог добиться успеха.

Воображение является силой, которая приведёт вас к местам, где вас никогда не было.

Генри Форд полагался на воображение и веру. Уолт Дисней сказал, что если бы он не видел Диснейленд в своём разуме, остальной мир не увидел бы его на Земле. Бил Гейтс представил себе его продукцию, прежде чем она стала настоящим программным обеспечением, на котором мы работаем. Следует помнить, что многие из великих людей в мире начали с нуля и построили империи. Они мечтали. И вселенная воплощала опыт из их воображения. Вселенная всегда создаёт настоящий опыт из воображения, чем бы это ни было.

Иногда приходят на терапию люди, чьи плоды воображения слабы и нежизнеспособны. Те, многочисленные люди, которые опасаются или даже бояться выражать свои фантазии и делиться ими с другими людьми. У некоторых клиентов не развита способность к созданию внутренних образов, не развита способность что-то представлять. Она проявляется у них, только в ночных снах в виде фрагментарных картинок. Иногда у них временами появляются спонтанные образы-фантомы, которые неуловимы и скоротечны. Клиенты очень расстраиваются, когда замечают в себе это процесс затухания воображения.

Источники подобных угасаний различны. Но если он (клиент) готов исследовать вместе с терапевтом новые пути-дороги и двигаться вперед, то можно - зачастую очень медленно и постепенно - снова взрастить в нем эту способность творить.

Как же развивать и поддерживать у себя воображение?

Леонардо замечал, что “дар воображения является одновременно рулем и уздой для чувств” (Фольи Б. Том 2. Записные книжки Леонардо) и приводил упражнения, специально разработанные для того, чтобы стимулировать и мобилизовать внутренние когнитивные процессы в отношении зрительных впечатлений. Давайте для примера рассмотрим следующее упражнение, приведенное в его трактате о живописи:

Способ побуждения ума к разнообразным изобретениям

“Я не удержусь и представлю на ваше рассмотрение новый способ, который, хотя и может показаться тривиальным и почти смехотворным, все же весьма полезен для побуждения ума к разнообразным изобретениям.

Он заключается в следующем: если вы посмотрите на стены, покрытые разными пятнами или сделанные из смеси разных видов камней, и если вы захотите придумать некоторую сцену, вы сможете увидеть на этой стене сходство с разными ландшафтами, украшенными горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и группами разнообразных холмов. Вы также сможете разглядеть разные битвы и фигуры, находящиеся в быстром движении, и странное выражение лиц, и костюмы из дальних стран, и бесконечное множество вещей, которые вы затем можете свести к отдельным и хорошо различимым формам. При рассматривании таких стен и смеси разных камней происходит то же, что и при слушании колоколов: в их звоне вы можете услышать любое воображаемое имя и любое слово”.

(MS. 2038 Bib.Nat.22 v)

Как указывал сам Леонардо, подобное кажущееся тривиальным или бессмысленным умственное упражнение может оказаться очень важным.

Как сделать так, чтобы воображаемое животное казалось реальным

“Вы знаете, что не можете создать животное без того, чтобы у него не было [черт или] частей, которые бы не несли сходства с чертами других животных. Поэтому, если вы хотите, чтобы какое-то из придуманных вами животных казалось реальным, — предположим, что это дракон, — возьмите голову мастифа или сеттера, глаза кошки, уши дикобраза, нос гончей, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи.

В таком случае Леонардо явным образом использует стратегию идентификации, интернализации и комбинирования ключевых черт для того, чтобы в своем воображении сконструировать нечто; этот процесс противоположен процессу создания карт информации, поступающей из сенсорных ощущений. Леонардо использует стратегию, весьма сходную с исследованиями человеческого лица в своих гротескных рисунках; он вырезает, вставляет и склеивает разные элементы, взятые из своей памяти и воображения с тем, чтобы создать мозаику черт, которая выглядела бы как реальная.

“По-видимому, это была стратегия, которую Леонардо успешно применял в течение своей карьеры художника.

Вазари (1550), например, упоминает, что когда Леонардо был еще молодым учеником (в мастерской знаменитого мастера Вероккио), его отцу, сэру Пьеро, дали щит, сделанный одним из его крестьян. Сэр Пьеро отвез его Леонардо во Флоренцию и попросил нарисовать на нем что-нибудь. Леонардо “начал думать о том, что он мог бы нарисовать на нем такого, что напугало бы врага, подобно голове Медузы. Для этой цели Леонардо принес в комнату, в которую никто, кроме него, не входил, ящериц, тритонов, сверчков, змей, бабочек, кузнечиков, летучих мышей и других странных животных; из них он сформировал уродливое чудовище, ужасное и пугающее, которое испускало ядовитое дыхание и превращало воздух в пламя…” Когда его отец приехал забрать щит, Леонардо “показал щит на мольберте, открыл окно, чтобы яркий свет упал на него, и затем подвел к нему отца. Сэр Пьеро был весьма поражен и от неожиданности отшатнулся, не поняв сразу, что видит перед собой щит или даже просто нарисованную форму; Леонардо, поддержал отца сказав: “Эта работа служит той цели, ради которой она была задумана; возьмите ее и заберите с собой; она оказывает именно то воздействие, которое и должна оказывать”. Все это показалось сэру Пьеро похожим на чудо, и он превознес Леонардо за необычайную изобретательность”.

(Андре Частел. Гений Леонардо да Винчи. Нью-Йорк, 1961)

Если начать с одного образа, даже с очень простого, “размытого и плохо различимого”, можно в конце концов зафиксировать его таким образом, чтобы он “не уплывал”. Например, закройте глаза и посмотрите на те образы, которые возникают сами по себе. Может быть, вам будет легче вспомнить лица любимых людей, любимого героя кино, эмоционально нагруженные переживания прошлого, особое место отдыха, закат, вашу машину или просто предмет домашнего обихода. Если вы получите такую картинку, даже если сначала она будет весьма неясной и нечеткой, продолжайте к ней возвращаться и пробуйте добавить больше глубины, деталей и цвета.

Я работала со многими людьми, вначале утверждавшими, что они не могут визуализировать. Один из первых вопросов, который я задавала им, звучал так: “Если бы вы могли визуализировать, то что бы вы увидели?” Например: “Если бы вы могли визуализировать большой шар, висящий перед вами, то как бы он выглядел, если бы вы могли его увидеть?” Большинство людей при этом начинают отвечать: “Ну, он был бы красный и круглый, примерно вот на таком расстоянии от меня…” и так далее.

Иногда, помогая человеку научиться визуализировать, я говорю: “Давайте начнем с чего-нибудь простого, а затем будем “укрупнять”. Давайте создадим образ шарика”. После того, как он представит шарик или какой-либо другой простой предмет, мы добавляем другой шарик, а затем еще один — до тех пор пока человек не сможет создать образ гирлянды шариков в форме пирамиды или какой-либо другой составной образ. В иных случаях я могу попросить человека начать с неясного размытого образа или контура человека, а затем прошу его смотреть на детали, например, на пуговицы на рубашке.

Затем усложняем сами детали, либо добавляя детали к образу. Можно сказать: “Хорошо, если бы вы видели перед собой этот шарик, то где была бы тень? Где бы находился источник света?” Для того, чтобы что-то видеть во внешней реальности, необходим свет. Тот же самый принцип действенен и для наших внутренних образов. Когда они находят тень, им становится намного легче увидеть и сам объект.

Ниже следует запись медитации, которая поможет людям применять стратегии Тесла при визуализации и создании новых видений будущего.

Расположите ваше тело удобно и расслабленно. Сядьте в такой позе, которая действительно поможет вам мечтать. Если бы ваше тело могло погрузить вас в состояние, в котором вы могли бы по-настоящему дать свободу своему мечтателю, как бы вы тогда сели? Куда бы была наклонена ваша голова? Как бы вы дышали? Где бы в своем теле вы почувствовали напряжение мышц?

Если бы вы могли мечтать по-настоящему, как бы зазвучал ваш внутренний голос? Был бы он возбужден или шептал? Или им оказался бы просто какой-то звук? Может быть, он бы вас подбадривал или задавал вам вопросы? Или, может быть, звучал очень уверенно? Настройте ваш внутренний голос на тот тон, который поможет вам мечтать, поведет вас к мечтам.

А затем начните визуализировать мечту определенного рода. Мечту всей планеты. Если бы вы могли придумать прекрасную мечту всей планеты, то чем бы это было? А поскольку это просто мечта, вам не надо беспокоиться о том, возможна ли она, осуществима ли. Мечтайте свободно. Если бы вы смогли выдумать собственную версию утопии, то что бы вы увидели? Как могла бы технология вписаться в эту глобальную мечту всей планеты? А как быть с войной? Как бы учили детей? Как бы тогда люди разных частей света разговаривали друг с другом? Как бы мы использовали те инструменты, которые у нас есть, экологическим и творческим способом на пользу всей планете и живущим на ней людям?

Позвольте вашей мечте повести вас в будущее. На что была бы похожа медицина? Будут ли люди обращаться к врачам, как мы это делаем сейчас? Будут ли еще больницы? Если бы вы могли изменить мир через простую мечту, путем визуализации, как бы вы преобразовали больницы, школы и компании? Как будет выглядеть офис будущего? Будут ли вообще офисы? Или каждый будет связан с другими прямо у себя дома? Как будут люди путешествовать в будущем? Нет нужды ограничивать себя сегодняшней технологией. Представьте, что вы живете на планете, где все, чтобы вы можете себе вообразить, автоматически становится реальностью. Единственным ограничением станут границы вашего воображения.

Как в будущем мы будем обращаться с животными и растениями? Будут ли нужны нам юристы и психотерапевты? Какая работа в будущем будет самой важной?

Какую музыку будут слушать в будущем? Какие будут музеи? Если бы вы пошли в музей, где были бы представлены предметы сегодняшнего дня, то какой из них был бы наиболее забавным для людей будущего?

Что вы могли бы выдумать такого, что изменило бы мир в наибольшей степени? Какие части наших жизней имеют больше простора для изменений?

Представьте, что вы можете изменить мир через нечто такое, что сделали сами. Помечтайте о том, чтоґ бы вы могли сделать такого и как это могло бы изменить мир.

Позвольте вашему бессознательному продолжать развивать эту мечту таким образом, чтобы она стала для вас наиболее подходящей и чтобы этот процесс приносил бы вам внутреннее ощущение удовольствия, радости и надежды.

Затем на минуту позвольте вашему уму переместиться из будущего в прошлое. Подумайте о своей жизни и отыщите момент, когда мечта стала для вас реальностью. Вспомните нечто, что прежде было для вас просто мечтой, а позже вы обнаружили, что это стало реальностью.

Возможно, у каждого из вас есть мечты, которые сбылись. И, возможно, если вы найдете одну такую мечту, вы начнете понимать: “Да, есть еще одна!” Может быть, существуют даже такие мечты, о которых вы забыли, что они когда-то были мечтами, потому что сегодня они представляют собой нормальную реальность, просто еще один паршивый день в раю.

Когда вы смотрите на мир, окружающий вас, обратите внимание, что многие вещи, которые вы видите вокруг, — это на самом деле мечты, ставшие реальностью; комната, в которой вы сидите, электрический свет, при котором читаете, стул, на котором отдыхаете, книга, которую держите в руке. Все эти вещи были когда-то мечтами, но теперь они стали реальностью.

Мы живем в мире мечтаний, которые сбываются. Возможно, вы сами помогли другим сделать их мечты реальностью. Может быть, вы сами — это чья-то мечта, ставшая реальностью. Возможно, ваши родители мечтали о вас еще до вашего рождения. Возможно, вы вошли в чью-то жизнь в тот самый момент, когда нужно было, чтобы появился кто-нибудь такой, как вы.

Поэтому берегите ваши мечты. Берегите мечты, ставшие реальностью. И, вернувшись в настоящее с той скоростью, которая для вас наиболее удобна, может быть, вы сами почувствуете, что находитесь в замечательном положении — на пороге новой мечты. Позади вас — мечты, которые сбылись. Впереди — новые мечты, которые придают смысл всей вашей жизни.

МЕДИТАЦИИ-ВИЗУАЛИЗАЦИИ

Ниже приведем несколько описаний медитаций-визуализаций. Подробно приведем тексты погружения в релаксационное состояние и выхода из него только в первом описании. В других случаях они аналогичны.

Судно, на котором и плыву

Приводимая ниже психотехника имеет отчасти диагностический характер. Образ судна, рожденный у участников (тяжелый крейсер, летящая бригантина, утлая лодчонка или скользкий неустойчивый плот), плавание, совершаемое на этом судне, можно считать метафорическим отражением представлений человека о самом себе и о своем жизненном пути. Эти образы могут говорить об актуальном физическом и психическом состоянии, о восприятии человеком условии своей жизнедеятельности и способах преодоления им возникающих трудностей и препятствий (согласитесь, есть разница между видением яхты с пробоиной ниже ватерлинии в самый разгар свирепого шторма или стремительно скользящей но волнам каравеллы в лучах восходящего солнца). Однако не стоит говорить участникам о таком толковании визуализаций, тем более что его нельзя считать более чем вероятностной гипотезой.

— Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь.

Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутренний взор к пальцам правой руки. Копчики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и подымается вверх по руке... До локтя... Еще выше... Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется... По венам и артериям правой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки.

Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца .

Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствует приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам... Напряжение исчезает... И вот уже мышцы ног расслабляются - от кончиков пальцев до бедра... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...

Есть еще один источник тепла в вашем теле. Он - в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать... Расправляются, расслабляются мышцы живота и груди... По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха... Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка... Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает... Уходит... Если вы лежите, то ваша спина ощущает добрую силу земли через поверхность, на которой вы лежите... Эта сила позволяет вам расслабиться и вливает в ваше расслабленное тело новую, свежую энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица... Уходит напряжение из скул... Из челюстей... Губы становятся мягкими и податливыми... Разглаживаются морщинки на лбу... Веки перестают подрагивать... Они просто сомкнуты и неподвижны... Все мышцы лица расслаблены... Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо... Он приятен и добр- этот воздушный поцелуй... Воздух несет вам свою целебную энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...

Все ваше тело наслаждается полным покоем... Напряжение спадает, растворяется, уходит... Усталость улетучивается... Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя... Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией...

Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то - это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого-то просто полянка в летнем лесу, где можно валяться в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну... Побудьте немного в этом месте. Напитайтесь позитивной энергией этого дорогого для вас места...

А теперь пойдем дальше... Вы не торопясь идете по дороге и вот уже слышите шум моря - волны накатываются на берег и снова отбегают. И этот звук нельзя спутать ни с чем. Еще поворот, и перед вами во всю ширь, в полмира - вечно подвижная поверхность моря. Звук прибоя здесь слышен гораздо отчетливей, вы чувствуете на губах соленый привкус брызг и видите порт, полный кораблей. Каких только судов здесь нет! Смешались времена и страны в этом волшебном порту. Тут и огромные современные океанские лайнеры, и индейские челноки, выдолбленные из ствола дерева, и древнегреческие пироги, и галеоны испанских конкистадоров, и пиратские шхуны, и катера, и яхты, и рыбацкие баркасы, и изящные бригантины, и плоскодонки, и катамараны. Вплоть до атомоходов, авианосцев и "Наутилуса" капитана Немо...

Вы идете вдоль пирсов и любуетесь всем этим разнообразием форм, красок, оснасток. Знайте, что любое из этих судов может стать вашим. Выберите себе то, что наиболее подходит вам, что нравится вам, что отвечает вашим потребностям и представлениям о нужном именно вам судне... Осмотрите внимательно то, что вы выбрали. Это громадный фрегат или обычная парусная лодка? А может быть, легкий моторный катер? Какова форма этого судна? Обтекаемая, устремленная вперед, рассчитанная на скорость? Или это тяжеловесная, но прочная конструкция, способная выдержать любой шторм? В какой цвет окрашены борта вашего судна? Есть ли у него якорь? А может быть, он вам совсем не нужен? Прочитайте надпись на борту корабля. Каково его название? Какими буквами написано это название?

Взойдите на ваше судно. Кто встречает вас там? Или на борту никого нет? Как выглядит встречающий? Прислушайтесь: он что-то говорит вам... Осмотрите судно изнутри. Если это достаточно большой корабль, не торопясь обойдите его. Загляните в каюты и в рубку... Подымитесь на капитанский мостик... Прогуляйтесь по палубам, спуститесь в трюм... Что вы увидели во всех этих частях своего судна? Зайдите в каюту, которую будете занимать вы. Или просто определите какое-то место для себя на своем судне. Посмотрите - здесь лежит сложенный в несколько раз лист бумаги. Разверните его. Это карта. На ней обозначена цель вашего первого плавания. Что это за цель? Есть ли название пункта назначения?

Отправляйтесь в свое плавание. Ваше судно покидает порт... Все дальше и дальше берег... Вот уже и скрылись за горизонтом верхушки самых высоких мачт кораблей, оставшихся в порту. Вы в море на своем судне, вы сами выбрали свои путь в этом безбрежном морском пространстве... Вы двигаетесь к своей цели... Далеко ли она? Что вас ждет на пути? Не знаю... Сейчас вы увидите продолжение своего фильма о собственном плавании. Смотрите...

Ведущий замолкает. Пусть воображение участников поработает без всяких подсказок в течение одной-двух минут .

Но пора сделать остановку в нашем плавании. Направьте свое судно в ближайшую гавань... Вот и завершается на сегодня ваше путешествие. Вы спускаетесь по трапу. Прежде чем уйти, оглянитесь, посмотрите еще раз на свое судно, запомните, каким вы оставляете его сегодня. Наверное, вы еще не раз будете возвращаться на него, чтобы продолжать и дальше свое плавание. Помните, что оно будет всегда ждать вас у пирса... Вы уходите дальше и дальше от своего судна... И вновь переноситесь сюда, в эту комнату, начинаете ощущать свое тело...

Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы станете все больше выходить из состояния расслабленности - вплоть до того момента, когда я назову цифру "один" и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.

Итак, семь... Вы чувствуете, как к вам возвращается ощущение собственного тела... Вялость и апатия отступают. Вы начинаете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть... Ваши мышцы наполняются силой и энергией... Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений, и вы сможете легко встать и начать двигаться... Пять... Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущением силы и возможности действовать... Расслабленность заменяется собранностью... Четыре. Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три. Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак. Два. Не открывая глаз, поворочайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверены в себе. Один. Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро.

При обсуждении эффектов упражнения, помимо рефлексии состояния, хорошо получить ответы на такие вопросы:

Какое судно вы выбрали для своего плавания? Опишите его.

В какой цвет оно оказалось окрашенным?

Как оно называется?

Встретил ли вас кто-либо на борту судна?

Что сказал вам встречающий?

Что любопытного обнаружили вы при осмотре судна?

Какова цель вашего плавания, зафиксированная на карте?

Увидели ли вы название конечного пункта?

Какая стояла погода при вашем выходе из порта? Что произошло с вами во время плавания?

Рассказы участников могут оказаться очень интересными, насыщенными неожиданными деталями и яркими подробностями. Почти наверняка на ведущего обрушатся вопросы типа: "А что означают слова капитана судна? А почему мой корабль назывался именно так? В чем смысл событий, произошедших со мной в плавании?". Нам представляется, что ведущему лучше воздержаться от оценок и интерпретаций, посоветовав участникам самим поразмышлять о символике образов, подаренных им подсознанием.

Мудрец из храма

Психотерапевты часто используют в медитативных техниках архетипические образы древнего старца-мудреца, храма, пламени свечи и тому подобные (см. например, Дж. Рейнуотер, (1992), поскольку они позволяют человеку получить доступ к ресурсам собственного подсознания. В описываемой ниже психотехнике применяются все перечисленные архетипы.

— Представьте себя стоящем на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузне

В одной из можно встретить интересное изречение: «когда природа фантазирует, она создает мир». Так и воображение человека помогает ему до некоторой степени творить собственную реальность.

В детстве способность к фантазии проявляется особенно сильно - мир кажется ребенку ярким и подвижным, загадочным. К сожалению, вырастая, многие из нас утрачивают эту способность, забывают о том, как прекрасна сила воображения. Возможно, настало время ее вернуть.

Вы спросите, зачем практичному и прагматичному человеку предаваться пустым мечтаниям? Да именно затем, чтобы стать творцом собственной жизни. Сила воображения помогает спортсмену ставить новые рекорды, художнику или музыканту она помогает создавать истинные шедевры.

Магу сила воображения позволяет добиваться задуманного. Вы можете изучить Гримуары, прочитать Некрономикон, ознакомиться с трудами Папюса, и прочих мистиков, но это не сделает вас магом. Только воображение человека позволяет ему достигать того, что казалось невозможным.

Применение силы воображения

Для начала следует познакомить вас с некоторыми утверждениями:

    Мысль реальна и она способна оказывать воздействие на материю (посредством астральной и эфирной энергии)

    Мысль способна принимать устойчивую форму (т.н. элементальная сущность)

    Элементальная сущность может нести заряд положительной или отрицательной энергии

    Элементальная сущность подчиняется воле мага, создавшего ее силой воображения

Энергетическое нападение (). Я никоим образом не призываю читателя пользоваться этой методикой, чтобы отомстить своему врагу, но и скрывать информацию не вижу причин. Колдун готовится к ритуалу - он подготавливает все необходимые ингредиенты (соль, земля с кладбища, гвозди и прочее) в соответствии с тем, каких результатов он хочет достичь. Фактически в это время он концентрируется на объекте своего воздействия, изливает на него негативную энергию.

Чем ярче предстанет в его воображении человек, которому следует навредить, тем сильнее будет воздействие. Решающее значение играет сила воображения, а не слова заговора и ритуальные действия. Затем колдун «отпускает» сформированный элементал - он должен полностью выкинуть из головы образ своего врага и послать к нему негативную мыслеформу. Иначе последует обратный удар - элементал вернется к магу.

Привлечь удачу . Здесь все гораздо сложнее, ибо фортуна - материя тонкая. С уверенностью можно сказать одно, если в своем воображении человек постоянно создает картины проблем и неприятностей (трудности на работе, семейные неурядицы и прочее), то он получит их в избыточном количестве. Поэтому учитесь переключаться на позитив, и жить сразу станет легче. Итак, если вы читаете , то не просто произносите слова, а формируйте в это время яркий образ успеха (я сдала экзамены, я получил хорошую работу и т.п.).

Победить болезнь . Даже в этом деле воображение человека может оказать неоценимую помощь. Вам знакомо понятие «плацебо»? Этим термином называют лекарство, оказывающее исключительно психологическое воздействие на пациента. Иными словами, пациенту дают таблетку, изготовленную из мела или иного вещества, не обладающего особыми свойствами, ему говорят, что это лекарство и больной выздоравливает! Ему помогает сила воображения.

Опередить соперника . Кто выказал слабость, кто испугался своего соперника, тот уже проиграл. Это правило действует не только в боксе, но и в жизни. Очень часто люди упускают благоприятную возможность просто потому, что считают себя недостойными. Если воображение человека нарисует ему « , то шансов на успех практически нет. Подумайте, часто ли вы говорите себе: «я не справлюсь», «это не для меня»? Если так, то пора срочно менять свое мировосприятие.

Умеете ли вы мечтать?

Упражнение, которое я хочу вам предложить, это не секретная оккультная техника, но скорее игра. Однако такая игра обладает не меньшим энергетическим потенциалом, чем все техники, когда-либо разработанные египетскими жрецами, и прочими представителями оккультного сообщества.

Итак, вам следует остаться в одиночестве, идеальное время для проведения упражнения ранние сумерки. Устройтесь поудобнее, дышите ровно и глубоко. Ваша задача - очистить свой разум от посторонних мыслей. Считайте каждый выдох, пока не дойдете до сотни. Затем представьте себя в дремучем лесу: вас окружают вековые деревья, их кроны смыкаются над головой.

Задействуйте силу воображения настолько, насколько это возможно. Необходимо проникнуться атмосферой покоя и умиротворения. Мысленно обнимите любое дерево и попросите его дать вам силу. Со временем вы научитесь чувствовать энергию, которую дает вам сама вселенная.

Далее снова очистите свое сознание. Представьте себе то, чего хотите добиться больше всего на свете. Желательно использовать конкретные образы, воображать, что вы уже обладаете объектом своего желания. Если вы хотите переехать в более просторный дом, то побродите мысленно по его комнатам, мечтаете о машине - представьте себя за рулем.

Сила воображения не действует сиюминутно, чем сложнее задача, тем дольше придется ждать отклика. Тем не менее, мечтайте, задействуйте свою фантазию - и возможно результат превзойдет все ваши ожидания!