Мир интересен и необычен. Несмотря на огромное число открытий, в нём еще столько непознанного, неизведанного. Каждый век может похвастаться величайшими полезными открытиями, учёными, знаменитыми в разных областях науки. Если мир и человечество так быстро развивается, то почему же мы всё еще слышим такое определение, как «Ограниченный человек»? Что вообще оно может значить? Каждого ли человека можно назвать ограниченным или же ограничено всё человечество в целом? Именно эти вопросы поднимает В.

Солоухин в своём тексте.

Размышляя, писатель сравнивает горняка, ограничившего себя некоторым пространством из камня, за пределы которого он никогда не выходит, и человека, находящегося в «капсуле». «Капсулы разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше». Каждый человек по-своему ограничен, даже тот, кто прочитал тысячи книг. «Нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги» - с сомнением говорит автор.

В качестве вывода, автор пишет, что человек может быть ограниченным в научных знаниях, но при этом иметь широкие и ясные представления о внешнем мире, что можно встретить учёного, чей багаж конкретных знаний будет гораздо больше обычного человека, но его с легкостью можно будет назвать ограниченным человеком.

Авторская позиция такова: по-настоящему ограниченным можно назвать человека, который выбрал для себя только одну сферу и пытается развиваться лишь в ней. Такие люди не используют все свои возможности для получения знаний.

Я согласна с позицией автора, так как тоже считаю, что нельзя быть полностью ограниченным человеком, то есть интересоваться чем-то одним. Нужно стараться развивать во всех направлениях, по крайней мере, стараться пробовать себя во многом. Я никогда не понимала людей, замыкающихся в своей «капсуле», которые почти ничем не интересуются, не пытаются саморазвиваться. Как правило, общение с такими людьми обычно сводится к обсуждению выходных или планов на будущее. С ними не поговоришь о недавних экспериментах учёных, книгах и фильмах, которые повлияли на их мировоззрение. Людей окружает большой неведомый мир, огромнейшее количество знаний и областей, которые открыты к изучению. Но не все люди используют свои возможности для получения этих знаний. Всё это меня искреннее печалит.

Эта тема настолько актуальна, что к ней часто обращаются наши писатели-классики. Например, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» главный герой Евгений Базаров очень умён, он постоянно чем-то занят, его день расписан буквально по минутам. Большую часть времени герой тратит на саморазвитие, получение знаний. С одной стороны, Евгения Базарова трудно назвать ограниченным человеком, ведь он всё время проводит, изучая что-то новое, знает ответы на многие вопросы, много читает. Но, с другой стороны, герой является нигилистом: отрицает всё, кроме науки. Именно этим убеждением он и выстроил вокруг себя некую «капсулу», «футляр», который оберегает его от всего, что не содержит конкретных знаний. Я склоняюсь к тому, что даже с таким, несомненно, умным человеком, как Евгений Базаров, было бы скучно вести беседу: с ним нельзя обсудить творения классиков, не поговорить о первой любви; боюсь, что даже обычное восхищение красотой природы вызвало бы у него лишь недоумение.

Типичный пример ограниченного человека можно встретить в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре». Главный герой рассказа Беликов настолько был помешан на сохранении своей «капсулы», что даже в летнюю погоду выходил в калошах и тёплом пальто, всегда нося с собой зонтик. У этого героя наблюдалось постоянное стремление окружить себя оболочкой, создать себе «футляр», который мог бы защитить от внешнего мира и людей. Даже его увлечение древними языками было, по сути, тем же бегством от реальности. Когда герой умирает, герои замечают на его лице, лёгкое приятное воодушевление. Ведь теперь-то он наконец оказался в «футляре», который больше не придётся никогда покидать. Отныне Беликов был в безопасности. Но, уверена, не каждый человек будет рад подобной защищённости.

Таким образом, можно сделать вывод, что нельзя быть полностью ограниченным человеком. Нужно хотя бы иногда вылезать из собственного «футляра», «капсулы», чтобы познать новое, общаться с интересными людьми, читать любимые книги, изучать мир, любоваться красотой природы. Начать уже, наконец, жить, а не просто существовать! Чтобы спустя много лет гордиться тем, что ты успел сделать в своей жизни, а не жалеть о своих несостоявшихся планах и мечтах.

Обновлено: 2017-07-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

· Герою повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант», слепорождённому Петру, пришлось пройти немало препятствий по пути к счастью. Невозможность увидеть свет, красоту окружающего мира огорчала его, но он представлял его благодаря чуткому восприятию звуков.

· На разных этапах истории люди по-разному относились к людям с ограниченными способностями. Например, в Спарте новорожденных детей с физическими отклонениями убивали.

· В эзотерическом триллере «Путь дурака» С. Секориский пишет, что «физически сильные от природы редко бывают умными, так как разум у них заменяют кулаки».

· Известный русский писатель, публицист В. Солоухин в одном из своих очерков пишет, что ограниченность – понятие относительное. Не познанное человеком пространство настолько велико, что ограниченным можно считать всё человечество в целом.

· Убедительным доказательством справедливости мнения В. Солоухина может служить роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Павел Петрович Кирсанов был очень умным мужчиной, имеющим огромный жизненный опыт. Но всё-таки его знания были ограничены и рождали много противоречий.

*Гениальный психиатр А.Адлер считал, что комплекс этот «даже полезен, потому что человек, решая свои проблемы, вынужден совершенствоваться».

* Ф. Искандер в очерке «Душа и ум» пишет, что человечество можно разделить на «убогих» и «зверей». Судьба первых при этом – творить добро в течение недолгой жизни, так как «они обречены погибнуть». Вторым же ничего не остаётся делать, кроме как признавать верность жизненной позиции «убогих» и возвращаться обратно в скорлупу самозащиты.

* Н. Гумилёв в стихотворении «Отрывок» писал:

Христос сказал: убогие блаженны,

Завиден рок слепцов, калек и нищих,

Я их возьму в надзвёздные селенья,

Я сделаю их рыцарями неба

И назову славнейшими из славных…

Проблема нравственного здоровья нации

*Известный писатель и публицист В.П. Астафьев в одном из своих очерков писал, что нравственное здоровье нации зависит от каждого из нас. Люди должны понимать, что искать причины пороков на стороне не надо, Борьбу с пьянством, ложью и т. д. в обществе надо начинать с того, чтобы искоренить подобное в себе.

Проблема отцов и детей

*Современный публицист А.К. Перевозчикова считает, что постоянное повторение конфликта поколений неизбежно. Причина чаще кроется в том, что молодёжь пытается отрицать накопленный отцами опыт. Старшее поколение должно нанимать позицию большего компромисса в силу того, что оно способно лучше анализировать ситуацию, поскольку обладает большим жизненным опытом и большей информацией о похожих ситуациях в истории человечества.

* Проблема взаимоотношений поколений – одна из важнейших в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Смена поколений – процесс всегда сложный и небезболезненный. «Дети» принимают от «отцов» в наследство весь духовный опыт человечества. При этом происходит некая переоценка ценностей. Опыт переосмысливается. В романе отказ от опыта «отцов» воплощён в базаровском нигилизме.

Проблема нестандартного духовного поиска современных молодых людей

*Современный публицист А.К. Перевозчикова в одном из своих очерков писала, что опасность нестандартного духовного поиска молодых людей заключается в том, что он может привести к духовному и физическому разрушению личности.

Проблема детской преступности

В данной подборке мы собрали интересные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся личности и ее взаимоотношений с окружающим миром. К каждой проблеме подобраны литературные аргументы к сочинению для ЕГЭ по русскому языку. Все они доступны для скачивания в формате таблицы (ссылка в конце статьи). Приятного просмотра!

  1. Общество всегда стремится подавить личность. Подобный пример можно найти на страницах комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» . Чацкий — едва ли не единственный здравомыслящий человек, который открыто говорит о его пороках и лживых идеях. Для него Молчалин – пустой и лицемерный карьерист; Фамусов – эгоистичный и порочный барин; Скалозуб – невежественный солдафон. Однако все вокруг не хотят слушать его разоблачений, напротив – собеседники убеждают гостя в том, что это у него не все в порядке, а уж они-то живут праведно. Александр не в силах вытерпеть «политику» дома Фамусова, поэтому он покидает это болото ограниченных людей, тем самым отстояв право личности на индивидуальность. Его пример доказывает, что не стоит идти на поводу у большинства, даже если ты – один в поле воин.
  2. Однако далеко не каждый человек может быть силен душой. Иногда общество все же выигрывает в борьбе за право «обладания личностью». Дмитрий Старцев, главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч» , попал в круг эгоизма, пошлости и лжи, именуемый «ценностями уездной жизни». Из приятного и доброго юноши Дмитрий превращается в подобие человека, которого принято называть «Ионычем». Он теряет не только свое имя, но и свою личность, забывая о том, что мечтал он об ином уделе – служении науке и людям. Поэтому в финале он разочаровывается и в себе, и в своих прежних идеалах, находя мир вокруг себя пустым и банальным. Вот, что бывает, если личность поддалась давлению большинства.
  3. Погубить право человека на индивидуальность – еще не самая страшная вещь, гораздо ужаснее – убить в нем возможность следовать зову сердца. Так, например, героиня повести А. Куприна «Олеся» — девушка, которая всю жизнь прожила вдали от крестьянской деревни, не зная ни поведения, ни быта живущих там людей. Она встретила настоящую любовь, но предпочла отказаться от своих чувств, столкнувшись с угрозами бушующей толпы. Избив «ведьму», которая пришла в церковь, люди подумали, что она в качестве мести послала им стихийный разгул, погубивший урожай. Тогда они решили пойти на штурм жилища «колдуньи». Олеся вынуждена была бежать. Но она знала, что не может связать жизнь с барином, ведь крестьяне обратят свой гнев и на него тоже, поэтому она ушла без прощания. Повинуясь условностям и предрассудкам, она потеряла личное счастье.

Проблема становления личности

  1. Чувство ответственности помогает человеку развить в себе способность к самопожертвованию и уверенность в собственных силах. Такими качествами обладает главный герой повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» . Алексей Ястребов воспитал в себе мужество и требовательность под гнетом опасности. Алексей прекрасно осознает тот факт, что настоящая личность способна спасти не только Родину, но и право на личные интересы и убеждения — именно поэтому он поднимается навстречу немецкому танку и одерживает победу не столько над ним, сколько над своим «Я».
  2. Становление личности — процесс трудный и долгий, но заветный «финиш» стоит затраченных сил и терпения. Путь ошибок, утрат и нравственных переживаний пережил главный герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» — Пьер Безухов. Он метался из стороны в сторону, словно ветер, который не знает какое направление ему нужно для достижения цели. Пьер пережил предательство, плен и войну, но это не просто не сломило его, а закалило его характер на новые победы. В финале он возмужал, остепенился и нашел счастье в любви, а свое предназначение открыл в семье и доме, где судьба жены и детей зависит от его умения вести курс в большом плавании.

Роль личности в истории

  1. Зачастую проблема личности в истории представляет двоякую ситуацию: с одной стороны, человек может быть героем, а с другой – злодеем. Однако в обоих случаях он совершает неоценимый вклад в историю, или же ряд действий, повлекших за собой целое скопище различных толкований. Так, например, в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Емельян Пугачев для восставших крестьян является освободителем, а для дворян и солдат императрицы – убийцей. Жестокость, с которой он расправляется с дворянством, совсем не согласуется с милосердием, проявленным к Маше Гриневой – в этом и заключается основная проблема роли выдающейся личности в истории. Ее сложно оценить объективно и однозначно, ведь власть бунтовщика была порою гуманнее, чем тирания императрицы, а в своих подходах к врагам они и вовсе неотличимы. Но хроники прошедших лет пишут победители, и образ кровавой пугачевщины выписан рукой Екатерины Великой.
  2. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» раскрывает проблему роли личности в истории на примере Кутузова и Наполеона. Нет сомнений в том, что оба военных руководителя отличались невиданной храбростью и мужеством, однако их различала общность с народом. По мнению Толстого, Кутузов был един с интересами общества, тогда как Наполеон думал только о собственном величии. Кроме того, в случае с российским полководцем видна точка зрения автора на поставленную проблему: историю вершит народ, а не его предводитель. Русский фельдмаршал лишь выражает общую для всех волю к победе, он не стремится лично попасть в первые ряды исторической арены. А вот французский император пытается вершить судьбу мира в одиночку и терпит заслуженное поражение. Толстой решающую роль всегда отдавал социуму, коллективу, этносу, а не одному представителю рода людского. И это правильно, ведь воевали и одерживали победы не два военачальника, а два народа.
  3. В поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про купца Калашникова» любимец царя оскорбил жену купца Калашникова. Тогда мужчина вступается за честь семьи и наносит удар еще перед боем, говоря Кирибеевичу о предстоящей битве. Естественно, он побеждает в поединке, но гибнет от «правосудия» царя, отказавшись выдать причину своего возмездия, дабы не порочить жену. В данном примере видно, что личность не может переломить ход истории, она идет своим чередом: суровое время делает честного купца жертвой произвола. Однако героизм и мужество таких людей в течение десятилетий все-таки меняют вектор развития общества, ведь теперь нравы гораздо мягче, а суд менее пристрастен. Значит, личность может внести свой вклад в историю, только он будет скромен, а результат постепенен.
  4. Одиночество индивидуума в толпе

    1. Личность может взбунтоваться против общества и сделать это крайне успешно, если смотреть на это со стороны «обывателя». Так, например, Григорий Мелехов – главный герой романа М. Шолохова «Тихий Дон» — идет против устоев того общества, где правят «отцы», а не молодое поколение; где брак и труд ценятся превыше всего, а измена считается непозволительной «выходкой». Григорий нарушает все то, что строила его семья, не признавая ни моральных устоев, ни жизненных ценностей. Он одинок в своих взглядах, но не в жизни. Однако судьба, перемолотая войной, все же приводит его к трагедии одиночества: он лишается всех, кто был ему дорог. Из-за вечных метаний он не смог уберечь ни одну из женщин, да и его в финале мы видим загнанным и разочаровавшимся во всем человеком.
    2. Далеко не все «отлучившиеся» от общества люди способны быть счастливыми. Об этом пишет на станицах своего романа «Отцы и дети» И.С. Тургенев , противопоставляя «старым» взглядам на устройство жизни «новые», которые разделяет Базаров. Он не находит поддержки ни среди дворянства, ни среди такого «близкого» ему крестьянства. Базаров был одиноким не только во взглядах, но и в личной жизни, получив отказ от любимой женщины, отдалившись от семьи и потеряв друга. На смертном одре Евгений осознает, что и стране он не нужен.
    3. На примере Печорина – главного героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» — можно увидеть, как одинок выдающийся, но лишний человек. Печорин — действительно личность исключительная, но далеко не простая: он играет судьбами других людей, не беря во внимание ни их чувства, ни возможность изменения их судеб. И все эти действия он совершает лишь для того, чтобы отлучится от понятий и стереотипов общества. Он развлекает себя в попытке унять потребность в действительно близком и понимающем его человеке. Он очень одинок, и подтверждение мы видим в сцене, где Григорий бросается на колени и рыдает, потеряв Веру навсегда. Конечно, он сам во многом является причиной своих несчастий, но все же нам жаль этого потерянного скитальца, невиновного в своей роковой исключительности, отделяющей его от социума.
    4. Свобода и вседозволенность личности

      1. Есть ли у человека шанс вырваться из порочного круга общественных зол? Такой вопрос поставил в пьесе «На дне» М. Горький . Противопоставив защитника правды – Сатина – и нового обитателя ночлежки – Луку, автор заявляет о высоком предназначении людей, об их силе, которая открывается только при наличии истины. Если бы бедняки открыли глаза на то, что привело их на дно, что не отпускает их наружу, то они бы выбрались на свет. Но, утопая в фантазиях и утешениях, они становятся рабами выдумок и собственного бессилия. По Горькому, необходимо трезво оценивать ситуацию, искать выходы из нее, а не тешить себя иллюзиями и оправданиями, выдумывая иные шансы и миры. Только так личность обретает свободу и гордое право назваться «человеком».
      2. Повесть В. Быкова «Обелиск» содержит в себе историю настоящего человека, готового отстоять свои моральные убеждения, несмотря на жизненные обстоятельства. Преподаватель Мороз, всегда учивший детей честности и справедливости, стоит на грани добра и зла, где зло – отказ от своих же слов, а значит и от самого себя. Если возможность спастись означала ограничение его принципов, то смерть, которую он предпочел, явилась ничем иным как «нравственной свободой личности». Он перешагнул свои страхи, победил сомнения и стал тем, кем всегда хотел быть.
      3. На вопрос о свободе и вседозволенности личности ответил Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» , где главный герой – Родион Раскольников – убил старуху-процентщицу для того, чтобы доказать правильность своей теории. Он полагал, что имеет право распоряжаться судьбами мира сего, однако писатель не признает такого права даже за талантливым юношей, ведь такое своеобразное правосудие на крови открывает личности просторы вседозволенности, анархии, которая губит не только самого человека, но и мир вокруг него. Независимость заканчивается там, где начинается свобода другого живого существа. Это золотое нравственное правило, определяющее границы нашей воли.

Герою повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант», слепорождённому Петру, пришлось пройти немало препятствий по пути к счастью. Невозможность увидеть свет, красоту окружающего мира огорчала его, но он представлял его благодаря чуткому восприятию звуков.
На разных этапах истории люди по-разному относились к людям с ограниченными способностями. Например, в Спарте новорожденных детей с физическими отклонениями убивали. В эзотерическом триллере «Путь дурака» С. Секориский пишет, что «физически сильные от природы редко бывают умными, так как разум у них заменяют кулаки».
Известный русский писатель, публицист В. Солоухин в одном из своих очерков пишет, что ограниченность - понятие относительное. Не познанное человеком пространство настолько велико, что ограниченным можно считать всё человечество в целом.
Убедительным доказательством справедливости мнения В. Солоухина может служить роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Павел Петрович Кирсанов был очень умным мужчиной, имеющим огромный жизненный опыт. Но всё-таки его знания были ограничены и рождали много противоречий.
*Гениальный психиатр А.Адлер считал, что комплекс этот «даже полезен, потому что человек, решая свои проблемы, вынужден совершенствоваться».

*Ф. Искандер в очерке «Душа и ум» пишет, что человечество можно разделить на «убогих» и «зверей». Судьба первых при этом - творить добро в течение недолгой жизни, так как «они обречены погибнуть». Вторым же ничего не остаётся делать, кроме как признавать верность жизненной позиции «убогих» и возвращаться обратно в скорлупу самозащиты.

*Н. Гумилёв в стихотворении «Отрывок» писал:
Христос сказал: убогие блаженны, Завиден рок слепцов, калек и нищих, Я их возьму в надзвёздные селенья, Я сделаю их рыцарями неба И назову славнейшими из славных...

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения для ЕГЭ (часть С)

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем должна состоять цель жизни? (248)

      Л.Н. Толстой - роман-эпопея «Война и мир» (см. «В чем состоит настоящее счастье?») Д.С. Лихачев - «Письма о добром и прекрасном». В сво­ей книге автор размышляет о том, в чем должна состоять...

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка подлинного таланта? Какова природа гениальности? (446)

      Трагические судьбы русских гениев - А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, B.C. Высоцкого. Это люди душевно ранимые, тонкие, подчинившие все сферы своей жизни творчеству, таланту. Поэзия...

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка русской души? Проблема менталитета русского человека (425)

      Н.С. Лесков - повесть «Очарованный странник». В этом произведении писатель исследует свойства русской души. «Очарованному страннику» Ивану Флягину суждено пройти через множество испытаний,...

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка таланта художника? Каково воздействие живописи на человеческую душу? Чему должен служить своим искусством настоящий художник? (342)

      Н. Полевой - повесть «Живописец» (см. «Каким дол­жен быть настоящий писатель, актер, художник?») С. Львов - сборник публицистики «Быть или казаться?». В этой книге автор рассказывает о выставке...

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит настоящее счастье? (491)

      Л.Н. Толстой - роман-эпопея «Война и мир». В своем романе Л. Н. Толстой утверждает свое понимание счастья как вечного поиска истины, своего места в жизни. Героями, ис­следующими жизнь, события, людей, в...

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит неповторимое очарование русской женщины, ее душевная красота? (331)

      А.С. Пушкин - роман в стихах «Евгений Онегин». В этом романе А.С. Пушкин создает образ идеальной русской жен- шины - натуры цельной, мечтательной, глубокой. В ней гармонически сочетаются лучшие...

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. Внешность человека, красота и безобразие (338)

      «...Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (Н. Заболоцкий). Какую тайну заключает она в себе и каково воздействие ее на окружающих? А.С. Пушкин - стихотворение «Красавица». В...

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. Должен ли быть у молодого человека наставник? Каким он должен быть? (268)

      С. Рерих - «Мой вечный учитель». Заметки и воспоми­нания С. Рериха. В этих заметках С. Рерих воссоздает образ своего отца Николая Константиновича Рериха, гениального, талантливого и очень...

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. Как искусство помогает человеку во времена войн, исторических катаклизмов? (310)

      Музыка - Д.Д. Шостакович «Ленинградская» симфо­ния (№ 7). Композитор начал писать эту симфонию еще до Великой Отечественной войны, а закончил в 1941 г. Первое исполнение ее состоялось в...

Герою повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант», слепорождённому Петру, пришлось пройти немало препятствий по пути к счастью. Невозможность увидеть свет, красоту окружающего мира огорчала его, но он представлял его благодаря чуткому восприятию звуков.

На разных этапах истории люди по-разному относились к людям с ограниченными способностями. Например, в Спарте новорожденных детей с физическими отклонениями убивали.

В эзотерическом триллере «Путь дурака» С. Секориский пишет, что «физически сильные от природы редко бывают умными, так как разум у них заменяют кулаки».

Известный русский писатель, публицист В. Солоухин в одном из своих очерков пишет, что ограниченность – понятие относительное. Не познанное человеком пространство настолько велико, что ограниченным можно считать всё человечество в целом.

Убедительным доказательством справедливости мнения В. Солоухина может служить роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Павел Петрович Кирсанов был очень умным мужчиной, имеющим огромный жизненный опыт. Но всё-таки его знания были ограничены и рождали много противоречий.

*Гениальный психиатр А.Адлер считал, что комплекс этот «даже полезен, потому что человек, решая свои проблемы, вынужден совершенствоваться».

* Ф. Искандер в очерке «Душа и ум» пишет, что человечество можно разделить на «убогих» и «зверей». Судьба первых при этом – творить добро в течение недолгой жизни, так как «они обречены погибнуть». Вторым же ничего не остаётся делать, кроме как признавать верность жизненной позиции «убогих» и возвращаться обратно в скорлупу самозащиты.

* Н. Гумилёв в стихотворении «Отрывок» писал:

Христос сказал: убогие блаженны,

Завиден рок слепцов, калек и нищих,

Я их возьму в надзвёздные селенья,

Я сделаю их рыцарями неба

И назову славнейшими из славных…

Раздел 5

Мировая художественная культура

Проблемы

1. Роль искусства (науки, средств массовой информации) в духовной жизни общества

2. Воздействие искусства на духовное становление человека

3. Воспитательная функция искусства

Утверждающие тезисы

1. Подлинное искусство облагораживает человека.

2. Искусство учит человека любить жизнь.

3. Нести людям свет высоких истин, «чистые ученья добра и правды» - в этом заключается смысл подлинного искусства.

4. Художник должен вложить в произведение всю душу, чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека.

III. Цитаты

1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К Паустовский. русский писатель).

2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах (А. Герцен, русский писатель).

3. Совестливость - вот чувство, которое обязана будоражить литература (Н. Евдокимова, русская писательница).

4. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель).

5. Мир книги - это мир настоящего чуда (Л. Леонов, русский писатель).

6. Хорошая книга - просто праздник (М. Горький, русский писатель).

7. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский, русский композитор).

8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, анг­лийский писатель).

9. Искусство - это тень божественного совершенства (Мике­ланджело, итальянский скульптор и художник).

10. Цель искусства – сгущено передать растворенную в мире красоту (французский философ).

11. Нет карьеры поэта, есть судьба поэта (С. Маршак, русский писатель).

12. Суть литературы не в вымысле, а в потребности сказать сердце (В. Розанов, русский философ).

13. Дело художника - рождать радость (К Паустовский, рус­ский писатель).

IV. Аргументы

1) Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на то­нус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повы­шают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

2) Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она полу­чила письмо от неизвестной женщины, которая рассказала о том, что осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», она стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, И солнце светит... Я выздоровела, за что огромное вам спасибо».

3) Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты ме­няли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публи­ковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.

4) Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, расска­зывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинс­кая мадонна», говорил, что час, который он провел перед ней, принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему каза­лось, что эта картина рождена в минуту чуда.

5) Известный детский писатель Н. Носов рассказывал слу­чай, который произошел с ним в детстве. Однажды он опоздал на поезд и остался ночевать на привокзальной площади с бес­призорниками. Они увидели в его сумке книжку и попросили ее почитать. Носов согласился, и ребята, лишенные родитель­ского тепла, затаив дыхание, стали слушать историю про оди­нокого старика, мысленно сравнивая его горькую бесприют­ную жизнь со своей судьбой.

6) Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шоста­ковича. которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

7) В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Мит­рофанушки, пережили подлинное перерождение: стали при­лежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.

8) В Москве долгое время орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью. Когда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное влияние оказал американский фильм «Прирожден­ные убийцы», который они смотрели чуть ли не каждый день. Повадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни.

9) Художник служит вечности. Сегодня мы представляем себе то или иное историческое лицо именно таким, каким оно изображено в художественном произведении. Перед этой по­истине царственной властью художника трепетали даже тира­ны. Вот пример из эпохи Возрождения. Молодой Микеланд­жело выполняет заказ Медичи и достаточно дерзко себя ведет. Когда один из Медичи выразил неудовольствие по поводу не­ достаточного сходства его с портретом, Микеланджело сказал: «Не беспокойтесь, ваше святейшество, через сто лет будет похоже на вас».

10) В детстве многие из нас зачитывались романом А. Дюма «Три мушкетера». Атос, Портос, Арамис, д" Артаньян - эти ге­рои казались нам воплощением благородства и рыцарства, а кардинал Ришелье, их противник, - олицетворением коварства и жестокости. Но образ романного злодея мало похож на ре­альную историческую личность. Ведь именно Ришелье ввел почти забытые во время религиозных войн слова «францyз», «родина». Он запретил дуэли, считая, что молодые, сильные мужчины должны проливать кровь не из-за мелких ссор, а ради своей отчизны. Но под пером романиста Ришелье обрел со­ всем другой облик, и выдумка Дюма на читателя воздействует гораздо сильнее и ярче исторической истины.

11) В. Солоухин рассказал такой случай. Два интеллигента спорили, какой бывает снег. Один говорит, что бывает и си­ний, другой доказывает, что синий снег - это чепуха, выдумка импрессионистов, декадентов, что снег и есть снег, белый, как...снег.

В этом же доме жил Peпин. Пошли к нему разрешить спор.

Репин: не любил, когда его отрывали от работы. Он сердито он крикнул:

Ну, чего вам?

Какой бывает снег?

Только не белый! - и захлопнул дверь.

12) Люди верили в поистине магическую силу искусства.

Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден - свою силь­нейшую крепость - не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. «Поставьте «Джоконду» или «Мадонну с младенцем и святой Анной», великого Леонардо да Винчи перед осаждаю­щими - и немцы не осмелятся стрелять!, - утверждали они.