Л.Н. Толстой был писателем огромного всемирного масштаба, так как предметом его исследований был человек, его душа. Для Толстого человек - часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя.
Не случайно, вспоминая творения Толстого, мы вспоминаем и термин, впервые введенный в литературоведческий обиход Н.Г. Чернышевским - "диалектика души".
Н.Г. Чернышевский писал: "Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияние общественных отношений и столкновений на характеры, третьего - связь чувств с действиями... Графа Толстого всего более - сам психический процесс, его формы, его
законы, диалектика души..."
Давайте остановимся подробнее на том, как показан этот процесс в бессмертном романе-эпопее графа Л.Н. Толстого "Война и мир". Главная проблема, которую ставит в своем романе писатель, - проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы, герои ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым.
Я хотел бы остановиться подробнее на личности самого любимого и близкого писателю героя - на личности Пьера Безухова. Подобно Андрею Болконскому, Пьер - честен и высокообразован. Но если Андрей - рационалист (у него рассудок преобладает над чувствами), то Безухов "натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко
возбуждаться". Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист.
Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с
Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы.
В этот критический момент Безухов попадает в руки масона Баздеева. Этот "проповедник" ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества, которое призывало к нравственному совершенствованию людей и объединению их на
началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви, и это помогает ему направлять свои силы на благоустройство крепостных. Он собирался освободить крестьян, учредить больницы, приюты, школы.
Война 1812 года заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона: "Или
погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона".
Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова солдата: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят". Вид оживленных и потных мужиков-ополченцев, с громким говором и хохотом работающих на поле, "подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал он до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты". Еще более тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей народной массы. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним "обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде".
Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта декабристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: "Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять
начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, А спокойствие - душевная подлость".
Так же неспокойны душевно и другие герои романа Толстого: Андрей Болконский, который достигает гармонии с самим собой только на Бородинском поле, Наташа, когда становится женой и матерью, Николай, сделав карьеру военного. Показав судьбы своих героев, Толстой подтвердил свою мысль: "Человек есть все, все возможности, есть текучее вещество". Толстой сумел выполнить главную задачу - показать и уловить момент текучести.

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру, нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...

    Действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на­чинается в июле 1805 года в салоне Анны Павловны Шерер. Эта сцена знакомит нас с представителями придворной аристократии: княгиней Елизаветой Болконской, князем Василием Курагиным, его деть­ми - бездушной...

    1867 год. Л. М. Толстой закончил работу над эпохальным романом своего творчества «Война и мир». Автор отмечал, что в «Войне и мире» он «любил мысль народную», поэтизируя простоту, доброту и нравственность русского человека. Эту «мысль народную» Л. Толстой...

Поиск смысла жизни Андреем Болконским и Пьером Безуховым.(по роману Л.Н.Толстого "Война и мир") Андрей Болконский и Пьер Безухов - любимые герои Л.Толстого,о которых он нам рассказал в своём романе "Война и мир" .Чем же так привлекательны они,что и в современном мире для многих стали образцом для подражания.?Дело в том,что жизнь того и другого -это путь исканий деятельности,которая осмыслила бы их существование.Это важно и сегодня.Что делать,чтобы стать полезным? Попробуем ответить на этот вопрос.Любимые герои Толстого на протяжении всего романа меняются,совершают ошибки,исправляют их и приходят к единственной,по мнению писателя,истине.Путь исканий князя Андрея сложен и многогранен. Он образован,умён и деятелен Скучающий в обществе светских баловней и в своей жены,собирается на войну,мечтая о славе."....одного этого я хочу,для одного этого я живу,...что же мне делать,ежели я ничего не люблю,как только славу,любовь людскую?".На Аустерлицком поле он совершает подвиг,бросившись в атаку со знаменем в руках.Тяжело раненный.Андрей видит над собой "высокое небо",видит Наполеона.И на фоне этого бесконечного,величавого неба мелким и ничтожным показался ему бывший кумир. Пережив тяжёлую депрессию,разочаровавшись в стремлении к славе, потеряв жену, герой принимает решение жить в уединении ради сына.Но этот период будет недолгим.Не может такой деятельный человек смириться и успокоиться.Возрождает к новой жизни его не только разговор с Пьером,нашедшим для себя выход в заботе о крестьянах,но и старый дуб,который вдруг расцвёл пышным цветом,как бы говоря Андрею,что жизнь не кончена в 30 лет."Андрей значительно улучшает положение своих крестьян,проявив заботу о них.Надо жить,надо любить,надо верить "- таков новый девиз князя.Встреча с Наташей помогла герою познать радость жизни.Новая любовь - возрождает его.И в то же время предательство возлюбленной - ввергает в новые страдания,из которых он выходит,решив заняться государственной деятельностью по руководством Сперанского.Болконский пишет записки по преобразованию России.Но они никому не интересны.Государственная деятельность - это фикция.понимает герой.Казалось бы,выхода нет? Но грянул 1812 год.И Андрей понимает,что вот это то,что надо для него.Служить своей родине.Он не хочет быть в свите Государя.не хочет сидеть в штабах.Он командует полком,стараясь всячески облегчить жизнь своих солдат.Смертельно раненный в бою под Бородино, Болконский умирает,не осуществив всех своих замыслов.Но сын его,Николенька,собирается продолжить дело отца И ему снится сон,где отец рядом с Пьером.А что же Пьер? Каков его путь исканий? Впервые мы встречаем его в салоне А.П.Шерер,в 1804 году,он вернулся из-за границы и проникнут идеями французской революции.Его кумир -Наполеон.Пьер умён и добр,он очень естественен,за что его любит саркастичный Андрей Болконский.Увлечение светской жизнью и её радостями пройдёт быстро.Но под влиянием окружающих его людей Пьер совершает ряд ошибок.Участвует в кутежах и бесчинствах в компании Курагина и Долохова.На время делается игрушкой в руках хитрого князя Василия Курагина,который его обирает и женит на своей дочери,безнравственной Элен.Пьер предаётся чревоугодию: много ест,пьёт,ведёт недостойный образ жизни..Стреляется на дуэли с Долоховым,осознавая ненужность этого поступка.Рвёт отношения с женой,отдав ей большую часть своего состояния Пьер уезжает подальше от столиц,не видя никакой цели в жизни.Но отказ от такой жизни даёт Пьеру возможность её изменить.Он становится масоном.Это учение возродило героя к жизни.Идея самосовершенствования привлекла его.Он стремится улучшить положение своих крестьян.(и хотя не всё удаётся из -за доверчивости и неопытности Безухова,мы радуемся новым поступкам героя)Но настоящим апогеем возрождения Пьера стала война 1812 года.Мы видим героя на Бородинском поле,подносящим ящики со снарядами и не уклоняющимся от пуль.Мы видим,что он на свои средства снарядил полк.Мы видим его на улицах захваченной Москвы.Он намерен убить Наполеона,как всемирное зло.Он спасет девочку.Он попадает в плен.Холод,голод,вши,грязь и бесправность не делают героя рабом. Он восклицает "Они хотят поработить меня,мою бессмертную душу!" Напротив.Он встречает в плену Платон Каратаева.который оказал огромное влияние на его мировоззрение.Пьер понял,что все прелести сытой жизни - ерунда.Герой приходит к выводу,что надо жить "ради простоты,добра и правды "С этой мыслью он возвращается из плена.женится на Наташе (которую давно любил,ценя в ней как раз простоту.добро ".Пьер становится декабристом,чтобы служить облегчению участи своего народа.Таким образом,и Андрей,и Пьер,нашли смысл жизни в служении Родине и своему народу.Оба героя типичны были для своего времени,хотя таких людей было и немного.Для них характерна неудовлетворённость жизнью.стремление к полезной деятельности,патриотизм.

Герои Толстого в поисках смысла жизни по роману «Война и мир»
Л. Н. Толстой — писатель огромного, поистине всемирного масштаба, и предметом его исследований всегда являлись человек, человеческая душа. Для Толстого человек — часть вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в попытках познать самое себя. Не случайно при чтении Толстого мы вспоминаем и термин, впервые введенный в литературоведческий обиход Н. Г. Чернышевским, — «диалектика души».г По его словам, писателя больше всего интересует сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души...
Как показан этот процесс в бессмертном романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»? Главная проблема, которую ставит в своем романе писатель, — проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы, люди ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым. Самый любимый и близкий писателю герой — Пьер Безухов. Подобно Андрею Болконскому, Пьер честен и высокообразован. Но если Андрей — рационалист (у него рассудок преобладает над чувствами), то Безухов «натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться». Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист.
Вначале из-за безрассудства молодости и под влиянием окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость иного пути.
В этот критический момент Безухов встречает масона Баздеева. Этот «проповедник» ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества, которое призывало к нравственному совершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви, и это помогает ему направлять свои силы на улучшение жизни крепостных. Он собирался освободить крестьян, учредить больницы, приюты, школы.
Война 1812 года заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона. Так расставляет силы в этот момент автор.
Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля во время знаменитого сражения. Здесь он понял, что историю творит самая могущественная сила в мире — народ. Вид оживленных и потных мужиков-ополченцев, с громким говором и хохотом работающих на поле, «подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал (он до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты». Еще более тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей народной массы. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».
Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта декабристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».
Так же неспокойны душевно и другие герои романа Толстого: Андрей Болконский, который достигает гармонии с самим собой только на Бородинском поле, Наташа — когда становится женой и матерью, Николай — сделав карьеру военного. Судьбами героев романа Толстой подтвердил основную свою мысль: «Человек есть все... есть текучее вещество». В своем творчестве Л. Н. Толстой сумел выполнить главную задачу — уловить и показать момент текучести жизни.

Масштаб писательского дара Л. Н. Толстого громаден. Этот талантливый русский писатель имеет огромную популярность во многих странах мира, поскольку центром событий в его произведениях всегда был человек со своим душевным состоянием.

Для Льва Николаевича люди – это составляющие Вселенной. Он – исследователь пути, который проходит человеческая душа, стремясь в высоту, стараясь достигнуть идеала, желая познать свою суть. Л. Н. Толстого, как говорил Н. Г. Чернышевский, «…всего более занимал сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…”

Здесь следует остановиться и рассмотреть подробнее, как данный процесс раскрывается в славном романе «Война и мир». Главный вопрос, которым задаётся русский писатель, это счастье человека и поиски смысла жизни.

Главные герои исторической эпопеи Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы – это люди, находящиеся в постоянном поиске, испытывающие мучения и страдания. Их души неспокойны, а сами герои стремятся быть необходимыми, приносить пользу, ищут любовь.

Самым любимым и близким автору образом, конечно же, является Пьер Безухов. Он, как и князь Андрей, правдив и высокообразован. Однако Болконский – рационалист (на первом месте рассудок, а не чувства), а Пьер – “натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться”. Безухов часто находится в глубоких раздумьях, он хочет найти смысл жизни, но его мучают сомнения.

У Пьера непростая судьба, она готовит ему много неприятных сюрпризов. Ещё, будучи молодым, попав в неблагоприятную среду, он постоянно ошибается. Пьер, светский гуляка-бездельник, не успевает даже опомниться, как князь Куракин присваивает почти всё графское состояние и способствует его свадьбе с ветреной красавицей Элен. Безухов идёт на дуэль с Долоховым, рвёт супружеские связи, а в итоге имеет полное разочарование в жизни. Он не может смириться с ложью в дворянском обществе, Пьер понимает: необходимо бороться.

В этой переломной ситуации доверием графа завладевает масон Баздеев, и Безухов примыкает к религиозно-мистическому обществу, цель которого состоит в совершенствовании человеческой нравственности и всеобщем единении, поскольку все люди – братья, которые должны любить друг друга. Граф Безухов истолковывает учение масонов, как призыв к равенству, братству, любви, и это в дальнейшем сподвигает его задуматься над созданием лечебницы, приюта и школы для бедных. Он даже планировал дать своим крестьянам вольную.

Военные действия 1812 года воодушевляют Пьера, он с энтузиазмом приступает к делу, однако московское дворянство не одобряет его пламенного призыва стать на защиту Росси. Вновь ему не повезло. Но под влиянием патриотического чувства Безухов выделяет личные средства на снаряжение тысячи солдат и не покидает столицу в трудную минуту. Его цель – «или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы», происходившие, как считал граф, по вине Наполеона, которого он задумывает убить.

Пьер находится на Бородинском поле, когда там происходит историческая битва, и это важный момент на пути поисков смысла жизни. Здесь он приходит к выводу, что историю создаёт народ – самая могучая сила в мире.

Пьер с одобрением внимает словам одного из ополченцев: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят». Образ оживлённых и потных солдат, которые сражаясь на поле, громко смеялись и разговаривали, “подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал он до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты”.

Безухов сблизится с крестьянами еще сильнее, после встречи с Платоном Каратаевым – солдатом и в прошлом крестьянином. Лев Толстой считал этот образ одной из частиц народа. Платон учит графа крестьянской мудрости, и Пьер в его обществе «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».

На примере Пьера Безухова автор показывает, как жила большая часть молодых дворян 200 лет назад. Такие люди, как они, становились истинными декабристами. И сам Лев Николаевич солидарен с ними: “Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость”.

Так же неравнодушны и остальные герои романа Л. Н. Толстого: князь Андрей, который обретает душевную гармонию в битве под Бородино, Наташа, когда становится супругой и мамой, Николай, сделав военную карьеру. Раскрыв в произведении жизненные пути главных героев, Лев Толстой в очередной раз доказал, что «человек есть все, все возможности, есть текучее вещество». Великий русский писатель сумел поймать и донести до читателей момент жизненного движения.

Огромного, поистине всемирного масштаба, и предметом его исследований всегда являлись человек, человеческая душа. Для Толстого человек - часть вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в попытках познать самое себя. Не случайно при чтении Толстого мы вспоминаем и термин, впервые введенный в литературоведческий обиход Н. Г. Чернышевским, - «диалектика души». По его словам, писателя больше всего интересует сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души...

Как показан этот процесс в бессмертном романеэпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»? Главная проблема, которую ставит в своем романе писатель, - проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы, люди ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым. Самый любимый и близкий писателю герой - Пьер Безухов. Подобно Андрею Болконскому, Пьер честен и высокообразован. Но если Андрей - рационалист (у него рассудок преобладает над чувствами), то Безухов «на" тура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться». Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен;м извилист. Вначале из-за безрассудства молодости и под влиянием окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость иного пути.

В этот критический момент Безухов встречает масона Баздеева. Этот «проповедник» ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозномистического общества, которое призывало к нравственному совершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви, и это помогает ему направлять свои силы на улучшение жизни крепостных. Он собирался освободить крестьян, учредить больницы, приюты, школы.

Война 1812 года заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона. Так расставляет силы в этот момент автор.

Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля во время знаменитого сражения. Здесь он понял, что историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Вид оживленных и потных мужиковополченцев, с громким говором и хохотом работающих на поле, «подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал он до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты». Еще более тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей народной массы. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».

Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта декабристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им и молодости клятве: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

Так же неспокойны душевно и другие герои романа Толстого: Андрей Болконский, который достигает гармонии с самим собой только на Бородинском поле, Наташа - когда становится женой и матерью, Николай - сделав карьеру военного. Судьбами героев романа Толстой подтвердил основную свою мысль: «Человек есть все... есть текучее вещество». В своем творчестве Л. Н. Толстой сумел выполнить главную задачу - уловить и показать момент текучести жизни.