ирина чардымова
Проектный метод в работе с детьми

Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремлении экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Эту возрастную особенность детей специалисты в области психологии сравнивают с умственной деятельностью ученого, делающего великое открытие. Но самое важное то, что для ребенка гораздо легче изучать и усваивать новое, проводить собственные исследования : наблюдать, выдвигать гипотезы, ставить эксперименты, делать на их основе собственные суждения и умозаключения.

Поиск новых путей повышения качества образовательного процесса в ДОУ позволил осуществить апробацию проектного метода в полной мере соответствующей детской познавательной активности.

Проект в переводе с греческого - путь исследования. По определению Уильяма Килпатрика, сов, вместе с педагогом выполняют собственный проект , решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Проект - это , прежде всего, цель, принятая, осознанная детьми , актуальная для них, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.

Продолжительность проекта может быть : краткосрочной - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочной - до 1 года.

Современными исследователями метода проектов (Н. Е. Веракса, Е. С. Евдокимова, Л. Н Прохорова и др.) метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Проектный метод позволяет организовать освоение ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной деятельности по достижению намеченных целей. Метод проектов предполагает составление более четкого плана проводимых работ , ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез , их проверку в соответствии с четким планом. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, дети овладевают новыми знаниями, познают окружающий их мир, природу через собственный поиск. Его использование в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Решение указанных задач обеспечивается по-средством реализации принципа личностно-ориентированного развивающего обучения, на котором строится проектная деятельность детей , благодаря чему дети становятся равноправными субъектами воспитательно-образовательного процесса. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Также метод проектов предполагает реализацию таких педагогических принципов как :

Принцип природоцелесообразности (организация педагогического процесса в соответствии с законами природы) ;

Принцип сочетания ведущей деятельности с другими специфическими детскими видами деятельности (изобрази тельной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) ;

Принцип сотрудничества и сотворчества (единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров) ;

Принцип учета возрастных особенностей (изучение различных проблем на доступном уровне) .

Проектная деятельность детей носит продуктивный характер, организатором, руководителем, консультантом и экспертом которой является воспитатель. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Как справедливо отмечает Л. Д. Морозова, применительно к дошкольному образованию в основу метода проектов заложена идея направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой) . Решая проблему, дети учатся применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

В практике ДОУ могут использованы следующие типы проектов :

исследовательско-творческие : осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.);

ролево-игровые : это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

Информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию о каком-либо объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы : оформление дизайна группы, квартиры и т. п. ;

творческие : как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы.

Первый этап. Целеполагание : педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную цель на определенный отрезок времени. На данном этапе формулируется проблема и задачи проекта , после чего определяется продукт проекта . Данная работа осуществляется через создание игровой или сюжетной ситуации. На первом этапе воспитатель вызывает у детей желание самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы об окружающем мире.

Второй этап. Разработка проекта : составляется план деятельности по достижению цели. Воспитатель помогает детям ответить на ряд важных вопросов, от понимания которых будет зависеть реализация поставленных задач :

К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу?

В каких источниках можно найти информацию?

Какие предметы использовать?

С какими предметами научиться работать для достижения цели ?

Третий этап. Выполнение проекта . Дети совершают практические шаги к намеченной цели. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта . У детей происходит формирование разнообразных знаний об окружающем мире, вырабатываются конкретные умения.

Изданном этапе подводятся итоги и определяются задачи для новых проектов . Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит ее . Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

В детском саду проектный метод может быть творчески использован педагогами в различных вариантах :

Как способ организации всего педагогического процесса;

Для решения задач определенного раздела («Познание» , «Социальный мир» , «Природный мир» );

Для проработки конкретной темы внутри разделов программы.

Таким образом, основными составляющими метода являются :

Выявление проблемы;

выработка и постановка гипотез;

Формулировка темы;

Наблюдения, опыты, эксперименты;

Суждения, умозаключения, выводы.

Грамотное и целенаправленное использование проектного метода в работе с дошкольниками позволяет успешно решать задачи ознакомления с окружающим миром, в общении с которым раскрывается детская душа, формируется умение делать открытия и удивляться им.

изольда жукова
Проектный метод как вариант интеграции образовательных областей

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе .

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностное - ориентированного подхода к образованию является технология проектирования .

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения , при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов . Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.

Цели педагогических технологий, используемых в проектном методе :

Проектные методы обучения (развивать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка) .

Здоровье сберегающие технологии (равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность).

Технологии использования в обучении игровых методов (формирование разнообразных умений и навыков , расширение кругозора, развитие познавательной сферы).

Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе) .

Исследовательские методы в обучении (проводить мероприятия, направленные на самостоятельное образование , позволяющие понимать изучаемую проблему и находить пути её решения).

Информационно-коммуникационные технологии (расширять разнообразие содержания образования ) .

Система инновационной оценки "портфолио"(проведение мониторинга достижений каждого ребёнка, для определения индивидуальной траектории развития личности)

Методологическую основу педагогических проектов глубоко раскрыли ученые – педагоги М. И. Гуревич и М. С. Коган.

М. И. Гуревич к особенностям метода проектов относит такие характеристики как эффективность, полипарадигмальность, отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени.

М. С. Коган педагогический проект рассматривает как мотивационный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядоченной профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования , состав, структуру объекта проектировочных усилий , логику проектирования , ресурсное обеспечение процесса реализации проекта .

Одним из направлений инновационной деятельности ДОУ является педагогическое проектирование , которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач.

Ученые выделяют типологию проектной деятельности в ДОУ .

Проекты классифицируются : По количеству : - индивидуальные;

- парные; - групповые : - фронтальные.

3. По продолжительности : - краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий ) ;- среднесрочные (от 1 месяца) ;- долгосрочные проекты (полугодие, учебный год) .

4. По доминирующему виду проектной деятельности : в разных источниках виды проектной деятельности называются по-разному, наиболее популярные. Исследовательско - познавательный - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; дети совместно с взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы ,

источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.

Игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта , с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Практико – ориентированные (прикладные) - результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников ; дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изо уголка , проект правил группы , витражи и т. д.)

Творческие - предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна. Дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник) .

Ознакомительно - ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией , ее анализ и обобщение фактов.

Комбинированные (универсальные) – представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т. д.

Работа над проектом основана на взаимодействии, совещательности, взаимопомощи и взаимной ответственности.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1. Первый этап.

2. Определение темы проекта .

Педагог формулирует проблему и цели проекта , после чего определяется продукт проекта . Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта . Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг .

Второй этап. Подготовительный этап. На втором этапе воспитатель, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта . Дети, родители объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

Третий этап. Основной этап (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды). Выполняется практическая часть проекта . На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Воспитатель по необходимости оказывает все участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта . У детей происходит формирование разнообразных знаний , умений и навыков.

Четвертый этап. Завершающий этап. Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов .

Для написания проекта , нужно придерживаться структуры проекта .

СТРУКТУРА ПРОЕКТА : Тема. Цель. Задачи.

Вид проекта (по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду, по количеству участников).

Участники проекта , возраст дошкольников. Предварительная работа .

Работа с дошкольниками. Работа с родителями. Оснащение предметно-развивающей среды. Систематизация материалов, подведение итогов. Ожидаемый результат.

Благодаря проектам у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.

Интеграция в образовательной деятельности позволяет решать важную практическую задачу : рационально организовать образовательный процесс . Мы все уже для себя уяснили, что образовательная деятельность , осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ. Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Ребенок дошкольного возраста в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества.

В рамках ФГТ выделены 10 образовательных областей .

(«Здоровье» , «Физическая культура» , «Познание» , «Музыка» , «Труд» , «Чтение художественной литературы» , «Коммуникация» , «Безопасность» , «Художественное творчество» , «Социализация» , которые не должны реализовываться в образовательной деятельности в чистом виде – необходим их синтез , нужна интеграция , которая обеспечит качественное и количественное изменения личности дошкольника. При этом нужно понимать, что образовательным областям придет целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или несколько) в другую.

При разработке образовательной области «Музыка» авторы учитывали, что музыка для ребенка дошкольного возраста является :

Способом самовыражения;

Способом познания и понимания окружающего мира;

Универсальным способом жизнедеятельности;

Основные задачи педагогической работы в образовательной области «Музыка» ориентированы на создание условий для развития разнообразных качеств и способностей ребенка, а так же, освоение им музыкально – художественной деятельности.

Каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач. Наиболее близкие и естественные для ребёнка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками,

экспериментирование, предметная, изобразительная , художественно- театральная деятельность, детский труд – занимают особое место в образовательном процессе . Именно в этих видах деятельности при условии освоении ребёнком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное , социальное, эмоционально- личностное развитие дошкольников. Все это мы должны учитывать при планировании образовательного процесса .

Планирование образовательного процесса можно определить как деятельность по оптимальному выбору способов, средств и воздействий, направленных на качественную организацию образовательного процесса и системную реализацию содержания дошкольного образования в соответствии с основной общеобразовательной программой .

Осуществляя планирование на основе принципа интеграции , необходимо придерживаться следующего алгоритма действий : я постараюсь продемонстрировать данный алгоритм действий в рамках темы недели : «Во саду ли, в огороде»

Выделение из программы и формулирование педагогической цели тематической недели : задач развития воспитанников.

Цель : обогащение представлений детей о многообразии видов овощей и фруктов.

Задачи : Конкретизировать представления воспитанников о форме, цвете, овощей и фруктов, о месте их произрастания;

Закрепить умение видеть разницу между овощами и фруктами, дать представления о разнообразии способов употребления овощей и фруктов в пищу.

Побуждать детей к употреблению в речи обобщающих слов «овощи, фрукты» в ходе составления различных рассказов и повседневного общения.

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых, связанным с выращиванием и использованием овощей и фруктов и т. д.

2. Следующий шаг - отбор педагогического содержания из разных образовательных областей . Представлено в таблице.

Данная таблица это еще не план, это просто иллюстрация того, что из каждой образовательной области мы можем взять то или иное содержание, те или иные формы работы с детьми по нужной нам теме.

3. Выделение события недели, основной формы итогового мероприятия.

В нашем случае итоговым мероприятием станет познавательно – музыкальное развлечение «Осенний серпантин» , на котором помимо основного сценария будут представлены выставки : «Осенние фантазии» (поделки из овощей и фруктов, «Ярмарка блюд здорового питания» . Презентация блюд, приготовленных совместно с родителями.

4. Следующим шагом станет практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели.

Те виды и формы работы, которые мы представили в таблице мы «разбрасываем» на рабочую неделю, не забывая и о планировании индивидуальной работы, деятельности, осуществляемой в процессе режимных моментов. Разнообразие видов деятельности в каждый отрезок времени позволяет педагогу варьировать и подбирать целесообразное в данный момент сочетание. Выбранное по циклограмме направление дополняется конкретными содержанием (игрой, этюдами, наблюдением и т. д.) .

Для того чтобы максимально придерживаться интеграционного подхода в организации образовательного процесса , необходимо владеть программным содержанием каждой образовательной области и ее комбинаторными возможностями, то есть знать, в чем данная область наиболее выигрышно сочетается с другими образовательными областями .

Осуществляя планирование образовательного процесса важно помнить, что освоение ребенком содержания каждой темы происходит поэтапно. Следует этап расширения и обогащения имеющихся представлений детей. Это могут быть наблюдения и экскурсии, совместное исследование проблемы, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видеофильмов, совместный со взрослыми поиск новой информации в книгах, Интернете то есть весь спектр активных видов детской деятельности. Детям предоставляется возможность по-разному «проживать» (осваивать) полученную информацию, видеть ее с разных сторон, дополняя и обогащая новыми впечатлениями, ассоциациями, и с помощью разных средств передавать свое отношение к ней.

На завершающем этапе происходит обобщение, закрепление и систематизация полученных представлений. Для детей это интересное итоговое событие , в котором все принимают активное участие, демонстрируя то, чему научились, что узнали. По форме организации это может быть праздник, викторина, конкурс, тематический досуг, соревнование, игра-драматизация, приготовление угощения, подарков, выставка детских работ и пр. Движение к такому событию мотивирует детскую деятельность, позволяет удерживать внимание и интерес детей к теме , делает процесс обучения незаметным и ненавязчивым, легким и

увлекательным.

Для педагогов, в свою очередь, подобные мероприятия могут служить показателем результативности прожитой тематической недели, если в сценарий будут включены практические задания для детей, требующие применения полученных знаний.

Таким образом , реализация принципа интеграции в процессе планирования образовательного процесса по многим показателям повышает его, результативность :

1. процесс способствуют формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста, так как предмет или явление рассматривается с разных сторон.

2. Соответствует психофизиологическим особенностям ребенка дошкольника, то есть не идет в разрез с самой природой ребенка.

3. У детей формируется познавательный интерес , так как в интегрированный образовательный процесс включены представления из различных образовательных областей .

4. Переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.

5. Интеграция способствует формированию таких качеств дошкольника, как любознательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, целенаправленность, которые обеспечат ему успешное освоение учебных предметов в начальной школе .

6. Интегрированный образовательный процесс объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений (умение договариваться , распределять обязанности, организовывать коллективный труд).

7. Интеграция способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Результативность интегрированного образовательного процесса видится в следующем :

Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах , помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника. Используя в своей работе педагогическое проектирование , мы реализуем личностное-ориентированный, компетентные и развивающие подходы к обучению.

Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а с ними и новых компетенции, технологий. Мы понимаем, что проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений .

Таким образом , освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы .

Менеджерам иногда даже просто не хватает времени, чтобы задуматься о том, какое место в их практической деятельности занимает проектный метод управления. А между тем, этот вопрос весьма серьезен. Во-первых, проектная парадигма управления все больше и больше отвоевывает методологической значимости в контексте общей системы управления современной компании. Во-вторых, знания, умения и навыки в данной сфере все активнее входят в стандартный набор компетенций менеджеров не только высшего, но все чаще среднего и даже низшего звена управления.

История возникновения метода

Принципы историзма и диалектики, используемые для оценки развития способов управления, позволяют более глубоко проанализировать происходящие изменения уровня организации и эффективности управленческих механизмов. В советских ВУЗах на экономических специальностях одним из базовых курсов преподавалась теория политэкономии. Во многих смыслах эта дисциплина представляла собой апологетику социалистического способа хозяйствования. Вместе с тем, у данного курса были и преимущества. Эти знания расширяли горизонт видения будущего специалиста как с позиции истории развития методов управления, так и с точки зрения их возможностей в реальной действительности.

Учебный курс раскрывал признаки, принципы и этапы общественно-экономических формаций, через которые общество проходит в своем развитии. Позиция, что каждому общественному устройству соответствует свой доминирующий вид отношений и базовый метод управления производством, на мой взгляд, до сих пор не потеряла своей ценности. На схеме, представленной ниже, продемонстрированы основные этапы-вехи в развитии производственных отношений в мире и соответствующие им качественные сдвиги в управлении.

Модель развития производственных отношений с начала развития буржуазного общества до наших дней

Известно, что проекты как средство реализации масштабных уникальных задач существуют с незапамятных времен. Вспомним, например, чудеса Света. Пирамиды Хеопса в Египте, очевидно, были возведены проектным методом. Другой вопрос состоит в том, какой метод управления являлся в ходе исторического развития доминирующим. Из показанной выше спиралевидной модели видно, как шло развитие в последние столетия.

  1. Буржуазные революции XVIII-XIX веков окончательно положили конец ремесленному типу производства в Европе и заложили основу для постепенного перехода от функционального метода управления к процессному. Процессное управление в мире наиболее активно стало развиваться в XX веке. Это был первый качественный скачок в новейшей истории производственных отношений, позволивший совершить революцию в методологии управления.
  2. Начиная с конца 40-х годов прошлого века в США возникает новая методология, которая получила название проектного метода управления. В настоящее время этот метод далеко не исчерпал своего потенциала. Более того, управление данного типа развивается совместно с процессным методом.

Формационный подход к оценке истории во многом утратил свою актуальность. Можно сказать, что сейчас мы живем на переходном этапе к информационному обществу, и допустимо представить некое соответствие доминирующих методов управления форме общественного уклада. В доиндустриальном обществе главенствовали функции. В индустриальном формате доминируют процессные принципы. В постиндустриальном укладе происходит активный переход от процессов к проектам.

Основа проектного метода

Сущность и понятие проектной парадигмы управления, как и для предшествующих методов, лучше всего раскрывается через понимание типа реализуемой задачи, состава операций исполнителей и формы взаимодействия между ними. Если ремесленничество характеризовалось как производство типового продукта единственным исполнителем, фабричное производство выполнялось уже по специализированным функциям рабочими разных профессий. Массовое индустриальное производство стало характеризоваться цепочками взаимосвязанных работ, а не функций, выполняемых разными сотрудниками.

Постиндустриальные компании постепенно становятся не только более гибкими, каждый клиент и каждый продукт все больше обретают уникальность. Таким образом, и развитие бизнеса, и сами деловые процессы получают все новые черты, для которых более естественным выглядит именно проектный способ. Но из чего состоит понятие проектной задачи и как ею управлять? Определение проекта мы рассмотрим через позиции, выраженные в официальных международных и российских источниках.

Официальные определения проекта

В альтернативу циклическим задачам, которые представляют собой бизнес-процессы, под проектами я понимаю управленческие средства решения уникальных задач, результаты которых достигаются в условиях ограничений. В смысле рассматриваемого понятия задачи – это оцифрованные, конкретизированные проектные цели. Само же понятие опирается на основные признаки проекта, которые нам необходимо разобрать.

  1. Присутствие конкретных целей проекта, вытекающих из определенной вышестоящей стратегии.
  2. Уникальность и неповторимость проектной задачи.
  3. Совокупность ограничений (временных, финансовых и т.п.), в условиях которых реализуется проект, имеющий начало и конец.

Управление ограничениями в проектной реализации имеет особое значение для успеха решения уникальной задачи. Руководству компании и проект-менеджеру важно знать, с какими ограничивающими факторами придется столкнуться при ее выполнении. Для этих целей хорошо подходит такое наглядное средство, как «проектный треугольник» или «треугольник ограничений».

Схема треугольника ограничений проекта

В основе проектной реализации лежит принятие двух основных видов ограничений: финансовых и временных. Эти две характеристики проекта способствуют наполнению уникальной задачи запланированным содержанием и должным качеством (состояние 1), но не являются исключительными условиями для успеха проекта. Вместе с тем, достичь снижения их влияния на достижение полноценного результата затруднено (2). Вероятнее, что при сокращении бюджета и (или) при сокращении затрат времени содержание и (или) качество также будут урезаны (2а). Проектный треугольник, в то же время, позволяет вовремя осознавать, что рост содержательной части или повышение качества неминуемо ведет к расширению границ бюджета и продолжительности (3).

Сущность и принципы проектного метода

Сущность проектного метода состоит в представлении решаемой задачи как уникальной, в специальных организационных и методологических формах управления ею, именуемых проектным менеджментом. подразумевает применение знаний, методов, определенных навыков и технологических решений при реализации задач рассматриваемого типа с целью достигнуть или даже превысить заявляемые ожидания участников проекта. Управление проектом – это и область научных знаний, позволяющая определить цели деятельности и организовать работу группы людей с тем, чтобы намеченный результат оказывался достигнутым в итоге его реализации.

Схема цикла проектного менеджмента

Развитие проектного управления происходит по циклической спирали, развертку которой мы можем наблюдать на схеме, показанной выше. Весь национальный и мировой опыт менеджеров, применяющих принципы проектного подхода, собирается и обобщается. Вырабатываются общие походы к методологии и ее развитию, лучшие решения отбираются, адаптируются для распространения в практическом применении. На такой основе построена деятельность международных ассоциаций и выработаны общепринятые стандарты управления проектами. Действующие ассоциации и стандарты приведены списком далее.

Список международных ассоциаций и стандартов в области PM

В последнее время, в связи с активной интеграцией проектного подхода в бизнесы различных отраслей экономики, получает распространение и развитие так называемое «проектно-ориентированное управление». Такой вид управления свойственен проектно-ориентированным компаниям, действующим в строительстве, консалтинге, в сфере IT-разработок и т.д. Впрочем, и компании, традиционно связанные с массовым производством, например, по оказанию услуг, производству транспортных средств, компьютерной техники, проходя через новые этапы развития, все больше применяют проектный подход. Рассмотрим принципы данного метода:

  • принцип целенаправленности и связи с базовыми стратегиями бизнеса;
  • принцип конкуренции проектов и ресурсов между собой;
  • принцип экономической эффективности достигаемых результатов;
  • принцип системности и комплексности;
  • принцип иерархичности выполняемых задач;
  • принцип матричного подхода к планированию и организации;
  • принцип открытости для изучения и развития реализационного опыта;
  • принцип «Best practice»;
  • принцип сбалансированности налагаемой ответственности и предоставляемых полномочий;
  • принцип гибкости.

Компоненты системы проектного подхода

В основе рассматриваемого подхода лежит вопрос об успешности достижения выдвинутой цели. Успешность определяется тремя факторами: формулированием правильных целей и грамотной постановкой задач, эффективным управлением проектом, взвешенным техническим и ресурсным обеспечением. Алгоритм, состав понятий, терминов и документов, определяющих основные компоненты проекта, выстроены в соответствующую схему, приведенную ниже.

Основные компоненты проектной системы

Большие этапы, показанные на схеме (три столбца), пошагово позволяют определить объекты управления, построить команду проекта и наладить ее работу, поставить и запустить на регулярной основе процессы управления проектами. Центральным звеном модели выступает менеджер проекта как ключевая управленческая роль и функция решения уникальной задачи. соотносят иной алгоритм осмысления проекта в связи с его началом, исполнением и окончанием, рассматривая стадии:

  • концепции;
  • разработки;
  • реализации;
  • завершения.

Процессы управления проектами структурированы в международных и национальных стандартах. Они разделены на пять групп, главную из которых составляет группа процессов организации исполнения. В момент, когда у PM на руках уже имеются план по вехам, план-график работ, бюджетный , он смело приступает к его реализации. Ставятся задачи исполнителям, согласовываются и подписываются договоры, команда проекта начинает работать в полную силу. Алгоритм последовательности процессов, их продолжительность и интенсивность представлен вашему вниманию на схеме ниже.

Схема последовательности и продолжительности процессов управления проектом

Второй по интенсивности и длительности группой являются процессы планирования. Начавшись практически одновременно с процедурами инициации, планирование быстро набирает мощный темп. После старта активной фазы исполнения планирование регулярно воспроизводится для целей корректировки, которая вполне естественна для проектного метода. План проекта – это комплексный документ, включающий в себя следующие компоненты.

  1. План по вехам.
  2. Календарный план.
  3. Матрицу ответственности.
  4. План по персоналу.
  5. План поставок.
  6. Коммуникационный план.
  7. План минимизации рисков проекта.

Относительно короткие процессы инициации имеют целью обеспечить признание необходимости проекта, определить его как объект управления и организовать старт проекта. Процессы контроля помогают PM обеспечить мониторинг и регулярное формирование отчетности о ходе работ, своевременно перепланировать и скорректировать проект в случае необходимости. Работа над проектом завершается процессами его закрытия. Они позволяют этично закончить отношения с участниками, произвести архивирование документации и, помимо этого, обеспечивают основу для развития проектной системы.

В настоящей статье мы рассмотрели основные моменты, связанные с возникновением, содержанием и современным состоянием развития проектного метода управления в бизнесе. Данный подход, обладая неоспоримыми достоинствами, перспективен и будет развиваться. Во всяком случае, совершенствование владения им давно находится среди ключевых задач развития не только PM, но и всех менеджеров, намеренных делать карьеру и добиваться успеха в коммерческих организациях на любом конце Света.

Применение метода проектов в процессе обучения

Изменения, произошедшие в последние годы в экономической, политической и культурной жизни как внутри страны, так и в области международных отношений, существенно расширили функции иностранного языка. Включение России в мировой рынок, расширение сотрудничества с зарубежными странами, интернационализация научного общения значительно увеличили возможность контактов для различных социальных и возрастных групп. Появились реальные условия для получения образования и работы за рубежом, для продвижения российских товаров и услуг на мировой рынок, для обмена студентами и школьниками, специалистами. Вследствие этого наблюдается тенденция к возрастающей роли иностранного языка во всех сферах жизнедеятельности человека в современном обществе, которая диктует новый подход к обучению иностранным языкам.

В последнее десятилетие в системе образования наметилась опасная тенденция снижения мотивации у учащихся. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя понять подлинный смысл его действий.
Активизации учебной деятельности ребят в большой степени способствует использование в обучении нестандартных или нетрадиционных форм работы: урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсия, видеоурок и т.д. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель, и как учатся у него школьники. Тщательная подготовка к уроку – это другая возможность повысить его действенность. Современный урок – это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил.

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Как решить проблему активизации учебной деятельности ребят в большой степени способствует использование в обучении нестандартных или нетрадиционных форм работы. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Современный этап развития образования в России можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно-ориентированному подходу. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умение работать с информацией. Поворот к новому подходу в обучении связан с новыми общественно-экономическими условиями и с новыми задачами в системе образования: современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.

Переход на новый метод обучения в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий обучения. Поскольку проект легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, определенного Государственным Образовательным Стандартом, использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения.
В последние годы многие учителя все чаще применяют в своей практике методику обучения в сотрудничестве, частью которой является метод проектов. В основе проекта лежит какая-либо проблема, задача, требующая исследовательского поиска для её решения, самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Особый интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Это совместная учебно-познавательная творческая деятельность учащихся - партнёров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности. Главное - сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.
Главными целями введения в школьную практику метода проектов являются:
1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3. Продемонстрировать уровень обученности по предмету.
4. Подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться учебником по предмету, просто выполнив очередное упражнение; либо обратиться к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), проанализировать, сравнить, оставив самое важное и занимательное.
Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению знаний.
Проектная методика – актуальное направление в теории обучения в современной школе, проект - одна из современных технологий обучения, позволяющая оптимизировать учебно-воспитательную работу, повысить уровень усвоения учебного материала и качество знаний, более эффективно развивать у учащихся познавательные процессы.

Год от года улучшается техническая оснащенность школ. Компьютерные технологии позволяют педагогу пополнить копилку методов работы, сделать процесс обучения более привлекательным для детей, благоприятным для усвоения учебного материала и повышения качества знаний. Но жёсткие рамки школьной программы, требующие обязательного её прохождения, не дают возможности использовать метод проектов так часто, как этого бы хотелось. Следовательно, готовясь к инновационному уроку, который вызывает у детей множество положительных эмоций, учитель сталкивается с некоторыми трудностями, т.к. урок с применением метода проектов требует долгой, тщательной подготовки.
Я считаю, метод проектов – это уже недалёкое будущее системы образования. Метод проектов имеет много положительных характеристик: в процессе проектной деятельности происходит всестороннее развитие школьников, они готовятся к дальнейшей учёбе, учатся работать самостоятельно, лучше усваивают материал, который представляется в различных аспектах его изучения. Однако, наша привычка к консерватизму, традиционным методам обучения, частая непредусмотренность программой, тормозят применение новых технологий на уроках.

Современная система обучения требует личностно-ориентированного подхода. Современный ученик - это личность, которой всё интересно, он стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, вполне естественно его желание расширить свой кругозор. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника и является сутью развивающего, личностно ориентированного характера обучения. На мой взгляд, проектная методика весьма актуальна в настоящее время и в дальнейшем будет высоко оценена коллегами, заняв особое место в процессе обучения. Как каждый человек стремиться к самосовершенствованию, так каждый учитель должен овладеть наибольшим количеством методов обучения. На современном этапе развития системы образования одним из новых методов является метод проектов, развивающий индивидуальные способности детей, активизирующий их творческую деятельность, давая возможность самореализации, представляя работу на различных конкурсах и конференциях. Исследовательские проекты формируют навыки исследовательской работы, которая имеет большое значение для развития личности учащегося. По моему мнению, проекты должны выполняться индивидуально, в классе метод проектов использовать сложнее из-за больших временных затрат, а проект группы трудно оценивать, к тому же, ещё не все учащиеся владеют знаниями использования компьютера, а при изучении некоторых тем метод проектов просто неуместен.
Безусловно, метод проектов расширяет ассортимент методов работы учителя, вносит в работу разнообразие, но всё же он не должен быть единственно применяемым на уроках.

МЕТОД ПРОЕКТОВ

Надеемся, что вы уже имеете представление о технологии обучения в сотрудничестве. На этом занятии вам предстоит познакомиться с методом проектов. Это будет первое знакомство. Постепенно мы разберёмся с эти методом более подробно, чтобы вы могли сделать для себя обоснованный вывод, насколько рассматриваемые в данной книге новые педагогические технологии отвечают вашим представлениям о педагогическом мастерстве и соответствуют тем задачам, которые вы, как профессионал, ставите перед собой в учебно-воспитательном процессе, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе.

На этом занятии вам предстоит:

· познакомиться с исторической справкой о возникновении метода проектов, ибо, хотя мы и говорим здесь о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь ввиду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений, давно забытых старых педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Именно осмысление и применение их в новой учебной, культурно-социальной ситуации и даёт основание говорить о новых педагогических технологиях;

· узнать, что составляет сущность современной трактовки метода проектов;

· разобраться, какой может быть тематика проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.К. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение не на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые ещё предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нудную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем реализации метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.



Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике – соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Метод проектов привлёк внимание русских педагогов ещё в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осуждён. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников). «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и грамматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определённого предмета. Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты и педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат , который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения, устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идёт о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И всё это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если этот метод , то он предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Умение пользоваться методов проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.п.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающих в развитии данной проблемы; совместный с партнёром по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий по выходу из проблемной ситуации и т.п.).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:

· определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования 9использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

· выдвижение гипотезы их решения;

· обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

· обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);

· сбор, систематизация и анализ полученных данных;

· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

· выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учётом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Возможно, чтобы тематика проектов касалась какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний отдельных учеников по этому вопросу, дифференциации процесса обучения (например, проблема гуманизма конца XIX – начала XX столетия; причины и следствия распада империй; проблема питания, экологии в мегаполисе и т.д.).

Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Ну, например, очень острая проблема городов – загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или такая тема: Отечественные войны 1812 и 1941 -1945 годов – проблема патриотизма народа и ответственности власти. Здесь не только история, но и политика, этика. Или проблема государственного устройства США, России, Швейцарии, Великобритании с позиций демократического устройства общества. Здесь потребуются знания из области государства и права, международного права, географии, демографии, этноса и пр. Или проблема труда и взаимовыручки в русских народных сказках. Это для младших школьников, а, сколько здесь потребуется от ребят поисков, смекалки, творчества! тем для проектов – неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» - дело совершенно безнадёжное, поскольку это – живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.) В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, родного языка, иностранных языков, особенно, если речь идет о международных проектах.