«Кто же он? Стало быть, подлец?»

(Образ Чичикова)

Отсутствие учителя на уроке ещё не означает, что нет самого урока. Верно? Итак, начнём…

Поэма прочитана… Образы помещиков вы уже должны были сдать, но кто ещё не успел, у того появилась возможность сдать её к понедельнику ввиду моего отсутствия.

К ПОНЕДЕЛЬНИКУ и ни днём позже!!!

А теперь переходим к образу главного героя.

Ответьте письменно на вопросы и сдайте работу Александровне. СЕГОДНЯ!

1. В 11 главе Гоголь ставит вопрос перед читателями: «Кто ж он? Стало быть, подлец?»

Давайте, рассмотрим это, хотя на уроке я вам уже зачитывала фрагменты главы. Если вы были внимательны, то работа не составит труда, более того, она окажется слишком лёгкой…

Итак, ответьте на вопросы:

Детские годы Чичикова.

Что рассказывает Гоголь о происхождении и детстве Чичикова?

Какой совет получил он от отца, поступая в училище?

Учеба в училище.

Как воспользовался советом отца?

Как прошли его школьные годы?

Какую цель поставил перед собой Чичиков, вступая в жизнь?

СДелай теперь вывод: какие черты характера сформировались у Чичикова в детстве и отрочестве?

Теперь перейдём к центральному месту в биографии Чичикова: служебной карьере.

Служба в казенной палате.

С чего началось служебное поприще Чичикова?

Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?

Как удалось Чичикову расположить к себе повытчика?

Участие в строительной комиссии.

Куда перешел Чичиков из казенной палаты?

Чего достиг на новом месте?

Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

Служба на таможне.

Как складывалась его карьера в качестве таможенного чиновника?

Как он втирается в доверие к начальству и зачем?

Почему и эта афера закончилась крахом?

Итак, сделай вывод: какие черты характера обнаруживаются у героя во время службы в разных местах?

Как реагировал Чичиков на все свои жизненные неудачи и провалы?

Изобретение нового способа обогащения.

Как возникла у него мысль о приобретении «мертвых душ»?

Удалось ли ему довести до конца эту аферу?

Почему она не лопнула, как в предыдущих случаях?

Итак, подведём итог: «Кто ж он? Стало быть, подлец?»

Обращение к эпиграфу.

И ещё: Гоголь говорит, что если бы он не поместил биографию героя, то многие читатели были бы довольны Чичиковым. Согласен ты с этим?

И последний вопрос: Почему 11 главу Гоголь помещает всё-таки в конце 1-го тома, а не в начале?

УДАЧИ!

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Образ Чичикова (работа с 11 главой) . И в закладках появилось готовое сочинение.

Создание поэмы «Мертвые души» пришлось как раз на тот период, когда в России происходила смена традиционных, устаревших устоев общества, назревали реформы, перемены в мышлении людей. Уже тогда было понятно, что дворянство с его старыми традициями и взглядами на жизнь потихоньку вымирает, на смену ему должен был прийти новый тип человека. Цель Гоголя - описать героя своего времени, заявить о нем в полный голос, описать его положительные и пояснить, к чему приведет его деятельность, а также как она отразится на судьбах других людей.

Центральный персонаж поэмы

Николай Васильевич Чичикова в поэме сделал центральным персонажем, его нельзя назвать главным героем, но именно на нем держится сюжет поэмы. Путешествие Павла Ивановича является каркасом для всего произведения. Не зря автор поместил биографию героя в самом конце, читателю неинтересен сам Чичиков, ему любопытны его действия, зачем он собирает этих мертвых душ и к чему это приведет в конце концов. Гоголь даже не пытается раскрыть характер персонажа, зато он знакомит с особенностями его мышления, таким образом давая подсказку, где искать суть данного поступка Чичикова. Детство - вот откуда идут корни, еще в нежном возрасте у героя сформировалось свое мировоззрение, видение ситуации и поиск путей решения проблем.

Описание Чичикова

Детство и юные годы Павла Ивановича неизвестны читателю в начале поэмы. Гоголь изобразил своего персонажа безликим и безголосым: на фоне ярких, колоритных образов помещиков со своими причудами фигура Чичикова теряется, становится маленькой и незначимой. Он не имеет ни своего лица, ни права голоса, герой напоминает хамелеона, умело подстраивающегося под своего собеседника. Это отличный актер и психолог, он знает, как себя повести в той или иной ситуации, моментально определяет характер человека и делает все, чтобы расположить его к себе, говорит только то, что от него желают услышать. Чичиков умело играет роль, притворяется, скрывает истинные чувства, пытается быть своим среди чужих, но все это он делает ради достижения главной цели - собственного благополучия.

Детство Павла Ивановича Чичикова

Мировоззрение человека формируется еще в юном возрасте, поэтому многие его поступки в зрелом возрасте можно объяснить, хорошо изучив биографию. Чем руководствовался, зачем собирал мертвые души, чего этим хотел добиться - на все эти вопросы отвечает Детство героя нельзя назвать счастливым, его постоянно преследовали скука и одиночество. Ни друзей, ни развлечений не знал в юные годы Павлуша, он делал однообразную, нудную и совершенно неинтересную работу, выслушивал упреки больного отца. Автор даже не намекнул о материнской ласке. Из этого можно сделать один вывод - Павел Иванович желал наверстать упущенное, получить все те блага, которые ему были недоступны в детстве.

Но не стоит думать, что Чичиков бездушный сухарь, думающий лишь о своем обогащении. Он был добрым, активным и чутким ребенком, тонко воспринимающим окружающий мир. Тот факт, что он часто убегал от няни, дабы исследовать невиданные ранее места, указывает на любознательность Чичикова. Детство сформировало его характер, научило добиваться всего самостоятельно. Отец учил Павла Ивановича копить деньги и угождать начальникам и богатым людям, а он эти наставления воплощал в жизнь.

Детство и учеба Чичикова были серыми и неинтересными, он всячески пытался выбиться в люди. Сначала он угождал учителю, чтобы стать любимым учеником, затем пообещал начальнику жениться на его дочери, чтобы получить повышение, работая на таможне, убеждает всех в своей честности и непредвзятости, а сам на контрабанде наживает себе огромное состояние. Но все это Павел Иванович делает не со злого умысла, а с единственной целью - воплотить в жизнь детскую мечту о большом и светлом доме, заботливой и любящей супруге, кучке веселых ребятишек.

Общение Чичикова с помещиками

Павел Иванович ко всем мог найти подход, с первых минут общения понять, что собой представляет человек. Например, с Коробочкой он особо не церемонился, разговаривал патриархально-набожным и даже слегка покровительственным тоном. С помещицей Чичиков чувствовал себя раскованно, употреблял просторечные, грубые выражения, полностью подстраиваясь под женщину. С Маниловым Павел Иванович высокопарен и любезен до приторности. Он льстит помещику, в речи употребляет цветистые фразы. Отказавшись от предложенного угощения, даже Плюшкину угодил Чичиков. «Мертвые души» очень хорошо демонстрируют изменчивую натуру человека, ведь Павел Иванович приспособился ко нравам практически всех помещиков.

Каким выглядит Чичиков в глазах других людей?

Деятельность Павла Ивановича очень сильно напугала городских чиновников и помещиков. Сначала они сравнивали его с романтическим разбойником Ринальдом Ринальдином, затем начали искать схожесть с Наполеоном, думая, что сбежал с острова Елены. В конце концов, в Чичикове признали самого настоящего антихриста. Конечно, такие сравнения абсурдны и даже в некоторой степени комичны, Гоголь с иронией описывает испуг недалеких помещиков, их домыслы о том, зачем на самом деле собирает Чичиков мертвые души. Характеристика персонажа намекает на то, что герои уже не те, какие были раньше. Народ мог гордиться, брать пример с великих полководцев и защитников, а теперь нет таких людей, на смену им пришли корыстные чичиковы.

Настоящее «Я» персонажа

Можно было бы подумать, что Павел Иванович - прекрасный психолог и актер, поскольку он с легкостью подстраивается под нужных ему людей, мгновенно угадывает их характер, но так ли это на самом деле? Герой так и не смог приспособиться к Ноздреву, потому что бесцеремонность, наглость, фамильярность ему чужды. Но и здесь он пытается приспособиться, ведь помещик невероятно богат, отсюда и обращение на «ты», хамский тон Чичикова. Детство научило Павлушу угождать нужным людям, поэтому он готов переступить через себя, забыть о своих принципах.

В то же время с Собакевичем Павел Иванович практически не притворяется, потому что их объединяет служение «копейке». И с Плюшкиным имеет некоторую схожесть Чичиков. Персонаж сорвал со столба афишу, прочитав ее дома, сложил аккуратно и положил в ларчик, в котором хранились всякие ненужные вещи. Такое поведение очень сильно напоминает Плюшкина, склонного к накопительству разного хлама. То есть сам Павел Иванович не так уж и далеко отошел от тех же помещиков.

Главная цель в жизни героя

И еще раз деньги - именно для этого собирал Чичиков мертвые души. Характеристика персонажа указывает на то, что он выдумывает различные махинации не просто ради наживы, в нем нет скупости и скряжничества. Павел Иванович мечтает о том, что придет время, когда он сможет наконец-то воспользоваться своими сбережениями, зажить спокойной, обеспеченной жизнью, не думая о завтрашнем дне.

Отношение автора к герою

Есть предположение, что в последующих томах Гоголь планировал перевоспитать Чичикова, заставить его раскаяться в своих поступках. Павел Иванович в поэме не противопоставляется помещикам или чиновникам, он - герой капиталистической формации, «первонакопитель», который пришел на смену дворянству. Чичиков - умелый делец, предприниматель, который ни перед чем не остановится для достижения поставленных целей. Афера с мертвыми душами не удалась, но ведь и наказания никакого не понес Павел Иванович. Автор намекает, что в стране есть огромное число вот таких вот чичиковых, и останавливать их никто не желает.

Слайд 2

Портрет Чичикова

  • Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.
  • Слайд 3

    Слайд 4

    Одежда Чичикова

    • Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное не могу сказать, кто делает, Бог их знает, я никогда не носил таких косынок …
    • Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой.
  • Слайд 5

    Манеры и речь

    • Приезжий во всем как-то умел найтися и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его.
    • Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил.
    • Никогда он не говорил: «вы пошли», но: «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует.
    • Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек.
  • Слайд 6

    Происхождение:

    • Темно и скромно происхождение нашего героя.
    • Родители его были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает.
    • Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприятно…ни друга, ни товарища в детстве!
  • Слайд 7

    Наставления отца

    Наставления отца, в соответствии с которыми герой строил всю свою жизнь:

    • «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам…
    • С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными…
    • Больше всего береги и копейку, эта вещь надежнее всего на свете-, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был.»
  • Слайд 8

    Учеба в училище:

    Уже здесь у Павлуши обнаружились таланты «со стороны практической»:

    • Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же.
  • Слайд 9

    Служба

    В казенной палате:
    - работа на таможне, помощь контрабандистам чуть не составила Чичикову большого состояния. Послужив честно и ревностно, он дослужился до права «производить всякие поиски».

    краткое содержание других презентаций

    «Образы помещиков поэмы «Мёртвые души»» - Плюшкин. Тип героя. Социальные условия. Новая экономическая политика. Ноздрев. Манилов. Собакевич. Мёртвые души. Коробочка. Павел Иванович Чичиков. Личностные качества.

    «Характеристика «Мёртвых душ»» - Проблемный вопрос. Средства раскрытия образа. Жива и будет жить поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Отвратительные черты. Построение поэмы. Главной болезнью николаевской России было крепостное право. Биография. Среди помещиков, изображенных в поэме, можно выделить тип кулака. Поэма Н. В. Гоголя. Гоголь Николай Васильевич (1809-1852). Задачи. Шесть лет работал Гоголь над своей поэмой, бесконечно переделывая ее.

    «Образы помещиков в «Мёртвых душах»» - Изображение губернского города. Помещик Плюшкин. Писатель. Повествование о жизненной судьбе. Крепкий дуб. Идейно-композиционная роль Чичикова. Сюжет. Маятник. Манилов. Общность героев. Вековое стояние. Помещик Манилов. Пестрядевые мешочки. Особенности сюжета и композиции. Плесень. Сочинение. Помещик Михаил Семенович Собакевич. История создания. Композиционные звенья поэмы. Помещик Ноздрев. Распоротый салоп.

    «Характеристика поэмы «Мёртвые души»» - Персонажи поэмы. Мария Ивановна Косяровская. Первый литературный опыт. Мертвые души. Детские годы. История замысла поэмы и его реализации. Василий Афанасьевич Гоголь. Величайшее произведение Гоголя. Ноздрев. Конфликт поэмы «Мертвые души». Николай Васильевич Гоголь. Душевный кризис. Гоголь оставляет университет. Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера. Слава. Собакевич. Написание "Ревизора".

    ««Мёртвые души» в иллюстрациях» - Разговор с Коробочкой. Соколов непосредственно вводит в свои иллюстрации изображение народа. Художники начинают с образов иронических и гротескных. Живописец-передвижник В. Е. Маковский писал акварели. Словарь. Компьютерная графика. Работы Владимира Маковского. Естественные, но точные, отработанные жесты. Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий). Сюрреализм. Сергей Чайкун. Художник увидел в поэме Гоголя всего лишь галерею монстров.

    «Анализ «Мёртвых душ»» - С. П. Шевырев о «Мертвых душах». Рецепция одного и того же литературного объекта. «… в пародии лежит усиление содержания» О. Фрейденберг. Трехчастная композиция «Мертвых душ». Была у меня гордость, но не моим настоящим. Белинский. Исстари замешенные образы. Желание умалить социально-историческое содержание поэмы. Д.Н. Овсяников-Куликовский. В центре внимания - проблема литературных влияний, традиций.

    «Урок Мёртвые души» - «Начал писать «Мёртвых душ». Эпиграф к уроку: Сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин. То есть работать приходится в условиях двуязычия. Большой интерес в системе персонажей представляет речь героев. Подобранная гоголем система персона- жей не случайна. Порядок анализа образов помещиков: Приёмы сатирического изображения.

    «История создания «Мёртвых душ»» - Документированная история создания произведения. Окончательной отделкой первого тома писатель занимался в Риме. Не всё ещё мертво в этом царстве. Образ Родины Н.В. Гоголь изобразил реально. Тройка, несущая Чичикова от помещика к помещику. Собакевич. Изображение жизни российских помещиков. Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809.

    «Николай Гоголь Мёртвые души» - Замысел произведения. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Второй период творчества. Сюжет. Нежин 1830-й год. Реализация авантюры Чичикова. Николай Васильевич Гоголь. Третий период творчества. Мертвый. Полностью прекративший какую-либо деятельность, умерший духовно. Содержание. Родительский дом.

    «Гоголь Мёртвые души» - Мужик задавлен, но не утратил способности различать праведников и «небокоптителей». Ноздрев. Нищета, пьянство, всеобщая лень, бестолковщина – так выглядит крепостная деревня. Своего сына Мария любила больше всего на свете… Чиновники, городские жители. Дом-музей. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.

    «Образ Манилова» - Оригинальный портрет Манилова – героя поэмы Н.В. Гоголя. Психологическая характеристика. Манилов - далеко не самый отрицательный персонаж поэмы. Говорящий портрет. Речевая характеристика. Приторная любезность и чувствительная фраза. Манилов. Раскрыть образ героя с разных сторон. Для Манилова речь - это чистая поэзия.

    «Мёртвые души история создания» - П Боклевский. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Далее… Плюшкин. Анонимный перевод Home life in Russia. Коробочка. Манилов. Чичиков перед шкатулкой. Чиновники и дамы губернского города N. В 1849г. появился чешский перевод К. Гавличка-Боровского. Экипаж Коробочки П. Соколов.