Обитатели острова Матеры - люди разных поколений. Здесь живут древние старики, пожилые люди, люди зрелого возраста, молодежь, дети. Всех их объединяет одна проблема (можно было бы сказать "беда", если бы многие не относились к ней, как к чему-то долгожданному) - грядущее затопление острова. Распутин показывает, насколько ио-разному разные поколения воспринимают близкую разлуку с родной землей.

Три ярких представителя разных поколений одной семьи - главная героиня повести Дарья, ее сын Павел и внук Андрей. Для всех них Матера - Родина. Здесь все они родились и выросли. Но насколько же по-разиому эти, родные друг другу люди, относятся к своей Родине!

Вот Дарья, суровая, непреклонная женщина, к которой при чтении чувствуешь невольное уважение, возможно потому, что она не позволяет себе поддаваться слабости. Дарья не только всю жизнь провела на Матере, она даже никуда не уезжала с нее.* Матера кормит ее всю жизнь, в достатке отдает самое ценное - хлеб и картошку. Взамен Дарья вкладывала огромные труды в землю, ухаживала за ней.

Но только ли труд, вложенный в землю, делает ее родной нам? Да, и это тоже, но есть нечто, что привязывает нас еще сильнее. Это родные могилы. От них не уйдешь. Только рядом со своими близкими мы хотим лежать в земле, хотя, казалось бы, не все ли нам равно будет после смерти? Дарья - тот человек, который считает: нет, не все равно. Мы связаны со своей землей цепью поколений, что были до нас. Люди, обладающие высокими нравственными качествами, не могут не питать любви к своей земле. Человек, подобно дереву, связан с землей. Недаром Настасья говорит: "Кто ж старое дерево пересаживает?" Недаром в повествовании проводится аналогия между Дарьей и "царским лиственем" (автор не сравнивает их открыто, но сравнение стойкого дерева и суровой старухи приходит в голову само собой). Да разве только Дарья и Настасья так привязаны к своей земле? А Катерина, избу которой поджег родной сын? А богохульник Богодул, похожий на лешего? Для всех них память священна, могилы предков - неприкосновенны. Потому они и остаются на острове до последнего. Не могут они предать родную землю, пусть разоренную и сожженную дотла.

Сын Дарьи, Павел - представитель среднего поколения. Он колеблется в своих убеждениях между стариками и молодыми, и сам на себя сердится за это. Ему больно расставаться с Матерой, но к могилам он уже не так привязан, как мать (может быть, поэтому так и не успел их перевезти). Павел живет на два берега. Конечно, он ощущает боль прощания с Матерой, но в то же время чувствует, что правда - на стороне молодых.

А что же молодые? Каково их отношение к земле, взрастившей их? Вот Андрей. Он восемнадцать лет прожил в Матере. Он ел хлеб и картошку, рожденные этой землей, он косил, пахал и сеял, он вкладывал в землю немало труда, и получал тоже немало, как и его бабушка. Почему же Андрей не только без жалости расстается с Матерой, но и собирается принять участие в строительстве ГЭС, то есть стать участником затопления? Дело в том, что у молодых связь с землей всегда намного слабее, чем у стариков. Возможно, это связано с тем, что старые люди уже чувствуют приближение смерти и это дает им право и возможность думать о вечном, о памяти, которую оставят они после себя, о смысле своего бытия. Молодые же в основном устремлены в будущее. Им некогда сидеть на кусочке земли, который носит абстрактное название Родина, и горевать о нем. Они стремятся вперед, к осуществлению высоких идей, как Андрей. Или, как Клавка и Петруха, к более комфортной жизни. Эти двое готовы даже поджечь свои избы, чтобы поскорей вырваться "на волю". Петруха и поджигает в конце концов дом, в котором он рос. При этом он не испытывает ни малейшего сожаления. Зато страдает его мать, Катерина, - представитель старшего поколения.

Так повелось испокон веков, что старики - хранители традиций, а молодежь двигает вперед прогресс. Но, даже преследуя самые благие цели, следует ли забывать свою Родину, свои корни? Ведь твоя земля - твоя мать. Недаром слово "Матера" созвучно слову "мать". Можно, конечно, осуждать стариков за нежелание взглянуть в лицо будущему, но зато всем нам нужно учиться у них любви и уважению к Родной земле.

Дарья Пинигина – женщина с непростой судьбой. Пережила войну, похоронила трех своих детей, потеряла мужа. Отсутствие поддержки, ласки и понимания сделало старушку бесчувственной. Ей 80 лет. Однако она продолжает вести хозяйство, ведь кроме нее о доме некому будет позаботиться.

В город переезжать не хочет. Общение с живым сыном дается Пинигиной чрезвычайно тяжело – кажется, что между ними стена либо пропасть и эти два противоположных полюса никогда не обретут консенсуса.

От остальных бабушек Дарья отличается повышенной восприимчивостью к прошлому и силой воли. Несмотря на то, что она не такой уж и экстраверт, именно в ее доме собираются на приятные чаепития все пожилые женщины округи.

Павел – сын главной героини. Работящий. Ему около 50 лет. Фаталист – впрочем, как и его жена, и дети. Мать герой не осуждает, редко спорит с ней. Однако понимание от этого не появляется. Он желает покоя и определенности – поэтому всем естеством своим делает вид, что трагедия деревни ему совершенно безразлична.

Андрей – молодой парень (22 года), внук Дарьи. Деревенской жизнью практически не интересуется. Мало того, она угнетает его. Не так давно вернулся из армии. Несмотря на то, что он не проявляет в себе ничего выдающегося, Андрей мечтает вершить подвиги и слиться с прослойкой «передовой молодежи». Считает, что каждый кузнец своего счастья, и что только лишь отстаивание своего мнения может принести положительные результаты.

Богодул – обросший старик, в коем есть что-то звериное. Проживает в заброшенном здании. Всегда ходит босиком. Странноват. Иногда любит выругаться, как следует. Зимой пытается прижиться у кого-то из деревенских, в банях. Ходят слухи, что он скрывается, потому, что кого-то убил. Является в Матере кем-то вроде домового, ведь защищает эти земли, препятствует сносу старого кладбища

Егор и Настасья – соседи Пинигиных. Переехали в город первыми. Однако мужчина умирает, не выдержав разлуки с Родиной. Что же касается жены, на фоне смерти мужа у нее «ломается» психика: Настасья то пугает окружающих странными слухами про благоверного, то разговаривает с вещами. Сходя с ума, героиня ежеминутно ищет подтверждение тому, что ее существование в этом мире не было напрасным

Зотова Катерина – хорошая, добрая женщина. Подруга Дарьи. Ее сын не работает, любит приложиться к бутылке и отъявленный врун. Пытается найти поддержки у своей приятельницы. Однако верит в то, что рано или поздно парень «придет в себя», образумится. Вместе с другими стариками остается на острове до последнего.

Петруха – тот самый «непутевый» сын Катерины. На самом деле его имя – Никита. Однако этого не помнит даже родная мать. Является посмешищем в деревне – вначале потому, что был «прижит» от женатого, а после подтвердил статус, благодаря своим поступкам. Слаб по отношению к алкоголю. Не имеет ни постоянной работы, ни сезонных подработок. Бесполезен, однако, считает себя значимым. Чтобы возвысить себя в глазах других, Петруха пытается врать, но ему мало кто верит – возможно, потому что его все знают.

Второстепенные герои

Воронцов – ответственный за переселение, председатель совхоза. Местные его не уважают и не понимают. Равно как и он не уважает и не понимает их.

Хозяин острова – маленький зверек, является духом Матеры. В совершенстве ведает все об этой земле. Его мало кто видит. Предстает перед Дарьей, но она, убитая горем от сожжения избы, не замечает его присутствия.

Вариант 2

Пинигина Дарья

Основным персонажем произведения является восьмидесятилетняя пожилая женщина по имени Пинигина Дарья Васильевна, представленная писателем в образе коренной жительницы острова Матеры.

Дария Васильевна описывается в повести в качестве высокой, поджарой старухи с бескровным лицом, беззубым ртом, сухими губами, прожившей нелегкую человеческую жизнь, но не растерявшую собственную энергичность. Невзирая на свой возраст Дария Пинигина самостоятельно занимается своим большим хозяйством в виде огорода, домашней живности и бытовой работы. Характерными чертами героини являются ее правдивость, совестливость и справедливость, которые притягивают к ней местных жителей острова, любящих приходить на чашку чая из любимого самовара Дарьи Васильевны. Героиня отличается особой любовью к родным местам, где покоятся ее предки, и предпочитает оставаться на Матере, несмотря не затопление острова.

Павел Миронович

Также ключевым героем повести писатель представляет сына Дарьи Пинигиной, Павла Мироновича, пятидесятилетнего мужчины, работающего в совхозе в должности тракториста, устав от постоянной перемены от совхозного бригадира до заведующего гаража. Павел характеризуется в повести в образе простого, честного, трудолюбивого человека, хорошо относящегося к матери и старающегося оказать ей любую помощь. Павел Миронович имеет семью, состоящую из жены и трех сыновей, младший из которых, Андрей, вернувшись из армии, проживает совместно с родителями. В ситуации с островом, связанной с его затоплением и переселением местных жителей, Павел ощущает огромную жалость к Матере, устает от собственных переживаний и радуется, когда понимает, что наступает определенность.

Андрей Пинигин

Сын Павла, Андрей Пинигин, является одним из второстепенных героев произведения, и представляет собой молодого двадцатидвухлетнего мужчину, здорового на вид, недавно вернувшегося из армии, отличающегося гордо поднятой головой и солдатской выправкой. Андрей характеризуется в повести как разумный, взрослый человек, выстраивающий свою собственную жизнь по заранее разработанному им плану, желающего осуществлять трудовую деятельность на важном для государства объекте, где работает передовая молодежь, не тратя силы на жизнь в глухомани.

Богодул

Также второстепенным персонажем повести представлен старик Богодул, поселившийся на острове в давние времена, но не являющийся его коренным жителем. Богодул позиционирует себя как представитель польской нации, не любит изъясняться на русском языке, но обожает использование в своей речи матерных слов и выражений. Внешность старика напоминает сказочного лешего, отличаясь лохматой головой, красными глазами, огромными ручищами и отсутствием почти круглый год обуви на ногах. Местные жительницы с симпатией относятся к Богодулу, однако мужики его сторонятся, не понимая чудаковатость натуры Богодула.

Петруха

Одним из жителей Матеры является Петруха, второстепенный герой повести, сорокалетний мужчина, сын одной из старух Катерины, имеющий данное при рождении имя Никита Алексеевич Зотов. Петрухой его называет местное население, поскольку по жизни мужчина проявляет себя как никчемный беспутный разгильдяй, не работающий, не имеющий имущества, кроме своей ненаглядной гармошки, любящий поболтать и выпить, отличающейся ленью и бестолковостью. После начала переселения Петруха устраивает пожар собственной избы с целью получения компенсации, представив его как несчастный случай, а затем поджигает и дома соседей.

Катерина Зотова

Кроме того, в образе жителей острова в повести изображаются Катерина Зотова, мать Петрухи, являющаяся милой и доброй старушкой, супруги Егор и Настасья, переехавшие в город с Матеры в связи с затоплением, где старик Егор, истосковавшись по родине, умирает, а Настастья возвращается на остров к оставшимся жителям, а также старуха Сима с внуком Колей, оставленным ей ее немой дочерью и Борис Андреевич Воронцов, занимающий должность председателя совхоза.

Хозяин остров

На протяжении повести писатель использует образ Хозяина острова, описанного в виде невидимого, сказочного существа, охраняемого Матеру, осуществляющего еженощно осмотр обреченного островного поселения.

Характеристики 3

Героями данного произведения являются простые люди, которые проживают в деревне. В произведении столкнулись два мира, деревня и город. Жизнь людей, которых оторвали от корней, становится бессмысленной. Ведь люди полностью срастаются со своей землей и оторвать их невозможно друг от друга. Речь пойдет о том, как доставалось людям расставание с родной землей. Кому-то расстаться было легко, а вот кому-то немерено тяжело и болезненно. В сюжете описывается гибель деревни. Почти каждый персонаж, проживающий в деревне, имеет свою трогательную историю, которая может пронзить до глубины души.

Дарья Пинигина.

Одной из главных героинь в произведении является строгая женщина пожилого возраста. Восьмидесятилетняя старушка, пережившая войну, схоронила своих детей, а ее супруг считается без вести пропавшим. Женщина ведет свое маленькое хозяйство. По характеру она очень сильная женщина. Другие женщины с деревни любят приходить к ней в гости, чтобы попить чай вместе. Имеет единственного сына Павла, с которым у них недопонимая.
Павел.

Еще одним персонажем является пятидесятилетний сын старушки. В его жизни военные годы оставили глубокий след у него на сердце. Павел, несмотря на все недопонимая между ним и матерью, любит ее и пытается во всем помочь. Ему также, как и матери не хватает человеческих чувств. Он женат и у него есть дети.

Помимо сына у героини есть также двадцатилетний внук, которому не интересно жить в селе. Он хочет двигаться вперед, идти вместе с другой молодежью, а также завести семью. Ради этих целей он даже уволился с работы в заводе.

Еще одним весьма странным персонажем является заросший как животное, старик, проживающий в заброшенно доме. Он всегда ходит с голыми ногами и часто матерится. Тем не менее зимой, старухи дают ему ночлег в банях, они испытывают к нему жалость. Богодул является неким защитником их села, он даже смог остановить снос кладбища.

Настасья и Егор.

Являются соседями семьи, которые переехали из деревни в город. После переезда, Егор умер, а Настасья решила уехать обратно в родную деревню и жить там с остальными жительницами до конца своих дней. После того, как умерли ее дети, она начинает странно себя вести, вплоть до того, что общается с вещами дома.

Катерина.

Еше одна пожилая героиня, которая является подругой Дарьи. Имеет неработающего сына, который увлекается алкоголем и очень страдает от этого. Постоянно ищет в этом какие-то оправдания и надеется на лучшее, что ее сын бездарь когда-нибудь изменится.

Является сыном Катерины, а также неким посмешищем для жителей деревни, к тому же страшный врун.

В произведении упоминается также о второстепенных персонажах, таких как председатель совхоза по фамилии Воронцов, которого не уважают местные жители, для них он считается чужим. Смог прогнать людей, которые разрушали могилы на кладбище.

Также упоминается о маленьком звере, неком духе деревни. Его никто никогда не видел. Он имеет вид мелкого зверька и оберегает остров.

Несколько интересных сочинений

    Россия – сильнейшая в мире держава! - так нам внушают с самого детства. Однако последние события на международной политической арене говорят об обратном. Но надо признать, что сейчас Россия в трудном положении

  • Портрет Сони и Маруси (сравнение) в повести В дурном обществе

    Каждой девочке примерно лет 4. Они разносторонние. Соня – веселая. У нее кругленькое, пухлое тело, волосики темные, но наряженные шикарным бантом

  • Герои произведения Василий Теркин

    В поэме «Василий Теркин» главный герой олицетворяет образ обычного русского солдата, а окружающие его второстепенные персонажи не имеют имен, это его сослуживцы, генерал и пожилая пара.

  • Анализ произведения Гаршина То, чего не было

    Замечательное и поучительно произведение, которое называется «То, чего не было», написано русским писателем 19 века Всеволодом Михайловичем Гаршином. Анализ данного литературного творения представлен в данной статье.

Характеристика литературного героя Матера – остров и деревня. Название означает “мать”, “материнская земля”. Для ее жителей М. символизирует весь мир, обеспечивает нормальный естественный ход жизни. В земле М. лежат предки ее жителей, которые передали эту землю детям в пользование, а эти дети должны передать своим и т. д. В повести показаны те времена, когда деревня “повяла,…откоренилась, сошла с привычного хода”. Ниже по Ангаре строили электростанцию. От этого вода в реке поднималась и постепенно должна была затопить М. Жителей острова переселяли на “большую землю”, в город. М. показана как ковчег, хранительница нравственных законов, человеческой души: “…от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке”. В финале повести М. исчезает в глубине вод вместе с верными ее жителями – старухами, Богодулом и Колькой. Эти люди не смогли “вписаться ” в новую жизнь, бесплодно суетную, не дающую человеку возможности оглянуться и побыть наедине с собой.

Сочинение по литературе на тему: Матера (Прощание с Матерой Распутин)

Другие сочинения:

  1. Листвень Характеристика литературного героя Листвень (царский листвень) – дерево лиственницы, возвышавшееся над Матерой. Л. – полноправный герой повести. Без него невозможно было представить остров. Могучий и властный, Л. стоял на бугре, заметный отовсюду и знаемый всеми. На Матере существовало поверье, Read More ......
  2. Прощание с Матерой Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, деревня Матера повидала на своем веку всякое. “Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в Read More ......
  3. Петруха Характеристика литературного героя Петруха (Никита Алексеевич Зотов) – беспутный сын Катерины, “несчастный пьяница”. Никто не называл его по имени, а все кликали по прозвищу П., данное ему за простоватость и никчемность. П. очень хочет покинуть Матеру и начать новую Read More ......
  4. Воронцов Характеристика литературного героя Воронцов – председатель поссовета в новом поселке. Отвечает за санитарное состояние Матеры перед затоплением. Первое его столкновение с жителями острова происходит по поводу разорения санитарной бригадой кладбища. Старик Карпов разъясняет герою разницу между ним и стариками Read More ......
  5. Богодул Характеристика литературного героя Богодул – приблудившийся к Матере старик. Очень любил русский мат, за что его и прозвали “богохулом” (“богодулом”). Летом герой иногда отлучался с Матеры, зимой же жил здесь безвылазно, все больше у старух, иногда ночевал в бане. Read More ......
  6. Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство на тех этапах его жизни, где происходит чудесное превращение деревенского мальчика в великого писателя: вот только он был школьником, как все, студентом, каких несколько миллионов, журналистом, начинающим писателем, Read More ......
  7. Павел Пинигин Характеристика литературного героя Павел Пинигин – сын Дарьи Пинигиной 50-ти лет. П. – представитель среднего поколения в повести. Он не может также безоглядно, как Андрей, оторваться от Матеры, от ее жизненных принципов, усвоенных с молоком матери. П. страдает Read More ......
Матера (Прощание с Матерой Распутин)

Время не стоит на месте. Общество и сама жизнь постоянно движутся вперед, внося свои коррективы в уже устоявшиеся правила. Вот только происходит это у всех по-разному и не всегда в соответствии с законами морали и совести.

Повесть «Прощание с Матерой» В. Распутина - образец того, как новые веяния идут вразрез с нравственными устоями, как прогресс в буквальном смысле «поглощает» человеческие души. Произведение, появившееся в середине 70-х годов прошлого века, затрагивает множество важных проблем, не потерявших актуальности и сегодня.

История создания повести

Вторая половина 20-го века стала насыщенным на перемены временем в истории страны. А достижения научно-технической отрасли, способствовавшие переходу на более высокую степень развития, часто приводили к серьезным противоречиям в обществе. Один из таких примеров - строительство мощной электростанции, недалеко от родного села писателя, Аталанки. В результате, оно попало в зону затопления. Казалось бы, какой пустяк: разрушить небольшое село ради того, чтобы принести немалую пользу всей стране. Вот только о судьбе его старых жителей никто не подумал. Да и экологический баланс в результате вмешательства в естественный ход развития природы был нарушен.

Эти события не могли не затронуть душу писателя, чьи детство и юность прошли в глубинке, в прямой связи со сложившимися традициями и устоями. Поэтому повесть Распутина «Прощание с Матерой» - это еще и горькие размышления по поводу того, что пришлось пережить автору самому.

Сюжетная основа

Действие начинается весной, но символическое понимание этого времени как зарождения новой жизни в данном случае неприменимо. Напротив, именно в этот момент деревню облетает новость о скором ее затоплении.

В центре повести - трагические судьбы ее коренных жителей: Дарьи, Настасьи, Катерины, «старинных старух», мечтавших закончить здесь свой век и приютивших никому не нужного Богодула (возникают ассоциации с юродивым, странником, божьим человеком). И вот все рушится для них. Ни рассказы о благоустроенной квартире в новом поселке на берегу Ангары, ни пламенные речи молодых (Андрея - внука Дарьи), что это нужно стране, не могут убедить их в целесообразности уничтожения родного дома. Старухи каждый вечер собираются на чашку чая, словно пытаются насладиться общением друг с другом перед расставанием. Прощаются с каждым уголком природы, таким дорогим сердцу. Дарья все это время пытается по крупицам восстановить жизнь, свою и деревни, старается ничего не упустить: ведь для нее «вся правда в памяти».

За всем этим величественно наблюдает никому не видимый Хозяин: и ему не под силу спасти остров, и для него это тоже прощание с Матерой.

Содержание последних месяцев пребывания на острове старожилов дополняется рядом жутких событий. Сожжение дома Катерины родным сыном-пьяницей. Нежеланный переезд в поселок Настасьи и наблюдение за тем, как изба без хозяйки сразу же превратилась в сироту. Наконец, бесчинства «официальных лиц», направленных СЭС для уничтожения кладбища, и решительное противостояние им старух - откуда только силы взялись при защите родных могилок!

И трагический финал: попавшие в туман, заблудившиеся посреди реки люди в лодке, потерявшие ориентир в жизни. Среди них - сын главной героини, Павел, так и не сумевший вырвать из сердца родные места. А еще оставшиеся на острове в момент его затопления старухи, а с ними - ни в чем не повинный младенец. Возвышающийся, не сломленный - ни огонь его не взял, ни топор, ни даже современная бензопила - листвень как доказательство вечной жизни.

«Прощание с Матерой»: проблемы

Незатейливый сюжет. Однако проходят десятилетия, а по-прежнему не теряет актуальности: ведь автор поднимает в нем очень важные вопросы, касающиеся развития общества. Вот наиболее важные из них:

  • Для чего родился человек, какой ответ должен давать в конце жизни?
  • Как сохранить взаимопонимание между поколениями?
  • В чем преимущества «деревенского» уклада жизни перед «городским»?
  • Почему нельзя жить без памяти (в широком смысле)?
  • Какой должна быть власть, чтобы она не потеряла доверия народа?

А также чем грозит человечеству вмешательство в естественное развитие природы? Не станут ли подобные действия началом к трагическому финалу его существования?

Вопросы, изначально довольно сложные и не подразумевающие однозначного ответа, затрагивает Распутин. «Прощание с Матерой» - это его видение проблем, а также попытка привлечь к ним внимание всех живущих на Земле.

Дарья Пинигина - старейшая жительница деревни

Хранительница вековых традиций, верная памяти о своем роде, с почтением относящаяся к местам, где прошла ее жизнь, - такой видится главная героиня повести. Сын с семьей уехал в поселок, одна радость - их приезд раз в неделю. Внук по большей части не понимает и не принимает ее убеждений, так как это человек другого поколения. Родными людьми для нее в результате становятся такие же, как она сама, одинокие старухи. С ними она коротает время и делится своими тревогами, мыслями.

С образа Дарьи начинается анализ произведения «Прощание с Матерой». Она помогает понять, насколько важно не терять связи с прошлым. Главное убеждение героини - без памяти нет жизни, так как в результате теряются нравственные основы самого существования человека. Так, ничем не выдающаяся старуха становится для Распутина и его читателей мерилом совести. Именно такие неприметные герои, по признанию автора, притягивают его больше всего.

Сцена прощания с домом

Важным моментом в понимании внутреннего мира Дарьи становится эпизод, в котором она «готовит к смерти» родной очаг. Параллель между убранством дома, который будет сожжен, и покойником очевидна. Распутин включает в произведение «Прощание с Матерой» подробное описание того, как героиня «омывает» и белит его, украшает свежей пихтой - все, как полагается при прощании с умершим. Она видит в своем доме живую душу, обращается к нему, как к самому дорогому существу. Никогда не понять ей, как человек (имеется в виду Петруха, сын ее подруги) может собственными руками сжечь дом, в котором родился и прожил.

Защита кладбища

Еще одна ключевая сцена, без которой невозможен анализ произведения «Прощание с Матерой», - это уничтожение могил на местном кладбище. Никакими благими целями нельзя объяснить столь варварский поступок властей, совершающийся на глазах жителей. К боли за то, что нужно оставлять могилы дорогих людей на потопление, добавилась еще одна - увидеть, как сжигают кресты. Вот и пришлось старухам с палками вставать на их защиту. А ведь можно было «эту очистку под конец сделать», чтобы жители не увидели.

Куда совесть делась? А еще - простое уважение к людям и их чувствам? Такими вопросами задается Распутин («Прощание с Матерой», кстати, не единственное произведение писателя на эту тему) и его герои. Заслуга автора в том, что он сумел донести до читателя очень важную мысль: любые государственные переустройства должны соотноситься с особенностями жизненного уклада народа, особенностями души человека. Именно с этого начинаются доверие друг к другу и любые взаимоотношения между людьми.

Связь поколений: важна ли она?

Откуда же берутся такие как работники СЭС и Петруха? Да и к уничтожению Матеры не все ее жители относятся так же, как эти пять старух. Клавка, к примеру, только радуется возможности переехать в благоустроенный дом.

Опять вспоминаются слова Дарьи о том, что значит для человека помнить о своих корнях, о предках, о законах морали. Уходят старики, а вместе с ними исчезают веками накопленные опыт и знания, в современном мире никому не нужные. Молодежь все время куда-то спешит, строит грандиозные планы, весьма далекие от того образа жизни, который был у их предков. И если Павел, сын Дарьи, еще чувствует себя в поселке неуютно: его тяготит и новый дом, построенный кем-то «не для себя», и бестолково расположенные здания, и земля, на которой ничего не растет, то ее внук, Андрей, уже совсем не понимает, что может удерживать человека на таком заброшенном острове, как Матера. Для него главное - прогресс и те перспективы, которые он открывает перед людьми.

Связь поколений - довольно избитая тема. «Прощание с Матерой» на примере одной семьи показывает, как она теряется: Дарья свято чтит своих предков, ее главная забота - перевезти могилки на землю. Павлу подобная мысль кажется странной, но все же он не смеет сразу отказать матери. Хотя просьбы так и не выполнит: других проблем хватает. А внуку и вовсе не понять, зачем это нужно. Так что же говорить о тех, кто «просто выполняет свою работу» по очистке территории - слово-то какое выдумали! Однако нельзя жить будущим, не помня прошлого. Для того-то и пишется история. И хранятся чтобы не повторялись ошибки в будущем. Это еще одна важная мысль, которую пытается донести до современника автор.

Малая родина - что она значит для человека?

Распутина, как человека, выросшего в деревне, русского душой, волнует и другой вопрос: не утратит ли общество своих корней, берущих начало в отеческом доме? Для Дарьи и других старух Матера - это место, где берут начало их род, складывавшиеся веками традиции, заветы, данные предками, главный из которых - беречь землю-кормилицу. К сожалению, молодежь с легкостью оставляет родные места, а вместе с ними теряет духовную связь со своим очагом. К таким нерадостным размышлениям подводит анализ произведения. Прощание с Матерой может стать началом потери нравственной опоры, поддерживающей человека, и пример тому - Павел, оказавшийся в финале между двумя берегами.

Взаимоотношения человека и природы

Повесть начинается с описания красоты острова, не тронутого цивилизацией, сохранившего свою первыбытность. Пейзажные зарисовки играют особую роль в передаче идеи автора. Анализ произведения «Прощание с Матерой» позволяет понять, что человек, давно считающий себя хозяином мира, глубоко ошибается. Цивилизация никогда не сможет одержать верх над тем, что было создано до нее. Доказательство - несломленный, могучий листвень, который будет оберегать остров до момента его гибели. Он не поддался человеку, сохранив за собой главенствующее начало.

Значение повести «Прощание с Матерой»

Содержание одного из лучших произведений В. Распутина и спустя много лет звучит как предупреждение. Чтобы жизнь продолжалась дальше, а связь с прошлым не терялась, необходимо всегда помнить о своих корнях, о том, что все мы дети одной земли-матушки. И обязанность каждого - быть на этой земле не гостями или временными жителями, а хранителями всего того, что было накоплено предыдущими поколениями.

Сочинение

«Прощание с Матерой» — крупнейшее произведение В. Распутина. Это нравственно-философская повесть, затрагивающая многие проблемы. Это произведение насыщено символикой и даже фантастикой. Но эти элементы необычайно органичны в реалистической повести.

Любимые герои Распутина способны видеть то, что необъяснимо никакой логикой. Поражает прозрение Дарьи — ее встреча со своим родом, с «многовековым кликом» предков, на острие которого она видит себя.

Как уже было сказано, в повести много символики. Символично названия самого острова: Матера. Оно, конечно же, связано с таким понятиями, как мать (мать — земля, мать — Родина), материк — земля, окруженная со всех сторон океаном (остров Матера — это как бы «малый материк»). И неслучайно, мне кажется, в сознании современного человека возникает образ нашей планеты как «малого» острова в космическом океане. Также со словом «Матера» возникает еще одна ассоциация — матерый, что значит здоровый, крепкий. Это уже относится к народному укладу жизни.

Кроме того, с этим островом связывается еще одно символическое значение. Старики прощаются с Матерой, как с живым существом. Уход ее под воду осмысляется как неразумное вмешательство человека в естественный ход вещей, в разумное устройство природы. С исчезновением Матеры разрушается и гармония человеческих отношений, так как нарушено единство человека с природой. Уход острова под воду равносилен концу света. Поэтому Матера связана еще и с апокалипсисом.

Символична в повести и смена поколений. Автор показывает сразу три поколения: Дарью, ее сына и внука. Распутин указывает, что от поколения к поколению связи с Матерой истончаются, ослабевают. Павел Пинигин уже не уверен, что старики правильно поступают, защищая остров. Андрей — это уже совсем новое поколение, которому хочется чего-то другого, суетного. Ему совсем не жаль своей малой Родины. Напрашивается мысль, что дети Андрея вообще не будут знать и помнить Матеру и что на этом оборвется и род человеческий.

Другим образом-символом является в повести маленький, молчаливый, но с выразительным взглядом зверек — Хозяин Матеры. Сам автор подчеркивает его значение даже графически — пишет с большой буквы. Писатель так говорит о нем: «Если в избах есть домовые, то на острове должен быть и хозяин». Этот зверек сравнивается здесь с домовым, а мы знаем, что домовой — хранитель очага, это своеобразный дух дома. Поэтому Хозяин Матеры — это хранитель, душа острова и деревни. Он оберегает остров от любой беды, но спасти Матеру от затопления он не сможет: «Предчувствовал Хозяин, что скоро… все изменится настолько, что ему не быть хозяином, не быть и вовсе ничем, он с этим смирился».

Хозяин понимает неизбежность гибели, поэтому он мудро смиряется с этим. Но пока стоит остров, пока живут на нем люди, «Хозяин здесь он». Этот зверек не бросает своих ночных проверок острова, следя за всем, потому что он часть природы и существует по ее законам. Ему так предписано — оберегать и следить за всеми, кто находится на острове.

Еще один символ в повести: опора Матеры — царский листвень, с помощью которого, по легенде, «крепится остров к речному дну, общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера». К этому дереву «никто не решается, так вечно, могуче и властно стоял он не бугре, заметный отовсюду и знаемый всеми».

Этот «листвень» — олицетворение самого острова, недаром они накрепко связаны в старинной легенде. Он так же незыблемо стоит, как и остров. Ни топоры, ни огонь «чужих людей» не могут повредить гордое дерево, этот некий природный корень жизни. Листвень стоит как бы на страже острова, поэтому он не может поддаться напору «поджигателей». Пока стоит остров, будет стоять и он, листвень.

Вообще, Хозяин Острова и листвень олицетворяют силы самой природы и подчеркивают губительное вмешательство человека в нее.

Одним из центральных образов-символов повести является Дом. Он символизирует устои человеческой жизни: нравственные, семейные, социальные. Для стариков Дом — это не просто деревянная постройка, но и живое существо. Недаром Дарья перед отъездом, перед тем, как подожгут ее жилище, убирает его, белит, моет. Она готовит свой Дом в последний путь, как умершего человека: «Не обмыв, не обрядив во все лучшее, что есть у него, покойника в гроб не кладут. А как можно отдать на смерть родную избу… отказав ей в таком обряженье?». И героиня прощается со своим домом, наказав «поджигателям» не заходить внутрь, не «поганить» его чужим присутствием. Дарья чувствует, что дом понимает, куда его обряжают: «вся изба сразу приняла скорбный, отрешенный, застывший лик».

Мы видим, что Распутин использовал в своей повести символику, чтобы лучше раскрыть перед читателями смысл и идею произведения.

Другие сочинения по этому произведению

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Идейно-художественные особенности повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «прощание с Матерой» Образы жителей Матеры (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой») Повесть «Прощание с Матерой» Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина «Прощание с Матерой») Проблема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Проблема экологии в современной литературе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Проблемы культуры, природы, человека и пути их решения Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX века Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой».) Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин "Прощание с Матерой", А. Солженицын "Матренин двор")