В последнее время наша страна столкнулась с новыми вызовами современного мира. Внешние факторы разрушения идеологии России, её духовности, морали и нравственности, формируют новую, чуждую россиянам идеологию. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности через разрушение истории и культуры народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ Воспитатель МБДОУ №31 «Заря» Иванова Светлана П етровна

«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.

Декоративно- п рикладное искусство Народные праздники Фольклор Знакомство с окружающими предметами Направления работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

«Надо поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело, чтобы всякая работа приносила более чем один результат. Здесь общее правило состоит в том, чтобы всегда и везде брать вместе то, что связано одно с другим». » Я. А. Каменский.

организация совместной работы с родителями создание п редметно- развивающей среды и нтеграция со всеми образовательными областями комплексное использование разных п едагогических методов Условия работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Воспитатель МБДОУ №31 «Заря» Иванова Светлана П етровна

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей к истокам русской
народной культуры»

Воспитатель МБДОУ детский сад №31 «Заря»

Иванова Светлана Петровна

Пятигорск 2016 г.

«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.

В последнее время наша страна столкнулась с новыми вызовами современного мира. Внешние факторы разрушения идеологии России, её духовности, морали и нравственности, формируют новую, чуждую россиянам идеологию.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности через разрушение истории и культуры народа. Сегодня, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажаются общечеловеческие ценности о добре и зле, о правде и лжи, о семье и красоте. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются анти супружеские, анти родительские, анти семейные установки.

У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни – его история и культура. Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям современного процесса обновления общества.

Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу - вот ведущая педагогическая идея.

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений: праздники, традиции, фольклор, художественные промыслы, декоративно – прикладное искусство.

Для работы с детьми в нашей группе по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» нами были выбраны следующие направления:

1. Знакомство с окружающими предметами . В группе организована и действует полочка Красоты; на неё воспитатель выставляет предметы народного декоративно – прикладного искусства в соответствие с запланированной тематикой, знакомит с традиционными предметами быта и ремесленными инструментами.

2. Ф ольклор . В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

В русском фольклоре сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, что позволяет использовать фольклорные формы в течение всего дня общения с детьми.

3. Народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. В своей практике нами используются традиционные праздничные обряды или их элементы. Детям объясняется историческое значение этих праздников в укладе жизни предков.

4. Народное декоративно-прикладное искусство. С разными видами рукоделия и ремесла. В этой деятельности дети приобретают трудовые навыки и навыки работы с художественным материалом. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию его детьми, уважения к труду и таланту мастеров.

Ещё Ян Амос Коменский писал, что надо «поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело, чтобы всякая работа приносила более чем один результат. Здесь общее правило состоит в том, чтобы всегда и везде брать вместе то, что связано одно с другим». Патриотическое воспитание дошкольников и, прежде всего, пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы.

Например, многократное использование и повторение произведений устного народного творчества воспитателем в режимных моментах позволяют заучивать непроизвольно некоторые произведения народного творчества, начиная с раннего и младшего возраста детей. (Загадки, потешки, народные песенки, скороговорки, заклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки).

Опыт использования малых фольклорных форм в младшем возрасте достаточно обширен. Это культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, укладывание детей спать. А как использовать и применять фольклор в старшем дошкольном возрасте? Нужно отметить, что уже достаточно развитое чувство юмора и самоконтроль в поведении, позволяют учить детей использовать в особых конфликтных или щекотливых ситуациях. Например, ребёнок бегает по участку на прогулке, мешает другим детям играть, не реагирует на замечания детей и педагога, падает. Начинает плакать больше от обиды. Воспитатель предлагает обыграть ситуацию.

Чигарики-чигарок,

Повалился комарок.

Со дуба на пенье,

На сыро коренье.

Прилетели мухи,

Мухи-горюхи,

Подхватили комарочка,

Доносили до дубочка.

Посадили на дубок

Под зелёненький листок:

Сиди…Отсиживайся!

Как правило все участники мини-инсценировки начинают смеяться. Забывая об обидах, а виновник ситуации, понимает без поучений, что так поступать не нужно.

Есть различные виды дразнилок – смешные и обидные стишки на каждое имя, на любой порок – жадность, трусость, нытьё, хвастовство. А эти дразнилки порицают негативные качества:

Жадина-говядина, дырявый барабан! Кто на нем играет? Вовка - таракан!

Интересно использовать дразнилки в старшем возрасте, в качестве метода коррекции поведения.

Федул, что губы надул?

Кафтан прожег.

Починить можно.

Иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Сбил, сколотил – вот колесо.

Сел да поехал – ах, хорошо!

Оглянулся назад –

Одни спицы лежат.

С помощью дразнилок ребёнок дает выход отрицательным эмоциям. Часто дразнилки сопровождаются гримасами и звукоподражанием. Дразнилка всегда произносится нараспев, всегда громко, во-первых, чтобы все слышали, а во-вторых, в словесный поединок лучше вступать с безопасного расстояния, а то ведь и сдачу получить можно. С помощью дразнилок дети учатся не только различать плохое и хорошее, выражать свое негативное отношение к какому-то явлению, но и развивают умение подбирать слова, рифму. Дразнилка – это тренировка в остроумии, в умении вести словесный поединок, развитие речи и чувства юмора.

Таким образом, фольклор учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.

Антон Семёнович Макаренко делится опытом: «работа по патриотическому воспитанию дошкольников связано с их физическим воспитанием. Будущие граждане страны должны расти сильными, ловкими и здоровыми».

Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Народная игра– уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о нравственных ценностях. Народная подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка-выполняет различные функции: развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую. Это знакомые программные классические русские народные игры: «Гуси-гуси», «Обыкновенные жмурки», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно» и др.

На занятиях, в самостоятельной деятельности, на прогулке мы используем разнообразные игры, в том числе и народов Северного Кавказа.

Например, армянская игра, «Перетягивание палки»

Цель игры: развитие силы, выдержки, укрепление мышц туловища.

Два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями. В руки они берут палку (можно веревку, ремешок, или просто держаться за руки). При этом одна рука находится в середине палки, другая с краю. По сигналу игроки начинают тянуть друг друга, стараясь поднять соперника па ноги.

Правила игры: выигрывает тот игрок, которому удается поднять противника на ноги. Выигравший имеет право продолжить игру со следующим игроком.

Или, кабардинская народная игра «Пастух»

Из числа играющих выбираются пастух и волк, остальные - овцы. Чертится круг - луг, внутри которого собираются пастух и овцы, по внешней стороне ходит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс. Волк обращается к пастуху: «Я – волк! Твоих овец унесу!» Пастух отвечает: «Я пастух смелый, овец не отдам!» Услышав, не отдам, волк старается дотянуться до овец. Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не позволяя ему дотронуться до них. Волк, в случае удачи уводит добычу с собой. Игра начинается сначала, но меняются роли.

Н.К.Крупская. «Такую задачу (патриотическое воспитание) можно решить, только умело сочетая наблюдение непосредственного окружения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Искусство шире откроет ребенку окно в мир, поможет сделать необходимые обобщения, будет способствовать пробуждению чувств».

Использование народной культуры в художественно-эстетической области развития детей дошкольного возраста достаточно широко используется и освещено в программах образования, соответствующих требованиям ФГОС. Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста, способствуя развитию фантазии, воображения, образного мышления.

Использование образов народного искусства в организованной деятельности и в повседневной жизни, способствуют воспитанию детей духовно богатых, умеющих любить и ценить то, что признано народом. Ознакомление с народной игрушкой, песенкой, музыкальной игрой или хороводом оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Такая обширная работа невозможна без участия родителей. Передача опыта и традиций народа, прежде всего, осуществляется через семью. В ходе реализации задач по ознакомлению детей с народным культурным наследием мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Использование творческий поиск, расширяет кругозор детей, развивает речь детей, развивает исследовательские навыки детей. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни.

Таким образом, опытная работа, проведённая нами, показала, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре возможна, необходима и доступна при выполнении следующих условий:

  1. комплексное использование разных педагогических методов: наглядного, практического, словесного, в их взаимодействии в условиях реализации деятельного подхода;
  2. тесное взаимодействие с эмоционально – нравственным, эстетическим, физическим развитием ребёнка;
  3. создание предметной среды, способствующей введению ребёнка в мир народной культуры, быта и традиций;
  4. организация совместной работы с родителями на позициях партнёрства и сотрудничества.

Литература

  1. Данилина Г. Н «Дошкольнику – об истории и культуре России» /пособие для реализации государственной программы « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 –2005 годы/
  2. Зацепина М. Б, Антонова Т.В. « Народные праздники в детском саду» /М., 2005/
  3. Карачунская Т. Н. « Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ»/ М., 2005/
  4. Князева О.Л.,. Маханёва М. Д Программа. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры./ Санкт - Петербург 1999/
  5. Коломейченко Л.В. Программа социального развития детей дошкольного возраста / Пермь, 2003/
  6. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. /М.,2014/
  7. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред, Комаровой Т. С., М., Педагогическое общество России 2012/

Николаева Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №39
Населённый пункт: город Красногорск Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Дата публикации: 14.08.2017
Раздел: дошкольное образование

КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 39

«Приобщение детей к истокам русской

народной культуры».

Подготовила

Николаева Т.И.

г. Красногорск

Народ, который не знает своей культуры и

истории – презрен и легкомысленен.»

Н.М.Карамзин

Наши мечты и надежды обращены в будущее, но мы не должны забывать прошлое.

Память - это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с

прошлым. Народное искусство - великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и

будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские

избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно

остаться в нашей памяти.

Народное искусство России богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым

художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития

художественной культуры народа.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через

ознакомление с народными обычаями, обрядовыми праздниками, традициями, некоторыми

видами народно-прикладного искусства, фольклором, предметами быта, ремеслами,

особенностями русского народного костюма.

Детей необходимо приобщать к богатству русской речи, расширять их словарный

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены

представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности

и патриотизме. Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый

период всех высоких человеческих начал.

сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения,

умению жить среди людей – главные идеи

воспитания духовно- нравственных качеств личности, приобщения детей к истокам

русской народной культуры.

Знакомство с народным фольклором всегда обогащает и облагораживает. Ребенок

стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных

произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети

приобщаются к духовному и нравственному опыту.

К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок,

должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни. Такой литературой,

приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа прежде всего являются

произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки,

считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Знакомство с народным

творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная

песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, что очень важно для

физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных

впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного

творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей.

В детском саду используется такой вид устного народного творчества как потешки,

прибаутки, колыбельные песенки, заклички, считалки, хороводные игры, русские

народные танцы.

Потешка не только учит движению.

Она и воспитывает, учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо»,

вводит ребенка в мир, учит его жить. Потешки можно использовать во всех

режимных процессах и во всех возрастных группах. В более старшем возрасте 4-6 лет

используются потешки как пальчиковые игры.

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро ото

зла. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях

общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают

нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная

ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа,

свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость

за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера

как лень, жадность, упрямство, трусость, и одобряет трудолюбие, смелость, верность.

Сказки используются во всех возрастных группах.

Считалки - это истории придуманный для детей способ осуществления объективной

справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается

распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным,

памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании,

душе, характере развивают считалки.

Пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они

оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения,

заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно

использовать во всех процессах воспитательной работы.

Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному

развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от

ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную

перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Знание

загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает

ребенка к восприятию классической литературы.

Скороговорка,

веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У

каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются - в этом их секрет и

обаяние. Недаром в народе говорят «Всех скороговорок не переговоришь и не пере

выговоришь».

Заклички – обращения к природе, животным с просьбой или

требованием. Когда-то давно заклички были логическими формулами, своего рода

заговорами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь, чтобы дать нужные

земле тепло и влагу. Потом заклички стали детскими игровыми стишками. Заклички – это

небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто

обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма

чувств, и переживаний. Заклички дают возможность ребѐнку в поэтической форме

выразить своѐ эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребѐнка, мышление,

фантазию, развивают артикуляционный аппарат. Само слово «заклички» побуждает детей

говорить громко – закликать.

Хороводные игры - это игры,

включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание

игры могло быть различным и раскрывалось в сюжете песни, которую изображали

участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу. В них

рассказывалось о крестьянской работе, о любви парня к девушке, о весело скачущем

воробушке, о зайке и т. д. Движения были незамысловатые, подчиняющиеся ритму песни.

В центре круга стояли главные исполнители и вели диалог с двигающимися по кругу

игроками или с помощью пантомимы раскрывали содержание песни. Хороводные игры

исполнялись в основном девочками. Мальчики принимали в них участие очень редко,

считая их девчоночьим делом, недостойным внимания. Мальчики становились

участниками хороводных игр лишь с четырнадцати-пятнадцати лет, когда они уже

воспринимали себя юношами и начинали обращать внимание на девушек.

Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе,

сопровождаемые исполнением танца-хоровода.

Для чего нужны игры с пением? Что бы развивать у детей чувство ритма, выразительность

движений, фантазию и воображение.

В основе большинства игр - народные тексты. Они особенно удобны для распевного

выразительного интонирования. Текст игры можно не заучивать с детьми специально. Он

запоминается в процессе игрового действия. Главное – это выразительное, нараспев,

ритмичное произнесение текста. Музыка помогает найти необходимый двигательный

образ, придает движениям пластичность и выразительность. Надо сказать, хороводные

игры - любимые забавы у детей. Как отмечают специалисты, они помогают поддерживать

доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяются самые разные потребности

детей: в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто дети обожают

обниматься, браться за ручки), выражении своих эмоций (можно и посмеяться, и громко

покричать - попеть). Дети учатся действовать согласованно и слаженно.

Работу по ознакомлению с фольклором надо проводить не только на занятиях, но и в

повседневной жизни, расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать

потребность общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой

деятельности.

Народные игрушки - часть культурного национального наследия. У каждого народа

игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-

психологических черт и культуры народа. Вековой опыт народной педагогики показывает,

что игрушки становились первыми средствами воспитания. Народная игрушка оказывает

воздействие на эмоциональный мир ребенка, на развитие его эстетического вкуса и

переживаний, на становление личности в целом. Воспитательная ценность игрушки в том,

что «только в народной игрушке заключена теплота, которая выражается в заботливом,

любовном ее исполнении» (Е.А. Флерина). Народные игрушки, создаваемые для себя и

детей, несут для живущих ныне поколений понимание прекрасного, формирующего

веками, созданного и сохраненного народом эстетического идеала.

Народные умельцы, создавая игрушки для детей, учитывали интересы и желания

ребенка. Строго соблюдалась возрастная принадлежность. Для детей раннего возраста

предназначались занимательные игрушки со звуками и яркой окраской, стимулирующие

моторную деятельность: погремушки, трещотки и т. д. С развитием ребенка и его

потребности усложнялись и игрушки - это уже игрушки, развивающие координацию

движений и способность к ориентации. Народная игрушка радует ребенка, потому что

данные в ней образы жизненны и близки его детскому опыту.

Народные праздники - кладезь национальной культуры. Они уходят своими корнями

к народным традициям. Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью

человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.

В дошкольном возрасте необходимо приобщать детей к праздничной культуре народа, так

как воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных

выступлениях, формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в

детском саду, семье, стране, воспитывается любовь к близким людям, Родине.

Традиции и обычаи - часть социокультурного наследия, организуют связь поколений,

на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и

младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно

богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует

восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть

спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного человека

уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и

сохранять.

Важным условием развития детского творчества, поддерживания интереса детей к

культуре предков, служит развивающая среда. Развивающая предметно-пространственная

среда ДОУ должна соответствовать содержанию образовательного процесса, отвечать

интересам и потребностям детей, способствовать всестороннему развитию, обеспечивать

их психическое и эмоциональное благополучие.

Большое значение по приобщению детей к традициям и народной культуре

отводится родителям. Они являются участниками пополнения развивающей среды

детского сада изделиями народных промыслов и экспонатами в музей, проявляют интерес

к образовательному процессу, принимают непосредственное участие в разнообразных

мероприятиях. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание

индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствуют единению

педагогов и родителей в работе по приобщению детей к истокам русской народной