На прошлой неделе бухгалтеры подали в инспекции декларации по налогу на прибыль. Рассмотрим, как верно в бухгалтерском учете отразить начисление и уплату налога.

Суммы налога на прибыль отражаются на 68 счете. К нему нужно открыть отдельный субсчет «Расчеты по налогу на прибыль». Начисление налога бухгалтер будет отражать по кредиту 68 счета, уплату - по дебету 68 счета. Корреспондировать 68 счет при начислении налога будет со счетом 99.
Правила, по которым налог на прибыль отражается в бухучете, приведены в ПБУ 18/02. Т.к. речь идет не о налоговом учете, в этом ПБУ показано, какими проводками надо показать условный налог (не те суммы, которые компания указывает в декларации). От применения ПБУ 18/02 освобождены малые предприятия и НКО. Такие компании в бухучете при начислении налога делают проводку:

- начислен налог на прибыль.

Для всех остальных налогоплательщиков порядок несколько сложнее. Сегодня мы рассмотрим, как верно отразить суммы начисленного и уплаченного налога.
Компании уплачивают налог тремя разными способами:

  1. Ежемесячно исходя из фактической прибыли;
  2. Ежеквартально;
  3. Ежемесячно исходя из прибыли прошлого квартала.
Когда компания использует последний способ уплаты, в бухучете нужно сделать проводки:
– перечислен ежемесячный платеж.
Затем, после окончания квартала:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» - начислен авансовый платеж.
По итогам квартала авансы могут быть больше уже перечисленных или меньше. В первом случае бухгалтеру нужно доплатить разницу в бюджет (проводка будет такая же, как при уплате). Во втором случае бухгалтеру нужно сторнировать сумму авансов, начисленных раньше.
Когда компания платит авансы по налогу ежеквартально , то начисление надо отразить проводкой:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» - начислен авансовый платеж.
Уплату компании надо показать по общим правилам:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 51 - перечислен в бюджет аванс.
По итогам года бухгалтер сравнит суммы начислений и уплаты и поступит так же, как и при уплате налога ежемесячно исходя из прибыли прошлого квартала.
Когда компания платит налог на прибыль ежемесячно исходя из фактической прибыли , в бухучете бухгалтер покажет следующее:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» - начислен авансовый платеж по окончании месяца;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 51 – перечислен ежемесячный платеж не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным.
Далее, по итогам года бухгалтеру нужно будет оценить, превышает ли сумма перечисленного аванса сумму начисленного или нет. Если превышает, сделать проводку, которая сторнирует излишнюю сумму. Если нет, то показать начисление недостающей суммы (разницы).

Каждой системе налогообложения соответствует свой перечень налогов, который налогоплательщики обязаны перечислять в установленные сроки. Их начисляют по итогам : для одних – это месяц, для других – это квартал, а для третьих – год. Для некоторых сборов предусмотрены авансовые платежи. Рассмотрим основные проводки по начислению налогов и последующего перечисления их в бюджет.

НДС начисляют по итогам квартала. Сумму к уплате делят на три месяца на равные доли и уплачивают после окончания отчетного периода. Можно заплатить сразу весь налог или размер, превышающий 1/3 часть.

НДС к уплате начисляется с реализации по основной деятельности, внереализационных доходов и при восстановлении.

ООО «Виктория» начислила НДС по основной деятельности по итогам второго квартала в сумме 87 589 руб., восстановлен НДС, принятый к вычету в качестве аванса в прошлом квартале в сумме 48 598 руб., и НДС от продажи основного средства – 8958 руб.

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
90.3 68 «НДС» Начислен НДС по реализации 87 589 Бухгалтерская справка
76АВ 68 «НДС» Восстановлен НДС 48 598 Книга продаж
91.2 68 «НДС» Начислен НДС при реализации ОС 8958 Акт о приемке-передаче
68 «НДС» Проводка по перечислению налога в бюджет 145 145 Исх. Платежное поручение

Проводки по начислению НДФЛ

Подоходный налог организации и ИП платят в качестве налогового агента за своих сотрудников. Перечислять его необходимо в день выдачи заработной платы и иного дохода работника.

Для расчета налогов Для резидентов и нерезидентов свои налоговые ставки. Также процент взимания в пользу государства зависит от вида дохода и категории сотрудника.

По итогам июня был начислен подоходный налог начисленной заработной платы сотрудников в размере 68 927 руб. Помимо этого были . Налог с них составил 74 231 руб.

Проводки:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
68 927 Расчетная ведомость
72.2 Начислен НДФЛ по дивидендам 74 231 Налоговая карточка по НДФЛ, бухгалтерская справка
68 927 Исх. Платежное поручение
Перечислен НДФЛ по дивидендам 74 231 Исх. Платежное поручение

Проводки по начислению и уплате налога на прибыль

Каждый квартал нарастающим итогом. Это значит, что к результатам предыдущего отчетного периода прибавляют текущий. Для этого используют три проводки:

  1. Дебет 99 Кредит 68 «Прибыль» — .
  2. Дебет 68 «Прибыль» Кредит 99 – отражение прибыли с учетом временных разниц.
  3. Дебет 68 «Прибыль» Кредит – уплата налога в бюджет.

Налог платится в федеральный (3%) и местный (17%) бюджет.

По итогам квартала организация получила прибыль в размере 258 120 руб. и перечислена в бюджет.

Проводки по уплате налога на прибыль:

Налог на имущество

Налог на имущество устанавливается законодательством субъектов РФ. Платится либо по итогам календарного года, либо ежеквартально в виде авансовых платежей (если таковые установлены) в местный бюджет.

Налог лучше учитывать в составе прочих расходов. Отражается проводкой:

  • Дебет 91.2 Кредит 68 «Имущество» .

Организация должна перечислить авансовый платеж по налогу на имущество за второй квартал в сумме 27 545 руб.

Проводки по перечислению налога на имущество.

Уплату налога на прибыль в бюджет отражайте проводкой:

- перечислен в федеральный (региональный) бюджет налог на прибыль (авансовый платеж) за налоговый (отчетный) период.

Как учесть особенности уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

Авансовые платежи по налогу на прибыль перечисляют одним из следующих способов:

  • ежемесячно исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале ;

Для тех, кто не применяет ПБУ 18/02. Те, кто не применяют ПБУ 18/02, авансовые платежи и налог отражают в бухучете в той же сумме, что и в декларации. При этом необходимо учитывать определенные особенности. А именно то, что начисленные суммы, возможно, придется корректировать:

Способ перечисления авансовых платежей

Особенности

Ежемесячно исходя из налоговой прибыли предыдущего квартала

По итогам квартала начислите налог как в декларации:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль
- начислен налог на прибыль за квартал.

Если по итогам квартала авансовый платеж получился больше, чем организация перечисляла в его течение, разницу доплатите в бюджет:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 51

Если по итогам квартала авансовый платеж получился меньше, чем организация перечисляла в его течение, ранее начисленные суммы уменьшите. В бухучете отразите сторно:


- сторнирована ранее начисленная сумма авансовых платежей по налогу на прибыль

Ежемесячно исходя из налоговой фактической прибыли

Если по итогам года налог нужно доплатить:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- доначислен налог на прибыль за год.

Когда по итогам года сумма начисленных авансовых платежей превысила налог за год:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- сторнирован излишне начисленный налог на прибыль

Ежеквартально с налоговой прибыли

Пример отражения в бухучете ежемесячных авансовых платежей. Организация не применяет ПБУ 18/02, и по итогам года определен убыток

Организация «Альфа» рассчитывает ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале.

Размер ежемесячного авансового платежа в I квартале 2015 года определен на основании ежемесячного платежа в III квартале 2014 года и составляет 50 000 руб. Платежи в таком размере организация перечисляла в бюджет 28 января, 27 февраля и 27 марта 2015 года. В эти дни бухгалтер «Альфы» делал в учете проводку:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 51
- 50 000 руб. - перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль за текущий месяц.

В I квартале «Альфа» получила прибыль в размере 900 000 руб. Размер квартального авансового платежа по налогу на прибыль - 180 000 руб. (900 000 руб. × 20%). По итогам I квартала организация должна доплатить в бюджет:

180 000 руб. - 50 000 руб. × 3 мес. = 30 000 руб.

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- 180 000 руб. - начислен авансовый платеж по налогу на прибыль за I квартал.

Сумма ежемесячного авансового платежа на II квартал составляет:
900 000 руб. × 20% : 3 мес. = 60 000 руб.

26 апреля организация перечислила в бюджет ежемесячный авансовый платеж за апрель и доплату по итогам I квартала:
30 000 руб. + 60 000 руб. = 90 000 руб.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 51
- 30 000 руб. - перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль за I квартал с учетом ранее уплаченных сумм;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 51
- 60 000 руб. - перечислен ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль за апрель.

Аналогичные проводки (по 60 000 руб.) бухгалтер «Альфы» сделал 28 мая и 29 июня при перечислении авансовых платежей за май и июнь.

В первом полугодии 2015 года прибыль «Альфы» составила 2 200 000 руб. Сумма авансового платежа по налогу на прибыль равна 440 000 руб. (2 200 000 руб. × 20%). По итогам полугодия организация должна доплатить в бюджет:
440 000 руб. - 50 000 руб. × 3 мес. - 30 000 руб. - 60 000 руб. × 3 мес. = 80 000 руб.

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- 260 000 руб. (440 000 руб. - 180 000 руб.) - начислен авансовый платеж по налогу на прибыль за полугодие с учетом ранее начисленных сумм.

Сумма ежемесячного авансового платежа на III квартал составляет:
(2 200 000 руб. - 900 000 руб.) × 20% : 3 мес. = 86 666,67 руб.

28 июля организация перечислила в бюджет ежемесячный авансовый платеж за июль и доплату по итогам первого полугодия:
80 000 руб. + 86 666 руб. = 166 666 руб.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 51
- 80 000 руб. - перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль за полугодие с учетом ранее уплаченных сумм;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 51
- 86 666 руб. - перечислен ежемесячный авансовый платеж за июль.

Аналогичные проводки (на 86 666 руб. и 86 668 руб.) бухгалтер «Альфы» сделал 28 августа и 28 сентября при перечислении авансовых платежей за август и сентябрь.

За девять месяцев 2015 года прибыль «Альфы» составила 2 900 000 руб. Сумма авансового платежа по налогу на прибыль равна 580 000 руб. (2 900 000 руб. × 20%). 30 сентября бухгалтер сделал в учете запись:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- 140 000 руб. (580 000 руб. - 260 000 руб. - 180 000 руб.) - начислен авансовый платеж по налогу на прибыль за девять месяцев с учетом ранее начисленных сумм.

Суммы ежемесячных авансовых платежей на IV квартал 2015 года и на I квартал 2016 года составляют:
(2 900 000 руб. - 2 200 000 руб.) × 20% : 3 мес. = 46 666,67 руб.

Эти суммы бухгалтер отразил в листе 2 декларации по налогу на прибыль за девять месяцев по строкам 290-310 (IV квартал 2015 года) и 320-340 (I квартал 2016 года).

По итогам девяти месяцев с учетом ранее перечисленных авансовых платежей у организации возникла переплата в размере:

150 000 руб. + 30 000 руб. + 180 000 руб. + 80 000 руб. + 260 000 руб. - 580 000 руб. = 120 000 руб.

Поэтому в течение IV квартала (до 28 декабря 2015 года) «Альфа» должна перечислить в бюджет только разницу между суммой начисленного авансового платежа и излишне уплаченной суммой налога в размере:

140 000 руб. - 120 000 руб. = 20 000 руб.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 51
- 20 000 руб. - перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль за IV квартал 2015 года.

По итогам 2015 года «Альфа» получила убыток в размере 300 000 руб. В связи с этим бухгалтер сторнирует ранее начисленные суммы авансовых платежей по налогу на прибыль:

Дебет 99 Кредит 90-9 (91-9)
- 300 000 руб. - отражен убыток, полученный по итогам года;

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- 580 000 руб. - сторнированы ранее начисленные авансовые платежи по налогу на прибыль.

Перечисленные в течение года авансовые платежи по налогу на прибыль образуют переплату, которая может быть зачтена в счет будущих платежей или возвращена организации.

Для тех, кто применяет ПБУ 18/02. Те, кто применяет ПБУ 18/02, специально корректировать начисленные по итогам отчетных периодов авансовые платежи не должны. Ведь сумма налога формируется несколькими показателями, и любые изменения повлияют и на размер реальных обязательств. Если по итогам периода будет выявлено, что перечисленные авансовые платежи меньше налога за отчетный период, его надо доплатить в общем порядке:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 51

- перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль по итогам квартала с учетом ранее уплаченных сумм.

Пример отражения в бухучете ежемесячных авансовых платежей. Организация применяет ПБУ 18/02

ООО «Альфа» применяет ПБУ 18/02. Авансовые платежи по налогу платит ежемесячно исходя из прибыли предущего квартала.

Ежемесячные авансовые платежи в I квартала 2015 г. «Альфа» платила исходя из прибыли III квартала прошлого года:
50 000 руб. (150 000 руб. : 3 мес.)

Обороты за I квартал 2015 г. по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» составили:

Показатель

Сумма

Дебет

Кредит

150 000 руб.

260 000 руб. (1300 000 руб. × 20%)

ПНО

10 000 руб.

Возник ОНА

30 000 руб.

Сальдо по счету 68

150 000 руб.

Таким образом, в I квартале текущий налог в бухучете равен:
300 000 руб. (260 000 руб. + 10 000 руб. + 30 000 руб.)

Эта сумма соответствует налогу на прибыль в декларации.

При этом в бюджет за I квартал надо доплатить:
150 000 руб. (300 000 руб. - 150 000 руб.)

При доплате бухгалтер «Альфы» сделал такую запись:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 51
- 150 000 руб. - перечислен авансовый платеж по налогу на прибыль за I квартал с учетом ранее уплаченных сумм.

Исходя из полученной в I квартале 2015 г. прибыли, бухгалтер определил размер ежемесячного авансового платежа для II квартала:
100 000 руб. (300 000 руб. : 3 мес.)

Обороты за полугодие 2015 г. по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» составили:

Показатель

Сумма

Дебет

Кредит

Авансовые платежи по налогу на прибыль

600 000 руб.

Условный расход по налогу на прибыль

560 000 руб. (2 800 000 руб. × 20%)

ПНО

10 000 руб.

Возник ОНА

30 000 руб.

Погашен ОНА

10 000 руб.

Возникло ОНО

90 000 руб.

Сальдо по счету 68

100 000 руб.

Таким образом, за полугодие налог на прибыль равен в бухучете:
500 000 руб. (560 000 руб. + 10 000 руб. + (30 000 руб. -10 000 руб.) - 90 000 руб.)

Эта сумма соответствует налогооблагаемой прибыли, определенной в декларации. При этом по итогам полугодия у организации выявлена переплата по авансовым платежам:
100 000 руб. (600 000 руб. - 500 000 руб.)

Размер ежемесячного авансового платежа для III квартала составил:
66 667 руб. ((500 000 руб. - 300 000 руб.) : 3 мес.)

При этом часть переплаты по авансовым платежам за II квартал пошла в счет III квартала.

За девять месяцев у «Альфы» был зафиксирован балансовый убыток в 250 000 руб. Налоговый убыток составил 270 000 руб. Обороты за III квартал 2015 г. по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» зафиксированы такие:

Показатель

Сумма

Дебет

Кредит

Авансовые платежи по налогу на прибыль за квартал, всего

700 000 руб.

Условный доход по налогу на прибыль

50 000 руб. (250 000 руб. × 20%)

ПНО

35 000 руб.

Рассчитанная и уплаченная сумма налога на прибыль предприятия должна найти отражение в отчетности, прежде всего, в бухгалтерском учете. Делается это с помощью проводок. Однако суммы могут разниться в зависимости от документального источника, из которого берутся показатели. Все этапы - от начисления до расчетов с бюджетом - отражены в проводках по налогу на прибыль.

Налог на прибыль в налоговом и бухучете

Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии тесно переплетены. В бухгалтерском отражены все показатели хозяйствования предприятия: убытки, затраты, доходы. В налоговом также отражаются эти показатели, но уже с целью определения налоговой базы и последующего исчисления сборов, подлежащих внесению в бюджет в конкретном периоде.

Таких периодов несколько:

  • три месяца;
  • полугодие;
  • 9 месяцев;
  • итоговый отчет за год.

В рамках налогового учета производится не только определение суммы налога на прибыль. Подсчитывается и НДС. Сегодня на предприятиях используются в основном компьютерные программы для ведения обоих видов учета. Законодательной базой, кроме НК, является ПБУ 18/02. Им руководствуются исключительно коммерческие организации, выступающие налогоплательщиками этого сбора.

Расчет производится как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Но конечная сумма может разниться, причем значительно. Это зависит от таких условий:

  • Различное определение принятия дохода/расхода - кассовый или другой метод.
  • Предельно возможный размер дохода/расхода, который используется в учете, отличается.
  • Некоторые показатели (прибыль, затраты), которые в бухучете указаны в полном объеме, в налоговом признаются частично.

В связи с этим и возникает необходимость делать бухгалтерские проводки. Они помогают «связать» воедино полученные показатели налога, полученные из двух видов учета.

Основные проводки

Налог в казну перечисляется в несколько этапов: по истечении периодов в квартал, полугодие и 9 месяцев. По окончании отчетного периода в 12 месяцев отчисления суммируются, и при необходимости производится доплата. Переплата «остается» на следующий период. Исчисление суммы сбора невозможно произвести без соответствующих бухгалтерских проводок.

Предприятие, рассчитываясь с бюджетами, использует 68-й счет. Начисление видно по кредиту, расчет - по дебету. Окончательному внесению суммы налога предшествуют два шага:

  • расчет суммы «бухгалтерского» налога;
  • окончательная корректировка в соответствии с налоговой отчетностью.

Когда период (квартал, полугодие, 12 месяцев) окончится, проводка будет иметь следующую схему:

  • Дт 99, «Условный доход/расход по налогу», Кт 68 - условный расход начислен;
  • Дт 68, Кт 99 используется при определении условного расхода/дохода в бухучете;
  • После корректировки (обязательства, налоговые активы) получается итоговая сумма - Дт 68 «Расчеты» Кт 51.

При заполнении проводок по налогу на прибыль возникает понятие разниц - временных и постоянных:

  • Временная может возникнуть в том случае, если одни и те же траты или прибыль фиксируется в налоговом учете в другое время, нежели в бухгалтерском, и наоборот. Сумма разницы все равно рано или поздно учитывается для всех целей.
  • А вот постоянная разница расход/доход может быть учтена только для налогового или бухучета.

Разницы, в свою очередь, подразделяются на вычитаемую и налогооблагаемую. Показатели касаются прибыли:

  • прибыль по налоговому учету превысила «бухгалтерскую», значит вид разницы - вычитаемый, а организация получает отложенный актив (ОНА), который отражен корреспонденцией Дт 09 Кт 68;
  • налоговая прибыль не превысила «бухгалтерскую» — в учете отражается ОНО (отложенное налоговое обязательство), которое записывается как Дт 68 Кт 77.

Основных проводок девять:

  • Проводка Дт 99 Кт 68 - начисление налога на прибыль согласно бухучету с использованием декларации, бухгалтерской справки.
  • 09-68 - ОНА (отложенный актив) - используются справки и налоговые регистры.
  • 68-09- данный актив уже аннулирован или уменьшен на определенную сумму.
  • 99-09 - актив списан на сумму, на которую прибыль в этом и следующих периодах не уменьшается.
  • 68-77 - указывается налоговое обязательство отложенное.
  • 77-68 - ОНО гасится или как минимум уменьшается.
  • 77-99 - ОНО списывается.
  • 68-51 - авансы по налогу на прибыль внесены. Документом выступает выписка по банковскому счету.

Эти же корреспондентские счета служат для внесения сведений о выплате сбора, только основанием является, кроме выписки, платежное поручение.

Учет с использованием «1С: Бухгалтерия»

Практически все операции, связанные с определением налога, в этой программе автоматизированы. Более того, можно вести параллельный учет, разделяя на две «ветви» деятельность, облагаемую различными видами налога и по разным ставкам.

Документ «Закрытие месяца», например, позволяет произвести автоматический подсчет суммы текущего налога. Для этого используют счет 68.04.2. При обнаружении убытка формируется условный расход, способный уменьшить полученный ранее текущий налог - Дт 68.04.2 - Кт 99.02.2.

Автоматизированные программы ведения учета - бухгалтерского или налогового - существенно упрощают работу бухгалтерам организаций. Тем более крупным предприятиям, которые имеют в штатном расписании большое количество человек, вменено в обязанность сдавать декларацию в электронном варианте. А бухгалтерское ПО способно сформировать отчетность при минимальном участии сотрудника предприятия.

В предпринимательской деятельности, целью которой является извлечение прибыли, необходимо вести учет. Учитывается доход, который получает предприниматель, и производимые расходы. Подводятся итоги деятельности, подсчитываются убытки или прибыль. В любом случае, надо отчитываться перед государством и платить налоги. Ключевой налог, который должна заплатить фирма на ОСНО, - это налог на прибыль. Конечно, если компания не состоит на упрощенной системе налогообложения и использует иные спецрежимы (ЕНВД, ЕСХН).

Получается, что компания должна вести бухгалтерский учет, чтобы определить финансовый результат деятельности, который показывает, как компания сработала, он требуется учредителям, инвесторам, банкам и т. п. Кроме того, она обязана вести налоговый учет, необходимый для определения базы расчета налога на прибыль . Разные виды учета ведут к различным показателям прибыли.

Основные нормативно-правые акты, регулирующие учет налога на прибыль, – Налоговый кодекс и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Учет налога на прибыль в бухгалтерском учете

Бухгалтерский учет отображает прибыль или убыток по итогам отчетного периода, этот результат используется для подсчета для уплаты в бюджет текущего налога на прибыль. Счет бухгалтерского учета для фиксации расчетов приводим ниже.

Полученная вследствие деятельности сумма прибыли или убытка (строчка 2300 отчета о финансовых результатах) умножается на действующую налоговую ставку – 20%, что приводит к созданию сумм условного дохода или условного расхода . Но это не окончательная цифра для перечисления налога, она корректируется на разницы. В их отсутствие полученная сумма будет равняться налогу к уплате.

Если у компании неважный результат деятельности, то есть убыток, то формируется условный доход путем умножения суммы убытка на ставку 20%. Проводки, отображающие его, таковы:

Кт 99, с открытием отдельного субсчета «Условный расход (доход) по налогу на прибыль» – Дт 68 (расчет налога на прибыль).

Появившаяся бухгалтерская прибыль, помноженная на 20%, – это условный расход по налогу на прибыль. Ее надо записать следующими проводками: Дт 68 – Кт 99.2.

Пример

Компания получила убыток 420 000 рублей, а в следующем отчетном периоде прибыль – 550 000 рублей. Начисляем условный доход и условный расход:

Дт 99.1 – Кт 90.9 – 420 000 рублей (отражен убыток)

Дт 68 – Кт 99.2 – 84 000 рублей (420 000 х 20%) – условный доход по налогу на прибыль.

Следующий период:

Дт 90.9 – Кт 99.1 – 550 000 рублей (отражена прибыль)

Дт 99.2 – Кт 68 – 110 000 рублей (550 000 х 20%) – условный доход компании.

Откуда берутся постоянные и временные разницы? Постоянные получаются в результате того, что некоторые расходы/доходы не учитываются в налоговом учете, а только в бухгалтерском. К примеру, у компании появился доход от внесения вклада в уставной капитал другого общества: доходы от вклада не будут признаваться в целях налогообложения. Постоянные разницы бывают в виде постоянных налоговых обязательств (ПНО), которые увеличивают сумму налога, и постоянных налоговых активов (ПНА), которые приводят к уменьшению налоговых сумм в отчетном периоде.

ПНО проводят по Дт 99.2.3 «Постоянное налоговое обязательство» и Кт 68.4.2 «Расчеты по налогу на прибыль», а ПНА по Дт 68.4.2 «Расчеты по налогу на прибыль» и Кт 99.2.3 «Постоянное налоговое обязательство».

При признании расходов или доходов в разные временные периоды, в обоих видах учета появляются временные разницы, которые делятся на вычитаемые и налогооблагаемые.

Когда для налогового учета расходы признаются позже, а доходы – раньше, чем для бухучета, то это вычитаемые разницы. К примеру, убыток при продаже основных средств списывается в налоговом учете не сразу, а в течение срока полезного использования.

Отложенный налоговый актив (ОНА) получается путем умножения вычитаемой временной разницы на 20%. При начислении ОНА образуются проводки Дт 09 – Кт 68, а при списании: Дт 68 – Кт 09.

Налогооблагаемые разницы (НВР) приводят к появлению сумм к доплате. Они получатся в результате признания расходов в налоговом учете раньше, а доходов – позже, чем в бухучете. НВР х 20% - это налоговое отложенное обязательство (ОНО).

Учет ОНО ведется следующим образом: при начислении Дт 68 – Кт 77. Если ОНО уменьшается, то Дт 77 – Кт 68.

Необходимо запомнить, что текущий налог должен всегда соответствовать сумме налога, зафиксированного в сданной налоговой декларации. Также надо не забывать делать записи в бухучете о формировании условного расхода и условного дохода.

Учет налога на прибыль в налоговом учете

Расходы помогают нам уменьшить базу, исходя из которой рассчитывается налог . Они вычитается из полученных организацией доходов, но не все расходы в налоговом учете можно записать.

По общему правилу, установленному ст. 252 НК, траты фирмы в налоговом учете должны быть:

а) обоснованными, то есть экономически необходимыми для фирмы, например, покупку кофе для сотрудников бухгалтерии нельзя списать в расходы, назвать их обоснованными нельзя;

б) подтверждены документами, оформленными корректно, в соответствии с законодательными требованиями. Это могут быть любые подтверждающие документы: проездные, приказы, отчеты о выполненной работе и т.п. Если документы представляются от иностранного государства, то они должны быть переведены на русский язык. Но надо учесть, что у вас должен быть полный комплект – если это договор, то к нему обязательно должен быть акт выполненных работ, счет-фактура, отгрузочные документы и т.д. Когда к договору будет прилагаться только счет, такие расходы признать будет нельзя. ИФНС рекомендует также пользоваться универсальным передаточным документом для подтверждения расходов.

в) расходы должны быть сделаны ради получения дохода, что вообще-то главное для коммерческой деятельности любой фирмы. Если же в данном месяце не будет дохода, то расход может быть все равно признан, главное, чтобы затраты были произведены по своему виду деятельности.

Если расход не отвечает хотя бы одному из вышеперечисленных требований, его нельзя будет принять, поэтому часть расходов вообще не признается в налоговом учете.

Именно первый пункт чаще всего вызывает споры с проверяющими органами, так как в НК нет четкого определения обоснованности, и инспекторы трактуют это несколько субъективно. Считается, что если у компании прибыль не очень высокая, то покупка дорогих вещей является экономически необоснованной, и нельзя это учитывать в расходах. К примеру, у организации достаточно небольшие обороты – условные 50 000 рублей в месяц, а она делает дорогой дизайнерский ремонт за 5 млн рублей. Так же налоговики обращают внимание на расходы, которые принесли убыток в отчетном периоде, не принесли прибыль, не соответствуют основному виду деятельности. В случае, когда налоговики признали расход необоснованно дорогим, но действительно совершенным, могут быть приняты затраты исходя из рыночных цен.

Расходы, которые учитываются в пределах установленных норм, называются нормируемые . Есть также ненормируемые, они учитываются полностью.

Также расходы бывают от основной деятельности и внереализационные расходы .

К расходам от основной деятельности относятся те, что связаны с производством и реализацией, а именно: затраты по выполнению работ, оказанию услуг, изготовлению, хранению и доставке товара, на содержание основных средств, на страхование и другое. Всего их четыре вида:

4) прочие расходы, к которым относятся: лизинговые платежи, командировочные, юридические, консультационные услуги и тп.

К внереализационным расходам относятся те, что непосредственно не связаны с процессом производства и реализацией товаров, однако тоже необходимы организации для функционирования. К примеру, это проценты по займам, по задолженности, судебные издержки, различные скидки покупателям, а также убытки.

Расходы, не учитываемые в налоговом учете и не уменьшающие базу для расчета, можно найти в статье 270 НК РФ, перечень там исчерпывающий и к ним относятся дивиденды, пени, штрафы, взносы в уставный капитал и иные.