Название, данное роману Лермонтовым, неизвестно, так как начальный лист рукописи не сохранился. Редакторские заглавия: «Горбач- Вадим. Эпизод из Пугачевского бунта (юношеская повесть)»; «Вадим. Неоконченная повесть».

Датируется 1833-1834 гг, на основании свидетельства Мерин-ского, учившегося в это время вместе с Лермонтовым в юнкерской школе: «Раз, в откровенном разговоре со мной,- вспоминал Мерин-ский,- он мне рассказал план романа, который задумал писать прозой, и три главы которого были тогда уже им написаны... (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Проза. Роман. Вадим. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Не помню хорошо всего сюжета, помню только, что какой-то нищий играл значительную роль в этом романе... Он не был окончен Лермонтовым...»

Роман о пугачевском движении (1773-1775 гг.), охватившем в летние месяцы 1774 г. ряд волжских провинций, в том числе Пензенскую губернию и ряд северных уездов (Краснослободский, Керенский, Нижнеломовский), имел в своей основе материал устных преданий, легенд, воспоминаний старожилов. Многое почерпнул «из рассказов бабушки» - об этом он сам говорил Ме-ринскому.

Среди пензенских помещиков, пострадавших от Пугачева, были родственники Е. А. Арсеньевой и родственники ее знакомых, в том числе убитый в Краснослободске капитан Данило Столыпин, подпоручик Василий Хотяинцев, сын которого Фома был крестным отцом Лермонтова, семьи Мартыновых, Мансыревых, Киреевых, Мещсри-повых, Мосоловых.

Ряд сцен (бегство п лес Палицына, спасавшегося от пугачевцев в пещерах, казнь его жены, расправа с «упрямыми господами села Красного») восходит к подлинным эпизодам, подлинным событиям «пугачевского года». История Вадима могла иметь в основе свидетельства очевидцев о том, что среди пугачевцев оказалось несколько пензенских дворян: отставной корнет В. Д. Васильев (Шацкий уезд), А. Л. Евсюков и отставной поручик Н. Н. Чевкин (Нижнеломовский уезд). Примечательно, что Чевкин примкнул к мятежникам, желая отомстить соседу, помещику Левашову.

Место действия романа - Пензенский край, где Лермонтов вырос. Описывая поместье Палицына, расположенную недалеко от него деревню, где находился крутой и глубокий овраг, известный под названием «Чертово логовище», Лермонтов имел в виду местность, ему хорошо знакомую. Это окрестности Тархан, сел Нижние Поляны и Тархово, лесистый овраг Гремучий, лежащий к востоку от Тархова, пешеры около Пачелмы Пензенской области.

У ворот монастырских...- Лермонтов описал здесь мужской монастырь в Нижнем Ломове, старинном городе, стоявшем на пути из Москвы в Пензу. С Тарханами его связывала короткая прямая дорога, сохранившаяся и до настоящего времени.

Известно, что вблизи от Нижнеломовского монастыря в августе 1774 г, неоднократно появлялись повстанческие отряды.

За два месяца до Пугачева.- Первые отряды пугачевцев появились на территории Пензенского края в конце июля 1774 г. Пенза была взята 1 августа. Волнения пензенско-воронежских крестьян начались еще до появления там Пугачева.

Разрушить естественный порядок...- Выражение «естественный порядок» здесь означает - установленный природою, не зависящий от воли и разума человека (ср. в «Странном человеке»: «Я создан, чтоб разрушать естественный порядок», наст, изд., с. 102).

На дне этого удовольствия шевелится неизъяснимая грусть, как ядовитый крокодил...- Это сравнение восходит к повести Шатобриана «Атала». Оно встречается также в главе третьей «Княгини Литовской», но употреблено в ироническом смысле.

Таково предание народное...- Рассказ о женихе-призраке восходит к немецкой народной песне. Этот сюжет был использован Г. Бюргером в балладе «Ленора», в русской литературе известной по подражаниям и переводам В. А. Жуковского (« », 1808, «Светлана», 1808-1812, «Ленора», 1831). Ср. балладу Лермонтова «Гость».

Этот галванизм...- Явление, открытое основоположником электрофизиологии итальянским анатомом и физиологом Луиджи Гальвани (1737-1798). Позднее гальванизм был определен как физиологическое действие электрического тока.

Таков был ужас Макбета...- Лермонтов напоминает 4-ю сцену III акта «Макбета» Шекспира, где появляется призрак убитого Банко.

Песня «Воет ветер» встречается также в поэме Лермонтова «Азраил» с разночтениями в двух первых стихах.

«Ты черт или Гуммель»,- сказал Фильд...- Гуммель Иоганн (Ян) Непомук (1778-1837); Филд Джои (1782-1837) - известные пианисты-виртуозы и композиторы. Гуммель, уроженец Братиславы, выступал с концертами в Петербурге и в Москве в 20-х гг. XIX в. Филд, ирландец, приехал в Россию в 1802 г. В 1831- 1835 гг. концертировал в Западной Европе (Лондон, Париж). Умер в Москве.

Песня была дика...- Лермонтов ввел в текст романа юношеское стихотворение «Воля» (1831) в несколько измененной редакции (см. наст. изд. т. 1, с. 91).

Поезжай скажи Белбородке...- Белбородко - вероятно, от фамилии пугачевского полковника Ивана Наумовича Белобородова, одного из наиболее талантливых сподвижников Пугачева.

Когда турки угнетали потомков Леонида...- Потомки Леонида - греки. Леонид - спартанский царь, возглавив ший объединенное войско греческих полисов против персидского царя Ксеркса. Героически погиб при защите Фермопильского ущелья (480 г. до п. э.). Греция освободилась от турецкого ига, длившегося 400 лет, в 1829 г.

Рисуются под Адамовой головой.- Адамова голова- христианский религиозный символ в виде черепа и скрещенных под ним костей.

Lasciate ogni speranza voi ch"entrate\ - стих из «Божественной комедии» («Ад», песнь 3, стих 9).

В колючие объятья мадонны долорозы...- «Мадонна долороза» (матерь скорбящая) .- наименование средневекового орудия пытки.

Как семена притчи...- Лермонтов имеет в виду притчу о сеятеле, изложенную в Ева, нгелии от Матфея (XIII, 3-23), от Марка (IV, 3-20), от Луки (VIII, 4-15).

Поход! в Турцию...- Турция объявила войну России 25 сентября/6 октября 1768 г. Военные действия начались в январе 1769 г. Через Дунай русские переправились под начальством Суворова в мае 1773 г.

Прощай, роза Гулистана.- «Гулистан» в переводе с персидского значит «розовый сад». Так озаглавлено произведение персидского поэта и мыслителя Саиди (р. между 1203-1210, ум. 1292).

Не одна тридцатилетняя вдова рыдала у ног его...- В этой фразе содержится намек на роман Бальзака «Тридцатилетняя женщина» (1831-1834), упоминание о котором есть и в «Герое нашего времени» (см. наст, том, с. 493).

Подобно плодам, растущим на берегах Мертвого моря...- В «Иудейской войне» Иосифа Флавия есть описание страяных деревьев, растущих в окрестностях Асфальтового озера (Мертвого моря). Плоды их, съедобные на вид, но негодные к пище, рассыпаются в пепел при первом к ним прикосновении (IV, 8, 4). Этот сюжет использовал Д. Мильтон в «Потерянном рае» (кн. 10, ст. 760-767) и Томас Мур в «восточной» поэме «Лалла-Рук». Наиболее вероятно, что сравнение, употребленное здесь Лермонтовым, пришло к нему именно от Мура.

Узел, который , не умея расплесть, перерубит, подобно Александру.- По преданию, Александр Македонский, не сумев распутать сложный узел, завязанный фригийским царем Гордием, разрубил его мечом.

Вдруг толпа раздалась, расхлынулась, как некогда море, тронутое жезлом Моисея...- Ср. в Библии: «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным - восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды» (Исход, 14,21).

Если домашнее задание на тему: » Проза. Роман. Вадим – художественный анализ оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Біографія Лермонтова. Військова служба в Петербурзі У листопаді 1834 року Лермонтов був зроблений в офіцери й визначений у гвардійський гусарський полк, Биография Лермонтова. Военная служба в Петербурге В ноябре 1834 года Лермонтов был произведён в офицеры и определён в гвардейский гусарский полк, Тема поэмы - изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской Тема поеми - зображення сильної, сміливої, волелюбної особистості, юнака, що рветься на волю, на батьківщину з далекої й ворожої йому В поэме «Мцыри» Лермонтов создал образ положительного героя. В условиях российской действительности того времени образ Мцыри воспринимался современниками поэта как
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Роль частей речи в художественном произведении

  • Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Ябеда" Капниста", "Вадим Новгородский" Княжнина.

Ода "Вольность".

«Вольность» - это ода, написанная примерно в 1781 – 1783 гг. (отрывки были напечатаны в «Путешествии из Петербурга в Москву»).

Попробую вывести основные идеи тезисно:

1)Свободы нужно ждать только от тяжести порабощения.

2) Власть слепа и безрассудна.

3) Крестьянин в законе мертв и не имеет шансов на воскрешение.

4) Помещики - эксплуататоры, безнравственны.

В оде приводится масса доводов в пользу отмены крепостного права:

1. Все люди равны. Все сословия тоже равны: крестьяне, дворяне, купцы и вельможи.

2. Крестьянин – производитель. Крестьянин – кормилец, с чувством собственного достоинства.

3. Крепостное право экономически невыгодно.

Такие доводы подразумевают как бы новое пугачевское восстание. Право коллектива на восстание. Речь уже идёт о негласном договоре государства и гражданина: человек изначально родился свободным, а законы должны быть во благо всего общества. Радищев ссылается на опыт Французской и Английской революции, говоря, что общество развивается не по спирали, а по замкнутому кругу. Стоит отметить, что произведение сентиментальное, поскольку одна и та же мысль приводится на множестве примеров. В связи с этим нужно не забыть сказать о кристаллизации мысли на множестве примеров и сравнений. События Радищев анализирует через чувства, а потом делает выводы. Жанр оды - сентименталистский дневник, с особой чувствительностью – способностью к состраданию, выраженному в эмоциональной речи.

Радищев абсолютно четко прославляет вольность, политическую свободу. Он указывают на исторические примеры торжества вольности, как я уже писала выше (на английскую революцию XVII века). Он считает, что равный для всех закон - залог обеспечения политической свободы в стране и, как выяснилось многим позже, он оказался прав, как и Пушкин, следовавший его сентенциям в своей оде «Вольность». Ода Радищева - это призыв к народной революции, к ниспровержению царской власти вообще , хотя у того же Пушкина ода «Вольность» направлена только против «тиранов», ставящих себя выше закона.

Радищев, долго вынашивая революционные идеи свержения самодержавия, создает оду "Вольность". Но стоит отметить особо, сколь последователен он был в отрицании тирании, столь смелым был и в поэтическом «экспериментаторстве». Для прославления политической и гражданской свободы поэт избирает традиционный жанр оды. И первый логичный вопрос: что же остается тогда в ней от традиции классицизма? Ведь Радищев воспевает не выдающегося полководца и не государственного деятеля и, тем более, не монарха, а истинную свободу… Полемично в этом отношении уже само начало произведения:


О! дар небес благословенный,

Источник всех великих дел,

О вольность, вольность, дар бесценный,

Позволь, чтоб раб тебя воспел.

Радищев доказывает в своей оде право народа на казнь царя-тирана. Народ - создатель всех благ земных, и царь, возомнивший, что он истинный Господь, а не народ, - "преступник из всех первейший":

Ликуйте, склепанны народы.

Се право мщенное природы

На плаху возвело царя.

Таким образом, ода "Вольность" Радищева - это первое слово русской революционной поэзии, содержащее в себе призыв к революции и выражающее его в соответствии с принципами эстетики поэта. Подлинный творец, как утверждал сам Радищев, открывает согражданам "разнообразные стези познания", никчемна поэзия без мысли- "тощий без мыслей источник словесности".

Вас. Вас. Капнист – прогрессивный, либерально настроенный дворянский писатель. Начал лит. деятельность в 1780г «Одой на надежду », в которой видны гражданские, политические мотивы. В «Оде на рабство », появившейся после указа о закрепощении крестьян некоторых украинских наместничеств (К. был украинцем), выражал антикрепостнические идеи. Слезы, горе, тирады против тирании. Когда Екатерина издала указ, где разрешала на официальных бумагах подписываться не «раб», а «верноподданный» (большое дело), К. написал «Оду на истребление в России звания раба», где всячески хвалил Екатерину.

Входил в дружеский кружок Львова вместе с Хемницером, Державиным. Мотивы поэзии членов кружка характерны и для поэзии К.: прославление покоя, тишины, уединения, радости общения в кругу семьи и друзей.

В значительнейшем произведении «Ябеда » К. обличает судопроизводство, крючкотворство, взяточничество и др. социальные пороки. К. сумел раскрыть это социальное зло как явление типическое . Беззаконие – система всего бюрократического государства. Разгул произвола и грабежа чиновников – тема «Я.». К. и самому пришлось столкнуться с судебными порядками, что придало комедии жизненно правдивый характер.

Богатый помещик Праволов, «злой ябедник», старается отнять имение у своего соседа помещика Прямикова. Праволов подкупает чиновников Гражданской палаты, готовясь даже в интересах дела породниться с ее председателем. Тип помещика Праволова характерен для русских помещиков. Честный Прямиков сталкивается с организованной и властной щайкой грабителей. Кажется, что на взяточников нет никакой упавы – ибо в других учреждениях России царят те же порядки.

«Я.» поражала своей жизненной правдивостью . Общественное негодование К. особо проявляется в сценах попойки чиновников и судебном заседании. В конце комедии порок наказан – хотя это не внушает светлых надежд. Комедию высоко оценил Белинский .

«Я.» написана по правилам классицизма : 5 актов, единства, строго + и – персонажи, говорящие фамилии (Хватайко, Кривосудов, пьяница Бульбулькин). Ямбический стих и живая разговорная речь, афористичность, поговорки. Реалистические тенденции: сатирическая направленность и типически обобщенные образы, язык.

«Я.» поставили в 1798 г, но после 4 представлений была «высочайше» запрещена.

Яков Борисович Княжнин – сын вице-губернатора, учился в Питере, служил в иностранной коллегии у Панина, был военным, но оставил службу за растрату казенных денег. Служил секретарем вельможи Бецкого. Писать начал рано, под влиянием творчества Сумарокова. Написал 8 трагедий, 4 комедии, 5 комических опер и мелодрам, стихотворения . Самодержавие и отношение к нему – основная политическая тема трагедий К., которую он решал как борьбу с самовластьем во имя свободы. В годы политической реакции его трагедии принесли ему неприятности. Известная трагедия К. – «Росслав» - глубоко патриотическая. В «Отечества губителях» К. громит тиранов. «Вадим Новгородский» (1789) был связан со стремлением К. ответить Екатерине, написавшей «Историческое представление из жизни Рурика». Там Вадим изображен не противником самодержавия, а властолюбцем, который устраивает заговор. Рурик у нее – идеальный монарх; Вадим в конце оказывается преданным великодушному Рурику. Рурик у К. тоже великодушен, избран самим народом Новгорода. Но ярко изображена титаническая фигура Вадима, который выступает пламенным патриотом и защитником вольности родного города , поборником тирании как таковой (имхо, Вадим в трагедии – последний самодур и болван, но ладно ). Татаринова пишет, что создание героического образа Вадима – величайшая заслуга К. Основной политический конфликт трагедии – вызванный борьбой за республику против монархии , даже в том случае, если монарх просвещенный. Это первая республиканская трагедия с первым героем – непоколебимым республиканцем. Трагедия Вадима – в том, что народ не поддерживает его. Но по мнению автора, Вадим одерживает моральную победу. Написана в рамках классицизма, но в трагедии нет четкого деления на + и – героев.

Когда трагедия была напечатана в 1793, Екатерина сразу ее запретила и велела сжечь (сам К. был тогда уже мертв). Полностью ее опубликовали лишь в 1914 г.

Краткое содержание «Ябеды» см. в уже сделанном мной билете № 11.

Краткое содержание «Вадима Новгородского»

Действующие лица: Рурик (князь Новгородский), Вадим (посадник и полководец), Рамида – дочь Вадима, Пренест , Вигор (посадники), Извед (наперсник Рурика), Селена – наперсница Рамиды. Воины, народ.

Все говорят возвышенным, высокопарным и пафосным слогом.

Ночью Вигор и Пренест на площади ждут Вадима – и удивляются, чего это он, после победоносной войны возвращаясь на родину, попросил только их двоих встретить его. А Пренест говорит, что, мол, наверное это из-за все возрастающей самодержавной власти Рюрика. Появляется Вадим и разглагольствует о том, то раньше народ Новгорода был великим и гордым, а теперь пришел Рюрик и всех себе подчиняет. Далее идет спор Вадима с Вигором и Пренестом о том, что, коль они любят отечество, как говорят, то должны любовь доказывать делом и не пресмыкаться перед царем. Вигор рассказывает: когда Вадим уехал, в Новгороде воцарился мятеж, вельможи устроили там черт знает что. Тогдашний князь Гостомысл позвал на помощь Рурика, который помог восстаность спокойствие. Когда Гостомысл умирал (старый был), завещал власть Рурику. Тот сначала отказался, но народ его уговорил. Народ был ему благодарен. Вадим возмущается – чему благодарен? Закрепощению? Потом он переводит тему на Рамиду – свою дочь. Говорит, что отдаст ее замуж только за истинного поборца тирании. Вигор и Пренест тут же соглашаются всячески Вадиму помогать, чтобы заполучить ее в жены. Когда Вигор уходит, Пренест клянется, что любовь его не помешает его долгу. А Вадим говорит, что пока не будет показываться дочери – сделает это позже.

Оба произведения - повесть “Капитанская дочка” и роман “Вадим” - объединяет и сближает то, что они посвящены истории нашей страны и пытаются ответить на вопрос: кто наиболее активная сила в истории - личность или народ? Можно сказать, что авторы, изучая историю, попытались обнажить противоречия русской жизни. Показывая постоянные выступления крестьянства против крепостного права, они натолкнули следующие поколения дворянских революционеров на мысль о ликвидации рабства в России.
Сближает эти два произведения также примерно одинаковое время описания событий: в “Вадиме” - за два месяца до пугачевского бунта в, “Капитанской дочке” - непосредственно само пугачевское восстание.
Заслуга А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова состоит в том, что они не только показали нам глубокую картину развития крестьянского движения, но и вскрыли его несостоятельность.
Стихийные выступления крестьян были заранее обречены на провал. В России, в отличие, например, от Франции, не оказалось той движущей буржуазной силы, которая смогла бы привести народ к победе. Слишком большая пропасть лежала между крестьянами и передовым дворянством. Вот как писал об этом Лермонтов в “Вадиме”: “Русский народ, этот сторукий исполин, скорее перенесет жестокость И надменность своего повелителя, чем слабость его... В столетии дворянство потеряло уже прежнюю неограниченную власть свою и способ ее поддерживать, не умело переменить поведения. Вот одна из тайных причин, породивших пугачевский год”.
Герой повести Пушкина “Капитанская дочка” Гринев выразил эту же мысль более кратко: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”. Вадим - главный герой одноименного романа тайком сообщает своей сестре: “Мы довольно долго ждали... но зато не напрасно. Бог потрясает целый народ для нашего мщения. На Дону родился дерзкий безумец, который выдает себя за государя”. Так стихийно, неосознанно зрел бунт крестьян в селении благополучного барина Палицына. Весть о новом царе быстро распространялась среди народа. Вот как пишет об этом Лермонтов: “Слуги шепотом сообщали друг другу разные известия о самозванце, о близких бунтах, о казни многих дворян - и тайно или явно каждый радовался...
...Потихоньку все перешептывались:
- Да скоро ли? - спросил первый голос.
- На днях, уж в округе начинается кутерьма...”
У Пушкина в “Капитанской дочке” образ мятежного народа - еще случайный, возникающий только из разговоров. Гринев, приехав в крепость, при первой же встрече с капитаном Мироновым заводит речь о восстании: “Я слышал, что на вашу крепость собираются напасть башкирцы”. “Пустяки! - сказал комендант. - У нас давно ничего не слыхать!” Но потом события развивались так, что далекий мятеж, не тревоживший офицеров крепости, получил название “пугачевщина”.
В романе “Вадим” сын помещика Палицына Юрий, разыскав отца на охоте, с волнением сообщает: “Мы погибли! Народ бунтует. Я видел... на улице села и вокруг церкви толпились кучи народа. Они ждут если не самого Пугачева... то казаков его... спасайтесь!”
Угнетенный народ пошел за Пугачевым, несмотря на жестокие меры правительства по усмирению бунта.
В повести “Капитанская дочка” вооруженный народ подступил к Белогорской крепости. Штурмующих не испугали залпы пушек - они ворвались в крепость. Весь гарнизон (за исключением Миронова, Гринева и одного поручика) сдался и бросил оружие. Гринев становится свидетелем массового восстания: “Жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь”.
В романе “Вадим” Лермонтов очень точно рисует нам страх помещика Палицына перед грозной силой: “О господи!., куда мне деваться... все против нас... бог и люди. И
кто мог мне отгадать, что этот Пугачев будет губить кого же - русское дворянство! - простой казак!.. боже мой!” Крестьянское восстание Пугачева возникло стихийно. Не было четкой цели и общих интересов у крестьян и казаков. Невыносимо тяжелая жизнь заставила их пойти на бунт.
Пушкин в повести “Капитанская дочка” сумел покарать внутренний мир этих простых людей. Вот как он описывает их взаимоотношения со своим предводителем: “Все обходились между собой как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. Разговор шел об утреннем приступе, об успехе возмущения и о будущих действиях. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспаривал Пугачева. И на сем странном “военном совете решено было идти к Оренбургу: движение дерзкое...”.
В романе “Вадим” озлобленные крестьяне ищут своего скрывшегося обидчика - помещика Палицына. Опьяненные своей победой, они не думают, как будут жить дальше: “Ведь мы с утра только по чарке выпили, и теперь едем искать Палицына... нам до вечера не добраться к месту... иль делать привал... своих обделять не надо... мы попируем, отдохнем - а там, что будет, то будет!..
...Между тем казаки разложили у берега речки несколько горящих огней и расположились вокруг, прикатили первую бочку - началась пирушка... сначала веселый говор пробежал по толпе, смех, песни, шутки, рассказы - все сливалось в одну нестройную неполную музыку”.
В повести “Капитанская дочка” Пушкин также следовал народным представлениям о смелых людях, поднимавших бунт, использовал поэтические представления народа

Сюжет юношеского романа Лермонтова построен на рассказе о том, как Вадим, сын мелкопоместного дворянина, разоренного богатым соседом (явное сходство с повестью Пушкина «Дубровский»), примыкает к восставшим пугачевцам и мстит за честь своей семьи, несправедливость, свидетелем которой он был с детства. Роман не был закончен Лермонтовым. Несмотря На незавершенность, произведение представляет интерес как наиболее ранняя попытка осветить в литературе тему Крестьянского восстания под руководством Пугачева. Вспомним, что Пушкин приступил к интенсивному сбору Материал для «Истории Пугачева» в 1833 г., а роман о народном восстании был закончен им к 1836 г. Дело, конечно, не в хронологическом опережении. Надо обрати, внимание на позицию авторов, оценку ими крестьянского восстания. Пушкин, как мы знаем, не мог до конца принять «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Роман создавался с учетом реалистических и романтических традиций русской и западноевропейской прозы 30-х годов XIX в. Так, образ Палицына, деспота и самодура, во многом напоминает пушкинского Троекурова. В изображении Вадима чувствуется влияние французской школы «неистовых» романтиков (Гюго, Виньи и др.). Но основу повествования составили личные впечатления начинающего автора. При изображении помещичьей жизни отразились случаи бесчеловечного отношения дворян Пензенской губернии к своим крепостным. Еще более заметна опора на реальные факты в разработке исторической линии. Лермонтов пользовался изустными преданиями о расправе пензенских крестьян-пугачевцев над помещиками. В романе запечатлены эпизоды, происходившие в 9-10 километрах от Тархан, близ Нижнеломовского монастыря, в селе Красном и т.д.

Лермонтов горячо убежден в том, что именно восстание призвано «дерзко» и «хмельно» отменить прежние нормы социальных отношений. Правда, писателя привлекает в восстании, быть может, не сам результат и его последствия, а энергия, «неистовство» масс, романтическое упоение свободой, но факт остается фактом: юный прозаик безоговорочно принимает сторону народа, поэтизирует «бунт» крестьян и самую неизбежность грозной, жестокой расправы утесненных «низов» над «верхами». В этом необычность лермонтовского романа, объективно подводившего к мысли о необходимости перехода лучших представителей образованного сословия на сторону народа.

В 18 столетии дворянство, потеряв уже прежнюю неограниченную власть свою и способы ее поддерживать,- не умело переменить поведения: вот одна из тайных причин, породивших пугачевский год!»

Все это говорит о том, что Лермонтов одновременно с Пушкиным складывал основу документализма как нового способа художественного раскрытия исторической темы. Но осветить пугачевское восстание с той же широтой и конкретностью, какие свойственны роману Пушкина «Капитанская дочка», юному Лермонтову не удалось. Не хватало художнического опыта. Затрудняло развитие темы и то, что центральный персонаж романа Вадим – романтический герой. Характер его не мотивирован, свойства натуры и поступки преувеличены до крайности. Он – гонимый в мире, несчастный человек (горбат, лишен крона, семьи, дружеской ласки). Понимание действительных мотивов пугачевского восстания ему чуждо. Вадим перешел на сторону Пугачева вследствие романтического протеста против «всеобщего» человеческого зла. Все это вносило в роман элементы загадочности, не давало возможности глубоко раскрыть движущие силы национальной истории. Но Лермонтов шел верной дорогой. Он осознавал правоту народного восстания. Роман приобрел острый политический смысл. Не надеясь на публикацию, Лермонтов приостановил работу над произведением. Роман увидел свет уже после смерти поэта – в 1873 г.

Роман отличается антикрепостническим пафосом. Изображая взаимоотношения богатого помещика Палицына с окружающими его людьми, Лермонтов по-ради-щевски остро обнажил язвы дворянско-усадебного быта. Невежество, разгул барской спеси, раздоры из-за земель, бесчеловечное отношение к крестьянам – таковы черты крепостнического уклада, который осознан писателем как бедствие нации и тормоз на пути ее дальнейшего исторического развития. Отсюда и поражающее своей точностью объяснение причин вызвавших восстание: «Умы предчувствовали переворот и волновались: каждая старинная и новая жестокость господина была записана его рабами в книгу мщения, и только кровь (его) могла смыть эти постыдные летописи.

Боже мой, как грустна наша Россия! А. С. Пушкин Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского об...

Конспект прогулки осенью в подготовительной группе «Наблюдение за листопадом»... Конспект прогулки осенью в подготовительной группе «Наблюдение за листопадом» Осенняя прогулка в детском саду. Подготовительная группа Цели: - расши...

“Вадим” - незавершенный юношеский роман М.Ю. Лермонтова (1832 - 34?). Название, отсутствующее в рукописи, дано редакторами. Произведение создавалось в годы учебы поэта в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
В основе сюжета - история мести за попранное человеческое достоинство. Главный герой - нищий Вадим - натура исключительная и страстная. Вокруг него драматично сплетены судьбы и других героев произведения. Действие романа разворачивается в местах, знакомых М.Ю. Лермонтову с детства.
Роман основан на подлинных исторических событиях, связанных с пугачевским движением, охватившим Пензенскую губернию летом 1774 года. В том году восставшие казаки побывали в Тарханах, тогда принадлежавших помещику И.А. Нарышкину. Предание сохранило расказ о том, как управляющий успел предусмотрительно раздать весь барский хлеб крестьянам и только потому не был повешен. Исторически точное воссоздание восстания в задачи М.Ю. Лермонтова не входило, письменных документов эпохи он не изучал, характер и дух событий воспроизводился им на основе устных преданий. В его тарханские годы были живы еще старики, хорошо помнившие те события, знал М.Ю. Лермонтов и истории окрестных помещиков, одни из которых прятались от пугачевцев в пещеры, а другие переходили на сторону “народного царя”. Многое он слышал от дворовых крестьян, от соседей-помещиков, и, конечно, от бабушки Е.А. Арсеньевой. Через нее внук мог узнать историю несправедливой тяжбы богатого тамбовского дворянина полковника С.П. Крюкова со своим бедным соседом поручиком И.Я. Муратовым, в результате которой последний был разорен. Подобный факт в романе его главный герой сообщает своей сестре Ольге.
Заинтересовавшись темой крестьянского восстания, опираясь на самостоятельно собранный исторический материал, двадцатилетний М.Ю. Лермонтов пытался найти ответ на мучивший его вопрос о причинах, породивших страшный пугачевский год. “Люди, когда страдают, обыкновенно покорны, - размышлял он на страницах романа, - но если раз им удалось сбросить ношу свою, то ягненок превращается в тигра, притесненный делается притеснителем и платит сторицею - и тогда горе побежденным!...”.
Роман остался незаконченным, но в 1840 году поэт, по свидетельству В.Г. Белинского, обдумывал “романтическую трилогию, три романа из трех эпох жизни русского общества”. Не исключено, что в первом из них, приуроченном к веку Екатерины II, он собирался так или иначе вернуться к темам и образам незавершенного произведения.
Попытку сценического истолкования романа осуществил режиссер А.С. Гуляев в Пензенском областном драматическом театре имени А.С. Луначарского. Не затрагивая философской проблематики юношеского произведения Лермонтова, режиссер на первый план вывел историю любви Юрия Палицина и сестры главного героя, Ольги. Премьера спектакля состоялась в октябре 2003 года. Главную роль исполнил С.А. Казаков.

"Тарханская энциклопедия". М., 2013.

Иллюстрация: Обложка рукописи романа “Вадим”, рисунок М.Ю. Лермонтова. Перо, чернила, 1832-1834.

Цитаты из романа "Вадим"

Подлые души завидуют всему, даже обидам, которые показывают некоторое внимание со стороны их начальника.

Великие души имеют особенное преимущество понимать друг друга; они читают в сердце подобных себе, как в книге, им давно знакомой…

Есть существа, которые в высшей степени несчастья так умеют обрубить, обточить свою бедственную душу, что она теряет все способности, кроме первой и последней: жить!

Теперь жизнь молодых людей более мысль, чем действие; героев нет, а наблюдателей чересчур много…

Счастие ― женщина: коли полюбит вдруг сначала, так разлюбит под конец.

Люди, когда страдают, обыкновенно покорны; но если раз им удалось сбросить ношу свою, то ягненок превращается в тигра; притесненный делается притеснителем и платит сторицею ― и тогда горе побежденным!..

Что такое народ? Камень, висящий на полугоре, который может быть сдвинут усилием ребенка, но несмотря на то, сокрушает все, что ни встретит в своем безотчетном стремлении.