Давайте сегодня поизучаем себя. Данный тест поможет вам познакомиться немного глубже со своим внутренним миром и с тем, что сейчас для вас наиболее важно. Я не буду перегружать вас классическими трактовками того, что вы изобразите, а опишу то, что считаю наиболее значимым в моем понимании. Я рекомендую отнестись к тесту творчески! Никто кроме вас не знает вас лучше. Я постараюсь дать некоторые ключи к пониманию, но вы должны постараться услышать свои личные ощущения!

Итак.
Вам необходимо взять лист бумаги и нарисовать дом, дерево и человека. Старайтесь не задумываться о том, как именно рисовать. Рисуйте спонтанно! Разрешите своей руке рисовать объекты как хочется и в любом порядке. Пусть рисунок станет для вас сюрпризом. Здесь нет понятий «правильно» и «неправильно». Его увидите только вы.

1. Анализируем свои эмоции

Что вы испытываете глядя на картинку? Какие эмоции вызывает у вас результат?
Здесь вы можете проследить насколько вы принимаете самих себя в творческом процессе. Насколько разрешаете себе быть собой. Если вам нравится ваш рисунок каким бы он не получился, вы дружелюбно настроены к себе. Если же у вас возникает самоосуждение, хочется что-то исправить — вы не принимаете часть себя, не хотите слышать свой внутренний голос.

Если бы вам предложили показать картинку другому человеку, меняется ли ваше отношение к картинке?
Здесь вы можете отследить страх осуждения, критики. Казавшая прекрасная картинка вдруг кажется никому не интересной и не заслуживающей внимания. Это говорит о заниженной самооценке, зависимости способности к самовыражению от мнения окружающих. А может наоборот, вам кажется что другие вас поддержат и вам хочется показать свою картинку всем? (желание быть видимым, выделиться, быть значимым) Или вам безразлично увидят вашу работу другие или нет? (действительно ли безразлично, или вы за безразличием прячете истинные эмоции?)

2. Анализируем пространство листа

Рисунок размещен в верхней части листа : чем сильнее он прижат к верхней границе листа, тем сильнее внутреннее напряжение. Есть некие ситуации в жизни, которые словно вытесняют человека из его жизни. Это желание сбежать от ситуаций, к примеру, в мир фантазий.

Рисунок размещен в нижней части листа : чем сильнее рисунок прижат к нижней границе, тем больше ощущается внутренняя подавленность и депрессивные состояния. Это ограниченности, скованности, небезопасности.

Рисунок центрирован : незащищенность и прямолинейность, поиск заботливого контроля для ощущения безопасности и психического равновесия.

Размещение рисунка слева : ваше подсознание говорит о том, что вы акцентируетесь на прошлом, возможна импульсивность. Левый-верхний угол: склонность избегать новых переживаний.

Размещение рисунка справа : акцентирование на будущем, контролируемое поведение.

Если рисунок выскакивает за левую границу листа — вы боитесь будущего, и прячетесь в прошлом. Если рисунок выскакивает за правый край — вы не хотите иметь делать с прошлым и торопитесь в будущее, чтобы уйти от неразрешенных проблем, желаете все контролировать. Если рисунок выскакивает за верхнюю границу — вы прячетесь в фантазиях.

3. Значение объектов

Каждый изображенный объект на листе означает некую часть вас самих и вашего восприятия окружающего пространства. Какое общее настроение у картинки? Это позитив/радость или грусть/печаль?

Дом

В классической литературе я не нашла точного определения, что означает дом. Поэтому опираюсь на мое внутреннее ощущение. Для меня дом — это система ценностей человека, его база, его внешняя оболочка, система взаимодействия с окружающим миром. Именно таким человеком вы пытаетесь представиться окружающим людям. Исходя из этого описания, проанализируйте свой рисунок! Я думаю, что многое вы сможете понять самостоятельно.

Охарактеризуйте в нескольких словах ваш дом. Какой он? Ваш дом простой, сложный, загруженный, непонятный, основательный, детализированный, нереальный, старый, новый, правильный, симметричный… Вам он нравится? Вы хотели бы в нем жить? Что вам хочется в нем исправить самим? А как вам кажется его бы хотелось исправить другим? дали бы вы им исправиться ваш дом?

По моим личным ощущениям: если вы делаете акцент на фундаменте дома, выстраиваете ступеньки, чтобы зайти в дом, то для вас важна материальная составляющая жизни, вам важно чего-то достичь в жизни, чтобы считать себя «достойным» самого себя.

Стены дома — это ваши личные границы . Стена отделяет внешнее пространство от внутреннего. Из вашего восприятия стены можно делать вывод о том, как вы взаимодействуете с социумом и окружающим миром. Хорошо ли стены справляются со своей задачей (вы чувствуете себя защищенным)? Или вы изобразили дом без стен на столбиках-опорах (и вы в единстве с окружающим пространством, разрешая кому-угодно в него входить)? Если дом изображен боком показывая лишь одну стену это говорит о закрытости, оппозиционных взглядах, отчужденности (я покажу только то, что считаю нужным и вы не узнаете как выглядит мой дом на самом деле). Если линии стен тонкие и неуверенные в сравнении с остальными линиями рисунка — вы предчувствуете возможную катастрофу.

Окна — это контакты . Наличие окон в целом говорит о готовности взаимодействовать. Открытые окна — развязное поведение, прямолинейность, болтливость. Больше количество окон — склонность к большому количеству общения. Занавешенные окна — желание скрыть свои чувства. Объекты на окне (цветы, кошки и т.д.) — желание привлечь внимание к общению о себе с помощью сторонних лиц/ситуаций/тем, застенчивость. Размер окна: гармоничен с домом — в жизни человека достаточно контактов, слишком большое — присутствуют пустые разговоры, очень маленькое — ощущение закрытости и неинтересности. Разные окна на разных этажах — различие между реальностью и фантазиями, между словами и делами.

Двери — желание впускать людей в свой внутренний мир. Если их нет или они не видимы прямому взгляду — вы закрыты, интроверт, впускаете людей крайне избирательно, к вам не так легко достучаться. Если дверь видима — вы достижимы, открыты для контакта, близости, понимания. Если дверь открыта — стремление показать свою доступность. Слишком большая дверь — стремление удивить и зависимость от наличия окружения. Слишком маленькая — нерешительность, несоответствие ситуации, неделание впускать в свое Я. Двери на замке — враждебность, закрытость, подозрительность.

Дым — проявление эмоций . Густой — чем гуще, тем сильнее внутреннее напряжение, возмущение. Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональной теплоты дома. Трубы нет — отсутствие теплоты дома (и мое личное восприятие — отсутствие трубы трактую как нежелание делиться своими эмоциями, склонность переживать их в себе). Труба невзрачная, незаметная — нежелание иметь дело с эмоциями, отрицание своих эмоций.

Крыша символизирует фантазии . Простая крыша — отсутствие потребности в фантазиях, реализм. Сложная крыша — богатое воображение со склонностью залипать в фантазиях. Жирные линии — фиксация на фантазиях как источнике удовольствия, контроль над фантазиями. Тонкие линии крыши в сравнение с остальным рисунком — бесконтрольная фантазия.

Дерево

Образ дерева показывает индивидуальные особенности человека. По моему ощущению, дерево — это черты характера, внутренне содержание человека.

Тип дерева
Ели с острыми иголками рисуют люди склонные к доминированию, активные, с организаторскими способностями.
Схематическое дерево в виде общей кроны и ствола рисуют люди, для которых не важны детали. Их интересуют вопросы общего порядка. Философские наклонности.
Детализированное дерево говорит о педантичности и аккуратности. Встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, для которых детали имеют значение.
Эстетическое дерево рисуют люди искусства. Такое дерево может быть лаконично, но весьма своеобразно.
Пальму рисуют те, кто желает выделиться, экстравагантные, романтичные личности. Не сидящие на месте.
Второе дерево может означать второго близкого человека. Надо спросить себя, с кем оно ассоциируется.
Сюжетные постановки и летящими птицами , дующим ветром и прочими атрибутами рисуют люди склонные к придумыванию сценариев.
Плакучая ива — недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.

Корни — это связь с родом . Насколько сильна и сложна корневая система, настолько сильно вы связаны со своим родом, семьей, базируете свое восприятие на тех шаблонах, которые дает родовая программа. Большой акцент на корневую систему — большое желание узнать тайное, нездоровый интерес и любопытство. Отсутствие корней при общей устойчивости дерева я трактую как независимость от родовых программ или отсутствие их влияния на характер человека. Но если дерево неустойчиво и стремится упасть — это говорит о конфликте внутри рода, исключение из родовой системы, обесточенность, лишение покровительства и поддержки.

Ствол — внутренний стержень . Слишком тонкий ствол может говорить о ранимости. Тонкий, но гибкий стержень — о способности выдержать внешнее давление. Толстый ствол — несгибаемость, устойчивость, конкретность. Детализированный тяжелый ствол, дупло — усложнение, слишком большое количество незавершенных планов. Линии ствола прямые — ловкость, находчивость. Линии кривые, волнистые — тревожность, непреодолимость препятствий. Ствол внизу шире — поиск надежного положения в окружении, ствол книзу сужается — изоляция и желание укрепить свое «Я». Раздвоение ствола говорит о наличии близких отношений с кем-то из рода — близнец, сестра/брат.

Крона — эмоциональная сфера. Круглая крона — эмоциональность. Круглые круги в кроне — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений. Ветви опущены — потеря веры в себя, опускание рук. Ветви вверх — стремление к власти, энтузиазм. Ветви торчат в разные стороны — поиск самоутверждения, распыление, суетливость. Листва из кривых линий — восприимчивость. Густая закрытая листва — скрытая агрессивность. Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание. Листва как узор — женственность, приветливость, обаяние. Зачернение, штриховка — напряжение, тревожность.

Наличие плодов на дереве — ориентирование на достижение целей, результативность
Наличие гнезд и животных — важность связи с природой и окружающей средой, любовь к ухаживанию за животными.
Детализированный пейзаж — сентиментальность
Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги.
Слишком большие размеры изображения — внутренняя раскованность, свобода.

Человек

Проанализируйте ваше отношение к человеку. Кто он? Каков его пол? Какое у него настроение? О чем он думает? Что он пытается сделать? Где находится?
В моем понимании по образу человека можно понять какие ситуации вы сейчас проживаете. То, но что стоит обратить свое внимание.

Голова
Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека. Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности. Нечеткая голова — застенчивость, робость. Голова изображается в самом конце — межперсональный конфликт. Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Шея Символизирует связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак. Подчеркнута шея — потребность в защитном интеллектуальном контроле. Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их контролировать. Длинная тонкая шея — торможение, регрессия. Толстая короткая шея-уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размеры Признак физической силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно крупные-ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью. Плечи мелкие — ощущение малоценности, ничтожности. Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторожности, защиты. Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности. Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище Символизирует мужественность. Туловище угловатое или квадратное — мужественность. Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей. Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, малоценности.

Лицо Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью. Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Подбородок слишком подчеркнут — потребность доминировать. Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике. Уши маленькие — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий. Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность. Глаза выпучены — грубость, черствость. Глаза маленькие — погруженность в себя. Подведенные глаза — грубость, черствость. Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины — женственность. Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства. Рот впалый — пассивная значимость.

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами. Ноздри — примитивная агрессия.

Зубы четко нарисованы — агрессивность. Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость. Выражение лица подобострастное — незащищенность. Лицо, похожее на маску — осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности. Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.

Волосы Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней). Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мышлением или воображением. Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову — субъектом управляют враждебные чувства.

Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.
Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию. Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность. Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны — субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля. Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная установка. Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений. Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации. Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления. Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность. Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности. Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению. Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте. Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне — социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу — напряжение. Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость. Сужающиеся руки и ноги — женственность. Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо. Руки длинные и слабые-зависимость, нерешительность, потребность в опеке. Руки, повернутые в стороны, достающие что-то — зависимость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами. Руки сильные — агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигнутого. Рука как боксерская перчатка — вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенность в себе. Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях. Руки большие- компенсация ощущаемой слабости и вины. Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, замкнутость. Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции. Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия. Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие. Пальцы длинные — скрытая агрессия. Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест. Кулаки прижаты к телу — вытесненный протест. Кулаки далеко от тела — открытый протест. Пальцы крупные, как гвозди (шипы) — враждебность. Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные-сильная потребность независимости и стремление к ней. Ноги слишком короткие — чувство физической или психологической неловкости. Рисунок начат со ступней и ног — боязливость. Ступни не изображены — замкнутость, робость. Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность). Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремлении к независимости. Н оги отсутствуют — робость, замкнутость. Ноги акцентированы — грубость, черствость.

Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях. Ступни непропорционально длинные — потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность. Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависимость.

Поза Лицо изображено так, что виден затылок — тенденция к замкнутости. Голова в профиль, тело анфас — тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении. Человек, сидящий на краешке стула — сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение. Человек, изображенный бегущим — желание убежать, скрыться от кого-либо. Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой и левой стороне — отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных). Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи. Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость. Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный — определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение. Куклы — уступчивость, переживание доминирования окружения. Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил. Фигура из палочек — может означать увиливание и негативизм. Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам. Клоун, карикатура — свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, само презрение.

Другие детали

Дорожка , хорошие пропорции, легко нарисована — такт и самоконтроль в общении с другими людьми. Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации. Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.

Погода (какая погода изображена) — отражает связанные со средой переживания в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что вы воспринимаете среду как враждебную, сковывающую.

Выводы

При анализе своего рисунка опирайтесь на свои внутренние ощущения! Никто кроме вас не разбирается в вас лучше. Доверьтесь чутью и тогда вы сможете открыть о себе что-то новое и интересное.

Тест «Дом, дерево, человек» придуман психологом Джоном Баком в 1948 году и используется до сих пор. Все просто: испытуемому нужно нарисовать три упомянутые в названии фигуры, после чего психолог сможет оценить его эмоциональное состояние, изучив получившийся триптих.

Чтобы провести исследование по всем правилам, потребуется специальная подготовка и методичка на 350 страниц, но мы не будем столь строги. Дело в том, что все заявленные в названии фигуры призваны показать одно и то же — внутренний мир автора, а утроение просто позволяет избежать разночтений: характерные признаки повторяются на каждой картинке. Поэтому пусть ваш ребенок нарисует только дом, а для того, чтобы выявить случайности и закономерности, порасспрашивайте его про наиболее странные детали получившейся картины. Тест годится для детей старше 3 лет.

Инструкция

  1. Приготовьте лист бумаги и цветные карандаши.
  2. Озвучьте задание: «Нарисуй, пожалуйста, дом. И постарайся сделать это как можно лучше».
  3. Понаблюдайте, как ребенок рисует.
  4. Когда шедевр будет готов, проведите с творцом маленькое интервью: «Кто живет в этом доме?», «Это счастливый дом?» и так далее.

Расшифровка

Возможно, нормальный дом для вас — панельная двадцатиэтажка или бунгало с бассейном, но у психологов правильным считается примитивное сооружение с парой окон, дверью, остроконечным верхом и трубой. А вот отсутствие на картинке всех этих деталей, непрорисованное основание дома, незакрашенная крыша, строительные просчеты (окна треугольные, дверь маленькая, а то и вовсе нет ни того, ни другого) — говорят о том, что у художника есть определенные психологические проблемы. Расшифровывая картину, не забудьте сделать скидку на возраст ребенка. Так, например, труба, торчащая из крыши под углом, наводящем на мысль о нетрезвом печнике, вовсе не означает, что малыш подсознательно стремится угореть. Это нормальная деталь детского рисунка.

Крыша

Чем она выше и оригинальнее, тем богаче детская фантазия. А вот плоская и плохо прорисованная крыша говорит о том, что вам пора заняться с малышом . Не слишком ли много времени он проводит перед телевизором?

Труба

Это символ теплоты отношений. Если ее вообще нет на картинке, значит, вы излишне строги с ребенком и ему явно не хватает банальной родительской ласки. Труба размером с колокольню Ивана Великого и густым дымом, валящим из нее, говорит о том, что в душе ребенка кипят слишком уж бурные страсти и справиться с ними самостоятельно он не может. Возможно, вы перегружаете малыша «взрослой» информацией, которую он пока не в состоянии правильно «обработать».

Дверь

Эта деталь рисунка демонстрирует готовность вашего чада к общению. Если она находится в центре дома и гостеприимно распахнута — волноваться не о чем. А вот маленькая боковая дверь (бывает еще и с висящим на ней замком) сообщает о чрезмерной замкнутости. 10 правил общения с ребенком-интроветом .

Окно

Практически зеркало души. Если их нет вообще или они занавешены (закрыты ставнями, забиты досками) — это значит, что малыш большей частью живет в своем внутреннем мире. Несоразмерно высокие окна нарисует маленький мечтатель, которому уютнее витать в облаках, чем ходить по земле.

Тайны пирамид

Размер рисунка и его расположение тоже имеют значение. Психологи тут, как всегда, за золотую середину: аккуратное, не большое и не маленькое строение примерно в середине листа говорит нам об адекватности авторской самооценки. Скособоченная, покосившаяся хижина — признак слишком критичного отношения к себе. Читайте, как воспитать ребенка уверенным в себе . Разрозненные домишки вместо целого здания сообщают о желании ребенка отстраниться от кого-то из близких ему людей.

Обычно дети начинают «строить» домик с крыши или основания, а потом прорисовывают детали. Но не уверенные в себе малыши, наоборот, сперва приступают к мелким объектам, а потом с трудом связывают их между собой.

Если архитектор решил раскрасить свое творение, стоит обратить внимание и на выбранный цвет. Монохромность означает, что маляр побаивается эмоций (ну, или вы недокладываете ему карандашей), а «радугу на стенах» нарисует мятущаяся натура. Большинство детей, по статистике, создают домики с зеленой крышей и коричневыми стенами — именно такое цветовое решение считается нормой. Черная краска говорит о пугливости, красная — означает повышенные уязвимость и потребность в заботе. А вот желтый дом в этом тесте считается выражением враждебности по отношению к окружающему миру.

Кроме самого дома, на картинке могут оказаться дополнительные детали, и о них специалистам тоже есть что сказать. Кусты, тропинки и двор, окруженный забором? Ребенок хочет отгородиться от какого-то источника тревоги! А вот солнышко в небесах — это хорошо. Скорее всего, это вы.

Текущая страница: 3 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Тест «Дом – дерево – человек»

Этот метод, предложенный Дж. Буком в 1948 году, является одним из самых популярных, применяемых для индивидуальной оценки личности и выявления степени ее адаптированности.

Тест «Дом – дерево – человек» предназначен как для взрослых, так и для детей. Изображение этих трех объектов дает человеку большую свободу выражения себя через рисунок, а также выявляет собственное отношение к жизни и к миру в целом. Дом, дерево и человек – это то, что чаще всего рисуют дети. У взрослых данный тест выявляет множество различных эмоций.

Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком, отраженное в рисунке, представляет собой действительно происходящее в нашей жизни.

Задание

Предоставьте испытуемому лист бумаги, простой, мягкий карандаш и коробку с цветными карандашами и попросите нарисовать (а по желанию и раскрасить) дом, дерево и человека. После того как рисунок будет готов, проведите опрос по выполненному заданию и только затем производите интерпретацию рисунка.

Немаловажную роль в интерпретации рисунка играет порядок выполнения задания. Например: если первым рисуется дерево, значит, большое значение для человека имеет жизненная энергия. А если первым рисуется дом, то главным в жизни автора рисунка является его личная безопасность, семейные отношения, успех. Правда, иногда это означает и радикально противоположные понятия.

Тестовые показатели
(показатель психомоторного тонуса)

Нажим

Слабый нажим – пассивность, депрессия. Сильный нажим – импульсивность. Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность.


Размещение на рисунке

В центре листа – прямолинейность и незащищенность.

Выше центра листа – недостижимость цели, удовлетворение в фантазиях.

Ниже центра листа – депрессивное состояние и тревога.

Размещение рисунка в левой стороне листа – акцентирование на прошлом.

Размещение рисунка в правой стороне листа – акцентирование на будущем.

Размещение рисунка на краю листа – чувство неуверенности, опасности.

Дом

Перспектива изображения дома

Дом, в перспективе, вид сверху – отрицание домашней ситуации.

Дом, в перспективе, вид снизу – потребность в домашнем очаге, в некоторых случаях желаемое видится недостижимым.

Дом вдали – чувство отверженности.

Дом вблизи – открытость, чувство теплоты и гостеприимства.

Дом расположен в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний, незащищенность.

Дом расположен в правом верхнем углу листа – склонность избегать неприятных чувств, связанных с переоценкой будущего.

Дом как бы подвешен в пространстве – склонность отклонять земные аспекты жизни.


Общий вид

Считается нормой, если в изображении дома имеется хотя бы одна дверь, одно окно, одна стена, крыша и труба.

Дом очень маленький (по сравнению с деревом и человеком на рисунке) – домашняя обстановка, а иногда брак не соответствуют требованиям человека.

Дом очень большой (по сравнению с деревом и человеком на рисунке) – ностальгия.

Дом разрушенный – потеря домашнего окружения, отвержение дома.

Дом, нарисованный торцом, – нежелание общения, стремление к замкнутости.

Дом прозрачный, похожий на аквариум, – желание демонстрировать себя, ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Вместо дома рисуются другие постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина.

Вместо дома рисуется его план (обычно вид сверху) – серьезный конфликт.


Стены

Стена в одномерной перспективе (изображена всего одна боковая сторона) – тенденция к отчуждению и оппозиции.

Расположение задней стены дома необычно – сознательные попытки самоконтроля, иногда сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями – стремление не потерять контакт с реальностью.

Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, иногда потребность владеть ситуацией насколько это возможно.


Двери

Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других, в некоторых случаях желание удивить своей коммуникабельностью.

Двери очень маленькие – нежелание раскрываться и впускать в свое внутреннее пространство.

Двери открытые (если дом жилой) – сильная потребность к теплу извне, иногда демонстрация своей открытости.

Двери закрытые, с огромным замком – скрытность, защита, в некоторых случаях враждебность и мнительность.

Двери боковые – стремление к уединению, отчуждение, неприятие реальности.

Двери отсутствуют – замкнутость, трудности в общении.


Окна

Окна открытые – необходимость получения тепла, прямолинейность.

Окна открытые, без занавесок – открытость в своих чувствах.

Окна закрытые, с занавесями – значимость взаимодействия со средой, замкнутость.

Множество окон – готовность к контактам.

Окна без стекол – враждебность, отчужденность.


Крыша

Крыша означает сферу фантазии, соответственно: очень большая крыша – желание найти удовлетворение в фантазиях, плоская крыша свидетельствует о неразвитости воображения.


Дымоходная труба

Отсутствие трубы – отсутствие или нехватка тепла в психической сфере.

Труба спрятана, почти невидима – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Косое расположение трубы по отношению к крыше считается нормой для ребенка; для взрослых означает значительную регрессию.


Дополнительные детали и части дома

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – неприступность, отражение конфликтной ситуации.

Закрытые ставни – защита.

Водосточная труба – усиленная защита, иногда мнительность и подозрительность.


Дополнения к рисунку дома

Различные дополнения указывают на испытываемую необходимость дополнительного упорядочения своего окружающего пространства.

Солнце – источник тепла и силы.

Деревья, кусты, окружающие дом, – желание оградить себя защитными барьерами. Иногда деревья, кусты символизируют различных людей.

Кусты, хаотично расположенные около дома, – тревога.

Забор вокруг дома – потребность в эмоциональной защите.

Тропинка, ведущая к дому, очень длинная – ограничения в доступности.

Тропинка около дома узкая, но широкая на другом конце – поверхностное дружелюбие.

Дым из трубы густой – значительное внутреннее напряжение.

Дым, нарисованный тонкой линией, – чувство недостатка тепла дома.


Цвет

После того как рисунок дома нарисован простым карандашом, испытуемый может по своему желанию раскрасить его цветными карандашами. В норме считается, если используется не меньше двух и не более пяти цветов. Если испытуемый раскрашивает дом семью-восемью цветами, он в лучшем случае является лабильным, а если использует всего один цвет, – испытывает страх эмоционального возбуждения. Чем дольше и неувереннее клиент подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

Ниже приводится перечень цветов, чаще всего применяемых при раскрашивании дома.

Красный – большая чувствительность, потребность теплоты из окружения.

Оранжевый – чувствительность и враждебность.

Желтый – сильная враждебность.

Зеленый – желание оградить себя от опасности.

Пурпурный – потребность обретения власти.

Черный – пугливость, в некоторых случаях застенчивость.

Дерево

Расположение изображения

Если нарисованное дерево находится в правой части листа, это значит, что человек имеет сильную потребность опереться на чей-то авторитет.

Расположение дерева в левой части листа указывает на привязанность к матери и прошлому.

Дерево, нарисованное строго по центру, говорит о потребности в систематизации своего жизненного опыта, а также указывает на что-то особенно значимое для этого человека.


Размеры рисунка

Мелкое изображение дерева говорит о том, что человек не может проявить себя в жизни.

Изображение дерева больших размеров указывает на внутреннюю свободу человека.


Характерные детали рисунка

Наличие плодов на дереве показательно для людей, стремящихся к результативной деятельности и достижению цели.

Если вместо дерева человек рисует пень, то это говорит о его противоречивом характере.

Сломанное дерево – пережитое потрясение.

Если не дорисована вершина у дерева – у человека большие незавершенные планы.

Дерево, раздвоенное от ствола, – знак очень сильных родственных связей с сестрами и братьями, которые чаще всего разорваны или потеряны. Такие же деревья рисуют близнецы.

Ветка вместо дерева указывает на инфантилизм человека.

Опущенные ветви – низкий жизненный тонус и нежелание прилагать какие-либо усилия для преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций.

Ветви, идущие вверх, свидетельствуют об оптимистическом настрое и энтузиазме, иногда о стремлении к власти.

Ветви, нарисованные в разные стороны, означают поиск в расширении контактов и самоутверждение себя.

Ствол без ветвей – свидетельство трудностей в установлении контактов.


Изображение листвы

Листья символизируют способность к установлению контактов с окружающим миром, а также психологическую защищенность человека в этих контактах.

Если листва дерева изображена широким веером, то это говорит о хорошем взаимодействии человека с окружающим миром и контактности.

Скудная и чахлая листва, напротив, говорит о том, что контакт с внешним миром очень слабый.

Листья острой формы означают стремление человека защищаться от опасности.

Пустая закрытая листва, похожая на пустой круг, говорит о непроявленной агрессивности.

Нарисованные падающие или опавшие листья указывают на разочарование в жизни, чувство одиночества.

Листья, направленные вверх, означают стремление к лидерству и наличие цели.

Листья в большом количестве, тщательно прорисованные, указывают на педантичность, но в то же время на чувствительность и эстетическую потребность человека.

Круги в листве – чувство разочарования, одиночества, желание обрести покой.

Листва, прорисованная кривыми линиями, – открытое принятие окружающего мира и восприимчивость.

Листва в виде узора – обаяние, приветливость, доброжелательность.

Листва-сетка – желание уйти от проблем.


Ствол дерева

Оторванный от земли – недостаток контакта с внешним миром.

Расширяющийся книзу – поиск устойчивого и стабильного положения.

Сужающийся книзу – изоляция и стремление укрепить свое Я.

Прорисованная кора на стволе указывает на осторожность и потребность в защите.

Ствол, нарисованный из одной линии, – нежелание реально смотреть на вещи.

Ствол, связанный с ветвями и листвой, говорит о желании сохранить свой внутренний мир и о хорошем интеллекте.

Ствол, наклоненный влево, – человек пасует перед агрессией.

Ствол, наклоненный вправо, – человек ищет поддержки.

Ствол как бы вырастает из круга – рисующий чувствует себя защищенным только в своем окружении.

Изображение на стволе дупла говорит о перенесенном заболевании или травме.


Корни

Корни дерева указывают на среду, из которой вышел человек и свидетельствует о его любознательности.

Корни меньше ствола – желание увидеть то, что интересует или спрятано.

Корни, равные по величине размеру ствола, – более сильное любопытство, чем просто видеть интересующее.

Очень длинные корни говорят о чрезмерном любопытстве.

Человек

Поза, ракурс

Идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.

Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.

Сидит или лежит – пассивность.

Со спины – конфликтность, иногда негативизм.

Абсолютный профиль – отрешенность и замкнутость.

Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.


Образ

Иногда изображается не некий абстрактный человек и не сам автор рисунка (как бывает часто в случае с детьми, рисующими себя самих), а какой-нибудь персонаж. Можно привести некоторые приблизительные интерпретации таких образов.

Военный в некоторых случаях выражает агрессивность.

Клоун, шут свидетельствует о заниженной самооценке.

Король, принц говорят о высоком уровне притязаний.

Баба-яга – знак открытой враждебности к женщинам.

Старик, старуха, нищий означают депрессию.

Инопланетянин, робот говорят о чувстве одиночества.


Голова

Большая голова – высокая значимость интеллекта.

Маленькая голова – низкая значимость интеллекта.

Голова отсутствует – гиперактивность, импульсивность.


Глаза

Маленькие глаза – погруженность в себя.

Выпученные глаза – грубость, иногда черствость.

Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.

Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.

Зачерненные, заштрихованые глаза – страхи.

Подведенные глаза, с ресницами – демонстративность.

Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.


Нос выдающийся, с горбинкой – презрение, ирония. Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.

Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.


Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм.

Впалый рот – пассивность.

Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.

Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.

Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.


Уши очень большие – подозрительность.

Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику.


Волосы

Волосы сильно заштрихованы – тревожность.

Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.


Фигура

Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.

Длинная, худощавая – астения, иногда интровертность.

Уродливая – негативизм, импульсивность.

Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.

Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.

Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.

Фигура с татуировкой – негативизм.


Руки

Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.

Руки, расположенные близко к телу, – напряжение, интровертность.

За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.

Руки прикрывают генитальную область – тенденция контролировать свои сексуальные импульсы.

Руки расставлены в стороны – общительность.

Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости.

Руки длинные и слабые – зависимость, потребность в опеке.

Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.

Кисти рук отсутствуют или очень укорочены – недостаток общения.

Очень большие кисти – потребность в общении.

Кисти рук зачернены – конфликтность.

Большой кулак, острые ногти – агрессивность.

Большие пальцы – грубость, агрессия.

Длинные пальцы – скрытая агрессия.


Ноги

Ноги широко расставлены – потребность в опоре.

Ноги плотно сдвинуты – интровертность.

Ступни ног отсутствуют – пассивность.

Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.

Ступни ног очень большие – потребность в опоре.


Дополнительные детали к рисунку человека

В руках у человека флажок, игрушка и т. п. – инфантильность (в рисунках детей – норма).

В руках у человека оружие, копье, нож, топор, палка – агрессивность.

В руках у человека сигарета, бутылка водки, рюмка и т. п. – негативизм, в некоторых случаях асоциальность.

Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.

Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.

Анализ рисунков к тесту «Дом – дерево – человек»

Никита, 6 лет

Шестилетний Никита был приведен на консультацию бабушкой в связи с нарушениями сна и боязни темноты. Мальчик очень приветливый, мягкий, физически хорошо развит.

Никита использовал яркие тона, и поэтому его рисунок (рис. 17) производит благоприятное впечатление. Но если посмотреть внимательнее, то можно заметить некоторые особенности не совсем благополучного психологического состояния мальчика, которые отразились в рисунке.

Рис. 17

Так, дом без трубы показывает, что в доме нет тепла и мальчику его не хватает. Закрытая дверь и занавешенные окна указывают на скрытный характер Никиты. Согнутое вправо, в сторону дома, дерево означает, что мальчик ищет тепла у родных и нуждается в поддержке. Ствол дерева, расширяющийся книзу, указывает на поиск устойчивого положения в жизни. Дерево с голыми ветками, помещенное в левой части листа, указывает на привязанность мальчика к прошлому и матери (мама у Никиты умерла два года назад). Себя Никита нарисовал очень похожим, правда без ушей, что говорит о нежелании что-либо слышать. Широко расставленные ноги символизируют необходимость в опоре.

Конечно, это далеко не все, что рассказал рисунок Никиты, но в общих чертах все-таки многое открылось о нем. Мы узнали о его душевном и психологическом состоянии, о его характере. Понятно, что мальчик, пережив такую тяжелую, душевную травму, сейчас очень сильно нуждается в опоре и поддержке близких ему людей.


Ольга, 28 лет

Ольга пришла на консультацию в состоянии глубокого стресса. Она рассталась с мужчиной, который ей очень нравился. Чувствовала потерянность из-за своего большого веса (125 кг). По просьбе сделать рисунок «Дом – дерево – человек» Ольга довольно быстро набросала рисунок (рис. 18), что указывает на импульсивность и нестабильность ее характера. Дом без дверей, окна с занавесками свидетельствуют о замкнутости человека, отсутствие трубы – об отсутствии тепла в доме. Себя Ольга нарисовала с длинными ресницами, тем самым демонстрируя свою значимость, но зато со спрятанными за спиной руками, а это означает ее нежелание контактировать с внешним миром. Все это только подчеркивало степень ее стрессового состояния. После консультации Ольга приняла твердое решение худеть и изменить свою внешность, начать новую жизнь.


Рис. 18

Владимир, 24 года

Владимир красивый, высокий, крепкий парень. Уже длительное время находился в затянувшейся депрессии. С некоторых пор его преследовали личные неудачи. Мечтал встретить девушку, но не везло. В поведении Владимира, в его речи чувствовалась неуверенность и подавленность, хотя и пытался бодриться. После просьбы сделать рисунок на заданную тему какое-то время раздумывал.


Рис. 19

Дом на рисунке Владимира (рис. 19) получился с прозрачной, большой крышей, а так как крыша – это сфера наших фантазий, то понятно, что молодой человек ищет удовлетворения в них. Труба нарисована в глубине крыши, как бы выглядывающей из-за задней стены дома, что лишь подчеркивает нежелание Владимира иметь дело с эмоциональными воздействиями. Дым тонкой струйкой хаактеризует недостаток домашнего тепла, а закрытая дверь говорит о желании защиты, а также о некоторой скрытности характера. Крыльцо дома подчеркивает великодушие характера. Кроме того, дом расположен в левом верхнем углу листа, а это говорит о незащищенности и желании избегать каких-либо переживаний. Дерево – без ветвей и нарисовано в правой части листа, а это значит, что он испытывает определенные трудности в контактах, ищет опору.

Глаза человека пустые, без зрачков, свидетельствуют об определенных страхах, а маленькие ступни ног характеризуют неумелость в социальных контактах.


Мария, 45 лет

Мария замужем. Обладает хорошей фигурой. В последнее время испытывала неудовлетворение в работе и агрессию по отношению к начальнику. Домашние условия также не приносили ей удовлетворения: много лет большая семья проживала в маленькой квартире. Такая жизнь очень тяготила Марию, женщина часто находилась в состоянии подавленности и какой-то внутренней агрессии по отношению ко всему миру.


Рис. 20

Человек, изображенный Марией (рис. 20), идет по направлению к дому в каске и с ружьем. Нужны ли к такому рисунку какие-либо комментарии? Ясно, что отрицательные чувства переполняют женщину, что и передалось в рисунке.


Наталья, 13 лет

Девочка живет с бабушкой, но недовольна этим. Бабушка жалуется, что Наташа ее не слушает, стремится как можно больше проводить времени у зеркала и с подружками. Она не хочет жить ни с бабушкой, ни с родителями. Наталья нарисовала себя идущей по тропинке от дома бабушки, что как раз и отражает ее настроение. Она очень капризна к вещам, которые ей покупают, стремится носить модные вещи.


Рис. 21

Из рисунка (рис. 21) это хорошо видно. Модная кофточка, длинные ресницы говорят о желании нравиться не только самой себе, но и окружающим. Кроме того, большие, пухлые губы подчеркивают ее агрессивную позицию. Дом с закрытой дверью, из трубы идет дым – отражение тепла, создаваемого бабушкой в доме и отвергаемого девочкой. На рисунке мы видим солнце, но и облака – это значит, что настроение у девочки постоянно омрачается невеселыми мыслями. Сразу несколько деревьев с пышной листвой свидетельствуют о сильном стремлении к социальным контактам автора рисунка.

Предлагаемый ниже тест очень часто используется при диагностике готовности ребенка к школе, "школьной зрелости".

ы знаем, что рисунок ребенка может рассказать о многом, т.к. отражает душевное состояние ребенка, содержание его внутреннего мира, отношения с близкими людьми. Даже непрофессионалу могут быть заметны "положительные" и "негативные" элементы детского творения. Правда, когда дело касается интерпретации, следует всегда помнить, дорогие родители, что правильная и полная интерпретация рисунка (и детского, и взрослого), безусловно, дело рук только профессионала.

Однако от того что мы воспользуемся некоторыми знаниями, рассмотрим картину ребенка внимательно и постараемся понять, что волнует Вашего малыша, вреда не будет.

егодня я предлагаю воспользоваться одной из самых известных методик исследования личности, предложенной Дж. Буком еще в 1948 году. Тест называется "Дом. Дерево. Человек".

Поскольку считается, что понятия "дом", "дерево", "человек" не несут в себе какого-то явного эмоционального значения, то все, что выражает в этих рисунках ребенок, и все, что он приписывает этим объектам, - это его собственные эмоциональные реакции, выраженные в явной или символической форме. Каждый из этих объектов необходимо рассматривать как автопортрет, поскольку ребенок наделяет его некими особенностями, имеющими для него значение.

етодика состоит из двух этапов: на первом - ребенок создает рисунки, на втором - проводится беседа, когда ребенок описывает и объясняет нарисованное им.

братитесь к ребенку со следующими словами: "Нарисуй дом как можно лучше".

ак только он начнет рисовать, засеките время, чтобы знать, сколько его затрачено ребенком на рисунок. Как обычно, применение дополнительных приспособлений не предусмотрено. После того как ребенок закончит изображение рисунка, попросите его нарисовать дерево, а затем человека.

ока ребенок работает над рисунком, вы должны наблюдать за ним и делать заметки, касающиеся затраченного времени, возникающих в рисовании пауз (во время рисования какой детали она возникла, как долго продолжалась), отклонений от нормальной последовательности изображения элементов дома, дерева и человека, сделанных ребенком комментариев и выраженных им эмоций.

осле того как все рисунки закончены, переходите к беседе. Ниже приводится список вопросов, которые помогут вам прояснить все неясные моменты и получить важную информацию о ребенке.

Сколько этажей у этого дома?

Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?

Это твой дом? (Если нет, то чей он?)

Когда ты рисовал этот дом, ты думал, кто его хозяин?

Ты бы хотел, чтобы этот дом был твоим? Почему?

Если бы этот дом был твоим:

Какую комнату ты бы выбрал себе? Почему?

С кем бы ты хотел жить в этом доме? Почему?

Этот дом находится где-то далеко или близко?

О чем ты думаешь, когда смотришь на этот дом?

О чем он тебе напоминает?

Этот дом приветливый, дружелюбный?

Он похож на другие дома или отличается чем-то?

Какая погода на этом рисунке?

Чего не хватает в этом доме?

Куда ведет дорожка от дома?

Если бы рядом оказался человек, кто бы это был?

Что это за дерево?

Где в действительности находится это дерево?

Каков приблизительный возраст этого дерева?

Это дерево живое?

Если ребенок говорит, что дерево живое:

Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?

Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?

Если ребенок считает, что дерево мертвое:

Отчего, по-твоему, погибло дерево?

Как ты думаешь, когда это произошло?

Как ты думаешь, на кого это дерево больше похоже: на мужчину или на женщину?

Что именно в рисунке подтверждает это?

Это дерево одинокое или рядом есть другие?

Как ты думаешь, какая погода на этом рисунке?

Есть ли на рисунке ветер?

Покажи, в какую сторону дует ветер?

Расскажи подробнее, что это за ветер, какой он?

О чем заставляет тебя думать это дерево?

О чем оно тебе напоминает?

Это дерево здоровое?

Это дерево сильное?

Если бы ты решил нарисовать солнце, куда бы ты его поместил?

Кого тебе напоминает это дерево? Почему?

В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?

Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?

Сколько ему (ей) лет?

Это твой родственник, друг или кто-нибудь еще?

О ком ты думал, когда рисовал?

Что он делает? (и где он в это время находится?)

О чем он думает?

Что он чувствует?

Какие мысли приходят тебе в голову, глядя на него?

Кого тебе напоминает этот человек?

Этот человек здоров?

Почему ты так думаешь?

Этот человек счастлив?

Почему тебе так кажется?

Что ты чувствуешь по отношению к этому человеку?

Какая погода на рисунке?

Кого напоминает тебе этот человек? Почему?

Чего больше всего хочет этот человек? Почему?

Интерпретация

овторим еще раз, что каждый рисунок следует рассматривать как автопортрет ребенка. Анализ рисунка проводится в следующей последовательности: детали, пропорции, перспектива, время, качество линий, комментарии. Следует иметь в виду, что один и тот же элемент может иметь разное значение, это зависит от общей конфигурации, а также, что он может иметь больше одного значения.

сли ребенок, рисуя ту или иную деталь, сопровождает это комментариями, выражает в это время какие-то эмоции, вероятно, эта деталь имеет для него особое значение. Такой же вывод можно сделать, если он нарушает естественную очередность изображения деталей (например, начинает дом с дымохода), усиленно стирает какой-то элемент рисунка, возвращается к нарисованному один раз или более, затрачивает слишком много времени на изображение детали или изображает ее в необычной манере, оставляет деталь незаконченной, пропускает деталь, несмотря на то, что она является обязательной, отказывается говорить об этой детали.

нтерпретация начинается с такого показателя, как количество деталей. Прежде всего, следует удостовериться в наличии обязательных деталей.

Дом должен иметь по крайней мере одну дверь (исключением является тот случай, когда нарисована только боковая стена), одно окно, одну стену, крышу и дымоход или другое средство для выхода дыма из печи или чего-то, что может использоваться для обогрева дома.

Дерево должно иметь ствол и, по крайней мере, одну ветвь (если ребенок не нарисовал вместо дерева пень, что расценивается как очень тревожный знак).

Человек должен иметь голову, тело, две ноги, две руки, а также два глаза, нос, рот и два уха.

тсутствие какой-либо обязательной детали из перечисленных выше, может указывать на нарушение. Наличие дополнительных деталей (кусты, цветы, тропинка) может трактоваться как стремление заполнить и упорядочить окружающее пространство, что может быть связано с отсутствием чувства безопасности, тревогой, незащищенностью.

реди других тревожных признаков: отсутствие линии основания, разбитые окна, дверь по размеру меньше окна, окно не прямоугольной формы (если это не чердачное окно), прозрачная крыша или стена, сквозь которые можно видеть объекты внутри дома.

Ветхий, старый дом, неустойчивая постройка передают критичное отношение ребенка к самому себе. Если дом состоит из нескольких разных строений - это может выражать чувство враждебности к кому-то из близких ему людей.

Крыша, обозначенная горизонтальной линией, соединяющей стены, может свидетельствовать о заторможенности мышления, отсутствии эмоций, острых переживаниях. Высокая, крупная крыша, так же как и акцентирование на ней, вероятно, говорят о том, что ребенок склонен к фантазиям.

Труба символизирует теплоту отношений, поэтому ее отсутствие может указывать на недостаток тепла, заботы, опеки или на наличие конфликта во взаимоотношениях с близким человеком. Если из трубы выходит много дыма, вероятно, ребенка что-то тревожит, имеет место внутреннее напряжение.

чевидно, что дверь подразумевает возможность доступа или отступления; фронтальная дверь может представлять собой и вход и выход, то есть она символизирует доступность, а задняя и/или боковая дверь обычно представляет выход, бегство от действительности. Если дверь отсутствует - ребенок недоступен, замкнут, не желает контактировать с другими. Открытая дверь выражает потребность ребенка в теплых, близких взаимоотношениях, его открытость, прямодушие, общительность. Очень большая дверь может обозначать, что ребенок тяжело переносит одиночество, требует внимания, любит быть в центре внимания. Слишком маленькая дверь свидетельствует о противоположных тенденциях: крайняя замкнутость, отрицание любых контактов, нежелание подпускать к себе окружающих.

Если на двери нарисован замок, это можно интерпретировать как скрытность, возможно даже враждебность, потребность в защите. О необходимости в защите говорит также наличие забора возле дома.

Окно - это образ визуального контакта. Замкнутый, ушедший в себя ребенок может проявлять свою враждебность в том, что рисует окна без рам, совсем не рисует окна или не рисует их на первом этаже; рисует окна, но дополняет их ставнями, штриховкой, занавесками, шторками и т.д. Если окна нарисованы высоко от земли - это может обозначать некоторый отрыв ребенка от жизненных реалий и предпочтение воображаемых миров. Ребенок, нарисовавший окна в последнюю очередь, выражает стремление к уединению, нежеланию контактировать с окружающими. Раскрытые окна могут указывать на прямолинейность, чувство уверенности, некоторое самолюбие.

Крупное, очень большое дерево может служить выражением агрессивного отношения. Если рисунок состоит преимущественно из слабых, тонких линий - это говорит о неуверенности, нерешительности, слабой приспособленности. Если форма дерева напоминает замочную скважину, с кроной в виде круга или овала, - это может означать сильные враждебные импульсы. Рубцы на теле дерева, сломанные, поникшие или мертвые ветви, по-видимому, символизируют душевные травмы. Если ребенок графически или устно указывает на то, что дерево мертвое - это расценивается как признак чувства неполноценности, неприспособленности, несостоятельности, бесполезности, вины и т.д. Чаще всего мертвыми или частично мертвыми называют ветви или корни. В таком случае поврежденные ветви трактуются как символ травмирующего воздействия окружающей среды, а мертвая корневая система подразумевает внутриличностную дисгармонию.

редполагается, что дерево символизирует то, как ребенок ощущает себя в окружающей его реальности. Поскольку внешние силы, воздействующие на дерево, преимущественно являются метеорологическими, то через описание погодных условий ребенок может выразить свое впечатление о том, как он воспринимает отношения со стороны окружающих: является ли окружающая реальность в целом благосклонной и дружественной или угнетающей и враждебной.

Человек

еловек, изображенный анфас, должен иметь голову, тело, две ноги, две руки, а также два глаза, нос, рот и два уха. Ребенок может ярко выразить чувство собственной беспомощности, нарисовав автопортрет без рук и ступней. Разведенные руки - выражение стремления к действию. Если руки скрещены на груди - это свидетельство замкнутости, мнительности, ухода в себя. Длинные руки - наличие каких-то стремлений, амбиций. Короткие руки, напротив, выражают отсутствие стремлений, направленных на внешний мир. Непропорционально длинные ноги - стремление к независимости. Короткие ноги выражают чувство беспомощности.

лаза, нос, рот и уши представляют собой рецепторы, воспринимающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными (например, выслушивание обвинений, критики), могут привести к конфликту или проблеме. Рисунок человека, имеющего только глаза, свидетельствует о подозрительности и излишней осторожности, отсутствие носа, ушей и рта также указывает на отсутствие желания общаться.

орогие родители, следует также обратить внимание на последовательность в рисовании дома, дерева, человека; пропорции деталей на рисунке (возможно, что-то кажется слишком большим или, наоборот, слишком маленьким); перспективу (что и где нарисовано); время, которое ребенок затрачивает на рисование элементов рисунка; качество линий (жирные, слабые линии); комментарии - устные или письменные - имена людей, названия улиц, деревьев и т.п. Будьте внимательны и ведите записи.

сожалению, размеры выпуска не позволяют нам детально описать особенности интерпретации рисунка. Однако, дорогие друзья, при желании Вы без труда найдете подробное описание интерпретации разных аспектов рисунка на страницах всемирной сети.

ще раз напомню Вам, что только специалист может дать полноценную интерпретацию рисунка, так что не торопитесь с выводами! Рисуйте с удовольствием!

При подготовке использованы материалы книги Кэтрин Тейлор."Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей" Изд.: Апрель-Пресс, Изд. Института психотерапии, 2005, 224 стр.

Психологический тест: Дом-Дерево-Человек. Как правильно его расшифровать?

Психологический тест - это инструмент, который помогает специалистам разобраться в каком состоянии находится психика взрослого человека или ребенка. Самым простым методом тестирования считается обыкновенный рисунок. Если знать, как правильно его расшифровать, то можно узнать обо всех страхах и проблемах того, кто его нарисовал.

Психологический тест по рисункам – дом, дерево, человек: расшифровка с интерпретацией для детей

Психологический тест по рисункам для детей
  • Если вы хотите узнать, что на самом деле чувствует ваш малыш, тогда попросите его нарисовать дом, дерево, человека, а затем внимательно осмотрите рисунок, уделяя внимание всем, даже самым мелким деталям. Первое на что стоит обратить внимание, насколько сильно ваша кроха нажимает на карандаш, когда создает свой шедевр. Если линии слабо выражены и еле заметны, то это говорит о том, что у вас растет несмелый и где-то пассивный человек, который старается быть незаметным.
  • Также плохим сигналом является то, что ребенок очень часто использует резинку. Это свидетельствует о неуверенности и излишней тревожности. В случае если сын или дочка рисуют с сильным нажимом, то это указывает на то, что они достаточно сильно напряжены. Помимо этого, обязательно надо обращать внимание на то, какими цветами выполнена картинка. Идеальным вариантом считается использование пастельной гаммы.
  • Как правило, это говорит о том, что вы смогли вырастить личность, которая живет в гармонии со своим окружением. Но все же помните, чтобы моральное состояние деток и дальше оставалось таким, им крайне важно чувствовать вашу любовь, и будет лучше если вы будете проявлять ее тактильно. Для этого будет достаточно пару раз вдень обнять и поцеловать свое чадо.


Расшифровка цветов рисунка

Расшифровка цветов рисунка:

  • Красный . Такая цветовая гамма не должна вас настораживать так, как чаще всего ее используют открытые и непоседливые дети. Да, иногда они могут не слушаться или даже шкодничать, но это говорит скорее об индивидуальных особенностях, а не о психических расстройствах.
  • Синий. Чаще всего такую цветовую гамму предпочитают спокойные, уравновешенные дети, которые любят иногда остаться с собой наедине.
  • Зеленый. Такая цветовая гамма должна насторожить молодых родителей так, как она указывает на то, что вашему малышу не хватает внимания. Если вы не попробуете исправить такое положение дел, то с большой вероятностью можно сказать что ваш ребенок вырастет замкнутым и будет бояться доверять людям.
  • Желтый . Преобладание такой цветовой гаммы указывает на то, что в вашем доме растет мечтательная личность, которая смотрит на окружающий мир через розовые очки.
  • Темные оттенки (черный, коричневый, серый). Использование такой цветовой гаммы говорит о том, что у вашего ребенка есть достаточно серьезные психологические проблемы, которые без надлежащей коррекции могут перейти в довольно тяжелое депрессивное состояние.


Расшифровка местонахождения дома
  • Еще один критерий, на который надо обязательно обращать внимание - это размещение дома, дерева и человека на рисунке. Если предложенные вами фигуры ребенок нарисовал очень большими и громоздкими, это указывает на то, что у вашей крохи достаточно сильно повышена тревожность, и он не может расслабиться даже тогда, когда точно знает, что ему ничего не угрожает. Правда в этом случае существует одно исключение из правил. Если в вашем доме растет гиперактивный ребенок, то такое расположение фигур на листке можно считать вполне нормальным.
  • В случае если дом, дерево и человек расположены в самой верхней части листика (как правило, нижняя часть при этом остается полностью чистой), то это указывает на то, что вы вырастили малыша с очень завышенной самооценкой. В дальнейшем у такого ребенка могут возникать проблемы дома, в садике или в школе. Из-за того, что сын будет считать себя лучше всех остальных, он не сможет найти себе верных друзей и, что самое страшное, не сможет нормально вписаться в детский коллектив.
  • Негативным сигналом являются очень мелкие фигуры, расположенные в нижней части листа. Чаще всего так рисуют детки, которые имеют психологические проблемы. Вполне вероятно у вашего ребенка есть депрессия или у него очень сильно занижена самооценка. В идеале все детали рисунка должны быть нарисованы максимально пропорционально и ни в коем случае не наезжать друг на друга.


  • Ну и на последнем этапе проведите общий анализ того, что нарисовал ваш малыш. Обязательно обратите внимание на то, каким он изобразил человека и где его расположил. Если человек вышел очень грустный и очень маленький по сравнению с другими объектами, то это говорит о том, что ваше чадо очень одиноко, и чувствует себя никому ненужным. Вполне вероятно вы просто проводите мало времени со своим ребенком и в его подсознании засело мнение что он для вас не так уж и важен.
  • Также плохим сигналом является полное отсутствие мимики у человека. Это говорит о том, что у вашей крохи достаточно плохое эмоциональное состояние, свидетельствующее об ужасном моральном самочувствии. Что касается дома, то он тоже должен быть максимально реалистичным. Конечно же, маленький ребенок вряд ли сможет нарисовать идеальное жилище, но все же потому как он это сделает можно понять насколько комфортно он себя чувствует в семье. Итак, если дом получился очень маленький и размещен как бы вдали, то вполне вероятно ваш малыш чувствует себя отвергнутым или чужим.
  • В случае если дом имеет нормальные размеры и размещен на картинке пропорционально, то это говорит о семейной гармонии и открытости вашей крохи. Также хорошим сигналом является наличие дверей и окон у нарисованного жилища. Поводом насторожиться является дерево, которое как бы прячется за дом. Чаще всего так располагают растительность детки очень строгих и доминирующих родителей, которые пытаются контролировать каждый шаг своего чада.

Психологический тест по рисункам – дом, дерево, человек: расшифровка с интерпретацией для взрослых



Психологический тест по рисункам для взрослых

Как вы уже, наверное, поняли рисунок может рассказать о человеке многое. Правда в случае со взрослыми больше внимания надо уделять мелким деталям полученной картинки. В отличие от детей они уже могут контролировать свои эмоции и очень часто пытаются обмануть специалиста, используя правильную цветовую гамму или рисуя с правильным нажимом. Поэтому первое на что вы должны обратить внимание, есть ли над домом струйка дыма.

Если из дымохода исходит очень тонкая струйка, то это показывает что человек эмоционально истощен и не чувствует тепла и заботы от своих близких. Слишком густой дым, идущий из трубы, сигнализирует о том, что человек находится в очень сильном моральном напряжении. И чем толще и темнее выходящий дым, тем хуже внутреннее состояние человека, проходящего тест.

Расшифровка дома



Расшифровка рисунка дома
  • Если человек нарисовал красивый пропорциональный дом, у которого есть все окна и двери, то это указывает на то, что он находится в гармонии с самим собой и с окружающими. В случае если здание изображено без окон и дверей, это является признаком закрытости человека, которую чаще всего провоцируют достаточно сильные проблемы на работе. Таким образом он пытается показать, что не собирается пускать кого-то в свою жизнь. Также плохим сигналом является наличие ступеней или лестницы, которые расположены не у дверей или окна, а просто у глухой стены. Как правило, таким образом проявляет себя давний конфликт, который требует немедленного решения.
  • Также обратите внимание на то, как прорисованы стены жилища. Если они четкие и хорошо видны, тогда особых проблем у человека нет. Но если линии, обозначающие контур дома очень тонкие, практически прозрачные, значит человек чувствует какую-то опасность и боится, что ему не удастся от нее защититься. Открытые двери дома указывают на то, что человек не имеет проблем ни дома, ни на работе, и всегда рад гостям. А вот если двери слишком большие и занимают большую часть стены, то это указывает на то, что у мужчины или женщины есть проблемы с самооценкой и на данный момент они пытаются показать свою значимость и незаменимость.
  • Еще одним негативным сигналом является замок на двери, особенно если он очень большой. Как правило, таким образом подсознание человека показывает его враждебность, закрытость и агрессивность. Окна тоже могут многое рассказать о человеке. Если они имеют нормальные размеры и на них стоят цветы, то это говорит о том, что у человека нет каких психологических зажимов, мешающих его жизни. В случае если окна практически полностью закрыты занавесками, значит человеку трудно взаимодействовать с окружающим миром, и он пытается от него немного отгородиться.

Расшифровка рисунка человека



Расшифровка рисунка человека
  • Чаще всего на наличие проблем у мужчин и женщин указывают размеры человека, которого они изобразили на рисунке. Чем он меньше и заметнее, тем более неуверенно чувствует себя тот, кто проходит тестирование. В этом случае тоже очень важны пропорции. Ведь если, например, изображенный человечек имеет очень большую голову, то это свидетельствует о стремлении доминировать над другими. Слишком маленькая голова показывает что у человека есть проблемы с интеллектуальным развитием, и он по этому поводу очень сильно переживает. Если мужчина или женщина не любят критики и пытаются дистанцироваться от неприятных слов, то на рисунке будет изображен человек без ушей.
  • Размеры шеи тоже могут рассказать о внутренних психологических проблемах. Широкая, но при этом короткая шея говорит о том, что у представителей мужского и женского пола есть черты характера, которые им не нравятся, но они пытаются от них избавиться. Слишком длинную и тонкую шею, как правило, рисуют люди, склонные к агрессивному поведению, не умеющие держать свои эмоции под контролем. Ну и, конечно же, не забудьте обратить внимание на руки и ноги человека. Если они прорисованы максимально четко, яркими линиями, то это говорит о том, что перед вами находится мужчина или женщина, твердо стоящие на земле и не боящиеся возникновения каких-либо сложностей.
  • Что касается глаз, то они тоже играют огромную роль в расшифровке рисунка. Если человек рисует очень маленькие глаза, это говорит о том, что он слишком погружен в свои внутренние проблемы. Наличие слишком больших глаз указывает на грубость и напористость тестируемого. А вот красивые и пушистые реснички выдают кокетливого человека, любящего внимание противоположного пола.

Расшифровка рисунка дерева



Расшифровка рисунка дерева
  • Чем симметричнее и красивее изображено дерево на картинке, тем гармоничнее чувствует себя человек. В случае же если как-то часть дерева больше или меньше чем надо, то это указывает на наличие психологических проблем. Например, если человек рисует небольшого размера дерево и очень массивные корни, то это верный знак того, что у него есть какие-то проблемы, которые он пытается спрятать от посторонних.
  • Очень часто на рисунке можно увидеть дерево, у которого слабо прорисованы листки, но при этом очень ярко закрашен ствол. Такое положение дел указывает на то, что тестируемый не боится столкнуться с трудностями. Ветви, опущенные вниз, как бы говорят нам что человек опустил руки и даже не пытается бороться с проблемами, которые возникают на его жизненном пути.
  • Особое внимание уделите тому какими линиями прорисовано дерево. Если все линии четкие плавные и нигде не прерываются, то однозначно можно сказать что перед вами находится индивидуум, который не боится жизненных трудностей и всегда идет к поставленным целям. В случае если линии кривые и периодически прерываются, то это является свидетельством нерешительности, трусости и заторможенности.

Описание рисунка по методике дом, дерево, человек: как правильно нарисовать и провести?



Рекомендации по проведению теста
  • Если вы решили провести подобный психологический тест своему ребенку или просто кому-то из взрослых членов семьи помните, что для того чтобы получить максимально точный результат, надо дать человеку полную свободу мыслей. Вы не имеете права подсказывать ему как прорисовывать ту или иную часть рисунка. Также категорически запрещено подталкивать тестируемого к выбору определенного цвета. Все то время пока человек будет справляться с заданием вы должны будете молча сидеть в стороне. А будет еще лучше если вы на некоторое время, вообще, выйдете из помещения. Таким образом вы позволите человеку остаться с собой наедине.
  • Также обязательно позаботьтесь о месте где будет проходить тестирование. Вы должны создать условия, в которых человеку будет максимально комфортно. Это значит, что на столе, на котором он будет рисовать не должно быть предметов, отвлекающих внимание. В идеале на столе должны лежать только листик бумаги, карандаши и резинка. Если тестирование будет проходить ребенок, то помимо вышеупомянутых вещей можете расположить на столе еще фломастеры и краски.
  • С их помощью малыш сможет максимально хорошо раскрыть свой внутренний мир. Что касается рисования, то тут каких-то четких правил не существует. Вы просто должны дать человеку задание, а он уже сам должен решить с чего он будет начинать создавать рисунок. Все что от вас будет требоваться в этой ситуации, молча наблюдать и терпеливо ждать, когда он закончит.


Рисунок взрослого человека

Рисунок ребенка

Пока человек будет проходить тестирование вы должны будете зафиксировать:

  1. Его реакцию на задание
  2. Насколько быстро он сориентировался в том, что от него требуется
  3. Как быстро тестируемый определяется с цветом
  4. За какое время человек справился с заданием

После того как рисунок будет готов вы можете задать ребенку или взрослому человеку вопросы, которые помогут вам получить максимально точный результат. Но помните, делать это вы должны в максимально непринужденной форме. Разговор с малышом, вообще, лучше всего проводить в игровой форме. Ведь чем больше он будет расслаблен, тем более достоверную информацию выдаст его подсознание.

Вопросы по тесту:

  • Кого ты изобразил на рисунке мальчика или девочку (мужчину или женщину)?
  • Это ты или твой родственник?
  • Нравится ли тебе то, что ты нарисовал?
  • Что за дерево ты нарисовал?
  • Чем оно тебе так сильно нравится?
  • Этой твой дом?
  • Из чего построено твое жилище?

В принципе вопросы могут быть разные главное, чтобы они имели отношение к картинке. Например, во время пост-рисуночного опроса вы можете уточнить у тестируемого почему на его рисунке отсутствуют какие-то значимые детали (листья на дереве, окна и двери на доме или уши на голове). Также вас должно заинтересовать не совсем правильное расположение элементов картинки.

Например, косо растущие деревья или очень сильно перекошенные стены дома. Человек обязательно должен попытаться объяснить почему он видит свой мир в слегка искаженном виде. После того как выясните все интересующие вас детали, можете приступать к окончательному анализу того что человек нарисовал.

Видео: Психориунок. Пример анализа рисуночного теста «Дом Дерево Человек»