В Болдино, когда «опальный поэт» находился в ссылке. Известно, что это произведение, написанное Александром Сергеевичем в 1830 году, стало последним, завершающим в цикле «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Сентиментальная повесть сразу же понравилась читателям и получила одобрительные отзывы критиков.

Вконтакте

История создания повести

Повесть А. С. Пушкина «Метель» была издана в 1831 году. По своему сюжету и писательскому замыслу это произведение во многом схоже с балладами Жуковского. Так, можно выделить следующие общие черты в балладах Жуковского и в повести Пушкина:

  1. Мистический характер.
  2. Развязка - толкование.

Кроме этого, известно, что для своего произведения Александр Пушкин взял эпиграф из баллады Василия Жуковского «Светлана».

Цикл Белкина

«Метель» входит в цикл повестей, которые были написаны якобы не Пушкиным, а неким Иваном Петровичем Белкиным. Автор указывает, что эта повесть была «рассказана» Белкину одной девицей, но имени ее не называет.

Своё произведение Пушкин заканчивает в октябре 1830 года, а уже на следующий год пушкинский цикл был опубликован. И лишь только в 1964 году состоялась экранизация новеллы «Метель» . Цикл включает в себя пять произведений, которые расположены в следующем порядке:

  1. «Метель»;
  2. «Гробовщик»;

Ко всему циклу повестей есть и небольшое вступление, где читатель может познакомиться с рассказчиком. Безусловно, Белкин - это вымышленный персонаж , который возник в художественной фантазии Пушкина. Но из вступления читатель узнаёт, что Иван Петрович молод и богат. Этот помещик предпочитал на досуге заниматься сочинительством, а умер он скоропостижно в 1828 году.

Из вступления читатель узнаёт, что Иван Белкин написал не только это произведение, но он и автор «Истории села Горюхино». Во вступлении приводилось и письмо самого Белкина, которое было написано с юмором, но оно должно было быть доказательством того, что этот вымышленный персонаж существовал и авторство принадлежит именно ему.

Художественные особенности пушкинской повести

Александр Пушкин весь свой цикл повестей писал в одном из направлений русской литературы, которые уже существовали в XIX веке:

  • Сентиментализм - «Метель» и «Станционный смотритель».
  • Реализм - «Выстрел».
  • Водевиль -»Барышня-крестьянка».
  • Готическая повесть - «Гробовщик».

Хронологический порядок событий в произведении

Александр Пушкин точно установил определённый хронологический порядок, который позволяет сделать краткий пересказ «Метели». Можно использовать такой план произведения:

Смысл эпиграфа

Эпиграф взят из баллады Жуковского. В сокращении текст рассказа «Метель» Пушкина читать можно и в этой статье. Несколько лошадей быстро мчатся по глубокому снегу. И вот уже вдалеке от деревень показалась небольшая церковь, стоящая одиноко. Но непогода продолжает свирепствовать.

И лишь только чёрный ворон, словно предвещая беду, летает над санями и машет крыльями. Его стон печален. Кони, испуганные непогодой, уже подняли гривы и смотрят вдаль, надеясь увидеть какое-то жилище людей.

Это происходило в 1811 году, когда в небольшом поместье Ненарадове жил добрый и порядочный помещик Гаврила Гаврилович Р. Он был известен всем соседям, которые любили его посещать каждый день. Славился он своим гостеприимством и радушием. Гости съезжались в его дом, имея несколько целей:

  1. Поесть и попить.
  2. Поиграть по пять копеек с женой помещика в бостон.
  3. Посмотреть на дочь помещика.

Марья Гавриловна, стройная и бледная, недавно отпраздновала свой день рождения. Ей уже исполнилось 17 лет, а так как её отец был очень богат, то она была завидной невестой и многие соседи прочили её себе в жёны или своим сыновьям.

Но Маша уже была влюблена. Как и многие девушки того времени она воспитывалась на французских романах и поэтому идеализировала образ своего возлюбленного. Её избранником стал сын соседского помещика. Владимир был прапорщиком в армии, но на время отпуска приехал к своему отцу. Молодой человек отвечал девушке взаимностью, часто посещал их дом, и эта страсть была замечена и родителями.

Тут же родители забеспокоились, но отказать в том, чтобы Владимир приезжал не могли. Они запретили дочери общаться с ним, а сами стали принимать его хуже всех остальных гостей, показывая, насколько они не рады его визитам.

Понимая, что родители против их любви, молодые люди искали другие способы общения:

Они при каждой встрече признавались в любви и думали о том, как же им жить дальше, ведь жизнь друг без друга они уже не представляли. Неожиданно Владимиру пришла в голову счастливая мысль о том, чтобы обойтись без родителей. Романтически настроенная Марья Гавриловна сразу же поддержала эту мысль.

Когда же наступила зима, то свидания молодых людей были прерваны, но зато переписка стала ещё живее. И чем больше проходило времени, тем настойчивее становился Владимир Николаевич, пытаясь уговорить свою невесту тайно венчаться. Он считал, что выждав после венчания некоторое время, можно будет броситься к ногам родителям, которые с радостью встретят несчастных, и дальше они будут хорошо и радостно жить.

Дерзкое решение и пророческий сон

Долго девушка не могла согласиться на это, но один из планов ей понравился и Владимир получил её согласие. По плану она должна была не ужинать, а уйти в свою комнату, сославшись на головную боль. Её служанка знала о готовившемся побеге и должна была помогать своей хозяйке.

За садом молодую девушку уже ждали готовые сани, которые должны были отвезти Марью Гавриловну в Жадрино, которое находится в 5 верстах от села Ненарадова. Владимир же будет ждать её в церкви.

Накануне всего этого происшествия Маша никак не могла уснуть, поэтому она занималась другими делами:

  1. Укладывала свои вещи.
  2. Увязала белье и платье.
  3. Написала два письма - подруге и родителям.

Она старалась в своих письмах извиниться за свой поступок, рассказывая о своей сильной любви и о том, что мечтает после тайного венчания броситься к ногам родителям, чтобы те простили её и приняли эту запретную любовь.

Задремала Марья Гавриловна уже перед самым рассветом, но сон был тревожный и беспокойный. Ей снились сани, в которые она должна была садиться, чтобы ехать на своё тайное венчание и отец, который, пытаясь остановить её, тащил куда-то по снегу её и бросал в тёмное и страшное подземелье. То вдруг неожиданно снился ей Владимир, который был уже мёртв и окровавленный лежал на траве. Но при этом он продолжал все ещё её упрашивать обвенчаться с ним.

Когда девушка проснулась, то она была намного бледнее обычного и её мучила сильнейшая головная боль. Родители сразу же заметили такое нездоровое состояние своей дочери. Но их вопросы и беспокойство об её здоровье лишь только сильнее расстраивали Марью Гавриловну. Чтобы их успокоить, девушка попыталась казаться весёлой, но это плохо ей удавалось. И вот наступил вечер. Она в глубине своей души прощалась со всем, что её окружало и это раздирало её душу.

Когда же ужин уже подали, то девушка, простившись с родителями, удалилась в свою комнату. Там она уже стала плакать, но уже через полчаса ей нужно было покинуть родительский дом.

Неудавшийся побег

На улице тем временем поднялась сильная метель. И это показалось несчастной девушке печальным предзнаменованием. Когда же в доме все уснули, одевшись теплее, и вышла на заднее крыльцо. Два узла, собранные девушкой, несла служанка. С трудом девушки дошли до конца сада, так как ветер так сильно дул, что не давал и шагу шагнуть, словно пытался остановить Марью Гавриловну.

На дороге уже стояли сани. Как только девушки уложили свои вещи и сели сами, лошади полетели. Владимир же, полагаясь на своего слугу Терешку, занимался другими делами. Он с утра был в разъездах:

  1. У священника, которого пытался уговорить тайно их обвенчать.
  2. У соседей-помещиков, пытаясь среди них найти свидетелей.

И лишь только после этого Владимир отправился к себе домой, чтобы готовиться к венчанию. Свидетелями же его тайного венчания с Марьей Гавриловной должны были стать молодые соседи-помещики:

  1. Дравин, корнет. Ему уже исполнилось 40 лет. Находясь в отставке, нашёл развлечение в охоте.
  2. Шмит, землемер.
  3. Сын капитана-исправника, юноша 16 лет. Он недавно поступил в уланы.

Отправив самые лучшие сани за невестой, Владимир приказал заложить себе маленькие сани лишь только с одной лошадью и без кучера решил сам отправиться в Жадрино. Ехать было недалеко, ведь обычно дорога занимала не больше 20 минут. Владимир был спокоен, ведь он прекрасно знал дорогу, по которой сейчас отправлялся.

Но как только Владимир Николаевич выехал за околицу, то началась такая сильная метель с ветром, что он уже ничего не мог видеть. Дорогу быстро занесло, а вся окрестность просто исчезла в какой-то мутноватой мгле. Казалось, что это небо стало сливаться с землёй. Лошади занесли Владимира в поле, и как ни пытался он выехать на дорогу, ничего не получалось. Сани постоянно опрокидывались, время шло, а роща соседнего села все ещё не приближалась.

Вскоре Владимир, который ехал полем, все-таки понял, что едет не в ту сторону. Он остановился и стал рассуждать. Решив, что нужно ехать вправо, он ещё около часа был в дороге, но Жадрино так и не появлялось, а вот конца полю не было видно. Владимир Николаевич уже стал беспокоиться.

Вдруг вдалеке стало что-то чернеть. Когда он приблизился, то сразу же увидел рощу. Казалось, что уже село Жадрино должно быть совсем рядом, и молодой человек успокоился. Но и через час рощи не было видно, зато молодой человек оказался в каком-то совершенно ему незнакомом лесу.

Отчаянно он пытался найти дорогу в Жадрино, все равно никак не мог выехать из незнакомого леса. Но вскоре деревья стали редеть, и Владимир смог выехать из леса. Уже было около полуночи. Он заплакал и поехал наугад. Вскоре погода утихла, и даже появилась какая-то деревенька. Спросив в первом доме, далеко ли ещё ехать до Жадрино, Владимир узнал, что ему осталось ещё вёрст десять. Ещё большее отчаяние охватило молодого влюблённого.

Старик тут же дал ему проводника, но время уже близилось к рассвету. Когда Владимир всё-таки добрался до Жадрино, то уже было светло, и даже пели петухи. Печальное известие ждало его и в доме священника.

Болезнь Маши и гибель Владимира

Утром служанка доложила родителям Марьи Гавриловны о том, что она дурно почивала. Несмотря на то, что день прошёл спокойно, но к вечеру всё-таки Маша заболела. Когда приехал доктор, то молодая девушка уже лежала в бреду. Две недели она болела так, что даже могла умереть.

Никто в доме её так и не узнал о побеге, так как горничная молчала, боясь гнева своих господ, а письма всё были сожжены ещё накануне. Свидетели тайного венчания молчали, так как были довольно скромны. Несмотря на то, что о ней знали большое количество людей, тайна всё-таки сохранялась. И лишь только Маша, находясь в бреду, сама рассказала о своей тайне. Однако родители ничего толком не поняли. Решив, что дочь безумно влюблена во Владимира, согласились обвенчать их.

Но на приглашение родителей Маши Владимир ответил гневным письмом , в котором сообщал, что больше ноги его не будет их в доме. А вскоре он уехал в армию. Все это произошло в 1812 году. Долгое время и Гаврила Гаврилович, и Прасковья Петровна не решались рассказать об этом Маше. Но о Владимире не заводила разговор и сама девушка. И лишь только спустя несколько месяцев она случайно нашла его имя в списке тех, кто отличился в сражениях под Бородино и был тяжело ранен, упала в обморок.

Вскоре умер и батюшка Марьи Гавриловны, а она осталась наследницей всего имения. Но это нисколько не утешало её. Чтобы немного забыться, мать и дочь покинули своё имение в Ненародово и переехали в другое поместье. Вокруг Маши постоянно кружились какие-то женихи, ведь она была милой и завидной невестой. Но Маша никому из них не оказывала особого внимания. Мать уговаривала найти себе мужа, но девушка лишь качала головой.

А Владимир уже умер в Москве. Но девушка свято берегла книги, стихи и другие вещи своего возлюбленного. Соседи ждали и гадали, каким же должен быть тот, кто сможет завоевать сердце неприступной красавице.

Знакомство с Бурминым

А война уже тем временем была окончена победой. Многие офицеры и солдаты стали возвращаться в родные места. Вскоре по соседству с молодой и богатой невестой поселился и гусар Бурмин. Полковнику было около 26 лет, и он был интересен барышням.

При появлении Бурмина заметно оживала и Маша. Вёл себя Бурмин спокойно и размеренно, хотя слухи утверждали, что он в молодости был повесой. Задумчиво глядя на Машу, молодой человек не пытался объясниться с ней, а матушка девушки, да и соседи обсуждали новость о том, что жених для девушки уже найден.

Однажды он нашёл Машу в саду за чтением какой-то книги. Девушка специально старалась вывести его на объяснение, чтобы Бурмин открыл ей своё сердце. Тогда гусар рассказал девушке о том, что он её любит, но у него есть тайна, которая является преградой их счастью. Но девушка прервала его, сказав, что у неё тоже есть тайна, которая мешает ей стать женой.

Бурмин поведал девушке историю, которая приключилась с ним в начале 1812 года, когда он в метель спешил в свой полк, стоявший в Вильне. Ямщик заблудился, и они случайно попали в церковь. Так он был обвенчан. Когда невеста увидела, что это был не её возлюбленный, то упала в обморок, а Бурмин поспешил удалиться. Он даже не запомнил название того места, где это произошло. И тогда Маша схватила его за руки и спросила, узнаёт ли он её. Бурмин стал бледен и бросился к ней.

Повесть "Метель" вышла из-под пера Александра Пушкина в первой половине XIX века и оказалась самой поэтичной из тех, которые вошли в сборник. Конфликтная ситуация, изображенная в произведении, возникает между природным явлением (метелью) и человеком. При помощи природы писатель доводит до своего читателя мысль, что наказание за плохие поступки неотвратимо.

Писателю удалось поднять проблемы нравственной составляющей в обществе. В повести разоблачается эгоистичность, легкомыслие, неуважение к старшему поколению. Каждый из героев несёт какую-то, лично свою, вину. Владимир, преследуя сугубо личные интересы, пытается похитить чужую дочь, которая была единственной у родителей. А Маша, будучи безрассудной, против воли родителей собирается выйти замуж.

В итоге судьба каждому даёт по заслугам. Владимир даже лишается жизни за нераскаянность в совершении проступка.

Метель как бы посылается сверху для напоминания о совести и играя важную роль пытается уберечь героев от необдуманных действий. Делает попытки остановить Машу и ограничивает Владимиру путь к церкви.

Отношение метели ко всем героям разное. Машу она просто не выпускает из дома, а Владимира, как самого эгоистичного, наказывает и заставляет блуждать по заснеженному лесу.

Композиция повести представляет собой последовательное изложение фактов.

Интрига повествования появляется из-за некоторого несовпадения фабулы с сюжетом.

В качестве эпиграфа Пушкин выбирает отрывок из произведения Жуковского. Эти строчки наводят читателя на мысль о явлении природы, которому суждено сыграть роль в судьбе героев, на правдивость Машиных снов, скрытому церковному венчанию.

Композиционная структура повести противопоставляет две стороны: романтизм и реальность. К романтизму можно отнести любовь Маши и Владимира, зарождающаяся интересом Маши к романам о любви. А реализм полон быта и присутствует в каждом дне жизни героев. Повесть написана в направлении сентиментализма. Ключевой темой становится квинтэссенция личности и судьбы.

Пушкин задавался целью написать такую прозу, которая по его выражению должна была говорить, а не петь. Исходя из этого в повествовании практически отсутствуют средства художественной выразительности.

Вариант 2

В произведении, написанном в стиле сентиментализма, в форме изложения романтической истории автор обращается к теме судьбы и непредвиденных обстоятельств.

Главная героиня молодая девушка по имени Мария Гавриловна из дворянской семьи влюбляется в молодого офицера Владимира Николаевича. Сначала действие повести развивается вполне в духе популярных в то время романов. Родители Марии, люди состоятельные не дают своей дочери разрешения на брак с бедным прапорщиком и семнадцатилетняя девушка, воспитанная на французских любовных романах, принимает решение обвенчаться тайно. Образ Марии Гавриловны, созданный автором, достаточно типичен. Пушкин описал юную романтически настроенную особу такой, как и множество ее реальный сверстниц. Автор как бы показывает, что его героиня действует как обычная юная барышня, не подчеркивая ее индивидуальности.

На пути у влюбленных встает природное явление – метель и нелепое стечение обстоятельств. Жених сбивается с пути и его роль ради забавы играет другой офицер – Бурмин, случайно оказавшийся в церкви.

Его легкомысленный поступок, однако, имеет весьма серьезные последствия. Расторжение брака во времена Пушкина было очень трудным делом, в ряде случает, невозможным на практике.

Казалось бы, нелепое стечение обстоятельств и шутка Бурмина превращают повесть в трагедию с печальным финалом. Кроме того, прапорщик Владимир погибает на войне с Наполеоном, а Мария не желает выходить замуж, хотя, получив наследство, она не обделена предложениями вступить в брак.

Однако автор, не желая создавать историю с трагическим концом, делает развязку неожиданной. Мария и Бурмин встретились и понравились друг другу. Сначала они не вспомнили о том, что уже женаты, так как виделись давно и не смогли запечатлеть в памяти подробности встречи. Однако гусарский полковник поступает как честный человек и рассказывает девушке о случае, произошедшем в церкви во время сильной метели. Благодаря этому влюбленные понимают, что они уже обвенчаны.

Развязка, со случайной встречей, описанной Пушкиным, вряд ли могла иметь место в реальности. Судьба, по мнению автора, оказывается сильнее людской воли. Однако, в отличие от греческих трагедий, где герои обречены пережить предначертанное им роком, она не ломает их судьбы, а помогает победе любви.

Анализ 3

Произведение является одной из составных частей цикла, опубликованного писателем в виде сборника под названием «Повести Белкина».

Повесть создается в форме сентиментального литературного направления, ключевой тематикой которого является раскрытие человеческой судьбы, подвластной силе роковых обстоятельств, представленных в виде природной стихии.

Своеобразной особенностью повести представляется ее линейная композиция, которая имеет характерные черты в виде несовпадения фабулы и сюжетной линии, отсутствия литературных частей, как-то пролог и эпилог, а также использования в качестве эпиграфа отрывка из стихотворения Жуковского.

Кроме того, структурная композиция произведения состоит из двух частей, которые автор преподносит в романтической (любовная линия героев) и реальной (описание быта и обстоятельств, окружающих персонажей) сторон человеческой жизни. При этом повесть демонстрирует строгую завершенность и соразмерность, заключающихся в четких математических расчетах лаконичных композиционных элементов.

Средства художественной выразительности представлены в повести весьма скупо и редко, что проявляется в отсутствии портретных характеристик героев произведения, а также отказа автора от психоанализа душевного состояния персонажа, предлагая читателям самостоятельно делать вывод о героях в соответствии с их поступками и речами. Однако же немногочисленные эпитеты и метафоры используются в повести, но с предельной экономией, а динамизм развития повествования придает часто применение глагольных форм.

Основой сюжетной линии является случайная встреча основных героев, Марии Гавриловны и Владимира, закончившаяся курьезной женитьбой, иллюстрирующаяся ключевым символом повести в виде снежной метели, отражающую юношескую безмятежность, страсть, лишенную разума.

Авторский замысел произведения заключается в раскрытии конфликта, возникающего между человеком и природной стихией в виде снежного бурана, который описывается писателем в качестве необратимости наказания, при этом иллюстрацией этому является описание происходящих событий на фоне разбушевавшейся метели.

  • Капитан Копейкин характеристика и образ в поэме Мертвые души

    Капитан Копейкин это персонаж так называемой вставной новеллы в повести Мертвые души. Этот геройский офицер воевал в 1812 году, при этом лишился руки и ноги.

  • Образ и характеристика Лизаветы в романе Преступление и наказание

    Лизавета - второстепенный персонаж в романе «Преступление и наказание». В произведении героиня является сестрой пожилой процентщицы Алены, которую решил зарубить Радион Раскольников

  • Можно вспомнить огромное количество классиков с изречениями о труде. Не отстают по количеству и русские пословицы. Смысл всех высказываний сводится к тому, что именно трудом человек

    Цикл «Повести Белкина» был создан в период «Болдинской осени» в 1830 г. Это был период, когда из-за начавшейся холеры был объявлен карантин на въезд и выезд в Петербург и Пушкин вынужден был провести всю осень до окончания карантина в имении Болдино. Повести были изданы в 1831 году. Издание было анонимным, то есть Пушкин приписал авторство некоему Белкину. Цикл состоит из пяти повестей, которые, якобы, некогда рассказал автору ныне покойный Иван Петрович Белкин. Это повести: «Барышня-крестьянка», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Метель» и «Выстрел».

    Идея цикла в том, что автор показал все этажи русского общества, снизу до верху. Здесь всё изложено сжато и просто, нет ни одного лишнего слова. Пушкин не объясняет поступки своих героев, тем более не пускается в пространные объяснения мотивов их действий. Тем не менее, читатель прекрасно понимает мотивы поступков его героев, с их достоинствами и недостатками.

    Персонажи повестей не являются яркими индивидуальностями, как большинство пушкинских героев. Они типичные представители своей среды. На первом плане у них бытовая сторона. Но пушкинское построение рассказа, развитие сюжета, кульминация и счастливая развязка держат интерес читателя на протяжении всего повествования.

    Анализ произведений

    Выстрел

    Сюжет повести довольно простой. Герой повести Сильвео, будучи натурой примечательной во всём, что касалось гусарского удальства, возненавидел своего не менее достойного молодого соперника. Дело дошло до дуэли, в ходе которой его соперник проявил такое равнодушие к смерти, что Сильвео не стал стрелять, оставив за собой право выстрела. Долгие годы он ждал подходящего случая для мести, пока, наконец, не получил известие о женитьбе своего врага. Явившись к нему с требованием реализовать свой выстрел, он получил полное удовлетворение, унизив его перед женой. На прощание он довольно точно выстрелил в картину, оставив в ней дырку, которая и послужила поводом для воспоминаний.

    Главный герой повести личность, конечно, сильная и незаурядная. Но, все его достоинства меркнут на фоне его зависти к более удачливому сопернику. Зависть, как известно мужчину, тем более гусара, никак не красит. Ещё более блекнут его достоинства от мелочной мстительности. Эти качества, тем более усугубляются, когда он доводит до ужаса жену графа, целясь в него. Однако, в последний момент что-то останавливает его от убийства. Думаю, что не столь важна истинная причина, важнее другое, человек не стал убивать другого человека. Вполне возможно, в этот момент в главном герое проснулись истинные человеческие чувства.

    Такой финал характерен тому пушкинскому духу, придающему столько душевного тепла «Повестям Белкина». Он убеждает читателя без лишнего пафоса поверить в торжество «добрых чувств» над глупыми и никчемными правилами общества. Благородство Сильвео может показаться спонтанным, но это есть жившее в нём изначально качество души.

    Метель

    Своеобразная пьеса ситуаций. Роковые и счастливые случайности, которым отводится отводится в повести немаловажная роль. Романтическая героиня повести Марья Гавриловна соглашается на тайный брак с Владимиром, отверженным её родителями. В результате роковой случайности, точнее из-за сильной метели, героиня венчается с неизвестным гусаром. Владимир уходит на войну с Наполеоном и погибает. В результате цепи счастливых случайностей, повесть приходит к счастливой развязке.

    В характеристике главной героини, автор сразу отмечает, что она воспитана на французских романах, потому и влюблена. Возможно, что ей нравился Владимир от того, что начиталась романов. Это уже свидетельствует о легкомысленности её характера, как, впрочем, и о её романтизме. Владимир нисколько не отстаёт от Марии. Такоё же романтик. Он склонен мечтать о тайном венчании, после которого, по его мнению, родители растрогаются и дадут им своё благословение. Его рассуждения чем-то напоминают одного из гоголевских героев, Манилова. Когда же обстоятельства требуют действий, он, по большому счёту, оказывается ни к чему не способен.

    Автор не скрывает своего ироничного отношения к героям с их увлечением романтической модой. Но, когда в действие вклинивается война, многое меняется. Любая война открывает души людей, оставляя только истинное. Романтик Владимир героически гибнет, становится героем. Бурмин, шутки ради, обвенчавшийся с неизвестной девушкой, теперь смотрит на это иначе и разыскивает свою неведомую жену, чтобы жениться на любимой. Лучшие страницы повести - описание метели, самой главной героини повести,сыгравшей роковую роль для Владимира и счастливую для Марьи Гавриловны и Бурмина.

    Гробовщик

    Здесь мы попадаем в среду торговцев и ремесленников. Главные герои здесь гробовщик Прохоров Адриан, его дочки и друзья. Герои не озабочены романтическими фантазиями, они твёрдо ходят по земле и решают земные проблемы. Такие, как предстоящие богатые похороны купчихи Трюхиной, которые могут перехватить конкуренты. Смерть человека для таких, как гробовщик это всего лишь возможность заработать деньги. Даже во сне он рассматривает своих покойных клиентов только с точки зрения их прибыльности. В мертвецах, которые пришли в гости к Адриану, автор ярко отразил те социальные отношения, которые существовали в то время в обществе.

    Пушкинский маленький человек - это прародитель гоголевского Акакия Башмачкина. Чиновник, которого могут поколотить знатные проезжие. Уверенный в том, что его украденная проезжим гусаром дочка Дуня, брошена им, желает ей смерти. Однако всё происходит наоборот. Гусар Минский оказавшийся человеком достойным, женился на Дуне. Ожидания отца не оправдались, дочь его стала богата и знатна. Однако, искушённый читатель понимает, что дочь свою Самсон Вырин всё-таки потерял. Мир Вырина и мир Минского разделяет огромная яма, которую он не в состоянии преодолеть. Дуня смогла перешагнуть её не задумываясь только благодаря своей слепой любви к Минскому и женской непосредственности.

    Однако, у неё не хватило духу пойти дальше и перешагнуть через правила «приличного» общества, в котором она оказалась. Фактически она отказалась от отца. Её последующий приезд уже на могилу отца всего лишь попытка успокоить свою совесть. Если бы конец был бы таким, как предполагал Вырин, вышла то бы очередная история про несчастную доверчивую девушку и негодяя- соблазнителя, коих было в ту пору немало. Однако у Пушкина всё гораздо глубже и реалистичнее. Казалось бы, счастливый конец повести оставляет трагический осадок.

    Барышня-крестьянка

    Это последняя история цикла. Во многом она напоминает водевильный сюжет с переодеваниями. Герои здесь также романтичны, но романтизм их рождён не французскими романами, а их натурами. К тому же романтизм героев деятельный. За своё счастье они борются, Алексей готов идти на жертву ради любимой и отказаться от отцовского состояния.

    Героиня повести Лиза, дочь богатого барина, переодевшись в крестьянку, встречает в лесу Алексея Берестова и молодые люди влюбляются. Алексей, искренне считая Лизу-Акулину крестьянкой, решает на ней жениться, презрев социальные предрассудки. Достойное решение для молодого человека, надо признать. Характеризует его с самой лучшей стороны. Особенно усиливается уважение к нему, когда он готов отказаться ради любимой девушки от богатства. Это характеризует его не только как человека честного и благородного, но смелого. Маскарадный образ Лизы помог обнаружить истинные чувства героев, когда в них открылись простые русские люди.

    Пушкин приехал в Болдино осенью 1830 года решить вопрос с деньгами на свадьбу. Он предполагал пробыть там не более месяца, но в губернии бушевала страшная болезнь - холера, и никого не выпускали из-за карантина. Поэтому он пробыл там практически всю осень. За это время он написал более сорока произведений, среди них «Повести Белкина».

    Цикл повестей имеет такое название, так как авторство Пушкин приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Повести Белкина рассказаны как занимательные истории об обычных людях простого звания. А автор-собиратель - такой же простой человек из той же социальной среды. Через героев видна Россия, с ее реальными заботами, каждодневным бытом. Когда рассказчик из той же социальной среды, что и его герои, это придает достоверность произведению. Вспомните: вы уже встречались с такими произведениями. Например, «Вечера на хуторе близ Диканьки», авторство которых Н.В. Гоголь приписал пасечнику Рудому Паньку.

    Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Метель» предваряет эпиграф из баллады Василия Андреевича Жуковского «Светлана». Вспомним, что такое эпиграф.

    Эпиграф - это небольшой текст, предваряющий произведение, в нем может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема.
    Ниже приведен эпиграф из повести «Метель».

    Кони мчатся по буграм,
    Топчут снег глубокой...
    Вот, в сторонке божий храм
    Виден одинокой.

    Вдруг метелица кругом;
    Снег валит клоками;
    Черный вран, свистя крылом,
    Вьется над санями;
    Вещий стон гласит печаль!
    Кони торопливы
    Чутко смотрят в темну даль,
    Воздымая гривы...

    Главные, несущие основную нагрузку слова - метелица, вран, даль. Все они являются символами трагических событий, которые каким-то образом связаны с метелью. Слово «вдруг» имеет большое значение, так как многое в жизни происходит случайно. Почему повесть названа «Метель»? В метель попадают три героя. Метель - это та стихия, которая внезапно врывается в их жизнь и меняет судьбу каждого.

    Герои повести: Марья Гавриловна - богатая невеста, Владимир - бедный армейский прапорщик, и Бурмин - гусарский полковник. Автор с иронией относится к Марии Гавриловне и Владимиру:

    «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена. Её избранник был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуске в своей деревне. Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстью и что родители его любезной, заметя их взаимную склонность, запретили дочери о нем и думать, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя.

    Наши любовники были в переписке, и всякий день видались наедине в сосновой роще или у старой часовни (рис. 2). Там они клялись друг другу в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения. Переписываясь и разговаривая таким образом, они (что весьма естественно) дошли до следующего рассуждения: если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? Разумеется, что эта счастливая мысль пришла сперва в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романическому воображению Марьи Гавриловны .

    Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделалась тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: “Дети! придите в наши объятия ”».

    Рис. 2. Шмаринов Д.А. (1907-1999). Иллюстрации к повести «Метель» ()

    Марья Гавриловна очень хотела, чтобы ее отношения с Владимиром развивались, как во французском романе, где один беден, а другой богат, и это препятствует их любви. Владимир очень подходил для этой роли. Все это было похоже на игру, но когда же игра заканчивается и становится страшно за героев? Конечно же, когда Марье Гавриловне снится пророческий сон, ведь смерть Владимира станет реальностью.

    «Запечатав оба письма тульской печаткою, на которой изображены были два пылающие сердца с приличной надписью, она бросилась на постель перед самым рассветом и задремала; но и тут ужасные мечтания поминутно ее пробуждали. То казалось ей, что в самую минуту, как она садилась в сани, чтоб ехать венчаться, отец останавливал ее, с мучительной быстротою тащил ее по снегу и бросал в темное, бездонное подземелие... и она летела стремглав с неизъяснимым замиранием сердца; то видела она Владимира, лежащего на траве, бледного, окровавленного. Он, умирая, молил ее пронзительным голосом поспешить с ним обвенчаться... другие безобразные, бессмысленные видения неслись перед нею одно за другим.»

    Страшно за героев становится, когда Маша понимает, что последний раз видит своих родителей. Она не хочет покидать отчий дом. Несмотря на вещие сны, на жалость к родителям и чувство вины перед ними, Маша все-таки отправляется в церковь. Описание метели - печальное предзнаменование для беглянки.

    «Они сошли в сад. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу. Они насилу дошли до конца сада. На дороге сани дожидались их. Лошади, прозябнув, не стояли на месте; кучер Владимира расхаживал перед оглоблями, удерживая ретивых. Он помог барышне и ее девушке усесться и уложить узлы и шкатулку, взял вожжи, и лошади полетели.»

    Пушкин назвал Марью Гавриловну молодой преступницей. Почему? Дело в том, что Марья Гавриловна преступила нравственный христианский закон, повелевающий чтить волю родителей. Состояние Владимира схоже с чувствами лирического героя стихотворения Пушкина «Бесы» (рис. 3).

    Бесы

    Мчатся тучи, вьются тучи;

    Невидимкою луна

    Освещает снег летучий;

    Мутно небо, ночь мутна.

    Еду, еду в чистом поле;

    Колокольчик дин-дин-дин...

    Страшно, страшно поневоле

    Средь неведомых равнин!

    «Эй, пошел, ямщик!...» - «Нет мочи

    Коням, барин, тяжело;

    Вьюга мне слипает очи;

    Все дороги занесло;

    Хоть убей, следа не видно;

    Сбились мы. Что делать нам!

    В поле бес нас водит, видно,

    Да кружит по сторонам.

    Посмотри: вон, вон играет,

    Дует, плюет на меня;

    Вон - теперь в овраг толкает

    Одичалого коня;

    Там верстою небывалой

    Он торчал передо мной;

    Там сверкнул он искрой малой

    И пропал во тьме пустой».

    Мчатся тучи, вьются тучи;

    Невидимкою луна

    Освещает снег летучий;

    Мутно небо, ночь мутна.

    Сил нам нет кружиться доле;

    Колокольчик вдруг умолк;

    Кони стали... «Что там в поле?» -

    «Кто их знает? пень иль волк?»

    Вьюга злится, вьюга плачет;

    Кони чуткие храпят;

    Вот уж он далече скачет;

    Лишь глаза во мгле горят;

    Кони снова понеслися;

    Колокольчик дин-дин-дин...

    Вижу: духи собралися

    Средь белеющих равнин.

    Бесконечны, безобразны,

    В мутной месяца игре

    Закружились бесы разны,

    Будто листья в ноябре...

    Сколько их! куда их гонят?

    Что так жалобно поют?

    Домового ли хоронят,

    Ведьму ль замуж выдают?

    Мчатся тучи, вьются тучи;

    Невидимкою луна

    Освещает снег летучий;

    Мутно небо, ночь мутна.

    Мчатся бесы рой за роем

    В беспредельной вышине,

    Визгом жалобным и воем

    Надрывая сердце мне…


    Рис. 3. Иллюстрация к стихотворению «Бесы». Художник: Н. Каразин. 1898 год ()

    Куда «привели бесы» Владимира, когда метель утихла? (на красивую равнину, «устланную белым волнистым ковром» - это словно предвестие судьбы «бедного армейского прапорщика», который будет смертельно ранен под Бородином и успокоится навеки).

    Чем закончится похищение Марьи Гавриловны? Утром она встанет и придет к завтраку, а вечером сляжет в горячке. Родители решат дать молодым возможность обвенчаться, но Владимир пришлет полусумасшедшее письмо, в котором попросит о нем забыть навсегда. (Здесь автор нарушает последовательность повествования: мы не знаем, что произошло в церкви. Для чего? Автор создает интригу, чтобы вызвать еще больший интерес к повествованию.)

    Какие исторические события заслоняют собой историю Марьи Гавриловны и Владимира? Война 1812 года, битва при Бородине, где Владимир будет ранен, а затем умрет уже в Москве накануне вступления французов; окончание войны, возвращение из похода наших полков, боевых офицеров, «обвешанных крестами».

    Далее автор повествует об отношениях Марьи Гавриловны и гусарского полковника Бурмина.
    «Мы уже сказывали, что, несмотря на ее холодность, Марья Гавриловна все по-прежнему окружена была искателями. Но все должны были отступить, когда явился в ее замке раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с интересной бледностию, как говорили тамошние барышни. Ему было около двадцати шести лет. Он приехал в отпуск в свои поместья, находившиеся по соседству деревни Марьи Гавриловны. Марья Гавриловна очень его отличала. При нем обыкновенная задумчивость ее оживлялась.

    Бурмин был в самом деле очень милый молодой человек. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения, безо всяких притязаний и беспечно насмешливый. Поведение его с Марьей Гавриловной было просто и свободно; но что б она ни сказала или ни сделала, душа и взоры его так за нею и следовали. Он казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесою, и это не вредило ему во мнении Марьи Гавриловны, которая (как и все молодые дамы вообще) с удовольствием извиняла шалости, обнаруживающие смелость и пылкость характера.»

    Герои тянулись друг к другу, она видела, что небезразлична ему, но не понимала, что удерживает его от объяснения. Скоро тайну раскрыл сам Бурмин, и мы узнаем, что произошло четыре года назад. Александр Сергеевич Пушкин сохранил интригу до конца произведения. Бурмина тоже закружила метель, и он оказался в той самой церкви, где Владимира ждала Марья Гавриловна. Вот что он рассказывает:

    «Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди. «Сюда! сюда!» - закричало несколько голосов. Я велел ямщику подъехать. «Помилуй, где ты замешкался? - сказал мне кто-то, - невеста в обмороке; поп не знает, что делать; мы готовы были ехать назад. Выходи же скорее». Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски. «Слава богу, - сказала эта, - насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили». Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» - «Начинайте, начинайте, батюшка», - отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна... Непонятная, непростительная ветреность... я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», - сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать... Она вскрикнула: «Ай, не он! не он!» - и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза. Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал: “Пошел!” ».

    Бурмин не смог скрыть эту историю от Марьи Гавриловны, так как искренне любил ее и хотел быть честен по отношению к ней.

    Как судьба наказывает каждого из героев? Владимир умирает, Маша наказана чередой испытаний, выпавших на ее долю (замужество с незнакомцем, смерть Владимира, смерть отца, невозможность выйти замуж), Бурмин, так же как и Маша, наказан судьбой за то, что он поступил необдуманно - жестоко пошутил. Герои оступились, но они раскаиваются, и за это получают прощение у судьбы.

    Какую роль сыграла стихия (метель) в судьбе всех трех героев? Развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым; помогла раскрыться характеру каждого из них; распорядилась жизнью героев: наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдания и вознаградила за все пережитое. То есть метель тоже главный, если не основной, герой повести.

    Список литературы

    1. Варнеке Б.В. Построение «Повестей Белкина» (рус.) // Варнеке Б. В. Пушкин и его современники: Материалы и исследования / Александр Сергеевич Пушкин. - Л.: Издательство АН СССР, 1930. - Вып. 38/39. - С. 162-168.
    2. В.Э. Вацуро «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» // В. Э. Вацуро. Записки комментатора. - СПб., 1994.
    3. В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин и др. Литература. 6 класс. Учебник в 2 частях. - М.: 2012. Часть 1 - 304 с.; Часть 2 - 288 с.
    1. 5litra.ru ().
    2. Drevnijmir.ru ().
    3. Allsoch.ru ().

    Домашнее задание

    • Напишите сочинение на тему «Роль судьбы в повести «Метель» А.С. Пушкина.
    • Ответьте на вопросы:

    1. Кто является главным героем повести «Метель»?
    2. В чем авторская ирония по отношению к этим молодым людям?
    3. Когда игра кончается и становится страшно за героев?
    4. Почему автор начинает рассказ об одном герое, бросает его, уходит к другому?
    5. Чем закончится похищение Марьи Гавриловны?
    6. Что же было в церкви, что произошло?

    • Напишите сравнительную характеристику героев - Бурмина и Владимира (характер, внешний вид, отношение к Марье Гавриловне).

    В сентябре 1830 года Пушкин приезжает в имение отца в Болдино. Здесь он закончил последние главы «Онегина», написал несколько сцен и трагедий, около тридцати стихотворений и «прозою 5 повестей», о чем и сообщил в письме к Плетневу. «Повести Белкина» (первое свое творение в прозе) Пушкин писал с наслаждением и увлеченно, «от вдохновения испытывая радость». В созданных в сентябре-октябре повестях чувствовалась зрелость таланта, сила и внутренняя свобода писателя. Это качество произведений сразу же отметили его современники. Пушкин писал, что Баратынский «ржал и бился», читая их, а Кюхельбекер признался, что «от доброго сердца» смеялся и желал бы, чтобы их автор знал, что его произведения «рассеивали хандру его несчастного друга».

    "Пять повестей"

    Даже не самый глубокий анализ «Повестей Белкина» позволит заметить, что автор с улыбкой и добрым юмором рассказал о последекабристской России и простых людях, их надеждах, разочарованиях, страданиях, повседневных мелких трагедиях и комических приключениях. Пушкин отказался от авторства и передал его Ивану Петровичу Белкину, отставному офицеру, кроткому, доброму юноше. Интересовавшийся на досуге изящной словесностью, Белкин собрал от разных рассказчиков эти «простые» повести и обработал их по своему усмотрению. Таким образом, настоящий автор этих историй скрывается за двойной цепочкой рассказчиков, что дает ему свободу повествования, возможность для сатиры и пародии и позволяет выразить свое отношение к ним.

    Полный анализ «Повестей Белкина» показывает, что истории, входящие в цикл, очень занимательные. Но не все они веселые. Белкинский цикл включает пять произведений. Все они разнотипные, ни одна из этих повестей не похожа на другую. Есть среди этих историй серьезные и грустные. Так, «Станционный смотритель» - серьезное и немножко грустное повествование, «Метель» и «Барышня-крестьянка» - отчасти шутливые, в «Гробовщике» также присутствует ирония, затрагивающая типичную русскую действительности, а «Выстрел» - это романтическая новелла с острым сюжетом и неожиданным финалом. Поговорим об этих повестях подробнее.

    "Выстрел"

    Судя по дате 14 октября 1830 года, указанной автором, эта история была написана одной из последних в цикле «Повести Белкина». Анализ «Выстрела» начинаем с сюжетно-композиционных особенностей произведения. Первоначально произведение состояло из одной главы и вместило жизненные впечатления самого автора, вплоть до автобиографических реалий (дуэль Пушкина с офицером Зубовым). Эпиграф повести «Выстрел» отсылает читателя к произведению Марлинского «Выстрел на бивуаке», где содержится мотив «отсроченного выстрела». Закончив произведение 12 октября, автор приписал, что окончание потеряно. Лишь через 2 дня Пушкин присоединил вторую главу, композиционно повторяющую первую. Обе главы построены по принципу «таинственной новеллы».

    В первой из них главный персонаж Сильвио хранит некую тайну. Во второй главе автор знакомит с новыми героями - графом и его женой, но читатель ждет разрешения тайны и его не оставляет чувство, что между совершенно разными людьми - графом и Сильвио, есть какая-то связь. Тайна открывается во вставном рассказе графа. Таким образом, небольшая повесть композиционно оказывается сложной: два различных эпизода, а внутри каждого - дополнительный рассказ. При этом вторая предыстория продолжает первую. Такое построение произведения расширяет временные границы и создает сюжетное напряжение. Дальнейший анализ «Повестей Белкина» показывает, что виртуозное построение повести «Выстрел» с разных сторон раскрыло облик главного героя. Несмотря на то, что здесь немного действующих лиц, произведение кажется «густонаселенным», потому что в нем отображены разные социальные миры.

    "Метель"

    Следующее произведение «Повестей Белкина», анализ которого начнем с сюжетно-композиционных особенностей, это повесть «Метель». В основе сюжета курьезный случай - непредвиденная женитьба молодого военного на провинциальной девушке. Для него это веселое приключение, для девушки - крах первой любви. Две сюжетные линии сходятся в конце произведения. Начинается повесть с небольшой экспозиции, в которой описывается жизнь одного поместья. Появляется бедный прапорщик, который не может рассчитывать на руку дочери хозяина поместья. Они долгое время переписываются и решают обвенчаться втайне. По пути прапорщик попал в метель и добрался до церкви только под утро. Тем временем проезжавший мимо гусар Бурмин решил подшутить и, представившись женихом девушки, которая была на тот момент очень больна и «подмену» жениха заметила только после венчания, обвенчался с ней и уехал нести службу.

    Несколько лет девушка отвергает всех женихов и тут появляется красавец полковник. Марье Гавриловне он приглянулся, только жениться он на ней не может. У него есть жена, но вот ни имени ее, ни названия поместья, где она живет, не знает. Бурмин рассказывает удивительную историю о том, как несколько лет назад пошутил над незнакомой девушкой. Возглас Марьи Гавриловны «Так это были вы!» говорит о счастливой развязке этой истории. Повесть можно условно разделить на две части: «Марья Гавриловна и Владимир», «Марья Гавриловна и Бурмин». В каждой есть своя «изюминка». Красота построения этой повести лишний раз подчеркивает гениальность ее автора, который безошибочно находил формулу, которая могла выразить его замысел. Ирония пронизывает всю историю, как и следующее произведение «Повестей Белкина» - «Гробовщик», анализ которой представлен ниже.

    "Гробовщик"

    Сюжетно повесть напоминает романтические произведения, но рассказывает далеко не о романтических вещах, а о типично русской действительности. Композиционно повесть «Гробовщик» делится на две части. В первой повествуется о переезде главного героя и его знакомстве с соседями. Во второй рассказывается о снах гробовщика, где его навещают обманутые им мертвецы. Главного героя спасает только пробуждение. Заканчивается произведение тем же, чем начинается - семейными хлопотами. В самой странной из пяти повестей автор рассказывает о страхе смерти.

    Может потому и угрюм главный герой, что у него в доме помещаются гробы. На праздновании серебряной свадьбы даже предлагается тост за здоровье мертвецов. Не за их ли счет живет гробовщик? Он так благодарен им, что даже зовет их во сне на пир. При встрече с первым своим покойником, уже превратившимся в скелет, у гробовщика от ужаса немеют и подкашиваются ноги. Ведь даже его он обманул, выдав сосновый гроб за дубовый. Как показывает анализ «Повестей Белкина», Пушкин в этом произведении показывает, какие потрясения нужно человеку пережить, чтобы перестать жить обманом. Как заметил В. Гиппиус, «прелесть» этого произведения не только в «трезвой» правде, «но и трезвой иронии».

    В цикле несколько особняком стоит произведение «Станционный смотритель». Повесть близка по своей поэтике к сентиментализму. Об этом говорит характер героя и необычный финал, одновременно скорбный и счастливый. Но тема маленького человека, которую поднимает автор, отличает произведение от традиционных сентиментальных повестей. Здесь хоть и нет прямого зла, но горе главного героя не становится от этого меньше. Напротив, оно обретает трагический характер. Здесь нет отрицательных героев, все они хороши по-своему - и смотритель, и Дуня, и гусар. Но это не помешало случиться беде.

    По своему характеру, произведение это не обличительное, а эпическое. В нем заметен глубокий философский взгляд автора на жизнь и мудрость большого художника. На протяжении всего произведения перед читателем разворачивается трагедия человека, который не склоняется перед судьбой и пытается спасти свою дочь. Не в силах изменить или повлиять на ход событий, старый смотритель сходит в могилу от осознания собственного бессилия. А счастливый конец повести (ведь у Дуни все хорошо) еще больше подчеркивает разыгравшуюся перед читателем трагедию. В последнем «прости» дочери заключаются боль, раскаяние и страдание.

    "Барышня-крестьянка"

    В основе повести лежат романтические отношения Алексея и Лизы. Они являются детьми помещиков, враждующих друг с другом, но затем примирившихся. В повести нет и следа романтической поэтики. Здесь все просто - и герои, и любовь, и атмосфера деревенской жизни. «Барышня-крестьянка» - легкая, жизнерадостная повесть со счастливым концом. Она построена на реально-бытовой основе. Между тем, этот шутливый, святочный рассказ по своему смыслу довольно серьезен. Главный герой произведения готов переступить через социальные предрассудки, навязанные его дворянским титулом, и жениться на крестьянке. Их изобличение и отрицание - вот основная идея произведения.

    Завершая анализ «Повестей Белкина», необходимо отметить, что они стали поворотным моментом в истории художественной прозы. Главная черта этих произведений - простота и сжатость изложения. Автор избегает ненужных украшений и не дает объяснения поступкам своих героев. Но гениальный Пушкин всегда угадывает, как должен поступить тот или иной персонаж (в силу социальных навыков или индивидуальных качеств). Поэтому читатель чувствует правду и видит реальных людей.