В романе "Евгений Онегин" А.С. Пушкин раскрывает проблему нереализованных возможностей личности, создавая образ "лишнего" человека. Евгений - главный герой - личность, которая упускает шанс воплотить свои лучшие качества в реальность. Он проживает пустую жизнь, растрачивает собственный потенциал за бессмысленными развлечениями и охладевает к жизни.

Но действительно ли Онегин - "лишний человек"?

Одним из характерных типов людей в русской литературе 19 века является тип лишнего человека. "Лишний человек" - это герой, который умен, образован и одарен, но по каким-либо причинам не способен реализовать себя в обществе. Такой тип людей находится в поисках своей цели и смысла жизни, но найти истинных ему не удается. Следовательно, "лишний человек" разочаровывается в жизни, в людях. Ничто уже не кажется ему настоящим и прекрасным, он утрачивает былые возможности, проводя время за пустыми развлечениями. Причиной именования такого героя "лишним" является его совершенная бесполезность для общества: он либо причиняет вред, либо бездействует и проживает свою жизнь зря, зачастую находя себя в страданиях.

Родоначальником типа лишнего человека является А.С.

Пушкин. Впервые "лишний" человек в русской литературе появляется в романе "Евгений Онегин", где представитель данного типа - главный герой. Онегин, безусловно, обладает рядом положительных качеств, но все они отчасти блекнут на фоне его эгоизма, гордости, тщеславия и равнодушия. Несмотря на обладание качествами, которые предоставляют ему возможность реализовать себя, изменения в характере и переосмысление собственных чувств в конце романа, Онегин, как и свойственно "лишнему человеку", упустив возможности, не реализует себя в обществе и остается наедине со своими страданиями.

Несомненно, Онегин умен. "Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал", "Онегин был по мненью многих...Ученый малый", "Он знал довольно по-латыне". Но тут же проявляется и его тщеславие.

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока.

Это говорит о том, что Онегин, хоть и знал вполне достаточно, стремился казаться более умным, чем есть на самом деле. Если говорить о его поступке по отношению к Татьяне, когда та признается ему в любви, герой проявляет благородство. Несмотря на то, что Онегин не верит в серьезность и ее ("Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты"), и своих чувств("Но я не создан для блаженства"), в тот момент он заботится о Татьяне, о ее чувствах. Он не желает разбить ей сердце, но и заставлять страдать в отношениях с ним не хочет.

Поверьте (совесть в том порукой),

Супружество нам будет мукой.

Но проявляется здесь и некоторое равнодушие Евгения. Это неверие в настоящие искренние чувства присутствует в характере героя оттого, что он "к жизни вовсе охладел". Пустым звуком для Онегина не является и честь. Главное подтверждение - отношение героя к дуэли. Несмотря на то, что на дуэль Евгения вызывает Ленский, его друг, он, руководствуясь понятием о чести, не отказывается от вызова.

Звал друга Ленский на дуэль.

Онегин с первого движенья,

К послу такого порученья

Оборотясь, без лишних слов

Сказал, что он всегда готов.

Но и в этом происшествии Онегин проявляет отрицательную сторону характера - гордость. Герой, "Всем сердцем юношу любя", принимает вызов Ленского и убивает его. Гордость также, как и честь, не позволяют Евгению отступить. Онегину также присущ эгоизм. На протяжении всего романа по большей части его заботят лишь собственные чувства. От умирающего дяди ему нужно было лишь наследство, Евгению было скучно "вздыхать и думать про себя: когда же черт возьмет тебя!". В конце романа он проявляет эгоизм по отношению к Татьяне. Когда он встречает Татьяну вновь, он думает лишь о том, как сильно он страдает, не имея возможности добиться девушки. Он не задумывается, насколько тяжело приходится ей в сложившейся ситуации, как болит ее сердце.

Онегин - перспективный человек, об этом говорит его характер. Он мог бы добиться многого, мог бы быть счастлив и успешен, но, к сожалению, как человек, относящийся к типу "лишних", он не реализует свои возможности. Именно этот герой в романе А.С. Пушкина раскрывает проблему нереализованных возможностей личности. Помехой реализовать себя у Онегина выступает общество. Он устает от светской жизни, ничто его не трогает, не вызывает каких-либо эмоций или глубоких чувств.

Рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели.

Нереализованные возможности - причина его несчастья. Он не находит своей цели, смысла жизни и остается совершенно один, разочарованный в жизни, что также характерно для типа лишнего человека.

"Евгений Онегин" - роман нереализованных возможностей. Главный герой не находит места в обществе, устает от своего образа жизни и приходит к разочарованию. Несмотря на потенциал Евгению не удается реализовать себя в обществе, что и характеризует его как тип лишнего человека.

Произведения Пушкина принадлежат истории литературы. В каждом из них есть отпечаток мысли самобытной, отпечаток, достойный внимания по своей новизне, ясности и красоте. Ум автора, от природы необыкновенно проницательный и острый, в сочинениях обозначался во всей своей силе.

Роман в стихах «Евгений Онегин» — это энциклопедия нравов русского общества, произведение нового типа. До «Евгения Онегина» русское общество с романами в стихах не встречалось.

По меткому замечанию В.Г.Белинского, Пушкин взялся за роман в стихах, «когда на русском языке не было ни одного порядочного романа и в прозе».

Познакомимся с главным героем, Евгением Онегиным. Впервые мы встречаемся с ним в первой главе романа:

«С героем моего романа
Без предисловий, в сей же час
Позвольте познакомить вас».

Каков он, герой романа Александра Пушкина?

С его характером, нравом, мыслями и чувствами автор знакомит нас постепенно, в течение всего повествования.

Онегин — молодой дворянин, аристократ. Воспитан в классических традициях тех времён: французские учителя, гувернёры. Учась «понемногу чему-нибудь и как-нибудь», Онегин овладел довольно небольшим багажом истинных знаний. В разговоре мог «коснуться до всего слегка, с учёным видом знатока».

«Пора надежд и грусти нежной» наступила довольно быстро. Евгений стал появляться в свете. Он был одет как подобает, острижен по последней моде. Он легко изъяснялся по-французски, отменно танцевал, умел вызвать улыбку дам «огнем нежданных эпиграмм», хранил в памяти анекдоты, читал Адама Смита…

«Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил».

Но Онегин – типаж противоречивый. Изучив рано «науку страсти нежной», он также рано охладел чувствами, стал равнодушен к большому свету и им постепенно начала овладевать хандра.

Под влиянием этой хандры Онегин запирается в своём кабинете и принимается за перо. Но ничего из этого писания не выходит, так как ему тошен упорный труд. Тогда он принимается за чтение, но из чтения также не выходит никакого толку, и он вынужден бросить книги.

Онегин успевает озлобиться против света и начинает презирать людей. В таком душевном настроении он попадает в деревню, где занемог его дядя. Здесь Онегин знакомится с романтиком Ленским и, несмотря на противоположность характеров, сближается с ним. Здесь же, в деревне, в семье Лариных, Онегин встречает задумчивую и мечтательную Татьяну, которая скоро в него влюбляется, и, следуя влечению своего сердца, откровенно в письме признается ему в любви. Онегин отвечает на чистосердечное признание девушки уверением, что он пережил игру страстей и заканчивает свою длинную проповедь сухим нравоучением:

«Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я поймет…»

После ссоры Онегин на дуэли убивает своего друга Ленского.

Продолжая томиться в «бездействии досуга», он оставляет деревню и начинает «странствия без цели». После двухлетних скитаний Онегин попадает в Москву, где встречает ту же Татьяну, но находит её уже равнодушной княгиней, неприступной дамой. Эта перемена, происшедшая с ней, так поразила Онегина, что он «влюбляется в Татьяну, как дитя» и начинает преследовать её своей любовью. На своё любовное признание он получает такой же чувствительный урок, какой некогда преподал Татьяне. Она отвечает ему, что хотя и любит его, но другому отдана и останется верна ему навеки.

В русской литературе такие типажи, как Онегин, причислены к «лишним людям». Путь Онегина долог и тернист. На этом пути он нигде не находит применения своим силам. Неспособность Онегина к результативному труду, настоящему делу – в этом кроется главная причина его душевного дискомфорта, бесконечной хандры и непрекращающейся скуки.

Онегин не способен посмотреть на жизнь с другой стороны, осознать принципы жизни на иных духовных началах.

Заключение

Пушкин обогнал своё время. Он создал совершенно уникальный роман. Роман в стихах. В нём мы следим за повествованием и, в то же время, наслаждаемся хрустальной чистоты стихами Пушкина.

Автор познакомил нас с Онегиным, человеком со сложным и противоречивым характером. Образ этого героя, по словам А.И.Герцена, «настолько национален, что встречается во всех романах и поэмах, которые получают какое-либо признание в России».

Роман «Евгений Онегин» - это великое творение гениального Пушкина. В бессмертном произведении отражена со всей силой авторского реализма русская жизнь первых десятилетий XIX века. Поэт описывает все стороны русской действительности, все слои нации, показывает типичных представителей дворянского общества той эпохи. Таким типичным образом в романе является главный герой - Евгений Онегин, в котором ярко видны черты «страдающего эгоиста», «лишнего человека».

Онегин - дитя светского общества, он получил типичные для молодого дворянина воспитание и образование. Главный герой романа владеет в совершенстве французским языком, хорошо танцует и изящно кланяется, чего вполне достаточно в высшем свете. Онегина считают умным и милым человеком. Пушкин иронично замечает:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Евгений ведет жизнь баловня судьбы, сибарита. Он проводит время на бесконечных балах, вечерах, посещает рестораны, театры. Молодой дворянин прекрасно овладел «наукой страсти нежной», но автор замечает, что любовные интриги занимали «тоскующую лень» Онегина. Однообразие и пестрота жизни светского общества постепенно надоедают главному герою. Он разочаровывается в пустоте и бесцельности такого существования:

Но рано чувства в нем остыли,

Ему наскучил света шум...

Онегин отличается от других представителей светского Петербурга. Он умен и талантлив, способен правильно оценивать жизнь и людей, которые его окружают. Недаром Пушкин с большой симпатией говорит о своем герое. Евгений - это «добрый... приятель» автора. Что же так мило Пушкину в натуре главного героя? Поэт пишет:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Именно эти качества не позволяют Онегину и дальше вести праздную жизнь. Однако трагедия героя в том, что он хорошо понимает неправильность такой жизни, но не знает, как надо жить. Евгений пытается изменить вялый ход времени, он пробует заняться полезной деятельностью, чтобы как-то расшевелить себя. Главный герой начинает читать книги, занимается писательским трудом, но это ни к чему хорошему не приводит. Пушкин открывает нам истину:

Но труд упорный Ему был тошен...

Жизнь в высшем свете уничтожает в человеке привычку к труду, желание действовать. Так происходит и с Онегиным. Его душа просто увяла под влиянием света. Евгений откровенно скучает в любом обществе. Он все делает «скуки ради», «чтоб только время проводить». Именно этим объясняются дружба Онегина с Ленским, проведение реформ в имении главного героя. Евгений больше всего ценит свой покой, поэтому не хочет ответить взаимностью Татьяне Лариной, когда девушка сама признается герою в любви. Онегин видит, что Татьяна - это самобытная и глубокая натура, но эгоист в Евгении сильнее, чем «добрый приятель» Пушкина. Онегин наносит душевную рану «милой Тане», он вызывает ревность наивного и пылкого Ленского, а причиной всему служит «тоскующая лень» главного героя. Он эгоист, но эгоист страдающий. Поступки и поведение Онегина приносят несчастье не только окружающим, но и ему самому. Он слишком долго жил в высшем свете и впитал в себя все пороки того общества, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов». Евгений пытался уйти, порвать со светским Петербургом, но этого ему осуществить не удалось. Дитя света, он не может возвыситься над окружающим героя убогим поместным дворянством и предпочитает стреляться с Ленским, чтобы не стать объектом насмешек. Понимая что ему нужно помириться с Владимиром, Евгений тем не менее делает роковой для юного поэта выстрел. После убийства Ленского Евгений страдает, но боязнь сплетен и клеветы оказалась сильнее ощущения собственной неправоты. Онегин испугался мнения тех людей, которых сам же презирал, над кем смеялся в разговорах с Ленским. Эгоизм лежит и а основе отношения Евгения к Татьяне Лариной. Герой пушкинского романа не пожелал ответить на чувства наивной девушки, даже понимая, что она достойна любви. Онегин не захотел менять свои привычки:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас.

Однако Евгений страстно влюбляется в Татьяну, когда та становится знатной дамой, представительницей столичного общества, и Ларина хорошо понимает, что является причиной чувства Онегина к ней. Это любовь эгоиста, воспитанного в светском Петербурге и отлично знающего «науку страсти нежной».

Образ Онегина открывает галерею «лишних людей» в русской литературе XIX века. Без него был бы невозможен Печорин, справедливо названный «младшим братом» пушкинского героя, черты Евгения есть в Обломове, Рудине. Евгений Онегин - это типичный герой эпохи двадцатых годов, «страдающий эгоист», которого таким сделано общество.

1. Детство и юность Онегина.
2. Жизнь в деревне.
3. Путешествие и возвращение в Петербург.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» образ главного героя дан в развитии. Сначала автор вскользь упоминает о детстве персонажа — вскользь, потому что воспитание Евгения было достаточно типичным для детей дворян, живущих в столице. Писатель весьма подробно перечисляет, в каких сферах его герой имеет определенные познания. Мы можем сделать вывод, что Онегин получил относительно широкое, хотя и довольно поверхностное образование. Впрочем, он превосходно умел то, что необходимо в светском обществе:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно...

В романе нет указаний на то, что в юности Онегин поступал куда-либо на службу. Если об отце Евгения Пушкин пишет «служив отлично-благородно, долгами жил его отец», то о сыне нет и намека на какую-либо деятельность. Напротив, все, что пишет автор о петербургской жизни своего героя, убеждает в том, что Онегин не занят ничем серьезным — иначе откуда у него масса свободного времени, что ему «поспеть немудрено» на три празднества в день? Впрочем, в романе есть одно место, которое как будто указывает на то, что герой Пушкина одно время служил по военной части: «Но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец». Но даже если Онегин и числился где-то, то, вероятно, при штабе, в серьезных боевых действиях он едва ли принимал участие — по крайней мере автор об этом ничего не говорит.

Зато Пушкин описывает обеды в лучшем петербургском ресторане, посещение театра, неоднократно указывает на то, что его герой тщательно следит за модой — но где же во всем этом личность самого героя? Пожалуй, главной характеристикой Онегина на этом этапе его жизни являются успехи в «науке страсти нежной», то есть в искусстве любовного обольщения.

Итак, казалось бы, молод, хорош собой, успешен в любовных делах, свободен — Это ли не счастье?

Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?

Скуку, которая охватывает героя романа, ничто не в силах победить. Онегин скучает в свете, любовные проказы больше не веселят его. Чтобы отвлечься, он попытался взяться за литературную деятельность, но «труд упорный» ему оказался «тошен», и недаром Евгений не был приучен к труду с детства. Пушкин пишет об Онегине, как о своем приятеле, и упоминает о том, что Евгений готов был вместе с ним отправиться в путешествие. Также автор сравнивает своего героя с Чайльд-Гарольдом, персонажем поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». В самом деле прослеживается определенное сходство между этими персонажами. Пушкин продолжает развивать тему, затронутую английским поэтом. Чайльд-Гарольд, как и Онегин, провел юность в праздности, в вихре развлечений, но вскоре утра ил к ним интерес и отправился в путешествие. Однако Онегину отправиться в странствие предстоит позже: он внезапно получает наследство и уезжает в деревню.

Период деревенской жизни Онегина — это время наиярчайшего раскрытия его личности, причем как положительных, так и отрицательных качеств. Так, Онегин не скрывает высокомерного пренебрежения к соседям, малообразованным, ограниченным сельским помещикам. Заслышав «их домашни дроги», он садился на коня и уезжал из дома, отчего и прослыл среди соседей «неучем». Однако в дружбе с Ленским проявились и весьма достойные качества Онегина:

Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству...

Благородно повел себя Онегин и с Татьяной, которая искренне его полюбила и смело призналась в своих чувствах. Онегин не предпринял попыток воспользоваться доверчивостью и неопытностью девушки, а честно ответил, что не считает себя человеком, способным сделать ее счастливой. Кроме того, он остерег девушку на будущее от слишком непосредственного проявления чувств: «Не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведет». Но в то же время раскрывается и душевная холодность, опустошенность Онегина. Его не расшевелила чистая, горячая любовь девушки, которую он между прочим отличил из двух сестер: «Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт», — говорит он Ленскому. Итак, Онегин способен оценить духовное богатство и силу чувств других людей.

Хоть он людей, конечно, знал,
И вообще их презирал, —
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

Однако это принадлежит к сфере ума: Онегин, несомненно, умен и образован, но чем живет его душа? Он растратил свои чувства на пустяки, и теперь, когда ему встретился человек, достойный настоящей, глубокой любви, Онегин замкнулся в? своей скуке.

Во время жизни в деревне обнаруживается и духовная несвобода Онегина. Он как будто презирает людей и их мнение и слепо воспроизводит старинный ритуал дуэли, хотя между ним и Ленским нет настоящей вражды, напротив, недавно они были друзьями, и все недоразумения, возникшие между ними, легко разрешить без кровопролития:

Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.

«Ложного» — не это ли ключ к характеру Онегина, к его скуке? Этот человек вполне способен отличить истинные ценности от ложных: он недоволен собой, когда принимает вызов Ленского, так как понимает, что должен был проявить себя «не пылким мальчиком, бойцом, но мужем с честью и умом». Онегин знает, что есть честь подлинная, а что формальная — ложна. Однако выбор он делает в пользу ложного, мучительно ощущая свою неправоту. Но, сделав выбор, зачастую назад повернуть невозможно: Ленский убит, и этого ничем не исправишь.

Путешествие Онегина, о котором Пушкин упоминает вскользь — это попытка убежать от угрызений совести, от воспоминаний, от привычного образа жизни, от себя самого. Но эта попытка оказывается тщетной: путешествия надоедают Онегину, так как не устраняют его душевной пустоты, так как они всего лишь «странствия без цели». Так Пушкин обнажает перед читателями главную причину скуки Онегина — отсутствие цели: Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.

Внезапная любовь к Татьяне, с которой Онегин встретился в Петербурге, кажется, могла бы стать толчком к духовному перерождению героя пушкинского романа. Но Татьяна замужем, она сделала выбор и относится к нему со всей ответственностью. Онегин когда-то тоже сделал выбор, отказавшись от того, что ему предлагала судьба. Татьяна потеряна для него —- будущее Онегина остается неопределенным, так как роман обрывается. Возможно, автор, оставляя финал открытым, дает понять читателю, что Онегин еще может найти себя, но может так и прожить всю жизнь бесцельно

Главный герой романа — молодой помещик Евгений Онегин , это человек со сложным, противоречивым характером. Воспитание, которое получил Онегин, было губительным. Он вырос без матери. Отец, легкомысленный петербургский барин, не обращал на сына внимания, поручив его «убогим» гувернерам. Вследствие этого Онегин вырос эгоистом, человеком, который заботится только о себе, о своих желаниях и который не умеет обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей. Он способен обидеть, обидеть человека даже не замечая этого. Все красивое, что было в душе юноши, так и осталось неразвитым. — скука и леность, однообразные удовлетворения при условии отсутствия реального, живого дела.

Образ Онегина не выдуман. В нем поэт обобщил черты, типичные образы для молодых людей того времени. Это люди, обеспеченные за счет работы и крепостных крестьян, которые получили беспорядочное воспитание. Но в отличие от большинства представителей правящего класса, эти юноши умнее, чувствительнее, добросовестнее, благороднее. Они недовольны собой, своим окружением, общественным устройством.

Онегин по взглядам и по требованиям к жизни стоит выше не только своих сельских соседей-помещиков, а и представителей петербургского высшего света. Встретившись с Ленским, который получил высшее образование в наилучшем университете в Германии, Онегин мог спорить с ним на любую тему, как с равным. с Ленским открывает в душе Онегина скрытые за маской холодного эгоизма и равнодушия возможности верных, дружественных отношений между людьми.

Увидев впервые Татьяну, еще даже не пообщавшись с ней, не услышав ее голоса, он сразу ощутил поэтичность души этой девушки. В отношении к Татьяне, как и к Ленскому, раскрылась такая его черта как доброжелательность. Под влиянием событий, изображенных в романе, в душе Евгения происходит эволюция, и в последней главе романа Онегин уже совсем не тот, которым мы видели его раньше. Он влюбился в Татьяну. Но его любовь не приносит , ни ему, ни ей.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин изобразил легкомысленного юношу, который даже в любви не может дать себе совета. Убегая от мира, Онегин не смог убежать от себя. Когда он понял это, было уже поздно. Татьяна теперь не верит ему. И это открывает Онегину глаза на самого себя, но ничего не изменить.

Краткая характеристика Евгения Онегина | Декабрь 2014

Образ и характеристика Евгения Онегина в одноименном романе Пушкина

Онегин . Герой романа предстает перед читателем человеком и обыкновенным (похожим на многих других), и необыкновенным, простым и сложным. Эта сложность и даже противоречивость были отражением той сложной, противоречивой эпохи, которая и порождала подобные характеры. В начале романа перед нами молодой человек, живущий по законам и обычаям светского общества. Он уезжает из Петербурга не в порыве свободолюбия на экзотический Кавказ, а в обыкновенную деревню за прозаическим наследством дядюшки. Ничего исключительного, загадочного, как у героев романтических поэм, в нем нет. Знаменательно, что романтики не поняли замысла Пушкина и не смогли оценить новых, реалистических принципов изображения действительности. А. А. Бестужев, прочитав первую главу романа, с недоумением писал поэту в марте 1825 г.: «Вижу человека, которых тысячи встречаю наяву». Он считал, что именно поэтому Онегин не достоин стать героем художественного произведения.

Однако Онегин при всей его типичности обладает такими индивидуальными, неповторимыми чертами, которые делают его «лишним» для общества Буяновых, Петушковых, Скотининых. Широко распространенный термин «лишний человек» (Онегин оказался первым в этом типологическом ряду) должен восприниматься как отрицательная характеристика а первую очередь не героя, а среды, для которой незаурядные люди оказываются неудобными, ненужными, лишними. В этом обществе не может быть полноты человеческого существования. Разочарование Онегина в светской жизни, в окружающих его людях, в себе самом, наконец, как раз и свидетельствует о таких его незаурядных внутренних, душевных качествах, которые, к сожалению, он так и не смог нигде проявить. О незаурядности Онегина свидетельствует и круг его друзей, в число которых входят Кавелин, Чаадаев (об этом Пушкин упоминает в 1-й главе) и, что особенно важно, сам автор, называвший Онегина своим добрым приятелем. И то обстоятельство, что в кабинете Онегина находится портрет Байрона, бюст Наполеона, также наполнено определенным смыслом, являлось своего рода «сигналом» для читателя, помогая ему лучше понять мироощущение героя романа.

Белински так передавал свое впечатление от Онегина:

«…Бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

И именно потому, что светское общество убило в нем «страсть сердца и теплоту души», он и не смог понять Татьяну, ее доверчивую любовь. В современное литературоведении не прекращается спор о возможности нравственного возрождения Онегина. Высказывается мнение, что вспыхнувшая у Онегина любовь к Татьяне имеет источником всего лишь «мелкое чувство светского самолюбия и тщеславия». Исследователи, придерживающиеся этой точки зрения, исходят из концепции, согласно которой в лице Онегина «типизирована историческая обреченность дворянского сословия», в силу чего ни о каком возрождении пушкинского героя не может быть и речи. Смысл соотношения образов Онегина и Татьяны в таком случае определяется понятиями: с одной стороны - «опустошенность» и с другой - «внутренняя цельность». Существует и иная концепция, в соответствии с которой эволюция характера Онегина представляется несомненной, особенно если учитывать воздействие на героя романа путешествия, предпринятого им после убийства Ленского. По мнению Г. П. Макогоненко, после разгрома декабристов совершенно неясен был путь борьбы с самодержавно-крепостническим строем. Поэтому Пушкин показал нравственное возрождение личности Онегина через любовь.

Пушкинское открытие обогатило литературу: нравственная ценность человека, его общественная позиция стали обнаруживаться в сфере частной, интимной жизни, «проверяться любовью», как пишет исследователь. Наиболее объективно к решению этого действительно очень сложного вопроса подошел в свое время Белинский, учитывавший специфику пушкинских оценок, его диалектический подход в изображении человеческих характеров и перспектив их развития: «Что сталось с Онегиным потом? - спрашивал критик.- Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? - Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?».

Характеристика Евгения Онегина | Ноябрь 2015

Характеристика и образ Евгения Онегина

Герой пушкинского романа в стихах Евгений Онегин предстает перед нами в разные периоды своей жизни. Вся первая глава посвящена описанию его юности.
Юность Онегина

«Молодой повеса» — этими словами коротко можно охарактеризовать Евгения в это время. Он нигде не служит, ведет светскую жизнь, бывает на балах и обедах, уделяет много внимания своей внешности. Он умеет казаться умным и тонким, на самом же деле знания его поверхностны, и он пользуется ими только чтобы произвести впечатление.

Он любит женщин, но его увлечения поверхностны. Пользуясь своим обаянием, он покоряет женщин, а затем быстро остывает.

Евгений Онегин в деревне

В конце концов Евгений охладевает к такому образу жизни. Пресытившись и балами, и женским вниманием, он собирается путешествовать, но тут умирает его дядя, и Евгений остается наследником поместья.

Здесь мы узнаем Онегина с другой стороны. Не побоявшись вызвать неудовольствие здешних помещиков, он заменяет для крепостных барщину легким оброком. Сбежав от столичных развлечений, он и в деревне не посещает соседей, зато близко сходится с наивным, но искренним Ленским .

Убийство друга и отвергнутая любовь

Эта дружба заканчивается трагически. Пылкий юноша отправляет Евгению вызов. Онегин сознает, что лучше извиниться перед другом, но самовлюбленность заставляет его надеть привычную маску равнодушия и принять вызов. Ленский гибнет от руки Онегина.

Получив письмо Татьяны, Евгений был тронут. Он симпатизирует Татьяне, но еще не любит ее. Не испытав ни разу настоящей любви к женщине, пользуясь ею, как разменной монетой, он вообще не способен всерьез воспринимать это чувство. Поэтому Евгений, как обычно, входит в роль опытного, холодного сердцем человека, при этом проявляющего благородство. Евгений не воспользовался чувствами Татьяны, но не ушел от искушения прочитать нотацию влюбленной девушке.

Умейте властвовать собою:
не всякий вас, как я, поймет,
к беде неопытность ведет.

Прозрение Онегина

Прошло несколько лет и ему довелось жестоко пожалеть о своей холодности. В зрелом возрасте его уже не интересуют эффектные позы, он меньше сосредоточен на себе. Встретив Татьяну, замужнюю даму, в совершенстве изучившую искусство «властвовать собой», Евгений беззаветно влюбляется в нее. Время не лечит его, проходят месяцы, а он по-прежнему думает только о ней, доводя себя почти до безумия.

Происходит объяснение; он узнает, что Татьяна по-прежнему любит его, но не собирается нарушать верность мужу.

Пушкинский герой способен на настоящие чувства, но ранняя приверженность свету портит его, заставляя жертвовать любовью и дружбой в пользу позерства. Когда же Онегин, наконец, начинает «быть», а не «казаться», многих ошибок уже не исправить.

Характеристика Евгения Онегина — | Декабрь 2014