Предпосылки возникновения туризма в 19 веке

Главными историческими событиями 19 века стали морские экспедиции русских путешественников и мореплавателей, которые выходят на передовую позицию по количеству открытий, совершенных в это время. Следует отметить, что только за первые тридцать лет было осуществлено пять крупных исследовательских плаваний.

Особое место в данный период занимают географические общества. Самое первое было открыто во Франции в $1821$ году, затем последовала Германия ($1828 г$.), Англия ($1830$ г.). В $1845$ году открылось географическое общество в России в Санкт-Петербурге.

Замечание 1

Следует отметить, что появление данных организаций внесло существенный вклад в становление туризма, формированию и открытию новых маршрутов для путешествий.

Вторая половина 19 века характеризуется новыми исследовательскими экспедициями, целью которых становится изучение Мирового океана.

Многовековая история научных путешествий и открытий позволили накопить богатейший опыт, который был изложен в многочисленных письменных трудах и дневниках. Это сформировало особую потребность у людей того времени – увидеть новые земли, получить знания об укладе жизни других народов.

Данное обстоятельство считается важнейшей предпосылкой возникновения туризма, как самостоятельной отрасли.

За несколько веков истории путешествий, географических открытий были собраны многочисленные научные и литературные материалы, отчёты и дневники. У людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной для возникновения особой формы путешествий - туризма.

Появление и значение понятия "турист" в 19 веке

19 век ознаменовался существенным повышением перемещения населения в другие страны и географически отдаленные территории. Существенным фактором, влияющим на это обстоятельство, стало формирование множества экономических и политических связей.

В свою очередь, увеличение числа путешественников вызвало необходимость в создании инфраструктуры, способствующей поддержанию туризма. Активизировался процесс строительства новых дорог и модернизации старых. Стали открываться новые предприятия размещения и питания. Возникла потребность в организациях, предоставляющих услуги по лечению и отдыху, а также изучению местных достопримечательностей.

Конец 18 века – начало 19века ознаменовался появлением понятия «турист», которое характеризовало элитарные слои общества, осуществляющие поездку с целью развлечения. Появляется первое европейское движение энтузиастов, которые занимались организацией туров самостоятельно для широких масс населения.

  • К таковым относится писатель Д. Джалиниани. Он разработал маршрут из Лондона в Париж для различных слоев населения в $1815$ г.
  • К.Бедекер стал первым издателем путеводителя в $1829$ г., который издается до сих пор и пользуется большим спросом.

Т[Замечание] аким образом, туристы 19 века уже пользовались услугами первых турфирм, а также осуществляли поездки с большим комфортом.

Первые огранизации, предоставляющие туруслуги

Родоначальником современной туриндустрии принято считать Томаса Кука, который был обычным баптистским пастором. Он знаменит тем, что придумал и полностью организовал поездку по железной дороге для своих прихожан в $1843$ году.

Вместе с тем он сформировал новое направление в туризме – выставочный тур. Томас Кук собрал около 200 англичан из многих провинций для посещения выставки в Париже. Поездки по Европе получили большой спрос и Томас Кук открыл свою компанию и множество филиалов.

Стимулирующим фактором выступило налаженное пароходное сообщение между Европой и США. Томас Кук воспользовался новой возможностью для разработки новых туруслуг и $1866$ г. отправляет в Америку две группы туристов. Разработанные им турпрограммы носили длительный характер и продолжались до 5 месяцев.

Следующим этапом было предложение кругосветного путешествия в $1872$ г. Первая группа состояла из 20 туристов. Путешествие продолжалось 220 дней.

После смерти Томаса Кука его дело продолжили последователи и его сын. Предприятие расширяло географию маршрутов и впервые предложило дорожные чеки для туристов. Данная новинка нашла свое применение и в других сферах экономики.

Еще одной организацией, предоставляющей туруслуги, стало небольшое объединение туристов-горнолыжников. Она получила название Английский Альпийский клуб. Далее аналогичные фирмы возникли в Австрии, Турине и Швейцарии. В России первое объединение любителей гор возникло в Тифлисе.

Замечание 2

Таким образом, середина 19 века ознаменовалась развитием и расширением туриндустрии на многие страны, но доступной она оставалась по-прежнему только для богатых слоев населения.

Методическая разработка урока истории в 8 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Еремина Татьяна Дмитриевна,

учитель истории и обществознания,

МБОУ «Лешуконская СОШ»

УМК: «Всеобщая история. Новая история» (Юдовская А.Я.)

Тема урока: " Итоговый урок по новой истории в 8 классе «Путешествие в 19 век»

Вид урока: урок-путешествие

Цель урока: повторить, систематизировать, обобщить изученный материал

Задачи урока:

    Образовательные:

    Развитие умения формулировать понятия; давать характеристики странам, политическим деятелям

    Развитие умения применять полученные знания при выполнении заданий;

    Продолжение формирования умений работы с текстом учебника, синхронной таблицей, словарем понятий, настенной картой, технологическими картами.

    Развивающие:

    Осуществление системно - деятельностного подхода;

    Развитие внимательности;

    Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных).

    Воспитательные:

    Воспитание интереса к предмету истории;

    Развитие коммуникативных УУД.

Планируемые результаты :

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с учебным материалом.

Предметные: развитие умений работать с учебником и раздаточным материалом, повторение, обобщение и систематизация полученных знаний.

Методы обучения : игровой, иллюстративный, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, технологическая карта с заданием для самостоятельной работы в группах, карточки с флагами и названием стран.

    Организационный момент (5 групп по 4 человека)

    Вступительное слово учителя.

    Какая тема урока?

    Чем займемся на уроке?

Путешествие в XIX век-век столь же прекрасный, сколь и тревожный. За 100 прошедших лет изменилась карта Европы – на ней появлялись и исчезали целые государства, изменилось политическое устройство государств – абсолютные монархии уступили место конституционным и республикам. Это время, когда активно развивается парламентская деятельность, идёт процесс формирования правовых государств, в которых центральное место занимает закон и главный из них – конституция.

XIX век – это время, когда рушатся сословные перегородки, женщины добиваются уравнения в правах с мужчинами. Громадный шаг вперёд сделала наука, изменив производство, быт, уровень жизни людей.

XIX век – это век, когда революция следовала за революцией.

    Революция?

    Буржуазная революция?

    Капитализм?

    О каких странах больше всего шла речь на уроках?

    Страны . Политические деятели .

А) Создание групп по странам (найди своих товарищей) (личность, событие, годы, понятие)

США : Авраам Линкольн, гражданская война, 1861-1865, республиканская партия

Германия : Отто фон Бисмарк, объединение страны, 1866 , «железный канцлер»

Франция : Бонопарт Наполеон, поход на Россию, 1812, Отечественная война

Англия : королева Виктория, «мастерская мира», 1837-1901, «викторианская эпоха»

Б) Задание: составить 2-3 предложения по этим словам (на экране портреты политических деятелей)

В) Перекличка (встает та страна, которая является ответом на вопрос.

    В истории этой страны имело место «дело Дрейфуса»? (Франции).

    В этой стране в XIX веке были две партии –республиканцы и демократы (США)

    Эта страна во внешней политике долгое время придерживалась так называемой политики «блестящей изоляции»? (Англия).

    Её называли «лоскутной империей». (Австро-Венгрия)

    Из какой страны был этот политик, которому принадлежат слова: «Великие вопросы разрешаются не речами и решениями большинства в парламенте, а железом и кровью». (Бисмарку, Германия).

    Эти страны входили в Антанту? (Англия, Франция).

    В этой стране был организован орган самоуправления – коммуна. (Франция)

Г) Показать страну на карте, соотнести карточку с названием страны с государственным флагом страны.

4. Заполни пропуски . (3 минут)

1. В XIX веке изменения во всех сферах жизни общества привели к тому, что промышленный переворот стали называть _______________ революцией.

В это время идёт разрушение ____________ общества. На смену ему приходит общество ___________, для которого характерно _____________ производство.

    Завершение промышленного переворота привело к становлению ____________ капитализма или как его ещё называют _________________.

    Вопрос о том, каким быть обществу, всегда волновал людей. Ответ на этот вопрос пытались дать три общественно-политических течения - ____________, __________, ____________.

    В XIX веке идёт процесс формирования такого общества, где личность может реализовать свои прирождённые права на жизнь, свободу. Такое общество называют ____________.

(промышленной (индустриальной); традиционного; индустриальное; машинное; монополистического; империализм; консерватизм, либерализм, социализм; гражданским).

    Промышленный переворот?

    Завершение промышленного переворота?

    Понятия.

(Для истории 19 века характерны новые понятия. Из букв соберите понятие и дайте ему определение)

    Метрополия

    Аболиционизм

    Модернизация

    Империализм

Какие это понятия? (Можно пользоваться словарем)

Движение женщин за уравнение в правах с мужчинами (эмансипация).

Военно-политический союз в составе Англии, России, Франции. (Антанта).

Крайний национализм (шовинизм).

Лицо, занимающееся распространением религии среди населения (миссионер).

Война между гражданами одного государства. (Гражданская война).

Рабочее движение в Англии (чартизм)

    Политические учения

«Философов-мыслителей XIX века, как и философов в прежние века, волновали вопросы: как развивается общество, что предпочтительней – революция или реформа, куда движется история. В XIX веке в Западной Европе оформились три основные общественно-политические учения: либерализм, консерватизм, социализм . Каждое из них имело свой взгляд на пути развития общества и права личности.

Ваша задача определить, о какой идеологии идёт речь. (Напишите на карточке)

«Государство охраняет собственность».

«Идея всеобщего благосостояния».

«Право на жизнь, свободу, собственность».

«Государство обеспечивает свободу предпринимательства».

«Разрешено, всё, что не запрещено законом».

«Право на участие в решении государственных дел»

(либерализм)

    Найдите в словаре определение этих трех учений.

    Хронология

Соотнесите даты и события

Дата

Событие

А. Парижская коммуна

    1904-1907

Б. образование Антанты

В. Образование Тройственного союза

    1870 – 1871

Г. Франко-Прусская война

Д. отмена рабства в США

    Изобретения.

19 век - век научно-технического прогресса

Найдите в хронологической таблице, какие технические изобретения были сделаны

    1803-первый паровой автомобиль

    1807-пароход

    1825-первая железная дорога в Великобритании

    1844-установление телеграфной связи между городами с помощью аппарата Морзе

    1850-первый подводный кабель

    1863-подземная железная дорога в Лондоне

    1895-кинематограф

    1896 первый сеанс радиосвязи в Петербурге

    В XIX веке американец Зингер придумал устройство, которое облегчило и ускорило процесс создания одежды. Как называлось это устройство? (Швейная машина )

    А соотечественники Зингера Летек Шоулс и Ремингтон придумали машину, в результате применения которой уже не требовался красивый и четкий почерк. Как называлось их изобретение? (Пишущая машинка )

    В конце XIX века появилось изобретение, имевшее неслыханный успех в разных странах. Его называли «ожившей фотографией», «великим немым». Как называлось это изобретение? (Кинематограф )

    В 1889 г. в Париже появилось архитектурное сооружение, смонтированное из многочисленных стальных элементов. Многие парижане считали это сооружение, ставшее в дальнейшем символом Парижа и Франции, безобразным. Как называлось это сооружение? (Эйфелева башня )

    В XIX веке появился велосипед, который быстро стал популярным средством для активного отдыха и вызвал изменение в женской моде. Какая новая деталь женского гардероба позволила женщина заниматься велосипедным спортом? (Шаровары)

    В 1892 годы барон Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить прекрасную античную традицию – проводить мирные соревнования спортсменов из разных стран считая, что такие состязания будут прекрасной гарантией согласия и мира во всем мире. Что предложил Пьер де Кубертен? (Возобновить Олимпийские игры )

    На какое изобретение в английском обществе была такая реакция: «… птицы будут убиты дымом, у коров молоко испортится и скиснет… лошади вымрут, посевы фермеров будут выжжены искрами…; воздух будет отравлен запахом, исходящим от машины; скот, пасущийся на полях, умрёт от страха при этих отвратительных звуках и свистках» (О железной дороге)

    Что называли экипажем без лошадей? (Автомобиль)

    В XIX веке новыми источниками энергии стали… (нефть, электричество)

    Эта француженка сумела перекочевать в Нью-Йорк лишь по частям и понадобилось ей для этого 214 трансатлантических рейсов. (1886г – за океан перевезена Статуя Свободы. Скульптор – Бартольди)

    Только 14 изобретений из 108 предсказанных им пока не реализованы. О ком идёт речь? (Жюль Верн)

    Открытия в какой области объединяют эти имена: Шрапнел, Кольт, Мэксим, Нобель? (Военная техника)

    Два военно-политических блока, появившиеся в конце 19 века (Тройственный союз и Антанта)

    Заключение.

Мир готовится к большой войне.

Учебник, страница 286, высказывание французского историка Дебидура.

Ответьте на вопрос : Для чего необходимо изучать историю зарубежных стран?

    Домашнее задание: карточка с заданиями

Сборы в дорогу

Чтобы отправиться в путь, путешественнику нужно было собрать великое множество узлов, котомок и чемоданов. В дворянской семье приготовления к поездке начинались за несколько дней. «Мать аккуратно сама укладывала вещи и белье в огромный красный деревянный, обитый жестью дорожный сундук, еще старых времен.

Путешествие воспринимали как настоящий праздник

Горничная Анюта с характерным постукиванием гладила в передней гору выстиранного белья, от которого поднимался пар, с приятным «чистым» запахом; в кухне жарились цыплята и пеклись особые «дорожные» пирожки и яйца; отец совещался с Гаврилой: кого запрячь в тройку в тарантас, кроме гнедого четверика в коляску, а кого — пару в телегу — под вещи, «чтобы не отставали», — так вспоминал об этом Андрей Достоевский, младший брат писателя.

Путешествие воспринимали как настоящий праздник. Если путь предстоял неблизкий, то друзья нередко провожали человека на некоторое расстояние. Например, когда Александр Герцен в 1847 году уезжал за границу, друзья провожали его до Черной Грязи — первой почтовой станции.

Подорожные и прогоны

Подорожная для путника была хорошим подспорьем в дороге. «Кто езжал на почте, тот знает, что подорожная есть оберегательное письмо, без которого всякому кошельку, — генеральский, может быть, исключая, — будет накладно. Вынув ее из кармана, я шел с нею, как ходят иногда для защиты своей со крестом», — писал Александр Радищев.



Путнику без подорожной приходилось платить ямщикам из своего кармана, причем обходились они куда дороже, чем казенные прогоны. Вот что пишет об этом все тот же Радищев. «Между тем как в моей повозке запрягали лошадей, приехала еще кибитка, тройкою запряженная. Из нее вышел человек, закутанный в большую япанчу, и шляпа с распущенными полями, глубоко надетая, препятствовала мне видеть его лицо.

Путешественника без подорожной могли задержать на заставе

Он требовал лошадей без подорожной; и как многие повозчики, окружив его, с ним торговались, то он, не дожидаясь конца их торга, сказал одному из них с нетерпением: — Запрягай поскорее, я дам по четыре копейки на версту. Ямщик побежал за лошадьми. Другие, видя, что договариваться уже было не о чем, все от него отошли». Без подорожной путник часто не мог покинуть пределы города. Путешественника останавливали на заставе и отправляли обратно за бумагами.

Брички и кареты

В XIX веке существовали два вида путешествий: «на почтовых» и «на долгих» лошадях. Почтовых лошадей меняли на каждой станции, так что путь пролетал незаметно. Если человек выбирал «долгих» лошадей, то он мог экономить на прогонах и сам выбирать, где ему остановиться. Да и багажа с собой можно было взять значительно больше. Но приходилось часто останавливаться, чтобы дать лошадям отдохнуть — это замедляло движение.

Радищев отправился из Петербурга в Москву в кибитке

На каретах ездила в основном знать. Маркиз де Кюстин писал: «Расстояние — наше проклятие», — сказал мне однажды император. Справедливость этого замечания можно проверить даже на улицах Петербурга. Так, не из чувства тщеславия разъезжают там в каретах, запряженных четверкой лошадей. Ибо поездки с визитом — это целое путешествие. Русские лошади, нервные и полные огня, уступают нашим в мускульной силе. Пара лошадей не может долго мчать тяжелую коляску по скверным петербургским мостовым. Поэтому четверка лошадей является предметом первой необходимости для всякого, желающего вести светский образ жизни».


Дилижанс

Большой популярностью пользовались брички. Иван Аксаков вспоминал: «Бричка хоть и покойнее телеги, но недалеко ушла от нее и вдесятеро беспокойнее тарантаса и зимней повозки». Нередко для путешествия выбирали кибитки, тарантасы или дроги. В кибитке, например, отправился в путь Александр Радищев.


Дороги и бездорожье

В 1849 году Иван Аксаков колесил по Ярославской губернии и емко резюмировал свои впечатления от местных дорог: «Дорога гнуснейшая всюду». Самой оживленной дорогой империи по праву считался путь из Петербурга в Москву. Радищев писал: «"Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою ее почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав ее гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великою грязь среди лета и сделала ее непроходимою…»


Большая коронационная карета, выставляется в Государственном Эрмитаже

Но ближе к провинции ситуация менялась. Франсиско де Миранда вспоминал, например: «Дорога проходит тут по топким местам и потому везде вымощена бревнами, как водится у русских, и это сущий ад для путешественника, вынужденного трястись в своей карете или кибитке… так что, когда я на четверке лошадей прибыл в Хотилов, преодолев 36 верст, всё тело болело, словно после порки».

Иван Аксаков писал: «Дорога гнуснейшая всюду»

Маркиз де Кюстин писал о путешествии из Москвы в Ярославль: «Дорога оказалась ужасной — и не только на протяжении трети всего пути. Если верить русским, все дороги у них летом хороши. Я же нахожу их из рук вон плохими. Лошади вязнут по колено в песке, выбиваются из сил, рвут постромки и каждые двадцать шагов останавливаются. А выбравшись из песку, вы попадаете в море грязи, из которой торчат пни и огромные камни, ломающие экипаж и калечащие лошадей».


В мире всегда что-то меняется. Проходят эпохи, великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания – это память о людях, которые жили и творили в то или иное время. «Память – одно из самых благодатных даров неба,- говорил П. И. Чайковский.- Воспоминания, как луч света, имеют свойство озарять произошедшее как раз настолько, что всё худое не замечается, что всё хорошее кажется лучше». Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности дней, давно ушедших.

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в Россию 19 века.


Звучит лирическая музыка.
На фоне музыки стихи Рубальской «Во все времена».
Погаси электрический свет,

Тёплым воском пусть плавятся свечи.

Поплывём вспять течению лет

В чьи-то страсти, разлуки и встречи.


Мы откроем старинный сундук,

Пыль времён отряхнём мы с событий

Чтоб забытый, таинственный звук

Из реки дней ушедших к нам вытек.


И в камине огонь затрещит,

Нам поведают сказки поленья…

19 век к нам спешит,

Возвращая к ушедшим мгновеньям.

19 век … Его ещё называют «золотым веком» русской культуры и поэзии в частности. И не случайно золотыми буквами вписаны в историю имена 3 поэтов 1 половины 19 века. Назовите эти имена.
(Портрет Пушкина. Под портретом надпись).
Все гениальные стихи нашей поэзии – братья, дети одной семьи, отец которой – Пушкин.
Н. Доризо.
Пушкин – поэт, но Пушкин больше, чем поэт. Хотя «поэт» великое слово, оно не может выразить всё то, что для нас значит Пушкин.
Пушкин – литература и история.

Пушкин – наука и искусство.

Пушкин – мерило наших духовных ценностей.
(Дети вспоминают по 2-3 строки из Пушкина).

Звучит стихотворение Дементьева «А мне приснился сон».


А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён

Сергеем Соболевским…

Его любимый друг с достоинством и блеском

Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась.

Остались боль и ярость,

Да шум великосветский,

Что так ему постыл…


К несчастью, Соболевский в тот год в Европах был .
А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён.

Всё было очень просто:

У Троицкого моста

Он встретил Натали.

Их экипажи встали

Она была в вуали,

В серебряной пыли.


Он вышел поклониться,

Сказать – пускай не ждут.

Могло всё измениться

В те несколько минут.


К несчастью, Натали была так близорука, что, не узнав супруга, растаяла вдали.
А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён.

Под дуло пистолета,

,
Не опуская глаз,

Шагнул вперёд Данзас

И заслонил поэта.


И слышал только лес,

Что говорил он другу…

И опускает руку несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести так поступить не смел. Остался он на месте, и выстрел прогремел.
А мне приснился сон, что Пушкин был спасён.
(Звучит стихотворение «Погиб поэт» Лермонтова.)
Едва умолк выстрел на Чёрной речке, как всю Россию потрясли, словно мощнейшее землетрясение, стихи Лермонтова «Смерть поэта», и яростное горе потери, неистовая жажда возмездия сделали никому не известного юношу великим русским поэтом. достойным преемником пушкинской музы.

«Во всей мировой литературе я не знаю более близкого духовного родства, чем родство этих 2 гениев»,- писал поэт Николай Доризо. А первый наш нобелевский лауреат Иван Бунин на склоне лет признался: «Я всегда думал, что наш величайший поэт был Пушкин. Нет. Это был Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб в 26 лет.»

Такие поэты рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества.
Вверху одна горит звезда,

Мой взор она манит всегда.

Мои мечты она влечёт

И с высоты меня зовёт…


Хочется вспомнить имя ещё одной немеркнущей звезды 19 века, гениального поэта и драматурга, о котором Пушкин говорил:«Это один из самых умных людей в России».

Господин иностранной Коллегии надворный советник, полномочный министр Российской императорской миссии в Персии, смертью своей шагнувший в бессмертие поэт Александр Сергеевич Грибоедов.

Грибоедов не только музыкант и поэт, он ещё и композитор. Послушайте написанный им вальс.

(Звучит вальс Грибоедова).


Грибоедов оставил после себя 2 вальса, но прежде всего он известен нам как автор комедии «Горе от ума», где что ни строка – то афоризм.

(Учащиеся вспоминают афоризмы). Ещё будучи юными, полными сил, Пушкин, Грибоедов посещали салон княгини Зинаиды Волконской. Здесь бывали Жуковский, Тургенев, Одоевский - самое блестящее общество Москвы. В 19 веке в дворянской среде были популярны литературно-музыкальные салоны. здесь устраивали литературные чтения. концерты, театральные представления.Сама хозяйка великолепно пела. На слушателей производил особое впечатление её звучный голос. Вот как писал об этом поэт Иван Козлов.


Мне говорят: «Она поет -
И радость тихо в душу льется,
Раздумье томное найдет,
В мечтанье сладком сердце бьется;
А я, я слез не проливал,
Волшебным голосом плененный;
Я только помню, что видал
Певицы образ несравненный.

О, помню я, каким огнем

Сияли очи голубые,

Как на челе ее младом

Вилися кудри золотые! И. Козлов. Княгине 3. Волконской

Но одним из самых распространённых развлечений высшего света были балы.

На бал люди приходили одетыми парадно.

Кавалеры во фраке, смокинге или костюме, белой рубашке и обязательно в перчатках.


Причём, дама могла отказать кавалеру без перчаток, и для кавалеров лучше прийти на бал в чёрных перчатках, чем без перчаток вообще.

Дамы и девушки одевались в платья белого или пастельных тонов. Они долго размышляли над цветом и фасоном платья. Вот как описывает это великий классик 19 века Гоголь в своей комедии «Ревизор».

(Инсценировка).
В тон платья подбирались перчатки или надевались белые. Девушкам рекомендовалась скромная причёска. В любом случае шея должна была быть открыта. На балах следовало появляться с минимальным количеством украшений: подвеска на шее, скромный браслет.
Во время бала какой – нибудь господин отделяется от ряда зрителей и подаёт руку даме, стоящей напротив. Пара пускается в путь, убыстряя или замедляя шаг, в ногу с теми, кто идёт впереди. Наверное не так просто идти, касаясь друг друга лишь кончиками пальцев, под огнём тысячи глаз.

Пройти с изяществом, благородством, простотой, когда на вас смотрят … Даже большим актрисам не всегда это удавалось.


Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)
(Исполняется вальс).

А вот как описывает бал А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».


Во дни веселий и желаний
Я от балов был без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь
. Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!
Не то... не то, избави боже!

А. Пушкин « Евгений Онегин».
«Держите прямо свой лорнет»… Действительно, у женщин 19 века было много милых аксессуаров: лорнеты, сумочки, веера.

Существовал скрытый язык веера.

Если веер развёрнут, дама отмахивается, это означает: «Я замужем»
Веер закрывается – вы мне безразличны.
Открывается один лепесток – будьте довольны моей дружбой.
Веер полностью раскрыт – вы мне нравитесь, я Вас обожаю.
Если дама, глядя на мужчину, похлопывала по руке закрытым веером, то по количеству ударов её избранник узнавал час свидания.

Юных девушек с шестнадцати лет начинали вы­водить в свет. И это было огром­ным событием в их жизни. Никто лучше Л. Н. Толстого не передал это состояние ожидания праздни­ка, суматошных сборов, волне­ния.

Откроем роман «Война и мир» на странице, где описывает­ся первый бал Наташи Ростовой...

«Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни... То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила тому, что это будет... Мужчины стали подходить к дамам и стро­иться в пары... Больше половины дам имели кавалеров... Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в танец. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и блестящими испуганными глаза­ми глядела перед собой, с выраже­нием готовности на величайшую радость и на величайшее горе... "Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танце­вать между первыми, неужели ме­ня не заметят все эти мужчины... Они должны же знать, как мне хо­чется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мной…»

(Кадр из фильма Бондарчука «Война и мир».)

Кроме балов, в шумных светских гостиных устраивали маскарады. Они особенно были любимы обществом. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощённому общению.

Именно на бале-маскараде состоялось знакомство известного поэта 19 века А. К. Толстого и Софьи Андреевны Миллер.

В светской толпе он почему-то сразу обратил на неё внимание. Маска скрывала её лицо, но глаза сквозь неё смотрели пристально и печально.

Прекрасные волосы венчали голову. Она была стройна и изящна. Голос её завораживал. Они проговорили недолго. Тщетно он просил её открыть лицо, снять маску… Но его визитную карточку она взяла, дав лукавое обещание не забывать его. Что было бы с ним, Алексеем Константиновичем Толстым, и с ней, Софьей Андреевной Миллер, если бы они не встретились? Быть может, именно той январской ночью1851 года, когда он возвращался домой, сложились первые строки будущего небывалого по красоте романса.
(Звучит романс «Средь шумного бала».)
У А. К. Толстого встреча «средь шумного бала» имела счастливое продолжение. В Софье Андреевне он нашёл не только единственную свою женщину, но и умного друга.

Софья Андреевна была незаурядной женщиной, прекрасно образованной. Современники утверждал, что она знала 1,5 десятка языков, была отличной музыкантшей, прекрасно пела. Обладала решительным и стойким характером, обожала, как и Алексей Константинович, охоту и скачки на коне во весь опор.

Когда во время Крымской войны Толстой, пошедший туда добровольцем, заболел тифом, Софья Андреевна проводила у его постели дни и ночи.

С нею он изъездил пол0россии, с нею же уединился в российской сельской глуши. Любовь Алексея Константиновича была вечным чувством.

У каждой эпохи свой идеал женщины. Для светской женщины 19 века были естественны знание языков, умение петь, танцевать, музицировать.

Изменилось время.

Изменилась мода, но неизменными и вечными должны оставаться такие понятия и чувства, дарящие свет, как любовь, верность, честь, красота, искусство, добро.
Всего-то - чтоб была свеча,

Свеча простая, восковая,

И старомодность вековая

Так станет в памяти свежа.


И поспешит твое перо

К той грамоте витиеватой,

Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.


Уже ты мыслишь о друзьях

Все чаще способом старинным,

И сталактитом стеаринным

Займешься нежностью в глазах.


И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла, и гаснут свечи,

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит.

2.5. Развитие путешествий в 19 - начале 20 в.

Начало 19 в. ознаменовалось крупными морскими кругосветными путешествиями, в которых русским мореплавателям принадлежала главная роль во многих отношениях.

В России только впервые три десятилетия 19 в. были снаряжены пять больших кругосветных экспедиций.

Главную роль в организации и руководстве путешествиями во многих странах стали географические общества, из которых первое было открыто в 1821 г. в Париже, второе в 1828г. - в Берлине, в 1830 - в Лондоне, в 1845 г. - Русское географическое общество в Петербурге.

Во второй половине 19 в. начинается новый этап путешествий. Теперь морские экспедиции снаряжались и для научных исследований Мирового океана.

За несколько веков истории путешествий, географических открытий были собраны многочисленные научные и литературные материалы, отчёты и дневники. У людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной для возникновения особой формы путешествий - туризма.

Естественно, что процесс активизации хозяйственных связей не только увеличивал в огромных масштабах подвижность населения, но и сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостинец, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей.

Так, в конце 18 в. представителей имущих классов европейских государств, посещающих зарубежные страны из любопытства и с целью развлечения, стали называть «туристами». Во второй половине 19 в. разрозненное движение в Европе, представленное энтузиастами одиночками, начинает приобретать определённые организационные формы.

Доподлинно известно, что туры из Англии во Францию организовывались еще в 1815 г. Писатель и путешественник Д. Джалиниани был инициатором и организатором таких туров для широкой публики в Париж из Лондона. А уже в 1829 г. вышел первый в мире путеводитель для путешественников, подготовленный и изданный K.Бедекером. Этот путеводитель издается и в наши дни и пользуется популярностью у туристов, путешествующих по Европе.

Томас Кук, баптистский пастор, сегодня признанный основоположником современного туризма, первым понял сущность и выгодность организованных массовых перемещений путешественников и в 1843 г. устроил первый железнодорожный тур для своей паствы. Успех сопутствовал пастору. И в 1851 г. он привез 165 тыс. англичан со всех провинций страны на международную выставку в Париж. Выставочные туры оказались выгодными, и Кук стал организатором массового посещения туристами из Англии Всемирной выставки в Париже и в 1855 г. В 1856 г. путешествия по Европе стали регулярными, было создано туристское агентство Кука и множество филиалов. Фантастический успех туристской компании подтверждается опубликованным каталогом из 8000 отелей и гостиниц, в которых Кук предлагал размещение туристам. Клиентами туристской фирмы «Томас Кук» в 1870 г. стали 500 тыс. англичан.

Регулярное пароходное сообщение между европейским и американским континентами было открыто в 1832 г., а в 1866 г. Кук направляет в США первые две группы туристов. Туры были продолжительные и длились до пяти месяцев. Среди именитых американских туристов, воспользовавшихся услугами Томаса Кука, следует назвать Марка Твена, который путешествовал в группе из 60 человек и впоследствии детально описал эту поездку. Томас Кук первым предложил кругосветное путешествие всем желающим в 1872 г., поставив кругосветный тур на индустриальную основу. Первые 20 путешественников совершили кругосветный тур за 220 дней. Томас Кук умер в 1892 г., его дело продолжили сын и компаньоны. Компания существенно расширила ареал деятельности, став крупным финансовым институтом и выпустив дорожные чеки для путешественников. Это по существу изобретение века - безопасные деньги (113). Сегодня компания «Томас Кук» владеет 12 тыс. туристских агентств во всех странах мира и обслуживает 20 млн. туристов.

В 1857 г. в Лондоне возникло первое мини-объединение любителей путешествий в горах - Английский Альпийский клуб. Вслед за Английским в 1862 г. появляются Австрийский горный клуб и Клуб в Турине, преобразованный позже в Итальянский горный клуб; в 1863 г. учреждается Швейцарский клуб. К началу 90-х годов 19 в. альпийские клубы возникли во многих европейских странах, а также в США. Большинство клубов стали издавать свои журналы, посвященные горам и путешествиям в них.

В России первое объединение любителей гор возникло в Тифлисе.

Во второй половине 19 - начале 20 веков национальный и международный туризм продолжал развиваться, вовлекая в свою орбиту новые страны. Однако по-прежнему туризм и экскурсии были доступны в основном представителям имущих классов, которые совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечения. В это время открываются национальные и международные курорты и центры туризма во Франции, Италии, Чехословакии, горных районах Швейцарии.

Контрольные вопросы

1. Правомерно ли говорить о "первобытном туризме"?
2. Каковы были мотивы миграций в первобытности?
3. Что вы знаете о первобытной картографии?
4. Куда и с какими целями направлялись экспедиции Древнего Египта?
5. На каком уровне находилась географическая культура Древнего Китая? Какие факты это подтверждают?
6. Какие виды туризма существовали в Древней Греции?
7. Приведите данные, говорящие о зарождении индустрии туризма в Древнем Риме.
8. Какие виды странствий практиковались представителями монашества в средние века?
9. Что вам известно о крестовых походах?
10. Расскажите о великих географических открытиях и их значении для туризма.
11. Назовите первые туристские объединения. Где они появились?