Русские первооткрыватели и путешественники 19 века совершили ряд выдающихся открытий, которые стали достоянием не только российской, но и зарубежной, мировой науки. Кроме того, они внесли значительный вклад в развитие отечественных знаний и сделали очень много для того, чтобы способствовать подготовке новых кадров для развития морских исследований.

Предпосылки

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века осуществили свои открытия во многом потому, что в это столетие обозначилась необходимость поисков новых торговых путей и возможностей для поддержки связи России с другими странами. В конце XVIII - начале XIX века наша страна окончательно укрепила свой статус на международной арене как мировая держава. Естественно, что это новое положение расширило её геополитическое пространство, которое потребовало новых исследований морей, островов и океанских побережий для строительства портов, судов и развития торговли с иностранными государствами.

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века состоялись как талантливые мореплаватели как раз в то самое время, когда наша страна добилась выхода к двум морям: Балтийскому и Чёрному. И это неслучайно. Это открывало новые перспективы для морских исследований и дало толчок к строительству и развитию флотов, морского дела вообще. Поэтому неудивительно, что уже в первые десятилетия рассматриваемого столетия русские первооткрыватели и путешественники 19 века осуществили ряд выдающихся исследований, которые существенно обогатили русскую географическую науку.

План кругосветной экспедиции

Такой проект стал возможным во многом благодаря успешным военным действиям нашей страны в конце XVIII столетия. В это время Россия получила возможность строить свой флот на Чёрном море, что, разумеется, должно было стимулировать морское дело. Русские мореплаватели в это время всерьёз задумались над тем, чтобы проложить удобные торговые пути. Этому ещё способствовало то обстоятельство, что наша страна владела на территории Северной Америки Аляской. С ней также необходимо было поддерживать постоянные связи и развивать экономическое сотрудничество.

И.Ф. Крузенштерн ещё в конце XVIII века представил план кругосветной экспедиции. Однако тогда он был отвергнут. Но уже буквально через несколько лет, после воцарения Александра I, российское правительство проявило интерес к представленному плану. Он получил одобрение.

Подготовка

И.Ф. Крузенштерн происходил из дворянского рода. Он учился в Кронштадтском морском корпусе и, будучи его учеником, принял участие в войне против Швеции, хорошо себя тогда зарекомендовав. После этого он был отправлен на стажировку в Англию, где получил прекрасное образование. По возвращении в Россию представил план кругосветной экспедиции. Получив одобрение, тщательно к ней подготовился, закупил лучшие приборы и оснастил корабли.

Его ближайшим помощником в этом деле был его товарищ Юрий Фёдорович Лисянский. С ним он подружился ещё в кадетском корпусе. Друг также себя прекрасно зарекомендовал как талантливый морской офицер в годы Русско-шведской войны 1788-1790 годов. Уже в скором времени были снаряжены два суда под названиями «Нева» и «Надежда». Последним руководил граф Николай Резанов, ставший знаменитым благодаря известной рок-опере. Экспедиция отправилась в плавание в 1803 году. Её целью было исследовать и разведать возможность открытия новых торговых путей из России в Китай и побережье североамериканской территории.

Плавание

Русские мореплаватели обогнули мыс Горн и, выйдя в Тихий океан, разделились. Юрий Фёдорович Лисянский повёл свой корабль к североамериканским берегам, где отбил захваченный индейцами торговый русский город Ново-Архангельск. Во время этого путешествия он также провёл впервые в истории мореплавания парусный корабль вокруг Южной Африки.

Судно «Надежда» под руководством Крузенштерна отправилось в Японское море. Заслуга этого исследователя состоит в том, что он тщательно исследовал берега острова Сахалин и внёс значительные изменения на карту. Основной же было исследовать в чём давно было заинтересовано руководство Тихоокеанского флота. Крузенштерн вошёл в Амурский лиман, после чего, исследовав берега Камчатки, вернулся на родину.

Вклад Крузенштерна в науку

Путешественники России существенно продвинули русскую географическую науку, выведя её на мировой уровень развития. привлекла внимание широкой общественности. После окончания путешествия оба написали книги, в которых были изложены результаты их исследований. Крузенштерн опубликовал «Путешествие вокруг света», но особенное значение имеет выпущенный им атлас с гидрографическими приложениями. Он заполнил многие белые пятна на карте, провёл ценнейшие исследования морей и океанов. Так, он изучил давление и температуру воды, морские течения, приливы и отливы.

Общественная деятельность

Его дальнейшая карьера была тесно связана с морским корпусом, куда он сначала был определён инспектором. Впоследствии стал там преподавать, а потом вообще его возглавил. По его инициативе были созданы Высшие офицерские классы. В дальнейшем их преобразовали в Морскую академию. Крузенштерн ввёл новые дисциплины в учебный процесс. Это существенно повысило качественный уровень преподавания морского дела.

Кроме того, он помогал в организации других экспедиций, в частности содействовал планам другого видного исследователя О. Коцебу. Крузенштерн принял участие в создании знаменитого Русского географического общества, которому суждено было занять одно из ведущих мест не только в российской, но и в мировой науке. Особое значение для развития географии имел выпущенный им «Атлас Южного моря».

Подготовка новой экспедиции

Крузенштерн через несколько лет после своего путешествия настаивал на тщательном исследовании южных широт. Он предлагал снарядить две экспедиции к Северному и Южному полюсам по два корабля в каждой. До этого мореплаватель почти вплотную подошёл к Антарктике, однако дальше пройти ему помешали льды. Тогда предположил, что шестого материка либо не существует, либо к нему невозможно добраться.

В 1819 году российское руководство приняло решение о снаряжении новой эскадры для плавания. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен после ряда проволочек был назначен её руководителем. Было принято решение о строительстве двух кораблей: «Мирный» и «Восток». Первый спроектировали по плану российских учёных. Он отличался прочностью и водоустойчивостью. Однако второй, построенный в Великобритании, был менее устойчив, так что его пришлось не раз переделывать, перестраивать и ремонтировать. Подготовкой и постройкой руководил Михаил Лазарев, который сетовал на такое несоответствие двух суден.

Путешествие к югу

Новая экспедиция отправилась в 1819 году. Она достигла Бразилии и, обогнув материк, вышла к Сандвическим островам. В январе 1820 года русская экспедиция открыла шестой материк - Антарктиду. Во время манёвров вокруг неё было обнаружено и описано множество островов. Среди наиболее значимых открытий можно назвать остров Петра I, побережье Александра I. Сделав необходимое описание берегов, а также зарисовки животных, увиденных на новом материке, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен отплыл обратно.

Во время экспедиции, помимо обнаружения Антарктиды, были сделаны и другие открытия. Например, участники обнаружили, что Земля Сандвича - это целый архипелаг. Кроме того, был описан остров Южная Георгия. Особое значение имеют описания нового материка. Со своего корабля Михаил Лазарев имел возможность наблюдать лучше за землёй, поэтому его выводы представляют особенную ценность для науки.

Значение открытий

Экспедиция 1819-1821 годов имела огромное значение для отечественной и мировой географической науки. Открытие нового, шестого материка, перевернуло представление о географии Земли. Оба путешественника опубликовали результаты своего исследования в двух томах с приложением атласа и необходимыми указаниями. Во время путешествия было описано около тридцати островов, сделаны великолепные зарисовки видов Антарктиды и её животного мира. Кроме того, участники экспедиции собрали уникальную этнографическую коллекцию, которая хранится в Казанском университете.

Дальнейшая деятельность

Беллинсгаузен впоследствии продолжил свою военно-морскую карьеру. Он участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов, командовал Балтийским флотом, а потом был назначен губернатором Кронштадта. Показателем признания его заслуг является тот факт, что его именем назван ряд географических объектов. В первую очередь следует упомянуть море в Тихом океане.

Лазарев также отличился после своего знаменитого путешествия к Антарктиде. Он был назначен командиром экспедиции по охране берегов Русской Америки от контрабандистов, с чем он успешно и справился. Впоследствии командовал черноморским флотом, участвовал в за что удостоился нескольких наград. Итак, великие первооткрыватели из России также внеси свой выдающийся вклад в развитие географии.

Сборы в дорогу

Чтобы отправиться в путь, путешественнику нужно было собрать великое множество узлов, котомок и чемоданов. В дворянской семье приготовления к поездке начинались за несколько дней. «Мать аккуратно сама укладывала вещи и белье в огромный красный деревянный, обитый жестью дорожный сундук, еще старых времен.

Путешествие воспринимали как настоящий праздник

Горничная Анюта с характерным постукиванием гладила в передней гору выстиранного белья, от которого поднимался пар, с приятным «чистым» запахом; в кухне жарились цыплята и пеклись особые «дорожные» пирожки и яйца; отец совещался с Гаврилой: кого запрячь в тройку в тарантас, кроме гнедого четверика в коляску, а кого — пару в телегу — под вещи, «чтобы не отставали», — так вспоминал об этом Андрей Достоевский, младший брат писателя.

Путешествие воспринимали как настоящий праздник. Если путь предстоял неблизкий, то друзья нередко провожали человека на некоторое расстояние. Например, когда Александр Герцен в 1847 году уезжал за границу, друзья провожали его до Черной Грязи — первой почтовой станции.

Подорожные и прогоны

Подорожная для путника была хорошим подспорьем в дороге. «Кто езжал на почте, тот знает, что подорожная есть оберегательное письмо, без которого всякому кошельку, — генеральский, может быть, исключая, — будет накладно. Вынув ее из кармана, я шел с нею, как ходят иногда для защиты своей со крестом», — писал Александр Радищев.



Путнику без подорожной приходилось платить ямщикам из своего кармана, причем обходились они куда дороже, чем казенные прогоны. Вот что пишет об этом все тот же Радищев. «Между тем как в моей повозке запрягали лошадей, приехала еще кибитка, тройкою запряженная. Из нее вышел человек, закутанный в большую япанчу, и шляпа с распущенными полями, глубоко надетая, препятствовала мне видеть его лицо.

Путешественника без подорожной могли задержать на заставе

Он требовал лошадей без подорожной; и как многие повозчики, окружив его, с ним торговались, то он, не дожидаясь конца их торга, сказал одному из них с нетерпением: — Запрягай поскорее, я дам по четыре копейки на версту. Ямщик побежал за лошадьми. Другие, видя, что договариваться уже было не о чем, все от него отошли». Без подорожной путник часто не мог покинуть пределы города. Путешественника останавливали на заставе и отправляли обратно за бумагами.

Брички и кареты

В XIX веке существовали два вида путешествий: «на почтовых» и «на долгих» лошадях. Почтовых лошадей меняли на каждой станции, так что путь пролетал незаметно. Если человек выбирал «долгих» лошадей, то он мог экономить на прогонах и сам выбирать, где ему остановиться. Да и багажа с собой можно было взять значительно больше. Но приходилось часто останавливаться, чтобы дать лошадям отдохнуть — это замедляло движение.

Радищев отправился из Петербурга в Москву в кибитке

На каретах ездила в основном знать. Маркиз де Кюстин писал: «Расстояние — наше проклятие», — сказал мне однажды император. Справедливость этого замечания можно проверить даже на улицах Петербурга. Так, не из чувства тщеславия разъезжают там в каретах, запряженных четверкой лошадей. Ибо поездки с визитом — это целое путешествие. Русские лошади, нервные и полные огня, уступают нашим в мускульной силе. Пара лошадей не может долго мчать тяжелую коляску по скверным петербургским мостовым. Поэтому четверка лошадей является предметом первой необходимости для всякого, желающего вести светский образ жизни».


Дилижанс

Большой популярностью пользовались брички. Иван Аксаков вспоминал: «Бричка хоть и покойнее телеги, но недалеко ушла от нее и вдесятеро беспокойнее тарантаса и зимней повозки». Нередко для путешествия выбирали кибитки, тарантасы или дроги. В кибитке, например, отправился в путь Александр Радищев.


Дороги и бездорожье

В 1849 году Иван Аксаков колесил по Ярославской губернии и емко резюмировал свои впечатления от местных дорог: «Дорога гнуснейшая всюду». Самой оживленной дорогой империи по праву считался путь из Петербурга в Москву. Радищев писал: «"Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою ее почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав ее гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великою грязь среди лета и сделала ее непроходимою…»


Большая коронационная карета, выставляется в Государственном Эрмитаже

Но ближе к провинции ситуация менялась. Франсиско де Миранда вспоминал, например: «Дорога проходит тут по топким местам и потому везде вымощена бревнами, как водится у русских, и это сущий ад для путешественника, вынужденного трястись в своей карете или кибитке… так что, когда я на четверке лошадей прибыл в Хотилов, преодолев 36 верст, всё тело болело, словно после порки».

Иван Аксаков писал: «Дорога гнуснейшая всюду»

Маркиз де Кюстин писал о путешествии из Москвы в Ярославль: «Дорога оказалась ужасной — и не только на протяжении трети всего пути. Если верить русским, все дороги у них летом хороши. Я же нахожу их из рук вон плохими. Лошади вязнут по колено в песке, выбиваются из сил, рвут постромки и каждые двадцать шагов останавливаются. А выбравшись из песку, вы попадаете в море грязи, из которой торчат пни и огромные камни, ломающие экипаж и калечащие лошадей».

Хотелось бы Вам побывать в прошлом? В XIX веке, к примеру? На Бородинском сражении?!
Вживую увидеть, как это было, почувствовать обстановку?
Мне это удалось!
Хочу рассказать, как мы ездили на Бородинскую битву.

- Ну что, поедешь со мной в Бородино?
- Поеду! А с малышом как быть? С собой?
- Конечно. А ты думаешь, он нам помешает?
- Ну как он может помешать?!

А у самой в голове крутятся мысли: как ехать с годовалым малышом, который ещё не умеет ходить? Мало того, что для него нужна куча вещей: памперсы, одежда, детское питание, и т.д. Как он поведёт себя в дороге? Вдруг будет плакать?

Ладно, будем решать проблемы по мере их появления,- подумала я и начала паковать сумки.
В результате получилось две больших сумки и два рюкзака.
Ехать мы решили на поезде. Купили билеты - два взрослых и один детский, для старшего сына. Отправление поезда в 23 часа. Малыш к этому времени крепко спал. Переложили его из переносной люльки на полку и сами легли спать.
Москва встретила нас празднично украшенными улицами. Восьмое сентября. Как раз отмечался День Города.
Мужу надо было съездить по своим делам, мне таскаться с ним не захотелось. Решили, что я с детьми пока съезжу на ВДНХ, а он, как освободится, приедет к нам.

Итак, я с мальчишками добралась до цели. Погода была не солнечная, время полвосьмого утра, чем заняться?
Для начала мы решили побродить вокруг. Увидели огромный шар, наполненный маленькими шарами, сооруженный по случаю праздника.

Малыш громко требовал дать ему шар, не понимал, что вовнутрь не залезть.
Потом мы пошли в Макдональдс, перекусить. Пришлось немного подождать, он открывается с 8 часов. Зато дети были довольны. Старший перекусил, а малыш изучил флору в кафе, попытался растения повыдирать. Хорошо, что я вовремя заметила и остановила.

Время у нас еще оставалось, мы решили покататься на монорельсовой дороге.

Поснимали достопримечательности из окна. Малыш в поезде заснул. А тут и муж приехал.

Посоветовавшись, мы решили съездить в парк, на качели, т.к. ехать в Бородино еще было рано.

Там дети покатались, поиграли, и мы поехали на Белорусский вокзал.
На электричке добрались до Бородино, там пришлось взять такси, чтобы добраться до места нашей стоянки.

В палаточном городке нас встретили друзья. Выделили нашей семье отдельную палатку, дали спальник. Еще один у нас был свой.
В первый день была подготовка к празднику, репетиция, примерка костюмов, потом ужин и песни у костра до полуночи.

Кроме нас, с детьми было еще несколько человек, им всем дали костюмы на праздник.
Как мне рассказали, самый юный участник этого мероприятия был трёх месяцев от роду, годом раньше. Надо сказать, что мой малыш вел себя просто великолепно. Капризничал мало, кушал, играл. Единственная трудность, что не ходил, постоянно на руках.

В воскресенье нас подняли с самого утра, на сборы. Мужчины надели военные костюмы XIX века. У наших были костюмы русской армии.

Были еще и французы.

Часов в 10 мы пошли стройной колонной в Бородино.

Дорога заняла примерно час.

Мой малыш все это время спал. Нести его было очень тяжело, спасибо курсантам, помогли. Выглядело это презабавно: сын полка!

В Бородино было очень много приезжих: туристы, местные жители, артисты-участники шоу.

Столько интересных костюмов!!!

Мы пришли к Бородинскому музею.

Там наши вояки фотографировались с желающими.

Потом начался концерт. На нем собрали военные оркестры.

После этого был салют, трехцветный, как российский триколор.

Все поле было оцеплено металлоискателями, на случай безопасности.

Народа было очень много. Для желающих установили трибуны. Мы же решили устроить себе привал прямо на земле.

Было очень жарко. Наши мужчины в костюмах просто изнемогали от жары.
Тут же была палаточная ярмарка, где можно было купить еду и сувениры.

Рядом ходили дамы из XIX cтолетия...

На поле начали съезжаться войска. На лошадях, в костюмах ехали гусары, драгуны… Зрелище было потрясающее.

Потом началось само сражение. На поле выстроились войска.

Была воссоздана реальная историческая картина события. Только участников раз в 10 меньше, чем на самом деле.

Постоянно раздавались взрывы. Стреляли по-настоящему, из пушек и ружей. Было видно, как пушку вначале чистят, потом заправляют снарядом… пухх! Выстрел, грохот, и облако дыма!...

Я поинтересовалась, не бывает ли травм на таких мероприятиях. Сказали, что бывает. Но несерьезно. Как-то в ногу попало участнику, и в лошадь однажды. К счастью, несильно.

Все сражение продолжалось где-то час. Ощущения фантастические! Перемешалась реальность XXI века с культурой, костюмами и военными событиями XIX.

Мне очень понравилось. Новый взгляд на известный исторический факт, удалось прочувствовать атмосферу, увидеть войну живыми глазами.
Детям тоже было очень интересно.

После окончания Бородинского сражения, мы отправились в свой лагерь собирать вещи. И – домой!

В этом году планируем поехать на машине уже с тремя детьми. Думаю, справимся.

Для тех, кому интересно, скажу, что это мероприятие проводится ежегодно, в Бородино, чуть больше 100 км от Москвы, в первое или во второе воскресенье сентября.
Вход бесплатный для всех желающих. Приезжайте, не пожалеете!

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе.

«Литературный калейдоскоп. Путешествие в 19 век».

Учитель русского языка и литературы Седова Ирина Валентиновна

Цели мероприятия:

Образовательные: углубить знания учащихся об эпохе одного из самых замечательных периодов в истории России – эпохе 19 века, расширить представления об особенностях культуры того времени;

Воспитательные: воспитывать уважение к национальным традициям, формировать у учащихся эстетический вкус, прививать любовь к литературе и искусству;

Развивающие: развивать монологическую речь учащихся, формировать навыки коммуникативной компетенции через сотрудничество учителя и учащихся.

Оформление: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия:

Звучит музыка. (На слайдах зарисовки из эпохи 19 века)

Учитель. Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен…

Ученик. « Друзья, прекрасен наш союз!» -
Читаем мы в строках поэта.

Союз друзей и нежных муз -
Любого времени примета.

Учитель. XIX век - один из самых интересных в истории! Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Толстой, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Достоевский, Чехов и многие другие имена связаны с веком, именуемым «золотым».

Учитель. В наше непростое время мы с теплотой и любовью обращаемся к славному прошлому нашей Родины, ищем ответы на волнующие вопросы современности. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить многие проблемы сегодняшнего дня. А 19 век – эпоха особенная. Это «эпоха, пронизанная молодостью. Ей присуща и молодая непосредственность, и молодая прямолинейность, и молодая энергия».

Ученик. Чтобы лучше понять произведения художественной литературы, созданные поэтами и писателями 19 века, представить стиль эпохи, увидеть ее особенности, мы совершим путешествие в век далекий, но от этого не менее интересный. Век, который много привнес в историю, науку, культуру. Итак, в путь!

«Карету мне, карету!»

«В России начала 19 века движение в городах было очень оживленным. Один из путешественников, побывавший в то время в городе, записал в своих впечатлениях, что «извозничьи экипажи в Петербурге гораздо многочисленнее, чем в самых больших городах Европы, улицы заставлены ими. Чуть ли не на каждом углу можно слышать: «Барин! Куда изволите? Прикажите подавать!» Транспортные средства того времени были самые разнообразные. Попробуем выбрать транспорт для нашего путешествия.

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Ученик. Карета, коляска, бричка, кибитка, тарантас, сани, телега, возок... Без них невозможно представить дорожный быт старой Рос­сии. Названия экипажей часто упоминались в литературных произведениях. Рассмотрим вначале летние повозки.

Телега - простейшая четырехколесная летняя повозка.

Карета - э то закрытый со всех сторон большой четырехколесный конный экипаж на пружинящих рессорах. Карета имела два или четыре пассажирских места, запрягалась обычно четверкой или шестеркой лошадей. В своем произведении «Дубровский» А.С. Пушкин пишет: «…лошади неслись бы­стро по кочкам проселочной дороги, и карета почти не качалась на своих английских рессорах».

Коляска (от славянского «коло» - колесо). Будучи барской 4-колесной повозкой, коляска, как и карета, имела рессоры и запрягалась в несколько лошадей. В отличие от карет коляски были открытыми или имели половинчатый, часто откидной, верх.

Бричка – лёгкая дорожная повозка с откидным верхом. В ворота гостиницы губернско­ го города NN въехала до­вольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостя­ки: отставные подполковники, штабс - капита­ны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян,- словом, все те, которых называют господами средней руки .

Дилижанс – многоместная крытая карета, запряжённая лошадьми для скорого сообщения, перевозки пассажиров и почты. Копейкин пройдёт мимо Милютинских лавок: там из окна выглядывает, в некотором роде, семга этакая, вишенка по пяти рублей штучка, арбуз громадище, дилижанс этакий…

Зимние повозки.

Кибитка – крытая дорожная повозка. Соседи съехались в возках,
в кибитках, в бричках и в санях.

Возок - это кругом закрытая дорожная повозка на полозь­ях, с дверцами и окнами.

Сани - открытая повозка на двух низких полозьях, запрятавшаяся в одну лошадь, парою или тройкой.

1 станция. «Дворянские усадьбы...»

19 век славился своими дворянскими усадьбами.

Дома косые, двухэтажные,
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный разговор.
В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси.
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.

Ученик. Русская дворянская усадьба представляла собой особый мир, который был обустроен в соответствии со вкусами и возможностями владельцев. По стране были разбросаны сотни дворянских усадеб. Большинство выдающихся людей, определивших культурное и историческое развитие нашей страны, связано с русскими усадьбами.

Учитель. И сейчас мы побываем в некоторых из них. И первым будет, непременно, родовое имение нашего великого земляка, Михаила Юрьевича Лермонтова – Тарханы. Заглянем в Михайловское, Спасское-Лутовиново, посетим Ясную Поляну.

Тарханы (слайды)

Без тарханских впечатлений не могло быть «Бородина», «Вадима», «Купца Калашникова», стихов «Как часто пёстрою толпою окружён», «Предсказание», ранних драм и многих других произведений М.Ю.Лермонтова. Тарханы, это «царство дивное», он старательно оберегал от «пёстрой толпы». Этот островок был только для него, здесь он отдыхал душой.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, – памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребёнком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями...

В Тарханах Лермонтов обрёл вечный покой.

Михайловское (слайды)

На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от творческой биографии А.С.Пушкина. В Михайловском поэтом создано около ста произведений: трагедия «Борис Годунов», центральные главы романа «Евгений Онегин», окончена поэма «Цыганы», задуманы «Маленькие трагедии», написаны такие стихотворения, как «Деревня», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», «Вновь я посетил».

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных....

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет – уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора...

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны...

Спасское-Лутовиново (слайды)

Спасское-Лутовиново и его тенистые липовые аллеи, его окрестности нашли свое отражение на страницах “Записок охотника”, романов, повестей, рассказов Тургенева, которые во всем мире прославили неяркую, но полную неотразимого обаяния красоту природы средней России.

Ясная Поляна (слайды)

В окружении необыкновенно красивой природы творил один из самых великих писателей. Л.Н.Толстой об этом говорил так: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его».

2 станция. «Эпоха и лица».

Учитель. 19 век – век великих людей.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Посмотрите на экран, вы увидите портреты известных личностей этой эпохи. Скажите, кем были эти люди, в какой области они прославились?

(Отто фон Бисмарк – рейхсканцлер Германской империи; Генрих Гейне – немецкий поэт; Джон Рокфеллер – американский предприниматель, миллиардер; Виссарион Григорьевич Белинский – русский мыслитель, писатель, литературный критик; Александр II – император всероссийский; Винсент Ван Гог - нидерландский художник, Михаил Иванович Глинка – русский композитор; Франсуа Роден – французский скульптор; Афанасий Фет – русский поэт-лирик; Иоганн Штраус – австрийский композитор; Петр Ильич Чайковский – русский композитор; Марк Твен – американский писатель)

3 станция «Умеют же себя принарядить...»

Учитель. Всмотримся в лица людей, гуляющих по этим старинным имениям. Как не похожи они на наших современников. Дело в том, что «различные исторические эпохи представляют собой особые периоды со своими традициями, событиями, образом жизни людей». Путеводителем в историческое прошлое может стать знакомство с историей костюма.

Все, что связано с костюмом 19 века, давно ушло из нашей повседневной жизни. Исчезли из обихода даже слова, обозначавшие старинные костюмы и ткани. Мы, современные читатели, знакомясь с произведениями русской литературы 19 века, сталкиваемся с тем, что многое в произведении так и остается для нас неизвестным. И сейчас мы познакомимся с модой, которая господствовала в эпоху 19 века.

Ученик. Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир. Стиль ампир отличался, пышностью, блеском и помпезностью.

Мужской повседневной одеждой становится темный (коричневый, черный, синий) шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Чаще всего его носили со светлыми панталонами и светлым жилетом. Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. Головные уборы - высокие шляпы с небольшими, загнутыми с боков полями. Распространенными видами обуви были сапоги и туфли.

Дамы наряжались в так называемые «античные» платья. Их шили с высокой талией, от которой ткань ниспадала свободно, образуя легкие складки. На несколько дюймов под грудью обвивается около тела в шесть дюймов шириною и на спине пушистым бантом сложенный, вишневый, до полу простирающийся и маленькими желтыми или черными звездочками испещренный пояс. Длинное платье по плечам и отчасти по длинным узеньким рукавам убирается коротенькою слегка струящеюся сорочкою. Снизу украшается оно обшивкою из вишневых лент, которая сверху сопровождается легоньким шитьем. На правом плече висит на золотой цепочке... небольшой медальон. Перчатки палевые. Башмаки такого ж цвета, с самыми плоскими каблуками.

4 станция. «Вы вечером к нам будете?»

Смотрите: нас приглашают в гости. Давайте войдем в одно из зданий и посмотрим, как жили люди в 19 веке.

1) «Скажи, альбом, в простых словах...»

Сегодня девушки нередко ведут дневники, альбомы. Форма девичьих альбомов сложилась еще в 19 веке. Тогда альбом был средством самообразования и общения. Он отражал взгляды, вкусы людей.

Ученик. Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,

Что все подруги измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены…

Альбомы были стихотворные, нотные, рисованные и смешанные. Альбомы барышень отличались аккуратностью, они включали в себя стихи, выписки, записи, рисунки. Хозяйка давала альбом кому-нибудь из посетителей ее салона с просьбой написать ей стихи. В альбомы писали и Пушкин, и Батюшков, и Баратынский. Альбомы заполняли долго, иногда он переходил от матери к дочери, передавался по наследству.

Ученик. Долго сих листов заветных
Не касался я пером;
Виноват, в столе моем
Уж давно без строк приветных
Залежался твой альбом.
В именины, очень кстати,
Пожелать тебе я рад
Много всякой благодати,
Много сладостных отрад,-
На Парнасе много грома,
В жизни много тихих дней
И на совести твоей
Ни единого альбома
От красавиц, от друзей.

Учитель. Альбом уездной барышни 19 века мог содержать: (слайды)

    клятвы в любви;

    восхищения красотой и умом владелицы альбома;

    пожелания счастья и любви;

    клятвы верности и преданности;

Ребята, попробуйте вспомнить стихотворные строки из произведений любовной лирики поэтов XIX века.

2) «От салонов я был без ума...»

Учитель. Пушкинский век характерен культурным феноменом петербургских светских, литературных и художественных салонов. Устаревшее французское слово "салон" означает художественный кружок избранных лиц в частном доме.

Ученик. Салон был неким кружком вокруг блестящей дамы, который объединял ее друзей из разных слоев общества. Кружки эти всегда создавались по интересам: одних увлекала религия, других - политика, третьих – литература, искусство и музыка. (Слайды) Литературные салоны оказали большое влияние на развитие русской культуры. В них впервые читались вслух произведения, которые при существовании царской цензуры появлялись на бумаге много позже.

Учитель. Наших гостей сегодня ждет сюрприз: вы посетите один из таких салонов. Но это чуть позже... А сейчас – одна из забав литературных салонов - шарады. Предлагаю их разгадать.

1) С буквой «Я» - это шторм, изверженье,

Наводненье, паденье кометы,

А без «Я» - то плоды вдохновенья,

Что нам дарят с любовью поэты. (Стихия – стихи)

2) Мой первый слог растет в дубраве,

Второй – глубокая канава,

Добавьте букву или предлог,

Затем найдите третий слог.

Его отлично знает

Тот, кто в бильярд играет.

А в целом – произведение это

Великого поэта. (Дуб + Ров + С + Кий = Дубровский)

3) Означает слово это

То, что ищут все поэты.

Букв порядок изменяем –

Предприятие получаем. (Рифма – фирма)

4) Кто части велосипеда знает,

Тот слово это отгадает.

А если букву «Д» прибавить,

На сцене можно будет ставить. (Рама – драма)

5) Ты меня отлично знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» заменишь,

Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)

3) «Пора, мой друг, пора...»

Наше путешествие, к сожалению, подходит к концу. Мы оставляем позади и дребезжание булыжной мостовой, и многолюдье улиц, и шум и блеск балов, останутся позади и звуки нежных романсов. Останутся позади...но ведь не забудутся?

Надеюсь, что вам было интересно погрузиться в эту эпоху, а наш «Литературный калейдоскоп» помог по-новому взглянуть на культуру XIX века и подготовил к более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы и искусства той эпохи.

Предпосылки возникновения туризма в 19 веке

Главными историческими событиями 19 века стали морские экспедиции русских путешественников и мореплавателей, которые выходят на передовую позицию по количеству открытий, совершенных в это время. Следует отметить, что только за первые тридцать лет было осуществлено пять крупных исследовательских плаваний.

Особое место в данный период занимают географические общества. Самое первое было открыто во Франции в $1821$ году, затем последовала Германия ($1828 г$.), Англия ($1830$ г.). В $1845$ году открылось географическое общество в России в Санкт-Петербурге.

Замечание 1

Следует отметить, что появление данных организаций внесло существенный вклад в становление туризма, формированию и открытию новых маршрутов для путешествий.

Вторая половина 19 века характеризуется новыми исследовательскими экспедициями, целью которых становится изучение Мирового океана.

Многовековая история научных путешествий и открытий позволили накопить богатейший опыт, который был изложен в многочисленных письменных трудах и дневниках. Это сформировало особую потребность у людей того времени – увидеть новые земли, получить знания об укладе жизни других народов.

Данное обстоятельство считается важнейшей предпосылкой возникновения туризма, как самостоятельной отрасли.

За несколько веков истории путешествий, географических открытий были собраны многочисленные научные и литературные материалы, отчёты и дневники. У людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной для возникновения особой формы путешествий - туризма.

Появление и значение понятия "турист" в 19 веке

19 век ознаменовался существенным повышением перемещения населения в другие страны и географически отдаленные территории. Существенным фактором, влияющим на это обстоятельство, стало формирование множества экономических и политических связей.

В свою очередь, увеличение числа путешественников вызвало необходимость в создании инфраструктуры, способствующей поддержанию туризма. Активизировался процесс строительства новых дорог и модернизации старых. Стали открываться новые предприятия размещения и питания. Возникла потребность в организациях, предоставляющих услуги по лечению и отдыху, а также изучению местных достопримечательностей.

Конец 18 века – начало 19века ознаменовался появлением понятия «турист», которое характеризовало элитарные слои общества, осуществляющие поездку с целью развлечения. Появляется первое европейское движение энтузиастов, которые занимались организацией туров самостоятельно для широких масс населения.

  • К таковым относится писатель Д. Джалиниани. Он разработал маршрут из Лондона в Париж для различных слоев населения в $1815$ г.
  • К.Бедекер стал первым издателем путеводителя в $1829$ г., который издается до сих пор и пользуется большим спросом.

Т[Замечание] аким образом, туристы 19 века уже пользовались услугами первых турфирм, а также осуществляли поездки с большим комфортом.

Первые огранизации, предоставляющие туруслуги

Родоначальником современной туриндустрии принято считать Томаса Кука, который был обычным баптистским пастором. Он знаменит тем, что придумал и полностью организовал поездку по железной дороге для своих прихожан в $1843$ году.

Вместе с тем он сформировал новое направление в туризме – выставочный тур. Томас Кук собрал около 200 англичан из многих провинций для посещения выставки в Париже. Поездки по Европе получили большой спрос и Томас Кук открыл свою компанию и множество филиалов.

Стимулирующим фактором выступило налаженное пароходное сообщение между Европой и США. Томас Кук воспользовался новой возможностью для разработки новых туруслуг и $1866$ г. отправляет в Америку две группы туристов. Разработанные им турпрограммы носили длительный характер и продолжались до 5 месяцев.

Следующим этапом было предложение кругосветного путешествия в $1872$ г. Первая группа состояла из 20 туристов. Путешествие продолжалось 220 дней.

После смерти Томаса Кука его дело продолжили последователи и его сын. Предприятие расширяло географию маршрутов и впервые предложило дорожные чеки для туристов. Данная новинка нашла свое применение и в других сферах экономики.

Еще одной организацией, предоставляющей туруслуги, стало небольшое объединение туристов-горнолыжников. Она получила название Английский Альпийский клуб. Далее аналогичные фирмы возникли в Австрии, Турине и Швейцарии. В России первое объединение любителей гор возникло в Тифлисе.

Замечание 2

Таким образом, середина 19 века ознаменовалась развитием и расширением туриндустрии на многие страны, но доступной она оставалась по-прежнему только для богатых слоев населения.