Предпосылки возникновения туризма в 19 веке

Главными историческими событиями 19 века стали морские экспедиции русских путешественников и мореплавателей, которые выходят на передовую позицию по количеству открытий, совершенных в это время. Следует отметить, что только за первые тридцать лет было осуществлено пять крупных исследовательских плаваний.

Особое место в данный период занимают географические общества. Самое первое было открыто во Франции в $1821$ году, затем последовала Германия ($1828 г$.), Англия ($1830$ г.). В $1845$ году открылось географическое общество в России в Санкт-Петербурге.

Замечание 1

Следует отметить, что появление данных организаций внесло существенный вклад в становление туризма, формированию и открытию новых маршрутов для путешествий.

Вторая половина 19 века характеризуется новыми исследовательскими экспедициями, целью которых становится изучение Мирового океана.

Многовековая история научных путешествий и открытий позволили накопить богатейший опыт, который был изложен в многочисленных письменных трудах и дневниках. Это сформировало особую потребность у людей того времени – увидеть новые земли, получить знания об укладе жизни других народов.

Данное обстоятельство считается важнейшей предпосылкой возникновения туризма, как самостоятельной отрасли.

За несколько веков истории путешествий, географических открытий были собраны многочисленные научные и литературные материалы, отчёты и дневники. У людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной для возникновения особой формы путешествий - туризма.

Появление и значение понятия "турист" в 19 веке

19 век ознаменовался существенным повышением перемещения населения в другие страны и географически отдаленные территории. Существенным фактором, влияющим на это обстоятельство, стало формирование множества экономических и политических связей.

В свою очередь, увеличение числа путешественников вызвало необходимость в создании инфраструктуры, способствующей поддержанию туризма. Активизировался процесс строительства новых дорог и модернизации старых. Стали открываться новые предприятия размещения и питания. Возникла потребность в организациях, предоставляющих услуги по лечению и отдыху, а также изучению местных достопримечательностей.

Конец 18 века – начало 19века ознаменовался появлением понятия «турист», которое характеризовало элитарные слои общества, осуществляющие поездку с целью развлечения. Появляется первое европейское движение энтузиастов, которые занимались организацией туров самостоятельно для широких масс населения.

  • К таковым относится писатель Д. Джалиниани. Он разработал маршрут из Лондона в Париж для различных слоев населения в $1815$ г.
  • К.Бедекер стал первым издателем путеводителя в $1829$ г., который издается до сих пор и пользуется большим спросом.

Т[Замечание] аким образом, туристы 19 века уже пользовались услугами первых турфирм, а также осуществляли поездки с большим комфортом.

Первые огранизации, предоставляющие туруслуги

Родоначальником современной туриндустрии принято считать Томаса Кука, который был обычным баптистским пастором. Он знаменит тем, что придумал и полностью организовал поездку по железной дороге для своих прихожан в $1843$ году.

Вместе с тем он сформировал новое направление в туризме – выставочный тур. Томас Кук собрал около 200 англичан из многих провинций для посещения выставки в Париже. Поездки по Европе получили большой спрос и Томас Кук открыл свою компанию и множество филиалов.

Стимулирующим фактором выступило налаженное пароходное сообщение между Европой и США. Томас Кук воспользовался новой возможностью для разработки новых туруслуг и $1866$ г. отправляет в Америку две группы туристов. Разработанные им турпрограммы носили длительный характер и продолжались до 5 месяцев.

Следующим этапом было предложение кругосветного путешествия в $1872$ г. Первая группа состояла из 20 туристов. Путешествие продолжалось 220 дней.

После смерти Томаса Кука его дело продолжили последователи и его сын. Предприятие расширяло географию маршрутов и впервые предложило дорожные чеки для туристов. Данная новинка нашла свое применение и в других сферах экономики.

Еще одной организацией, предоставляющей туруслуги, стало небольшое объединение туристов-горнолыжников. Она получила название Английский Альпийский клуб. Далее аналогичные фирмы возникли в Австрии, Турине и Швейцарии. В России первое объединение любителей гор возникло в Тифлисе.

Замечание 2

Таким образом, середина 19 века ознаменовалась развитием и расширением туриндустрии на многие страны, но доступной она оставалась по-прежнему только для богатых слоев населения.

В XIX веке экипажи многих морских судов проводили научные наблюдения. Определяли направление и скорость морских тече-ний, измеряли температуру воды на поверхности и в глубине. На английском корабле «Бигль», совершавшем кругосветное плава-ние, шли работы по определению точной долготы тех или иных мест. Это позволяло уточнять старые карты и создавать новые, бо-лее точные. На «Бигле» путешествовал знаменитый натуралист и биолог Чарльз Дарвин . Он изучал животный мир островов , проис-хождение атоллов.

Экспедиции Российской империи в 19 веке

Одним из величайших путешественников XIX в. был Николай Михайлович Пржевальский. Он со своими то-варищами провёл ряд экспедиций в Центральную Азию (рис. 4). Им было пройдено более 33 тыс. км.

Пржевальский составил очень точные карты и подробные научные отчёты. Он первым посетил, описал и нанёс на карту многие горные хребты Центральной Азии и ряд озёр , достиг верховьев рек Янцзы и Хуанхэ, собрал богатые коллекции рас-тений и животных . Путешественник обнаружил в Центральной Азии дикого верблюда и дикую лошадь (лошадь Пржевальско-го). Из своих спутников он воспитал крупных исследователей. Труды его изданы на многих языках .

Пржевальский заслуженно пользовался мировой известно-стью. Его именем названы город, в котором он умер, горный хребет и другие географические объекты.

Более двух третей — 70% поверхности нашей планеты покрыто водами Мирового океана . Кто живет в океане, что лежит на его дне, какое строение это дно имеет, какое влияние оказывает океан на сушу? В 70-х годах XIX века в научное кругосветное плавание отправился английский корабль «Челленджер». Моряки и ученые измеряли глубину океана, температуру воды и ее соленость, брали пробы грунта со дна и воды с разных глубин, описывали морских животных и водоросли , наблюдали за течениями. Для об-работки полученного материала был создан целый научный ин-ститут, а отчет об экспедиции составил 50 томов. Была создана первая карта глубин Атлантического, Индийского и Тихого океа-нов.

В России в конце XIX века научными наблюдениями в Мировом океане прославился адмирал Степан Макаров. Он был талантли-вым флотоводцем, изобретателем, ученым. На корабле «Витязь» Макаров совершил кругосветное плавание, собрав огромный на-учный материал. Особенно подробно были изучены морские тече-ния. По чертежам Макарова был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак», который мог плавать через льды в Северном Ле-довитом океане.

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе.

«Литературный калейдоскоп. Путешествие в 19 век».

Учитель русского языка и литературы Седова Ирина Валентиновна

Цели мероприятия:

Образовательные: углубить знания учащихся об эпохе одного из самых замечательных периодов в истории России – эпохе 19 века, расширить представления об особенностях культуры того времени;

Воспитательные: воспитывать уважение к национальным традициям, формировать у учащихся эстетический вкус, прививать любовь к литературе и искусству;

Развивающие: развивать монологическую речь учащихся, формировать навыки коммуникативной компетенции через сотрудничество учителя и учащихся.

Оформление: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия:

Звучит музыка. (На слайдах зарисовки из эпохи 19 века)

Учитель. Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен…

Ученик. « Друзья, прекрасен наш союз!» -
Читаем мы в строках поэта.

Союз друзей и нежных муз -
Любого времени примета.

Учитель. XIX век - один из самых интересных в истории! Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Толстой, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Достоевский, Чехов и многие другие имена связаны с веком, именуемым «золотым».

Учитель. В наше непростое время мы с теплотой и любовью обращаемся к славному прошлому нашей Родины, ищем ответы на волнующие вопросы современности. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить многие проблемы сегодняшнего дня. А 19 век – эпоха особенная. Это «эпоха, пронизанная молодостью. Ей присуща и молодая непосредственность, и молодая прямолинейность, и молодая энергия».

Ученик. Чтобы лучше понять произведения художественной литературы, созданные поэтами и писателями 19 века, представить стиль эпохи, увидеть ее особенности, мы совершим путешествие в век далекий, но от этого не менее интересный. Век, который много привнес в историю, науку, культуру. Итак, в путь!

«Карету мне, карету!»

«В России начала 19 века движение в городах было очень оживленным. Один из путешественников, побывавший в то время в городе, записал в своих впечатлениях, что «извозничьи экипажи в Петербурге гораздо многочисленнее, чем в самых больших городах Европы, улицы заставлены ими. Чуть ли не на каждом углу можно слышать: «Барин! Куда изволите? Прикажите подавать!» Транспортные средства того времени были самые разнообразные. Попробуем выбрать транспорт для нашего путешествия.

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Ученик. Карета, коляска, бричка, кибитка, тарантас, сани, телега, возок... Без них невозможно представить дорожный быт старой Рос­сии. Названия экипажей часто упоминались в литературных произведениях. Рассмотрим вначале летние повозки.

Телега - простейшая четырехколесная летняя повозка.

Карета - э то закрытый со всех сторон большой четырехколесный конный экипаж на пружинящих рессорах. Карета имела два или четыре пассажирских места, запрягалась обычно четверкой или шестеркой лошадей. В своем произведении «Дубровский» А.С. Пушкин пишет: «…лошади неслись бы­стро по кочкам проселочной дороги, и карета почти не качалась на своих английских рессорах».

Коляска (от славянского «коло» - колесо). Будучи барской 4-колесной повозкой, коляска, как и карета, имела рессоры и запрягалась в несколько лошадей. В отличие от карет коляски были открытыми или имели половинчатый, часто откидной, верх.

Бричка – лёгкая дорожная повозка с откидным верхом. В ворота гостиницы губернско­ го города NN въехала до­вольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостя­ки: отставные подполковники, штабс - капита­ны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян,- словом, все те, которых называют господами средней руки .

Дилижанс – многоместная крытая карета, запряжённая лошадьми для скорого сообщения, перевозки пассажиров и почты. Копейкин пройдёт мимо Милютинских лавок: там из окна выглядывает, в некотором роде, семга этакая, вишенка по пяти рублей штучка, арбуз громадище, дилижанс этакий…

Зимние повозки.

Кибитка – крытая дорожная повозка. Соседи съехались в возках,
в кибитках, в бричках и в санях.

Возок - это кругом закрытая дорожная повозка на полозь­ях, с дверцами и окнами.

Сани - открытая повозка на двух низких полозьях, запрятавшаяся в одну лошадь, парою или тройкой.

1 станция. «Дворянские усадьбы...»

19 век славился своими дворянскими усадьбами.

Дома косые, двухэтажные,
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный разговор.
В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси.
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.

Ученик. Русская дворянская усадьба представляла собой особый мир, который был обустроен в соответствии со вкусами и возможностями владельцев. По стране были разбросаны сотни дворянских усадеб. Большинство выдающихся людей, определивших культурное и историческое развитие нашей страны, связано с русскими усадьбами.

Учитель. И сейчас мы побываем в некоторых из них. И первым будет, непременно, родовое имение нашего великого земляка, Михаила Юрьевича Лермонтова – Тарханы. Заглянем в Михайловское, Спасское-Лутовиново, посетим Ясную Поляну.

Тарханы (слайды)

Без тарханских впечатлений не могло быть «Бородина», «Вадима», «Купца Калашникова», стихов «Как часто пёстрою толпою окружён», «Предсказание», ранних драм и многих других произведений М.Ю.Лермонтова. Тарханы, это «царство дивное», он старательно оберегал от «пёстрой толпы». Этот островок был только для него, здесь он отдыхал душой.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, – памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребёнком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями...

В Тарханах Лермонтов обрёл вечный покой.

Михайловское (слайды)

На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от творческой биографии А.С.Пушкина. В Михайловском поэтом создано около ста произведений: трагедия «Борис Годунов», центральные главы романа «Евгений Онегин», окончена поэма «Цыганы», задуманы «Маленькие трагедии», написаны такие стихотворения, как «Деревня», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», «Вновь я посетил».

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных....

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет – уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора...

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны...

Спасское-Лутовиново (слайды)

Спасское-Лутовиново и его тенистые липовые аллеи, его окрестности нашли свое отражение на страницах “Записок охотника”, романов, повестей, рассказов Тургенева, которые во всем мире прославили неяркую, но полную неотразимого обаяния красоту природы средней России.

Ясная Поляна (слайды)

В окружении необыкновенно красивой природы творил один из самых великих писателей. Л.Н.Толстой об этом говорил так: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его».

2 станция. «Эпоха и лица».

Учитель. 19 век – век великих людей.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Посмотрите на экран, вы увидите портреты известных личностей этой эпохи. Скажите, кем были эти люди, в какой области они прославились?

(Отто фон Бисмарк – рейхсканцлер Германской империи; Генрих Гейне – немецкий поэт; Джон Рокфеллер – американский предприниматель, миллиардер; Виссарион Григорьевич Белинский – русский мыслитель, писатель, литературный критик; Александр II – император всероссийский; Винсент Ван Гог - нидерландский художник, Михаил Иванович Глинка – русский композитор; Франсуа Роден – французский скульптор; Афанасий Фет – русский поэт-лирик; Иоганн Штраус – австрийский композитор; Петр Ильич Чайковский – русский композитор; Марк Твен – американский писатель)

3 станция «Умеют же себя принарядить...»

Учитель. Всмотримся в лица людей, гуляющих по этим старинным имениям. Как не похожи они на наших современников. Дело в том, что «различные исторические эпохи представляют собой особые периоды со своими традициями, событиями, образом жизни людей». Путеводителем в историческое прошлое может стать знакомство с историей костюма.

Все, что связано с костюмом 19 века, давно ушло из нашей повседневной жизни. Исчезли из обихода даже слова, обозначавшие старинные костюмы и ткани. Мы, современные читатели, знакомясь с произведениями русской литературы 19 века, сталкиваемся с тем, что многое в произведении так и остается для нас неизвестным. И сейчас мы познакомимся с модой, которая господствовала в эпоху 19 века.

Ученик. Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир. Стиль ампир отличался, пышностью, блеском и помпезностью.

Мужской повседневной одеждой становится темный (коричневый, черный, синий) шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Чаще всего его носили со светлыми панталонами и светлым жилетом. Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. Головные уборы - высокие шляпы с небольшими, загнутыми с боков полями. Распространенными видами обуви были сапоги и туфли.

Дамы наряжались в так называемые «античные» платья. Их шили с высокой талией, от которой ткань ниспадала свободно, образуя легкие складки. На несколько дюймов под грудью обвивается около тела в шесть дюймов шириною и на спине пушистым бантом сложенный, вишневый, до полу простирающийся и маленькими желтыми или черными звездочками испещренный пояс. Длинное платье по плечам и отчасти по длинным узеньким рукавам убирается коротенькою слегка струящеюся сорочкою. Снизу украшается оно обшивкою из вишневых лент, которая сверху сопровождается легоньким шитьем. На правом плече висит на золотой цепочке... небольшой медальон. Перчатки палевые. Башмаки такого ж цвета, с самыми плоскими каблуками.

4 станция. «Вы вечером к нам будете?»

Смотрите: нас приглашают в гости. Давайте войдем в одно из зданий и посмотрим, как жили люди в 19 веке.

1) «Скажи, альбом, в простых словах...»

Сегодня девушки нередко ведут дневники, альбомы. Форма девичьих альбомов сложилась еще в 19 веке. Тогда альбом был средством самообразования и общения. Он отражал взгляды, вкусы людей.

Ученик. Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,

Что все подруги измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены…

Альбомы были стихотворные, нотные, рисованные и смешанные. Альбомы барышень отличались аккуратностью, они включали в себя стихи, выписки, записи, рисунки. Хозяйка давала альбом кому-нибудь из посетителей ее салона с просьбой написать ей стихи. В альбомы писали и Пушкин, и Батюшков, и Баратынский. Альбомы заполняли долго, иногда он переходил от матери к дочери, передавался по наследству.

Ученик. Долго сих листов заветных
Не касался я пером;
Виноват, в столе моем
Уж давно без строк приветных
Залежался твой альбом.
В именины, очень кстати,
Пожелать тебе я рад
Много всякой благодати,
Много сладостных отрад,-
На Парнасе много грома,
В жизни много тихих дней
И на совести твоей
Ни единого альбома
От красавиц, от друзей.

Учитель. Альбом уездной барышни 19 века мог содержать: (слайды)

    клятвы в любви;

    восхищения красотой и умом владелицы альбома;

    пожелания счастья и любви;

    клятвы верности и преданности;

Ребята, попробуйте вспомнить стихотворные строки из произведений любовной лирики поэтов XIX века.

2) «От салонов я был без ума...»

Учитель. Пушкинский век характерен культурным феноменом петербургских светских, литературных и художественных салонов. Устаревшее французское слово "салон" означает художественный кружок избранных лиц в частном доме.

Ученик. Салон был неким кружком вокруг блестящей дамы, который объединял ее друзей из разных слоев общества. Кружки эти всегда создавались по интересам: одних увлекала религия, других - политика, третьих – литература, искусство и музыка. (Слайды) Литературные салоны оказали большое влияние на развитие русской культуры. В них впервые читались вслух произведения, которые при существовании царской цензуры появлялись на бумаге много позже.

Учитель. Наших гостей сегодня ждет сюрприз: вы посетите один из таких салонов. Но это чуть позже... А сейчас – одна из забав литературных салонов - шарады. Предлагаю их разгадать.

1) С буквой «Я» - это шторм, изверженье,

Наводненье, паденье кометы,

А без «Я» - то плоды вдохновенья,

Что нам дарят с любовью поэты. (Стихия – стихи)

2) Мой первый слог растет в дубраве,

Второй – глубокая канава,

Добавьте букву или предлог,

Затем найдите третий слог.

Его отлично знает

Тот, кто в бильярд играет.

А в целом – произведение это

Великого поэта. (Дуб + Ров + С + Кий = Дубровский)

3) Означает слово это

То, что ищут все поэты.

Букв порядок изменяем –

Предприятие получаем. (Рифма – фирма)

4) Кто части велосипеда знает,

Тот слово это отгадает.

А если букву «Д» прибавить,

На сцене можно будет ставить. (Рама – драма)

5) Ты меня отлично знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» заменишь,

Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)

3) «Пора, мой друг, пора...»

Наше путешествие, к сожалению, подходит к концу. Мы оставляем позади и дребезжание булыжной мостовой, и многолюдье улиц, и шум и блеск балов, останутся позади и звуки нежных романсов. Останутся позади...но ведь не забудутся?

Надеюсь, что вам было интересно погрузиться в эту эпоху, а наш «Литературный калейдоскоп» помог по-новому взглянуть на культуру XIX века и подготовил к более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы и искусства той эпохи.

2.5. Развитие путешествий в 19 - начале 20 в.

Начало 19 в. ознаменовалось крупными морскими кругосветными путешествиями, в которых русским мореплавателям принадлежала главная роль во многих отношениях.

В России только впервые три десятилетия 19 в. были снаряжены пять больших кругосветных экспедиций.

Главную роль в организации и руководстве путешествиями во многих странах стали географические общества, из которых первое было открыто в 1821 г. в Париже, второе в 1828г. - в Берлине, в 1830 - в Лондоне, в 1845 г. - Русское географическое общество в Петербурге.

Во второй половине 19 в. начинается новый этап путешествий. Теперь морские экспедиции снаряжались и для научных исследований Мирового океана.

За несколько веков истории путешествий, географических открытий были собраны многочисленные научные и литературные материалы, отчёты и дневники. У людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной для возникновения особой формы путешествий - туризма.

Естественно, что процесс активизации хозяйственных связей не только увеличивал в огромных масштабах подвижность населения, но и сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостинец, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей.

Так, в конце 18 в. представителей имущих классов европейских государств, посещающих зарубежные страны из любопытства и с целью развлечения, стали называть «туристами». Во второй половине 19 в. разрозненное движение в Европе, представленное энтузиастами одиночками, начинает приобретать определённые организационные формы.

Доподлинно известно, что туры из Англии во Францию организовывались еще в 1815 г. Писатель и путешественник Д. Джалиниани был инициатором и организатором таких туров для широкой публики в Париж из Лондона. А уже в 1829 г. вышел первый в мире путеводитель для путешественников, подготовленный и изданный K.Бедекером. Этот путеводитель издается и в наши дни и пользуется популярностью у туристов, путешествующих по Европе.

Томас Кук, баптистский пастор, сегодня признанный основоположником современного туризма, первым понял сущность и выгодность организованных массовых перемещений путешественников и в 1843 г. устроил первый железнодорожный тур для своей паствы. Успех сопутствовал пастору. И в 1851 г. он привез 165 тыс. англичан со всех провинций страны на международную выставку в Париж. Выставочные туры оказались выгодными, и Кук стал организатором массового посещения туристами из Англии Всемирной выставки в Париже и в 1855 г. В 1856 г. путешествия по Европе стали регулярными, было создано туристское агентство Кука и множество филиалов. Фантастический успех туристской компании подтверждается опубликованным каталогом из 8000 отелей и гостиниц, в которых Кук предлагал размещение туристам. Клиентами туристской фирмы «Томас Кук» в 1870 г. стали 500 тыс. англичан.

Регулярное пароходное сообщение между европейским и американским континентами было открыто в 1832 г., а в 1866 г. Кук направляет в США первые две группы туристов. Туры были продолжительные и длились до пяти месяцев. Среди именитых американских туристов, воспользовавшихся услугами Томаса Кука, следует назвать Марка Твена, который путешествовал в группе из 60 человек и впоследствии детально описал эту поездку. Томас Кук первым предложил кругосветное путешествие всем желающим в 1872 г., поставив кругосветный тур на индустриальную основу. Первые 20 путешественников совершили кругосветный тур за 220 дней. Томас Кук умер в 1892 г., его дело продолжили сын и компаньоны. Компания существенно расширила ареал деятельности, став крупным финансовым институтом и выпустив дорожные чеки для путешественников. Это по существу изобретение века - безопасные деньги (113). Сегодня компания «Томас Кук» владеет 12 тыс. туристских агентств во всех странах мира и обслуживает 20 млн. туристов.

В 1857 г. в Лондоне возникло первое мини-объединение любителей путешествий в горах - Английский Альпийский клуб. Вслед за Английским в 1862 г. появляются Австрийский горный клуб и Клуб в Турине, преобразованный позже в Итальянский горный клуб; в 1863 г. учреждается Швейцарский клуб. К началу 90-х годов 19 в. альпийские клубы возникли во многих европейских странах, а также в США. Большинство клубов стали издавать свои журналы, посвященные горам и путешествиям в них.

В России первое объединение любителей гор возникло в Тифлисе.

Во второй половине 19 - начале 20 веков национальный и международный туризм продолжал развиваться, вовлекая в свою орбиту новые страны. Однако по-прежнему туризм и экскурсии были доступны в основном представителям имущих классов, которые совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечения. В это время открываются национальные и международные курорты и центры туризма во Франции, Италии, Чехословакии, горных районах Швейцарии.

Контрольные вопросы

1. Правомерно ли говорить о "первобытном туризме"?
2. Каковы были мотивы миграций в первобытности?
3. Что вы знаете о первобытной картографии?
4. Куда и с какими целями направлялись экспедиции Древнего Египта?
5. На каком уровне находилась географическая культура Древнего Китая? Какие факты это подтверждают?
6. Какие виды туризма существовали в Древней Греции?
7. Приведите данные, говорящие о зарождении индустрии туризма в Древнем Риме.
8. Какие виды странствий практиковались представителями монашества в средние века?
9. Что вам известно о крестовых походах?
10. Расскажите о великих географических открытиях и их значении для туризма.
11. Назовите первые туристские объединения. Где они появились?

Тяжела и трудна была жизнь путешественника 200 лет назад: его изводили дикие звери, жестокие разбойники, голод и жажда, болезни и скука.

Уже изобретен велосипед, паровоз и пароход, страны связаны сетью морских путей и железных дорог, а странствовать по свету все еще трудно и опасно. Секреты успешных путешествий XIX века — в нашей инструкции.

Русская тройка

Маршрут: от Москвы до самых до окраин

Расстояние между станциями: 18-25 верст (1 верста — 1067 м)

Скорость: осенью — 8 верст в час, летом — 10, зимой — 12. В среднем 100-150 верст в сутки

Выбирайте почтовых лошадей — самый надежный способ передвижения. Их меняют на станциях, и вы точно доберетесь до места назначения, вопрос — когда: ожидание рысаков может затянуться вплоть до ночевки в компании клопов и блох. Хотите быстрее — наймите ямщика из местных жителей и приготовьтесь заплатить втридорога. Бюджетный вариант — поехать на своих лошадях и забыть о скорости: в дороге скакуны будут есть и отдыхать.

Враг путешественника — дорожная скука. Лайфхак от Пушкина: «На каждой станции советую из коляски выбрасывать пустую бутылку; таким образом ты будешь иметь от скуки какое-нибудь занятие»

Возьмите подорожную. Без этой важной бумаги вас просто не выпустят из города. В подорожной должны быть указаны ваши чин и звание, дабы станционный смотритель знал, сколько лошадей следует выдать. Скажем, генерал-адмиралу полагалось 20, капитаны и мелкие чиновники ездили на тройках. В том числе и солнце русской поэзии — титулярный советник Александр Пушкин.

Оптом дешевле. Садитесь в дилижанс, и вы домчитесь из Москвы в Петербург всего за двое с половиной суток вместо четырех. Это стало возможным только в 30-е годы, когда между двумя столицами проложили шоссе и запустили рейсовый экипаж. Дилижанс везли четыре лошади — независимо от статуса пассажиров. Зимой в нем умещались четыре человека, летом шесть — тесно, зато быстро.

Тише едешь, дальше будешь — главное правило русских дорог. Если гнать по ямам и кочкам, экипаж опрокинется и поездка затянется. «Выехал пять-шесть дней тому назад из моей проклятой деревушки на перекладной из-за отвратительных дорог. Псковские ямщики не нашли ничего лучшего, как опрокинуть меня; у меня помят бок, болит грудь, и я не могу дышать. Жду, чтобы мне стало хоть немного лучше, дабы пуститься дальше на почтовых», — жалуется Пушкин в письме другу.

Восточный экспресс. Возьмите с собой оружие и спите в одежде. Дорого — не значит безопасно: долгая и малоизученная дорога полна сюрпризов

Наберитесь терпения. Еще один враг путешественника — дорожная скука. Однообразные пейзажи, хмурое небо, плохая погода — тоска, да и только. Лайфхак от Пушкина: «На каждой станции советую из коляски выбрасывать пустую бутылку; таким образом ты будешь иметь от скуки какое-нибудь занятие».

«Восточный экспресс»

Маршрут: Париж — Стамбул

Расстояние: 3000 км

Время в пути: 67 часов

Забудьте о реальности. «Восточный экспресс» — не просто поезд, соединивший Европу и Азию, а целый мир роскоши и комфорта: красное дерево, генуэзский бархат, хрустальные люстры, столовое серебро. В каждом купе есть умывальник с холодной и горячей водой, а в вагоне-ресторане пассажиров кормят исключительно деликатесами. Одна проблема: вернуться из этой сказки к повседневной жизни не так-то просто.

Возьмите с собой оружие и спите в одежде. Дорого — не значит безопасно: долгая и малоизученная дорога полна сюрпризов. На экспресс несколько раз нападали вооруженные люди. Возможно, за ними стояли владельцы пароходов, которые терпели огромные убытки от популярности «Восточного экспресса».

Не помешает запас еды. Однажды поезд на пять дней застрял в горах из-за снежной бури. Кухня вагона-ресторана не была готова к такой задержке, так что пассажиров в эти дни даже не кормили и некоторые из них ходили на охоту. Этот случай стал завязкой сюжета одного из лучших детективов Агаты Кристи — «Убийство в "Восточном экспрессе"».

Натирайтесь духами. Бич поезда — клопы, жившие в щелях деревянных вагонов. Насекомые набрасывались на пассажиров, невзирая на чины и должности. Совет по борьбе с этой неприятностью предлагает французская книга 1829 года: «У клопов чрезвычайно тонкое обоняние, поэтому во избежание укусов надо натираться духами». Правда, изысканное средство помогало ненадолго и кровопийцы возвращались.

Осторожно, привидение! Самым впечатлительным пассажирам «Восточный экспресс» обещает встречу с потусторонним. В поезде-дворце, как в старинном замке, имелось свое привидение — впрочем, вполне добропорядочное и безобидное: джентльмен средних лет в костюме бежевого цвета возникал ниоткуда, проходил сквозь стены и исчезал.

Трансатлантические лайнеры

Маршрут: Ливерпуль — Нью-Йорк

Расстояние: более 5000 км

Время в пути: 30-100 дней (парусники), 8-18 дней (пароходы)

Берегите здоровье. На кораблях, плывших через Атлантику, в больших кубриках без перегородок размещались от 800 до 1000 эмигрантов. И теснота — только полбеды: в темном, сыром, душном помещении быстро распространялись инфекции. Холера и тиф, корь и дизентерия уносили здоровье и жизнь, треть пассажиров погибали в пути. Поэтому со временем эмигрантов стали допускать на борт лишь после медосмотра.

Чистота и порядок на паруснике — ваши проблемы. Вам придется проветривать постель, мыть посуду, подметать палубу, а раз в неделю — драить ее

Возьмите с собой подушки, одеяла и постель. Вам предоставляется место на деревянных двух-трехъярусных нарах вдоль бортов и по центру судна. Из удобств — набитый соломой матрас, остальное нужно брать с собой. А если места на нарах не хватит, придется спать прямо на полу. И никаких излишеств: бочка вместо стола и чемодан вместо стула.

Не забудьте продукты и посуду. Столовых для эмигрантов на борту парусников нет, зато разрешают варить каши и картошку. Не исключено, что придется голодать: продукты спускают в грузовой отсек, и добраться до запасов, заваленных сверху торговым грузом, порой невозможно. А вот на пароходах в стоимость билета входит трехразовое питание: каши, говядина или свинина, суп, рыба, картофель. Посуду лучше взять с собой.

Чистота и порядок — ваши проблемы. Вам придется проветривать постель, мыть посуду, подметать палубу, а раз в неделю — драить ее. Чтобы постирать белье, нужно сначала собрать дождевую воду, дождаться хорошей погоды и собраться на палубе — стирка в трюмах запрещалась.

Мойтесь на палубе. Ванной нет вообще, вся надежда на боцмана: он обдаст вас струей воды из шланга, если будет в настроении. Туалетов как таковых тоже нет, в лучшем случае ведро за ширмой для женщин и детей. Из-за резкого запаха экипаж не желает спускаться к пассажирским отсекам. Воздух очищается с помощью кипящего дегтя, паров хлора или уксуса. Туалеты с автоматическим сливом появились на пароходах лишь в конце века.

Велосипед «пенни-фартинг»

Маршрут: вокруг света

Расстояние: 21 700 км

Время в пути: два с половиной года

Развивайте ловкость. Велосипед «пенни-фартинг» к концу века стал так популярен, что англичанин Томас Стивенс даже отправился на нем в кругосветку. Управлять этим механизмом непросто: переднее колесо в пять раз больше заднего (как монеты пенни и фартинг), руль, педали и колесо соединены в жесткую конструкцию, а центр тяжести смещен вперед. Малейшая неровность, камушек или резкий поворот — и велосипедист вылетает из седла через руль.

Не берите ничего лишнего — главная заповедь велосипедистов всех времен. (Другие наши материалы на тему путешествий — и .) Смог же Стивенс объехать мир с парой носков, запасной рубашкой, плащ-палаткой и спальным мешком. Денег тоже было немного, зато в дороге ему помогали такие же фанаты велопутешествий. Пригодился и револьвер — чтобы отпугнуть горного льва в пустыне Невада и грабителей в Турции.

Учите языки. Английского явно недостаточно. В Турции Стивенс не смог выяснить дорогу и уточнить маршрут, а общение с местными жителями закончилось тем, что его приняли за бродячего акробата и потребовали цирковых трюков

Учите языки. Английского явно недостаточно. В Турции Стивенс не смог выяснить дорогу и уточнить маршрут, а общение с местными жителями закончилось тем, что его приняли за бродячего акробата и потребовали цирковых трюков. У китайцев странник тоже не нашел понимания — до такой степени, что пришлось не раз угрожать им оружием, чтобы спасти жизнь.

Найдите спонсора. Сначала Стивенс планировал пересечь только США. Но в Нью-Йорке он встретился с владельцем крупнейшей в стране компании по производству велосипедов — Альбертом Поупом, который профинансировал дальнейшее путешествие вокруг света. Поездка стала рекламной акцией для велосипедов Pope Manufacturing — на одном из них и ехал Стивенс. Кстати, эта схема отлично работает и в XXI веке.

Приготовьте план «Б». Далеко не везде вас встретят радушно, так что менять маршрут придется на ходу. Томас Стивенс не смог пересечь Сибирь из-за отказа российских властей. В Афганистане его арестовали и выслали из страны, и он добирался в Индию длинным кружным путем.

Караван верблюдов

Маршрут: Тегеран — Хива — Бухара — Самарканд — Герат — Стамбул

Расстояние: 7000 км

Время в пути: один год

Переоденьтесь дервишем. Нужно быть настоящим экстремалом, чтобы отправиться в Среднюю Азию в середине XIX века: регион был закрыт для европейцев, а любопытство каралось смертью. Перемещаться свободно здесь могут лишь «святые паломники» — дервиши, так что придется преобразиться. Тряпки, связанные у пояса веревкой, чалма, лоскуты грязной ткани на ногах и мешочек с Кораном на шее — именно так выглядел венгерский путешественник Арминий Вамбери во время своих азиатских странствий. Потрепанный вид и паспорт на имя Решида-эфенди с печатью турецкого султана помогли ему благополучно пройти долгий путь с караваном дервишей.

Изучите Коран. Имя, внешность и даже знание языков — лишь половина успеха. Еще неплохо бы помнить мусульманские молитвы, уметь их читать и петь, класть поклоны, поднимать руки к небу, закатывать глаза

Контролируйте каждое движение. И даже этой премудрости мало — выдать чужака может любой неосторожный жест. «Зная, например, за собой привычку размахивать руками при разговоре, что на Востоке не дозволяется, я из боязни выдать себя прибег к насильственным мерам, то есть подвязал себе руку, сказав всем, что она у меня болит, и рука скоро отвыкла от непроизвольных движений», — делится опытом Вамбери.

Изучите Коран. Имя, внешность и даже знание языков — лишь половина успеха. Еще неплохо бы помнить мусульманские молитвы, уметь их читать и петь, класть поклоны, поднимать руки к небу, закатывать глаза. В общем, для полного перевоплощения в дервиша придется окончить медресе, и тогда вы сможете раздавать благословения, лечить больных молитвами и участвовать в религиозных диспутах.

Не отходите от каравана ни на шаг. Дороги Средней Азии буквально кишат разбойниками. Каракчи не рискуют нападать на большие караваны, но не пощадят одинокого путника. В лучшем случае вас ограбят, в худшем — продадут в рабство.

Экономьте воду. Странствуя по этим благословенным местам, вы пересечете пару пустынь и узнаете, что такое жара, жажда и песчаные бури. Пополнить запасы воды можно только после дождя или в горько-соленых колодцах, и каждая капля — на вес золота. С собой паломники берут только воду и муку, в дороге пекут пресный хлеб, ночуют на голой земле, не разжигая огня. И лишь в оазисах вас ждет короткий отдых, чистая вода и горячая еда.