Методическая разработка урока истории в 8 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Еремина Татьяна Дмитриевна,

учитель истории и обществознания,

МБОУ «Лешуконская СОШ»

УМК: «Всеобщая история. Новая история» (Юдовская А.Я.)

Тема урока: " Итоговый урок по новой истории в 8 классе «Путешествие в 19 век»

Вид урока: урок-путешествие

Цель урока: повторить, систематизировать, обобщить изученный материал

Задачи урока:

    Образовательные:

    Развитие умения формулировать понятия; давать характеристики странам, политическим деятелям

    Развитие умения применять полученные знания при выполнении заданий;

    Продолжение формирования умений работы с текстом учебника, синхронной таблицей, словарем понятий, настенной картой, технологическими картами.

    Развивающие:

    Осуществление системно - деятельностного подхода;

    Развитие внимательности;

    Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных).

    Воспитательные:

    Воспитание интереса к предмету истории;

    Развитие коммуникативных УУД.

Планируемые результаты :

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с учебным материалом.

Предметные: развитие умений работать с учебником и раздаточным материалом, повторение, обобщение и систематизация полученных знаний.

Методы обучения : игровой, иллюстративный, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, технологическая карта с заданием для самостоятельной работы в группах, карточки с флагами и названием стран.

    Организационный момент (5 групп по 4 человека)

    Вступительное слово учителя.

    Какая тема урока?

    Чем займемся на уроке?

Путешествие в XIX век-век столь же прекрасный, сколь и тревожный. За 100 прошедших лет изменилась карта Европы – на ней появлялись и исчезали целые государства, изменилось политическое устройство государств – абсолютные монархии уступили место конституционным и республикам. Это время, когда активно развивается парламентская деятельность, идёт процесс формирования правовых государств, в которых центральное место занимает закон и главный из них – конституция.

XIX век – это время, когда рушатся сословные перегородки, женщины добиваются уравнения в правах с мужчинами. Громадный шаг вперёд сделала наука, изменив производство, быт, уровень жизни людей.

XIX век – это век, когда революция следовала за революцией.

    Революция?

    Буржуазная революция?

    Капитализм?

    О каких странах больше всего шла речь на уроках?

    Страны . Политические деятели .

А) Создание групп по странам (найди своих товарищей) (личность, событие, годы, понятие)

США : Авраам Линкольн, гражданская война, 1861-1865, республиканская партия

Германия : Отто фон Бисмарк, объединение страны, 1866 , «железный канцлер»

Франция : Бонопарт Наполеон, поход на Россию, 1812, Отечественная война

Англия : королева Виктория, «мастерская мира», 1837-1901, «викторианская эпоха»

Б) Задание: составить 2-3 предложения по этим словам (на экране портреты политических деятелей)

В) Перекличка (встает та страна, которая является ответом на вопрос.

    В истории этой страны имело место «дело Дрейфуса»? (Франции).

    В этой стране в XIX веке были две партии –республиканцы и демократы (США)

    Эта страна во внешней политике долгое время придерживалась так называемой политики «блестящей изоляции»? (Англия).

    Её называли «лоскутной империей». (Австро-Венгрия)

    Из какой страны был этот политик, которому принадлежат слова: «Великие вопросы разрешаются не речами и решениями большинства в парламенте, а железом и кровью». (Бисмарку, Германия).

    Эти страны входили в Антанту? (Англия, Франция).

    В этой стране был организован орган самоуправления – коммуна. (Франция)

Г) Показать страну на карте, соотнести карточку с названием страны с государственным флагом страны.

4. Заполни пропуски . (3 минут)

1. В XIX веке изменения во всех сферах жизни общества привели к тому, что промышленный переворот стали называть _______________ революцией.

В это время идёт разрушение ____________ общества. На смену ему приходит общество ___________, для которого характерно _____________ производство.

    Завершение промышленного переворота привело к становлению ____________ капитализма или как его ещё называют _________________.

    Вопрос о том, каким быть обществу, всегда волновал людей. Ответ на этот вопрос пытались дать три общественно-политических течения - ____________, __________, ____________.

    В XIX веке идёт процесс формирования такого общества, где личность может реализовать свои прирождённые права на жизнь, свободу. Такое общество называют ____________.

(промышленной (индустриальной); традиционного; индустриальное; машинное; монополистического; империализм; консерватизм, либерализм, социализм; гражданским).

    Промышленный переворот?

    Завершение промышленного переворота?

    Понятия.

(Для истории 19 века характерны новые понятия. Из букв соберите понятие и дайте ему определение)

    Метрополия

    Аболиционизм

    Модернизация

    Империализм

Какие это понятия? (Можно пользоваться словарем)

Движение женщин за уравнение в правах с мужчинами (эмансипация).

Военно-политический союз в составе Англии, России, Франции. (Антанта).

Крайний национализм (шовинизм).

Лицо, занимающееся распространением религии среди населения (миссионер).

Война между гражданами одного государства. (Гражданская война).

Рабочее движение в Англии (чартизм)

    Политические учения

«Философов-мыслителей XIX века, как и философов в прежние века, волновали вопросы: как развивается общество, что предпочтительней – революция или реформа, куда движется история. В XIX веке в Западной Европе оформились три основные общественно-политические учения: либерализм, консерватизм, социализм . Каждое из них имело свой взгляд на пути развития общества и права личности.

Ваша задача определить, о какой идеологии идёт речь. (Напишите на карточке)

«Государство охраняет собственность».

«Идея всеобщего благосостояния».

«Право на жизнь, свободу, собственность».

«Государство обеспечивает свободу предпринимательства».

«Разрешено, всё, что не запрещено законом».

«Право на участие в решении государственных дел»

(либерализм)

    Найдите в словаре определение этих трех учений.

    Хронология

Соотнесите даты и события

Дата

Событие

А. Парижская коммуна

    1904-1907

Б. образование Антанты

В. Образование Тройственного союза

    1870 – 1871

Г. Франко-Прусская война

Д. отмена рабства в США

    Изобретения.

19 век - век научно-технического прогресса

Найдите в хронологической таблице, какие технические изобретения были сделаны

    1803-первый паровой автомобиль

    1807-пароход

    1825-первая железная дорога в Великобритании

    1844-установление телеграфной связи между городами с помощью аппарата Морзе

    1850-первый подводный кабель

    1863-подземная железная дорога в Лондоне

    1895-кинематограф

    1896 первый сеанс радиосвязи в Петербурге

    В XIX веке американец Зингер придумал устройство, которое облегчило и ускорило процесс создания одежды. Как называлось это устройство? (Швейная машина )

    А соотечественники Зингера Летек Шоулс и Ремингтон придумали машину, в результате применения которой уже не требовался красивый и четкий почерк. Как называлось их изобретение? (Пишущая машинка )

    В конце XIX века появилось изобретение, имевшее неслыханный успех в разных странах. Его называли «ожившей фотографией», «великим немым». Как называлось это изобретение? (Кинематограф )

    В 1889 г. в Париже появилось архитектурное сооружение, смонтированное из многочисленных стальных элементов. Многие парижане считали это сооружение, ставшее в дальнейшем символом Парижа и Франции, безобразным. Как называлось это сооружение? (Эйфелева башня )

    В XIX веке появился велосипед, который быстро стал популярным средством для активного отдыха и вызвал изменение в женской моде. Какая новая деталь женского гардероба позволила женщина заниматься велосипедным спортом? (Шаровары)

    В 1892 годы барон Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить прекрасную античную традицию – проводить мирные соревнования спортсменов из разных стран считая, что такие состязания будут прекрасной гарантией согласия и мира во всем мире. Что предложил Пьер де Кубертен? (Возобновить Олимпийские игры )

    На какое изобретение в английском обществе была такая реакция: «… птицы будут убиты дымом, у коров молоко испортится и скиснет… лошади вымрут, посевы фермеров будут выжжены искрами…; воздух будет отравлен запахом, исходящим от машины; скот, пасущийся на полях, умрёт от страха при этих отвратительных звуках и свистках» (О железной дороге)

    Что называли экипажем без лошадей? (Автомобиль)

    В XIX веке новыми источниками энергии стали… (нефть, электричество)

    Эта француженка сумела перекочевать в Нью-Йорк лишь по частям и понадобилось ей для этого 214 трансатлантических рейсов. (1886г – за океан перевезена Статуя Свободы. Скульптор – Бартольди)

    Только 14 изобретений из 108 предсказанных им пока не реализованы. О ком идёт речь? (Жюль Верн)

    Открытия в какой области объединяют эти имена: Шрапнел, Кольт, Мэксим, Нобель? (Военная техника)

    Два военно-политических блока, появившиеся в конце 19 века (Тройственный союз и Антанта)

    Заключение.

Мир готовится к большой войне.

Учебник, страница 286, высказывание французского историка Дебидура.

Ответьте на вопрос : Для чего необходимо изучать историю зарубежных стран?

    Домашнее задание: карточка с заданиями


В мире всегда что-то меняется. Проходят эпохи, великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания – это память о людях, которые жили и творили в то или иное время. «Память – одно из самых благодатных даров неба,- говорил П. И. Чайковский.- Воспоминания, как луч света, имеют свойство озарять произошедшее как раз настолько, что всё худое не замечается, что всё хорошее кажется лучше». Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности дней, давно ушедших.

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в Россию 19 века.


Звучит лирическая музыка.
На фоне музыки стихи Рубальской «Во все времена».
Погаси электрический свет,

Тёплым воском пусть плавятся свечи.

Поплывём вспять течению лет

В чьи-то страсти, разлуки и встречи.


Мы откроем старинный сундук,

Пыль времён отряхнём мы с событий

Чтоб забытый, таинственный звук

Из реки дней ушедших к нам вытек.


И в камине огонь затрещит,

Нам поведают сказки поленья…

19 век к нам спешит,

Возвращая к ушедшим мгновеньям.

19 век … Его ещё называют «золотым веком» русской культуры и поэзии в частности. И не случайно золотыми буквами вписаны в историю имена 3 поэтов 1 половины 19 века. Назовите эти имена.
(Портрет Пушкина. Под портретом надпись).
Все гениальные стихи нашей поэзии – братья, дети одной семьи, отец которой – Пушкин.
Н. Доризо.
Пушкин – поэт, но Пушкин больше, чем поэт. Хотя «поэт» великое слово, оно не может выразить всё то, что для нас значит Пушкин.
Пушкин – литература и история.

Пушкин – наука и искусство.

Пушкин – мерило наших духовных ценностей.
(Дети вспоминают по 2-3 строки из Пушкина).

Звучит стихотворение Дементьева «А мне приснился сон».


А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён

Сергеем Соболевским…

Его любимый друг с достоинством и блеском

Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась.

Остались боль и ярость,

Да шум великосветский,

Что так ему постыл…


К несчастью, Соболевский в тот год в Европах был .
А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён.

Всё было очень просто:

У Троицкого моста

Он встретил Натали.

Их экипажи встали

Она была в вуали,

В серебряной пыли.


Он вышел поклониться,

Сказать – пускай не ждут.

Могло всё измениться

В те несколько минут.


К несчастью, Натали была так близорука, что, не узнав супруга, растаяла вдали.
А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён.

Под дуло пистолета,

,
Не опуская глаз,

Шагнул вперёд Данзас

И заслонил поэта.


И слышал только лес,

Что говорил он другу…

И опускает руку несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести так поступить не смел. Остался он на месте, и выстрел прогремел.
А мне приснился сон, что Пушкин был спасён.
(Звучит стихотворение «Погиб поэт» Лермонтова.)
Едва умолк выстрел на Чёрной речке, как всю Россию потрясли, словно мощнейшее землетрясение, стихи Лермонтова «Смерть поэта», и яростное горе потери, неистовая жажда возмездия сделали никому не известного юношу великим русским поэтом. достойным преемником пушкинской музы.

«Во всей мировой литературе я не знаю более близкого духовного родства, чем родство этих 2 гениев»,- писал поэт Николай Доризо. А первый наш нобелевский лауреат Иван Бунин на склоне лет признался: «Я всегда думал, что наш величайший поэт был Пушкин. Нет. Это был Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб в 26 лет.»

Такие поэты рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества.
Вверху одна горит звезда,

Мой взор она манит всегда.

Мои мечты она влечёт

И с высоты меня зовёт…


Хочется вспомнить имя ещё одной немеркнущей звезды 19 века, гениального поэта и драматурга, о котором Пушкин говорил:«Это один из самых умных людей в России».

Господин иностранной Коллегии надворный советник, полномочный министр Российской императорской миссии в Персии, смертью своей шагнувший в бессмертие поэт Александр Сергеевич Грибоедов.

Грибоедов не только музыкант и поэт, он ещё и композитор. Послушайте написанный им вальс.

(Звучит вальс Грибоедова).


Грибоедов оставил после себя 2 вальса, но прежде всего он известен нам как автор комедии «Горе от ума», где что ни строка – то афоризм.

(Учащиеся вспоминают афоризмы). Ещё будучи юными, полными сил, Пушкин, Грибоедов посещали салон княгини Зинаиды Волконской. Здесь бывали Жуковский, Тургенев, Одоевский - самое блестящее общество Москвы. В 19 веке в дворянской среде были популярны литературно-музыкальные салоны. здесь устраивали литературные чтения. концерты, театральные представления.Сама хозяйка великолепно пела. На слушателей производил особое впечатление её звучный голос. Вот как писал об этом поэт Иван Козлов.


Мне говорят: «Она поет -
И радость тихо в душу льется,
Раздумье томное найдет,
В мечтанье сладком сердце бьется;
А я, я слез не проливал,
Волшебным голосом плененный;
Я только помню, что видал
Певицы образ несравненный.

О, помню я, каким огнем

Сияли очи голубые,

Как на челе ее младом

Вилися кудри золотые! И. Козлов. Княгине 3. Волконской

Но одним из самых распространённых развлечений высшего света были балы.

На бал люди приходили одетыми парадно.

Кавалеры во фраке, смокинге или костюме, белой рубашке и обязательно в перчатках.


Причём, дама могла отказать кавалеру без перчаток, и для кавалеров лучше прийти на бал в чёрных перчатках, чем без перчаток вообще.

Дамы и девушки одевались в платья белого или пастельных тонов. Они долго размышляли над цветом и фасоном платья. Вот как описывает это великий классик 19 века Гоголь в своей комедии «Ревизор».

(Инсценировка).
В тон платья подбирались перчатки или надевались белые. Девушкам рекомендовалась скромная причёска. В любом случае шея должна была быть открыта. На балах следовало появляться с минимальным количеством украшений: подвеска на шее, скромный браслет.
Во время бала какой – нибудь господин отделяется от ряда зрителей и подаёт руку даме, стоящей напротив. Пара пускается в путь, убыстряя или замедляя шаг, в ногу с теми, кто идёт впереди. Наверное не так просто идти, касаясь друг друга лишь кончиками пальцев, под огнём тысячи глаз.

Пройти с изяществом, благородством, простотой, когда на вас смотрят … Даже большим актрисам не всегда это удавалось.


Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)
(Исполняется вальс).

А вот как описывает бал А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».


Во дни веселий и желаний
Я от балов был без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь
. Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!
Не то... не то, избави боже!

А. Пушкин « Евгений Онегин».
«Держите прямо свой лорнет»… Действительно, у женщин 19 века было много милых аксессуаров: лорнеты, сумочки, веера.

Существовал скрытый язык веера.

Если веер развёрнут, дама отмахивается, это означает: «Я замужем»
Веер закрывается – вы мне безразличны.
Открывается один лепесток – будьте довольны моей дружбой.
Веер полностью раскрыт – вы мне нравитесь, я Вас обожаю.
Если дама, глядя на мужчину, похлопывала по руке закрытым веером, то по количеству ударов её избранник узнавал час свидания.

Юных девушек с шестнадцати лет начинали вы­водить в свет. И это было огром­ным событием в их жизни. Никто лучше Л. Н. Толстого не передал это состояние ожидания праздни­ка, суматошных сборов, волне­ния.

Откроем роман «Война и мир» на странице, где описывает­ся первый бал Наташи Ростовой...

«Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни... То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила тому, что это будет... Мужчины стали подходить к дамам и стро­иться в пары... Больше половины дам имели кавалеров... Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в танец. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и блестящими испуганными глаза­ми глядела перед собой, с выраже­нием готовности на величайшую радость и на величайшее горе... "Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танце­вать между первыми, неужели ме­ня не заметят все эти мужчины... Они должны же знать, как мне хо­чется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мной…»

(Кадр из фильма Бондарчука «Война и мир».)

Кроме балов, в шумных светских гостиных устраивали маскарады. Они особенно были любимы обществом. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощённому общению.

Именно на бале-маскараде состоялось знакомство известного поэта 19 века А. К. Толстого и Софьи Андреевны Миллер.

В светской толпе он почему-то сразу обратил на неё внимание. Маска скрывала её лицо, но глаза сквозь неё смотрели пристально и печально.

Прекрасные волосы венчали голову. Она была стройна и изящна. Голос её завораживал. Они проговорили недолго. Тщетно он просил её открыть лицо, снять маску… Но его визитную карточку она взяла, дав лукавое обещание не забывать его. Что было бы с ним, Алексеем Константиновичем Толстым, и с ней, Софьей Андреевной Миллер, если бы они не встретились? Быть может, именно той январской ночью1851 года, когда он возвращался домой, сложились первые строки будущего небывалого по красоте романса.
(Звучит романс «Средь шумного бала».)
У А. К. Толстого встреча «средь шумного бала» имела счастливое продолжение. В Софье Андреевне он нашёл не только единственную свою женщину, но и умного друга.

Софья Андреевна была незаурядной женщиной, прекрасно образованной. Современники утверждал, что она знала 1,5 десятка языков, была отличной музыкантшей, прекрасно пела. Обладала решительным и стойким характером, обожала, как и Алексей Константинович, охоту и скачки на коне во весь опор.

Когда во время Крымской войны Толстой, пошедший туда добровольцем, заболел тифом, Софья Андреевна проводила у его постели дни и ночи.

С нею он изъездил пол0россии, с нею же уединился в российской сельской глуши. Любовь Алексея Константиновича была вечным чувством.

У каждой эпохи свой идеал женщины. Для светской женщины 19 века были естественны знание языков, умение петь, танцевать, музицировать.

Изменилось время.

Изменилась мода, но неизменными и вечными должны оставаться такие понятия и чувства, дарящие свет, как любовь, верность, честь, красота, искусство, добро.
Всего-то - чтоб была свеча,

Свеча простая, восковая,

И старомодность вековая

Так станет в памяти свежа.


И поспешит твое перо

К той грамоте витиеватой,

Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.


Уже ты мыслишь о друзьях

Все чаще способом старинным,

И сталактитом стеаринным

Займешься нежностью в глазах.


И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла, и гаснут свечи,

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит.

Хотелось бы Вам побывать в прошлом? В XIX веке, к примеру? На Бородинском сражении?!
Вживую увидеть, как это было, почувствовать обстановку?
Мне это удалось!
Хочу рассказать, как мы ездили на Бородинскую битву.

- Ну что, поедешь со мной в Бородино?
- Поеду! А с малышом как быть? С собой?
- Конечно. А ты думаешь, он нам помешает?
- Ну как он может помешать?!

А у самой в голове крутятся мысли: как ехать с годовалым малышом, который ещё не умеет ходить? Мало того, что для него нужна куча вещей: памперсы, одежда, детское питание, и т.д. Как он поведёт себя в дороге? Вдруг будет плакать?

Ладно, будем решать проблемы по мере их появления,- подумала я и начала паковать сумки.
В результате получилось две больших сумки и два рюкзака.
Ехать мы решили на поезде. Купили билеты - два взрослых и один детский, для старшего сына. Отправление поезда в 23 часа. Малыш к этому времени крепко спал. Переложили его из переносной люльки на полку и сами легли спать.
Москва встретила нас празднично украшенными улицами. Восьмое сентября. Как раз отмечался День Города.
Мужу надо было съездить по своим делам, мне таскаться с ним не захотелось. Решили, что я с детьми пока съезжу на ВДНХ, а он, как освободится, приедет к нам.

Итак, я с мальчишками добралась до цели. Погода была не солнечная, время полвосьмого утра, чем заняться?
Для начала мы решили побродить вокруг. Увидели огромный шар, наполненный маленькими шарами, сооруженный по случаю праздника.

Малыш громко требовал дать ему шар, не понимал, что вовнутрь не залезть.
Потом мы пошли в Макдональдс, перекусить. Пришлось немного подождать, он открывается с 8 часов. Зато дети были довольны. Старший перекусил, а малыш изучил флору в кафе, попытался растения повыдирать. Хорошо, что я вовремя заметила и остановила.

Время у нас еще оставалось, мы решили покататься на монорельсовой дороге.

Поснимали достопримечательности из окна. Малыш в поезде заснул. А тут и муж приехал.

Посоветовавшись, мы решили съездить в парк, на качели, т.к. ехать в Бородино еще было рано.

Там дети покатались, поиграли, и мы поехали на Белорусский вокзал.
На электричке добрались до Бородино, там пришлось взять такси, чтобы добраться до места нашей стоянки.

В палаточном городке нас встретили друзья. Выделили нашей семье отдельную палатку, дали спальник. Еще один у нас был свой.
В первый день была подготовка к празднику, репетиция, примерка костюмов, потом ужин и песни у костра до полуночи.

Кроме нас, с детьми было еще несколько человек, им всем дали костюмы на праздник.
Как мне рассказали, самый юный участник этого мероприятия был трёх месяцев от роду, годом раньше. Надо сказать, что мой малыш вел себя просто великолепно. Капризничал мало, кушал, играл. Единственная трудность, что не ходил, постоянно на руках.

В воскресенье нас подняли с самого утра, на сборы. Мужчины надели военные костюмы XIX века. У наших были костюмы русской армии.

Были еще и французы.

Часов в 10 мы пошли стройной колонной в Бородино.

Дорога заняла примерно час.

Мой малыш все это время спал. Нести его было очень тяжело, спасибо курсантам, помогли. Выглядело это презабавно: сын полка!

В Бородино было очень много приезжих: туристы, местные жители, артисты-участники шоу.

Столько интересных костюмов!!!

Мы пришли к Бородинскому музею.

Там наши вояки фотографировались с желающими.

Потом начался концерт. На нем собрали военные оркестры.

После этого был салют, трехцветный, как российский триколор.

Все поле было оцеплено металлоискателями, на случай безопасности.

Народа было очень много. Для желающих установили трибуны. Мы же решили устроить себе привал прямо на земле.

Было очень жарко. Наши мужчины в костюмах просто изнемогали от жары.
Тут же была палаточная ярмарка, где можно было купить еду и сувениры.

Рядом ходили дамы из XIX cтолетия...

На поле начали съезжаться войска. На лошадях, в костюмах ехали гусары, драгуны… Зрелище было потрясающее.

Потом началось само сражение. На поле выстроились войска.

Была воссоздана реальная историческая картина события. Только участников раз в 10 меньше, чем на самом деле.

Постоянно раздавались взрывы. Стреляли по-настоящему, из пушек и ружей. Было видно, как пушку вначале чистят, потом заправляют снарядом… пухх! Выстрел, грохот, и облако дыма!...

Я поинтересовалась, не бывает ли травм на таких мероприятиях. Сказали, что бывает. Но несерьезно. Как-то в ногу попало участнику, и в лошадь однажды. К счастью, несильно.

Все сражение продолжалось где-то час. Ощущения фантастические! Перемешалась реальность XXI века с культурой, костюмами и военными событиями XIX.

Мне очень понравилось. Новый взгляд на известный исторический факт, удалось прочувствовать атмосферу, увидеть войну живыми глазами.
Детям тоже было очень интересно.

После окончания Бородинского сражения, мы отправились в свой лагерь собирать вещи. И – домой!

В этом году планируем поехать на машине уже с тремя детьми. Думаю, справимся.

Для тех, кому интересно, скажу, что это мероприятие проводится ежегодно, в Бородино, чуть больше 100 км от Москвы, в первое или во второе воскресенье сентября.
Вход бесплатный для всех желающих. Приезжайте, не пожалеете!

Кто: Семен Дежнев, казачий атаман, купец, торговец мехами.

Когда: 1648

Что открыл: Первым прошел Берингов пролив, что отделяет Евразию от Северной Америки.

Таким образом, выяснил, что Евразия и Северная Америка – два разных континента, и что они не смыкаются.

Кто: Фаддей Беллинсгаузен, русский адмирал, мореплаватель.

Путешествия

Когда: 1820.

Что открыл: Антарктиду вместе с Михаилом Лазаревым на фрегатах «Восток» и «Мирный».

Командовал «Востоком». До экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена о существовании этого материка было ничего неизвестно.

Также экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева окончательно развеяла миф о существовании мифического «Южного материка», который ошибочно был нанесен на всех средневековых картах Европы.

Мореплаватели, включая знаменитого капитана Джеймса Кука, без всякого успеха искали в Индийском океане этот «Южный материк» больше трехсот пятидесяти лет, и конечно, ничего не находили.

Кто: Камчатый Иван, казак и охотник за соболями.

Когда: 1650-е годы.

Что открыл: полустров Камчатку, названа в его честь.

Кто: Семен Челюскин, полярник, офицер русского флота

Когда: 1742

Что открыл: самый северный мыс Евразии, названый в его честь мысом Челюскин.

Кто: Ермак Тимофеевич, казачий атаман на службе русского царя. Фамилия Ермака неизвестна. Возможно, Токмак.

Когда: 1581-1585

Что открыл: завоевал и исследовал Сибирь для Русского государства. Для этого вступил в успешную вооруженную борьбу с татарскими ханами в Сибири.

Иван Крузенштерн, офицер российского флота, адмирал

Когда: 1803-1806.

Что открыл: Совершил первым из русских мореплавателей кругосветное путешествие вместе с Юрием Лисянским на шлюпах «Надежда» и «Нева». Командовал «Надеждой»

Кто: Юрий Лисянский, офицер российского флота, капитан

Когда: 1803-1806.

Что открыл: Совершил первым из русских мореплавателей кругосветное плавание вместе с Иваном Крузенштерном на шлюпах «Надежда» и «Нева». Командовал «Невой».

Кто: Петр Семенов-Тян-Шанский

Когда: 1856-57

Что открыл: Первым из европейцев исследовал Тянь-Шаньские горы.

Также позже изучил ряд областей в Центральной Азии. За исследование горной системы и заслуги перед наукой получил от властей Россиской империи почетную фамилию Тянь-Шанский,которую имел право передавать и по наследству.

Кто: Витус Беринг

Когда: 1727-29

Что открыл: Вторым (после Семена Дежнева) и первым из ученых исследователей достиг Северной Америки, пройдя по Берингову проливу, тем самым, подтвердил его существование. Подтвердил, что Северная Америка и Евразия – два разных континента.

Кто: Хабаров Ерофей, казак, торговец пушниной

Когда: 1649-53

Что открыл: освоил для русских часть Сибири и Дальнего Востока, изучил земли близ реки Амур.

Кто: Михаил Лазарев, русский офицер флота.

Когда: 1820

Что открыл: Антарктиду вместе с Фаддеем Беллингсгаузеном на фрегатах «Восток» и «Мирный».

Командовал «Мирным». До экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена о существовании этого материка было ничего неизвестно. Также российская экспедиция окончательно развеяла миф о существовании мифического «Южного материка», который был нанесен на средневековых европейских картах, и который безуспешно искали мореплаватели четыреста лет подряд.

Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в таких местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во второй половине XIX в . их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.

Начало экспедициям в глубь Азии было положено Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским (1827—1914) , географом, статистиком, ботаником.

Он совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань. Возглавив Русское географическое общество, он стал играть ведущую роль в разработке планов новых экспедиций.

С Русским географическим обществом была связана деятельность и других русских путешественников — П.

А. Кропоткина и Н. М. Пржевальского.

П. А. Кропоткин в 1864—1866 годах совершил путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью.

Николай Михайлович Пржевальский (1839—1888) первую свою экспедицию совершил по Уссурийскому краю, затем его пути пролегли через самые труднодоступные районы Центральной Азии.

Он несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, Тянь-Шань, побывал в Тибете. Он умер в пути, в начале своей последней экспедиции. В связи с известием о его смерти А. П. Чехов писал, что такие «подвижники нужны как солнце». «Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, — добавлял он,— они возбуждают, утешают и облагораживают…

Русские путешественники 19 века(кратко)

Если положительные типы, создаваемые литературою, составляют ценный воспитательный материал, то те же самые типы, даваемые самою жизнью, стоят вне всякой цены».

Заокеанские путешествия русских ученых во второй половине XIX в .

приобрели более целенаправленный характер. Если прежде они в основном ограничивались описанием и нанесением на карту береговой линии, то теперь изучались быт, культура, обычаи местных народов. Это направление, начало которому в XVIII в. положил С. П. Крашенинников, было продолжено Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем (1846—1888) .

Первые свои путешествия он совершил на Канарские острова и по Северной Африке. В начале 70-х годов он посетил ряд островов Тихого океана, изучал быт местных народов. 16 месяцев прожил он среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор называется берегом Маклая).

Русский ученый завоевал доверие и любовь местных жителей. Затем он путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, вновь возвращался на «берег Маклая». Составленные ученым описания быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании в значительной части были изданы лишь после его смерти.

Мировая географическая наука в те годы во многом опиралась на достижения русских исследователей.

К концу XIX в. завершилась эпоха географических открытий . И только ледяные просторы Арктики и Антарктики все еще хранили многие свои тайны. Героическая эпопея последних географических открытий, активное участие в которых приняли русские исследователи, падает на начало XX века.

§Первый русский марксист В.

Г. Плеханов
§Начало революционной деятельности Ленина
§Начало царствования Александра I
§Начало Отечественной войны 1812 г.
§Конец Отечественной войны 1812 г.

В XIX веке экипажи многих морских судов проводили научные наблюдения. Определяли направление и скорость морских тече-ний, измеряли температуру воды на поверхности и в глубине. На английском корабле «Бигль», совершавшем кругосветное плава-ние, шли работы по определению точной долготы тех или иных мест. Это позволяло уточнять старые карты и создавать новые, бо-лее точные. На «Бигле» путешествовал знаменитый натуралист и биолог Чарльз Дарвин . Он изучал животный мир островов , проис-хождение атоллов.

Экспедиции Российской империи в 19 веке

Одним из величайших путешественников XIX в. был Николай Михайлович Пржевальский. Он со своими то-варищами провёл ряд экспедиций в Центральную Азию (рис. 4). Им было пройдено более 33 тыс. км.

Пржевальский составил очень точные карты и подробные научные отчёты. Он первым посетил, описал и нанёс на карту многие горные хребты Центральной Азии и ряд озёр , достиг верховьев рек Янцзы и Хуанхэ, собрал богатые коллекции рас-тений и животных . Путешественник обнаружил в Центральной Азии дикого верблюда и дикую лошадь (лошадь Пржевальско-го). Из своих спутников он воспитал крупных исследователей. Труды его изданы на многих языках .

Пржевальский заслуженно пользовался мировой известно-стью. Его именем названы город, в котором он умер, горный хребет и другие географические объекты.

Более двух третей — 70% поверхности нашей планеты покрыто водами Мирового океана . Кто живет в океане, что лежит на его дне, какое строение это дно имеет, какое влияние оказывает океан на сушу? В 70-х годах XIX века в научное кругосветное плавание отправился английский корабль «Челленджер». Моряки и ученые измеряли глубину океана, температуру воды и ее соленость, брали пробы грунта со дна и воды с разных глубин, описывали морских животных и водоросли , наблюдали за течениями. Для об-работки полученного материала был создан целый научный ин-ститут, а отчет об экспедиции составил 50 томов. Была создана первая карта глубин Атлантического, Индийского и Тихого океа-нов.

В России в конце XIX века научными наблюдениями в Мировом океане прославился адмирал Степан Макаров. Он был талантли-вым флотоводцем, изобретателем, ученым. На корабле «Витязь» Макаров совершил кругосветное плавание, собрав огромный на-учный материал. Особенно подробно были изучены морские тече-ния. По чертежам Макарова был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак», который мог плавать через льды в Северном Ле-довитом океане.