Сборы в дорогу

Чтобы отправиться в путь, путешественнику нужно было собрать великое множество узлов, котомок и чемоданов. В дворянской семье приготовления к поездке начинались за несколько дней. «Мать аккуратно сама укладывала вещи и белье в огромный красный деревянный, обитый жестью дорожный сундук, еще старых времен.

Путешествие воспринимали как настоящий праздник

Горничная Анюта с характерным постукиванием гладила в передней гору выстиранного белья, от которого поднимался пар, с приятным «чистым» запахом; в кухне жарились цыплята и пеклись особые «дорожные» пирожки и яйца; отец совещался с Гаврилой: кого запрячь в тройку в тарантас, кроме гнедого четверика в коляску, а кого — пару в телегу — под вещи, «чтобы не отставали», — так вспоминал об этом Андрей Достоевский, младший брат писателя.

Путешествие воспринимали как настоящий праздник. Если путь предстоял неблизкий, то друзья нередко провожали человека на некоторое расстояние. Например, когда Александр Герцен в 1847 году уезжал за границу, друзья провожали его до Черной Грязи — первой почтовой станции.

Подорожные и прогоны

Подорожная для путника была хорошим подспорьем в дороге. «Кто езжал на почте, тот знает, что подорожная есть оберегательное письмо, без которого всякому кошельку, — генеральский, может быть, исключая, — будет накладно. Вынув ее из кармана, я шел с нею, как ходят иногда для защиты своей со крестом», — писал Александр Радищев.



Путнику без подорожной приходилось платить ямщикам из своего кармана, причем обходились они куда дороже, чем казенные прогоны. Вот что пишет об этом все тот же Радищев. «Между тем как в моей повозке запрягали лошадей, приехала еще кибитка, тройкою запряженная. Из нее вышел человек, закутанный в большую япанчу, и шляпа с распущенными полями, глубоко надетая, препятствовала мне видеть его лицо.

Путешественника без подорожной могли задержать на заставе

Он требовал лошадей без подорожной; и как многие повозчики, окружив его, с ним торговались, то он, не дожидаясь конца их торга, сказал одному из них с нетерпением: — Запрягай поскорее, я дам по четыре копейки на версту. Ямщик побежал за лошадьми. Другие, видя, что договариваться уже было не о чем, все от него отошли». Без подорожной путник часто не мог покинуть пределы города. Путешественника останавливали на заставе и отправляли обратно за бумагами.

Брички и кареты

В XIX веке существовали два вида путешествий: «на почтовых» и «на долгих» лошадях. Почтовых лошадей меняли на каждой станции, так что путь пролетал незаметно. Если человек выбирал «долгих» лошадей, то он мог экономить на прогонах и сам выбирать, где ему остановиться. Да и багажа с собой можно было взять значительно больше. Но приходилось часто останавливаться, чтобы дать лошадям отдохнуть — это замедляло движение.

Радищев отправился из Петербурга в Москву в кибитке

На каретах ездила в основном знать. Маркиз де Кюстин писал: «Расстояние — наше проклятие», — сказал мне однажды император. Справедливость этого замечания можно проверить даже на улицах Петербурга. Так, не из чувства тщеславия разъезжают там в каретах, запряженных четверкой лошадей. Ибо поездки с визитом — это целое путешествие. Русские лошади, нервные и полные огня, уступают нашим в мускульной силе. Пара лошадей не может долго мчать тяжелую коляску по скверным петербургским мостовым. Поэтому четверка лошадей является предметом первой необходимости для всякого, желающего вести светский образ жизни».


Дилижанс

Большой популярностью пользовались брички. Иван Аксаков вспоминал: «Бричка хоть и покойнее телеги, но недалеко ушла от нее и вдесятеро беспокойнее тарантаса и зимней повозки». Нередко для путешествия выбирали кибитки, тарантасы или дроги. В кибитке, например, отправился в путь Александр Радищев.


Дороги и бездорожье

В 1849 году Иван Аксаков колесил по Ярославской губернии и емко резюмировал свои впечатления от местных дорог: «Дорога гнуснейшая всюду». Самой оживленной дорогой империи по праву считался путь из Петербурга в Москву. Радищев писал: «"Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою ее почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав ее гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великою грязь среди лета и сделала ее непроходимою…»


Большая коронационная карета, выставляется в Государственном Эрмитаже

Но ближе к провинции ситуация менялась. Франсиско де Миранда вспоминал, например: «Дорога проходит тут по топким местам и потому везде вымощена бревнами, как водится у русских, и это сущий ад для путешественника, вынужденного трястись в своей карете или кибитке… так что, когда я на четверке лошадей прибыл в Хотилов, преодолев 36 верст, всё тело болело, словно после порки».

Иван Аксаков писал: «Дорога гнуснейшая всюду»

Маркиз де Кюстин писал о путешествии из Москвы в Ярославль: «Дорога оказалась ужасной — и не только на протяжении трети всего пути. Если верить русским, все дороги у них летом хороши. Я же нахожу их из рук вон плохими. Лошади вязнут по колено в песке, выбиваются из сил, рвут постромки и каждые двадцать шагов останавливаются. А выбравшись из песку, вы попадаете в море грязи, из которой торчат пни и огромные камни, ломающие экипаж и калечащие лошадей».

Кто: Семен Дежнев, казачий атаман, купец, торговец мехами.

Когда: 1648

Что открыл: Первым прошел Берингов пролив, что отделяет Евразию от Северной Америки.

Таким образом, выяснил, что Евразия и Северная Америка – два разных континента, и что они не смыкаются.

Кто: Фаддей Беллинсгаузен, русский адмирал, мореплаватель.

Путешествия

Когда: 1820.

Что открыл: Антарктиду вместе с Михаилом Лазаревым на фрегатах «Восток» и «Мирный».

Командовал «Востоком». До экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена о существовании этого материка было ничего неизвестно.

Также экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева окончательно развеяла миф о существовании мифического «Южного материка», который ошибочно был нанесен на всех средневековых картах Европы.

Мореплаватели, включая знаменитого капитана Джеймса Кука, без всякого успеха искали в Индийском океане этот «Южный материк» больше трехсот пятидесяти лет, и конечно, ничего не находили.

Кто: Камчатый Иван, казак и охотник за соболями.

Когда: 1650-е годы.

Что открыл: полустров Камчатку, названа в его честь.

Кто: Семен Челюскин, полярник, офицер русского флота

Когда: 1742

Что открыл: самый северный мыс Евразии, названый в его честь мысом Челюскин.

Кто: Ермак Тимофеевич, казачий атаман на службе русского царя. Фамилия Ермака неизвестна. Возможно, Токмак.

Когда: 1581-1585

Что открыл: завоевал и исследовал Сибирь для Русского государства. Для этого вступил в успешную вооруженную борьбу с татарскими ханами в Сибири.

Иван Крузенштерн, офицер российского флота, адмирал

Когда: 1803-1806.

Что открыл: Совершил первым из русских мореплавателей кругосветное путешествие вместе с Юрием Лисянским на шлюпах «Надежда» и «Нева». Командовал «Надеждой»

Кто: Юрий Лисянский, офицер российского флота, капитан

Когда: 1803-1806.

Что открыл: Совершил первым из русских мореплавателей кругосветное плавание вместе с Иваном Крузенштерном на шлюпах «Надежда» и «Нева». Командовал «Невой».

Кто: Петр Семенов-Тян-Шанский

Когда: 1856-57

Что открыл: Первым из европейцев исследовал Тянь-Шаньские горы.

Также позже изучил ряд областей в Центральной Азии. За исследование горной системы и заслуги перед наукой получил от властей Россиской империи почетную фамилию Тянь-Шанский,которую имел право передавать и по наследству.

Кто: Витус Беринг

Когда: 1727-29

Что открыл: Вторым (после Семена Дежнева) и первым из ученых исследователей достиг Северной Америки, пройдя по Берингову проливу, тем самым, подтвердил его существование. Подтвердил, что Северная Америка и Евразия – два разных континента.

Кто: Хабаров Ерофей, казак, торговец пушниной

Когда: 1649-53

Что открыл: освоил для русских часть Сибири и Дальнего Востока, изучил земли близ реки Амур.

Кто: Михаил Лазарев, русский офицер флота.

Когда: 1820

Что открыл: Антарктиду вместе с Фаддеем Беллингсгаузеном на фрегатах «Восток» и «Мирный».

Командовал «Мирным». До экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена о существовании этого материка было ничего неизвестно. Также российская экспедиция окончательно развеяла миф о существовании мифического «Южного материка», который был нанесен на средневековых европейских картах, и который безуспешно искали мореплаватели четыреста лет подряд.

Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в таких местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во второй половине XIX в . их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.

Начало экспедициям в глубь Азии было положено Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским (1827—1914) , географом, статистиком, ботаником.

Он совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань. Возглавив Русское географическое общество, он стал играть ведущую роль в разработке планов новых экспедиций.

С Русским географическим обществом была связана деятельность и других русских путешественников — П.

А. Кропоткина и Н. М. Пржевальского.

П. А. Кропоткин в 1864—1866 годах совершил путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью.

Николай Михайлович Пржевальский (1839—1888) первую свою экспедицию совершил по Уссурийскому краю, затем его пути пролегли через самые труднодоступные районы Центральной Азии.

Он несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, Тянь-Шань, побывал в Тибете. Он умер в пути, в начале своей последней экспедиции. В связи с известием о его смерти А. П. Чехов писал, что такие «подвижники нужны как солнце». «Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, — добавлял он,— они возбуждают, утешают и облагораживают…

Русские путешественники 19 века(кратко)

Если положительные типы, создаваемые литературою, составляют ценный воспитательный материал, то те же самые типы, даваемые самою жизнью, стоят вне всякой цены».

Заокеанские путешествия русских ученых во второй половине XIX в .

приобрели более целенаправленный характер. Если прежде они в основном ограничивались описанием и нанесением на карту береговой линии, то теперь изучались быт, культура, обычаи местных народов. Это направление, начало которому в XVIII в. положил С. П. Крашенинников, было продолжено Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем (1846—1888) .

Первые свои путешествия он совершил на Канарские острова и по Северной Африке. В начале 70-х годов он посетил ряд островов Тихого океана, изучал быт местных народов. 16 месяцев прожил он среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор называется берегом Маклая).

Русский ученый завоевал доверие и любовь местных жителей. Затем он путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, вновь возвращался на «берег Маклая». Составленные ученым описания быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании в значительной части были изданы лишь после его смерти.

Мировая географическая наука в те годы во многом опиралась на достижения русских исследователей.

К концу XIX в. завершилась эпоха географических открытий . И только ледяные просторы Арктики и Антарктики все еще хранили многие свои тайны. Героическая эпопея последних географических открытий, активное участие в которых приняли русские исследователи, падает на начало XX века.

§Первый русский марксист В.

Г. Плеханов
§Начало революционной деятельности Ленина
§Начало царствования Александра I
§Начало Отечественной войны 1812 г.
§Конец Отечественной войны 1812 г.

2.5. Развитие путешествий в 19 - начале 20 в.

Начало 19 в. ознаменовалось крупными морскими кругосветными путешествиями, в которых русским мореплавателям принадлежала главная роль во многих отношениях.

В России только впервые три десятилетия 19 в. были снаряжены пять больших кругосветных экспедиций.

Главную роль в организации и руководстве путешествиями во многих странах стали географические общества, из которых первое было открыто в 1821 г. в Париже, второе в 1828г. - в Берлине, в 1830 - в Лондоне, в 1845 г. - Русское географическое общество в Петербурге.

Во второй половине 19 в. начинается новый этап путешествий. Теперь морские экспедиции снаряжались и для научных исследований Мирового океана.

За несколько веков истории путешествий, географических открытий были собраны многочисленные научные и литературные материалы, отчёты и дневники. У людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной для возникновения особой формы путешествий - туризма.

Естественно, что процесс активизации хозяйственных связей не только увеличивал в огромных масштабах подвижность населения, но и сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостинец, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей.

Так, в конце 18 в. представителей имущих классов европейских государств, посещающих зарубежные страны из любопытства и с целью развлечения, стали называть «туристами». Во второй половине 19 в. разрозненное движение в Европе, представленное энтузиастами одиночками, начинает приобретать определённые организационные формы.

Доподлинно известно, что туры из Англии во Францию организовывались еще в 1815 г. Писатель и путешественник Д. Джалиниани был инициатором и организатором таких туров для широкой публики в Париж из Лондона. А уже в 1829 г. вышел первый в мире путеводитель для путешественников, подготовленный и изданный K.Бедекером. Этот путеводитель издается и в наши дни и пользуется популярностью у туристов, путешествующих по Европе.

Томас Кук, баптистский пастор, сегодня признанный основоположником современного туризма, первым понял сущность и выгодность организованных массовых перемещений путешественников и в 1843 г. устроил первый железнодорожный тур для своей паствы. Успех сопутствовал пастору. И в 1851 г. он привез 165 тыс. англичан со всех провинций страны на международную выставку в Париж. Выставочные туры оказались выгодными, и Кук стал организатором массового посещения туристами из Англии Всемирной выставки в Париже и в 1855 г. В 1856 г. путешествия по Европе стали регулярными, было создано туристское агентство Кука и множество филиалов. Фантастический успех туристской компании подтверждается опубликованным каталогом из 8000 отелей и гостиниц, в которых Кук предлагал размещение туристам. Клиентами туристской фирмы «Томас Кук» в 1870 г. стали 500 тыс. англичан.

Регулярное пароходное сообщение между европейским и американским континентами было открыто в 1832 г., а в 1866 г. Кук направляет в США первые две группы туристов. Туры были продолжительные и длились до пяти месяцев. Среди именитых американских туристов, воспользовавшихся услугами Томаса Кука, следует назвать Марка Твена, который путешествовал в группе из 60 человек и впоследствии детально описал эту поездку. Томас Кук первым предложил кругосветное путешествие всем желающим в 1872 г., поставив кругосветный тур на индустриальную основу. Первые 20 путешественников совершили кругосветный тур за 220 дней. Томас Кук умер в 1892 г., его дело продолжили сын и компаньоны. Компания существенно расширила ареал деятельности, став крупным финансовым институтом и выпустив дорожные чеки для путешественников. Это по существу изобретение века - безопасные деньги (113). Сегодня компания «Томас Кук» владеет 12 тыс. туристских агентств во всех странах мира и обслуживает 20 млн. туристов.

В 1857 г. в Лондоне возникло первое мини-объединение любителей путешествий в горах - Английский Альпийский клуб. Вслед за Английским в 1862 г. появляются Австрийский горный клуб и Клуб в Турине, преобразованный позже в Итальянский горный клуб; в 1863 г. учреждается Швейцарский клуб. К началу 90-х годов 19 в. альпийские клубы возникли во многих европейских странах, а также в США. Большинство клубов стали издавать свои журналы, посвященные горам и путешествиям в них.

В России первое объединение любителей гор возникло в Тифлисе.

Во второй половине 19 - начале 20 веков национальный и международный туризм продолжал развиваться, вовлекая в свою орбиту новые страны. Однако по-прежнему туризм и экскурсии были доступны в основном представителям имущих классов, которые совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечения. В это время открываются национальные и международные курорты и центры туризма во Франции, Италии, Чехословакии, горных районах Швейцарии.

Контрольные вопросы

1. Правомерно ли говорить о "первобытном туризме"?
2. Каковы были мотивы миграций в первобытности?
3. Что вы знаете о первобытной картографии?
4. Куда и с какими целями направлялись экспедиции Древнего Египта?
5. На каком уровне находилась географическая культура Древнего Китая? Какие факты это подтверждают?
6. Какие виды туризма существовали в Древней Греции?
7. Приведите данные, говорящие о зарождении индустрии туризма в Древнем Риме.
8. Какие виды странствий практиковались представителями монашества в средние века?
9. Что вам известно о крестовых походах?
10. Расскажите о великих географических открытиях и их значении для туризма.
11. Назовите первые туристские объединения. Где они появились?

Методическая разработка урока истории в 8 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Еремина Татьяна Дмитриевна,

учитель истории и обществознания,

МБОУ «Лешуконская СОШ»

УМК: «Всеобщая история. Новая история» (Юдовская А.Я.)

Тема урока: " Итоговый урок по новой истории в 8 классе «Путешествие в 19 век»

Вид урока: урок-путешествие

Цель урока: повторить, систематизировать, обобщить изученный материал

Задачи урока:

    Образовательные:

    Развитие умения формулировать понятия; давать характеристики странам, политическим деятелям

    Развитие умения применять полученные знания при выполнении заданий;

    Продолжение формирования умений работы с текстом учебника, синхронной таблицей, словарем понятий, настенной картой, технологическими картами.

    Развивающие:

    Осуществление системно - деятельностного подхода;

    Развитие внимательности;

    Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных).

    Воспитательные:

    Воспитание интереса к предмету истории;

    Развитие коммуникативных УУД.

Планируемые результаты :

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с учебным материалом.

Предметные: развитие умений работать с учебником и раздаточным материалом, повторение, обобщение и систематизация полученных знаний.

Методы обучения : игровой, иллюстративный, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, технологическая карта с заданием для самостоятельной работы в группах, карточки с флагами и названием стран.

    Организационный момент (5 групп по 4 человека)

    Вступительное слово учителя.

    Какая тема урока?

    Чем займемся на уроке?

Путешествие в XIX век-век столь же прекрасный, сколь и тревожный. За 100 прошедших лет изменилась карта Европы – на ней появлялись и исчезали целые государства, изменилось политическое устройство государств – абсолютные монархии уступили место конституционным и республикам. Это время, когда активно развивается парламентская деятельность, идёт процесс формирования правовых государств, в которых центральное место занимает закон и главный из них – конституция.

XIX век – это время, когда рушатся сословные перегородки, женщины добиваются уравнения в правах с мужчинами. Громадный шаг вперёд сделала наука, изменив производство, быт, уровень жизни людей.

XIX век – это век, когда революция следовала за революцией.

    Революция?

    Буржуазная революция?

    Капитализм?

    О каких странах больше всего шла речь на уроках?

    Страны . Политические деятели .

А) Создание групп по странам (найди своих товарищей) (личность, событие, годы, понятие)

США : Авраам Линкольн, гражданская война, 1861-1865, республиканская партия

Германия : Отто фон Бисмарк, объединение страны, 1866 , «железный канцлер»

Франция : Бонопарт Наполеон, поход на Россию, 1812, Отечественная война

Англия : королева Виктория, «мастерская мира», 1837-1901, «викторианская эпоха»

Б) Задание: составить 2-3 предложения по этим словам (на экране портреты политических деятелей)

В) Перекличка (встает та страна, которая является ответом на вопрос.

    В истории этой страны имело место «дело Дрейфуса»? (Франции).

    В этой стране в XIX веке были две партии –республиканцы и демократы (США)

    Эта страна во внешней политике долгое время придерживалась так называемой политики «блестящей изоляции»? (Англия).

    Её называли «лоскутной империей». (Австро-Венгрия)

    Из какой страны был этот политик, которому принадлежат слова: «Великие вопросы разрешаются не речами и решениями большинства в парламенте, а железом и кровью». (Бисмарку, Германия).

    Эти страны входили в Антанту? (Англия, Франция).

    В этой стране был организован орган самоуправления – коммуна. (Франция)

Г) Показать страну на карте, соотнести карточку с названием страны с государственным флагом страны.

4. Заполни пропуски . (3 минут)

1. В XIX веке изменения во всех сферах жизни общества привели к тому, что промышленный переворот стали называть _______________ революцией.

В это время идёт разрушение ____________ общества. На смену ему приходит общество ___________, для которого характерно _____________ производство.

    Завершение промышленного переворота привело к становлению ____________ капитализма или как его ещё называют _________________.

    Вопрос о том, каким быть обществу, всегда волновал людей. Ответ на этот вопрос пытались дать три общественно-политических течения - ____________, __________, ____________.

    В XIX веке идёт процесс формирования такого общества, где личность может реализовать свои прирождённые права на жизнь, свободу. Такое общество называют ____________.

(промышленной (индустриальной); традиционного; индустриальное; машинное; монополистического; империализм; консерватизм, либерализм, социализм; гражданским).

    Промышленный переворот?

    Завершение промышленного переворота?

    Понятия.

(Для истории 19 века характерны новые понятия. Из букв соберите понятие и дайте ему определение)

    Метрополия

    Аболиционизм

    Модернизация

    Империализм

Какие это понятия? (Можно пользоваться словарем)

Движение женщин за уравнение в правах с мужчинами (эмансипация).

Военно-политический союз в составе Англии, России, Франции. (Антанта).

Крайний национализм (шовинизм).

Лицо, занимающееся распространением религии среди населения (миссионер).

Война между гражданами одного государства. (Гражданская война).

Рабочее движение в Англии (чартизм)

    Политические учения

«Философов-мыслителей XIX века, как и философов в прежние века, волновали вопросы: как развивается общество, что предпочтительней – революция или реформа, куда движется история. В XIX веке в Западной Европе оформились три основные общественно-политические учения: либерализм, консерватизм, социализм . Каждое из них имело свой взгляд на пути развития общества и права личности.

Ваша задача определить, о какой идеологии идёт речь. (Напишите на карточке)

«Государство охраняет собственность».

«Идея всеобщего благосостояния».

«Право на жизнь, свободу, собственность».

«Государство обеспечивает свободу предпринимательства».

«Разрешено, всё, что не запрещено законом».

«Право на участие в решении государственных дел»

(либерализм)

    Найдите в словаре определение этих трех учений.

    Хронология

Соотнесите даты и события

Дата

Событие

А. Парижская коммуна

    1904-1907

Б. образование Антанты

В. Образование Тройственного союза

    1870 – 1871

Г. Франко-Прусская война

Д. отмена рабства в США

    Изобретения.

19 век - век научно-технического прогресса

Найдите в хронологической таблице, какие технические изобретения были сделаны

    1803-первый паровой автомобиль

    1807-пароход

    1825-первая железная дорога в Великобритании

    1844-установление телеграфной связи между городами с помощью аппарата Морзе

    1850-первый подводный кабель

    1863-подземная железная дорога в Лондоне

    1895-кинематограф

    1896 первый сеанс радиосвязи в Петербурге

    В XIX веке американец Зингер придумал устройство, которое облегчило и ускорило процесс создания одежды. Как называлось это устройство? (Швейная машина )

    А соотечественники Зингера Летек Шоулс и Ремингтон придумали машину, в результате применения которой уже не требовался красивый и четкий почерк. Как называлось их изобретение? (Пишущая машинка )

    В конце XIX века появилось изобретение, имевшее неслыханный успех в разных странах. Его называли «ожившей фотографией», «великим немым». Как называлось это изобретение? (Кинематограф )

    В 1889 г. в Париже появилось архитектурное сооружение, смонтированное из многочисленных стальных элементов. Многие парижане считали это сооружение, ставшее в дальнейшем символом Парижа и Франции, безобразным. Как называлось это сооружение? (Эйфелева башня )

    В XIX веке появился велосипед, который быстро стал популярным средством для активного отдыха и вызвал изменение в женской моде. Какая новая деталь женского гардероба позволила женщина заниматься велосипедным спортом? (Шаровары)

    В 1892 годы барон Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить прекрасную античную традицию – проводить мирные соревнования спортсменов из разных стран считая, что такие состязания будут прекрасной гарантией согласия и мира во всем мире. Что предложил Пьер де Кубертен? (Возобновить Олимпийские игры )

    На какое изобретение в английском обществе была такая реакция: «… птицы будут убиты дымом, у коров молоко испортится и скиснет… лошади вымрут, посевы фермеров будут выжжены искрами…; воздух будет отравлен запахом, исходящим от машины; скот, пасущийся на полях, умрёт от страха при этих отвратительных звуках и свистках» (О железной дороге)

    Что называли экипажем без лошадей? (Автомобиль)

    В XIX веке новыми источниками энергии стали… (нефть, электричество)

    Эта француженка сумела перекочевать в Нью-Йорк лишь по частям и понадобилось ей для этого 214 трансатлантических рейсов. (1886г – за океан перевезена Статуя Свободы. Скульптор – Бартольди)

    Только 14 изобретений из 108 предсказанных им пока не реализованы. О ком идёт речь? (Жюль Верн)

    Открытия в какой области объединяют эти имена: Шрапнел, Кольт, Мэксим, Нобель? (Военная техника)

    Два военно-политических блока, появившиеся в конце 19 века (Тройственный союз и Антанта)

    Заключение.

Мир готовится к большой войне.

Учебник, страница 286, высказывание французского историка Дебидура.

Ответьте на вопрос : Для чего необходимо изучать историю зарубежных стран?

    Домашнее задание: карточка с заданиями

С конца XVI века в Англии стал пользоваться популярностью гран-тур поездка состоятельных людей на континент. Гран-тур позволял закончить образование, посетить Средиземноморье, истоки цивилизации, что являлось необходимым для признания человека вполне образованным.Маршрут путешествия выбирался заранее. Начинался он в небольшом французском городе, юноши совершенствовали свой французский язык. Оттуда совершали поездки в другие места Франции, а также в Германию и Швейцарию. Для повышения своего культурного уровня юноши отправлялись в Италию. Пребывание там считалось квинтэссенцией гран-тура. После пребывания в Италии гран-тур считался завершенным. Подробно об этом своеобразном периоде истории путешествий написали английские авторы А. Буркарт и С. Медлик в своей книге "Туризм: прошлое, настоящее и будущее", изданной в Лондоне в 1976 году.

Необходимо отметить, что гран-тур, конечно, был недоступен основной части английского населения. Поездка на континент, да еще на длительное время, была дорогим удовольствием. Социальная база путешествий расширяется со второй половины XVII века. А "золотое" время гран-тура приходится на XVIII век, особенно на последние 30 лет. Состоятельные слои творческой интеллигенции хлынули на континент. Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо доказывали необходимость и важность дальних поездок для правильного воспитания человека. Деятели просвещения сами часто и много путешествовали.

Именно в ХVII-ХVIII веках в Англии возникает термин "туризм". Он является производным от слова "тур". Такое заключение делают исследователи данной проблемы, ссылаясь на зарубежные источники. Естественно, путешествия англичан вплоть до XIX века, равно как и идентичные поездки древних греков и римлян, трудно отнести к туризму в современном его значении. Они никак не оказывали воздействия на экономику государств и мало касались основных слоев общества. Здесь очень осторожно можно говорить о прообразе туристской деятельности. Современный туризм со своей структурой, материально-технической базой, методами работы и органами управления начал складываться в XIX веке. Особую роль в развитии туризма сыграли коренные изменения на транспорте. Развитие капиталистических общественных отношений, связанный с этим рост подвижности населения и создание железных дорог явились основными предпосылками появления современных форм туризма.

Основное различие туризма прошлых лет и современного - наличие рынка туристических услуг. В XVIII - XIX вв. маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. С появлением относительно крупных фирм длительный срок они были единичными, то есть, фактически, общеизвестными. До XVIII - XIX вв. туристических фирм как таковых не существовало, и все путешествия осуществлялись по частной инициативе, главным образом на собственных транспортных средствах. В XIX веке понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современному представлению: Томас Кук открывает первую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг - путешествий ради удовольствия.

Вслед за конторой Т. Кука в Англии появились туристские бюро Фреймза и сэра Генри Ланна. Возникли туристские клубы и ассоциации - Велосипедный туристский клуб, Политехническая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и другие.

Несколько позднее целый ряд туристских агентств был создан во Франции, а затем и в других странах Европы. Так, в 1854 году Карл Ризель открыл в Берлине первое немецкое бюро путешествий. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.

Важнейшую роль в развитии туризма сыграли революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном в 1807г., паровоза - Стефенсом в 1814г., совершенствование постовой связи, сопровождавшееся расширением сети дорог в Европе. Все это обусловило больше надежности и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Вследствие массового наплыва переселенцев из старого Света в Америку бурными развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании. Эти виды транспорта принципиально отличаются тем, что предназначены для дальних массовых перемещений. Соответственно устанавливается его регулярное движение, что, в свою очередь, приводит к развитию сети обслуживающих пассажиров предприятий питания и размещения. Часть из них рассчитываются на состоятельных путешественников и отличаются кричащей роскошью, но появляются и отели, предназначенные для людей среднего класса.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся, а также растущее благосостояние общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу: введение гарантированных неоплачиваемых, а впоследствии и оплачиваемых отпусков (В Германии, например, впервые отпуска были установлены законом о государственных служащих 1873г.).

Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а так же постепенное сокращение рабочего времени обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Соответственно возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам и "комнатам для гостей" в домах священнослужителей, в монастырях и религиозных миссиях приходят первые гостиницы. В 1812 г. в центральной Швейцарии вступает в строй отель "Риги-Клестели", в 1832г. - гостиница в городе Фаульхорн. В 1801г. в Германии открывается первоклассная гостиница "Бадише Хоф" в Баден-Бадене, 1856г. в Швейцарии- "гранд-отель Швайцерхофт" в городе Интерлакене. В Германии на рубеже 18-19 веков возникают первые курорты минеральных вод - в Хайлигендаммене, Нордернее, Травемюнде. Как отмечает швейцарский исследователь туризма профессор К.Каспар: "В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов, "нового дворянства", "высшего офицерства". В зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах в Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет, Грецию.

Во второй половине XIX века индустрии отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входило организация туристических поездок и реализация потребителю. Хрестоматийным периодом первого пэкидж-тура - комплекса туристических услуг, продаваемого по единой цене - является групповой тур на отдых, организованного англичанином Т.Куком в 1841г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Все поездка, в которой приняли участие 570 человек стоила каждому из них 1 шиллинг.

Интересно, что Т.Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Будучи председателем местного союза трезвенников, он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникла множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги туристических поездок, что отразил процесс расширения туристического спроса.

В Германии первое бюро путешествий - "Райзебюро Штанген" - было основано в Бреслау в 1863г. Фирма имела тесные контакты с пароходными компаниями и в начале ХХ века активно рекламировала и продавала морские круизные увеселительные поездки. В Германии конца ХIХ - начала ХХ веков дальние туристические поездки могли себе позволить еще немногие. Тем не менее постепенно путешествия становятся доступны среднему классу. Среди чиновников и служащих в этот период широкое распространение получил летний выезд на дачи (Sommerfrische). Дача находилась, как правило, недалеко от города, основным видом используемого дачниками транспорта была железная дорога, размещение отличалось скромностью и чинностью. Дачный сезон длился в обеспеченных семьях с конца июнь до начала сентября. Для бюджета семей мелких чиновников и рабочих дачи стали доступными лишь в конце 20-х гг. нашего века.

В XVIII - XIX вв. благодаря обособлению туризма в особый род экономической деятельности появляются страны, лидирующие в этой области. Особую роль на мировой арене в ту эпоху играли богатая колониями Англия, обособившиеся в 1776 году США и активно включившаяся благодаря Петру I в международную деятельность Россия. Туристическая деятельность в этих странах заметно активировалась в рассматриваемый период благодаря ряду факторов. Англия легко заняла позицию лидера, поскольку это была одна из первых стран Европы, ставшая на путь капиталистического развития, благодаря чему она характеризовалась более высоким уровнем цивилизации и обустройства быта по сравнению со многими странами. В Англии, а чуть позже - и по всей Европе начинают активно строиться железные дороги, которые, по восхищенному выражению Г.Гейне, "убили пространство" - то есть значительно ускорили и упростили путешествия. США в этот период также начали экспансионную политику. Увеличился захват и освоение новых земель, развитие колоний, как следствие - иммиграция в "новый свет" англичан и французов, которые ускорили переход Штатов к капиталистическому способу развития.