Дорожный возок Екатерины II. Г.Д. Гоппе. Гравюра XIX века

О побегах, сентиментальных путешествиях и дороге к дому

21 января 2014 Дмитрий Бавильский

Если внимательно читать русские заметки о путешествиях прошлых веков, в глаза бросится их важная особенность: уехав за границу, автор крепко держит в уме оставленное дома. Из его головы нейдет безнадзорное российское пространство. Тогда как иностранцы, исключая командировочных немцев, в поездке целиком и полностью погружаются в новую реальность, русские странники всегда помнят о том, что ждет их по возвращении. Такова выразительная традиция русских классических травелогов — подробных и порой беллетризованных путевых дневников. Касается ли это сочинений Афанасия Никитина, чьи "Хождения за три моря" (1466-1472) считаются первым русским травелогом, или "Двукратных изысканий в Южном Ледовитом океане и плаванья вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов" Федора Беллинсгаузена.

Именно поэтому, подобно лесковскому Левше, создатели травелогов думают о том, как бы силой примера помочь стране и родному читателю. И если сообщают ему об удобствах чужого быта ("ружья кирпичом не чистят"), то, конечно, имея в виду привить полезный навык в отечестве. Наши классики не столько дивятся экзотике и удивляют ею читателя, сколько ищут пути улучшения привычной жизни, торят дорогу светлому завтра.

Александр Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву

Александр Радищев, правда, никуда из империи не выезжал. Для создания главной своей книги, разделенной на главки-топонимы, ему хватило 630 (если верить Эйдельману) верст из одной российской столицы в другую.


В.Н. Гаврилов. Радищев. 1954. Музей истории и археологии Надыма

Мученики советской средней школы, мы спешили избавиться от знакомства с этой "революционно настроенной" книгой, написанной тяжелым, вычурным языком XVIII века. Особенно после того, как учительница заставила нас заучивать наизусть фрагмент "звери алчные, пиявицы ненасытные..." из главы "Пешки", болтающийся в памяти до сих пор.

Между тем совсем недавно чердачинский литератор Влад Феркель перевел травелог Радищева, породивший, между прочим, целую волну подражаний и продолжений — вспомним, хотя бы "Москву — Петушки" Вен. Ерофеева — на современный русский язык, издал его отдельной книгой, тиражом 650 экземпляров — совсем как Радищев в 1790 году.

Очень жаль, что брошюры этой не было в моей средней школе. Очистившись от лексических непоняток, "Путешествие…", как ни странно, заблистало первозданными смыслами, которые я оценил только теперь.

Увлекшись, я бросился к литературоведам и узнал, например, что Радищев обращался напрямую к царице. Избранное им направление движения — из европеизированного Питера в дореформенную Москву — и было его предложением вернуть страну к допетровским временам .

А еще я вычитал, что книга Радищева снабжена важным мистическим подтекстом и построена по примеру трехступенчатого масонского продвижения к абсолютной Истине. Нет, не зря эту простую, на первый взгляд, книгу так ценил Юрий Лотман, посвятивший ей немало вдохновенных страниц в "Беседах о русской культуре".

Цитата:

Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? то, чего отнять не можем, — воздух. Да, один воздух. Отъемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет. Закон запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно. Сколько способов отъяти её у него постепенно! С одной стороны — почти всесилие; с другой — немощь беззащитная. Ибо помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судия, исполнитель своего решения и, по желанию своему, истец, против которого ответчик ничего сказать не смеет. Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме...

Николай Карамзин. Письма русского путешественника

Выдающийся русский писатель и просветитель покинул рубежи отечества, будучи совсем молодым человеком. В 23 года Карамзин выезжает из Петербурга в Пруссию, оттуда — в Саксонию, Швейцарию, Францию и Англию. На дворе 1789 год, в Европе разгорается революция, напугавшая Карамзина и поразившая его даже сильнее, чем встреча с философом Кантом и невстреча с Гёте, — великий автор "Фауста" лишь мелькнул в окне своего дома, но к чужестранцу так и не вышел.

Несмотря на то, что на стиль "Писем русского путешественника" весьма повлиял роман Лоренса Стерна "Сентиментальное путешествие", давший название целому направлению в истории европейской литературы. Но если Стерна интересовали не реальные факты, с которыми сталкивается его главный герой, а мир его переживаний и чувств, то Карамзин сочинял еще и "энциклопедию" современной ему европейской жизни.

По этой причине "Письма" Карамзина предельно информативны. Просветительский темперамент заставлял его фиксировать не только особенности политики стран, в которых он побывал, но и мельчайшие детали заграничного быта. Не говоря уже об описаниях музеев, церквей и архитектурных памятников.

Цитата:

Меня встретил маленький, худой старичок, отменно белый и нежный. Первые мои слова были: "Я русский дворянин, люблю великих мужей и желаю изъявить моё почтение Канту". Он тотчас попросил меня сесть, говоря: "Я писал такое, что не может нравиться всем; не многие любят метафизические тонкости". С полчаса говорили мы о разных вещах: о путешествиях, о Китае, об открытии новых земель…

Александр Пушкин. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года

Эти записки в пяти главах поэт вел в 1829 году во время поездки в Закавказье с русской армией генерала-фельдмаршала Ивана Паскевича — шла война с Турцией, начавшаяся годом раньше. Именно им мы обязаны одной из самых мощных сцен в русской документальной литературе.

Конечно, я имею ввиду нечаянную встречу путешественника с гробом своего друга и полного тезки — Александра Сергеевича Грибоедова, поэта и дипломата, убитого в Персии. Во второй главе "Путешествия" Пушкин оплакивает великого русского драматурга, и, отклонившись от литературного и географического маршрутов, создает один из самых точных и поэтичных некрологов в истории отечественной журналистики.

Роковые ущелья и перестрелки с горцами, сражение с сераскиром арзрумским, храбрость военных и отчаянное сопротивление "местного населения", придающие запискам Пушкина неповторимый колорит, описания азиатской роскоши в пятой главе — все эти чудеса пряной южной экзотики затмевает одна символически насыщенная встреча двух Александров Сергеевичей.

При публикации в "Современнике" из текста путевых записок выпало начало предисловия, а так же два фрагмента — разговор с линейскими казаками, конвоировавшими путешественников на родину, и записка, написанная по-французски о секте езидов.

Цитата:

Не зная ни молитв, ни постов, ни жертвоприношений, езиды не имеют и никаких праздников. Однако на десятый день после августовского новолуния они собираются неподалеку от могилы шейха Ади. Это собрание, на которое стекается множество езидов из отдаленных местностей, длится весь день и всю последующую ночь. В течение пяти или шести дней до и после такого собрания небольшие караваны рискуют подвергнуться в равнинах Моссула и Курдистана нападению этих паломников, путешествующих всегда по нескольку человек вместе, и редкий год проходит без того, чтобы это паломничество не дало повода для какого-нибудь печального происшествия. Говорят, что много женщин-езидок, за исключением, впрочем, незамужних девушек, приходят из окрестных селений на это собрание и что в эту ночь после обильной еды и попойки, гасят все огни и больше уже не разговаривают до зари, — момента, когда все расходятся. Можно себе представить, что творится в этом молчании и под покровом тьмы…

Владимир Яковлев. Италия в 1847 году

Итальянская тема — одна из самых благодатных и обильных, причем не только в русской литературе, но и во всех основных литературах Европы. Начиная с XVI века жанр "гран-тура" стал неотъемлемым явлением эпохи Просвещения.

Состоятельные молодые и не очень мужчины из Франции, Англии и Германии путешествовали по Апеннинскому сапожку от трех месяцев (именно столько хватило знатоку искусства Ипполиту Тэну, чтобы написать знаменитый двухтомник "Путешествие по Италии") до трех лет — с полным погружением в языковую среду и нравы местного общества.

В XVIII и тем более в XIX веке гран-туры стали совсем уже массовыми, а свидетельства о перемещении по Италии с севера на юг (Милан — Венеция — Рим — Венеция — Флоренция и города Тосканы — Неаполь) или с юга на север (менее обязательные Сицилия, Пестум, Равенна, Падуя, Мантуя, Верона, Феррара, вплоть до какой-нибудь Бреши и Бергамо) выходили десятками.

Даже в России, где традиция литературных гран-туров сложилась уже ближе к Серебряному веку (Василий Розанов, Александр Блок и, разумеется, Павел Муратов), любой уважающий себя литературный журнал публиковал в петитной части "Письма из Италии", в которых упражнялись самые разные писатели — от западников до славянофилов. И здесь, помимо прочего, отметим "Итальянские письма" Степана Петровича Шевырева, опубликованные в тогдашнем "Телескопе".

Вообще на "итальянском пути" не только библиографов, но и простых читателей ожидают многочисленные открытия. Таковы лишь недавно опубликованные заметки художника Владимира Яковлева. Богатым человеком он не был, но столь прилежно обучался в Академии художеств, что был направлен в Италию "пенсионером".

Первостатейным живописцем Яковлев не стал. Вернувшись из Италии, он ослеп и вскоре умер, не успев дописать свои монументальные путешествия "по стране живописной природы и искусств". Во всяком случае, некоторые города, как, например, Венецию и Рим, он описал гораздо полнее и систематичнее, чем это сделал Павел Петрович Муратов.

Россия в объемном, многочастном сочинении Яковлева упоминается всего дважды — в римских беседах с другими русскими художниками. И, однако, этого достаточно, чтобы понять, как неотступно вспоминал родину пенсионер Яковлев.

Цитата:

Когда небо было не по-римски серо, а жарко е твердо, как солдатское сердце, мы вздыхали о сумрачном отечестве. Впрочем, беседа редко касалась вопросов общественных и политических. Бороды собеседников, хотя и напоминали то социалистов, то афинских мудрецов, были чисто артистического стиля. Из-за очарований римского неба, из-за ватиканских чудес пластики, из-за картин великих мастеров и не одни художники не замечают здесь черных, безобразных когтей папской сбирократии. Кругом общественный дух в страшном угнетении, скованы все благородные порывы, заклепана живая речь, сыщики мысли, политические и церковные, преследуют её на самом дне души, а артисту дышится в Риме как-то легко. Привыкнув витать в рафаэлевском небе, он прощает католицизму даже все его полуязыческие проделки за великолепие обстановки...

Иван Гончаров. Фрегат «Паллада

Русские писатели путешествовали словно бы не сами по себе, но представительствуя от имени некоторых идеологических или художественных позиций. Карамзин перемещался в пространстве в качестве сентименталиста и просветителя, Пушкин — как типичный романтик, декларируя "побег энтузиаста в экзотические обстоятельства", Радищев — как революционер и масон, Герцен — как революционер и агитатор.

И только Иван Гончаров стоит в этом ряду ликующим исключением. Конечно, советское литературоведение записало его кругосветку по ведомству нарождающегося реализма, хотя дотошность описаний южных морей и океанов, заморских портов и едва ли не волшебных стран имела, кажется, совершенно иную природу — сугубо психологическую.


Гончаров среди офицеров фрегата Паллада. Фотография. 1852 г. Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова.

В конце 1852 года на борту фрегата "Паллада" — "этого маленького русского мира, с четырьмястами обитателей, носившегося два года по океанам…" — путешествовал будущий автор "Обломова", "избалованнейший из всех вас городской жизнью" литератор, устремившийся за новыми впечатлениями и желающий внести разнообразие в жизнь "своей покойной комнаты, которую оставлял только в случае крайней необходимости и всегда с сожалением".

Описавший плавание по Атлантическому и Тихому океану, путешествия на мыс Доброй Надежды, на Яву с Сингапуром, в Гонконг, Китай и Японию, а также разметивший обратную дорогу домой через Сибирь, Гончаров ближе, чем кто бы то ни было из русских писателей, приблизился к идеалу сентиментального путешествия Лоренса Стерна. Именно он показал, как перемещение в пространстве и знакомство с чужими нравами влияет на мироощущение отдельно взятого человека.

Цитата:

Вглядывание, вдумывание в чужую жизнь, в жизнь ли целого народа, или одного человека, отдельно, даёт наблюдателю такой общечеловеческий и частный урок, какого ни в каких книгах не сыщешь…

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе.

«Литературный калейдоскоп. Путешествие в 19 век».

Учитель русского языка и литературы Седова Ирина Валентиновна

Цели мероприятия:

Образовательные: углубить знания учащихся об эпохе одного из самых замечательных периодов в истории России – эпохе 19 века, расширить представления об особенностях культуры того времени;

Воспитательные: воспитывать уважение к национальным традициям, формировать у учащихся эстетический вкус, прививать любовь к литературе и искусству;

Развивающие: развивать монологическую речь учащихся, формировать навыки коммуникативной компетенции через сотрудничество учителя и учащихся.

Оформление: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия:

Звучит музыка. (На слайдах зарисовки из эпохи 19 века)

Учитель. Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен…

Ученик. « Друзья, прекрасен наш союз!» -
Читаем мы в строках поэта.

Союз друзей и нежных муз -
Любого времени примета.

Учитель. XIX век - один из самых интересных в истории! Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Толстой, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Достоевский, Чехов и многие другие имена связаны с веком, именуемым «золотым».

Учитель. В наше непростое время мы с теплотой и любовью обращаемся к славному прошлому нашей Родины, ищем ответы на волнующие вопросы современности. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить многие проблемы сегодняшнего дня. А 19 век – эпоха особенная. Это «эпоха, пронизанная молодостью. Ей присуща и молодая непосредственность, и молодая прямолинейность, и молодая энергия».

Ученик. Чтобы лучше понять произведения художественной литературы, созданные поэтами и писателями 19 века, представить стиль эпохи, увидеть ее особенности, мы совершим путешествие в век далекий, но от этого не менее интересный. Век, который много привнес в историю, науку, культуру. Итак, в путь!

«Карету мне, карету!»

«В России начала 19 века движение в городах было очень оживленным. Один из путешественников, побывавший в то время в городе, записал в своих впечатлениях, что «извозничьи экипажи в Петербурге гораздо многочисленнее, чем в самых больших городах Европы, улицы заставлены ими. Чуть ли не на каждом углу можно слышать: «Барин! Куда изволите? Прикажите подавать!» Транспортные средства того времени были самые разнообразные. Попробуем выбрать транспорт для нашего путешествия.

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Ученик. Карета, коляска, бричка, кибитка, тарантас, сани, телега, возок... Без них невозможно представить дорожный быт старой Рос­сии. Названия экипажей часто упоминались в литературных произведениях. Рассмотрим вначале летние повозки.

Телега - простейшая четырехколесная летняя повозка.

Карета - э то закрытый со всех сторон большой четырехколесный конный экипаж на пружинящих рессорах. Карета имела два или четыре пассажирских места, запрягалась обычно четверкой или шестеркой лошадей. В своем произведении «Дубровский» А.С. Пушкин пишет: «…лошади неслись бы­стро по кочкам проселочной дороги, и карета почти не качалась на своих английских рессорах».

Коляска (от славянского «коло» - колесо). Будучи барской 4-колесной повозкой, коляска, как и карета, имела рессоры и запрягалась в несколько лошадей. В отличие от карет коляски были открытыми или имели половинчатый, часто откидной, верх.

Бричка – лёгкая дорожная повозка с откидным верхом. В ворота гостиницы губернско­ го города NN въехала до­вольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостя­ки: отставные подполковники, штабс - капита­ны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян,- словом, все те, которых называют господами средней руки .

Дилижанс – многоместная крытая карета, запряжённая лошадьми для скорого сообщения, перевозки пассажиров и почты. Копейкин пройдёт мимо Милютинских лавок: там из окна выглядывает, в некотором роде, семга этакая, вишенка по пяти рублей штучка, арбуз громадище, дилижанс этакий…

Зимние повозки.

Кибитка – крытая дорожная повозка. Соседи съехались в возках,
в кибитках, в бричках и в санях.

Возок - это кругом закрытая дорожная повозка на полозь­ях, с дверцами и окнами.

Сани - открытая повозка на двух низких полозьях, запрятавшаяся в одну лошадь, парою или тройкой.

1 станция. «Дворянские усадьбы...»

19 век славился своими дворянскими усадьбами.

Дома косые, двухэтажные,
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный разговор.
В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси.
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.

Ученик. Русская дворянская усадьба представляла собой особый мир, который был обустроен в соответствии со вкусами и возможностями владельцев. По стране были разбросаны сотни дворянских усадеб. Большинство выдающихся людей, определивших культурное и историческое развитие нашей страны, связано с русскими усадьбами.

Учитель. И сейчас мы побываем в некоторых из них. И первым будет, непременно, родовое имение нашего великого земляка, Михаила Юрьевича Лермонтова – Тарханы. Заглянем в Михайловское, Спасское-Лутовиново, посетим Ясную Поляну.

Тарханы (слайды)

Без тарханских впечатлений не могло быть «Бородина», «Вадима», «Купца Калашникова», стихов «Как часто пёстрою толпою окружён», «Предсказание», ранних драм и многих других произведений М.Ю.Лермонтова. Тарханы, это «царство дивное», он старательно оберегал от «пёстрой толпы». Этот островок был только для него, здесь он отдыхал душой.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, – памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребёнком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями...

В Тарханах Лермонтов обрёл вечный покой.

Михайловское (слайды)

На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от творческой биографии А.С.Пушкина. В Михайловском поэтом создано около ста произведений: трагедия «Борис Годунов», центральные главы романа «Евгений Онегин», окончена поэма «Цыганы», задуманы «Маленькие трагедии», написаны такие стихотворения, как «Деревня», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», «Вновь я посетил».

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных....

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет – уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора...

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны...

Спасское-Лутовиново (слайды)

Спасское-Лутовиново и его тенистые липовые аллеи, его окрестности нашли свое отражение на страницах “Записок охотника”, романов, повестей, рассказов Тургенева, которые во всем мире прославили неяркую, но полную неотразимого обаяния красоту природы средней России.

Ясная Поляна (слайды)

В окружении необыкновенно красивой природы творил один из самых великих писателей. Л.Н.Толстой об этом говорил так: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его».

2 станция. «Эпоха и лица».

Учитель. 19 век – век великих людей.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Посмотрите на экран, вы увидите портреты известных личностей этой эпохи. Скажите, кем были эти люди, в какой области они прославились?

(Отто фон Бисмарк – рейхсканцлер Германской империи; Генрих Гейне – немецкий поэт; Джон Рокфеллер – американский предприниматель, миллиардер; Виссарион Григорьевич Белинский – русский мыслитель, писатель, литературный критик; Александр II – император всероссийский; Винсент Ван Гог - нидерландский художник, Михаил Иванович Глинка – русский композитор; Франсуа Роден – французский скульптор; Афанасий Фет – русский поэт-лирик; Иоганн Штраус – австрийский композитор; Петр Ильич Чайковский – русский композитор; Марк Твен – американский писатель)

3 станция «Умеют же себя принарядить...»

Учитель. Всмотримся в лица людей, гуляющих по этим старинным имениям. Как не похожи они на наших современников. Дело в том, что «различные исторические эпохи представляют собой особые периоды со своими традициями, событиями, образом жизни людей». Путеводителем в историческое прошлое может стать знакомство с историей костюма.

Все, что связано с костюмом 19 века, давно ушло из нашей повседневной жизни. Исчезли из обихода даже слова, обозначавшие старинные костюмы и ткани. Мы, современные читатели, знакомясь с произведениями русской литературы 19 века, сталкиваемся с тем, что многое в произведении так и остается для нас неизвестным. И сейчас мы познакомимся с модой, которая господствовала в эпоху 19 века.

Ученик. Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир. Стиль ампир отличался, пышностью, блеском и помпезностью.

Мужской повседневной одеждой становится темный (коричневый, черный, синий) шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Чаще всего его носили со светлыми панталонами и светлым жилетом. Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. Головные уборы - высокие шляпы с небольшими, загнутыми с боков полями. Распространенными видами обуви были сапоги и туфли.

Дамы наряжались в так называемые «античные» платья. Их шили с высокой талией, от которой ткань ниспадала свободно, образуя легкие складки. На несколько дюймов под грудью обвивается около тела в шесть дюймов шириною и на спине пушистым бантом сложенный, вишневый, до полу простирающийся и маленькими желтыми или черными звездочками испещренный пояс. Длинное платье по плечам и отчасти по длинным узеньким рукавам убирается коротенькою слегка струящеюся сорочкою. Снизу украшается оно обшивкою из вишневых лент, которая сверху сопровождается легоньким шитьем. На правом плече висит на золотой цепочке... небольшой медальон. Перчатки палевые. Башмаки такого ж цвета, с самыми плоскими каблуками.

4 станция. «Вы вечером к нам будете?»

Смотрите: нас приглашают в гости. Давайте войдем в одно из зданий и посмотрим, как жили люди в 19 веке.

1) «Скажи, альбом, в простых словах...»

Сегодня девушки нередко ведут дневники, альбомы. Форма девичьих альбомов сложилась еще в 19 веке. Тогда альбом был средством самообразования и общения. Он отражал взгляды, вкусы людей.

Ученик. Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,

Что все подруги измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены…

Альбомы были стихотворные, нотные, рисованные и смешанные. Альбомы барышень отличались аккуратностью, они включали в себя стихи, выписки, записи, рисунки. Хозяйка давала альбом кому-нибудь из посетителей ее салона с просьбой написать ей стихи. В альбомы писали и Пушкин, и Батюшков, и Баратынский. Альбомы заполняли долго, иногда он переходил от матери к дочери, передавался по наследству.

Ученик. Долго сих листов заветных
Не касался я пером;
Виноват, в столе моем
Уж давно без строк приветных
Залежался твой альбом.
В именины, очень кстати,
Пожелать тебе я рад
Много всякой благодати,
Много сладостных отрад,-
На Парнасе много грома,
В жизни много тихих дней
И на совести твоей
Ни единого альбома
От красавиц, от друзей.

Учитель. Альбом уездной барышни 19 века мог содержать: (слайды)

    клятвы в любви;

    восхищения красотой и умом владелицы альбома;

    пожелания счастья и любви;

    клятвы верности и преданности;

Ребята, попробуйте вспомнить стихотворные строки из произведений любовной лирики поэтов XIX века.

2) «От салонов я был без ума...»

Учитель. Пушкинский век характерен культурным феноменом петербургских светских, литературных и художественных салонов. Устаревшее французское слово "салон" означает художественный кружок избранных лиц в частном доме.

Ученик. Салон был неким кружком вокруг блестящей дамы, который объединял ее друзей из разных слоев общества. Кружки эти всегда создавались по интересам: одних увлекала религия, других - политика, третьих – литература, искусство и музыка. (Слайды) Литературные салоны оказали большое влияние на развитие русской культуры. В них впервые читались вслух произведения, которые при существовании царской цензуры появлялись на бумаге много позже.

Учитель. Наших гостей сегодня ждет сюрприз: вы посетите один из таких салонов. Но это чуть позже... А сейчас – одна из забав литературных салонов - шарады. Предлагаю их разгадать.

1) С буквой «Я» - это шторм, изверженье,

Наводненье, паденье кометы,

А без «Я» - то плоды вдохновенья,

Что нам дарят с любовью поэты. (Стихия – стихи)

2) Мой первый слог растет в дубраве,

Второй – глубокая канава,

Добавьте букву или предлог,

Затем найдите третий слог.

Его отлично знает

Тот, кто в бильярд играет.

А в целом – произведение это

Великого поэта. (Дуб + Ров + С + Кий = Дубровский)

3) Означает слово это

То, что ищут все поэты.

Букв порядок изменяем –

Предприятие получаем. (Рифма – фирма)

4) Кто части велосипеда знает,

Тот слово это отгадает.

А если букву «Д» прибавить,

На сцене можно будет ставить. (Рама – драма)

5) Ты меня отлично знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» заменишь,

Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)

3) «Пора, мой друг, пора...»

Наше путешествие, к сожалению, подходит к концу. Мы оставляем позади и дребезжание булыжной мостовой, и многолюдье улиц, и шум и блеск балов, останутся позади и звуки нежных романсов. Останутся позади...но ведь не забудутся?

Надеюсь, что вам было интересно погрузиться в эту эпоху, а наш «Литературный калейдоскоп» помог по-новому взглянуть на культуру XIX века и подготовил к более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы и искусства той эпохи.

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века совершили ряд выдающихся открытий, которые стали достоянием не только российской, но и зарубежной, мировой науки. Кроме того, они внесли значительный вклад в развитие отечественных знаний и сделали очень много для того, чтобы способствовать подготовке новых кадров для развития морских исследований.

Предпосылки

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века осуществили свои открытия во многом потому, что в это столетие обозначилась необходимость поисков новых торговых путей и возможностей для поддержки связи России с другими странами. В конце XVIII - начале XIX века наша страна окончательно укрепила свой статус на международной арене как мировая держава. Естественно, что это новое положение расширило её геополитическое пространство, которое потребовало новых исследований морей, островов и океанских побережий для строительства портов, судов и развития торговли с иностранными государствами.

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века состоялись как талантливые мореплаватели как раз в то самое время, когда наша страна добилась выхода к двум морям: Балтийскому и Чёрному. И это неслучайно. Это открывало новые перспективы для морских исследований и дало толчок к строительству и развитию флотов, морского дела вообще. Поэтому неудивительно, что уже в первые десятилетия рассматриваемого столетия русские первооткрыватели и путешественники 19 века осуществили ряд выдающихся исследований, которые существенно обогатили русскую географическую науку.

План кругосветной экспедиции

Такой проект стал возможным во многом благодаря успешным военным действиям нашей страны в конце XVIII столетия. В это время Россия получила возможность строить свой флот на Чёрном море, что, разумеется, должно было стимулировать морское дело. Русские мореплаватели в это время всерьёз задумались над тем, чтобы проложить удобные торговые пути. Этому ещё способствовало то обстоятельство, что наша страна владела на территории Северной Америки Аляской. С ней также необходимо было поддерживать постоянные связи и развивать экономическое сотрудничество.

И.Ф. Крузенштерн ещё в конце XVIII века представил план кругосветной экспедиции. Однако тогда он был отвергнут. Но уже буквально через несколько лет, после воцарения Александра I, российское правительство проявило интерес к представленному плану. Он получил одобрение.

Подготовка

И.Ф. Крузенштерн происходил из дворянского рода. Он учился в Кронштадтском морском корпусе и, будучи его учеником, принял участие в войне против Швеции, хорошо себя тогда зарекомендовав. После этого он был отправлен на стажировку в Англию, где получил прекрасное образование. По возвращении в Россию представил план кругосветной экспедиции. Получив одобрение, тщательно к ней подготовился, закупил лучшие приборы и оснастил корабли.

Его ближайшим помощником в этом деле был его товарищ Юрий Фёдорович Лисянский. С ним он подружился ещё в кадетском корпусе. Друг также себя прекрасно зарекомендовал как талантливый морской офицер в годы Русско-шведской войны 1788-1790 годов. Уже в скором времени были снаряжены два суда под названиями «Нева» и «Надежда». Последним руководил граф Николай Резанов, ставший знаменитым благодаря известной рок-опере. Экспедиция отправилась в плавание в 1803 году. Её целью было исследовать и разведать возможность открытия новых торговых путей из России в Китай и побережье североамериканской территории.

Плавание

Русские мореплаватели обогнули мыс Горн и, выйдя в Тихий океан, разделились. Юрий Фёдорович Лисянский повёл свой корабль к североамериканским берегам, где отбил захваченный индейцами торговый русский город Ново-Архангельск. Во время этого путешествия он также провёл впервые в истории мореплавания парусный корабль вокруг Южной Африки.

Судно «Надежда» под руководством Крузенштерна отправилось в Японское море. Заслуга этого исследователя состоит в том, что он тщательно исследовал берега острова Сахалин и внёс значительные изменения на карту. Основной же было исследовать в чём давно было заинтересовано руководство Тихоокеанского флота. Крузенштерн вошёл в Амурский лиман, после чего, исследовав берега Камчатки, вернулся на родину.

Вклад Крузенштерна в науку

Путешественники России существенно продвинули русскую географическую науку, выведя её на мировой уровень развития. привлекла внимание широкой общественности. После окончания путешествия оба написали книги, в которых были изложены результаты их исследований. Крузенштерн опубликовал «Путешествие вокруг света», но особенное значение имеет выпущенный им атлас с гидрографическими приложениями. Он заполнил многие белые пятна на карте, провёл ценнейшие исследования морей и океанов. Так, он изучил давление и температуру воды, морские течения, приливы и отливы.

Общественная деятельность

Его дальнейшая карьера была тесно связана с морским корпусом, куда он сначала был определён инспектором. Впоследствии стал там преподавать, а потом вообще его возглавил. По его инициативе были созданы Высшие офицерские классы. В дальнейшем их преобразовали в Морскую академию. Крузенштерн ввёл новые дисциплины в учебный процесс. Это существенно повысило качественный уровень преподавания морского дела.

Кроме того, он помогал в организации других экспедиций, в частности содействовал планам другого видного исследователя О. Коцебу. Крузенштерн принял участие в создании знаменитого Русского географического общества, которому суждено было занять одно из ведущих мест не только в российской, но и в мировой науке. Особое значение для развития географии имел выпущенный им «Атлас Южного моря».

Подготовка новой экспедиции

Крузенштерн через несколько лет после своего путешествия настаивал на тщательном исследовании южных широт. Он предлагал снарядить две экспедиции к Северному и Южному полюсам по два корабля в каждой. До этого мореплаватель почти вплотную подошёл к Антарктике, однако дальше пройти ему помешали льды. Тогда предположил, что шестого материка либо не существует, либо к нему невозможно добраться.

В 1819 году российское руководство приняло решение о снаряжении новой эскадры для плавания. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен после ряда проволочек был назначен её руководителем. Было принято решение о строительстве двух кораблей: «Мирный» и «Восток». Первый спроектировали по плану российских учёных. Он отличался прочностью и водоустойчивостью. Однако второй, построенный в Великобритании, был менее устойчив, так что его пришлось не раз переделывать, перестраивать и ремонтировать. Подготовкой и постройкой руководил Михаил Лазарев, который сетовал на такое несоответствие двух суден.

Путешествие к югу

Новая экспедиция отправилась в 1819 году. Она достигла Бразилии и, обогнув материк, вышла к Сандвическим островам. В январе 1820 года русская экспедиция открыла шестой материк - Антарктиду. Во время манёвров вокруг неё было обнаружено и описано множество островов. Среди наиболее значимых открытий можно назвать остров Петра I, побережье Александра I. Сделав необходимое описание берегов, а также зарисовки животных, увиденных на новом материке, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен отплыл обратно.

Во время экспедиции, помимо обнаружения Антарктиды, были сделаны и другие открытия. Например, участники обнаружили, что Земля Сандвича - это целый архипелаг. Кроме того, был описан остров Южная Георгия. Особое значение имеют описания нового материка. Со своего корабля Михаил Лазарев имел возможность наблюдать лучше за землёй, поэтому его выводы представляют особенную ценность для науки.

Значение открытий

Экспедиция 1819-1821 годов имела огромное значение для отечественной и мировой географической науки. Открытие нового, шестого материка, перевернуло представление о географии Земли. Оба путешественника опубликовали результаты своего исследования в двух томах с приложением атласа и необходимыми указаниями. Во время путешествия было описано около тридцати островов, сделаны великолепные зарисовки видов Антарктиды и её животного мира. Кроме того, участники экспедиции собрали уникальную этнографическую коллекцию, которая хранится в Казанском университете.

Дальнейшая деятельность

Беллинсгаузен впоследствии продолжил свою военно-морскую карьеру. Он участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов, командовал Балтийским флотом, а потом был назначен губернатором Кронштадта. Показателем признания его заслуг является тот факт, что его именем назван ряд географических объектов. В первую очередь следует упомянуть море в Тихом океане.

Лазарев также отличился после своего знаменитого путешествия к Антарктиде. Он был назначен командиром экспедиции по охране берегов Русской Америки от контрабандистов, с чем он успешно и справился. Впоследствии командовал черноморским флотом, участвовал в за что удостоился нескольких наград. Итак, великие первооткрыватели из России также внеси свой выдающийся вклад в развитие географии.

Тяжела и трудна была жизнь путешественника 200 лет назад: его изводили дикие звери, жестокие разбойники, голод и жажда, болезни и скука.

Уже изобретен велосипед, паровоз и пароход, страны связаны сетью морских путей и железных дорог, а странствовать по свету все еще трудно и опасно. Секреты успешных путешествий XIX века — в нашей инструкции.

Русская тройка

Маршрут: от Москвы до самых до окраин

Расстояние между станциями: 18-25 верст (1 верста — 1067 м)

Скорость: осенью — 8 верст в час, летом — 10, зимой — 12. В среднем 100-150 верст в сутки

Выбирайте почтовых лошадей — самый надежный способ передвижения. Их меняют на станциях, и вы точно доберетесь до места назначения, вопрос — когда: ожидание рысаков может затянуться вплоть до ночевки в компании клопов и блох. Хотите быстрее — наймите ямщика из местных жителей и приготовьтесь заплатить втридорога. Бюджетный вариант — поехать на своих лошадях и забыть о скорости: в дороге скакуны будут есть и отдыхать.

Враг путешественника — дорожная скука. Лайфхак от Пушкина: «На каждой станции советую из коляски выбрасывать пустую бутылку; таким образом ты будешь иметь от скуки какое-нибудь занятие»

Возьмите подорожную. Без этой важной бумаги вас просто не выпустят из города. В подорожной должны быть указаны ваши чин и звание, дабы станционный смотритель знал, сколько лошадей следует выдать. Скажем, генерал-адмиралу полагалось 20, капитаны и мелкие чиновники ездили на тройках. В том числе и солнце русской поэзии — титулярный советник Александр Пушкин.

Оптом дешевле. Садитесь в дилижанс, и вы домчитесь из Москвы в Петербург всего за двое с половиной суток вместо четырех. Это стало возможным только в 30-е годы, когда между двумя столицами проложили шоссе и запустили рейсовый экипаж. Дилижанс везли четыре лошади — независимо от статуса пассажиров. Зимой в нем умещались четыре человека, летом шесть — тесно, зато быстро.

Тише едешь, дальше будешь — главное правило русских дорог. Если гнать по ямам и кочкам, экипаж опрокинется и поездка затянется. «Выехал пять-шесть дней тому назад из моей проклятой деревушки на перекладной из-за отвратительных дорог. Псковские ямщики не нашли ничего лучшего, как опрокинуть меня; у меня помят бок, болит грудь, и я не могу дышать. Жду, чтобы мне стало хоть немного лучше, дабы пуститься дальше на почтовых», — жалуется Пушкин в письме другу.

Восточный экспресс. Возьмите с собой оружие и спите в одежде. Дорого — не значит безопасно: долгая и малоизученная дорога полна сюрпризов

Наберитесь терпения. Еще один враг путешественника — дорожная скука. Однообразные пейзажи, хмурое небо, плохая погода — тоска, да и только. Лайфхак от Пушкина: «На каждой станции советую из коляски выбрасывать пустую бутылку; таким образом ты будешь иметь от скуки какое-нибудь занятие».

«Восточный экспресс»

Маршрут: Париж — Стамбул

Расстояние: 3000 км

Время в пути: 67 часов

Забудьте о реальности. «Восточный экспресс» — не просто поезд, соединивший Европу и Азию, а целый мир роскоши и комфорта: красное дерево, генуэзский бархат, хрустальные люстры, столовое серебро. В каждом купе есть умывальник с холодной и горячей водой, а в вагоне-ресторане пассажиров кормят исключительно деликатесами. Одна проблема: вернуться из этой сказки к повседневной жизни не так-то просто.

Возьмите с собой оружие и спите в одежде. Дорого — не значит безопасно: долгая и малоизученная дорога полна сюрпризов. На экспресс несколько раз нападали вооруженные люди. Возможно, за ними стояли владельцы пароходов, которые терпели огромные убытки от популярности «Восточного экспресса».

Не помешает запас еды. Однажды поезд на пять дней застрял в горах из-за снежной бури. Кухня вагона-ресторана не была готова к такой задержке, так что пассажиров в эти дни даже не кормили и некоторые из них ходили на охоту. Этот случай стал завязкой сюжета одного из лучших детективов Агаты Кристи — «Убийство в "Восточном экспрессе"».

Натирайтесь духами. Бич поезда — клопы, жившие в щелях деревянных вагонов. Насекомые набрасывались на пассажиров, невзирая на чины и должности. Совет по борьбе с этой неприятностью предлагает французская книга 1829 года: «У клопов чрезвычайно тонкое обоняние, поэтому во избежание укусов надо натираться духами». Правда, изысканное средство помогало ненадолго и кровопийцы возвращались.

Осторожно, привидение! Самым впечатлительным пассажирам «Восточный экспресс» обещает встречу с потусторонним. В поезде-дворце, как в старинном замке, имелось свое привидение — впрочем, вполне добропорядочное и безобидное: джентльмен средних лет в костюме бежевого цвета возникал ниоткуда, проходил сквозь стены и исчезал.

Трансатлантические лайнеры

Маршрут: Ливерпуль — Нью-Йорк

Расстояние: более 5000 км

Время в пути: 30-100 дней (парусники), 8-18 дней (пароходы)

Берегите здоровье. На кораблях, плывших через Атлантику, в больших кубриках без перегородок размещались от 800 до 1000 эмигрантов. И теснота — только полбеды: в темном, сыром, душном помещении быстро распространялись инфекции. Холера и тиф, корь и дизентерия уносили здоровье и жизнь, треть пассажиров погибали в пути. Поэтому со временем эмигрантов стали допускать на борт лишь после медосмотра.

Чистота и порядок на паруснике — ваши проблемы. Вам придется проветривать постель, мыть посуду, подметать палубу, а раз в неделю — драить ее

Возьмите с собой подушки, одеяла и постель. Вам предоставляется место на деревянных двух-трехъярусных нарах вдоль бортов и по центру судна. Из удобств — набитый соломой матрас, остальное нужно брать с собой. А если места на нарах не хватит, придется спать прямо на полу. И никаких излишеств: бочка вместо стола и чемодан вместо стула.

Не забудьте продукты и посуду. Столовых для эмигрантов на борту парусников нет, зато разрешают варить каши и картошку. Не исключено, что придется голодать: продукты спускают в грузовой отсек, и добраться до запасов, заваленных сверху торговым грузом, порой невозможно. А вот на пароходах в стоимость билета входит трехразовое питание: каши, говядина или свинина, суп, рыба, картофель. Посуду лучше взять с собой.

Чистота и порядок — ваши проблемы. Вам придется проветривать постель, мыть посуду, подметать палубу, а раз в неделю — драить ее. Чтобы постирать белье, нужно сначала собрать дождевую воду, дождаться хорошей погоды и собраться на палубе — стирка в трюмах запрещалась.

Мойтесь на палубе. Ванной нет вообще, вся надежда на боцмана: он обдаст вас струей воды из шланга, если будет в настроении. Туалетов как таковых тоже нет, в лучшем случае ведро за ширмой для женщин и детей. Из-за резкого запаха экипаж не желает спускаться к пассажирским отсекам. Воздух очищается с помощью кипящего дегтя, паров хлора или уксуса. Туалеты с автоматическим сливом появились на пароходах лишь в конце века.

Велосипед «пенни-фартинг»

Маршрут: вокруг света

Расстояние: 21 700 км

Время в пути: два с половиной года

Развивайте ловкость. Велосипед «пенни-фартинг» к концу века стал так популярен, что англичанин Томас Стивенс даже отправился на нем в кругосветку. Управлять этим механизмом непросто: переднее колесо в пять раз больше заднего (как монеты пенни и фартинг), руль, педали и колесо соединены в жесткую конструкцию, а центр тяжести смещен вперед. Малейшая неровность, камушек или резкий поворот — и велосипедист вылетает из седла через руль.

Не берите ничего лишнего — главная заповедь велосипедистов всех времен. (Другие наши материалы на тему путешествий — и .) Смог же Стивенс объехать мир с парой носков, запасной рубашкой, плащ-палаткой и спальным мешком. Денег тоже было немного, зато в дороге ему помогали такие же фанаты велопутешествий. Пригодился и револьвер — чтобы отпугнуть горного льва в пустыне Невада и грабителей в Турции.

Учите языки. Английского явно недостаточно. В Турции Стивенс не смог выяснить дорогу и уточнить маршрут, а общение с местными жителями закончилось тем, что его приняли за бродячего акробата и потребовали цирковых трюков

Учите языки. Английского явно недостаточно. В Турции Стивенс не смог выяснить дорогу и уточнить маршрут, а общение с местными жителями закончилось тем, что его приняли за бродячего акробата и потребовали цирковых трюков. У китайцев странник тоже не нашел понимания — до такой степени, что пришлось не раз угрожать им оружием, чтобы спасти жизнь.

Найдите спонсора. Сначала Стивенс планировал пересечь только США. Но в Нью-Йорке он встретился с владельцем крупнейшей в стране компании по производству велосипедов — Альбертом Поупом, который профинансировал дальнейшее путешествие вокруг света. Поездка стала рекламной акцией для велосипедов Pope Manufacturing — на одном из них и ехал Стивенс. Кстати, эта схема отлично работает и в XXI веке.

Приготовьте план «Б». Далеко не везде вас встретят радушно, так что менять маршрут придется на ходу. Томас Стивенс не смог пересечь Сибирь из-за отказа российских властей. В Афганистане его арестовали и выслали из страны, и он добирался в Индию длинным кружным путем.

Караван верблюдов

Маршрут: Тегеран — Хива — Бухара — Самарканд — Герат — Стамбул

Расстояние: 7000 км

Время в пути: один год

Переоденьтесь дервишем. Нужно быть настоящим экстремалом, чтобы отправиться в Среднюю Азию в середине XIX века: регион был закрыт для европейцев, а любопытство каралось смертью. Перемещаться свободно здесь могут лишь «святые паломники» — дервиши, так что придется преобразиться. Тряпки, связанные у пояса веревкой, чалма, лоскуты грязной ткани на ногах и мешочек с Кораном на шее — именно так выглядел венгерский путешественник Арминий Вамбери во время своих азиатских странствий. Потрепанный вид и паспорт на имя Решида-эфенди с печатью турецкого султана помогли ему благополучно пройти долгий путь с караваном дервишей.

Изучите Коран. Имя, внешность и даже знание языков — лишь половина успеха. Еще неплохо бы помнить мусульманские молитвы, уметь их читать и петь, класть поклоны, поднимать руки к небу, закатывать глаза

Контролируйте каждое движение. И даже этой премудрости мало — выдать чужака может любой неосторожный жест. «Зная, например, за собой привычку размахивать руками при разговоре, что на Востоке не дозволяется, я из боязни выдать себя прибег к насильственным мерам, то есть подвязал себе руку, сказав всем, что она у меня болит, и рука скоро отвыкла от непроизвольных движений», — делится опытом Вамбери.

Изучите Коран. Имя, внешность и даже знание языков — лишь половина успеха. Еще неплохо бы помнить мусульманские молитвы, уметь их читать и петь, класть поклоны, поднимать руки к небу, закатывать глаза. В общем, для полного перевоплощения в дервиша придется окончить медресе, и тогда вы сможете раздавать благословения, лечить больных молитвами и участвовать в религиозных диспутах.

Не отходите от каравана ни на шаг. Дороги Средней Азии буквально кишат разбойниками. Каракчи не рискуют нападать на большие караваны, но не пощадят одинокого путника. В лучшем случае вас ограбят, в худшем — продадут в рабство.

Экономьте воду. Странствуя по этим благословенным местам, вы пересечете пару пустынь и узнаете, что такое жара, жажда и песчаные бури. Пополнить запасы воды можно только после дождя или в горько-соленых колодцах, и каждая капля — на вес золота. С собой паломники берут только воду и муку, в дороге пекут пресный хлеб, ночуют на голой земле, не разжигая огня. И лишь в оазисах вас ждет короткий отдых, чистая вода и горячая еда.

С конца XVI века в Англии стал пользоваться популярностью гран-тур поездка состоятельных людей на континент. Гран-тур позволял закончить образование, посетить Средиземноморье, истоки цивилизации, что являлось необходимым для признания человека вполне образованным.Маршрут путешествия выбирался заранее. Начинался он в небольшом французском городе, юноши совершенствовали свой французский язык. Оттуда совершали поездки в другие места Франции, а также в Германию и Швейцарию. Для повышения своего культурного уровня юноши отправлялись в Италию. Пребывание там считалось квинтэссенцией гран-тура. После пребывания в Италии гран-тур считался завершенным. Подробно об этом своеобразном периоде истории путешествий написали английские авторы А. Буркарт и С. Медлик в своей книге "Туризм: прошлое, настоящее и будущее", изданной в Лондоне в 1976 году.

Необходимо отметить, что гран-тур, конечно, был недоступен основной части английского населения. Поездка на континент, да еще на длительное время, была дорогим удовольствием. Социальная база путешествий расширяется со второй половины XVII века. А "золотое" время гран-тура приходится на XVIII век, особенно на последние 30 лет. Состоятельные слои творческой интеллигенции хлынули на континент. Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо доказывали необходимость и важность дальних поездок для правильного воспитания человека. Деятели просвещения сами часто и много путешествовали.

Именно в ХVII-ХVIII веках в Англии возникает термин "туризм". Он является производным от слова "тур". Такое заключение делают исследователи данной проблемы, ссылаясь на зарубежные источники. Естественно, путешествия англичан вплоть до XIX века, равно как и идентичные поездки древних греков и римлян, трудно отнести к туризму в современном его значении. Они никак не оказывали воздействия на экономику государств и мало касались основных слоев общества. Здесь очень осторожно можно говорить о прообразе туристской деятельности. Современный туризм со своей структурой, материально-технической базой, методами работы и органами управления начал складываться в XIX веке. Особую роль в развитии туризма сыграли коренные изменения на транспорте. Развитие капиталистических общественных отношений, связанный с этим рост подвижности населения и создание железных дорог явились основными предпосылками появления современных форм туризма.

Основное различие туризма прошлых лет и современного - наличие рынка туристических услуг. В XVIII - XIX вв. маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. С появлением относительно крупных фирм длительный срок они были единичными, то есть, фактически, общеизвестными. До XVIII - XIX вв. туристических фирм как таковых не существовало, и все путешествия осуществлялись по частной инициативе, главным образом на собственных транспортных средствах. В XIX веке понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современному представлению: Томас Кук открывает первую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг - путешествий ради удовольствия.

Вслед за конторой Т. Кука в Англии появились туристские бюро Фреймза и сэра Генри Ланна. Возникли туристские клубы и ассоциации - Велосипедный туристский клуб, Политехническая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и другие.

Несколько позднее целый ряд туристских агентств был создан во Франции, а затем и в других странах Европы. Так, в 1854 году Карл Ризель открыл в Берлине первое немецкое бюро путешествий. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.

Важнейшую роль в развитии туризма сыграли революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном в 1807г., паровоза - Стефенсом в 1814г., совершенствование постовой связи, сопровождавшееся расширением сети дорог в Европе. Все это обусловило больше надежности и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Вследствие массового наплыва переселенцев из старого Света в Америку бурными развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании. Эти виды транспорта принципиально отличаются тем, что предназначены для дальних массовых перемещений. Соответственно устанавливается его регулярное движение, что, в свою очередь, приводит к развитию сети обслуживающих пассажиров предприятий питания и размещения. Часть из них рассчитываются на состоятельных путешественников и отличаются кричащей роскошью, но появляются и отели, предназначенные для людей среднего класса.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся, а также растущее благосостояние общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу: введение гарантированных неоплачиваемых, а впоследствии и оплачиваемых отпусков (В Германии, например, впервые отпуска были установлены законом о государственных служащих 1873г.).

Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а так же постепенное сокращение рабочего времени обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Соответственно возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам и "комнатам для гостей" в домах священнослужителей, в монастырях и религиозных миссиях приходят первые гостиницы. В 1812 г. в центральной Швейцарии вступает в строй отель "Риги-Клестели", в 1832г. - гостиница в городе Фаульхорн. В 1801г. в Германии открывается первоклассная гостиница "Бадише Хоф" в Баден-Бадене, 1856г. в Швейцарии- "гранд-отель Швайцерхофт" в городе Интерлакене. В Германии на рубеже 18-19 веков возникают первые курорты минеральных вод - в Хайлигендаммене, Нордернее, Травемюнде. Как отмечает швейцарский исследователь туризма профессор К.Каспар: "В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов, "нового дворянства", "высшего офицерства". В зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах в Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет, Грецию.

Во второй половине XIX века индустрии отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входило организация туристических поездок и реализация потребителю. Хрестоматийным периодом первого пэкидж-тура - комплекса туристических услуг, продаваемого по единой цене - является групповой тур на отдых, организованного англичанином Т.Куком в 1841г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Все поездка, в которой приняли участие 570 человек стоила каждому из них 1 шиллинг.

Интересно, что Т.Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Будучи председателем местного союза трезвенников, он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникла множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги туристических поездок, что отразил процесс расширения туристического спроса.

В Германии первое бюро путешествий - "Райзебюро Штанген" - было основано в Бреслау в 1863г. Фирма имела тесные контакты с пароходными компаниями и в начале ХХ века активно рекламировала и продавала морские круизные увеселительные поездки. В Германии конца ХIХ - начала ХХ веков дальние туристические поездки могли себе позволить еще немногие. Тем не менее постепенно путешествия становятся доступны среднему классу. Среди чиновников и служащих в этот период широкое распространение получил летний выезд на дачи (Sommerfrische). Дача находилась, как правило, недалеко от города, основным видом используемого дачниками транспорта была железная дорога, размещение отличалось скромностью и чинностью. Дачный сезон длился в обеспеченных семьях с конца июнь до начала сентября. Для бюджета семей мелких чиновников и рабочих дачи стали доступными лишь в конце 20-х гг. нашего века.

В XVIII - XIX вв. благодаря обособлению туризма в особый род экономической деятельности появляются страны, лидирующие в этой области. Особую роль на мировой арене в ту эпоху играли богатая колониями Англия, обособившиеся в 1776 году США и активно включившаяся благодаря Петру I в международную деятельность Россия. Туристическая деятельность в этих странах заметно активировалась в рассматриваемый период благодаря ряду факторов. Англия легко заняла позицию лидера, поскольку это была одна из первых стран Европы, ставшая на путь капиталистического развития, благодаря чему она характеризовалась более высоким уровнем цивилизации и обустройства быта по сравнению со многими странами. В Англии, а чуть позже - и по всей Европе начинают активно строиться железные дороги, которые, по восхищенному выражению Г.Гейне, "убили пространство" - то есть значительно ускорили и упростили путешествия. США в этот период также начали экспансионную политику. Увеличился захват и освоение новых земель, развитие колоний, как следствие - иммиграция в "новый свет" англичан и французов, которые ускорили переход Штатов к капиталистическому способу развития.