В 70-х гг 19 века юный Гауди переехал в Барселону. После 5 лет подготовительных курсов Гауди был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую он окончил в 1878 году.

В 1870-1882 годах Антони Гауди работал чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах. Он изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т. д.), проектируя и мебель для собственного дома.

В это время в Европе начался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал за передовыми идеями. Провозглашённая последователями неоготики декларация «Декоративность - начало архитектуры» полностью совпадала с представлениями Гауди, который со временем развил свой собственный, совершенно неповторимый архитектурный почерк.

Архитектура Гауди

В начале творчества Гауди, находясь под влиянием архитектуры Барселоны и архитектора Марторела, строит свои первые здания, богато декорированные: «стилистические близнецы» - нарядный Дом Висенс () и причудливый Эль Каприччо (Комильяс, Кантабрия); также компромиссный Дом Кальвет (Барселона) в псевдо барочном стиле. В это же время Гауди делает проект в сдержанном готическом, даже «крепостном» стиле - Школа при монастыре Святой Терезы (), а также нереализованный проект зданий Миссии Францисканцев в Танжере; неоготические епископский дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон) и Дом Ботинес (Леон).

Решающую роль в реализации Гауди сыграла встреча архитектора с Эусеби Гуэлем, с которым он подружился. Этот текстильный магнат, богатейший человек , не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.

Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического ().

Со временем Гауди выработал свой собственный стиль, где не было ни единой прямой линии. Строительство Дворца Гуэля превратило Гауди в самого модного архитектора Барселоны, вскоре превратившись в «практически непозволительную роскошь». Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя - Дом Мила; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии - Дом Бальо.

Заказчики, готовые выкинуть на строительство полсостояния, изначально верили в гениальность архитектора, пролагающего новый путь в архитектуре.

Смерть Гауди

Гауди погиб в возрасте 73 лет. 7 июня 1926 года он вышел из дома, отправившись в свой ежедневный путь к церкви Сант-Фелип-Нери, прихожанином которой он был. Когда он шел рассеянно по улице Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес между улицами Жирона и Байлен, его сбил трамвай, и Гауди потерял сознание.

Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного, неизвестного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку. Все-таки Гауди доставили в больницу для нищих, где ему оказали только примитивную медицинскую помощь. Лишь на следующий день его нашёл и опознал капеллан . К тому времени состояние Гауди уже ухудшилось настолько, что лучшее лечение не могло ему помочь.

Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен двумя днями позже в крипте недостроенного им собора.

Архитектура Гауди в Барселоне:

Дом Бальо-и-Каса-новас

Дом Бальо́ (кат. Casa Batlló) , еще называемый «Дом Костей» - жилой дом, построенный в 1877 году для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса по адресу , 43 в районе , и перестроенный архитектором Антони Гауди в 1904-1906 годах.

Ещё не окончив работы по строительству , Гауди получил заказ на переделку доходного дома, принадлежащего семейству богатого текстильного фабриканта Жозепа Бальо-и-Касановас и расположенного по соседству с модернистским домом Амалье. Владелец дома намеревался снести старое здание 1875 года и построить на его месте новое, но Гауди решил иначе.

Архитектура Дома Бальо

Гауди сохранил исходную структуру дома, примыкающего боковыми стенами к двум соседним зданиям, но спроектировал два новых фасада, главный - со стороны , и задний - внутрь квартала. Помимо этого, Гауди полностью переделал нижний этаж и бельэтаж, сделав оригинальную мебель, и добавив подвальный этаж, мансарду и асотею (ступенчатую террасу крыши). Две световые шахты были объединены в единый внутренний двор, что улучшило дневное освещение и вентиляцию здания. Идея придания световому двору особого значения, впервые реализованная в доме Бальо, была использована Гауди и в ходе строительства Дома Мила .

Многие исследователи творчества Гауди признают, что реконструкция дома Бальо является началом нового творческого этапа мастера: с этого проекта архитектурные проекты Гауди будут строиться на основе его собственного видения, без оглядки на принятые нормы и стили.

Особенности Дома Бальо

Отличительной особенностью дома Бальо является почти полное отсутствие в его архитектуре прямых линий. Декор фасада изиз тёсанного камня, добываемого на барселонском холме Монжуик, а также оформление интерьера - все сделано на основе волнистых линий. Весьма по разному интерпретируют внешний вид фасада, но в общем сходятся к тому, что главный фасад - это аллегория на дракона - излюбленного персонажа Гауди, чей образ использовался во многих его творениях. Победа покровителя Каталонии Св. Георгия над драконом может быть аллегорией победы добра над злом. Меч Св. Георгия, вонзённый в «хребет дракона», представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом, фасад здания изображает сверкающую «чешую» чудища и усеян костями и «черепами» его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов.

Как свойственно Гауди, все детали в доме Бальо тщательно продуманы. Обратите внимание на оформление светового дворца, где Гауди создал особую игру светотени. Чтобы добиться равномерного освещения, архитектор постепенно изменяет цвет керамической облицовки от белого до голубого и синего, делая его более глубоким по мере продвижения снизу вверх, звершив настоящим всплеском лазури в отделке дымовых и вентиляционных труб. Для того же меняется и размер окон, выходящих в патио, которые постепенно уменьшаются с высотой. Элегантная мансарда дома основана на параболических арках, использованных Гауди и при реализации других проектов.

Декор Дома Бальо

Весь декор дома сделан лучшими мастерами прикладного искусства. Кованные элементы выполнены кузнецами братьями Бадия, витражи - стеклодувом Жузепом Пелегри, изразцы - П.Пужолом-и-Баусисом сыном, другие керамические детали выполнил Себастьян-и-Рибо. Облицовка главного фасада была полностью изготовлена в г. Манакор (остров Мальорка). Мебель, созданная Гауди при оформлении интерьера, сейчас входит в собрание в Парке Гуэля .

Дом Бальо, вместе с домом Амалье и домом Льео Морера, является частью «Квартала несогласия» , названного так из-за стилистической неоднородности образующих его модернистских зданий.

В 1962 году Дом Бальо был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году - памятником национального значения, в 2005 году включён в список .

Посетить Дом Бальо в Барселоне:

  • Вебсайт: www.casabatllo.es
  • Время работы: ежедневно 9 - 19 (последний вход в 20:00)
  • Проезд: 7, 16, 17, 22, 24 и 28. Barcelona Tourist Bus (North & South) остановка Casa Batlló – Fundació Antoni Tàpies.| Barcelona Tourist Bus (North & South) остановка Casa Batlló – Fundació Antoni Tàpies.| Метро: станцмя Passeig de Gràcia: L2, L3 и L4.
  • Аудиогид - включен в стоимость билета. Есть на русском языке.
  • Вход:
    • взрослые: 21.5€
    • студенты и пенсионары > 65 лет: 18.5€
    • 7 - 18 лет: 18.5€
    • дети до 7 лет - бесплатно
    • Ночной визит (21:00) - 29€

Дом Мила

На углу с Cаrrеr dе Prоvеncа (ул. Провенса) стоит главная бульвара – дом Мила (Casa Milà, Provença, 261-265, Pаssеig dе Grаtiа, 92). Эта постройка Антонио Гауди больше напоминает скульптурное произведение, чем произведение архитектуры.

Архитектура Дома Мила

Шестиэтажный дом похож на огромную скалу, его оконные и дверные проемы напоминают гроты, балконные кованые решетки выполнены в виде фантастических растений. Дом часто называют Ла- Педрера, то есть «Каменоломня». Гауди возвел его в 1906-1910 гг. для богатейшей семьи Мила; здесь располагались жилые помещения хозяев, контора, а часть квартир сдавалась внаем. Сейчас, помимо банка C а ix а d е C а t а luny а, выделившего средства на реставрацию здания, в доме находится музей Гауди.

В одной из квартир устроен своеобразный музей быта эпохи модерна; обратите внимание, что здесь нет прямых линий! Можно также подняться на фантастическую крышу, где гигантские разноцветные выступы дымоходов напоминают средневековых рыцарей. Именно на этой крыше проходили съемки знаменитого фильма М. Антониони «Профессия: репортер».

Религиозные мотивы в архитектуре Гауди

Дом построен на месте храма Девы Марии XI в., и поэтому весь его облик пронизан религиозными мотивами. Венчать здание должна была колоссальная фигура Мадонны (12 м) с ангелами – все здание дома Мила воспринималось бы тогда как ее грандиозный постамент. Однако Мадонна так и не была установлена из-за антицерковных беспорядков Трагической недели 1909 г., когда толпа громила и жгла церкви и монастыри. Религиозная символика присутствует во всех постройках Гауди; «безмолвная волна синей горы» (так назвал дом Мила английский искусствовед Д. Рескин) должна была запечатлеть «душу Каталонии2 и напоминать монастырь Монсеррат .

Но нужно помнить, что Гауди намеревался несколько смягчить впечатление суровой мощи от этого дома - жильцы должны были украсить свои балконы стелющимися и свисающими цветами, кактусами, пальмами, тем самым дополнив архитектуру и скульптуру живой растительностью. Важнейшую роль в возведении дома Мила сыграл постоянный помощник Гауди Ж. Жужоль, который проектировал кованые решетки балконов здания.

Посетить Дом Мила в Барселоне:

  • Дом Мила - в списке
  • Адрес: Provença, 261-265, Барселона
  • www.lapedrera.com
  • Проезд : метро: L3 и L5 остановка Diagonal.| автобусы: 7, 16, 17, 22, 24, 39 и V17.| Поезда FGC: станция Provença.| Barcelona Bus Turístic: остановка Pg. de Gràcia-La Pedrera.
  • Время работы:
  • Ноябрь - февраль: La Pedrera днем: ежедневно 9 - 18:30, последний вход 18 часов. The Secret Pedrera: среда - суббота 19 - 22:30, выбор туров и языков.
  • Март - октябрь: La Pedrera by Day: еж. 9 - 20, последнй вход 19:30. The Secret Pedrera: еж. 20:30 - 0:00, выбор экскурсий и языков.
  • Закрыто: 25 декабря и 1 неделю в январе.
  • Вход: ДНЕМ : взрослые €16.50, студенты: €14.85 инвалиды: €14.85, дети(до 6 лет включительно): бесплатно, дети 7 - 12 лет:€8.25
  • Вход ВЕЧЕРОМ : взрослые: 30 €, дети 7 -12 дет: 15€, дети до 6 лет включительно - бесплатно.

Саграда-Фамилия (Собор Святого Семейства)

Это было одно из первых своих сооружений, которое Антонио Гауди построил в 1886-1889 гг. для своего покровителя, текстильного магната Эусебио де Гуэль Бачигалупи. Вероятно, именно благодаря тесной дружбе с ним Гауди удалось достичь небывалого архитектурного совершенства: Гуэль не считал денег, которые выделял на здания Гауди и постоянные их перестройки, улаживал многочисленные юридические пробле- мы, и в результате Гауди стал фактически семейным архитектором Гуэлей. Он строил для них все – и приспособления для сушки белья на крыше городского дома, и особняк, и церковь, и целый парк.

Архитектора и промышленника многое объединяло: они оба были родом из окрестностей , оба были фанатичными патриотами . Обязательно зайдите во дворец; вряд ли вас оставят равнодушными камины, флюгеры в виде летучих мышей, параболические арки, неовизантийские гостиные, колонны-копья на втором этаже, разноцветные керамические дымоходы на крыше (по легенде, чтобы добиться нужного эффекта, Гауди разбивал предметы чрезвычайно дорогого лиможского сервиза).

Интерьер дворца Гуэля

Убранство комнат стоило баснословно дорого – резные потолки из палисандра и дуба украшены накладными листьями из золота и серебра, инкрустированы слоновой костью и черепаховым панцирем; подсвечники крепились к мраморным стенам. Некоторые искусствоведы считают, что чертеж особняка напоминает план в ; другие отмечают сходство с вавилонскими зиккуратами. Особняк был парадной официальной резиденцией Гуэля - еще до завершения строительных работ его посетила здесь королева-регентша Мария-Кристина.

В 1880-е гг., когда велось строительство дворца Гуэля , юго-восточная сторона считалась малопригодной для фешенебельной жизни - этот злачный район назывался тогда Китайским кварталом и кишел проститутками, алкоголиками, сифилитиками; именно здесь жил французский писатель Жан Жене, создавая свой «Дневник вора» - летопись жизни барселонского «дна». Сейчас этот район населен, в основном, эмигрантами из Латинской Америки и до сих пор считается трущобами Барселоны. Кстати, если вы хотите жить близко к центру Барселоны и очень дешево, и вы не слишком щепетильны, то это место будет идеально - множество дешевых ресторанов вокруг, до рукой подать…

Посетить дворец Гуэля в Барселоне

  • Palau Güell
  • Адрес: Carrer Nou de la Rambla, 3-5
  • Тел: +34 934 72 57 75
  • Время работы:
  • Открыт со вторника по воскресенье, оба дня включительно.
    • Летний график работы (c 1 апреля по 31 октября): с 10 до 20 ч. (кассы закрываются в 19 ч.)
    • Зимний график работы (с 1 ноября по 31 марта): с 10 до 17:30 ч. (кассы закрываются в 16:30 ч.)
    • Выходной: понедельник, за исключением праздничных дней, 25 и 26 декабря, 1 января и с 6 по 13 января (на профилактику)
  • Вход :
    • взрослые: 12€
    • другие варианты:
    • Аудиогид входит в стоимость билета.
  • Купить билет во вдорец Гуэля:
    • Билеты можно приобрести в кассах Дворца Гуэля, расположенных на ул. Ноу-де-ла-Рамбла, д. 1, в 20 метрах от главного входа во Дворец Гуэля. Билеты также можно купить заранее на конкретное время и дату.

Привет, друзья. Наверное, вы уже привыкли к тому, что мы рассказываем вам об интересных достопримечательностях, городах, тех точках на нашей планете, которые просто нельзя не посетить. На этот раз мы хотим рассказать об Антонио Гауди. Попробуем обойтись без восторженных эпитетов, — все они сказаны об этом архитекторе уже неоднократно. Просто заметим: без этого человека не было бы привычной для нас Барселоны, Испании и даже истории мировой архитектуры. Поехали.

Родился Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет в 1852 году на территории Каталонии, в маленьком городке Реусе. Он был самым младшим ребенком в большой семье котельщика Франсеска Гауди-и-Серра и его супруги.

Именно благодаря отцовской мастерской, как потом рассказывал сам Антонио, началась его биография как архитектора.

Его братья и сестра умерли, позже скончалась мать. Так на попечении Гауди оказалась племянница. Втроем вместе с отцом они поселились в Барселоне.

В 1906 году скончался отец, его здоровье к тому времени было уже сильно подорвано, а через шесть лет умерла племянница.

Рождение звезды

К 1878 году Гауди окончил школу архитектуры. После чего стал работать чертежником, выполнял много подсобных работ, безуспешно принимал участие во всевозможных конкурсах.

Что же происходило вокруг? А вокруг царил ажиотаж, связанный с неоготическим стилем. Идея и сами формы этого направления безусловно, восхищали Гауди. Но вдохновение для своих проектов он почерпнул из работ Виолле-ле-Дюка, испанского архитектора Марторела и искусствоведа Джона Рёскина.

Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк - французский архитектор, реставратор, искусствовед и историк архитектуры, идеолог неоготики, основоположник архитектурной реставрации. Википедия

Поворотным моментом в творчестве Антонио Гауди стало знакомство с Эусеби Гуэлем, который позднее станет его другом.

Один из самых богатых людей Каталонии, Гуэль, мог позволить себе немного «пошалить», сделав реальностью свои самые смелые мечты. Ну а Гауди получал в данном случае полнейшую свободу самовыражения.

Для семьи Гуэля Антонио создал проекты городского дворца, павильонов их усадьбы, винных погребов, крипты, часовни а также того самого, известного всем, .

Скамейка в парке Гуэля

Не забывайте и о прекрасных образцах мебели, которые придумал дизайнер-Гауди и воплотил в домах Гуэля.

Постепенно Гауди вышел за рамки доминирующих тогда стилей, полностью погрузился вглубь собственной вселенной кривых поверхностей и природных орнаментов. И с завершением строительства в 34 года архитектор уже стал звездой, работы которого мог позволить себе далеко не каждый.

Для богачей Барселоны он строил невероятные непохожие друг на друга дома — , . Все они как будто жили своей причудливой, непонятной постороннему взгляду жизней.

Интерьер Дома Мила

Любовь, друзья, смерть

Гений все свое время посвящал работе. Говорят, что он любил всего одну женщину в своей жизни – учительницу Жозефе Моро. Но та не отвечала взаимностью. Вообще считается, что архитектор был довольно высокомерным и грубым человеком. Хотя люди из близкого окружения говорили обратное.

В молодости Антонио одевался как денди, был гурманом, хорошо разбирался в театральном искусстве. В зрелом же возрасте абсолютно перестал следить за собой. Часто на улицах его принимали за бродягу.

Последний факт стал для архитектора, увы, роковым. 7 июня 1926 Гауди отправился в церковь. На очередном перекрестке его сбил трамвай. Извозчик отказался везти неопрятного старика, опасаясь, что ему не заплатят за дорогу.

В конце концов мастера доставили к порогу больницы для нищих, где оказались первую абсолютно примитивную помощь. На следующий день Гауди нашли знакомые, но спасти его уже было нельзя. Он скончался 10 июня, несколькими днями позже был похоронен в Соборе Святого Семейства.

Интерьер храма Саграда Фамилия

Интересно, что последние десятилетия ведется программа по причислению Гауди к лику святых, покровителей архитекторов.

Архитектура

Жизнь архитектора была плодотворной и яркой. Яркой, как его архитектура. Многие считают, что творил Гауди в стиле модерн. Однако по факту его дома заметно выходят за границы одного стиля.

Мы уже упоминали самые известные произведения архитектора. Давайте вспомним еще несколько.

Одной из первых его работ стал Дом Винсенс — частный жилой дом, который Гауди построил практически сразу после получения диплома. И в его архитектуре четко прослеживается влияние испано-арабского стиля мудехар.

Дом Винсенс

Следующим детищем мастера стал летний особняк Эль Каприччо в местечке Комильяс.

Строительство шло по заказу родственника Гуэля. А сам Гауди даже ни разу не побывал на строительной площадке. Это здание известно, прежде всего, своей конструктивистской особенностью – горизонтальным распределением пространства.

На территории Леона высится еще одна ода готике, созданная Антонио – Дом Ботинес. Это семиуровневое здание практически лишено внешнего декора. Строгий облик оттеняют лишь художественная ковка решетки.

Но давайте вернемся в Барселону. Все же именно здесь находится большая часть творений великого архитектора.

Дом Кальвет – еще один частный дом, построенный Гауди.

Он строился как доходный дом. Здесь вы уже не увидите и намека на готику. Оформление здания довольно аскетично, что хорошо гармонирует с другими постройками этого района.

Но приглядитесь, и вы увидите массу важных мелочей: молотки на входных дверях изображают клопов, текстильные бобины у входа напоминают о профессии владельца, растительные орнаменты намекают на увлечение хозяев дома.

Ну и, конечно, символ Барселоны, да может и всей страны – Храм Святого Семейства или Саграда Фамилия.

Это, наверное, самый знаменитый долгострой. Над его созданием трудились и трудятся разные архитекторы. Одним из них был Гауди. Именно его работа легла в основу облика здания.

Свою лепту Гауди внес и в область ландшафтной архитектуры и малых форм. К ним относятся:

  • сады Артигас
  • фонари королевской площади Барселоны
  • ворота Миральяс и многие другие.

Неоднократно он работал совестно с другими мастерами.

Вот такими были жизнь и творчество гения, изменившего наше представление об архитектуре.

Спасибо, что подписываетесь на обновления нашего блога. До свидания!

Антонио Гауди создал и парк Гуэль (El Parque Guell — 1900-1914 гг.). В этом парке Гауди попытался воплотить идеи, которые есть в природе, но никогда не реализовывались в архитектуре. Постройки кажутся выросшими из земли, все вместе они составляют единое целое, очень органичное, несмотря на многообразие форм и размеров.







Храм Святого семейства (полное название: Искупительный храм Святого Семейства, кат. Temple Expiatori de la Sagrada Família), иногда по-русски неточно называется собором Святого Семейства— пожалуй, самая значительная из работ Гауди, к сожалению, так и не законченная. Стиль, в котором выполнен собор, отдаленно напоминает готику, но вместе с тем, это что-то совсем новое, современное. Здание собора рассчитано на хор из 1500 певцов, детский хор из 700 человек и 5 органов.

Храм должен был превратиться в центр католической религии. С самого начала строительство храма поддерживал Папа Леон XIII.

Работы над созданием храма начались еще в 1882 г. под руководством архитекторов Мартореля (Juan Martorell) и Де Вильара (Francisco de P. Del Villar). В 1891 г. строительство возглавил Антонио Гауди. Зодчий сохранил план своего предшественника — латинский крест с пятью продольными и тремя поперечными нефами, но внес свои изменения. В частности, им была изменена форма капителей колонн крипты, высота арок увеличена до 10 м, лестницы перенесены им в крылья вместо предполагавшегося фронтального их размещения. Он постоянно дорабатывал замысел в ходе строительства.

По замыслу Гауди, храм Святого семейства должен был стать зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова, представленного тремя фасадами. Восточный посвящен Рождеству; западный — Страстям Христовым, южный, самый внушительный, должен стать фасадом Воскресения.

Порталы и башни храма оснащены изобильной скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир, головокружительная сложность профилей и деталировки

Превосходит все, что было когда-либо известно готике. Это своего рода готический модерн, в основу которого, однако, положен план сугубо средневекового собора.

Несмотря на то, что Гауди строил храм на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть апсиды, составляющая большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроена.

Антонио Гауди погиб в Барселоне 7 июня 1926, сбитый трамваем неподалеку от собора Sagrada Familia. В бессознательном состоянии, в ветхой одежде, его доставили в больницу Святого Креста — специальный приют для бедных, из которого ему уже не суждено было выйти, чтобы продолжать украшать мир гением своего мастерства. Останки его покоятся в склепе собора Sagrada Familia.Спустя более чем через семьдесят лет после смерти Гауди, строительство собора продолжается и сегодня. Постепенно возводятся шпили (при жизни архитектора был окончен только один), оформляются фасады с фигурами апостолов и евангелистов, сценами подвижнической жизни и искупительной смерти Спасителя. Строительство храма Святого семейства, предположительно закончится к 2030 г.





Уже пятое поколение барселонцев наблюдает рождение архитектурного шедевра. Но даже недостроенный собор стал символом Барселоны и останется им навсегда, как, впрочем, и другие произведения Антонио Гауди. Архитектура Гауди — это открытая книга для всех почитателей его таланта. Своим уникальным и в то же время вызывающим столько споров и по сей день творением — собором Святого семейства — Антонио Гауди присоединился к плеяде своих великих земляков — Пабло Пикассо, Сальвадору Дали и Хуану Миро, — своими идеями перевернувших современное искусство.

По воспоминаниям современников, Гауди был человеком страстного темперамента и обладал незаурядными умственными способностями. При этом он жил в своем мире, отрекшись от всего мирского. «Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям», — оправдывался он, утверждая при этом, что каждый человек должен иметь Родину, а семья — свой дом. «Снимать дом — все равно, что иммигрировать», — убеждал Гауди других, всю свою жизнь не имевший ни семьи, ни своего дома.

считается одним из главных сокровищ Барселоны. Его взгляды на архитектуру, поиск новых форм создали несколько шедевров столицы Каталонии. Всем хочется узнать секрет гениальности . Судя по всему, ответ в том, что его творчество неразрывно связано с природой. Антонио Гауди относился к естественным формам с почтением, искал в ней вдохновение. В его творчестве видны попытки отражения природы в .

К работам Антонио Гауди можно отнести более двадцати архитектурных проектов, половину из которых можно найти непосредственно в Барселоне.

1. Первые образцы творчества Антонио Гауди:

Дом Висенс стал первым серьезным шагом для молодого архитектора, в котором заметны характерные для его творчества особенности. Строительство проходило с 1883 по 1888 годы.


При первом осмотре территории для строительства Антонио Гауди заметил большую пальму в цвете, обрамленную ковром из цветов желтого оттенка – бархатцев. При разработке проекта он использовал эту идею для заборной решетки и узора керамической плитки.

Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Дом Висенс, покупаем билеты заранее через Интернет .

Возведение этого проекта свело вместе людей, которые оставили значимый след в развитии Барселоны: и . Архитектор должен был выполнить заказ на летнюю загородную резиденцию мецената. В итоговом варианте можно заметить единый стиль для всех строений, который имитировал чешую дракона. Для творчества Антонио Гауди характерна загадочность и почтение к непослушным природным силам.


При сооружении павильонов Гауди впервые использовал важную для характеристики его творчества технику тренкадис. Ее можно увидеть во многих образцах творчества Антонио Гауди.

В настоящее время от достопримечательности осталась лишь малая часть – въездная группа с воротами, которые украшены драконом.

3. Творчество Антонио Гауди: Дворец Гуэля

Дворец, созданный для мецената, стал объектом, которому отводится много внимания при изучении творчества архитектора.

Из-за особенностей уличной застройки невозможно найти точку, с которой можно полностью оценить красоту достопримечательности. Антонио Гауди решил создать оригинальные башни-дымоходы для того, чтобы сделать объект своего творчества заметным издалека.

Антонио Гауди оригинально подошел к вопросу проектирования крыши. Каждый из дымоходов представляет собой важный элемент для формирования цельной картины. Данный подход характерен для творчества Антонио Гауди.

4. Религиозные объекты в творчестве Антони Гауди – Колледж Ордена Святой Терезы

Школа при монастыре Святой Терезы – нетипичный проект для творчества архитектурного гения. Заказчиком здания и советником Антонио Гауди выступил священник Энрика д’Уссо.

Получив задание, Антонио Гауди скорректировал план возведения, улучшив общую архитектурную композицию и сократив сроки строительства.

Колледж Ордена Святой Терезы – один из самых сложных проектов в творчестве Антонио Гауди. Помимо очень скромного бюджета, трудности заключались в общении с заказчиком. Священник придерживался консервативных взглядов на строительство зданий, поэтому многие замыслы Антонио Гауди остались на бумаге.

Для украшения архитектор использовал небольшие арки и декоративные элементы на зубцах здания, которые напоминают профессорские шапочки.

5. Награжденный властями объект творчества Антонио Гауди – Дом Кальвет

Дом Кальвет является строением, которое полностью удовлетворяет критериям «доходного» дома. Первый этаж предназначен для магазинов, второй – для проживания владелицы, остальные помещения сдавались в аренду съемщикам квартир.

В самом начале ХХ века власти Барселоны признали Дом Кальвет лучшим строением в городе. Это довольно спорное решение, ведь к тому времени Антонио Гауди смог завершить работу над более элегантными и необычными работами в своем творчестве.


Антонио Гауди скрупулезно подошел к вопросу оформления фасада. При изучении можно заметить немало отсылок на природные создания.

Сейчас Дом Кальвет используется в соответствии с целевым назначением. Творчество Антонио Гауди сквозь века приносит пользу жителям Барселоны.

К творчеству Антонио Гауди относится любопытный дворец в неоготическом стиле, который знаменит как Дом Фигерас.

Проект создает иллюзию возвышенности благодаря увеличению высоты разных частей строения и применению для конструкции острого шпиля. Как правило, для творчества архитектора не характерно желание создать огромные формы, которые будут видны из каждой точки города. Антонио Гауди аккуратно использовал стилистические приемы для оформления здания.

Сейчас этот объект творчества открыт для посещения всем желающим, так как хозяевам требуются финансы на проведение реконструкции.

Наверное, все видели изображение этой достопримечательности, которая является одним из символов Барселоны, на сувенирной продукции. Парк Гуэля отлично подходит для описания богатой фантазии архитектора и характеристики его творчества.

Эусеби Гуэль привез идею создания парковой территории в Барселону из Англии. Он планировал создать зону, где будут проживать исключительно важные для развития Барселоны люди. Но идея быстро была отвергнута большинством жителей. Возведены только 3 выставочных дома, в которых проживали Эусеби Гуэль, Антонио Гауди и их общий друг-адвокат. Спустя годы городской совет Барселоны приобрел территорию для создания городского парка.


Антонио Гауди справился с поставленной задачей на высшем уровне, спланировав единый комплекс из инженерных систем, элегантных архитектурных форм и великолепного зала «100 колонн». На крыше зала можно заметить большую площадь, которая обрамлена по периметру яркой изогнутой скамьей. Одна из лучших задумок в творчестве архитектора.

Одна из самых известных достопримечательностей Барселоны, которая относится к творчеству Антонио Гауди, находится в ее центре. При первом взгляде на здание в голове возникают ассоциации с драконом из-за необычной горбатой крыши и мозаичного фасада, который украшается оригинальными балконами.

Антонио Гауди получил заказ на реконструкцию от текстильного магната. Он разработал 2 новых фасада, которые отчетливо характеризуют творчество архитектурного гения.


Серьезным изменениям подверглись системы вентиляции и освещения здания. Антонио Гауди поменял оттенок керамической облицовки и внес корректировки в конструкцию световых шахт.

Крыша здания украшена отличительной особенностью творчества архитектора – башнями-дымоходами.

Билеты в Дом Бальо можно приобрести по ссылке .

– завершающий светский проект для творчества Антонио Гауди.
Первое впечатление от Дома Мила у жителей Барселоны было смешанным. Проект называли каменоломней за неровность и большие габариты форм. Народ признал его только спустя некоторое время. Порой творчество Гауди вызывало серьезные споры.


Необычная форма здания объясняется использованием стального каркаса неправильной формы, усиленного арками и колоннами. В будущем эта технология была принята на вооружение многими строителями. В творчестве архитектора с избытком хватало прорывных идей, Антонио Гауди двинул вперед архитектурную мысль.

Нет более выразительной альтернативы архитектурным шаблонам, чем творения каталонского гения Антонио Гауди в Барселоне. Это вовсе не означает, что унификация в градостроительстве - нечто устаревшее. Напротив, она вечна и необходима. Но в том и состоит ценность архитектуры Гауди (1852-1926 гг.) и его единомышленников, других барселонских модернистов, что у них получалось создавать уникальные здания не в ущерб канонам строительной инженерии. Благодаря тому, что они смело смотрели за горизонт этих канонов.

Эшампле и Грасиа

Большинство памятников каталонского модерна находятся в районах Эшампле и Грасиа. Название района Эшампле, расположенного по обе стороны проспекта Пассеч-де-Грасиа, переводится как «расширение». Эшампле славен прежде всего собором Саграда Фамилия (Святого Семейства), недостроенным. По одним оценкам, он будет завершен к 2026 г., по другим - к 2030-му. Начал строить собор в неоготическом стиле в 1884 г. Франсиско де Вильяра, но потом счел эту работу непосильной для себя, и в 1891 г. главным архитектором собора был назначен Гауди. Сказать, что он жил этим собором, - ничего не сказать. Он отдал ему весь свой несравненный и мощный талант. Им было задумано три фасада - Рождества, Страстей Христовых и Воскресения, каждый с четырьмя башнями высотой 112 м. Двенадцать этих башен символизируют апостолов. Еще четыре башни по 120 м - евангелистов. Центральная, самая высокая (170 м) посвящена Иисусу. Башня с колокольней в честь Девы Марии венчает апсиду.

В 1926 г. Гауди погиб, попав под трамвай. К этому моменту были готовы крипта, апсида, одна башня и великолепный фасад Рождества. Гауди оставил лишь наброски; проработанных в деталях чертежей он вообще не составлял, искренне полагая, что получает вдохновение от Бога. Но делал макеты, большинство из которых были уничтожены во время гражданской войны 1936-1939 гг. Продолжили его работу в 1950-х гг. другие архитекторы. Они следуют замыслу гения, но импровизируя. Против этого Гауди вряд ли возражал бы, он и сам был великим импровизатором и эклектику грехом не считал. Так или иначе, но законченный в 1980-х гг. фасад Страстей Христовых архитектора Субиракса имеет мало общего с фасадом Рождества.

В Эшампле находятся и другие шедевры Гауди. Дом Мила, или Ла Педрера (Каменоломня): он имеет нарочито грубо обработанный фасад. Изящные решетки балконов этого дома создавал его коллега Жузеп Мария Жужоль. Другой знаменитый дом - Бальо, называемый также домом Костей. На его фасаде мотивы чешуи, в формах колонн бельэтажа и балконов угадываются кости и черепа. Символика эта получила разные толкования: море, карнавал и т. д. Наиболее обоснованной считается трактовка изображений как победы св. Георгия над драконом. Дома Амалье и Морера рядом с домом Бальо созданы другими архитекторами и интересны каждый по-своему. Все три дома образуют Квартал несогласия, прозванный так из-за стилистической разнородности зданий.

В районе Грасиа стоит дом Висенс в испано-арабском стиле мудехар, построенный Гауди в 1878 г., и все там, вплоть до дверных ручек - его авторства. В Грасиа находится и парк Гуэль, который создавался в 1900-1914 гг. в духе английской концепции города-сада, но так, как англосаксы не могли даже представить себе. Это - воплощение безудержных фантастических грез Гауди. Самые знаменитые объекты парка - два словно бы сказочных домика у входа, зал ста колонн (в реальности их 86) и извилистая бетонная скамья, декорированная мозаикой из обломков стекла и керамических плиток, по совместному замыслу Гауди и Жужоля.

Район Грасиа, еще в XIX в. обжитый барселонской художественной богемой, таковым и остался. Он отличается уютной, в чем-то даже «деревенской» атмосферой, без той парадности, что присуща Эшампле, но модернистских домов, как правило, небольших, элегантных, здесь немало.

Район Эшампле возник в XIX в. на небольшой равнине между и бывшими городками Сантс, Грасиа и Сант-Андреу-де-Паломар, Ампле и Грасиа, приобретший статус городского района, по генеральному плану Барселоны 1859 г. стали четко урбанизированной средой с сеткой перпендикулярных друг к другу улиц. В районе Сантс-Монжуик находится гора Монжуик, часть горного хребта Кальсеролла, огибающего Барселону с юга. Этот район включает в себя также промышленный портовый кластер Зона Франка.

Сантс-Монжуик

Холм Монжуик, который в Барселоне именуют горой, от самого его подножия - своеобразная торжественная кулиса центральной части города. Среди ее красок и история, и культура, и спорт, и природа.

Название Монжуик со старокаталанского переводится как «еврейская гора». Евреи жили здесь до 1492 г., когда, согласно Гранадскому эдикту, они, если не приняли крещение, должны были покинуть Испанию. Большинство из них так и сделали. Но первыми здешними оседлыми жителями были не евреи, а иберы. Это было большое племя невыясненного происхождения, заселившее восток Пиренейского (Иберийского) полуострова, в том числе территорию современной Каталонии, приблизительно в VII-VI вв. до н. э. По этой горе назван и район Сантс-Монжуик, в состав которого вошел и бывший городок Сантс.

С горы видны вся , порт и море. В XVII в. это обстоятельство имело важное оборонительное значение, и здесь появляются сначала дозорная башня, затем земляные валы с небольшим фортом, а в 1640-1694 гг. вырастает крепостной замок с высокими стенами, на которых было установлено 120 пушек. Часто стрелять им не приходилось, но эпизоды такие были. Например, в 1842 г. во время мятежа каталонцев против регента Испанского королевства Бальдомеро Эспартеро.

Достраивался и расширялся замок еще 100 лет, после чего стал тюрьмой для политических заключенных, а во время гражданской войны 1936-1939 гг., когда сторонники Франко завоевали Каталонию, здесь, в специальной яме, расстреливали его противников. Замок оставался тюрьмой до 1960 г. В 1963 г. по распоряжению все того же Франко после кардинальной реконструкции он был преобразован в Военный музей.

Другой большой музей - Национальный музей искусства Каталонии, объединивший в 1990 г. Музей современного искусства и Музей искусства Каталонии и Испании. Он расположен в Национальном дворце, построенном в неоклассическом стиле в 1929 г. к Всемирной выставке в Барселоне. В музее хранится богатейшая коллекция из 236 тыс. работ каталонских, испанских и других западноевропейских художников, в основном XVII-XX вв., а также большая коллекция нумизматики. При музее работают Художественная библиотека и несколько просветительских центров. В том же 1929 г. перед дворцом был разбит Волшебный фонтан. Вечером его струи меняющейся высоты и плотности, подсвечиваемые лучами разных цветов, подчиняются темпоритмам звучащей музыки. Нечто подобное или похожее есть во многих больших городах, но мнение всех, кто имеет возможность сравнивать, единодушно: барселонский фонтан на фоне Национального дворца - самый впечатляющий.

1929 г. ознаменовался для Монжуика еще одним ценным приобретением - Испанской деревней. Это музей под открытым небом, представляющий традиционную архитектуру разных регионов Испании и образ жизни людей в них. Всего в деревне 117 строений. Это и подлинные, перевезенные сюда дома из разных мест, и уменьшенные копии знаменитых зданий. Испанская деревня при этом - очень живое место, здесь работают ремесленники, использующие старинные технологии. Их мастерские открыты для всех.

К XXV летней Олимпиаде 1992 г. в Барселоне в центральной части горы Монжуик был возведен комплекс сооружений, составивших Олимпийское кольцо. Среди строений, работающих и поныне, есть и настоящее произведение искусства - башня в эстетике биотек, предназначенная специально для оперативной полной трансляции спортивных соревнований. Ее автор Сантьяго Калатрава, всемирно известный архитектор, в творческом аспекте - наследник Гауди. Дворец спорта Сан-Жорди после Олимпиады стал выполнять и другие функции: здесь кроме спортивных состязаний проходят концерты, спектакли, ярмарки, фестивали, международные конференции, выставки. Динамику Сантс-Монжуика оттеняют, и в буквальном смысле тоже, великолепные сады и парки.

Общая информация

Три центральных района Барселоны - столицы автономной области Каталония в Испании.
Денежная единица : евро.
Языки : каталанский, испанский (кастильский).
Аэропорт : Эль-Прат (международный).

Цифры

Площадь района Эшампле : 7,48 км 2 .
Население Эшампле : 269 185 чел. (2010 г.).
Площадь района Сантс-Монжуик : 21,65 км 2 .
Население Сантс-Монжуик : 252 171 чел. (2015 г.).
Высота горы Монжуик : 173 м.
Площадь парка Гуэль : около 17 га.
Площадь Испанской деревни на горе Монжуик : 4,2 га.

Климат и погода

Субтропический средиземноморский.
Средняя температура января : +11,8°С.
Средняя температура июля : +25,7°С.
Среднегодовое количество осадков : 565 мм.
Среднегодовая относит, влажность : 72%.

Экономика

Туризм, торговля, банковские услуги.

Достопримечательности

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО

    Собор Саграда Фамилия (строительство начато в 1884 г.)

    Дом Висенс (1885 г.)

    Дом Мила (1910г.)

    Парк Гуэль (1900-1914 гг.)

    Дом Бальо (1877 г., перестроен Гауди в 1904-1905 гг.)

Музеи

    Крепостной замок Монжуик (XVII-XVIII вв.)

    Военный музей

    Национальный дворец (неоклассицизм, 1929 г.)

    Национальный музей искусства Каталонии

    Ботанический сад Барселоны

    Сады Муссон Каста-и-Льдобура (экзотические растения)

    «Испания индустриальная»

Любопытные факты

    Специалисты считают, что одна из главных причин беспримерно затянувшегося строительства собора Саграда Фамилия - эксклюзивные особенности колонн, поддерживающих свод. Каждый камень-блок в них должен иметь свою, особенную и уникальную форму, будучи при этом технически надежным, прежде всего сточки зрения безопасности. Добиться этого баланса инженерам-строителям бывает крайне непросто.

    Те, кто знал Гауди в зрелом возрасте, с трудом могли себе представить, что в юности он одевался изысканно и по последней моде: великого гражданина Барселоны в его зрелые годы довольно часто принимали за неопрятного бездомного. Перелом в его облике произошел, когда он пришел к осознанию того, что его единственная миссия на земле - всеми силами служить одному только искусству архитектуры, и он перестал придавать значение всему прочему, даже собственному внешнему виду.

    В 1999 г. Барселона была награждена Королевским институтом Британских архитекторов (RIBA) золотой медалью. Впервые она была присуждена не персонально архитектору или группе архитекторов, а городу. В профессиональном сообществе это награда имеет самый высокий престиж.

    В канун Рождества в Барселоне ставят на видное место фигурку каганера - присевшего по нужде человечка в красной шапочке барретине со спущенными штанами. Он удобряет землю, чем приносит хорошие виды на урожай наступающего года. Вероятнее всего, это языческая традиция. В образе каганера может быть изображен кто угодно, любой политик, да хоть папа римский: для каталонцев шутки на темы плоти - обычное дело.

    Для детей ставят кага тио - «какающего дядю». Его ягодицы подпирает бревно, которое, чем ближе к празднику, тем толще становится (это забота родителей). В сочельник дети колотят кага тио палками, и из-под наброшенного на него покрова сыплются конфеты.