• 1962?1968 - солистка Полтавской, Житомирской, Херсонской филармоний.
  • 1968?1983 - солистка Черкасского народного хора.
  • 1983?1985 - солистка Черкасской филармонии.
  • С 1987 года - солистка Полтавской филармонии.
  • С 1987 года работала с собственной группой «Чураївна».

Выступала во многих странах Европы, Алжире, Тунисе, на Филиппинах, в Монголии, Австралии, Канаде.

Биография

Родилась 14 октября 1943 года в селе Землянки (теперь Глобинский район Полтавской области, Украина), в крестьянской семье. Девичья фамилия - Корж.

Работала в колхозе, потом на Кременчугском автозаводе контролером, где заочно окончила десятилетку. Не получила специального музыкального образования (окончила Харьковский институт искусств только в конце 1980-х).

Однажды в село на Полтавщине приехал с концертом хор Кременчугского автозавода, и его руководитель - Павел Оченаш, услышав пение телятницы Раисы Корж, пригласил её в свой коллектив. С 1962 года Раиса пела в ансамбле «Веселка» Полтавской филармонии. Там и познакомилась со своим будущим мужем, баянистом Николаем Кириченко.

По приглашению руководителя ансамбля «Ленок» Анатолия Пашкевича семья Кириченко переехала в Житомир. Со временем, когда в 1968 году Пашкевич возглавил Черкасский народный хор, члены семьи Кириченко вошли в его состав. В 1979 году ей было присвоено звание Народной артистки Украины.

В 1983 году в Черкассах для неё был создан - гораздо более компактный чем хор - фолк-ВИА «Росава» (руководитель М. Петрина), и все же недоразумения с руководством филармонии приводят к тому, что в 1987 году Раиса Афанасьевна возвращается в Полтаву. Здесь у неё возникла собственная команда «Чураевна»; после успеха песни «Пане полковнику» в её репертуаре все больше поп-шлягеров, она записывается в студии группы «Фристайл». В свет выходят два компакт-диска Раисы Кириченко - «Судьбы моей село» и «Цветет черемуха».

В 1999 году за самоотверженный труд, высокое профессиональное мастерство и активную гражданскую позицию её наградили «Орденом княгини Ольги».

После долгой болезни, в 2000 году певица перебралась в Киев. В 31 октября 2003 года Указом президента Украины «за выдающийся личный вклад в деле сохранения и приумножения национального песенного наследия, многолетнюю творческую деятельность» Раисе Кириченко присвоено звание «Герой Украины» с вручением Ордена Державы.

У неё не было второстепенных песен. Каждая становилась популярной и входила в каждый дом.

«Чураївна», «Козачка», «Стремено», «Жіноча доля», «Мамина вишня» - эти песни известны и любимы не только на Украине. Её пением восхищались слушатели Канады, Австралии, Германии, Польши, Филиппин, Алжира, Туниса и других стран мира, а также в штаб-квартире ООН.

9 февраля 2005 года умерла из-за болезни сердца в возрасте 61 года. Похоронена в с. Корещина Глобинского района Полтавской области (рядом с могилой её матери, как она завещала).

Награды и звания

  • Герой Украины (31.10.2003 - за выдающийся личный вклад в сохранение и обогащение украинской национальной песенного наследия, многолетнюю плодотворную творческую деятельность).
  • Награждена орденами княгини Ольги III степени (03.1998), II степени (03.1999) и I степени (03.2001).
  • Лауреат Государственной премии Украины им. Т. Шевченко (1986).
  • Народная артистка УССР (1979).

Раиса Афанасьевна Кириченко (укр. Раїса Опанасівна Кириченко; 1943-2005) - украинская певица, народная артистка Украинской ССР.

Рождение и детство

Родилась 14 октября 1943 года в селе Землянки Глобинского района Полтавской области в семье фронтовика Панаса Коржа и его жены Марии.

Карьера, творческая деятельность

Первую певческую практику Раиса Кириченко прошла в местной школе, в общественной жизни которой принимала активное участие. После окончания семи классов этой школы Раиса Афанасьевна пошла работать на ферму, где убирала пару бычков, доила коров и пела (на ферме девушки создали хор доярок). Красивая, статная, поющая девушка привлекла внимание профессионального музыканта Павла Оченаша, а праздник песни в селе Великие Крынки стало для Раи Корж отправной точкой в мир искусства.

Работала в колхозе, потом на Кременчугском автозаводе контролером, где заочно окончила десятилетку. Не получила специального музыкального образования (окончила Харьковский институт искусств только в 1989).

В январе 1961 году певица становится солисткой народного хора Кременчугского автозавода под руководством Павла Фёдоровича Оченаша. Уже с июня 1962 г. работает в профессиональном коллективе - Полтавском женскому хоровому театрализованном ансамбли «Веселка», концертмейстером которого был Николай Михайлович Кириченко. В этом же году произошла трагедия - ушёл из жизни отец певицы.

В ноябре 1962 г. Раиса Афанасьевна переезжает на работу в вокально-хореографического ансамбля «Ленок» при Житомирской филармонии. 15 декабря 1963 г. вышла замуж за баяниста Николая Кириченко.

В мае 1967 г. становится солисткой вокально-хореографического ансамбля «Веснянка» Херсонской филармонии, а уже с января 1968 г. - солисткой Черкасского народного хора. Кириченко следовала наставлениям матери: «…не пой песни, которые ни о чем. Выбирай те, что проникают в человеческую душу!»

Работа в Черкассах набирала обороты, записывалось много песен. Имея уже солидный сценический опыт, певица организовала свой ансамбль «Калина». В 1983 году в Черкассах для неё был создан - гораздо более компактный чем хор - фолк-ВИА «Росава» (руководитель М. Петрина). Работала одновременно с национальным оркестром народных инструментов под управлением Виктора Гуцала, эстрадно - симфоническим оркестром радио и телевидения с духовым оркестром (выступала в Киеве, Крыму, по всей Украине, Белоруссии).

Её песни - «Мамина вишня» (А. Пашкевича, Д. Луценко), «Світи нам, матінко» (А. Билаша, Т. Голобородько), «Стежина до мами» (Н. Свидюка, Н. Коломиец), «Дорога до матері» (А. Злотника, В. Крищенко) пользовались большой популярностью. Выступала в Алжире, Тунисе, на Филиппинах, в Монголии, Австралии, Канаде, а также в штаб-квартире ООН.

Из-за недоразумения с руководством ВИА «Росава» она уходит из коллектива в 1987 году. Впоследствии Ф. Т. Моргун приглашает супругов Кириченко на Полтавщину, и 27 февраля 1987 г. Раиса и Николай Кириченко вернулись из Черкасс в Полтаву, а уже в марте создали ансамбль «Чураевна» при Полтавской филармонии, в котором Раиса Кириченко была солисткой-вокалисткой; после успеха песни «Я казачка твоя» в её репертуаре все больше поп-шлягеров, она записывается в студии группы «Фристайл». В свет выходят два компакт-диска Раисы Кириченко - «Судьбы моей село» и «Цветёт черемуха». За год с концертами объездили почти всю Полтавскую область. Сотрудничала Раиса Афанасьевна с народным хором «Калина» Полтавского педагогического института им. В. Г. Короленко, которым руководит заслуженный деятель искусств Украины Григорий Левченко. Даже выпускной экзамен (закончила в 1989 г. Харьковский институт искусств им. И. П. Котляревского) составляла, дирижируя этим хором.

С сентября 1994 г. певица работала преподавателем отдела пения Полтавского музыкального училища им. М. В. Лысенко.

В 1995 году после гастролей в Канаде начали беспокоить почки. С ноября 1996 в течение четырёх месяцев проходила курс лечения в Германии. 12 июня 1998 года в Украине певице пересадили донорскую почку.


Однажды Господь Бог решил наделить детей мира талантами.
Французы выбрали элегантность и красоту, венгры - любовь к хозяйствованию, немцы - дисциплину и порядок, русские - властность, поляки - способность к торговле, итальянцы получили способности к музыке...

Одарив всех, поднялся Господь Бог из святого престола и вдруг увидел в углу девушку. Она была босая, одетая в вышиванку, русая коса переплетена, синей лентой, на голове был венок из красной калины.
--Кто ты? Чего плачешь? - спросил Господь.
--Я - Украина, а плачу, потому что стонет моя земля от пролитой крови и пожаров. Сыновья мои на чужбине, на чужой работе, враги издеваются над вдовами и сиротами, в своем доме нет правды и свободы.

Что же ты не подошла ко мне раньше? Я все таланты раздал. Как же помочь тебе?
Девушка хотела уже уходить, но Господь Бог, подняв правую руку, остановил ее.

— Есть у меня бесценный дар, который прославит тебя на весь мир. Это песня.
Взяла девушка-Украина дар и крепко прижала его к сердцу. Поклонилась низко Всевышнему и с ясным лицом и верой понесла песню в народ.

О пісне вкраїнська!Дзвінка, невмируща,
Ти мука і радість, ти гнів і любов.
Наснага твоя, чарівна і живуща,
Ввійшла в нашу душу,
Ввійшла в нашу кров.

Тебе позабути — як мову забути,
Від тебе втікати — від щастя втікать.
Тебе ж то хотіли в кайдани закути,
Тобі ж то хотіли і крила зламать...

Так линь же, розкута!
Міцні в тебе крила!
Міцніші ще будуть і дужчі вони!
Поглянь, ось яка підійма тебе сила,
Які в тебе, пісне, є дочки й сини!


Кириченко Раиса Афанасьевна (14 ноября 1943, с. Корещина, Глобинский район, Полтавская область. - 09.02.2005) - народная артистка Украины (1979); певица (меццо-сопрано).

Родилась в сельской семье. Работала в колхозе, потом на Кременчугском автозаводе контролером, где заочно окончила десятилетку. Не получала специального музыкального образования (окончила Харьковский институт искусств лишь в 80-х).

С 1962 года она пела в ансамбле "Веселка" Полтавской филармонии. 1968 - солистка Житомирской, Херсонской филармоний. 1968-83 - солистка Черкасского народного хора. 1983-85 - солистка Черкасской филармонии. С 1985 - солистка Полтавской филармонии. Выступала во всех странах Европы, Алжире, Тунисе, на Филиппинах, в Монголии, Австралии, Канаде. С 1986 года работала с собственной группой "Чураивна". Член Комитета Национальных премий Украины им. Т. Шевченко (09.1999-10.2001). В 1979 году ей было присвоено звание народной артистки Украины, лауреат Государственной премии Украины им. Т. Шевченко (1986). Полный кавалер орденов княгини Ольги. А в 2003 году удостоенна звания Героя Украины.

Осенью 2004 года Раиса Кириченко уехала из своей квартиры по улице Зыгина в Полтаве, где прожила почти 20 лет, и больше уже не вернулась. Умерла певица 9 февраля 2005 года. Похоронена на кладбище села Корещина рядом с могилой мамы.

В октябре 2006 года в селе Землянки Полтавской области был открыт музей-горница Кириченко. Кроме того, 15-16 октября 2006 года в Полтаве состоялся Всеукраинский фестиваль-конкурс "Песенные крылья Чураивны", посвященный памяти народной артистки Украины.

"В детстве мама меня одергивала: "Чого ти кричиш? Спiвай тихенько!" - рассказывала Раиса Кириченко в одной передаче. - А я думала: "Хiба ж тихенько спiвають?" В семье будущей знаменитости пели все. У бабушки по материнской линии было красивое контральто, у мамы - сопрано. И отец пел, и четыре старших брата. Но, как говорится, для себя. А вот Раю - единственную дочку Афанасия Николаевича и Марии Евдокимовны Корж - природа наградила чрезвычайно сильным народным голосом.

"Отец привез с войны гармошку "Хохнер", - вспоминала Раиса Афанасьевна в своей автобиографической книге "Я казачка твоя, Украина!", вышедшей в свет в 2003 году в Полтаве. - Небольшая, аккуратная, с блестящими уголками на мехах, с коричневыми перламутровыми клавишами, а что уж звонкая и голосистая! Да еще легкая и удобная, будто для моих пальчиков. Заберусь, бывало, с гармошкой на вишню, да как начну петь! Радио не было, о телевизоре и не слышали, поэтому, где брались те песни, и сама не знаю. Придумывала в основном. Или переделывала то, что слышала, когда играл патефон. У людей были пластинки, у нас - тоже несколько, с песнями Бунчикова, Нечаева, Руслановой, обменивались ими. У Руслановой я "одолжила" популярную тогда песню "Валенки", она стала коронной в моих детских импровизированных концертах, которые давала дома...


Уже тогда, выступая на табуретке с отцовой гармошкой или в школьной самодеятельности, твердо верила, что стану певицей. Не знаю, откуда эта мечта взялась у сельской девочки, которая кроме своего села (росла будущая артистка в селе Корещина Глобинского района Полтавской области) еще нигде не была и ничего не видела, но, сколько себя помню, в мечтах всегда представляла себя артисткой... Хотелось, чтобы слушали люди, восхищались, как я пою. Поэтому сызмальства не боялась сцены, выходила на нее уверенно, смело".

На олимпиаду по художественной самодеятельности школьница Рая Корж поехала в ботиночках, которые одолжила ее первая учительница.


Увы, Раины родители, как и большинство людей в послевоенное время, жили очень бедно. Дети менялись сапогами, чтобы по очереди сходить в школу. Маленькая артистка надевала дома мамины туфли, а чтобы не слетали с ног, привязывала веревочками. "Буду петь в этих туфлях", - решила Рая Корж, собираясь на свою первую олимпиаду по художественной самодеятельности. Мама, узнав об этом, залилась слезами. А потом улыбнулась: "Ну, что-нибудь придумаем". Поехал отец в соседнее село в надежде купить какую-нибудь обувь для дочки. Вернулся грустным и с пустыми руками: ничего не нашел. "Теперь меня никуда не возьмут, и я не буду петь!" - разревелась девочка. Уснула, наплакавшись от обиды и бессилия. А утром проснулась - на стульчике стоят красные ботиночки! Первая учительница Галина Андреевна Бардакова, узнав о проблеме, у кого-то одолжила их...


Народная артистка Украины, лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко, полный кавалер ордена Княгини Ольги, Герой Украины Раиса Кириченко до конца своих дней оставалась простой сельской женщиной. В скромной глиняной хате, которую еще в конце 1950-х годов построили ее родители, Раиса Афанасьевна и ее муж Николай Михайлович, заслуженный артист Украины, проводили свободное от концертов время. Всегда спешили сюда, а не на курорты. Первым делом, как говорила певица, надевали "концертные костюмы", то есть рабочую одежду. Раиса Кириченко умела все: готовить, доить коров, мазать хату, полоть грядки...

Мы могли бы построить современную дачу в престижном районе, но я нигде не чувствую себя так хорошо, как в родной Корещине, в родительской хате, которая сохраняет прохладу даже в летний зной, - убеждала Раиса Афанасьевна.

Раньше, когда садовые деревья облагались налогами, сельчане сажали на подворье ясени, тополя. Полон двор таких деревьев был и у Коржей.

Рая просила вырубить их и посадить сад, - вспоминает Николай Кириченко. - Прошлой весной я выполнил ее завещание. Поддерживаю порядок в большой усадьбе, ухаживаю за могилой. Поставил на ней памятный знак в виде бандуры, гриф которой заканчивается крестом...

Раиса Афанасьевна и Николай Михайлович прожили вместе 42 года. Случалось, спорили, но чтобы днями не разговаривать между собой - такого не было. Двух талантливых людей соединила любовь к песне. Познакомились они в Полтавской областной филармонии.

"Бывало, пока девчата готовятся к выступлению, я бегу к баянисту за кулисы: "Коля, подыграй мне!" - в одном из интервью рассказывала певица. - И какую песню ни попрошу, он все знал. Так и спелись. Пятнадцатого декабря 1963 года я стала Кириченко".



Таланту Раисы Кириченко аплодировали зрители в Монголии, Канаде, Тунисе, Алжире, Америке, на Филиппинах, практически во всех европейских государствах. В какую бы страну она ни ездила, старалась исполнять песню на тамошнем языке. Но всегда с нетерпением ждала возвращения домой. Во время длительного лечения в Германии ей предлагали немецкое гражданство. Только об этом не могло быть и речи: в далекой Корещине ее ждала старенькая мама. Раиса Афанасьевна пережила свою маму всего на шесть лет.

Сберечь творческое наследие Раечки - мой долг, - убежден Николай Кириченко. - Вот уже второй год привожу в порядок домашнюю фонотеку. Помогает в этом звукорежиссер областной государственной телерадиокомпании "Лтава" Петр Сливка. За свою жизнь Рая записала около 200 песен. Многие помнят ее "Ой на горi два дубки", "Я козачка твоя", "Чураївна", "Мамина вишня", "Жiноча доля", "П"є журавка воду"... Но в репертуаре Раисы Кириченко были и другие хорошие песни, которые звучали по радио реже либо вовсе не звучали: "Ой вiконницi кленовi", "Чогось менi чудно", "Мать-земля моя", "Бабье лето", "Баллада о спасенном хлебе", "Алеша" и "Синовi" на слова Василия Симоненко, записанная с Черкасским народным хором... Время идет, пленки размагничиваются, и сейчас приходится их спасать.

Кстати, "Синовi" - единственная песня, с которой у Раи были трудности. Нас даже вызывали в Черкасский обком партии, рекомендовали воздержаться от исполнения или вообще отказаться. Ведь творчество Симоненко тогда было запрещено. Но Рая пела песню несколько лет и благодаря неповторимому тембру голоса была ее единственной исполнительницей в хоре. Во Львове зрители по четыре-пять раз за концерт просили "Синовi" на бис. В 1971 году мы с хором записали песню в студии Украинского радио. Получилась замечательная запись. Но, увы, она так и не прозвучала в эфире: размагнитили по известным причинам."

Чтобы раскрыть характер этой прекрасной женщины и певицы до конца - публикую здесь небольшое интервью, которое взял у певицы Михаил Маслий в августе 2000 года:

Она жила и работала на белом свете по милости Божьей. С тех пор, как появилась на свет. Чувствовала это постоянно. В 1962 году, услышав пение Раисы, простой телятницы, ее пригласил в профессиональный коллектив добрый и дальновидный человек по фамилии Оченаш. 12 июня 1998 года она во второй раз родилась на свет Божий в Киевском институте трансплантации почки. Творческий путь Раиса Кириченко начала в ансамблях ”Радуга” и ”Ленок”, пела в Черкасском народном хоре, потом — в ВИА ”Росава”, впоследствии — в собственной группе ”Чураивна”. Голосу и красоте полтавской певицы аплодировали во всех странах Европы, в Алжире, Тунисе, на Филиппинах, в Монголии, Австралии, Канаде, США. Болезнь только подтвердила, какую огромную любовь и уважение снискала Раиса Афанасьевна у миллионов слушателей и ценителей украинской песни. Помощь отовсюду, лбращения к Господу и миллионные голоса молитвы — благодаря им она смогла победить.

"...Можно уверенно сказать, что меня нашли. Я работала телятницей на колхозной ферме, девятнадцатилетней девочкой мечтала о сцене. Но когда почувствовала, что обладаю голосом, меня слушают и любят, тогда позволила называть себя артисткой. А так — стеснялась.
Считаю, что это мое: моя судьба, мое призвание. То, что начертал Всевышний, никто не обойдет. Тяжело было. Но, если уже идешь к какой-то цели, нужно ее достигать. Честно терпела, плакала себе в кулачок, разочаровывалась, хотела все бросить, пойти на завод. Но когда утром просыпалась — душа пела опять. Очень помогало и то, что рядом был такой прекрасный человек, как мой Николай. — Я всегда была верной женой, никогда не сожалею об этом и счастлива, что встретила такого человека. То, что мы с Николаем всю жизнь рядом, — и на работе, и дома, не уменьшило, а, наоборот, укрепило любовь. А поклонников... еще и до сих пор имею. Мне признаются многие, но все это лишь слова. Как-то в Полтаве к микрофону подошел мужчина и сказал: ”Дайте мне слово!” Дали. Вот что он сказал: ”Жена мне простит, да и для нее это не новость: больше всего со всех женщин я люблю Раису Кириченко”. (Смеется.)
Что касается современного украинского шоу-бизнеса — Возможно, я немного отстала, ведь три года творчества было вычеркнуто из жизни. Конечно, есть у нас хорошие голоса. Но при таком наплыве безголосых таланту очень тяжело пробиться и раскрыться. Дали уже такую волю — может, это и хорошо, но не заполняйте эфир одной бездарностью. Зачем, уже вовсе пренебрегая всеми человеческими нормами, навязывать аморальность и безвкусицу. Песню прослушаешь (в ней преимущественно лишь одно предложение) — и что из нее возьмешь?! Может, я слишком архаична, но уверена: когда в песне хорошая музыка, удачное слово, то они касаются струн сердца, вызывают добрые эмоции. ... Я скрупулезно отношусь к слову. Недаром одна моя поклонница написала: ”Ваши песни держат меня в жизни”. Вот этим дорожу. Если мелодия и слова созвучны, и я еще прибавила свой голос и пою сердцем — это не может не дойти до людей. Если нет — то напрасны мои труды. А народные песни, просеяные нашими предками, пела бы день и ночь. Я имела большое счастье петь в Черкасском народном хоре, художественным руководителем которого был гениальный композитор Анатолий Пашкевич. Наилучше ему писалось с Дмитрием Луценко. Пела и пою в каждом концерте их песни. Однако ”Хата моя, біла хата” всегда звучит особенно в моем сердце в память о выдающемся поэте-песеннике.
Что же касается проблем со здоровьем — ... Считаю, что то человеческая энергия, любовь к песне, а через нее ко мне — меня удержали. Если откровенно, то одной ногой была уже на том свете. Есле бы лишилась всего нажитого годами имущества, мне бы не хватило даже на один месяц пребывания в Германии. Конечно же, помогли люди, отдельные коллективы, исполнители. Благодарна колегам-певцам, всем, кто приобщился к благотворительности. Теперь буду записывать песню ”Я благодарна всем, кто вымолил меня у Бога”. И, если даст Бог мне здоровье и силы, я бы хотела сделать концерт-благодарность всем тем известным и неизвестным людям, которые знают цену жизни и цену милосердия. Хочу спеть и поблагодарить всю Украину. А чем же другим, как не песней и словом, я могу отблагодарить? ... Когда по радио объявили, что нужны средства на мое лечение, я себе места не находила, мне было стыдно. Люди не верят, что у артистов нет денег. Я — певица народного плана, поэтому, конечно же, не могла заработать большие деньги. Да и не та у меня популярность. Понимаю, какая у меня зрительская аудитория и какая у Аллы Пугачевой. Мне не хотелось, чтобы люди знали, что сама себе не могу помочь. Хотя было страшно, уже была в такой ситуации, что и небыло выхода. Когда коллеги увидели, что угасаю, теряю последнее, забили в колокола. И слава богу, что так произошло. Это все было своевременно.

Как бы там ни было, а самое основное сделали наши врачи. В то время не было в Украине необходимых лекарств и оборудования, которое бы помогло определить что делать со мной дальше. В киевском институте приложили все усилия, но время от времени разводили руками — нет многих составляющих частей. И что делать? Умирать? Одна из моих подруг познакомилась с немцем-бизнесменом, человеком доброй души, который работает здесь. Он заплатил клинике в Бремене 20 тысяч марок. Когда приехала туда, все уже было готово. Если бы через пять минут нужно было делать операцию, не было бы никаких проблем. Даже приехал хирург из Швейцарии. Обследования подтвердили, что операцию делать еще не следует. Меня поддерживали лекарствами. И когда вернулась оттуда в Киев, ожидала еще полтора месяца того счастливого часа. 12 июня 1998 года главный наш трансплантолог Евгений Яковлевич Баран, родом из Подляшья, сделал успешную операцию.
В Германии меня четыре месяца готовили к операции. В Германии нельзя делать операции по пересадке почки иностранцу. Мне предлагали принять их гражданство, предлагали все условия. Я не согласилась — хотела домой. И слава богу, что вернулась. Бог надо мной сжалился — слава Всевышнему, я до сих пор пою.
...Жизнь и здоровье — самое дорогое, что может быть у человека. Когда болела, не хотелось ни петь, ни жить, настолько было тяжело. Когда стало легче, совсем другими глазами смотрю на мир. Иногда через свое безразличие мы поздно обращаемся к врачам. Нужно верить медицине и, если закрадываются сомнения, обращаться своевременно. Приходили ко мне и экстрасенсы, но знала, что только руки врача и светлый ум моего хирурга спасут.

На операцию шла сознательно, ничего мне не кололи. Единственное — молилась. Набралась оптимизма, что, возможно, буду еще жить. Очень многие люди посещали меня в институте: и здоровые, и калеки на костылях. Молились надо мной. Я почувствовала уверенность, знала — должна победить. Верю, что у каждого человека над его судьбой что-то есть — Бог или Всемирный разум. Не кричу, что верю, но в душе моей есть всегда место для Бога."


Именем знаменитой певицы в Полтаве названа одна из улиц в центральной части города. На стене дома, в котором жила Раиса Афанасьевна, открыта мемориальная доска. Ее имя имеет Малая академия искусств города. В области уже есть несколько комнат-музеев народной артистки. Самая первая экспозиция открылась в Полтавском государственном педагогическом университете по инициативе его ректора Владимира Пащенко. А 14 октября, в день рождения Раисы Афанасьевны, открылась светлица ее имени в одном из отремонтированных классов Землянковской средней школы (село Землянки является центральным в агрофирме "Землянки", куда входит и Корещина).



Сейчас на Полтавщине идет сбор денег на создание памятника нашей талантливой землячке. Общественному комитету по увековечению памяти Раисы Кириченко удалось собрать немного средств. Но будем надеяться, что скоро в Полтаве наконец-то появится памятник знаменитой певице, прославившей своим талантом Украинскую землю. До 14 октября 2011 года - годовщины со дня рождения известной певицы Раисы Кириченко - в Полтаве планируют открыть в ее честь памятник. Уже выделена земля под памятник на улице имени певицы, разработан проект, но средств на установку памятника нет. За прошедшие годы на счет благотворительного фонда «Чураивна» поступили тысячи гривен. «Мы одинаково благодарны и известным в регионе фирмам, предпринимателям, которые перечисляли по несколько тысяч гривен, и частным лицам, которые пополняли общую копилку своими несколькими десятками гривен, — говорит один из основателей общественного комитета, генеральный директор областной государственной телерадиокомпании «Лтава» Николай Ляпаненко. — И особенно хотелось бы отметить коллектив преподавателей и студентов Полтавского государственного педагогического уиверситета имени Короленко. Чтобы почтить память самых выдающихся земляков, в этом учебном заведении уже не первый раз, образно говоря, пускают шапку по кругу".


Родилась 14 октября 1943 года в селе Землянки (теперь Глобинский район Полтавской области, Украина), в крестьянской семье. Девичья фамилия - Корж.

Работала в колхозе, потом на Кременчугском автозаводе контролером, где заочно окончила десятилетку. Не получила специального музыкального образования (окончила Харьковский институт искусств только в конце 1980-х).

Однажды в село на Полтавщине приехал с концертом хор Кременчугского автозавода, и его руководитель - Павел Оченаш, услышав пение телятницы Раисы Корж, пригласил ее в свой коллектив. С 1962 года Раиса пела в ансамбле «Веселка» Полтавской филармонии. Там и познакомилась со своим будущим мужем, баянистом Николаем Кириченко.

По приглашению руководителя ансамбля «Ленок» Анатолия Пашкевича семья Кириченко переехала в Житомир. Со временем, когда в 1968 году Пашкевич возглавил Черкасский народный хор, члены семьи Кириченко вошли в его состав. В 1979 году ей было присвоено звание Народной артистки Украины.

В 1983 году в Черкассах для нее был создан - гораздо более компактный чем хор - фолк-ВИА «Росава» (руководитель М.Петрина), и все же недоразумения с руководством филармонии приводят к тому, что в 1987 году Раиса Афанасьевна возвращается в Полтаву. Здесь у нее возникла собственная команда «Чураевна»; после успеха песни «Пане полковнику» в ее репертуаре все больше поп-шлягеров, она записывается в студии группы «Фристайл». В свет выходят два компакт-диска Раисы Кириченко - «Судьбы моей село» и «Цветет черемуха».

В 1999 году за самоотверженный труд, высокое профессиональное мастерство и активную гражданскую позицию ее наградили «Орденом княгини Ольги».

После долгой болезни, в 2000 году певица перебралась в Киев. В 31 октября 2003 года Указом президента Украины «за выдающийся личный вклад в деле сохранения и приумножения национального песенного наследия, многолетнюю творческую деятельность» Раисе Кириченко присвоено звание «Герой Украины» с вручением Ордена Державы.

У неё не было второстепенных песен. Каждая становилась популярной и входила в каждый дом.

«Чураївна», «Козачка», «Стремено», «Жіноча доля», «Мамина вишня» - эти песни известны и любимы не только на Украине. Ее пением восхищались слушатели Канады, Австралии, Германии, Польши, Филиппин, Алжира, Туниса и других стран мира, а также в штаб-квартире ООН.

9 февраля 2005 года умерла из-за болезни сердца в возрасте 61 года. Похоронена в с. Корещина Глобинского района Полтавской области (рядом с могилой её матери, как она завещала).

Награды и звания

Герой Украины (31.10.2003 - за выдающийся личный вклад в сохранение и обогащение украинской национальной песенного наследия, многолетнюю плодотворную творческую деятельность).

Награждена орденами княгини Ольги III степени (03.1998), II степени (03.1999) и I степени (03.2001).

Лауреат Государственной премии Украины им. Т. Шевченко (1986).

Народная артистка УССР (1979).

Карьера

1962−1968 - солистка Полтавской, Житомирской, Херсонской филармоний.

1968−1983 - солистка Черкасского народного хора.

1983−1985 - солистка Черкасской филармонии.

С 1987 года - солистка Полтавской филармонии.

С 1987 года работает с собственной группой «Чураївна».

Выступала во многих странах Европы, Алжире, Тунисе, на Филиппинах, в Монголии, Австралии, Канаде.