Я много работаю с детьми и мне всегда интересно прощупать границы их кругозора, когда мы приступаем к занятиям. Рано или поздно я задаю вопрос об Америке, что-то вроде: "А что вы знаете об этой стране?" или "Какой самый знаменитый памятник в Америке?". Практически каждый ребенок отвечает мне, что символ Америки - это Статуя Свободы.

В моем списке достопримечательностей, которые я хотела посетить в Нью-Йорке, Статуя Свободы шла под номером 8. Но во время прогулок по городу она так часто мелькала на горизонте то тут, то там, что я решила отправиться к ней раньше. Тщательно продумав маршрут и выбрав день, я отправилась узнать, что же это такое и зачем американцам так нужен этот памятник.

Статуя Свободы в цифрах

Совсем неудивительно, что монумент видно из многих уголков Нью-Йорка, хоть и расположен он на острове Свободы южнее Манхэттена. Ведь высота Статуи составляет 93 метра от основания пьедестала до кончика факела. При этом сама Госпожа Свобода (Lady Liberty) занимает только половину монумента - около 46 метров. Длина правой руки, держащей факел, составляет почти 13 метров, а длина ступни - чуть больше 7,5.

Статуя Свободы или, как ее еще называют, Леди Свобода, уже много лет символизирует распространение свободы и демократии. Ярким символом освобождения является попирание статуей разбитых оков. Впечатляющая конструкция расположена на материке Северная Америка в Нью-Йорке, неизменно предстает взору всех его гостей и дарит самые незабываемые впечатления.

Создание Статуи Свободы

Монумент вошел в историю как подарок США от французского правительства. По официальной версии это событие произошло в честь празднования Америкой 100 лет со дня обретения независимости, а также в знак дружбы между двумя государствами. Автором проекта стал лидер французского антирабовладельческого движения Эдуар Рене Лефевр де Лабуэлэ.

Работы над созданием статуи начались в 1875 году во Франции и были закончены в 1884. Возглавил их Фредерик Огюст Бартольди, талантливый французский скульптор. Именно этот выдающийся человек 10 лет создавал в своей художественной студии будущий символ свободы мирового масштаба.

Работы велись в соавторстве с лучшими умами Франции. Гюстав Эйфель, разработчик проекта создания Эйфелевой башни, принимал участие в создании конструкции внутреннего стального каркаса знаменитой статуи. Работы продолжил один из его помощников, инженер Морис Кехлин.

Торжественная церемония вручения французского дара американским коллегам была запланирована на июль 1876 года. Преградой на пути к осуществлению задуманного стала банальная нехватка средств. Президент Америки Гровер Кливленд смог принять в торжественной обстановке подарок французского правительства только 10 лет спустя. Датой торжественной передачи Статуи стал октябрь 1886 года. Остров Бедлоу был назначен местом для проведения церемонии исторического масштаба. Через 70 лет он получил название «Острова Свободы».

Описание легендарной достопримечательности

Статуя Свободы числится в списке самых известных мировых шедевров. Ее правая рука гордо вздымает факел, в то время как левая демонстрирует табличку с письменами. Надпись указывает на дату важнейшего события для всего американского народа – Дня провозглашения независимости Соединенных Штатов Америки.

Впечатляют габариты Леди Свободы. Ее высота от земли до верха факела равна 93 метрам. Размеры головы - 5.26 метра, длина носа - 1.37 м, глаза - 0.76 м, рук - 12.8 метра, длина каждой кисти составляет 5 м. Размер таблички равен 7.19 м.

Любопытно, из чего сделана Статуя Свободы. Чтобы отлить ее тело понадобилось не менее 31 тонны меди. Вся стальная конструкция весит в целом около 125 тонн.

25 окон обзора, расположенные в короне, выступают символом богатства страны. А лучи, выходящие из нее в количестве 7 штук, являются символом семи континентов и морей. Вдобавок к этому они символизируют расширение свободы во всех направлениях.

Традиционно к месту нахождения монумента добираются на пароме. Излюбленным местом посещения является корона. Чтобы порадоваться местным пейзажам и видам Нью-Йоркского побережья с высоты, необходимо подниматься на специальную площадку внутри нее. С этой целью посетителям придется преодолеть большое количество ступеней – 192 до вершины пьедестала, а затем 356 уже в самом теле.

Как награда перед самыми настойчивыми посетителями открываются обширные виды на Нью-Йорк с его живописными окрестностями. Не менее интересен пьедестал, где находится музей с расположенными в нем историческими экспозициями.

Малоизвестные интересные факты о Статуе Свободы

Период создания и последующего существования монумента наполнен занимательными фактами и историями. Некоторые из них не освещаются даже при посещении туристами города Нью-Йорк.

Первое название Статуи Свободы

Статуя Свободы – это название, под которым шедевр знают во всем мире. Поначалу она была известна под названием «Liberty Enlightening the World» – «Свобода, Озаряющая Мир». Первое время вместо нее планировалось возведение монумента в виде фермера с факелом в руке. Местом установления должна была стать территория Египта у входа в Суэцкий канал. Резко изменившиеся планы египетского правительства помешали этому.

Прообраз лица Статуи Свободы

Распространенной является информация, что лицо Статуи Свободы не более чем вымысел автора. Однако известны две версии его происхождения. По первой прообразом лика стало лицо известной натурщицы французского происхождения Изабеллы Бойер. По другой Фредерик Бартольди увековечил в монументе лицо собственной матери.

Метаморфозы с цветом

Сразу после создания статуя отличалась ярким золотисто-оранжевым цветом. В Санкт-Петербурге посетители Эрмитажа могут увидеть картину, где она запечатлена в своем первоначальном виде. Сегодня монумент приобрел зеленый цвет. Это связано с патинированием - процессом, при котором металл приобретает сине-зеленый оттенок, взаимодействуя с воздухом. Такое преобразование американского символа длилось в течение 25 лет, что запечатлено на многочисленных фото. Медное покрытие статуи окислилось естественным образом, что можно наблюдать сегодня.

«Путешествия» головы Леди Свободы

Малоизвестный факт: прежде чем все части подарка французов были собраны в Нью-Йорке, Статуе Свободы пришлось некоторое время путешествовать по стране в разобранном виде. Ее голова была выставлена в одном из филадельфийских музеев в 1878 году. Французы тоже решили насладиться небывалым зрелищем до ее отбытия в место назначения. В том же году голову выставили на всеобщее обозрение на одной из парижских выставок.

Экс-рекордсмен

В XXI веке существуют здания, превосходящие символ Америки по высоте и тяжести. Однако в годы разработки проекта Статуи ее бетонное основание являлось крупнейшим в мире и самой габаритной бетонной конструкцией. Выдающиеся рекорды вскоре перестали быть таковыми, но монумент по-прежнему ассоциируется в мировом сознании со всем величественным и новым.

Близнецы Статуи Свободы

Во всем мире создано немало копий американского символа, среди них несколько десятков можно встретить в самих США. Пару 9-метровых копий можно увидеть в окрестностях нью-йоркского Национального банка Свободы. Другая, уменьшенная до 3-х метров копия, держащая Библию, украшает собой штат Калифорния.

Официальная копия-близнец монумента появилась в конце 80-х годов XX века. Американцы преподнесли ее французскому народу в знак дружбы и признательности. Сегодня этот подарок можно лицезреть в Париже на одном из островов рек Сены. Копия является уменьшенной, тем не менее способна поразить окружающих 11-метровой высотой.

Собственные копии монумента возвели жители Токио, Будапешта, Львова.

Авторство уменьшенной до минимума копии принадлежит жителям западной Украины – скульптору Михаилу Колодко и архитектору Александру Безику. Увидеть этот шедевр современного искусства можно в Ужгороде, на Закарпатье. Шуточная скульптура сделана из бронзы, имеет всего 30 см в высоту и весит около 4 кг. Сегодня она символизирует стремление местного населения к самовыражению и известна как самая миниатюрная копия в мире.

Экстремальные «приключения» монумента

На своем веку Статуя Свободы пережила немало. В июле 1916 года в Америке произошел жестокий теракт. На расположенном рядом с островом Свободы островке Блэк-Том-Айленд прозвучали взрывы, сопоставимые по своей силе с землетрясением около 5,5 баллов. Их виновниками оказались диверсанты из Германии. Во время этих событий монумент получил сильные повреждения некоторых своих частей.

В 1983 году на глазах у многочисленной публики иллюзионист Дэвид Копперфильд провел незабываемый эксперимент исчезновения Статуи Свободы. Оригинальный фокус удался на славу. Огромная статуя действительно исчезла, а ошеломленная аудитория напрасно пыталась найти логичное объяснение увиденному. В дополнение к совершенным чудесам Копперфильд удивил световым кольцом вокруг Статуи Свободы и еще одним рядом с ней.

Сегодня символ США по-прежнему величественно возвышается в небе над Нью-Йорком, сохраняет свое важное мировое значение и является гордостью американской нации. Для самой Америки и других государств она ассоциируется с распространением во всем мире демократических ценностей, свободы и независимости. С 1984 года Статуя стала частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Для прибывших в поисках лучшей жизни мигрантов Статуя Свободы была первым знакомством с Америкой. Одна из самых громадных скульптур за всю историю человечества приветствовала миллионы людей со всех уголков планеты, пересекших океан в поисках лучших возможностей. Ни один из памятников Соединенных Штатов не ассоциируется столь сильно с Америкой, как Статуя Свободы. Подаренная народом Франции в 1886 году в знак дружбы и сотрудничества между двумя странами, с течением времени она превратилась в идеал человеческой свободы и независимости, один из самых узнаваемых символов Соединенных Штатов.


Дизайн Статуи Свободы глубоко символичен. Облаченная в мантию женская фигура олицетворяет собой богиню свободы, в поднятой руке она держит факел, в другой - книгу (свод законов). Сломанные оковы тирании, разбитые у ног Свободы, символизируют окончание эпохи тирании и угнетения. Книга в левой руке с надписью 4 июля 1776 (день принятии Декларации независимости США) напоминает всем прибывшим о американском идеале - "все люди созданы равными". Факел в высоко поднятой правой руке символизирует освещение дороги к свободе и независимости. Семь лучей на короне символизируют свободу, простирающуюся через океаны и континенты. Кепка на голове напоминает головной убор, получаемый римскими рабами, когда они приобретали свободу.

Статуя Свободы: история создания

Идея подарить Соединенным Штатам монумент в честь 100-летнего юбилея основания государства и знак дружбы между США и Францией, скрепленной во время Войны за независимость, впервые возникла летом 1865 года на торжественном обеде в доме Эдуарда де Лабулэ возле Версаля. Французский писатель и публицист Эдуард де Лабулэ, как бы между прочим, высказал мнение, что “если памятник будет воздвигнут в Соединенных штатах, будет естественно, если его построят общими усилиями двух наших народов”. Идея очень понравилась присутствовавшему на обеде молодому скульптору Бартольди.
В ноябре 1875 года сформировали Франко-американский союз для сбора средств. Французы должны профинансировать создание скульптуры, а американцы оплатить все расходы по строительству пьедестала. Будущей статуе дали название “Свобода, озаряющая мир”.

Компания по сбору денег активно проходила во Франции. С этой целью известный французский композитор Шарль Гуно написал песню, весной 1878 года провели лотерея, благо, французский закон позволял это делать в благотворительных целях. До июля 1882 года необходимая сума в $250,000 была собрана. Все деньги получены за счет благотворительности, французское государство не выделило из казны ни одного франка.

В Америке все проходило намного сложнее. Сформированный в январе 1877 года американский комитет по строительству пьедестала столкнулся с огромными трудностями. Международный финансовый кризис в 1873 году повлек за собой период длительной экономической стагнации, длившийся на протяжении большей части десятилетия. Необходимая цифра $125 000 вскоре удвоилась, но средства практически не поступали. Пресса к проекту отнеслась равнодушно, желающих финансировать строительство "Маяка Нью-Йорка" находилось немного. К слову сказать, Статуя Свободы не была единственным проектом, испытавший проблемы с финансированием: строительство памятника Вашингтону также застопорилось на долгие годы.

Новая компания по сбору денег началась в 1882 году. Комитет организовал большое количество пропагандистских мероприятий, в рамках которого поэтессе Эмме Лазарус предложили написать стихи. Первоначально она отказалась, мотивировав это тем, что не может писать стихи о статуе. Позже, написанный поэтессой сонет “Новый Колосс” собрал $21 000 долларов и получил первый приз. Спустя годы, дощечку с написанными поэтессой строками установили у главного входа к пьедесталу Статуи Свободы.

Активное участие в компании по сбору средств принял владелец и редактор газеты «Нью-Йорк Уорлд» Джозеф Пулитцер. Благодаря проведенной им кампании, идея о том, что Статуя Свободы - дар всем американцам, а не только жителям Нью-Йорка, получила всеобщее признание. В августе 1883 года все необходимые деньги для строительства были собраны.

5 августа 1884 года, во время торжественной церемонии заложили первый камень в строительство пьедестала в центре построенного в начале 19 века форта Вуд. 22 апреля 1886 года постамент был готов принять щедрый дар от народа Франции. Он стал крупнейшей бетонной конструкцией в мире на то время.

Как собиралась Статуя Свободы

Для создания монумента требовался легкий, и одновременно прочный материал, чтобы выдержал длительное морское путешествие. Материал должен быть водостойким и легко переносить насыщенный солью влажный климат гавани Нью-Йорка. Выбор французского скульптора пал на медь.

Для создания памятника, Бартольди сделал эскизную модель высотой около 1,25 м. С этой модели воспроизвел копию статуи высотой 2,85 м. С помощью этого же метода изготовил еще одну модель высотой 11 м. Затем 11 метровую статую разделил на большое количество фрагментов и увеличил еще в четыре раза.

При создании Статуи использовались медные листы толщиной 2,57 мм. Плотники изготавливали деревянные формы, в которых, с помощью молота, листам придавали нужную конфигурацию. Больше 300 фрагментов отдельных медных листов сформировали фигуру статуи, которую мы можем видеть сегодня. Внутренний каркас Статуи Свободы разрабатывал французский инженер Густав Ейфель, автор всемирно известной Эйфелевой башни в Париже.

К началу 1884 все части Статуи Свободы собрали вместе, и, как настоящий Колосс, она возвышалась над крышами домов Парижа. Бартольди посвятил монументу 15 лет своей жизни, вложив в него свой талант незаурядного скульптора. Она стала лучшей работой автора, благодаря которой его имя навеки вписано в историю.

Перед отправкой все фрагменты статуи упаковали в 214 специально сконструированных контейнеров, весивших от нескольких сотен килограмм до нескольких тонн каждая. 17 июня 1885 года корабль доставил монумент в Нью-Йорк.

Церемония открытия

Церемония открытия Статуи Свободы состоялась 28 октября 1886 года. Сначала на улицах Нью-Йорка провели торжественный парад, за которым наблюдали сотни тысяч горожан. В церемонии открытия на самом острове принимали участие только приглашенные высокопоставленные лица. Председательствовал на открытии президент США Гровер Кливленд.

Теракт на полуострове Блэка Тома и Статуя Свободы

30 июля 1916 года германские агенты организовали диверсию на полуострове Блэка Тома, где располагался крупный склад боеприпасов. В ночь теракта здесь хранилось в общей сложности около 1 килотонны боеприпасов. Мощность взрыва оценили от 5.0 до 5.5 баллов по шкале Рихтера. Его последствия ощутили даже жители соседнего штата Мэриленд. Осколки взрыва пролетели большие расстояния, некоторые из них попали в Статую Свободы, а некоторые, пролетев 2 км, повредили здание часовой башни на площади Джорнал-сквер и остановили часы.

В результате теракта монумент, особенно рука и факел, был поврежден. С того времени и по сегодняшний день факел закрыт для посещения публики. Интересно отметить, что железнодорожная компания Лихай Вэлли попыталась взыскать с государства Германия причиненный ущерб и таки добилась своего. В 1953 году Германия согласилась выплатить компании $50 миллионов (эквивалент примерно $452 млн в 2010). Окончательный расчет был проведен в 1979 году.

Реконструкции Статуи свободы

2 декабря 1916 года президент США Вудро Вильсон в торжественной обстановке включил новую систему освещения. Статую Свободы освещали установленные вдоль стен форта Вуд прожектора. Архитектор Гутзон Борглум переработал дизайн поврежденного факела, заменив многие фрагменты из меди текстурированным стеклом.

Зеленый налет начал покрывать поверхность Статуи Свободы сразу же после 1900 года. К 1906 году, блестящая медью внешняя поверхность полностью окислилась и покрылась привлекательной патиной светло-зеленного цвета, предохраняя металл от воздействия ветра и дождя.

В 1882 году, после тщательного изучения состояния Статуи Свободы, американские и французские специалисты пришли к выводу, что монумент нуждается в серьезной реставрации. Железный каркас внутри монумента сильно поржавел, около 2% медных фрагментов нуждался в замене.

В 1984 году статую закрыли для реставрации. Факел, через который вода проникала внутрь монумента еще с 1916 года, заменили точной копией архитектора Бартольди. Весь внутренний каркас и некоторые фрагменты медной поверхности также заменили. Пьедестал и фигуру освещали новые металогалогенные лампы. 5 июля, в присутствии президентов Рейгана и Миттерана, Статую Свободы снова открыли для посещения.

После терактов 11 сентября 2001 года, остров Свободы и монумент сразу же закрыли для посещения. В 2004 году пьедестал снова открыли для посещения, корона стала доступной дли визитов в 2009 году.

Статуя Свободы: практическая информация

Памятник для посещения открыт ежедневно, включая выходные и праздничные дни. Желающие посетить остров Свободы (на нем установлена Статуя Свободы) могут приобрести три варианта билетов на выбор:

1) Простой билет - включает в себя поездку на пароме к острову Свободы. Простой билет позволяет сэкономить время: вместо ожидания в длинной линии, он предоставляет право первоочередной предпосадочной процедуры на паром. Билет не дает право на посещение пьедестала, расположенного там музея, смотровой площадки и короны.

2) Билет с правом входа внутрь пьедестала включает в себя поездку к острову на пароме и дополнительно предоставляет доступ к пьедесталу, посещение музея, дает возможность увидеть внутреннюю структуру статуи, подняться на смотровую площадку пьедестала, посетить форт Вуд (звездообразное сооружение, на котором стоит статуя). Данный вид билетов не включает право доступа к короне Статуи Свободы. Билеты с правом посещения пьедестала необходимо заказывать не позднее двух недель до запланированного визита. В очень жаркие дни посещение короны запрещено.

3) Билет с правом посещения короны предоставляет возможность подняться по винтовой лестнице на вершину Статуи Свободы. Чтобы взобраться на корону, необходимо преодолеть 354 ступеньки (соответствует примерно 22 этажу). Посетители поднимаются на корону группами по 10 человек под руководством сотрудника службы национальных парков, но не более 3 групп в час. Количество таких билетов ограничено, их необходимо заказывать за три-четыре месяца или даже дольше (до одного года). Отсюда открывается великолепный вид панорамы Нью-Йорка.

Каждые 30-45 минут с 9 утра до 15:30 на остров Свободы отправляется паром. Лучшее время для посещения ранним утром в будние дни во избежание толпы по выходным и праздникам.

Время ожидания в очереди на паром занимает около 90 минут. Ожидать приходится значительно дольше в разгар сезона путешествий с июня по сентябрь.

Имея на руках билеты, желательно прийти за 30 минут до отправления парома, поскольку предпосадочная процедура задерживает пассажиров. Поездка на пароме длится около 20 минут.

По данным Службы национальных парков, только 240 человек в день разрешен доступ к короне, 3000 посетителей в день к пьедесталу и 12 000 посетителей в день на Остров Свободы. Более трех миллионов человек посещают Статую Свободы каждый год.

Приобретя простой билет, посетители могут посетить не только остров Свободы, но и остров Эллис - крупнейший пункт приема иммигрантов в США, принявший более 12 миллионов переселенцев с момента открытия здесь иммиграционной службы в 1892 году и до закрытия в 1954. Предки более 40 процентов современного населения США прошли через иммиграционную службу острова Эллис. Поэтому для американцев остров Эллис гораздо важнее, нежели предполагаемое место высадки Христофора Колумба в далеком 1492. В бывшем здании иммиграционной службы размещен музей, посвященный истории иммиграции США. Здесь собраны экспонаты, фотографии, воспоминания очевидцев, есть библиотека и два кинозала. Здание Иммиграционной службы является одним из самых крупных исторических музеев США.

В 1984 году, Статую Свободы включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Внутри пьедестала представлены, фотографии, видео, рассказы о строительстве Статуи Свободы, гравюры, диаграммы, исторические подробности, дощечка с написанным стихотворением Эммы Лазарус “Новый Колосс”, оригинальный факел 1886 года. Преодолев 192 ступенек по лестнице, вы оказываетесь на смотровой площадке с видом на Нью-Йоркскую гавань.

Статуя Свободы отражена на почтовых марках, картинах и книгах. Ее изображение широко используют в кино, телевизионных передачах, музыке, видео, компьютерных играх, на памятных монетах и в театральных постановках. Сотни копий монумента установлены во всем мире. До сегодняшнего изображение Статуя Свободы продолжает оставаться самым популярным международным символом Америки.

Просмотр фотографий:

А вот смотрите еще какая тема бродит по сети:

О Статуе Свободы известно на первый взгляд все. Ее подарили Соединенным Штатам французы к столетию независимости. Памятник, созданный Фредериком Бартольди и Густавом Эйфелем, был торжественно открыт на острове Свободы в устье реки Гудзон 28 октября 1886 года. «Леди Свобода», встречающая корабли, прибывающие в Нью-Йорк, – весьма тяжеловесна. В ней 204 тонны, из которых 90 – это медные блоки, которыми облицована фигура.

Именно эти 90 тонн уже долгие годы являются предметом жарких споров историков из разных стран. Ясно, что поставщик такой огромной партии цветного металла должен был очень хорошо заработать – стоимость меди в тот период составляла в среднем $2500 за тонну. Но вопрос, кому достались эти деньги, до сих пор остается открытым. Никаких документов, касающихся покупки меди не сохранилось, а в воспоминаниях людей, причастных к созданию Статуи Свободы, тема о происхождении металла странным образом замалчивается.

Немного исторической справки:

Создание монумента поручили скульптору и архитектору Фредерику Бартольди. Был установлен срок - к 1876 году необходимо было завершить памятник, приурочив его к столетию Декларации независимости США. Считается, что это совместный франко-американский проект. Над пьедесталом трудились американцы, а саму статую создавали во франции. В Нью-Йорке же все части Статуи Свободы были собраны в единое целое

После начала строительства стало понятно, что необходимо гораздо больше средств, чем планировалось изначально. По обе стороны океана была инициирована масштабная кампания по сбору средств, лотереи, благотворительные концерты, и прочие мероприятия. При расчете параметров конструкции огромной статуи Бартольди потребовалась помощь опытного инженера. Александр Густав Эйфель, создатель Эйфелевой башни, лично разработал конструкцию крепкой железной опоры и каркаса, который позволяет медной оболочке статуи свободно двигаться, при этом сохраняя равновесие самого монумента.

Американцы неохотно расставались со средствами, потому были трудности со сбором нужной суммы, поэтому Джозеф Пулитцер на страницах своей газеты «Уорлд» написал ряд статей, обращаясь к представителям высшего и среднего классов и призывая их выделить деньги ради благого дела. Критика была крайне жесткой, и это произвело эффект

К августу 1885 года в США получилось собрать нужную сумму, к тому времени французы уже закончили свою часть работы и привезли части статуи в Нью-Йорк. Статуя Свободы была разделена на 350 частей и перевозилась на фрегате «Изере» в 214 ящиках. За 4 месяца все части монумента были собраны, и при огромном стечении народы, 26 октября 1886 года, состоялась церемония открытия легендарного памятника. Так получилось, что подарок к 100-летию опоздал на 10 лет. Стоит отметить, что рука с факелом была собрана еще ранее и даже выставлялась на выставке в Филадельфии в 1876 году

Вернемся теперь к материалу:

Загадку пытались решить путем сравнения материала облицовки с образцами, взятыми на крупнейших шахтах мира. Эксперимент внес еще большую путаницу, версии росли как грибы после дождя. Близкие по составу примесей образцы меди были обнаружены на английских рудниках в Суонси, в германском Мансфилде и в испанском горнопромышленном регионе Уельва. Норвежские ученые почти не сомневаются в том, что Бартольди закупил 90 тонн меди на руднике Виснес, который разрабатывался в 1870-х годах на острове Кармой в Северном море. При этом компания, владеющая этим рудником, управлялась французом, и ее штаб-квартира располагалась в Париже. Норвежцам так хотелось считать себя «поставщиками строительного материала для американской «Свободы», что они заказали спектрографический анализ компании Bell Laboratories. Его результаты показали, что медь из Северного моря очень похожа на ту, которой облицована статуя, но не идентична. И это дает шанс развивать еще одну теорию о происхождении металла – на этот раз русскую.

Нижний Тагил, Медный рудник. Лисья гора

От Урала до Парижа

Башкирский ученый, кандидат геолого-минералогических наук Миниахмет Муталов и сотрудники Высокогорского горно-обогатительного комбината не сомневаются в том, что медь для «Леди Свободы» была приобретена у промышленников Демидовых, которым принадлежали нижнетагильские рудники. Правда, они руководствуются своим опытом в горном деле, а не результатами исследований из американских лабораторий. Тем не менее с ними нельзя не согласиться в том, что в 1870-х годах российская медь была действительно очень популярна на Западе, где ее называли «Старый соболь». Необходимый объем производства демидовские рудники, несомненно, могли обеспечить. В 1814 году огромный медный карьер был открыт на горе Выйской близ Нижнего Тагила, и к 1850 году добыча меди там достигала 10 000 тонн в год. Для сравнения, норвежская шахта – кандидат номер один – тогда производила только 3000 тонн.

Нижнетагильская медь сбывалась в основном на рынках Западной Европы, несмотря на то что рудник находился очень далеко от потребителя. В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне она получила три бронзовые медали, а в 1867-м Демидовы заняли первое место на Парижской выставке.

Во Франции слышали об успехах русских горняков и раньше. На Урал нередко приезжали учиться французские специалисты. В нижнетагильских архивах за XIX век сохранились сотни контрактов с иностранцами, которых нанимали Демидовы. У них работали 42 иностранца – англичане, швейцарцы, немцы, бельгийцы, итальянцы и 14 французов. Личным консультантом промышленников был горный инженер из Франции Лепле, а его соотечественник по фамилии Бокар работал администратором нижнетагильского завода. Такое тесное сотрудничество очень способствовало налаживанию каналов поставки металла западному покупателю.

Тайные знаки

В пользу версии о русском происхождении Статуи Свободы свидетельствуют и конспирологические источники. Известно, что Бартольди и Эйфель были членами французской масонской ложи, и именно «вольные каменщики» помогли им собрать 3,5 миллиона франков на изготовление статуи. Строительство постамента профинансировала масонская ложа Нью-Йорка. Медиа-магнат Джозеф Пулитцер пожертвовал на него около $100 000 с условием, что в основание монумента будет заложена записка с его именем и словами «русский эмигрант и еврей». При этом, по официальным данным, он родился в Венгрии и именно оттуда переехал в США.

Известно, что французские и американские масоны поддерживали довольно тесные отношения, в том числе и делового характера, с российскими «вольными каменщиками». А Демидовы занимали очень высокое положение в масонской иерархии России. После восстания декабристов император запретил масонские ложи, и им пришлось уйти в подполье. «Вольные каменщики» из столичной аристократии и буржуазии поспешно избавлялись от изображений циркулей, мастерков и пирамид на одежде, экипажах и фасадах домов. Демидовы оставались единственными, кто продолжал открыто демонстрировать масонскую символику – серебряный молот и инструмент, похожий на мастерок, были изображены на их фамильном гербе.

Павел Павлович Демидов, который в 1870-х годах возглавил комплекс нижнетагильских предприятий, молодость провел в Париже. В середине 1860-х, после окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета он продолжил образование под руководством известного ученого, публициста, политического деятеля и… масона Эдуарда Рене де Лабуле. В то же самое время молодой, подающий надежды скульптор Фредерик Бартольди лепил бюст боготворимого им Лабуле.

В один из летних дней 1865 года в доме у Лабуле собрался цвет французского масонства: Оскар и Эдмунд Лафайеты, внуки маркиза Лафайета – масонского брата Джорджа Вашингтона, историк Генри Мартин и, конечно, Бартольди. Эдуард Рене поделился с друзьями идеей: каким красивым жестом со стороны республиканцев-французов было бы подарить американцам в знак своей дружбы мемориал, символизирующий свободу! Современники назвали Лабуле «главным обожателем Америки во Франции», помимо прочего подарок должен был подчеркнуть контраст между американской демократией и репрессивными политическими методами Второй империи. Для 31-летнего Бартольди, который, не раздумывая, подхватил идею старшего товарища, это был шанс продемонстрировать всему миру свой талант.

Она не сразу строилась

С реализацией затеи пришлось подождать до окончания Франко-Прусской войны. В 1871 году Лабуле предложил Бартольди отправиться в Америку и сделать все необходимое, чтобы монумент был открыт 4 июля 1876 года – в столетний юбилей подписания Декларации о независимости. Без денег и эскиза памятника, зато с ворохом рекомендательных писем к американским братьям, скульптор поплыл в Америку. Замысел статуи возник в его голове, когда он уже подплывал к Нью-Йорку – Фредерик быстро сделал набросок.

Спустя три года Бартольди вернулся во Францию, где учредил Франко-Американский союз по сбору средств на строительство монумента «Свободы, освещающей мир». Вскоре он начал работу по ее созданию совместно с парижской компанией Gaget, Gauthier & Cie.

Лицо «Свободы» скульптор списал со своей матери. Сначала он сделал четырехфутовую глиняную модель, затем девятифутовую из гипса, потом начал пропорционально увеличивать каждую из ее деталей в девять раз… Но сроки затягивались из-за постоянной нехватки средств.

Хотя на монумент внесли пожертвования более 100 000 французов, необходимые деньги масонам удалось собрать только к 1880 году. Вероятно, недостающую сумму им подарили американцы. Неспроста Бартольди пригласил министра финансов Соединенных Штатов Леви П. Мортона установить первый фрагмент медной облицовки на большой палец левой ноги статуи. 4 июля 1884 года, спустя два месяца после завершении работы, послу США в Париже Леви Мортону монумент официально был преподнесен в дар. Еще два года «Леди Свобода» простояла в Париже, ожидая, когда для нее достроят постамент в заливе Гудзон.

5 августа 1884 года под проливным дождем, из-за которого пришлось отменить масонский парад (для него все равно не хватило бы места на крошечном острове), прошла церемония закладки первого камня в пьедестал статуи. Тогда под ним и оказалась та знаменитая «шкатулка с секретом», в которой помимо имен президентов-масонов и странного заявления Пулитцера о его русских корнях, говорят, указаны имена всех людей, принявших участие в создании «Леди Свободы», но по каким-то причинам не признавшихся в этом.

В июне 1885 года разобранная на части и упакованная в 214 контейнеров статуя прибыла в Нью-Йорк. Еще 15 месяцев ее собирали, и наконец 28 октября 1886 года подарок из Франции предстал перед американцами во всей своей красе. Церемонией открытия монумента руководил президент Соединенных Штатов франкмасон Гровер Кливленд. Освящал памятник архиепископ Епископальной церкви Нью-Йорка Генри Поттер, также член ложи «вольных каменщиков». С торжественной речью выступил Великий магистр сенатор Чонси М. Депью.

И только русские масоны не могли открыто объявить о своем участии в сооружении монумента – скорее всего, на Родине их бы за это не похвалили. Возможно, именно поэтому все документы, свидетельствующие о продаже 90 тонн русской меди во Францию, были старательно уничтожены.

Брак по расчету

Вообще политика русских царей в отношении лож не отличалась последовательностью. Так, преследуя «вольных каменщиков» в своей стране, Александр III тем не менее активно сотрудничал с французскими масонами. Стремление не ввязываться в международные авантюры и войны подтолкнуло его к сближению с Парижем, где в то время правили бал ложи. Выбора у государя не было – Великобритания покушалась на российские территории, Пруссия была слишком агрессивна. Александру пришлось принять внешнеполитическую линию на сближение с Францией, которую ему предложил министр иностранных дел Гирс.

От сотрудничества с масонской Францией Александр только выиграл – в страну потекли огромные инвестиции. В 1888 году в Санкт-Петербург прибыл для переговоров с министром финансов Иваном Вышнеградским эмиссар французских банков Госкье, который впоследствии стал управлять капиталами всех членов царской семьи. В ноябре 1888 года был издан указ о выпуске российского золотого четырехпроцентного займа.

Первоначально его сумма составляла всего лишь 500 миллионов франков. Но уже в феврале следующего года Александр распорядился выпустить консолидированный заем первой серии на сумму 175 миллионов рублей для конверсии пятипроцентных облигаций многочисленных железнодорожных займов 1870-х годов. На него активно подписывались французы, видевшие в России гаранта защиты от прусской угрозы, и стимулировали тем самым Петербург к расширению деловых контактов.

Сделка состоялась, уже в апреле появился так называемый заем консолидированных российских облигаций второй серии, на сумму 310,5 миллионов рублей. Он был выпущен совместно с банком Ротшильдов и также пользовался огромным успехом. После этого французы начали фактически «экономическую оккупацию» России. Они вкладывались в строительство железных дорог и заводов, вырубали шахты и возводили нефтяные вышки. Так продолжалось практически до начала первой мировой войны.

Возможно, если бы Россия и Франция подружились чуть раньше, продажу меди для амбициозного проекта Бартольди и не пришлось бы скрывать. Но теперь историческая правда уже не столь важна, все равно статуя осталась в истории не в качестве масонского символа, а как талисман эмигрантов, приезжающих в Новый Свет в поисках новой жизни.

А вот посмотрите еще один пример из истории, как один человек , а вот с . Да, а если еще вспомнить что то о крупных сделках, о вот например Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Приветствуем читателей нашего портала! Этой очередной статьей мы попытаемся вернуться к описанию самых интересных и сочных мест нашей планеты после долгого перерыва. Выбор объекта для очередного обзора долго не стоял – разобранный список 8 чудес света слишком много времени простоял без своего кандидата. Сегодня в обзоре – Статуя Свободы в США. Символ в памятнике демократии и свободы всех Соединенных Штатов Америки.

Статуя Свободы (на английском языке Statue of Liberty ), она же «Свобода, озаряющая мир» или «Леди Свобода» - символ свободы и демократии США, гигантская статуя-колосс, выполненная в стиле неоклассицизма. Статуя расположена на острове Свободы, находящемся в 3 километра юго-западнее острова Манхэттен. Особая ценность статуи была признана и мировым сообществом – в 1984 году ее внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мимо такого объекта человеческого достояния не смогли пройти и мы.

Описание статуи

Гигантская статуя Свободы стоит на пьедестале. В правой руке она держит факел, в левой – скрижаль. Надпись на скрижале показывает дату принятия Декларации независимости США (римские цифры - JULY IV MDCCLXXVI , 4 июля 1776 на наш манер). Одна нага ступает на разбитые оковы.

Скрижаль статуи Свободы

Чтобы подняться на вершину статуи в ее корону нужно пройти 356 ступеней. Можно сократить эту экскурсию подъемом только на пьедестал – 192 ступени. Кроме винтовой лестницы внутри конструкции посетитель может воспользоваться и лифтом.

Вид внутри

На голов статуи корона. Ее 25 окон символизируют «земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир» - какие именно источники не называют, но звучит как минимум забавно. А вот с лучами короны все уже проще – их 7, и они в свою очередь символизируют семь морей и континентов. Стоит отметить, что в западном мире принято считать именно 7 континентов. Придумали эту символику до или после создания статуи не называют, но общая идея по короне немного странная.

Полная высота статуи – 93 метра, чистая высота статуи без пьедестала – 46 метров. В процессе изготовления использованы 31 тонна меди, 125 тонн стали и 27 000 тонн пьедестального бетонна.

Тонкие листы меди толщиной 2,57 мм чеканились в деревянных формах. Их использовали для создания самой фигуры статуи. Для крепления всей конструкции внутри статуи предусмотрен стальной каркас, уходящий в бетон.

Сейчас из самой высокой точки статуи, доступной для туристов – короны, открывается великолепный вид на Нью-Йоркскую гавань. В пьедестале расположен музей истории, а сам остров Свободы (остров Либерти, или до 1956 года остров Бедлоу) так же признан национальным памятником.

Вид из короны

Статуя Свободы в суровых цифрах

Части скульптуры

Высота от земли до верхушки факела

Высота статуи

Длина кисти руки

Длина указательного пальца

Голова от макушки до подбородка

Ширина лица

Длина глаза

Длина носа

Длина правой руки

Толщина правой руки

Толщина талии

Ширина рта

Высота таблички

Ширина таблички

Толщина таблички

Высота от земли до вершины пьедестала

Немного истории статуи: начало

История статуи Свободы начинается с самого известного факта – статуя является подарком Франции Соединенным Штатам в честь столетия американской независимости. А вот как все прошло от возникновения идеи до положения современных дней – читайте ниже.

Идея создания статуи принадлежит французскому мыслители, писателю и политику Эдуарду Рене Лефевр. Являясь, президентов антирабовладельческого общества во Франции, его очень впечатлили победа в гражданской войне в США борцов против рабовладельческого строя. По свидетельству скульптора Фредерика Огюста Бартольди эта мысль у Лефевра появилась в 1865 году.

Существующая политика Наполеона III не позволяла приступить к подобному проекту. Поэтому подвижки возобновились лишь в конце 1860-х. У скульптора Бартольди и раньше были идеи по созданию величественного колосса. Первоначально проект предлагался для Египта, но бюджеты не потянули перевозку и установку статуи. 100-летие независимости в США стало еще одним отличным поводом для создания проекта высокого уровня.

Проект зашевелился. По договору Франция должна была создать саму скульптуру, а США – пьедестал. В качестве скульптора выступил Бартольди. Но для создания подобной массивной конструкции требовалась помощь великого инженера – на его место пригласили Гюстава Эйфеля, будущего создателя легендарной Эйфелевой башни .

От первых показов до открытия

Работы в мастерской Бартольди кипели. Уже в мае 1876 года на Всемирной выставке в Филадельфии показали правую руку будущей статуи с факелом. За посещение этой впечатляющей конструкции брали по 50 центов (неплохие деньги по тем временам). Сама рука произвела огромное впечатление на посетителей выставки. Чтобы не вести руку назад во Францию после выставки, ее разместили в Нью-Йоркском парке Мэдисон Сквер Гарден.

На Всемирной выставке 1876 г.

Но процесс создания статуи не обошелся без проблем – не хватало финансов. Для решения этой проблемы проводились благотворительные пожертвования, увеселительные мероприятия, лотереи, театральные представления, выставки, аукционы, боксерские бои.

Особую роль в сборе средств сыграл издатель газеты «World » Джозеф Пулитцер. Человек, сделавший карьеру от разносчика газеты, журналиста мелких заметок до владельца издательства – ему ли не понимать актуальные мысли народа. Агитации по сбору средств на новое материальное воплощение американской идеи и мечты продолжались недолго – уже через 5 месяцев работы средства были собраны. Вклад этого человека сложно переоценить, Пулитцеровская премия до сих пор является одной из самых престижны премий среди журналистов.

Работа в мастерской

Пока изготавливалась статуя, актом Конгресса от 1877 года генерал Уильям Шерман утвердил место будущей статуи – остров Бедлоу. Процесс выбора места не обошелся и без рекомендаций скульптора. Место выбрано не случайно – у устья Гудзона, рядом с островом Эллис, местом, куда прибывали все новоприбывшие будущие граждане США, место где производилась их первоначальная регистрация.

Строительство пьедестала началось 5 августа 1885 года – в этот день здесь заложили первый камень. Архитектор проекта – Ричард Моррис. Меньше чем через год – 22 апреля 1886 года – пьедестал уже был закончен. Дополнительно в кладку встроили 2 перемычки из стальных брусьев, которые соединены анкерными балками, уходящими вверх в качестве части стального каркаса статуи. Таким образом пьедестал и статуя – это одно целое, цельная массивная крепкая конструкция.

Статую Свободы завершили еще в 1884 году, а 17 июня 1885 года ее доставили в нью-йоркскую гавань. Для перевозки ее предварительно разобрали на 350 частей и упаковали в 214 ящиков. Отметим, что сам процесс сборки занял еще 4 месяца. Вот он настоящий конструктор для великих людей.

Торжественное открытие статуи состоялось 28 октября 1886 года. Открытие задержалось от идеи на 10 лет. В этой церемонии принял участие и президент США Гровер Кливленд, который здесь произнес вошедшую в историю фразу:

«Мы всегда будем помнить, что Свобода избрала это место своим домом, и алтарь ее никогда не покроет забвение»

После открытия

Ранее на месте расположения статуи был построен форт Вуд (строился к войне 1812 года, разумеется, не с Наполеоном), имеющий форму пятиконечной звезды. В центре него на пьедестале и была установлена статуя. 15 октября 1924 форт Вуд и статуя были объявлены национальным памятником. А позже под площадь национального памятника попал и весь остров.

Трущобы раннего форта Вуд

Еще позднее сюда же включили и соседний остров Эллис, на котором в первое время располагался иммиграционный центр, где производилась регистрация всех новоприбывших в страну.

Вид с корабля при прибытии в Нью-Йорк

В 1982 президент Рональд Рейган собирается реставрировать слегка подуставший от времени памятник. На это мероприятие собирают 87 миллионов долларов. Сразу же в начале реставрации в 1984 году статуя вносится в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 5 июля 1986 года она вновь стала открыта для посетителей.

Реставрация Статуи

Еще в 1916 году лестницу на факел по соображениям безопасности закрыли. Факел в ходе реставрации 1986 года был заменен на новый, покрытый 24-каратным золотом. Старый факел расположили у пьедестала. Но все равно максимально доступной точкой для посетителя остается выход на корону.

Старый факел

Все помнят 11 сентября 2001 – день атаки террористов на Всемирный торговый центр. Статую и остров сразу же закрыли для посетителей, рисковать посетителями было нельзя – ведь это символ всей Америки. С тех пор доступ к статуе усложнили. На остров можно было попасть уже с конца 2001, в пьедестал лишь с 4 августа 2004. С 4 июля 2009 президент Барак Обама открыл доступ в статую, но с ограничениями на количество посетителей в сутки.

Очередная установка новых лифтов и лестниц проходила с 29 октября 2011 года по 28 октября 2012 года. В настоящее время возобновлен полный доступ вплоть до короны.