Биография и эпизоды жизни Ивана Тургенева. Когда родился и умер Иван Тургенев, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, изображения и видео.

Годы жизни Ивана Тургенева:

родился 28 октября 1818, умер 22 августа 1883

Эпитафия

«Уходят дни. И вот уж десять лет
Прошло с тех пор, как смерть к тебе склонилась.
Но смерти для твоих созданий нет,
Толпа твоих видений, о поэт,
Бессмертием навеки озарилась».
Константин Бальмонт, из стихотворения «Памяти И. С. Тургенева»

Биография

Иван Сергеевич Тургенев был не только одним из величайших русских писателей, буквально при жизни ставших классиками отечественной литературы. Он стал ещё и самым знаменитым русским писателем в Европе. Тургенева уважали и почитали такие великие люди, как Мопассан, Золя, Голсуорси, он подолгу жил за границей и был своего рода символом, квинтэссенцией самых лучших черт, которыми отличался русский дворянин. Притом литературный талант Тургенева ставил его на одну ступень с величайшими писателями Европы.

Тургенев был наследником богатого дворянского рода (по матери) и потому никогда не нуждался в средствах. Юный Тургенев учился в Петербургском университете, затем отправился завершать образование в Берлин. Будущий писатель был впечатлён европейским укладом жизни и огорчён разительным контрастом с российской действительностью. С тех пор Тургенев подолгу жил за границей, возвращаясь в Петербург лишь наездами.

Иван Сергеевич пробовал себя в стихах, которые, впрочем, не казались современникам достаточно хорошими. Но как о превосходном писателе и настоящем мастере слова Россия узнала о Тургеневе после выхода в «Современнике» фрагментов его «Записок охотника». В этот период Тургенев решил, что его долг – бороться с крепостным правом, и потому уехал вновь за границу, так как не мог «дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что возненавидел».

Портрет И. Тургенева кисти Репина, 1879 г.


Вернувшись в Россию в 1850 г., Тургенев написал некролог Н. Гоголю, вызвавший крайнее недовольство цензуры: писателя выслали в родную деревню, запретив ему жить в столицах в течение двух лет. Именно в этот период, в деревне, был написан знаменитый рассказ «Муму».

После осложнения отношений с властью Тургенев переехал в Баден-Баден, где быстро вошёл в круг интеллектуальной европейской элиты. Он общался с величайшими умами того времени: Жорж Санд, Чарльзом Диккенсом, Уильямом Теккереем, Виктором Гюго, Проспером Мериме, Анатолем Франсом. К концу жизни Тургенев стал безусловным кумиром и на родине, и в Европе, где продолжал жить постоянно.

Иван Тургенев скончался в пригороде Парижа, Буживале, после нескольких лет мучительной болезни. Только после смерти врачом С. П. Боткиным была обнаружена истинная причина смерти — миксосаркома (раковая опухоль позвоночника). Перед похоронами писателя в Париже прошли мероприятия, на которых присутствовали более четырёх сотен человек.

Иван Тургенев, фотография 1960-х гг.

Линия жизни

28 октября 1818 г. Дата рождения Ивана Сергеевича Тургенева.
1833 г. Поступление на словесный факультет Московского университета.
1834 г. Переезд в Петербург и перевод на философский факультет Петербургского университета.
1836 г. Первая публикация Тургенева в «Журнале Министерства народного просвещения».
1838 г. Приезд в Берлин и учёба в Берлинском университете.
1842 г. Получение степени магистра греческой и латинской филологии в Петербургском университете.
1843 г. Публикация первой поэмы «Параша», высоко оцененной Белинским.
1847 г. Работа в журнале «Современник» вместе с Некрасовым и Анненковым. Публикация рассказа «Хорь и Калиныч». Отъезд за границу.
1850 г. Возвращение в Россию. Ссылка в родную деревню Спасское-Лутовиново.
1852 г. Выход книги «Записки охотника».
1856 г. В «Современнике» публикуется «Рудин».
1859 г. В «Современнике» публикуется «Дворянское гнездо».
1860 г. В «Русском вестнике» публикуется «Накануне». Тургенев становится членом-корреспондентом императорской Академии наук.
1862 г. В «Русском вестнике» публикуются «Отцы и дети».
1863 г. Переезд в Баден-Баден.
1879 г. Тургенев становится почётным доктором Оксфордского университета.
22 августа 1883 г. Дата смерти Ивана Тургенева.
27 августа 1883 г. Тело Тургенева перевезено в Петербург и похоронено на Волковском кладбище.

Памятные места

1. Дом № 11 по ул. Тургенева в Орле, городе, где родился Тургенев; ныне — музей писателя.
2. Спасское-Лутовиново, где находилось наследное имение Тургенева, ныне — дом-музей.
3. Дом № 37/7, стр. 1 по ул. Остоженка в Москве, в котором Тургенев жил у матери с 1840 г. по 1850 г., бывая в Москве. Ныне — дом-музей Тургенева.
4. Дом № 38 по наб. реки Фонтанки в Петербурге (доходный дом Степанова), где Тургенев жил в 1854-1856 гг.
5. Дом № 13 по Большой Конюшенной улице в Петербурге (доходный дом Вебера), где Тургенев жил в 1858-1860 гг.
6. Дом № 6 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге (ранее — гостиница «Франция»), где Тургенев жил в 1864-1867 гг.
7. Баден-Баден, где Тургенев прожил в общей сложности около 10 лет.
8. Дом № 16 по наб. Тургенева в Буживале (Париж), где прожил много лет и умер Тургенев; ныне — дом-музей писателя.
9. Волковское кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронен Тургенев.

Эпизоды жизни

В жизни Тургенева было много увлечений, и зачастую они находили отражение в его творчестве. Так, одно из первых закончилось появлением в 1842 г. незаконнорожденной дочери, которую Тургенев официально признал в 1857 г. Но самым известным (и самым сомнительным) эпизодом в личной жизни Тургенева, который так и не обзавёлся собственной семьёй, были его отношения с актрисой Полиной Виардо и его жизнь с супругами Виардо в Европе в течение многих лет.

Иван Тургенев был одним из самых страстных охотников в России своего времени. При знакомстве с Полиной Виардо его рекомендовали актрисе как «славного охотника и плохого поэта».

Живя за границей, с 1874 г. Тургенев участвовал в так называемых холостяцких «обедах пяти» — ежемесячных встречах с Флобером, Эдмоном Гонкуром, Доде и Золя в парижских ресторанах или на квартирах писателей.

Тургенев стал одним из наиболее высокооплачиваемых писателей страны, что вызывало неприятие и зависть у многих — в частности у Ф. М. Достоевского. Последний считал несправедливым столь высокие гонорары при и без того великолепном состоянии Тургенева, которое досталось ему после смерти матери.

Заветы

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

«Наша жизнь не от нас зависит; но у нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвёшься: чувство долга».

«О чём бы ни молился человек - он молится о чуде. Всякая молитва сводится на следующую: „Великий боже, сделай, чтобы дважды два - не было четыре!“»

«Если ждать минуты, когда все, решительно все будет готово, - никогда не придется начинать».


Документально-публицистический фильм «Тургенев и Виардо. Больше, чем любовь»

Соболезнования

«И всё-таки больно… Слишком многим обязано русское общество этому человеку, чтобы с простою объективностью отнестись к его смерти».
Николай Михайловский, критик, литературовед и теоретик народничества

«Тургенев был и по своему духу коренной русский человек. Разве с безукоризненным совершенством, доступным кроме него, может быть, одному только Пушкину, он не владел гением русского языка?»
Дмитрий Мережковский, писатель и критик

«Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изяществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу».
Джон Голсуорси, английский прозаик и драматург

Классик русской литературы, гений и тихий революционер - Иван Сергеевич Тургенев - значительно повлиял на развитие культуры и мысли в нашей стране. Его книги вдохновляли и учили не одно поколение молодежи нашей страны. Хотя немногие сегодня знают, что повлияло на становление мировоззрения писателя, как он жил, творил, а также где родился Тургенев.

Ранее детство

Исследование творчества любого писателя принято начинать с изучения его детства, первых впечатлений, а также окружения, которое тем или иным образом влияло на него. Несведущие люди, особенно школьники, путают, где родился Тургенев, в каком городе, называя его родиной усадьбу матери. На самом деле русский классик хоть и провел там большую часть своего детства, появился на свет все же в г. Орле.

Исследователи творчества прославленного писателя XIX века отмечают, что все детские впечатления русского классика впоследствии отразились в его произведениях. То время и место, где родился Тургенев, стали определяющими факторами его отношения к существующей власти.

Отражение детских воспоминаний в литературе

Иван Сергеевич происходил из древнего дворянского рода, его отец - утонченный, благородный, любимец женщин и общества - резко контрастировал с властной и деспотичной матерью Варварой Петровной, урожденной Лутовиновой. Позже все воспоминания о том, где родился Иван Сергеевич Тургенев, рос и воспитывался, войдут в некоторые сюжеты его произведений. А образы матери и бабушки станут прототипами властных и бессердечных помещиц из цикла «Записки охотника».

Местность, где родился Тургенев, была богата истинно русскими традициями и древними обычаями. Иван Сергеевич с удовольствием слушал рассказы крепостных своей матери, проникался их мечтами и страданиями. Именно здесь, в родовой усадьбе, писатель понял, что такое рабство, и люто возненавидел это явление. Детские впечатления сформировали непреклонную позицию писателя, всю жизнь он выступал за свободу каждого человека, вне зависимости от его происхождения.

Самый яркий образ тургеневского творчества - это увядающая старая усадьба, которая олицетворяла упадок дворянства, измельчание душ и поступков интеллигенции. Все эти мысли были навеяны именно обстановкой родового гнезда.

Усадьба Спасское-Лутовиново

Когда возникает вопрос о том, где родился Тургенев, все сразу вспоминают картинку из школьного учебника. проникающие сквозь листву лучи заходящего солнца и старый дом с белыми колоннами. Не все вспомнят, как называется усадьба, где родился Тургенев, а между тем здешняя обстановка очень сильно повлияла на творчество писателя, можно сказать, что здесь рождалась русская литературная классика.

Здесь, в вынужденном изгнании, были написаны повести «Постоялый двор» и неопубликованный труд «Два поколения», очерк «О соловьях», а также знаменитый роман о неудавшемся революционере «Рудин». Здесь царили тишина и природное благолепие, все это располагало к творчеству и самокритике. Неудивительно, что классик всегда возвращался именно сюда после долгих путешествий по странам Европы.

Тургенев не только на словах был противником рабства, после того как он дал свободу своим крепостным (многие из которых остались на службе уже в качестве свободных людей), писатель организовал в поместье школу для ребятишек и некое подобие дома для престарелых. До конца жизни Иван Сергеевич придерживался европейских традиций уважения свобод каждого человека.

Ссылка

После смерти матери писатель уступил большую часть своего наследства брату Николаю, но оставил себе единственное место, где был счастлив, - родовую усадьбу Спасское-Лутовиново. Именно сюда его сослал Николай I в надежде образумить строптивого литератора. Но наказание не удалось, Иван Сергеевич отпустил всех своих крепостных и продолжил писать неугодные двору книги.

Туда, где родился и где был заточен по указу императора, часто приезжали другие гении русской литературы. Для поддержки товарища в Спасское-Лутовиново в разное время наведывались Николай Некрасов, Афанасий Фет и Лев Толстой. После каждой поездки за границу Тургенев возвращается именно сюда, в родовое поместье. Здесь он пишет «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» и «Накануне», и ни одно серьезное филологическое исследование этих произведений невозможно без соотнесения событий романов с историей усадьбы Спасское-Лутовиново.

Музей Тургенева

Сегодня в России множество заброшенных и разрушенных дворянских поместий. Многие из них были уничтожены еще в период Гражданской войны, некоторые национализированы или снесены, а какие-то просто разрушились от времени и отсутствия ремонта.

История усадьбы, где родился Иван Тургенев, также довольно трагична. Дом несколько раз горел, имущество было конфисковано, а знаменитые аллеи заросли дремучей травой. Но благодаря ценителям русской классической литературы еще в советское время поместье было отреставрировано по оставшимся рисункам и чертежам. Постепенно привели в порядок и приусадебный участок, и сегодня здесь открыт музей имени Ивана Сергеевича Тургенева, мирового классика и знаменитого гения русской литературы.

1. Семья писателя.
2. Начало творческого пути.
3. Творческий рост Тургенева.
4. Стихотворения в прозе.

И. С. Тургенев родился в Орле 28 октября 1818 года. Сергей Николаевич, его отец, участник Отечественной войны 1812 года, отставной полковник-кирасир из старинного дворянского рода, женился на В. П. Лутовиновой по расчету. Жена его была некрасива, немолода, но очень богата — владела имением Спасское и пятью тысячами душ. В этом браке, который не назовешь счастливым, и родился будущий писатель. Позже выяснилось, что Варвара Петровна — жестокий деспот, как и ее родные. Она истязала не только слуг, но даже любимого сына Ивана за сущие пустяки драли почти каждый день. Самые отвратительные черты — властность, жестокость, корыстолюбие — видел Иван в матери. Озлобленная судьбой, после смерти отца Варвара страдала от выходок матери и отчима, и полуодетая сбежала к дяде, от которого и досталось ей наследство. Представителей рода Луговиновых Тургенев изобразил в своих книгах. Отца он тоже оценивал невысоко, как по уму, так и по нравственным качествам.

Невозможно поверить в то, что великий русский писатель воспитывался в семье, где насаждалось презрение абсолютно ко всему русскому. По велению матери говорили все по-французски. Откуда же в Иване Сергеевиче взялась любовь к русскому? Ответ прост — благодаря крепостному камердинеру Лунину, которого Тургенев описал в рассказе «Пунин и Бабурин». До девяти лет Тургенев жил в Спаском-Лутовинове, наслаждаясь русской природой и приобретая стойкую ненависть к крепостничеству. Он дал «аннибалову клятву»: не примиряться с крепостным правом. В 1827 году Тургеневы переехали в Москву, чтобы дать детям образование. Иван обучался в частных пансионах и на дому, в 1833 поступил на словесное отделение Московского университета, в следующем году перешел на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (его старший брат поступил в гвардейскую артиллерию, и семья переехала), окончив его в 1936 году.

С. Н. Тургенев умер в 1834 году, вскоре Иван лишился и брата Сергея — он скончался от эпилепсии. В Берлине, где он слушал лекции по классической филологии и философии, Тургенев познакомился с Н. Станкевичем и М. Бакуниным. За два года будущий знаменитый писатель побывал в Германии, Италии, Голландии и Франции. В 1841 году вернулся в Москву и стал завсегдатаем литературных кружков. Его желание стать профессором философии не сбылось — кафедры философии были упразднены правительством. Тургенев стал чиновником «особенной канцелярии» министра внутренних дел. В то же время он познакомился с В. Г. Белинским, а в одну из поездок в Петербург — с Герценом. Под влиянием критика формировались взгляды Тургенева. Его творческий путь начинается с поэзии. Он публикует стихотворения, поэмы, драмы, повести. Поэтические произведения Тургенева проникнуты романтическими настроениями, трагичными размышлениями об одиночестве человека, невозможности встретить родственную душу, о желании любить. Позже в стихах наблюдается стремление не к выражению романтической идеи, а к изображению красоты русской природы. С 1847 года Тургенев перестает писать стихи, впоследствии даже выказывая к ним незаслуженное пренебрежение.

В 1843 году Тургенев знакомится с П. Виардо, влюбляется в певицу и уезжает к ней спустя четыре года за границу. Мать его называет Виардо «проклятой цыганкой» и лишает сына на три года денег. В России же его имя становится известным благодаря очерку «Хорь и Капиныч», напечатанному в «Современнике». Пять лет подряд журнал публиковал очерки из народной жизни, в 1852 году вышедшие под одним названием «Записки охотника». В 1850-е годах эта книга о жизни народа была известна всему миру. В 1843 году вышла поэма «Параша», которую высоко оценил Белинский, а позже поэмы «Разговор» (1845), «Андрей» (1846) и «Помещик» (1846). В творчестве Тургенева можно обозначить двух героев — романтика и скептика. В прозе — «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1846), «Бретер» (1847) — Тургенев размышляет о проблеме взаимоотношений личности и общества.

Вернувшись в Россию, в 1850 году Тургенев печатается в журнале в качестве автора и критика. К тому времени умерла Варвара Петровна, два ее сына поделили наследство, и Иван Сергеевич сделал со своей стороны все возможное для облегчения доли своих крестьян.

Некролог Н. В. Гоголю в 1852 году послужил причиной ареста и ссылки в имение под надзором полиции. Свобода перемещения была ограничена Орловской губернией. В это время были написаны повести «Муму» и «Постоялый двор», пьесы на крестьянскую тему — «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка». Только через год писателю разрешили въезд в Петербург, а за границу — в 1856 году. Об освобождении Тургенева хлопотал А. К. Толстой. После снятия опалы Тургенев долга жил за границей, гостя у Виардо.

Обратившись к жанру повести, писатель создал несколько произведений о жизни русской интеллигенции — «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков», «Переписка». В 1855 году Тургенев написал роман о передовом герое современности «Рудин». Так же, как и в рассказах «Гамлет Щигровского уезда» (1849), «Дневник лишнего человека» (1850), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка» (1856) здесь раскрыта тема «лишнего человека».

В романе «Дворянское гнездо» (1859) писатель поднимает вопрос об исторических судьбах России. Герой романа, Лаврецкий, стремится облегчить жизнь крестьян, но за личными делами забывает о своем долге.

Романный период творчества писателя продолжили «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». В них перед читателем предстает целая галерея «новых людей» современной Тургеневу России. «Отцы и дети» — это роман не только о конфликте поколений, но и о борьбе идей идеализма и материализма, изменении социальных отношений. В этих произведениях Тургенев выразил надежды своего поколения на лучшее будущее.

Просветительские взгляды Тургенева выражены в его произведениях «Призраки» (1864), «Довольно» (1865). Герой уже не центр произведений Тургенева, на первое место выходит проблема послереформенной России. Об этом роман «Дым» (1867), в котором ирония автора носит антиславянофильский характер. Роман о народническом движении «Новь» был написан в 1877 году. В нем описываются идейные споры либералов, консерваторов и народников. Сам писатель — на стороне выразителей народнических взглядов.

На склоне лет И. С. Тургенев создает «Стихотворения в прозе» — философские миниатюры по своей ритмике и лиризму настолько поэтичные, что эта ритмическая проза воспринимается как поэзия. Они были написаны в 1878—1882 годах, состоят из разделов «Старческие» и «Новые стихотворения в прозе». Первый раздел из пятидесяти одного стихотворения был напечатан при жизни писателя, в журнале «Вестник Европы» в 1882 году. «Новые стихотворения в прозе» были напечатаны только после смерти автора. Среди них есть элегия, послание, диалог, монолог, легенда, некролог. Это философские раздумья автора о жизни и смерти, любви, дружбе, правде и лжи, добре и зле, человеческих пороках. Автор от первого лица рассказывает нам свои сокровенные мысли. Простота и глубина этих произведений делает их близкими и понятными читателю, заставляет задуматься. Эти интимные переживания были новым жанром в мировой литературе. Тургенев подводил итог своей жизни. К концу жизни Тургенев настолько был известен в Европе, что критики называли его в ряду первых писателей века — И. Тэна, Ж. Э. Ренана, Г. ьрандеса. Он приезжал в Россию в 1878—1881 годах, а в 1882 его подагра заканчивается раком спинного мозга. Полтора года болезни не сломили мужества писателя. Умер Тургенев в Буживале под Парижем, 22 августа 1883 года. По желанию писателя, он был похоронен в Петербурге на Волховом кладбище.

22.08.1883 (4.09). – Умер близ Парижа писатель Иван Сергеевич Тургенев (род. 28.10.1818)

И.С. Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев (28.10.1818–22.8.1883), русский писатель, автор "Записок охотника", "Отцов и детей". Родился в Орле в дворянской семье. Отец, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать – из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасском-Лутовинове. Мать Тургенева Варвара Петровна правила "подданными" на манер самодержавной государыни – с "полицией" и "министрами", заседавшими в особых "учреждениях" и каждое утро церемонно являвшимися к ней на доклад (об этом – в рассказе "Собственная господская контора"). Любимое ее изречение было «хочу казню, хочу милую». С добродушным от природы и мечтательным сыном она обходилась сурово, желая воспитать в нем «настоящего Лутовинова», но напрасно. Она лишь ранила сердце мальчика, чиня обиды тем из своих "подданных", к кому он успел привязаться (позднее она станет прототипом капризных барынь в повести "Муму" и др.).

Вместе с тем Варвара Петровна была женщиной образованной и не чуждой литературным интересам. На наставников для сыновей (Иван был вторым из троих) она не скупилась. С малых лет Тургенева вывозили за границу, после переезда семейства в Москву в 1827 г. обучали лучшие педагоги, он с детства говорил на французском, немецком, английском языках. Осенью 1833 г., не достигнув пятнадцатилетнего возраста, поступил в , а в следующем году перевелся в Петербургский университет, который окончил в 1836 г. по словесному отделению философского факультета.

В мае 1837 г. едет в Берлин слушать лекции по классической философии (как же нам без передовой Европы...). Причиной отъезда была ненависть к , омрачившему его детские годы: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что возненавидел... Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтоб из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право». В Германии подружился с ярым революционером-бесом М. Бакуниным (который отчасти послужил прототипом Рудина в одноименном романе), встречи с ним, возможно, имели гораздо большее значение, чем лекции берлинских профессоров. Сочетал занятия с продолжительными путешествиями: объездил Германию, побывал в Голландии и Франции, несколько месяцев жил в Италии. Но, похоже, мало что серьезного вынес из своего четырехлетнего заграничного опыта. Запад не возбудил в нем стремления познать Россию путем сравнения.

Вернувшись в 1841 г. в Россию, поселился в Москве, где намеревался преподавать философию (разумеется, немецкую) и готовился к магистерским экзаменам, посещал литературные кружки и салоны: познакомился с , . В одну из поездок в Петербург – с . Круг общения, как видим, охватывает и славянофилов и западников, но Тургенев скорее принадлежал к последним не по идейным убеждениям, а по душевному складу.

В 1842 г. он успешно сдает магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в Московском университете, но, поскольку кафедра философии как явный рассадник западничества была упразднена , стать профессором не удалось.

В 1843 г. поступил на службу чиновником "особенной канцелярии" министра внутренних дел, где служил в течение двух лет. В этом же году состоялось знакомство с Белинским и его окружением. Общественные и литературные взгляды Тургенева определялись в этот период в основном влиянием Белинского. Тургенев публикует свои стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести. Критик социал-демократ направлял его работу своими оценками и дружескими советами.

В 1847 г. Тургенев вновь надолго уезжает за границу: любовь к французской певице Полине Виардо (замужней), с которой он познакомился в 1843 г. во время ее гастролей в Петербурге, увела его из России. Три года прожил он сначала в Германии, затем в Париже и в поместье семьи Виардо.

Писательская слава к нему пришла еще до отъезда: опубликованный в "Современнике" очерк "Хорь и Калиныч" имел успех. Следующие очерки из народной жизни публикуются в том же журнале на протяжении пяти лет. В 1852 г. выходят отдельной книгой под знаменитым ныне названием "Записки охотника". Возможно, некоторая ностальгия по детским годам в русской деревне придала его рассказам художественную проникновенность. Этим он и занял место в русской литературе.

В 1850 г. возвращается в Россию, в качестве автора и критика сотрудничает в "Современнике", ставшем центром русской литературной жизни. Под впечатлением смерти Гоголя в 1852 г. публикует дерзкий некролог, запрещенный цензурой. За это подвергается на месяц аресту, а затем высылается в свое имение под присмотр полиции без права выезда за пределы Орловской губернии. В 1853 г. было разрешено приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено только в 1856 г. (Вот она, вся жестокость "невыносимой николаевской деспотии"...)

Наряду с "охотничьими" рассказами Тургенев пишет несколько пьес: "Нахлебник" (1848), "Холостяк" (1849), "Месяц в деревне" (1850), "Провинциалка" (1850). Во время ссылки пишет повести "Муму" (1852) и "Постоялый двор" (1852) на крестьянскую тему. Однако его все больше занимает жизнь русской "интеллигенции", которой посвящены повести "Дневник лишнего человека" (1850); "Яков Пасынков" (1855); "Переписка" (1856). Работа над повестями естественно привела к жанру романа. Летом 1855 г. в Спасском был написан "Рудин"; в 1859 г. – "Дворянское гнездо"; в 1860 г. – "Накануне".

Таким образом, Тургенев был не только писателем, но и общественным деятелем, которого друзья-революционеры включали в свою обойму борцов с самодержавием. При этом Тургенев критиковал своих друзей Герцена, Добролюбова, Чернышевского, Бакунина ‒ за нигилизм. Так, в статье "Гамлет и Дон Кихот" писал: «В отрицании, как в огне, есть истребляющая сила – и как удержать эту силу в границах, как указать ей, где ей именно остановиться, когда то, что она должна истребить, и то, что ей следует пощадить, часто слито и связано неразрывно» .

Конфликт Тургенева с революционными демократами повлиял на замысел самого известного его романа – "Отцы и дети" (1861). Спор здесь идет именно между либералами, каким был Тургенев и его ближайшие друзья, и революционными демократами вроде Добролюбова (который отчасти послужил прототипом Базарова). На первый взгляд Базаров оказывается сильнее в спорах с "отцами" и выходит из них победителем. Однако несостоятельность его нигилизма доказывается не отцом, а всем художественным строем романа. Славянофил Н.Н. Страхов так определил «таинственное нравоучение» Тургенева: «Базаров отворачивается от природы; …Тургенев рисует природу во всей красоте. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; … автор изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми; …автор развертывает перед нами картину родительской любви…». Отвергаемая Базаровым любовь приковала его к холодной "аристократке" Одинцовой и надломила его душевные силы. Гибнет он по нелепой случайности: пореза пальца оказалось достаточно, чтобы убить "гиганта свободной мысли".

Ситуация в России в то время быстро изменялась: правительство объявило о намерении , началась подготовка реформы, порождая многочисленные планы предстоящего переустройства. Тургенев принимает активное участие в этом процессе, становится негласным сотрудником Герцена, посылая обличительный материал в его эмигрантский журнал "Колокол". Тем не менее от революции он был далек.

В борьбе против крепостного права литераторы разных направлений лишь поначалу выступали единым фронтом, но затем появились естественные и острые разногласия. Произошел разрыв Тургенева с журналом "Современник", причиной которого стала статья Добролюбова "Когда же придет настоящий день?", посвященная роману Тургенева "Накануне", в которой критик предсказывал скорое появление русского Инсарова, приближение дня революции. Тургенев не принял подобной трактовки романа и просил не печатать эту статью. Некрасов стал на сторону Добролюбова и Чернышевского, и Тургенев ушел из "Современника". К 1862–1863 гг. относится его полемика с Герценом по вопросу о дальнейших путях развития России, приведшая к расхождению между ними. Возлагая надежды на реформы "сверху", Тургенев считал необоснованной тогдашнюю веру Герцена в революционные и социалистические устремления крестьянства.

С 1863 г. писатель вновь за границей: он поселился вместе с семьей Виардо в Баден-Бадене. Тогда же стал сотрудничать с либерально-буржуазным "Вестником Европы", в котором были опубликованы все его последующие крупные произведения, в том числе и последний роман "Новь" (1876), в котором подвергаются сомнению как революционный, так и либерально-космополитический путь развития России – писатель не желает более участвовать даже во втором, предпочитая жить частной жизнью за границей. Следуя за семьей Виардо, переехал в Париж. Писатель забирает во Францию и свою дочь, прижитую в молодости от связи с крепостной крестьянкой. Двусмысленность положения русского дворянина, известного писателя, "на побегушках" у замужней французской певички забавляла французскую публику. В дни (весна 1871 г.) Тургенев уехал в Лондон, после ее краха вернулся во Францию, где оставался до конца своей жизни, проводя зимы в Париже, а летние месяцы за городом, в Буживале, и совершая каждую весну непродолжительные поездки в Россию.

Странным образом, столь частое и в конце продолжительное пребывание на Западе (включая пережитый опыт революционной Коммуны), в отличие от большинства русских писателей (Гоголя, даже революционеров Герцена и ) не побудило столь талантливого русского писателя духовно ощутить смысл православной России. Возможно потому, что в эти годы Тургенев получил европейское признание. Лесть же редко бывает полезна.

Революционное движение 1870-х гг. в России, связанное с деятельностью народников, Тургенев вновь встретил с интересом, сблизился с руководителями движения, оказывал материальную помощь в издании сборника "Вперед". Вновь пробуждается его давний интерес к народной теме, он возвращается к "Запискам охотника", дополняя их новыми очерками, пишет повести "Лунин и Бабурин" (1874), "Часы" (1875) и др.

Начинается "прогрессивное" оживление и среди студенческой молодежи, формируется разночинная "интеллигенция" (в переводе на русский: умники). Популярность Тургенева, в свое время поколебленная его разрывом с "Современником", теперь в этих кругах снова восстанавливается и быстро растет. В феврале 1879 г., когда он после шестнадцатилетней эмиграции приехал в Россию, эти "прогрессивные" круги его чествовали на литературных вечерах и торжественных обедах, усиленно приглашая остаться на родине. Тургенев даже склонен был остаться, однако это намерение не было осуществлено: Париж стал привычнее. Весной 1882 г. обнаружились первые признаки тяжелой болезни, лишившей писателя возможности передвижения (рак позвоночника).

22 августа 1883 г. Тургенев умер в Буживале. Согласно завещанию писателя, тело его было перевезено в Россию и похоронено в Петербурге.

Похороны писателя показали, что социалисты-революционеры считали его своим. В их журнале "Вестник Народной Воли" был опубликован некролог с такой оценкой: «Покойный никогда не был ни социалистом, ни революционером, но русские социалисты-революционеры не забудут, что горячая любовь к свободе, ненависть к произволу самодержавия и мертвящему элементу официального православия, гуманность и глубокое понимание красоты развитой человеческой личности постоянно одушевляли этот талант и еще более усиливали его значение, как величайшего художника и честного гражданина. Во время всеобщего рабства Иван Сергеевич сумел заметить и раскрыть тип протестующего разночинства, развивал и вырабатывал русскую личность и занял почетное место среди духовных отцов освободительного движения».

Это было, конечно, преувеличением, тем не менее свою лепту в т.н. "освободительное движение" Иван Сергеевич, к сожалению, внес, заняв поэтому соответствующее место и в советской школьной системе образования. Она, разумеется, утрировала оппозиционную сторону его общественной деятельности без должного ее духовного анализа и в ущерб его несомненным художественным достоинствам... Правда к ним трудно отнести все образы пресловутых "тургеневских женщин", одни их которых проявили великое значение русской женщины в ее любви к семье и к родине, а другие в своей самоотверженности были далеки от православного мiропонимания.

Между тем, именно духовный анализ творчества Тургенева позволяет уяснить и его личную жизненную драму, и его место в русской литературе. Об этом хорошо написал М.М. Дунаев в связи с опубликованными письмами Ивана Сергеевича со словами: «я хочу истины, а не спасения, я жду его от собственного ума, а не от Благодати» (1847); «я не христианин в Вашем смысле, да, пожалуй, и ни в каком» (1864).

«Тургенев... обозначил недвусмысленно состояние своей души, преодолеть которое он будет стремиться всю свою жизнь и борьба с которым станет подлинным, хоть и потаенным сюжетом его литературного творчества. В этой борьбе он обретет постижение глубочайших истин, но переживет и тяжкие поражения, узнает взлеты и падения – и подарит каждому неленивому душою читателю драгоценный опыт стремления от безверия к вере (независимо от того, к какому итогу подвел писателя его собственный жизненный путь)» (Дунаев М.М. "Православие и русская литература". Т. III).

Использованы также материалы:
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Иван и Полина Тургенев и Виардо

На описанном выше фоне умозрения и биографии писателя можно точнее оценивать его знаменитое высказывание о русском языке:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,– ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

О Иване Сергеевиче Тургеневе чаще говорят как о гениальном художнике, стилисте, нежели как о властителе умов. Властителями принято считать Толстого, Достоевского.


Однако еще до появления пророческих романов этих двух гигантов русской литературы Тургенев написал, возможно, самый провидческий роман XIX века - «Отцы и дети». В нем прошлое спорило с будущим устами дворянина Павла Петровича Кирсанова и разночинца Евгения Базарова, полагающего, что нет ни одного «постановления в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания». Кирсанов никак не мог понять этого «будущего», которое отрицает все прошлое: «Как? Вы не шутя думаете сладить, сладить с целым народом?» - «От копеечной свечки, вы знаете, Москва сгорела», - ответил Базаров».

«Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты», - с сарказмом говорил о Базарове Павел Петрович. Когда не только Москва, а вся тысячелетняя Россия «сгорела» в революционном огне, на ее пепелище Василий Розанов написал «Апокалипсис нашего времени» (1917-1918): «Нигилизм... Это и есть нигилизм, - имя, которым давно окрестил себя русский человек, или, вернее, - имя, в которое он раскрестился... Как 1000 лет существовать, прожить княжества, прожить царство, империю, со всеми придти в связь, надеть плюмажи, шляпу, сделать богомольный вид: выругаться, собственно - выругать самого себя «нигилистом» (потому что по нормальному это ведь есть ругательство) и умереть». Не случайно вспомнилась русскому философу та «копеечная свечка».

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орле в родовитой дворянской семье, детство провел в имении Спасском-Лутовинове близ города Мценска Орловской губернии. Мать его Варвара Петровна, получив от дяди большое наследство, считалась самой богатой помещицей в губернии. Натура незаурядная и решительная, она к тому же отличалась крайней деспотичностью, что распространялось не только на крепостных, живших в постоянном страхе, но и на близких. Отец писателя Сергей Николаевич, гусарский офицер, судя по портрету - красавец, женился на Варваре Петровне по расчету и семейными делами почти не занимался, а с 1830-х годов, после разлада с женой, жил отдельно. В 1834 году он ушел из жизни.

На первых порах их семейной жизни в Спасском-Лутовинове, кроме охоты, устраивались балы, маскарады, спектакли: «Свой оркестр, свои певчие, свой театр с крепостными актерами - все было в вековом Спасском для того, чтобы каждый добивался чести быть там гостем», - свидетельствует в своих воспоминаниях приемная дочь Варвары Петровны - Варвара Николаевна Житова, в девичестве Богданович-Лутовинова. Исследователи предполагают, что она - внебрачная дочь Варвары Петровны и Андрея Евстафьевича Берса, отца Софьи Андреевны Толстой. По крайней мере вексель на долю наследства Богданович-Лутовиновой был выписан умирающей Варварой Петровной на имя А.Е. Берса - до совершеннолетия наследницы.

Сергей Николаевич, большой театрал, был поклонником рационалистического театра Вольтера. Уже после смерти мужа, в 1838 году, собираясь в Москву, Варвара Петровна признавалась в письме к сыну, что едет к «театру хотя дурного посмотреть, но Вольтера на сцене видеть, он мне напоминает отца». Благодаря Сергею Николаевичу старинную спасскую библиотеку пополнили трагедии Софокла, Эсхила, а также трагедии Озерова, комедии Грибоедова, Шаховского, Хмельницкого, многочисленные тома «Основного репертуара французского театра 1822-1823 годов» на французском языке. Домашняя библиотека оказала огромное влияние на развитие Тургенева.

О Иване Сергеевиче Тургеневе - писателе и общественном деятеле - существует огромная литература, детские же и юношеские годы проходят «в несколько строк», хотя именно в Спасском-Лутовинове формировались и противоречия его натуры, и своеобразие его художественного мира.

Варвара Николаевна Житова вспоминает Тургенева дома чаще всего в состоянии подавленного протеста, подчиняющимся своеволию матери. Тем не менее в свое время получило широкую огласку так называемое «Дело о буйстве И.С. Тургенева», которое хранилось в архиве орловского губернатора. Шестнадцатилетний Тургенев, вступаясь за крепостную девушку Лушку, которую хотели продать, встретил исправника и понятых с ружьем в руках, не в шутку пригрозив: «Стрелять буду!» Те вынуждены были отступить. Так возникло «дело о буйстве», затянувшееся на годы. Бумаги «о розыске» Тургенева, часто уезжавшего из России, пересылались с места на место - вплоть до манифеста 1861 года об освобождении крестьян. В «Тургеневском сборнике» № 11 за 1966 год А.П. Шнейдер рассказывает о другом случае, когда Тургенев тайно от матери выкупил одного крепостного и отправил за границу.

В то же время ходили оскорбительные для Тургенева слухи, осевшие в некоторых воспоминаниях (в частности, Авдотьи Панаевой-Головачевой), о его малодушии. В 1838 году пароход «Николай I», на котором Тургенев отправлялся учиться за границу, загорелся. По свидетельству некоего пассажира, Тургенев пытался попасть в шлюпку с женщинами и детьми, восклицая: «Умереть таким молодым!» Эти слухи опровергает в своих воспоминаниях Е.В. Сухово-Кобылина, да и сам Тургенев, продиктовавший перед смертью Полине Виардо очерк «Пожар на море» (1883).

Можно было бы и не поминать этого, если бы не реакция матери Тургенева, характеризующая ее как человека с высокими представлениями о чести. Вскоре после этого случая она писала сыну: «Слухи всюду доходят, и мне уже многие говорили, к большому моему неудовольствию.. Ce gros monsieur Tourgueneff qui se lamentoit tant, qui disoit mourir si jeune (Толстый господин Тургенев так причитал, все говорил: Умереть таким молодым. - фр.)... Там дамы были, матери семейств. Почему же о тебе рассказывают? Что ты gros monsieur (толстый господин) - не твоя вина, но! что ты струсил... Это оставило на тебе пятно ежели не бесчестное, то ридикюльное. Согласись...»

Варвара Петровна и сама тяготела к перу. Ее дневниками и записками, по свидетельству домашних, были забиты целые сундуки. Незадолго до смерти она велела их сжечь, однако сохранились карандашные записи, которые она вела во время предсмертной болезни. Тургенев прочел их после ее кончины в 1850 году, и это стало для него откровением - бездна материнского одиночества, страданий из-за собственного самодурства, которое она не умела укротить. «С прошлого вторника, - писал он Полине Виардо 8 декабря 1850 года, - у меня было много разных впечатлений. Самое сильное из них было вызвано чтением дневника моей матери... Какая женщина, мой друг, какая женщина! Всю ночь я не мог сомкнуть глаз. Да простит ей Бог все... Право, я совершенно потрясен». Выла в дневнике и такая запись: «Матушка, дети мои! Простите меня! И ты, о Боже, прости меня, ибо гордыня, этот смертный грех, была всегда моим грехом».

Она уходила из жизни в одиночестве, рассорившись с сыновьями из-за наследства. Не соглашаясь выделить им причитающуюся долю, она таким образом пыталась сохранить над сыновьями свою власть. Доходило до того, что Тургенев, уже будучи довольно известным писателем, «стрелял» у своих лакеев по 30-40 копеек на извозчика. В такой атмосфере формировалась личность Ивана Тургенева, о котором его друг Дмитрий Григорович писал: «Недостаток воли в характере Тургенева и его мягкость вошли почти в поговорку между литераторами; несравненно меньше упоминалось о доброте его сердца; она между тем отмечает, можно сказать, каждый шаг его жизни. Я не помню, чтобы встречал когда-нибудь человека с большею терпимостью, более склонного скоро забывать направленный против него неделикатный поступок».

Этой же «мягкостью характера», как и «недостатком воли» отмечены многие мужские герои Тургенева, что позволило Чернышевскому обобщить эти черты в язвительной, но не лишенной остроумия статье, по прочтении повести «Ася», - «Русский человек на rendez-vous» (на свидании): «Вот человек, сердце которого открыто всем высоким чувствам, честность которого непоколебима; мысль которого приняла в себя все, за что наш век называется веком благородных стремлений. И что же делает этот человек? Он делает сцену, какой устыдился бы последний взяточник. Он чувствует самую сильную и чистую симпатию к девушке, которая любит его; он часа не может прожить, не видя этой девушки... Мы видим Ромео, мы видим Джульетту, счастью которых ничто не мешает... С трепетом любви ожидает Джульетта своего Ромео; она должна узнать от него, что он любит ее... и что же он говорит ей? «Вы передо мною виноваты, - говорит он ей, - вы меня запутали в неприятности, я вами недоволен, вы компрометируете меня, и я должен прекратить мои отношения к вам...»... Но точно ли ошибся автор в своем герое? Если ошибся, то не в первый раз делает он эту ошибку. Сколько ни было у него рассказов, приводивших к подобному положению, каждый раз его герои выходили из этих положений не иначе, как совершенно оконфузившись перед нами...»

О доброте и бескорыстии Тургенева Дмитрий Григорович писал, что их можно причислить к отличительным чертам его характера: «Если бы возможно было составить список деньгам, которые Тургенев роздал при своей жизни всем тем, кто к нему обращался, сложилась бы сумма больше той, какую он сам прожил». Мягкие, почти семейные отношения Тургенева со своими лакеями-крепостными рождали анекдоты. Захар, неизменный камердинер писателя, был известен всему литературному Петербургу. По примеру хозяина, он и сам «в часы досуга» пописывал повести (но по скромности своей никому не читал), давал он своему барину и литературные советы, которыми тот, надо сказать, не всегда пренебрегал. Но вернемся к началу его литературной деятельности.

Иван Сергеевич Тургенев получил блестящее образование: среди его домашних учителей - известные московские педагоги, затем - частные пансионы, позже -Московский, Петербургский (словесность) и Берлинский (история, философия) университеты. В Германии он сблизился с литераторами Николаем Станкевичем и Михаилом Бакуниным (идеолог анархизма). Вернувшись в 1841 году в Россию, Тургенев поселяется в Москве, ведет светскую жизнь, посещает известный салон А.П. Елагиной, где знакомится с писателями-славянофилами С.Т. Аксаковым, А.С. Хомяковым. Там же он встречал Гоголя.

Написав в отрочестве несколько стихотворений и драматическую поэму, Тургенев тем не менее не помышлял стать писателем. Он мечтал сделаться ученым или профессором университета, однако, войдя в светский круг с литературными интересами, и сам сочинил поэму «Параша» (1843), одобренную «самим» Белинским.

Варвара Петровна отнеслась к первой публикации сына своеобразно: «...какая тебе охота быть писателем? Дворянское ли это дело?...что такое писатель? По-моему, ecrivain ou grattepapier c`est tout un (писатель и писец одно и то же - фр.). И тот и другой за деньги бумагу марают». Когда же на его «Парашу» в печати появилась критическая статья, дело дошло до доктора и до капель: «Тебя, дворянина Тургенева, - кричала она, - какой-нибудь попович судит!» - «Да помилуй, maman, критикуют, значит, заметили, и я этим счастлив. Я не нуль, когда обо мне заговорили». - «Как заговорили! Как заговорили-то? Осудили! Тебя будут дураком звать, а ты будешь кланяться, да? К чему ваше воспитание, к чему все гувернеры, профессора, которыми я вас окружала?..»

Тургенев начинал как поэт. До сих пор популярен романс на его слова «Утро туманное, утро седое...». Первое прозаическое произведение «Андрей Колосов» было опубликовано в журнале «Отечественные записки» (1844). С 1846 по 1850 год Тургенев отдал дань и драматургическим опытам: «Безденежье», «Завтрак у предводителя», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Нахлебник». Некоторые из этих пьес до сих пор не сошли со сцены.

Как писатель реалистического направления, Тургенев начался с цикла рассказов и очерков, которые позже составили книгу «Записки охотника», принесшую ему большую известность и в России, и за рубежом. Сам же этот цикл возник благодаря случаю в 1847 году. В своих «Литературных и житейских воспоминаниях» Тургенев рассказывает об этом так: «Только вследствие просьб И.И. Панаева (соредактор Некрасова в журнале «Современник». - Л.К.), не имевшего чем наполнить отдел «Смеси» в 1-м нумере «Современника», я оставил ему очерк, озаглавленный «Хорь и Калиныч». За неимением другого Панаев этот очерк принял к публикации и на всякий случай придумал подзаголовок Из «Записок охотника», чтобы обеспечить молодому автору читательское снисхождение. Образ повествователя был придуман настолько удачно, что Тургенев продолжил цикл. За 1847-1851 годы, большую часть которых он прожил за границей, было написано 22 очерка.

Решающее влияние на взгляды молодого Ивана Тургенева оказало знакомство с Виссарионом Белинским. После лета 1847 года, проведенного вместе за границей, где Белинский лечился, Тургенев занял непримиримую позицию по отношению к прежним друзьям-славянофилам, а его эмоциональный протест против жестоких сторон крепостничества оформился в убеждения. В споре западников и славянофилов о «Письме Белинского к Гоголю» (в котором западник и атеист Белинский отрицал религиозность русского народа и видел в этом залог его революционности, на что и уповал) Тургенев заявил: «..Белинский и его письмо, это - вся моя религия...»

Отдельным изданием «Записки охотника» вышли в 1852 году. В них впервые была поднята тема, ставшая важнейшей для русской литературы XIX века, - тема крестьянской жизни и трагической судьбы подневольного крепостного человека. Эту книгу Тургенев называл исполнением своей «аннибаловской клятвы» - бороться с крепостным правом: «Я и на Запад ушел для того, - признавался он, - чтобы лучше ее исполнить... и, конечно, не написал бы «Записок охотника», если б остался в России». В этом же году Тургенев был арестован - формально за статью на смерть Гоголя, а в сущности за «Записки охотника», - посажен «на съезжую» в Петербурге, а затем сослан на полтора года в Спасское-Лутовиново.

Иван Сергеевич «на Запад ушел» не только для исполнения клятвы. Туда влекла и любовь, появившаяся в его жизни и оставшаяся в ней навсегда. В конце 1843 года он впервые услышал на сцене Итальянской оперы в Петербурге знаменитую французскую певицу Полину Виардо, исполнявшую партию Розины в «Севильском цирюльнике» Россини. А уже в 1845 году в автобиографическом «Мемориале» он записал: «Концерты Полины в Москве. Возвращение вместе. Отъезд в чужие край».

Он прожил в ее доме, с небольшими перерывами, когда уезжал в Россию, до конца жизни. Их отношения, на фоне ее сложившегося семейного быта (она была замужем), многим казались, да и теперь кажутся, загадкой. В ее доме жила и его дочь Полина. Рассказ Тургенева о ее появлении на свет передан Афанасием Фетом в воспоминаниях: «Когда-то, во время моего студенчества, приехав на ваканцию к матери, я сблизился с крепостною ее прачкою. Но лет через семь, вернувшись в Спасское, я узнал следующее: у прачки была девочка, которую вся дворня злорадно называла барышней... Все это заставило меня призадуматься касательно будущей судьбы девочки; а так как я ничего важного в жизни не предпринимаю без совета мадам Виардо, то и изложил этой женщине все дело, ничего не скрывая... мадам Виардо предложила мне поместить девочку к ней в дом, где она будет воспитываться вместе с ее детьми».

В доме певицы Тургенев познакомился со многими знаменитостями: Сен-Сансом, Сарасате, Гуно, Флобером, там же принимал и своих соотечественников. В последние годы его жизни некоторым русским посетителям стало казаться, что Виардо относится к больному Тургеневу без должного внимания и заботы. Кони, например, заметил отсутствие пуговицы на его сюртуке, и от этой пуговицы произошла целая «исторья», проникшая на страницы русской печати. Вскоре после кончины Тургенева Полину Виардо навестил художник А.П. Боголюбов, и у них состоялся разговор на эту тему: «Какое право имеют так называемые друзья Тургенева клеймить меня и его в наших отношениях? Все люди от рождения свободны, и все их действия, не приносящие вреда обществу, не подвержены ничьему суду! Чувства и действия мои и его были основаны на законах, нами принятых, непонятных для толпы... Сорок два года я прожила с избранником моего сердца, вредя разве себе, но никому другому... Ежели русские дорожат именем Тургенева, то с гордостью могу сказать, что сопоставленное с ним имя Полины Виардо никак его не умаляет...» Собственно, это и есть разгадка «тайны двоих». Комментировать здесь нечего. Однако мы забежали слишком вперед.

С 1854 по 1860 год Тургенев активно сотрудничает с некрасовским «Современником» как критик, рецензент, писатель. Здесь выходят статья «Гамлет и Дон-Кихот», рассказы и повести: «Муму», «Постоялый двор», «Дневник лишнего человека» (кстати, именно это произведение пополнило терминологию русской критики понятием «лишний человек»), «Гамлет Щигровского уезда», «Яков Пасынков». В это же время написаны повести «Фауст», «Ася».

В этот период произошла первая встреча Тургенева с Львом Толстым, талант которого он горячо приветствовал еще с первой его публикации в «Современнике» («Детство», 1852), а Толстой, еще до их личного знакомства, посвятил Тургеневу «Рубку леса». Вернувшись после обороны Севастополя, Толстой остановился у Тургенева и, как жаловался тот Фету, «пустился во все тяжкие. Кутежи, цыгане и карты во всю ночь: а затем до двух часов спит как убитый. Старался удерживать его, но теперь махнул рукою».

Отношения Толстого с Тургеневым, как и со всем кругом «Современника», сразу же вылились в напряженный диалог. Командир артиллерийской батареи, вернувшийся с передовой, воспринял окололитературные разговоры как «фразерство». Афанасий Фет передал эту атмосферу споров в своих воспоминаниях: «...с первой минуты я заметил в молодом Толстом невольную оппозицию всему общепринятому в области суждений... я только однажды видел его у Некрасова вечером в нашем холостом литературном кругу и был свидетелем того отчаяния, до которого доходил кипятящийся и задыхающийся от спора Тургенев на видимо сдержанные, но тем более язвительные возражения Толстого. «Я не могу признать, - говорил Толстой, - чтобы высказанное вами было вашими убеждениями. Я стою с кинжалом или саблею в дверях и говорю: «Пока я жив, никто сюда не войдет». Вот это убеждение. А вы друг от друга стараетесь скрывать сущность ваших мыслей и называете это убеждением».

Через несколько лет, в 1861 году, между Тургеневым и Толстым произошла ссора, едва не завершившаяся дуэлью, которая, к счастью для русской литературы, не состоялась. Повод был формальный: разные взгляды на воспитание (Тургенев похвалился, что его дочь чинит одежду бедняков, Толстой ответил, что когда разряженная девушка держит на коленях грязные лохмотья, она играет неискреннюю, театральную сцену). Причины взаимного раздражения были более глубокими, одна из вероятных - разные взгляды на роль писателя. Тургенев категорически не принимал склонности Толстого к морализированию, полагая, что это ослабляет его талант. Толстой же с самого начала претендовал на создание нравственной доктрины.

Возможно, существовали и более глубинные, личные мотивы этой вспышки темпераментов. Во время ссыльной жизни Тургенева в Спасском-Лутовинове между ним и любимой сестрой Толстого Марией Николаевной, жившей по соседству, завязалась «опасная дружба». «Маша в восхищении от Тургенева», - писал Толстому в Севастополь его брат. Иван Сергеевич в отношениях с ней выдерживал стиль поведения, типичный для его героев - как «русский человек на rendez-vos». С Марией Николаевной связано одно из самых поэтических произведений Тургенева - повесть «Фауст» (1856). В ее героине Вере Ельцовой современники без труда угадывали черты графини Толстой.

В 1860 году в «Современник» пришли новые, более молодые сотрудники - Чернышевский и Добролюбов, насаждавшие свои революционно-демократические взгляды, и в редакции журнала произошел раскол. Некрасов принял сторону новых идеологов «Современника». Тургенев, либерал, противник радикальных общественных перемен, покинул журнал, навсегда разорвав отношения с Некрасовым.

Перу Тургенева принадлежат шесть знаменитых романов: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Новь» (1877). Их называли летописью духовной жизни русской интеллигенции. Между ними написаны «Воспоминания о Белинском» (1860), повести «Степной король Лир» (1870), «Вешние воды» (1870), «Песнь торжествующей любви» (1881), «Стихотворения в прозе» (1882), «Клара Милич» (1883).

В 1870-е годы Тургенев сблизился в Париже с писателями «натуральной школы» - Флобером, Доде, Золя, Мопассаном, которые видели в нем своего учителя. Флобер, получив в подарок от Тургенева его книги, изданные на французском языке, писал в ответ: «...я не могу устоять против желания сказать вам, что я восхищен ими. Уже давно вы для меня учитель. Но чем больше я вас изучаю, тем больше меня изумляет ваш талант. Меня восхищает страстность и в то же время сдержанность вашей манеры письма, симпатия, с какой вы относитесь к маленьким людям и которая насыщает мыслью пейзаж... От ваших произведений исходит терпкий и нежный аромат, чарующая грусть, которая проникает до глубины души. Каким вы обладаете искусством!..» Всемирное признание Тургенева выразилось в том, что его вместе с Виктором Гюго избрали сопредседателем Первого международного конгресса писателей, который состоялся в 1878 году в Париже.

В конце жизни Тургенев дважды побывал на Родине - в 1879 и 1880 годах. И оба раза Россия встречала его овациями. В дни торжеств по случаю открытия памятника Пушкину в Москве речь Тургенева (наряду со знаменитой «Пушкинской речью» Достоевского) стала одним из самых ярких событий.

Незадолго до смерти Тургенев посылает прощальное письмо Льву Толстому, в котором называет его «великим писателем Русской земли» и призывает вернуться к творчеству (в это время Толстой переживал духовный кризис, известный как «опрощение Толстого», когда он отрекался от писательской деятельности).

Иван Сергеевич умирал мучительно - от болезни позвоночника. Страшные боли снимал только морфий, у него появились кошмары: ему казалось, что его отравили, а в ухаживающей за ним Полине Виардо мерещилась леди Макбет. В последние часы своей жизни он уже никого не узнавал. Когда Полина Виардо склонилась над ним, он произнес: «Вот царица из цариц!» Это были его последние слова.

Тургенев умер в Вуживале, близ Парижа, 22 августа 1883 года. Те, кто видел его во время прощания, свидетельствуют, что лицо его было упокоенным и прекрасным как никогда. Похоронен Иван Сергеевич, по его завещанию, в Петербурге на Волковом кладбище рядом с Белинским.