Одним из самых распространённых вопросов является вопрос о различиях между оперой и другими музыкально-драматическими жанрами - опереттой, водевилем, мюзиклом, так называемой рок оперой. Конечно, хотелось бы, чтобы ответ тут дал какой-нибудь авторитетный музыковед. Но пока их дождёшься этих музыковедов... Попробую рискнуть здоровьем и в несколько абзацев сформулировать эти отличия.

Опера

Самое главное отличие оперы от других вокально-драматических жанров в том, что опера требует в обязательном порядке высокого стиля пения. Обязательным является не только сильный, здоровый, богатый голос, но и развитая техника и культура певца.

Подобные высокие требования к певцам на первый взгляд создают впечатление, что создатели оперы - это такая кучка взебесившихся эстетов-аристократов с перекошенными от ненависти лицами по отношению к простой и незатейливой музыке, например, к бардовскому пению. Но, несмотря на некоторый снобизм, присущий оперному искусству, высокой стиль пения необходим в опере из драматургических соображений.

Основное драматическое содержание оперы - это человек, как личность, как индивидуальность. Чтобы действительно в музыке отразить всё, что составляет человека - трагическое и весёлое, великое и низкое - нужен соответствующий музыкальный инструмент, каковым и является развитое оперное пение.

Человекоцентричность оперы соответственно предполагает преобладание сольных певческих форм - ария, ариозо и т.д, а также различных форм певческих диалогов - дуэты, трио и т.д. Отсюда развитость в опере мелодического начала. А хоровое пение в опере не является основополагающим.

При этом обязательное требование высокого стиля пения не требует в обязательном порядке высоких драматических сюжетов. Наравне с высокими трагедиями про героев и богов среди оперных спектаклей много и развлекательных комедий о любовных приключениях каких-нибудь пастушек.

Оперетта

Оперетта (можно перевести как "гламурная опера") - это самостоятельный, а не производный от оперы жанр. В оперетте также принято следовать традициям классического академического пения, но при этом уровень требовательности к пению в оперетте ниже, чем в оперном пении.

Но снижение уровня певческих требований обусловлен не простоватостью и грубоватостью оперетты, как часто считают, а другими драматическими задачами, чем в опере. Опера - это отображение человека, а оперетта - музыкальное отображение общества, в первую очередь светского общества. Другими словами оперетта - это музыкальная зарисовка о нравах в той или иной общественной тусовке в то или иное время. И в оперетте академическое пение - это не столько выразительное средство, сколько отражение аристократичности, элегантности, жизнерадостности, высокого вкуса. То есть того, что ценится светом.

Светская жизнь - это всегда танцы, балы. И опереточная музыка всегда танцевальна, и даже в певческих номерах имеется очень большой танцевальный импульс. Поэтому символ оперетты - это в равной степени танцующая пара и поющий дуэт.

Соответственно артист оперетты - это не только певец, а, выражаясь спортивным языком, эдакий театральный многоборец, способный и арию спеть, и сплясать, и на скрыпице сыграть, и отыграть чистую драматическую сцену.

Мюзикл

Высокого ортодоксального стиля от певцов мюзикл не требует, хотя и не отрицает. Тем более в мюзиклах применяется много звуковой аппаратуры. И, например, рок-оперы это те же самые мюзиклы, только с гораздо большим использованием этой самой звуковой аппаратуры.

В драматическом отношении мюзиклы большими откровениями не являются. Драматургия в мюзиклах имеет вспомогательное значение. По сути мюзикл - это концерт хитовых музыкальных номеров, связанный не очень сложной драматургией в единое целое. То есть мюзикл - это более концертный, чем драматический жанр.

Вот если коротко о различиях в вокально-драматических жанрах. :)

Особенность мюзикла как жанра заключается в симбиозе направлений театрального искусства, включая такие популярные жанры как оперетта, водевиль и бурлеск. На протяжении длительного периода мюзикл не выделяли в качестве самостоятельного направления искусства. Впрочем, он до сих пор признаете далеко не всеми.

Мюзикл

Такие музыкальные спектакли в Москве - это музыкально-сценическая постановка, которая предполагает логическое сплетение диалогов, хореографии, музыки и песен, при этом музыкальной составляющей в мюзиклах существенно меньше, чем в опереттах. Тем не менее, мюзикл отличает необычайная зрелищность и разнообразие в формах актерского выражения. Это и стало ключевой особенностью мюзиклов. В современном понимании мюзикл - это сложная художественная интерпретация, которая давно вышла из категории развлекательных постановок.

Среди наиболее популярных американских постановок - «Иисус Христос - суперзвезда», «Нотр-Дам де Пари», в которых органично сочетаются хореографическое и вокальное мастерство с популярными мелодиями и песнями. При этом, если в опере используется оперный вокал, первенство в мюзикле всецело отдано эстрадному исполнению песен, который напрямую связан с сюжетной линией спектакля. Расписание свежих театральных премьер и мюзиклов в Москве вы можете найти на сайте Московского театра мюзикла.

Опера

Опера - это преимущественно музыкально-драматическое произведение, ключевой особенностью которого является вокальное исполнение. В операх редко встречается такое изобилие хореографии и зрелищных эффектов, которые свойственны мюзиклам. Оперы и оперетты ассоциируются у современного зрителя с балетными сценам, которые нередко прерывают сюжетную линию. Мюзиклы связывают подобные сцены с развитием сюжета и основной интриги спектакля.

Среди самых нашумевших оперных постановок - «Леди Макбет» и «Поворот винта» и лидеры по количеству постановок «Волшебная флейта», «Травиата».

Оперетта

Оперетта - это небольшое театральное произведение, в котором перемежаются диалоги, вокальные и инструментальные номера. Главная особенность оперетта - комический сюжет. Наиболее ранние постановки передавали явно выраженный сатирический характер, чуть позже отмечается лирическая направленность.

Как и в операх, особые требования предъявляются именно к вокальным данным актеров, при этом музыкальные номера и хореография уходит на задний план.


На вопрос чем отличается мюзикл от оперетты? заданный автором Проспорить лучший ответ это Принципиально - ничем.
Большой толковый словарь:
МЮЗИКЛ [от англ. musical - музыкальный]
Театрализованное представление, сочетающее в себе элементы эстрады, оперетты и балета.
ОПЕРЕТТА. [итал. operetta]
Жанр музыкально-комедийного искусства, сочетающий инструментальную (оркестровую) музыку с вокальной (сольной или хоровой) , с танцем и текстом.
___
Нашла диалог-анализ!
- ..Мюзикл - это абсолютно американизированная оперетта!
- А если попытаться дать определение мюзиклу?
- Это музыкальная форма, на которую положен некий драматический сюжет, но при этом звучание отличается от звучания классических опер, от классической музыки.
- Да, но при этом ещё существуют речитативные вещи, вне музыки.
- Это вообще-то синтез танца, разговора и музыки. Причём в мюзикле все три составляющие должны делаться очень хорошо, в этом отличие американского мюзикла от оперетты. Если в американском мюзикле основа всего то, что актёр должен замечательно петь, танцевать и разговаривать, то в советской оперетте – актёр может не уметь ни танцевать, ни петь, ни двигаться.
- Мы так походя обидим все театры оперетты и музыкальной комедии в стране.. .
- Все мы не обидим! Бывают исключения, когда вдруг в каком-то театре появился синтетический актёр, который всё делает хорошо, но для оперетты это - исключение!
Подробнее:

Ответ от Илья Ильминский [новичек]






Ответ от Мадам [гуру]
На мой взгляд мюзикл - это осовремененная оперетта.


Ответ от Двутавровый [гуру]
одно и то же


Ответ от Абрикосовый [новичек]
МЮЗИКЛ (англ. musical), музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Жанр сформировался в США в 1920-30-х гг. , расцвет наступил в 1940-60-х гг. (К. Портер, Ф. Лоу, Л. Бернстайн и др.) .
Центром мирового мюзикла по праву считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка - именно там были поставлены самые известные мировые мюзиклы: «My Fair Lady» (1956), «Hair» (1968), «Chicago» (1975), «Cats» (1981), «The Phantom of the Opera» (1986) и многие другие.
Среди самых известных мюзиклов советской России - «Орфей и Эвридика» (1974), «Фламандская легенда» (1979), «Юнона и Авось» (1981).
Жанр мюзикла получил в России второе рождение в конце 1990-х гг. ; первым новым мюзиклом стал «Метро» , премьера которого состоялась осенью 1999. Первый мюзикл, который целиком и полностью является российским - «Норд-Ост» (премьера в октябре 2001), в основу которого лег роман В. Каверина «Два капитана» .
В 2002 предпринимались попытки российской постановки зарубежных мюзиклов - «Notre Dame De Paris» и «Chicago»; в том же году в Москву был привезен бродвейский мюзикл «42-я улица» , который стал первым, демонстрировавшимся на английском языке.
ОПЕРЕТТА (итал. operetta, букв. - маленькая опера) , музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже к сер. 19 в. Для ранних образцов характерны сатирическая направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. В кон. 19 - нач. 20 вв. ведущее положение занимает венская оперетта. Свои школы оперетты сложились и в других странах. Среди мастеров оперетты: композиторы Ж. Оффенбах, Ш. Лекок, Ф. Зуппе, И. Штраус-сын, Ф. Легар, Р. Планкет, И. Кальман; Н. М. Стрельников, Б. А. Александров, И. О. Дунаевский, Г. С. Милютин, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников.


Ответ от Евгений Кузнецов [гуру]
МЮЗИКЛ (англ. musical), музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Жанр сформировался в США в 1920-30-х гг. , расцвет наступил в 1940-60-х гг. (К. Портер, Ф. Лоу, Л. Бернстайн и др.) .
Центром мирового мюзикла по праву считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка - именно там были поставлены самые известные мировые мюзиклы: «My Fair Lady» (1956), «Hair» (1968), «Chicago» (1975), «Cats» (1981), «The Phantom of the Opera» (1986) и многие другие.
Среди самых известных мюзиклов советской России - «Орфей и Эвридика» (1974), «Фламандская легенда» (1979), «Юнона и Авось» (1981).
Жанр мюзикла получил в России второе рождение в конце 1990-х гг. ; первым новым мюзиклом стал «Метро» , премьера которого состоялась осенью 1999. Первый мюзикл, который целиком и полностью является российским - «Норд-Ост» (премьера в октябре 2001), в основу которого лег роман В. Каверина «Два капитана» .
В 2002 предпринимались попытки российской постановки зарубежных мюзиклов - «Notre Dame De Paris» и «Chicago»; в том же году в Москву был привезен бродвейский мюзикл «42-я улица» , который стал первым, демонстрировавшимся на английском языке.
ОПЕРЕТТА (итал. operetta, букв. - маленькая опера) , музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже к сер. 19 в. Для ранних образцов характерны сатирическая направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. В кон. 19 - нач. 20 вв. ведущее положение занимает венская оперетта. Свои школы оперетты сложились и в других странах. Среди мастеров оперетты: композиторы Ж. Оффенбах, Ш. Лекок, Ф. Зуппе, И. Штраус-сын, Ф. Легар, Р. Планкет, И. Кальман; Н. М. Стрельников, Б. А. Александров, И. О. Дунаевский, Г. С. Милютин, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников.

Это статья о двух «классических соседях» - об оперетте и мюзикле.
Жанр оперетты возник в середине 19 века во Франции. Сегодня судьба оперетты напоминает судьбу бедных падчериц, даже в Вене, где всегда шла оперетта, теперь ее можно услышать только под Новый год. И только в России оперетта остается жанром массовым, поэтому где, как не в России, задавать сакраментальный вопрос: почему оперетта отовсюду вытесняется заокеанским мюзиклом?
Давайте уточним, разные ли это жанры или разница их просто в названии? На самом деле, оперетту и мюзикл вполне можно объединить в один жанр, а различие названий произошло из-за того, что понятие «оперетта» появилось еще в Советском Союзе, а слово «мюзикл» - это слово 20 века, и оно просто «осовременило» данное понятие. Так что можно считать, что мюзикл – это перестроившаяся на современный лад оперетта.
История мюзикла тоже подтверждает такой подход. Американцы, исполнявшие традиционные классические оперетты Оффенбаха,
Легара, перестраивали их на свой лад. Собственно, таким образом, из оперетты родился мюзикл. В итоге, в настоящее время можно услышать и истинную оперетту, и ее перерождение – мюзикл.

На постсоветской территории России все еще существует театр оперетты. Возникшая еще в советское время, как писалось выше, здесь оперетта еще не заменена на мюзикл. Почему так? Некоторые композиторы объясняют это оптимистичностью данного жанра, который помогал пережить народу тяжелые времена в истории страны. «Долгожительство» оперетты в Советском Союзе продиктовано необходимостью наличия такого легкого жанра, который вселял в людей веру и надежду в лучшее будущее. Советской оперетте была свойственно отсутствие серьезных тем, социальных проблем, грустной музыки, она вся была комедийна и создана для веселья и поднятия настроения.
Требования для артистов для мюзикла и оперетты почти одинаковы: они должны уметь петь, должны уметь танцевать, красиво двигаться и, конечно, уметь играть на сцене. Но все-таки к артистам оперетты требования меньше, чем те, которые предъявляются артисту мюзикла. У артиста мюзикла должна еще быть артистичная красивая внешность, он должен уметь танцевать сложные каскадные номера и быть хорошим актером. Если артист в мюзикле будет плохо играть, мюзикл не пойдет в прокат.

А откуда появилась сама оперетта? Оперетта вышла из оперы, как можно догадаться и по названию. И часто серьезные оперные певцы тоже играют в опереттах. Среди опереточных арий есть сложные для исполнения, и оперные артисты вполне могут гордиться исполнением отдельных арий и номеров. Оперетты и мюзиклы сейчас ставятся и на оперных площадках, если брать примером город Санкт-Петербург, то такое происходит в Большом театре. Хотя иногда может возникнуть ощущение консерватизма, потому что Большой театр часто ругают за то, что там старые постановки идут годами. Правда, когда Большой театр обновляет репертуар и ставит премьеры на своих площадках, все равно критики пишут отрицательные отзывы, не смотря на то, что эксперименты в Большом театре – это большой шаг вперед для главного театра страны.

Опера, Оперетта и Мюзикл - в чём сходство и в чём их отличие? Довольно часто люди, которые только собираются приобщиться к театральному миру, задают этот вопрос. Попробуем разобраться.

Опера

На территории России опера появилась в 1736-ом году, благодаря появлению в стране итальянских оперных трупп, вскоре она стала превалирующим развлечением всей русской аристократии. В наши это искусство продолжает привлекать множество зрителей, и даже на те спектакли, которые театры представляют уже много лет, продолжают собираться почти полные залы. Купить билеты в Оперу в столице удобно в режиме онлайн http://www.parter.ru/bilety.html?affiliate=RUE&doc=category&fun=kategorieliste&detailadoc=erdetaila&detailbdoc=evdetailb&hkId=72&kategorieKuerzel=1D&nurbuchbar=true&showFilter=yes&tipps=yes , обойдя лишнюю суету.

Очень многие из композиторов, например, Б.Галуппи или Д. Паизиелло, а также Д. Сарти и Д. Чимароза когда-то прибыли в Российскую столицу для создания опер на итальянском языке. Наших же композиторов направили за границу учиться, позднее В. Пашкевич, А. Верстовский и Е. Фомин внесли большой вклад в развитие жанра.

Обычно опера имеет серьёзный сюжет, тем более что в России рождение национальной традиции этого вида искусства связано с именем композитора М. Глинки и его произведений «Жизнь за царя», а так же и «Руслан и Людмила». Хотя в странах с развитой оперной культурой существует и комическая опера, но не следует путать ей с другими жанрами.

Оперетта

Оперетта как бы родилась из оперы. Позднее появилась музыкальная комедия, а также родился совершенно новый жанр - мюзикл. Оперетта в дословном переводе с итальянского языка звучит, как словосочетание - маленькая опера. В ней музыкальные номера чередуются с диалогом, сюжет всегда лёгкий, романтический, иногда комический, хотя оперетта и наследует традицию академического исполнения. Классическую оперетту в театре исполняют под живую музыку, зритель наслаждается живым звуком солистов и хора и приятным мелодраматическим сюжетом.

Мюзикл

Этот вид современного театрального искусства соединил не только музыкальное, вокальное, и драматическое мастерство артистов, но и пластическое и хореографическое искусство. Сегодня это не только своеобразный новый жанр сценического исполнения, но чрезвычайно сложное в воплощении шоу.

В мюзикле всегда все события до микросекунды выверены, часто импровизация невозможна. Очень многие Бродвейские мюзиклы по всему миру прославились сложными спецэффектами. Такое возможно осуществить только лишь при условии стационарной сцены для спектакля, где их показывают долго, возможно, много лет. Но они всегда пользуются несомненным успехом у публики, как давно бы они ни шли, так что, это оправдано. В России пример недавнего успешного мюзикла - это Призрак http://www.parter.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%BA-%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%8B-bilety.html?affiliate=RUE&doc=artistPages/tickets&fun=artist&action=tickets&kuid=491387 на который можно уже сейчас.

Несомненно, общее для этих жанров одно - они представляют собой синтез поэтического слова, блистательной музыки, пения, танца. И не смотря на то, что мюзикл и оперетта - искусства популярные, а опера - искусство элитарное, все они находят своего благодарного зрителя.