Кермен Манджиева
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста

Научная статья

«Коммуникативные навыки у детей

дошкольного возраста »

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия. Под общением также понимается обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом в указанном выше понимании значения термина. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым :

Ситуативно-личностное;

Ситуативно-деловое;

Внеситуативно-познавательное;

Внеситуативно-личностное.

Группа детского сада – первое социальное объединение детей , в котором они занимают различное положение. В школьном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только деловыми качествами, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали , углублением и пониманием содержания нравственных качеств. Отношения ребёнка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой , в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребёнка. Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребёнка , развития его личности. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств . Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Вскрыть противоречия в развитии общения, предупредить различные сложности в формировании личности ребенка возможно при своевременном выявлении и учете особенностей его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому в начале учебного года я провожу обследование коммуникативной сферы у каждого ребенка по следующим параметрам : сформированность самооценки, нравственных представлений, особенностей отношений ребенка к себе и другим, эмоционально-волевых отношений, поведения в конфликтных ситуациях, личностного поведения. Результаты проведенного обследования служат основанием для заключения о личностном состоянии ребёнка, развитости у него коммуникативных навыков . Обследование коммуникативной сферы детей проводится в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (май) . Полученные данные в ходе первичного обследования позволяют выявить направления коррекционной работы по данному аспекту на год. Индивидуальная работа – необходимый момент развития навыков общения у детей , в связи с этим по результатам исследований на год заполняется таблица «Направления индивидуальной работы по развитию коммуникативных способностей у дошкольников », служащая основанием для выбора воспитательных задач педагогической работы. Итоговое обследование коммуникативной сферы позволяет проследить динамику развития навыков общения у каждого ребёнка, а также сделать выводы об эффективности, проводимой в течение учебного года воспитательной работы по данному направлению.

При осуществлении воспитательной работы с детьми по развитию навыков общения внимание акцентируется на создание благоприятного климата и использование комплексного подхода к диагностической и педагогической работе. Цель работы заключается в формировании у детей навыков активной самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого …. Основные задачи работы :

Обучение понимания самого себя и умению «быть в мире с собой» ;

Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;

Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях;

Формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) как средствами человеческого общения;

Формирование навыков самоконтроля в процессе общения и самооценки своего эмоционального состояния;

Выработка у детей черт характера , являющихся основой для развития положительных партнерских качеств;

Развитие творческих способностей и формирования способов их выражения в процессе коммуникативной деятельности ;

Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей;

Коррекция отрицательных черт характера и поведения.

Игра – основной вид деятельности ребёнка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями , знаниями и способностями. В игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развития ребёнка, вне игры нет воспитания личности.

Поэтому в качестве основных видов деятельности, формирующих навыки общения , используются следующие :

Наблюдения;

Рассматривание рисунков и фотографий;

Свободное и тематическое рисование;

Упражнения подражательно-исполнительного характера;

Импровизация;

Моделирование и анализ заданных ситуаций;

-игры с правилами : сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные;

-творческие игры : сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские;

Сочинение историй;

Дискуссии;

Мини-конкурсы;

В воспитательной работе по развитию коммуникативных навыков применяются разнообразные дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры и упражнения и материалы, например :

Пиктограммы

Пантомимические фигуры

«Снежинки»

«Кляксы»

«Создай настроение»

«Угадай настроение»

«Хорошо – плохо»

«Люблю – не люблю»

«Веселая смесь»

«Цветик – семицветик»

«Дерево Радости и Печали»

«Дразнилки»

«Домашний фотоальбом»

Кубик эмоций

Кукла «Бобо»

«Оживи камешки»

«Расскажи сказку с помощью кружков»

Игры – драматизации с помощью театра масок, настольного и кукольного театра

Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.

Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует создание атмосферы сотрудничества и партнерства. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у воспитанников коммуникативные , речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны,.

Коммуникативные игры для детей среднего возраста Задачи: формировать умение соблюдать элементарные нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, регулировать свое поведение, формировать.

План самообразования педагога-психолога «Коммуникативные игры как средство развития детей дошкольного возраста» План самообразования педагога-психолога

Специалисты и родители все чаще замечают, что многие дети дошкольного возраста, замыкаясь на компьютере и телевизоре, не умеют правильно общаться с ровесниками и взрослыми. Они не способны вежливо попросить о чем-то, достойно ответить на просьбу и обращение к ним, не могут сопереживать, часто недружелюбны или вообще отказываются от коммуникации.

Однако без общения детская жизнь становится скучной и маловыразительно й, да и умение взаимодействоват ь является залогом успешного развития личности.

Вот почему воспитание коммуникативных способностей у дошкольников – основная цель родителей, желающих подготовить малыша к взрослой жизни.

Со стороны кажется, что социализация и процесс развития коммуникативных навыков должны идти сами собой, без участия мамы с папой.

На практике же дети сталкиваются с большим числом сложностей и неоднозначностей – начиная со стремления стать лидером и заканчивая неумением (или нежеланием) подчиняться правилам поведения в коллективе.

Начало формирования коммуникативных способностей у детей

Ребенок общителен с самого рождения – он вступает в контакт с матерью и другими значимыми родственниками, внимательно отслеживает все способы коммуникации и проявляет характер – плачет, требуя внимания, гулит в ответ на мамины слова.

Взаимодействуя с родителями, малыш узнает принципы плохого и хорошего общения с окружающими людьми. Поскольку дети восприимчивы, подобное обучение происходит порой незаметно, однако его результаты можно увидеть уже к дошкольному возрасту.

Коммуникативные навыки дошкольников к моменту выпуска из детского сада должны включать в себя:

  • умение с пониманием относиться к окружающим;
  • способность встать на место другого человека;
  • негативное отношение к словам, которые могут ранить чувства и эмоции собеседника;
  • желание вступать в контакт и вести беседу как со сверстниками, так и взрослыми людьми.

О формировании коммуникативных умений написано много книг и докладов, но мы не будем повторять сложные связи и схемы ученых-психолого в и постараемся конкретно поговорить о том, как сами родители и, в первую очередь, мамы могут в домашних условиях научить своих чад правильно и продуктивно общаться.

  1. Постепенно расширяйте круг общения малышей. Если полуторагодовало му крохе было достаточно играть и взаимодействоват ь с родителями, то двухлеткам ограниченное пространство противопоказано. Важно реализовать их потребность в социализации и стремление расширить кругозор.
  2. Конфликты – еще один способ обучения коммуникативным умениям, так сказать в «полевых условиях». Не бросайтесь сразу же разводить маленьких забияк по разным сторонам детской площадки или песочницы. Дайте им немного времени самим разрешить конфликтную ситуацию, конечно, если она не переходит в драку. Ребенку необходимо учиться решать конфликты самостоятельно.
  3. Общайтесь с детьми, учитывая их возраст – так, трехлетним карапузам еще можно делать замечания в присутствии других детей, а вот школьнику лучше высказать претензии наедине. Возрастной фактор следует учитывать и при знакомстве с ровесниками – дошкольникам можно порекомендовать приятеля, а вот дети постарше сами должны выбирать, с кем им интересно общаться.
  4. Научите малыша находить в каждом собеседнике приятные и интересные черты характера. Обращайте внимание на плюсы другого человека, к примеру, если ребенок не хочет играть с одногруппником, потому что тот «некрасиво одевается», приведите другой довод: «Зато он рассказывает любопытные истории, которые очень интересно слушать».
  5. Введите правило авторитета, то есть расскажите (а еще лучше – покажите на своем примере), почему нужно уважать взрослых. Это раньше можно было просто сказать малышу: «Слушайся тетю Машу, потому что она знает больше тебя». Подросшему же ребенку следует подробнее, но доступно и понятно растолковать, почему взрослые люди авторитетнее – они мудрее, опытнее, заслуживают уважения.
  6. Объясните, что все люди разные, со своими желаниями, чувствами и особенностями. Например, один человек любит, когда его обнимают, а другой хочет находиться на расстоянии. И это совсем не означает, что первый лучше второго. К каждому нужно найти свой особенный подход. Пусть кроха с детства знает, что нужно быть гибким и подбирать нужные слова для разных собеседников.

И еще один важный совет – не перегните палку с коммуникабельнос тью.

Недопустимо ставить малышей в неловкое положение, заставляя выполнять ваши поручения или насильно знакомя со сверстниками на детской площадке.

Старайтесь проявлять терпение и чуткость – лишь в этом случае ваше чадо проявит инициативу. И, конечно, не лишним будет повторить правила поведения с незнакомыми людьми на улице.

Формируем коммуникативные способности в игре

Развитие коммуникативных навыков у ребенка – это процесс, который включает активное взаимодействие между ребятишками.

Самым лучшим способом налаживания коммуникации психологи считают игровую деятельность.

Именно в игре малыши не только общаются, но и развивают речь, фантазию, учатся сопереживать, повышают самооценку. Во что поиграть с ребенком?

1. Игры-драматизаци и

Они идеально подходят для совершенствовани я коммуникативных умений у детей.

Устраивайте дома театрализованные представления и домашние мини-спектакли. Подобные занятия раскрепощают – сначала малыш будет молчаливым зрителем, а затем станет действующим «актером».

Привлекайте к действу и других детей, ведь вместе гораздо интереснее покорять сцену!

2. Ролевые игры

Недаром педагоги считают умение принимать сюжет и действовать по ролям важным достижением дошкольного возраста.

Ребенок, надевая разные «маски», учится оценивать свои поступки и поведение окружающих, вести себя в соответствии с выбранной ролью и, наконец, общаться с другими детками.

Пусть малыш поиграет в «Дочки-матери», «сходит» к врачу, «посетит» супермаркет.

3. Игры по правилам

Эти упражнения учат детей взаимодействоват ь друг с другом, соблюдая всевозможные условия: очередность хода, результат, игровые правила.

Наверняка вы замечали, что малыши не любят проигрывать, стремясь всегда быть первыми. Однако именно в состязаниях становится понятно, что победить можно, играя по правилам в команде единомышленников.

4. Пластические этюды

Застенчивые и замкнутые дети часто скованы в движениях и с трудом выражают свои эмоции. В этом случае призовите на помощь упражнения на жестикуляцию и мимику.

Расскажите, что общение происходит не только через слова, но и жесты (машем руками), а также мимику (улыбаемся, хмуримся).

Попробуйте изобразить лягушку, медвежонка, попросив малыша угадать загаданное животное, потом следует меняться местами.

Некоторые читатели могут поинтересоваться, а стоит ли вообще целенаправленно развивать коммуникативные способности у детей? Ведь все малыши разные, возможно, ребенок – явный интроверт, не желающий общаться и взаимодействоват ь с большим числом собеседников.

Безусловно, переступать через индивидуальные особенности своего чада нельзя, но помогать выстраивать отношения с окружающим миром чрезвычайно важно.

Рядом с детьми столько всего необычного, любопытного и неизведанного, что без навыков общения порой не обойтись.

Воспитателям в детском саду видно, что в последнее время многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками, не могут поддержать и развить установившейся контакт.

Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребёнка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Есть дети, которые враждебно относятся к окружающим, не умеют общаться. Они живут в своём мире, чувствуют, что их никто не любит, им кажется, что они не достойны любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же и страдают. Такие дети имеют низкий уровень самоконтроля, им непременно должны помогать взрослые.

Говорят, что внутри у каждого человека есть так называемая «чаша любви», и вот пока человек её не наполнит, он не сможет отдавать свою любовь другим, поэтому так важно как можно раньше заполнить эту «чашу», чтобы он сам мог любить, позитивно общаться, дарить людям радость.

Поэтому необходимо развивать коммуникативные навыки у дошкольников, основанные на этических нормах и правилах. Всё это поможет жить детям в изменяющейся социальной среде.

С самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает с ними в определённые отношения. Опыт первых отношений, как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка.

Основой полноценного, гармоничного развития ребенка дошкольного возраста является общение.

Общение - это, прежде всего, процесс установления контактов, в ходе которого происходит обмен информацией, ее восприятие и понимание, оценка друг друга. Именно в общении возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия. Ребенок реализует свою потребность в общении, самоутверждении, признании со стороны ближайшего окружения (сверстников и взрослых) и демонстрирует имеющиеся у него коммуникативные способности и навыки.

Способность к общению включает в себя 3 основных составляющих:

* мотивационную («Я хочу общаться») - желание вступать в контакт с окружающими;

* когнитивную («Я знаю, как общаться») - умение организовать общение, т.е. умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

* поведенческую («Я умею общаться») - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

В дошкольном возрасте существуют две сферы общения - с взрослыми и со сверстниками. И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребенка. Но их роль в жизни детей различна.

Через общение детей со взрослыми происходит обмен знаниями, способами, результатами деятельности, воплощенными в материальные и духовные культурные ценности. Взрослый, организуя детскую деятельность, способствует тому, чтобы усваиваемые в игре нормы поведения, способы общения становились регуляторами коллективных взаимоотношений в детском обществе. Важную роль в развитии общения детей играет их участие в совместной деятельности, в которой создаются условия для проявления отзывчивости, внимания друг к другу и взаимопомощи.

Таким образом в общении со взрослым ребенок усваивает социальный опыт, а вступая в контакты со сверстниками, - обогащает его, приобретает не только новые знания, но и формирует адекватное представление о себе.

Отличия общения со сверстниками от общения со взрослыми состоит в том, что:

  • Контакты со сверстниками имеют особенно яркую эмоциональную насыщенность. Если со взрослым ребенок обычно разговаривает более или менее спокойно, то разговоры с ровесниками сопровождаются резкими интонациями, криком, кривляньем, смехом и т.д.
  • В контактах дошкольников наблюдается нестандартность высказываний, отсутствие жестких правил. Общаясь со взрослым ребенок придерживается определенных норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые сочетания слов и звуков.
  • В общении друг с другом у дошкольников преобладают инициативные высказывания над ответными. В контактах ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А общаясь со взрослым, ребенок скорее предпочитает слушать, чем говорить сам.
  • Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более многообразны, чем если бы партнером был взрослый, т.к. последний все время говорит, что хорошо, что плохо, как надо и как не надо делать, или что-либо рассказывает, т.е. ребенок от него ждет либо оценки своих действий, либо новой информации.
  • В общении со сверстником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.

Одной из специфических закономерностей развития детей с нарушением зрения является дефицит информации об окружающем мире. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности, и поэтому требует специальной коррекции.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста предполагает:

  1. становление умения владеть средствами общения;
  2. формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение;
  3. установление позитивных взаимоотношений с окружающими: способность выслушать товарищей, корректно выразить свое отношение к собеседнику;
  4. способность выразить собственные мнения, формирование позитивного образа Я;
  5. формирование умения коллективного обсуждения заданий.

Основными формами и методами по формированию способов общения выступают:

  1. Рассматривание иллюстраций с последующим обсуждением увиденного;
  2. Упражнения подражательного характера;
  3. Элементы сюжетно-ролевых игр;
  4. Игры с правилами, настольные и словесные;
  5. Использование пальчиковой гимнастики;
  6. Беседы с использованием речевых и неречевых средств общения.

Система работы по развитию средств общения у детей включает 4 раздела:

- Раздел 1 «Я и мои эмоции»

- Раздел 2 «Языки общения»

- Раздел 3 «Умение владеть собой»

- Раздел 4 «Культура общения»

В первом разделе «Я и мои эмоции» проводятся игры и упражнения на знакомство с эмоциями человека, понимание своего эмоционального состояния, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. Данные игры направлены на умение произвольно изображать и правильно воспринимать эмоции в жизненных ситуациях.

Все задания второго раздела «Языки общения» призваны дать детям представление о различных способах и средствах коммуникации с окружающим внешним миром.

Игры и упражнения данного раздела направлены на развитие возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, позы, эмоций, вербальной речи.

Все задания третьего раздела «Умение владеть собой» призваны научить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения.

Здесь проводятся игры и упражнения направленные на овладение игровыми приемами произвольного расслабления, на контролирование своего поведения в общении с окружающими людьми; на способность принимать верные решения в различных жизненных ситуациях, участвовать в совместной деятельности.

Все игры и упражнения четвертого раздела «Культура общения» направлены на формирование навыков культурного поведения. На овладение приемами вежливого обращения с окружающими, на развитие умения вести диалог.

Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребёнку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми , возникающих на основе потребности в совместной деятельности.

Работа по формированию коммуникативных умений должна быть регулярной и органично включающейся во все виды деятельности.

Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке психического развития ребенка , а в будущем - к формированию негативной жизненной позиции.

С помощью этих игр у детей :

Снимаются телесные зажимы;

Происходит эмоциональная разрядка;

-развиваются воображение , мимика и жестикуляция;

Активизируется внимание;

Проявляются навыки правил поведения ;

Повышается самооценка.

В заключении можно сделать вывод, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении . Ведь во главе воспитания культурного человека стоим мы — воспитатели и родители.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Удмуртской республики

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По учебной дисциплине «Психология»

На тему: « Условия р азвити я коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

ИЖЕВСК 2011

Введение

1.3 Особенности развития коммуникативных способностей дошкольников

2.1 Определение методов исследования и организация эксперимента

Заключение

Список литературы

Приложение

коммуникативный дошкольник общение развитие

Введение

Проблема развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка ( Л. А. Венгер , М. И. Ли сина, и др. ) . П отребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уж е на ранних этапах онтогенеза ( Л. С. Выготский , М. И. Лисина , Е. О. Смирнов а , В. С. Мух ина и др.) . Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми. Вне человеческого общения невозмо жно развитие личности ребенка . Дефицит общения ребенка , по мнению специалисто в, ведет к различным нарушениям : в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других - к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях - даже к гибели дете й на ранних этапах онтогенеза ( в младенческом и раннем возрасте) . Данная проблема особенно важна на современном этапе в связи с гумани зацией дошкольного образования. Так, авторы « Ко нцепций дошкольного образования » отмечают, что общение ребенка является осно вой его психического развития ( ощущений, восп риятия, мышления, памяти и др.) и личностного развит ия: потребности, эмоционально- волевой сферы, интересов и способностей, самосознания, самооценки, уровня притязаний и др.

Под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. В процессе общения складываются определенные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых - на протяжении дошкольного детства ребенок вст упает в разного рода контакты с о взрослыми людьми, содержание общения его с окружающими изменяется. Именно общение, его содержание и коммуникативные способности являю тся одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отно шения детей с о взрослыми. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения уровню потребности у ребенка возникает расположение и приязнь к взрослом у, в случае же несоответствия (опережение или отставание) степень привязанности ребенка к взрослому снижается. Знание условий развития коммуникативных способностей дошкольников помогут найти правильный подход к решению проблем общения , ч то и определило актуальность выбранной темы исследования.

Объект: процесс развития коммуникативных способностей дошкольника .

Предмет исследования : условия развития коммуникативных способностей дошкольника .

Цель: изу чить психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей дошкольника .

Гипотеза: коммуникативные способности дошкольника будут развиваться успешнее, если создать соответствующие для их развития п с

Активиз ирование

, как комплексных средств, направленных: на преодоление трудностей общения;

- учет возрастных и индивидуальных особ енностей развития дошкольников.

Задачи:

1) выявить психолого-педагогические условия, влияющие на развитие коммуникативных способностей дошкольника;

2) изучить средства и методы, используемые воспитателем для развития коммуникативных способностей дошкольника;

3) разработать систему требований к психолого-педагогическим условиям для динамичного развития коммуникативных способностей дошкольника;

4) экспериментально проверить влияние психолого-педагогических условий на успешность развития коммуникативных способностей дошкольника;

Методы исследования:

1) теоретические : анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, моделирование гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах работы;

2) эмпирические : беседы, наблюдение, диагностические методики исследования форм общения дошкольников, эксперимент.

В работе использовались следующие психологические методики:

1. Методика «Выявление способности к общению» (Е. Н. Прошицкая);

2. Методика «Изучение коммуникативных умений», разработанная на основе методики, предложенной в пособии «Практикум по детской психологии» под ред. Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной;

3. Наблюдение за детьми в играх и совместной деятельности и первичная ознакомительная беседа с родителями и педагогом исследуемой группы.

База исследования: МДОУ №266, город Ижевск, Удмуртская республика. В исследовании принимали участие 10 детей дошкольного возраста (5-6 лет).

1. Теоретические аспекты исследования условий развития коммуникативных способностей дошкольников

1.1 Подходы к проблеме общения и коммуникативных способностей дошкольников в концепциях зарубежных и отечественных психологов

Изучение и описание развития любого аспекта психической жизни ребенка всегда представляет значительные трудности. Общение и самопознание - это две большие проблемы, которые уже давно волнуют умы человечества. Еще в XVII веке английский философ Джон Локк рассматривал ребенка как чистую доску («Tabula rasa»), на которой окружающая среда и общество в лице своих представителей пишут то, что им нужно. Если родители и среда оказывают правильное воздействие на ребенка, он усваивает положительные формы поведения и становится хорошим членом общества. Психическое развитие, исходя из этого, заключается в накоплении социально приемлемых форм поведения и выработке полезных привычек и навыков.

Другое направление основывается на взглядах французского философа XVIII века Жан-Жака Руссо, который уже в новорожденном ребенке видел человеческую личность с врожденными способностями и положительными задатками. Главная задача воспитателей состоит в том, чтобы не нарушать естественное созревание этих задатков и не менять врожденную природу ребенка. Психическое развитие рассматривается как созревание природных задатков и их реализация. В настоящее время мало кто из психологов придерживается этих взглядов в чистом виде. Обычно признается и роль наследственности, и роль среды в психическом развитии ребенка, но на первое место выдвигается или один, или другой фактор.

Одним из первых начал разработку проблемы генезиса общения английский психолог Джон Боулби . Он говорил о важном значении отношений ребенка с матерью. Близкие к нему по своим творческим позициям Рене Спитц во Франции, Анна Фрейд в Австрии, так же считали, что недостаток общения с матерью ставит под угрозу жизнь ребенка, препятствует его физическому и психическому развитию.

Дефицит общения в раннем возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности. Сторонники теории «импритинга» - запечатления, также отводят первостепенную роль раннему опыту ребенка в формировании его отношений к окружающим. Сущность ее за ключается в переносе механизма «импритинга» (описанного впервые К. Лоренце м на основе наблюдений над птенцами) без должных оснований и на поведе ние ребенка. Согласно гипотезе «импритинга» , у детей раннего возраста происходит запечатление особенностей, свойственных взрослому, ухаживающему за ними, - его внешности, голоса, одежды, запаха. Они и составляют образ, вызывающий у ребенка привязанность по аналогии с образом матери или другого взрослого, заменяющего ее.

В 50-е гг. учеными США в рамках теории «социального научения» были проведены множество работ, направленных на анализ контактов ребенка с взрослыми и другими детьми на разных этапах детства. Общение ребенка с матерью и со сверстниками получило в их трудах истолкование как разновидность явлений, подчиняющихся закону «стимул - реакция».

В начале 60-х гг. широкое исследование генезиса общения развернулось в СССР. Н. М. Щелованов, его коллеги и ученики: Н. М. Аскарина [Воспитание детей…,1955], М. Ю. Кистяковская , Р. В. Тонкова-Ямпольская [Социальная адаптация…, 1980] изучали взаимодействие детей с окружающими взрослыми. В советской детской психологии реализуется подход к развитию как превращению постепенно накапливающихся количественных изменений в коренные качественные, основанный на принципах диалектического материализма [Д. Б. Эльконин, 1960; А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин - в кн.: Психология детей…, 1964; Психология личности…, 1965; А. Н. Леонтьев, 1972].

Огромным вклад в изучение формирования общения детей был внесен отечественным психологом М. И. Лисиной и ее учениками. Мая Ивановна Лисина внесла в отечественную психологию новый предмет - общение ребенка со взрослым - и разработала его концепцию, в которой общение рассматривается как особый вид деятельности (коммуникативная деятельность), имеющий свои специфические структурные компоненты: потребность, мотивы и средства [М. И. Лисина Проблема онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986].

Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку. Это положение является традиционным и общепризнанным в отечественной психологии. Процесс интериоризации внешних, материальных средств, которые становятся внутренними средствами ребенка, многократно исследовался российскими психологами на материале различных психических процессов - мышления, восприятия, памяти, внимания и пр. Во всех этих исследованиях культурный опыт передавался ребенку в процессе общения и отношений ребенка с взрослым оставался за рамками этих исследований как нечто вторичное и не имеющее прямого отношения к усвоению культурных образцов.

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. В современном дошкольном образовании развитие коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является предметом специального формирования. В то же время именно становление вполне определенных форм общения («кооперативно-соревновательного» со сверстниками и «контекстного» со взрослыми) является необходимой предпосылкой готовности к школе (см. исследования Кравцовой Е. Е.).

Успешное развитие коммуникативных способностей - это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка и к встрече с новыми социальными ситуациями.

1.2 Развитие форм общения в онтогенезе

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным в 2 месяца). Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком) должна как можно более полно удовлетворять эту новую потребность. Непосредственно - эмоциональное общение с о взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

При перехо де к младенческому возрасту деятельность по поддержанию привычных условий жизни теряет статус ведущей, хотя, разумеется, не исчезает. Складывается новая ведущая деятельность, содержанием которой является непосредственно эмоциональное общение взрослого и ребенка [М. И. Лисина и С. Ю. Мещерякова, 1986]. Функции ребенка и взрослого в этой деятельности - это функции партнеров по общению. Соответственно, и их функционирование представлено сходными проявлениями: взаимными улыбками, вокализациями и т. п. В психической регуляции функционирования ребенка доминирующим становится мотив общения. Первоначально он представляет собой разновидность мотива сохранения привычных условий жизни: общающийся взрослый выступает как один из элементов ситуации удовлетворения потребностей. Со временем мотив общения приобретает самостоятельность.

Мотив сохранения привычных условий не конкретизировался в каких-либо внешних объектах и существовал лишь в форме определенных субъективных состояний. В отличие от этого, мотив общения имеет внешнюю адресацию и выражается в различных проявлениях, непосредственно направленных на взрослого: улыбке, смехе, плаче и т. п. Общаясь, ребенок все время смотрит на взрослого. Взрослый становится тем внешним объектом, в котором конкретизирован мотив, то есть целью отдельных актов общения. Этим определяются центральные психологические новообразования младенческого периода. К ним относятся предметный образ и эмоции нового типа: определяемые не только мотивом, но и целью (положительные - при ее наличии в поле зрения, отрицательные - при отсутствии). В дальнейшем, наряду с лицом взрослого, ребенок начинает выделять и другие объекты - в частности, игрушки. Манипуляции с ними становятся средством общения со взрослым. Ребенок начинает использовать и другие средства общения: лепет, жесты. Таким образом, общение теряет свой непосредственный характер и превращается в «деловое».

При переходе к раннему возрасту (продолжающемуся на протяжении 2-го -3-го лет жизни) манипуляции с предметами обособляются от деятельности общения (так же, как ранее она сама обособилась от предшествующей ей деятельности). В результате складывается новая ведущая деятельность - предметная. Ее содержанием является освоение предметных и речевых действий. Совместный характер этой деятельности часто выпадает из поля зрения исследователей, однако Д. Б. Эльконин [Детская психология…,1960] справедливо подчеркивал решающее значение взрослого, выполняющего функцию образца построения предметного действия. Функция ребенка - это функция исполнителя. Его функционирование (непосредственное выполнение действий) может протекать в значительной мере автономно от взрослого, что и порождает иллюзию индивидуальности предметной деятельности.

При переходе к дошкольному возрасту под влиянием образцов, задаваемых взрослыми, отдельные предметные действия ребенка начинают интегрироваться в более сложные системы. Содержанием ведущей деятельности становится моделирование целостного поведения взрослых, целостной ситуации. Оно отражается как в сюжетно-ролевой игре, так и в детском рисовании, конструировании и др. [Л.А.Венгер, 1979]. Функция взрослого, как и в раннем возрасте, состоит в задании образцов, но теперь это образцы не отдельных действий, а целостного поведения, в котором они включены в систему отношений человека с миром и, прежде всего, с другими людьми. Функция ребенка состоит в опосредованной (символической) имитации этих образцов (в отличие от раннего возраста, в котором исполнение непосредственно имитирует образец).

В период кризиса третьего года жизни стремление воспроизводить поведение взрослых очень генерализовано [К. Н. Поливанова. Психология возрастных кризисов - М., 2000]. Ребенок старается полностью уподобиться взрослым. Однако многие формы их поведения ему недоступны или запрещены. Столкновение с этими запретами порождает негативные проявления кризиса третьего года - подобно тому, как ранее аналогичное столкновение, происходившее на уровне отдельных действий, становилось источником негативных проявлений кризиса одного года.

Функционирование дошкольника значительно более комплексно и структурно, чем в раннем возрасте. Лишь теперь оно действительно становится «не аддитивным», то есть перестает сводиться к совокупности отдельных действий. Они объединяются в более общую структуру целостного поведения дошкольника. Этим определяются основные психологические новообразования дошкольного возраста. Ребенок начинает ориентироваться на соотношение между отдельным действием и общей структурой поведения, в которую оно включено, то есть осознает смысл, как своего действия, так и той ситуации, в которой оно совершается. В результате этого он становится способен формировать собственное намерение. Осознание смысла действий неразрывно связано с появлением первичного образа «Я», то есть с осознанием себя как субъекта, обладающего теми же качествами, что и окружающие взрослые [Л. С. Выготский, 1996].

Потребность в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке. Конкретными мотивами, побуждающими коммуникативную деятельность, являются те качества самого человека и других людей, ради которых человек вступает в общение. Среди таких качеств выделяют деловые, познавательные и личностные. Средствами общения являются те операции, с помощью которых осуществляется коммуникативная деятельность. Эти средства могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми.

На разных этапах развития ребенка, данные параметры образуют устойчивые сочетания, которые представляют собой качественно своеобразные формы общения. Развития общения с взрослыми от рождения до семи лет М. И. Лисина представляла как смену нескольких форм общения.

Формами общения являются:

1) Время возникновения данной формы;

2) Основное содержание потребности в общении, удовлетворяемой детьми в ходе данной формы общения;

3) Главные мотивы, побуждающие ребенка на этом этапе к общению с взрослыми;

4) Основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы осуществляется коммуникация ребенка со взрослым.

Предметом деятельности общения является другой человек - партнер по общению. М. И. Лисина сформулировала положение о том, что общение является «сквозным» механизмом смены деятельности ребенка. Взрослые всегда являются для ребенка не только носителем средств и образцов действия, но и живыми, уникальными личностями, воплощающими свои индивидуальные мотивы и смыслы. Они являются для ребенка своеобразным олицетворением тех целостных и мотивационных уровней, которыми еще не обладает. На эти уровни ребенок может подняться только вместе с ними - через общение, совместную деятельность и общие переживания. Мотивация, как и всякая другая высшая психическая функция, обнаруживает себя дважды: сначала как форма взаимодействия и сотрудничества между людьми (то есть как категория интерпсихическая), а затем как собственное, внутреннее достояние субъекта (как категория интрапсихическая).

В результате исследований были выделены четыре основные формы общения, характерные для детей определенного возраста [А. В. Запорожец, М. И. Лисина - в кн.: Развитие общения у дошкольников, 1974].

Название

формы общения

Время

появления

Мотивы общения

Средства общения

Ситуативно-личностная

1 - 6 месяцев

Внимание и доброжелательность взрослого

Личностные

Экспрессивно-мимические

Ситуативно-деловая

6 месяцев - 3 года

Сотрудничество со взрослыми

Предметно-действенные

Внеситуативно-познавательная

Уважение взрослого

Познавательные

Внеситуативно-личностная

Сопереживание и взаимопонимание взрослого

Личностные

Ситуативно-личностная форма общения возникает в онтогенезе первой и имеет самое короткое время существования в самостоятельном виде - до конца первого полугода жизни. Самая существенная черта ситуативно-личностного общения - удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослого. Особенно важно для младенца внимание взрослого. И это понятно, так как присутствие близкого человека возле ребенка и сосредоточенность на малыше, по существу, гарантируют последнему безопасность и поток ласковых, любовных воздействий, которые дети уже успели выделить из всех других проявлений взрослого и оценить как необычайно важные действия.

Ситуативно-деловая форма общения появляется в онтогенезе второй. Но она очень сильно отличается от первой генетической формы общения. Начать с того, что она уже не занимает место ведущей деятельности - на это место выдвигается теперь предметно-манипулятивная деятельность детей. Общение с взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и обслуживая ее. Главные поводы для контактов детей с взрослыми связаны теперь с их общим делом - практическим сотрудничеством, и поэтому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. Ребенка необычайно занимает, что и как делает с вещами взрослый, и старшие раскрываются теперь детям именно с этой стороны - как удивительные умельцы и искусники, способные творить с предметами истинные чудеса.

Внеситуативно-познавательная форма общения.

В первой половине дошкольного детства у ребенка можно наблюдать следующую, третью форму коммуникативной деятельности. Как и вторая, она опосредована, но вплетена не в практическое сотрудничество со взрослыми, а в совместную познавательную деятельность - можно сказать, в «теоретическое» сотрудничество. Предметные манипуляции детей раннего возраста во многом также были направлены на выявление свойств предметов; практические «пробы и ошибки» ребенка служат основой, на которой складываются потом его ориентировочные и персептивные действие [А. В. Запорожец, 1960; Н. Н. Поддьяков, 1977]. Но примитивность ранних манипуляций и элементарные формы сотрудничества с взрослыми позволяют детям установить только самые поверхностные, малосущественные свойства вещей. Однако развитие любознательности и постоянное совершенствование способов ее удовлетворения (восприятие, наглядно-действенное, а позднее наглядно-образное мышление на базе овладения речью) заставляют ребенка ставить перед собой все более сложные вопросы. Показано, что дошкольник пытается понять ни мало ни много, как происхождение и устройство мира, взаимосвязи в природе, тайную суть вещей . Дети «почемучки» обрушивают на старших лавину вопросов. Поэтому естественно, что ведущим в третьей форме общения является познавательный мотив.

К концу дошкольного возраста у детей появляется четвертая и высшая для дошкольников форма общения со взрослыми - внеситуативно-личностная . Как видно из ее названия (личностная), она аналогична первой генетической форме общения и знаменует, что процесс развития завершил, таким образом, первый виток и, описывая спираль, перешел на второй виток. Различие между первой и четвертой генетическими формами состоит в том, что одна из них ситуативная, а другая - внеситуативная. Но разница в степени ситуативности оборачивается на деле величайшими различиями в возможности контактов, их природе и влиянии на общее психическое развитие детей. Ситуативность примитивного личностного общения у младенца определяла аморфность восприятия им взрослого и самого себя, своеобразную ограниченность анализа воздействий окружающих людей и способность выражать свое отношение к ним только непосредственно-эмоционально. Личностный мотив общения - ведущий в четвертой форме коммуникативной деятельности - имеет совершенной иной характер, чем в первой. Взрослый выступает перед детьми в наибольшей полноте своих дарований, характерных черт и жизненного опыта. Он теперь для дошкольника не просто индивидуальность или абстрактная личность, но конкретное историческое и социальное лицо, член общества, гражданин своей страны и своего времени. Ребенок отражает не только ту сторону, в которой взрослый его лечит, кормит, учит, - взрослый получает в глазах ребенка свое собственное, независимое существование.

Взрослый для ребенка - высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, без капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению. Систему отношений с другими людьми, которая характерна для конкретного периода онтогенеза, Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития. Социальная ситуация развития является важнейшей характеристикой периода.

Согласно А. В. Петровскому [Учимся общаться с ребенком , 1993] социальн ая ситуация развития, или шире - социальная среда, может быть стабильной или изменяющейся, что означает относительную стабильность и изменения в той социальной общности, в кото рой находится ребенок, человек. Вхождение ребенка как социального существа в жизнь этой общины предполагает прохождение трех фаз: адаптации к действующим в этой общности нормам, формам взаимодействия, деятельности; индивидуализации как удовлетворения потребности индивида в максимальной персонализации и инте г рации личности в этой общности. Если индивидуализация характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности, с тем чтобы снять противоречие между этим стремлением и результатом адаптации (стал такой же, как все в общности), то интеграция детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным своими особенностями и значимыми для него отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, способствуют успеху совместной деятельности.

Совместная деятельность, осуществляемая в рамках ведущей деятельности, заданной конкретной социальной ситуацией развития, в которой совершается его (ребенка) жизнь, является одним из основных условий развития личности в любой социальной ситуации. Положение, занимаемое ребенком в данном обществе, определяется, с одной стороны, существующими представлениями о том, каким должен быть ребенок на каждом возрастном этапе, а с другой - достигнутым ребенком уровнем развития, его индивидуальными возможностями удовлетворять общественные требования к тому или иному этапу возрастного развития.

В настоящее время в нашем обществе наметилась тенденция к изменению требований к ребенку, к усилению его самостоятельности и в то же время к осознанию особых прав ребенка. Социальная ситуация развития может сильно различаться у детей одного возраста в связи с социальным расслоением в обществе.

1.3 Особенности развития коммуникативных способностей дошкольников

Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста. Коммуникативные способности включают в себя:

Желание вступать в контакт;

Умение организовать общение;

Знание норм и правил при общении.

Развитие коммуникативных способностей детей - смена качественно-своеобразных целостных образований представляющих собой определенный генетический уровень коммуникативной деятельности и называемых формами общения [М. И. Лисина ; Принципы развития… , 1978 ] .

Существуют две формы внеситуативного общения - познавательная и личностная. При нормальном ходе развития внеситуативно-познавательное общение складывается примерно к четырем-пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения становятся его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Детей этого возраста интересует вс ё: почему белки от людей убегают, где зимуют бабочки, из чего делают бумагу и т.д. Ответы на все эти вопросы может дать только взрослый. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Итак, для познавательного общения ребенка со взрослым характерны:

1) хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать со взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;

2) познавательные мотивы общения, любознательность, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах;

3) потребность в уважении взрослого, которая выражается в обиде на замечания и отрицательные оценки.

Со временем внимание дошкольников все больше привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто злой, что хорошо , а что плохо - эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И ответы тут опять же может дать только взрослый.

В шесть-семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают ра зговаривать с о взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возраст е - внеситуативно-личностная форма общения.

Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои, и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правиль но строить свои отношения с о взрослыми и с ровесниками.

Развитию коммуникативных способностей дошкольников способствует работа педагога с учетом психолого-педагогических условий, как то :

Активизирование и стимулирование педагогом процесса общения старших дошкольников с помощью специальных взаимосвязанных форм организации воспитательно-образовательного процесса;

Анализ причин, вызывающих трудности в общении (дефицит общения с окружающими, дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности и развития речи);

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс интегрированных занятий применение игровых методов развития коммуникативных способностей (так как игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте);

-

Методами развития коммуникативных способностей детей могут бы ть - как специально-организованная деятельность педагога - занятия, упражнения, тренинговые занятия, так и свободная игровая деятельность детей, но под наблюдением и руководством педагога.

Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития» [Л. С. Вы готский, 1996 ]. Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого, особенно в первые месяцы и годы жизни, развитие общения с окружающими замедляется или даже прекращается. Но активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей даже старшего дошкольного возраста, выправить дефекты и отклонения в их коммуникативной деятел ьности.

Таким образом, в дошкольном возрасте у ребенка развивается потребность в доверительном отношении к взрослому и способность почувствовать его эмоциональное состояние (радостное, восторженное, печальное, спокойное, рассерженное и т. д.), понять причину изменения настроения, развиваются коммуникативные способности.

2. Опытно-экспериментальное исследование условий развития коммуникативных способностей дошкольников

2.1 Организация и проведение констатирующего исследования

  • Целью экспериментального исследования было изучение психолого-педагогических условий развития коммуникативных способностей дошкольника.

Гипотеза: К оммуникативные способности дошкольника будут развиваться успешнее, если создать соответствующие для их развития пс ихолого-педагогические условия:

Активизирование и стимулирование педагогом процесса общения старших дошкольников с помощью специальных взаимосвязанных форм организации воспитательно-образовательного процесса;

Анализ причин, вызывающих трудности в общении (дефицит общения с окружающими, дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности и развития речи);

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс интегрированных занятий , как комплексных средств, направленных: на преодоление трудностей общения; применение игровых методов развития коммуникативных способностей (так как игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте);

- учет возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников.

И сследо вание проходило на базе МДОУ №266 , город Ижевск , Удмуртская республика . В исследовании принимали участие 1 0 детей до школьного возраста (5-6 лет).

Методики констатирующего эксперимента:

1. Методика «Выявление способности к общению» (Е.Н. Прошицкая) (см. приложение 1);

2. «Изучение коммуникативных умений» методика, разработанная на основе методики, предложенной в пособии «Практикум по детской психологии» под ред. Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной (см. приложение 1).

3. Наблюдение за детьми в играх и совместной деятельности и первичная ознакомительная беседа с родителями и педагогом исследуемой группы (см. приложение 1).

Таким образом, были определены цель, гипотеза и методы экспериментального исследования. Далее представлены результаты констатирующего эксперимента.

2.2 Проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов

Первым этапом исследования был опрос, беседа с родителями и педагогом, который проводил максимальное количество времени с детьми во время занятий. Результаты опроса - беседы с родителями и с педагогом отражены в таблице №1.

Таблица №1

Результаты беседы-опроса родителей и педагога на предмет общительности детей дошкольного возраста

Мнение родителей

Мнение педагога

Количество баллов

Уровень общительности

Количество баллов

Уровень общительности

Из данной таблицы видно, что в экспериментальной группе, согласно опросу родителей и воспитателя из 10 человек ни у кого из детей не был выявлен высокий уровень общительности. Все родители в той или иной степени отмечают трудности и сложности общения детей со сверстниками, причина чего, связана с особенностями семейного воспитания, развития интеллекта, психофизического развития, а так же, как следствие, с возможными трудностями адаптации к новому коллективу, к новым условиям и виду деятельности. Педагог не отметил высокий уровень общения ни у кого из обследуемых детей.

Низкий уровень общительности (1 балл) отмечен у 6 детей - 60% (по мнению родителей), что определяет тот факт, что ребенок необщителен, конфликтен, почти не имеет друзей. Сам пытается создать проблемные ситуации и не пытается их решить. Не хочет идти на контакт ни со сверстниками, ни с взрослыми и у 7 детей - 70% (по мнению педагога).

У остальных детей средний уровень общительности (2 балла) по мнению и родителей и педагога, что говорит о том, что ребенок, по мнению взрослых, общителен по необходимости, при общении старается не вступать в длительные диалоги, решает необходимые вопросы и прекращает общение. Как правило, детей из данной группы сверстники считают малообщительными и неохотно вступают в переговоры. Со взрослыми также проблем в общении нет, но и само общение происходит не так часто.

Вторым этапом констатирующего исследования стало проведение диагностики по методике «Изучение коммуникативных умений» (смотри приложение 1), разработанной на основе методики, предложенной в пособии «Практикум по детской психологии» под ред. Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной. В результате проведения обследования по данной методике были получены результаты, отраженные в таблице №2.

Таблица № 2

Результаты проведения методики «Изучение коммуникативных умений» (констатирующий эксперимент)

Методика «Изучение коммуникативных умений»

№ уровня

Уровень сформированности коммуникативных умений

Можно заметить, что в экспериментальной группе детей отмечается крайне низкий уровень сформированности коммуникативных умений. В исследуемой группе только у 3 детей (30%) отмечается средний уровень развития коммуникативных умений, что указывает на то, что при принятии общего решения дети испытывают небольшие трудности, что может быть связано либо с пассивным участием и незначительной заинтересованностью, либо с нежеланием и неумением принять замысел партнера. В процессе договора можно наблюдать такие средства как убеждение и уговаривание. Взаимоконтроль носит ситуативный характер. Средства деятельности используются с некоторыми затруднениями, что проявляется в споре с партнером из-за нежелания делиться карандашами и ждать своей очереди. Эмоциональная атмосфера в целом положительная, но встречаются некоторые негативные реакции на действия партнера.

У остальных 7 детей (70%) - низкие показатели - дети не приходят к взаимному согласию. Выполняя работу, не могут согласовать свои действия с действиями партнера. Отсутствуют взаимоконтроль и взаимопомощь. Отмечаются безразличие, как к самой деятельности, так и к ее результату, негативные реакции на партнера, в процессе принятия общего решения и использования средств деятельности.

На следующем этапе, экспериментальная группа была протестирована по методике « Выявление способности к общению» (Е. Н. Прошицкая; смотри приложение 1), где былаопределена способность детей, участвующих в эксперименте, к общению (коммуникативные способности). В таблице №3 представлены результаты данного обследования.

Таблица №3

Результаты проведения «Методики по выявлению способности к общению» (Е. Н. Прошицкая)

Количество баллов

Уровень

развития коммуникативности

В итоге, согласно данным, полученным при обследовании по методике на выявление уровня развития коммуникативности по методике Е. Н. Прошицкой, было отмечено, что в экспериментальной, группе снова ни у кого из обследуемых не отмечается высокий уровень способности к общению, у 3 детей (30%) в экспериментальной группе - средние результаты, что указывает на некоторые трудности в общении, стеснительность и некую замкнутость ребенка, боязнь первым начать разговор, у 7 детей (70%) экспериментальной группы - низкий уровень развития коммуникативных навыков, что говорит о том, что эти дети крайне замкнуты, необщительны и не стремятся к общению.

Последним этапом диагностики стало наблюдение за детьми в процессе свободной игровой деятельности . Уровень сформированности коммуникативных умений оценивался по 10-ти бальной шкале.

В ходе наблюдения за игрой детей были получены результаты, представленные в таблице №4 (протокол наблюдения смотри в приложении 1).

Таблица №4

Результаты наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности

Количество баллов

Уровень развития коммуникативности

В ходе наблюдения за детьми было выяснено, что в экспериментальной группе из 10-ти человек только у 3-х детей уровень сформированности коммуникативных умений средний, что указывает на то, что ребенок общителен по необходимости, при общении старается не вступать в длительные диалоги, решает необходимые вопросы и прекращает общение. Как правило, детей из данной группы сверстники считают малообщительными и неохотно вступают с ними в переговоры. Со взрослыми также проблем в общении нет, но и само общение происходит не так часто, у остальных 7 детей уровень общительности низкий, что говорит о недостаточной общительности ребенка, конфликтности, дошкольник данной подгруппы почти не имеет друзей. Сам пытается создать проблемные ситуации и не пытается их решить. Не хочет идти на контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми. Высоких показателей, которые определяют хороший уровень сформированности коммуникативных навыков ребенка и указывают на то, что у дошкольника много друзей, редко возникают конфликты и споры с ними, а при возникновении разрешаются мирным путем, с взрослыми также практически не возникают трудности при общении - выявлено не было.

Вывод: анализируя полученные в ходе всего экспериментального исследования данные, было выяснено, что у детей с дошкольного возраста наблюдается недостаточная сформированность коммуникативных умений, способностей, навыков общения - дети не умеют и не всегда сами хотят общаться с взрослыми и сверстниками. Было определено, что в исследуемой группе только у 30% детей наблюдается средний уровень развития коммуникативных навыков и способностей, у остальных детей показатели низкие. Полученные результаты определили необходимость подбора рекомендаций, системы занятий, игр и упражнений, направленных на развития коммуникативных способностей, умений и навыков детей - дошкольников с учетом психолого-педагогических условий развития коммуникативных способностей.

Исходя из результатов констатирующего исследования, можно отметить, что развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста должно проходить более эффективно, если создать соответствующие для их развития пс ихолого-педагогические условия:

Активизирование и стимулирование педагогом процесса общения старших дошкольников с помощью специальных взаимосвяз анных форм организации образовательного процесса;

Анализ причин, вызывающих трудности в общении (дефицит общения с окружающими, дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности и развития речи);

Внедрение в образовательный процесс интегрированных занятий , как комплексных средств, направленных: на преодоление трудностей общения; применение игровых методов развития коммуникативных способностей (так как игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте);

...

Подобные документы

    Сущность общения и коммуникативных способностей. Пути развития коммуникативных способностей детей и роль игрового общения в жизни дошкольников. Методы формирования игры. Экспериментальное исследование уровня коммуникативных способностей у дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2014

    Понятие общения и коммуникативных способностей, особенности их развития у дошкольников. Музыкотерапия в дошкольном детстве и ее роль в развитии общения. Коррекционно-развивающая программа, направленная на изменение коммуникативных способностей детей.

    дипломная работа , добавлен 20.12.2010

    Изучение понятия делового общения, его форм и видов. Ознакомление с понятием коммуникативных способностей. Исследование особенностей методики "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей - КОС". Анализ теста коммуникативных умений Михельсона.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2015

    Проблема организации самостоятельной игровой деятельности дошкольников. Сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных навыков дошкольников. Комплекс мероприятий по обогащению коммуникативных способностей как условие развития ролевых игр.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2015

    Определение и виды способностей по их направленности, или специализации. Структура и уровни способностей, условия полноценного их развития. Экспериментальное исследование уровня проявления коммуникативных и организаторских склонностей у студентов.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

    Общая характеристика возрастных особенностей подростков. Процесс формирования коммуникативных способностей в подростковом возрасте. Основные методы развития коммуникативных способностей у детей на базе творческого (хореографического) коллектива.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2015

    Сюжетно-ролевая игра: особенности, структура и роль в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников. Экспериментальное исследование и установление степени влияния сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2015

    Характеристика и классификация способностей и их отражение в работах отечественных и зарубежных психологов. Особенности развития и компоненты творческих способностей у дошкольников. Тестовое исследование влияния интеллекта на творческие способности.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2011

    Проблема способностей в контексте психологических теорий. Понятие и отличительные особенности коммуникативных способностей человека. Создание экспресс-методики по определению развития коммуникативных способностей, проверка ее на надежность и валидность.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2010

    Сущность теории искусственного интеллекта. Оценка степени коммуникабельности индивида. Способности нейронной сети по определению коммуникативных способностей на основе личных особенностей характера. Методика определения коммуникативных способностей детей.

Дошкольники много времени проводят в общении со сверстниками. Наблюдая за детскими играми, родители радуются, если их ребенок легко контактирует с окружающими, и тревожатся, если общение не складывается. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста позволяет своевременно преодолевать сложности и способствовать формированию полноценных отношений со сверстниками и взрослыми.

Формирование коммуникативных способностей в дошкольном возрасте

Речь – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях.

Однако малыши в силу своих ограниченных возрастных возможностей таким важнейшим средством только начинают овладевать.

С первых лет жизни ребенок нацелен на общение. Он дружелюбен, улыбчив, охотно идет на контакт. Но, если до трехлетнего возраста малыш пытается взаимодействовать с окружающими, держась за мамину или папину руку, то в дошкольном возрасте ему все чаще приходится обходиться без прямой поддержки взрослого.

Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в . Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те , которые им приглянулись.

Развитию коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей. Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих основу :

  • Сочувствию и сопереживанию;
  • Умению представить, что ощущает другой;
  • Сдерживанию эмоций (без криков, плача и топота ногами);
  • Пониманию того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому.

Невербальная стадия общения

Невербальное общение – это беседа без использования речи. Данная форма контакта доступна в любом возрасте. Исследователи возрастного развития говорят, что детям свойственно отлично имитировать мимику взрослых, их еще не сковывают рамки условностей и норм.

Особенно важно это умение для установления контакта со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте познакомиться и договориться при помощи речи довольно сложно, зато на помощь приходят подручные средства.

Играя рядом в песочнице, дошкольник улыбкой приглашает нового друга делать куличики вместе. Подтвердить это предложение очень просто – протянуть лопатку или формочку. Так же малышам свойственно стремление показать, что они уже умеют. Внимание чаще привлекается прикосновением, а показ песочного замка происходит при помощи рук.

Симпатию и антипатию на этом этапе дошкольникам также проще проявить невербально. Тем, кого они любят, достаются объятия, поцелуи. Взрослые и дети, не пользующиеся расположением малыша, могут увидеть в свой адрес нахмуренный лобик, спину ребенка или даже попытку спрятаться за мамину юбку.

Коммуникативно-речевая стадия

С наполнением словарного запаса развитие коммуникативных способностей у дошкольников ускоряется. Появляются вопросы: «Куда?», «Где?». К невербальным сигналам, приглашающим пообщаться, малыш добавляет простые пояснения: «Моя машина», «Сыпь песок в ведерко».

В 4 года ребенку легко даются повествовательные предложения. Общаясь с другими детьми, дошкольник открывает для себя причастность к сообществу и радостно констатирует: «Мы катаем машинки», «Мы бегаем».

Пятилетние дети способны пригласить сверстника в игру, активно употребляют более сложные конструкции: «Давай играть в магазин, я буду продавать, а ты — покупать».

В общении младших дошкольников бывают и конфликтные ситуации. По большей части, они провоцируются детским эгоцентризмом. Иногда ребенок ни за что не соглашается дать свою игрушку. С другой стороны, есть дети, которые, увидев привлекательную машинку или совочек у другого ребенка, хотят немедленного получить их.

В любом из этих случаев важно, чтобы взрослый пояснял ребенку, как обращаться с просьбой, чтобы друг поделился с ним игрушкой. Необходимо обучать маленьких коммуникаторов принятым вежливым фразам, регулирующим общение.

С пяти лет дошкольник, благодаря развитию и осознанию важности слов для коммуникации, переходит на более высокую ступень общения. Коммуникативные способности на этой стадии приобретают особую важность.

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников

Ребенок, который предпочитает проводить время в одиночестве, часто делает это по причинам неумения быть интересным и правильно общаться. Находясь среди сверстников, он может испытывать застенчивость, неуверенность в себе или проявлять агрессивность. Поэтому дошкольное развитие требует выделения значительного количества времени для формирования коммуникативных навыков.

Условия развития способностей к общению подразумевают два взаимодополняющих пути. Первый – активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля коммуникативного поведения. Второй – проведение времени с ровесниками, в течение которого дети постоянно учатся друг друга.

С развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со взрослыми, так и сверстниками.

Заимствование коммуникативных моделей взрослых

Общаясь со взрослыми, дошкольник развивает основные составляющие коммуникативных навыков. Готовая модель, которую они наблюдают у родственников и воспитателей, позволяет им разобраться в следующем:

  • Когда вступать контакт, то есть, понять, при каких условиях беседы уместны, а когда следует помолчать;
  • Как организовать общение, как решать конфликты, наглядно увидеть эмоциональное сопереживание;
  • Каких норм и правил требует общение, то есть определить для себя границы допустимой резкости, откровенности, шутливости.

Также диалоги со взрослыми – это получение информации о знаниях и культурных ценностях. На примере дети учатся рассказывать, обучаются тому, как сделать свои истории интересными и увлекательными.

Развитие способностей в общении с детьми

Принципиальное отличие коммуникации со сверстниками – это повышенная эмоциональная насыщенность. В этом случае отступают рамки, и дети обучаются быть искренними и артистичными. В их общении присутствуют беспричинный смех, кривляние, громкие высказывания, переходящие в крик.

Таким образом дети экспериментируют, самостоятельно ища способы привлечь к себе внимание без помощи взрослых.

Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:

  • Непредсказуемые сочетания слогов и звуков – попытки создать свой язык;
  • Отсутствие правил;
  • Наличие грубых слов, помогающих выпустить эмоции.

Если беседуя с взрослыми, дошкольник больше спрашивает и слушает, то в разговорах со сверстниками он стремится высказаться сам, даже если для этого приходится перекрикивать других. Более того, от воспитателей и родителей дошкольник ожидает оценки или новых сведений. Просто болтая с друзьями, он обучается выражать себя и эмоции, излагать желания, показывать настроение с помощью слов и даже пытается брать на себя функции лидера, демонстрируя инициативность и стараясь управлять остальной компанией.

Средства развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Для целенаправленного развития коммуникативных способностей специалисты выделяют направления, демонстрирующие наибольший результат:

  • Любительский театр;
  • Игровая деятельность.

Развитие способностей коммуникации в театрализованной деятельности

Помогает детям не только обогатить собственный словарь. Разыгрывая сценки из сказок, превращаясь в одного из персонажей, дошкольник получает возможность посмотреть на окружающий мир другими глазами.

Кроме того, если дошкольник не решается проявить активность в реальной жизни, в условиях театрализованной среды он получает возможность взаимодействовать с другими. Происходит расширение круга , нарабатываются навыки коммуникации.

Новые краски, звуки, образы – все это обогащает речь. Во время репетиций ребенок сам не замечает, как начинает более богато интонировать, иначе произносить звуки, более четко проговаривать слова.

Дошкольник, участвуя в театрализованных играх, добивается следующих результатов:

  • Развивает выразительность речи;
  • Расширяет лексикон;
  • Избавляется от телесных зажимов и раскрепощается;
  • Развивает артистизм, уверенность при выступлении на публике;
  • Научается устанавливать контакты с людьми разных возрастов.

Игра как средство формирования коммуникативных способностей

Игра – основной или ведущий тип деятельности у дошкольников, поэтому развитие многих способностей проводится при помощи игровой терапии.

Подвижные игры являются эффективным средством раскрепощения детей, у которых наблюдаются сложности коммуникации.

В подвижных играх уравнивают всех участников, для всех принимаются единые правила, что является важным для вовлечения в действия самых застенчивых и малообщительных детей.

Предоставляют возможность одновременно поддерживать ролевые отношения с позиции своего персонажа, а также реальные отношения в качестве партнеров по игре. Поэтому сюжетная игра является такой благодатной площадкой для развития коммуникативных способностей дошкольников.

Дидактические коммуникативные игры нацелены на формирование конкретных умений и навыков, важных для успешного общения:

  • умения устанавливать контакт, то есть располагать к себе;
  • освоения мимики и жестов как средств невербального общения;
  • умения сопереживать;
  • навыков урегулирования конфликтов;
  • выразительности речи.

Комбинация обоих методов, систематически применяемая в дошкольном возрасте, эффективно готовит ребенка к школе и предупреждает возможные проблемы, связанные с построением взаимоотношений с педагогами и ровесниками.