• 2. Дефиниции культуры. Уровни культуры. Широкое и узкое понимание культуры
  • 3. Основные подходы и направления в понимании культуры: вторая природа, взращивание и воспитание, культ
  • Понятие «контркультура»: ее назначение, виды, соотношение с антикультурой.
  • Культурный лаг – разрыв в культурном уровне или между двумя культурами.
  • 2. Культура и культурно-исторические феномены. Соотношение культуры и цивилизации
  • 3. Взаимоотношение культуры и общества
  • 4. Взаимодействие природы и культуры
  • Вопросы к лекционному занятию №3:
  • 4. Основополагающие формы культуры: мифология, религия, искусство, наука
  • 3. Идеалы, нормы и ценности, их роль в культуре
  • Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980г.
  • Вопрос 9. Для реликтового уровня культуры не характерны:
  • Вопрос 11. Культура, которая передается от поколения к поколению на уровне естественных способностей человека:
  • Вопрос 12. К функциям человека в культуре не относится:
  • Тема 1.2. Основные объекты культурного наследия (2 часа)
  • 1. Понятие культурного наследия. Материальное и нематериальное культурное наследие
  • 2. Формы и категории нематериального наследия
  • 3. Фиксированные и воплощенные формы нематериального культурного наследия
  • 4. Всемирное культурное наследие. Культурные универсалии и всемирные культурные ценности
  • Вопрос 1. К материальному культурному наследию не относится:
  • Тема 1.3. Культурный туризм как вид туристической деятельности (2 часа)
  • 1. Роль элементов культуры в формировании туристического продукта
  • 2. Историко-культурный потенциал как основа культурно-познавательного туризма
  • 3. Культурно-познавательный туризм в системе туристской деятельности
  • 4. Разновидности культурно-познавательного туризма
  • Вопрос 1. К критериям качества туристского продукта в виде культурного наследия не относится:
  • Вопрос 2. Соотнесите названия и разновидности культурного туризма:
  • Вопрос 3. Функцией культурно-познавательного туризма не является:
  • Тема 1.4. Проблемы сохранения объектов всемирного культурного наследия (2 часа)
  • 1. Причины разрушения мирового культурного наследия Всемирное наследие – выдающиеся природные и культурные ценности, составляющие достояние всего человечества.
  • 3. Государственная политика и нормативно-правовая база в сфере сохранения культурного наследия Республики Беларусь
  • Государственная политика в сфере сохранения культурного наследия Республики Беларусь: программы, проекты, акции.
  • Назовите основные документы нормативно-правовой базы по сохранению культурного наследия Республики Беларусь.
  • Какой из законов регламентирует охрану и развитие существующих в Беларуси историко-культурных памятников.
  • Назовите объекты охраны юнеско в Беларуси.
  • Раздел II. Памятники мировой культуры (16 часов)
  • Тема 2.1. Исторические типы культуры. Культурные эпохи и стили (2 часа)
  • 1. Типология культуры. Принципы типологии культур
  • 2. Исторические типы культуры
  • 4. Понятие стиля в культуре
  • Тема 2.2. Памятники культуры первобытности (2 часа)
  • Вопрос 1. Появление изображений примитивного земледельческого календаря характерно для стиля:
  • Тема 2.4. Памятники культуры античности (2 часа)
  • 1. Динамическая характеристика культуры античности
  • 2. Характеристики стилей различных периодов культуры античности
  • Вопрос 1. К признакам стиля в памятниках античной культуры не относятся:
  • Тема 2.5. Памятники культуры средневековья (2 часа)
  • 1. Византийская культура: идея и признаки художественного стиля, влияние византийского стиля на культуру других государств
  • 2. Романский стиль в искусстве: идея и признаки художественного стиля, влияние романского стиля на культуру других государств
  • Готика – вершина культуры средневековья: характеристика стиля
  • Вопрос 1. К признакам византийского стиля в памятниках средневековой культуры не относятся:
  • Вопрос 2. Появление канонических, плоскостных и иератичных изображений человека характерно для стиля:
  • Вопрос 3. Соотнесите название и признаки культурных стилей:
  • Вопрос 4. Основные признаки готического стиля в архитектуре:
  • Тема 2.6. Памятники Культуры эпохи Возрождения (2 часа)
  • Возрождение и расцвет культуры: архитектура, скульптура и живопись от дученто до маньеризма.
  • Скульптура и живопись Проторенессанса: творения Никколо Пизано, Пьетро Каваллини, Джотто.
  • Памятники культуры эпохи Возрождения: архитектура, скульптура и живопись от кватроченто до маньеризма.
  • Тема 2.7. Памятники культуры эпохи просвещения (XVII – XVIII вв.) (2 часа)
  • Учить распознавать и квалифицировать объекты данной эпохи по признакам, характерным для художественных стилей: барокко, рококо, классицизм.
  • Западноевропейская культура XVII–XVIII вв., ее идеи и стили: барокко, рококо, классицизм.
  • Западноевропейская культура XVII–XVIII вв., ее идеи и стили: барокко, рококо, классицизм.
  • Особенности стилей культуры XVIII века.
  • Тема 2.8. Памятники Европейской культуры XIX века (2 часа)
  • 1. Стили европейской культуры XIX века
  • Вопрос 1. Украшения строений ратной символикой характерны для стиля:
  • Вопрос 2. Соотнесите название и признаки культурных стилей:
  • Вопрос 3. Для какого стиля характерно символическое изображение реальных людей в виде богов-победителей:
  • 4. Разновидности культурно-познавательного туризма

    Сегодня в международном туризме помимо традиционного культурно-познавательного туризма в практику уже вошли или входят следующие подвиды культурного туризма: культурно-исторический, культурно-событийный, культурно-археологический, культурно-этнографический, культурно-этнический, культурно-религиозный, культурно-антропологический, культурно-экологический и другие подвиды.

    Следует уточнить специфическое содержание указанных подвидов культурного туризма :

    – культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий);

    – культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современным постановочным культурным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них;

    – культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций по религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);

    – культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях);

    – культурно-этнографический (интерес к культуре этноса (народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);

    – культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);

    – культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);

    – культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах).

    Данные тенденции диверсификации культурно-познавательного туризма демонстрируют расширение спектра мотиваций в рамках культурного туризма и специализацию интересов международных путешественников по различным аспектам культур и культурного наследия посещаемых ими стран и территорий.

    В новом контексте глобальной миссии культурно-познавательного туризма как фактора и инструмента сближения народов, предотвращения конфликтности и нетерпимости, воспитания уважения и толерантности и исходя из понятия культуры как «творения артефактов, исторически первородных и уникальных навсегда», а также как «спектра творческих актов осознанно инновационных, исторически определенных и открытых друг другу как в синхронном, так и диахронном историческом пространстве-времени» культурный туризм развивается сегодня в трех взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях:

    1) познание культуры и культурного наследия,

    2) охрана и возрождение культуры,

    3) диалог культур.

    То есть культурному туризму присущи сегодня три основные гуманитарные функции :

    1) культурно-познавательная и образовательная,

    2) культуроохранная и консервационная,

    3) коммуникационная и миротворческая.

    Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980г. провозгласила следующее: «…Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений.

    Развитие туризма связано с социально-экономическим развитием наций и зависит от доступа человека к активному отдыху и отпуску и его свободы путешествий в рамках свободного времени и досуга, глубокий гуманитарный характер которых он подчеркивает. Само существование туризма и его развитие полностью зависят от обеспечения прочного мира, в укрепление которого он призван внести свой вклад».

    «При практике туризма духовные ценности должны преобладать над элементами материального и технического характера. Такими основными духовными ценностями являются следующие:

      полное и гармоничное развитие человеческой личности;

      постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;

      равные права в определении своей судьбы;

      освобождение человека, понимая это как право на уважение его достоинства и индивидуальности;

      признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов».

    В этих тезисах отражены одни из основных функций туризма, как одной из составляющих жизни общества.

    Этим определяются основные потребности человека в культурно-познавательном туризме.

    В основе культурно-познавательного туризма находится знакомство с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами , что способствует духовному развитию человека, его самосовершенствованию.

    Немаловажную роль играет и природная любознательность человека , туристский интерес в постижении чего-то нового, неизведанного.

    Имеют место здесь и современные условия жизни общества: научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.

    Туризм (въездной, выездной, внутренний ) как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека , затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни.

    Таким образом, все эти факторы способствуют развитию культурно-познавательного туризма, как одного из основных видов туристской индустрии.

    Вопросы для групповой рефлексии:

    Какие из объектов историко-культурного потенциала Республики Беларусь являются наиболее привлекательными для культурно-познавательного туризма?

    Вопросы для самостоятельного изучения:

      Программный специализированный туризм.

    Тема эссе: « Ожидания от туристической поездки»

    Темы рефератов:

      Организационные формы культурного туризма.

      Современные виды культурно-познавательного туризма.

    Контрольные вопросы:

    Культурно-познавательный туризм значительно отличается от других разновидностей туризма, он не имеет ярко выраженную сезонную востребованность. Данный вид актуален в любое время года, так как туристы приезжают на экскурсии, чтобы побывать в музеях, увидеть исторические памятники и достопримечательности страны

    Россия обладает большим ресурсным потенциалом, например историко-культурные и исторические памятники являются очень востребованными в Ростуризме.

    Так же регионы должны развиваться в области целевой аудитории, необходимо понимать какая категория людей приезжает в тот или иной сезон и с какой целью.

    На данный момент в Российской Федерации не уделяется должное внимание изучению социальных характеристик.

    Развитие культурно-познавательного туризма в регионах

    Россия – богатая культурная страна, практически в каждом регионе имеются ресурсы для развития туризма. Чтобы правильно выстроить работу по развитию Ростуризма в регионе, каждый орган власти или фирма должны взять на себя ответственность за конкретную сферу деятельности.

    Например, органы культуры должны следить за техническим состоянием и внешним видом . В случае чего, они обязаны провести необходимые ремонтные работы, реконструкцию или реставрацию.

    Фирмы-туроператоры должны искать способы для расширения географии и увеличения маршрутов.

    В свою очередь Министерство культуры Российской Федерации обязано заниматься увеличением количества отечественных музеев, заповедников и старинных усадеб. Так же Министерство образования и науки должны заниматься работниками, которые находятся в сфере культурно-познавательного туризма.

    Специалисты должны постоянно для усовершенствования работы.

    Регионы должны создавать и сохранять свою привлекательность, за счет бережного отношения к историческим памятникам, культурным объектам и достопримечательностям. Так же местные власти или частные лица должны позаботиться о комфортном размещении туристов.

    Ресурсы культурно познавательного туризма

    Туристические ресурсы играют очень важную роль в определенной сфере и конкретном регионе. Например, для горнолыжного отдыха – это горы, для экологического туризма – заповедники, парки, живая природа и многое другое.

    Для людей, приехавших с целью лечения, оздоровления или профилактики очень важным является наличие целебных вод, природных минеральных источников и тому подобное.

    Что касается , здесь выделяют два основных вида:

    Культурно-познавательный туризм имеет очень важное преимущество перед другими видами отдыха – это круглогодичная востребованность. Все регионы различны между собой по своим ресурсам, инфраструктуре и целевой аудитории. Именно поэтому развитие культурного туризма напрямую зависит от выработки для отдельно взятого региона.

    Полномочия Федерального агентства по туризму

    Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) – это Федеральный орган исполнительной власти, который занимается государственным регулированием туристической деятельности. Ростуризм обязан вести единый Федеральный реестр туроператоров и создавать новые представительства для развития туризма за пределами РФ.

    Так же обязуется сообщать турагентствам и гостям о возможной угрозе жизни в месте, где они пребывают на данный момент. Не одно обращение граждан в структуру не должно остаться без внимания и ответа. Федеральное агентство обязано решать вопросы по урегулированию вопросов, возникших во время культурно-познавательного туризма.

    Несет ответственность за:

    1. Рациональное использование предметных и непредметных ресурсов;
    2. Свободу передвижения граждан;
    3. Безопасность отдыха и имущества;
    4. Различные права туристов во время пребывания на территории РФ.

    Местные органы власти должны решать вопросы своего региона и самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью. Законы № 131-ФЗ и № 132-ФЗ свидетельствуют о том, что органы местного самоуправления наделены определенной властью в сфере туризма. Они обязуются:

    • Создавать муниципальные предприятия и учреждения, которые будут решать социальные задачи, и организовывать туристический отдых на территории Российской Федерации;
    • Формировать необходимые условия для развития культурного туризма;
    • Быстро принимать решения в случае угрозы жизни или имуществу гражданам, находящимся на той или иной территории. А так же оказания своевременных услуг при расторжении договора с туроператором по уважительной причине.

    Подробнее о полномочиях местных органов власти

    Местные органы власти несут ответственность и наделены особыми полномочиями в области культурно-познавательного туризма. Они обязаны следить за состоянием культурных и исторических памятников. Так же они могут разрабатывать новые туристские маршруты и разведывать прилежащие территории.

    В их обязанности может входить разработка, создание и продвижение сувенирной продукции для туристов. Для того чтобы не потерять колорит и непредметные ресурсы необходимо создать специальные условия для развития художественного творчество в своем регионе.

    Органы власти могут популяризировать, сохранять внешний вид и использовать предметные ресурсы по своему усмотрению.

    Так же в их обязанности входит:

    • Развитие городских программ культурно-познавательного туризма;
    • Содействие в организации и воплощении в жизнь программ государственной или региональной важности;
    • Организация безопасного туризма;
    • Помогать в разработке мероприятий по развитию туризма в целом.

    Органы местного самоуправления могут осуществлять решение различных важных вопросов в области культурного туризма, при этом, не нарушая полномочий установленных органами государственной власти России.

    Целевая туристическая аудитория в Российской Федерации

    На данный момент в России не уделяется должное внимание изучению целевой аудитории в том или ином регионе или Государства в целом. Социально-демографические характеристики имеют большое значение в развитии культурного туризма. Например, для определенной категории людей интересны только традиции и творчество страны, поэтому необходимо обратить на это внимание и заняться развитием этой области в регионе.

    Как правило, женщины больше всего предпочитают культурно-познавательный туризм, поэтому необходимо организовать все условия для комфортного пребывания женской аудитории. Большую часть составляют дети, студенты и женщины бальзаковского возраста.

    Если рассмотреть это с профессиональной стороны, то станет заметно, что чаще всего интересуются культурой педагоги, врачи и люди всех творческих профессий. Редко в этой области можно увидеть серьезных предпринимателей, офисных работников и так далее. Этому есть простое объяснение:

    1. Творческие люди имеют время, желание и интерес развиваться в области культуры и узнавать что-то новое;
    2. Офисные работники не имеют на это время, они предпочитают усердно работать или посещать другие страны только лишь для отдыха. Посещение музеев и выставок не вызывает у них особого интереса.

    О менталитете и выборе времени года

    Если рассмотреть этот вопрос со стороны граждан проживающих в крупных городах и небольших поселках можно сразу выставить приоритеты. Культурно-познавательный туризм в отличие от любого другого вида, пользуется популярностью не у всех, но не имеет сезонных ограничений.

    Например, горнолыжный туризм посещают в России исключительно в зимнее время, а пассивный отдых у моря характерен только в летний период. В этом плане у культурного туризма рамок нет.

    Так же следует знать, что в весенне время всегда большой поток туристов – школьники. В это время года в школах проводят плановые экскурсии для культурного развития поколения.

    Пенсионеры в свою очередь предпочитают отдыхать в сентябре, так как это время самое спокойное и подразумевает меньшее количество туристов. Не маловажным фактором является благоприятный климат.

    К культурному развитию чаще всего стремятся жители крупных городов, так как у них есть финансовая возможность и интерес к новым знаниям. А вот жители поселков или малых городов не проявляют должного интереса к саморазвитию. Всему виной – разница в воспитании и менталитете. В малых населенных пунктах, как правило, не прививают любовь к культуре.

    Не редко безработица и необразованность берет верх над мотивацией к культурному развитию.

    Финансирование учреждений культуры

    Финансирование напрямую зависит от рода деятельности той или иной компании. Государственное предприятие обязано быть зарегистрировано в федеральном реестре туроператоров.

    На основе правового акта будет решен вопрос об установлении цены на туристические продукты, путевки или длительные экскурсии. Так же основываясь на правовой акт, возможно предоставление прав на установление цены определенному органу.

    В случае, когда собственник туристического учреждения хочет быть независимым от финансового обеспечения Ростуризмом, он обязуется решать все социальные задачи самостоятельно (ч. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    Если экскурсионная программа длится более 24 часов, собственнику необходимо иметь финансовое обеспечение. Для этого следует пройти регистрация в Ростуризм.

    Материал проверен экспертами Актион Культура

    Введение……………………………………………………………………………………..2-3

      1.1 Общее представление о культурно-познавательном туризме…………………...4-6

      1. Возникновение туризма и этапы его развития в России………………………..6-10

        География туристских регионов и центров России……………………………10-12

      2.1 Географическая характеристика туристских ресурсов Мира…………………13-15

      1. Географическая характеристика туристских ресурсов России………………..15-18

    3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………19

    Заключение…………………………………………………………………………………...22

    Список литературы…………………………………………………………………………..23

    Введение

    На сегодняшний день самым распространенным, не зависимым от доходов, а зависимым от интереса самого туриста, является познавательный туризм.

    Данная курсовая работа позволяет узнать многое о познавательном туризме, о его значимости для человека, о географии расположения некоторых крупных культурно-познавательных центрах зарубежья и России. Целью работы является изучение культурного потенциала познавательного туризма, географии его развития по разным рекреационным районам и умение правильного использования туристской деятельности для различных категорий туристов. Объектом исследования в работе будет география познавательного туризма, как одного из видов туризма.

    Познавательный туризм – это туристские поездки, путешествия, походы с целью посещения каких-либо регионов, местностей, центров туризма и т.п., для ознакомления с памятниками природы, истории и культуры, бытом и традициями местного населения, народными ремеслами и промыслами, достижениями в области науки, культуры, промышленного производства, строительства и т.д. Элементы познавательного туризма различной степени присущи практически всем видам туризма.

    Потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации является объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть. Обычно целями познавательного путешествия являются:

    Увидеть природные достопримечательности и природные явления, красивые виды, пейзажи, закаты, красивые горные массивы;

    Познакомиться с достижениями искусства, науки и техники;

    Посетить экологически чистые объекты или наоборот экологически пораженные объекты;

    Увидеть экзотических животных или растительный мир;

    Посетить святыни, исторические места и сооружения;

    Сделать уникальные фотографии, снять красивые видеофильмы;

    Заполучить красивые сувениры, приобрести туристские товары.

    Есть люди, для которых кроме пляжного отдыха на свете ничего нет. Для них одна мысль о том, что можно целыми днями жариться на раскаленном песке, уже ненавистна. Есть и другие - они пляжи не ненавидят, им в голову подобный вид отдыха просто не приходит. Им надо, чтоб "мелькали города и страны, параллели и меридианы". Есть и третья категория - промежуточная: они готовы и на солнце погреться, и мир посмотреть. Это и есть познавательный туризм.

    К музеям у русского человека всегда был особый интерес. Да только выбор оказывался не велик. Но после того, как распахнулись границы, все мы ахнули. Оказывается, в мире в естественном виде существуют египетские пирамиды и музей истории сантехники в Англии, Эйфелева башня и музей галстуков в Загребе, Венеция и музей пыток в Праге, американская статуя Свободы и музей опиума в Таиланде, Иерусалим и район Красных фонарей в Амстердаме с памятником Сталина на одной из его улочек и множество других самых разнообразных интереснейших мест. В любом городе можно для себя открыть потрясающие маршруты и достопримечательности, доселе неведомые.

    Посещение других городов и стран - очень интересное занятие. Своими глазами увидеть Джоконду, о которой столько пишут в газетах; подняться на трехсотметровую высоту Эйфелевой башни, чтобы взглянуть на Париж "свысока"; помахать рукой статуе Свободы; попробовать воздушных венских пирожных; покататься по венецианским каналам на гондоле; побывать в доме, где жил Шекспир, в Стратфорде... Как же все это захватывающе и интересно! Путешествия заставляют человека понять, как прекрасна жизнь вокруг него, еще больше полюбить свою родину. К тому же впечатления останутся на всю жизнь.

    И люди бросились познавать этот мир, знакомый им лишь по книгам и альбомам. Особенно охочим до экскурсий удается за один раз намотать впечатлений от двух, трех, четырех, а то и пяти стран.

    глава 1. 1.1 Общее представление о культурно-познавательном туризме

    Туризм – временные выезды (иными словами - путешествия) граждан страны, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в познавательных, оздоровительных, спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

    Под понятием культурно-познавательного туризма понимается потребность духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах, где лично увиденное становится достоянием, принадлежностью мысли и чувств туриста, изменяя горизонты его восприятия.

    На сегодняшний день существует множество видов туризма. Это семейный, познавательный, спортивный, деловой и т.д.; так как понятие культурно-познавательного туризма не сводится только к познанию других стран, её обычаев и традиций, но культурно-познавательный туризм это ещё обмен опытом, навыками.

    Так как туризм способствует развитию путешествий, благодаря которым люди (туристы) имеют возможность посетить другие страны, то, задача культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их культурные потребности.

    Объектами туристского интереса могут являться древние города, музеи, памятники созданные человеком и природные, достопримечательности, городские ландшафты, этнические и фольклорные памятники и т. д.

    Рынок познавательного туризма также достаточно широк. Он в меньшей степени зависит от возрастной принадлежности туристов, в большей от круга его интересов. Интересовать человека может многое, в особенности что-то непривычное и необычное; поэтому при изучении рынка и разработки тура, при рекламе, особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.

    Существуют две разновидности познавательных туров:

      Стационарные туры – с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;

      Маршрутные туры – посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия.

    При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до

    3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры. Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические экскурсии, театральные, фольклорные, этнографические, литературные, природоведческие и т.д.

    Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (театры, концерты) мероприятия , направленные на удовлетворение любопытства туристов.

    Если организуется исторический тур, то богатая экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов. Культурные мероприятия – посещение массовых мероприятий, таких, как театры, концерты, и т.п. В программу включено посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев и т. д.

    Программа тура строится в зависимости от тематики тура.

    Досуг на таких турах культурно-познавательного характера: творческие встречи, видеопрограммы о месте отдыха, различные национальные праздники. Спортивные и курортные программы , как правило, не планируются.

    Размещение туристов в стационарных турах может быть самым разнообразным – в гостиницах от 1 до 5 звёзд. Основное требование – местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутных турах туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных странах - от 2 до 4 звезд).

    На познавательных турах с туристами работают опытные гиды-экскурсоводы . На отдельных тематических экскурсиях – экскурсоводы-искусствоведы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном (в ином случае, на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания. Считается, что перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии.

    В программе туров необходимо выделять свободное время для самостоятельного осмотра города и знакомства с его магазинами. В городах, на посещение которых выделяется всего 1 день, такое время может быть не предусмотрено. Хотя это зависит от построения программы, нагрузки и обилия достопримечательных объектов.

    На основании материалов о культурном и познавательном туризме можно сделать вывод, что такое культурно-познавательный туризм. Это туристские посещения памятников истории и культуры, туристских территорий и объектов культурного наследия.

    1.2 Возникновение туризма и этапы его развития в России

    Туризм (от фр. Tourisme Tour - прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда человек перестал трудиться ради выживания, заботиться о добыче хлеба насущного (на сегодня и завтра), а начал думать об отдыхе и связанных с ним удовольствиях, где определенное место заняли путешествия и туризм. Туризм - это, прежде всего, получение удовольствия, удовлетворение любознательности. Любознательность (любопытство) является одной из физиологических потребностей всего животного мира, в том числе и человека. Следовательно, любознательность - один из стимулов жизни, и для удовлетворения его требуются денежные ресурсы.

    Когда в первобытном обществе человек в поисках пищи (зверя, рыбы, ягод и т.д.) бродил по неизведанным просторам земли, то это еще не был туризм, так как первобытный человек совершал свое "путешествие" в целях первой жизненно необходимой потребности - выжить. После того как первая жизненно необходимая потребность перестала стоять перед человеком, у него появилась вторая необходимая потребность - потребность в информации, а, следовательно, в путешествиях.

    Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

    Первый этап – предыстория российского туризма.

    Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.

    Культурно-познавательный туризм знакомит туриста с культурными ценностями, расширяет его культурный кругозор. При этом турист получает знания, сообразуясь с собственными культурными запросами собственному выбору.

    Культурно-познавательный туризм на сегодняшний день является одним из самых распространенных типов туризма. Интересующиеся культурой, достопримечательностями, историей тех или иных регионов люди делают данный вид туризма все популярней. Во время экскурсий человек получает более точную и развёрнутую информацию о том, что его интересует. В наше время люди всё больше и больше путешествуют, пытаясь познать наш мир, понять законы его существования и разобраться в том, как же всё начиналось, и к чему мы, в конечном счете, пришли. В этих вопросах нам и помогает разобраться культурно-познавательный туризм, ведь желание людей обогащаться духовно даёт возможность дальнейшего развития.

    Подвиды культурно-познавательного туризма:

    Культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий);

    Культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современным постановочным культурным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них;

    Культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций по религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);

    Культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях);

    Культурно-этнографический (интерес к культуре этноса (народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);

    Культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);

    Культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);

    Культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах).



    Основные экскурсионные центры России - Москва с величественным архитектурным ансамблем Кремля, дворцовый Санкт-Петербург, древние города Золотого кольца, на северо-западе страны находится «Серебряное кольцо России», охватывающее древнерусские города Новгород, знаменитый кремлем XI-XV веков, и Псков с музеем-заповедником «Пушкинские горы», жемчужиной Беломорья и гордостью Русского Севера называют Соловецкие острова. Поволжские города - Нижний Новгород, Волгоград, Астрахань - крупнейшие туристские центры.

    В современной Европе туристов особенно привлекают памятники древнеримской и древнегреческой культуры, средневековья, эпохи Возрождения. Большой интерес представляют и современные сооружения, нередко уникальные (например, Эйфелева башня в Париже). Европа уже многие века представляет собой комплекс государств, концентрирующих в себе большую часть мирового интеллекта. Не случайно здесь находится множество высших учебных учреждений, научных институтов, музеев, постоянно проводятся научные форумы, и поэтому развивается научный туризм. К нему примыкает и туризм фестивальный (включая спортивный). Самые посещаемые достопримечательности Европы: Эйфелева башня (Париж, Франция); Лувр (Париж, Франция); Собор Святого Петра (Рим, Италия); Базилика Сакре-Кер (Париж, Франция); Диснейленд (Париж, Франция); Собор Парижской Богоматери (Париж, Франция); Гранд-базар (Стамбул, Турция).



    Эпоха античности занимает особое место в истории Европы. Древние народы и цивилизации оставили нам богатое наследство. Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства. V век до нашей эры называют «золотым веком» в истории Афин. В это время Афины обогатили мировую культуру такими ценностями, которые, по словам афинского историка, достойны быть «предметом удивления для современников и потомков». Достопримечательности Афин Агора-городская площадь Афин; Ареопаг; Арка Адриана; Акрополь-старинный город на холме; Афинский университет; Башня Ветров- древнейший метеорологический памятник; Библиотека Адриана; Памятник Лисикрата; Театр Диониса; Храм Гефеста; Храм Зевса.

    Рим - один из старейших городов мира. Достопримечательности древнего Рима: Арка Константина, Императорский форум, Колизей, Пантеон, Римский форум, Стена Аврелиана, Храм Ромула.

    Архитектурные «чудеса» Ближнего Востока: Пирамиды Гизы-Египет; Петра-Иордания; Храм Огня в Азербайджане; Мечеть Имама Иран; Персеполь Руины древней столицы Персии Иран; Храмовая гора В настоящее время представляет собой обнесённую высокими стенами прямоугольную площадь, возвышающуюся над остальными частями Старого города, на которой расположены мусульманские святыни - Аль-Акса (дальняя мечеть) и Куббат ас-Сахра (известная также как Купол Скалы, или «Купол над Скалой») Израиль; Могила царицы Нофретари Египет; Софийский собор Турция.

    1.1 Сущность и содержание культурно-познавательного туризма

    Культурно-познавательный туризм- это вид туризма, включающий поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов.

    Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика". Если такое путешествие длится больше суток это уже и есть культурно-познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью - насыщенность поездки экскурсионной программой.

    Однако до сих пор нет общепринятого определения культурно-познавательного туризма. Приведем определение культурного туризма, данное в Международной хартии туризма (International Tourism Charter, 2002), принятой Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) (ICOMOS International Council on Monuments and Sites), которое гласит, что культурно-познавательный туризм – это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурно-познавательный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями.

    Развитие культурно-познавательного туризма связано, прежде всего, с тем, что он способству­ет созданию позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности, содействует повышению образовательного и культурного уровня населения, уважения к своей национальной культуре и культурам других народов и стран.

    Туризм является средством открытого доступа к человеческим ценностям, культурному на­следию, духовному оздоровлению. Кроме того, туризм является средством коммуникаций, взаи­мопонимания между людьми, средством развития интеллекта.

    Развитие этого направления туризма играет важную роль и в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения. Развитие сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации, сохранению и развитию культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами.

    Выделяется несколько уровней культурно-познавательного туризма, такие как:

    Профессиональный, основанный на профессиональных контактах;

    Специализированный, где удовлетворение культурных потребностей является основной целью туриста;

    Неспециализированный, где потребление культурных благ является неотъемлемой, существенной частью, но не основной целью туристской поездки;

    Сопутствующий, где потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию и, соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения.

    Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

    · знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

    · посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;

    · посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

    · участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества.

    Формы Культурно-познавательного туризма

    Культурно познавательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным.

    Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим.

    То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Что касается географии экскурсионных туров, то ее диапазон простирается от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран. Если традиционно больше всего экскурсионные потоки притягивает к себе Европа, то в последние десятилетия география путешествий с культурно-познавательными целями стремительно расширяется и в самой России, и в плане поездок за рубеж.

    Развитие туризма представляет собой выгодную область приложения сил, направленных на развитие сознания российского общества и сближения России с цивилизованным миром, как с европейскими, азиатскими, так и с другими сообществами.

    К преимуществам культурно-познавательного туризма относятся следующие факторы:

    Возможность интегрировать территориальные единицы (страну, округ, регион);

    Повышение привлекательности территориальных единиц, улучшение инвестиционного климата;

    Создание новых рабочих мест;

    Обеспечение более полного использования культурных потенциалов территории .

    Кроме этого культурно-познавательный туризм обеспечивает определенные конкурентные преимущества.

    К основным из которых относится:

    Конструктивность и патриотичность, так как интенсифицирует работ по выявлению местных региональных преимуществ и общих национальных ценностей;

    Коммуникативность, так как он легко принимается чиновниками, бизнесом, сообществом и может быть основой консолидации региональных и национальных элит;

    Способность обеспечить конкурентные преимущества, активизируя местный творческий потенциал;

    Способность привлекать работников разной квалификации и специализации (гуманитариев и техников).

    Россия богата культурно- познавательными объектами для туризма которая представлена в (табл. 1).