Культурно-познавательный туризм- это вид туризма, включающий поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов.

Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика". Если такое путешествие длится больше суток это уже и есть культурно-познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью - насыщенность поездки экскурсионной программой.

Однако до сих пор нет общепринятого определения культурно-познавательного туризма. Приведем определение культурного туризма, данное в Международной хартии туризма (International Tourism Charter, 2002), принятой Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) (ICOMOS International Council on Monuments and Sites), которое гласит, что культурно-познавательный туризм – это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурно-познавательный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями.



В культурно-познавательном туризме лично увиденное становится для путешествующего личным достоянием, принадлежностью мысли и чувств. Благодаря экскурсиям и знакомству с культурой других стран и народов расширяется кругозор туриста и меняются горизонты его восприятия мира и культуры.

Развитие культурно-познавательного туризма связано, прежде всего, с тем, что он способству­ет созданию позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности, содействует повышению образовательного и культурного уровня населения, уважения к своей национальной культуре и культурам других народов и стран.

Основная задача культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их потребности в постижении нового, открытии культурно-исторических ценностей других стран. Развитие этого направления туризма играет важную роль и в решении социальных проблем.

Базой для развития культурно-познавательного туризма служат культурно-исторические ресурсы, расположенные в городах, селах и на межселенных территориях и представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных туров.

Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

Культурно-исторические объекты, задействованные в культурно-познавательном туризме, подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные - совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.

Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим рекреационным ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение определенного времени.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, с развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Выделяется несколько уровней культурно-познавательного туризма, такие как:

Профессиональный, основанный на профессиональных контактах;

Специализированный, где удовлетворение культурных потребностей является основной целью туриста;

Неспециализированный, где потребление культурных благ является неотъемлемой, существенной частью, но не основной целью туристской поездки;

Сопутствующий, где потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию и, соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения.

В зависимости от основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов:

· памятники истории,

· памятники археологии,

· памятники градостроительства и архитектуры,

· памятники искусства,

· документальные памятники.

К памятникам истории относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни страны, народа; развитием общества и государства, войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.

Памятники археологии - это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

К памятникам градостроительства и архитектуры относятся архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного садово-паркового искусства, природные ландшафты.

Памятниками искусства считаются произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Наконец, документальные памятники - это акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кино- и фотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

В сферу культурно-познавательного туризма могут вовлекаться и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, театры, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, океанарии, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, а также сохранившиеся народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

· знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

· посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;

· посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

· участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества.

Формы культурно-познавательного туризма:

Культурно познавательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным.

Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим.

То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Что касается географии экскурсионных туров, то ее диапазон простирается от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран. Если традиционно больше всего экскурсионные потоки притягивает к себе Европа, то в последние десятилетия география путешествий с культурно-познавательными целями стремительно расширяется и в самой России, и в плане поездок за рубеж.

Развитие туризма представляет собой выгодную область приложения сил, направленных на развитие сознания российского общества и сближения России с цивилизованным миром, как с европейскими, азиатскими, так и с другими сообществами.

К преимуществам культурно-познавательного туризма относятся следующие факторы:

Возможность интегрировать территориальные единицы (страну, округ, регион);

Повышение привлекательности территориальных единиц, улучшение инвестиционного климата;

Создание новых рабочих мест;

Обеспечение более полного использования культурных потенциалов территории.

Кроме этого культурно-познавательный туризм обеспечивает определенные конкурентные преимущества.

К основным из которых относится:

Конструктивность и патриотичность, так как интенсифицирует работ по выявлению местных региональных преимуществ и общих национальных ценностей;

Коммуникативность, так как он легко принимается чиновниками, бизнесом, сообществом и может быть основой консолидации региональных и национальных элит;

Способность обеспечить конкурентные преимущества, активизируя местный творческий потенциал;

Способность привлекать работников разной квалификации и специализации (гуманитариев и техников).

Как уже было написано выше, культурно-познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим. То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Если речь идет о посещении местности, связанной с археологией и археологическими раскопками, то такой тур является одновременно и экскурсионным, и археологическим.

Основным элементом культурно-познавательных туров является экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.) с целью приобретения новых знаний и получения новых впечатлений. Экскурсией называют коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста - экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

Экскурсии в современном культурно-познавательном туризме различаются по содержанию, составу участников, месту проведения, форме проведения и способу передвижения.

По способу передвижения экскурсии бывают пешеходные и связанные с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Каждый из видов обладает собственной спецификой. Например, автобусные экскурсии включают в себя показ объектов при замедленном движении автобуса; показ объектов при остановке движения автобуса без выхода из него; показ объектов с выходом экскурсантов из автобуса. При этом является обязательным хотя бы один запланированный выход из автобуса для осмотра объектов.

В зависимости от места проведения экскурсии бывают городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие несколько мест). Место проведения предопределяет особенности содержания экскурсии, выбор объектов показа.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые) и тематические. В обзорных экскурсиях используется исторический и современный материал, что позволяет называть их многоплановыми. Такие экскурсии строятся на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Они дают лишь общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. В то же время в каждой обзорной экскурсии освещается несколько подтем (например, история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.).

ВВЕДЕНИЕ

Экскурсионный туризм является на сегодняшний день важным объектом изучения, так как он является существенным объектом мирового хозяйства. За последние десятилетия ХХ столетия международные туристские связи стали составной частью социально-экономических отношений мирового сообщества. В связи с этим огромное значение имеет процесс изучения туризма как науки. Регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре для привлечения потенциальных туристов. Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому местные туристские организации должны заниматься распространением информации о своем регионе.

Актуальность данной работы заключается в том, что с помощью данных полученных и проанализированных в этой работе можно будет определить соответствие экскурсионных туров в Красноярске ГОСТам.

Основной целью работы является проверка на соответствие ГОСТам красноярских экскурсионных туров.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • 1. Понять, что такое экскурсионный туризм
  • 2. Составить список основных критериев на основе ГОСТов
  • 3. Проверить соответствие экскурсионных туров красноярских туроператоров составленным критериям

Объектом исследования является экскурсионный туризм.

Предметом исследования являются программы экскурсионных туров.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Понятия культурно-познавательного туризма

Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

Туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

На конференции в Мехико (1981 г.) было провозглашено два определения культуры. Первое определение - общего характера, основанное на культурной антропологии и включающее все, что создал человек дополнительно к природе: общественную мысль, хозяйственную деятельность, производстве, потребление, литературу и искусство, образ жизни и человеческое достоинство.

Второе определение - специализированного характера, построенное на «культуре культуры», т.е. на моральных, духовных, интеллектуальных и художественных аспектах жизни человека.

Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п.

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

памятники археологии;

культовую и гражданскую архитектуру;

памятники ландшафтной архитектуры;

малые и большие исторические города;

сельские поселения;

музеи, театры, выставочные залы и др.;

социокультурную инфраструктуру;

объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;

технические комплексы и сооружения.

При посещении другой страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является природа. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.

Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.

Уровень культурного развития может быть использован для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

Оценка культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:

ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре;

необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к объектам культуры определяется модой.

Важной характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура и др. Вместе с тем ряд объектов, например ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок в обществе. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период.

Несмотря на то что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.

Практически существует семь видов культурного туризма, каждый из которых направлен на посещение определённых культурных и исторических мест. Основные типы культурного туризма:

Архитектурный туризм - посещение архитектурных форм представляющих культурное значение;

Исторический - это особый вид туризма, основное направление - посещение мест исторических битв, музеев, развалин и других видов исторической и военной архитектуры;

Туризм литературы и искусств - театры, галереи, дома и музеи художников и писателей;

Музыкальный туризм - концерты, фестивали, карнавалы;

Туризм парков культуры - исследование ландшафтов;

Экскурсионный туризм- архитектура и панорамы городов;

Сельский - сельская местность, чистый воздух, культура и фольклор.

Культурно-познавательный туризм направлен на расширение кругозора туриста. В турах обязательно должна присутствовать программа с определенными объектами по тематике. Это отличает его от других видов туризма.

Возникновение и развитие культурно-познавательного туризма неразрывно связано с историей возникновения понимания культурных ценностей, признания необходимости их систематизации и разработке нормативных актов по охране. В последние годы во всем мире наблюдаются тенденции пересмотра отношения к природному и культурному наследию, что связано с глобальными процессами создания общего информационного пространства. Тенденция направлена в сторону перемещения культурного наследия из сферы преимущественно декоративного элемента жизни общества в базовую ценность современной цивилизации. Памятники природы, истории и культуры составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира. Они поддерживают природное и культурное многообразие планеты и вносят существенный вклад в устойчивое развитие страны и человеческой цивилизации в целом. Современный этап истории развития культурно-познавательного туризма. Конец XX начало XXI века - этап осознания опасности глобального и бесконтрольного использование культурных ресурсов. Характеризуется наличием следующих факторов: межкультурное влияние, создание единого информационного пространства, законодательное регулирование, разработка и внедрение программ по сохранению культурного наследия. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с большим влиянием туризма на экономику отдельной страны. Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем, способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания, внедрению новых средств распространения информации.

Культурно-познавательный туризм значительно отличается от других разновидностей туризма, он не имеет ярко выраженную сезонную востребованность. Данный вид актуален в любое время года, так как туристы приезжают на экскурсии, чтобы побывать в музеях, увидеть исторические памятники и достопримечательности страны

Россия обладает большим ресурсным потенциалом, например историко-культурные и исторические памятники являются очень востребованными в Ростуризме.

Так же регионы должны развиваться в области целевой аудитории, необходимо понимать какая категория людей приезжает в тот или иной сезон и с какой целью.

На данный момент в Российской Федерации не уделяется должное внимание изучению социальных характеристик.

Развитие культурно-познавательного туризма в регионах

Россия – богатая культурная страна, практически в каждом регионе имеются ресурсы для развития туризма. Чтобы правильно выстроить работу по развитию Ростуризма в регионе, каждый орган власти или фирма должны взять на себя ответственность за конкретную сферу деятельности.

Например, органы культуры должны следить за техническим состоянием и внешним видом . В случае чего, они обязаны провести необходимые ремонтные работы, реконструкцию или реставрацию.

Фирмы-туроператоры должны искать способы для расширения географии и увеличения маршрутов.

В свою очередь Министерство культуры Российской Федерации обязано заниматься увеличением количества отечественных музеев, заповедников и старинных усадеб. Так же Министерство образования и науки должны заниматься работниками, которые находятся в сфере культурно-познавательного туризма.

Специалисты должны постоянно для усовершенствования работы.

Регионы должны создавать и сохранять свою привлекательность, за счет бережного отношения к историческим памятникам, культурным объектам и достопримечательностям. Так же местные власти или частные лица должны позаботиться о комфортном размещении туристов.

Ресурсы культурно познавательного туризма

Туристические ресурсы играют очень важную роль в определенной сфере и конкретном регионе. Например, для горнолыжного отдыха – это горы, для экологического туризма – заповедники, парки, живая природа и многое другое.

Для людей, приехавших с целью лечения, оздоровления или профилактики очень важным является наличие целебных вод, природных минеральных источников и тому подобное.

Что касается , здесь выделяют два основных вида:

Культурно-познавательный туризм имеет очень важное преимущество перед другими видами отдыха – это круглогодичная востребованность. Все регионы различны между собой по своим ресурсам, инфраструктуре и целевой аудитории. Именно поэтому развитие культурного туризма напрямую зависит от выработки для отдельно взятого региона.

Полномочия Федерального агентства по туризму

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) – это Федеральный орган исполнительной власти, который занимается государственным регулированием туристической деятельности. Ростуризм обязан вести единый Федеральный реестр туроператоров и создавать новые представительства для развития туризма за пределами РФ.

Так же обязуется сообщать турагентствам и гостям о возможной угрозе жизни в месте, где они пребывают на данный момент. Не одно обращение граждан в структуру не должно остаться без внимания и ответа. Федеральное агентство обязано решать вопросы по урегулированию вопросов, возникших во время культурно-познавательного туризма.

Несет ответственность за:

  1. Рациональное использование предметных и непредметных ресурсов;
  2. Свободу передвижения граждан;
  3. Безопасность отдыха и имущества;
  4. Различные права туристов во время пребывания на территории РФ.

Местные органы власти должны решать вопросы своего региона и самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью. Законы № 131-ФЗ и № 132-ФЗ свидетельствуют о том, что органы местного самоуправления наделены определенной властью в сфере туризма. Они обязуются:

  • Создавать муниципальные предприятия и учреждения, которые будут решать социальные задачи, и организовывать туристический отдых на территории Российской Федерации;
  • Формировать необходимые условия для развития культурного туризма;
  • Быстро принимать решения в случае угрозы жизни или имуществу гражданам, находящимся на той или иной территории. А так же оказания своевременных услуг при расторжении договора с туроператором по уважительной причине.

Подробнее о полномочиях местных органов власти

Местные органы власти несут ответственность и наделены особыми полномочиями в области культурно-познавательного туризма. Они обязаны следить за состоянием культурных и исторических памятников. Так же они могут разрабатывать новые туристские маршруты и разведывать прилежащие территории.

В их обязанности может входить разработка, создание и продвижение сувенирной продукции для туристов. Для того чтобы не потерять колорит и непредметные ресурсы необходимо создать специальные условия для развития художественного творчество в своем регионе.

Органы власти могут популяризировать, сохранять внешний вид и использовать предметные ресурсы по своему усмотрению.

Так же в их обязанности входит:

  • Развитие городских программ культурно-познавательного туризма;
  • Содействие в организации и воплощении в жизнь программ государственной или региональной важности;
  • Организация безопасного туризма;
  • Помогать в разработке мероприятий по развитию туризма в целом.

Органы местного самоуправления могут осуществлять решение различных важных вопросов в области культурного туризма, при этом, не нарушая полномочий установленных органами государственной власти России.

Целевая туристическая аудитория в Российской Федерации

На данный момент в России не уделяется должное внимание изучению целевой аудитории в том или ином регионе или Государства в целом. Социально-демографические характеристики имеют большое значение в развитии культурного туризма. Например, для определенной категории людей интересны только традиции и творчество страны, поэтому необходимо обратить на это внимание и заняться развитием этой области в регионе.

Как правило, женщины больше всего предпочитают культурно-познавательный туризм, поэтому необходимо организовать все условия для комфортного пребывания женской аудитории. Большую часть составляют дети, студенты и женщины бальзаковского возраста.

Если рассмотреть это с профессиональной стороны, то станет заметно, что чаще всего интересуются культурой педагоги, врачи и люди всех творческих профессий. Редко в этой области можно увидеть серьезных предпринимателей, офисных работников и так далее. Этому есть простое объяснение:

  1. Творческие люди имеют время, желание и интерес развиваться в области культуры и узнавать что-то новое;
  2. Офисные работники не имеют на это время, они предпочитают усердно работать или посещать другие страны только лишь для отдыха. Посещение музеев и выставок не вызывает у них особого интереса.

О менталитете и выборе времени года

Если рассмотреть этот вопрос со стороны граждан проживающих в крупных городах и небольших поселках можно сразу выставить приоритеты. Культурно-познавательный туризм в отличие от любого другого вида, пользуется популярностью не у всех, но не имеет сезонных ограничений.

Например, горнолыжный туризм посещают в России исключительно в зимнее время, а пассивный отдых у моря характерен только в летний период. В этом плане у культурного туризма рамок нет.

Так же следует знать, что в весенне время всегда большой поток туристов – школьники. В это время года в школах проводят плановые экскурсии для культурного развития поколения.

Пенсионеры в свою очередь предпочитают отдыхать в сентябре, так как это время самое спокойное и подразумевает меньшее количество туристов. Не маловажным фактором является благоприятный климат.

К культурному развитию чаще всего стремятся жители крупных городов, так как у них есть финансовая возможность и интерес к новым знаниям. А вот жители поселков или малых городов не проявляют должного интереса к саморазвитию. Всему виной – разница в воспитании и менталитете. В малых населенных пунктах, как правило, не прививают любовь к культуре.

Не редко безработица и необразованность берет верх над мотивацией к культурному развитию.

Финансирование учреждений культуры

Финансирование напрямую зависит от рода деятельности той или иной компании. Государственное предприятие обязано быть зарегистрировано в федеральном реестре туроператоров.

На основе правового акта будет решен вопрос об установлении цены на туристические продукты, путевки или длительные экскурсии. Так же основываясь на правовой акт, возможно предоставление прав на установление цены определенному органу.

В случае, когда собственник туристического учреждения хочет быть независимым от финансового обеспечения Ростуризмом, он обязуется решать все социальные задачи самостоятельно (ч. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Если экскурсионная программа длится более 24 часов, собственнику необходимо иметь финансовое обеспечение. Для этого следует пройти регистрация в Ростуризм.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика основных направлений развития культурно-познавательного туризма в Беларуси и важность экскурсионных объектов для развития туристической сферы в РБ. Экскурсионный потенциал и основные направления развития культурно-познавательного туризма.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2012

    Культурное наследие: понятие и опыт сохранения. Основные этапы развития российского культурно-познавательного туризма. Мероприятия, осуществляемые на региональном и муниципальном уровнях по развитию турпродукта, а также культурно-познавательного туризма.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2016

    Ресурсы культурно-познавательного туризма. Историко-культурные ресурсы Архангельской области. Анализ деятельности туроператоров, формирующих экскурсионные туры по Архангельской области. Проблемы развития культурно-познавательного туризма в области.

    курсовая работа , добавлен 04.11.2015

    Влияние туризма на жизнь общества. Рассмотрение основных особенностей развития познавательного туризма в России, этапы разработки познавательного тура по Москве. Основные способы организации маршрутных туров. Московский Кремль как древнейшая часть Москвы.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2012

    Значение и роль туризма для развития экономики государств. Развитие индустрии туризма. Влияние туризма на социально-психологическое состояние человека, улучшение его здоровья. История путешествий и туризма в России, основные этапы его развития.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Сущность и отличительные особенности религиозного туризма, история и основные этапы его развития в России и в мире. Состояние и деятельность турфирм по организации религиозного туризма в Республике Татарстан, разработка и оценка познавательного тура.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2015

    Сущность туризма и основные факторы его развития. Социально-культурные аспекты познавательного и спортивного туризма. Возникновение Олимпийских игр и изучение их роли в истории путешествий. Строительство спортивных комплексов при подготовке к Олимпиаде.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Законодательные основы развития туризма, его классификация. Особенности и предпосылки развития научно-познавательного туризма на примере Республики Алтай, характеристика его комплексных объектов и маршрутов. Проблемы и перспективы развития туризма.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010